Добродетель как способ существования личности: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Черноусова, Лилия Николаевна

  • Черноусова, Лилия Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 176
Черноусова, Лилия Николаевна. Добродетель как способ существования личности: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Красноярск. 2007. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Черноусова, Лилия Николаевна

Введение.

Глава I

Личность и качествование общества

1.1 Понятие личности.

1.2 Качествование личности как свободной личности.

1.3 Качествование личности как совершенной личности.

Глава II

Добродетель и качествование общества

1.1 Понятие добродетели.

1.2 Добродетель свободной личности.

1.3 Добродетель совершенной личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Добродетель как способ существования личности: социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования определяется общественными процессами, происходящими в российском обществе. Современная Россия переживает сложные времена. Пренебрежение основами жизнеустройства Отечества в годы перестройки и реформаторства повлекло за собой ряд негативных процессов, таких как рост преступности, алкоголизм и наркомания молодежи, подростковый суицид, сотни тысяч беспризорных, брошенных детей и др. Назрела острая необходимость изменения к лучшему данной ситуации. Для решения насущных проблем, в том числе, таких как воспитание, развитие и обучение личности необходимо учитывать специфику российского общества. В этих условиях, весьма актуальным является изучение личности и добродетели в системе качествования общества России.

К сожалению, в настоящее время преобладают оторванные от жизни обществ, абстрактные рассуждения о таких явлениях как личность и добродетель. Понятия «личность» и «добродетель» раскрываются без учета типа общества, типа социальности, не принимается во внимание, что личность и добродетель неотделимы от общества, от его специфики. Следовательно, философское теоретизирование по поводу личности и добродетели должно строиться исходя из специфики общества. И поэтому, каждому типу общества соответствует определенный тип личности и определенный тип добродетели. В данном отношении актуализируется проблема качествования общества, т. е. пребывание общества в его традиционном жизнеутверждающем качестве, когда на передний план выходят или индивидуальные интересы, выгоды, эгоистические намерения и потребности личности, осуществление которых требует соответствующих свобод личности, или когда жизнеспособность общества оказывается в зависимости от уровня совершенства общественных отношений. Личность должна быть адекватной характеру такой жизнеспособности. Следовательно, личность каждого типа по-своему специфически самореализуется в добродетели. Свободная личность самореализуется в свободной добродетели, поэтому свободная добродетель - это способ существования свободной личности, а совершенная личность самореализуется в совершенной добродетели и поэтому совершенная добродетель - это способ существования совершенной личности.

Вместе с тем, очевидно, что многие исследователи, увлекшись абстрактным, оторванным от жизни теоретизированием личности оставили без внимания то обстоятельство, что усилиями ряда поколений исследователей в соответствии с диалектикой тождества и различия настойчиво проводится мысль о том, что общества различны. На Западе в соответствии с его приверженностью к традиционному умозрительному теоретизированию адекватным считается теоретизирование общества как индивидуалистического общества. Поэтому идеологами католицизма и протестантства, западными светскими теоретиками провозглашается общество свободных людей, общество потребления, приоритеты свободной личности и свободной добродетели.

В России же с древних времен и вплоть до философов «серебряного века», а отчасти и советских философов разрабатывались идеи общинности, соборности и коллективизма. В жизнедеятельности коллективистского общества, с которым издревле идентифицировала себя Россия, актуализировались идеи совершенной личности и совершенной добродетели.

И, тем не менее, современное социально-философское теоретизирование России переживает своего рода моду теоретизирования жизни общества в заимствованных стандартах изучения западного индивидуалистического общества и поэтому многими российскими политиками навязываются сознательно или несознательно идеалы чуждой нашей стране социальности. Перспективы развития мирового сообщества рассматриваются Западом главным образом как перспективы народов адекватного познания самих себя, изучения и использования своего собственного исторического и социального опыта, познание своего собственного миропонимания, мироощущения и т. д.

Как должно жить наше Отечество? Или по принципам верховенства духовной власти над властью светской или по принципам верховенства светской власти над властью духовной (можно все, если оно не запрещено законом). Тогда как Россия всегда самоутверждалась согласно стандартам гармонии, симфонии духовной и светской властей.

Социально философский анализ личности актуализирует различие особенностей общественной жизни коллективистского и индивидуалистического типов общества и специфику личности и ее добродетели применительно к каждому из них. В данном исследовании дается обоснование различения свободной личности, свободной добродетели и совершенной личности, совершенной добродетели в соответствии с типом общества и системой философского теоретизирования. Поэтому есть основания полагать, что добродетель как способ существования личности неотделима от общества, и характер личности, и характер ее добродетели специфизируются обществом. А потому перспективы российского общества - это перспективы совершенствования общественных отношений, самосовершенствования личности и наиболее полная реализация совершенства личности в совершенной добродетели.

