Дизайн и технологии изготовления декоративных топоров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Шляхтина, Марина Петровна

  • Шляхтина, Марина Петровна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 156
Шляхтина, Марина Петровна. Дизайн и технологии изготовления декоративных топоров: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2013. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Шляхтина, Марина Петровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Исторический анализ эволюции абхазских топоров

1.1 История возникновения топора

1.2 Этапы развития топора

1.3 Развитие функционального назначения топора

1.4 Топор - главное орудие в древней Абхазии

1.5 Особенности функционального назначения топора в древней Абхазии

1.6 Исследование особенностей дизайна клинов топоров в Абхазии с доисторических времен по XIX вв

1.6.1 Топоры эпохи неолита в древней Абхазии

1.6.2 Топоры эпохи бронзы в древней Абхазии

1.6.3 Топоры средневековой эпохи в Абхазии

1.6.4 Топоры Нового времени в Абхазии

Выводы по главе 1

2. Традиционные технологии изготовления топоров в Абхазии

2.1 Технология изготовления клина топора из камня в эпоху неолита

2.2 Технология изготовления литого клина топора из бронзы

2.3 Технология изготовления клинов топоров из железа и стали

2.4 Традиционная технология изготовления клинов топоров, применяемая в настоящее время современными абхазскими мастерами

Выводы по главе 2

3. Дизайн технологии изготовления материалов для современных

декоративных топоров на основе исторических традиций оружейного

искусства Абхазии

3.1.1 Особенности преобразования дизайна древних топоров современными абхазскими художниками-мастерами

3.1.2 Колуновидный топор

3.1.3 Чекан

3.1.4 Топор бородовидной формы

3.1.5 Секира

3.1.6 Сравнительный анализ дизайна формы древних и современных топоров

3.2.1 Сравнительный анализ и технологии изготовления материалов и сплавов, применяемых при изготовлении древних и современных топоров в Абхазии

3.2.2 Главный металл XII - IX вв. до н.э. - бронза

3.2.3 Сравнительный анализ по химическим и технологическим показателям древней бронзы с современной бронзой марки БрОЦ4-3

3.2.4 Этапы развития производства железа на территории древней Абхазии в VIII - VII вв. до н.э

3.2.5 Исторические сведения развития технологии выплавки стали

3.2.6 Сравнительный анализ по химическим и технологическим

показателям древнего железа с современной сталью (сталь 10)

3.2.7 История происхождения материала - дамасская сталь.

Технология изготовления сварочного Дамаска в современных

условия производства

3.2.7.1 Понятие, история происхождения дамасской стали

*

3.2.7.2 Особенности узора дамасской стали, изготовленной в античную эпоху на Кавказе и в Абхазии

3.2.7.3 Характеристики узоров булата и дамасской стали, как показателей качества материалов

3.2.7.4 Исследование разновидностей узоров дамасской стали

3.2.7.5 Сравнительный анализ технологий изготовления булата и дамасской стали

3.2.7.6 Этапы развития технологии сварочного Дамаска

3.2.7.7 Сравнительный анализ химических, механических свойств углеродистой, легированной и дамасской сталей

3.2.7.8 Технология изготовления дамасской стали в современных производственных условиях

3.2.7.9 Описание технологий изготовления сварочного Дамаска для чекана абхазским кузнецом Т. Дзидзария

3.2.7.10 Описание технологии изготовления сварочного Дамаска для колуна и бородовидного топоров абхазским кузнецом Т. Дзидзария

Выводы по главе 3

4. Дизайн и реконструкция технологии изготовления декоративного

топора

4.1 История изобретения и развития втульчатых топоров

4.2 Эволюция формы втульчатых топоров

4.3 Реконструкция технологического процесса изготовления клина втульчатого топора с закраинами

4.4 Новая оптимизированная технология изготовления клина втульчатого топора с закраинами

4.5 Анализ технологий изготовления втульчатого клина топора с закраинами

4.6 Особенности изготовления рукоятки втульчатого топора с

закраинами

Выводы по главе 4

125

5. Дизайн экспонирования декоративного оружия в частных интерьерах

5.1 Декоративное оружие и его роль в жизни человека

5.2 Основные принципы и способы экспонирования общественных оружейных коллекций

5.3 Основные принципы и способы экспонирования частных оружейных коллекций

5.4 Способы группировки оружия согласно декоративному принципу экспонирования

5.5 Функциональная характеристика помещений для размещения частной оружейной коллекции

5.6 Варианты экспонирования оружия

5.7 Сочетание коллекции оружия с элементами интерьера помещения. Пример изготовления кессонного потолка

5.8 Витрины для экспонирования оружейных коллекций

5.9 Стеллажи для экспонирования оружейных коллекций

5.10 Характеристика интерьерных стилей для экспонирования оружейных коллекций

Выводы по главе 5

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн и технологии изготовления декоративных топоров»

Введение

За последнее время технологический прогресс настолько изменил потребности современного общества, что на первый взгляд кажется, бессмысленно использовать в быту старые предметы, хозяйственные орудия, поскольку назначение и технологии их изготовления безвозвратно устарели. С другой стороны, старинные предметы, орудия остаются до сих пор уникальными и могут быть использованы художниками в качестве образцов для создания дизайна бытовых предметов, выполняющих новые функции в быту, по сравнению, например, с доиндустриальным периодом.

