Дизайн и технологии использования облицовочных материалов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Иванова, Анастасия Сергеевна

  • Иванова, Анастасия Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 122
Иванова, Анастасия Сергеевна. Дизайн и технологии использования облицовочных материалов: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Иркутск. 2015. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Иванова, Анастасия Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН ПОВЕРХНОСТИ ОБЛИЦОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1.1. Концепция поверхности

1.2. Классификация облицовочных материалов

1.3. Технологии использования облицовочных материалов

ГЛАВА 2. ОБЛИЦОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ФАСАДНЫХ СИСТЕМАХ

2.1. Принципы исследований и методов расчета облицовочных материалов

2.2.Методика расчета теплозащитных характеристик облицовки НФС

2.3. Применение термографического анализа облицовки зданий г. Иркутска

ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРЕПЛЕНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ФАКТУРЫ ОБЛИЦОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

3.2. Принципы выбора узлов крепления и расчет анкеров

3.3. Проектирование систем крепления облицовки объемной лицевой поверхности

3.4. Проектирование графики поверхностей из облицовки с различной геометрией

ГЛАВА 4. ПРАКТИКА КОЛОРИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОБЛИЦОВКИ

4.1. Средства и технологии поиска колористических решений

4.2. Способы цветовой гармонизации с использованием системы N08

4.3. Примеры колористических решений в г. Иркутске

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн и технологии использования облицовочных материалов»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования проблемы. Технологии применения облицовочных материалов в различных отраслях промышленности, связанные с техническим дизайном выпускаемых изделий, в последнее время переходит на новый качественный уровень. Внедрение и разработка технологии дизайна поверхности материалов в строительном производстве обеспечивает широкие возможности реализации индивидуальных дизайнерских проектов. За последние годы в области производства облицовочных материалов сформировался новый рынок, появляются новые разработки в системах облицовки поверхностей, отличающихся формой, фактурой, текстурой и цветом. Создание оригинальных изделий обуславливает творческий поиск нестандартных решений проектов в дизайне.

Рассмотрение вопросов в области технологических принципов применения облицовочных материалов и дизайна поверхностей облицовки, посвящены исследования, проводимые под руководством Бурмистрова Г. Н., Корнилова Т. А., Грановского А. В., Агапова В. Н., Байера В. Е. Известен и постмодернистский подход к анализу поверхностей, выполненный Жилем Делёзом, Роланом Бартом, а также отечественными учеными Раппапортом А. Г., Добрициной И. А. К одному из видов облицовочных материалов относятся покрытия получивших широкое распространение в последнее десятилетие навесных фасадных систем, что нашло отражение в ряде работ Гагарина В. Г., Цыкановского Е. Ю., Амбросьева Т. Д. Можно заключить, что публикации по дизайну и технологии использования облицовочных материалов носят либо сугубо утилитарный характер, либо рассматривают отдельные вопросы их дизайна и эстетики.

Поэтому актуальными являются попытки обобщенного подхода к технологиям использования облицовочных материалов, учитывающего современные требования к эстетике облицовки и возможности применения новых дизайнерских решений.

Цель работы - совершенствование технологий использования облицовочных материалов и разработка дизайна поверхности облицовки.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Исследование поверхности облицовочных материалов как объекта дизайна и классификация по фактуре и видам изделий.

2. Анализ теплотехнических характеристик облицовки в фасадных системах.

3. Проектирование крепления, размещения и фактуры облицовочных материалов.

4. Разработка колористических решений с применением современных цветовых систем и технологий поиска гармонических сочетаний.

Научная новизна работы

1. Предложен концептуальный подход к общей классификации облицовочных поверхностей, отражающий функциональные и эстетические характеристики: цветовые, пластические, конфигурационные, рельефные, фактурные, материальные.

2. Дана классификация облицовочных материалов, основанная на их виде, материале, фактуре и цвете.

3. Выполнены расчеты теплозащитных и тепловлажностных свойств поверхностей навесных фасадных систем, используемых в Иркутске в новом строительстве, показаны необходимые параметры толщины утеплителя, дополненные результатами натурной тепловизионной съемки стеновой облицовки для определения причин появления дефектов теплозащиты.

4. Даны оригинальные проектные решения крепления панелей облицовки с разработкой узлов крепления.

5. Разработаны колористические решения для используемых в реконструкции объектов облицовочных материалов с применением системы натуральных цветов.

Практическая значимость работы

1. Методика выделения основных характеристик поверхностей облицовочных материалов с учетом их утилитарных и эстетических качеств.

2. Предложения конструктивных решений поверхностей облицовочных материалов и технологий крепления облицовки на анкерах и кляммерах.

3. Практические рекомендации по проектированию цветовой отделки с использованием технологий поиска колористических решений и системы натуральных цветов.

Методология и методы исследования. Исследование дизайна и технологий использования облицовочных материалов базируется на методах постмодернистского подхода к анализу поверхностей, на анализе паспортных технологических характеристик изделий. Для анализа теплозащитных и тепловлажностных характеристик использована методика физического моделирования, рекомендации методик анализа изготовителей облицовочных материалов, регламенты работы с тепловизорной техникой.

Конструктивные решения креплений и колористических решений выполнялись с использование проектных технологий и доступных пакетов компьютерных программ.

Положения, выносимые на защиту

1. Концептуальный подход к общей классификации облицовочных поверхностей, отражающий функциональные и эстетические характеристики: цветовые, пластические, конфигурационные, рельефные, фактурные, материальные.

2. Результаты расчетов теплозащитных и тепловлажностных свойств поверхностей навесных фасадных систем, используемых в Иркутске в новом строительстве, необходимые параметры толщины утеплителя, результаты натурной тепловизионной съемки стеновой облицовки, выявляющие причины дефектов теплозащиты.

3. Оригинальные проектные решения крепления панелей облицовки с разработкой узлов крепления, конструктивные решения поверхностей облицовочных материалов.

4. Колористические решения реконструируемых объектов с использованием облицовочных материалов, подобранных на основе системы натуральных цветов.

Апробация результатов исследования. Полученные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы технических наук» (г. Уфа, 2014 г.), «Технические науки в мире: от теории к практике» (г. Ростов-на-Дону, 2014 г.). Методические рекомендации, основные результаты, выводы, а также разработанная методика определения координат цвета в системе ЫСБ в диссертационной работе используется в решении задач ООО «Архиас».