Степень разработанности темы

Изучением таких явлений как личность и добродетель, выявлением их специфических особенностей занимались многие исследователи.

Методологический базис исследования понятия личности представлен в работах западных исследователей М. Цицерона, С. Боэция, Фомы Аквинского, Т. Гоббса. Д. Юма, И. Г. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, К. Ясперса, X. Ортега-и-Гассета и др., а также в работах византийских и отечественных философов Иоанна Дамаскина, Григория Богослова, Симеона

Полоцкого, К. Д. Кавелина, В. Н. Лосского, А. Ф. Лосева, Н. М. Чуринова и др.

Изучение понятия свободного человека, свободной личности, представлено в работах Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Ч. Беккариа, Д. С. Милля, Г. Спенсера, Э. Фаге, Л. Гобхауса, Г. Д. Руджеро, Д. Дьюи, Ф. фон Хайека, И. Берлина, М. Сэндела и др.

Теоретическим осмыслением понятий совершенства человека, совершенной личности занимались Сократ, Платон, Аристотель, Климент Александрийский, Григорий Нисский, Прокл, Иларион Киевский, Иоанн Грешный, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Иван Грозный, Авраамий Палицин, Юрий Крижанич, Феофан Прокопович, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, И. В. Киреевский, И. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, В. И. Несмелов, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Г. В. Флоровский, Н. Н. Алексеев и др.

В рамках исследования понятия добродетели было обозначено два направления: исследование совершенной добродетели, которая представлена в трудах Аристотеля, Ефрема Сирианина, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, В. Н. Лосского, Н. М. Чуринова и др.; исследование свободной добродетели, которая представлена в работах И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и др

Работами, в которых намечен анализ добродетели свободной личности, являются труды Г. Лейбница, А. Шефтсбери. Б. Мандевиля, П. А. Гольбаха, И. Канта, Ч. Беккариа, Л. Фейербаха, Р. Дворкина, Дж. Ролза, А. МакИнтайра и др.

Анализ добродетели совершенного человека, совершенной личности намечен в трудах Антония Великого, Аввы Исайя, Диадоха Фотикийского, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Аввы Фалассия, Феодора Едесского, Серафима Саровского, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, К. С. Аксакова, К. Н. Леонтьева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина и др.

И, тем не менее, понятия «личность» и «добродетель» изучены не достаточно полно, особенно в содержании, имеющем непосредственное отношение к качествованию основных типов общества. Поэтому явления личность и добродетель требуют дополнительной философской рефлексии и методологического анализа.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования является качествование общества и личности, предметом исследования является добродетель как способ существования личности.

Цели и задачи работы

Цель исследования заключается в изучении добродетели как способа существования личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

1) обосновать, что развитие понятия личность шло по двум основным направлениям: качествование личности как свободной личности и -качествование личности как совершенной личности.

2) выявить, что качествование личности как свободной личности зависит от качествования общества и характерно для индивидуалистического типа общества.

3) выявить, что качествование личности как совершенной личности зависит от качествования общества и характерно для коллективистского типа общества.

4) обосновать, что понятие добродетели, развиваясь, прошло ряд этапов и наметилось два направления его развития: добродетель свободной личности и добродетель совершенной личности.

5) раскрыть специфику добродетели как добродетели свободной личности.

6) раскрыть специфику добродетели как добродетели совершенной личности.

Методология исследования

Методологической основой диссертационного исследования являются диалектический и метафизический философские методы и принципы познания. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного, субстанционального, а также общенаучных методов: анализа, синтеза, методов логического и исторического и др., а также положений и выводов, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

Новизна исследования и личный вклад автора

- Выявлено, что современное западное философское теоретизирование явления личности восходит к анализу понятия «персона», согласно которому имеется в виду или идеальная сущность, или понятие, предназначенное для описания действительности. Установлено, что современное отечественное философское теоретизирование личности в основном предполагает древнюю, уходящую ко временам византийских философов, традицию, согласно которой в этих целях использовалось понятие «ипостась» как характеристика существования сущности прообраза.

- Показано, что анализ понятий «персона» и «ипостась» происходил вместе с формированием соответственно, определений метафизической и диалектической методологий, а также - теории познания как теории репрезентации и теории познания как теории отражения. Показано, что понятиями «персона» и «ипостась» было намечено изучение двух основных типов качествования личности: как свободной личности и как совершенной личности.

- Показано, что качествование и жизнеспособность индивидуалистического общества обеспечивается активностью свободных личностей, преследующих индивидуальные интересы, выгоды, эгоистические намерения и т.д.; выявлено, что в своей жизнедеятельности свободная личность руководствуется из всех социальных норм главным образом и в первую очередь, нормами права, полагая, что исполнение других социальных норм является личным делом каждого.