В настоящее время старинное ремесленное орудие, вышедшее из употребления, теряет свою утилитарную функцию и становится сувениром, хранящим информацию как о самом предмете, так и, возможно, о событии, человеке, месте. Причем созданные столетия назад старинные предметы, орудия остаются неизменными, являясь самыми достоверными источниками информации.

Подобные сувениры должны изготовляются с применением старинных технологий и традиционных материалов. Поскольку задача мастера состоит в том, чтобы минимальными средствами добиться максимальной выразительности и узнаваемости задуманного образа, исполненного в стиле исторического дизайна.

Обобщение индивидуального опыта может открыть путь не только к восстановлению функции ремёсел, но и к востребованности народной культуры в современном обществе. Надеюсь, что моя работа может послужить толчком к осмыслению и обобщению опыта современных мастеров для решения проблемы востребованности народных ремёсел.

Возрождение уникальных технологий прошлого и обращение к традиционным формам исторических орудий и оружия - важнейшие направления деятельности, лежащее в основе работы национального

кузнечного центра «Аинар», успешно развивающего в Абхазии с 1994 г. Мастерская авторского оружия «Аинар» специализируется на изготовлении уникального сувенирного оружия. Постигая тайны оружейного искусства, мастера неизменно обращаются к богатейшему историческому наследию. Изделия фирмы - это узнаваемые национальные образцы исторических орудий и оружия. Художественный образ этих изделий передает обобщающие черты национальной оружейной культуры, воспроизводит характерные формы и декор орудия, оружия, их конструктивные и технологические особенности вне зависимости от сложности воплощения на высочайшем художественном и техническом уровне исполнения.

Спектр исторических прообразов оружия, производимого в мастерской «Аинар», необычайно широк - кинжалы, мечи, щиты, ножи и многое другое. Среди многочисленных изделий кузнечной фирмы «Аинар» наиболее известными считаются коллекции сувенирных топоров, изготовленные художником-кузнецом Теймураза Дзидзария. Творчество абхазского мастера высоко оценено не только российскими, но и зарубежными специалистами. Теймураз Дзидзария является членом союза мастеров «Гильдии оружейников России» с 2008 г.

На протяжении нескольких лет в мастерской «Аинар» ведутся работы по исторической реконструкции получения дамасской стали. Сегодня благодаря стараниям абхазского кузнеца Теймураза Дзидзария существуют разнообразные виды декоративных топоров, клины которых изготовлены из дамасской стали с исключительными по красоте узорами.

Оружие и орудия всегда являлись чрезвычайно важным памятником материальной культуры, отражающим уровень развития науки, техники, искусства разных исторических эпох и регионов. Поэтому многочисленные исторические, археологические исследования посвящены описанию и систематизации основных типов орудий, оружия, в том числе и топоров, существовавших в древней культуре населения Европы, Кавказа, Востока и

Севера. Систематизации и описанию топоров кобанской и колхидской культур посвящены исследования следующих ученых: A.A. Миллер, Ю.Н. Воронов, Ш.Я. Амираношвили, JI.H. Панцхава, Я.В. Доманский, А.Ю. Скаков, Г. Ф. Гобеджишвили, А. Н. Каландадзе, Д. JI. Коридзе, Б.В. Терехов, О. М. Джапаридзе, Е. И. Крупнов. В нашей стране наибольший вклад в изучение древнерусских топоров внесли ученые: А.Н Кирпичников, Ю.А. Плотников, В.В. Гольмстен, В.Г. Федоров, Ю.С. Худяков, Н.Я. Мерперт, Б.А. Рыбаков, Б.А. Колчин.

Труды современных ученых, таких как Куманин В.И., Кухта М.С., Черных М.М., Жукова JI.T., Соколова M.JL, посвящены изучению вопросов дизайна и художественного материаловедения. Технологией изготовления изделий из цветных металлов, главным образом драгоценных украшений, занимается В.И. Куманин; им даны описания дизайна, материалов и технологий производства различных ювелирных изделий.

В большинстве научных статей авторы исследуют структуру, форму, орнаментальную отделку найденных древних топоров, но не рассматривают вопросы технологии их изготовления. Подобные находки в основном не освещены в указанном аспекте, но ряд исследователей стремился постичь динамику кузнечного производства. Технологическими проблемами изготовления занимались следующие учение: Б.А. Рыбаков, Б.А. Колчин, Г.Г. Коглен, А. Франс-Ланорд, Масуми Хикасиге, Радомир Плейнер.

Реконструкция технологических процессов изготовления является основным методом исследования кузнечного ремесла в современной археологической науке. Этот метод, применяющийся более пятидесяти лет в археометаллографии, позволяет на основе данных о технологии изготовления кузнечных предметов, структуре металла делать выводы об уровне развития кузнечного ремесла, квалификации ремесленников, направлении связей в производственной сфере и т.п. Поэтому в этой работе предпринята попытка воспроизведения реконструкции технологического процесса и дизайна

древнего абхазского топора с целью получения оригинального декоративного изделия для декорирования интерьера различных помещений и частных коллекций оружия.

