Духовная культура личности в системе гуманитарного образования: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гавриленко, Наталья Владимировна

  • Гавриленко, Наталья Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 149
Гавриленко, Наталья Владимировна. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Красноярск. 2000. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гавриленко, Наталья Владимировна

Введение.

Глава 1 .Философский анализ понятия духовной культуры личности

1.1. Культура, общество и личность. Философский анализ понятий.

1.2. Сущность духовности. Анализ основных подходов

1.3. Ценностые ориентации в структуре личности и духовная культура личности как ценность.

Глава 2. Гуманитарное образование как ценность и социальный институт

2.1 Гуманитарное образование как социальный институт.

2.2 Гуманитарное образование как ценность.

2.3 Влияние гуманитарного образования на развитие духовной культуры личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная культура личности в системе гуманитарного образования: Социально-философский анализ»

Актуальность темы диссертационного исследования. Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют профессиональных философов, социологов, историков и психологов вновь обращаться к проблеме духовности, рассматривать различные аспекты ее сущности, содержание и структуру духовной культуры личности. Именно с ней связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества и человечества.

Россия переживает духовно-нравственный кризис, который находит свое отражение во всех сферах общественной жизни, в функционировании всех социальных институтов. Распад Советского Союза, этнические конфликты, переросшие в отдельных регионах в гражданскую войну, обнищание значительной массы граждан, растущие контрасты между богатством и бедностью, распад мировой системы социализма, угроза распада самой России - таковы лишь немногие реалии нашей жизни. Все это привело к коренным изменениям общества, в котором мы живем, в его ценностях, нравственных устоях. В условиях глубокого социального и экономического кризиса разрушается привычная уверенность в будущем, переосмысливается прошлое, меняются модели поведения в настоящем, личность утрачивает прежнюю убежденность в своей причастности к большим социальным общностям и группам, переосмысливает представление о своем положении в системе общественных связей. В общественном сознании сложился своеобразный ценностный вакуум, который в наибольшей степени оказывает влияние на молодежь, находящуюся на пороге самостоятельной жизни.

В этих условиях большое влияние уделяется образованию, которое по своей сути работает на будущее, закладывает основы для общественных изменений, предопределяя в большей мере его развитие. Именно образование как наиболее технологическая и изменчивая сторона человеческой культуры «держит руку на пульсе» человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.

Социальный заказ, который стоит сегодня перед образовательными институтами, можно сформулировать в самой общей форме как формирование инициативной, предприимчивой, самостоятельной личности, обладающей об те культурной компетентностью, ответственной за общезначимые (кардинальные) ценности, открытой для постоянного самообразования, готовой к новациям и изменениям, способной свободно самоопределяться в культурном пространстве ценностей. Таким образом, упор делается в первую очередь на развитие духовности личности: возвышенности мысли, ответственности, чувства долга, чуткости и терпимости, человеколюбия, уже на основе которых должны развиваться интеллект и профессиональные качества.

Новая концепция образования должна базироваться на таких гуманистических принципах, как личностно-юриентированный подход к организации всего образовательного процесса, понимание учащегося как субъекта педагогической деятельности, диалогичность как способ реализации межличностных отношений в педагогическом процессе, опора на механизмы внутренней детерминации поведения и деятельности обучаемых, системность и целостность учебного процесса и педагогической деятельности и личности -сак их субъекта.

Невозможно разрабатывать необходимую сегодня педагогику без гуманитаризации образования, без выявления гуманитарной составляющей всего учебного процесса. Именно поэтому вопросы гуманитаризации российской системы образования не потеряли своей актуальности. Необходимо специальное рассмотрение концепции гуманитаризации образования, специфики гуманитарного образования, его ценности как для отдельной I личности так и для общества в целом, а также всего круга вопросов, непосредственно к нему относящихся, и, в первую очередь, проблемы духовности как того центра, вокруг которого группируются идеи гуманизма, культуры, личности.

