Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Пашков, Сергей Викторович

  • Пашков, Сергей Викторович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 191
Пашков, Сергей Викторович. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Курск. 2010. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пашков, Сергей Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретические предпосылки современного духовно-нравственного воспитания

1.1. Социально-педагогические предпосылки становления духовно-нравственного компонента образования в конце XX начале XXI вв.

1.2. Теоретико-методические основы современного духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.

1.3. Общественные дискуссии рубежа конца XX - начала XXI вв. о содержании и организации духовно-нравственного воспитания в российской школе.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. Опыт становления и совершенствования духовно-нравственного воспитания в России в конце XX - начале XXI вв.

2.1. Главные направления развития системы духовно-нравственного воспитания в российской школе на рубеже

XX - XXI вв.

2.2. Региональный опыт духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.

2.2.1. Опыт реализации региональных программ духовно-нравственного воспитания в Курской области

2.2.2. Практика духовно-нравственного воспитания в Белгородской области

2.2.3. Развитие духовно-нравственного воспитания в Воронежской области.

2.3. Тенденции и социально-педагогические условия развития духовно-нравственного воспитания в российском образовании

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования»

Актуальность и постановка проблемы исследования. Отечественное образование в последние десятилетия занимается построением системы духовно-нравственного воспитания, направленного на духовное оздоровление общества, укрепление нравственности вступающего в жизнь поколения молодежи, формирование важнейших нравственных категорий, укорененных в отечественных традициях; приобщение учащихся к духовным истокам своей традиционной культуры. Широкому развитию духовно-нравственного воспитания в нашей стране способствует государственная образовательная политика, строящаяся на Конституции РФ (статьи 28, 48) и Законах РФ «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 24.09.1997), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и направляющая педагогическую работу на обеспечение культурной и духовной идентичности российского народа, на возрождение его духовности и нравственности. Согласно Закону РФ «Об образовании» (Федеральный Закон от 01.12. 2007 №309 - ФЗ) содержание образования должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности». В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) говорится: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [170, с. 7].

Степень научной разработанности проблемы. В силу указанных причин в настоящее время в нашей стране идут широкие теоретические поиски модели построения духовно-нравственного воспитания на всех его уровнях и во всех его аспектах: теоретико-методологическом (Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси [9; 13; 16], Е.П. Белозерцев [29], Б.М. Бим-Бад [35], Е.В. Бондаревская [41], А .Я. Данилюк [89], О.В. Долженко [98], игумен Георгий (Шестун) [428; 429], архимандрит Зиновий (Корзинкин)

172; 173], Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси [156; 157], М.А. Кондаков [166], А.А. Корольков [174; 175], В.М. Меньшиков [227; 229], Н.Д. Ни-кандров [246; 247; 248; 249; 250; 251], В.В. Рубцов [320], В.И. Слободчиков [343; 344], В.Д. Шадриков [419; 420; 421] и др.); научно-теоретическом (Б.С. Братусь [43; 44], С.Ю. Дивногорцева [93], С.А. Ефименкова [112], Н.И. Лифинцева [202], Н.В. Маслов [219; 220], Меркурий, епископ Зарайский [232], И.В. Метлик [235; 236], А.В. Мудрик [241], Т.В. Петракова [282; 283], И.М. Подушкина [293], А.Г. Пашков [276], А.В. Репринцев [368], Л.В. Сурова [358], М.Ю. Ширманова [426], А.И. Шамшурина [433] и др.); историко-педагогическом (М.В. Богуславский [37; 38], З.В. Видякова [56], Н.Н. Гати-лова [71], В.И. Додонов [96; 97], А.А. Игнатов [128], Ф.Н. Козырев [163], Г.Б. Корнетов [177], М.Н. Костикова [178; 179; 180], О.В. Лебедева [195; 196], В.М. Меньшиков [231], А.Н. Швечиков [424], О.Л. Янушкявичене [440] и др.); законодательно-нормативном (Л.С. Гармаш [70; 317], Л.С. Гребнев [78], И.В. Понкин [296], И.В. Метлик [235] и др.); содержательном (Ф.Н. Козырев [163], И.В. Метлик [236], В.А. Никитин [255], А.В. Панкратов [274],

