Дополнительное образование детей как средство формирования основ этнической культуры: на материалах Республики Таджикистан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мирзоев, Мирзоахмад Саидович

  • Мирзоев, Мирзоахмад Саидович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 182
Мирзоев, Мирзоахмад Саидович. Дополнительное образование детей как средство формирования основ этнической культуры: на материалах Республики Таджикистан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2010. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мирзоев, Мирзоахмад Саидович

Введение 3

Глава 1. Формирование основ этнической культуры средствами дополнительного образования детей как социально-педагогическая проблема 20

1.1. Вопросы формирования этнической культуры учащихся средствами дополнительного образования детей в психолого-педагогической и смежных науках 20

1.2. Ведущие факторы формирования основ этнокультуры учащихся в системе дополнительного образования 75

1.3. Особенности формирования основ этнокультуры средствами дополнительного образования детей 75- 96 Выводы 97-

Глава 2. Пути совершенствования работы учреждений дополнительного образования детей в формировании основ этнокультуры воспитанников 101

2.1. Обогащение содержания и форм организационно-массовой работы учреждений дополнительного образования детей 101

2.2. Детские общественные объединения в системе формирования этнокультуры воспитанников 123

2.3. Педагогическая модель формирования основ этнокультуры у учащихся средствами дополнительного образования детей 141- 164 Выводы 165-167 Заключение 168-181 Список использованной литературы 182

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дополнительное образование детей как средство формирования основ этнической культуры: на материалах Республики Таджикистан»

В условиях становления национальной государственности как никогда актуализируется интерес к этногенезу, к осмыслению своих исторически сложившихся ценностей национальной культуры. И это вполне объяснимо, ибо приобретение подлинного суверенитета и государственности связано с ростом этнического самосознания, пробуждением интереса к исторической преемственности своего народа, к сохранению этнической и культурной идентичности, возрождением национально-государственных структур, национальных языков, религии, быта, культурно-образовательных традиций, народных праздников, обрядов, обычаев, своеобразием воспитательных систем и т.п.

На волне этого, логически оправданного интереса, проявляются и явно негативные тенденции - местничество, национальная ограниченность, ущемление прав других этнических групп. Эти противоречия проявились в условиях Республики Таджикистан. Глубокий экономический и политический кризис в стране послужил основой братоубийственной гражданской войны, которая существенно деформировала такие традиционно присущие таджикам национальные черты, как, миролюбие, добросердечность, уважение к памяти предков и этнокультурным святыням, патриотизм, национальное единство, почтительное отношение к иным народам, ценностям отечественной и мировой культуры.

О важности и актуальности формирования этнической культуры учащихся в системе образования в целом, и в учреждениях дополнительного образования детей, в частности, свидетельствуют принятые в последние годы в Республике Таджикистан новые государственные нормативные документы и акты: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан», «Программа этнокультурного образования в республике», государственные стандарты разных направлений общего и профессионального образования, Постановление Правительства Республики Таджикистан «О реализации плана реформы системы образования на 2004-2009 годы», «Положение об учреждениях дополнительного образования детей Республики Таджикистан» и др., где определены основное назначение и функции учреждений дополнительного образования, их воспитательная роль. Ведущими и перспективными идеями этих документов являются идеи толерантности, уважения к другим этническим группам, гуманизации, которые стимулировали рост этнического самосознания и использование в образовательно-воспитательной деятельности национальных и общечеловеческих ценностей, создание социально-культурных условий для самореализации личности учащихся, развития её духовных потенций.

Также большой импульс развитию детского движения дали, выделенные государством, гранты для детских общественных объединений, поддержавшие детскую инициативу и самодеятельность и т.п.

Актуальность данной темы обусловлена также необходимостью совершенствования общей системы воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, составным направлением которой, является формирование у них основ этнической культуры.

Решая задачи этнического воспитания, государство и общество исходят из того, что национальное единство и консолидация таджикской нации, других этносов, проживающих в Республике Таджикистан, является приоритетным направлением образовательно-воспитательной системы, в том числе, дополни-тельной образовательной деятельности детей.

Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в республике привела к определенным изменениям в системе дополнительного образования детей:

- в условиях независимости республик и приобретения суверенитета повысилась роль учреждений и организаций этой системы в формировании национального самосознания и этнокультуры подрастающего поколения;

- изменился статус учреждений, характер их связей со школой, школьным образованием;

- появились новые направления деятельности, новые структурные подразделения, новые формы взаимодействия учреждений дополнительного образования в условиях полиэтничности и моноэтничности образовательной среды;

- обогатилось содержание и обновились формы организации деятельности в учреждениях дополнительного образования по развитию этнокультуры и творческой активности детей и т.д.

В результате актуализировалась проблема осмысления, обогащения и использования всей совокупности условий, которыми располагает система дополнительного образования детей в формировании основ этнокультуры воспитанников. Другими словами, в центре внимания оказались вопросы этнокультуры подрастающего поколения и возможность её формирования средствами и методами дополнительной образовательной деятельности детей.

Система дополнительного образования детей, имеет широкие возможности для формирования у воспитанников этнического самосознания. Объединяя воспитательную работу школы во вне учебное время и учреждений дополнительного образования детей, педагоги этой системы в процессе своей воспитательной деятельности углубляют знания, формируют у учащихся умения, этнические чувства и убеждения, вовлекают их в общественно-полезную деятельность, и тем самым, дополняют и углубляют учебно-воспитательную работу.

В настоящее время в республике успешно развивается разнообразная сеть учреждений дополнительного образования детей, накоплен соответствующий положительный опыт воспитательной работы, повысилась роль этих учреждений в воспитании патриотизма и дружбы народов в формировании этнокультуры подрастающего поколения. Однако эти возможности используются не в полной мере.

В связи с этим в сложившейся ситуации возникла острая необходимость исследовать проблемы формирования этнической культуры учащихся, выявить причины того, почему региональная самоидентификация и осознание локальной принадлежности преобладают над общенациональным самосознанием, почему еще сохранились кланово-кастовые и местнические проявления, имеет место неуважительное отношение к представителям других этнических групп, и как можно решить эти проблемы посредством учреждений дополнительного образования детей.

И еще одна немаловажная проблема заключается в том, что сегодня республика столкнулась с проблемой всеобщего охвата девушек, общим средним образованием. Снизилось их количество в общеобразовательных школах, в особенности, в 10 и 11 классах. Низка их общественная активность в условиях досуга. Школа не в состоянии удовлетворить разнообразные духовные потребности девушек, представить им разнообразную палитру кружков и объединений по интересам, развивать их социально-культурную активность и т.д. Решение этих задач может быть компенсировано системой учреждений дополнительного образования детей.

Все это требует пристального изучения системы дополнительного образования детей; определения концепции её развития на современном этапе; исследования их роли в духовно-нравственном воспитании детей и подростков; предотвращения ведомственной ограниченности учреждений этой системы в организации воспитательной работы, направленной на формирование этнокультуры.

Степень разработанности проблемы. Официально работники внешкольных учреждений получили статус педагогов дополнительного образования на основании Закона Республики Таджикистана «Об образовании»

1994 г.).

В последние десятилетия выполнен ряд исследований в области дополнительного образования детей. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах А. Г. Андрейченко, В. В. Беловой, В. А. Березиной, А. К. Бруд-нова, Е. Б. Евладовой, В. В. Комарова, Г. Н. Поповой, Т. И. Рудневой, Н. И. Фуниковой, А. И. Щетинской и др.