- Установлено, что целью жизнедеятельности свободной личности, действующей по принципу «можно все, что не запрещено законом» является максимально возможное удовлетворение своих потребностей, вытесняя из данной среды потребления своих конкурентов. Показано, что жизнедеятельность свободной личности в рамках установленных для нее свобод в индивидуалистическом обществе предполагает наличие суперсвободных личностей-законодателей, т.е. элиты, устанавливающей меры и степени ее свободы.

- Показано, что качествование и жизнеспособность коллективистского общества обеспечивается процессом самореализации совершенной личности, направленного на усовершенствование общественных отношений. Выявлено, что в процессе своей самореализации совершенная личность руководствуется совокупностью социальных норм, исполнение которых обеспечивает самоутверждение коллективистского общества.

- Установлено, что целью жизнедеятельности совершенной личности является необходимость антиэнтропийного процесса, определяющего формирование более совершенных общественных отношений. Показано, что самореализация совершенных личностей влечет за собой формирование социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса.

- Показано, что по своему характеру добродетель соответствует определенному типу личности: добродетель свободной личности и добродетель совершенной личности. Вектор развития явления добродетели детерминируется качествованием обществ, а потому имеют место и различимы добродетель совершенная (коллективистское общество) и добродетель свободная (индивидуалистическое общество).

- Показано, что добродетель свободная выступает как определенная степень свободы свободной личности, в которой личность находит возможным быть или не быть добродетельной в зависимости от тех или иных задаваемых ее волей предпочтений, права выбора и т.д. Добродетель совершенная выступает как определенная форма самореализации совершенной личности, направленная на обеспечение отрицательного вклада в социальную энтропию.

- Показано, что добродетель свободной личности характеризуется понятием «добродетель свободная», входящим в общий тезаурус метафизической методологии. Выявлено, что добродетель свободная в качестве одной из степеней свободы свободной личности, выступает как средство удовлетворения тех или иных потребностей личности (политических, социальных, экономических, духовных).

- Установлено, что в системе неореалистской традиции - понятие «свободная добродетель» предстает, прежде всего, как абстракция, подлежащая восполнению в ходе практической деятельности свободной личности, действительности, существенной в рамках социальных норм духовной власти; в системе неономиналистской традиции понятие «свободная добродетель» предназначено для описания деятельностных устремлений свободной личности, действительности, существенной в рамках социальных норм светской власти и индивидуалистического способа производства общественной жизни.

- Доказано, что в той мере, в которой понятие «совершенная добродетель» является характеристикой добродетели совершенной личности, данное понятие входит в общий тезаурус диалектической методологии. Показано, что понятие «совершенная добродетель» раскрывается как характеристика определенного типа антиэнтропийного процесса, обеспечивающего отрицательный вклад в социальную энтропию.

- Установлено, что совершенная добродетель осуществляется в условиях действия социальных институтов жизнеутверждения коллективистского общества и находящихся под их контролем исполнения социальных норм. Установлено, что добродетель совершенной личности способствует наиболее полному раскрытию совершенства личности в условиях коллективистского способа производства общественной жизни.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Полученные в диссертационной работе результаты продуктивны для дальнейшего теоретического изучения явления личности ее добродетели в системе качествования общества. Материалы и выводы диссертации могут использоваться при подготовке реферативных и библиографических трудов в области социальной философии, при составлении учебных пособий, а так же в курсах лекций по социальной философии, политологии и социальной психологии.

Апробация работы

Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в публикациях автора на международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских научно-практических конференциях. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Черноусова, Лилия Николаевна

Заключение

Диссертация «Добродетель как способ существования личности» выявляет целый ряд актуальных проблем общетеоретического, философского, конкретно-научного плана, связанных с изучением таких явлений как личность и добродетель в системе качествования общества.

В работе показано, что развитие понятия «личность» шло по двум основным направлениям: качествование личности как свободной личности и качествование личности как совершенной личности.

В диссертации доказывается, что современное западное философское теоретизирование явления личности восходит к анализу понятия «персона», согласно которому имеется в виду или идеальная сущность, или понятие, предназначенное для описания действительности. Современное отечественное философское теоретизирование личности в основном предполагает древнюю, уходящую ко временам византийских философов, традицию, согласно которой в этих целях использовалось понятие «ипостась» как характеристика существования сущности прообраза.

Анализ понятий «персона» и «ипостась» происходил вместе с формированием соответственно, определений метафизической и диалектической методологий, а также - теории познания как теории репрезентации и теории познания как теории отражения. Понятиями «персона» и «ипостась» было намечено изучение двух основных типов качествования личности: как свободной личности и как совершенной личности.

