Духовная идентичность российского общества в современных условиях: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Яненко, Анжелика Семеновна

  • Яненко, Анжелика Семеновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 180
Яненко, Анжелика Семеновна. Духовная идентичность российского общества в современных условиях: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2009. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Яненко, Анжелика Семеновна

Введение.3

Раздел I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.17

Раздел И. ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ДУХОВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.66

Раздел III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ДУХОВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.114

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная идентичность российского общества в современных условиях: социально-философский анализ»

Современный мир характеризуется наличием большого количества различных идентичностей, и каждый человек находится перед выбором своей цели в жизни, места в обществе, а также своей духовно-нравственной позиции по отношению к другим людям и ко всему социуму. В этом отношении особое место в самоопределении человека в условиях развивающегося российского общества занимает духовная идентичность, которая выступает важным механизмом его отождествления с глубинными; смыслоценностными основаниями социального бытия:

Именно духовная идентичность российского общества в последнее время наиболее часто становится объектом воздействия различных вызовов и угроз, инициируемых как развитием; общественных отношений, так- и< определенными социальными акторами! в целях деструктивного воздействиям на социальную общность российских людей. М.Г. Делягин полагает, что подрыв-самоидентификации« общества- осуществляемый в условиях глобализации; — «неважно, внешней информационной агрессией или же внутренними.процессами деградации - автоматически ставит общество на грань уничтожения вне зависимости от состояния! экономики; наличия или? отсутствия угрозы жизням его членов: Особую роль играют совершенствование и поддержание устойчивой-: системы ценностей, действенно мотивирующих общество к достижению; успеха в глобальной конкуренции»]. В этой ситуации; именно духовная идентичность превращается* водиниз; главных ресурсов обеспечения безопасности страны, сохранения и развития самобытности российского общества в условиях нарастающих перемен. Выделение и обоснование данного феномена позволит выработать меры по укреплению духовных основ функционирования? российского общества и разрешить многие конфликтные проблемы формирования; нового образа России как великой мировой державы.

1 Делягин МХ. Мировой кризис: Общая теория глобализации; М:, 2003. С.751-752.

Более конкретно актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, современной ситуацией общественного развития, характеризующейся наличием большого количества альтернативных возможностей духовного выбора, в которых личность зачастую дезориентируется, перестает отождествлять свои индивидуальные представления с коллективными, что приводит к ощущению разрыва между ними, к кризису социального сознания и всего общества в целом. В этих условиях проблема изучения феномена духовной идентичности выдвигает на повестку дня перед личностью и социумом вопросы переоценки всей истории, всего пространственно-временного бытия человечества, сути социальных практик и деятельности в контексте выработки наиболее оптимальных стратегий, проектов и образов определения смысла будущего своего развития.

Во-вторых, мощными попытками навязывания российскому обществу со стороны западных стран в качестве фундамента духовной идентичности индивидуалистских эгоистических духовных ориентиров, вненациональных ценностей либерализма, что ведет к нестабильному функционированию государственных и общественных структур, расшатыванию духовно-нравственных устоев социума и способствует широкому распространению негативных идей среди населения страны, особенно неокрепшей в духовном отношении значительной части молодежи. В данном ключе обозначенная проблема напрямую затрагивает саму возможность (или невозможность) существования российской цивилизации и характер ее дальнейшего развития, ставит вопросы сохранения преемственности духовных ценностей и традиций, культурной самобытности общества, обеспечения нормальной жизнедеятельности страны в целом.

В-третьих, необходимостью научного анализа идентификационных процессов непосредственно в России в условиях нарастающего влияния угроз, вызовов и других негативных явлений духовного порядка, которые в силу своей определенной скрытости воздействия и большого потенциала влияния представляют особую опасность для развития российского общества. Отсюда настоятельная потребность в выявлении основных духовных вызовов и угроз для развития России, раскрытия и обосновании тенденций и динамики духовной идентичности российского социума как на личностном, так и на социальном (общероссийском) уровнях.

В-четвертых, необходимостью поиска и обоснования приоритетных направлений формирования и развития духовной идентичности России в современных условиях. Основной задачей сегодняшнего дня выступает осознание важности решения данной проблемы не только элитой российского общества, но и общественными организациями и государственными структурами, а также готовностью всех субъектов социального развития противостоять агрессивным воздействиям деструктивных угроз на духовную сферу как важнейшую часть общества и укреплять духовную идентичность российского общества.

Таким образом, проблема изучения духовной идентичности российского общества в настоящее время приобретает особое значение, поскольку она непосредственно связана с сохранением духовной уникальности России, самобытности и независимости страны и составляет один из важнейших аспектов развития современной российской цивилизации.

Степень научной разработанности проблемы. Кризис духовности в обретении участниками общественных отношений личностной, гражданской, тендерной, профессиональной, исторической, этнической, национальной, космополитической, культурной и др. идентичностей предстает как одна из активно изучаемых проблем различными науками, которые представляют свой анализ данного феномена. Различные научные установки и особые области исследования привели к четкой дифференциации знаний об этом явлении.

Так, психологическая наука ориентирует на рассмотрение идентичности как «многослойной» психической реальности, включающей различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания, как механизм психологической защиты «Я» от внешних угрожающих объектов и формирования способности личности к саморазвитию1.

В политологии идентичность рассматривается как механизм обретения массами и политическими элитами определенной политической идеологии, ее взаимосвязь с политическими процессами (политические выборы, основания внутренней и внешней политики и др.)2.

Социология исследует динамику развития идентичности, условия и детерминанты, способствующие изменениям социального регулирования указанных процессов3, а также взаимосвязи между происходящими в России реальными политическими, этнонациональными, демографическими и социально-экономическими процессами.

Историческая наука обращается к концепту идентичности как результату истории, т.е. результату самосохранения и развития субъекта в определенных исторических условиях4.

Философия пристальное внимание уделяет исследованию свободы человека в определении своего «Я», выявлению соотношения индивида и нации, роли культуры как способа самовоспроизводства нации в самоидентификации, определению идентичности в целом на индивидуальном уровне через личностный и социальный аспекты, баланс которых обеспечивает чувство тождественности, самотождественности как интегрированное переживание своей жизненной ситуации5.

1 См., например: Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2001.

2 См.: Тимофеев И. Н. Политическая идентичность России в постсоветский период: альтернативы и тенденции: Автореф. дис. .канд. полит, наук. М., 2006.

3 См., например: Когатько Д.Г. Российская идентичность как культурно-цивилизационный феномен: Автореф. дис. .канд. социол. наук. СПб., 2007; Малинкин А.Н. Новая российская идентичность: исследование по социологии знания //Социологический журнал. 2001. № 4.

4 См.: Люббе Г. Историческая идентичность //Вопросы философии. 1994. № 4.

5 См., например: Дроненко Д.М. Национально-культурная идентичность как социально-философская проблема: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Волгоград, 2003; Кессиди Ф.К. Глобализация и культурная идентичность //Вопросы философии. 2003. № 1; Скирбекк Г., Ги-лье Н. Идентичность и признание //История философии. М., 2001; Хамнаева А.Ю. Идентичность как социально-философская проблема: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Улан- Удэ, 2007 и др.

Вместе с тем, в обозначенных работах проблема духовной идентичности и угроз процессу ее обретения российским обществом рассматривается в основном в контексте кризиса духовности в целом, среди других факторов, дестабилизирующих бытие российского общества и противодействующих его поступательному развитию.

Представление об уровне социально-философского осмысления проблемы духовной идентичности современного российского общества можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

К первой группе относятся труды, рассматривающие идентичность как социальное явление. В многочисленных работах данной группы следует выделить те исследования, которые в зависимости от прояснения сущности указанного феномена позволяют выделить природу и основные признаки идентичности. Так, С.И. Емельянова, И. Кон, B.C. Малахов, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др. обращали внимание на различные виды идентичности, их взаимосвязь и взаимовлияние1.

