Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Пантиков, Виталий Александрович

  • Пантиков, Виталий Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Томск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 177
Пантиков, Виталий Александрович. Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Томск. 2003. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пантиков, Виталий Александрович

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки развития воображения и художественного творчества младших школьников

1.1 Анализ проблемы развития воображения и творчества

1.1.1. Анализ проблемы развития детского воображения

1.1.2. Исследование проблемы развития детского художественного творчества

1.2. Дидактические условия развития младшего школьника субъекта познания и творческой деятельности

Выводы

Глава 2. Комплексная методика эффективного развития воображения и художественно творческих способностей младших школьников и экспериментальная проверка её эффективности

2.1. Образно-логический способ обучения как база комплексной методики развития воображения и художественного творчества младших школьников

2.2. Комплексная методика развития воображения и художественно творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительного искусства

2.3. Интеграция уроков ИЗО с другими предметами

2.4. Экспериментальные исследования эффективности комплексной методики развития воображения и художественно творческих способностей младших школьников

2.5. Рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества младших школьников

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия. Специфика проблем творчества концептуально рассматривается разными научными направлениями с целью исследования творческой деятельности человека вообще и развития педагогической теории и практического управления педагогическим процессом в частности.

Творческий процесс далеко не новый предмет исследования. Он привлекал внимание мыслителей всех эпох в развитии мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему в глубь веков стремлению создать «теорию творчества», вернее, по многократным попыткам ее построения. Вместе с тем, творчество личности зачастую рассматривается как обособленный процесс (вид деятельности), являющийся самоцелью. Тогда как это феномен обладающий и целесообразностью, и определенной степенью организованности. Следовательно, творческость (креативность) может и должна быть связана с педагогическим процессом в начальном звене школы, поскольку именно в нем личность ребенка приобретает основные когнитивные навыки и способы деятельности.

Результаты теоретического анализа свидетельствуют о том, что в науке определились основные направления исследований по проблемам творческой деятельности, в том числе художественного творчества. Вместе с тем, имеются противоречия между:

• потребностью общества в инициативной личности с развитым творческим началом и недостаточными возможностями системы образования созл давать условия необходимые для развития творческого потенциала подрастающего поколения;

• уровнем развития воображения ребенка и невостребованностью данного феномена в процессе обучения;

• потребностью ребенка в творческой самореализации и формализацией обучения, отсутствием должного внимания к организации творческой деятельности младших школьников на занятиях художественно - эстетического цикла. Это порождает проблему создания в образовательной среде условий для реализации потенциальных, творческих возможностей личности. Одним из значимых решений этой проблемы является вхождение ребенка в развивающую, эстетическую среду, приобщение его к различным видам эстетической деятельности: изобразительной, литературной, сценической и т.д., другим - реализация в образовательном процессе принципа природосообразно-сти (Песталоцци, А.Я. Коменский, и др.) как одного из условий успешного развития личности.

Необходимость разрешения этих противоречий определили актуальность исследования по теме. «Дидактические условия развитие воображения и художественно творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Цель исследования: выявить дидактические условия, разработать образно - логический способ обучения рисованию и комплексную методику, способствующих эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Объект исследования: учебный процесс по изобразительному искусству в начальном звене общеобразовательной школы.

Предмет исследования: дидактические условия, способ образно - логического обучения рисованию и комплексная методика, способствующие эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на занятиях изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: развитие воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства может быть эффективным при следующих условиях:

• интеграции уроков изобразительного искусства и художественного труда с другими предметами;

• применении комплексной методики, разработанной на основе предложенного автором образно - логического способа обучения рисованию;

• соответствующей подготовке учителя к педагогической деятельности по развитию воображения и активизации художественно творческой деятельности младших школьников.

В соответствии с предметом, целью, гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Исследовать состояние проблемы и выявить дидактические условия развития воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.

2. Создать образно-логический способ обучения рисованию, на базе которого разработать комплексную методику, способствующую развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

3. Разработать методику, позволяющую оценить уровень развития художественно творческих способностей младших школьников и выявить среди них наиболее одаренных в изобразительной деятельности.

4. Разработать методические рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках художественно - эстетического цикла.

