Дон Жуан как архетип: проблема музыкальной интерпретации "вечного образа" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Горбачева Наталья Сергеевна

  • Горбачева Наталья Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 209
Горбачева Наталья Сергеевна. Дон Жуан как архетип: проблема музыкальной интерпретации "вечного образа": дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных». 2015. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Горбачева Наталья Сергеевна

Введение

Глава 1. Дон Жуан как архетип. Философско-эстетические основания

проблемы

Глава 2. Становление традиции музыкальной донжуанианы

§1. Балет «Дон Жуан» К.В. Глюка: у истоков музыкальной интерпретации

образа

§2. Опера «Дон Жуан» В.А. Моцарта и феномен имманентной

музыкальности архетипа

Глава 3. Романтическое осмысление «вечного образа» в музыке XIX

века

§1. Дон Жуан и западноевропейская музыкальная традиция

§2. Русская музыкальная донжуаниана

Глава 4. Метаморфозы Дон Жуана в музыкальном пространстве XX-XXI

веков

§1. Музыкальная донжуаниана советской эпохи

§2. Дон Жуан в современных художественных реалиях

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дон Жуан как архетип: проблема музыкальной интерпретации "вечного образа"»

Введение

Дон Жуан, бесспорно, вошел в историю мировой культуры как обладатель одной из сущностно важных характеристик «вечного образа» - непреходящей актуальностью и востребованностью. Тирсо де Молина, Ж.-Б. Мольер, В.А. Моцарт, Д.Г. Байрон, А.С. Пушкин, Э.Т.А. Гофман, А.К. Толстой, Н. Ленау, Р. Штраус, Ш. Бодлер, Б. Шоу, А. Блок, М. Фриш, М. Цветаева, Н. Гумилев и многие другие интерпретаторы в контексте соответствующих культурно -исторических эпох виртуозно вскрывали злободневность донжуановской тематики. В философии, литературоведении, культурологии, музыковедении и иных сферах искусствознания исследователи неизменно фиксировали насущность изучения отдельных аспектов донжуановской проблематики.

Многоликий и многомерный образ Дон Жуана - при всей, казалось бы, разноплановой воплощенности в художественных опытах и исчерпывающей осознанности в теоретических рефлексиях - в настоящее время не только не утрачивает своей привлекательности, но значительно приумножает ее. Он активно репрезентируется в художественных текстах, а связанная с ним проблематика интенсивно вовлекается в научный дискурс. Одна из ключевых причин востребованности Дон Жуана как художественного образа и объекта исследования обусловлена культурной ситуацией в современном обществе. Сегодня пространство культуры, в котором нередко девальвируются классические эстетические ценности, переосмысляются традиционные представления о морали и нравственности, религии и искусстве, провозглашается небывалая, граничащая с вседозволенностью свобода, открывает новую значимость феномена Дон Жуана.

Кроме того, актуальность обращения к фигуре Дон Жуана продиктована настойчивым и мотивированным исследовательским интересом к архаическим формам культуры, к общечеловеческим представлениям, способам мысли и воображения, к вневременным художественным явлениям, иными словами, повышенным вниманием к проблеме архетипа. Понятия «архетип», «архетипика»,

«архетипический» сегодня широко обсуждаются во многих областях научного знания. Особая их острота «звучания» обнаруживается в исследованиях, посвященных специфике претворения «вечных образов» в искусстве в целом или отдельных его видах. Одной из важнейших причин актуальности проблемы архетипа в работах подобного плана является устойчивое желание их авторов зафиксировать некий инвариант, через рационально непреднамеренную апелляцию к которому протекает процесс художественной интерпретации. Эта особенность прочтения «вечных образов», коренящаяся в природе человеческого воображения и творческого мышления, позволяет обоснованно вписывать их в контекст разработанной К.Г. Юнгом теории архетипов. Как известно, в послеюнгианском интеллектуальном пространстве происходит экстраполяция данной теории в литературоведение, лингвистику, культурологию, этнографию и т.д. В настоящее время она активно утверждается и в музыкознании. Проблема архетипа привлекает к себе внимание музыковедов, как возможность постичь первообраз сквозь призму музыкальной материи. С этой точки зрения музыка предстает одной из важнейших художественных сфер, способной воплотить данный феномен в звуках.

Литература, посвященная вопросам универсальности и «бессмертия» в культурном наследии человечества «вечных образов», в последнее десятилетие пополняется новыми исследованиями (Вл. Луков, Вал. Луков, А. Бойцова, Е. Власенко), что подтверждает растущий интерес к проблеме архетипа, желание постичь его глубинные содержательные аспекты. И все же научный анализ архетипичности художественных констант еще далек от полноты и всесторонности осознания.

Так, применительно к образу Дон Жуана концепция К.Г. Юнга во всей своей последовательности не нашла достаточно широкого отражения в искусствознании. Существуют немногочисленные литературоведческие исследования, в которых термин «архетип» фигурирует в связи с именем Дон Жуана, однако их авторы в основном используют данное понятие формально, не

приводя аргументов в пользу выявленной связи (Г. Пиков, В. Онорин). При этом отсутствуют специальные труды, освещающие в обозначенном ракурсе «судьбу» Дон Жуана в музыкальном искусстве. Справедливости ради следует признать, что отдельным звуковым интерпретациям «вечного образа» отведен внушительный ряд исследований, раскрывающих широкий круг проблем теоретического и исторического музыкознания. Однако в силу своей разрозненности они не в состоянии представить целостной картины явлений музыкального претворения феномена, воспринятого в контексте юнгианской теории архетипов.

Тема исследования представляется актуальной исходя из следующих предпосылок. Первая из них состоит в необходимости реконструировать музыкальную «биографию» Дон Жуана, охватывающую более трех столетий. Вторая связана с рассмотрением сквозь призму музыкального искусства архетипических оснований донжуановского образа. Третья заключается в изучении композиторских прочтений с позиции восприятия интерпретации как сложно организованного кода, превращающего музыкально-языковые константы образа в оригинальное высказывание. Актуальность, наконец, обусловлена трудной выявляемостью типологических качеств легендарного соблазнителя, который до сих пор остается одной из сокровенных тайн культуры.

Объект исследования - интерпретация образа Дон Жуана в музыкальном искусстве XVIII-XX веков.

Предмет исследования - определение общехудожественных и имманентно-музыкальных констант, актуализирующих содержание архетипа Дон Жуана в музыке и подтверждающих архетипическую природу образа.

Материал исследования - музыкальные произведения, непосредственно раскрывающие сюжет о севильском обольстителе: «Дон Жуан» - балет К.В. Глюка, опера В.А. Моцарта, фортепианная транскрипция Ф. Листа («Воспоминания о „Дон Жуане"»), симфоническая поэма Р. Штрауса, сюита из балета Л.В. Фейгина; «Каменный гость» - опера А.С. Даргомыжского, балет Б.В. Асафьева; Серенада Дон Жуана («Гаснут дальней Альпухары») - П.И.

Чайковского, Э.Ф. Направника; музыка к «Каменному гостю» - В.Я. Шебалина, М.Ф. Гнесина, А.Г. Шнитке. В диссертации сознательно не привлекаются произведения, аллюзийно интерпретирующие образ Дон Жуана. Подобное ограничение продиктовано стремлением обратиться к имени героя, сконцентрироваться на его имманентных свойствах, оставив за гранью исследовательского взора все метафорические прочтения.

