Духовные факторы в русской философии права XIX-нач.XX вв.: социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лабоцкая, Ирина Евгеньевна

  • Лабоцкая, Ирина Евгеньевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 185
Лабоцкая, Ирина Евгеньевна. Духовные факторы в русской философии права XIX-нач.XX вв.: социально-философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2004. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лабоцкая, Ирина Евгеньевна

Введение. 3

Глава I. Философское определение феноменов идеального и духовного и их роли в социальной жизнедеятельности.

1.1 Понятие идеального и духовного в философии: их теоретическое и методологическое значение в познании общества. 20

1.2 Своеобразие постановки проблемы идеального и духовного в философской традиции России. 36

1.3 Проблема идеального в современной социальной философии. 58

Глава И. Проблемы поиска духовных оснований в философии права в России XIX- нач. XX веков.

2.1 Особенности и характерные черты формирования философско-правового сознания в России XIX в. 68

2.2 Социально-нравственные ориентации в процессах развития философии права в России

B.C. Соловьёв, П.И. Новгородцев). 89

2.3 Идея духовно-нравственного правосознания как концептуальная доминанта философско-правовой традиции в России XIX - нач. XX вв.

И.А. Ильин).130

2.4 Влияние духовно-нравственных факторов на укрепление правопорядка в современном российском обществе.142

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные факторы в русской философии права XIX-нач.XX вв.: социально-философский аспект»

Актуальность темы.

Процессы преобразований современного российского общества выявили невозможность развития эффективных экономических, политических отношений вне процессов укрепления и развития правопорядка. В научной литературе ощущается недостаточность в разработке проблем, связанных с механизмами формирования правовых отношений в условиях своеобразия культуры России. Основной проблемой, которой посвящена диссертация, является восполнение пробелов в изученности традиций русской философии права. В частности, проработка вопросов специфики ментальных оснований.

Проблематика духовного традиционно образует одну из важнейших областей философской науки, и с особой силой она актуализируется каждый раз в переломные моменты культурно-исторического развития. Проблема духовных ориентаций в своём существе связана с коллизиями реального исторического развития и поэтому радикальные новации в социальной практике всякий раз делают актуальным её осмысление.

Вместе с тем, несмотря на то, что проблема идеального и духовного занимает наиболее весомое место в русской философии права, приходится констатировать, что пока ещё мало современных исследований, охватывающих данную проблему в аспекте применения к процессам укрепления правопорядка и повышения правовой культуры в современном российском обществе.

Анализ специфики русской философии права в период XIX - нач. XX вв. особо актуален, потому что даёт возможность показать огромное влияние духовно-нравственных факторов на формирование национального правосознания, на понимание особой необходимости возрождения отечественной естественно-правовой традиции, на укрепление правопорядка в современный период.

В диссертационном исследовании особое внимание уделяется поиску духовных оснований в процессах и проблемах развития философии права в России XIX - нач. XX веков.

В этой связи предпринятая нами попытка анализа роли духовного, идеального, нравственного в процессах развития философии права в России XIX - нач. XX вв., в социальной жизнедеятельности, в укреплении правопорядка на современном этапе представляется весьма актуальной.

Кроме того, одним из важнейших направлений исследования должно стать изучение вопросов укрепления правопорядка в плане становления в России правового гражданского общества. Укрепление правопорядка и законности выдвигается как общегосударственная задача.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что анализ духовных факторов в философской традиции России становится не просто актуальным, но и жизненно необходимым.

Избранные диссертантом методология и структура исследования позволяют ему проследить эволюцию философско-правовой традиции от её истоков до возможных перспектив развития в современных условиях.

Актуальность данной темы исследования определяется, на наш взгляд, и потребностями дальнейшего совершенствования учебного процесса в вузе. От своевременного определения систем духовных ценностей зависят многие гуманитарные науки.

Степень разработанности проблемы исследования.

Научная литература по проблемам идеального и духовного и, в частности, затрагивающую в той или иной степени проблемы правопорядка, нами условно разделена на несколько групп.

К первой группе мы относим значительную часть литературы затрагивающей вопросы общефилософского характера с последующей возможностью их рассмотрения на междисциплинарном уровне. Серьёзные результаты получены здесь В.Ф. Асмусом, П.В. Алексеевым, B.C. Барулиным, В.Н. Борисовым, Б.Н. Востоковым, Д.П. Горским, Д.И. Дубровским, Э.В. Ильенковым, В.А. Коневым, П.В. Копниным, A.M. Коршуновым, А.Н. Леонтьевым, А.Ф. Лосевым, В.П. Малаховым, М.К. Мамардашвили, С.Т. Мелюхиным, И.С. Нарским, А.Ф. Полторацким, A.B. Разиным, А.Г. Спиркиным, B.C. Тюхтиным1.

1 Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 1984. - 318 е., Краткий очерк истории философии./ Авт.: В.Ф. Асмус, М.Т. Иовчук, А.О. Маковельский и др./Под. ред. М.Т. Иовчука и др. 3-е изд. М., «Мысль», 1975.

