Духовная антропология Владимира Лосского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Преображенская, Кира Владиславовна

  • Преображенская, Кира Владиславовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 121
Преображенская, Кира Владиславовна. Духовная антропология Владимира Лосского: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2004. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Преображенская, Кира Владиславовна

Введение

Глава 1. Философия Владимира Лосского в контексте истории русской философии.

1.1. Личные и исторические обстоятельства творчества В.Н. Лосского.

1.2. Творчество В.Н. Лосского в свете историко-философских критериев

1.3. Особенности философского процесса в России.

1.4. Предыстория «Спора о Софии».

1.5. С.Н. Булгаков и Вл. Лосский. «Спор о Софии» как столкновение двух противоположных мистических интуиций.

1.6. Апофатический метод как главный инструмент творчества В.Н.

Лосского.

Глава 2. Особенности духовной антропологии В.Н. Лосского.

2.1. Замысел и антропологическая направленность сочинения В.Н. Лосского «Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта».

2.2. Метафизика глубин человеческого духа в книге В.Н. Лосского «Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта».

2.3. Личность как несводимость к природе.

2.4. Человек как ипостась вселенной.

2.5. Соборность: личность в своем социальном проявлении. Ипостаси единой природы.

2.6. Пути человека в духовной антропологии В.Н. Лосского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная антропология Владимира Лосского»

Актуальность исследования. Развитие современной русской антропологии в поисках глубинных оснований человеческого бытия во многом ориентируется на западные образцы. Обычно это обосновывается тем, что идеалы научного знания по существу являются достоянием западноевропейской мысли. Дискуссия между западниками и славянофилами возникла в осознании этого достояния: как бы само собой подразумевалось, что просветить собственные культурные основания русская мысль может только при помощи инструментов европейской науки. Идея синтеза национального предания и западной образованности претерпевала изменения в зависимости от акцентов, расстанавливаемых в истории русской философии. Однако в том, что касается антропологического видения, можно отметить, что немногие из мыслителей сумели развить учение о человеке в соответствии с восточно-христианским, православным преданием. В сочинениях И.В. Киреевского мы находим отголоски этого основания, так и оставшиеся только набросками. В антропологических взглядах A.C. Хомякова, B.C. Соловьева, братьев Трубецких и многих других известных русских философов мы видим интерпретации тех или иных идей немецкой классики. Анализируя современное состояние отечественной философской антропологии, можно прийти к выводу, что, по преимуществу, мы имеем дело с западной антропологией, заданной идеями античной философии и средневековой схоластики. Главные признаки такого типа антропологического знания - дуализм идеального и материального, телесного и духовного, подавление индивидуального интересами целого (или как обратная форма, "бунт" индивидуума) и стремление к частному, узкому исследованию в целях сохранения характера "научности".

Однако, традиция, заложенная в сочинениях славянофилов, не исчезла и в XX веке. Русская философия за рубежом не случайно обращается к основам православного предания (В.Н. Лосский, о. К. Керн, о. И. Мейендорф почти одновременно занимаются исследованием движения исихазма, которое является "сердцем" православной антропологии). Владимир Лосский явился первооткрывателем "восточного" типа антропологического знания, поскольку именно в его сочинениях мы обнаруживаем разработку тех идей, которые содержатся в основании православного предания. Именно он впервые поставил вопрос об особом видении человека, которое можно найти в сочинениях отцов Церкви, поскольку само христианское учение подразумевает определенную антропологию. Поэтому Владимир Лосский считал, что его сочинения не являются изобретением или измышлением нового, но просветлением и прояснением того богатства, которое содержится в глубинах патристики.

В.В. Зеньковский был убежден, что неотъемлемым свойством русской философии является ее антропологическая и историософская направленность, что связано с тем, что вопросы человеческого предназначения являются главной темой для русского сознания в целом. Данное исследование попытается показать творчество В.Н. Лосского в русле этого общего духовного движения, как самоосознание и раскрытие восточно-христианской антропологической мысли, что позволит научной мысли по-новому взглянуть на многие антропологические вопросы.