Не случайно был выбран и изучен дизайн древних абхазских топоров, так как нынешняя территория Абхазии была одной из древнейших центров обработки металла. Среди археологического материала, обнаруженного в Абхазии, множество орудий труда, в том числе и топоров, предметов быта, вооружения, ювелирных украшений из меди, бронзы, серебра, золота, железа, стали. Так в XVIII в. Яков Рейнеггс, характеризуя хозяйственный быт абхазов, замечал, что они занимались обработкой железа, из которого делали отличную сталь и ружья, выковывали сабли, мотыги, топоры.

Изучение древних технологических процессов и дизайна древних абхазских топоров является актуальными при изготовлении оригинального сувенирного изделия, способствующего развитию индустрии туризма, как на Кавказе, так и в российских регионах.

Цель работы: провести исследование эволюции абхазских топоров и, на основании проведенного исследования, разработать дизайн и технологию изготовления декоративных топоров.

Согласно поставленной цели работы, были сформулированы задачи исследования:

- Провести анализ дизайна топоров Абхазии с доисторических времен и до настоящего времени;

- Предложить классификацию основных типов форм древних абхазских топоров;

Проанализировать технологий и материалы, используемые при изготовлении древних и современных декоративных топоров на примере работ мастеров Абхазии;

- Создать графические модели декоративных топоров на основе древнего дизайна боевых топоров с применением компьютерной графики;

- Разработать технологии изготовления декоративных топоров;

- Выполнить коллекцию моделей декоративных топоров;

- Рассмотреть особенности дизайна экспонирования декоративных топоров и оружейных коллекций.

Научная новизна.

- Проведен анализ дизайна древних абхазских топоров;

- Предложена функциональная классификация и классификация основных типов форм древних абхазских топоров;

- Исследованы технологии и материалы изготовления древних топоров и современных декоративных топоров в Абхазии;

- Созданы графические модели и изделия на основе древней технологии и дизайна втульчатых топоров с применением компьютерной графики;

- Разработаны технологии изготовления декоративных топоров;

- Предложены дизайн и способы экспонирования декоративного оружия в частной коллекции и интерьере.

Практическая значимость.

- Разработаны основные принципы дизайна декоративных топоров;

- Осуществлена реконструкция древнего технологического процесса изготовления втульчатого топора.

- На основе реконструкции усовершенствован технологический процесс изготовления декоративного топора;

- Разработаны основные принципы дизайна и способы экспонирования оружия в частной коллекции и интерьере.

1. Исторический анализ эволюции абхазских топоров.

1.1 История возникновения топора

Древнейшим орудием человека подобным топору считают колун, которому по разным подсчетам от 800 тыс. до 400 тыс. лет. Такое орудие, представлявшее собой грубо заостренный камень, служило человеку одновременно и молотом, и долотом, и скребком, и оружием.

Следующим изобретением древнего человека, повлиявшим на всю дальнейшую историю цивилизаций, был уже топор. Топор - это первое двусоставное орудие в истории человечества, когда у человека уже возникла необходимость объединить в одном орудии труда каменное рубило и деревянную рукоять. Следовательно, топор - это основное хозяйственное орудие, впоследствии превратившееся в оружие и предопределившее его универсальное назначение. Это доказывает его широкое распространение и присутствие практически у всех народов до появления такого чисто боевого вида оружия, как меч.

л

1.2 Этапы развития топора

Этапы развития этого орудия совпадают с последовательным чередованием основных периодов истории с точки зрения применяемых материалов - камня, самородной меди, бронзового литья и, наконец, кованого железа. Такую научную систематику впервые обосновал датский знаток древней истории Христиан Юргенсен Томсен (1788 - 1865) в 1816 г. Особая заслуга Томсена состояла в последовательной систематизации древней истории на три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. Той же научной систематики придерживался и К. Маркс: « Как ни мало историческая наука знает до сих пор о развитии материального производства, следовательно, основу всей общественной жизни, а потому и всей

действительной истории, однако, по крайней мере, доисторические времена делятся на периоды на основании естественнонаучных, а не так называемых исторических изысканий, по материалу орудий и оружия: каменный век, бронзовый век, железный век». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 23, с.191)

Очевидно, используемые материалы представляют собой важный признак, характеризующий качество и ступень развития орудий труда. Для доисторических времен это действительно основополагающий и определяющий критерий, но и в более поздние общественно-экономические формации он имел существенное значение.

1.3 Развитие функционального назначения топора

Настоящие каменные топоры - с лезвием и отверстием в обухе -появились примерно в одно и тоже время с металлическими топорами и долгое время служили параллельно с ними. Орудия имели довольно короткую прямую рукоять и узкое лезвие, повторяющее по форме каменный топор.

Однако металлическое острие было гораздо острее каменного и результативность воздействия его стала зависеть уже не столько от величины массы, распределяемой по длине лезвия, сколько от ширины рубящей поверхности. Такая форма топора удлинила его рукоять, сделала его способным хорошо обрубать сучья или использовать его как своеобразный багор лесоруба. Длинная рукоять позволила лучше использовать инерцию движения оружия и сделала возможным применять его в хозяйстве и в бою.

Топор, наверное, самый типичный пример хозяйственного орудия, превратившегося в оружие. Этим объясняют его широкое распространение и присутствие практически у всех народов до появления таких чисто боевых

видов оружия, как меч. Но и после распространения меча боевой топор, особенно на Западе, был, пожалуй, его самым главным соперником.