- 798с.; Основы философских знаний: Хрестоматия. О-во «Знание» России; Сост. Алексеев П.В. и др. - М.: знание, 1993. - 160с., Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учебник для студентов вузов / МГУ им. М.В. Ломоносова. Филос. фак. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект. 2001.- 604с., Хрестоматия по философии: Учеб. пособие для студентов нефилософ, фак. вузов / Сост. Алексеев П.В., Панин A.B. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. - 576с.; Барулин B.C. Рос. Человек в XX веке: Потери и приобретения себя. - СПб.: Алетейя, 2000. - 431с., Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии - М.: Академкнига, 2002. - 456с.; Борисов В.Н. Краткий очерк истории классической европейской философии: Учеб. пособие по курсу философии / Самар. гос. ун-т. Каф. филос. естеств. фак. - Самара: Сам. ун-т, 1996. - 95с.; Философия культуры: Межвуз. сб. науч. ст. / Самар. гос. ун-т; Редкол.: Конев В.А. (отв. ред.) и др. - Самара: Самар. ун-т, 1995. - 95с.; Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. -115с.; А.Ф. Лосев и культура XX века: Лосевские чтения - М., 1991. - 221с. А.И. Введинский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радов, Г.Г. Шпет: Очерки истории / Сост., вступ. ст., примеч. Емельянова Б.В., Любутина К.Н. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. - 593с.; Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Введение в философию: Докл, ст., филос. заметки / Сост. и общ. ред.: Сенокосова Ю.П. - М.: Лабиринт, 1996. - 431с.; Философские проблемы естествознания: Учеб. пособие для аспирантов и студентов филос. и естеств. фак. ун-тов / Мелюхин С.Т., Петров Ю.А., Рузавин Г.И. и др. Под ред. Мелюхина С.М. - М.: Высш.шк., 1985. - 400с.; Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М., «Наука», 1969. - 246с.; Полторацкий А.Ф. Законы материалистической диалектики.М., Политиздат, 1961. - 48с.; Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для студентов высш. техн. учеб. заведений.

- М.: Гардарики, 2000, - 367с.; Мировоззрение: Опыт теоретического анализа: материалы Всесоюз. Научно-практической конф. «Формирование

Из числа зарубежных учёных, работы которых, так или иначе, связаны с общефилософским решением проблемы идеального и духовного, можно выделить М. Вебера, А. Камю, С. Кьеркегора, X. Ортега-и-Гассета, Ч .Пирса, К. Поппера, Б. Рассела, Г. Риккерта, П. Сорокина, Тейяра де Шардена, Э. Фромма, М. Фуко, М. Хайдеггера, К.Г. Юнга, К. Ясперса2. науч. мировоззрения - основа ком. воспитания». М, 17-18 апр. 1984г./ Редкол.: Спиркин А.Г. (отв. ред.) и др.: АН СССР. Институт философии. -М., 1985. - 140с.; Тюхтин B.C. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике / Тюхтин B.C., Левин Г.Д., Герасимов И.Г. и др.; отв. ред. Тюхтин B.C.; АН СССР. Ин-т философии. - М.: Наука, 1990. -287с.

2 Давыдов Ю.Н. М. Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные пробл. веберовского социол. Учения. - М.: Мартис, 1998. -510с.; Камю А. / Фокин А.К.: Роман. Философия, Жизнь. - СПб: Алетейя, 1999. - 378с.; С. Кьеркегор. Страх и трепет / Пер. с дат., коммент. Исаевой Н.В., Исаева С.А.: Общ. ред., сост. и предисл. Исаева С.А. - М.: Республика, 1993. - 383с.; Пирс Ч.С. Избранные философские произведения / Пер. с англ. Голубович К. и др. - М.: Логос, 2000. - 412с.; Поппер K.P. Объективное сознание: Эволюц. подход / Пер. с англ. Лахути Д.Г.; Отв. ред. Садовский В.Н. - М.: УРСС, 2002. - 381с.; Бертран Рассел. Проблемы философии: Перю с англ. - Новосибирск: Наука, 2001. - 110с.; Риккерт Г. Науки о природе и науки и культуре: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Зотова А.Ф.; Сост. Полякова А.П., Беляева М.М.; Подг. Текста и примеч. Медведевой P.K. - М.: Республика, 1998. - 413с.; Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. Этюд об основных формах обществ. Поведения и морали / Рус. христиан, гуманит. ин-т; Изд. Подгот. Сапов В.В. - СПб. Изд.во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 1999. - 447с.; Тейяр де Шарден . Феномен человека: Сб. очерков и ЭССЕ: пер. с фр. / Сост. и предисл. Кузнецов В.Ю. -М.: ACT, 2002. - 554с.; Фромм Э. Душа человека: Перевод / Общ. ред. сост. и предисл. Гуревича П.С. - М.: Республика, 1992. - 430с.; Фуко М. надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. Наумова В.; Под ред. Борисовой И. - М.: Ad Marginem, 1999. - 479с.; Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб: Университетская кн., 1997. - 324с.; М. Хайдеггер. Бытие и время / Пер. с нем. Бибихина В.В. - 2-е изд., испр. - СПб: Наука, 2002. - I-XI, 451с.; Юнг К.Г. Дух и жизнь: Сборник / Пер. с нем. Акопяна Л.О. под ред. Лахути Д.Г. - М.: Практика, 1996. - 552с., пл. - В кн. также: Якоби И. Психологическое учение К.Г. Юнга.; Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем. Боковикова A.M.; Предисл. Брушлинского A.B. - М.: Прогресс. Универс., 1996. - 331с.; Ясперс К.