Степень разработанности проблемы. Творчество Владимира Лосского до сих пор не анализировалось в философской литературе. Частично это связано с тем, что в России издавались лишь те его сочинения, которые написаны на догматические темы, что создает иллюзию того, что этот видный русский мыслитель работал лишь в богословском поле. Однако, следует отметить, что и в русской богословской литературе («Журнал Московской патриархии», №6, 1978, «Богословские труды», №9, 1986) сочинения В.Н. Лосского не подвергались детальному исследованию, авторами немногочисленных статей и предисловий к опубликованным произведениям отмечается лишь общая значимость его работ для развития догматического богословия.

Сложность исследования творчества В.Н. Лосского заключается в том, что сам Владимир Николаевич не считал свою мысль самоценной, полагая для себя одну цель - прояснение Предания, однако, необходимо отметить, что следование канонам подразумевало для него по-настоящему творческое отношение, в отличие от того, что он сам называл «повторяющим православием». Собственная скромность Лосского явилась причиной того, что многие исследователи не рассматривали его творчество в качестве достойного предмета для изучения. Однако действительная ценность сочинений Владимира Лосского заключается в оригинальном и творческом подходе, не предопределенном никакими заранее принятыми установками. С другой стороны, уважение, которое его творчество вызывает строгостью и неподкупностью оценок, не позволило его близким друзьям и современникам судить о нем. Единственное серьезное произведение о жизни и творческом пути В.Н. Лосского написано его другом, Оливье Клеманом (Clement О. Orient - Occident, deux passeurs VI. Lossky, P. Evdokimov. Paris, 1989), однако, именно вследствие личной привязанности, этой книге недостает смелости суждений. Небольшой критический отрывок посвящен о. Г. Флоровским учению Владимира Лосского о Церкви в статье "Христос и Его Церковь. " (о. Г. Флоровский. Христос и Его Церковь. Тезисы и критические замечания // Лосский В.Н. Богословие и боговидение. М., 2000. С. 600-615). В целом же, несмотря на общий интерес к творчеству В.Н. Лосского, преимущественно во Франции (за последние пять лет в стенах Православного института в Париже проведены две конференции, посвященные его памяти, изданы два сборника статей: La vie spirituelle, mai 1999, №730. T. 153 Paris, 1999 и Contacts 204.

Revue française de l'orthodoxie (octobre-decembre 2003), значительных исследований на эту тему до сих пор не существует, его философские искания и вклад в развитие духовной антропологии оценены лишь фрагментарно.

Цель и задачи исследования: Раскрыть основополагающие антропологические интуиции, заложенные в сочинениях В.Н. Лосского, что позволит приблизиться к целостному восприятию его творчества как реализации предпосылок антропологического учения, свойственного восточно-христианскому типу миросозерцания, что предполагает решение следующих задач:

1. Анализ философско-богословских сочинений В.Н. Лосского в контексте истории русской религиозной мысли.

2. Выявление особого типа философствования, свойственного русской духовности.

3. Сравнительный анализ основополагающих интуиций, заложенных в творчестве В.Н. Лосского и его современников (в особенности, в том, что касается философской линии софиологии).

4. Определение философского метода В.Н. Лосского в контексте современной ему философии.

5. Выявление особого типа мировоззрения и антропологического видения, свойственного восточно-христианской традиции на основе анализа неопубликованной работы В.Н. Лосского "Отрицательное богословие и V познание Бога у Мейстера Экхарта" и его сочинений на догматические темы.

6. Определение понятия личности в антропологии В.Н. Лосского.

7. Анализ понятия соборности в антропологии В.Н. Лосского в контексте русской философской традиции.

8. Определение особенностей понимания культурных и исторических судеб человечества на основе биографических заметок Лосского "Семь дней на дорогах Франции".

9. Выявление целостного взгляда на духовную антропологию В.Н. Лосского.

Теоретико-методологические основы исследования:

Сочетание философской и богословской проблематики в творчестве В.Н. Лосского задает необходимость использования не только историко-философских методов исследования (системная методология), но и привлечения своеобразного междисциплинарного синтеза, поскольку темы и терминология его сочинений подразумевают сущностную близость философских и богословских изысканий, особенно в том, что касается антропологических вопросов. Большое значение в исследовании придается методу сравнительного анализа в целях прояснения особого значения, которое придавал В.Н. Лосский таким понятиям, как "личность" и "соборность".