Цель диссертации - постижение диалектики неизменного и изменяющегося в музыкальной характеристике Дон Жуана в контексте обоснования архетипической природы образа.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выявление архетипических оснований образа Дон Жуана;

- воссоздание панорамы различных музыкальных воплощений сюжета о Дон Жуане;

- изучение ключевых закономерностей синтеза искусств в звуковых интерпретациях донжуановской темы;

- обоснование имманентной музыкальности Дон Жуана, имеющей концептуальную значимость для осознания архетипической природы образа.

Методология исследования. На основе междисциплинарного подхода привлекается комплексная методология в единстве научных положений исторического, теоретического музыкознания, а также смежных гуманитарных наук, в частности, литературоведения, театроведения, эстетики, философии, культурологии.

Для анализа изучаемых интерпретаций в аспекте их своеобразного преломления архетипической природы образа Дон Жуана оказываются необходимыми следующие общенаучные методы: эпистемологический, историко -культурный, структурно-функциональный, семиотический, компаративистский. Существенным для истолкования специфики музыкального прочтения

донжуановской образности становится герменевтический метод. Связь изучаемых произведений с традицией актуализирует аксиологический подход. Научная новизна исследования обусловлена:

• предложенным ракурсом изучения художественных интерпретаций рассматриваемого образа в рамках теории архетипов;

• прояснением особенностей функционирования феномена Дон Жуана в музыкальном искусстве;

• представлением в системной целостности эволюции «вечного образа» в западноевропейской и отечественной музыкальной традиции, репрезентацией в данном контексте композиторских сочинений разных эпох, стилей, жанров;

• введением в научный обиход ранее неизученных или малоисследованных в отечественной науке произведений Б.В. Асафьева (балет «Каменный гость»), Л.В. Фейгина (сюита из балета «Дон Жуан»), А.Г. Шнитке (музыка к фильму М.А. Швейцера «Каменный гость» по одноименной трагедии А.С. Пушкина) и др.;

• новым ракурсом рассмотрения классических, имеющих богатую исследовательскую традицию сочинений («Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского и др.);

• выявлением на основе изучения различных версий прочтения легенды о севильском обольстителе музыкальной природы Дон Жуана и донжуановских мотивов в искусстве.

Степень разработанности темы исследования. Постижение устойчивости и изменчивости феномена Дон Жуана на материале его музыкальных интерпретаций неизбежно включено в контекст смежных проблем, успешно решаемых в сфере литературоведения, философии, культурологии. Интерес к данной проблематике, возросший во второй половине XX века, не угасает и по сей день, свидетельством чему служит постоянно увеличивающееся количество исследований, как в зарубежной (работы Ж. Массена, К. Бесерры Суарес, Л.

Вайнштейна, Б. Витман и др.), так и в российской (работы И. Нусинова, А. Багно, И. Бабанова, А. Багдасаровой, Н. Веселовской, С. Михиенко и т.д.) гуманитарной науке. Однако с позиции теории архетипов всесторонний анализ диалектики константного и мобильного в образе Дон Жуана остается наименее разработанным аспектом научной донжуанианы. При этом зарубежное литературоведение находится на шаг впереди отечественного. Так, в исследовании Э.К. Фонтенота «Интеграция символа, текста и звука в эволюции трех испанских архетипов: Эль Сида, Дон Жуана и Дон Кихота» подробно описывается процесс экстраполяции литературного архетипа на страницы оперной партитуры. Применительно к фигуре Дон Жуана данная метаморфоза прослеживается от Тирсо де Молины до Моцарта. В отечественном литературоведении компаративные диахронические исследования эволюции изучаемого феномена в культуре и искусстве проводятся вне юнгианской концепции. В основе их инструментария для аналитического прочтения художественных интерпретаций донжуановской темы традиционно лежит понятие «вечный образ».

Важно отметить, что при создании «апологии» Дон Жуана и западноевропейские, и российские филологи и искусствоведы непременно апеллируют к опере Моцарта как к этапному, рубежному претворению, пытаясь с литературоведческих и культурфилософских позиций вскрыть своеобразие данной интерпретации. В музыкознании «Дон Жуан» Моцарта также имеет солидную традицию изучения, представленную внушительным объемом публикаций. В рамках настоящей диссертации значительная роль принадлежит работам, раскрывающим следующие проблемы: «Дон Жуан» в контексте музыкальной культуры XVIII столетия (Е. Чигарева, Е. Черная, П. Луцкер, И. Сусидко, М. Бонфельд, Х. Юнг), в движении времени (В. Рогожникова, К. Зенкин, О. Соколов, Л. Дьячкова), в сценических версиях (Н. Мякинина, А. Сокольская, Е. Шапинская), в мировой художественной донжуаниане (В. Багно, К. Зенкин), в интерпретации Кьеркегора (С. Кьеркегор, П. Гайденко).

Вместе с тем, среди колоссального объема отечественных и зарубежных музыковедческих исследований в настоящий момент не существует трудов, в которых бы определялись место, роль и значение оперы «Дон Жуан» в процессе становления мировой донжуанианы. Подход к интерпретации Моцарта как к этапному сочинению музыкальный эволюции сюжета и образа не получает самостоятельного освещения. То же можно констатировать в отношении оперы А. Даргомыжского и симфонической поэмы Р. Штрауса.

В имеющейся о «Каменном госте» литературе подробно анализируются композиционно-драматургические закономерности и особенности сочинения (Н. Самоходкина, Г. Белянова, М. Гейлиг), говорится о своеобразии образной системы произведения (Е. Белозерцева, О. Шмакова), о взаимосвязи музыкальной концепции оперы с идейно-художественными исканиями А. Даргомыжского (А. Цукер), а также о влиянии творческих импульсов А.С. Пушкина на поиски композитора в жанровой сфере (О. Соколов).

Литература, посвященная «Дон Жуану» Р. Штрауса и в целом проблемам его симфонического творчества, представлена несколькими трудами. Прежде всего, это - исследования, появившиеся еще при жизни композитора в 20-30-х годах XX века в зарубежном (Р. Шпехт) и отечественном (А. Островский, И. Соллертинский) музыкознании, монография о жизни и творчестве Р. Штрауса, впервые опубликованная в ГДР в 1955 году (Э. Краузе), и работы на русском языке, возникшие в 60-70-е годы XX столетия (Г. Крауклис, Г. Орджоникидзе). Из последних публикаций, значимых в контексте рассматриваемой проблемы, следует отметить статью Г. Еременко «„Дон Жуан" Н. Ленау и Р. Штрауса: два прочтения „вечного" образа».

Что же касается балетов «Дон Жуан» Л. Фейгина и «Каменный гость» Б. Асафьева, а также музыки Э. Направника к драматической поэме «Дон Жуан» А. Толстого, музыки В. Шебалина, М. Гнесина, А. Шнитке к «Каменному гостю» А.С. Пушкина, то они практически не освещены в музыкознании. Краткие сведения о балете Б. Асафьева содержатся в статье В. Красовской, о музыке В.

Шебалина - в монографии Н. Листовой, о музыке Э. Направника - в статье Е. Шульги, о «Мелодиях...» М. Гнесина - в кандидатской диссертации М. Карачевской.