Ко второй группе относятся аспекты гносеологического и логико-семантического характера. Вклад в разработку проблемы внесли Д.П. Горский, A.A. Зиновьев, В.Н. Карпович, С.Б. Крымский, Ю.А. Петров, Б.Н. Пятницын, А.И. Ракитов, Г.И. Рузавин, В.Н. Садовский, Е.Д. Смирнова, В.А. Смирнов, A.JI. Субботин3.

Духовная ситуация времени / Пер. с нем. Левиной М.И.; АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. Межвед. Центр наук о человеке при Президиуме АН СССР. - М., 1990. - 214с. - (Специализир. информ. по общеакад. программе: «Человек, наука, о-во: комплекс исслед.»).

3 Логико-философские исследования / Под руков. и общ. ред. Горского Д.П. АН СССР. Филос. о-во СССР. - М., 1989. - 145с.; Зиновьев A.A. Собрание сочинений: В Ют. - М.: Центрполиграф, 2000.; Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для студентов вузов, обуч. по направ. и спец. «Юриспруденция» / Акад. нар. Хоз-ва при Правит. Рф. - М.: Дело, 2001. -263с.; Карпович В.Н. Объяснение в социальном познании./ Отв. ред. Разумовский О.С.: АН СССР. СПб. отделение. Ин-т истории, филологии и философии. - Новосибирск: Наука. СПб. отделение, 1989. - 175с.; Крымский С.Б., Парахонский Б.А., Мейзерский В.М. Эпистемология культуры: Введ. В обобщ. Теорию познания. - Киев: Наук, думка, 1993. - 216с.; Крымский С.Б., Кузнецов В.И. Мировоззрение категории в современном естествознании / АН УССР. Ин-т философии. Укр. отд-ние Филос. о-ва СССР - Киев: Наук, думка, 1983. - 222с.; Петров Ю.А. Методологические вопросы анализа научного знания. Учеб. пособие для студентов филос. фак. ун-тов, изучающих логику. М., «Высш. школа», 1977. - 123с.; Петров Ю.А. Теория познания: Научно-практическое значение. - М.: Мысль, 1988. - 144с.; Индуктивная логика и формирование научного знания / Отв. ред. Пятницын Б.Н.; АН ССР. Ин-т философии. - М.: Наука, 1987. - 185с.; Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. М., «Мысль», 1977. -207с.; Философия: Основные идеи и принципы. Попул. Очерк / Ракитов А.И. (руководитель), Бауславский В.М., Чертихин В.Е., Эзрин Г.И.; Под общ. ред. Ракитова А.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Полит издат., 1990. - 368с.; Рузавин Г. И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 317с.; Садовский В.Н. Научные теории: структура и развитие: Реф. сб. / АН СССР. ИНИОН; Отв. ред. -Садовский В.Н. - М., 1978. - 287с.; Логические исследования / РАН. Ин-т философии. - М.: Наука, 1997. Вып. 4: Посвящен памяти выдающегося российского логика и философа В.А. Смирнова / Отв. ред.: Карпенко A.C., Смирнова Е.Д. - 313с.; Субботин А.Л. Традиционная и современная формальная логика. М., «Наука», 1969. - 160с.

Вопросам влияния духовных факторов на правовую сферу уделяется особое внимание в работах видных учёных-теоретиков философии права, среди них: Э.А. Поздняков, С.С. Алексеев, B.C. Нерсесянц, Ю.В. Тихонравов, В.В. Лазарев4.

Наиболее разработанной формой экспликации и осмысления феномена духовного в отечественной философской литературе являются категории «сознание» и «идеальное», различные стороны разработки которых представлены исследованиями Н.С. Автономовой, JI.C. Выготского, Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, М. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.П. Туганова5.

4 Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма совр. Эпохи. - М.: Статут, 2000. - 255с.; Алексеев С.С. Тайна права: Его понимание, назначение, социал. ценность: Рез. с претензией. - М.: НОРМА, 2001. - 161с.; Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. Отв. ред. Джохадзе Д.В. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Наука, 1987. - 137с.; Проблемы развития правоохранительных органов / Акад. МВД России; Редкол.: Лазарев В.В. (Отв. ред.) и др. - М., 1994. - 176с.; Нерсесянц B.C. Государство и право на рубеже веков: (Материалы Всерос. конф.): Пробл. теории и истории / Ин-т гос-ва и права РАН и др.; Редкол.: Нерсесянц B.C. (отв. ред.). - М., 2001. - 196с.; Поздняков Э.А. Политика и нравственность. -М.: Прогресс: Культура, 1995. - 112с.; Тихонравов Ю.В. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 268с.

5 Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. пед. гос. ун-т. Каф. философии. - М.: Владос, 1997. 4.2: Западная философия. Вторая пол. XIX - начало XX века. XX век. На пороге XXI века. / Автономова Н.С., Баранова В.И., Грецкий М.Н. и др.; Отв. ред. Микетина Л.А. - 525с.; Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность / Отв. ред. Лекторский A.B.; АН СССР Ин-т философии. - М.: Наука, 1988. - 287с.; Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т., АПН СССР. - М.: Педагогика, 1982.; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975. - 304с.; Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. - М.: Канон +, 2002. - 368с.; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991; Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. -234с.