В Таджикистане вопросы внешкольной работы затрагивались в ряде диссертационных исследований и научных статей. Всесторонне изучен процесс их становления и развития. К числу фундаментальных исследований по истории народного образования, где освящены отдельные вопросы становления и развития внешкольных детских учреждений, можно отнести работы М.А.Арипова, И.О.Обидова. Некоторые вопросы воспитательной работы во внешкольных детских учреждениях рассмотрены в исследованиях И.Измайлова, М.Криштуль, Л.Кузнецовой, В.Муллоджанова, Г.Шукуровой, В.Фирстова и др. Вопросы педагогики дополнительного образования детей, были предметом обсуждения на республиканских, областных и районных семинарах. В диссертационном исследовании Л.А. Орловой исследована роль внешкольных учреждений Таджикистана в нравственном воспитании подрастающего поколения. Ею обобщен передовой опыт работы некоторых внешкольных учреждений республики. В работе Г.Шукуровой, с точки зрения педагогических перемен и учетом условий и специфики республики изучен процесс становления и развития внешкольных детских учреждений (1924-1946), а также выявлены наиболее эффективные формы и методы воспитания в этих учреждениях. Некоторые вопросы эстетического воспитания детей и подростков в клубных учреждениях Таджикистана освещены в работах Н.Алибахшева. Подготовлены методические разработки по внешкольной воспитательной работе.

Вопросы воспитания учащейся молодежи в духе национально-культурных традиций отражены также в трудах ученых-педагогов, психологов и методистов Республики Таджикистан, в частности, Х.Авзалова, Р.Абдуллаевой, Х.Буйдакова, М.Каримовой, М.Лутфуллаева, А.Нурова, А.Рахимова, Б.Рахимова, С.Сулейманова, Ф.Шарипова, М. Юлдашевой и других исследователей. В их работах отражена тенденция поиска путей востребования национальных и общечеловеческих ценностей таджикского народа в образовательной деятельности, оказавших огромное влияние на развитие педагогической мысли в Таджикистане. Однако, поднимаемые нами вопросы, в их работах не нашли достаточного освещения.

Таким образом, степень разработанности проблемы показала, что в исследованиях ученых республики изучены и дан анализ основных этапов становления и развития внешкольной работы в республике; обобщен опыт работы в этом направлении; показана роль внешкольных учреждений в нравственно - патриотическом воспитании; предприняты попытки исследования некоторых аспектов дополнительного образования детей. Однако, целостных и комплексных исследований в этом направлении не проводилось. За пределами научного анализа остались вопросы перспектив развития и концептуальных основ учреждений дополнительного образования детей в стране. В республике не разработана концепция системы дополнительного образования детей, приемлемая для республики и перспектива её развития в различных регионах страны. Исследование позволило уточнить ряд концепций и преобразований в развитии этой системы. Эти учреждения относятся к различным ведомствам и министерствам, что приводит к ведомственной разобщенности, к отсутствию четкой координации деятельности, появлению рассогласованности в финансировании, снижению охвата детей, особенно девушек различными объединениями по интересам. В планах социально-экономического развития страны не предусмотрено возведение новых типов учреждений дополнительного образования детей; не изучена их роль в формировании у подрастающего поколения этнической культуры; не выявлены их особенности функционирования в условиях возрождения национальной культуры и традиций, суверенизации и гуманизации общества.

Изучение и анализ научно-педагогической литературы также показал, что на сегодняшний день еще отсутствуют целостные исследования проблем интеграции общего и дополнительного образования, не выработана единая концепция функционирования учреждений дополнительного образования детей, не определены их структура и социальные функции в новых социально-педагогических реалиях межэтнических отношений. Очень мало работ по значению духовно-нравственных факторов в формировании основ этнокуль-туры воспитанников средствами дополнительного образования детей и специфике формирования национальной культуры в работе учреждений дополнительного образования детей. Следует также указать на то, что не определены возможности детских общественных объединений в формировании национального самосознания, их самореализации; не используются педагогические возможности системы дополнительного образования детей как средства формирования у них этнокультуры и обеспечения преемственной воспитательной деятельности, дополняющей и обогащающей учебно-воспитательную работу школы. А это приводит к одностороннему подходу в определении и реализации педагогических целей, задач, содержания и форм воспитания в учебной и внеурочной деятельности при учете национальных традиций, этнических и половозрастных особенностей.

Проблема исследования заключается в недостаточном изучении вопросов этнокультурного образования и воспитания детей и их координации, глубоком противоречии между объективной возможностью учреждений дополнительного образования детей в формировании у них этнокультуры, посредством использования народных культурных традиций и многообразных современных средств и форм работы, а также не использованием их на практике, что обусловило целесообразность и актуальность настоящего комплексного эмпирического исследования и позволило сформулировать её проблему

Цель исследования - теоретическое обоснование системы дополнительного образования детей как средства формирования у них основ этно-культуры и обеспечения преемственной воспитательной деятельности, дополняющей и обогащающей учебно-воспитательную работу школы по воспитанию учащихся в духе национального единства общества.

Объект исследования - воспитательная и образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей Республики Таджикистан.

Предметом исследования явился - процесс формирования этнической культуры учащихся в условиях воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Базами исследования были избраны Республиканский Центр внешкольной воспитательной работы, детско-юношеские центры и Центр эстетического воспитания детей г. Душанбе, областные, районные и городские учреждения дополнительного образования детей, детские сектора клубных учреждений.

Изучение истории и теории вопроса, подкрепленное осуществленным нами поисково-констатирующим исследованием, позволило выдвинуть рабочую гипотезу исследованияL исходящую из того, что процесс формирования у воспитанников этнокультуры средствами дополнительной образовательной деятельности детей будет эффективным, если : учтены педагогические особенности системы дополнительного образования детей и использован воспитательный потенциал национальных традиций в формировании у учащихся основ этнокультуры; обеспечено взаимодействие учреждений дополнительного образования детей и культурно-досуговых учреждений для детей других ведомств и организаций в целостном педагогическом процессе; четко определены границы использования эстетического потенциала народной художественной культуры в воспитании детей, особенно девушек;

- преодолевается национальная ограниченность воспитанников, препятствующая утверждению межэтнического единства;

- процесс формирования этнических чувств опирается на искусство и другие виды художественной деятельности: детские общественные объединения, творческие коллективы, кружки и клубы по народно- прикладному творчеству, смотры, конкурсы, фестивали, выставки и т.д.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие его задачи:

-выявить наиболее актуальные проблемы формирования этнокультуры учащихся на современном этапе развития Таджикистана и место учреждений дополнительного образования детей в этом процессе;

- определить степень научной разработанности проблемы формирования этнокультуры как педагогического феномена;

- обосновать ведущие педагогические факторы формирования основ этнокультуры воспитанников средствами дополнительного образования детей в условиях суверенного Таджикистана;

- выявить особенности системы дополнительного образования детей и её роль в формировании основ этнокультуры воспитанников;

- разработать систему работы учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающей формирование у воспитанников основ этнокультуры и эффективные пути её реализации.

Теоретической и методологической основой исследования явились философские концепции об этносе, этнических отношениях, этнокультуре и культуре этноса; педагогическое наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; идеи и взгляды крупнейших российских и зарубежных ученых в области внешкольного образования, организации досуга подростков; роли национальных и общечеловеческих ценностей в формировании этнокультуры, духовно богатой и высоконравственной личности, в урегулировании межэтнических отношений среди подрастающего поколения. Основой исследования явилась необходимость реализации соотношения национального и общечеловеческого в образовании, в частности, в воспитательной работе учреждений дополнительного образования детей.