3. Бауман, П. Бергер, Э.В. Ильенков, Т. Лукман, П. Рикер, С.Л. Рубинштейн, Ж.-ГТ. Сартр, Э. Фромм, Ю. Хабермас, К. Юнг и др. определяли влияние данного социального явления на различные стороны жизнедеятельности социума2.

Следует также выделить работы, в которых предприняты попытки обозначить основные признаки и характерные черты идентичности применительно к российскому социуму как составной части мировой цивилизации3.

1 См.: Емельянова С.И. Что такое идентичность, или история одного события //Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып. 8. София, 2005; Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988; Малахов B.C. Неудобства с идентичностью //Вопросы философии. 1998. № 2; Фрейд 3. Психология бессознательного. СПб., 2002; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006 и др.

2 См.: Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995; Ильенков Э.В. Что же такое личность? //С чего начинается личность. М., 1983; Рикёр П. Я - сам как другой. М., 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000; Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М., 1989; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //Вопросы философии. 1989. № 2; Юнг К.Г. Ответ Иову. М., 1995 и др.

3 См., например: Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. М., 2003; Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). От прошлого к

Вторую группу составляют работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные выявлению сущности и содержательных элементов духовной идентичности, совокупности ее признаков, отличительных черт и проявлений.

Так, к изучению непосредственно проблемы духовной идентичности обращались в своих исследованиях B.C. Барулин, М.М. Бахтин, Э. Гидденс, М.Г. Делягин, О.Н. Козлова, К. Манхейм, Э. Хоффер и др.1

И. Гофман, С. Жижек, М.В. Заковоротная, Г. Миненков, С.С. Хоружий подвергают анализу структурные элементы духовной идентичности, выявляют ее различные составляющие2.

Б. Андерсон, Ж. Бодрийяр, К. Воннегут, А. Гулыга, И. Калинаускас, А.И. Липкин уделяют особое внимание исследованию «ложных» духовных идентичностей3.

Постижению ценностных детерминант духовной идентичности посвящены труды отечественных философов1 H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевбудущему. М., 2008; Биллингтон Д. Россия в поисках себя. М., 2006; Вебер М. ОРоссии: Избранное /Пер. А. Кустарева. М., 2007; Кагарлицкий Б.Ю. Периферийная империя: Россия и миросистема. М., 2004; Каверин Б.И. Проблема генезиса и становления русской цивилизации //Русская цивилизация: история и современность. М., 2003; Кара-Мурза С.Г. Матрица «Россия». М., 2007; Нарочницкая H.A. Русский мир. СПб., 2007; Пантин В.И:, Лапкин В.В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы //Общественные науки и современность. 2004. № 1 и др.

1 См.: Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. СПб., 2000; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Гидденс Э. Модерн и самоидентичность //Современная теоретическая социология Энтони Гидденса /Под ред. Ю.А. Кимелева. Серия «Социология». М., 1995; Делягин М.Г. Самоидентификация общества // Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003; Козлова О.Н. Социология.духовной жизни. М., 2004; Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Хоффер Э. Истинноверующий. Мн., 2001.

2 См.: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000; Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999; Заковоротная М.В. Идентичность человека: Социально-философские аспекты. Ростов на/Д., 1999; Миненков Г. Концепт идентичности: перспективы определения. Belintellectuals: Газета интеллектуального сообщества Беларуси, http: //www.belintellectuals.eu/ discussions/?id=68; Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005.

3 См.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000; Воннегут К. Колыбель для кошки. Мн., 1988; Гулыга А. Русская соборность. Русская цивилизация, http: //www.rustrana.ru/article.php? nid=1180; Калинаускас И. Духовное сообщество. М., 1996; Липкин А.И. Духовный кризис и национальное возрождение: Философский очерк. Нижний Новгород, 1993. ского, Л.П. Карсавина, М.А. Павловича, О.Н. Просвирниной, Н.О. Лосского, Ф.И. Тютчева, С.Л. Франка, A.C. Хомякова и др.1

В третьей группе работ внимание ученых сосредоточено на выявлении основных противоречий и угроз духовной идентичности российского общества. Методы и средства деструктивного воздействия вызовов и угроз рассматривались У. Беком, А.И. Извековым, С. Лемом, Б.В. Марковым, Д. Рашкоффом .

Часть исследователей - А. Ваджра, A.C. Капто, Н. Кляйн, Ж. Липовецки, уделяют свое внимание идеологии потребления (консюмеризма) - навязыванию эгоистических, утилитаристских рыночных ценностей, которые можно обозначить как антидуховную идентичность3.

Духовная угроза национализма анализируется в трудах Ю.Д. Гранина, Н. Митрохина, И.В. Следзевского и др.4 Толерантность как особая идеология, в определенной мере замещающая духовную идентичность российского общества,

1 См.: Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; его же. Царство духа и царство кесаря. М., 1995; Булгаков С.Н. Карлейль и Толстой //Новый путь. 1904. № 12; Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Поли. собр. соч. М., 1987. Т. 1; Карсавин Л.П. О свободе //Малые сочинения. СПб., 1994; Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 2005; Павлович М.А., Просвирнина О.Н. Философия как актуализация духовной идентичности человека //Общечеловеческое и национальное в философии: Мат. II Международной научно-практической конференции КРСУ (27-28 мая 2004 г.) /Под общ. ред. И.И. Ивановой. Бишкек, 2004; Тютчев Ф.И. Россия и Запад. М., 2007; Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992; Хомяков A.C. Полн. собр. соч. М., 1986. Т. 2 и др.

2 См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000; Извеков А.И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации. СПб., 2008; Лем С. Приложение. Фантастика? //Молох. М., 2005; Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999; Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.} 2003.

3 См.: Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М., 2007; Капто A.C. Профессиональная этика. М.; Ростов н/Д., 2006; Кляйн Н. NO LOGO. Люди против брэндов. М., 2005. Липовецки Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме. СПб. 2001.

4 См.: Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования. М., 2007; Митрохин Н. Кровь или Библия. Этнонационализм и религиозные организации: опыт СНГ //Неприкосновенный запас. 2001. № 3(17); Следзевский И.В. «Чужие идут.»: Архетипический мотив границы как источник иррациональной ксенофобии и фактор ее преодоления //«Чужие» здесь не ходят. Радикальная ксенофобия и политический экстремизм в социокультурном пространстве современной России /Под ред. Т.В. Евгеньевой. М., 2004 и др. рассмотрена в работах H.A. Купиной, В.И. Мукомеля, М.П. Мчедлова, Э.А. Паина, М.Б. Хомякова, В.В. Шалина1.

В данной группе необходимо выделить ряд работ, в которых обозначены возможные направления противодействия вызовам и угрозам духовной идентичности современного российского общества2.

К четвертой группе следует отнести работы ученых, в которых анализируются проблемы динамики духовной идентичности России в современных условиях под влиянием различного рода внешних и внутренних условий и факторов, обозначены наиболее приемлемые для России в современных условиях направления формирования и дальнейшего развития духовной идентичности как социального явления.

Так, возможности формирования духовной идентичности на цивилизацион-ном уровне рассматриваются И.Н. Ионовым, Н.М. Карамзиным, A.A. Кара-Мурзой, И.С. Киреевским, A.C. Панариным, C.B. Перевезенцевым ; на государственном - Т. Гоббсом, Ю.Д. Граниным, Филаретом (Дроздовым), Ф. Энгельсом4; на общественном уровне данная проблема представлена в трудах С.А. Бел

1 См.: Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная монография /Отв. ред. H.A. Купина и М.Б. Хомяков. М., 2005; Толерантность против ксенофобий /Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М., 2005; Толерантность /Общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2004; Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Ростов-н/Д., 2000.