A.И. Половинкин [295], Л.А. Харисова [410] и др.); организационно-технологическом (Л.П. Гладких [75], О.М. Потаповская [301; 302], Т.В. Петракова [282], Л.В. Сурова [357; 359]; Д.Е. Самогаев [326] и др.); методическом (А.В. Бородина [42], прот. Виктор Дорофеев [441], Л.П. Гладких [75], Н.В. Давыдова [85; 86], прот. Сергий Коротких [176], С.Э. Наперстникова [244], Л.Л. Шевченко [425], О.Л. Янушкявичене [441] и др.). Активно решается проблема духовно-нравственного воспитания в рамках изучения отдельных школьных предметов: истории (В.А. Никитин [255], С.В. Перевезенцев [279] и др.); литературы (М.М. Дунаев [102], С.Г. Макеева [216], Н.П. Сабли-на [325], В.Ю. Троицкий [374; 376], А.Е. Шишкин [434] и др.); музыки (В.В. Алеев, И.В. Кошмина [182], В.В. Медушевский [225] и др.); изобразительного искусства (A.M. Виноградова [58], Н.К. Шабанов и др.). Профессионально-педагогический аспект разрабатывают Е.И. Артамонова [20],

B.А. Беляева [30], О.В. Ивановская [125], И.Ф. Исаев, Л.И. Мищенко, А.В.

Репринцев [319], В.А. Сластёнин [340], Т.В. Склярова [338], Н.А. Шайденко [422] и др. Развитию отдельных образовательных учреждений религиозно-духовной направленности посвящены работы, касающиеся деятельности духовных образовательных профессиональных заведений, посвящены работы Евгения, архиепископа Верейского, архимандрита Платона (Игумнова) и др.); православных гимназий - священника Алексея Сысоева, прот. Льва Махно и др.); работе воскресных школ — Е.А. Никитской, О.Л. Янушкявиче-не, Л.А. Марченко и др.).

В этой ситуации все актуальнее становится потребность целостного осмысления становления и развития современной системы духовно-нравственного воспитания, а также систематизация большого количества теоретических и методических разработок в этой области.

Однако до сих пор в современной педагогической науке нет работ, направленных на целостное изучение этого процесса. С учетом этого противоречия мы выбрали тему данной диссертации «Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования», проблема которой сформулирована следующим образом: каковы тенденции, направления и условия развития духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в России в конце XX — начале XXI вв.?

Решение поставленной проблемы является целью данной работы.

Объект исследования - теория и практика современного духовно-нравственного воспитания; предмет - духовно-нравственное воспитание как компонент общего образования.

Задачи исследования:

- охарактеризовать современное состояние духовно-нравственного воспитания как особого вида воспитания в российском образовании; раскрыть смысл, содержание и основные направления развития православной педагогики на переходе тысячелетий;

- проанализировать сущность и идейные позиции субъектов общественной полемики по вопросам духовно-нравственного воспитания в России конца XX - начала XXI вв.;

- выявить и охарактеризовать этапы развития современного духовно-нравственного воспитания на федеральном и региональном уровнях;

- обосновать основные тенденции, направления и оптимальные социально-педагогические условия развития духовно-нравственного воспитания.

Методологическая основа исследования: культурно-исторический и системный подходы, позволяющие сочетать научность с христианским вероучением о цельности и иерархичности мира, общества и человека; положения о единстве религии и воспитания, светской науки и православного богословия в отечественной духовно-педагогической традиции, выражающиеся в их плодотворном взаимодействии и взаимообогащении.

Теоретическая основа диссертации сложилось на основе трудов, ориентированных на разработку целостной системы образования и традиционного духовно-нравственного воспитания: святоотеческого педагогического наследия (святителей Тихона Задонского [369; 370], Феофана Затворника [393; 394], Игнатия Брянчанинова [126; 127], Филарета Московского [395], Иннокентия Московского [136], святого праведного Иоанна Кронштадтского [141; 142], митрополитов Владимира (Богоявленского) [59], Антония (Су-рожского) [19], архиепископа Фаддея (Успенского) [380], митрополита Иоанна (Снычева) [145], схиархимандрита Иоанна (Маслова) [144] и др.); работ российских теоретиков духовно-нравственного воспитания второй половины XIX - первой половины XX вв. (В.В. Зеньковского [120; 121; 122], И.А. Ильина [131; 132], К.Н. Леонтьева [201], И.О. Лосского [211; 212], Н.И. Пирогова [286], К.П. Победоносцева [291; 292], священника Павла Флоренского [402; 403], С.А. Рачинского [315], К.Д. Ушинского [382; 383], С.Л. Франка [406; 407; 408] и др.); работ известных советских психологов, направленных на целостное понимание человека: К.А. Абульхановой-Славской [2], Б.Г. Ананьева [17], А.Н. Леонтьева [200], Д.И. Фельдштейна

