Духовно-нравственное воспитание в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Колеганова, Ирина Ивановна

  • Колеганова, Ирина Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Великий НовгородВеликий Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 180
Колеганова, Ирина Ивановна. Духовно-нравственное воспитание в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX века: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Великий Новгород. 2005. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Колеганова, Ирина Ивановна

Введение

Содержание

Глава 1. Теоретические основания исследования процесса духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX века.

1.1. Обоснование логики исследования процесса духовно- нравственного воспитания.

1.2. Историко-культурные условия, определившие специфику воспитательной проблематики в России 1801 - 1825 гг.

1.3. Идеал человека, цель и задачи духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворянского сословия.

Глава 2. Ценности духовно-нравственного воспитания в творческом опыте образцовых образовательных учреждений для дворян в России первой четверти XIX века.

2.1. Воспитательный потенциал "дворянской педагогики": общие аспекты содержания и средств.

2.2. Традиции мужского дворянского воспитания в Первом Кадетском корпусе и Царскосельском Лицее.

2.3. Воспитательное общество благородных девиц: воплощение образа женской добродетели.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное воспитание в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX века»

Актуальность исследования. Сегодня тема духовно-нравственного становления детей и молодежи признана центральной для отечественной педагогики. После долгих лет противостояния «двух миров», безапелляционного применения классового подхода во всех вопросах государственной жизни, а в 80-х гг. попытки абсолютной деидеологазации общества пришло признание, что в основании системы воспитания должны стоять общечеловеческие и отечественные традиции и ценности, в связи с чем выяснилось, что недостаточно исследован огромный пласт отечественной культуры.

Духовно-нравственное воспитание дворян в образцовых образовательных учреждениях заслуживает серьезного внимания не только как частный вариант проблемы воспитания, но и как особое явление отечественной культуры, поскольку выяснен факт существования дворянской культуры как феномена [138]. К тому же, современные социологи высказывают мнение, согласно которому «взгляд на жизнь, свойственный всему народу, определяется с большей полнотой в передовых слоях» [62, 60]. Среди важнейших принципов дворянской идеологии - убеждение в том, что высокое положение дворянина в обществе диктует необходимость заботы о своем образовании и об улучшении образовательной системы в стране, а также обязывает быть образцом высоких нравственных качеств [138, 52]. В современных условиях поиска национальной идеи и ориентиров в образовании обращение к опыту духовно-нравственного воспитания в исследуемых учреждениях необходимо и своевременно.

Недостаточное внимание к опыту духовно-нравственного воспитания в дореволюционных учебно-воспитательныхых учреждениях обнаруживает себя в современной педагогической практике, попытках адаптировать традиционные формы образования к новым общественным и социально-экономическим условиям [58]. Первый опыт воссоздания системы лицейского образования, кадетских корпусов, женских учебно-воспитательных учреждений показал недостаточность имеющихся сведений о практике духовнонравственного воспитания в подобных учреждениях дореволюционной России.

Актуальным стало изучение традиций полодифференцированного образования. Как отмечает исследователь О.А.Белянова, в условиях политической борьбы на рубеже XIX - XX вв. идея равенства полов получила неверное направление, ложная трактовка идеи «искажала полноту истины о совместности полов в жизнедеятельности, обедняла понимание сложной диалектики их взаимных отношений»[36,12].

Особенное внимание к изучению опыта духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях вызвано современными проблемами в Вооруженных силах, в среде молодежи, подлежащей призыву. Еще А.В.Суворов завещал «неослабно» следить за духом армии. К сожалению, халатное отношение военных к исполнению служебных обязанностей, рост числа воинских преступлений, межличностные конфликты — все эти тенденции в современной Российской армии свидетельствуют об ослаблении духа российских воинов. В этой связи опыт духовно-нравственного воспитания в образцовом военно-учебном заведении России времен «Золотого века» русской культуры, времен побед российской армии над армией Наполеона представляет значительный интерес.

Выбор хронологических рамок исследования. Первая четверть XIX в. является периодом расцвета русской культуры, создания национальной системы образования. Дворянские образцовые образовательные учреждения, аккумулировавшие в себе лучшие достижения в области образования и, в частности, духовно-нравственного воспитания играли значительную роль в культурной жизни общества вообще и в сфере образования, в частности.

Понятийный аппарат. Для первой четверти XIX в. понятие «духовность» являлось синонимом слова «религиозность», поэтому в исследовании термин «духовно-нравственное воспитание» подразумевает, в первую очередь, значение «религиозно-нравственного воспитания». Эти термины в работе могут использоваться как синонимичные и означать процесс целенаправленной деятельности, ориентированной на создание условий для развития духовности (религиозности), нравственных качеств личности, и предполагает одновременную включенность в процесс всех его участников.