Анализ существующей литературы вскрывает очевидность сложившегося на сегодняшний день парадокса. Казалось бы, проблема звуковой интерпретации «вечного образа» Дон Жуана и создания его музыкальной «апологии» представляется лежащей на поверхности для науки. Однако в действительности наблюдается заметное «отставание» музыкознания от смежных областей искусствоведения (в первую очередь от литературоведения). Положения, выносимые на защиту:

• архетипическое начало укоренено в природе и сущности образа Дон Жуана. Его выявление представляется продуктивным для понимания причин неисчерпаемости смысловых глубин и неиссякаемости интерпретационных возможностей образа;

• свидетельством архетипической природы Дон Жуана являются присущие ему свойства: обращенность к мифологическим и фольклорным истокам, актуализирующаяся в разных контекстах способность преодолевать границы эпох и национальных культур, амбивалентность смыслов, символическая емкость, умение вписываться в системы других образов при сохранении своей идентичности;

• эволюция художественных прочтений сюжета о Дон Жуане допускает историческую типологию, при этом вершинные образцы способны выполнять функции архетипа. Показательной в этом отношении является опера Моцарта;

• в музыкальном искусстве архетипическое начало получает преломление в комплексе музыкально-языковых констант образа Дон Жуана, в то же время история музыкальной донжуанианы представляет собой непрерывное становление традиции, в ходе которого апробируются различные стилевые приемы;

• «поведение» Дон Жуана в музыке отличается специфическим тяготением музыкального начала к синтезу с другими видами искусства, что представляется вполне обоснованным в ситуации символической многомерности и амбивалентности образа;

• принципиальным для осмысления специфики композиторских интерпретаций Дон Жуана является феномен имманентной музыкальности образа, предопределяющей формирование интонационно-тематических и композиционно-драматургических закономерностей музыкального претворения архетипа.

Теоретическая значимость диссертации заключается в обосновании отвечающих требованиям современной науки аналитических подходов и методов исследования феномена Дон Жуана; во введении в научный обиход малоизвестных и «забытых» музыкальных претворений образа, изученных в аспекте концепции архетипа. Данная работа может послужить импульсом для последующего рассмотрения музыкальной донжуанианы, как в рамках определенной жанровой направленности, так и в русле стилевых парадигм.

Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования при создании концепции исполнительской интерпретации композиторских трактовок сюжета о Дон Жуане, а также в деятельности музыкантов-исполнителей, обращающихся к звуковым прочтениям «вечных образов», в числе которых значатся Прометей, Орфей, Фауст, Дон Кихот, Гамлет и др. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в рамках вузовских курсов истории зарубежной и отечественной музыки, анализа музыкальных произведений, истории театра и эстетики.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования получили обсуждение на научных международных и межрегиональных конференциях, в том числе: на Международной научной конференции «Михаил Иванович Глинка: тайны творчества, проблемы интерпретации» (Москва, 2014), Международном интердисциплинарном

симпозиуме «Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках» (Нижний Новгород, 2009), ежегодных Международных конференциях «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» (Нижний Новгород, 2009, 2014), на XIV (2009) и XV (2010) Нижегородских сессиях молодых ученых. Отдельные положения настоящего исследования нашли отражение в публикациях, в том числе в 4-х статьях в рецензируемых научных изданиях.

Структура диссертации определена логикой, подчиненной цели исследования, а также степенью этнокультурной и хронологической схожести рассматриваемых музыкальных интерпретаций образа Дон Жуана. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка литературы, включающего 212 наименований, и Приложения, содержащего нотные примеры.

Глава 1. ДОН ЖУАН КАК АРХЕТИП. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Феномен Дон Жуана в истории искусства - явление уникальное и многогранное. По масштабности и многоаспектности донжуановской проблематики можно судить, сколь великое число тайных и не проясненных моментов сокрыто в рассматриваемом художественном явлении. Ни один из крупных вопросов, встающих перед современным исследователем в связи с изучением феномена в его философско-культурологическом и эстетическом аспектах, не получает исчерпывающего и однозначного ответа. Во многом этому способствует исходная, обусловленная существованием множества «белых пятен» в истории становления фабулы загадочность происхождения легенды о Дон Жуане, а также ее противоречивость, связанная с неоднородностью сюжетной основы, с генетически заложенной возможностью различных модификаций сюжетных мотивов. Знаменателен тот факт, что имея более чем вековую традицию изучения в зарубежном и отечественном литературоведении, проблема генезиса сюжета о Дон Жуане, обозначенная еще в критических работах А.Н. Веселовского (1883) и А. Фаринелли (1896), и ныне остается предметом научных изысканий (примером тому служат диссертации Я.В. Погребной (1996), С.А. Михиенко (2001), А.А. Багдасаровой (2012)).

Чрезвычайно сложна для осмысления и фигура Дон Жуана. Кто он: «вечный образ», символ, концепт или архетип, имеющий глубокие основания в культуре?

С одной стороны, в отечественном литературоведении сформировалась устойчивая тенденция идентификации Дон Жуана с понятием «вечный образ», получившая сложившуюся традицию изучения (исследования А.Н. Веселовского, И.М. Нусинова, В.Е. Багно). Однако, несмотря на привычность апелляции к данному понятию при фиксации константности феномена Дон Жуана само словосочетание «вечный («вековой» по терминологии И.М. Нусинова) образ» с

научной точки зрения представляется более чем размытой и уязвимой метафорической характеристикой. Так, по обоснованному мнению современного филолога А.А. Багдасаровой, в определении «вечный» акцентируется надвременной характер бытования образа в искусстве, что само по себе не совсем верно, ибо любой из традиционно относящихся к этому разряду литературных персонажей имеет конкретную точку отсчета в истории культуры [17, с. 17]. Очевидная условность понятия, его неспособность выступить «инструментом» изучения предопределяют необходимость поиска методологически точной и значимой терминологии.

С другой стороны, в современной гуманитарной науке, ориентированной на выявление смысловых и общекультурных универсалий, присутствующих в языке, разных сферах искусства и литературе, для обозначения художественных констант исследователи все чаще апеллируют к термину «архетип». Как известно, данное понятие, введенное в научный тезаурус XX века швейцарским психоаналитиком К.Г. Юнгом, интерпретируется в работах ученого как «первичный» или «исконный образ», «символическая формула» [198, с.524], пребывающая в коллективном бессознательном человечества и раскрывающая свои значения в мифах, снах, фантазиях. Исключительно важная роль, по мнению К.Г. Юнга, исполняется архетипом в процессе художественной деятельности человека. «Говорящий праобразами говорит как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечносущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь. Такова тайна воздействия искусства» [195, с.284]. «Поэтому мы не можем относиться равнодушно к творчеству поэтов, ибо они в своих главных произведениях и в своем глубочайшем вдохновении черпают из недр коллективного бессознательного и высказывают в слух то, о чем другие лишь грезят» [198, с.288].