Изготовить топор значительно проще, чем меч. Он более многофункционален. На ближней дистанции топор может быть использован и как метательное оружие, легко пробивающее вражескую защиту. Сила рубящего удара топором достаточно велика за счет его большой массы и относительно короткой по сравнению с мечом длины лезвия [1.5].

1.4 Топор - главное орудие в древней Абхазии

Изучая разнообразные типы орудий труда, историки утверждают, что в древней Абхазии главными орудиями считали топор. Он был необходим не только в обработке земли, но и в строительстве, ремесле. Поэтому даже каменные топоры Абхазии в эпоху неолита имели широкое хозяйственное значение. Об том свидетельствуют находки на горе Гуад-иху - это тщательно отделанные, отполированные рубила, мотыги, грузила, зернотерки, указывающие на постепенный переход жителей к оседлой жизни и примитивному земледелию. Однако на самом крупном поселение древней Абхазии - Кистрик (г. Гудаута) были найдены различные орудия труда местного населения, в том числе и каменные шлифованные топоры.

Начиная с XII - VII вв. до н.э. (эпоха «средней и поздней бронзы») топор приобретает военное значение. Он становится не только орудием труда, но и одним из главных видов оружия и, видимо, ритуала. Такие топоры колхидской культуры (XI - VI вв. до н.э.) были обнаружены, в частности, на Бамборской поляне в Абхазии, которые показывают, какого высочайшего расцвета достигла обработка металла у древних абхазских бронзолитейных мастеров в первобытную эпоху.

Многие бронзовые топоры были украшены гравированными изображениями животных на лопасти орудия, объемными фигурками зверей,

расположенных на обушной части топора. Такие изделия отличаются исключительно высоким качеством выделки, благородной красотой форм и узоров.

Исключительная роль топора наступает с VI - I вв. до н.э. («железная» эпоха), являясь причиной использования его названия и для самого железа -«аиха». Тогда в древней Абхазии, наряду с железом, применялась уже и углеродистая сталь, поддающаяся термической обработке.

1.5 Особенности функционального назначения топора в древней Абхазии

В древней Абхазии топор представлял собой орудие колюще-режущего действия, состоящее из металлического (каменного) клина и деревянной (металлической) рукояти. С одной стороны лопасти клина расположено лезвие, а с другой - обух с проушиной, в которую насаживается деревянная рукоять - топорище. Со временем происходило изменение формы клина, т.е. его составляющих частей - лезвия, лопасти, обуха и проушины топора в зависимости от его функционального назначения.

Первоначально возникли хозяйственные топоры (большие и малые), которые были необходимы не только в земледелии, но и в строительстве жилища, изготовлении предметов быта. Большими топорами рубили деревья, строили дома. Малые топоры использовали при расчистке участков из-под леса и кустарников, в бортничестве и на плотнической работе [1.9].

Не меньшую роль в хозяйстве абхазов играла цалда - инструмент с вертикально вытянутым параллельно топорищу узким клином и таким же длинным лезвием, заканчивающимся клювовидным выступом (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Цалда (слева), хозяйственный большой топор (справа)

Миллер А. А. считал форму цалды переходной между черкесским топором и мегрельской цалдой и называл ее «специальным лесным топором». Размеры и формы орудий соответствовали их функциональному назначению. Малые цалды, отличавшиеся более изогнутой формой клюва, применялись при расчистке участка из-под леса, подрезке колючих зарослей, лиан, подготовке хвороста для оград, а легкие цалды с длинной рукояткой использовались при прореживании винограда и загущенной кроны дерева. Более массивными цалдами пользовались при строительстве дома для ошкуривании и очистке бревен, досок, для рубки деревьев небольшого диаметра, сучков. Во многих случаях работать таким инструментом было удобнее, чем топором.

В эпоху средней и поздней бронзы (XII- VII вв. до н.э.) появляются топоры «малых форм», которые имели уже военное назначение. Боевые

топоры почти всегда были меньше и легче хозяйственных топоров, поскольку воину пехотинцу или всаднику требовалось более легкое оружие, но обладающее мощным прорубающим действием. Таким оружием, находящимся в одной руке воина, пробивались вражеские щиты, разрубались шлемы, а вторая рука вместе со щитом использовалась для защиты.

Одной из разновидностей колхидских боевых топоров считают ритуальные топоры [1.27], [1.29]. Они обладают той же легкостью, что и боевые топоры, но отличаются разнообразием форм и богатым декоративным оформлением.

Конечно, невозможно абсолютно точно разделить по функциональному назначению боевые и рабочие топоры, так как встречались отклонения параметров в тот или другой тип орудий. Иногда можно спорить и о хозяйственной или военной принадлежности того или иного топора. Так, например, тяжелый и массивный рабочий топор был обременителен в походе и неудобен в битве. Однако не приходится полностью отрицать, что из двух основных типов топоров синтезируется универсальный тип орудия, который мог использоваться как для хозяйственных, так и для военных целей.

В результате проведенного исследования эволюции абхазских топоров с точки зрения функционального назначения определены три типа: Ф хозяйственные топоры; Ф боевые и ритуальные топоры; Ф универсальные топоры.

К такому выводу я пришла в ходе исследования материалов археологических раскопок, в которых ученые исследователи, такие как Воронов Ю.Н., утверждают, что основными занятиями древнего населения было земледелие и строительство.