Ценными стали выдвинутые положения о реформировании системы образования и воспитания; модернизация их содержания с учетом требований национальной концепции воспитания в суверенном государстве, учитывающая этническое многообразие воспитанников и особенности системы дополнительного образования школьников и этнокультуры.

Педагогические исследования, в частности, проведенные Международной ассоциацией исследователей детского движения о современном состоянии детского общественного движения зарубежом (Н.Ф.Басов, А.Г.Кирпичик, М.Е.Кульпединова, М.Р.Мирошкина, И.А.Новикова, К.Д.Радина, Е.Н.Сорочин-ская, Е.В.Титова и Т.В.Трухачева) позволили сделать вывод о значимости детских общественных объединений в создании условий воспитания, социализации детей и подростков и, соответственно, о выдвижении детских общественных объединений в число специфических средств этнокультурного развития ребенка.

Кроме того, решению сложной и актуальной проблемы формирования основ этнокультуры воспитанников, безусловно, способствовало конструктивное изучение передового опыта работы учреждений дополнительного образования детей в республике, который обобщен в методических публикациях и средствах массовой информации, материалах и документах республиканского Центра внешкольной воспитательной работы и Минобразования Республики Таджикистан.

С учетом специфики исследования были использованы следующие методы исследования: анализ философской, социологической, историко-педагогической, этнологической, этнокультурологической литературы, которые посвящены вопросам этноса, формированию этнического сознания; изучение и обобщение передового опыта воспитательной работы учреждений дополнительного образования детей республики; беседы; наблюдения, опросы опытных работников и воспитанников этих учреждений; анализ документов; педагогический эксперимент и др.

Источниками исследования послужили философские и педагогические труды ученых по вопросам этноса, формирования этнической культуры, внешкольной работы; нормативно-правовые документы в этой сфере; материалы периодической печати; работы, определяющие развитие системы дополнительного образования детей в Таджикистане, в современных условиях;.

Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования (2001-2003 г.г.) изучалась философ-ско-социологическая, политическая, культурологическая, этнологическая и психолого-педагогическая литература по вопросам формирования этнокуль-туры; обобщался опыт воспитательной работы учреждений дополнительного образования детей в республике; разрабатывалась концепция исследования и программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2003-2006 г.г.) продолжалось изучение литературы по проблеме; анализировались содержание программ детских кружков и общественных объединений, пособий, методических материалов, качество проведения практических и других занятий; апробировались новые формы и методы работы в базовых центрах творчества подростков и детей. На этом этапе существенную роль сыграло участие и личные наблюдения автора, являющегося директором Республиканского центра внешкольной воспитательной работы, за организационно-массовой работой и деятельностью детских общественных объединений. Проводились сравнительные срезы по анкетам.

На третьем этапе (2006-2009 г.г.) обобщались результаты исследования в ряде Центров по внешкольной воспитательной работе и детского творчества детей в республике; внедрялась система воспитательной работы, основанная на гармоническом соотношении национальных и общечеловеческих ценностях, направленная на формирование этнокультуры учащихся. На этом этапе исследования была внедрена «Педагогическая модель формирования основ этнокультуры воспитанников средствами дополнительной образовательной деятельности детей».

Выводы и предложения по итогам опытно-экспериментальной работы показали эффективность модели формирования основ этнокультуры средствами дополнительной образовательной деятельности детей и взяты на вооружение другими педагогами.

Работа выполнена в рамках единой темы НИИ педагогических наук Академии педагогических наук Таджикистана «Педагогические условия школьной среды и её роль в формировании духовного облика учащихся», прошедшая экспертизу АН Республики Таджикистан.

Научная новизна исследования проявилась в:

-обосновании теоретического положения о системе дополнительного образования детей, как средстве формирования основ этнокультуры воспитанников и обеспечения преемственной воспитательной деятельности, дополняющей и обогащающей учебно-воспитательную работу школы по воспитанию учащихся в духе национального единства;

- разработке нового подхода к изучению системы дополнительного образования детей и её роли в формировании основ этнокультуры воспитанников республики;

- раскрытии специфики формирования основ этнокультуры средствами дополнительного образования детей, в зависимости от особенностей сложившихся в регионах республики систем учреждений дополнительного образования детей, где воспитательные программы должны формироваться с учётом интереса воспитанников, специфики национальных традиций, культуры досуга, этнического состава и половозрастных особенностей;

- раскрытии специфики формирования основ этнокультуры средствами дополнительного образования детей, которое зависит от сложившейся в республике социально-педагогической ситуации, требующей специально организованной воспитательной работы, ориентированной на: - преодоление местничества и регионализма; - формирование национального единства; - воепитание глубокого чувства патриотизма; любви к Родине; культуры межнационального общения и приобщения воспитанников к общечеловеческим ценностям.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании концепции и педагогической модели дополнительного образования детей и её роли в формировании основ этнокультуры воспитанников, раскрытии условий ее успешного функционирования в условиях Республики Таджикистан. Разработанная и апробированная в процессе формирующего педагогического эксперимента модель позволяет учреждениям дополнительного образования детей успешно формировать у них основы этнокультуры в процессе воспитательной деятельности, которая обеспечивает завершенность воспитательного процесса, направленного на формирование нравственных чувств и убеждений подрастающего поколения. Исследование в значительной мере может обогатить Национальную концепцию воспитания и отдельные разделы Типового положения об учреждениях дополнительного образования детей в Республике Таджикистан.

Практическая ценность работы выразилась в обосновании Педагогической модели формирования основ этнокультуры воспитанников средствами дополнительного образования детей в условиях суверенного Таджикистана, и раскрытии педагогических условий ее успешного функционирования. Разработанная в процессе педагогического эксперимента модель позволит учреждениям дополнительного образования детей в республике: успешно интегрировать общее и дополнительное образование; сочетать воспитательную и досуговую деятельность; обеспечит преемственность воспитательной деятельности; дополнит и обогатит учебно-воспитательную работу школы.

Материалы исследования и разработанные автором научно-методические рекомендации, могут быть использованы в практической деятельности областных, городских и районных учреждениях дополнительного образования республики, а также в деле совершенствования воспитательной деятельности среди детей и подростков в условиях досуга.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Концепция дополнительного образования детей в современных условиях Республики Таджикистан и её роли в системе формирования основ этнокультуры воспитанников, опирающаяся на: педагогические особенности этой системы, проявляющиеся в широком использовании национальной культуры, искусства, воспитании чувства общенационального единства, преодолении пережитков прошлого и проявлении активности воспитанников в общественной жизни; интеграции общего и дополнительного образования детей, органическом соединении учебного процесса и вне учебного времени, где средствами культурно - досуговой деятельности формируется круг общения, на основе общих интересов и общих духовных ценностей; учете половозрастного и этнического состава воспитанников, организации воспитательной деятельности, на основе изучения их национальных потребностей, культур, традиций; углубленное изучение народных промыслов и местной культуры региона, организации на их основе детских общественных объединений, которые в дальнейшем помогут решить проблему свободного времени молодёжи и их занятости трудовой деятельностью.