5. Внедрить положительные результаты исследования в практическую работу студентов Красноярского педагогического университета и школ города Красноярска и Красноярского края.

Теоретико - методологической основой исследования явились фило-софско - психологические исследования по проблемам воображении и творчества, их активной роли во всестороннем развитии личности. При этом:

• проблемам воображения и творчества посвящены исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов: М.Б.Беркинблита, А.В. Петровского, П.П.Блонского, Дж. Брунера, А.В. Брушлинского, JI.C. Выготского, С.О. Грузенберга, В.В.Давыдова, А.М.Матюшкина, А.Я.Пономарева, В.П. Симонова, А. Валлона, Дж. Гилфорда, Т. Рибо и др.

• психология искусства представлена работами А.Н. Леонтьева, А.Я Пономарева, C.J1. Рубинштейна и др.

• исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю.К.Бабанским, Н.Ф. Талызиной, М.М. Поташником, В.А. Сласте-ниным, В.А.Черкасовым, С.А.Шапоринским и др.

• возрастные особенности младших школьников рассматриваются в ра-ботахМ.К.Акимовой, Л.И.Божович, Е.М.Борисовой, Д.Б.Эльконина и др.

• проблема развития детского воображения нашла отражение в исследованиях отечественных психологов и педагогов: Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, О.М.Дьяченко, Н. Н. Палагиной и др.

• вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности посвящены работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А.Мелик -Пашаева, Б.М.Неменского, Н.Н. Поддъякова, С Л. Рубинштейна Н.Н. Сакули-ной, Б.М. Теплова, Е.А Флериной и др.

Комплексный подход к проблеме развития творческого потенциала личности позволил сделать педагогическое изобретение (патентное свидетельство № 130, зарегистрированное в международном Реестре педагогических изобретений 25.11.1996 г.), методологической и методической основой которого является образно - логический способ обучения рисованию.

Базой научного исследования явились школы № 10, 35, 78, 84 и детские сады № 44, 95, 365 г.Красноярска, школа № 272 г.Новосибирска, д/с № 2 г.Сосновоборск. Всего более 20 районов Красноярского края и Хакассии.

Этапы и методы исследования. Исследование продолжалось в течение 10 лет и проходило в четыре этапа.

На первом этапе (1990 - 1994 г.г.) проведен анализ литературы и программ с различными подходами и взглядами на проблему развития воображения и художественного творчества младших школьников. Определены предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (1995 - 1997 г.г.) проведен констатирующий эксперимент, создан образно - логического способа обучения рисованию, на основе которого разработана методика развития воображения и художественного творчества младших школьников.

На третьем этапе исследования (1998 - 2000 г.г.) проводилась отработка предложенной методики на экспериментальных площадках, написан ряд учебных и методических пособий, в том числе «Азбука творчества» и др.

Четвертый этап (2001 - 2002 г.г.) посвящен анализу результатов формирующего эксперимента, оформлению диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Выявлены дидактические условия эффективного развития воображения и художественно - творческих способностей младших школьников (интеграция уроков изобразительного искусства с другими предметам, применение комплексной методики, соответствующая подготовка учителя к деятельности по развитию творческих способностей младших школьников).

2. Теоретически обоснован и предложен образно - логический способ обучения рисованию, обеспечивающий одновременную реализацию чувственно - сенсорной и мыслительной стороны познания младших школьников, эффективности их изобразительной деятельности, творческой активности и самостоятельности в процессе создания образов различных предметов на основе простых первичных образов: точка, прямая, дуга, геометрические фигуры, буквы, цифры (патентное свидетельство № 130).

3. Разработана на базе этого способа комплексная методика, способствующая развитию воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства, в процессе которой они самостоятельно создают (изображают) образы различных предметов, комбинируя однотипные и разные первичные образы, в том числе используя пальчиковую технику рисования. Экспериментально подтверждена ее эффективность.

4. Разработана и апробирована методика, позволяющая оценить уровень развития воображения, образного мышления, творческих способностей младших школьников, динамику развития этих способностей и выявить наиболее одаренных в изобразительной деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования: предложенный автором способ образно - логического обучения рисованию и разработанная на его основе комплексная методика эффективного развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников:

• нашли широкое применение в общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и способствуют эстетическому развитию и реализации творческого потенциала дошкольников и младших школьников;

• применяются на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства с целью развития их профессионализма в институтах повышения квалификации работников образования;

• предложен диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития воображения, художественно творческой деятельности младших школьников и эффективность разработанной методики.