2 См., например: Абрамян Е.А. Судьба цивилизации: что нас ожидает в XXI веке. М., 2007; Бестужев-Лада И.В. Россия и мир 2005-2015: вызовы и угрозы. М.5 2005; Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М., 2007; Кузык Б.Н. У России один эффективный путь развития -свой. М., 2004; Россия и Запад в начале нового тысячелетия //Огв. ред. А.Ю. Большакова. М., 2007; Саркисянц М.А. Россия и мессианизм. К «русской идее» Н. Бердяева. СПб., 2005; Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. Ростов н/Д., 2007; Тренин Д.А. Интеграция и идентичность. Россия как «Новый Запад». М., 2006; Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001; Юрьев М. Третья Империя. Россия, которая должна быть. СПб., 2007 и др.

3 См.: Ионов И.Н. Парадоксы российской цивилизации. По следам одной научной дискуссии //Общественные науки и современность. 1999. № 5; Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984; Кара-Мурза A.A. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М., 1995; Киреевский И.С. В ответ A.C. Хомякову //Киреевский И.С. Полн. собр. соч. М., 1861; Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М. 2002; Переве-зенцев C.B. Русский выбор: очерки национального самосознания. М., 2007.

4 См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Избр. произв. в 2 т. М., 1964. Т. 2; Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования. М., 2007; Митрополит Филарет (Дроздов) - свят. Рассуждение о нравственных причинах неимоI л ковского, Д. Биллингтона1; на групповом — в работах Н.П. Кириллова, К.Н. Соколова, И.В. Шубиной и А.И. Яковлева2; на личностном уровне данный аспект затрагивался Е.В. Брызгалиной, А.Е. Соколовым, Е.О. Труфановой .

В различных сферах общественной жизни формируются специфичные направления актуализации духовной идентичности российского общества в целом. И в этом отношении можно выделить работы А.Н. Волынцева и М.Г. Делягина, в которых исследуются экономические аспекты указанной проблемы4, В.Е. Ларионова и A.C. Панарина, занимающихся политическими особенностями укрепления идентичности5, А.Г. Здравомыслова и Г.В. Осипова, работающих в области социального измерения общества6.

Существует необходимость выделить в отдельную подгруппу литературу, посвященную приоритетным направлениям формирования духовной идентичности российского общества в его духовной сфере. Здесь особого внимания заслуживают работы С.Т. Алексеева, Б.Н. Бессонова, C.B. Вальцева, И.А. Ильина, Д.С. Лихачева, В.В. Кожинова, O.A. Матвейчева, А.Ю. Шеманова и др., в которых анализируются возможности науки, искусства, религии, морали в отношении сохранения, приумножения и развития духовной идентичности российского п общества . верных успехов наших в настоящей войне //Московские епархиальные ведомости. 2002; Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1957.

1 См.: Белковский С.А. Империя Владимира Путина. М., 2007; Биллингтон Д. Россия в поисках себя. М., 2006.

2 См.: Соколов К.Н. Духовные основания геополитической борьбы. М., 2009; Шубина И.В. Найти себя //Размышления о. Вып. 6. Перекличка. Философский альманах. М., 2003; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск, 1999.

3 См.: Брызгалина Е.В. Индивидуальность: стратегии поиска. М., 2003; Соколов А.Е. Не хлебом одним //Размышления о. Вып. 6. Перекличка. Философский альманах. М., 2003; Тру-фанова Е.О. Идентичность и Я //Вопросы философии. 2008. № 4.

4 См.: Волынцев А.Н. Человек настоящий: кто это? //Размышления о. Вып. 6. Перекличка. Философский альманах. М., 2003; Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003.

5 См.: Ларионов В.Е. Православная Монархия. Национальная Монархия в России. Утопия или политическая реальность. М., 2007; Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2003; его же. Народ без элиты. М., 2006.

6 См.: Осипов Г.В. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М., 1997; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

7 См.: Алексеев С.Т. Россия: мы и мир. М., 2008; Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. М., 2006; Вальцев C.B. Закат человечества. М., 2008;

В изученной научной литературе высказываются различные точки зрения, подходы и мнения по проблеме духовной идентичности как необходимой основы жизнедеятельности современного общества. Но следует отметить то обстоятельство, что за исследовательскими рамками остается рассмотрение именно духовного воздействия на процессы обретения гражданами России своей тождественности на основе социально-культурных и ценностно-нравственных смыслов, присущих российской цивилизации.

Существование проблемы духовной идентичности российского общества связано также с противодействием распространению доктринальных идей, обосновывающих необходимость ее переделки, переориентации, целью которой является дефрагментация общественных отношений, создание ложных идентично-стей и раскол единства российского социума. В связи с этим возникает необходимость проанализировать феномен духовной идентичности современного российского общества, что в качестве самостоятельной исследовательской задачи еще не ставилось.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является социальное бытие современного российского общества. Предметом - духовная идентичность российского общества в современных условиях развития мировой цивилизации.

Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций сущностных черт и особенностей духовной идентичности современного российского общества, выявлении источников, противоречий и угроз ее формирования, а также обосновании приоритетных направлений формирования данного феномена в контексте развития мировой цивилизации.

Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006; Искусство и цивилизационная идентичность /Отв. ред. H.A. Хренов; Науч. совет РАН «История мировой культуры». М., 2007; Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989; Кожинов В.В. О русском национальном сознании (Серия: История России. Современный взгляд). М., 2002; Матвейчев O.A. Суверенитет духа. М., 2007; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: Монография. М., 2007.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач исследования:

- уточнение сущности духовной идентичности как жизненно важного для развития российского общества явления, одновременно представляющего собой уязвимое звено для воздействия духовных вызовов и угроз деструктивного характера;

- определение и содержательная характеристика элементов духовной идентичности современного российского общества как социального явления;

- выявление основных противоречий духовной идентичности в условиях развития современного российского общества;

- выработка и обоснование приоритетных направлений формирования данного феномена в контексте современного развития'России.

Теоретико-методологическую основу исследования (составляют идеи и положения представителей отечественной- и зарубежной философской мысли, в которых исследуются социальные явления' общественной > жизни, феномены общественного и индивидуального сознания, в частности; проблемы.мировоззрения, духовности, ценностей и ценностно-нравственных оснований жизнедеятельности личности и социальных групп, места и роли их в жизни общества и человека. В. работе широко представлены результаты осмысления! кризиса идентичности российского общества и духовности в материалах научно-методического характера различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, диссертационных исследований, в публикациях в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философской» науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический подходы, принципы социального детерминизма, историзма, методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания и др. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и научно-методические обобщения, полученные другими авторами применительно к исследуемой проблеме; контент-анализ документов, публикаций в периодической печати и других источниках по проблеме, а также обобщение практики профессиональной деятельности основных субъектов процесса духовной идентичности и наблюдения, основанные на личном опыте автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- рассмотрена и уточнена сущность духовной идентичности российского общества в современных условиях;

- раскрыты и обоснованы содержательные элементы духовной идентичности российского общества в процессе его бытия, определены ее возможные из, менения в будущем;

- выявлены основные противоречия духовной идентичности современного российского общества;

- выработаны и обоснованы приоритетные направления формирования данного феномена в контексте современного развития России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Духовная идентичность современного российского общества представляет собой процесс формирования, сохранения и развития социальными субъектами своей тождественности с определенными духовными идеалами, ценностями, традициями, нормами и нравственными образцами в целях сохранения своей самобытности, целостности и свободы.

2. Содержанием духовной идентичности российского социума выступает совокупность объективно-онтологических, когнитивно-гносеологических, субъективно-деятельностных и аксиологических аспектов жизнедеятельности личности и общества, которые являются основаниями их духовного бытия в системе социальных отношений.