Теоретические положения и практические материалы исследования используются на кафедре архитектурного проектирования Иркутского государственного технического университета института архитектуры и строительства при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплинам «Архитектурно-дизайнерское проектирование», «Основы инженерного оборудования», «Отделочные материалы и композиция», «Архитектурное материаловедение», на что имеется справка о внедрении в учебный процесс. Основные результаты диссертационного исследования изложены в 11 печатных работах, в том числе 7 статей общим объемом 46 п.л. (из них авт. - 40 пл.), в том числе 3 статьи в журналах, входящих в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ.

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН ПОВЕРХНОСТИ ОБЛИЦОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1.1. Концепция поверхности

Понятие поверхности в технической эстетике не всегда поддается однозначному описанию вследствие фундаментальности такой категории, как поверхность. Вопрос концепции поверхности предполагается начальным в исследовании дизайна поверхности облицовочных материалов, где проведена работа по обобщению знаний о поверхности её классификации морфологических и символических описаний, содержание которых определяется функциональными и эстетическими свойствами поверхности.

Рассмотрение очевидного на первый взгляд понятия поверхности требует исходной констатации того факта, что восприятие любого изделия является исключительно визуальным и тактильным.

Следующим важным фактом можно считать связанные с геометрическими представлениями понятия односвязных поверхностей типа сферической, эллипсоидной, тороидальной и многосвязных поверхностей типа кубической, конической, цилиндрической. Перечисленные поверхности образуют известные геометрические фигуры, формируемые в первом случае одной, а во втором случае несколькими плоскими или искривленными поверхностями. Очевидным следствием сказанного является констатация факта отсутствия различия между понятиями поверхности и формы в их первичности, подчиненности или самостоятельности.

Поэтому фундаментальность понятия поверхности совершенно неотделима от не менее фундаментального понятия форма. Однако, по мнению Раппапорта А.Г. [96], определение или узнавание формы ограничивается только теми формами, которые нам понятны и привычны они присутствуют в нашей жизни, в культуре и в традиции. Случаи невозможности определения формы для так называемых бесформенных предметов оставляют, тем не менее, достаточную свободу для описания их поверхностей. Следуя Раппапорту А.Г.

[96] можно попытаться использовать для описания поверхности сформулированную им категориальную парадигму, важную для понимания в дизайне, относящуюся к ее «морфологии», «символике» и «феноменологии».

Морфологическое описание поверхности (неразрывное с формой) должно касаться фиксации всех размерных параметров и конфигурации, существенных для описания поверхности, численных характеристик образующих поверхности материалов, в итоге определяющих стилистику или символику создаваемого изделия. Символическое описание поверхности всегда связано с какой-то культурной традицией и в самом простом случае с формой поверхности (круг, квадрат, звезда и пр.), хотя следует учитывать возможную неоднозначность символики и зависимость от контекста.

Менее определенной и сложно понимаемой является феноменология поверхности, которая позволяет судить о значении поверхности в дизайне, о ее сознательном восприятии, объединяющем морфологическое и символическое описание. Следующая цитата из работы Раппапорта А.Г. позволяет оценить важность феноменологии поверхности в дизайне среды: «В современном дизайне все большее значение приобретает не геометрия вещи, а ее фактура, соответствующая тактильным свойствам предмета - качеству поверхности. Прежде всего, гладкости или шершавости, способности вызывать определенные ощущения при касании. Эти свойства формы, разумеется, были присущи архитектуре и прикладному искусству всегда. Без феноменологии гладкости, например, немыслимо понимание эстетики полированного металла и камня, стекла и керамики. Но в современном дизайне, как и в современной архитектуре, эти свойства заняли совершенно особое место, вышли на первый план и часто стали более важными, чем традиционные пространственные качества формы.

Несмотря на распространенность такого рода эстетики, построенной на тактильных свойствах гладкости, прозрачности, градиентных переходах света и фактуры, она еще не стала предметом пристального символического и морфологического описания, хотя совершенно очевидна ее связь с

пограничными сферами эстетики музыкального звука и шума, света и цвета» [96].

Свойства формы и формообразования в дизайне и архитектуре интересовало многих исследователей, таких как: Гропиуса В., Гутнова А., Глазычева В., Папанека В., Раскина A.M., Сидоренко В.Ф. [38,42,86,97,98,106].

Оставаясь в пределах онтологических представлений о поверхности можно только кратко напомнить о той роли, которую играет понятие поверхности в философии метафизики и постмодернистской теории познания, основанной на идее отсутствия «глубины» объекта. В книге одного из основоположников постмодернизма Жиля Делеза «Логика смысла» [52] определение поверхности многообразно и неотделимо от смысловой нагрузки: «Поверхность ни активна, ни пассивна, она — продукт действий и страданий перемешанных тел. ... Вмещая лишь молекулярные слои, поверхность обеспечивает неразрывность и взаимосцепление двух лишенных толщины слоев - внутреннего и внешнего... От поверхности исходит фиктивное поверхностное напряжение в виде силы, проявляющейся на плоскости поверхности» [52]. Кажется, также, вполне осмысленной, хотя и далекой от рассматриваемой в работе темы, содержащаяся в книге сентенция о том, что юмор - искусство поверхности, противопоставленное старой иронии -искусству глубины и высоты.

Поверхность определяет видимое строение материала, проявляя свою фактурность, поэтому можно утверждать, что фактура поверхности характеризуется степенью рельефности и блёскости. Обозначения подобных признаков поверхности приводят к возможности классификации по фактурным признакам.

Классификация поверхностей. Переходя к классификации поверхностей, следует отметить, что в ее основу могут быть положены следующие характеристики:

1. Поверхность как функция, отражающая утилитарные, эстетические, традиционные, символические свойства (Таблица 1.1);

Таблица 1.1- Основные функции поверхностей

2. Поверхность как фактура, материал, обеспечивающая физическое тактильное взаимодействие, средовое психофизическое взаимодействие;

3. Поверхность как вещность, определяющая основное свойство предмета;

4. Поверхность как форма, образующая и проявляющая объем в его функциональном и эстетическом значении [10];

5. Поверхность, выраженная цветом стимула или материала, помимо утилитарных и художественных свойств содержит психофизические отношения одновременного и последовательного цветового контраста, фиктивной пространственной границы (подобные свойства относятся к световому акцентированию поверхности, а также к ее зеркальности).