В современной науке термин «архетип» обнаруживает свое присутствие в различных сферах гуманитарного знания, как следствие - получает более широкую и многоаспектную трактовку. Согласно утверждению Е.А. Колчановой, он наполняется содержанием той дисциплины, в которой используется -этнографии, социологии, лингвистики, религиоведения, культурологии и т.д. [79, с.5]. В частности, в литературоведении активно практикуется отождествление архетипа с мифологемой, мифемой, матрицей, образом, символом, сюжетом, героем. В результате термин обретает немало дополнительных коннотаций, что нередко приводит к размыванию его смысловых границ и, как следствие, к некорректному применению. Сам К.Г. Юнг предостерегал от терминологически неточного истолкования архетипа, как вполне определенного мифологического образа или мотива. «Но последние являются не более чем сомнительными репрезентациями; было бы абсурдным утверждать, что такие переменные образы могли бы наследоваться. Архетип же является тенденцией к образованию таких представлений мотива, - представлений, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом базовой схемы» [195, с.65].

И все же, несмотря на сложившуюся в сфере гуманитарного знания неоднозначность трактовки термина «архетип», продуктивность его использования в научных изысканиях, обусловленная исследовательской возможностью расширять контекст рассмотрения художественных явлений, обращаться к архаическим, мифологическим корням, углублять смысловые грани текста, логически обосновывать «бессмертие» культурных феноменов, на сегодняшний день неоспорима. Применяемый в различных научно-исследовательских дисциплинах и обретающий в современной науке статус «культурфилософской универсалии» (Е.А. Колчанова), архетип инициирует комплексный междисциплинарный подход исследования, признанный в последние годы приоритетным, перспективным, открывающим немалые возможности в изучении произведений искусства. В связи с этим данное понятие приобретает принципиальную методологическую важность.

Однако прежде чем выявлять архетипическое начало в феномене Дон Жуана, необходимо прояснить, во-первых, ключевые терминологические смыслы архетипа, ратифицируемые современной наукой, во-вторых, критерии архетипического, позволяющие обоснованно вписывать художественные константы в юнговскую концепцию. Стоит учесть и тот очевидный факт, что архетип, внедряясь в различные области гуманитарного знания, в значительной степени утверждает себя в литературоведении и семиотике. А посему плодотворной для определения и корректировки семантического объема понятия и его качеств представляется апелляция к исследованиям современных мифологов, филологов, литературоведов.

С.С. Аверинцев в работе «„Аналитическая психология" К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии» вслед за швейцарским психоаналитиком закрепляет за архетипом значение определенной, «не детерминированной логикой внешнего мира схемы, априорно формирующей представления человека» [2, с.125]. В качестве основных свойств С.С. Аверинцев называет «вездесущность», аксиологическую нейтральность и амбивалентность архетипа, а также указывает на двоякую роль архетипических образов в художественном творчестве. С одной стороны, архетипы придают литературному тексту способность исцеляюще воздействовать на психику реципиента, с другой - предостерегающе. «И вот, дело художника состоит в том, чтобы в силу своей особой близости к миру коллективного бессознательного, первым улавливать совершающиеся в нем необратимые трансформации и предупреждать об этих трансформациях своим творчеством» [2, с. 153].

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Горбачева Наталья Сергеевна, 2015 год

- 272 с.

100. Луков, Вал.А. Вечные образы как константы тезаурусов мировой культуры [Электронный ресурс] / Вал.А. Луков, Вл.А. Луков // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - № 9. -Режим доступа: http ://www.zpu-journal. ru (дата обращения: 29.07.2014).

101. Луцкер, П.В., Сусидко, И.П. Моцарт и его время [Текст] / П.В. Луцкер, И.П. Сусидко. - М. : Классика XXI, 2008. - 624 с.

102. Луцкер, П.В. Оперное творчество Моцарта в его отношениях к художественно-эстетическим принципам эпохи Просвещения [Текст]: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Луцкер Павел Валерьевич.

- М., 1990. - 21 с.

103. Луцкер, П.В. Религиозная проблематика в «Дон-Жуане» Моцарта [Текст] / П.В. Луцкер // Моцарт и моцартианство: сб. ст. / ред.-сост. А.М. Цукер. -М. : Композитор, 2007. - С.81-89.

104. Мадариага, С. Дон Жуан как европеец [Текст] / С. Мадариага; пер. с англ. К.С.Корконосенко // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни / отв. ред. В.Е.Багно. - СПб. : Наука, 2003. - С. 312-333.

105. Майкова, А.Н. Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов Карла Юнга [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08 / Майкова Алиса Николаевна. - Москва, 2000. - 168 с.

106. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н.Б. Маньковская. -СПб. : Алетейя, 2000. - 347с.

107. Медведев, Р.А. Люди и книги. Что читал Сталин? Писатель и книга в тоталитарном обществе [Текст] / Р.А. Медведев. - М. : Права человека, 2004. - 364 с.

108. Медушевский, В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект [Текст] / В.В. Медушевский // Советская музыка. - 1979. - № 3. - С.30-39.

109. Мелетинский, Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов [Текст] / Е.М. Мелетинский // Вопросы философии. — 1991. -№10. -С. 41-47.

110. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М. : РГГУ, 1994. - 134с.

111. Мильштейн, Я.И. Лист в 2-х томах [Текст] / Я.И. Мильштейн - М. : Музыка, 1970-1971. - 864 с., 600 с.

112. Михайленко, А.Г. Дон Жуан в зеркале искусства и науки [Текст] / А.Г. Михайленко // Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе: сб. ст. / ред.-сост. Б.А. Шиндин. - Новосибирск : НГК им. М.И. Глинки, 2002. - С. 5-10.

113. Михайлов, А.В. Из прелюдий к Моцарту и Киркегору [Текст] / А.В. Михайлов // Советская музыка. - 1991. - №12. - С. 91-95.

114. Михеева, Л.В. Эдуард Францевич Направник [Текст] / Л.В. Михеева. - М. : Музыка, 1985. - 152 с.

115. Михиенко, С.А. Эволюция образа Дон Жуана в русской литературе XIX-XX веков [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Михиенко Светлана Александровна. - Пятигорск, 2001. - 166 с.

116. Мякинина, Н.В. Сценическая судьба «Дон Жуана» Моцарта (по страницам отечественных и переводных публикаций) [Текст] / Н.В. Мякинина // Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе: сб. ст. / ред.-сост. Б.А. Шиндин. - Новосибирск : НГК им. М.И. Глинки, 2002. - С. 326350.

117. Мысли о Моцарте: сб. ст. / сост., автор вступ. ст. А.М.Меркулов. - М. : Классика-ХХ1, 2004. - 228 с.

118. Нусинов, И.М. История литературного героя [Текст] / И.М. Нусинов - М. : Государственное издательство Художественной литературы, 1958. - 549 с.

119. Нямцу, А.Е. Закономерности переосмысления традиционных сюжетов в литературе (сюжет о Фаусте в русской советской драматургии) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. / Нямцу Анатолий Евгеньевич. - Москва, 1985. - 214 с.

120. Онорин, В.В. Особенности интерпретации образов Дон Жуана и Казановы в литературе рубежа Х1Х-ХХ веков [Электронный ресурс] / В.В. Онорин // Вестник Пермского университета. - 2010. - №6 (12). - Режим доступа: http://www.rfp.psu.ru (дата обращения 20.03.2013).