3. Основными противоречиями духовной идентичности российского общества являются: а) противоречия методологического характера в оценке сущности духовного; б) противоречия между различными субъектами духовной идентичности в их ориентациях и предпочтениях; в) противоречия цивилизационного характера; г) противоречиях между духовной культурой и технологией; д) противоречия религиозной составляющей духовной сферы жизнедеятельности российского общества; е) противоречия между единством внутреннего духовного состояния личности и внешнего воздействия со стороны социума.

4. Приоритетные направления формирования духовной идентичности российского общества представлены комплексом мероприятий преимущественно духовного характера на цивилизационном, государственном, общественном, социально-групповом и личностном уровнях и реализуются в основных сферах бытия человека и общества.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности и особенностях формирования духовной идентичности современного российского общества, об источниках и причинах ее возникновения и развития, основных противоречиях, вызовах и угрозах духовной идентичности в современных условиях и приоритетных направлениях формирования и развития данного феномена. Полученные в исследовании результаты социально-философского анализа могут рассматриваться в качестве основы дальнейшего изучения места и роли, состояния и специфики духовной идентичности российского общества, определения особенностей инициирования вызовов и угроз духовной сфере российского общества в современных условиях, и на этой основе выработки возможных направлений противодействия их распространению и влиянию.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности и необходимости совершенствования системы противодействия распространению идей, негативно влияющих на целостность и позитивную жизнедеятельность российского общества, на его духовную идентичность. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, педагогических коллективов, проводящих исследования в области духовной жизни социальных групп и личности.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедре философии и религиоведения Военного университета, в выступлениях на различных научно-практических конференциях и семинарах, заседаниях секции Военно-философского общества Ассоциации «Мега-пир», в ходе проведения занятий с учащимися по обществознанию, в ходе практической работы по взаимодействию с общественными организациями и государственными органами управления.

Основные результаты исследования отражены в публикациях:

1. Яненко A.C. Духовная идентичность России в условиях глобализации: от анализа литературы к характеристике процесса //Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2007. № 3-4. Выпуск в серии № 8-9. М.: Изд-во МГОУ. 0,5 п.л.

2. Яненко A.C. Кризис духовной идентичности России: история и современность //Соискатель (Приложение к научному журналу «Вестник Военного университета»). 2009. № 2. 0,8 п.л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 1,3 п.л.

Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы. Объем диссертации составляет 180 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Яненко, Анжелика Семеновна

Заключение

В современных условиях развития России весьма актуальным стал лозунг идентичности - самобытности, суверенности, независимости российского социума. Процесс самоидентификации страны, определения своего места в мировой цивилизации и поиска нового типа социокультурного развития очень сложен, противоречив и мучителен. К числу весьма значимых проблем данного процесса относится и формирование духовной идентичности современного российского общества.

Проведенный социально-философский анализ духовной идентичности российского общества в современных условиях позволяет раскрыть её сущность и содержание как жизненно важного для развития России духовного феномена, выступающего одновременно и одним из уязвимых звеньев для влияния духовных вызовов и угроз в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства. Выявленные в ходе социально-философского анализа духовной идентичности современного российского общества основные противоречия ее формирования и развития позволили определить и обосновать приоритетные направления оптимизации данного процесса. Более конкретно в ходе исследования указанного духовного феномена были достигнуты следующие результаты.

1. Исследование проблемы идентичности показывает, что при всем разнообразии в подходах к ее исследованию их объединяет общее: устойчивая идентификация человека с социумом, которая сохраняет культурную специфичность общества, его особость необходима для защиты человека и общества от деструктивных явлений, происходящих сегодня в российском социальном пространстве.

Разновидностью идентичности социума выступает духовная идентичность, которая связана с ценностно-смысловым самоопределением личности, социальных групп и российского общества в целом и определяет собой характер субъ-ектности России.

По своему содержанию духовная идентичность современного российского общества представляет собой процесс формирования, сохранения и развития социальными субъектами своей тождественности с определенными духовными идеалами, ценностями, традициями, нормами и нравственными образцами в целях сохранения своей самобытности, целостности и свободы.

Духовная идентичность России является неотъемлемой частью ее социально-культурного и исторического развития и представляет собой символическое выражение упорядоченности и целостности российского социума. Она выступает способом организации личности, социальных групп и общества на основе представлений о своем предназначении, характере существования, месте и роли в социальном развитии и одновременно активно влияет на всех членов общества в целях приобщения их к глубинным духовным смыслам российской цивилизации.

Духовная идентичность обладает определённой структурой, которая включает в себя: а) субъекты духовной идентичности (могут быть коллективными и индивидуальными); б) объекты духовной идентичности (также могут быть коллективными и индивидуальными); в) средства духовной идентификации (идеалы, нормы, ценности, символы, принципы, жизненно важные смыслы и т.д.); г) способы духовной идентичности (определенные духовные практики).

Как процесс духовная идентичность включает в себя несколько локальных этапов: 1) гносеологический процесс самопознания и духовного самоопределения; 2) процесс, направленные на сохранение и развитие соответствующих духовных качеств, убеждений, норм, ценностей, идеалов и т.п.

В тоже время духовная идентичность есть не только процесс, но и состояние соответствия индивида, социальных групп и российского общества в целом определенной системе идеалов, норм, убеждений, ценностей и т.п. В данном ключе данный феномен может находиться в стадии формирования, качественного развития, кризиса и пересмотра оснований и содержания идентичности. Духовная идентичность может носить гармоничный, органический характер, а может быть и конфликтной, противоречивой и разнонаправленной.

2. Важнейшим фактором обретения духовной идентичности человека в социуме является духовное ядро общества, которое выступает в виде системы традиционных норм и ценностей, определяющих индивидуальное поведение и актуализирующих для личности вопрос о своем месте в обществе и о смысле жизни. Духовное ядро имеет сложную структуру, состоящую из различных аспектов жизнедеятельности человека и общества, а также соответствующего поля деятельности, причастность к которому необходима для осознания своей идентичности для каждого члена общества. Данная конструкция составляет содержание духовной идентичности российского общества, элементами которой выступают объективно-онтологические, когнитивно-гносеологические, субъективно-деятельностные и аксиологические аспекты, которые определяют особенности развития, формирования и функционирования духовной идентичности, а также являются ценностными основаниями для существования российского общества и самоориентации личности в условиях социальной жизни.

Особую роль в приобретении и сохранении духовной идентичности российского общества играют аксиологические доминанты духовной жизни, к которым следует отнести ценностные идеалы соборности, всеединства, духовной свободы, неспособности удовлетвориться нарастанием внешних материальных благ, отказа примириться с укоренившимися формами общественной неправды, взаимодействия разных культурных направлений на ценностной основе. Обозначенные ценностные доминанты объективно выступают фундаментом для интерпретации повседневных значений жизненного мира человека и являются необходимой основой международной, межнациональной, межгрупповой, межличностной коммуникации и внутриличностной рефлексией человека как активного участника социального бытия.

3. Проведенный социально-философский анализ духовной идентичности современного российского общества позволяет заключить, что процесс формирования и развития данного феномена общественной жизни находится в кризисе, характер которого позволяет выявить и содержательно раскрыть основные противоречия духовной идентичности и существующих в этой сфере угроз.

Исследование основных противоречий и угроз духовной идентичности современного российского общества показало их глубинные исторические истоки и неразрывную связь с кризисами в духовной идентичности прошлой и настоящей России.

В истории России выделяются несколько кризисов духовной идентичности разных разной глубины и масштабов: первая половина IX века (распад общей универсальной основы мифологических духовных ценностей, идеалов и смыслов); XIII век (феодальная раздробленность и духовная обособленность не позволила противостоять нашествию монголо-татар); XV век (духовный кризис православного мира привел к падению Византийской цивилизации); начало XVII века - Смутное время (формирование противоречий между религиозным и светским характерами духовной идентичности, выраженных впоследствии в споре между западниками и славянофилами); начало XX века (кризис духовной идентичности явился одним из факторов, приведших к крушению Российской империи и Гражданской войне); 60-е годы XX века - «хрущевская оттепель» (снижение уровня идентичности советского человека как творца истории до идеи материального потребления и как итог - распад Советского Союза). Кризисы духовной идентичности в российском обществе возникали в результате ориентации на локальные или зарубежные духовные образцы и идеалы.