Достоверность полученных результатов и вытекающих из них выводов обеспечивается методологической базой, адекватной целям и задачам исследования, многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций реальными положительными результатами эксперимента, репрезентативностью выборки, а также зафиксированными в отснятых фильмах: практические работы учащихся и детей дошкольников; практические занятия со школьниками, проводимые диссертантом.

Апробация и внедрение результатов исследования: отдельные положения, результаты исследования нашли отражение в лекциях, прочитанных г' на курсах повышения квалификации учителей и воспитателей в городах Красноярского края (Канск, Ачинск, Шарыпово, Дивногорск, Сосновоборск, Бородино и др.), а также в Новосибирске и Челябинске.

Результаты исследования обсуждались на семинарах: преподавателей ИЗО и классных руководителей, в университетах педагогических знаний горадов и районов Красноярского края, на кафедре культуры Красноярского ц, краевого института повышения квалификации работников образования, на кафедре МХК Красноярского государственного педагогического университета, на семинаре кафедры педагога - исследователя ТГПУ.

Результаты исследования были представлены на конференциях разного ранга в г. Новосибирске (1995, 1997г.г.), г. Красноярске (1997 - 2002 г.г.),

На защиту выносятся:

1. Дидактические условия, способствующие эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства (применение комплексной методики, интеграция уроков изобразительного искусства с другими предметами, целенаправленная подготовка учителей к деятельности по развитию воображения и творческих потенциала младших школьников).

2. Образно - логический способ обучения рисованию, реализующий одновременно чувственную и мыслительную стороны познания, способствует эффективности изобразительной деятельности младших школьников, их творческой активности и самостоятельности в процессе создания образов различных предметов, композиций на основе простых первичных образов (точка, прямая, дуга, геометрические фигуры, буквы, цифры).

3. Комплексная методика эффективного развития воображения и художественно творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства, в процессе которой они самостоятельно создают (изо* бражают) образы различных предметов и композиции, комбинируя однотипные и разные первичные образы, используя соответствующие техники, в том числе пальчиковую технику рисования.

4. Методика диагностики уровня развития компонентов творческих способностей учащихся и методические рекомендации по подготовке учителей к деятельности по развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Пантиков, Виталий Александрович

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Экспериментальные исследования подтвердили, что развитию творческого потенциала младших школьников способствуют следующие дидактические условия: применение комплексной методики развития воображения и художественного творчества детей, интеграция уроков ИЗО и художественного труда с другими предметами, соответствующая подготовка учителей к активизации творческого процесса на уроках ИЗО и художественного труда.

Первое условие создавалось нами на основе изменения содержания обучения и применения приемов деятельности, основанных на доступности. Это привело к тому, что учащиеся экспериментальных классов увлеклись такими уроками, так как получили возможность почувствовать себя успешными достаточно быстро.

Второе условие создавалось на основе применения в учебном процессе элементов музыки, поэзии, четкой характеристики предметов и материалов, используемых человеком в творчестве. Это позволило активизировать познавательную деятельность учащихся и инициировать их эмоционально - чувственную сферу, что способствовало развитию их творческого потенциала.

Третье условие, по нашему мнению, является основным, поскольку только учитель, готовый и желающий активизировать творческую деятельность ребенка, способен достичь значительных результатов в этом направлении. Нами предложены методические рекомендации для учителя, основанные на личном опыте, приобретенном в процессе многолетней деятельности.

Результаты экспериментальных исследований подтвердили положения гипотезы. Так, высокий уровень развития воображения показали 73 % учащихся экспериментальных классов и 23 % учащихся контрольных классов. Высокий уровень развития наглядно - образного мышления у 77% учащихся экспериментальных классов и у 27% в контрольных классах. Высокий уровень развития творческих способностей у 88,5% учащихся экспериментальных классов и у 46% учащихся контрольных классов. У 69 % учащихся экспериментальных классов высокий уровень эмоциональной восприимчивости, тогда как в контрольных классах такой уровень только у 38 % учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по исследуемой проблеме позволил выявить дидактические условия, способствующие эффективному развитию воображения и художественного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства (интеграция уроков ИЗО с другими предметами, применение комплексной методики, способствующей развитию воображения и художественного творчества младших школьников, соответствующая подготовка учителя к развитию творческого потенциала ребенка).

