Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Романова, Ангелина Сергеевна

  • Романова, Ангелина Сергеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 177
Романова, Ангелина Сергеевна. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2000. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Романова, Ангелина Сергеевна

ф Введение

Глава I. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы духовности личности.

1.1 Ретроспективный анализ истоков проблемы.

1.2 Религиозно-этические ориентации в социально- 18 духовном становлении личности.

1.3 Движение от мистифицированно-идеалистического к материалистическому втолкованию понятий «дух», «душа», «духовность».

Выводы.

Глава II. Научно-педагогические основы духовно - нравственного воспитания.

2.1 Историко-педагогический анализ проблемы нравственности личности.

2.2 Гуманность как основа духовно-нравственного формирования личности школьника

2.3 Психолого-педагогические условия, повышающие эф-% фективность духовно-нравственного воспитания учащихся

2.4 Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

Выводы.

Глава III. Пути и средства духовно-нравственного развития , личности учащегося.

3.1 Основные направления, принципы, положения духовно-нравственного формирования учащихся на практике

3.2 Средства и методы духовно-нравственного воспитания учащихся.

3.3 Учет возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей в их духовно-нравственном воспи- 131 тании

3.4 Обобщение опыта, проверка эффективности научно-практических рекомендаций исследования

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях»

Проблема духовности, нравственности является вечной проблемой. Ею занимались античные философы Сократ, Платон, Аристотель, Сенека; гуманисты эпохи Возрождения Петрарка, Данте, Боккаччо, Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень; Т.Мор, В.Фельтре; представители гуманистической этики, субъективистко-этических теорий, религиозно-мистической философии У.Файт, И.Левин, К.Гарнет, А.Смит, Д.Юм,

A.Роджерс, Ф.Шарп, Н.А.Бердяев, Д.Мережковский, Н.Минский,

B.Базаров, А.А.Богданов; великие мыслители Г.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин; педагоги классики Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Р.Песталоцци, И.Ф.Герберт,

A.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Н.К.Крупская, С.Френе; известные отечественные и зарубежные педагоги И.Ф.Свадковский, И.С.Марьенко, И.С.Кон, Я.Корчак; многие ученые-педагоги О.С.Богданова, Г.Н.Волков, Т.П.Гаврилова,

B.Е.Гурин, Э.Б.Козлов, И.М.Краснобаев, С.Д.Лапшенок, В.Г.Нагаева, Т.А.Макарова, И.В.Павлов, Ф.Н.Щербак, М.Г.Яглома, В.М.Шепель, О.Д.Калинина, Х.Штольц, Р.Рудольф, Е.А.Суслова, О.Ришар, Н.Владинска, Л. Александросон, В.Зайбель, Д.Сноу, Д.Гринзер, Л.Синвей и др.

О духовности, нравственности как о массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут или препятствовать, или способствовать широкому утверждению их принципов.

Сегодня наше общество переживает сложный период своего развития, где кризисные явления охватили все сферы жизни и деятельности людей. Характерными чертами этих явлений в духовной сфере общества являются падение удельного веса нравственных ценностей, снижение духовных начал в жизни людей. В воспитательной работе, оперируя общими категориями социального порядка, мы часто оставляем на второй план, а порою просто забываем, такие основополагающие для человека понятия, как выполнение своего нравственного долга, совесть, честь, честность, порядочность, милосердие, достоинство, благородство, добро, умение поставить себя на место другого. Без подобных нравственных устоев не может нормально существовать и развиваться общество. Человек лишь в том случае достоин своего призвания, когда он не может бесстрашно, равнодушно внемлеть добру и злу, когда он добросовестно выполняет свой долг, надежно делает свое дело.

Метастазы безнравственности и безразличия в нашем обществе распространились настолько, что создали благоприятные условия мафиозным элементам для преступлений. Аморальный симбиоз привел к тому, что стали попираться общечеловеческие и национальные ценности. Среди них такие высоконравственные качества человека, как доброта, помощь слабым, малым и старым. Наша боль и забота даже в тяжелейшие для страны годы, разрухи и войны, всегда была на стороне детей-сирот. А вот в последние годы все чаще наблюдается безразличие, недостойное имени человека отношение к обездоленным детям, которых насчитывается несколько миллионов в детских домах, в опеке и попечительстве, в бегах. Проблема молодежной преступности становится фактором угрозы национальной безопасности страны, в том числе и в стратегической перспективе. Если в 1996 годуна десять тысяч взрослых в год приходилось 117 преступлений, то среди подростков этот показатель составлял 230. За последние годы детская преступность многократно увеличилась. Каждый пятый грабеж, каждая третья кража личного имущества, каждый второй автомобильный угон - дело рук несовершеннолетних. При этом каждое третье преступление совершается в составе группы. Детская преступность сегодня заняла ведущее место в перечне острейших проблем. Сегодня наше общество не может не тревожить и то, что в стране ежегодно совершается свыше 80 тысяч самоубийств, 300 тысяч детей находятся в домах ребенка и в детских домах, причем 95 тысяч из них имеют одного или обоих родителей. В настоящее время в стране распадается каждый второй из вновь заключенных браков, число наркоманов по официальным данным составляет 130 тысяч, в крупных городах насчитывается более 120 тысяч зарегистрированных проституток, в стране на учете стоят 4,5 млн. алкоголиков, их количество не уменьшается на протяжении последних 10 лет. "По данным Госкомстата России за 10 месяцев 1998 года самоубийства совершили 44,7 тыс. человек, а за соответствующий период 1997 года этот показатель составил 47,7 тыс. человек. По данным за прошлый год, на каждые 100 тыс. населения приходится примерно 37 случаев добровольного ухода из жизни" ("Советская Россия" от 11 февраля 1999г.). Одна из бед нашего общества в последнее время заключается в том, что моральные призывы людей, занимающих высокие положения в обществе, но потерявших всякое уважение среди народа, создают ситуацию социальной фальши, лицемерия, становятся еще одним источником отравления нравственной атмосферы.

В борьбе с аморальными явлениями особая роль принадлежит подлинной демократизации общества, без которой невозможно преодолеть неверие, цинизм, пассивность. Однако сам процесс демократизации может успешно протекать лишь в условиях здоровой моральной атмосферы в обществе, когда в этот процесс вовлечены образованные, политически зрелые, высоконравственные и граждански ответственные люди. В таких условиях демократия сама учит нравственности через широкую гласность, свободное обсуждение актуальных проблем, открытий, всеобъемлющий общественный контроль.

Нравственность неразрывно связана с социальной ответственностью, ее утверждение не может осуществляться без нравственных средств. Достойная человека нравственная позиция не может быть избирательной, ограниченной одной или даже несколькими сферами; она должна проявляться всегда, везде и неукоснительно. Так, нельзя быть совестливым и порядочным человеком с развитым чувством справедливости, высокой гражданственностью, не будучи в то же время подлинным патриотом. Человек, не уважающий национальную культуру, язык, традиции своего народа, безразличный к его прошлому, настоящему и будущему, так же бездуховен и ущербен, как и ярый националист. Таким образом, чтобы судить об уровне и состоянии нравственности того или иного человека, общества, группы, коллектива, необходимо иметь в виду всю совокупность составляющих, из которых складывается их поведенческая позиция. Это отношение к труду, распределению результатов труда, реакция на попрание социальной справедливости, национальных чувств и личного достоинства человека, потребительского, бесхозяйственного отношения к природе, богатствам родной земли, это и отношение к истории страны, к явлениям культуры прошлого и настоящего, забота о памятниках старины; это беспокойство о детях, родителях, престарелых, отношение к традициям и обычаям народа и многое другое, ибо правда о прошлом - предпосылки правды и о сегодняшнем, и о завтрашнем. Упадок нравственности привел к попранию многих народных традиций, приобретенных веками. Носители бездуховности и безнравственности, вседозволенности и преступного стяжательства навязывают обществу свою превратную систему ценностей, свою мораль - мораль торжествующей пошлости. Антиморальные явления в нашей стране приобрели критические масштабы. Очевидно, в таких условиях возрождение нравственных ценностей - это утверждение политической честности, преодоление посягательства на состояние народного духа, на права народа на труд, жизнь, свободу, справедливость, помня, что нравственно воспитанный человек - это прежде всего труженик, у которого сформирована постоянная потребность, заниматься трудовой деятельностью, видеть ее плоды, искать пути ее совершенствования и расти в этой деятельности вместе с коллективом тружеников. Но сегодня многие трудоспособные граждане нашей страны оказались в ряду безработных, в школах и вузах ослаблена работа по трудовому воспитанию учащейся молодежи.