121. Орджоникидзе, Г.Ш. Симфонические поэмы Р. Штрауса [Текст] / Г.Ш. Орджоникидзе // С.С. Скребков. Статьи и воспоминания: сб. ст. / сост. Д.А. Арутюнов. - М. : Советский композитор, 1979. - С. 252-295

122. Орлова, Е.М. Романсы Чайковского [Текст] / Е.М. Орлова - М. : Музгиз, 1948. - 120 с.

123. Оссовский, А.В. Р. Штраус и его симфоническое творчество [Текст] / А.В. Оссовский // А.В. Оссовский. Избранные статьи и воспоминания: сб. ст. / сост. Е. Бронфин. - Л. : Сов. композитор, 1961. - С. 174-226.

124. Пекелис, М.С. Драматургические искания позднего периода. К изучению наследия А.С. Даргомыжского [Текст] / М.С. Пекелис // Советская музыка. -1980. - №5 - С. 100-108.

125. Пестерев, В.А. «Дон Жуан» Петера Хандке - поэтический роман-эссе [Текст] / В.А. Пестерев // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2011. - № 3 (Т.70). - С. 27-37.

126. Пиков, Г.Г. Дон Гуан и Дон Хуан: взгляд историка на проблему восприятия испанской культуры в России начала XIX века [Текст] / Г.Г. Пиков // Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе: сб. ст. / ред.-сост. Б.А. Шиндин. - Новосибирск : НГК им. М.И. Глинки, 2002. - С. 43-93.

127. Погребная, Я.В. О закономерностях возникновения и специфике литературных интерпретаций мифемы Дон Жуан [Текст]: дис. . канд.

филологических наук: 10.01.08 / Погребная Яна Всеволодовна. - М., 1996. -302 с.

128. Погребная, Я.В. О компонентах мифопоэтического и некоторых принципах их идентификации [Текст] / Я.В. Погребная // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2013. - № 4 (22): в 2-х ч. -Ч. I. -С. 150-154.

129. Пряников, П. Русская сексуальная революция. Большевики первыми в мире добились «раскрепощения нравов» [Электронный ресурс]/ П. Пряников // Свободная пресса. - 2010. - Режим доступа: http://svpressa.ru (дата обращения 05.04.2013).

130. Пушкин, А.С. Каменный гость [Текст] / А.С. Пушкин // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. - М. : ГИХЛ, 1959-1962. - Т.4. - С. 333370.

131. Пушкин А.С. Стихотворения 1823-1836 [Текст] / А.С. Пушкин // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. - Т.2. - М. : ГИХЛ, 1959. - 799 с.

132. Раку, М. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи [Текст] / М. Раку - М. : Новое литературное обозрение, 2014. - 720 с.

133. Раку, М. Советское и постсоветское «житие» Вольфганга Амадея Моцарта

[Текст] / М. Раку // Моцарт в движении времени: По материалам конференции: сб. ст. / ред.-сост. М. Катунян. - М. : Композитор, 2009. - С. 243-254.

134. Рассел, Дж.Б. Дьявол. Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства [Текст] / Дж.Б. Рассел - СПб. : Евразия, 2001. - 408 с.

135. Рогожникова, В.С. Вариации на моцартовские темы в творчестве композиторов XIX - XX веков [Текст] / В.С. Рогожникова // Моцарт и моцартианство: сб. ст. / ред. - сост. А.М. Цукер. - М. : Композитор, 2007. -С. 114-130.

136. Рогожникова, В.С. Моцарт в зеркале времени: текст в тексте (К проблеме интерпретации «чужого слова» в музыке) [Текст]: дис. ... канд.

искусствоведения: 17.00.02 / Рогожникова Виктория Станиславовна. - М., 2008. - 264 с.

137. Рогожникова, В.С. Моцартианство Чайковского: от Четвертой оркестровой сюиты к вокальному квартету «Ночь» [Текст] / В.С. Рогожникова // Моцарт в России: сб. ст. / под ред. Б.С.Гецелева, В.Г.Зусман, Е.Н.Мальцевой, Т.Б.Сидневой, Ш. Таксахера, А.А.Фролова. - Н .Новгород : ДЕКОМ, 2007. -С. 60-63.

138. Рудницкий, К.Л. Режиссер Мейерхольд [Текст] / К.Л. Рудницкий - М. : Наука, 1969. - 516 с.

139. Румянцева, И.С. Эволюция романтического героя в поэмах Николауса Ленау "Фауст" и "Дон Жуан" [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Румянцева Ирина Сергеевна. - СПб., 2010. - 287 с.

140. Руткевич, А.М. Архетип [Текст] / А.М. Руткевич // Культурология. XX век: Словарь. - СПб. : Университетская книга, 1997. - С. 51-53.

141. Рутковская, Б. «Каменный гость» Пушкина [Текст] / Б. Рутковская // Говорит СССР. - 1935. - №11-12. - С. 33-39.

142. Рыбникова, М.А. Балеты Асафьева: пояснение [Текст] / М.А. Рыбникова -М. : Музгиз,1956. - 64 с.

143. Рыбникова, М.А. Балеты Асафьева «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» [Текст] / М.А. Рыбникова // Музыка советского балета: сб. ст. / ред.-сост. Л.Н. Раабен. - М. : Музгиз,1962. - С. 163-199.

144. Рыцарев, С.А. Кристоф Виллибальд Глюк [Текст] / С.А. Рыцарев - М. : Музыка, 1987. - 183 с.

145. Сарабьянов, Д.В. Стиль модерн: истоки, истории, проблемы [Текст] /Д.В. Сарабьянов - М. : Искусство, 1989. - 296 с.

146. Серов, А.Н. Моцартов «Дон Жуан» и его панегиристы [Текст] / А.Н. Серов // Серов А.Н. Избранные статьи. - Т. II - Л. : Музгиз, 1957. - С. 270-371.

147. Сиднева, Т.Б. Моцарт в духовных исканиях Серебряного века [Текст] / Т.Б. Сиднева // Моцарт в России: сб. ст. / под ред. Б.С. Гецелева, В.Г. Зусман,

Е.Н. Мальцевой, Т.Б. Сидневой, Ш. Таксахера, А.А. Фролова. - Н. Новгород : ДЕКОМ, 2007. - С. 45-50.

148. Сиднева, Т.Б. Категория границы в музыке: смена культурных парадигм [Электронный ресурс]: дис. ... докт. культурологии: 24.00.01 / Сиднева Татьяна Борисовна - Режим доступа: http://disser.herzen.spb.ru (дата обращения 06.06.2014).

149. Сиднева, Т.Б. Художественная практика и теоретическая рефлексия музыкального постмодернизма: игра с рубежами и пределами [Текст] / Т.Б. Сиднева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. -2013. - № 4 (30). - С. 40-45.

150. Сокольская, А.А. Оперный текст как феномен интерпретации [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Сокольская Анна Александровна. -Казань, 2004. - 163 с.

151. Соколов, О.В. Два образа Дон Жуана (контрасты и параллели) [Текст] / О.В. Соколов // О.В. Соколов. Из Болдинских чтений: сб. ст. - Н. Новгород : Изд-во ННГК, 2007. - С. 32-41.

152. Соколов О.В. Новаторские русские оперы на сюжеты Пушкина [Текст] / О.В. Соколов // О.В. Соколов. Из Болдинских чтений: сб. ст. - Н. Новгород : Изд -во ННГК, 2007. - С. 42-57.

153. Соколов, О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Монография [Текст] / О.В. Соколов - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. - 220с.

