Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Морозова, Валентина Сергеевна

  • Морозова, Валентина Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Чита
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 149
Морозова, Валентина Сергеевна. Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Чита. 2007. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Морозова, Валентина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

1.1 Методологические проблемы исследования ценностей и ценностных ориентаций.

1.2 Традиционная культура Китая как теоретическая основа обеспечения функционирования ценностей в современном китайском обществе.

ГЛАВА 2. ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

2.1 Социальные преобразования и их отражение в динамике ценностей и ценностных ориентаций.

2.2 Трансформация ценностей и ценностных ориентаций китайской молодежи (на примере 5-го поколения).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества»

Актуальность темы исследования. Ценностная проблематика является традиционно актуальной для философско-антропологической рефлексии. В период цивилизационного сдвига, меняющего аксиологические основы бытия человека, насущной проблемой современности становится поиск новых ценностных основ с использованием потенциала различных национальных культур. В этой связи предметом философско-антропологического исследования оправданно становится эффективно функционирующая система антропологических ценностей китайской культуры, которая содержит универсальные человеческие образцы и идеалы.

Усиление цивилизационной энергетики Китая за счет созидательного потенциала ценностного «ядра» традиционной культуры порождает стремление исследователей к новым «открытиям» в объяснении закономерностей успехов этой страны. Данный контекст актуализирует обращение к национальному культурному наследию, которое является важным инструментом модернизации страны и активно используется руководством КНР в социальной практике всех сфер жизнедеятельности общества.

Значительные социально-экономические преобразования, проводимые • в современном Китае, обуславливают неизбежную трансформацию ценностей и ценностных ориентаций общества. Динамика данных трансформационных процессов связана с появлением нехарактерного для китайского социума плюрализма интересов и ценностей. Подобное явление требует дополнительного исследования с целью определения возможных вариантов трансформации национальной духовной культуры и детерминации глобализационного пространства в ареале влияния развивающегося Китая на общественную жизнь Российской Федерации.

Стабильность китайского общества в значительной степени основана на принципе традиционализма, который, воплотившись в ценностных нормах, представляет собой важнейший механизм самосохранения и воспроизводства 3 китайского этноса. На этом фоне возникает вопрос - способен ли конфликт интересов в диверсификационном обществе привести к конфликту ценностей и повлиять на преемственность и стабильность в развитии страны? Значимость подобной проблематики позволяет считать выбор заявленной темы исследования оправданной.

Актуальность ее также обусловлена необходимостью выявления механизмов формирования ценностей и идеалов в сознании китайской молодежи, используемых в политике управления рыночными отношениями в условиях открытости. Значимость исследования динамики ценностных ориентаций китайской молодежи заключается и в том, что в этой среде формируется группа будущих лидеров КНР, которые будут определять вектор внутреннего развития страны и ее международные отношения в ближайшей перспективе.

Необходимость исследования возросшего влияние китайского «фактора» на определенные сферы социально-экономической жизни российского общества также обуславливает своевременность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Динамика ценностных ориентаций в модернизируемом обществе исследуется философской, культурологической, социологической и другими науками. Данный контекст выявляет три блока вопросов: первый связан с философско-антропологическим осмыслением понятий ценности и ценностных ориентаций. Второй касается трансформации ценностных ориентаций в условиях диверсификации общества. Третий включает более широкий пласт исследования социокультурных процессов.

Теория динамики ценностных ориентаций сформировалась в русле философских традиций, крупнейшими представителями которой являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, И. Кант, Т. Парсонс, Г. Риккерт, М. Рокич и др1.

В отечественной науке первым к проблемам теории ценностей обращается В. П. Тугаринов, включивший в культурные ценности моральные и эстетические категории2.

Понятие ценностной ориентации неоднократно ставилось в центр многочисленных исследований видных российских ученых - А. Г. Здравомыслова, А. А. Дегтярева, В. Б. Ольшанского, В. А. Ядова.

Общетеоретическое раскрытие собственно проблемы ценностей опирается на теоретико-методологичские принципы, заложенные в работах российских специалистов в данной области: С. Ф. Анисимова, JI. П. Буевой, И. С. Нарского, И. А. Суриной, И. Т. Фролова, В. П. Тугаринова, А. М. Коршунова, В. В. Мантатова, В. А. Ядова и др3. Ценность рассматривается ими как суть явления, которое необходимо людям определенного общества в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов. Исследуются конкретные разновидности ценностей: политические, религиозные, научные, которые находят отражение в трудах О. Г. Дробницкого, Д. И. Дубровского, М. С. Кагана и др.

1 Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - СПб., 1993; Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии / Т. Парсонс // Социология сегодня. - М., 1965; Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. - М,, 1991; Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий / Г. Риккерт. - СПб., 1913; Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. - М., 1990 Rokeach, М. The nature of human values. / M, Rokeach. - NY & L, 1973.

2 Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. - Л., 1960; Тугаринов, В. П. Абсолютная и относительная истина / В. П. Тугаринов. - Л., 1952.

3 Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 93; Сурина, И. А, Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. Вопросы теории и методологии. / И. А. Сурина . - М., 1999; Нарский, И. С. Диалектическое противоречие и логика познания / И. С. Нарский. - М., 1969; Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И. Т. Фролов. - М., 1989; Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. - М., 1988; Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. - М., 1978; Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. - Л., 1968; Коршунов, А. М., Мантатов, В. В. Диалектика социального познания / А. М. Коршунов, В. В. Мантатов. - М., 1988.

Понятие ценности разрабатывалось в различных аспектах: онтологическом и гносеологическом (Э. В. Ильенков, Т. А. Кузьмина, О. Г. Дробницкий), аксиологическом и праксеологическом, формирования общекультурных ценностей и ценностных ориентаций (О. Г. Дробницкий).

Большой вклад в развитие теории ценностных ориентаций был сделан Г. Н. Волковым и И. Т. Фроловым1.

Ценность является предметом исследования и в контексте более широких смыслов. Современные процессы социокультурного развития детерминированы противоречивыми тенденциями глобализации, которые находят отражение в работах, посвященных взаимовлиянию таких понятий как «ценность», «цивилизация», «глобализация», «культура»2.