В итоге разное функциональное назначение определило основные типы топоров, отличающиеся друг от друга по весу и размерам. Сравнительные характеристики основных типов орудий приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Сравнительные характеристики рабочих и боевых топоров

Наименование типа топора / Вес ' орудий, г Длина клина, мм Ширина клина, мм Диаметр обушного отверстия, мм Длина рукояти, мм

Рабочий топор 600 - 800 150-180 90-145 30-45 600-1000

Боевой и Ритуальный топоры 200 - 450 90-150 100-120 20-30 400-800

1.6 Исследование особенностей дизайна клипов топоров в Абхазии с доисторических времен по XIX вв. 1.6.1 Топоры эпохи неолита в древней Абхазии

Особенности дизайна топоров в Абхазии необходимо рассматривать по изменениям формы и декоративного оформления этих орудий, происходящим в основные исторические периоды, которые связаны с использованием применяемых материалов: камня, самородной меди, бронзового литья и, наконец, кованого железа.

Первые каменные топоры Абхазии в эпоху неолита представляли собой небольшие орудия продолговатой каплевидной формы, имеющие гладкую поверхность клина с острым лезвием и аккуратно обработанной круглой проушиной или желобком для крепления веревки.

Каменные топоры в Абхазии в эпоху неолита и до распространения бронзовых и железных имели широкое хозяйственное значение. Находки поселения Кистрик свидетельствуют на постепенный переход жителей к оседлой жизни и примитивному земледелию. Орудиями труда служили им тщательно отделанные, отполированные топоры, мотыги, грузила, зернотерки, изготовленные из кремния и гальки. Небольшие топоры продолговатой каплевидной формы имели гладкую поверхность клина с острым лезвием и аккуратно обработанной круглой проушиной, способствующей более прочному соединению с рукоятью (рисунок 1.2 и 1.3).

Рисунок 1.2 - Каменный топор. 4-3 тыс. лет до н.э.

Рисунок 1.3 - Каменный топор. 4-3 тыс. лет до н.э.

1.6.2 Топоры эпохи бронзы в древней Абхазии

С бронзовой эпохи наступает исключительная роль топора. Топор в эпоху бронзы становится не только орудием труда, но и одним из главных видов оружия, а также ритуала. Для бронзовых литых топоров эпохи бронзы в Абхазии мною определены четыре основных типа формы, которые представлены в таблице 1.2:

Ф колуновидный топор; Ф вислообушный топор; Ф колхидский топор; Ф чекан.

Наименьшим количеством находок представлены бронзовые колуновидные топоры универсального назначения. Основное их развитие относится к XII - IX вв. до н.э. Топоры были достаточно тяжеловесны, несовершенны, имели прямолинейный клин с узким лезвием и массивным обухом, имеющим круглую проушину (рисунок 1.4 и 1.5). При работе таким орудием приходилось подбивать и расклинивать топорище, чтобы сам колун не вращался. Понадобилось много времени, не менее 2000—1500 лет, пока человек решил делать проушину овальной или, хотя бы, приостренной.

Вислообушные топоры древней Абхазии встречаются в основном двух типов формы и представлены на рисунках 1.6 и 1.7:

1. Боевые топоры, имеющие узкий прямой клин и хорошо выделанный обух с овальной в сечении проушиной. Передняя часть обуха слегка скошена, а иногда вогнута к лезвию.

2. Крупные вислообушные топоры с длинным прямым корпусом и резко расширенным, в отличие от первого типа, клином. Обух сильно удлинен и скошен в передней части, так же как и на топорах первого типа.

Рисунок 1.6 - Вислообушный топор I Рисунок 1.7 - Вислообушный топор

типа формы. IX - VII вв. до н.э. Ц типа формы. IX - VII вв. до н.э.

Подобные топоры встречены в сравнительно небольшом количестве, и находки их локализуются в пределах Северного Причерноморья, Северного Кавказа и в Абхазии.

На рубеже эпохи бронзы и раннего железного века на Кавказе сформировались две близкие друг другу культуры - Колхидская и Кобанская. Время возникновения Колхидской культуры - IX - VII вв. до н. э. Эти Культуры характеризуются достаточно высоким уровнем бронзолитейного производства. Одним из элементов, общим для Кобанской и Колхидской культур, требующим более пристального внимания, являются бронзовые топоры с гравированными орнаментами, отличающиеся большим разнообразием в орнаментальных деталях. Вместе с тем обилие элементов, из которых составлены выгравированные на топорах композиции, создает возможности для их сравнения и выделения различных групп [1.6]. Гравированные композиции на бронзовых топорах отражают систему мифологических представлений древних людей - носителей этих культур. Обширное собрание кавказских бронз показывает, какого высочайшего расцвета достигла обработка металла у древнего населения.

Прекрасные изделия Колхидской культуры были обнаружены, в частности, на Бамборской поляне, в Тлийском могильнике, в могильнике Красный Маяк в Абхазии.

Для бронзовых боевых топоров характерны три основные разновидности формы:

1. Изящно изогнутый топор имеет овальный обушок, выступающие продольные ребра (предположительно ребра жесткости) по обеим сторонам отверстия рукояти, округлую широкую лопасть.

2. Второй тип топора имеет прямой вытянутый корпус, острый клиновидный обух и полуовальную, почти симметричную лопасть.

3. Третий тип топора выглядит значительно тяжеловеснее, массивнее предыдущих типов, имеет прямой клин.