Перед молодежью всегда стояла проблема нравственного выбора. Сегодня проблема нравственного выбора в нашей стране также обострилась. Если раньше все средства массовой информации, школа, ученические организации внушали школьникам, что они живут в самой счастливой, самой богатой стране, то сегодня картина иная. Учащаяся молодежь получает информацию достаточно мрачную, чутко реагирует на состояние общества. Все это определенным образом действует на психику молодежи, формирует цинизм, отрицание истин.

Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы не допустить перехода отдельных нарушений норм в поведении ученика в устойчивые недостатки его нравственного развития. Педагогическим коллективам сегодня приходится решать эту проблему, как мы уже говорили выше, в условиях нестабильности, неустойчивости общества, экономического кризиса, когда в средствах массовой информации пропагандируется жестокость, власть денег, сексуальная распущенность, индивидуализм. Все это способствует размыванию нравственных ценностей. Значительная часть молодежи сегодня воспринимает честность, бескорыстие, совесть, бесплатный труд на пользу общества как анахронизм.

Школьник - существо социальное, приобретает он опыт морального поведения, живя в общественной среде. Он остро чувствует современное социально-материальное расслоение общества. Социальная несправедливость у подростков формирует агрессивность, стремление "делать деньги" любым способом.

Большую тревогу сегодня вызывает бродяжничество в детской среде, дети с ситуативным поведением, эмоциональной неустойчивостью, легко поддающихся соблазну, с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию. Без корректировки индивидуального развития вышеназванных групп подростков невозможно в современных условиях выработать у них нравственные качества.

Итак, духовно-нравственное формирование учащейся молодежи в современных условиях сталкивается со многими проблемами. Это недостаточная разработанность теории нравственного формирования личности, неориентированность многих ее положений на современную социальную и педагогическую действительность, переоценка моральных ценностей общества и многое другое.

Утверждению нравственных ценностей в нашей стране сегодня может способствовать разработка современной концепции человека, учитывающей возрастающую роль субъективного фактора в обществе. Педагогическая наука призвана более конкретно и реалистично, с учетом противоречивых явлений и тенденций современной жизни, выработать рекомендации для преодоления недостатков в учебно-воспитательном процессе, помня, что без духовности не может быть никакой нравственности и наоборот. Необходимо, чтобы растущий человек по мере своего развития глубже понимал нравственность как социально-психологическое явление, ее содержание, форму правил, роль в обществе и в личной жизни. Столь же необходимым является осознание собственных нравственных отношений к людям, природе.

Проблема нравственного воспитания в нашей стране долгое время решалась на эмпирическом уровне с заимствованием разных идей и моментов из смежных областей знаний. Такое состояние теории органически вписывалось в реальные процессы нашего общества. Сегодня предстоит разобраться во многих положениях теории нравственного воспитания. Проблемы, стоящие в этой области, довольно сложны. Не случайно они вызывают острые дискуссии. Проблем здесь много. Как мы уже выше отметили, они, прежде всего, вызваны тем, что сегодня наше общество находится в состоянии достаточно жесткого и глубокого нравственного кризиса.

В психолого-педагогической литературе в настоящее время имеет место отождествление нравственности и духовности, духовность объявляется целью нравственного развития, не вполне конкретно представляется место морали в иерархических ценностях общества. Без определенной конкретизации этих категорий и их соотношения невозможно разработать проблему нравственности в современных условиях. В последние годы в нашей стране все меньше и меньше говорится о нравственном воспитании подрастающего поколения, наблюдается тенденция передачи духовной сферы личности религии, подмены нравственных ценностей религиозно-мифическими канонами. Отсюда становится очевидным актуальность проблемы духовно-нравственного формирования учащихся в современных условиях.

Объект исследования - процесс духовно-нравственного формирования учащихся.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия, повышающие эффективность духовно-нравственного формирования учащихся в современных условиях.

Цель исследования - выявить психолого-педагогические условия духовно-нравственного формирования учащихся и экспериментально определить их эффективность в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования - духовно-нравственное формирование учащейся молодежи в современных условиях будет результативным, если оно: а) будет базироваться на современной теории нравственного воспитания, основанной на прогрессивных этико-педагогических идеях прошлого и настоящего; б) будет учитывать особенности современной социально-педагогической реалии, связанной с переориентацией духовных ценностей общества, социально-экономических отношений его членов, социальной политики в стране; в) будет опираться на национальные традиции народа, его культуру, образ мышления и действия; г) будет учитывать гуманные принципы христианской морали.

Задачи исследования:

1.Изучить состояние проблемы в теории и практике.

2. Уточнить понятийно-категориальный аппарат теории духовно-нравственного воспитания учащихся.

3.Выявить теоретические предпосылки, модели, подходы духовно-нравственного формирования учащихся в современных условиях.

4. Разработать оптимальные психолого-педагогические условия и средства духовно-нравственного воспитания школьников.

5. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность научно-практических рекомендаций исследования.

Методологической основой исследования являются этико-педагогические идеи в трудах выдающихся ученых-педагогов, философов, науковедов, современные достижения педагогической науки, психологии, психотерапии, социологии, связанные с проблемой человека, становления его личности.

Методы исследования - изучение научной литературы, практического состояния проблемы, ретроспективный анализ, педагогическое наблюдение, анкетирование, обобщение, опытная и экспериментальная работа, использование математических методов при количественном и качественном анализе, экспериментальных данных.

Достоверность научных положений и практических результатов обусловлена методологией и логикой исследования, разнообразием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его целям, задачам, гипотезе; личной многолетней опытной и экспериментальной проверкой научно-методических рекомендаций автором с привлечением учителей и преподавателей вузов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем всесторонне проанализирован, систематизирован понятийно-категориальный аппарат проблемы духовности личности с позиций выявления в нем воспитательного потенциала, показана роль национальных факторов в развитии духовности и нравственности личности учащегося, межличностных и межнациональных отношений, выявлены современные теоретико-методологические предпосылки нравственного формирования учащихся, разработаны и реализованы концептуальные положения решения поставленных задач, проверки гипотезы.

Практическая значимость исследования выражается в следующем:

1. Разработаны и апробированы научно-методические рекомендации, внедрение которых значительно повышает уровень духовно-нравственного формирования учащихся.

2. Выявлены и проанализированы содержательные и процессуальные аспекты проблемы духовно-нравственного формирования личности учащегося в педагогическом процессе.

3. Разработаны критерии сформированности духовных и нравственных качеств учащихся.

4. Разработан и апробирован прогностический аппарат исследования, выявлена система средств, принципов, методов формирования у учащихся духовно-нравственных качеств в учебном процессе, во внеклассной и внешкольной работе.

5. Апробация материалов диссертационного исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Чувашского университета, Чувашского республиканского института образования, внедрялись в ходе педагогической практики студентов, на семинарских и практических занятиях, на научно-практических конференциях, в школах г. Чебоксары (№№ 39, 29, 5), г. Новочебоксарска (№№ 6,8), Ишлейской, Ходарской и других сельских школах.

На защиту выносятся: основные положения теории, ее обновленный, уточненный и адаптированный к современным условиям понятийно-категориальный аппарат, социально-педагогические условия, оптимизирующие процесс духовно-нравственного становления личности; критериональный и прогностический аппарат выявления эффективности работы по формированию у учащихся духовно-нравственных качеств в педагогическом процессе, его содержательное и научно-методическое обоснование:

1. Великие мыслители прошлого с разных позиций подходили к душе, духу, духовности, морали, нравственности, связывая их со сверхъестественными силами, мировым (планетарным) разумом, загробной жизнью. Но в наследии этих мыслителей главным является не обращение к сверхразуму, а к земному, поведению, поступкам человека, нравственно-этическом нормам человеческого общежития, понимание духовности как стремление к свету, знанию, как к возвышенному, одухотворенному, идеальному.

2. "Дух" является родовым понятием целого ряда таких видовых понятий как "добрый дух", "злой дух", "твердый дух", "дух народа", "духовность", "душа", "душевность", "гуманизм"; вера есть определенное душевное состояние личности; с богом связана вера и надежда, которые облегчают людям страдание и мобилизуют их силы на преодоление трудностей, бедствий, горя, вера является проблемой религии, истина не является проблемой веры.