2. Система работы учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающая формирование у воспитанников этнокультуры, предусматривающая: сочетание традиционных, инновационных форм и методов работы кружков, детских общественных объединений, и организационно - массовых педагогических мероприятий, проведение художественно-массовых мероприятий, построенных на активности самих воспитанников: экологические экспедиции, туристические походы, конкурсы молодых исполнителей на лучшее исполнение произведений искусств и изготовление кулинарных изделий, конкурсы и фестивали, концерты, выставки, национальные праздники И т.д.;

- организацию детских кружков и общественных объединений по созданию изделий народных художественных промыслов; студий и кружков художественной самодеятельности, кройки и шитья; кружков и клубов по национальному искусству и техническому творчеству, развивающих изобретательную деятельность, стимулирующих процесс этнокультурного и творческого развития детей.

- педагогическое сотрудничество учреждений дополнительного образования детей и культурно-досуговых учреждений для детей других ведомств и организаций.

3. Педагогическая модель формирования основ этнокультуры воспитанников средствами дополнительного образования детей обусловлена социальными и историческими особенностями Республики Таджикистан, которая предусматривает:

- опору на широкое использование национально-культурных традиций, в частности, народно-прикладных форм творчества в этническом воспитании, формировании чувства общенационального единства учащихся, в преодолении местничества и регионально-клановых проявлений, обогащении деятельности учреждений дополнительного образования детей;

- обеспечение единства этнокультурного просвещения и вовлечения в деятельность кружков и общественных объединений научно-технического и народно-прикладного творчества;

- учет динамично развивающейся личности воспитанника дополнительного образования детей как субъекта развития в совокупности его природных, социальных и национально обусловленных качеств'

- учет особенностей социокультурного пространства сельских регионов (оторванность от крупных культурных центров, не высокий образовательный и культурный уровень населения, не достаточное и не стабильное финансовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования, слабый характер инноваций в сфере дополнительного образования) и др.;

- специфику методики воспитательной работы в многонациональных детских общественных объединениях, кружках, клубах по интересам и однонациональных объединениях воспитанников, где преобладают лица коренной национальности и т. п.;

Достоверность положений диссертации достигнуты целостным подходом к проблеме, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, широтой и анализом условий опытно-экспериментальной работы, адекватностью их задачам научного поиска, воспроизводимостью результатов исследования, полученных в разное время, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе, а также личным опытом автора в работе учреждений дополнительного образования детей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

- на республиканской научно-практической конференции по проблемам воспитания молодёжи в национальных традициях в Министерстве образования Республики Таджикистан;

- на конференциях Курган-Тюбинского педагогического университета . (1991 г.) и Таджикского государственного института искусств им. М.Турсунзаде (2009 г.);

- в оказании методической и практической помощи работникам учреждений дополнительного образования детей республики в (разработке положений и уставов, программ и сценариев, перспективных и текущих планов работы и т.д.);

Основные результаты исследования отражены в 6 научных статьях, 1 учебном пособии, в лекциях, докладах и беседах, проводимых с работниками учреждений дополнительного образования детей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мирзоев, Мирзоахмад Саидович

Выводы

Таким образом, исследование показало, что совершенствование работы педагога по формированию основ этнокультуры находится в прямой зависимости от обеспечения тесного единства формирования этнического самосознания и вовлечения детей в деятельность кружков и объединений. Суть этого принципа заключается в том, что каждый воспитанник может не только услышать о национально-культурных традициях своего народа, но и непосредственно участвовать в их сохранении и дальнейшем развитии. А это позволяет преобразовывать знания о ценностях своего народах в убеждения, приобщиться к отечественным и мировым ценностям культуры.

Исследование также показало, что часть педагогов УДО детей баз исследования находящихся в сельской местности, недостаточно используют национально-духовные традиции и ценности народно-прикладного творчества своей местности в формировании основ этнокультуры учащихся, имеют слабые знания в области этнологии, этнического воспитания, методики воспитательной работы в УДО детей. Педагоги не владеют в совершенстве русским и иностранными языками, что значительно затрудняет процесс освоения достижений мировой культуры, научно-технического прогресса, информатизации общества. А это негативно влияет на формирование этнокультуры и культуры межнационального общения.

Формирующий этап исследования позволил выявить особенности формирования этнокультуры воспитанников, которые находятся в прямой зависимости от учёта специфики сложившихся в учреждениях дополнитель-ного образования детей в республике двух типов кружков, общественных объединений и клубов: а/ многонациональных; б/ однонациональных;

Исследование показало, что совершенствование работы учреждений дополнительного образования детей по формированию этнокультуры зависит от органичного соединения учебного процесса и вне учебной деятельности, где средствами культурно-досуговой деятельности формируется чувство сопричастности за судьбу отечества.

Эффективность процесса формирования основ этнокультуры средствами дополнительной образовательной деятельности детей в условиях суверенного Таджикистана находится в прямой зависимости от реализации соответствующей «Педагогической модели формирования этнокультуры воспитанников средствами дополнительного образования детей в Таджикистане» и условий ее успешного функционирования, опирающейся на:

- опоре и широком использовании национально-культурных традиций, в частности народно-прикладных форм творчества в этническом воспитании, формировании чувства общенационального единства учащихся и преодолении местничества и регионально-клановых проявлений, обогащении деятельности УДО детей;

- широком использовании единства этнокультурного просвещения и вовлечения в деятельность кружков и общественных объединений научно-технического и народно-прикладного творчества.

- учете динамично развивающей личности воспитанника дополнительного образования детей как субъекта развития в совокупности его природных и социально обусловленных качеств;

- учете особенностей социокультурного пространства сельских регионов (оторванность от крупных культурных центров, не высокий образовательный и культурный уровень населения, не достаточное и не стабильное финансовое обеспечение деятельности УДО, слабый характер инноваций в сфере образования и дополнительного образования) и др;

- специфике методики воспитательной работы в многонациональных общественных объединениях, кружках и клубах и в воспитанников, объединяющих лиц коренной национальности и т.п.

В ходе формирующего педагогического эксперимента подтвердилась «Педагогическая модель формирования этнокультуры воспитанников средствами дополнительного образования детей в Таджикистане». Модель была вяза на вооружение работниками республиканского Центра внешкольной воспитательной работы в г. Душанбе, а также других учреждений дополнительного образования городов и районов страны. Апробация модели дала положительные результаты.

Заключение

Исследование позволило подтвердить правомерность исходной гипотезы и в значительной степени выйти за рамки первоначальных предположений. Оно позволило обосновать этническое самосознание как неотъемлемую часть сознания учащихся и путей её формирования средствами дополнительного образования детей в республике.

Одним из выводов диссертации явилось то, что оно позволило обратить внимание на важные задачи формирования этнокультуры в условиях суверенного государства.

Опираясь на теоретическую основу и создавая организационно-педагогические условия реализации модели формирования этнокультуры воспитанников, средствами дополнительного образования детей в республике, обоснованы следующие положения.

Система дополнительного образования детей является необходимым компонентом формирования этнокультуры воспитанников и поэтому современное общество предъявляет к нему определённые психолого-педагогические требования. Деятельность учреждений дополнительного образования детей, его результаты представляют огромную общественную значимость и имеют огромные возможности в формировании основ этнокультуры подрастающего поколения. Однако эти возможности используются недостаточно в полной мере.