Важную смысловую нагрузку в названии диссертации несет термин «образцовые», ставший одним из оснований для объединения рассматриваемых образовательных учреждений в предметном поле исследования. Образцовыми в рассматриваемый период являлись следующие учреждения. С момента своего возникновения, с 1731 г., Сухопутный Шляхетский корпус (с 1801 г. Первый Кадетский корпус) стал образцом для устройства не только кадетских корпусов, но и многих других учебных заведений для дворян в России [93,168]. В первой четверти XIX в. корпус сохранял свое образцовое положение среди подобных военных заведений, имея в штате самое большое количество воспитанников, являясь культурным авангардом дворянского сословия [138, 55; 34, 85]. Воспитательное общество благородных девиц (1764 - 1917) положило начало общественному среднему образованию женщин в России и стало образцом, по которому учреждались женские заведения в губернских городах страны и в столице [33,17]. В первой четверти XIX в. создается новый тип учебно-воспитательного учреждения, которое стало осуществлять подготовку к «важным частям службы государственной», совмещая профессиональную подготовку с хорошим уровнем знаний, необходимых «всякому истинно образованному человеку». Таким типом учебных заведений стал лицей. Царскосельский Лицей, находившийся под особым покровительством императора, как феноменальное явление отечественной культуры, также рассматривается в качестве образцового образовательного учреждения [43,249]. Понятия «привилегированные» и «элитарные» значительно шире понятия «образцовые» и подразумевают образовательные учреждения для дворян вообще как первенствующего сословия в государстве, к тому же термин «привилегированные» можно отнести и к некоторым образовательным учреждениям для других сословий (напр. — мещан), которые имели свои сословные привилегии. М.Ф.Шабаева, рассматривая устав 1804 г., отмечает сословный характер народного образования в первой четверти XIX в., несмотря на провозглашение доступности школы для всех сословий [93,185]. В тексте диссертации допускается применение понятий «привилегированные», «элитарные», «образцовые» в качестве синонимов в тех случаях, когда в рассматриваемом контексте признак образцовости не имеет решающего значения. Также в историко-педагогической литературе применительно к исследуемым учреждениям можно встретить термин «передовые». Мы рассматриваем это понятие как близкое по значению понятию «образцовые», но не равнозначное, поскольку среди передовых образовательных учреждений для дворян могут быть, к примеру, частные пансионы, но именно термин «образцовые» предполагает объектом исследования дворянские образовательные учреждения закрытого типа, финансируемые государством прежде всего и главным образом [69,67] и осуществлявшие реализацию принципа государственности, заявленного в уставах 1786, 1804 гг. [33,10].

Под «образованием» в данной работе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения. Учитывая сложность диалектической взаимосвязи между понятиями «образование», «обучение», «воспитание», необходимо отметить, что в диссертационном исследовании применение понятия «образование», как наиболее широкого, призвано подчеркнуть целостность, гармоническое единство непротиворечащих друг другу элементов процесса, который ряд авторов (П.Ф.Каптерев, Б.Т.Лихачев и др.) определяют как процесс педагогический.

В работе также встречается понятие «юношество», которое в исследуемый период подразумевало гендернонедифференцированную аудиторию, что обусловило применение этого термина по отношению как к воспитанникам, так и к воспитанницам.

Поскольку доказано существование феномена дворянской культуры XVIII - первой половины XIX вв., определена историческая роль дворянства в становлении отечественной культуры и самосознании российского общества указанного периода, обосновано мнение, что менталитет дворянства предполагал обладание высоким уровнем образованности и нравственных качеств [138], есть все основания к постановке вопроса о феномене дворянской педагогики как явлении, в котором обнаруживается сущность представлений об идеале человека, целях и задачах, содержании и средствах воспитания. Тем более, что на довольно продолжительном отрезке истории дворянские образовательные учреждения существовали самостоятельно, не будучи включенными в государственную систему образования. Таким образом, употребление термина «дворянская педагогика» закономерно и необходимо для адекватной оценки явлений отечественной педагогики в целом. С.Ф.Егоров к периоду XVIII - середины XIX вв. применяет термин «дворянско-государственная педагогика» [69,67], подчеркивая, что вся система учебно-воспитательных учреждений в исследуемое время развивалась как сословная, а дворянские учебные заведения закрытого типа поддерживались государством в сравнительно большей степени. Следовательно, именно дворянские учебные заведения закрытого типа в главных чертах отражали официальную позицию государства по педагогическим вопросам.

Степень изученности проблемы. О дворянском духовно-нравственном воспитании в образцовых образовательных учреждениях на сегодняшний день не написано обобщающих работ. В данном случае предпринята попытка представить специальное исследование, касающееся этого вопроса.

Отдельные вопросы, затрагивающие тему нравов дворянского сословия, рассматривались дореволюционными авторами, ведущими отечественными историками {В.Н.Татищев, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский), подчеркивавшими осознание значимости просвещения в дворянских кругах как главный принцип дворянской идеологии. Многие русские классики в своих произведениях затрагивали тему самосознания дворянства. Среди историков освещающих общие вопросы дворянского образования С.М.Середонин, М.И.Сухомлинов,С.В.Рождественский и др.

Особенного внимания заслуживают работы дореволюционных историков образования, публицистов, которые занимались исследованием вопросов, связанных с дворянским образованием в учреждениях, ставших объектом данного исследования.

В 1864 г. был опубликован «Исторический очерк столетней жизни Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища» В.И.Лядова. Небольшой по объему, этот очерк стал, в большей мере, описанием основных фактов, связанных с историей Смольного института, но дающим, в том числе, некоторые сведения о системе духовно-нравственного воспитания в интересующем нас заведении.

В 1895 г. в С.-Петербурге вышел в свет капитальный труд Е.О.Лихачевой «Материалы по истории женского образования в России», содержащий много ценной информации по истории Воспитательного общества благородных девиц. На огромном источниковом материале автор разворачивает панораму развития женского образования в России, выстраивая периодизацию в соответствии со временем управления женскими образовательными учреждениями императрицами Екатериной II, Марией Федоровной и Александрой Федоровной, отводя дворянскому сословию роль проводника идеи о необходимости образования и носителя национальных ценностей. Выход в свет этой работы вызвал в свое время большой резонанс в научных кругах и появление ряда отзывов и рецензий (С.Ольденбург, С.И.Пономарев, Л.Д.Синицкий и др.).