Нами установлено, что качествование и жизнеспособность индивидуалистического общества обеспечивается активностью свободных личностей, преследующих индивидуальные интересы, выгоды, эгоистические намерения. Свободная личность в своей жизнедеятельности руководствуется из всех социальных норм в первую очередь, нормами права, полагая, что исполнение других социальных норм является личным делом каждого. Целью жизнедеятельности свободной личности, действующей по принципу «можно все, что не запрещено законом» является максимально возможное удовлетворение своих потребностей, вытесняя из данной среды потребления своих конкурентов. Жизнедеятельность свободной личности в рамках установленных для нее свобод в индивидуалистическом обществе предполагает наличие суперсвободных личностей-законодателей, т.е. элиты, устанавливающей меры и степени ее свободы.

Мы показали, что качествование и жизнеспособность коллективистского общества обеспечивается процессом самореализации совершенной личности, направленного на усовершенствование общественных отношений. В процессе своей самореализации совершенная личность руководствуется совокупностью социальных норм, исполнение которых обеспечивает самоутверждение коллективистского общества. Целью жизнедеятельности совершенной личности является необходимость антиэнтропийного процесса, определяющего формирование более совершенных общественных отношений. Самореализация совершенных личностей влечет за собой формирование социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса.

Согласно нашему анализу, социальное явление по характеру добродетели соответствует определенному типу личности: добродетель свободной личности и добродетель совершенной личности. Вектор развития явления добродетели определяется качествованием обществ, а потому имеют место и различимы добродетель совершенная (коллективистское общество) и добродетель свободная (индивидуалистическое общество).

В диссертации показано, что добродетель свободная выступает как определенная степень свободы свободной личности, в которой личность находит возможным быть или не быть добродетельной в зависимости от тех или иных задаваемых ее волей предпочтений, права выбора и т.д. Добродетель совершенная выступает как определенная форма самореализации личности, направленная на обеспечение отрицательного вклада в социальную энтропию.

Мы установили, что добродетель свободной личности характеризуется понятием «добродетель свободная», входящим в общий тезаурус метафизической методологии. Добродетель свободная в качестве одной из степеней свободы свободной личности, выступает как средство удовлетворения тех или иных потребностей личности (политических, социальных, экономических, духовных).

В контексте данного исследования, показано, что на Западе идея свободной добродетели обсуждалась в рамках двух наиболее существенных теоретических традиций: неономиналистской и неореалисте кой. В системе неореалистской традиций - понятие «свободная добродетель» предстает, прежде всего, как абстракция, подлежащая восполнению в ходе практической деятельности свободной личности, действительности, существенной в рамках социальных норм духовной власти. В системе неономиналистской традиции понятие «свободная добродетель» предназначено для описания деятельностных устремлений свободной личности, действительности, существенной в рамках социальных норм светской власти и индивидуалистического способа производства общественной жизни.

Мы полагаем, что в той мере, в которой понятие «совершенная добродетель» является характеристикой добродетели совершенной личности, данное понятие входит в общий тезаурус диалектической методологии. Понятие «совершенная добродетель» раскрывается как характеристика определенного типа антиэнтропийного процесса, обеспечивающего отрицательный вклад в социальную энтропию.

Совершенная добродетель осуществляется в условиях действия социальных институтов жизнеутверждения коллективистского общества и находящихся под их контролем исполнения социальных норм. Добродетель совершенной личности способствует наиболее полному раскрытию совершенства личности в условиях коллективистского способа производства общественной жизни.

Большая роль в диссертационной работе отводится автором выявлению отличий понятий свободная личность, свободная добродетель и совершенная личность, совершенная добродетель. Явления личность и добродетель требуют дальнейшего изучения, каждая в своем заданном контексте, а именно адекватно определенному философскому теоретизированию и определенному типу общества.

Различение личности и различение добродетели позволяет говорить о перспективном характере решения поставленной в диссертационном исследовании цели. Основные исследовательские ориентиры, обозначенные в диссертации, требуют более глубокой научной разработки и являются весьма актуальной задачей не только для современной отечественной социально-философской мысли, но также для таких наук как психология и педагогика. Каждый тип общества предполагает свою специфику процесса образования, поэтому считаем весьма продуктивным для решения таких задач как развитие, воспитание и обучение личности, учитывать особенности российского общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Черноусова, Лилия Николаевна, 2007 год

1. Аксаков, И. С. О необходимости личного подвига для преуспеяния гражданской жизни / И. С. Аксаков // Отчего так нелегко живется в России? М.: РОССПЭН, 2002. С. 234-241.

2. Аксаков, К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / К. С. Аксаков, И. С. Аксаков. М.: Современник, 1982. 383 с.