3. Роль духовно-нравственного воспитания в системе формирования личности учащегося велика, ибо следование нормам морали приобщает человека к высоким духовным ценностям общества, облагораживает все его действия и поступки. Духовно-нравственное формирование личности учащегося прежде всего связано с решением двуединой задачи: 1) создание нравственного климата в семье, школе, гарантирующего социальную и моральную защиту ребенка; 2) воспитанием активного непринятия любой формы несправедливости, любого ущемления достоинств человека, попрания норм морали, воспитанием чувства нравственного долга и ответственности за свое поведение, поведение товарищей и других членов коллектива.

4. Прогрессивными педагогами, выдающимися представителями норм и культуры выдвинуто немало идей, связанных с проблемой нравственности. Позитивный анализ и обобщение этих идей является важным этапом в создании современной теории духовно-нравственного формирования учащихся в педагогическом процессе.

5. Гуманность - основа нравственности, основой гуманности является общечеловеческая мораль, которая базируется на двух этико-философских категориях: добре и зле. Моральные нормы, правила выражают определенные отношения личности к жизни, труду, Родине, народу, к самому себе. Эти отношения детализируют различные грани духовно-нравственного воспитания учащихся. Важным в духовно-нравственном формировании личности школьника являются определенные критерии нравственности, ценностно-оценочная ориентация детей, национального самосознания, гражданственности, национализма, трудолюбия, создание высоконравственной школьной среды.

6. Духовно-нравственное воспитание имеет ряд составляющих: социальный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой.

7. В духовно-нравственном воспитании используется система средств и методов, эффективность которых зависти от соблюдения ряда педагогических условий, начиная с учета возрастных и индивидуальных особенностей, социального опыта детей и кончая комплексным использованием в воспитательной работе совокупности различных методов и приемов педагогического воздействия на личность учащихся.

Этапы исследования.

Первый этап (1993-1994 г.г.) - выявление состояния проблемы в теории и практике путем изучения и позитивного анализа философской, психологической, педагогической, социологической, религиозной и другой литературы; непосредственного участия автора в учебном процессе вуза, школы.

Второй этап (1994-1995 г.г.) - теоретическое осмысление проблемы в целом, определение исходных авторских позиций, создание педагогической модели-матрицы теории и практики духовно-нравственного формирования учащихся в педагогическом процессе.

Третий этап (1996-1997 г.г.) - наполнение модели-матрицы теории духовно-нравственного формирования учащихся конкретным содержанием.

Четвертый этап (1997-1998 г.г.) - разработка научно-методических рекомендаций, проверка их эффективности в опытной и экспериментальной работе.

Пятый этап (1999 - 2000 г.г.) - оформление материалов исследования в виде диссертации и автореферата.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Романова, Ангелина Сергеевна

выводы

1. Духовно- нравственное воспитание учащихся имеет ряд элементов: социальный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой. Мы воспитание связываем с социальным взаимодействием педагога и воспитуемого с их развивающимся отношением. При этом цели, которые ставит педагог, выступают как продукт деятельности ученика. Оценка деятельности педагога должна осуществляться на основе имеющихся качественных сдвигов в этом продукте, в сознании и поведении воспитуемого. Нравственные побуждения личности как субъективная сторона ее субъектно-объектных отношений диктуют определенный способ поведения, который надо закреплять, чтобы он стал привычным. Только таким образом формируется опыт нравственного поведения. Он включает выводы, принципы, цели, правила, выработанные предыдущим поколением. Усвоение нравственного опыта - это активный, творческий процесс. В нравственном воспитании школа по мере своих возможностей учитывает влияние семьи, социальной среды, должна стремиться это влияние сделать воспитующим. При этом она должна учитывать, что социальная среда сегодня не благоприятствует духовно-нравственному формированию школьников. В старших классах большое значение имеет правильное толкование таких понятий, как честь, достоинство, совесть, справедливость, принципиальность, долг и ответственность, морально-волевые черты характера.

2. Выявляя и реализуя систему средств и методов духовно-нравственного воспитания учащихся, мы исходили из следующих положений научно-методологического, социально-психологического и организационно-педагогического характера: нравственное формирование человека начинается с детских лет; младший школьный возраст обладает повышенной восприимчивостью внешних влияний; духовно-нравственное формирование младших школьников прежде всего происходит в учебном процессе; нравственное развитие выражается в существенных изменениях в духовно-нравственном мире ребенка (устойчивое нравственное поведение, осознание моральных сторон своих поступков, появление внутреннего контроля-совести, развитие нравственных, интеллектуальных, эстетических чувств); становление и развитие нравственных взаимоотношений ребенка - процесс сложный и длительный, требует постоянного внимания педагога; нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности; к принципам нравственного воспитания относятся целеустремленность, преемственность, действенность, сочетание требований с уважением, последовательность, систематичность, опора на положительное, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, единство слова и дела, личный пример.

3. В духовно-нравственном воспитании используется множество методов и средств: опыт, рассказ, объяснение, пояснение, приучение, побуждение, пример, показ, анализ, оценка, упражнение, запрещение, поощрение, наказание, оценочно-ценностная ориентация, убеждение, внушение и т.д. Каждый метод осуществляется посредством ряда приемов, которые могут быть по разному варьироваться с учетом конкретных условий, уровня нравственной воспитанности школьников, общего настроя коллектива. Использование различных приемов расширяет возможность учителя творчески подходить к духовно-нравственному воспитанию.

Эффективность применения методов духовно-нравственного воспитания школьников зависит от соблюдения целого ряда педагогических условий. К ним относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей, жизненного опыта учащихся, комплексное использование в воспитательной работе совокупности различных методов и средств; владение учителем различными методами и приемами духовно-нравственного формирования школьников и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Теория и методология духовно-нравственного формирования личности являются составной частью социально-педагогической науки, вторая исследует проблемы человека, общества с точки зрения оптимизации межличностных, внутригрупповых, межгрупповых отношений и взаимодействий. За последние десятилетия здесь достигнуты определенные успехи. Однако современное развитие общества ставит все новые и новые проблемы, как в личностном, так и в социальном плане. Решение этих проблем требует переосмысления новых реальностей с учетом происходящих изменений в индивидуально-личностном сознании человека, его поведения, ожиданиях, освоения новых образцов поведения, моделей общения, понимания сущего и должного, своей роли в обществе, в структуре личностных и иерархических отношений. Такое переосмысление может осуществляться как на бытовом, так и научном уровне. На научном уровне это происходит в рамках определенных теорий (новых и обновленных старых), моделей и подходов. Среди этих моделей следует выделить психологически-ориентированные теории, теории социальных систем, когнитивную теорию.

Основой психологически ориентированной теории являются психологические знания, психодинамика. Социально-ориентированные теории базируются на системных представлениях о строении и развитии общества; на общей теории социальных систем ^Берталинори (1971). (Первоначальный вариант этой теории был разработан на биологическом материале: все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сама система в свою очередь представляет часть сверхсистем. Эта теория стала широко применяться для анализа социальных систем, включающих социальные группы, общественные институты, семьи, малые сообщества, коллективы. При этом главным аргументом в пользу такого подхода является то, что люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем. Отсюда и необходимые совершенствования социального окружения: воспитатель должен воздействовать не только на личность, но и на среду его обитания, педагогизировать ее по мере своих возможностей).

Когнитивная теория в целом занимается человеческим мышлением, его влиянием на поведение человека, решением его индивидуальных и социальных проблем.

В рамках названных и других теорий возникает ряд моделей действий человека: психодинамическая, экзистенциалистская, гуманистическая, бихевиористская и др.

Психодинамическая модель деятельности предполагает возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений человека посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах. Возможным становится влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психику, на ее эволюцию, оценку проблемы его жизнесуществования.

Экзистенциалистская модель в духовно-нравственном формировании личности делает акцент на особенности восприятия растущего человека в системе ценностно-оценочных отношений; "субъект-объект".

Гуманистическая модель исходит из самоценности личности, индивидуального мира учащегося, признания способности многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт. Отрицает грубое навязывание ученику стандарта действий. Гуманизм признает право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; считает, что благо человека - это критерий оценки всех социальных явлений действительности, в том числе и прогресса науки, производства, его смысла, естественных границ развития. Гуманистический тип отношений между людьми предполагает бескорыстную их основу, гармонию социальных интересов путем сближения крайностей в распределении национальных богатств.