!

Многие из боевых топоров были украшены тонкой гравировкой, отличающейся исключительно высоким качеством выделки, благородной красотой форм и узоров абхазского графического стиля в соответствии с местными традициями.

По мнению Скакова А. Ю. для абхазского графического стиля характерны следующие особенности декорирования топоров [1.28]:

1. Вертикальное изображение зверя на лопасти топора без рамки или обвода, конечности которого приподняты в прыжке. Этим достигается яркая динамичность, жизненная достоверность и одновременно обобщенность, условность изображения.

Рисунок 1.8 - Бронзовый топор с гравировкой.VIII - VII вв. до н.э.

2. При орнаментальном украшение лопасти топора применялись мотивы свастики, мальтийского креста и линейно-треугольного орнамента. Пример декорирования лопасти топора линейно-треугольным орнаментом показан на рисунке 1.9.

Рисунок 1.9 - Лопасть колхидского топора, гравированная линейно-треугольным орнаментом. IX - VII вв. до н.э.

3. Украшение обушной части топора с бронзовой рукоятью скульптурой животного.

В VI вв. до н.э. к специально боевым топорам относятся прежде всего чеканы. Это топоры, тыльная часть обуха которых снабжена молоточком. По точному определению В. Даля, чекан - «ручное оружие, а встарь знак сана, топорик с молоточком на аршинной рукояти». Молотовидные обушки чеканов, помимо боевого назначения, служили своеобразным противовесом по отношению к лезвию и способствовали более точному и рассчитанному удару.

Для таких типов топоров, представленных в таблице 2, характерно узкое, продолговатое, треугольной формы лезвие, слегка оттянутое к низу, и грибовидная шляпка на молоточке.

Таблица 1.2 - Топоры эпохи бронзы (XII - IX вв. до н.э.)

Наименование типа топора Время создания Материал исполнения Фотография топора

1. Колуновидный XII - IX вв. до н.э. бронза 1

2. Вислообушный IX - VII вв. до н.э. бронза ж ' * { шш ■

3. Колхидский топор IX - VII вв. до н.э. бронза ^ЙШЙЯшшшш к

4. Чекан VI - IV вв. до н.э. бронза ЩЕ: «р

1.6.3 Топоры средневековой эпохи в древней Абхазии

Средневековые железные топоры, по моему мнению, представлены были четырьмя типами формы, которые показаны в таблице 3: Ф втульчатый топор; Ф топор бородовидной формы; Ф секира; Ф- цалда.

Первый тип - втульчатый топор, повторяющий каменный топор, когда в железный клин с закраинами вставлялась деревянная в рукоять.

Рисунок 1.10. Клин втульчатого топора с «закраинами».VI - IV вв. до н.э.

Второй вид топора имел круглую проушину, фигурную выемку в лопасти со стороны рукоятки, оттянутое вниз лезвие. Удлиненный сплошной обух топора предохранял рукоятку при раскачивании заклинившегося топора и от излома при вытаскивании топора после вертикального удара. Изогнутость лезвия книзу позволяла наносить вертикальные удары с рубящими и режущими свойствами. Топоры данного типа (рисунки 1.11 и

1.12) обладали совершенной конструкцией, благодаря которой коэффициент полезного действия приближался почти к единице.

Рисунок 1.13- Секира. Рисунок 1.14- Секира.

VIII - XVII вв. н.э. VIII - XVII вв. н.э.

Третий тип топора - секира представляет собой орудие с трапециевидным лезвием и узким пластинчатым выступом на тыльной части обуха. Пластинчатый выступ, противоположный лезвию, всегда затуплен, поэтому двусечным не является. Древнейшие образцы найдены на Кавказе и в Абхазии (рисунки 1.13 и 1.14).

Рисунок 1.11 - Топор бородовидной Рисунок 1.12 - Топор бородовидной формы, формы. VI - XII вв. н.э. VI - XII вв. н.э.

Четвертый тип топора известен под названием цалда. Форма и функциональное назначение цалды были описаны выше и показаны в таблице 1.3.

Наименование типа топора Время создания Материал исполнения Фотография топора

1. Втульчатый топор с закраинами VI - XII вв. н.э. железо

2. Топор бородовидной формы VI - XII вв. н.э. железо, сталь шшш МГ , ш*»

3. Секира VIII - XVII вв.н.э. железо, сталь

4. Цалда VIII - XVII вв. н.э. железо, сталь

1.6.4 Топоры Нового времени бронзы в Абхазии

В XIX вв. я считаю, что стальные топоры были представлены только двумя типами формы, которые показаны в таблице 1.4: Ф большой хозяйственный топор; Ф большая цалда.

Таблица 1.4 - Топоры средневековой эпохи

Наименование типа топора Время создания Материал исполнения Фотография топора

1. Большой хозяйственный топор XIX вв. сталь Г ^ т JÉÉÉHI Bk

2. Большая палда XIX вв. сталь i* -ЧЧММННШ

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Шляхтина, Марина Петровна

Выводы по главе 5

В настоящее время оружие преимущественно коллекционируют в качестве произведений искусства или сувениров, выдерживая в обстановке определенный стиль. Я считаю, что одним из способов достижения стилизации в интерьере является декорирование его антикварным, парадным и декоративным оружием.