Многими исследователями ценность рассматривается в связи с понятием идеала. В современной литературе раскрывается само понятие «идеал», например, в трудах В. Е. Давидовича, О. Г. Дробницкого, Э. В. л

Ильенкова, А. И. Яценко. Другими авторами - Р. Г. Апересяном, С. В. Тумановым - рассматриваются различные подходы к их изучению4.

Р. Г. Апресян, раскрывая источники морали, выделяет моральный идеал, который утверждает универсальные и абсолютные ценности. Ученый рассматривает основные типы реального, морального сознания, основанные на ценностях наслаждения, пользы и личного совершенствования. Похожие идеи можно найти и в работах А. К. Уледова5.

1 Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники / Г. Н. Волков. - М., 1976.; Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И. Т. Фролов. - М., 1989.

2 Абрамов, В. А. Глобализирующийся человек: грани социокультурного измерения / В. А. Абрамов, Н. Н. Волнина. - Чита, 2006; Абрамова, Н. А., Юйшина, Е. А. Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития / Н. А. Абрамова, Е. А. Юйшина. - Чита, 2005; Василенко, И. А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. - М., 1999; Фомина, М. Н. Философская культура: онтологический диалогизм. - Чита, 1999.

3 Давидович, В. Е. Теория идеала / Давидович В. Е. - Ростов на Дону, 1983; Дробницкий, О.Г Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. - М., 1977; Ильенков, Э. В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков. - М., 1968; Яценко, А. И. Целеполагание и идеалы / А. И. Яценко. - Киев, 1977.

4 Апресян, Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р. Г. Апресян. - М., 1995; Туманов, С. В. Общественный идеал: Диалектика развития / С. В. Туманов. - М., 1986.

5 Уледов, А. К. Структура общественного сознания. / А. К. Уледов. - М., 1968.

Ценность как основание интеграции науки и образования анализируется в контексте становления нового гуманизма и формирования новой парадигмы образования1. Об образовательном процессе как системе взаимодействия социального и индивидуального развития каждой личности, и выделение на этой основе проблемы ценностей в качестве философских л исследований представлено во многих работах .

Традиционно данная проблематика является предметом исследования и политической науки3.

Проблема ценностей всегда находилась в центре внимания национальных учений Китая. Многие китайские философы, начиная с III века до н.э. и до наших дней - Конфуций в своем трактате «Суждения и беседы» (V-IV вв. до н.э.), его последователи Мэн-цзы (IV-III вв. до н.э.), Дун Чжуншу (II-I вв. до. н.э.), неоконфуцианцы Чэн И (1033-1107 гг.) и Чжу Си (1130-1200 гг.), современный философ XX века Сунь Ятсен (1866-1925 гг.) и др. интерпретировали ценностный аспект в контексте исследования природы человека.

В современной китайской научной литературе появилось немало публикаций, связанных с анализом ценностного плюрализма и основных идеологических течений (Цинь Ян, Лю Сюэи, Хэ Цинлян)4.

Философы и культурологи Сунь Вэйпин, Ли Дэшунь, и Ван Мэн занимаются разработкой теории ценностей и ценностных ориентаций в связи с происходящими сегодня глобализационными процессами1.

1 Современный гуманизм: проблемы и перспективы /текст сост.: В. А. Решетников. - Иркутск.: Ирутский Государственный университет, 2004.

2 Швецов, М. Ю. Человек и его ценности в современной культуре / М. Ю. Швецов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4-5 марта 2005. - Чита, 2005; Эрдынеева К. Г. Человек и его ценности в современной культуре / К. Г. Эрдынеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4-5 марта 2005. - Чита, 2005.

3 Василенко, И. А. Политические процессы на рубеже культур / И. А. Василенко. - М., 1999; Панарин, А. Политическая культура и культура власти / А. Панарин. - М., 1994.

4 Ян, Цинь. Чжунго чжунчан цзецзи: вэйлай шэхуэй цзегоу д чжилиу (Средний класс в Китае: тенденция будущей социальной структуры) / Цинь Ян. - Бэйзин, 1999; Сюэи, Лу. Дандай Чжунго шэхуэй цзецэн яньцзю баогао (Исследовательский доклад о социальных слоях современного Китая) / Лу Сюэи. - Бэйцзин, 2002; Цинлянь, Хэ. Данцянь Чжунго шэхуэй цзегоу яньбянь ды цзунтинсин фэньси (Комплексный анализ изменений социальной структуры современного Китая) / Данцянь Ли, - Тяньцзин, 2000.

Духовные ценности традиционной культуры Китая и их взаимоотношение с процессами модернизации, а также с феноменом глобализации разрабатываются в трудах Ду Вэймина, Чжан Шаохуа, Чжан Ливэня и др. Одной из значимых работ является монография Дин Чжигана «Глобализация в контексте политических ценностей КНР», где автор исследует проблематику влияния современных глобализационных процессов на систему ценностей китайского общества . Среди китайских работ по проблемам социальных преобразований и трансформации ценностей необходимо назвать монографию Фэнь Луя «Социологические аспекты идеологического реформирования современного Китая».

Выработка новой стратегии создания ценностно-идеологической базы является объектом исследования таких философов, как Сяо Вэйпин3 и Ли Теин4.

В последнее десятилетие, отражая происходящие в Китае перемены, появляются работы, в которых исследуются экономические, социальные, культурные последствия, детерменирующие ценностные ориентации5.

В советской, а затем и российской синологии категория ценности конкретизирована через такие понятия, как «традиция», «идеология» и др. Большинство китаеведов затрагивали в своих исследованиях проблемы традиционной духовной культуры Китая. Философский и идеологический аспекты этого явления представлены в работах Н. И. Конрада, А. А. Петрова, С. Л. Тихвинского, М. Л. Титаренко, Л. С. Переломова, В. Г. Бурова, А. С. Мартынова, В. В. Малявина, А. И. Кобзева, В. Ф. Феоктистова, П. М. Кожина.

1 Вэйпин, Сунь. Чжунго цзячжилунь яньцзю ды сянькуан юй цюйши (Современное состояние и тенденции развития концепции ценностных ориентаций в трудах китайских ученых) / Сунь Вэйпин // Чжэсюэ юаньли (Принципы философии). - Бэйцзин. - 2006. - № 4. - С. 149; Дэшунь, Ли. Цзячжи синлунь (Новая теория ценностей) / Ли Дэшунь. - Шанхай., 1995; Мэн, Ван. Волна глобализации и строительство культурной державы / Ван Мэн // Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - № 4.