Модель жизни ориентируется на рациональные аспекты поведения человека, организацию среды его обитания, считает, что детей можно лучше понять, когда они преодолевают трудности в учебной работе, приобретают уверенность, адаптируясь к окружающей среде.

Бихевиористская модель основывается на обучающей теории, которая в отличие от психодинамической модели сосредотачивает свое внимание на наблюдаемом поведении типа "стимул-реакция". При этом действия педагога осуществляются в следующей последовательности: наблюдение, измерение, оценка, коррекция поведения (трудности вызывают немотивированные, необдуманные, подсознательные действия).

Междисциплинарная модель опирается на комплексный подход, междисциплинарный взгляд на целостность природы, знаний о ней.

2.В духовно-нравственном воспитании школьников важное значение имеет личный пример учителя, его умение разъяснять, пояснять, объяснять, убеждать, предъявлять педагогические требования, ориентирующие детей на правильные формы поведения, накопление положительного нравственного опыта, выработку положительных мотивов действий и поступков, саморазвитие с целью формирования общественно ценных качеств, преодоления недостатков поведения, отрицательных черт характера.

Педагогический труд сложный, многогранный труд, он требует от учителя глубоких профессиональных и специальных знаний, высокой духовно-нравственной культуры, профессионально-значимых качеств, педагогических способностей. Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающая требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. В структуре педагогических способностей можно выделить расположенность к детям, выдержку, самообладание (способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроль над своим поведением, своим психическим состоянием); дидактические, академические, коммуникативные, организаторские и другие способности. Среди этих способностей в учебно-воспитательном процессе важное значение имеет способность анализировать причины и следствия, принципы и действия учащихся (каузальной, личностной, средовой атрибуции).

3.Гуманистическая педагогика ставит в центр ученика, его творческие силы, ориентируется на его личные качества. Она утверждает, что растущий человек должен сам создать себя и прожить свою жизнь. Человек сам является творцом самого себя и своей собственной судьбы. Учитель должен помочь ему в выборе основных жизненных ориентиров, в решении жизненных конфликтов, в раскрытии и реализации внутренних психических и интеллектуальных ресурсов. Основным принципом гуманистической педагогики является забота о благе ученика, любовь и уважение к нему, не идеализируя его личность, стремясь к разностороннему ее развитию. Основная задача воспитания - это формирование духовно-нравственных качеств учащегося. Основным противоречием, обеспечивающим развитие учащегося, является противоречие между его способностями и требованиями различных видов деятельности. При этом любая деятельность опирается на те или иные способности, но требования, предъявляемые особенностями различных видов деятельности, нередко превышают их наличный уровень развития учащегося, приведение в соответствие требований и способностей и есть управление развитием учащегося.

4.Роль духовно-нравственного воспитания в формировании достойной личности велика. Она прежде всего связана с решением двуединой задачи: с созданием духовно-нравственного климата в семье, школе, в коллективе, гарантирующего социальную и моральную защиту каждого и воспитанием достойно мыслящего, принципиального, активного человека, для которого не приемлема любая форма несправедливости, ущемления достоинства человека, попрания общественных норм морали; воспитанием человека, обладающего чувством нравственного долга и ответственности за свое поведение и поведение других членов коллектива, содружества.

5. "Духовность" связана с такими понятиями, как "душа", "дух", "душевность", "гуманизм", "национальный дух" и др. По Аристотелю, душа обеспечивает человеку жизнедеятельность, размножение, ощущения, память, разумность и т. д.; человек становится справедливым, совершая справедливые поступки, умеренным, поступая умеренно, мужественным, действуя в опасных положениях и привыкая не испытывать страх; становится лучше путем упражнения своих душевных сил и способностей.

6. Душевность выражается в действиях и поступках людей; оценивается в терминах добра и зла; излечивается словом, воплощенным в деле, делом, воплощенном в слове.

7.Вера есть определенное душевное состояние человека. По Сенеке, в нас самих заключен божественный дух - наблюдатель и страж всего хорошего и дурного; благородная душа - есть сущность человечности. Гуманисты эпохи Возрождения и последующих периодов высоко ставили личность, провозглашали принципы жизнерадостности, активности, изучения природы и всей окружающей действительности, любовного отношения к детям, развития детского мышления, способностей учащихся.

8. Великие мыслители прошлого с разных позиций подходили к душе, духу, духовности, морали, нравственности, связывая их со сверхъестественными моралью, разумом, сверхъестественными силами, мировым (планетарным) разумом, смыслом жизни, загробной жизнью ("смысл жизни" они связывали с отношением людей к собственной жизни, к жизни других людей, с оценкой человеческой жизни по общественно значимым критериям. Зачем жить, во имя чего жить, какие исповедовать моральные ориентиры, как понимать призвание человека, его духовно-нравственные обязанности семье, науке, родине - без ответа на эти и подобные вопросы и сегодня невозможно стать полноценным человеком).

9.В наследии этих мыслителей главным является обращение не к сверхразуму, а к земному поведению, поступкам человека, нравственно-этическим нормам человеческого общежития, чтобы они служили доброму делу, благородству, духовному здоровью личности и общества. Общим в их взглядах является понимание духовности как стремления к свету, знанию, к полному самоутверждению, самореализации, как нечто возвышенное, одухотворенное, идеальное. В то же время надо помнить, что кроме сугубо божественной слепой веры христианство дало человечеству много ценного в духовном, моральном отношении. Оно разрушило преграды, издавна разделявшие людей, открыв дорогу в Царство Христово, где является второстепенным принадлежность к нации, сословию, полу, возрасту. Для Сократа женщина была лишь тупым, назойливым существом, Будда не разрешал своим последователям даже смотреть на женщин. В дохристианском мире женщины оставались молчаливыми рабами, жизнь которых была ограничена изнурительным трудом и домашними заботами. Христос возвратил женщине отнятое у нее человеческое достоинство и право иметь духовные запросы. С этого времени ее место становится не только у семейного очага. Многие заповеди христианской религии являются нормами морали, из них можно вывести множество следствий, на основании которых может быть осуществлено духовное формирование личности при продуманном их использовании.

Уверенность в том, что существует иная жизнь, которая продолжается и после распада тела, была свойственна модели в глубокой древности, она придавала человеческой жизни на земле особую окраску. Такие мыслители как Платон и Пасидоний впервые этому взгляду дали "философское обоснование". Они утверждали, что наш земной путь есть лишь прелюдия вечности. Платон даже назвал умение готовиться к смерти главной добродетелью мудреца.

10. "Дух" является родовым понятием целого ряда видовых понятий "добрый дух", "злой дух", "твердый дух", "дух народа" и т.д. Народный дух отражается в устном народном творчестве, в его песнях, поговорках, легендах, преданиях, в образе жизни, нравах. Как сложное духовное явление он может быть использован как в пользу, так и во вред нации. Такое использование понятия народного духа в диссертации отражено на примере "японского духа", "духа Ямато", в фашистской идеологии сверхчеловека и ее звериной сущности. В народе понятие "дух" используется в самых различных условиях жизни. Так, говорят, "если хочешь сохранить молодое свое тело, позаботься о молодости духа. Вечная молодость есть возраст и состояние духа"; прежде, чем "лечить тело, надо лечить душу", "в здоровом теле здоровый дух" и т.д.

11. Едва родившись, каждый начинает впитывать, как губка, духовно-нравственные нормы и усваивать определенные навыки и принципы поведения, а затем до самого последнего часа будет жить, неизменно руководствуясь неписанными законами и правилами окружающего мира. Правда, не все и не в одинаковой мере руководствуются принятыми в данной среде нормами и принципами поведения, нравственными ценностями, и это порой резко отличает людей друг от друга, давая основание судить об их духовно-нравственных достоинствах, или наоборот, их ущербности.

12. Прогрессивными педагогами, выдающимися представителями науки и культуры выдвинуто немало идей, связанных с проблемой нравственности (Сократ, Аристотель, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.С. Кон, Л.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.Н. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д Ушинский, Л.Н. Толстой, С.М. Михайлов, В.А. Сухомлинский и др.). Их практическое осмысление способствует выявлению исходных методологических ориентиров в разработке проблемы духовно-нравственного формирования личности в современных условиях.