Панорамную картину институтской жизни рисует З.Е.Мордвинова в биографическом очерке «Статс-дама Мария Павловна Леонтьева, начальница Воспитательного общества благородных девиц» (1902), дающем представление о годах службы М.П.Леонтьевой (бывшей воспитанницы этого же института) с 1839 г. Автор подробно рассматривает процесс духовного становления начальницы общества, условия воспитания в дворянской семье, в Смольном институте, те качества, которые ценились в воспитанницах Смольного института и общую духовно-нравственную атмосферу заведения.

В 1914 - 1915 гг. Н.П.Черепниным был составлен трехтомник «Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764 - 1914.». Это серьезная научная работа, в изобилии предоставляющая разнообразные сведения об исследуемом учреждении, но тема духовно-нравственного воспитания специально в работе не выделена. Впрочем, автор ставил себе задачу составить исторический, а не педагогический очерк, что определило специальный ракурс исследования.

Таким образом, сегодня мы не имеем историко-педагогических работ, освещающих проблему духовно-нравственного воспитания в Воспитательном обществе благородных девиц как центральную. Появившаяся недавно книга А. Даниловой «Благородные девицы: воспитанницы Смольного института» является литературно-художественным изданием, написанным в жанре биографических хроник. Интересен замысел автора осветить судьбу воспитанниц Смольного института после окончания заведения, но вопросу духовно-нравственного воспитания в Воспитательном обществе благородных девиц, к сожалению, не уделено должного внимания.

По истории Первого Кадетского корпуса составлены весьма обширные библиографические списки. Но в хронологических рамках нашего исследования можно выделить следующие работы: «Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования Государя императора Александра Николаевича. 1700 - 1880» М.С.Лалаева\ «Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700 - 1856 гг.)» П.А.Галенковского; «Стодвадцатипятилет-ний юбилей Первого кадетского корпуса. 1732 - 1857» П.Елагина\ «Первый кадетский корпус. 1732 - 1863» К.Волховского, дающие общее представление о развитии исследуемого нами учреждения и содержащие отрывочные сведения о постановке в нем духовно-нравственного воспитания.

Нельзя обойти вниманием произведение Н.С.Лескова «Кадетский монастырь», в котором теме духовно-нравственных основ воспитания в Первом Кадетском корпусе уделяется центральное место. Автор рисует галерею живописных образов воспитателей кадет, акцентируя внимание на проявлениях служебного долга, доходившего до самоотречения, аскетическом образе жизни директора корпуса генерал-майора М.С.Перского, представленного в рассказе русским праведником, сочетавшим в своем характере честность и доблесть, олицетворявшим «дух и предания кадетства» [104,275].

Вопросы духовно-нравственного воспитания в Первом Кадетском корпусе рассматриваются и в работах современных исследователей. В 2002 г. появилась историко-педагогическая работа С.Л.Шпанагеля по исследованию духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России, где анализируется сущность, структура и содержание духовно-нравственного воспитания в дореволюционных и современных отечественных кадетских корпусах. Автор приходит к выводу, что на дореволюционном этапе духовность и нравственность воспринимались в имплицитной взаимосвязи, духовным воспитанием занимались в основном священнослужители, нравственное воспитание было прерогативой воспитателей. В данной работе духовно-нравственное воспитание в Первом Кадетском корпусе не является специальным предметом исследования, к тому же автор избрал для исследования очень широкие хронологические рамки: историко-педагогическому анализу подвергнут процесс духовно-нравственного воспитания в дореволюционных и современных кадетских корпусах. Видимо, это заставило автора ограничиться констатацией факта национальной идентификации процесса духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах и не позволило выявить противоречия, существовавшие в системе духовно-нравственного воспитания дореволюционной России.

Тема истории кадетских корпусов активно разрабатывается современным историком Н.Н.Ауровой. В диссертационном исследовании «Кадетские корпуса в системе дворянского образования и культурной жизни России. Конец XVIII - первая половина XIX вв.» дается описание политики правительства в области военного образования, показана роль кадетских корпусов в системе военного образования и общественной жизни России. Работу отличает широкое освещение социо-культурного контекста развития кадетских корпусов. В то же время автор не ставил задачу специального изучения вопросов духовно-нравственного воспитания.

Образование в Царскосельском Лицее - предмет внимания широкого круга специалистов. Достаточно упомянуть, что эта тема является отраслью пушкинистики, а значит, привлекает исследователей самых различных специальностей. Но анализ интересующего нас аспекта деятельности Лицея в историко-педагогической литературе недостаточен.

Одним из первых значимых явлений в изучении лицейского периода жизни А.С.Пушкина стал труд П.В.Анненкова «А.С.Пушкин в Александровскую эпоху», но педагогическая сторона в деятельности Лицея в этой работе освещена недостаточно. Больше внимания исследованию педагогического и ученического состава Лицея уделено в книге Я.К.Грота «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники», но и здесь тема духовно-нравственного воспитания не является центральным предметом изучения. Характер официальной истории носит монография Д.Кобеко «Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811 — 1843». Общий интерес представляют книги К.Я.Грота «Пушкинский Лицей», Н.Гастфрейнда «Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею». Фрагменты, освещающие принципы духовно-нравственного воспитания в Лицее содержатся в капитальном труде «Исторический очерк бывшего Царскосельского Лицея ныне Александровского с 1811 по 1861 г.», составленный бывшим библиотекарем Лицея И.Я.Селезневым. Важными для данного исследования являются книги Н.К.Кулъмана «Письма Е.А.Энгельгардта к Н.Д.Деларю» и К.А.Военского «Царскосельский Лицей в 1812 г.», также в некоторой степени дающие представление о духовно-нравственной атмосфере Лицея. Книга «Благородный пансион императорского Царско-Сельского Лицея. 1814 -1829 г.» Н.С.Голицына, хотя и не является специальным исследованием по истории самого Лицея, но содержит много ценной информации о причинах, которые вызвали изменения в отношении к Царскосельскому Лицею к концу исследуемого периода и о нравственных началах, на которых строилось воспитание в Лицее.