390]; современных педагогов и психологов, изучающих духовно-нравственное воспитание (игумена Георгия (Шестуна) [427; 428], архимандрита Зиновия (А.А. Корзинкина) [172; 173], архимандрита Платона (Игумнова) [289], протоиереев Артемия Владимирова, Бориса Ничипорова [259], иерея Александра Иванова [124], Е.В. Бондаревской [41], Б.С. Братуся [43; 44], Ф.Е. Василюка [49], Е.О. Галицкой [67], С.А. Ефименковой [12], А.В. Кам-кина [149], А.А. Королькова [174; 175], М.Н. Костиковой [178; 179; 180], С.Г. Макеевой [216], Н.В. Маслова [220], В.М.Меньшикова [227; 229], И.В. Метлика [235; 236], Н.Д. Никандрова [246; 247], В.В. Рубцова [254], С.В. Перевезенцева [279], Т.И. Петраковой [282; 283], В.А. Сластёнина [277], В.Д. Шадрикова [420; 421], O.JL Янушкявичене [440] и др.); педагогической теории профессионального образования и подготовки учителей на основе отечественной педагогической культуры (Е.В. Бондаревской [51], В.А. Беляевой [30], И.Ф. Исаева, О.Н. Кудиной [187], Н.И. Лифинцевой [202], Л.И. Мищенко, Т.В. Скляровой [338], В.А. Сластёнина [340], Н.А. Шайденко [422] и др.).

Избранная методология и решение поставленных задач обусловили использование следующих методов исследования: культурно-педагогического, историко-педагогического и теоретико-педагогического анализа практики духовно-нравственного воспитания, богословской, философской и психолого-педагогической литературы; периодической печати, публикаций, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания; теоретико-исторического и теоретико-педагогического анализа различных документов (Министерства образования и науки РФ, РПЦ, региональных светских и духовных властей и т.п.) по вопросам духовно-нравственного воспитания, метода включенного наблюдения и анализ практики духовно-нравственного воспитания; экспертизы, консультирования и участия в реализации региональных программ и программ духовно-нравственного воспитания отдельных образовательных учреждений.

Источники исследования: труды по православной педагогике; философские, психологические, педагогические работы, посвященные духовно-нравственной проблематике; педагогическая и религиозно-образовательная литература, материалы периодической печати, документы Министерства образования и науки РФ, Священного синода РПЦ, региональных структур государственной власти и образования, а также церкви, отражающие развитие духовно-нравственного воспитания.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов с 1996 по 2010 гг.

Первый этап (1996-1998 гг.) - знакомство с источниковой базой, историографией темы исследования.

Второй этап (1999-2008 гг.) - определение теоретико-методологических оснований и категориального аппарата исследования, накопление исследовательского материала, его анализ и систематизация.

Третий этап (2009—2010 гг.) — обобщение итогов исследования, публикация полученных результатов, оформление текста диссертации.

Личный вклад соискателя заключается в разработке целостного подхода к изучению духовно-нравственного воспитания в единстве его теории и практики; в изучении роли общественных организаций и СМИ, в выявлении основных тенденций, направлений и оптимальных социально-педагогических условий его дальнейшего развития.

На защиту выносятся следующие положения:

• Рубеж XX-XXI вв. характеризуется как этап мировоззренческого самоопределения России, когда востребованность культурно-исторических традиций отечественного образования привела к воссозданию целостной системы духовно-нравственного воспитания в полноте ее компонентов: цель -духовно-нравственное развитие личности ученика; принципы — трудовой характер воспитания, соборность, родительско-детский характер отношений между педагогами и детьми и др.; содержание — Священное Писание и Предание, святоотеческое наследие, мир православной культуры и система высших культурных, художественных и научных ценностей, школьное содержание духовно-нравственного воспитания; технологии - целенаправленно организованный процесс воспитания, ориентированный на развитие духовности и нравственности в соответствии с его традиционными ценностями: формы - уроки, мероприятия, паломнические поездки и т.д.; методы - формирования сознания личности, организации деятельности и поведения, стимулирования; организация, предусматривающая согласованную деятельность управленческих структур, преемственность работы семьи и школы на всех ее ступенях, единство действий школы, семьи, учреждений культуры и церкви в воспитании человека; возрождение воспитывающей социальной среды.