Важным в жизни каждого человека Сократ считал познание того, что такое добро и зло; природные задатки, развитие навыков и разум - таковы у Аристотеля источники духовно-нравственного воспитания; к важнейшим чертам нравственности Коменский относил религиозность, гуманность, культуру поведения, трудолюбие, умеренность, выдержка, самообладание, благожелательность, щедрость, готовность делать добро людям; в нравственном воспитании Д.Локк исходит из природосообразности, сочетания строгости и любви к ребенку, выявления и развития природных задатков у ребенка (если Коменский подходил к нравственности из христианского гуманизма, христианской морали, то Локк - из личной пользы человека-дельца, который должен научиться мудро вести свое дело, согласуя свои действия, свою линию поведения с законами государства, церкви и "света"); обучать жить, быть человеком -основной принцип педагогики Ж.Ж. Руссо (если Коменский в нравственном воспитании значительное место отводил наставлению, примеру, Локк - нравственным привычкам, то у Руссо нормы поведения выходят из гиперболизированного опыта ребенка, побуждения его к добрым чувствам и поступкам); по мнению Песталоцци, человеку присущи три начала: животное, общественное и нравственное, в основе его педагогической системы лежит принцип народности, глубокий гуманизм, без него невозможно ни нравственное, ни гражданское воспитание преодолевая односторонность Руссо в понимании свободного воспитания, Песталоцци ищет диалектическое единство свободы и педагогических требований, взаимного сотрудничества школы, семьи и общественности, большое значение в нравственном воспитании придает обучению); Ш. Фурье в воспитании нравственности видит "проявление души", формирование человека - труженика, коллективиста; нравственное воспитание А.Н. Радищева связано с формированием "сына отечества" -борца против крепостничества, гуманиста (если французские материалисты пытались связать отдельные стороны воспитания личности, Песталоцци мечтал о гармоническом развитии различных сторон человека, то у Радищева все стороны воспитания объединены одной ведущей идеей - воспитанием активного, высоконравственного и высокоидейного борца за счастье и процветание народа); В.Г. Белинский, А.Н. Герцен разработали новую систему нравственного воспитания на принципах гуманизма, народности, любви к ребенку, разносторонности и гармоничности, в основе их воспитательной системы - воспитание человечности (к важным средствам нравственного воспитания они относили дружбу, носящую глубокий, истинный характер и отличающуюся красотой и скромностью, приучение к нравственным чувствам, мыслям, наклонностям); Н.Г. Чернышевский создал теорию "морали разумного эгоизма", где особое место занимает формирование личности, обладающей внутренней свободой, гуманностью, гражданственностью, патриотизмом; К.Д. Ушинский - один из педагогов-классиков, который наиболее полно охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности (в отличие от своих предшественников, рассматривающих нравственное воспитание как общественно-политическое явление, K.J^ Ушинский подошел к проблеме нравственного формирования личности как к научно-педагогической, подвел под нее основательную естественно научную и психологическую базу); С.М. Михайлов, опираясь на народный опыт, разработал целую систему методов и средств нравственного воспитания; Г.Н.^ Волков вывел систему духовно-нравственного формирования детей и молодежи на основе этнопедагогики; В.А. Сухомлинский в своих работах раскрыл духовную, этическую сторону нравственности.

Итак, педагогами прошлого выношено и аргументировано множество идей, связанных с духовно-нравственным формированием растущего человека. Внимательный позитивный анализ и обобщение этих идей является важным этапом в создании современной теории духовно-нравственного формирования учащихся в педагогическом процессе.

13. Гуманность - основа нравственности. Основой гуманности является общечеловеческая мораль. Моральные нормы базируются на двух этико-философских категориях: доброе и злое. Мораль-категория историческая. Моральные нормы и требования в различные исторические эпохи носили специфический характер, отражали нравы, обычаи, традиции, культуру своего времени. История развития морали - это история борьбы нового со старым, прогрессивного с отживающим (мораль имеет тенденцию отставать от развития экономики, это отражается в противоречиях в поведении, поступках, действиях людей, в их образе жизни).

Моральные нормы, правила и требования есть ни что иное, как выражение определенных отношений к политике,''идеологии, государству, Родине, труду, природе, людям, обществу вцелом, к самому себе. Каждое из перечисленных отношений включает в себя ряд норм, правил и требований, которых должен придерживаться человек, которые должны составлять основу жизни и поведения. Эти нормы поведения не только детализируют содержание духовно-нравственного воспитания, но и указывают на его многосторонность. Содержание духовно-нравственного воспитания претерпевает существенные изменения, в связи с чем возникла острая необходимость возрождения общечеловеческих ценностей, выраженных в таких этических категориях, как совесть, честь, справедливость, долг, ответственность, духовность, жизнь, свобода и др. Право на жизнь и здоровье свято и нерушимо; к непреходящим ценностям, имеющим прямое отношение к духовности, нравственности личности относятся свобода, любовь. Любовь - это большое человеческое счастье. В наше время за деньги можно купить все: и совесть, и честь, но только не любовь, ибо она нечто особенное, сугубо личное, индивидуальное. По мнению Э. Фромма, именно любовь служит "очеловечиванию людей". Нет жизненной жертвы, которая не была бы оправдана во имя любви.

14. Современные психолого-педагогические исследования отчетливо обнаруживают, что главной особенностью духовно-нравственного формирования школьника является становление его целостной личности.

Духовно-нравственное воспитание не может осуществляться путем отдельных мероприятий, специально организуемых взрослыми времени от времени. Необходимого синтеза нравственных чувств и поступков у детей можно добиться лишь тогда, когда задача формирования гуманности в отношениях людей постоянно находится в центре внимания всего процесса воспитания, протекающего как в семье, так и в школе.

Моральные понятия по сравнению с научными понятиями, имеют свои особенности, которые сказываются на их формировании у детей. К этим особенностям относятся, прежде всего, личные качества. Именно выделение, распознавание их вызывают большие трудности у детей, так как ни одно качество человека не выступает изолированно, одно и то же моральное понятие проявляется у человека в разных обстоятельствах, поступках и действиях.

У духовно-нравственного человека должна быть совесть, добрая воля, духовность. Духовное воспитание в школе - это, прежде всего, формирование таких качеств, как умение различить правду и ложь, добро и зло, совестливость. Духовное формирование школьников должно основываться на гуманности учителя - на заботе о детях, в глубоком уважении их человеческих достоинств.

15. Важными в духовно-нравственном формировании личности школьника являются определение критериев нравственности, ценностно-оценочная ориентация детей, формирование положительных мотивов учения, действий и поступков, национального самосознания, гражданственности, патриотизма, трудолюбия, создание нравственной среды в обществе, школе, изучение социального окружения ребенка, выявление и предупреждение конфликтных ситуаций, готовность педагога к нравственному воспитанию детей, как в личностном, так и профессиональном плане, взаимное сотрудничество школы и семьи в нравственном воспитании детей и учащейся молодежи.

16. Школа должна быть для учащегося высоконравственной средой, в которой он познает нравственные нормы, включается в реальные нравственные отношения и корректирует их. Школьник одновременно выступает и как объект нравственного воздействия, и как субъект, создающий нравственную среду. Внимательность, великодушие, забота, товарищеская поддержка должна стать в школе естественными нормами взаимоотношений между людьми. В первую очередь, носителями этих отношений выступают учителя. Для школьников педагогический образ - это нравственность, его наглядно-действенное выражение. Поэтому педагогический коллектив должен уделять особое внимание личностному поведению учителей, рассматривая его, как один из факторов нравственного совершенствования школьников.

В школе должны стать традиционными и естественными правила этикета как регламентированные и жестко закрепленные формы взаимоотношения людей. Их следует культивировать, доводить до совершенства. Не нужно бояться, что внешняя форма для школьников станет ширмой внутренних недостатков. Это произойдет лишь при условии, если нравственное воспитание будет подменено упражнениями в этикете.

Школьная нравственная среда должна быть максимально расширена и иметь свое продолжение для учащихся за пределами школы. Это происходит, когда школа влияет на нравственный семейный микроклимат, ведет работу с родителями, развивает у них этические взгляды, педагогические представления.

Важно, чтобы события, явления, происходящие в обществе, его проблемы находили отклик в школе. Акты солидарности учащихся и педагогов с нравственными событиями в жизни нашего общества и прогрессивного человечества как бы раздвигают стены школы, расширяют школьную среду.