В процессе исследования выявлены положительные и негативные факторы, учет которых способствовал бы совершенствованию формирования этнокультуры средствами дополнительного образования детей:

- суверенизация таджикского общества, осознание её общественных требований принципов в процессе образования; возрождение культурного наследия, языка, традиций, религии, народной педагогики и т д;

- стабильность общества, консолидация нации, осознание важности национального единства. Этот фактор и опыт Таджикистана по преодолению гражданского конфликта и утверждения национального единства рекомендован ООН для других государств при решении подобных войн;

- интенсивное возрождение религии в регионах, исповедующих Ислам; использование её гуманистической природы и нравственно-созидательного потенциала в формировании этнического самосознания, с учетом свободно проявляющихся этноконфессиональных предпочтений народов;

- поэтапное формирование этнического самосознания на основе использования лучших, местных, локальных и региональных ценностей культуры, историко-культурного наследия. Они выступают как действенный фактор преодоления национальной ограниченности, местничества, а также способствуют формированию общенационального сознания и культуры межнационального общения;

- на процесс формирования основ этнокультуры не может не оказывать влияние полиэтнический состав воспитанников кружков и объединений УДО детей республики, который наносит определенный отпечаток на приобщение учащихся к национальным ценностям и достижениям культуры, науки, образования, техники и технологии других этносов;

- воздействующим фактором на формировании этнического самосознания средствами дополнительной образовательной деятельности детей является коллективная деятельность, которая дополняет и обогащает их знания, способствует освоению духовных ценностей народа, формирует социально значимые умения и навыки общественного поведения, развивает социально-культурную активность;

Наряду с положительными факторами, в процессе исследования был выявлен ряд негативных явлений, преодоление которых способствовало бы совершенствованию процесса формирования основ этнокультуры средствами дополнительного образования детей. К ним следует отнести:

- слабую материально-техническую базу учреждений дополнительного образования детей (так в республике из общего количества УДО только 39 из них имеют собственные здания; более 50% из них нуждаются в ремонте. некоторые УДО переданы другим учреждениям и организациям; другие учреждения находятся в школах, отделах образования в дошкольных учреждениях, домах культуры и т.д.);

- нехватку квалифицированных кадров, компетентных руководителей, имеющих большой опыт работы в дополнительных образовательных учреждениях детей, особенно в сельских условиях;

- большинство кружков и объединений функционируют на базе школ и Центров творчества детей и подростков. Однако слабая обеспеченность материальными ресурсами и оснащенность оборудованием: кружковыми кабинетами, музыкальными инструментами, инвентарем, техническими новинками, учебно-методическими пособиями и библиотеками и др. не позволяют эффективно организовать занятия;

- низкий охват детей, в особенности девочек, дополнительным образованием. Так, в республике по некоторым данным только 5% детей охвачены УДО и т.п.

- ведомственный барьер, который существует в системе дополнительного образования детей, слабая координация между Министерствами ведомствами, занимающимися воспитательной работой, в условиях досуга не позволяет эффектно управлять системой и др. недооценка национальных культурных ценностей, народно-прикладного творчества, слабое их использование учреждениями дополнительного образования детей республики;

- уровень бедности (в Республике Таджикистан он составляет менее 50 %) не позволяющий шире вовлечь учащихся в кружки, объединения, клубы по интересам, художественно-массовые мероприятия национальной и общечеловеческой направленности на уровне школы, района и республики, в целом;

- недостаточная подготовленность педагогов УДО детей к вопросам программирования и организации процесса формирования этнокультурного воспитания, не отвечающая требованиям методическая подготовка;

- отсутствие преемственности в учебных планах и программах школ и учреждений дополнительного образования, слабое взаимодействие школы и УДО детей;

- недостаточная включенность в учебных планах и программах курсов повышения и переподготовки педагогов УДО детей вопросов формирования основ этнокультуры и культуры межнационального общения.

Исследование дало возможность раскрыть особую роль УДО в обеспечении национального единства общества таджикистанцев, в расширении воспитательных возможностей учителей за счет влияния различных форм до-суговой деятельности на процесс формирования основ этнокультуры учащихся, используя художественно-выразительных средства для одновременного воздействия на разум, чувства и поведение учащейся молодежи. Однако реализация средств художественного воздействия на разум, чувства и поведение, на духовно-нравственные качества не допускают механического перенесение методов учебной работы на сферу свободного времени. Они требуют разработки новых педагогических технологий.

Реализация методов педагогического анализа в процессе многолетней опытно-экспериментальной работы позволила раскрыть специфику формирования основ этнокультуры средствами дополнительного образования детей, которая находится в прямой зависимости:

- от учета свободного времяпрепровождения детей;

- от свободного выбора видов деятельности, этнических интересов и потребностей, нерегламентированности общения воспитанников кружков, объединений и клубов по интересам.

Исследование также позволило решить проблему выявления педагогических особенностей развития этнического самосознания учащихся и раскрытия педагогических технологий формирования этнокультуры в процессе деятельности системы учреждений дополнительного (внешкольного) образования. Оно подтвердило необходимость учета особенностей учреждений дополнительного образования детей, которые основаны на принципе добровольности участия в мероприятиях и деятельности детских объединений, свободе выбора детьми привлекательных для них видов деятельности. Кроме того, они являются не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. В отличие от массовой школы их содержание и условия образовательной деятельности менее регламентированы. Они имеют все возможности для того, чтобы разделять детей по их особенностям и интересам, национальным потребностям. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия воспитания: они реализуют свои способности в области, науки, техники, литературы, искусства, осваивают программы, обеспечивают преемственность в учебно-воспитательной работе.

Однако, как показало исследование, УДО детей не в полной мере используют воспитательный потенциал религии, возможности искусства, в особенности народно-прикладного творчества в формировании национальных чувств и убеждений в условиях свободного времени. Слабое использование возможностей национальной культуры в воспитательной деятельности УДО детей, особенно в условиях досуга, приводит к потери национальных корней, формирует безнравственность и антипатриотизм.

Исследование показало, что совершенствование работы педагога по формированию основ этнокультуры находится в прямой зависимости от обеспечения тесного единства формирования этнического самосознания и вовлечения детей в деятельность кружков и объединений. Суть этого принципа заключается в том, что каждый воспитанник может не только услышать о национально-культурных традициях своего народа, но и непосредственно участвовать в их сохранении и дальнейшем развитии. А это позволяет преобразовывать знания о ценностях своего народах в убеждения, приобщиться к отечественным и мировым ценностям культуры.

Исследование также показало, что часть педагогов УДО детей баз исследования находящихся в сельской местности, недостаточно используют национально-духовные традиции и ценности народно-прикладного творчества своей местности в формировании основ этнокультуры учащихся, имеют слабые знания в области этнологии, этнического воспитания, методики воспитательной работы в УДО детей. Педагоги не владеют в совершенстве русским и иностранными языками, что значительно затрудняет процесс освоения достижений мировой культуры, научно-технического прогресса, информатизации общества. А это негативно влияет на формирование этнокультуры и культуры межнационального общения.

Исследование позволило вынести на защиту Концепцию формирования основ этнической культуры воспитанников в системе дополнительного образования детей, направленную на преодоление этих недостатков и учитывающую:

- особенности формирования основ этнокультуры воспитанников в зависимости от специфики, сложившихся в учреждениях дополнительного образования детей республики, двух типов кружков, общественных объединений и клубов: а/ многонациональных, где воспитательная работа формирует этническое самосознание и культуру межнационального общения посредством углубленного изучения государственного языка, истории, культуры, традиций коренного населения (таджиков) и развивает чувство сопричастности к таджикскому народу и т.д.; б/ однонациональных, в которых требуется специально организуемая работа по ориентации воспитательной работы на формирование общенационального сознания, преодоление местничества и регионализма, воспитания глубокого чувства любви к Родине и приобщения участников кружков к ценностям мировой культуры, языка межнационального общения (русского) и иностранных языков.