• Православная педагогика есть богословско-философский и научный способ осмысления проблемы человека, его развития и воспитания в православной духовной традиции, представляющей непрерывную последовательность идей и опыта на путях постижения педагогической истины. Развитие современной православной педагогики осуществляется в рамках пяти направлений: 1) историко-педагогическом, предусматривающем восстановление исторической картины развития отечественного образования и педагогической мысли; 2) теоретико-методологическом, ориентированном на изучение, восстановление и развитие фундаментальных основ православной педагогики; 3) теоретико-сопоставительном - сравнительный анализ православной и светской антрополого-педагогической науки; 4) научно-теоретическом, изучающем духовно-нравственное воспитание как самостоятельный вид воспитания; 5) научно-методическом, ориентированном на создание методической базы современного духовно-нравственного воспитания.

• Предметом общественных дискуссий в СМИ является весь спектр общественно-религиозной и педагогической проблематики в нашей стране. Содержательно в нем выделяются четыре направления: 1) сущностно-религиозное, показывающее позитивное значение традиционных религий в жизни общества и человека, духовной и культурной жизни общества и образования; 2) общественно-религиозное, анализирующее взаимодействие общества и церкви; 3) культурно-религиозное, описывающее взаимодействие культуры, науки, искусства с религией; 4) воспитательно-религиозное, изучающее сущность и пути духовно-нравственного воспитания в России. В последнем сложилось три подхода: атеистический, отрицающий бытие Бога и, соответственно, необходимость духовно-нравственного воспитания, основанного на религиозной культуре; либеральный - исходящий из того, что религия является частным делом каждого человека, и поэтому не должна быть предметом общественного духовно-нравственного воспитания; позитивный (разделяют не только религиозные, но и многие деятели науки, культуры и образования), доказывающий необходимость построения духовно-нравственного воспитания на основе системы традиционных религиозных ценностей.

• Основными направлениями поисков профессиональной прессы являются: теоретико-методологическое (целостный взгляд на сущность человека, его развитие и воспитание); научно-теоретическое (смыслы, миссия, цели, содержание духовно-нравственного воспитания); нормативно-правовое (законодательная возможность и юридические условия его реализации), организационное (пути и способы его осуществления).

• Значительную роль в развитие духовно-нравственного воспитания внесли общественные движения и организации России, в том числе Всемирный Русский Народный Собор и Общественная палата Российской Федерации, которые обосновали идею необходимости воссоздания духовно-нравственного воспитания на базе традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей; его преемственности с предшествующими формами воспитания; необходимости поиска адекватного содержания и технологий его осуществления.

• С 1988 года в России, благодаря согласованной политике всех сфер общества, Церкви и образования идет процесс создания системы духовно-нравственного воспитания. На федеральном уровне: 1 этап (1988-1995 гг.) -подготовительный: появление первого опыта, освоение православных знаний; 2 этап (1996-2006 гг.) - реальное сотрудничество государства и Церкви по восстановлению духовно-нравственного воспитания; 3 этап (2007 г. - по наст, вр.) - начало системной работы государства по развитию духовно-нравственного воспитания в системе российского образования. На региональном уровне: Курская, Белгородская и Воронежская области: 1 этап (1988 - 1996 гг.) - подготовительный; 2 этап (с 1996 - 2004 гг.) - начало сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию и системное преподавание ОПК; 3 этап (с 2005 г. - по наст, вр.) - организация целостной системы духовно-нравственного воспитания. Фундаментальное значение регионального опыта состоит в том, что он, опережая федеральный уровень, позволяет отработать систему воспитания в целом и ее отдельные компоненты: законодательный, содержательный, технологический, организационный, тем самым предлагая российскому образованию наиболее оптимальные пути решения проблем духовно-нравственного воспитания.

• Важнейшими тенденциями современного духовно-нравственного воспитания в России являются: ориентация (обоснованная теоретически и подтверждаемая практически) современного воспитания на систему традиционных отечественных духовно-нравственных и культурных ценностей; целостность: от изучения отдельных знаний к построению полноценной самостоятельной системы духовно-нравственного воспитания; всесторонность - духовно-нравственное воспитание стремится охватить все сферы образовательного процесса, внеклассную и внешкольную работу, социальную среду посредством включения в организацию духовно-нравственного воспитания социальных структур, причастных к воспитанию.