В создании воспитательной среды немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором находится школьник. Порядок и чистота, удобство и красота, создают благоприятное психологическое состояние, расположенность к школе и людям в ней.

Только в коллективе складывается нравственная среда, в которой у школьника возникают отношения ответственной зависимости, а, следовательно, наилучшие условия для формирования способности идентифицировать себя с другим человеком.

Созданию классного коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления.

Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших школьников и малышей. Оно предполагает взаимную работу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение обоим сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших школьников над малышами.

Основным элементом организации нравственной деятельности учащихся является общественно полезный труд, учеба, взаимное общение.

17. Духовно- нравственное воспитание учащихся имеет ряд элементов: социальный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой. Мы воспитание связываем с социальным взаимодействием педагога и воспитуемого с их развивающимся отношением. При этом цели, которые ставит педагог, выступают как продукт деятельности ученика. Оценка деятельности педагога должна осуществляться на основе имеющихся качественных сдвигов в этом продукте, в сознании и поведении воспитуемого. Нравственные побуждения личности как субъективная сторона ее субъектно-объектных отношений диктуют определенный способ поведения, который надо закреплять, чтобы он стал привычным. Только таким образом формируется опыт нравственного поведения. Он включает выводы, принципы, цели, правила, выработанные предыдущим поколением. Усвоение нравственного опыта - это активный, творческий процесс. В нравственном воспитании школа по мере своих возможностей учитывает влияние семьи, социальной среды, должна стремиться это влияние сделать воспитующим. При этом она должна учитывать, что социальная среда сегодня не благоприятствует духовно-нравственному формированию школьников. В старших классах большое значение имеет правильное толкование таких понятий, как честь, достоинство, совесть, справедливость, принципиальность, долг и ответственность, морально-волевые черты характера.

18. Выявляя и реализуя систему средств и методов духовно-нравственного воспитания учащихся, мы исходили из следующих положений научно-методологического, социально-психологического и организационно-педагогического характера:

- нравственное формирование человека начинается с детских лет;

- младший школьный возраст обладает повышенной восприимчивостью внешних влияний;

- духовно-нравственное формирование младших школьников прежде всего происходит в учебном процессе;

- нравственное развитие выражается в существенных изменениях в духовно-нравственном мире ребенка (устойчивое нравственное поведение, осознание моральных сторон своих поступков, появление внутреннего контроля-совести, развитие нравственных, интеллектуальных, эстетических чувств);

- становление и развитие нравственных взаимоотношений ребенка - процесс сложный и длительный, требует постоянного внимания педагога;

- нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности;

- к принципам нравственного воспитания относятся целеустремленность, преемственность, действенность, сочетание требований с уважением, последовательность, систематичность, опора на положительное, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, единство слова и дела, личный пример.

19. В духовно-нравственном воспитании используется множество методов и средств: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, приучение, побуждение, пример, показ, анализ, оценка, упражнение, запрещение, поощрение, наказание, оценочно-ценностная ориентация, убеждение, внушение и т.д.

Каждый метод осуществляется посредством ряда приемов, которые могут быть поразному варьироваться с учетом конкретных условий, уровня нравственной воспитанности школьников, общего настроя коллектива. Использование различных приемов расширяет возможность учителя творчески подходить к духовно-нравственному воспитанию.

Эффективность применения методов духовно-нравственного воспитания школьников зависит от соблюдения целого ряда педагогических условий. К ним относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей, жизненного опыта учащихся, комплексное использование в воспитательной работе совокупности различных методов и средств; владение учителем различными методами и приемами духовно-нравственного формирования школьников и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Романова, Ангелина Сергеевна, 2000 год

1. Азбука вежливости. - М.: Наука, 1990. - 285 с.

2. Актуальные проблемы нравственного воспитания в семье.- М.: Педагогика, 1979. 180 с.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия для вузов. М.: Проспект: ТОО «Теис», 1996. - 503 с.

4. Андреев Ю. Откровенный разговор. М.: Педагогика, 1987. - 105 с.

5. Андреев И.Д. Теоретическое мышление: сущность и основные принципы. М.: Знание, 1982. - 63 с.

6. Антронова М.Ф. Мир детства. Юность. М.: Мысль, 1988.- 180 с.

7. Аристотель. О душе. М.: Мысль, 1984. - 394 с.

8. Безруких М.Н. Я и другие. Я или правила поведения для «всех». М.: Политиздат, 1991. - 320 с.

9. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. -М.: Наука, Т.2. - 1997. - 380 с.

10. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. (1900-1948). М.: Наука, 1965. - Т.5. - 184 с.

11. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 г.- М.: АН СССР, 1948-1952. Т. 3. - С.304-3 14.

12. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Наука, 1970. - Т.2. - 430 с.

13. Беличева С.А. Этот опасный возраст. М.: Просвещение, 1983. - 120 с.

14. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1968. - 180 с.

15. Блинников Л.В. Великие философы. М.: Логос, 1998. -429 с.

16. Блех А.С. Подумаем вместе. М.: Политиздат, 1989. -159 с.

17. Богданова О.С. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1979. - 80 с.

18. Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков.- М.: Просвещение, 1979. 80 с.

19. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 1982. 160 с.

20. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1988. - 163 с.

21. Богданов В.Г., Катаева М.И., Шемшурина А. О нравственном воспитании подростков. М.: Знание, 1979. -220 с.

22. Богданович JI.А., Лапик В.М. Половое воспитание подростков. М.: Просвещение, 1973. - 180 с.

23. Богопольская Л. Как научить доброте. Л.: Лениздат, 1984. - 62 с.

24. Божович Л.И., Славина Л.С., Едовецкий Т.В. Цель и намерения и их побудительная сила // Сборник «Проблемы формирования потребности». Тбилиси, 1974. - С.4-8.

25. Бойко В.В. Молодая семья: социально-психологический аспект. М.: Мысль, 1978. - 220 с.

26. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: Академия, 1997.- 232 с.

27. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориснтированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. -С.29-36

28. Борман Р, Шилле Г. Родителям о половом воспитании.- М.: Педагогика, 1979. 218 с.

29. Васильева Ю.В. Педагогические взгляды Шарля Фурье. -М.: Педагогика, 1986. 220 с.

30. Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. - Часть 1. - 367 е., Часть II. - 639 с.

31. Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. - С.557-562, С.639.

32. Власкин А.Г. Мораль и традиции. Л.: Лениздат, 1981. -1 86 с.

33. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1989. - 334 с.

34. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномен демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1998. - 86 с.

35. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. -Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1970. 303 с.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-Сервис, 1987. - 441 с.

37. Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. / Под ред. A.M. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

38. Воспитание нравственных чувств у старшеклассников. /Под ред. A.M. Виноградовой. М. Просвещение, 1989. - 96 с.

39. Воспитание школьников. 1997. - № 5. - С.5-10.

40. Воспитание школьников. 1996. - № 3. - С.8-12.

41. Воспитание школьников. 1995. № 3. - С.25-28.

42. Вульфов Б., Гребенников И. Подросток. М.: Педагогика, 1992. - 432 с.

43. Высогипа Л.А. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1960. - 306 с.

44. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.: Политиздат, 1990. - 230 с.

45. Гаврилова Т.Н. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. - 80 с.

46. Гаврилова Т.Н. Учитель и семья школьника. М.: Знание, 1988. - 80 с

47. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. 1997. - № 4. - С.45-52.

48. Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика, роль. М.: Политиздат, 1983. - 125 с.

49. Гамашина О.С., Матвеев В.Ф. Воспитание гражданина. -М.: Знание, 1978. 120 с.

50. Гегель Г.В. Философия духа. М.: Мысль, 1977. - 280 с.

51. Гегель Г. В. Философия поведения. М.: Мысль, 1971. -140 с.

52. Генов Ф. Психология управления. М.: Знание, 1982.

53. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.: Наука, 1940. Т.1. - 133 с.

54. Гоббс Т. Избранные сочинения. В 2 т. — М.: Мысль, 1 963. с.

55. Гопоболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. - 206 с.

56. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Педагогика, 1990. - 1 80 с.

57. Гурова Р. Вопрос вопросов кого мы хотим воспитать // Воспитание школьников. - 1991. — № 2. — С. 2-5.5 8. Гурии В.Е. Формирование нравственного сознания поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. - 201 с.

58. Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1979. - 224 с.

59. Деняев Г. Не убить Моцарта! М.: Педагогика, 1986. -128 с.