И в тех, и в других кружках и общественных объединениях необходимо усилить обучение русскому и другим иностранных языкам, приобщить воспитанников к ценностям мировой культуры и техники, передовой технологии, формировать культуру межнационального общения.

Педагогические особенности системы, проявляющиеся в широком использовании воспитательного потенциала религии, национальной культуры и искусства в углублении и расширении процесса воспитательной работы, направленной на формирование чувства общенационального единства учащихся и преодоление местничества, регионально-кастовых проявлений. В результате компенсируется ограниченность школьного образования, углубляются и расширяются знания у учащихся духовных ценностей, способствующие дополнению системы воздействия на разум, воздействием на чувства, и активной сопричастности к национальным и общечеловеческим ценностям; использование учреждениями дополнительного образования детей широкие возможности с раннего детства приобщить детей и подростков к национальным культурным традициям, народному музыкальному и прикладному художественному творчеству, и через неё к ценностям мировой культуры. Активное вовлечение учащихся в художественно-творческую деятельность позволяет лучше освоить ценности этнической культуры своего и других народов, проживающих в республике; органическое соединение учебного процесса и внеучебной деятельности, где средствами культурно - досуговой деятельности формируется чувство сопричастности за судьбу отечества; особенности этнического состава групп воспитанников и организации дополнительной образовательной деятельности на основе изучения их национальных языков, культур, традиций, а также углубленного изучения ими языков и культуры коренного населения.

Обобщая совокупный опыт работы Детско-юношеских центров г.Душанбе и исследуемых городов и районов, а также опыт работы Республиканского центра внешкольной воспитательной работы, где автор диссертации в течение ряда лет был директором, суммируя то, что имеет непреходящее значение и может стать достоянием других образовательных учреждений республики, можно с уверенностью констатировать, что совершенствование процесса формирования основ этнокультуры средствами дополнительной образовательной деятельности, в условиях суверенного Таджикистана, находится в прямой зависимости от реализации соответствующей «Педагогической модели формирования этнокультуры воспитанников средствами дополнительного образования детей» и условий ее успешного функционирования в Таджикистане, опирающейся на:

- широкое использование национально-культурных традиций, в частности, народно-прикладных форм творчества в этническом воспитании, формировании чувств общенационального единства учащихся и преодолении местничества и регионально-клановых проявлений, обогащении деятельности УДО детей;

- педагогическое взаимодействие учреждений дополнительного образования детей и учреждений других ведомств, занимающихся воспитательной работой среди детей и подростков;

- обеспечение единства этнокультурного просвещения и вовлечения в деятельность кружков и общественных объединений научно-технического и народно-прикладного творчества;

- учет особенностей социокультурного пространства сельских регионов (оторванность от крупных культурных центров, не высокий образовательный и культурный уровень населения, недостаточное и нестабильное финансовое обеспечение, слабый характер инноваций в сфере образования и дополнительного образования) и др.;

- специфику методики воспитательной работы в многонациональных общественных объединениях, и кружках, объединяющих лиц коренной национальности и т.п.;

В ходе исследования разработана система работы по формированию основ этнокультуры воспитанников средствами дополнительной образовательной деятельности детей, предусматривающей:

- корректировку и обогащение программ воспитательной работы кружков и объединений материалом национально-культурных традиций, формами и методами занятий, построенных на активной деятельности самих воспитанников; внедрение новых программ по воспитанию этнокультуры детей, обеспечивающих преемственность в их духовно-нравственном формировании как части воспитательной деятельности;

- использование совместной работы учреждений дополнительного образования детей, школ и культурно-досуговых учреждений, а также широких возможностей этих учреждений в формировании этнических чувств путем использования элементов художественных и культурных мероприятий;

- внедрение новых, инновационных форм и методов занятий, проведение организационно-массовых педагогических мероприятий, построенных на активности самих воспитанников и использующих элементы художественности: экологические экспедиции, туристические походы, конкурсы молодых исполнительниц на лучшее исполнение произведений искусств; выступления на конкурсах, фестивалях, концертах; представление работ на выставках; проведение национальных праздников и обрядов, олимпиад и т.д., стимулирующих процесс творческого развития детей в формировании у них основ этнокультуры;

- организацию кружков и общественных объединений: религиозной историко-культурной направленности; любительских объединений по изготовлению кулинарных изделий; постановке спектаклей; созданию изделий народных промыслов в объединениях по интересам и студиях народного художественного промысла, клубах по национальному искусству, кружках вязания, кройки и шитья, народно-прикладного творчества и т. д. развивающих культурно-творческую активность детей на основе этнической самобытности;

- объединение усилий и координацию учреждений дополнительного образования детей, культуры и досуга, создающих благоприятные условия для осуществления непрерывного, целенаправленного воспитания в духе национально-культурных традиций и стимулирующих процесс формирования основ этнокультуры учащихся.

В результате внедрения такой системы работ на базе нашего исследования улучшилось развитие активности воспитанников в кружках и объединениях этнокультурной направленности. Произошёл заметный рост в знаниях этнокультуры и отдельных личностных профессионально значимых качествах, отмечены положительные изменения в отношении учащихся к самой этнической среде, к кружковцам и творческой активности воспитанников.

Система работы по формированию основ этнокультуры воспитанников средствами дополнительной образовательной деятельности включает также компетентность педагога дополнительного образования, который обладает знанием этнической культуры своего народа, высокой культурой межнационального общения, позволяющей обеспечить развитие этнокультуры воспитанников. Педагог дополнительного образования детей разрабатывает и внедряет в свою профессиональную деятельность новую авторскую идею, преобразуя профессиональную среду или даже проектируя новую. Он постоянно работает в условиях непрерывных педагогических инноваций.

Успех педагога в профессиональной деятельности определяется не обладанием им большим набором творческих способностей. Фактором, определяющим успех, является наличие в педагоге собственного, неповторимого, уникального набора личностных и профессиональных свойств, качеств, способностей.

В результате работы такого педагога развитие получили активность воспитанников в кружках и объединениях этнокультурной направленности. Произошёл заметный рост в знаниях этнокультуры и отдельных личностных профессионально значимых качествах, отмечены положительные изменения в отношении учащихся к самой этнической среде и творческой активности воспитанников.

Исследование позволило выявить эффективные формы этнокультурного воспитания учащихся, обеспечивающие:

- углубление и обогащение знаний, навыков и умений воспитанниками, приобретенные в школе в процессе занятий;

- стимулирование формирования национальных чувств посредством эстетического воздействия на личность воспитывающего;

- включение в поисково-исследовательскую работу по изучению историко-культурных традиций края и.т.д., основанных на инициативе и самодеятельности, эмоциональном воздействии на воспитанников;

- развитие культурно-творческой активности воспитанников в условиях досуга и т.д.

Специфика воспитательной работы формами дополнительного образования детей в том, что её содержание строится на органичном единстве формирования этнического сознания, и вовлечения учащихся в организацию социально-культурной деятельности.

Данная система работы успешно внедрена в практику воспитательной работы учреждений дополнительного образования детей, исследуемых регионов, ряда других образовательных учреждений и показала эффективность формирования у детей основ этнокультуры, которая способствует национальному единству и сплоченности таджикского общества, его подрастающего поколения.