Дореволюционная литература о Пушкине в целом отличается от советской пушкинистики большей лояльностью к теме религиозно-нравственных воззрений поэта (напр.: Рождественский С.В. Пушкин. Черты внутреннего облика. — М., 1899. — 26 е.). В советские годы появляется стремление противопоставить буржуазно-дворянской науке принципы социалистического подхода к биографии и творчеству Пушкина (напр. Марьянов Б.М. Крушение легенды. — Л.: Лениздат, 1985. — 119 е.). Такой подход оказывает заметное влияние на освещение деятельности Лицея, затеняя тему духовно-нравственного воспитания в нем и подменяя систему высших нравственных ценностей идеологическими.

Среди современных работ по педагогике Царскосельского Лицея обширный фактический материал представлен в трудах М.П.Руденской, которые отличает привлечение богатого архивного наследия и его научный литературоведческий анализ. Единственная историко-педагогическая работа советского периода, освещающая теоретический и практический аспекты деятельности Лицея в интересующий нас период - книга З.И.Равкина, посвященная педагогике Царскосельского Лицея пушкинской поры (1811 - 1817). Позже тему дворянско-государственной педагогики в контексте общественного развития рассматривали С.Ф.Егоров, П.А.Лебедев, отдельные аспекты темы освещены З.И.Васильевой. Общий очерк учебно-воспитательных заведений закрытого типа в Петербурге дан Н.В.Кузнецовой.

Сегодня тема лицейского образования является востребованной и вызывает исследования различных ее аспектов: Кучигашева В.В. «Становление системы лицейского образования в России первой четверти XIX века» (1996), Тотфалушина JI.A. «Лицейское образование в России: традиции и специфика» (2002), Градулева КВ. «Специфика организации педагогического процесса в отечественных лицеях первой трети XIX века в контексте идеи интеграции» (2004). Но во всех этих работах не анализируются духовно-нравственные основы лицейского воспитания.

С 1993 по 1998 гг. вышли в свет восемь томов издания А.Д.Егорова «Лицеи России: (Опыт исторической хронологии)». Это историческое исследование об учебно-воспитательном процессе, преподавательских кадрах, выдающихся выпускниках пяти лучших лицеев России XIX - начала XX вв., в числе которых Царскосельский (Александровский) Лицей. Основной задачей работы стало освещение истории организации и становления лицеев с позиции максимального охвата источникового материала, что не предполагает возможности обратить процесс духовно-нравственного воспитания в указанных учреждениях в предмет исследования. В.С.Меметов и О.Ю.Олейник в рецензии на работу А.Д.Егорова также указывают на перегруженность отдельных разделов фактами и примерами, придающими работе вид хрестоматии.

Важным вопросом, предметом внимания историков, педагогов, этнографов стал вопрос восприятия европейской культуры русским дворянством. На этот счет существуют различные точки зрения. Современный исследователь Д.С.Попиков считает, что в результате включения дворянства в европейскую культуру сложился уникальный образ русского дворянина: «по манере общения, поведения, стилю одежды елизаветинский вельможа был европеец, в то же время внутренняя, семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных основ древнерусской традиции, самодержавия и православия» [138,62].

Как бы развивая эту тему, О.В.Кириченко предпринял попытку выяснить, существовал ли у дворян XVIII в. цельный православно-религиозный уклад жизни или его носителями оставались отдельные семьи и отдельные личности. Принимая во внимание современные исследования самосознания русского дворянства, О.В.Кириченко освещает различные стороны православной религиозности у русских дворян XVIII столетия в семье, церкви, общественной деятельности. Исследователь приходит к выводу, что в обществе в течение XVIII в. были созданы условия для самого глубокого духовного обновления, и аристократ конца XVIII в. - это человек думающий, образованный не только светски, но и религиозно, катехизически и богословски. Автор приводит данные о дворянах-подвижниках, отмечая в то же время, что дворянство со временем все более ориентировалось на нравственную доминанту чести, отходя от православных традиций благочестия. Но общим выводом является утверждение, что традиционные религиозные нормы (благословение, христианское отношение к смерти, любовь к иконе, к богомолью, покаяние, общение со старцами, активная церковная благотворительность) все же сохранялись в дворянской среде [87,253 - 255].

Исследователь Т.А.Шанская проанализировала комплекс источников и литературы, содержащий свидетельства восприятия французской культуры в России первой четверти XIX в., и пришла к выводу, что представители элитарного дворянства, находясь на службе, были носителями определенной этики, сформировавшейся из синтеза национальной и европейской культур, соотношение которых зависело от культурной и политической ориентации конкретного чиновника и от рода его службы. Автор не делает четких выводов относительно культурных ценностей российского общества исследуемого периода. Но этот вопрос получил четкое разрешение в другой исследовательской работе.