Изучение «сознания», «идеального» позволило весьма полно раскрыть рациональную сторону проблемы духовного в русской философии права. Различные аспекты существования духовных факторов, специфика их взаимосвязи с различными сторонами социальной жизни получили своё освещение в трудах М.М. Бахтина, JI.M. Баткина, А .Я. Гуревича, С.А. Токарева, В.Н. Топорова6.

Вопросами соотношения права и нравственности, правосознания, правовой культуры, русской национально-культурной традиции правотворчества занимались классики философско-правовой мысли, среди них Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, П.И. Новгородцев, B.C. Соловьёв, И.А. Ильин, A.C. Ященко, сформировавшие отечественную школу философско-правового идеализма7. Среди лучших представителей русской юридической науки необходимо выделить С.С. Алексеев, B.C. Нерсесянц, П.П. Баранов,

6 Бахтин М.М. Автор и герой: К филос. основам гуманит. наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 333с.; Баткин JI.M. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания / Рос. гос. гуманит. ун-т. Ин-т высш. гуманит. - М., 2000. -1005с.; Гуревич А.Я. Избранные труды: В 4т. - М.: ИНИОН РАН; СПб.: Университетская кн., 1999.; Токарев С.А. Религия в истории народов мира. -4-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1986. - 576с.; Топоров В.Н. Странный Тургенев: (четыре главы) / Рос. гос. гуманит. ун-т. Ин-т высш. гуманит. исслед.-М., 1998.- 192с.

7 Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Ст. по философии, русской истории и культуры / Сост., вступ. ст. Кантора В.К.; Подготовка текста и примеч. Кантора В.К., Майоровой O.E./ Ин-т философии АН СССР, Филос. о-во СССР. - М.: Правда, 1989. - 654с.; Ященко A.C. Философия права tj Владимира Соловьёва. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и гос-ва: Науч. изд. / Вступ. ст., коммент. И сост. Альбова А.П.; МВД России. С-Петерб. ун-т. - СПб.: С-Петерб. ун-т МВД России: Алетейя, 1999. -254с.

В.Ю. Верещагин, A.A. Корольков, В.Н. Кудрявцев, В.П. Сальников, Э.Ю. Синченко8.

Их своеобразный и интересный опыт творческого обновления традиций классической философии естественного права до сих пор остаётся за пределами современного философско-правового анализа.

Несмотря на многочисленные труды, в том или ином аспекте исследующие феномены идеального и духовного, в диссертации отмечается наличие неоднозначных суждений о духе, духовном, идеальном, сознательном, бессознательном. Представляется недостаточной системная, структурная интерпретация феноменов идеального и духовного, нет эффективных методологических решений проблем формирования и эволюции философско-правового сознания в России XIX - нач. XX вв. Показана узость и недостаточность существующих аспектов исследования духовных факторов в русской философии права. Предложенные в публикациях подходы нельзя расценивать как достаточные, объёмные, о

Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. - М.: НОРМА, 1999. - 329с.; Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел. Учебное пособие (теорет. пробл.) / Высш. юрид. заоч. шк. - М., 1991. - 129с.; исрещагин В.Ю. Право и культура: проблема взаимосвязи: Тезисы докладов и сообщений участников научно-теоретической конференции - Ростов на Дону, 1996. - 186с.; Диалектика как основа интеграции научного знания: Межвуз. сб. / Под. ред. Королькова A.A., Майзеля И.А. - JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 159с.; Законность в РФ./ Кудрявцев В.Н., Тихомиров Ю.А., Колосова Н.М. и др.; Ин-т законодательства и сравн. правоведения при прав-ве РФ, Ин-т пробл. укрепл. законности и правопорядка при Генер. прокуратуре РФ - М.: Спарк, 1998. - 215с.; Сальников В.П. Философия права: Крат, словарь / МВД России С.- Петерб. ун-т, Акад. права, экономики и безопасности жизнедеятельности. - СПб.: Лань и др., 2000. - 382с.; Философия для аспирантов: Учебник для адъюнктов высш. образоват. учреждений МВД России / Сальников В.П., Сандулов Ю.А., Гуцериев Х.С., Кальной И.И.; Под ред. Кального И.И.; МВД России, С.-Петерб. ун-т Акад. права, экономики и безопасности жизнедеятельности. - 2-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2001.-510с. заполняющие все ниши проблемного поля духовного и идеального. Есть и другие вопросы гносеологического, аксиологического и методологического плана, требующие внимания исследователей. Историко-философский анализ исследования духовной составляющей правового порядка в традиции русской теоретической мысли остаётся недостаточно разработанным.

В юридической литературе вопросам правопорядка посвящены различные по своей целевой направленности работы. Эти вопросы нашли своё отражение в исследованиях, посвящённых реализации правовых норм, динамике правовых отношений, механизме правового регулирования, правосознания и законности.

В частности, эти моменты освещались в работах Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, В.В. Борисова, Е.А. Лукашевой, Б.Л. Лазарева, Ю.Г. Ткаченко, В.А. Туманова, P.O. Халфиной, Л.С. Явича9.