В результате формирующего эксперимента мы не только подтвердили и углубили сказанное, но и убедительно показали возможность и необходимость целенаправленной работы по разъяснению и использованию национально-культурных традиций в системе обогащения содержания и форм воспитания, которые способствуют национальному единству и сплоченности таджикского общества, его подрастающего поколения.

Итоги исследования позволили рекомендовать следующие предложения по совершенствованию формирования основ этнокультуры средствами дополнительного образования детей:

1. Тесное взаимодействие учреждений дополнительного образования детей со школами, комитетами молодёжи и общественными организациями, учреждениями культуры, искусства, досуга, спорта и т.д.

2. Создание центров изучения и оценки состояния этнокультурного воспитания учащихся, обогащение содержания, расширение форм и методов.

3. Изучение, обобщение и распространение республиканского и международного опыта по формированию у учащихся не только этнокультуры, но и культуры межнационального общения, разработки концепции этнокультурного дополнительного образования (концепция этнокультурного образования в республике уже разработана).

4. Налаживание механизмов интеграции в области формирования этнокультурного образования в Республике Таджикистан со странами СНГ и Востоком, использование международного опыта с учетом исторически складывающихся связей России с нашей страной, которое нуждается в дальнейшем изучении.

5. Перепрофилирование программ повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования в соответствии с методологией образования, ориентированного на этнокультурное образование учащихся в системе дополнительного образования детей.

6. Популяризация деятельности, включающей исследования, критическое и независимое мышление, самообучение, планирование и реализацию проектов в области этнокультурного образования детей.

7. Разработка и публикация учебных пособий и методических указаний по воспитанию у детей этнокультуры с учётом современной социокультурной ситуации.

Вместе с тем, настоящее исследование не могло охватить все проблемы формирования основ этнокультуры средствами дополнительного образования детей. К числу проблем, требующих дальнейшего исследования, следует отнести: - осуществление интеграции основного (школьного) и дополнительного образования детей в формировании этнокультуры; - создание единой системы формирования этнокультуры «школа-учреждение дополнительного образования детей - учреждения культуры и искусств для детей и подростков»; - разработка и внедрение информационных систем в управление сферой дополнительного образования детей; - обеспечение результативности и качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей на основе проведения мониторинга и оценке их деятельности; -научно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в системе дополнительного образования детей; -формирование этнокультуры у педагогов учреждений дополнительного образования детей и т.п.

Необходимо также:

1. Направить усилия всех подведомственных учреждений образования и науки Министерства образования на реализацию государственной программы по этнокультурному образованию Республики Таджикистан.

2. Изучить, обобщить и распространить республиканский и международный опыт по формированию этнокультуры не только воспитанников, но и педагогов УДО детей;

3. Академии образования, НИИ педагогических наук, республиканскому Институту повышения квалификации работников образования, областным институтам повышения квалификации, республиканскому учебно-методическому центру Министерства образования, педагогическим университетам и институтам, педагогическим колледжам шире вовлечь в разработку учебных программ, учебников, учебных пособий по этнокультурному образованию ученых философов, педагогов, политологов, социологов. Целесообразно также рекомендовать педагогам УДО эффективные педагогические технологии формирования у детей этнокультуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мирзоев, Мирзоахмад Саидович, 2010 год

1. Абдуллоева, Р.Х. Эстетическое воспитание старшеклассников общеобразовательных школ Таджикистана в процессе внеклассной работы: ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Душанбе, 2004. - 24 с.

2. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. М.: Педагогика, 2004 - 104 с.

3. Арипов, М.А.(Орифи). История педагогической мысли таджикского народа (текст). Душанбе. 1962. -Ч.1.-2. 162 с.

4. Белова, В.В. Взаимодействие внешкольного учреждения и школы в воспитании творческой индивидуальности подростка: автореф. дис. на соиск. канд. пед. наук. -М., 1986. -23 с.

5. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. дис. канд. пед. наук / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1998. - 22 с.

6. Борисанова, Н.В. Образовательная среда для педагога дополнительного образования // Дополнительное образование.- 2003. № 6. - С. 34 - 36

7. Валеева, М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) // Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург, 1999. - 18 с.

8. Верба, И.А. Внешкольное образование // Дополнительное образование.-2000.-№ 10.-С. И 13

9. Вершловский, С.Г. Воспитание активной позиции личности. М.: Педагогика, 1981. —213 с.

10. Воспитание дело творческое Душанбе, 2008 . -301 с.

11. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. Для студ. сред, и высш. пед. учеб.заведений /Г.Н.Волков.- М.: Центр «Академия».- 1999. 168 с.

12. Волков Г.Н. Этнопедагогика /Г.Н.Волков. — Чебоксары: Чувашскоекн. Изд-во, 1974.-153 с.

13. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка.- М.: Права человека, 2002. 39 с.

14. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. — М.: Московский психолого-социальный институт: Изд-во «Флинта». 1998. - 430 с.

15. Горский В.А. и др. Требования к программам дополнительного образования // Дополнительное образование. — 2000. № 2. - С. 3 - 8.

16. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

17. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.И. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.

18. Егорова А.В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования в России (метод, пособие). М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.- 132 с.

19. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования //Дополнительное образование. 2003. - № 3. - С. 29 - 34.

20. Горский В.А. и др. Требования к программам дополнительного образования // Дополнительное образование. 2000. - № 2. - С. 3 - 8.

21. Горский В.А., Юров О.А. Роль педагога в дополнительном образовании детей // Дополнительное образование,- 2001.- № 12. С. 3.

22. Губич Л.И. Инновационная модель подготовки специалистов // Дополнительное образование. 2003. - № 8. - С. 45 — 52.

23. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.И. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.

24. Егорова А.В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования в России (методическое пособие). М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.- 132 с.

25. Ильина Т. И. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984.495 с.

26. Калугин Ю.Е., Яркова Н.М. Содействие самообразованию в учреждениях дополнительного образования // Дополнительное образование. — 2000.-№ 10.-С. 32-36.

27. Каргина 3. Планирование в работе педагога дополнительного образования // Воспитание школьников. 2001. - № 6. - С. 32 - 35.

28. Клёнова Н.В. Что такое эксперимент в системе дополнительного образования детей? // Внешкольник. 2001. - № 6. - С 22 - 24.

29. Клубоведение: Учеб. пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ-просвет, работы пед. ин-тов / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. И. Чепелева. М.: Просвещение, 1979. - 397 с.

30. Комаров В.В. Региональная модель управления качеством дополнительного образования детей: автореф. канд. пед. наук. Казань, 2002.-24 с.

31. Константинов Ю.С. О развитии системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2003. № 7. — С. 11 - 12

32. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2005. - № 8. - С. 39 - 49.

33. Криштуль М.И. Внеклассная и внешкольная работа в Таджикистане.- Душанбе, 1967. 30 с.

34. Кузнецова JI.M. Из опыта работы внешкольных учреждений.- Душанбе, 1971. 61с.

35. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. М.: Айрис-пресс, 2003. - 96 с. - (Методика).

36. Латыпов Д.Н. Воспитание у студентов национальных и общечеловеческих ценностей. Душанбе, 2000. 272 с.

37. Лившиц Ю.М. Методическая служба учреждения дополнительного образования // Внешкольник. 2003. - № 3. - С. 23 - 24.

38. Лутфуллоев М. Возрождение педагогики Аджама. Душанбе, 1999.-260 с.

39. Лутфуллоев М. Независимость Таджикистана и современное образование. Душанбе: Сахбо, 2006 228 с.

40. Лутфуллоев М. Общечеловеческая педагогика. Душанбе, 2008.144 с.