• Основными направлениями развития духовно-нравственного воспитания являются: построение системы собственно духовно-нравственного воспитания, включающее преподавание традиционной (православной) религиозной культуры; придание воспитательной направленности на основе традиционных духовных ценностей всему образовательному процессу, организация внеклассной и внешкольной воспитательной и просветительской работы (организация праздников, фестивалей, конкурсов, паломнических поездок, помощи нуждающимся и т.п.); возрождение воспитывающей социальной среды, благодаря организации духовно-просветительской, культурной и педагогической деятельности (торжества, праздники и т.д.).

• Социально-педагогические условия успешного осуществления духовно-нравственного воспитания: четкое осознание его цели и задач; разработка нормативно-правовой базы; построение современного содержания воспитания (программы, учебники, методические рекомендации); целенаправленное и системное придание воспитательной направленности образовательному процессу, органичное включение традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательно-воспитательную, внешкольную и внеклассную работу; создание адекватных и оптимальных технологий воспитания; подготовка педагогических кадров, способных профессионально осуществлять духовно-нравственное воспитание; формирование воспитывающей социальной среды путем объединения и включения в воспитательную работу всех социальных воспитательных институтов; оптимальная организация духовно-нравственного воспитания путем оптимизации деятельности управленческих структур, необходимое научно-методическое и информационное сопровождение и обеспечение, достаточное материальное и финансовое обеспечение.

Научная новизна исследования состоит в том, что: духовно-нравственное воспитание представлено как самостоятельный вид воспитания и органичная часть современного российского образования; показана культурная преемственность современного духовно-нравственного воспитания с отечественной духовно-нравственной и педагогической традицией; проведен анализ развития современной православный педагогической мысли, выявлены основные направления ее развития: историко-педагогическое, теоретико-методологическое, теоретико-сопоставительное, теоретико-научное и научно-методическое; определены основные направления развития общественно-воспитательно-религиозной тематики в СМИ: сущностно-религиозное, общественно-религиозное, культурно-религиозное, воспитательно-религиозное, в последнем выявлены подходы: атеистический, либеральный, позитивно-религиозный; охарактеризованы основные направления изучения духовно-нравственной проблематики в профессиональных СМИ: теоретико-методологическое, научно-теоретическое, нормативно-правовое, организационное; выявлены и охарактеризованы этапы развития духовно-нравственного воспитания на федеральном и региональных уровнях (Курская, Белгородская и Воронежская области); тенденции развития духовно-нравственного воспитания: в теории — восстановление и дальнейшее развитие православной педагогики; в практике - ориентация на отечественные духовно-нравственные ценности, целостность, всесторонность; исследованы основные направления развития духовно-нравственного воспитания: воспитательное, образовательное, внеклассное и внешкольное, социально-средовое; определены социально-педагогические условия оптимального развития духовно-нравственного воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что духовно-нравственное воспитание представлено как самостоятельной вид воспитания и фундаментальная часть российского образования, что вносит вклад в дальнейшее развитие общей теории воспитания; уточнено понятие и содержание духовно-нравственного воспитания и показано его отличие от других видов воспитания, что дополняет общую теорию воспитания; православная педагогика представлена как важнейшая часть прошлой и современной педагогической науки России в ее научно-фундаментальных теоретико-методологических и конкретно-научных основах и раскрывается ее значение для решения теоретических проблем духовно-нравственного воспитания, что вносит вклад в разработку современной теории православной педагогики; выявлен теоретический аспект деятельности СМИ в решении проблем духовно-нравственного воспитания как важный аспект традиционной отечественной педагогической публицистики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе его материалов, идей и выводов возможны дальнейшее развитие и совершенствование духовно-нравственного воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях; разработка документов, учебно-воспитательных программ. Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, были использованы в работе Министерства образования РФ (1999-2002 гг.), для подготовки документальной базы для региональных систем духовно-нравственного воспитания Курской и Белгородской областей, отдельных образовательных учреждений; в преподавании философии и истории образования, спецкурсов и спецсеминаров в вузах, духовных семинариях, в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечены верностью исходных методологических принципов, использованием методов исследования, адекватных его цели, задачам и предмету; изучением и обобщением значительного объема эмпирических и теоретических материалов; личной включенностью в практику духовно-нравственного воспитания в Курской и Белгородской областях; использованием полученных результатов в педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и выводы исследования нашли отражение в авторских публикациях и были представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Международных Рождественских образовательных чтениях (20002010 гг.), Курск (2000-2010 гг.), Белгород (2000-2010 гг.), Воронеж (20002010 гг.), Кострома (2000-2010 гг.), Вологда (2000-2010 гг.); на заседаниях кафедр психологии и педагогики развития КГУ; теологии и религиоведения КГУ; кафедрах теологии и педагогики БГУ; православных гимназий городов Курска и Белгорода. Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации, участия в реализации региональных целевых программ духовно-нравственного воспитания в отдельных образовательных учреждениях; в организации подготовки и переподготовки кадров, а также в лекциях, читаемых в различных учебных заведениях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 442 источника.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Пашков, Сергей Викторович

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Создание системы духовно-нравственного воспитания в России на федеральном уровне прошло в три этапа.