3. Аксаков, К. С. Эстетика и литературная критика / К. С. Аксаков. М.: Искусство, 1995.472 с.

4. Алексеев, Н. Н. Русский народ и государство / Н. Н. Алексеев. М.: Аграф, 1998.640 с.

5. Антонов, Д. А. Основные типы общественного прогресса / Д. А. Антонов // Теория и история. Красноярск. 2004. №2. С. 58-77.

6. Аристотель. Евдемова этика / Аристотель // Гусейнов, А. А., Иррлиц, Г. Краткая история этики / А. А. Гусейнов. М.: Мысль, 1987. 589 с.

7. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1 / Аристотель. М.: Мысль, 1975. 550 с.

8. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 2 / Аристотель. М.: Мысль, 1978.687 с.

9. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 3 / Аристотель. М.: Мысль, 1976.613 с.

10. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4 / Аристотель. М.: Мысль, 1984. 830 с.

11. Барулин, В. С. Диалектика сфер общественной жизни / В. С. Барулин. М.: Изд-во МГУ, 1982.230 с.

12. Беккариа, Ч. О преступлении и наказании / Ч. Беккариа // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 105-171.

13. Берлин, И. Две концепции свободы / И. Берлин // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 19-43.

14. Блаженный авва Фалассий. Добротолюбие. В 5 т. Т. 3 / авва Фалассий. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 442 с.

15. Блаженный Диадох, епископ Фотики в Епире Иллирийском. Добротолюбие. В 5 т. Т. 3 / Блаженный Диадох. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993. 442 с.

16. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / Боэций. М.: Наука, 1990.415 с.

17. Брянцев, Л. М. Слово о связи вещей во вселенной / А. М. Брянцев // Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия. Свердловск: изд-во Урал, ун-та, 1990. С. 194-204.

18. Булгаков, С. Н. Сочинения в 2 т. Т. 2 / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1993. 603 с.

19. Бусева-Давыдова, И. Л. Архитектура русской усадьбы / И. Л. Бусева-Давыдова. М.: Наука, 1998. 334с. // http://www.archi.ru/pubIications/articIes/bususad.htm

20. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. 368 с.

21. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. М.: Мысль, 1990. 524 с.

22. Гегель, Г. Философия религии. В 2 т. Т. 1 / Г. Гегель. М.: Мысль, 1975. 582 с.

23. Гегель, Г. Философия религии. В 2 т. Т. 2 / Г. Гегель. М.: Мысль, 1977. 573 с.

24. Гегель, Г. Энциклопедия философских наук / Г. Гегель. М.: Мысль, 1977. 471 с.

25. Гоббс, Т. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1989. 622 с.

26. Гоббс, Т. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1991. 736 с.

27. Гобхаус, Л. Т. Либерализм / Л. Т. Гобхаус // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-традиция, 2000. С. 83-182.

28. Гольбах, П. А. Избранные произведения в 2 т. Т. 2 / П. А. Гольбах. М.: АН СССР иис-т философ., изд-во соц.-эк. лит., 1963. 563 с.

29. Григоренко, Д. Е. Адекватность концепции управления обществом его культуре и цивилизации: монография / Д. Е. Григоренко. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2007. 160 с.

30. Григорий Нисский. Об устроении человека / Григорий Нисский // Лествичник. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. С. 7-105.

31. Громов, М. Н. Русская философская мысль X XVII веков / М. Н. Громов, Н. С. Козлов. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.

32. Гусейнов, А. А. История этических учений / А. А. Гусейнов // gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Gusein/7l.php

33. Гусейнов, А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Иррлиц. М.: Мысль, 1987.589 с.

34. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский. СПб.: Глагол, 1995. 552 с.

35. Дворкин, Р. Либерализм / Р. Дворкин // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уордон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 44-75.

36. Де Руджеро, Г. Что такое либерализм / Г. де Руджеро // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 220-294.

37. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. М.: Мысль, 1998. 576 с.

38. Домострой. М.: Советская Россия, 1990. 304 с.

39. Достоевский, Ф. М. Записные книжки / Ф. М. Достоевский М.: Варгиус, 2000. 158 с.

40. Дьюи, Д. Либерализм и социальное действие / Д. Дьюи // О Свободе: антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 331-384.

41. Елеонская, А. С. Русская публицистика второй половины XVII века / А. С. Елеонская. М.: Наука, 1978. 272 с.

42. Ефрем Сирианин. О добродетелях и страстях / Ефрем Сирианин // Лествичник. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. С. 106114.

43. Замалеев, А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси / А. Ф. Замалеев. Л.: Наука, 1987. 247 с.

44. Зеньковский, В. В. История русской философии в 2 т. Т. 2. Ч. 1 / В. В. Зеньковский. Ленинград: «Эго», 1991. 152 с.