В настоящее время имеется большое количество монографий и журнальных публикаций, в которых рассматривается духовная культура личности, пути ее формирования, а также ее влияние на судьбы людей и общества. Много работ посвящено анализу процессов, происходящих в образовании, представляющих собой осмысление и обобщение опыта работы по гуманизации и гуманитаризации образования. Но это, однако, не позволяет считать эти проблемы бесспорно решенными и всесторонне раскрытыми. Степень разработанности проблемы. Исследование духовности во всем ее разнообразии содержания и форм в русской культуре имеет давнюю традицию. В философии это исследования В. С. Соловьева, С. J1. Франка, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, Э. В. Ильенкова и многих других; в литературе -произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

Огромный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций, в исследование проблем эстетического и нравственного образования внесли психологи и педагоги Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н, Узнадзе, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.

В основе новой философской образовательной парадигмы лежат труды таких разных авторов как Э. Гуссерль и М. Хайдеггер, Д. Дьюи и М. Бубер, Л. Шестов, Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, Э. В Ильенков и М. К. Мамардашвили, В. С. Библер и Г. П. Щедровицкий. Большой вклад в разработку проблем философии образования внесли отечественные ученые Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко, В. Н. Сагатовский, В. С. Степин, В. В. Краевский, Е. С. Ляхович, И. В. Захаров, Н. Н. Пахомов, В. А. Дмитриенко, В. М. Розин, Н. С. Розов, Н. С. Ладыжец, В. Д. Шадриков, Л. В. Хазова, и другие.

Попытки определить место проблем образования в контексте будущего мировой цивилизации с учетом динамичных перемен, происходящих в жизни общества, были предприняты в докладах, подготовленных по заказу ЮНЕСКО в 70-80-х годах. Среди других исследований, посвященных образованию, наиболее значителен доклад Римского клуба «Нет пределов обучению», подготовленный в 1979 г. Д. Боткиным, М. Эльмандирой, М. Малитцем. В нем определялась роль и место образования в решении глобальных проблем современности, а так же в преодолении разрыва, возникшего между человеком и созданной им цивилизацией.

Соотнесенность образования с культурным контекстом, с культурными ценностями общества исследуют А. Майер, М. Мид, J1. Г. Олех, Г. И. Пегрова, Н. С. Розов, В. Л. Рабинович. В работах О. В. Долженко, Ф. Т. Михайлова, Н. Н. Пахомова, В. М. Розина образование рассматривается включенным в личностные смыслы человека.

Значительный вклад в основание теории ценностей внесли американские и западно - европейские ученые. Т. Parsons, Y. W. Allport, Р.Е. Vernon, F. Adler,

C. Morris, W. R. Catton, C. Kluchohn, L. L. Thurstone, M. Rokeach, H. D. Lasswell,

D. Riesman и другие.

Теории ценностей посвящены и работы современных авторов: Н. Н. Андреевой, Н. Я Голубковой, JI. Г. Новиковой, С. Ф. Анисимова, С. И. Григорьева, М. Н. Громова, А. Г. Здравомыслова, С. Н. Иконниковой, Г. В. Кузнецовой, Н. И. Лапина, А. М. Гендина, В. Т. Лисовского, В. Г. Немировского, М. Н. Руткевича, Л. Я. Рубина, М. X. Титма, Л. К. Уледова, А. И. Шенурика, П. Н. Якобсона, В. А. Ядова и других.

Исследованию непосредственно образовательных ценностей посвящены работы современных ученых: В. М. Розина, Н. С. Розова, О. В. Долженко, Л. В. Хазовой.

Различные стороны гуманизации как важнейшего принципа развития образования были рассмотрены в трудах российских авторов начала XX века:

В. П. Вахтерова, В. М. Бехтерева, М. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева. Принципиальные вопросы проблем гуманизации и гуманитаризации образования в наше время решались в трудах Д. С. Лихачева, В. М. Розина, Н. С. Розова, О. В. Долженко, Л. В. Хазовой.

Однако, несмотря на широкий спектр исследований, на наш взгляд, недостаточно разработанными остались некоторые важные вопросы, требующие социально-философского анализа. Эти вопросы определили объект, предмет и основные задачи данной работы.