На первом этапе (1988-1996 гг.) в стране стал складываться начальный опыт духовно-нравственного воспитания, представляющийся в преподавании отдельных знаний по православной культуре и введении первых учебных курсов, факультативов православной культуры.

Второй этап (1996-2007 гг.) - принятие второй редакции Закона «Об образовании» и Закона «О свободе совести», что позволило наладить совместную работу государства и церкви в построении духовно-нравственного воспитания. Государство, обобщая региональный опыт духовно-нравственного воспитания, преподавания православной культуры, разработало нормативно-педагогические документы, создало необходимые условия по интеграции ценностей православной культуры в существующее образовательное пространство, в систему внеклассной и внешкольной работы, дополнительного образования; провело ревизию школьного содержания образования с точки зрения исключения из него атеистических знаний и установок.

Третий этап (2007 г. - по наст, вр.) характеризуется тем, что > государство берет на себя роль организатора духовно-нравственного воспитания в стране. В результате разрабатывается система нормативно-педагогических документов, например, «Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» (2009). В федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения включено содержание по духовно-нравственному воспитанию, отрабатываются содержание и технологии духовно-нравственного воспитания; создается государственная система переподготовки кадров и повышение их квалификации; осуществляется широкомасштабный эксперимент в 19 регионах России по преподаванию религиозной культуры и этики в общеобразовательных учреждениях. При этом преподавание религиозной культуры в регионах, где оно уже шло, сохраняется.

2. Значительный опыт духовно-нравственного воспитания накоплен регионами РФ, где идет создание целостной системы духовно-нравственного воспитания, которая органично включается во все стороны образования и воспитания.

2а. Становление духовно-нравственного воспитания в Курской области прошло в несколько этапов. Первый этап (1988-1996 гг.) -подготовительная работа, когда создавались первые его элементы. Второй этап (1997-2005 гг.) - в отдельных образовательных учреждениях началось системное преподавание ОПК, а с 2002 года в области осуществляется областная программа преподавания православной культуры, позволившая организовать системное изучение ОПК в большинстве школ области. На третьем этапе (2006-2010 гг.) принята областная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Курской области. Анализ практики духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, анкетирование, личные встречи и беседы с педагогами, родителями, детьми, отчеты руководителей образовательных учреждений и т.д. фиксируют благоприятное влияние областных программ воспитания на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие детей.

26. В развитии духовно-нравственного воспитания в Белгородской области можно выделить три этапа. Первый этап (1988-1996 гг.) -подготовительный, когда начал складываться первый опыт духовно-нравственного воспитания. На втором этапе (1997-2003 гг.) была создана система преподавания курса нравственные ценности христианства и, соответственно, необходимое научно-методическое и организационное обеспечение. На третьем этапе (2004 г. - по наст, вр.) начала выстраиваться целостная система духовно-нравственного воспитания, предполагающая системное изучение православной культуры в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, построение внеклассной и внешкольной работы на ценностях православной культуры. Важнейшей структурой, позволяющей оптимально решать эти проблемы стали духовно-просветительские центры, которые объединяют деятельность различных духовных, социальных, культурных и образовательных учреждений. Анализ исполнения областной программы духовно-нравственного воспитания показывает, что ее реализация приносит положительные результаты.

2в. В Воронежской области также идет процесс целенаправленного создания системы духовно-нравственного воспитания. В его развитии также можно выделить три этапа. Первый (1988-1994 гг.) - этап подготовительной работы. Второй этап (1995-2006 гг.) - начало системного преподавания православной культуры в отдельных образовательных учреждениях. Третий этап (с 2007 г. - по наст, вр.) — область работает над созданием системы духовно-нравственного воспитания, предполагающей преподавание православной культуры во всех образовательных учреждениях области, освоение традиционных духовно-нравственных ценностей во всех видах учебно-воспитательной деятельности.