Т.П.Гуйван предприняла попытку выявить новые историко-педагогические знания на основе анализа российской периодической печати первой половины XIX в. В диссертационном исследовании в результате анализа общей периодики первой четверти XIX столетия автор систематизирует представления об «отечественном воспитании» и «воспитании иноземном» и приходит к выводу, что наибольшее распространение в периодической печати столетия получило мнение о сочетании воспитания, основанного на национальных началах с лучшими достижениями европейского просвещения. Важен вывод исследователя о том, что педагогические идеи в первой четверти XIX в. находили отражение в общей периодике, а не в специальных педагогических журналах и выражали общее отношение общественности к проблеме «иноземного воспитания».

Таким образом, несмотря на усиление внимания в последнее время историков отечественной педагогики к образовательному процессу в исследуемых учебно-воспитательных заведениях, системного изучения процесса духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX в. не проводилось, что и определило выбор темы диссертации: «Духовно-нравственное воспитание в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX века».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России XVIII — первой четверти XIX вв.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX в.

Цель исследования: выявить и проанализировать систему духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX в.

Задачи исследования: определить методологические подходы к изучению историко-педагогической реальности и обосновать логику исследования процесса духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян; охарактеризовать историко-культурные условия, определившие специфику рассматриваемого аспекта воспитательной проблематики в России первой четверти XIX в.; раскрыть представления об идеале человека, цели и задачах духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России исследуемого периода; выделить общие содержательные компоненты и средства духовно-нравственного воспитания в названных учреждениях первой четверти XIX в.; изучить специфику исследуемого аспекта воспитания в гендернодифферен-цированной среде.

Источниками для данного исследования послужили программные документы по вопросам образования второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. (рескрипты, указы, уставы, правила для приема, грамоты, отчеты, постановления), мемуарно-эпистолярные материалы, а также посвященная им исследовательская литература.

Методы исследования: сравнительный анализ документальных источников; системно-генетический метод при изучении историко-педагогического опыта передовых учебных заведений; метод абстрагирования при изучении мемуарной литературы; сопоставительный анализ социально-педагогических замыслов и их соответствия историческому времени и месту; метод ретроспективного моделирования, позволяющий глубже исследовать логику развития исследуемых явлений в процессе духовно-нравственного воспитания; интегративный метод при рассмотрении педагогической системы отдельных учреждений в масштабах формирования отечественной педагогической культуры; метод экстраполирования.

Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование проводилось на основе аксиологического (С.Ф.Егоров, И.Ф.Исаев, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.) и цивилиза-ционного (М.В.Богуславский, И.А.Колесникова, Г.Б.Корнетов и др.) подходов к изучению историко-педагогического процесса. В работе также использованы некоторые положения антропологического подхода (Б.М.Бим-Бад, К.Д.Ушинский и др.), положения Э.Д.Днепрова, М.Н.Скаткина, труды, рассматривающие философско-теоретические традиции в культуре и образовании (Г.П.Выжлецов, А.В.Гулыга, И.А.Ильин, Ю.М.Лотман, А.В.Рогова и др.), исследования различных аспектов ценностных ориентаций отечественной педагогики (Е.П.Белозерцев, Е.В.Иванов, С.С.Пантюхин, А.Н.Сергеев, Э.Чурсина, С.Л.Шпанагель и др.), разработки вопросов нравственного воспитания (Л.Ю.Гордин, И.Д.Лушников, И.С.Марьенко, Н.Е.Щуркова и др.), идеи нравственного, художественно-эстетического воспитания (Э.А.Верб, Д.С.Лихачев, Л.П.Печко, В.А.Сухомлинский и др.), исследования вопросов тендерного воспитания (О.А.Белянова, Л-Я.Верб и др.). Наряду с этим, мы руководствовались принципом историзма, реализация которого предполагает изучение явления в его конкретно-исторической обусловленности и динамике, а также диалектической идеей о связи общего, особенного и единичного.

Научная новизна исследования: - охарактеризованы представления об идеале человека, цели и задачах духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян первой четверти XIX в.;

- выделены общие содержательные компоненты и средства духовно-нравственного воспитания в названных учреждениях первой четверти XIX в.;

- выявлена и охарактеризована специфика исследуемого аспекта воспитания в гендернодифференцированной среде.

Теоретическая значимость исследования:

- осуществлен теоретико-методологический анализ подходов к рассмотрению историко-педагогической реальности применительно к исследованию процесса духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян;

- теоретически осмыслены ключевые вопросы процесса духовно-нравственного воспитания с позиций ценностного подхода;

- выявлены историко-культурные условия, определившие специфику рассматриваемого аспекта воспитательной проблематики в России первой четверти XIX в.;

- приведены в систему имеющиеся сведения о процессе духовно-нравственного воспитания в исследуемых учреждениях;

- рассмотрен процесс духовно-нравственного воспитания в Царскосельском Лицее пушкинской поры в ряду образцовых образовательных дворянских учреждений, что имеет самостоятельную значимость.

Практическая ценность работы определяется тем, что основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для создания программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи; при подготовке научных исследований, учебников и учебных пособий по истории педагогики; в процессе чтения лекционных курсов педагогического и культурологического циклов, для совершенствования воспитательного процесса в образовательных учреждениях разных типов.

Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики и психологии, профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород), на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых НовГУ им. Ярослава Мудрого в 2002 - 2005 гг. (Великий Новгород), на общероссийских научно-практических конференциях: "Знаменские чтения"(2003), "Никитские чтения"(2004).