Объектом диссертационного исследования является духовная культура личности и гуманитарное образование. Предмет исследования - социально-философские аспекты формирования ценностных ориентаций, как основы духовной культуры личности, в системе гуманитарного образования. Основные задачи исследования:

- на основе философского анализа понятий: «культура», «духовность» и «личность» определить сущность духовной культуры личности и исследовать факторы и пути ее формирования;

- выявить значение ценностных ориентаций, как основы духовной культуры личности, в системе факторов детерминации человеческой деятельности;

- раскрыть сущностную природу феномена гуманитарного образования и его роль в формировании духовной культуры личности;

- показать преимущество проблемноориентированной модели гуманитарного образования и возможности ее реализации через культурологические курсы. Методологические основы работы. Теоретико-методическими основаниями исследования являются диалектический метод, принципы материалистического понимания факторов детерминации человеческой деятельности, системный, деятельностный и ценностный подходы к анализу изучаемых явлений.

Важным методологическим ориентиром в изучении поставленной проблемы явились принципы историзма и всеобщей связи явлений. Г

Научная новизна исследования. Новизна данной работы заключается в том, что проблема духовной культуры личности рассматривается в органической взаимосвязи с образованием в целом. Анализ данной проблемы осуществляется в новых социально-экономических условиях, влияющих на формирование и развитие ценностных ориентаций, как основы духовной культуры личности. Автор выделяет следующие основные элементы новизны:

1) уточняется содержание центрального для диссертационной работы понятия «духовная культура личности»; обосновывается идея о том, что духовная культура личности является важнейшим условием устойчивости личности в кризисных ситуациях;

2) обосновывается положение, согласно которому ценностные ориентации выступают как основа духовной культуры личности, занимая ведущую роль в системе факторов детерминации человеческой деятельности;

3) показывается, что сущность гуманитарного образования заключается в следующем: оно с одной стороны готовит человека к вхождению в наличное общество, а с другой — формирует его способность изменять себя вместе с обществом;

4) уточняются понятия гуманизации и гуманитаризации образования; показывается преимущество проблемноориентированной модели гуманитарного образования в развитии духовной культуры личности, заключающееся в том, что она предусматривает механизм перевода гуманистических идей и идеалов в установки сознания, навыки анализа и гуманистически ориентированной деятельности; рассматривается возможность реализации данной модели через культурологические курсы. Практическое значение исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в лекционных курсах по социальной философии по /троблемам человека. Выводы работы могут быть положены в основу программ гуманитаризации учебного процесса в различных образовательных структурах. Рекомендации, высказанные в работе могут быть использованы в конкретных разработках, учебных планах и методических пособиях по гуманитаризации учебного процесса.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены в выступлениях на ряде научно-практических конференций международного, республиканского, регионального уровня (Уфа, 1994; Красноярск, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998; Омск 1997; Хабаровск 1997). По теме диссертации имеется 6 публикаций.

Структура и объем диссертационного исследования. Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и отражает последовательность поставленных задач. Диссертация включает в себя 146 страниц печатного текста и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, а также списка используемой литературы в количестве 177 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гавриленко, Наталья Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования духовной культуры личности, ее ценностных ориентаций имеет социально-практическое значение и потому вызывает непреходящий научный интерес. В данном исследовании была предпринята попытка рассмотрения духовной культуры личности в органической взаимосвязи с системой гуманитарного образования. Модернизация последнего является важнейшей задачей выживания человечества, поскольку образование сегодня становится одним из главных механизмов эволюции цивилизации.

Мы сегодня стоим не только на условном пороге нового тысячелетия, но и на пороге фундаментальных преобразований во всей человеческой культуре. Сегодняшнему динамичному обществу настоятельно требуются самостоятельные и предприимчивые люди, обладающие способностью к коммуникации, своевременной обратной связи при оценке планов и проектов, умеющие находить оптимальный выход из возможных конфликтных ситуаций.

Процесс изменения сознания человека и ментальности общества очень длителен и требует огромных духовных и материальных затрат. Но без него невозможны никакие проводимые в обществе преобразования, которые определяются стойкими ценностными ориентациями личности, последовательно формируе мыми на разных этапах жизни человека, на всех ступенях образования.

Спасение человечества от целого ряда катастроф, на которые люди сами обрекли себя, возможно при условии всеобщего и открытого диалога между различными системами, участвующими в организации и обеспечении человеческой жизни - диалога с природой, диалога между различными социальными институтами и системами, диалога между разными людьми, опирающимися на диалогичность сознания»1.