Предложенный автором образно - логический способ обучения рисованию и разработанная на его основе комплексная методика, обеспечивают активную творческую деятельность младших школьников, в процессе которой они, используя однотипные или разные первичные образы, самостоятельно создают (изображают) различные предметы и композиции, осваивают различные техники, в том числе пальчиковую технику рисования.

Разработана и апробирована методика, позволяющая оценить уровень развития у младших школьников творческих способностей, их компонентов: воображения, эмоциональной восприимчивости, образного мышления и т.д.

Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе значительно (до 88 %) возросло число учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей (и их составляющих) при среднем уровне у ] 2 %, тогда как в контрольной группе высокий уровень развития этих способностей у 46 % и средний у 38% учащихся.

Образно - логический способ обучения рисованию и комплексная методика нашли широкое применение в школах и дошкольных учреждениях, они способствуют эстетическому развитию и реализации творческого потенциала младших школьников и дошкольников на уроках ИЗО. Предложены рекомендации для подготовки учителей к деятельности по развитию художественного творчества детей, которые используются на факультете начальных классов КГПУ, в институтах повышения квалификации.

В процессе проведенного исследования решены поставленные задачи и подтверждена гипотеза, что свидетельствует о целесообразности применения разработанной нами комплексной методики для развития творческого потенциала учащихся в различных системах образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пантиков, Виталий Александрович, 2003 год

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие . 2-е изд. пе-рераб.-Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.-379 с.

2. Афинская И.И. Опыт исследования результатов обучения младших школьников. Вопросы психологии. 1984, № 4.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство? T.l. -М.: 1973, Т.2. 1979.

4. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - М.: 1986.

5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960. 486 с.

6. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека //Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982.-С. 7-31.

7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

8. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество,- М.: Сов. Художник, 1987.231 с.

9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа - 1980-368с.

10. Ю.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 158 е.11 .Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении.— Л.:Музыка, 1973.

11. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М.: 1986.

12. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход в воспитании учащихся: (В вопросах и ответах). К.: Рад. школа, 1985. - 256 с.

13. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). 2-е изд. перераб и доп. - К.: Рад. школа, 1983 -287 с.

14. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развитиритель-ного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. -М.: Новая школа, 1996. -48 с.

15. Берн Э. Игры в которые играют люди, люди, которые играют в игры,- М., 1991.

16. П.Бердяев Н А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1989.

17. Беркинблит М.Б., Петровский А.В.Фантазия и реальность. ,-М.: Политич. лит., 1968.-128 с.

18. Библер B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат,! 975.-399 с.

19. Блонский П.П. Память и мышление // Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979. Т.2. С. 118-340.

20. Богоявлинская О.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

21. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. -М.: Педагогика, 1972.

22. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. -М.: Педагогика, 1972.

23. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка Минск, 1974

24. Брунер Дж. Психология познания.-М.: Прогресс, 1977. 421 с.

25. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. 148 с.

26. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983.

27. Валлон А. Психическое развитие ребенка М.: Просвещение, 1967 - 196 с

28. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.

29. Венгер Л.А. Психологическая готовность ребенка к школе. Вопросы психологии. 1984, № 4.

30. Вендрова Г., Критская Е. Трудности мнимые и реальные. Музыка в школе. 1986. №1.

31. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского/ 2-е изд., исправленное и дополненное М.: Просвещение, 1979 - 288 с.

32. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной./- М., 1984.

33. Волков И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения-М. , 1990.

34. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.,1980. 508 с.

35. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977, с. 7—9.

36. Вопросы психологии способностей /Под ред. В.И. Логиновой/ М., 1983.

37. Воронова В.Я. Творческие игры младших школьников М., 1981

38. Воспитание детей в игре /Сост. А.Е. Бондаренко, А.И. Матусик/ М., 1983.

39. Выготский J1.C. Психология искусства. /Сост. М.Г Ярошевский. Р-н-Д /Феникс, 1998. -480с.