На защиту выносятся следующие положения, дающие авторскую интерпретацию изученных материалов и источников:

1. Представления о воспитательном идеале в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX в. подразумевали абсолютный и реально достижимый идеалы. Абсолютный идеал человека, рассматривавшийся в традициях православной культуры и соответствующий идеалу божественного совершенства, задавал конкретные характеристики реальному воспитательному идеалу, отражаясь в цели и задачах воспитания.

2. Цель воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX в. одновременно отражала общее видение идеала человека, значимость разносторонности интересов и потребностей личности и имела свою специфику в зависимости от образовательного учреждения. Стержнем духовно-нравственного воспитания было воспитание в вере.

3. Содержание и средства духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX в. включали как общие, так и специфические компоненты. Основными общими содержательными характеристиками являлись: религиозная катехизация воспитуемых и разъяснение смысла гражданских обязанностей человека. Специфичные черты были обусловлены, главным образом, тендерной дифференциацией воспитуемых.

4. Образцовые образовательные учреждения для дворян в России первой четверти XIX в. представляли собой крупное явление в духовной жизни и сфере образования, являясь своеобразным педагогическим феноменом, вобравшим в себя идею о формировании гуманной личности, всестороннего развития умственных, духовных и телесных сил юношества.

19

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Колеганова, Ирина Ивановна

Заключение

Проведенное исследование показало, что образцовые образовательные учреждения для дворян в первой четверти XIX в. представляли собой крупное явление в духовной жизни и сфере образования, являясь своеобразным педагогическим феноменом, вобравшим в себя национальные основы воспитания и лучшие достижения европейского просвещения, идею, завещанную Екатериной Великой и И.И.Бецким о формировании гуманной личности, всестороннем развитии умственных, духовных и телесных сил юношества с преобладанием национальных основ воспитания.

На основе анализа образовательного процесса в образцовых учебно-воспитательных учреждениях для дворян мы пришли к выводу, что в педагогических системах исследованных учреждений абсолютный идеал соответствовал идеалу божественного совершенства, вера была поставлена во главу всей воспитательной системы, что задавало конкретные характеристики реально достижимому воспитательному идеалу, основные из которых: внутренняя религиозность, нравственная ответственность, разносторонняя образованность, широта взглядов, действенное желание блага Отечеству, а также: честность, милосердие, благотворительность обездоленным, кротость, учтивость, воздержание, мужество и терпение жизненных невзгод, бодрость, чувствительность и др.

С представлениями об идеале человека тесно увязывалась трактовка цели и задач воспитания, которая одновременно отражала общее понимание разносторонности интересов и духовных потребностей личности, но, в то же время, имела свою специфику. Цель воспитания мужчины, защитника Отечества предполагала укоренение желания блага всему человечеству, выраженное в каждодневном делании добра и честной жизни. Целью воспитания благородной девицы была подготовка к исполнению высокой роли хранительницы нравственной чистоты, независимо от предстоящей в обществе роли дочери, жены или матери.

В результате анализа организации образовательного процесса, изучения педагогического опыта в рассматриваемых учреждениях установлено, что основными общими содержательными характеристиками являлись: религиозная катехизация воспитанников и разъяснение смысла гражданских обязанностей человека. Установлено, что из общего числа предметов учебного курса выделялись те, которые относились к разряду «наук нравственных». Преподавание нравственных наук разделялось между законоучителем (священником) и преподавателем той части наук, которая прямо не относилась к религиозному образованию. Предметы религиозной катехизации входили в содержание учебных программ в качестве знаний, которые придают взглядам полноту и целостность. В ходе исследования выявлено, что для исследуемых учреждений характерно терпимое отношение к представителям иных религиозных конфессий, для которых, по возможности, организовывались занятия религиозными предметами.

Исследование показало, что в качестве важнейшего средства духовно-нравственного воспитания в образцовых учебно-воспитательных заведениях закрытого типа рассматривалась организованная педагогическая среда. Центральным элементом этой организации являлось воспитательное воздействие Церкви и ее установлений на все звенья педагогического процесса. Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания являлась общая атмосфера необходимости поддержания «нравственного порядка», под которым понималось точное соответствие воспитанников и педагогов предъявляемым четким требованиям. В выборе наставников руководствовались общим требованием знаний и нравственности, «заслуживающих доверия». Наказания рассматривались в качестве средства нравственного исцеления и должны были быть педагогически целесообразными. Из наказаний не исключались меры физического воздействия. Поощрения производились с осторожностью из опасения вызвать в воспитуемых гордость и самовозношение.

В ходе исследования установлено, что тендерные дифференциации в воспитательном процессе проявляли себя уже в постановке целей. В области практической их реализации также имелись свои отличия, формировавшие особенный образ юноши или девицы.

В процессе духовно-нравственного воспитания в Первом Кадетском корпусе и Царскосельском Лицее у юношей формировались основные религиозно-этические представления, которые понимались достаточно широко и заключали в своей структуре как традиционные, так и историко-контекстуальные компоненты. Проведенное исследование доказало, что появившиеся в обществе идеи о праве человека на внутреннюю свободу определенно повлияли на процесс духовно-нравственного воспитания в исследуемых учреждениях. Идеи гражданственности получили характерную постановку и определили особенные характеристики добродетельного гражданина, главными из которых являлись «радение» о всеобъемлющем знании в своей профессии, вопросах государственного управления и прозорливость, позволяющие предотвращать и искоренять общественные неустройства. В ходе исследования установлено, что дух единения и воспитание чувства сплоченности, богатые библиотеки, театральное и музыкальное искусство дополняли образ мальчика дворянского происхождения - воспитанника образцового образовательного учреждения.