1 Абрамов Ю.Ф., Кудашов В.И. Феномен диалогичное™ и современное образование. - Иркутск. 1998. С. 169.

Модернизация образования должна идти по пути создания диалогической модели современного образования, проявлением которой может служить гуманитарное образование, понимаемое нами в широком смысле, как приобщение к культуре, то есть к деятельности человека, направленной на сохранение и развитие человечества.

В работе проведен философский анализ понятий «культура», «общество» и «личность», что позволяет сделать следующие выводы:

1. Сущность культуры - это процесс созидания и развития общественного человека во имя своей родовой человеческой природы при помощи всех созданных им материальных средств, всего богатства общественных отношений и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни.

2. Понятие культуры возникает как выражение определенного подхода к характеристике всего общества, всех сфер его жизни. Культура и формирует человека, и является формой его самовыражения, проявления его человеческой сущности. Она характеризует меру овладения им различными способами человеческой деятельности, и меру его собственного развития как субъекта деятельности, субъекта социально-исторического творчества, в процессе которого человек создает и самого себя. Общество как мир культуры представляет собой социальный механизм, все звенья которого должны быть устремлены к личности и ее развитию.

3. Понятие «личность» характеризует социальную сущность индивида, представляющую собой совокупность присвоенных им общественных отношений. Структура личности выражается в структуре ее социальных ( сущностных ) сил, понимаемых нами, как мера присвоения человеком общественных отношений, раскрывающаяся в его деятельности. Она включает в себя следующие элементы: 1) способности к выполнению социальной деятельности; 2) потребности; 3) знания, навыки и умения; 4) человеческие чувства. Культура по отношению к личности выступает общественным механизмом», благодаря которому последняя формирует и реализует свои социальные ( сущностные ) силы. В целом, во взаимодействии с культурой личность можно рассматривать в трех важнейших отношениях:

- личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия;

- личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;

- личность создает культуру, будучи сама субъектом культурного творчества.

Опираясь на философский анализ понятий и уточняя взаимосвязь между культурой, обществом и личностью, мы можем сказать, что культура - это общественный процесс самосозидания личности, в основе которого лежит духовность.

Единого понятия духовности не существует. Анализ философской, социологической, теологической, психологической и педагогической литературы позволил нам выделить четыре основные подхода: 1)космологический, 2) теологический, 3) аксиологический, 4) когнитивный. Первые два в значительной степени перекликаются, трактуя духовность как универсальное одухотворенное начало мира. При этом сущность человека, потенциальные возможности его духа рассматриваются как мера приобщения к этому началу. Представители аксиологического направления в качеЪтве гармонизирующих начал человека с Универсальным Абсолютом, Логосом, высшим Порядком мира, Богом видят, прежде всего, внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности. Сторонники когнитивного подхода стремятся выявить рациональную сторону духовного бытия. Ряд современных авторов обращается к социологическим аспектам исследования духовности и рассматривают ее как характеристику внутреннего мира человека, связанную с гносеологическими и социальными потребностями.

Анализ сущности духовности позволяет сказать нам, что в принятой системе исследования, духовность - это свобода личности развивать себя как социальную сущность. Исходя из этого, духовная культура личности понимается нами как деятельность личности по присвоению общественных отношений в виде знаний, умений и образов, имеющих ценностную окраску и активность личности, направленная на преобразование самих общественных отношений.

Основу духовной культуры личности составляют ее ценностные ориентации, которые образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности. Непротиворечивая иерархия этих ценностных ориентаций, обусловливает цельность, надежность, верность личности определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя последних. Система устойчивых ориентации личности является показателем того, что можно ожидать от нее в будущем.

Основная ценность духовной культуры личности, с нашей точки зрения, заключается в ее способности оградить личность от негативных поступков, настроений и эмоций, способных отравить нравственно-психологическую атмосферу окружающей социальной среды и ее собственную жизнь.

Исходя из нашего понимания духовной культуры личности, мы можем сказать, что изменения в обществе зачастую являются следствием изменений в духовной культуре личности, которые проявляются во всех социальных институтах. В тоже время на развитие духовной культуры личности большое влияние оказывает сам тип общества.