45. Игнаткин, О. Б. Проблема «равенства в свободе» у Рональда Дворкина / О. Б. Игнаткин // Философские науки. 2005. №5. С. 29-42.

46. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. 431 с.

47. Ильин, И. А. Собр. соч. в 10 т. Т. 1 / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1993.400 с.

48. Ильин, И. А. Собр. соч. в 10 т. Т. 5 / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1996. 608 с.

49. Ильин, И. А. Собр. соч. в 10 т. Т. 8 / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1998. 576 с.

50. Иоанн Грешный. Из «Изборника 1076 года» (окончание) / Иоанн Грешный // http://old-rus.narod.ru/02-l l-2.html

51. Иоанн Дамаскин. Диалектика или философские главы / Иоанн Дамаскин // orel.rsl.ru/nettext/russian/damaskin/dialektika/dlxvi.htm

52. Иоанн Златоуст. Толкование святителя Иоанна Златоуста на деяние Апостолов / Иоанн Златоуст //http://www.agapebiblia.org/pфakety/zlatoust/DeanOO 1 a.htm

53. Кавелин, К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры / К. Д. Кавелин. М.: Правда, 1989. 653 с.

54. Кант, И. Критика практического разума. Предисловие / И. Кант // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 175-183.

55. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 172-174.

56. Кант, И. Сочинения в 6 т. Т. 2 / И. Кант. М.: Мысль, 1964. 511 с.

57. Кант, И. Сочинения в 6 т. Т. 3 / И. Кант. М.: Мысль, 1964. 799 с.

58. Кант, И. Сочинения в 6 т. Т.4. 4.2 / И. Кант. М.: Мысль, 1965. 477 с.

59. Кант, И. Сочинения в 6 т. Т. 6 / И. Кант. М.: Мысль, 1966. 743 с.

60. Кант, И. Сочинения в 8 т. Т. 4 / И. Кант. М.: Чоро, 1994. 630 с.

61. Кант, И. Сочинения в 8 т. Т. 6 / И. Кант. М.: Чоро, 1994. 613 с.

62. Карпов, Ф. И. Послание митрополиту Даниилу / Ф. И. Карпов // http://old-rus.narod.ru/07-48.html

63. Карсавин, JI. П. О личности. Религиозно-философские сочинения в 2 т. Т. 1 / Л. П. Карсавин. М.: Ренессанс, 1992. 325 с.

64. Карсавин, JI. П. Путь православия / JT. П. Карсавин // http://www.patriotica.ru/religion/karsavinortodox.html

65. Карсавин, Л. П. Философия истории / J1. П. Карсавин. СПб.: АО Комплект, 1993. 352 с.

66. Карсавин, JI. П. Церковь, Личность и государство / Л. П. Карсавин // Сочинения. М.: Раритет, 1993. 496 с.

67. Киреевский, И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России / И. В. Киреевский // Критика и Эстетика. М.: Искусство, 1998. С. 266-315.

68. Кирилл Туровский// www.agnuz.info/book.php?id=218&url=page05.htm

69. Кирилл Туровский. Слово о премудрости. Притча / Кирилл Туровский // http://starbel.narod.ru/kirtur/kt62.htm

70. Климент Александрийский. Педагог / Климент Александрийский // Лествичник. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. С. 22-74.

71. Кривошеин, Василий (Архиепископ). Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022) / Василий Кривошеин. М., 1995. 344 с.

72. Крижанич, Ю. Политика / Ю. Крижанич //http://www.krotov.info/acts/17/krizhanich/krizh06.html

73. Лашина, М. В. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь / М. В. Лашина // Филос. науки. 1979. № 4. С. 3-10.

74. Лейбниц, Г. В. Сочинения в 4 т. Т. 4. / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1989. 554 с.

75. Леонтьев, К. Н. Чем и как либерализм наш вреден? / К. Н. Леонтьев // Избранное. М.: «Рарогъ» «Московский рабочий», 1993. С. 169-187.

76. Лествичник. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 224 е.

77. Лобкович, Н. Что такое «личность»?/ Н. Лобкович // Вопр. филос. 1998. №2. С. 54-64.

78. Локк, Д. Опыт о веротерпимости / Д. Локк // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 48-65.

79. Локк, Д. Сочинения в 3 т. Т. 1 / Д. Локк. М.: Мысль, 1985. 622 с.

80. Локк, Д. Сочинения в 3 т. Т. 3 / Д. Локк. М.: Мысль, 1988. 620 с.

81. Лосев, А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона / А. Ф. Лосев // Платон. Собр. соч. в 4 т. T.l. М.: Мысль, 1990. С. 3-64.

82. Лосев, А. Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 2001. 610 с.