Воспитательное общество благородных девиц — крупное явление в истории развития женского образования и духовной жизни общества. Для первой четверти XIX в. характерны одобрение российским обществом системы воспитания женщин в исследуемом учреждении и сильное влияние императрицы Марии Федоровны на дела Воспитательного общества благородных девиц, чьи представления о сущности женского воспитания являлись основой построения воспитательной системы в заведении.

В результате анализа образовательного процесса в исследованном женском учебно-воспитательном учреждении установлено, что главным содержанием духовно-нравственного воспитания в Смольном институте было воспитание в вере, которое трактовалось не только как религиозное катехизиро-вание, но предполагало умственное и физическое совершенствование, а также художественно-эстетическое развитие воспитанниц. Правилам добродетели придавался универсальный характер, независимо от предстоящей воспитанницам общественной роли, воспитание уважения к институту брака и материнства являлось характерной содержательной составляющей. Проведенное исследование показало, что в выборе средств воспитательного воздействия существовала общая установка на их широкое применение с учетом характера воспитанниц и творческого подхода классных дам к процессу воспитания. Основными средствами воспитания девочек были требование поддержания атмосферы нравственной чистоты, строгость к воспитательному персоналу.

Сегодня, когда вопросы соотношения общечеловеческого и национального, соотношения веры и знания снова стали актуальными для отечественной культуры и образования, важно избежать повторения ошибок, что нередко случалось в отечественной истории. Исследование образовательных процессов времени Александра I показало, что экуменические идеи не должны «хозяйничать» в сфере образования. Напротив, следование отечественным традициям позволяет избежать негативных веяний периодов идеологических, политических потрясений и сохранить высокие образовательные стандарты, а при взвешенном отношении к плодам западной цивилизации и сочетать при этом высокий уровень общего образования и успешно решать задачи духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. В то же время, нецелесообразно забывать, что попытки бестактного обращения с религиозными чувствами людей становились причиной падения нравственности, развития лицемерия, ханжества. Вера в неодолимость «живой духовной силы» своей родины (И.А.Ильин) позволяла смело использовать западный педагогический опыт, который всегда своеобразно преломлялся в русской культуре и помогал создавать образцы воспитательных учреждений, не имеющих аналогов в других культурах и ориентирующихся в своей деятельности на высокие образовательные цели.

В итоге можно констатировать, что цель исследования достигнута, поставленные в диссертации задачи решены, положения, вынесенные на защиту, доказаны.

В современной педагогической практике можно использовать целый комплекс идей, обнаруженных в ходе исследования процесса духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX в. Нами выделены четыре основополагающих, на наш взгляд, идеи. Во-первых, идея предоставления возможности религиозной катехизации студентам, школьникам, военнослужащим. Во-вторых, идея организации взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания, этики и эстетики, педагогики и искусства. Искусство в школе еще не в полной мере способствует воспитанию у школьников духовных потребностей, развитию эстетического вкуса. В-третьих, идея воспитания мужчины, воина, защитника Отечества, предполагающая воспитание таких качеств, как широкая осведомленность в вопросах государственного устройства и желание блага всему человечеству, которое может быть выражено не только в защите от военной силы, но и в каждодневном «делании» добра и честной жизни. В-четвертых, идея сочетания научного образования, профессионального становления с утверждением ценности института брака и материнства в современной практике обучения и воспитания девочек в семье и школе.

Перспективы дальнейших исследований мы видим в том, чтобы на основе изученного опыта духовно-нравственного воспитания в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России конструировать новые образовательные модели, актуальные для определения стратегии развития отечественного образования на современном этапе. Интересным также представляется вопрос отношения исследованных учреждений к общемировой образовательной практике, вопрос аксиологической связи традиций семейного воспитания в первой четверти XIX в. с государственным образованием и феноменом общественного сознания, вобравшего в себя идеи Священного Союза, изучение традиций семейного дворянского воспитания в первой четверти XIX в. и изучение просветительских идей декабристов с позиций ценностного подхода.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Колеганова, Ирина Ивановна, 2005 год

1. Александр И, император. Высочайшая грамота, пожалованная Воспитательному обществу благородных девиц в день его столетнего юбилея 5 мая 1864 года. / Смольный институт. Петербург. СПб., 1864.

2. Альбом портретов бывших кадет Первого Кадетского корпуса. 1732 — 1863 / Кадетский корпус, 1-й, Петербург. СПб.: Фототип. В. Штейна и С. Лаптева, 1902. - 207 е.: портр.

3. Ангальт Ф.Е., граф. Искусство учиться прогуливаясь, или ручная энциклопедия для воспитания, составленная графом Ангальтом. М.: С. Глинка, 1829.- 189 с.

4. Военский К.А. Царскосельский Лицей в 1812 году // Лицейский журнал. 1907/8.-№ 1.-С. 74-87.

5. Высочайше постановленные правила для приема Штатных Воспитанниц Общества благородных девиц и учрежденного при оном Военного общества / Смольный институт. Петербург. Б.м. и г. - 9 с.

6. Грамота пожалованная Императорскому Царско-Сельскому Лицею императором Александром I 22 сентября 1811 года. // Кобеко Д.Ф. Императорский Царскосельский Лицей. Наставники и питомцы. 1811 — 1843. — Пб., 1916.