154. Соколов, О.В. Одна из русских интерпретаций моцартовской темы [Текст] / О.В. Соколов // Моцарт в России: сб. ст. / под ред. Б.С. Гецелева, В.Г. Зусмана, Е.Н. Мальцевой, Т.Б. Сидневой, Ш. Таксахера, А.А. Фролова. - Н. Новгород : Деком, 2007. - С. 41-44.

155. Соллертинский, И.И. Симфонические поэмы Р. Штрауса [Текст] / И.И. Соллертинский - Л. : Ленинградская филармония, 1934. - 39 с.

156. 100 балетных либретто / сост. -ред. Л. Энтелис. - Л. : Музыка,1971. - 304 с.

157. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры [Текст] / Ю.С. Степанов - М. : Академический Проект, 2004. - 982 с.

158. Ступель, А.М. Образы мировой поэзии в музыке: Очерки [Текст] / А.М. Ступель - М. ;Л. : Музыка, 1965. - 151 с.

159. Сусидко, И.П. Моцарт и Глюк [Текст] / И.П. Сусидко // Советская музыка. -1991. - №12. - С. 74- 77.

160. Сусидко, И.П., Луцкер, П.В. Новые тенденции в моцартоведении последних десятилетий [Текст] / И.П. Сусидко, П.В. Луцкер // Моцарт в движении времени: По материалам конференции: сб. ст. / ред.-сост. М. Катунян. - М. : Композитор, 2009. - С. 218-224.

161. Толстой, А.К. Дон Жуан [Текст] / А.К. Толстой // Дон Жуан русский: Антология (А.С. Пушкин, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова и др.). - М. : Аграф, 2000. - С.38-133

162. Улыбышев, А.Д. Новая биография Моцарта: Том 1-3 / А.Д. Улыбышев - М. : Книга по Требованию, 2013. - 454 с.

163. Фильм «Маленькие трагедии» [Электронный ресурс] // Вокруг ТВ. - Режим доступа: http://vokrug.tv/product/show/Malenkie_tragedii/ (дата обращения 09.08. 2014).

164. Фомичев, С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция [Текст] / С.А. Фомичев - Л .: Наука, 1986. - 304 с.

165. Фриш, М. Дон Жуан, или любовь к геометрии [Текст] / М. Фриш; пер. с нем. Н. Оттена. - М. :Искусство,1967. - 83 с.

166. Хазиева, Д.З. Музыкальная драматургия балетов К.В. Глюка в контексте балетной реформы XVIII века [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Хазиева Диана Закировна. - СПб., 2012. - 158 с.

167. Хандке, П. Дон Жуан [Текст] / П. Хандке; пер. с нем. Г. М. Косарик. - М. : АСТ-Пресс, 2006. - 112 с.

168. Ханкиш, Я. Если бы Лист вел дневник [Текст] / Я. Ханкиш - Будапешт : Корвина, 1963. - 29 с.

169. Холопова, В.Н. Композитор Альфред Шнитке [Текст] / В.Н. Холопова -Челябинск : Аркаим, 2003. - 256 с.

170. Холопова, В.Н., Чигарёва Е.И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества [Текст] / В.Н. Холопова, Е.И. Чигарева - М. : Советский композитор, 1990. -350 с.

171. Цвейг, С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой [Текст] / С. Цвейг // Цвейг С. Собр. соч.: в 10 т. - М. : Терра, 1992. - Т. 3. - С. 386-455.

172. Цветаева, М.И. Дон Жуан [Текст] / М.И. Цветаева // Миф о Дон Жуане: Новеллы, стихи, пьесы / сост. В. Багно. - СПб. : Terra Fantastica, Corvus, 2000. - С. 550-552.

173. Цеткин, К. Воспоминания о Ленине [Текст] / К. Цеткин - М. : Издательство политической литературы, 1971. - 64 с.

174. Цукер, А.М. «Каменный гость» как музыкальная концепция [Текст] / А.М. Цукер // Советская музыка. - 1980. -№5. - С. 108-113.

175. Цукер, А.М. Моцартианство как миф и как традиция [Текст] / А.М. Цукер // Моцарт и моцартианство: сб. ст. / ред.-сост. А.М. Цукер - М. : Композитор, 2007. - С.24-42.

176. Цукер, А.М. «Моцарт и Сальери» Пушкина как миф и как художественное исследование [Текст] / А.М. Цукер // Моцарт в России: сб. ст. / под ред. Б.С. Гецелева, В.Г. Зусмана, Е.Н. Мальцевой, Т.Б. Сидневой, Ш. Таксахера, А.А. Фролова. - Н. Новгород : Деком, 2007. - С.21-24.

177. Цукер, А. Романтизм и музыкальное искусство [Текст] / А.М. Цукер // Музыкальный мир романтизма - от прошлого к будущему: материалы научных конференций. - Ростов на Дону : РГК им. С.В. Рахманинова, 1998. - С. 6-9.

178. Цыбульский, М. Два Дон Гуана Владимира Высоцкого [Электронный ресурс] / М. Цыбульский, Д. Сиесс-Кжишковская // Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи. - Режим доступа: http://v-vysotsky.com/statji/2004 (дата обращения 07.09. 2014).

179. Черная, Е.С. Моцарт и австрийский музыкальный театр [Текст] / Е.С. Черная - М. :Музгиз, 1963. - 433 с.

180. Чигарева, Е.И. Моцарт в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика [Текст]: дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Чигарева Евгения Ивановна. - М., 1998. - 217 с. Прил. (с. 218-568) + Прил. (187 с.)

181. Чигарева, Е.И. О тематической драматургии в опере Моцарта «Дон Жуан» [Текст] / Е.И. Чигарева // Вопросы оперной драматургии / Сост. и ред. Ю.Н. Тюлин. - М. : Музыка, 1975. - С. 78-117.

182. Чигарева, Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика [Текст] / Е.И. Чигарева - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 280 с.

183. Шапинская, Е.Н. Любовь как властное отношение: Дон Жуан как архетипичный герой в пространстве репрезентации [Электронный ресурс]/ Е.Н. Шапинская // Культура культуры. - 2014. - Режим доступа: http://www.cult-cult.ru/lyubovi-kak-vlastnoe-otnoshenie-don-zhuan-kak-arhetipichnyj - geroj -v-prostranstve/(дата обращения 02.02.2014).

184. Шапинская, Е.Н. Опера в контексте посткультуры: игры с классикой и конфликт интерпретаций [Текст] / Е.Н. Шапинская // Культура и искусство. - 2013. - № 3. - С. 255-266.

185. Шебалин, В.Я. Жизнь и творчество [Текст] / сост. В.И. Ражева; вступ. ст. Т.Н. Хренникова. - М .: Молодая гвардия, 2003. - 375 с.

186. Шебалин, В.Я. Литературное наследие. Воспоминания. Переписка. Статьи. Выступления [Текст] / сост., коммент. A.M. Шебалиной; отв. ред. В.В. Протопопов. - М. : Советский композитор, 1975. - 280 с.

187. Шебалин, В.Я. Статьи. Воспоминания. Материалы [Текст] / сост., коммент. A.M. Шебалиной; отв. ред. И.Ф. Бэлза, В.В. Протопопов; предисл. Т.Н. Хренникова. - М. : Советский композитор, 1970. - 419 с.