41. Лутфуллоев М. Человек и воспитание. Душанбе, 2008. - 320 с.

42. Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании // Дополнительное образование. — 2003. № 4. — С. 7 - 17.

43. Об опыте развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области // Внешкольник. 1998. - № 1. - С. 8 - 15.

44. Обидов И.О. История развития образования в Таджикистане. -Душанбе, 1967.

45. Орлова Л.А. Детское экологическое общество Таджикистана «Зумрад». Душанбе, 2008. 63 с.

46. Орлова JI.А. Роль учреждений дополнительного образования в формировании личности // Сегодня и завтра школы: (Сб.статей).- Душанбе, 2008.-С. 36-41.

47. Орлова Л.А. Аминов И.У. Республиканский центр Таджикистана по внешкольной воспитательной работе.- Душанбе, 1977. 74 с.

48. Орлова Л.А. Роль школьной организации имени Исмоили Сомни в формировании личности (из опыта работы школьных организаций города Душанбе). Душанбе 2009. 64 с.

49. Осипова Л.Е., Фуникова Н. И. Методическое обеспечение учреждений дополнительного образования детей: учеб. пособие / ЧГАКИ. Челябинск, 2005.- 191 с.

50. Основы этнологии. М., 2003. — 351 с.

51. Отчеты о работе учреждений дополнительного образования детей Республики Таджикистан за 2000 — 2009 г.г.

52. Попова Г.Н. Методическая работа в дополнительном образовании детей // Дополнительное образование. 1999. - № 2. - С. 65 - 69.

53. Попова Г.Н. Общие вопросы организации методической работы в учреждениях дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. - № 3 - 4. - С. 86 - 92; 2000. - № 4. - С. 29 - 31.

54. Поташник М. М. Управление качеством дополнительного образования // Народное образование. 2001. -№ 7.-С. 55-58.

55. Рахимов Б. Нуров А. Этническая и народная педагогика таджикского народа. Душанбе, 2008. - 296 с.

56. Рахимов Б. Нуров А. Формирование концепции народной педагогики и вопросы воспитания в этнопедагогике и народной педагогике //Маърифати омузгор. 2007. - №9. - 37-45.

57. Руднева Т.И. Педагог дополнительного образования: Психол.-пед. проблемы: Учеб. пособие // Т.Н. Руднева, В.Г. Кочеткова; Центр развития образования, Моск. гос. пед. ун-т Самар. фил. - Самара: Изд-во МГПУ, 1998.- 111 с.

58. Рыбаков С.А., Дарьева JI.B. Методическая работа в учреждении дополнительного образования. Казань: РИЦ «Школа», 1998. - 76 с.

59. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие. - М.: Роспе-дагенство, 1997. -264 с.

60. Сегодня и завтра школы (Сб.статей).- Душанбе, 2008. 96 с.

61. Синягина Н.Ю. Психологические особенности педагога дополнительного образования // Внешкольник. 2002. - № 2. - С. 28 - 30

62. Смирнова Н.А. Педагогические возможности клубных форм в образовательном процессе современной школы: авт. .дис. канд пед. наук. СПб., 1995. -172 с.

63. Типовое положение учреждений дополнительного образования детей Республики Таджикистан. Душанбе 2007. - 31 с.

64. Третьякова JI.B. Методическая служба в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование: Журнал в журнале. -2000. -№ 6.-С. 11-12.

65. Турсунова М. Формирование национального самосознания учащихся (на примере средне специальных учебных заведениях культуры и искусств Республики Таджикистан): автореф. канд.пед.наук. Душанбе, 2005. -23 с.

66. Федотова В.В. Дополнительное образование в Свердловской области // Дополнительное образование. 2003. - № 5. — С. 5 — 9.

67. Федотова В.В. Опыт повышения квалификации специалистов дополнительного образования как механизм управления развитием кадрового потенциала // Дополнительное образование. 2000. - № 9. - С. 21 - 38.

68. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. -Т. 5.-740 с.

69. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

70. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

71. Фирстов, В.Х. Осуществление единства воспитания и обучения в процессе внеклассной воспитательной работы: автореф. дис. канд. пед. наук. -Душанбе, 1969.-24 с.

72. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 160 с.

73. Фуникова Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей: (Регион, аспект): автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. - 23 с.

74. Фуникова Н.И. Региональные особенности организации дополнительного образования детей // Внешкольник. — 1998. № 1. - С. 24 - 28.

75. Ходунова Л.Н. Повышение качества дополнительного образования средствами педагогических технологий: Педагогические чтения в Магнитогорске // Дополни-тельное образование. 2003. - № 4. - С. 18 - 26.

76. Холназаров С. Орлова Л.А. Внеклассная работа и личность (Из опыта работы школ города Кургантюбе ). Душанбе, 2007. - 119 с.

77. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер пресс, 1997. - 608 с. - (Серия «Мастера психологии»)

78. Цехоня Н.В. Творческий потенциал педагога // Дополнительное образование. 2005. - № 5. - С. 60 - 64.

79. Чарнолуский В.И. Настольная книга по внешкольному образованию. — СПб.: Знание, 1913. 501 с.

80. Чекмарёва Н.С. Роль и место методической службы в реализации стратегии развития государственной системы дополнительного образования детей // Допол-нительное образование. 2000. - № 3. - С. 19 - 27.

81. Чернова Н.А. Педагогические условия развития дополнительного образования школьников (на примере региона): автореф. дис. пед. наук. Челябинск, 1998. -22 с.

82. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. — М.: Логос, 2002.- 159 с.

83. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -384 с.

84. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Сост. JI.H. Скаткин и др.; Под ред. Н.П. Кузина и др.- М.: Педагогика, 1980

85. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. - 432 с.

86. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

87. Шукурова Г. Становление и развитие внешкольных учреждений в Таджикистане в 1924-1946 г.г.: автореф. дис. канд. пед. наук. Душанбе, 1998.-24 с.

88. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989.- 141 с

89. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности // Методы исследования и диагностики развития международных трудовых коллективов. М.: ИМПУ, 1983. -С. 153 - 176.

90. Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. 1981. -№5.-С. 13-21.

91. Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа. — М.: Новая школа, 1997. 48 с.

92. Щетинская А.И. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования, развития воспитания в системе образования // Внешкольник. 2000. -№3.-С. 6-8.

93. Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: автореф. дис. д-ра пед. наук / Казан, гос. ун-т. Казань, 1999. — 39 с

94. Эмомали Рахмон Выступление на совещании работников образования //Омузгор 2005. 27декабря.

95. Энциклопедия. Т. 12. Россия: физическая и экономическая география.- 2-е изд., испр. / Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. М.: Аванта, 2001. - 704 е.: ил.

96. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность (Сер. «Философы России XX века») М.: Академический проект, 1997. - 368 с. На английском языке

97. Herbert Е.А. Rugtime for teachers. Reinventing the faculty meeting // Phi Delta Kappan.- 1999.-Vol. 81. № 3.-P. 219-222

98. Hopkins D., Stern D. Quality teachers, quality schools: international perspectives and policy implications // Teaching and teacher education. 1996. - Vol. 12. №5.-P.501 -517

99. McLouglin M. Why teachers wont teach // Phi Delta Kappan. 1985. V. № 6.- P. 312 315

100. Pennel J.R.F.W. State sponsored teacher - to - teacher professional de-velohment // The education digest. - 1998. Vol. 63. № 7. - P. 62 - 67

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.