2 Чжиган, Динь. Чуаньчиухуа дуй вого чженчжи цзячжи ды таочжань юй дуйсэ еньцзю (Глобализация в контексте политических ценностей КНР) / Динь Чжиган. - Бэйцзин, 2006.

3 Вэйпин, Сяо. Шиши юй цзячжи. (Реальность и ценность) / Сяо Вэйпин. - Бэйцзин, 2000.

4 Теин, Ли. Формирование ценностных ориентаций китайской нации в XXI веке / Ли Теин. - Бэйцзин, 1999.

5 Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона: пер. с англ. В.В. Сапова. - М.: Аспект Пресс, 2004.

Ценностный аспект традиций показан в работах К. Тертицкого1. Jl. Е. Янгутовым разрабатывалась важная для исследования роли ценностей в духовной культуре тема о религиозной деятельности в Китае.

Ценностное «ядро» традиционной и современной политической л культуры Китая обстоятельно рассмотрены в трудах Н. А. Абрамовой .

Этнические ценности, связанные с проблематикой национализма, являются предметом исследовательского внимания А. А. Москалева в монографии «Нация и национализм в Китае».

Однако на общем фоне публикаций проблема динамики ценностных ориентаций китайской нации, в частности молодежи, в условиях модернизации не получила достаточного освещения и системного анализа.

Объектом исследования является ценностная составляющая духовной культуры Китая.

Предмет исследования - ценности и ценностные ориентации модернизирующегося китайского общества.

Целью исследования является анализ динамики ценностей и ценностных ориентаций китайской нации в современных условиях. Данная цель обусловила следующие задачи:

- обосновать методологические подходы в исследовании национальных ценностей и ценностных ориентаций;

- проанализировать методологическую базу исследования ценностных ориентаций китайскими учеными;

- выявить доминанту в системе ценностей современного китайского общества;

- исследовать ценности и ценностные ориентации современной китайской молодежи.

1 Тертицкий, К. Китайцы: традиционные ценности в современном мире / К. Тертицкий. - М., 1994.

2 Абрамова Н. А. Политическая культура Китая: традиции и современность / H. А. Абрамова. - М., 2001; Абрамова Н. А. Традиционная культура Китая и медкультурное взаимодействие / Н. А. Абрамова. - Чита: ЧитГТУ, 1998.

Гипотеза исследования. Духовная культура Китая с ее многовековыми национальными традициями, характеризуется синтезом процессов модернизма и традиционализма. В первую очередь это выражается на уровне ценностного сознания китайской нации. Традиционные духовные ценности в определенных слоях китайского общества уступают место новым ценностям материального характера.

Методологическая и теоретическая база исследования. Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных философов, философских антропологов, социологов, культурологов.

В настоящем исследовании использована комплексная методология, включающая философско-антропологический, социокультурный, герменевтический, гносеологический, аксиологический (социально-ценностный) подходы. В исследовании конкретного текстологического материала применены общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.

В диссертационной работе использованы теоретические разработки и концепции представителей отечественного и зарубежного востоковедения, китайских философов, касающиеся общих черт и особенностей традиционной культуры Китая, ее ценностей, проблем соотношения и сосуществования традиционных установок и современности.

Научная новизна исследования. Предлагаемая работа представляет собой одно из первых исследований динамики ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:

- в связи со сложностью предмета исследования, аргументировано положение о необходимости применения комплексной методологии анализа ценностей и ценностных ориентаций современного китайского общества,

10 сочетающей комбинацию различных подходов (аксиологического, философско-антропологического, социокультурного, герменевтического и др.) и технологий.

- охарактеризована методология, используемая китайскими учеными в исследовании ценностей и ценностных ориентаций. Сформулировано положение о сути методологии и подходов в исследовании ценностного аспекта духовной культуры в научных кругах КНР;

- на основе анализа с элементами компоративистики советско-российской и китайской философских школ, разрабатывающих ценностную проблематику, выявлена доминанта современных ценностных исследований в среде китайских ученых, категориально обозначенная как «практическая аксиология»;

- определена роль традиционного компонента в системе ценностей китайского общества и степень его влияния на формирование ценностей и ценностных ориентаций современного китайского общества;

- охарактеризованы ценности идеологических течений, возникших в результате социальных преобразований и представлена их стратификация;

- выделена возрастная группа китайской молодежи, названная 5-ым поколением, проанализирована динамика ее ценностных ориентаций;

В результате сформулирован вывод о трансформации системы посттрадиционных ценностных ориентаций китайского общества.

Введены в научный оборот переведенные автором на русский язык китайские источники.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Применение современной философско-культурологической наукой таких подходов как социокультурный, аксиологический к исследованию динамики ценностей и ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества оказывается недостаточным. Наиболее адекватным для исследования данной проблематики является комплексный подход,

11 дополнительно включающий философско-антропологический, герменевтический и др. Данная методологическая база позволяет интерпретировать ценностные теории современных философско-культурологических школ КНР.

2. «Ядро» традиционной культуры Китая, являясь теоретической основой функционирования ценностей в современном китайском обществе, не подвержено сильному влиянию глобализационных процессов. Традиционное наследие используется руководством КНР как инструмент формирования соответствующих ценностей и идеалов.

3. Ценности и ценностные ориентации различных идеологических течений (неоконсерваторов, «новых левых», националистов, либералов), возникшие в результате социальных преобразований в КНР, отличаются плюрализмом и представляют своего рода вызов официальной идеологии КПК в формировании единой ценностной концепции, которая устроила бы различные слои населения и помогла избежать социальных конфликтов.

4. Современная переоценка ценностей, происходящая в условиях социальных преобразований и культурной трансформации китайского общества, связывается с наличием в общественном сознании китайской нации посттрадиционных ценностей китайской культуры и потребительских ценностей западной цивилизации, что особенно проявляется в сознании молодого (5-го) поколения.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Определенные аспекты проблемы взаимодействия традиционной культуры Китая с новыми ценностями могут быть использованы при разработке учебных программ по философии, социальной антропологии, культурологии, стать базой для разработки специальных и факультативных курсов по таким дисциплинам как «Культура Китая», «Этнология», «Регионоведение» и т.п.

12

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры востоковедения Читинского государственного университета.