188. Шерель, А. Мейерхольд в студии радиотеатра [Электронный ресурс] / А. Шерель // Шерель А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияние на аудиторию. Очерки. - Режим доступа: http://lib.vkarp.com/tag (дата обращения: 03.02.2014).

189. Шмитт, Э.-Э. Театр: Последняя ночь Дон Жуана. Гость. Загадочные вариации: Пьесы [Текст] / Э.-Э. Шмитт; пер. с фр. Г. Соловьевой, Н. Мавлевич, Н. Рейн. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 256 с.

190. Шпет, Г.Г. Сочинения [Текст] / Г.Г. Шпет - М.: Правда, 1989. - 602 с.

191. Шульга, Е.Н. Сумерки Дон Жуана: прорастание романтической мифологемы в произведения Моцарта, Гофмана, А. Толстого, Направника [Текст] / Е.Н. Шульга // Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе: сб. ст. / ред.-сост. Б.А. Шиндин. - Новосибирск : НГК им. М.И. Глинки, 2002. - С. 311 - 325.

192. Эйнштейн, А. Моцарт. Личность. Творчество [Текст] / А. Эйнштейн - М. : Классика XXI, 2007. - 472 с.

193. Энгель, Ю.Д. М. Гнесин (Первый вечер современной музыки) [Текст] / Ю.Д. Энгель // Ю.Д. Энгель. Глазами современника (Избранные статьи о русской музыке (1898-1918)) / шст., ред., комм. и вступ. ст. И. Кунина. - М. : Советский композитор, 1971. - С. 450-453

194. Юнг, К.Г. Аналитическая психология [Текст] / К.Г. Юнг; пер. и ред. В.В. Зеленского. - СПб. : МЦНК и Т «Кентавр», 1994. - 136 с.

195. Юнг, К.Г. Архетип и символ: сборник [Текст] / К.Г. Юнг; сост. и вступ. ст. А.М. Руткевич. - М. : Ренессанс, 1991. - 304 с.

196. Юнг, К.Г. К феноменологии духа в сказке [Текст] / К.Г. Юнг // Культурология. XX век: Антология. - М. : Юрист, 1995. - С.331-377.

197. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного[Текст] / К.Г. Юнг // Юнг К.Г. Божественный ребенок. Аналитическая психология и воспитание. - М. : Олимп, 1997. - С.248-290.

198. Юнг, К.Г. Психологические типы [Текст] / К.Г. Юнг; пер. с нем. С. Лорие, под общ. ред. В.В. Зеленского. - СПб. : Азбука, 2001. - 736 с.

199. Якушевич, М.В. Метаморфозы моцартовского Дон Жуана в русской поэзии «Серебряного века» [Текст] / М.В. Якушевич // Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе: сб. ст. / ред.-сост. Б.А. Шиндин. -Новосибирск : НГК им. М.И. Глинка, 2002. - С. 201-221.

200. Becerra Suarez, C. Mito y literatura (Estudio comparado de Don Juan) [Text] / C. Becerra Suarez. - Vigo : Universidad de Vigo, 1997. - 230 р.

201. Farinelli, A. Don Giovanni: note critiche [Text] / A. Farinelli // Giornale storico della literature italiana. - Vol. 27. - Torino Roma : Ermanno Loescher, 1896. - P. 1-77; 254-326.

202. Fontenot, E.K. The integration of symbol, text, and sound in the evolution of three Spanish archetypes, El Cid, Don Juan, and Don Quixote, from original text to opera [Text] / E.K. Fontenot. - Arlington : The University of Texas, 1998. -148 p.

203. Jung, H. Giuseppe Gazzanigas Opern-einakter Don Giovanni (Venedig 1787) und sein Einfluss auf Mozart [Text] / H. Jung // Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе: сб. ст. / ред.-сост. Б.А. Шиндин. -Новосибирск : НГК им. М.И. Глинки, 2002. - С. 270-279.

204. Künel J. Faust und Don Juan: europäische Mythen der Neuzeit [Text] / J. Künel // Europäische Mythen der Neuzeit: Faust und Don Juan. Gesammelte Vorträge des Salzburger Symposiums 1992. - Bd. 1. - Salzburg, 1993. - P. 31-57.

205. Massin, J. Don Juan [Text] / J. Massin. - Paris : Éditions Complexe, 1993. - 415 р.

206. Michel, A. L'Ecole Freudienne devant la Musique [Text] / A. Michel - Paris, 1965. - 247 p.

207. Schmitt, A. Franz Liszt and the Don Juan Fantasy: An interpretive study of meaning and dramatic narrative [Text] / A. Schmitt. - Los Angeles : University of California, 2004. - 63 p.

208. Tenenbaum, E.R. Don Juan's masked voice: Seduction and truth in Kierkegaard's pseudonymous works / E.R. Tenenbaum. - New York : New School University, 2003. - 230 p.

209. Warrax. Концепт и архетип Сатаны: современное состояние // Warrax НЕУчение Тьмы. Сатанизм, XXI век: сб.ст. - Т.2 - Древний Город: Издание «Общества Сознания Смерти», 2011. - С. 82-124.

210. Watt, J. Myths of Modern Individualism: Faust, Don Quixote, Don Juan, Robinson Crusoe [Text] / J. Watt. - Cambridge : Cambridge University Press, 1996. - 293 p.

211. Weinstein, L. The Metamorphoses of Don Juan [Text] / L. Weinstein. - California : Stanford University Press, 1959. - 223 p.

212. Wittman, B. Don Juan [Text] / B. Wittman. -.Darmstadt : WBG, 1976. - 447 p.

Приложение

Рисунок 1. - К.В. Глюк балет «Дон Жуан», увертюра, главная партия

Рисунок 3. - К.В. Глюк балет «Дон Жуан», II действие, № 19 Моргаю

№11

Екш

т д / П Ги ш Л щ

и / —)- № *- ЦТ' ■ ■ г г ДГ и ддилщи ] ] ^

] —*- -1—|—1— / "I—f—□— -е—*- г у г Г 1 * ---1— -г—(-1- / г Й г -

1 ] 'Г 1 гй. ] _гР[ т п гЯп ] 1

Т* 1 к 11 / 1 1«- ¿г* № г !т шт =$= —*-

ЛИе^го или тгврро

|й и

[гсшЬт!

í

1Г*ЛП1 и

На..Г:

Л J J л

Тг-Ь* 1й и

{ЗеЕйЬ.

шш

Рисунок 6. - Ф. Лист «Воспоминания о „Дон Жуане"», 1 раздел, «аккорды» Командора

Рисунок 7. - В.А. Моцарт опера «Дон Жуан», увертюра, тема вступления

А п 11 :п! I е

\Г р

*ГРГ Р

рррр

п Г- Г Г- Р ■Аг г г ■г- Г Г'=Н |ГР: р р: р ,1 N 1 ^^

V *ь ■|ГГ Ь Г Ь ''И- ЬК И —

Рисунок 8. - В.А. Моцарт опера «Дон Жуан», II действие, финал

Командор

при — НАЛ

я — вил — ся!