В первом случае описание характеристики подразделяется по категориям функций, представленных в таблице 1.1.

Утилитарная функция поверхности отражает технические свойства материала, художественная воспроизводит декоративность материала,

традиционная - обычные поверхности часто используемые в быту, символическая - поверхность наделенная знаковыми характеристиками.

Во втором случае характеристики поверхности можно соотнести взаимодействие с поверхностью и получение результата. К результату относится физическое восприятие и патофизиологический сигнал, подобную характеристику можно рассматривать на примерах: горячее-холодное, пушистое-гладкое, колючее-ребристое и т.д.

В третьем случае поверхность выступает в качестве свойства предмета, это можно характеризовать следующим образом - свойство поверхности каторая характеризует внешнее строение поверхности предмета, безусловно, является определяющей характеристикой для предмета, которая будет бессмысленна без внутреннего содержания, тем не менее, содержание нельзя анализировать только как некое наполнение формы, а «...содержание есть то смысловое, всеобщее, невещественное, что наличествует в каждой создаваемой человеком форме и играет в процессе восприятия и пользования ничуть не меньшую роль, чем сугубо функциональные качества этой формы» [13]. Поскольку содержание в этом случае является определением формы, а поверхность - переменным компонентом содержания. В примере, таком как ледяной куб, конфигурация куба является определителем геометрии содержания. Поверхность определяет сущность куба - его ледяное состояние -меняет форму под некоторыми воздействиями, а, следовательно, поверхность является значительной и определяющей свойство и содержание для предмета. В этом случае можно говорить о приобретении понятия «материала», его значении и свойств. Для технологии дизайна эта категория является очень значимой, так как форма предмета учитывает свойства поверхности, и значит качества материала и проявляет их (ледяной куб).

В четвертом случае поверхность определяет форму, где форма организует материал, проявляет его основные характеристики и выразительные качества через поверхность формы. Форма не может существовать без поверхности. Отсюда можно заключить, что благодаря поверхности и ее восприятию

человеком происходит процесс становления предмета вещью. Чем адекватнее форма в техническом исполнении, тем проще будет процесс освоения самой поверхности. В технологии дизайна крайне важно использовать все характеристики поверхности для создания наиболее полного образа формы, для четкости передачи идеи и для повышения эффективности воздействия дизайнерского предмета на человека [60].

В пятом случае характеристики поверхности зависят от характера обработки и светоотражении, что влияет на восприятие цветоощущения материала.

Эмоциональное воздействие архитектурной формы в значительной мере связано с фактурой, цветом, характером рисунка лицевой поверхности применённых материалов. Именно эти характеристики, утверждал Байер В.Е. в своей работе, оказывают большое влияние на соответствующий зрительный образ [8].

Функциональная и эстетическая сущность поверхности составляет важную концепцию в дизайне. Впечатления тяжести или лёгкости, пластичности, плотности формы предмета связано с характером лицевой поверхности материала. Практическая значимость поверхности играет немаловажную роль в эксплуатации предметов, в их функциональном использовании. Художественное понимание поверхности складывается из совокупности характеристик формы, цвета, фактуры, рельефа, рисунка или текстуры [58, 70].

Поверхность выражается в форме и развиваться может как в двух, так и в трёх основных координатных направлениях, в первом случае в плоскости, а во втором: по горизонтали, вертикали и глубине.

Формообразование поверхности обуславливается линейным, плоскостным, объёмным и пространственным характером. Остановимся на каждом из видов формообразования поверхности.

Линейные. Развиваются в одном направлении в длину, в ширину или в высоту, сохраняя определённую толщину.

Поверхность воплощается в материале, значит имеет вес, обладает массой. Линейная поверхность носит открытый характер и определяется выраженной плотностью заполнения пространства поверхности элементами.

Объёмной или пространственной поверхность становится в случае, когда заполненное пространство становится характерно выраженным. Важным композиционным признаком линейной поверхности является её конфигурация, по этому признаку поверхность становится узнаваемой, определяется её функциональная причастность.

Плоскостные. Поверхности развивающиеся в двух направлениях. В длину, ширину и незначительно в глубину. Проявляется в трёх основных видах: в фактуре, рельефе и текстуре.

Эмоциональное воздействие поверхности на человека связано с фактурой. Фактура поверхности - это видимая часть объекта, которая характеризуется степенью рельефности и блеска. По степени рельефности поверхности бывают гладкие и шероховатые. Фактура зависит от количества и величины выступающих частей или элементов, представляющих основные виды фактурных поверхностей. В фактуре присутствует микроструктурная система элементов. Чем больше выступающих элементов, тем больше образование затенённых участков, такие фактуры более выражены и пластичны. Поэтому фактура поверхности занимает промежуточное место между гладкой и рельефной.

Рельеф характеризуется более крупным строением поверхности, в математическом значении построение рельефа - это сложная система-макроструктура, с присутствием мелких геометрических элементов. Рельеф как и фактура может выражаться в количестве и величине элементов, образующих рельефность поверхности. В таблице 1.2 представлены основные виды рельефных поверхностей.

Текстура обозначает внутреннее строение формы и характеризует поверхность не только с декоративно-художественной стороны, а так же и с конструктивной точки зрения.

Большое значение в выявлении характера поверхности имеет цвет. Цветом мы моделируем поверхность способом отражения или излучения света разного спектрального свойства, выявляя рельефную или фактурную композицию.

С композиционной точки зрения, цвет вызывает у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения графичности формы поверхности [59].