83. Лосский, В. Н. Боговидение / В. Н. Лосский. М.: ACT, 2003. 759 с.

84. Лосский, В. Н. Мистическое богословие / В. Н. Лосский. Киев: «Путь к истине», 1994. 350 с.

85. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. М.: Республика, 1994. 432 с.

86. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. 368 с.

87. Максим Исповедник. Добротолюбие. В 5 т. Т. 3 / Максим Исповедник. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 442 с.

88. Максим Исповедник. Вопросы и ответы к Фалассию / Максим Исповедник // http://st-jhouse.narod.ru/biblio/max/answer3.htm

89. Мандевиль, Б. Басня о пчелах / Б. Мандевиль. М.: Мысль, 1974. 376 с.

90. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., Т. 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Изд-во полит, лит., 1974. 535 с.

91. Милль, Д. С. О свободе / Д. С. Милль // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 288-392.

92. Милль, Д. С. Утилитарианизм / Д. С. Милль // Антология мировой философии в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1971. С. 605-606.

93. Монтескье, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. 799 с.

94. Монтескье, Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 73-97.

95. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. 829 с.

96. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. 829 с.

97. Новгородцев, П. И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. М.: Изд-во «Пресса», 1991. 640 с.

98. Новиков, Н. И. Избранные сочинения / Н. И. Новиков. M.;JI.: Госиздат, 1954. 744 с.

99. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопр. филос. 1989. №3. С. 119-154.

100. Панченко, А. М. Слово и Знание в эстетике Симеона Полоцкого (на материале «Вертограда Многоцветного») / А. М. Панченко // ТОДРЛ. Т. 25. Памятники русской литературы X-XVII вв. М.; Л.: Наука, 1970. 360 с.

101. Перевезенцев, С. Симеон Полоцкий / С. Перевезенцев // http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=l&id=1003

102. Платонов, О. А. Русская цивилизация / О. А. Платонов // http://www/netda.ru/belka/texty/ruscivil.htm

103. Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 3 / Платон. М.: Мысль, 1994. 654 с.

104. Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 4 / Платон. М.: Мысль, 1994. 830 с.

105. Послания Ивана Грозного // Литературные памятники. М.; Л.: изд-во АН СССР, 1951.715 с.

106. Посошков, И. Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения / И. Т. Посошков. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 410 с.

107. Преподобный авва Исайя. Добротолюбие. В 5 т. Т.1 / авва Исайя, М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 640 с.

108. Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель / Иосиф Волоцкий // http://zelonash.narod.ru/bib/iosifV/prosvet.html

109. Преподобный Иустин (Попович). Святые добродетели / Иустин (Попович) // http://www.portal- credo.ru/site/print.php?act=lib&id=268

110. Прокл. Комментарий на «Алкивиад I» Платона / Прокл // Вопр. филос. 2001. №4. С. 119-128.

111. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны / Прокл. М.: Прогресс, 1993. 318с.

112. Прокл. Платоновская теология / Прокл. СПб.: РХГИ; «Летний сад», 2001.624 с.

113. Прохоров, Г. М. Послания Нила Сорского / Г. М. Прохоров // ТОДРЛ. XXIX. Вопросы истории русской средневековой литературы. Л.: Наука, 1974. С. 136-143.

114. Радищев, А. Н. Избранные произведения / А. Н. Радищев. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952. 712 с.

115. Радищев, А. Н. Поли. собр. соч. Т 2 / А. Н. Радищев. М.: Издание В. М. Саблина, 1907. 632 с.

116. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Аврелий //М.: Республика, 1995. 364 с.

117. Ролз, Дж. Идея блага и приоритета права / Дж. Ролз // Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 76-107.

118. Руссо, Ж. Ж. Трактаты / Ж. Ж. Руссо. М.: Наука, 1969. 704 с.

119. Самарин, Ю. Ф. О мнениях «Современника», исторических и литературных / Ю. Ф. Самарин // Избранные произведения. М.: РОССПЭН. 1996. С. 411-482.

120. Святой Антоний Великий. Добротолюбие. В 5 т. Т. 1 / Антоний Великий. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 640 с.

121. Святой Иоанн Кассиан. Обозрение духовной брани. Добротолюбие. Том 2 / Иоанн Кассиан.http://www.omolenko.com/books/kassian/content.php ?p=all

122. Святой Феодор, епископ Едесский. Добротолюбие. В 5 т. Т. 3 / Феодор Едесский. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 442 с.

123. Серапион Владимирский. Слова / Серапион Владимирский // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Худож. лит., 1981. С. 440-455.