4. Основными противоречиями духовной идентичности российского общества являются: а) противоречия методологического характера в оценке сущности духовного; б) противоречия между различными субъектами духовной идентичности в их ориентациях и предпочтениях; в) противоречия цивилизационного характера; г) противоречиях между духовной культурой и технологией; д) противоречия религиозной составляющей духовной сферы жизнедеятельности российского общества; е) противоречия между единством внутреннего духовного состояния личности и внешнего воздействия со стороны социума.

Раскрытию характера кризиса, в котором находится духовная идентичность российского общества в современных условиях, способствуют анализ основных противоречий духовной идентичности и существующих в этой сфере угроз. Данные противоречия выделены в несколько групп.

Так, противоречия методологического характера в оценке сущности духовного связаны с противоречиями между светским и религиозным пониманием духовности и характера духовных ценностей, норм, идеалов и убеждений.

Противоречия между различными субъектами духовной идентичности в их ориентациях и предпочтениях заключаются в том, что различные социальные группы и общности современной России ориентируются на различные, порою не совместимые между собой духовные ценности, нормы и идеалы. Наиболее явно характер этих противоречий проявляется в противоположности направленности духовной идентичности между элитами, ориентированными на Запад, и народами России, ориентированными на собственные духовные традиции.

Противоречия цивилизационного характера проявляются в том, что разные регионы и социальные группы современного российского общества ориентируются на духовные образцы различных цивилизаций.

В современных условиях ярко проявляются и противоречия между духовной культурой и технологией. Они являются следствием той системы и образа жизни, за которыми скрывается стремление технократических сил установить свой формат духовной жизни для всего общества.

Усиливаются в наши дни и противоречия религиозной составляющей духовной сферы жизнедеятельности российского общества. Наиболее яркими выступают противоречия между традиционными религиозными системами и их нетрадиционными формами. Эти противоречия используются в том числе и для разжигания внутренних вооруженных конфликтов на территории России.

Противоречия между единством внутреннего духовного состояния личности и внешнего воздействия со стороны социума проявляются в том, что акцент делается на формальном, часто сугубо правовом единстве при забвении, а порою и активном противоборстве духовному воспитанию граждан современной России.

Исследование основных противоречий духовной идентичности современного российского общества позволяет выйти на решение проблемы формирования и развития данного духовного феномена.

5. В настоящее время духовная идентичность российского общества крайне неустойчива, она внутренне противоречива, ее отличают фрагментарность и уязвимость перед воздействием навязывания ложных идентичностей, ставящих во главу угла «материализацию», «примитивизацию», «эгоизм», «ненормальность» духовной жизни. Данное обстоятельство ведет к дестабилизации общественных отношений, всплескам иррациональной ксенофобии, усилению противостояния «свой» - «чужой».

В диссертации выявлены основные угрозы духовной идентичности российского общества, среди которых отмечаются следующие: а) дробление идентичности, что ведет к разрушению России, образованию национально замкнутых духовно ограниченных автономий; б) становление во всех сферах общества потребительского отношения к жизни, утверждение «макдональдизации», представляющую собой определенную «религию потребительства»; б) исчезновение языка как глубинного выразителя духовной сущности народов (так, среди ста пятидесяти языков малых народов России около ста - на грани исчезновения); в) разрыв между формальными социальными отношениями и неформальными межличностными связями; г) искажение и гибель традиционных духовных идеалов общества.

Эти и другие угрозы и вызовы духовной идентичности российского общества позволяют выделить и обосновать приоритетные направления формирования и развития данного феномена в современных условиях. Они представлены комплексом мероприятий преимущественно духовного характера на цивилиза-ционном, государственном, общественном, социально-групповом и личностном уровнях и реализуются в основных сферах бытия человека и общества.

Так, на цивилизационном уровне необходимы консенсус всех субъектов культуры, диалог цивилизаций. Государственное измерение идентичности должно быть ориентировано на создание государства как союза свободных личностей, добровольно жертвующих частью своей свободы для сохранения и утверждения своей духовной тождественности. На общественном уровне предполагается борьба с идентификационным кризисом и индивидуализмом российской интеллигенции, преодоление ее безразличия, пессимизма и клерикализма; на групповом уровне - всемерная поддержка социальных групп, активно участвующих в духовном воспитании человека; противодействие националистически ориентированным и религиозно деструктивным объединениям. На личностном уровне -преодоление противоречий между идентификацией личности со всем социумом и своей индивидуальностью; помощь личности самой находить то нематериальное, что составляет истинную ценность жизни и др.

Приоритетные направления формирования духовной идентичности российского общества также можно обозначить по сферам жизнедеятельности человека и социума.

В частности, в экономической сфере основное внимание требуется уделить формированию сильной национальной экономике в целях улучшения качества жизни населения страны; в политической сфере — противодействие навязыванию извне чуждых идентичностей и идеологий, базирующихся на ложных ценностях; воспитание новой элиты, ориентированной на отечественные духовные ценности и традиции; в социальной сфере - укрепление семьи, культивирование семейных ценностей; формирование единства народов и народностей нашей страны.

Особое внимание необходимо уделить духовной сфере жизнедеятельности человека и общества. В частности, сосредоточить усилия на создании привлекательного не только для России, но и для других стран философского научного проекта - «духовного ценностного суверенитета»; определение ориентиров романтического духа жизни, необходимого для воспитания чувств; возвращение в жизнь и сознание российского человека великого смысла духовного бытия; восстановление нравственной диалектики, коллективистской духовности, которая требует человечности, сочувствия, солидарности.

Выполнение указанной совокупности мероприятий по формированию духовной идентичности российского общества станет одним из основных факторов устойчивого социального развития, будет способствовать укреплению безопасности России во всех сферах ее жизнедеятельности.

Проведенное исследование проблем, поставленных в диссертации, позволяет предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие группы:

1. Рекомендации, касающиеся дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы:

- необходимо дальнейшее углубленное, всестороннее изучение причин и особенностей кризисов духовной идентичности в культурно-историческом развитии России, что позволит более точно спрогнозировать пути преодоления данных явлений в современных условиях;

- следует продолжить комплексное изучение основных противоречий духовной идентичности и их влияния на характер и состояние других видов идентичности в российском обществе: экономическую, политическую, культурную, ценностную и т.п.;

- необходимо дальнейшее комплексное изучение духовной идентичности как объекта поражения в современном социальном противоборстве между различными субъектами;

- важно обратить внимание на дальнейшую оптимизацию отношений различных субъектов духовной идентичности российского общества и выработку наиболее значимых универсальных духовных норм, идеалов, ценностей и убеждений;

- предложенные идеи могут служить базой междисциплинарного исследования взаимосвязи в развитии современного российского общества и оптимизации идентичности вообще;

- сформулированные подходы к проблеме преодоления кризиса духовной идентичности могут служить методологической базой для разработки научно обоснованных мер взаимодействия государства, общества, общественных и религиозных организаций в преодолении кризиса духовной идентичности и в полнокровном духовном развитии российского общества.

Предложенные рекомендации могут быть предметом дальнейших исследований и изучения их учеными, государственными органами и общественными организациями в духовной сфере жизнедеятельности современной России.