Автор выступал с докладами на методологических, научно-практических семинарах преподавателей и студентов Читинского государственного университета, Читинского государственного гуманитарно-педагогического университета, Мордовского государственного университета.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций: статей, тезисов; в выступлениях на международных, межрегиональных и ВУЗовских научных конференциях.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (содержащих 4 параграфа), заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Морозова, Валентина Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня особенно жизненной становится проблема переоценки ценностей. Главные задачи все в большей мере перемещаются в область ценностных ориентаций, понимаемых не только как духовное выражение социально-экономического состояния общества, но и в качестве системообразующих компонентов культуры.

В период кардинальных социальных преобразований китайского общества специфика динамики его ценностных ориентаций становится очень актуальна для исследования как российскими, так и зарубежными учеными. В этих условиях появляется необходимость рассмотрения объективных факторов более чем десятилетнего периода государственного и общественного реформирования, и самих подходов к исследованию данной динамики.

Анализ появившихся в Китае в результате социальных преобразований новых идеологических течений с богатой палитрой ценностей и интересов представляется необходимым, так как в нем отражается процесс формирования универсальных новых ценностей и идеалов.

Китайские исследователи разрабатывают методологию исследования ценностей и ценностных ориентаций, связывая их с преобладанием традиционных образцов и идеалов.

Анализируя методику исследования ценностей и ценностных ориентаций китайскими учеными, диссертант приходит к выводу о том, что китайские философы опираются на существующие методологии российских и западных исследователей. Кроме того, они создают свой категориальный аппарат, однако понятийные и методологические характеристики, которыми оперируют китайские ученые, отличаются недостаточной степенью разработанности и требуют дальнейшего осмысления. Несмотря на это, теоретики сходятся во мнении о том, что методология исследования должна учитывать важность традиционной культуры Китая как теоретической основы обеспечения функционирования ценностей и ценностных ориентаций китайского общества.

Китайские ученые выделяют «практическую аксиологию» в исследовании ценностей и ценностных ориентаций.

Автором проанализирована динамика трансформации ценностного сознания китайской нации, определяющим фактором которой является стратификация общества, формирующая плюрализм ценностей и интересов.

В диссертации выделяются следующие ценности идеологических течений:

- система ведущей идеологии КНР является ведущей. Она находит свое выражение в проводимом курсе «построения социализма с китайской спецификой» через такие доктрины как: сяокан, «саньгэ дай бяо», «гармоничное социалистическое общество». Данная идеология сочетает в себе компоненты традиционной китайской культуры, такие ценности как справедливость, равноправие, человеколюбие, а также современные ценности социализма в марксистском понимании (индивидуальные ценности) - карьера, уровень доходов, материальная обеспеченность и др.

- идеология «новых левых» подчеркивает ценность социальной справедливости, равенства в богатстве, идеал общественной собственности и т.д. Данные ценности частично совпадают с ценностями официальной идеологии, в качестве основы вобрав в себя традиционную культуру.

- идеологическое течение националистов призывает к укреплению военно-экономической мощи Китая, жесткости в общении с Западом, повышенному вниманию к проблемам безопасности государства. Главными ценностями националистов являются справедливость и равенство.

- неоконсерваторы приводят свои ценности: в первую очередь это ценность порядка и сильной власти. Они критикуют вестернизацию, что также делает их ценностные ориентации очень близкими к ценностям правящей элиты.

- либералы за основу своих ценностей берут ценности Западной культуры и демократии (индивидуальные), такие как конкурентноспособность, погоня за выгодой и т.д. Они представляют процесс глобализации в качестве основного источника выработки новых ценностей и ценностных ориентаций.

На основании этого автор приходит к выводу о том, что динамика ценностей и ценностных ориентаций в большей степени проявляется в ценностном плюрализме, что отражено в идеях различных идеологических течений.

Важнейшей особенностью современной духовной культуры китайской нации является способность к интерпретации традиционных ценностей в духе современности и адаптации «глобализационных» влияний с опорой на национальную традицию.

Ценностные ориентации отличают один период исторического развития от другого, характеризуя присущую данному обществу динамику.

В условиях неоднородности социального состава в высшей степени проблематично выявление присущих каждому слою ценностей, а также линию их трансформаций.

Ситуация анализа усугубляется незавершенностью процессов реформирования, относительной социальной стабильностью.

Методологическую сложность при анализе динамики ценностных ориентаций представляет выявление особого подхода к построению теории ценностей. В данной диссертационной работе в качестве такого подхода взят комплексный, включающий в себя совокупность аксиологического, социокультурного, гносеологического и герменевтического подходов.

Другая проблема состоит в том, что молодежь в силу ее легкой обучаемости, открытости новым знаниям и осознания возлагаемых на нее обществом надежд и обязанностей более чем другие общественные слои подвергается воздействию чего-либо. Следовательно, ценности молодого поколения больше подвержены трансформации.

132

Социологические исследования, приведенные в работе показали, что молодежь зависит от государственной идеологии, что выражается в пассивном принятии государственной линии и общественных стереотипов. Именно в этой ситуации в сознании молодежи закрепляются новые ценности материального плана.

На сегодняшнем этапе возникла необходимость переоценки некоторых ценностей, однако, ряд случаев характеризуется отсутствием критериев оценки предлагаемых обществом моделей, что вызывает определенную зависимость ценностных ориентаций от различных общественных сил.

На первый план выходят материальные, рациональные ценности, а также сочетание ценностей коллективизма с ценностями индивидуализма.

Динамика ценностных ориентаций в период социальных преобразований определяется дисбалансом традиционного устоявшегося равновесия между материальными и духовными ценностями.

В соответствии с идеологическим соотношением ценностей различных слоев китайского общества определяется баланс системы ценностных ориентаций как общества в целом, так и молодежи в отдельности.

Определенной сложностью переходного периода служит тот факт, что сфера ценностей и ценностных ориентаций несет противоречие между ценностными ориентирами и целями, стоящими перед государством и обществом на данном историческом этапе развития, с одной стороны, а, с другой стороны, социальными, экономическими и социальными запросами молодежи.

Система ценностей и ценностных ориентаций является не только элементом духовной жизни общества, одновременно с этим она выступает проекцией отношения молодежи к окружающей действительности, и в этом смысле она является индикатором стабильности общества.