Таким образом, если оружейная коллекция украшает интерьер, то и соответствующий интерьер становится выигрышным фоном для оружия и декоративно-прикладных произведений искусства.

Заключение

В заключении привожу основные результаты работы и формулирую основные выводы работы. Основные выводы:

1. Проведен анализ многочисленных археологических, культурологических источников, который определил направление практического использования результатов этих исследований в процессе изготовления моделей декоративных топоров;

2. На основе проведенного исследования были разработаны: функциональная классификация и классификация основных типов форм древних абхазских топоров.

3. Проведен анализ исторических материалов и технологических процессов изготовления клинов топоров.

4. Сформулированы методические рекомендации по практическому изготовлению и оформлению декоративных топоров.

5. Сформулированы методические рекомендации по эскпонированию декоративных топоров в частной коллекции и интерьере.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Шляхтина, Марина Петровна, 2013 год

Библиография

1.1 Археология СССР // Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1988.

1.2 Анчабадзе З.В. История и культура древней Абхазии. М. 1964.

1.3 Arwidsson G., Berg G. The Mästermyr find. A Viking Age Tool Chest from Gotland. Borgström Tryckeri AB, Mótala. 1983.

1.4 Blindheim Ch. Smedgraven fra Bygland I Morgedal // Viking. Bind XXVI. Oslo. 1963.

1.5 Горячкин В.П. Теория ударных орудий. — Вестник металлопромышленности, 1925, № 3-4;

1.6 Джопуа А.И. Клад бронзовых топоров из с. Члоу. // АОА - 1985. Тбилиси. 1990.

1.7 Доманский Я.В. Древняя художественная бронза Кавказа. М. 1984.

1.8 Забелин И.Е. О металлическом производстве в России до конца XVII в. //ЗРАО. Т. 5. 1853.

1.9 Иващенко М.М. Исследование архаических памятников материальной культуры в Абхазии // Известия НИИ кавказоведения. Вып. 3. Тифлис. 1935.

1.10 Инал-ипа Ш.Д. Абхазы (историко-этнографические очерки). Сухуми.

1965. изд.второе.

1.11 Кирпичников А.Н. Дневнерусское оружие. — САИ Е1-36, М.— Д.,

1966.

1.12 Кирпичников А.Н. Военное дело на Руси в XIII-XV вв. — JL, 1976.

1.13 Колчин Б.А. Ремесло // Археология СССР. Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1988. С. 243.

1.14 Колчин Б.А. Черная металлургия и металлообработка в древней Руси (домонгольский период) // МИА № 32. М., 1953.

1.15 Колчин Б.А. Черная металлургия и металлообработка в древней Руси (домонгольский период) // МИА № 32. М., 1953. С. 189.

1.16 Корзухина Г.Ф. Из истории древнерусского оружия XI в. — CA, 1950, т. 13.

1.17 Куфтин Б.А. Материалы к археологии Колхиды. I. Тбилиси. 1949.

1.18 Куфтин Б.А. Материалы к археологии Колхиды. Том II. Тбилиси. 1950.

1.19 Лордкипанидзе Г.А. Колхида в VI-II вв. до н.э. Тбилиси. 1978.

1.20 Мерперт Н.Я. Из истории оружия (153/154)племён восточной Европы в раннем средневековье. — CA, 1955, т. 23.

1.21 Müller Н., Kölling Н. Europäische Heiß- und Stichwaffen. Militärverlag der DDR. —Berlin, 1981, flg. 118, 119.

1.22 Нацваладзе Ю.А. Сабля. — СВЭ, M., 1979, т. 7, с. 212.

1.23 Пушкина Т.А., Розанова JI.C. Кузнечные изделия из Гнездова // CA. 1992.№ 2. С. 200-219.

1.24 Развитие рубяще-колющего оружия в 1тыс. н.э.— В кн.: Материалы XIX Всесоюзной студенческой научной конференции «Студент и научно-технический прогресс». История. Новосибирск, 1981; Гольмстен В.В. К разработке приёмов исследования вещественных памятников. (Меч и сабля).— ГАИМК, 1932, № Ц-12;

1.25 Розанова JI.C. Итоги металлографического исследования кузнечных изделий // Голубева JI.A., Кочкуркина С.И. Белозерская весь (по материалам поселения Крутик IX-X вв.). Петрозаводск, 1991. С. 166-181.

1.26 Рындина Н.В. Технология производства новгородских ювелиров X-XV вв. // МИА № 117. М., 1963.

1.27 Скаков А.Ю. К вопросу об эволюции декора кобано-колхидских бронзовых топоров. // Древности Евразии. М. 1997.

1.28 Скаков А.Ю. Эволюция кобано-колхидского графического стиля и его локальные варианты. // XX юбилейные международные "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа (тез. докладов). Ставрополь. 1998.

1.29 Скаков А.Ю. Об одной из групп кобано-колхидских орнаментированных топоров. // ИАА. Вып.4. Армавир-Москва. 1998.

1.30 Скаков А.Ю. Некоторые редкие мотивы кобано-колхидского графического искусства. // Мировоззрение древнего населения Евразии. М. 2001.

1.31 Стражев В.И. Бронзовая культура в Абхазии // Известия Абхазского научного общества. Вып.4. Сухум. 1926.

1.32 Хомутова JI.C. Результаты микроструктурного исследования кузнечных изделий // Седова М.В. Ярополч Залесский. М., 1978. С. 147-150.