2. Рекомендации непосредственно практического характера: а) ученым, педагогам вузов, специалистам в области СМИ материал диссертации предлагается использовать:

- для проведения занятий по социальной философии, политологии, социологии, праву, истории, психологии, культурологии;

- для разработки методик изучения духовной идентичности различных социальных групп и регионов российского общества;

- в тематических передачах средств массовой информации и публикациях, посвященных как отдельным проблемам, так и в целом духовной идентичности российского общества;

- для подготовки с учетом материала диссертации учебно-методических пособий, в частности «Духовная идентичность России: история и современность». б) для активизации прикладной исследовательской работы выводы диссертации рекомендуются:

- специалистам социологической, кадровой и юридической служб различных государственных органов и общественных организаций России для разработки частных методик исследований по изучению духовной идентичности и ее влиянию на отдельных индивидов и на коллективы в целом;

- для проведения межвузовских научно-практических конференций по проблемам духовной идентичности как Российской Федерации, так и других государств (особенно СНГ).

Рассмотренные в диссертации проблемы, безусловно, не охватывают всего спектра вопросов, касающихся духовной идентичности России: ждут своего решения вопросы разработки и реализации наиболее оптимальной модели духовного развития страны; формирование образа России как великой державы; дальнейшее формирование национальной культуры на основе синтеза достижений отечественной традиции и мировой истории и др. Но их учет в практической деятельности государства и гражданского общества позволит решить проблему создания сильной в духовном отношении России, способной внести весомый позитивный вклад в развитие мировой цивилизации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Яненко, Анжелика Семеновна, 2009 год

1. Абалкин Л.И. Судьба России: связь времен. М.: Институт экономики РАН,2004.

2. Абрамян Е.А. Судьба цивилизации: что нас ожидает в XXI веке? М.: Терика, 2007.

3. Алексеев С.Т. Россия: мы и мир. М.: ACT; АСТ-Москва; Хранитель, 2008. Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос, 2000. Аннинский Л. А. Русские плюс. М.: Алгоритм, 2001.

4. Антонович И.И. Глобальная цивилизация и асимметричный мир /Отв. ред. С.Н. Комиссаров. М.: Наука, 2002.

5. Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX XXI вв. М.: Алгоритм, 2007.

6. Афанасьева В.К. Орел и Змея в изобразительности и литературе Двуречья. М.: Водолей Publishers, 2007.

7. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М.: Новое издательство, 2008.

8. Ахиезер A.C., Ильин В.В. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности: Монография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

9. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора //Журнал социологии и социальной антропологии, 1999. Вып. 1.

10. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос, 2004.

11. Бард А., Зодерквист Я. Netolcpato. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

12. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя: Монография. СПб.: Алетейя, 2000.

13. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.

14. Белковский С.А. Империя Владимира Путина. М.: Алгоритм, 2007. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

15. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. М.: Норма; Инфра-М, 2006.

16. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: Алгоритм, 2003. Бестужев-Лада И.В. Россия и мир 2005-2015: вызовы и ответы. М.: ИНЭС,2005.

17. Биллингтон Д. Россия в поисках себя /Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.

18. Бляхер JI.E. Нестабильные социальные состояния. М.: РОССПЭН, 2005.

19. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.

20. Боханов А.Н. Русская идея. От Владимира Святого до наших дней. М.: Вече, 2005.

21. Брод ель Ф. Грамматика цивилизаций /Предисл. М. Эмара; Пер. с фр. М.: Издательство «Весь Мир», 2008.

22. Брызгалина Е.В. Индивидуальность: стратегии поиска. М.: ООО «Когито-Центр», 2003.

23. Будущее России в зеркале синергетики /Под ред. Г.Г. Малинецкого. М.: Ком-Книга, 2006.

24. Булавка Л.А. Феномен советской культуры. М.: Культурная революция, 2008.

25. Бурьяк A.B. Модерализм: идеология новой цивилизации. Мн.: ФУАинформ, 2005.

26. Бусел А.И. Евангелие от Маркса. М.: Алгоритм, 2007.

27. Вальцев С.В. Закат человечества. М.: Книжный мир, 2008.

28. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

29. Вебер М. О России: Избранное /Пер. А. Кустарева. М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007.

30. Виноградов П.Г. Россия на распутье: Историко-публицистические статьи /Сост., предисловие, комментарии A.B. Антощенко; пер. с англ. А. В. Антощенко, A.B. Голубева; перевод с норв. О.Н. Санниковой. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008.

31. Волошко B.C., Лутовинов В.И. Военная политика и военная безопасность Российской Федерации в условиях глобализации. М.: Воениздат, 2007.

32. Волынцев А.Н. Человек настоящий: кто это? //Размышления о. Вып. 6. Перекличка. Философский альманах. М.: МАКС Пресс, 2003.

33. Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Издательство «Известия», 2005.

34. Галумов Э.А. Инфоколониализм. М.: Издательство «Известия», 2007.

35. Гегель Г. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1999.

36. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008.

37. Герберштейн С. Московия /Пер. А.И. Малеина и A.B. Назаренко. М.: АСТ-Астрель, 2007.

38. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1898.

39. Гирц К. Интерпретация культур. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

40. Глазунов О.Н. Государственный переворот. Стратегия и технологии. М.: ОЛ-МА-ПРЕСС Образование, 2006.

41. Глинчикова А.Г. Модернити и Россия //Вопросы философии. 2007. № 6. С. 38-56.

42. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Избр. произведения в 2 т. М., 1964. Т. 2.

43. Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования. М.: ИФ РАН, 2007.

44. Григорьев М. Fake-структуры: призраки российской политики. М.: Издательство «Европа», 2007.

45. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности //Вопросы философии. 1992. № 9.

46. Громыко Ю.В. Антропология политической идентичности. Самоопределение «рашинз» в глобальном мире. Территориальное развитие, транснациональные русские корпорации и идентичность Russians. М.: АРКТИ, 2006.

47. Гудзенко А.И. Русская духовность. М.: «АиФ Принт», 2005.

48. Гумилев J1.H. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: АСТ-Москва, 2008.

49. Гусейнов A.A. Возможно ли глобальное общество без глобального этоса? //Гуманитарная культура как фактор преобразования России. СПб.: ГПУ, 1998.

50. Гусейнов A.A. Идея универсализма и самобытности //Наука и религия. http://tmp.iph.ras.ru/site/root/Site/guseinovtextsus.html.

51. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, Издательство «Глаголъ», 1995.

52. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003.

53. Дери М. Скорость убегания: Киберкультура на рубеже веков /Пер. с англ. Т. Парфеновой. Екатеринбург: УльтраКультура; М.: ACT, 2008.

54. Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век. М.: МФК, 2001.

55. Диалог цивилизаций. Повестка дня /Сост. и ред. В.И. Толстых. М.: ИФ РАН, 2005.

56. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? //Вопросы философии. 1991. №3. С. 29-42.

57. Дугин А.Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики XXI века. СПб.: Амфора; ТИД Амфора, 2007.

58. Дугин А.Г. Поп-культура и знаки времени. СПб.: Амфора; ТИД Амфора, 2005.

59. Духовная сфера социалистического общества /Под ред. Ж.Т. Тощенко, Л.Н. Пономарева, А.К. Уледова. М.: Мысль, 1987.

60. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху /Пер. с англ. С. Кормильцева, Е. Бачининой, В. Харитонова. Екатеринбург: УльтраКультура, 2008.

61. Дюков А.Р. За что сражались советские люди. «Русский НЕ должен умереть». М.: Яуза, Эксмо, 2007.

62. Елисеев JI. Социализм с русским лицом. М.: Алгоритм, 2007.

63. Емельянов Ю.В. США Империя Зла. М.: Яуза; Эксмо, 2008.

64. Емельянова С.И. Что такое идентичность, или история одного события //Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып. 8. София, 2005.

65. Емельянов-Лукьянчиков М.А. Иерархия радуги: русская цивилизация в наследии К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, O.A. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. М.: Русскш Mipb, 2008.

66. Ерасов Б. Россия в евразийском пространстве //Общественные науки и современность. 1994. № 2.

67. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002.

68. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.

69. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов на/Д.: Из-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999.

70. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

71. Зедльмайр X. Утрата середины /Пер. с нем. С.С. Ванеяна. М.: Прогресс-традиция; Издательский дом «Территория будущего», 2008.

72. Зеленко Б.И. Демократия и современная Россия: непростое сочетание //Вопросы философии. 2008. № 5. С. 3-13.

73. Зернов И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России. М.: Алгоритм, 2007.

74. Зубарев Е. 2012. Хроники смутного времени. М.: ACT; СПб.: Астрель-СПб., 2008.

75. Зыкин Д.В. Власть, элита, народ: подсознание и управляемая демократия. М.: Самотека, 2007.

76. Ивашов JI. Хоронить не спешите Россию. М.: Яуза, Эксмо, 2003.

77. Извеков А.И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

78. Извеков А.И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008.

79. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи /Под ред. Н.П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993.

80. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Русская книга XXI век, 2006.

81. Иноземцев B.JI. Расколотая цивилизация. М.: Academia-HayKa, 1999.

82. Ионин Л.Г. Идентификация или инсценировка //Психология самосознания /Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2007.

83. Ионов И.Н. Парадоксы российской цивилизации. По следам одной научной дискуссии //Общественные науки и современность. 1999. № 5.

84. Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века //Общественные науки и современность, 1992. № 2. С. 127-138.

85. Искусство и цивилизационная идентичность /Отв. ред. H.A. Хренов; Науч. совет РАН «История мировой культуры». М.: Наука, 2007.

86. Кабо В.Р. Круг и крест: размышления этнолога о первобытной духовности. М.: Восточная литература, 2007.

87. Каверин Б.И. Проблема генезиса и становления русской цивилизации //Русская цивилизация: история и современность. М.: Книга и бизнес, 2003.

88. Каверин Б.И., Бачешкина Т.И. Российская цивилизация: история теоретического осмысления и перспективы развития //Сб. научных трудов. М.: МГЭИ, 2001. С. 7-26.

89. Каганская М., Бар-Селла 3., Гомель И. Вчерашнее завтра. Книга о русской и нерусской фантастике. М.: РГГУ, 2004.

90. Кагарлицкий Б.Ю. Периферийная империя: Россия и миросистема. М.: УльтраКультура, 2004.

91. Кагарлицкий Б.Ю. Управляемая демократия: Россия, которую нам навязали. Екатеринбург: УльтраКультура, 2005.

92. Кант И. Критика чистого разума. Мн: Литература, 1998.

93. Кантор B.K. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.

94. Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М.: Алгоритм, 2007.

95. Кара-Мурза С.Г. и др. Что для России лучше? М.: Самотека, 2008.

96. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо, 2004.

97. Кара-Мурза С.Г. Матрица «Россия». М.: Алгоритм, 2007.

98. Катков М.Н. Империя и крамола. М.: Издательство «ФондИВ», 2007.

99. Кессиди Ф.К. Глобализация и культурная идентичность //Вопросы философии.2003. № 1.

100. Киреевский И.С. В ответ А.С.Хомякову //Киреевский И.С. Полн. собр. соч. М., 1861. Т. 1.

101. Кожинов В.В. Грех и святость русской истории. М.: Яуза, Эксмо, 2006. Кожинов В.В. О русском национальном сознании (Серия: История России. Современный взгляд). М.: Алгоритм, 2002.

102. Козин Н.Г. Идентификационный кризис России //Свободная мысль XXI г. 2002. № 5.

103. Козин Н.Г. Постижение России. Опыт историософского анализа. М.: Алгоритм, 2002.

104. Козлова О.Н. Социология духовной жизни. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004.

105. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. М.: МГИМО-Университет, 2007.

106. Крашенинникова В. Россия Америка: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М.: Издательство «Европа», 2007.

107. Кузык Б.Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития. М.: Институт экономических стратегий, 2008.

108. Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке. М.: ИНЭС, 2006.

109. Кузык Б.Н. У России один эффективный путь развития свой. М.: Знания,2004.

110. Ларионов В.Е. Исток Русского племени. М.: Вече, 2008.

111. Ларионов В.Е. Православная Монархия. Национальная Монархия в России. Утопия или политическая реальность. М.: Издатель Быстров, 2007.

112. Лебедев C.B. Русские идеи и русское дело. Национально-патриотическое движение в России в прошлом и настоящем. СПб.: Алетейя, 2007.

113. Левада Ю. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.1997. №4. С. 7-12.

114. Левин И. Восток: идентичность и глобализация. М.: Институт востоковедения РАН, 2007.

115. Левяш И.Я. Русские вопросы о России (дискурс с Марианом Бродой). М.: Лабиринт, 2007.

116. Лем С. Футурологический конгресс. Осмотр на месте. Мир на земле. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

117. Ленин В.И. Заявление редакции «Искры» /Полн. собр. соч. М.: Изд-во полит, литературы, 1967. Т. 4. С. 358.

118. Леонтьев А.И., Леонтьева М.В. Истоки медвежьей Руси. М.: Алгоритм, 2007.

119. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М.: Эксмо, 2007.

120. Леонтьев М., Невзоров А. и др. Крепость «Россия». М.: Яуза, Эксмо, 2008.

121. Лессиг Л. Свободная культура. М.: Прагматика Культуры, 2007.

122. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989.

123. Локальные цивилизации в XXI веке: столкновение или партнерство? М.: МФК,1998.

124. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2005.

125. Люббе Г. Историческая идентичность //Вопросы философии. 1994. № 4. Ляпин Е.С. Динамика цивилизаций. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007.

126. Малинкин А.Н. Новая российская идентичность: исследование по социологии знания //Социологический журнал. 2001. № 4.

127. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов /Пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. СПб.: Питер, 2005.

128. Матвейчев O.A. Суверенитет духа. М.: Поколение, 2007.

129. Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

130. Мединский В.Р. О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов». М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

131. Мейендорф М. Византия и Московская Русь. Париж: YMCA-PRESS, 1990. Мельникова A.A. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности. СПб.: Речь, 2003.

132. Миненков Г. Концепт идентичности: перспективы определения //Газета интеллектуального сообщества Беларуси Belintellectuals.

133. Митрофанов A.B. Россия перед распадом или вступлением в Евросоюз. М.: Ад Маргинем. 2005.

134. Митрохин Н. Кровь или Библия. Этнонационализм и религиозные организации: опыт СНГ //Неприкосновенный запас. 2001. № 3(17).

135. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб.: Издательский дом «РУССКИЙ ОСТРОВ», 2008.

136. Морозов В.Е. Россия и Другие: идентичность и границы политического сообщества. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

137. Нарочницкая H.A. Великие войны XX столетия. За что и с кем мы воевали. М.: Айрис-пресс, 2007.

138. Нарочницкая H.A. Россия и русские в мировой истории. М.: Международные отношения, 2004.

139. Нарочницкая H.A. Русский мир. СПб.: Алетейя, 2007.

140. Наш Путь. Стратегические перспективы развития России в XXI веке. М.: «АРКТОГЕЯ-центр», 1999.

141. Никонов А.П. Свобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма. М.: Изд-во НЦЭНАС, 2007.

142. Никонов А.П. Судьба цивилизатора. Теория и практика гибели империй. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

143. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

144. Новоселова Е. Москва-Петушки: за языком и обратно //Российская газета. 2005. № 3739. 7 апреля.

145. Осипов Г.В. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.

146. Панарин A.C. Агенты глобализма, http://www.netda.ru/newpublicistypanarin/ panarlag.htm.

147. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М.: Эксмо, 2003.

148. Панарин A.C. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006.

149. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002.

150. Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: Алгоритм, 2003.

151. Перевезенцев C.B. Русский выбор: очерки национального самосознания. М.: Русскш Mipb, 2007.