60. Дети улицы: растущая трагедия города. М.: Прогресс, 1990. - 240 с.

61. Диалог о воспитании. Книга для родителей. / Под ред. В.Н. Столетова. М.: Педагогика, 1985. - 288 с.

62. Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений. / Под ред. П.И. Лебедева-Полянского. М.-Л.: Гослитиздат, 1962. - 563 с.

63. Доев Л. Психология малых групп. М.: Знание, 1947. -150 с.

64. Допченко А.11. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности педагога. Л.: ЛГУ, 1988.- 120 с.

65. Донцов Л.И. Проблема групповой сплоченности. М.: Политиздат, 1979. - 120 с.

66. Дэвис С. Детская астрология (ключ к пониманию психологии ребенка). М.: Прогресс, 1996. - 320 с.

67. Егоров Д.Е. История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах. Чебоксары: 1998. - с.360.

68. Егоров Д.Е., С.М. Михайлов С.М. просветитель и исследователь Чувашской народной педагогики. - Чебоксары: ЧГПИ, 1998. - 168 с.

69. Егоров Д.Е., Михайлов С.М. / Историко-педагогический очерк. Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1968. - 96 с.

70. Егоров Д.Е. Ученые-педагоги Чувашии. Чебоксары: Чувашия, 1997. - 360 с.

71. Журиновский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.: Просвещение, 1978. - 150 с.

72. Жучкова Т., Михайлова Н. Учить-то учим, кто будет воспитывать? // Советский патриот. 1991. № 45. - С.10-1 1.

73. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Просвещение, 1985. 175 е.

74. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Минск: НТООО «ТетраСистем», 1997. - 367 с.

75. Зосимовский. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. - № 1 1/12. - С.22-26.

76. Ивашенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. М.: Педагогика, 1987. - 55 с.

77. История педагогики. М.: Ученые записки ЛГУ, 1986. -377 с.

78. История педагогики. Л.: Педагогика, 1970. - 350 с.

79. История педагогики / Под редакцией М.Ф. Шибаевой. -М.: Педагогика, 1981. 364 с.

80. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Л.: Б.и., 1983. - 80 с.

81. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

82. Кириллова О.В. Воспитательная работа с трудными подростками / Учебное пособие. Чебоксары: ЧГУ, 1995. -70 с.

83. Кириллова О-В .Гуманность как основа нравственного воспитания. Чебоксары: Известия НАНИ ЧР, 1997. - С.61-91.

84. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Выявление уровня воспитанности учащихся: теоретико-методологическое осмысление и обобщение опыта. Чебоксары: ЧГУ, 1996. - 72 с.

85. Кириллова О.В. Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения. В.2 т. -Чебоксары: ЧГУ, 1998. Т.1.- 200 с.

86. Кириллова О.В. Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения. В 2 т. -Чебоксары: ЧГУ, 1998. 204 с.

87. Кириллова О.В. Национальная школа и межнациональные отношения. Чебоксары: Известия НАНИ ЧР, 1997. - 53 с.

88. Кириллов В.К., Кириллова Т.В. Система образования Чувашской Республики и ее развитие / Конспект лекций. -Чебоксары: ЧГУ, 1995. 55 с.

89. Кириллов В.К., Маскевич К.В., Алексеев Б.Л. Социально-психологичсскис основы саморазвития личности. — Чебоксары: ЧГУ, 1994. ЮЗс.

90. Кириллов В.К. Организация воспитательной работы в классе. Чебоксары: ЧГУ, 1992. - 60 с.

91. Клинтон С. Воспитание нравственной личности // Народное образование. 1991. - № 12. - С. 1 01 -1 02.

92. Коваленко A.M. Народная педагогика кодекс нравственного воспитания молодежи // Школа. - 1997 - № 3.- С.10-12; 20-22.

93. Коваленко A.M. Нравственное воспитание: каким ему быть? // Специалист. 1992. - № 3. - С.27.

94. Козлов Э.Б. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов: Изд. РГУ, 1983. - 250 с.

95. Коленицкая Е.М. Матери о дочке. М.: Знание, 1973.80 с.

96. Коменский Я.А., Локк Д., Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци И.Г. / Составитель В.М. Кларпн. М.: Педагогика, 1980. -186 с.

97. Комиссаров Г.И. Материалы по истории народного образования среди чуваш до октябрьского периода. / Архивные документы. Отдел ар. охр. 13,14.

98. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. -254 с.

99. Константинов Н.Л., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

100. Константинов Н.Л., Струленский В.Я. Очерки по истории народного образования в России. М.: Знание, 1953. -320 с.

101. Корчак Я. Воспитание личности. М.: Просвещение.- 279 с.

102. Корчак Я. Как любить ребенка / Книга о воспитании.- М.: Политиздат, 1990. 493 с.

103. Краснобаев И.М. Формирование нравственныхубеждений у старших школьников. М.: Учпедгиз, 1960. - 200 с. 105. Краснобаев И.М. Формирование нравственных убеждений у старших школьников. - М.: Знание, 1960. - 186 с.

104. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. М.: Книга, 1939. - Т.1. - 78 с.

105. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. М.: Книга, 1959. - Т. 3. - 57 с.

106. Кузьмин Г.С., Волков И.К., Емельянова Ю.Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1974. - 215 с.

107. Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье.- М.: Знание, 1977. 80 с.

108. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1961.- 286 с.

109. Лисовский 1I.M., Иванов В. Г., Гранин Д. А. Жить достойно: личность, мораль, воспитание. М.: Политиздат, 1978.- 266 с.

110. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Прометей, 1983. -220 с.

111. Локк Джон. Педагогические сочинения. М.: Мысль, 1939. - 156 с.

112. Луначарский А.В. О быте / Переработанная стенограмма доклада, прочитанная в Ленинграде 18 ноября 1926 г. Л.: ГИЗ, 1927. - С.64-65.

113. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. -415 с.

114. Макаренко А. С. Сочинения: В 4 т. М.: Политиздат, 1957. - Т.4. - 373 с.

115. Мапдевиль Б. Басня о пчелах. М.: Просвещение, 1974.- 173 с.

116. Марьенко И.С. Из опыта нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1964. - 220 с.

117. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -103 с.

118. Медынский Е.Н. История педагогики. Часть 1. М.: Учпедгиз, 1938. - 365 с.

119. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.: Институт практической психологии, 1996. - 448 с.

120. Мировский Е.М., Джон Толанд. М.: Мысль, 1997. -190 с.

121. Монахов Н.И. Умом и сердцем. М.: Просвещение, 1989. - С.30-46.

122. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. - 415 с.

123. Народное образование. 1992. - №5. - С.59-63.

124. Начальная школа. 1993. - №3. - С. 1 8-2 1.

125. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе нравственного человека // Педагогика. 1992. - №1/2. - С.6-10.

126. Николаев J1.H. Воспитывать Человека. М.: Педагогика, 1979. - С.69.

127. Новые ценности образования. М.: Педагогика, 1996. -141 с.

128. Носович В.И. Психология веры. J1.: Лениздат, 1970.186 с.

129. Нравственное воспитание школьников. / Под редакцией И.С. Марьенко. М.: Просвещение, 1969. - С.160-171.

130. Нравственное воспитание: Проблемы и практика. М.: Мысль, 1989. - 206 с.

131. Нравственное воспитание в детском саду. / Под редакцией В.Г. Ничаевой, Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1984. - 272 с.

132. Овсянников М. Гегель. М.: Мысль, 1971. - 223 с.

133. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: МГУ, 1986. - 204 с.

134. Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании или прошлое в настоящем // Педагогика. 1995. - №3. - С.60-65.

135. Охотников 11. М. Записки чувашина о своем воспитании. Казань: ОАИЭ, 1920. - Вып.1. - Т.3 1. - 98 с.

136. Отрицательный угол // Подросток: цена самоутверждения. М.: Политиздат, 1990. - 192 с.

137. Павлов И.В. Преодоление педагогической запущенности у подростков. Чебоксары: ЧГПИ, 1981. - 156 с.

138. Павлов И.В. Проблемы формирования нравственной устойчивости у подростков // Вестник НАНИ ЧР. 1993. - №3. -С.105-112.

139. Паламарь А. Мудрость общения. М.: Мысль, 1990.96 с.

140. Парфенов В.А. Люди и цены в зеркале справедливости. М.: Мысль, 1990. - 260 с.

141. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: Лениздат, 1981. - 180 с.

142. Педагогика. 1996. - №1. - С.61-69.

143. Педагогика. / Под редакцией Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - С.4 1 0-416.

144. Педагогика. / Под редакцией Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. - 155 с.

145. Педагогика. / Под редакцией Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1 988. - 155 с.

146. Педагогика / Под. редакцией В.А. Сластснина. М.:1. Магистр, 1997. 223 с.

147. Педагогическая культура современного учителя. -Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1997. 281 с.

148. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1966. - Lt76с.

149. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. / Под редакцией М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1956.- Т.2. 190 с.

150. Петрова Р.И. Как спасти детей // Воспитание школьников. 1996. - №1. - С.17-21.

151. Петрова Т.Н. Школа и просвещение Чувашии в XVII веке / Учебное пособие. Чебоксары: ЧГПИ, 1994. - 86 с.

152. Петрова Р.Н. Бабушкины заповеди. Чебоксары: Чув. книж. изд-в, 1993. - 56 с.

153. Петровская А. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

154. Петровский А.В. Проблема нравственного воспитания // Детская литература. 1992. - №2. - С.3-7.

155. Печчети А. Человеческие качества. М.: Мысль, 1980. -182 с.

156. Писаренко В.И. Писарепко И.Я. Педагогическая этика.- Минск: Нар. асвета, 1977. С.219-232.

157. Платонов К.К. Психология религии. М.: Политиздат, 1967. -239 с.

158. Подласый И.П. Педагогика // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение, 1996. - 598 с.

159. Попова М.А. О психологии религии. М.: Знание, 1992. 598 с.

160. Поярков Р.С. Мужество, храбрость и доброта. — М.: Знание, 1977. 80 с.

161. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. - 180 с.

162. Проблема борьбы с девиантным поведением. М.: Мысль, 1989. - 88 с.

163. Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащегося в современных условиях / Материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары: НАНИ ЧР, 1993. - 73 с.

164. Психолого-псдагогичсские проблемы предупреждения педагогически запущенных школьников. М.: Педагогика, 1978.- 120 с.

165. Профессионально-педагогическая культура педагога. / Под ред. И.А. Чучкалова, В.К. Кириллова. Чебоксары: Чув.книж. изд-во, 1991. 132 с.

166. Психология / Словарь. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

167. Психологическое самообразование. / Под редакцией А.И. Матюшкина. М.: Школа-Пресс, 1992. - 280 с.

168. Разум сердца // Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: Политиздат, 1989. - 608 с.

169. Рувинский Л.И. Самовоспитание школьников. М.: Знание, 1976. - 180 с.

170. Русские писатели о Чувашии / Сост. Уяр Ф., Муччи И. -Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1946. 327 с.

171. Рыбакова Н.В., Назарова Т.Ф. Нравственное воспитание и культура личности. Л.: Лениздат, 1994. - 120 с.

172. Савин Н.В. Педагогика. Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1972. - С.20 1-202.

173. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 1972. - 144 с.

174. Сенека А.Л. Нравственные письма к Луцилию. М.: Худож. лит., 1986. - 541 с.

175. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, развитие и воспитание. Казань: КГПУ, 1997. - 180 с.

176. Соловейчик С.А. Педагогика для всех. . М.: Детская литература, 1989. - 367 с.

177. Соловейчик С.А. Развитие детского «Я». М.: Детская литература, 1983. - 96 с.

178. Соколова Т. Злоба дня и вечные ценности // Народное образование. 1994. - №5. - С.73-76.

179. Сокольникова Э.И. Этногтедагогика чувашской семьи. -М.: Издательство МГОНУ, 1997. 384 с.

180. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1983. - 445 с.

181. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1988. - 300 с.

182. Социальная психология / Под. ред. Андреевой Г.М. -М.: МГУ, 1988. 429 с.

183. Спирин Л.Ф. и др. Основы педагогического анализа // Учебное пособие под редакцией В.А. Сластенина. Ярославль: 1985. -290 с.

184. Стрельцова Г.Я. Судьба любви сегодня. М.: Республика, 1995. - 1 85 с.

185. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980. - 380 с.

186. Сухомлинский В. А. Как воспитывать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. - 288 с.

187. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М.: Педагогика, 1963. - 1 80 с.

188. Сухомлинский В.А О воспитании. М.: Политиздат,1979. 270 с.

189. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. - 396 с.

190. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

191. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. -М.: Советская Россия, 1981. 96 с.

192. Тавровский Ю. Загадка «Японского духа». М.: Советская Россия, 1989. - 128 с.

193. Теория и методика социальной работы. М.: Знание, 1994. - Т. 1.- 343 с.

194. Теплов Б. Психологические вопросы художественного воспитания // Советская педагогика. 1946. - №6. - С.96-101.

195. Толанд Д. Английские материалисты XV111 в. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Просвещение, 1967. - Т.1. - С.3 1 8, 353, 381, 355, 357, 365, 379, 381, 391, 400, 402, 403, 470.

196. Угринович Д. М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. - 330 с.

197. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 10 т. М.: Педагогика, 1974. - Т. 9. - С. 11 7-1 18.

198. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1 969. - 242 с.

199. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 10 т. JL: Просвещение, 1949. - Т.6. - 450 с.

200. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 2 т. М.: Просвещение, 1953. - Т.2. - С.429 - 43 0; - Т. 1. - С. 1 8 1 -1 82.

201. Философский словарь. М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

202. Философская пропедевтика. М.: Прогресс, 1971. -280 с.

203. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1 989. - 559 с.

204. Халфин Ю.А. Пробуждение души // Народный университет. 1985. - №4. - С.25-34.

205. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. Пособие для классного руководителя. М.: Просвещение, 1983. -286 с.

206. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997. - 462 с.

207. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. - 3 83 с.

208. Харламов И.Ф. Педагогика / Учебное пособие. М.: Юрист, 1997. - 512 с.

209. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А.И. Пискунов. М.: Провинция, 1981.340 с.

210. Хрестоматия по истории педагогики. М.: Знание, 1950. - 347 с.

211. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Свадковский И.Ф. . М.: Учпедгиз, 1935. - 639 с.

212. Хрестоматия по общей психологии. М.: МГУ, 1979. -272 с.

213. Человек и общество / Хрестоматия. М.: Знание, 1992.- 350 с.

214. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. -Киев: Рад. Школа, 1973. 175 с.

215. Чернышев А.Н. Аристотель. М.: Мысль, 1981. - 200 с.

216. Чернышев А.Н. Курс лекций по древней философии. -М.: Высшая школа, 1981. 374 с.

217. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Московский рабочий, 1987. - 236 с.

218. Шершнева Е.Ф. Нравственное воспитание маленьких детей в семье. М.: Просвещение, 1976. - 1 12 с.

219. Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 80 с.

220. Шубинский B.C. Человек как цель воспитания // Педагогика. 1992. - №3,4. - С.3 7-43.

221. Щербак Ф.Н. Нравственное воспитание личности в трудовом коллективе. Л.: Знание, 1981. - 150 с.

222. Яглома М.: Г. Эмоциональный аспект нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - 210 с.

223. Якубов З.Я. Народные традиции и фольклор // Народная педагогика в воспитании детей, подростков и молодежи / Материалы VII Виноградовских чтений. Часть II. Екатеринбург: ЧТИ, 1993. - 23 1 с.

224. Bauer R. Idealismus and Geyner in Osterreich. -Heidelberg: 1966. S. 1 73.

225. Bolzano B. Ausgewahlte Schriften. В.: 1976. - S. 239291.

226. Bolzano B. Gesamtausgabe. Einleitungsband. Teil 1. Biographie. Stattgart-Bad: Connstatt, 1969. - S. 226.

227. Bolzano B. Gesamtausgabe. Reihe II, Y, YII, YIII, XII, XIY. Stattgart: Bad Connstatt, 1969-1978. - S. 408/

228. Bolzano B. Weissenhaftslehre. Bd. I-YI. Sulzbach: 1937.- 287.23 1. Winter E. Die Sozial und Ethnocthik B. Bernard Bolzanos.- Wicn: 1977. -P. 247.

229. Seidlerovas. Politike a socialni nasori Bernarda Bolzana. -Praha: 1963. -P. 273.

230. Syafsbory A. Chameteristies of Men Menners, Opinions, Times. London: 1906. - Vol. 1-2,- p. 168.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.