Д I Л

ш ш. ш

ш ш %

г

а

*

Рисунок 9. - Ф. Лист «Воспоминания о „Дон Жуане"»,2 раздел, дуэт Дон Жуана и Церлины

Duetto. Andantino

7 V

/1<£¥ j З-^ШН Т-—-к ágj—-Ns

И V р , р i р i Р 1 и у Р Р * -т-«-^'— р в ^ /-TN

s\§ У7 * Н г Ч /ТЧ

V ^ —_—~—L—~— 4 4 i ^

Рисунок 10. - Ф. Лист «Воспоминания о „Дон Жуане"»,2 раздел, 3 вариация

tempo ginstо

' =1 —К-^-frr 1 J - J

Iota..**« J 7 J У -<T-i-T,- Г'Г J j m у m —Ф-

tempo giusto jNAi-.- ~~^-w—J™-- IS -

Í--- - V^7^ У marcato ¡it - ft -

- = ^--í--- *

Рисунок 11.- Ф. Лист «Воспоминания о „Дон Жуане"», 2 раздел, «аккорды» Командора

Рисунок 12 - Ф. Лист «Воспоминания о „Дон Жуане"», 3 раздел, ария «с шампанским»

Рисунок 13 - Р.Штраус симфоническая поэма «Дон Жуан», главная партия

Рисунок 14 - Р.Штраус симфоническая поэма «Дон Жуан», тема вступления

Рисунок 15 - Р.Штраус симфоническая поэма «Дон Жуан», побочная партия

Рисунок 19. - П. Чайковский «Серенада Дон Жуана»

Рисунок 20. - В. Шебалин сюита из музыки к «Каменному гостю», №3 «Хабанера»

Рисунок 21. - Л. Фейгин сюита из балета «Дон Жуан», № «Фламенко» (Танец озорной горожанки)

Рисунок 22. - В.Я. Шебалин сюита из музыки к «Каменному гостю», №7

ч I® (• ^-^

г г г ч ^ — •< » •

' и г А .. / р 1 ' С и 7 1 ■ ' ' р 7 1 ' ' Р □_г Р

$ 7 ^ 1 г- и* —■

и» И и п* ^- г-1 •— " < 1 -4 |1- г-й 0- у__< 1 ^ «1 * -Ф-

45 7 • * —ф —* —

Ц-1-- 4

Рисунок 23. - Л. Фейгин сюита из балета «Дон Жуан», № «Танцы горожан»

Рисунок 24. - В. Шебалин сюита из музыки к «Каменному гостю», №5 «Сцена и Серенада» (Сцена)

Рисунок 25. - В. Шебалин сюита из музыки к «Каменному гостю», №5 «Сцена и Серенада» (Серенада)

Рисунок 26. - Л. Фейгин сюита из балета «Дон Жуан», № «Сцена Дон Жуана и крестьянки Хуаниты» (Сцена)

Рисунок 27. - Л. Фейгин сюита из балета «Дон Жуан», № «Сцена Дон Жуана и крестьянки Хуаниты» (Вариации Хуаниты)

Рисунок 28. - В.А. Моцарт опера «Дон Жуан», №16 «Серенада Дон Жуана»

Рисунок 29. - М. Гнесин пьеса «Дон Жуан» из «Мелодий-характеристик»

Рисунок 30. - М. Гнесин пьеса «Донна Анна» из «Мелодий -характеристик»

Рисунок 32. - М. Гнесин романс «Любовная песнь Лауры»

Рисунок 34. - А. Шнитке начальный фрагмент «Ночи» из музыки к фильму М. Швейцера «Маленькие трагедии»

Рисунок 35. - А. Шнитке заключительный фрагмент «Командора» из музыки к фильму М. Швейцера «Маленькие трагедии»

Рисунок 37. - А. Шнитке «Я здесь, Инезилья» (Первая песнь Лауры) из музыки к кинофильму М. Швейцера «Маленькие трагедии»

р- I Д. I д. д ' л л

5

5

0--Г—*

в в

Я здесь,

я здесь, И. не . зи. лья, я здесь под ок. ном.

Рисунок 38. - А. Даргомыжский «Я здесь, Инезилья» (Вторая песнь Лауры)

Ж

ш

ш

т

■г ^ 4

$

^ г ь^

1

№ ' ' ' я * Г и* ьг ^ десь, И - не - зиль - я, — — ■-]--т- ЬГ 1 л ~»-—""—1тч,-

) к--*-%- ■»-)-5- ---*-

V ь *—-*- **-*- Ц д * т

£

Ь|» С

щ

здесь под ок - ном. Объ - я - та. Се - В ИЛ Ь - я

Ф1 4 4

- Дт

А* 0

Ьт-

[Vivace]

р" * и и р Iе » - -»-_-i-

я здесь, И . >- н е . т >-- 1ЬЯ, --- я - здесь п -ä од л Ol < . г г * ном. ---

У - ; А > —ф-- * ?- \ « * 1 -- i * * i i *—*-*- • L J» -« i -4 —я ^ » Im 4—•—• S S "—i-i-

J » ^ J * * J * * I J ? * —*—*— а —*—г-- J ? ? 1

Рисунок 40. - А. Шнитке начальный фрагмент «Командора»из музыки к кинофильму М. Швейцера «Маленькие трагедии»

Рисунок 41. - А. Шнитке «Шаги Командра»из музыки к кинофильму М. Швейцера «Маленькие трагедии»

201

Рисунок 42. - А. Шнитке «Смерть Дон Жуан»из музыки к кинофильму М. Швейцера «Маленькие трагедии»

Рисунок 43. - Б.Асафьев балет «Каменный гость», 1 сцена, 1тема Дон Жуана

■ - П

1 Г г г "Т—V ■ л =и г » 1 ■

ЩЩЩЩ

ИГГГПТг

т

з з

Дон Гуан: „ Дождемся ночи здесь..

ьггг Г-1

з з

¡Е

Ш ПГ1

г—г

ш

Рисунок 44. - Б.Асафьев балет «Каменный гость», 1 сцена, 2тема Дон Жуана

*

1

шт

Г Ц"Г е I г

ЁйГгГ д*п*

ш

Рисунок 45. - Б.Асафьев балет «Каменный гость», 1сцена, Зтема Дон Жуана

Дон Гуан: «Я с нею познакомлюсь...»

И"

Р-Я

/ саЫаЬИе

~ г

в

пл

f

Рисунок 46. - Б.Асафьев балет «Каменный гость», 2сцена, 4тема Дон Жуана

Рисунок 47. - Б.Асафьев балет «Каменный гость», 4сцена, финал

Статуя: Дон Гуан:

«Дай руку!» «Вот она... О, тяжело... пожатье каменной десницы! Оставь меня, пусти, пусти, мне a tempo

* Г * * Г * *

Рисунок 48. - Л. Фейгин сюита из балета «Дон Жуан», №1 «Дон Жуан и его друзья попадают в грозу», лейттема Дон Жуана

Рисунок 49. - Л. Фейгин сюита из балета «Дон Жуан», №5 «Адажио Дон Жуана и Донны Анны», тема Дон Жуана

Рисунок 50. - Л. Фейгин сюита из балета «Дон Жуан», №5 «Адажио Дон Жуана и Донны Анны», тема Донны Анны

Рисунок 51. - Л. Фейгин сюита из балета «Дон Жуан», №7 «Донна Анна и Дон Жуан у гробницы Командора. Смерть Дон Жуана»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.