9 Александров Н.Г. и др. Основы теории гос-ва и права. (Учеб. пособие для юрид. ин-тов и фак.) М., Гос. юриздат, 1963. - 563с.; Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: НОРМА, 2001. - 748с.; Борисов В.В. Общая теория государства и права: Акад. курс: В 2 т. / МГУ им. Ломоносова. - М.: Зерцало, 2000 в 2-х томах.; Лукашева Е.А. Право, мораль, личность / Отв. ред. Чхиквадзе В.М.; АН СССР Ин-т государства и права. -М.: Наука, 1986. - 263с.; Социальное государство и защита права человека / РАН. Ин-т государства и права. Отв. ред. Лукашева Е.А. - М., 1994. - 147с.; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., «Юрид. лит.», 1973. - 344с.; Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. - М.: Юрид. лит., 1980. - 176с.; Туманов В.А. Сравнительное правоведение: Сб. статей / Сост., ред. и вступ. статья Туманова В.А.; Пер.: Грингольц И.А. и др. - М.: Прогресс, 1978. - 247с.; Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М., «Юрид. лит.», 1974, 351с. (Ин-т гос-ва и права АН СССР).; Халфина P.O. Право как средство социального управления / Отв. ред. Пискотин М.И.; АН СССР. Ин-т государства и права. - М.: Наука, 1988. - 256с.; Явич Л.С. Сущность права: Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юрид. формы обществ, отношений / ЛГУ им. A.A. Жданова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. - 207с.

Анализ публикаций и диссертаций по исследуемой теме позволил автору сделать вывод о том, что большинство работ носит общетеоретический характер.

Результаты анализа публикаций по исследуемой проблеме подтверждают актуальность избранной темы исследования.

Предметом анализа выступают закономерности взаимного влияния процессов духовной сферы жизни российского общества и явлений правопорядка. А также изучение тех закономерных связей и обобщений, которые нашли своё отражение в трудах наиболее видных теоретиков философии права в России: П.И. Новгородцева, И.А. Ильина, B.C. Соловьёва и других.

Объектом настоящего исследования являются разработанные в российской философско-правовой традиции теоретические положения и методологические принципы указанных авторов, в работах которых эти положения и принципы получили научное отражение. К объекту исследования относится также выявление российскими философами указанного периода роли и значения феноменов духовного и идеального в процессах развития философии права и правосознания, а так же анализ на основе изученной методологии реальных процессов, отражающих динамику и состояние правового порядка в современном российском обществе.

Гипотеза исследования

Анализ проблем, излагаемых в диссертации позволяет принять в качестве рабочей гипотезы положение о том, что недостаточный учёт в правоохранительной политике духовно-нравственных оснований динамики правовой сферы является источником деформаций и противоречий, ведущих к росту преступности и правонарушений в российском обществе.

Цели и задачи исследования

Цель: На основе историко-философского и социально-теоретического исследования способствовать развитию научных представлений об особой и специфической значимости духовных (нравственных, религиозных, «идеальных») факторов в процессах развития русской философии права в XIX - нач. XX вв.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение ряда конкретных исследовательских задач:

- сформулировать определения понятий «идеальное» и «духовное» на основе гносеологического и онтологического способов анализа;

- проанализировать феномен «духовное», его особенности в сопоставлении с терминами «сознание» и «идеальное»;

- выявить своеобразие проблемы идеального, её современное звучание;

- выявить место правосознания в философско-правовой традиции России; показать влияние духовных факторов на правовой порядок в российском обществе;

- выделить и проанализировать факторы, влияющие на процессы укрепления правопорядка и активизацию деятельности органов внутренних дел на современном этапе.

Задачи сформулированы опираясь на духовные ценности, как один из блоков, лежащих в основе укрепления правопорядка в современном российском обществе.

Методологию и методы исследования составляют труды классиков мировой и отечественной философии, а также современных русских и западных философов, исследующих философско-правовые проблемы духовного, идеального, правосознания. Методология исследования основана на историческом и диалектическом подходах, применялись также методы структурно-функционального и системного анализа.

Научная новизна диссертационного исследования. Социально-философский анализ как позитивных, так и негативных тенденций в духовном развитии современной цивилизации, особенно в развитии российского общества, позволил сделать вывод о том, что они обусловливают выдвижение новых парадигм исследования феноменов духовного и идеального, связанных с приоритетной разработкой индивидуальных форм его трансформации и раскрытием основных тенденций в формировании и реализации высших уровней духовного как основного фактора стабильности социальных систем. Это позволило выявить многоаспектный характер духовных факторов в русской философии права. В процессе реализации основной цели и связанных с ней исследовательских задач, в диссертации были получены следующие, имеющие научную новизну, результаты:

- выявлены специфические черты русской философии права XIX - нач. XX вв., обусловившие акцент на духовно-нравственных факторах. В работе выделены и рассмотрены теоретические и методологические основания исследования правовых явлений и процессов в России XIX — нач. XX веков;

- выделены и рассмотрены имманентные российской культуре предпосылки ключевого положения нравственных, религиозных, «идейных» явлений в русской философии права, показана их смыслообразующее положение в процессах её развития в XIX - нач. XX вв;

- на основе анализа большого круга источников исследуемого периода доказано, что идея правосознания на рубеже XIX - XX вв. выступила доминантой отечественной философско-правовой традиции;

- на основе исследования существа наличных в российской философии права подходов сформулированы основные признаки и даны инновационные философские определения феноменов идеального и духовного;

- обосновано положение о том, что в русской философской традиции идея и понятие правосознания позволяют преодолеть доминировавшие в западноевропейской традиции формально-юридические ограничительные принципы, которые приписывались праву как социальному институту.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие философии права в России XIX - начала XX вв. неразрывно связано с выделением феноменов идеального и духовного, что требует уточнения содержания соответствующих категорий, выявление их методологической роли. На уровне философской теории проблема «разведения» смысловых значений категорий «идеальное» и «духовное» приобретает, поэтому особую значимость для дальнейшего исследования процессов становления и динамики философско-правовых теорий в России на рубеже XIX - XX вв.