40. Выготский B.C. Собрание сочинений: в 6-ти томах, Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В. Давыдова/. М.: Педагогика, 1982, - 504 с.

41. Выготский Л.С. Воображение и творчество детского возраста. СПб.: Союз, 1997,- 96с.

42. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. -376 с.

43. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопр. психологии. 1982. № 5.

44. Гальперин П.Я., Данилова B.JT. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии. 1980. № 1. С.31-38

45. Гачев Г.Ф. Творчество, жизнь, искусство М., 1980.

46. Гегель Г. Эстетика. В 4-х т.М. ,1968-1973.

47. Глинская И.И. Совершенствование практических занятий учителей изобразительного искусства и черчения в ИУУ. (Методические рекомендации). Ленинград, 1982.

48. Гнатюк Н.П. Нет предела совершенству. М., 1989.

49. Гончарук А.И. Концепция школы XXI века (Диалектика учебного процесса). Красноярск: МЦПИ, 1997. - 56с.

50. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе, 1988. №2.

51. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1923.

52. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного мышления,-М„ 1976.

53. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика,1986,- 240 с.

54. В.В. Давыдов. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.

55. Детская психология: Учебное пособие /Под. ред. Я.Л. Коломинсткого и Е.А. Панько/ Минск., 1981. Т.4.

56. Дмитриева Н.А. Эстетическое воспитание. М., 1973.

57. Дистервег А., Избр. Пед. Соч., М., 1956;

58. Драгунова Т.В. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическаяпсихология. -М., 1973.

59. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. -208 с.

60. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника// Вопросы психологии. -1988. -№ 6 С. 52-59.

61. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. -М.: Знание, 1986. 96с.

62. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. М., 1997

63. Дудецкий А.Я., Юлустина Е.А. Психология воображения (фантазия). М., Смоленск, 1997.65.3ак А. Как развивать мышление у детей. Наука и жизнь. С. 97 100. - М., Изд. «Правда». 1979. № 9.

64. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т. 1.

65. Житникова JI.M. Учите детей запоминать. М., 1985.

66. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.

67. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988

68. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М., 1961. 223 с.

69. Изард К. Эмоции человека. -М.: МГУ, 1980. 288 с

70. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание. -1972. -Вып. 1. -121 с.

71. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. -М.: Политиздат. -1984.-320 с

72. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников / Под ред. B.C. Кузина М.: НИИ школ, 1981. с. 120.

73. Изобразительное искусство в школе. Составитель Виноградова Т.Г. М.: Просвещение, 1990. с. 251.

74. Искусствознание и психология художественного творчества / Под ред. А.А. Зись, М.Г. Ярошевского М.: Наука, 1988. с. 350

75. История педагогики. Учеб.пос. подредА.И. Пискунова. 1998

76. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

77. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Учебный процесс в младших классах школы и его принципы: Учебно-методическое пособие. М.,1973. 84 с.

78. Каган М.С. Искусство в системе культуры. Л.: 1987 272 с.

79. Кан-Калик В., Никандров Н. Можно ли научиться творчеству? (О проф. мастерстве учителя) // Народн. образование. 1989. №11.

80. Кардашев В.Н. Развитие творческой активности юных художников. Советская педагогика. 1990. № 9.

81. Кшюшина И.П. Структура и механизм творческой деятельности М.: Изд. НРУ, 1983. с.

82. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности, М.: 1959. 304 с.

83. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1979. 120 с.

84. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности. // Проблемы способностей. М., 1962. С. 112-177.

85. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. 63 с.

86. Колокольников В.В. Рисование 1 класс М.: Институт художественного воспитания, 1963.

87. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. -190с.

88. Коменский Я.А. Избр. Пед.соч., М. 1955;

89. Краткий словарь по эстетике / Под ред. Овсянниковой М.О. М.: Просвещение, 1983. с. 223.

90. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. М., 1977. 208 с.

91. Ленин В.И. О литературе и искусстве,- М.: Худ.лит., 1986. -576с.

92. Леонтьев А.И. Проблемы развития психики -М.:Мысль, 1965. 573 с.

93. Леонтьев А.И. Психология образа // Вестник МГУ, Психология. 1979.С.3-13.