Научная новизна исследования.

В рамках диссертационного исследования раскрываются основания особого типа антропологического знания - духовной антропологии, в историческое становление которого существенный вклад внес Владимир Лосский.

Поскольку на русском языке опубликованы лишь те работы В.Н. Лосского, которые посвящены истории христианства и вопросам догматики, а сочинения, затрагивающие историко-философские и культурно-антропологические темы, такие, как диссертация, представленная в Сорбонну на соискание звания доктора гуманитарных наук "Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта" и биографические заметки "Семь дней на дорогах Франции", существенно важные для понимания мировоззрения В.Н. Лосского, не переводились на русский язык, автором диссертации был осуществлен перевод этих двух важных сочинений, для исследования были привлечены фрагменты неопубликованных лекций последнего учебного курса Владимира Лосского "История догмата", что позволило осуществить целостный анализ его творчества и представить духовно-антропологические идеи этого мыслителя.

Особое внимание в диссертации обращено на выявление философского содержания сочинений В.Н. Лосского, что позволяет преодолеть распространенное представление о нем как только о богослове.

В контексте истории русской философии творчество Владимира Лосского рассматривается в качестве продолжения и реализации замысла славянофилов о синтезе православного предания и научного знания и представлено как открытие новых путей антропологического знания, заложенных в основании восточно-христианской традиции, в антропологии исихазма и в сочинениях И.В. Киреевского.

Материал, на котором выполнено исследование:

К работе привлечен весь объем сочинений В.Н. Лосского, использованы фрагменты неопубликованных лекций, устные воспоминания Н.В. Лосского и М.В. Лосской-Семон, книга О. Клемана "Восток-Запад. Два проводника: Вл. Лосский, П. Евдокимов". (Clement О. Orient - Occident, deux passeurs VI. Lossky, P. Evdokimov. Paris, 1989.), материалы международных конференций, историко-философская и антропологическая литература.

Теоретическая значимость исследования. Диссертация является первым опытом философского исследования творчества В.Н. Лосского в полном объеме. В рамках диссертационной работы раскрываются основания особого типа антропологического знания - духовной антропологии, существенный вклад в развитие которой внес В.Н. Лосский.

Практическая значимость исследования и рекомендации к использованию полученных результатов. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют горизонт исследований как в области истории русской философии, так и в области философской антропологии, открывая новые направления для развития антропологического знания.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе и учебно-педагогической деятельности, в частности, для подготовки курсов по философской антропологии, истории философии, религиоведению, философии культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Характер развития истории русской философии задает поле для формирования философско-богословского синтеза в творчестве русских мыслителей. И Владимир Лосский, и представители философии Всеединства (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский), в полемике с которыми формировалось его мировоззрение, в своем творчестве занимаются разработкой идей славянофилов о возможности сочетания духовного знания, заложенного в наследии патристики, и светской образованности.

2. Несмотря на общее идейное основание, философские выводы Владимира Лосского существенно отличаются от мировоззрения, представленного софиологией. Систематизация материалов официального осуждения софиологии о. С. Булгакова, предпринятая В.Н. Лосским в книге «Спор о Софии» не только демонстрирует его собственную позицию в данном вопросе, но и позволяет сделать выводы о том, что «Спор о Софии» является неизбежным столкновением двух противоположных тенденций развития русской философии.

3. Определение личности, предложенное В.Н. Лосским, является с одной стороны, разработкой патристического учения о человеке, с другой -глубоко оригинальной трактовкой: личности как подобия Абсолюту, трансцендентной, рационально невыразимой глубины. Здесь Лосский применяет метод аналогии, по его мнению, сущностно важный для развертывания христианской антропологии: от понятия Бога к понятию человека (различение природы и Ипостаси в Св. Троице и в устроении человека).