Среди социальных институтов, оказывающих влияние на развитие духовной культуры личности, сегодня особое место занимает образование. Именно поэтому важное значение имеет его модернизация, понимаемая нами, как процесс движения к культурно-, социо-, и личностноориентированному образованию, обеспечивающему осознанное и ответственное жизнетворчество личности в сложном меняющемся мире.

Особое место в процессе модернизации образования, по мнению автора, занимает гуманитаризация образования, представляющая собой систему организационных, методологических и психологических мер, направленных на совершенствование содержания, форм и методов обучения и воспитания, а так же на проникновение гуманистических идей и гуманитарных методов в образование. Гуманитаризация предполагает усиление внимания общества к гуманитарному знанию, к гуманитарным дисциплинам, без которых невозможно сформировать «мир человека», его ценностные ориентации, идеалы, мировоззрение, в широком смысле - его духовность. Гуманитаризация связана с общечеловеческой культурой и общечеловеческими ценностями.

Разделение гуманитарного, естественнонаучного и технического в образовании привело к деформации самой идеи гуманитарного образования. Фактически оно стало рассматриваться наряду с другими как особая форма специализированных знаний, а не как сфера воспроизводства целостной социально-культурной личности, интеллигентности и духовности.

С нашей точки зрения, главная ценность гуманитарного образования заключается в том, что оно является важнейшим средством снижения негативных последствий растущей специализации и профессионализации образования, а так же условием сохранения человеческой цивилизации. «Сверхзадача» гуманитарного образования заключается в формировании у студентов понятия об общечеловеческих, общезначимых (кардинальных) ценностях, ответственности за эти ценности, свободном самоопределении индивида в культурном пространстве ценностей.

Это представляется возможным в связи со спецификой гуманитарных знаний и гуманитарного познания, позволяющей формировать гуманитарное мышление, которое можно назвать - ценностным (диалогическим). Оно воссоздает смысл человеческого бытия на двух уровнях: на уровне «микродиалога» - в человеческом сознании и в «макродиалоге» культуры.

Гуманитарное мышление ( в силу наличия в нем двух различных планов -научного «уразумения» и «человеческого проникновения», анализа и диалога ) в качестве основы обновляющегося сознания, в качестве методологического подхода к изучению системы «человек - природа» позволяет, на наш взгляд, выполнять человеку его нелегкое предназначение «скрепы мира» сохранять и поддерживать целостность и полноту человеческого бытия. Гуманитарное мышление, в отличие от других типов мышления, органически включает в себя ценностные, пристрастные состав яяющие и поэтому может способствовать развитию сознания во всей его полноте. Человеческое сознание, опирающееся лишь на понятийное мышление, полностью очистившееся от всякой пристрастности, рано или поздно приведет, и уже привело, к перекосам в жизни общества, индивида. Полноценное развитие, функционирование сознания, одновременно и на равных с развитием разума, включает развитие человеческой души. Именно на этом полюсе, в отличие от объективно-познавательных процессов, нацеленных в пределах на полное «снятие» человеческой пристрастности, концентрируются ценностно-познавательные, духовно-эмоциональные процессы, которые развивают и совершенствуют именно субъективную, ценностную сторону нашего сознания. Именно в этой пристрастной, ценностной сфере обретают свою реальность гуманистические начала, духовность, идеалы, цели, мотивы.

Наиболее полно возможности гуманитарного образования могут реализоваться в проблемноориентированной модели, представляющей собой переориентированность с дисциплин на проблемы и требующей больших изменений в процессе организации и преподавания сощюгуманитарных дисциплин. Разработка базового культурологического курса будет способствовать, на наш взгляд, практическому воплощению в реальном учебном процессе данной модель.

В таком виде гуманитарное образования, на наш взгляд, будет способствовать приобщению обучающихся к культуре, наполненной духовностью. Именно такая культура способна противостоять невежеству, охватившему наше сегодняшнее общество и проявляющемуся в политике -через уродливые способы борьбы за власть; в экономике - через подрыв материальных основ жизни народа и каждого человека; в духовной жизни общества - через растлевание самого ценного - корней бытия общества и личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гавриленко, Наталья Владимировна, 2000 год

1. Абрамов Ю. Ф., Кудашов В. И. Феномен диалогичности и современное образование. - Иркутск, 1998.