От того, насколько сбалансирована система ценностных ориентаций под влиянием политических, экономических и культурных институтов, зависит динамика социально-политических преобразований в стране. Необходимы существенные коррективы в самой ценностной идеологии правящих кругов и в механизме их реализации в области молодежной политики.

Данная диссертация имела одной из наиболее важных целей выявление самой динамики изменения ценностей и ценностных ориентаций китайской нации. В результате проведенного в диссертационном исследовании сравнительного анализа были сделаны следующие выводы:

- в ценностном сознании китайской нации укрепляется экономическая заинтересованность, возрастает необходимость обретения экономической самостоятельности;

- происходит осознание народом своих прав и свобод в сфере политической и общественной самостоятельности, желание нести ответственность за происходящее в обществе, что напрямую связано с обретением экономической независимости.

В целом, для успешного реформирования модернизируемого китайского общества и его культуры необходимо достичь двух основных консенсусов: по отношению к традиционному наследию, а также выработке новых норм и ценностей. На основе этого китайское руководство пытается создать обновленную этическую систему, соответствующую социалистической рыночной экономики и удовлетворяющую все слои китайского общества, выдвигая лозунг об управлении обществом с помощью морали.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Морозова, Валентина Сергеевна, 2007 год

1. Абрамов, В. А. Глобализирующийся человек: грани социокультурного измерения / В. А. Абрамов, Н. Н. Волнина. Чита, 2006.

2. Абрамова, Н. А., Юйшина, Е. А. Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития / Н. А. Абрамова, Е. А. Юйшина. Чита: ЧитГУ, 2005. - 212 с.

3. Абрамова, Н. А. Политическая культура Китая. Традиции и современность / Н. А. Абрамова. Чита: Изд-во Муравей, 2001. - 320 с.

4. Абрамова, Н. А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие / Н. А. Абрамова. Чита: ЧитГТУ, 1998. - 258 с.

5. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 253 с.

6. Апресян, Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р. Г. Апресян. М., 1995.

7. Бичурин, Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н.Я. Бичурин. М.: Восточный Дом, 2002. - 432 с.

8. Быков, Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае / Ф.С. Быков М.: Наука, 1966. - 242 с.

9. Боковер, М. Ай. Конфуцианские ценности и Интернет: потенциальный конфликт. / М. Ай. Боковер // Современная китайская философия и западная философская синология. С. 60.

10. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-218 с.

11. Василенко, И. А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.: Наука, 1999. - 320 с.

12. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. -М., 1990.

13. Васильева, К. К. Менталитет: онто-этнологическое (на примере бурятского этноса) / Васильева К. К. М., 2002.

14. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники / Г. Н. Волков. М., 1976.

15. Галенович, Ю. М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. / Ю. М. Галенович. М.: Памятники исторической мысли.,- 2006.- 392 с.

16. Головачева, Л.И. Цивилизация, Конфуций и будущее Китая /Л.И. Головачева // Проблемы Дальнего Востока. -1996. № 1.

17. Гюи, Нив. Глобализация. У гроза? Возможность? А может, и то и другое / Нив Гюи // Alma Mater. 2003. - № 8. - С. 37 - 39.

18. Гуманитарные проблемы современного общества. Материалы научно-практической конференции студентов и преподавателей. Чита: ЧитГУ, 2005. - С. 43.

19. Давидович, В. Е. Теория идеала / В. Е. Давидович. Ростов-на-Дону, 1983.-560 с.

20. Дегярев, А. А. Основы политической теории. / А. А. Дегтярев. Москва., 1997.-С. 188.

21. Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. М., 1991.13624. 26 основных понятий политического анализа // Политические исследования. 1993. - № 1.

22. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1996.456 с.

23. Ильенков, Э. В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков. М., 1968.340 с.

24. Китайская наука в философии: сборник науч. ст. Пекин, 1986. - Т. 17-№4.-115 с.

25. Клепацкий, Л.Н. Глобализация и национальные интересы / Л.Н. Клепацкий // Международная жизнь. 2000. - №1. - С. 87 - 95.

26. Кондрашова, Л. Ма Вэньцзе КНР: выбор региональных приоритетов /Л. Кондрашова // Проблемы Дальнего Востока. 2005. - № 1. -С. 81-94.

27. Конституция Китайской Народной Республики. Гл. 1. - ст.4. Электронный ресурс. - Режим доступа: htlp://www.asia-busmess.ru/yurid/37.shtml

28. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. СПб.: Лань, 1999.-416 с.

29. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. -М.: Новая мысль, 2002. 241 с.

30. Кессиди, Ф.К. Глобализация и культурная идентичность / Ф. К. Кессиди // Вопросы философии. 2003. - № 1.

31. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. СПб.: Прогресс, 1993.

32. Коршунов, А. М., Мантанов, В. В. Диалектика социального познания / А. М. Коршунов, В. В. Мантанов. М., 1988.

33. Китайская философия. Энциклопедический словарь. / Под редакцией М. Л. Титаренко,- М., 1994.-453 с.

34. Кобзев, А. И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. / А. И. Кобзев. М., 1983.

35. Кузык, Б.Н.,Титаренко, M.JI. Китай Россия 2050: стратегия соразвития. / Б. Н. Кузык, М. J1. Титаренко. - М: Институт экономических стратегий., 2006. - 656 с.

36. Кургузов, П.В. Традиционная культура и образование как факторы сдерживания негативного влияния глобализации / П.В. Кургузов // Образование и глобализация: Материалы Байкальской междунар. конф. -Улан-Удэ: БГУ, 2004. Ч. 2. - С. 203-206.

37. Лапин, Н. И. Проблемы социокультурной трансформации / Н. И. Лапин // Вопросы философии, 2000. № 6.

38. Лотман, Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М. Лотман // Semiotike. Тарту, 1971. - № 6.

39. Лукьянов, А. Е. Из истории идеологемы сяо канн / А. Е. Лукьянов //ПДВ.- 2003.- №4.- С 120.

40. Луй, Фэнь. Социологические аспекты идеологического реформирования современного Китая / Фэнь Луй // Китай на пути реформ и модернизации. М., 1999,- С.34.

41. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография; Изд-во ACT, 2001. - 632 с.

42. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона: пер. с англ. В.В. Сапова. М.: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.