152. Петрунин Ю.Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской и европейской культуре. М.: КДУ, 2006.

153. Петухов Ю.Д. Русский мировой порядок. М.: Алгоритм, 2008.

154. Пивоев В. М. Этнос и нация: проблемы идентификации. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006.

155. Платонов O.A. Русское сопротивление. Война с антихристом. М.: Алгоритм, 2006.

156. Портер Ф. Съесть или быть съеденным. СПб.: Питер, 2001.

157. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

158. Проект Россия. Вторая книга. Выбор пути. М.: Эксмо, 2007.

159. Проект Россия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.

160. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХ-РАХ-М», 2007.

161. Раевский Д.С. Мир скифской культуры /Пред. В.Я. Петрухина, М.Н. Погребо-вой. М.: Языки славянских культур, 2006.

162. Рикёр П. Я-сам как другой. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008.

163. Россия и Запад в начале нового тысячелетия /Отв. ред. А.Ю. Большакова. М.: Наука, 2007.

164. Россман В. Мистерия центра: Идентичность и организация социального пространства в современных и традиционных обществах //Вопросы философии. 2008. № 2. С.42-57.

165. Русская доктрина (Сергиевский проект) /Под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. М: Яуза-пресс, 2008.

166. Саркисянц М. Россия и мессианизм. К «русской идее» H.A. Бердяева /Пер. с нем. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005.

167. Святитель Филарет (Дроздов) Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне //Московские епархиальные ведомости. 2002. №9-10.

168. Севастьянов А.Н. «Россия для русских!» Третья сила: русский национализм на авансцене истории. М.: Книжный мир, 2006.

169. Сейерс М., Кан А. Тайная война против Советской России. М.: Алгоритм, 2008.

170. Семанов С.Н. Россия без русских. М.: Алгоритм, 2006.

171. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпресса, 1994.

172. Сергеева A.B. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта: Наука, 2005.

173. Скирбекк Г., Гилье Н. Идентичность и признание //История философии. М.: ВЛАДОС, 2001.

174. Следзевский И.В. Образ России как смысловой конструкт //Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 93-104.

175. Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад», 2005.

176. Смолин М.Б. Русский путь в будущее. М.: Издательство «ФондИВ», 2007.

177. Согомонов А. Глокальность. Очерк социологии пространственного воображения//Глобализация и культура, http://www.globalculture.ru/news/news72.html.

178. Соколов А.Е. Не хлебом одним //Размышления о. Вып. 6. Перекличка. Философский альманах. М.: МАКС Пресс, 2003.

179. Соколов К.Н. Духовные основания геополитической борьбы. М.: Поколение, 2009.

180. Соловей В.Д. Кровь и почва русской истории. М.: Русскш миръ, 2008.

181. Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Издательская и рекламно-информационная фирма «Феникс» ГАСК CK СССР, 1991.

182. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

183. Сорос Дж. Эпоха ошибок: Мир на пороге глобального кризиса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

184. Стародубов В.А. Россия США. Глобальная зависимость. М.: Молодая гвардия, 2004.

185. Стиглиц Дж.Ю. Ревущие девяностые. Семена развала. М.: Современная экономика и право, 2005.

186. Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация: Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

187. Тен Ю.П. Символы России и зарубежных стран. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

188. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики. М.: ACT; Астрель; Хранитель, 2007.

189. Толерантность /Общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004.

190. Толерантность против ксенофобий /Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М.: Институт социологии РАН, 2005.

191. Тоненкова М.М. Духовные крылья России. Социально-культурные и духовно-сущностные ценности развивающейся России. М.: Амрита-Русь, 2004.

192. Торопцев А.П. Двенадцать подвигов России. М.: Яуза, Эксмо, 2008.

193. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997.

194. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

195. Травина Е.М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

196. Тренин Д.В. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад». М.: Изд-во «Европа», 2006.

197. Трепавлов В.В. «Белый царь»: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV XVIII вв. М.: Восточная литература, 2007.

198. Третьяков В.Т. Наука быть Россией: наши национальные интересы и пути их реализации. М.: Русскш Mipb, 2007.

199. Трунов A.A., Черникова Е.И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна (опыт философско-культурологического исследования). СПб. : Алетейя, 2007.

200. Труфанова Е.О. Идентичность и Я //Вопросы философии. 2008. № 6. С. 95-105.

201. Тютчев Ф.И. Россия и Запад /Сост. Б.Н. Тарасова. М.: Культурная революция; Республика, 2007.

202. Уолцер М. О терпимости. Лекции по этике, политике и экономике. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000.

203. Уткин А.И. Новый мировой порядок. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.

204. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная монография /Отв. ред. H.A. Купина и М.Б. Хомяков. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

205. Франк С.Jl. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996.

206. Фрейд 3. Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2002.

207. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии. 1990. № 3.

208. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001.

209. Хабермас Ю. Расколотый Запад. М.: Издательство «Весь Мир», 2008.

210. Хайдеггер М. Идентичность и дифференциация //Бытие и время. М.: Мысль, 1997.

211. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мёртв» //Вопросы философии. 1990. № 7.

212. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности. М.: ACT, 2004.

213. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2006.

214. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы философии. 1994. № 10.

215. Холмогоров Е. Русский националист. М.: Издательство «Европа», 2006.

216. Холмогоров Е.С. Русский проект: Реставрация будущего. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005.

217. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Издательский дом «Парад», 2005.

218. Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Мн., 2000.

219. Чеснокова Т., Черкесова Н. Россия DELETE? 2030 год: Глобальная схватка цивилизаций. М.: Яуза, Эксмо, 2007.

220. Чубайс И.Б. Как закончить спор о русской идее, или Какая Россия нам нужна? //Вопросы философии. 2007. № 10. С. 159-165.

221. Чубайс И.Б. Разгаданная Россия: (что же будет с Родиной и с нами): опыт фи-лос. публицистики. М.: АиФ Принт, 2005.

222. Чужие» здесь не ходят. Радикальная ксенофобия и политический экстремизм в социокультурном пространстве современной России /Под ред. Т.В. Евгеньевой. М., 2004.

223. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст: Монография. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2006.

224. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. М.: Время, 2007.

225. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: Монография. М.: Академический Проект, 2007.

226. Шишков A.C. Хочешь погубить народ, истреби его язык //Славянорусский корнеслов. СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 2001. С. 14-23.

227. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993.

228. Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека /Пер. с франц. В.К. Зелинского и H.H. Костомаровой. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006.

229. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997.

230. Шубина И.В. Найти себя //Размышления о. Вып. 6. Перекличка. Философский альманах. М.: МАКС Пресс, 2003.

231. Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999.

232. Экономцев И.Н. Православие. Византия, Россия. М.: Христианская литература, 1992.

233. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Госполитиздат, 1957.

234. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.

235. Этнокультурное взаимодействие в Евразии: В 2 кн. /Отв. ред. А.П. Деревянко, В.И. Мол один, В. А. Тишков. Кн. 1. М.: Наука, 2006.

236. Юревич A.B. Асимметричное будущее //Вопросы философии. 2008. № 7. С. 7695.

237. Юрьев М. Третья Империя. Россия, которая должна быть. СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2007.

238. Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. М.: Новый хронограф, 2008.

239. Яковенко И.Г. Цивилизация и варварство в истории России. Статьи 1-4 //Общественные науки и современность. 1995. № 4, 6; 1996. № 3, 4.

240. Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999.

241. I Всемирный Русский Народный Собор. Третий этап: Россия и русские на пороге XXI века. М., 1996.

242. March Z. Symbols, Conflicts and Identity. Albany, 1993.

243. PRO суверенную демократию. Сборник /Сост. Л.В. Поляков. М.: Издательство «Европа», 2007.

244. Ritzer G. The Mcdonaldization of Society. Pine Forge Press, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.