2. Абульханова Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: соотношение философского, методологического и конкретно - научного подходов к проблеме индивида. - М., 1977.

3. Андреева Н. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1989. - № 1.

4. Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. Вып.З. М., 1970.

5. Анисимов С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестник Московского университета. 1994. - № 4.

6. Антипова Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск, 1987.

7. Аристотель. О душе. Собр. соч. в 4т. М., 1975.

8. Арсентьев А. С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии и философии в мире. М., 1994.

9. Барулин В. С. Социальная философия. Ч. 1. М., 1993.

10. Ю.Бахтин М. М. Проблема текста // Вопросы литературы. 1976. - № 10.

11. П.Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1986.

12. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник 1984 1985. - М., 1989.

13. В.Бачинин В. А. Духовная культура личности. -М., 1986.

14. Безчеревных Э. Б. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности // Философско психологические проблемы развития образования. - М., 1981.

15. Библер В. С. От наукоученмя к логике культуры. М., 1991.

16. Бим Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. - М., 1994.

17. Блонин В. А. Проблема интегрированного подхода к общему гуманитарному образованию в университете // Тезисы Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». Новосибирск, 1995.

18. Блонский П. П. Педагогические и психологические произведения. В 2 т. Т. 1. -М., 1979.

19. Бодалев А. А. О коммуникативном ядре личности // Современная педагогика. 1990. - № 5.

20. Бом Д. Наука, духовность л глобальный кризис: в направлении мира с будущим // Человек. 1993. - № 1.21 .Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1987.

21. Буровский А. М. Антропоэкология ( концепция антропогеосферы, ее сущности, морфологии, структуры, динамики, истории ). Красноярск,1994.

22. Вахтеров В. П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм // Русская школа. 1901. - № 2.

23. Введение в христианство. М., 1988.

24. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

25. Велихов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования //Вопросы философии. 1983.-№11.

26. Вернадский В. И. Начало и вечная жизнь. М., 1989.

27. Виденеев Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.

28. Виденика В. П., Руденко Р. Г. К вопросу о критериях оценки гуманитаризации образования // Проблемы развития федерации и высшей школы. Харьков, 1991. .

29. Виндельбанд В. История и естествознание // Прилюдии. СПб., 1904.

30. Волошинов В. Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб.,1995.

31. Гальперин П. Я. Введение в психологию. -М., 1976.

32. Гарайедага Д. Подготовка специалистов по прикладному системному анализу. Рассогласованность средств и содержание образования. Практика проектирования как педагогический метод // Искусство и наука в системной практике. М., 1989.

33. Гванин Ю. С. О гносеологическом содержании понятия «оценка» // Вопросы философии. 1987 - № 6.

34. Гегель Г. В. Ф. Философия духа. // Энциклопедия философских наук. Т. 3. -М., 1977.

35. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Кн. Первая. СПб., 1992.

36. Гендин А. М. Изменения в ценностных ориентациях учащейся молодежи в переходный период // Современное российское общество: осмысление прошлого, поиск достойного будущего. Красноярск, 1995.

37. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико ориентированных образовательных концепций ). - М., 1998.

38. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

39. Гофф Ж. С небес на зем^ ( перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII XIII вв.) // Одиссей. - М., 1991.

40. Григорьев С. И. Социология'жизненных сил и социология субъективности в контексте поиска новой парадигмы социологического мышления // Социологическая работа. Вып. 5. М., 1992.

41. Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. М., 1994. - № 1.

42. Гуревич А. Я. К читателю // Одиссей. 1989.

43. Гуревич А. Я. Социальная история и исторические науки // Вопросы философии. 1990. - № 4.

44. Демин М. В., Подольская Е. А. Ценностная ориентация личности как философская проблема // Методические вопросы исследования современных общественных процессов. -М., 1981.

45. Дмитриенко В. А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт. -Красноярск, 1989.

46. Дмитриенко В. А., Домбинская М. Г. Проблема формирования духовной культуры студента II Образование в Сибири. 1996. - № 1.