Таблица 1.2 - Основные виды рельефных поверхностей

■ —

Г

I

горельефная профильная поверхность с

поверхность поверхность вычитанием

1

поверхность с прибавлением

I

/

2.1

. 1 4 Г Г

Л 2.2

ч II

______| 2.3

^.^приближение к объёмной поверхности

Объёмные. Поверхности, развивающиеся в трёх направлениях. По горизонтали, вертикали и в глубину, при этом поверхность имеет выраженный замкнутый характер. Поверхность обладает центром или осью и

воспринимается с разных точек. Такие поверхности применяют в открытой пространственной среде. Обладают геометрическим характером, исходя из пластической обусловленности и пространственным соотношением объёмной формы. Объёмные поверхности бывают простые и сложные. К простым относятся закрытые поверхности - это куб, сфера, конус и т.д. К сложным поверхностям относятся комбинации и сочетания из линейных и плоскостных поверхностей (стул, стол и т.д.).

Понимание пластического свойства поверхности, имеет большое значение в моделировании поверхности [55]. Основные приёмы моделирования показаны в таблице 1.3.

Таблица 1.3- Основные приемы моделирования поверхностей

Основные приёмы моделирования поверхности

3.3 применение резных приёмов с расстановкой

В этом параграфе предпринята попытка дать классификацию поверхностей в технической эстетике [59, 55], позволяющую приблизиться к пониманию понятия поверхности. Выделены основные виды поверхностей с описанием структуры и рельефности. Дано представление о различии онтологических и метафизических подходов к понятию поверхности. При этом сохраняются проблемы различия тактильного и визуального восприятия, где детально рассматриваются в разны научных трудах [55, 57,58,59,60].

1.2. Классификация облицовочных материалов

Вопросы о классификациях и технических характеристиках облицовочных материалах отражены в работах Бурмистрова Г.Н., Васькова М.Е., Теличенко В.И., Лысенко Е.И., Свинтицких Л.Е., Рыбьева И.А.[11,14,102,104,108,109,110,126,121,120].

Облицовочные материалы можно классифицировать по нескольким принципам:

- назначению;

- теплопроводности;

- способу крепления;

- характеристикам поверхности;

- обработке и изготовлению;

- цветовым характеристикам;

- форме;

- составу.

В классификации облицовочного материала основным принципом систематизации можно выделить - назначение. Назначение облицовки - это функция облицовочного материала, предназначенная защищать конструктивные элементы здания от воздействий окружающей среды.

Облицовочные материалы можно разделить на две категории: наружная и внутренняя.

Для облицовки применяются следующие материалы:

- облицовочный кирпич;

- плиты из натурального камня;

- плитки керамические, полимерные, стеклянные, камневидные;

- панели керамические, стеклянные, из нержавеющей стали, сайдинг, алюминиевые, и др.

Классификация облицовочного кирпича. Облицовочный кирпич предназначен для отделки фасадов и интерьеров поэтому целесообразно проводить классификацию по характеру поверхности изделия:

- изделие с гладкой и рельефной поверхностью;

- с поверхностью офактуренной торкретированием, ангобированием, глазурованием, двухслойным формованием, нанесением полимерного покрытия или иным способом.

Помимо систематизации облицовочного кирпича по характеру поверхности, возможно проводить классификацию по цветовому соотношению облицовки, как показано в таблице 1.4, где приводится облицовочный кирпич по основным позициям классификации: по цвету и размеру.

Таблица 1.4 - Классификация облицовочного кирпича по цветовой

принадлежности

Название Геометри ческие размеры мм Прочност ь на сжатие кгс/см2 Теплопро водность кладки Вт/м°С Водопог лощение % Морозос тойкость Кол-во циклов Основные цвета

1 2 3 4 5 6 7

Кирпич окрашенный фактурный «антик» 250x120х 65 150 0,92 8 50< желтый, розовый,

Кирпич лицевой белый с офактуренной поверхностью 250x120х 65 150 0,37 6-7 Р35, Р50 белый

Окончание таблицы 1.4

1 2 3 4 5 6 7

Кирпич лицевой соломенный, с офактуренной поверхностью 250x120х 65 125-175 0,20 6-8 F35, F50 оранжевый

Кирпич лицевой цветной, с 250x120х 125-175 0,20 6-8 F35, F50 розовый, серый светло-

офактуренной поверхностью 65 желтый.

«Tiileri, SAFARI» рельефный 250x85x6 5 150 0,92 8 50< розовый, серый, светло-зеленый, желтый.

Керамический «CRH», «FB» «GD» ручной формовки 250x120х 65 150 0,37 6-7 F35, F50 оранжевый, светло-оранжевый

Классификация плит из натурального камня. Свойства строения горных пород, в зависимости от разных условий их образования, могут выражаться в структурных и текстурных признаках породы, соответственно также выражается и в признаках поверхности самого изделия, подобная точка зрения встречается в работах Агапова В.Н., Мезенцевой И.Л., Попова К.Н., Саакяна Э.Р., Синельникова О.Б. [1,93,103, 107].

Природный камень применяют для защитных и декоративных облицовок зданий и сооружений в виде строительных изделий различного назначения.

Наиболее распространенными являются пиленые облицовочные изделия, номенклатура которых с указанием области применения приведена в таблице

Таблица 1.5 - Номенклатура облицовочных изделий из горных пород

Изделия Область применения Рекомендованные горные пароды

Плиты облицовочные Внешняя и внутренняя облицовка зданий Вулканические туфы, известняки, гипсовые камни, мраморы и т.п.

Парапеты прямоугольные Облицовка набережных и подземных переходов Граниты и др. прочные породы

Плиты цокольные Облицовка нижней части фасадов, парапеты Песчаники, плотные известняки и доломиты, мрамор и др. прочные породы

Ступени Облицовка лестничных маршей Плотные известняки и доломиты, мраморы и другие породы средней прочности, граниты и др. прочные породы

Согласно ГОСТ 9480-89 облицовочные изделия можно структурировать с характеристиками поверхности изделия. В приведенной таблице 1.6, как показала практика в работе Андреева B.C.[6], представлены виды обработки и изменения поверхности плит зависящих от технологических аспектов [7], о которых дает описание в своих исследованиях Адреенков В.В., где характер поверхности по его утверждениям зависит от способа обработки и подразделяется на следующие группы: скалывание, распиливание, шлифование и лощение. Каждый способ обработки характеризуется видом поверхности [60] и подразделяются на следующие группы: скала, бугристые, рифленые, точечные, бороздчатые, гладкие и блестящие, шлифованные, лощенные, полированные.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иванова, Анастасия Сергеевна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агапов, В.Н. Технология облицовочных работ природным камнем: учебное пособие / В.Н. Агапов, И.М. Винокуров, В.В. Зазымин, В.В. Карцев, В. Н. Агапов, А.Г. Левин, А. Г. Левина. - М.; Атолл: Союз Метроспецстрой, 2001. - 151 с.