43. Мэн, Ван. Волна глобализации и строительство культурной державы / Ван Мэн // Проблемы Дальнего Востока. 2003. - № 4.138

44. Нарский, И. С. Диалектическое противоречие и логика познания / И. С. Нарский. -М., 1969.

45. Обсуждение цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизационные отношения: научный альманах / Гл. ред. Б.С. Ерасов. // Восток- 1994.- Вып. 1.; 1995.-вып.2; М., 1996.-вып. 1.

46. Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии / Т. Парсонс // Социология сегодня. М., 1965.

47. Привалов, Д. Студенты из КНР выбирают путь назад Электрон, ст. Режим доступа: httpy/www.tnidWAihiv/2№06^5/2(m06251070404iKm.

48. Переломов, JI.C. Конфуций. Лунь юй: Исслед., пер. с кит., коммент. / JI. С.Переломов. М., 1998. - 398 с.

49. Платон. Аристотель. Пайдейя: Восхождение к доблести / Сост. и отв. ред. Г .Б. Корнетов. М.: УРАО, 2003. - 408 с.

50. Померанцева, JI. Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Хуайнаньцзы» II в. До н.э.) / JT. Е. Померанцева. - М., 1979.

51. Портяков, В.Я. КНР в годы реформ: осмысление реформ. / В. Я. Портяков // Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI в.Ч.1. Сборник докладов ИДВ РАН. Под ред. Титаренко М.Л. М., 1999.

52. Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий / Г. Риккерт. СПб., 1913.

53. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н.С. Розов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.-194 с.

54. Салицкий, А. И. Вызовы глобализации и проблемы крупных полупериферийных стран / А. И. Салицкий // Мировая экономика и международные отношения. 2002. - № 2. - С. 15-19.

55. Современный гуманизм: проблемы и перспективы / текст сост.: В. А. Решетников. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2004. -462 с.

56. Сорокин, П. Родовая структура социокультурных явлений / П.Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

57. Сюэи, Лу. Указ. Соч./ Лу Сюэи С. 6.

58. Сурина, И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. Вопросы теории и методологии. / И. А. Сурина . М.: Мысль, 1999.-453 с.

59. Сянго, Чжан. Модернизационные процессы в современном Китае: социальные аспекты. / Чжан Сянго. СПб., 1999.

60. Телешевская, A.M. Ученые КНР о национальной психологии китайцев / A.M. Телешевская // Проблемы Дальнего Востока. 1989. - № 2. -С. 157-161.

61. Тертицкий, К. Китайцы: традиционные ценности в современном мире / К. Тертицкий. М., 1994. - 70 с.

62. Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. -Л, 1968.-235 с.

63. Туманов, С. В. Общественный идеал: Диалектика развития / С. В. Туманов. М., 1986. - 300 с.

64. Уледов, А. К. Структура общественного сознания / А. К. Уледов. -М., 1968.- 180 с.

65. Фельбер, Р. Терминологический анализ понятий «справедливость» в древнем Китае / Р. Фельбер // 3-я НК ОГК. Вып. 1. М., 1982. 82 с.

66. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И. Т. Фролов.-М., 1989.

67. Фомина, М. Н. Философская культура: онтологический диалогизм. -Чита, 1999.

68. Шаохуа, Чжан. Мысли о проблеме человеческой цивилизации / Чжан Шаохуа // Проблемы Дальнего Востока. 2000. - № 2. - С. 129.

69. Швецов, М. Ю. Человек и его ценности в современной культуре / М. Ю. Швецов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4-5 марта 2005. Чита, 2005.

70. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. М.: Высшая школа, 1993. - 250 с.

71. Эрдынеева, К. Г. Менталитет как социокультурный и психологический феномен / К. Г. Эрдынеева, В. Б. Батоцыренова // Третьи Забайкальские социологические чтения: материалы конференции. Чита, 2006.

72. Эрдынеева К. Г. Человек и его ценности в современной культуре / К. Г. Эрдынеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4-5 марта 2005. Чита, 2005.

73. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.-С. 93.

74. Яковец, Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю. В. Яковец-М., 2001.-250 с.

75. Яньсянь, Янь. Управляемая глобализация. Государственная власть и изменения в культуре Китая / Янь Яньсянь // Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М.: Аспект-Пресс, 2004.

76. Яценко, А. И. Целеполагание и идеалы / А. И. Яценко. Киев, 1977.130 с.

77. Литература на китайском и английском языках

78. Аньган, Ху. Чжунго: синь фачжаньгуань ( Китай: новый взгляд на развитие). / Ху Аньган. Ханьчжоу: Чжэшян Жэньминь чубаньшэ., - 2004.

79. Баохун, Сяо. Сяньдай шэхуэйюй чиннянь лилунь. (Современное общество и теория молодежи). / Сяо Баохун. Бэйцзин, 2004. - С. 241.

80. Бэйцзин чиннянь фачжань баогао (Материалы о развитии пекинской молодежи). Бэйцзин чиннянь чубаньшэ. - 2004. - С. 69.

81. Ван, Дян. Чжэсюэ яньцзю (Философские исследования) / Дян Ван. -1987.-№2.-164 с.

82. Ван, Це. Вэньхуа гуаньнянь чжуаньбянь юй цимэн (Трансформация культурных концепций и просвещение) / Це Ван // Хэхай дасюэ сюэбао. -2004.-№6.

83. Вэйпин, Сунь. Чжунго цзячжилунь яньцзю ды сянькуан юй цюйши (Современное состояние и тенденции развития концепции ценностных ориентаций в трудах китайских ученых) / Сунь Вэйпин // Чжэсюэ юаньли (Принципы философии). Бэйцзин. - 2006. - № 4. - С. 149.

84. Вэйпин, Сяо. Шиши юй цзячжи. (Реальность и ценность) / Сяо Вэйпин. Бэйцзин, 2000.

85. Во го шэхуэй чжу'и гайгэ шицзянь гочэн дуй жэньминь сысян ды инсян яньцзю (Позитивный процесс социалистических реформ и исследования его влияния на идеологию людей) / Шанхай цайцзин дасюэ Дэн Сяопин лилунь яньцзю Чжунсинь. Шанхай, 2001.

86. Гоуцзянь шэхуэйчжуи хэсе шэхуэй вэньда (Изучение построения социалистического гармоничного общества в впросах и ответах). / Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2005. 217 с.