1.33 Худяков Ю.С. Основные понятия оружиеведения. — В кн.: Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск, 1979, с. 184-193;

2.1 Бгажба О.Х. Черная металлургия и металлообработка в древней и средневековой Абхазии (VIII в. до н.э. - XV в.н.э.). Тбилиси. 1983.

2.2 Доманский Я.В. Древняя художественная бронза Кавказа. М. 1984.

2.3 Доманский Я.В. Пополнение коллекции древнекавказских бронз Эрмитажа // Сообщения ГЭ. XLIII. Л. 1978.

3.1. Абхазы Антология, Н.,2007, с. 552.

3.2. Я.В. Доманский Древняя художественная бронза Кавказа. - М.: «Искусство», 1984. С. 37.

3.3. О. X. Бгажба Очерки по ремеслу средневековой Абхазии. С.: «Алашара», 1977, С. 42.

3.4. Гуревич Ю. Г. Загадка булатного узора. - М.: «Знание», 1985. С. 25.

3.5. Терехова Н. Н., Розанова J1. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. -М.: «Металлургия», 1997. С 67.

3.6. Щербаков В. А., Борзунов В. П. Булатная сталь. - М.: «МИСиС»,1996. С. 23.

3.7. В.П. Логинов, В.В. Боброва. Секреты кузнечного мастерства. - М.: ООО «Аделант», 2008. С. 109.

4.1. В.П. Логинов, В.В. Боброва. Секреты кузнечного мастерства. - М.: ООО «Аделант», 2008. С. 48

4.2. Технология и автоматизация листовой штамповки. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. С. 170-186

4.3. ГОСТ 7829-70. Поковки из углеродистой и легированной стали, изготовляемые ковкой на молотах. Припуски и допуски. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. С. 2-10

4.4. ГОСТ 2590-88 (СТ СЭВ 3898-82). Прокат стальной горячекатаный круглый. Сортамент. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. С. 2

4.5. ГОСТ 2591-88 (СТ СЭВ 3899-82). Прокат стальной горячекатаный квадратный. Сортамент. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. С. 1

4.6. Технология машиностроения. Книга 2. Производство деталей машин. -М.: Высш. Шк., 2008. С. 236-254

4.7. Справочник по холодной штамповке. Романовский В. П. JL, «Машиностроение». 1971 г. стр. 782. Табл. 293. Библ. 303 назв.

4.8. Ковка и штамповка: Справочник. В 4-х т. Ред. совет: Е. И. Семенов (пред.) и др. — М.: Машиностроение, 1985. — Т. 1. Материалы и нагрев. Оборудование. Ковка. Под ред. Е. И. Семенова. 1985. 568 е., ил.

4.9. Ковка и штамповка: Справочник. В 4-х. Ред. совет: Е. И. Семенов (пред.) и др. — М : Машиностроение, 1987. — т. 3. Холодная объемная штамповка. Под ред Г. А. Навроцкого. 1987. 384 е., ил.

4.10. Рудман JL И.Наладка прессов для листовой штамповки: Справочник. — М.: Машиностроение, 1980. — 219 с., ил.

4.11. Тетерин Г. П., Полухин П. И.Основы оптимизации и автоматизации проектирования технологических процессов горячей объемной штамповки. — М.: Машиностроение. 1979. — 284 е., ил.

4.12. Зубцов М. Е.Листовая штамповка: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Машины и технология обработки металлов

давлением». — 3-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1980. — 432 е., ил.

4.13. Механические свойства металлов и сплавов при обработке давлением. Третьяков А. В., Зюзин В. И. 2-е изд. М., «Металлургия», 1973, 224 с.

4.14. Теория термической обработки металлов. Учебник. Изд. 3-е, испр. и доп. Новиков И. И. М., «Металлургия», 1978. 392 с.

4.15. Смитлз К. Дж.Металлы: Справ, изд. Пер. с англ., 1980. 447 с.

4.16. Ю. М. Лахтин. Металловедение и термическая обработка металлов. Учебник для вузов. 3-е изд. М., «Металлургия», 1983. 360 с.

4.17. Термическая обработка в машиностроении: Справочник. Под ред. Ю. М. Лахтина, А. Г. Рахштадта. — М.: Машиностроение, 1980. — 783 е., ил.

4.18. Термическая обработка в машиностроении: Справочник / Под ред. Ю. М. Лахтина, А. Г. Рахштадта. — М. Машиностроение, 1980. — 783 е., ил.

4.19. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 1. / Под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1986. 656 е., ил.

4.20. http://www.mexanik.ru/head/indexl.php

5.1. В. Бехайм. Энциклопедия оружия. / Пер. с нем.; Предисл. А.Н. Кирпичникова; Коммент. и прилож. С.Е. Ерёменко, В.М. Милованов, М.Ю. Некрасов. - СПб.: АО "Санкт-Петербург оркестр", 1995. С. 553

5.2. С. Хрусталева. Декорирование интерьера. - Спб.: Издательство «Диля», 2006. С. 92

5.3. С. Коуэл. Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей. - М.: ООО «Магма», 2003. С. 343

5.4. К. Харпер. Ваш дом. Стили интерьера. / Пер. с англ.; Предисл. О.В. Козловой. - М.: Издательство «Кладезь - Букс», 2004. С. 21-40, 61-160

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.