124. Серафим Саровский. Духовные наставления святого Саровского старца отца Серафима / Серафим Саровский // http://www.serafimsarovsky.ry/proslsv/nastavlenia/?id=15

125. Симеон Новый Богослов. О вере, и к тем, которые говорят, что живущему в мире невозможно достигнуть совершенства в добродетелях / Симеон Новый Богослов // http://www.hram-vohotino.ru/Lib/texts/overe.htm

126. Симеон Полоцкий // Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. Л.: Сов. писатель, 1970. 424 с.

127. Сказания Авраамия Палицина об осаде Троице-Сергиева монастыря // Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI начало XVII веков. М.: Худож. лит., 1987. С. 162-281.

128. Социальный дарвинизм / ikipedia.ord/wiki

129. Спенсер, Г. О свободе / Г. Спенсер // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С.414-435.

130. Сэндел, М. Дж. Либерализм и пределы справедливости / М. Дж. Сэндел // Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 191-218.

131. Тейлор, Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами / Ч. Тейлор // Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 219-247.

132. Уолдрон, Дж. Теоретические основания либерализма / Дж. Уолдрон // Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 108-137.

133. Фаге, Э. Либерализм / Э. Фаге // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-традиция, 2000. С. 31-78.

134. Фейербах, Л. Избранные философские произведения в 2 т. Т. 1 / Л. Фейербах. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. 676 с.

135. Фейербах, Л. Избранные философские произведения в 2 т. Т. 2 / Л. Фейербах. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. 942 с.

136. Феофан Прокопович. Письмо к профессорам Киевской Академии (1718 г.) // Смирнов В. Г. Феофан Прокопович. М.: Соратник, 1994. С. 188-193.

137. Феофан Прокопович // Русская силлабическая поэзия XVII- XVIII вв. Л.: Сов писатель, 1970.424 с.

138. Философия как аксиология /http://www.gumfak.ru/filoshtml/kanke/kanke08.shtml

139. Фихте, И. Г. Сочинения в 2 т. Т. 1 / И. Г. Фихте. СПб.: Мифрил, 1993. 710с.

140. Флоровский, Г. В. Вера и культура / Г. В. Флоровский. СПб.: РХГИ, 2002. 862 с.

141. Флоровский, Г. В. Из прошлого русской мысли / Г. В. Флоровский. М.: Аграф, 1998.432 с.

142. Фомина, Н. В. Власть лучших: монография / Н. В. Фомина. Красноярск: СИБУП, 2006. 136 с.

143. Хайек, Ф. Общество свободных / Ф. Хайек // Нева. 1993. № 1. С. 172. -288.

144. Хайек, Ф. Что такое либерализм / Ф. Хайек // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 385-412.

145. Хомяков, А. С. Сочинения в 2 т. Т. 1 / А. С. Хомяков. М.: Медиум, 1994. 590 с.

146. Чехов, А. П. Собр. соч. в 12 т. Т. 10 / А. П. Чехов. М.: Изд- во «Правда», 1985.432 с.

147. Чуринов, Н. М. Идеология, теоретическая строгость и «европейское умственное иго» / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2005. № 1.С. 5-16.

148. Чуринов, Н. М. Индивидуализм и коллективизм: трансцендентальный и соборный субъект. Начало / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2004. № 1. С. 212-228.

149. Чуринов, Н. М. Индивидуализм и коллективизм: трансцендентальный и соборный субъект. Окончание / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2004. № 2. С. 177-226.

150. Чуринов, Н. М. Коллективизм и индивидуализм и их теоретизирование в западной традиции / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2003. № 3. С. 42-55.

151. Чуринов, Н. М. Совершенная личность и личность свободная / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2005. № 1. С. 54-58.

152. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода: Философские очерки. / Н. М Чуринов. 2-е изд., доп. Красноярск: СИБУП, 2003. 515 с.

153. Чуринов, Н. М. Совершенство слова и идеология / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2006. № 2. С. 3-17.

154. Шефтсбери, А. Эстетические опыты / А. Шефтсбери. М.: Искусство, 1975. 543 с.

155. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. Афоризмы максимы. Новые афоризмы / А. Шопенгауэр. Мн.: Современный литератор, 1999. 1408 с.

156. Юм, Д. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Д. Юм. М.: Мысль, 1996. 648 с.

157. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель / К. Ясперс // Антология мировой полит, мысли. В 5 т. Т. 2. Зарубежная политическая мысль. XX в. М.: Мысль, 1997. С. 271-282.

158. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс М.: Политиздат, 1991. 527 с.

159. Dworkin R. What is Equality. Pert 2: Equality of Resources // Philosophy and Public Affairs. 1981. Vol 10. Fall P. 283-345.

160. Hare R. M. Moral Thinking. Its Levels, Method, and Point. Oxford, 1981. 242 p.

161. Rawls J. Theory of Justice. Cambridge, 2003. 538 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.