7. Грот К.Я. Пушкинский Лицей. (1811 1817). Бумаги 1-го курса, собранные акад. Я.К. Гротом. С прил. портр., факс, и рис., а также некоторые бумаги III и IV курсов. - СПб.: Тип. М - ва пут. сообщ. ст - ва И.Н. Кушнерев и К0), 1911. - 461 с.

8. Давыдов И.И. Об изучении древних языков и преимущественно латинского. СПб., 1856. - 16 с.

9. Давыдов И.И. О духе философии греческой и римской: Речь в торжественном собрании Имп. Моск. Ун та. - М.: Универ. тип., 1820. - 30 с.

10. Давыдов И.И. О значении Гоголя в русской словесности. СПб.: Тип. Акад. Наук, 1852. - 19 с.

11. И. Карамзин Н.М. Историческое похвальное Слово императрице Екатерине. // Вестник Европы. 1866. - № 4. - С. XVII.

12. Кошанский Н.Ф. Цветы греческой поэзии. М., 1811.

13. К столетию церкви во имя святого Благовернаго Великого князя Александра Невского при Императорском Воспитательном Обществе Благородных девиц. 1808 1908. - СПб.: Электропечатня К.А.Четвериков, 1908.-32 с.

14. Кобеко Д.Ф. Альбом директора Царскосельского Лицея Егора Антоновича Энгельгардта для запис.воспитанников. — СПб., 1908.

15. Краткий отчет о положении и ходе военно-учебных заведений в двадцатипятилетие царствования Государя Императора / Главное управление военно-учебных заведений. — СПб., 1850. — 305 с.

16. Кульман Н.К. Письма Е.А. Энгельгардта к Н.Д. Деларю. СПб.: Тип. Глав. упр. уделов, 1911. - 19 с.

17. Куницын А.П. Изображение взаимной связи государственных сведений.-СПб., 1817.

18. Куницын А.П. Право естественное: Сочиненное профессором императорского Лицея Александром Куницыным: Ч. 1 — 2. СПб.: Тип. Иос. Иоаннесова, 1818.- 182с.

19. Мордвинова З.Е. Статс-дама Мария Павловна Леонтьева, начальница Воспитательного общества благородных девиц: Биогр. очерк. — СПб.: Тип. М ва вн. дел, 1902. - 276 с. - Текст писем на русск. и франц. языках.

20. Памятная книжка Императорского Александровского Лицея на 1856 -1857 гг. В ней: Материалы для истории Александровского Лицея. / Сост. Селезнев И.Я. СПб., 1856. - 243 с.

21. Переписка Жуковского с принцем П.Г.Ольденбургским о Киреевском. — М., 1912.

22. Постановление о Лицее / Александровский лицей. Петербург. СПб., 1810.-55 с.

23. Правила военного воспитания относительно благородного юношества и наставления для офицеров, военной службе себя посвятивших, дополненные примерами нужными / Сост. А. Бестужев. СПб.: Типография Ивана Глазунова, 1807. - 279 с.

24. Речи, произнесенные при открытии Императорского Сарскосельскаго Лицея, в присутствии Его Императорского Величества и Августейшей Фамилии, Октября 19 дня 1811 года. СПб.: Медицинская типография, 1811.-12с.

25. Ростовцов Я.И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений: Утв. 24-го дек. 1848 г. / Сост. ген.-майор Я.И.Ростовцов. СПб.: Тип. военно-учебн. заведений, 1849. - 185 с.

26. Указ Нашему Правительствующему Сенату: Об учреждении Кадетского корпуса. / Кадетский корпус, 1-й, Петербург. — СПб., ценз., 1900.

27. Ушаков Ф.Ф. О нравственном образовании военных людей: сообщение от ветерана. // Военный журнал. 1811. - Кн. 18. - С.4 - 14.1.. Литература

28. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания: (история и современность): Материалы XVIII сессии Научного Совета попроблемам истории образования и воспитания, октябрь 1997 г. / Под ред. З.И. Равкина. М.: Золотой колос, 1997. — 370 с.

29. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России в XIX столетии // Советская педагогика. — 1944. — № 1. С. 18-21.

30. Андреев О.А., Хромов JI.H. Учись быть внимательным: Кн. для уч — ся ст.кл. М., Просвещение, 1996. - 160 е.: ил.

31. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Вступ. ст., сост. и коммент. П.А. Лебедев; АПН СССР. — М.: Педагогика, 1987.-558 е.: ил.

32. Аурова Н.Н. Кадетские корпуса в системе дворянского образования: конец XVIII первая половина XIX века. Дисс. .канд. ист. наук. -М., 1999. -362 с.

33. Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию // Педагогика. -1997.-№2.-С. 39-42.

34. Белянова О.А. Совместное обучение как педагогическая проблема в России второй половины XIX — начала XX в. Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-СПб., 1999.-18 с.

35. Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России в XVIII -начале XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. М., 2001.-31 с.

36. Бобрышев B.C. 300 лет военной истории Санкт-Петербурга: Целостная картина военной истории Санкт-Петербурга, в контексте обеспечения безопасности всей страны. СПб.: НП - Принт, 2003. — 576 с.

37. Богоявленский Н.П. Значение христианства в истории воспитания и педагогики. — Петрозаводск: Олонецкая губ. тип., 1904. 16 с.

38. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика. — 1998. — № 7. — С. 82 — 87.

39. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. — М.: Менеджер, 1994.-60 с.4245,4647,48

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.