3. На современном этапе в стране формируется общее пространство духовно-нравственного воспитания. Анализ развития духовно-нравственного воспитания в общей системе российского образования как на федеральном, так и региональном уровне позволяет определить тенденции, направления его развития, социально-педагогические условия его успешного функционирования.

Главными тенденциями являются: 1) утверждение православных ценностей в качестве основы современной системы духовно-нравственного воспитания; 2) целостность, выражающаяся в становлении духовно-нравственного воспитания, в качестве самостоятельной системы, аналогичной другим видам воспитания. В то же время оно становится важнейшей частью всего российского образования; 3) всесторонность, предполагающая охват всего воспитания и включение всех административно-образовательных и общественных структур в решение проблем духовно-нравственного развития личности человека.

4. Основными направлениями развития духовно-нравственного воспитания являются: создание самостоятельной системы духовно-нравственного воспитания; придание воспитательной направленности учебно-образовательному процессу; системное построение внеклассной и внешкольной воспитательной работы на традиционных духовно-нравственных ценностях; формирование целенаправленной воспитывающей социальной среды.

5. Основными социально-педагогическими условиями развития и дальнейшего совершенствования духовно-нравственного воспитания являются: более глубокое осознание его миссии, цели и конкретизация задач; совершенствование нормативно-правовой базы; обоснование его принципов; развитие его содержания и технологий, оптимизация работы организационно-управленческих структур; продолжение работы по его научно-методическому обеспечению; улучшение информационного сопровождения и материально-финансовой базы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческое развитие России на переходе тысячелетий, характеризующееся системным кризисом ее общества, поставило ее образование, и особенно воспитание, перед проблемой кардинального реформирования. Поэтому в многочисленных педагогических дискуссиях конца XX — начала XXI вв. одной из самых актуальных тем стала проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Широкое общественно-педагогическое обсуждение показало, что духовно-нравственное воспитание - это важнейшая педагогическая традиция и педагогическое достижение России, что и сегодня оно имеет жизненное значение для нашего общества и образования, поэтому требует своего восстановления в соответствии с историко-культурными традициями и требованиями современного развития российского общества.

Изучению процесса возрождения духовно-нравственного воспитания и его теоретическому обоснованию и была посвящена данная работа. Общие результаты проведенного исследования целостного процесса развития теории и практики духовно-нравственного воспитания в российском образовании можно свести к следующим моментам.

Система духовно-нравственного воспитания показана как самостоятельный вид воспитания, характеризующийся своими особенностями. В работе охарактеризованы основные компоненты духовно-нравственного воспитания: цель воспитания, его принципы: общепедагогические и конкретно-педагогические; содержание, технологии; общие и специальные формы и методы воспитания. В то же время показана существенная специфика традиционного духовно-нравственного воспитания сравнительно с другими видами воспитания.

В работе также исследован процесс интеграции духовно-нравственного воспитания в целостное пространство современного российского образования, учебную, внеклассную и внешкольную работу; в создание воспитывающей социальной среды.

Описан процесс восстановления и дальнейшего развития православной педагогики в ее важнейших направлениях. Ее возрождение выразилось не только в большом количестве публикаций, в решении целого ряда фундаментальных проблем современного воспитания, но и в том, что сегодня эта педагогика реально разрабатывает необходимое научно-методическое сопровождение процесса духовно-нравственного воспитания во всех его аспектах.

Охарактеризована работа СМИ в решении важнейших социально-религиозных проблем, применительно к духовно-нравственному воспитанию. Этот аспект деятельности отечественных СМИ показан как восстановление важнейшей черты отечественной прессы.

Изучено важное значение деятельности общественных организаций России, и особенно Всемирного Русского Народного Собора и Общественной палаты РФ в организации духовно-нравственного воспитания, которые многое сделали для понимания социальной значимости и организации духовно-нравственного воспитания.

Анализ истории развития духовно-нравственного воспитания последнего десятилетия показал, что с 1988 года в России, после официального признания государством Русской православной церкви, идет процесс возрождения, восстановления и развития духовно-нравственного воспитания и его интеграция в систему образования. Начав с отдельных элементов в отдельных образовательных учреждениях, ценности православной культуры со временем стали занимать все большее место в содержании образования и воспитания в учебных заведениях. В середине 90-х годов духовно-нравственное воспитание стало предметом совместной заботы государственных и церковных властей, общественных организаций. Однако следует отметить, с одной стороны, самостоятельное развитие духовно-нравственного воспитания, аналогичное эстетическому или интеллектуальному, а с другой - его интеграцию в целостное пространство современного российского образования, внеклассную и внешкольную работу. Наиболее зримо возрождение и развитие духовно-нравственного воспитания можно наблюдать в практической деятельности регионов страны. В диссертации описана и проанализирована феноменология развития духовно-нравственного воспитания на федеральном и региональном уровнях, выявлены и исследованы его основные этапы.