4. Понятие соборности и Церкви в творчестве В.Н. Лосского существенно отличается от концепций других русских мыслителей (A.C. Хомяков, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков), в которых он усматривает следование идеям немецкой классической философии. Являясь продолжением идеи "различия-тождества" личности и природы в человеке, соборность Лосского позволяет разрешить многие вопросы, связанные с несовместимостью индивидуальных и общих интересов.

5. Соотношение общего и частного, закономерного и случайного в сфере социальной антропологии Владимиром Лосским интерпретируется как несводимость исторических процессов к заранее определенным схемам: отвергая аналогии между развитием биологического организма и общества, он предлагает такое понимание роли личности в социальных процессах, согласно которому индивидуальность как самодостаточная сущность определяет ход истории.

Апробация диссертационной работы: Основные положения диссертации представлены в докладах и тезисах к международным и российским конференциям, на международном семинаре в Париже (январь 2004) "Русская религиозная философия".

Материалы диссертации использованы при подготовке учебных курсов "Философия религии" и "Социокультурная и философская антропология" (РГПУ им. Герцена).

По теме диссертации опубликованы 4 печатные работы общим объемом 0,7 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация включает в себя Введение, 2 главы, содержащие 12 параграфов, Заключение и Библиографический список

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Преображенская, Кира Владиславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Христианская антропология в современном мире является далеко не абстрактной истиной. В нашу эпоху, когда многие идеалы демонстрируют свою несостоятельность перед лицом «постклассической» действительности, человек вынужден снова обратиться к тем духовным основаниям своего бытия, которые прежде казались ему изжитыми. Снова мы вспоминаем, что осознали себя в качестве бесценной личности благодаря христианской идее о сообразности Творца и человека, и с утратой этой идеи потеряли почву под ногами. Тема потери целостности, невозможности истинной духовной жизни, даже невозможности анализа души, когда утрачено ее ядро, проходит через всю современную традицию философствования . Одним из центров экзистенциальных поисков оказалась Франция, может быть, неслучайно, и русские богословы за рубежом именно там начали свой путь к глубинам личностного бытия. Они обогатили новыми акцентами христианское учение о человеке как образе и подобии абсолютного бытия, сделав его значительно ближе современному человеку, поскольку темы духовного совершенствования, вечного стремления к прекрасному, личностной реализации всегда остаются «вечными». Мы называем этот тип антропологической мысли духовной антропологией, так как вектор устремленности к высшему, трансцендентному является для нее главным направлением. Однако эта устремленность ввысь не является забвением человеческого, напротив, только в своей связи с абсолютным совершенством, всякое относительное совершенство обретает свой истинный смысл. Для современного человека, нашедшего безысходность в понимании себя как рационального существа, особенное звучание приобретает идея целостного восприятия человека как духовно-телесного единства. Эта идея, сохраненная

128 Levi В.-Н. Le testament de Dieu. Paris, 1979. P. 91 русской традицией благодаря вниманию к православному преданию, нашла свое выражение в творчестве русских философов, всегда внимательных к телесному, земному, космическому измерению человеческой жизни.

Тема личности как неизмеримой глубины, трансцендентной тайны бытия так или иначе появляется в различных течениях современной антропологии, однако особая заслуга В.Н. Лосского заключается в том, что он, исследуя экзистенциальные основы человеческого бытия, стремится выйти за пределы общепринятых определений, выявляя сущностное содержание личности. Антропологическое приложение догматов христианства позволяет ему разработать такое определение личности, в рамках которого преодолевается разделенность индивидуального бытия и всечеловеческой истории, когда каждая личность понимается как онтологическое основание мирового целого.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Преображенская, Кира Владиславовна, 2004 год

1. Августин. Pro et contra. СПб., РХГИ, 2002.

2. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., Renaissance, 1991. 487 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

4. Антропологический синтез: религия, философия, образование. СПб.,2001.

5. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, Водолей, 1996.

6. Бердяев Н.А Повесть о небесном роде // Русская Мысль №3, 1916.

7. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1992.

8. Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Ступени № 1 1991. Ленинград, 1991.

9. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989.