2. Агостон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер. с англ./ Ж. Агостон. - М: Мир, 1982. - 184 с.

3. Альбом технических решений. Система навесных вентилируемых фасадов «Сиал» для облицовки терракотовыми плитами. - ООО «Литейно-Прессовый Завод «Сегал» Красноярск, 2012 - 260 с.

4. Альбом технических решений. Система навесных фасадов с воздушным зазором «POLYALPAN-25F500». - ООО «Завод ПОЛИОЛПАН», Томск, 2009 - 242 с.

5. Ананьев, A.A., Гояева Т.Н., Ананьев А.Н. Долговечность и теплозащитные качества наружных ограждающих конструкций, утепленных пенополистиролом // Сб. Докладов. «Актуальные проблемы строительной теплофизики», 7-ая конференция, М., НИИСФ, - 2002 - С. 124-132.

6. Андреев, B.C. Плитка, керамогранит, камень, другие природные и искусственные материалы: технология работ/ B.C. Андреев. - М.: ООО ИКТЦ "ЛАДА", 2011.-256 с.

7. Андреенков, В. В. Естественные отделочные и облицовочные материалы из осадочных горных пород северо-востока Воронежской антеклизы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.г.-м.н.: Спец. 25.00.11/Андреенков Виталий Васильевич. - Издатель: Воронеж, 2002. - 24 с.

8. Байер, В.Е. Материаловедение для архитекторов, реставраторов, дизайнеров: учебное пособие /В.Е. Байер. - М: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005.-250 с.

9. Бессонов, И.В. Проблемы теплоизоляции ограждающих конструкций // Труды научно-технической конференции «Строительная физика в XXI веке». М., Строительные материалы. - 2006. -№10. - С. 135.

10. Божко, Ю.Т. Архитектоника и комбинаторика формообразования: монография / Ю. Т. Божко - Киев: Выща шк., 1991. - 245 с

11. Бурмистров, Г. Н. Материалы для облицовки зданий /Т.Н. Бурмистров. -М.: Стройиздат, 1988. - 175 с.

12. Бурнусузов, Р.П. О дополнениях стандартов ЕСКД требованиями художественного конструирования// Техническая эстетика. - 1979. - №7. - С. 1 -2.

13. Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию сдизайна: учебное пособие/ Т.Ю. Быстрова. - Екатеринбург, 2001. - 143 с.

14. Васьков, М. Е. Отделка фасадов жилых и гражданских зданий: монография / М. Е. Васьков, A. JT. Губенко, А. П. Баглай. - Киев : Будтелышк, 1979.- 118 с.

15. Веялис, С.А., Каминскас А.Ю., Гнип И.Я., Кершулис В.И. Теплопроводность влажных стекловолокнистых и минераловатных плит //Строительные материалы. - 2002. - № 6. - С. 38 - 40.

16. Войковский-Кригер, С. Тимошенко С.П., Пластины и оболочки: монография/ С. Войковский-Кригер, С.П. Тимошенко - М.: Наука, 1966 - 636 с

17. Гагарин, В. Г. Теплофизические проблемы современных стеновых ограждающих конструкций многоэтажных зданий // Строительные науки. -2009.-№5. С. 297-301.

18. Глуховский, В. Д. Основы технологии отделочных, тепло- и гидроизоляционных материалов: учеб. для вузов / В. Д. Глуховский [и др.]. -Киев: Вища школа, 1986. - 303 с.

19. Горбов, А. М. Штукатурка, шпаклевка: учебное пособие/ А. М. Горбов.-Донецк: ACT: Сталкер, 2003.-204 с.

20. ГОСТ 13996-93. Плитки керамические фасадные и ковры из шгх.

21. ГОСТ 23342-91. Изделия архитектурно-строительные из природного камня. Технические условия.

22. ГОСТ 24099-80. Плиты декоративные на основе природного камня. Технические условия.

23. ГОСТ 27180-2001. Плитки керамические. Методы испытаний.

24. ГОСТ 28013-98 Растворы строительные.

25. ГОСТ 30244-94. Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.

26. ГОСТ 30402-96. Материалы строительные. Методы испытания на воспламеняемость.

27. ГОСТ 30629-99. Материалы и изделия облицовочные из горных пород. Введ. 2001-01 -01.

28. ГОСТ 4.200-78. (Строительство. Система показателей качества продукции)

29. ГОСТ 530-95 Кирпич и камни керамические. Технические условия (с Изменениями № 1).

30. ГОСТ 6141 - 91 Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен.

31. ГОСТ 7076-99 Материалы, изделия строительные. Методы определения теплопроводности.

32. ГОСТ 7484-78 Кирпич и камни керамические лицевые. Технические условия. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 7 с.

33. Гражданкин А.И., Левинсон А.Г. Эксперимент: социологический опрос на этапе проектирования// Техническая эстетика. - 1987. № 8. - С. 4 - 7.

34. Грановский A.B. К оценке анкерных креплений фасадных конструкций к стенам из ячеистобетонных блоков // Технологии строительства -2008. №5-С. 4-7.

35. Грановский A.B. Пути повышения надежности анкерных креплений// Технологии строительства. - 2008 №4 (59) / 2008 - С. 13-14.

36. Гридчин, А. М. Строительные материалы и изделия: учеб.пособие. - 2-е изд., стер. / А. М. Гридчин, В. С. Лесовик, С. А. Погорелов. - Белгород: Изд-вл БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. - 154 с.

37. Громов, Ю. Е. Индустриальная отделка фасадов зданий [Текст] : монография / Ю. Е. Громов, В. П. Лежепеков, Г. В. Северинова. - М.: Стройиздат, 1980. - 70 с.

38. Гропиус, В. Обучение формообразованию. Психологическое влияние формы и цвета/ В. Гропиус // Изобразительное искусство в школе, 2009.-№5.-С. 42-43.

39. Гуревич, М.М. Цвет и его измерение / М.М. Гуревич // Издательство Академии наук СССР. - 1950. - 187 с.