2. Духовные факторы - это присущая людям совокупность интеллектуальных, нравственных, психологических и волевых (поведенческих) качеств личности, выражающихся в специфической имманентной способности человека к самовыживанию и объективированию своей социокультурной сущности. «Духовное» несёт в себе в первую очередь онтологический смысл и содержание, оно выступает интегративной силой социального бытия.

3. Понятие «идеального» обусловлено в большей мере гносеологическим и социальным аспектами понимания сознания. «Идеальное» - ключевой признак сознания, генетически обусловленный социальной сущностью и природой человека. Социально-психологическая сторона категории идеального выражает нематериальную меру реального в представлениях человека, проявляемую в его способности отражать и реализовывать в деятельности наличные идеи и концепции, существующие в обществе.

4. Основой онтологии и гносеологии в формировавшейся в XIX в. философии права в России стала идея об определяющем значении духовной» и «идеальной» сторон жизни личности и общества, о сопряжённости («соборности») личностного и социального в сфере духа (религии, морали, идеалах).

5. Выделяя социально-нравственные ориентации права в качестве его доминанты российские философы (П.Н. Новгородцев, B.C. Соловьёв, И.А. Ильин и др.) рассматривают духовные факторы как созидательную и интегративную силу бытия права в российском социуме, делают вывод о ключевом положении и роли правосознания как основы трансформаций в сфере правового порядка. Реализация данного методологического положения в современной правоохранительной практике может стать основой качественного улучшения работы в органах внутренних дел, потребует существенных изменений в организации и осуществлении их деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют представить специфику философско-правовой традиции в России XIX - нач. XX вв., объяснить особенности современного правопорядка, а также высказать прогностические предположения относительно укрепления правопорядка в российском обществе и обосновать необходимость активизации деятельности органов внутренних дел. Концептуальные решения диссертационной работы предлагают выход из ситуации духовного кризиса российского общества. Россия, находящаяся на этапе реформирования и преобразований, ищет новые пути решения проблемы идеального. Диссертант изложил своё видение этих проблем. Материалы диссертационного исследования могут представить интерес как для специалистов при чтении нормативных курсов по социальной философии, философии права, так и для широкой аудитории. Научные результаты имеют практическое применение в осмыслении дискуссионных проблем таких наук, как: социальная философия, философия права, культурология, история. Выводы и основные положения диссертации могут быть использованы в качестве методологических принципов в дальнейших исследованиях.

Своевременное освещение и методологическое осмысление вышеобозначенных проблем представляется приоритетными не только для современного философского знания, но и для основных сфер жизнедеятельности общества, т.к. могут способствовать активизации интеллектуальной мобилизации по выработке общих подходов по согласованию конкретных планов по укреплению правопорядка.

Обоснованность и достоверность результатов исследования предопределяется широким использованием методологического анализа, философской, юридической и иной литературы, применением общенаучных методов исследования.

Апробация результатов исследования и внедрение.

Основные положения и выводы работы обсуждались на ряде научных и научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Совершенствование деятельности ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Орёл, февраль 2003 года); в региональной межвузовской итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Актуальные проблемы борьбы с преступностью: история, теория и практика», посвящённой 200-летию МВД России (Орёл, сентябрь 2002 года); в научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Реформирование МВД России по проблемам новых учётно-регистрационных дисциплин в ОВД» (Орёл, февраль 2002 года); в региональной конференции молодых учёных, адъюнктов и соискателей «Социально-экономические, политические и правовые проблемы борьбы с преступностью в современной России» (Орёл, май 2002 года); в итоговой межвузовской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Новые тенденции в развитии профессионального образования и проблемы эффективности подготовки кадров в вузах МВД России», посвященной 25-летию Орловского юридического института МВД России (Орёл, сентябрь 2001); в межвузовской научно-практической конференции «Теория и практика управления ОВД в условиях реформирования системы МВД России» (Москва, март 2003 г.).

Материалы исследования нашли отражение в пяти научных публикациях.

Структура и объём диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка используемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лабоцкая, Ирина Евгеньевна

Заключение

Развитие философско-правовых традиций является сложным, противоречивым, но весьма значимым фактором для формирования современного правосознания, а также для анализа состояния правопорядка в текущий период и дальнейшего его укрепления с точки зрения духовных основ и позитивного опыта.

Результаты проведённого исследования позволяют подтвердить высокую актуальность и практическую значимость анализа выбранной темы, так как в работе представлена специфика философско-правовой традиции в России XIX - нач. XX вв., объяснена особенности современного правопорядка, обоснована необходимость относительно укрепления правопорядка и активизации деятельности органов внутренних дел.