10. Богословские труды. Сб. 9. 1986

11. Богословские труды. Сб. 27. 1986 г.

12. Брянчанинов Игнатий. Слово о человеке. СПб., 1996.

13. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.

14. Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. М., 1993.

15. Булгаков С.Н. Стихотворения Владимира Соловьева // Русская мысль. №1-2, 1916.

16. Буржуазная антропология XX века. М., "Наука", 1986.

17. Василий Великий. Творения. М., 1993.

18. Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата № 61. Париж, 1968

19. Вестник РСХД. К столетию со дня рождения прот. Сергия Булгакова. Париж, № 101-102. 1971.

20. Вл.С. Соловьев: Pro et contra. СПб., РХГИ, 2000.

21. Вышеславцев Б.В Сердце в христианской и индийской мистике // "Вопросы философии". №4.1990.

22. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Спб., 1993.

23. Дорошин B.C. Образование и добродетель // Антропологический синтез: религия, философия, образование. СПб., 2001.

24. Дорофеев Д.Ю. Современные философско-антропологические и мистико-антропологические модели // Антропологический синтез: религия, философия, образование. СПб., 2001.

25. Древнерусское искусство. М., 1972.

26. Евлампиев и.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. СПб., 2000.

27. Ефрем Сирин. Творения. М., 1994.

28. Журнал Московской патриархии, №6. 1978

29. Зандер Л.Н. Бог и мир (Миросозерцание о. С. Булгакова) Paris, YMKA-Press, 1948.

30. Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1989.

31. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Paris, YMKA-Press, 1934.

32. Зеньковский В.В. Об образе Божием в человеке // "Православная мысль", II, 1930.

33. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1992.

34. Игумен Геннадий (Эйкалович). Прот. С. Булгаков. Историческая канва спора о Софии. С-Франциско, 1980.

35. Из рукописей А.Н. Шмидт. М., 1916.

36. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1992.

37. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Собр. сочинений в 10 т. Т. 1.М., 1993

38. Иоанн (Зизиулас). От маски к личности // Беседа. Лондон-Париж, 3,1990.

39. Иоанн Кронштадский. О Боге, мире и душе человеческой. СПб.,1991.

40. Карсавин Л. О личности // Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992.

41. Киприан (Керн). Антропология Святого Григория Паламы. М., 1996.

42. Киприан (Керн). Тема о человеке и современность // "Православная мысль", II, 1948.

43. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., "Искусство", 1979.

44. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

45. Ковалевский М.М. Ранние ревнители философии Шеллинга в России // Русская мысль. №2. 1916.

46. Козырев А.П. Гностические влияния в философии Владимира Соловьева. М., 1997.

47. Козырев А.П. Русская философия в поисках единосущия // Антропологический синтез: религия, философия, образование. СПб., 2001.

48. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго на путях Древней Руси. М.,1993.

49. Концепции человека в современной западной философии. М., 1988.

50. Корольков A.A. Монизм христианской антропологии: традиция патристики // Антропологический синтез: религия, философия, образование. СПб., 2001.

51. Корольков A.A. Русская духовная философия. Спб, 1998.

52. Корольков A.A. Духовные основания русской школы. Бийск, 2004.

53. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. М., 2000.

54. Лосский Вл. Спор о Софии. Статьи разных лет. М.,1996.

55. Лосский И.О. История русской философии. М., 1991.

56. Лосский Н.О. Русская философия в XX веке. Белград, 1931.

57. Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь // Вопросы философии, 1991. №12.

58. Лосев А.Ф. Вл.Соловьев и его время. М. 2000.

59. Мень А. История религии. М., 1991.

60. Митр. Павел Map Григорий. Владимир Соловьев и Новое мышление // Тысячелетие крещения Руси. Изд. Моск. Патриархии. М., 1989.

61. Нечипоров Б. Введение в христианскую психологию М., 1994.

62. Несмелов В. Наука о человеке // Русская религиозная антропология. М., 1997.

63. Никольский А.И. София Премудрость Божия (Новгородская редакция иконы и служба Св.Софии // Вестник археологии и истории. Вып. XVII. СПб, 1906.