40. Гуров, Е.П., Ищук М.К. Серия 2.130.8 Детали стен и перегородок жилых зданий. // Наружные кирпичные и каменные стены облегченной кладки. ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко - ЛенЗНИИЭП, 1987. - 80 с.

41. Гусев Б.В., Дементьев В.М., Миротворцев И.И. «Нормы предельно-допустимых концентраций для стройматериалов жилищного строительства»/ Б.В. Гусев, В.М. Дементьев, И.И. Миротворцев //Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. - 1999. - №5. - С. 42-43.

42. Гутнов, А., Глазычев В. Мир архитектуры (Лицо города)/ А. Гутнов, В. Глазычев - М.: Мол. Гвардия. - 1990. - 350 с.

43. Давидюк, A.A. Анализ результатов обследования многослойных наружных стен многоэтажных каркасных зданий/ A.A. Давидюк // Жилищное строительство - М., №6,2010.

44. Дагаев, A.B. Кафель. Облицовочные работы / A.B. Дагаев — Улан-Удэ, 2002. - 63 с.

45. Денисова, О. Цветопластическое моделирование/О. Денисова // Обруч. - 2011. - № 3. - С. 16-17.

46. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике / Д. Джадд, Г. Вышецки-М.: «Мир», 1978.-231с.

47. Домасев, М. В. Цвет. Управление цветом, цветовые расчеты и измерения: учебное пособие / М. В. Домасев, С. П. Гнатюк. - СПб: Питер, 2009. -217с

48. Дрелинг, П. Е. Ремонт и окраска зданий: монография / П. Е. Дрелинг. -М. : Стройиздат, 1971. - 40 с.

49. Елагина, М. А. Декоративно-облицовочные изделия из стеклосодержащих отходов: Автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.23.05/ Елагина, Маргарита Анатольевна - Издатель: М., 1990 18 с.

50. Ефимов, A.B. Колористика города/ A.B. Ефимов - М.: Стройиздат, 1990.-272 с.

51. Ефимов, A.B. Колористка и проблемы формирования предметно-пространственной среды/А.В. Ефимов// Техническая эстетика, 1978. - №12. — С. 1-3.

52. Жиль, Делез. Логика смысла./ Делез Ж. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-472 с

53. Иванова А. С. Анализ теплозащиты зданий с навесными фасадными системами в Иркутске с использованием термографии/А.С. Иванова // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - №6 — С. 114-117.

54. Иванова А. С. Дизайн и колористика поверхностей облицовки общественных зданий Иркутска/ A.C. Иванова // «ДИЗАЙН. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА». [Электронный ресурс]. - 2015. - Вып. 19. - С. 164- 171.

55. Иванова, A.C. Материалы и основы проектирования навесных фасадных систем: учеб. пособие/ A.C. Иванова - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. -91 с.

56. Иванова, A.C. Практика применения навесных фасадных систем в Иркутске/ A.C. Иванова // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость, 2013.-№ 1 (4).-С. 160-164.

57. Иванова, A.C. Средства и технологии в поиске колористических решений облицовки поверхностей автовокзала г. Иркутска: материалы

Междунар. науч.-практ. конф. / A.C. Иванова // Ростов-на-Дону, август, 2014. — С. 59-62.

58. Иванова, A.C. Строительные материалы в архитектуре и дизайне: учеб. Пособие / A.C. Иванова. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. - 275 с.

59. Иванова, А. С. Эстетика поверхности навесного фасада: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / A.C. Иванова //Уфа, июль - 2014. - С. 15-19.

60. Иванова, А. С., Калихман А. Д. Понятие поверхности в дизайне архитектурной среды/ A.C. Иванова, А.Д. Калихман // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2010. - №6. С. 104-108.

61. Испытание лакокрасочных материалов./ Э.Н. Хафизова, В.А. Юмина, М.П. Зелиг - ТюмГАСА. - 2008 - 12 с.

62. Иттен, И. Искусство формы: Пер. с нем./ И. Иттен - М.: Изд. Д. Аронов, 2004.- 136 с.

63. Кавер, Н. С. Современные материалы для отделки фасадов: учеб.пособие / Н. С. Кавер. - Москва, Моск. архит.ин-т. - М.: Архитектура. - С, 2005.- 118 с.

64. Каган, М. С., Коськов М. А. Опыт системного анализа процессов формообразования/ М. С. Каган, М. А. Коськов // Техническая эстетика. - 1973. -№8. С. 31 -33.

65. Калихман, А. Д., Иванова А. С. Навесные фасадные системы в новом строительстве и реконструкции жилых домов в Иркутске // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость, 2011. - № 1 (1). - С. 166— 173.

66. Карпова, О. В. Полимерминеральная краска для отделки стен зданий : Автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.23.05/ 62. Карпова Ольга Викторовна. -Пенза, 1999. - 210 с.

67. Каталог анкерного крепежа Mungo, 2008. - 130 с.

68. Керамическая плитка: сортамент, монтаж, материалы и инструменты для монтажа, производители, термины и определения. Москва: Торговый Дом металлов, 2008. - 94 с

69. Киселев, Д.А. Современные методики оценки прочности анкерных креплений // Технологии строительства. 2008. - №4.С. 14-15.

70. Колейчук, В.Ф. Художественные проблемы формообразования// Техническая эстетика. 1989. - №6. С. 5 - 6.

71. Корниенко, C.B. Потенциал влажности для определения влажностного состояния материалов наружных ограждений в неизотермических условиях // Строительные материалы. - 2006. - № 4. - С. 88 -89.

72. Корниенко, С. В. Характеристики состояния влаги в материалах ограждающих конструкций зданий // Строительные материалы. - 2007. — № 4. -С. 74 - 75.

73. Кузьмин, М.П, Гаврилов, Е.В. Современные системы утепления фасадов // Журнал «Строительная орбита». - 2006 - №07 - с. 67-69.

74. Лесовик, В. С., Алфимова Н. И. Технология отделочных, кровельных и гидроизоляционных строительных материалов и изделий / В. С. Лесовик, Н. И. Алфимова // Учеб.пособие : в 2 ч. - Белгород : Изд-во БГТУ.-2011.-268 с.