Акцент в диссертационном исследовании сделан на том, что недостаточный учёт в правоохранительной практике духовно-нравственных оснований динамики правовой сферы является источником деформаций и противоречий, ведущих к росту преступности и правонарушений в российском обществе.

В диссертации отмечено, что лейтмотивом всех русских идеалистических философских теорий является апелляция к Добру как высшему Абсолюту, предопределяющему внешнюю и внутреннюю сторону жизнедеятельности индивида. Развитие материалистической трактовки духовности характерно для отечественной философии с начала XX века, когда данная тенденция надолго предопределила способы рассмотрения духовного мира человека и духовной жизни общества.

Исследование духовных факторов, их содержания и закономерностей функционирования должно помочь научным, научно-педагогическим работникам, всем, кто проявляет интерес к данной проблеме, глубже понять состояние духовной сферы общества на современном этапе: условия, пути и способы её развития в соответствии с потребностями нового времени.

В настоящее время проблема духовного складывается в относительно самостоятельную, обладающую собственной структурой область человеческой жизнедеятельности.

Поэтому очень важно учесть как можно полнее результаты проделанной современными философами исследовательской работы по изучению социальной природы и содержания идеального для познания сущности и особенностей духовного. В последнее время много говорят о духовном кризисе, о необходимости духовного возрождения России. Это глобальные проблемы: их существование, безусловно, связано с тем, что в реальности весьма ощутим разрыв между должным и сущим в сфере процесса «одухотворения миропорядка».

С этим, на наш взгляд, нельзя не согласиться, так как сегодня пересматриваются многие идейно-нравственные ценности, делаются попытки освоения новых духовных ориентиров и возрождение давно забытых традиций.

Феномены идеального и духовного достаточно широко используются в научной литературе. Но, несмотря на такое достаточно широкое использование, они не получили той степени теоретической проработанности, которая бы соответствовала познавательной и мировоззренческой значимости этих феноменов. Развитие философии права в России XIX - начала XX вв. неразрывно связано с выделением феноменов идеального и духовного, что требует уточнения содержания соответствующих категорий, выявление их методологической роли. На уровне философской теории проблема «разделений» смысловых значений категорий «идеальное» и «духовное» приобретает особую значимость для дальнейшего исследования процессов становления и динамики философско-правовых теорий в России на рубеже XIX - XX вв.

Духовные факторы - это присущая людям совокупность интеллектуальных, нравственных, психологических и волевых (поведенческих) качеств личности, выражающихся в специфической имманентной способности человека к самовыживанию и объективированию своей социокультурной сущности. «Духовное» несёт в себе в первую очередь онтологический смысл и содержание, оно выступает интегративной силой социального бытия.

Основой онтологии и гносеологии в формировавшейся в XIX в. философии права в России стала идея об определяющем значении «духовной» и «идеальной» сторон жизни личности и общества, о сопряжённости («соборности») личностного и социального в сфере духа (религии, морали, идеалах). Выделяя социально-нравственные ориентации права в качестве его доминанты российские философы (П.Н. Новгородцев, B.C. Соловьёв, И.А. Ильин и др.) рассматривают духовные факторы как созидательную и интегративную силу бытия права в российском социуме, делают вывод о ключевом положении и роли правосознания как основы трансформаций в сфере правового порядка. Реализация данного методологического положения в современной правоохранительной практике может стать основой качественного улучшения работы в органах внутренних дел, потребует существенных изменений в организации и осуществлении их деятельности.

В свою очередь, философское творчество славянофилов, как представителей православно-патриотического направления, в рамках выбранной темы диссертационного исследования, требует особого внимания, без оценки конкретного значения их построений в наши дни, в контексте нашего времени. Поэтому в проведённом исследовании особо показано значение важнейших идей и принципов социально-философского учения славянофилов в общественной и научно-философской жизни.

Духовный кризис в отечественной философии права стал проявляться особенно сильно со второй половины XIX века, что вызвало разработку различных ценностных альтернатив. Значительную часть из них составляли традиционно-охранительные и новаторские проекты. В них, в той или иной степени, нашли отражение идеи, отрицающие ценность права, государства, противопоставление им свободной ассоциации людей, морали. В них ценности локальных общностей переносились на современное общество, игнорировались или преувеличивались культурные особенности российского общества, противопоставлялись свобода и ответственность, идеализировалась природа человека, применение силы государством сводилось к насилию. Эти проекты строились либо на отрицании существующих форм социальной жизни, либо на идеализации пережитков, отживших ценностей.

Наиболее реалистическими ценностными проектами в отечественной философии являются работы B.C. Соловьёва, П.И. Новгородцева, И.А. Ильина и ряда других авторов. В этих проектах предлагались и оправдывались конструктивные ценности, наиболее адекватные российской реальности, которые могли бы стать основой базовых ценностей ОВД России. Эта реалистическая традиция получила своё развитие и в современной отечественной социальной мысли.

Выражаем надежду, что наш опыт исследования будет способствовать раскрытию глубины и важности духовных факторов и послужит стимулом для дальнейшего исследования всех сторон философско-правовой традиции.

Изучение состояния рассматриваемой в диссертации проблемы показывает, что ряд её аспектов оказались ранее в литературе не затронутыми, а некоторые выдвигаемые положения - требующими дальнейшего раскрытия.