94. Макаренко А.С. Цель воспитания. М.: Изд. АПН РСФСР. Т.5. 1951. с. 325 -337.

95. Максимов Ю. В. Родник творчества. -М., 1988.

96. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. М., 1983.

97. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика.-Новосибирск: НИПК и ПРО. 1997. 136 с.

98. Матюгин И.Ю., Чаекаберья Е.И. Развитие образной памяти. М., 1993.

99. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика. -1975. 298 с.

100. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.

101. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. -144с.

102. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -269с.

103. Мейлик Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Психология процессов художественного творчества/ Л.: Лениздат, 1980. с. 341.

104. Медынский Е.Н. Принцип природосообразности воспитания в историипедагогики., «Сов. Педагогика», 1956 №8.

105. Мир детства. Младший школьник. /Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1981.

106. Монахов Н.И. Проблемы критериев эффективности воспитания школьников. Советская педагогика. 1977. № 2.

107. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.

108. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниер-сба, 1972 . с. 184.

109. Неменский Б.М. Мудрость красоты М.: Просвещение, 1987. с. 55.

110. Неменский Б.М. Рапахни окно. -М., 1974.

111. Неменский Б.М. Программа по ИЗО и художественному труду.122. . Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. М., 1978.

112. Никифорова О.Н. Исследование по психологии художественного творчества. М.,1972. 155 с.124. . Нургалеев B.C. Воображение и учебная деятельность: Монография. -Красноярск: СибГТУ, 1998. -200 с

113. Одарённые дети. Перев с англ, 1991 год

114. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -М., 1996.

115. Н.Н. Палагина. Воображение у самого истока. М.: Моск. Псих. Соц. институт, 1997. -136с.

116. Пантиков В.А. Азбука творчества. Министерство обороны Российской Федерации. КВКУРЭО, 1995. 66 с.

117. Пантиков В.А. Диалектика рисунка в содержании занятий по изобразительному искусству. Нетрадиционные подходы в изодеятельности. Курс лекций. КВКУРЭО. Министерство обороны РФ, 1992. 80 с.

118. Пантиков В.А., Гончарук А.И. Через образ и понятие к творчеству. Пятая научно-техническая конференция (часть первая). Красноярск, 1997. с. 127 - 136.

119. Пантиков В.А., Ботов М.И. . Патент № 130 от 25.11.1996 на педагогическое изобретение «Способ образнологичекого обучения рисованию».

120. Пантиков В.А. Рисовать значит размышлять. Народное образование. # 1990. №3. с. 69-73.

121. Петров В.В. Психологическое описание визуальных способов решения задач //Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1978. 22 с.

122. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, т.З, 1966. -880с.

123. Песталоцци И.Г. Избр. Пед. Произв., т.1-3, М., 1961-65;

124. Петровский А.В. Способности и труд М.: Знание, 1996. с. 200.ф 138. Пиаже Ж, Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур.

125. М.: Изд-во иностранной лит., 1963 425 е. С. 21.».

126. Пименов Ю.И. Необыкновенность обыкновенного. М., 1964.14.0 Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. -М.: Педагогика, 1977. 271 с.

127. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. (Пособие для учителя). Часть 1. Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. -М., «Интор», 1995.

128. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

129. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М., 1988.

130. Полуянов Ю. А., Борисовская О. Б. Соотношение вербального и изобразительного в содержании детского рисунка.—В кн.: Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980, с. 29—33.

131. Поляруш А. А. Единство в многообразии (Системный подход к учебному процессу): Пособие для учителей.-Красноярск: ККИУУ, 1994-76с.

132. Пономарёв Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990. 223 с.

133. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: Московский психо социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. -480с.

134. Программы средней общеобразовательной школы. Одногодичные педагогические классы по подготовке воспитателей дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1987. -160с.

135. Психология рисунка и живописи. Под ред. Е.И. Игнатьева. М., 1954.150. . Психология. Словарь. М. Политиздат - 1990. - 494с.

136. Психология формирования и развития личности. Отв. ред. доктор психологических наук Л.И. Анциферова. М.: Наука, 1981, 365 с.

137. Раченко И.П. Научная организация педагогического труда. М. Педагогика- 1972. 318с.