75. Лившиц, Д. В., Павлова М. О., Простяков А. В. Технологии современного строительства последнего десятилетия. Проблемы и решения конструкций зданий с многослойными наружными стенами / Д. В. Лившиц, М. О. Павлова, А. В. Простяков // Технологии строительства. - 2009 - № 1 (63) - с. 24-27.

76. Литвиненко, Д. В. Приведенное сопротивление теплопередаче наружных стен с неоднородными теплопроводными включениями в зоне перекрытий / Д. В. Литвиненко // Сб. докладов: «Проблемы строительной теплофизики систем обеспечения микроклимата и энергосбережения в зданиях» 6-ая конференция, М., НИИСФ. - 2001. - с. 241-246.

77. Лобов, О.И., Ананьев, А.И., Абарыков, В.П., Ситотин, А.Е. Физические основы проектирования фасадных систем зданий // Технологии строительства. - 2009. - № 1 (63). с. 28-34.

78. Лосев, А. Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины / А. Ф. Лосев // Эстетика и жизнь. - М.: Мир. - 1979. - С. 38-40.

79. МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению» // Правительство Москвы. М.: ГУЛ «НИАЦ», 1999.

80. Межгосударственный стандарт ГОСТ 27180-2001 "Плитки керамические. Методы испытаний" (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 6 сентября 2001 г. N 108) - М.: Стандарт. - 2002. - 31 с.

81. Мезенцева, И. Л. Анализ рельефных мозаик из камня с позиций зрительного восприятия // Электронное научное издание «Дизайн. Теория и Практика» - М.: МГУПИ. - 2012, Выпуск № 11 - с 7-20.

82. Мишкин, С. М. Технология облицовочных материалов на основе модифицированных карбамидоформальдегидных смол : Дис.... канд. техн. наук : 05.21.05/ Мишкин Сергей Михайлович - М., 1996 187 с.

83. Наназошвили, И. X. Строительные материалы, изделия и конструкции: справочник./ И. X. Наназошвили. - М.: Высш. шк., 1990.

84. Научно-технический прогресс в технологии строительных материалов: Тезисы докладов республиканской научно-технической конференции. Алма-Ата. 1990 г. Павлова Е.А., Ершов А. К. Проблемы современных строительных технологий // Сборник трудов СПбГАСУ. СПб, СПбГАСУ - 2007.- С. 45-48.

85. Немова, Д.В. Навесные вентилируемые фасады: обзор основных проблем // Инженерностроительный журнал. - 2010. № 5. - С. 8-13.

86. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек //Пер. с английского. - М.:Издатель Д.Аронов, 2004. - 416 с.

87. Пенова И. В. Теория и практика профессионального определения цвета в дизайн-проектировании: методическое пособие/ И. В. Пенова. - М., 2010.- 120 с.

88. Пенова, И.В. Теория и практика профессионального применения цвета в дизайн-проектировании: методическое пособие/ И.В. Пенова. - М., 2010.-96 с.

89. Писмарев, В.А. Вопросы применения новых фасадных систем/ В.А. Писмарев //Журнал «Столичное качество строительства».- 2008. - №04. -176-179 с.

90. Подборнова, Н.И., Шабанова, Т.Н. Строительные растворы. -ТюмГАСА, 2001.-С. 87.

91. Подборнова, Н.И., Юмина, В.А., Зелиг, М.П. Испытание керамических материалов. - ТюмГАСА, 1998. - 17 с.

92. Попов, К.Н. Строительные материалы и изделия: учебное пособие/ К.Н. Попов, М.Б. Каддо. - М.: Высш. шк., 2002. - 367 с.

93. Попов, К.Н. Строительные материалы и изделия: учебное пособие / К.Н. Попов, М.Б. Кардо. - М.: Высш. шк., 2004. - 369 с.

94. Проблемы стилевого единства предметного мира: Сб. статей. - М.: ВНИИТЭ. - 1980. -24. - 126 с.

95. Проектирование и монтаж навесных фасадов с воздушным зазором. Своды правил по проектированию и строительству РК. СП РК 5.06-19-2005: гос.нормативы в области архитектуры, градостр-ва и стр-ва / Ком.по делам стр-ва и жилищно-коммун. хоз-ва М-ва индустрии и торговли РК. - Введ. с 01.04.2008 г. - Астана : [б. и.], 2006. - 17 с.

96. Раппапорт, А. Г. К пониманию архитектурной формы. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения, представленная в форме научного доклада/А.Г. Рапаппорт//Москва-2000. -350 с.

97. Раскин, A.M. В поисках новых форм/ A.M. Раскин // Урал в панораме XX века. Екатеринбург. 2000. - С. 198-203.

98. Реальный дизайн. Материалы IV Межрегионального фестиваля дизайна. Екатеринбург - Омск - Москва - Нью-Йорк - Тюмень - Эйнховен / Сост. Г.В. Вершинин. - Тюмень: Тюменский дизайн центр Союза Дизайнеров России, 2001.-128 с.

99. Рекомендации по проектированию и монтажу многослойных систем наружного утепления фасадов зданий. - М.: ГУП «НИАЦ». 2001. -135 с.

100. Розенблюм, Е.А. Синтез искусств стратегия проектирования на века// Техническая эстетика. - 1978. -№ 9. - С. 24 - 25.

101. Романенко, Н. Г., Яковец И. А. Цвет и его психологическое воздействие на человека // Вюник ХДАДМ. - 2004. - № 1. - С. 151 -154.

102. Рыбьев, И.А. Строительное материаловедение. Учеб. пос./ И.А. Рыбьев - М.: Высш.шк., 2003.-701 с.

103. Саакян, Э.Р., Бадалян, М.Г. и др. Пеностекло из перлитовых пород. // Стекло и керамика. - 1984. - №3. - С. 3.

104. Свинтицких, JI.E. Основные свойства строительных материалов/JI.E. Свинтицких, Т.Н. Шабанова, С.С. Радаев - ТюмГАСА, 2004. -246 с.

105. Селл, Л. Отделка фасадов: пер.с венг. / Л. Селл. — М.: Стройиздат, 1978.- 184 с.

106. Сидоренко В.Ф., Кузьмичев Л.А. Художественное моделирование и формирование комплексных объектов// Техническая эстетика. - 1982. — №7. -С. 1 -2.