В исследовании также изучены основные тенденции современного воспитания: ориентация на систему отечественных духовно-нравственных ценностей, целостность и всесторонность.

Выявлены основные направления духовно-нравственного воспитания: создание самостоятельной системы духовно-нравственного воспитания; придание воспитательной направленности образовательному процессу; построение внеклассной и внешкольной работы на духовно-нравственных ценностях; создание воспитывающей социальной среды.

В работе также обоснованы пути и способы дальнейшего улучшения духовно-нравственного воспитания посредством совершенствования уже сложившихся социально-педагогических условий. Для этого прежде всего необходимо более глубокое осознание миссии и цели духовно-нравственного воспитания, конкретизация его задач, дальнейшее становление законодательно-нормативной базы. Необходимо развитие содержания воспитания во всех его направлениях, не только православной культуры, но и всей воспитательной работы, особенно внеклассной и внешкольной, совершенствование содержания воспитания в системе дополнительного образования, технологий, поиск активных форм и методов воспитания. Улучшение работы организационных структур: как органов управления образованием, так и координационных советов.

Успех воспитания во многом будет определяться масштабом, полнотой и качеством научных исследований, глубиной решения имеющихся проблем от фундаментально-методологических до методических. Также требуется создание необходимой материальной и финансовой базы.

Говоря о перспективах развития духовно-нравственного воспитания, надо прежде всего указать на необходимость продолжения работы по созданию единого воспитательного пространства страны. Это требует согласованных усилий и сотрудничества всех субъектов воспитания, заинтересованных в деле воспитания: государственных и церковных властей, образовательных и культурно-просветительских учреждений, отдельных лиц, священников и учителей, ученых и практиков, родителей и учеников.

В целом итоги проведенного исследования позволяют судить об особой сложности проблем, относящихся к сфере духовно-нравственного воспитания и необходимости и системного подхода к их решению.

Перспективы нашего исследования мы видим в продолжении системного изучения православной педагогики и духовно-нравственного воспитания в их единстве и согласованности со светской педагогикой и общей системой российского образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пашков, Сергей Викторович, 2010 год

1. Абраменкова, В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? / В.В. Абраменкова // Современный ребенок в «игровой цивилизации». -М.: Даниловский благовестник, 1999. 144 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская М., 1980. - 268 с.

3. Авдеев, Д.А. Нервность: ее духовные причины и проявления /ДА. Авдеев, В.К. Невярович. -М.: Русский хронограф, 1999. 126 с.

4. Аверинцев, С. Крещение Руси и путь русской культуры /С. Аверинцев // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. - С. 53.

5. Азбука нравственности. 1 класс : метод, реком. учителям по проведению уроков /Э.П. Козлов, В.И. Петрова и др. // под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО, Филология, 2000. - 56 с.

6. Александр Салтыков. Христианские аспекты эстетического воспитания /А. Салтыков // Дополнительное образование в области христианской культуры, морали, этики (опыт, проблемы, решения) : матер. Междунар. конференции. М., 1993. - С. 34-39.

7. Александрова, В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли /В.Г. Александрова М.: Изд-во МГУ, 2003. - 224 с.

8. Александрова, В.Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики /В.Г. Александрова // Педагогика. 2008. - № 6. - С. 42-47.

9. Алексей II, Патриарх Московский и всея Руси. Дух высокой нравственности /Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси // Русь Державная. 2007. - № 2. - С. 1.

10. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Научить каждого человека следовать указаниям совести /Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси // Русь Державная. 2007. - № 12. - С. 1-2.

11. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слово Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексея II на Седьмых Рождественских чтениях /Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси // Педагогика. 1999. - № 3. - С. 62-65.

12. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово Святейшего Патриарха Алексия по случаю его избрания академиком Российской академии образования /Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси //Педагогика. 1993. - № 3. - С. Ъ-А.

13. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России /Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси // Педагогика. 1995. - № 3. - С. 74-81.

14. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения 1990-1998 гг.16

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.