64. Осипов А. Основы духовной жизни по творениям епископа Игнатия Брянчанинова // Вечное. №348. 1991.

65. Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Мадрид, 1965.

66. Проблема человека в западной философии. М., 1988

67. Протопр. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001.

68. Протопр. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы. СПб., 1997.

69. Протопр. Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000

70. Памятники древнерусской письменности. Т. 90. СПб., 1892.

71. Радлов Э. Очерк истории русской философии. Пг., 1920.

72. Ранние славянофилы. М., 1910.

73. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1995.

74. Русская идея. М., "Республика", 1992.

75. Русская философия. Свердловск, 1991.

76. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1997.

77. Святой Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии // Историко-философский ежегодник 1990. М., "Наука", 1991.

78. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., Братство святителя Алексия, 1992.

79. Серафим (Соболев), арх. Новое учение о Софии, Премудрости Божией. София, 1935.

80. Симеон Новый Богослов. Аскетические произведения. Клин, 2001.

81. С.Н. Булгаков. Pro et contra. СПб., РХГИ, 2003.

82. Соловьев B.C. Соч. в 2 тт. М., "Правда", 1989.

83. Соловьев B.C. Собрание соч. в 2 тт. М., "Мысль", 1990.

84. Соловьев B.C. Собрание соч. в 20 тт. М., "Правда",

85. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., "Наука", 1987.

86. Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998.

87. Трубецкой С.Н. Сочинения. М., "Мысль", 1994.

88. Филарет (арх.) Записки на книгу Бытия. Ч. 1. М., 1867.

89. Философия Шеллинга в России XIX века. СПб., РХГИ, 1998.

90. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990.

91. Флоренский П.A. Pro et contra. Спб., 1996.

92. Флоровский Г. Восточные отцы Церкви. М., 2003.

93. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998

94. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1983

95. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.

96. Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988.

97. Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб, Наука, 1995.

98. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. №5.1991.

99. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия // Вопросы философии. №5. 1994.

100. Чичерин Б.Н. Москва сороковых годов. М., 1929.

101. Чулков Г.И. Автоматические записи Вл.Соловьева // Вопросы философии №8, 1992.

102. Чумакова Т.В. Образ человека в культуре Древней Руси (Опыт философско-антропологического анализа). Автореферат на соискание уч. Степени доктора филос. Наук. СПб., 2002.

103. Шеллинг Ф.В.Й. Собр.соч. в 2 тт. М. «Мысль», 1989.

104. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. СПб., "Наука", 2000.

105. Шеховцова Л.Ф. Сравнительный анализ концепций человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб., 2000.

106. Шипфлингер Т. София-Мария. Целостный образ творения. М.,1997.

107. Щученко В.А. Вечное настоящее культуры. СПб., 2001

108. Экхарт М. Избранные проповеди и трактаты. Спб., 2001.

109. Тимофеев А. Проблема соотношения понятий личности в психологии и христианской антропологии // www.spbda.ru

110. Clement О. Orient Occident, deux passeurs VI. Lossky, P. Evdokimov. Paris, 1989.

111. Clement O. Vladimir Lossky. Un theologien de la personne et du Saint-Esprit // Messager de Exarchat du Patriarchat russe en Europe occidentale. 30-31. Paris, 1959.

112. La vie spirituelle, mai 1999, №730. T. 153 Paris, Cerf, 1999

113. Levi B.-H. Barbarie a visage humain. Paris, 1977.

114. Levi B.-H. Le testament de Dieu. Paris, 1979.

115. L'Institut de theologie orthodoxe de Saint-Serge. Paris, 1997.

116. Lossky VI. La theologie negative et la connaissance de Dieu chez M.Eckhart. Paris, 1960.

117. Lossky VI. La notion des analogies chez Denys le Pseudo-Areopagite // Archives d'histoire doctrinale et liturgique du Moyen-Age. 5 (1931)

118. Lossky VI. Sept jours sur les routes de France. Paris, Cerf, 1998

119. Lossky VI. Theologie negative dans la doctrine de Denys l'Areopagite // Seminarium Kondakovianum 3 (1929)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.