107. Синельников, О.Б. Природный облицовочный камень. Часть I. Облицовочные камни. Учебное пособие./ О.Б. Синельников - М.: МГГУ, 2000. -362 с.

108. Синицин, Д. А. Стойкость штукатурных покрытий в системах фасадной теплоизоляции : Дис. ... канд. техн. наук : 05.23.05 108. Синицин Дмитрий Александрович - Уфа, 2006. - 198 с.

109. Современные отделочные и облицовочные материалы. Учебно-справочное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. -448с.

110. Современные отделочные и облицовочные материалы: учебно-справочное пособие / Е. И. Лысенко [и др.]. - Ростов н/Д:«Феникс», 2003. - 488 с.

111. Современный философский словарь Под общ. ред. В. Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Академ, проект, 2004 - 861.с.

112. Соловьев Ю.Б. Дизайн и проблемы формирования городской среды// Техническая эстетика. - 1978. - №9. - С. 1 - 3.

113. СП 131.13330.2012 Строительная климатология. - М., 2012.

114. СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений.- М., 2004.

115. СП 50.13330.2012. «СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий». -М., 2012.

116. СП РК 5.06-19-2005 Проектирование и монтаж навесных фасадов с воздушным зазором : нормативный документ / Агенство РК по делам стр-ва и ЖКХ. - Введ. с 01.03.2010. - Астана : Проектная академия "KAZGOR", 2010. -36 с.

117. СТО ФГУ ФЦС 44416204-09-2010 «Крепления анкерные Метод определения несущей способности по результатам натурных испытаний».

118. Сурина, М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / Сурина М. О. - 2-е изд., изм. и доп. - М.; Ростов: МарТ, 2006. - 151 с.

119. Сычевая, В.А. ВНИИТЭ Подходы к оценке дизайнерских разработок (США)/В.А. Сычевая // Техническая эстетика. 1984. №10. С. 28 — 29.

120. Теличенко, В.И. Технология строительных процессов: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Пром. и гражд. Строит-во» направление «Строит-во». Ч. 2. / В. И. Теличенко, А. А. Лапидус, О.М. Терентьев. - М.: Высш. шк., 2003. - 392 с.

121. Теоретические и методологические исследования в дизайне: Избр. материалы. Сост. О.И. Генисаретский, Е.М. Бизунова. - В 2-х ч. - М.: ВНИИТЭ, 1990.-86 с.

122. Техническое описание. Навесная фасадная система с воздушным зазором «Thermomax-v-Ю» (облицовка плитами из керамогранита). ООО «Элитстра», М. 2009. - 120 с.

123. Техническое руководство по анкерному креплению Mungo ООО «Активмонтаж», 2008 - 222 с.

124. Технологическая карта. Система навесных фасадов с воздушным зазором «POLYALPAN-25F500». ООО «Завод ПОЛИОЛПАН», Новосибирск, 2010.-82 с.

125. Фасадная система «Полиалпан». «Полиалпан» фасадные теплосберегающие панели. Рекомендации по проектированию и применению фасадной системы «Полиалпан» для строительства и реконструкции зданий. ОАО «ЦНИИЭП жилых и общественных зданий», М., 2009 - 136 с.

126. Фасады. Материалы и технологии. - М. : ООО Стройинформ, 2005. -555 с.

127. Федоров, М.В. и др. Научно-методические проблемы дизайна для решения социально-экономических задач/Под ред. Е.Е. Задесенца. - М.: "Архитектура-С", 2010. - 216 с.

128. Фетисов, Г.П. Материаловедение и технология металлов:. Учебник для вузов / Г.П. Фетисов, М.Г. Карпман, В.М. Матюнин и др.; под ред. Г.П. Фетисова. - 2-е изд. испр. - М.: Высш. шк., 2002. - 637 с.

129. Филд Гарри. Фундаментальный справочник по цвету в полиграфии: учебное пособие для вузов/Г. Филд // Пер. с анл. Н. Друзьева. - М: ЦАПТ, 2007. -376 с.

130. Функция вещи как предмет исследования в дизайне: Сб. статей. -М.: ВНИИТЭ, 1982. - Вып.39. - 82 с.

131. Хан-Магомедов, С. О. А. Родченко. Путь художника в производственное искусство/ С. О. Хан-Магомедов // Техническая эстетика. -1978. №5.-С. 10-18.

132. Хан-Магомедов С. О. Проблемы противоречия предметно-пространственной среды города/ С. О. Хан-Магомедов // Техническая эстетика. - 1978. №9.-С. 4- 12.

133. Хан-Магомедов, С.О. Психотехническая лаборатория Вхутеина. (1927-1930)/ С.О. Хан-Магомедов // Техническая эстетика. - 1978. № 1. -С. 16-22.

134. Хан-Магомедов, С.О. Художник-конструктор Е.В. Семенова/ С.О. Хан-Магомедов// Тех-ническая эстетика. - 1978. №12. - С. 18-21.

135. Хрулев, В. М. Синтетические клеи и мастики : (Применение в строительстве) : учеб. пособие для инж.-строит. специальностей вузов/ В. М. Хрулев. -М.: Высш. шк., 1970. - 368 с.

136. Чубарова, М.В., Солянин, В.Б. Материалы Всесоюзного семинара «Цвет в дизайне и колористическое образование»/ М.В. Чубарова, В.Б. Солянин - М., ВНИИТЭ, 1990. - 96 с.

137. Шиффман, X. Р. Ощущение и восприятие/ Х.Р. Шиффман - СПб.: Питер, 2003.-928 с.

138. Экологический дизайн: поиски результаты/ К. Экуан // Техническая эстетика. - 1989. №2. - С. 16 - 17.

139. Brainard, D. Н. Color constancy in the nearly natural image. II. Achromatic loci./ D.H. Brainard // Journal of the Optical Society of America. - 1998. -№ 25-P. 107-108.

140. NCS Colour centre Russia [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.ncscolour.ru/, дата обращения - 05.07.2014.

141. Noboru, О., Robertson, A. Colorimetry: Fundamentals and Applications/ О. Noboru, A. Robertson — Wiley, 2005 - p. 108

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.