138. Рибо Т. Творческое воображение. С-Пб., 1901,. 242 с.

139. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1978 - с. 242.

140. Розет И.М. Психология фантазии. Минск. 1991

141. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. Просвещение - 1975.

142. Рубинштейн C.JT. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. -147 с.

143. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.

144. Рудик П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1964. -462с.

145. Рыбников Н.А. Детские дневники как материал по детской психологии. -М., 1946. -С.23.

146. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. -М.: Просвещение, 1969.

147. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.

148. Скаткин М.Н., Грибов B.C., Полонский В.М. Опыт применения критериев для оценки качества и эффективности педагогических исследований. С. Пб„ 1982. № 9, с. 65 - 70.

149. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971. 270 с.

150. Симонов В.П. Мозг и творчество //Вопросы философии, 1990. № 11. С. 324.

151. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.- сост. Н.В.Трус, Т.Г.Шубина. -Мн.: Литература, 1997. 576.

152. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. -Минск: Хар-вест, 1997. -800с

153. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. 230 с.

154. Соколова И.Ю. Психологические основы учебно-педагогической деятельности. Учебное пособие. Томск: Ротапринт ТПУ, 1992. 105 с.

155. Степанов А.В. Архитектура и психология. М.: Стройиздат, 1993. -294с.

156. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. М., 1964

157. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.

158. Сысоева JI.С., Приходько Д.Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск.: Изд-во ТГУ, 1980. - 162с.

159. Сысоева Л.С., Махлина С.Т. Материально-художественная деятельность. Томск: Изд-во ТГУ, 1993. - 184 с.

160. Танина Л.В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников. Автореф. дис. к.п.н,- М., 1999.

161. Творчество в искусстве искусство творчества. М.: Наука, 2000. -549с

162. Теплов Б.Ф. Психология музыкальных способностей //Избранные труды. М., 1985.Т. 1. С.42-222.

163. Техническое творчество учащихся.- М.:, Просвещение, 1989. 223 с.

164. Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: Мысль., 1965., 191 с.

165. Туник Е В. Опросник креативности Д.Джонсона. СПб,1997

166. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр1. Академия», 1996. -336с.

167. Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1981.

168. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. в 2-х томах. Т. I М.: Педагогика, 1974.

169. Философский словарь/ Под ред. Розенталя. Изд. 3-е М.: Политиздат, 1975.-496 с.

170. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. -М., 1961

171. Фохт-Бабушкин Ю.У. Научное управление художественной культу-ройкак объект эстетического исследования Автореф. дисс. док. иску еттв,-М.:, 1984.

172. Фрейд 3. Художник и фантазирование/ перевод под ред Р.Ф. Додельце-ва, К.М. Долгова/М.: Республика, 1995. -400с.

173. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования /Вопросы психологии 1986, № 4.

174. Художественное творчество. Отв. ред. Б.С. Мейлок. Л.: Наука, с. 23

175. Художественное творчество и ребенок. /Под ред. Н.А. Ветлугиной -М.: Педагогика, 1972 с. 287.

176. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А.Ветлугиной М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

177. Чирков Ю. Мозг левый, мозг правый // Неделя, 1985. -№ 29.

178. Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе.- Иркутск: Изд-во Иркутского университета.1985.-200 с.

179. Чернышевский Н.Г. Эстетика,- М. Худ. Лит., 1958.-375 с.

180. Чудновский В.Э. Международный семинар по проблеме способностей (На тему: «Выявление и развитие талантов и способностей: Москва, окт. 1984) // Вопр. психологии. 1985. №2.

181. Шилова М.И. Пути повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников (Учебно-методическое пособие) Красноярск, 1978.-88 с.

182. Щербаков B.C. ИЗО: обучение и творчество. М., 1969.

183. Штерн В. Умственная одаренность, психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб, 1997.

184. Эльконин ДБ., Психология игры. М.: Просвещение, 1978.

185. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

186. Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1986.

187. Энгельс Ф. Диалектика природы. Заметки и фрагменты. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20., с. 500 -625.

188. Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998.

189. Юркевич B.C. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М., 1996.

190. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.

191. Guilford I. P. Creativity // American Psychologist. 1950. № 5.

192. Torrance E. P. Guiding creative talent. N. Y. 1962.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.