87. Гоуцзянь шэхойчжуи хэсе шэхой вэньда (Замысел и построение гармоничного социалистического общества в вопросах и ответах). / Пекин: Хунци чубаньшэ., 2005. С. 22.

88. Гоцзя тунцзицзюй сяокан кэтицзу. Чжунго сяокан бяочжунь (Критерии «сяокан» в Китае. Государственная статистика о «сяокан»). -Бэйцзин, 2001.-245 с.

89. Гунминь даодэ ганьяо (Программа построения гражданской нравственности). / Жэньминь жибао. 25.10.2001.

90. Гэ, Гуйлу. Лунь чжунго вэньхуа сян шицзе чуаньбо ды чжуяо туцзин (Основные пути трансляции китайской культуры) / Гуйлу Гэ, Бин Чэнь // Хуайин шичжуань сюэбао. 1997. - №2.

91. Гу, Юаньцзы. Чуаньчиухуа юй Чжунго (Глобализация и Китай) Юаньцзы Гу // Чжунго бяньи чубаньше, 1998. 315 с.

92. Гэ, Хунбин. Чжанай ми жэньтун: дандай Чжунго вэньхуа вэньти (Проблема культуры современного Китая) / Хунбин Гэ. Шанхай: Сюэминт чубаньшэ, 2000. - 224 с.

93. Дандай Чжунго шэхуэй цзецэн яньцзю баогао (Исследовательский доклад о социальных слоях современного Китая) / Под.ред. Лу Сюэи. Бэйцзин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2002.

94. Дэшунь, Ли. Цзячжи синлунь (Новая теория ценностей) / Ли Дэшунь. Шанхай., 1995.

95. Дэпин, Ма., Чжупянь, Фу и др. Чжэнчжи вэньхуа луньли (Теория политичской культуры). / Ма Дэпин, Фу Чжупянь. Тяньцзин жэньминь чубаныиэ. - 2005. - 172 с.

96. Иго, Цань. «Синь куантай: дандай чэнши чиннянь баогао». (Современная общественная обстановка: исследование молодежи) / Цань Иго.- Тяньцзинь.,- 2005.- С. 34.

97. И, Сяомин. Лунь чжунси вэньхуа цзяолю ды шидай цовэй (Эпохальные ошибки во взаимодействии китайской и западной культур -культурный выбор сегодняшнего Китая) / Сяомин И // Нинся шо шэхуэй кэсюэ. 1996. -№ 3.

98. Иньцзы, Чжуан. «2004 нянь Чжунго чиннянь сясян даодэ чинкуан» (Исследовавание идеологии китайской молодежи, 2004 год). / Чжуан Иньцзы // Чжунго чиннянь яньцзю (Исследовании китайской молодежи). 2005. - № 3.

99. Липин, Сунь. Дуаньле. 20 шицзи 90 няньдай илай дэ Чжунго шэхуэй (Разрыв. - Китайское общество с 90-х годов XX века). / Сунь Липин. - Бэйцзин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубанынэ., - 2003. - СЛ.

100. Ли, Чэнгуй. Чжунси вэньхуа чжи хуэйтун (Отношения между китайской и западной культурами) / Чэнгуй Ли. Цзянси Наньчан: Цзянси жэньминь чубанынэ, 1997. - 217 с.

101. Сюэи, Jly. Дандай Чжунго шэхуэй цзецэн яньцзю баогао (Исследовательский доклад о социальных слоях современного Китая) / Лу Сюэи. Бэйцзин, 2002.

102. Синь, Жу и др. 2005 нянь: Чжунго шэхуэй синыпи фэнгэ юй юйцзя. (Анализ и прогнозы социального развития КНР, 2005 г.)./ Жу Синь и др. -Бэйцзин, 2005. -339 с.

103. Сюэцзин, Лиу. Лунь данцянь во го шэхуэй бяньгэ чжун ды чжэнчжи вэньхуа (О политической культуре в современном процессе социальных преобразований в нашей стране) / Лиу Сюэцзин // Кэсюэ шэхуэй чжу'и. 1999. -№3.

104. Сюэмин, Ши. Во го шэхуэй цзецзу сяньсянь цзи дуйцэ фэньси (Анализ явлений социальной дезинтеграции и контрмер). / Ши Сюэмин. -Бэйцзин., 2003. С. 54-55.

105. Сычао: Чжунго «синьцзопай» цзи ци инсян. 297 с.

106. Сычао: Чжунго «синь цзопай» цзи ци инсян (Течение мысли: китайские «новые мысли» и их влияние) / Ред. Гунн Ян. Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2003. С. 5.

107. Синь цзыючжуи цзи ци бэньчжи (Неолиберализм и его сущность) // http*. // www.cass.net.cn / webnew / file/ 2003111810121 / html.

108. Тайцзюань, Цзинь., Шаньсюэ, Ли. Лунь дандай Чжунго чжэнчжи вэньхуа ды сяньдайхуа. / Цзинь Тайцзюань, Ли Шаньсюэ. Бэйцзин., 2005. -30 с.

109. Теин, Ли. Формирование ценностных ориентаций китайской нации в XXI веке. / Ли Теин // Современная китайская философия и западная философская синология. -Бэйцзин., 2005 С. 8.

110. Тян, Гуанчин. Хэселунь: жуцзя вэньминь юй дандай шэхуэй (Гармония: конфуцианская цивилизация и современноеобщество) / Гуанчин Тян Бэйцзин, 1998. - 314 с.

111. У, Гуаньюань. Чуаньтун вэньхуа юй шицзехуа ды цзегуй (Традиционная культура и мировой порядок) / Гуаньюань У // Чжэсюэ дунтай. 1997. - № 5. - С. 14-23.

112. Фэн, Хуэй. Цун чжунси вэньхуа бицзяо кань чжунго вэньхуа сяньдайхуа ды чулу (Взгляд на путь модернизации китайской культуры с позиции сравнения китайской и западной культур) / Хуэй Фэн // Дацин гаодэн чжуанькэ сюэсяо бао. 1998. - № 3. - С. 71 - 73.

113. Хэ, Вань. Лии цзитуань, гайгэ луцзин юй хэфансин вэньти (Заинтересованные группы, траектория реформ и проблема легитимности) / Вань Хэ //Чжаньлюэ юй гуаньли (Стратегия и управление). -2002. №2. - С. 6.