47. Докинз Р. Эгоистический ген. М., 1993.

48. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995.

49. Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-политический анализ. Л., 1974.

50. Иконникова С. Н., Соколов Э. В. Диалектика развития личности // Духовная культура развитого социализма и личность. Л., 1980.61 .Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.

51. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1984.

52. Lb*t:iH И. Путь духовного обновления. Собр. соч. в 10 т. М., 1993.

53. Иоанн. Митрополит Санкт Петербургский и Ладожский. Нам доверено Отечество // Советская Россия. - 30.01.1993. - № 12.

54. Каган М. С. О духовном // Вопросы философии. 1985. - № 9.

55. Каган М. С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки. 1989.

56. Карпинская Р. С., Никольский С. А. Социобиология. Критический анализ. -М„ 1986.

57. Келле В. Ж. Наука как феномен культуры // Наука и культура. М., 1984.

58. Кислов Б. А. Проблема истины в оценке // Истина как гносеологическая концепция. Свердловск, 1983.

59. Книжность как феномен культуры ( материалы «круглого стола» ) // Вопросы философии. 1994. - № 7 - 8.

60. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

61. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.

62. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. М., 1957.

63. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.

64. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1988.

65. Коркин Н. А., Недия Г. С. Актуальные проблемы современной марксистской теории ценностей // Вопросы философии. 1986. - № 9.

66. Коршунов А. М., Мантанов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988.

67. Косова Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования И Социологические исследования. 1994. - № 2.

68. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. - № 12.

69. Кузнецова Г. В., Максимов Л. В. Духовные ценности: утраты, поиски, обретения. Ниж. Новгород, 1991.

70. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. -М., 1980.

71. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной революции современной России // Социологические исследования. 1994. - № 5.

72. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.

73. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.

74. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности // Духовность и культура. Екатеринбург, 1994.

75. Лисовский В. Т. Современное студенчество. Социологические очерки. М., 1990.

76. Лисовский В. Т. Что значит быть современным? М.,1993.

77. Лихачев Д. С. Агрессивность «бездуховности» // Литературная газета. -30.05. 1990.

78. Лосев А. Ф. Дух // Философская энциклопедия в 6 т. Т. 2. М., 1962.90 .Jtv^eB А. Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления философа. — М., 1990.91 .Лосский Н. Условия абсолютного добра. М., 1991.

79. Лосский Н. Мистическое богословие. Киев, 1991.

80. Мамардашвилли М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.

81. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21,42.

82. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976.

83. Михайлов Ф. Т. Перспективы гуманитаризации образования // Философские исследования. 1995. - № 4.

84. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

85. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

86. Н адираш в илл и Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. -Тбилиси, 1974.

87. Немировский В. Г. Социология личности: теория и опыт исследований. -Красноярск, 1979.

88. Немировский В. Г. Концепция сигнала жизни в массовом сознании. Методология и опыт социологического исследования. Диссертация на соискание уч. степени доктора социологических наук. Вюльнюс, 1989.

89. Немировский В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев, 1990.

90. Нескрябина О. Ф. Культура, творчество и утверждение индивидуальности //За единство истины, добра и красоты. Красноярск, 1993.

91. Нескрябина О. Ф. Интеллигентность и индивидуализм актуальные системы ценностей и задачи образования // Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия. - Новосибирск, 1999.

92. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

93. Питирим. Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Тело, душа и совесть ( Учение о человеке в христианской традиции и современность ) // О человеческом в человеке. М., 1991.

94. Пузиков В. Г., Тимофеев А. Ф. Иерархия ценностей в системе образования // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. -Новосибирск, 1995.

95. Пушкин В. Н. Психология и кибернетика. М., 1971.

96. Пятикорский А. М. Индивид и культура // Вопросы философии. 1990. -№5.

97. Рерих Н. К. Избранное. М., 1979.

98. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985.

99. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911.

100. Ричардсон Г. Образование для свободы. М., 1997.

101. Розин В. М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. М., 1*32.

102. Розин В. М. Философия образования. Красноярск, 1993.

103. Розов Н. С. Архивариусы и новаторы // Вестник высшей школы. 1990. -№ 11.

104. Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.

105. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. М., 1995.

106. Рубенс А. А. Ценностные отношения и личность // Проблемы формирования целостной личности. Рига, 1976.

107. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.

108. Русско латинский словарь. - СПб., 1891.

109. Руткевич М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.

110. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976.

111. Сабирова Д. К. Нравственно эстетические нормы образования // Тезисы Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия». - Новосибирск, 1995.

112. Сагатовский В. Н. Храм и путь к нему ( о ключевых ценностях образования) // Философия образования для XXI века. М., 1992.

113. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л., 1979.

114. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.

115. Серебряков Л. Е. Философская культура учителя // Педагогическое образование. Вып. 10. М., 1993.

116. Силичев Д. А. Культурология. М., 1998.

117. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М., 1989.

118. Слуцкий М. С. Перспективные возможности преодоления кризиса современного образования И Человек Философия - Гуманизм: Материалы Первого Российского философского конгресса. Т. 7. Философия и проблема человека. - СПб, 1997.

119. Соловьев В. С. Собр. соч. в 2 т. М., 1988.

120. Социальная стратификация в человеческом измерении // Философская и социологическая мысль. 1992. - № 2.

121. Социальная философия франкфуртской школы. М., 1975.

122. Степям В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенных цивилизаций. М., 1994.

123. Титма М. X. Жизненные ценности одного поколения. М., 1992.

124. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. Тбилиси, 1966.

125. Уледов А. К. Духовная жизнь общества: проблема методологии исследований. М., 1980.

126. Урсул А. Д. Путь в ноосферу. М., 1993.

127. Федоров Н. Ф. Философия общего дела // Сочинения. М., 1982.

128. Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень, 1992.

129. Федотова В. Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. - № 3.

130. Федотова В. Г. Цена прогресса. М., 1988.

131. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

132. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

133. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

134. Фролов И. Т. Прогресс науки и будущее человека. ( Опыт постановки проблемы; дискуссии; обобщения. М., 1975.

135. Хазова Л. В. Гуманитаризация естественнонаучного и инженерного образования. -М., 1990.

136. Хазова Л. В. Концептуальные основы и опыт модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты. Красноярск, 1997.

137. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. -М., 1988.

138. Хаидеггер М. Время и бытие // Статьи и выступления. М., 1993.

139. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

140. Циолковский К. Э. Воля Вселенной. Калуга, 1928.

141. Чагли И. И. Труд. М., 1979.

142. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.

143. Шадриков В. Д. Социальные науки и гуманитаризация высшего образования в России ( О развитии гуманитарного образования ) // Высшее образование в России. 1992. - № 3.

144. Шалышкина И. В. Духовные ценности в жизни общества: перспективы философского осмысления // Философская и социологическая мысль. 1992. - № 5.

145. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

146. Шенурик А. И. Духовная культура современной молодежи. М., 1990.

147. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманитаризации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов - на - Дону, 1995.

148. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

149. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. Красноярск, 1993.

150. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методология проблемы социальной психологии. М., 1975.

151. Якобсон П. Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

152. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

153. Allport Y. W., Vernon P. Е. A study of values. Boston, 1951.

154. Adler F. The value consept in sociology // American Journal of sociology.1956,-N62.168f—--Education and society today // Ed. By A. Harnett and M. Naish. L.; N.Y.;1. Philad., 1986.

155. Catton W. R. A theory of value // American Solioligical Review, 1950.

156. Kluckhohn C. Values and value orientation in the theory of acthion: anexploration in definition and classification // Foward a general theory of action. 1. Cambridge, 1951.

157. LasswellH. D. The analysis of political behavior. London, 1949.

158. Morris C. Varieties of human value. Chicago, 1956.

159. Ornstein A., Levine D. Foundations of Education. Boston, 1995.

160. Power E. Philosophy of Education. N.Y., 1992.

161. Parsons T. Capitalism in Recent. Yerman literature: Sombart and Weber // Journal ofRolitical Economy. -1928. Vol. 36. - N 6; - 1929. - Vol. 37. - N1.

162. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. San Fransico, 1972.

163. Thurstone L. L. The measurement of values.- Chicago, 1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.