114. Цзян, Шучжо. Чжун гудай вэньлунь ды чжуаньбянь (Современная трансформация теории древней культуры) / Шучжо Цзян // Чжэцзян дасюэ сюэбао. 2005. - № 3. - С. 8 - 19.

115. Цинлянь,Хэ. Данцянь Чжунго шэхуэй цзегоу яньбянь дэ цзунтинсин фэньси (Комплексный анализ изменений социальной структуры современного Китая) / Хэ Цинлянь. Чжэнмин., - 2000. - № 8. - С. 34-42.

116. Цян, Ли. Указ. соч. / Ли Цян. С. 140-141.

117. Цинлянь, Хэ. Данцянь Чжунго шэхуэй цзегоу яньбянь ды цзунтинсин фэньси (Комплексный анализ изменений социальной структуры современного Китая) / Данцянь Ли. Тяньцзин, 2000.

118. Цань, Тан. Чжунго циннянь тоуши гуаньюй идай жэнь ды цзычжигуань яньбянь яньцзю (Взгляд на китайскую молодежь -исследование эволюции ценностных концепций одного поколения). / Тан Цань. - Бэйцзин чубаныпэ, 1993.

119. Чжан, Кайюань. Лин юй хуэйгуй: Чуаньтун вэньхуа юй цзиньдай вэньхуа гуаньси шиси (Откат и возвращение: Влияние традиционной культуры на исторический процесс модернизации общества. Опыт анализа проблемы) / Кайюань Чжан. Чанша, 1988. - 343 с.146

120. Чжан, Цинсюн. Чжунго вэньмин ды фусин хэ жунхэ сифан вэньмин (Расцвет китайской цивилизации и соединение с западной) / Цинсюн Чжан // Фудань сюэбао. 1997. - № 3. - С. 22 - 28 .

121. Чжу, Хуанхэ. Лунь чжэнцюэ дуйдай вайлай вэньхуа (О правильном отношении к внешней культуре) / Хуанхэ Чжу // Цзюцзян шичжуань сюэбао. 1997.-№3.-С. 23 -28.

122. Чжуаньсин ци шэхуэйсюэ жогань вэньти яньцзю (Исследование некоторых социологических проблем в период поворота) / Под ред. Ван Юнгуя.-Бэйцзин, 1998.

123. Чжиган, Динь. Чуаньчиухуа дуй вого чженчжи цзячжи ды таочжань юй дуйсэ еньцзю (Глобализация в контексте политических ценностей КНР) / Динь Чжиган. Бэйцзин, 2006.

124. Чаофэн, Вэй. Чжунго чубань кэсюэ еньцзюсо. (Исследования научного издательства КНР). / Вэй Чаофэн. Бэйцзин., - 2005.

125. Чжунго чиннянь шэхуэй фачжань юй дуйцэ. (Ответные меры на социальное развитие китайской молодежи). // Чжунго чиншоанянь яньцзю чжуансин. (Исследования китайской молодежи), 2005. -№11.

126. Чжунго чиннянь фачжань баогао. (Доклад об исследованиях китайской молодежи). Бэйцзин, 2005.

127. Чжунго Чжунчань цзецзи: вэй лай шэхуэй цзегоу ды чжилиу (Средний класс в Китае: тенденция будущей социальной структуры) / Под ред. Цинь Яня. Бэйцзин, 1999.

128. Чэн, Цзэнхунь. Шицзи ды даодэ чуанцзянь юй жуцзя луньли (Создание морали XXI века и конфуцианская этика) / Цзэнхунь Чэн // Синьхуа вэньчжай. Пекин, 1995. - № 9. - С. 31 - 34.

129. Чэнь, Чжэнфу. Лунь чжунси вэньхуа чжэсюэ ды итундянь юй цзехэдянь (О сходстве и различии китайской и западной философии культуры и точках их соприкосновениях) / Чжэнфу Чэнь, Чжицзин Хэ // Наньчан дасюэ сюэбао. 1996. - № 9. - С. 39 - 44.147

130. Шанинь, Ван. Чжунго шэхуэй гуаньси ды бяньхуа цзы ци цюйши (Тенденции в изменениях общественных отношений в Китае) / Ван Шанинь // Гуйчжоу миньцу сюэюань сюэбао. 1998. № 3.

131. Шучун, Чжоу. «Цюаньцюхуа шидай вэньхуа чунцзи вэнти фэнгэ» («Сравнительный анализ факторов, вызвавших всплеск культурной глобализации») / Чжоу Шучун // Цюаньцюхуа бэйинся (Облик глобализации) Чжунго шидай цзинцзи чубаньшэ, 2004.

132. Юэ, Минцзюнь. Чжунси вэньхуа чунту юй чжунго вэньхуа сяньдай хуа (Конфликт китайской и западной культур и модернизация китайской культуры) / Минцзюнь Юэ // Циннянь гунцзо луньтань. 1997. - № 2. - С. 52 -62.

133. Юйлян, Ван. Дэн Сяопин дэ шицзянь цзячжи чжэсюэ сысян (Практическая аксиология и философские идеи теории Дэн Сяопина) / Ван Юйлян // Чжэсюэ Юаньли. Бэйцзин., 2005. - № 2. - С. 35.

134. Ян, Цинь. Чжунго чжунчан цзецзи: вэйлай шэхуэй цзегоу д чжилиу (Средний класс в Китае: тенденция будущей социальной структуры) / Цинь Ян. Бэйзин, 1999.

135. Ян, Юэ. Лунь дандай вэньхуа яньцзю фанфалунь ды чжуаньбянь (Трансформация методологии исследования современной культуры) Юэ Ян // Хэбэй сюэкань. 2002. - № 1. - С. 20 - 27.

136. Chomsky N. Profit over peoplt: Neoliberalism and Global Order. New York: Seven Stories Press. 1999. Кит. пер: Ному Цяомусыцзи. Синь цзыючжуи юй цюаньцю чжисюй (Неолиберализм и китайский порядок). Цзянсу жэньминь чубаньшэ., 2000.

137. Rokeach, М. The nature of human values. / M, Rokeach. NY & L, 1973.

138. Wang Hui. China's New Order: Society, Politics, and Economy in Transition. / Ed. by Th. Huters. Cambridge, Massachusetts; London, England: Harvard Univ. Press., 2003. - P. 43.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.