Право воздействует на все стороны жизнедеятельности и развития российского общества и государства.

Современный период требует глубокого переосмысления духовно-нравственных основ бытия общества, неразрывного изучения российской истории. И, как справедливо отметила C.B. Павлова, в рамках международной научно-практической конференции «МВД России - 200 лет: история, развитие, перспектива», «.Сформулированная соборным сознанием нация, русская идея, поставляющая смыслом человеческой жизни прежде всего нравственное совершенствование, должна стать идеологической основой российского просвещения. В XXI в. Россия призвана обеспечить прорыв в духовной сфере, определить христианский, православный идеал приоритетным во всех сферах общественного устройства, сформировать нравственный идеал, согласный с идеей единения общества и государства на началах христианской справедливости и права,

16Л ибо без духовности нет и государственности» .

Ценностные основы применения государством своей силы должны быть органически связаны с ценностями всего общества. Укрепление правопорядка невозможно без учёта духовно-нравственных и социально-экономических факторов.

Важнейшим условием жизнедеятельности общества является поддержание его целостности и стабильности. Это обстоятельство всё в большей мере осознаётся политической элитой страны. Отражая её настроения, в своём Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации неоднократно подчеркнул, что Россия заинтересована в устойчивом и предсказуемом миропорядке. Только он способен обеспечить глобальную и региональную стабильность, и в целом политический и

1 О | экономический прогресс .

180 Научно-теоретический журнал «Правоведение» №1, 2001. СПб. С.242

181 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ. Российская газета 17 мая 2003. № 93 (3207).

В заключение необходимо отметить следующее. Мы часто говорим о величии России. Но великая Россия - это не только великое государство. Это прежде всего - современное, развитое общество, которое само по себе не 182 возникает .

В данной диссертационной работе мы попытались выделить наиболее яркие подходы и мнения, которые можно объединить одной исследовательской направленностью - интересом к проблеме идеального и духовного в философско-правовой традиции России. В этом и состоит смысл исследования.

Послание Президента России Владимира Путина Федеральному

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лабоцкая, Ирина Евгеньевна, 2004 год

1. Официальные документы и нормативные акты

2. Конституция РФ. М., 1996. 48с.

3. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ / Российская газета. 17 мая 2003. №93 (3207).1. Монографии и статьи

4. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Наука о культуре: итоги и перспективы. М., 1997. - Вып. 1. - С. 29-40.

5. Артёмов В.М. Правопорядок в современном Российском обществе: концептуальные обоснования и инновации. М., 1998.

6. Артёмов В.М., Роша А.Н. Социология культуры. М., 1993.

7. Артёмов В.М. Философия и социология ненасилия. М.,1994.

8. Артёмов В.М. Возможности гражданского мира и проблема насилия в современной России. В кн.: Социальная и духовная безопасность России.-М., 1995.

9. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века. // Вестник Московского университета. Серия 7: философия, 1994, №4.

10. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел: социальная обусловленность проблемы, её содержание и логический анализ // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1991.-Вып. 9.-С. 101-108.

11. Белов Г.А. О национальном интересе и «русской идее». Вестник МГУ. Сер. Социально-политические науки, 1995, №5.

12. Собранию РФ. Российская газета 17 мая 2003. № 93 (3207).

13. Бланкенбург Э. Правовая культура и шансы институциональных социально-правовых инноваций // Социс: Соц. исслед. М., 1997. - №7. - С.103-117.

14. Богданов И.Е. о понятии «духовность» // Актуал. пробл. социально-гуманит. наук. Воронеж, 1997. - Вып. XII. - С. 65-66.

15. Болотков В.Х. Духовность, как предпосылка формирования нации // Возрождение культуры России. СПб., 1996. - Вып. 4. - С. 81-85.

16. Буева Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. М., 1996. - №2. - С.3-40.

17. Волков H.A. Общее и особенное в понимании духовности в русской и западной философии // История духа и целостность человека. -Кемерово, 1994. С. 63-73.

18. Горбунов В. Патриотический синтез как идея для России // Диалог. -М„ 1997.-№3.-С. 10-14.

19. Гранат Л.Н. Духовность как специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности // Духовность. Правопорядок. Преступность. М., 1996. - С. 134-139.

20. Дзядык Я.И. О новых формах участия трудящихся в укреплении законности и правопорядка в условиях формирования правового государства. В кн. Совершенствование деятельности органов внутренних дел в условиях правовой реформы. М., 1992.

21. Додонов В.И. Понятие духовности и душевности в воспитании человека в контексте русской религиозной философии конца XIX нач.

22. XX вв. II Педагогика и политика в образовании России конца XIX -начала XX веков. М., 1997. - Ч. 1. - С. 6-22. 21. Жеребин B.C. Духовные основы бытия права // Духовные аспекты бытия. - Влидимир, 1996.-С. 107-120.

23. Духовное возрождение. Правопорядок. Молодёжь: Материалы

24. Рождественских чтений 28 января 1998 г. / Академия управления МВД России. Редкол.: М.С. Доронин (председатель) и др. М., 1998. -225 с.

25. Духовность. Правопорядок. Преступность: Материалы науч.-практ. конф. 28 марта 1996г. / Академия управления МВД РФ. Редкол.: А.Ф. Майдыков (председатель) и др. М., 1996. - 245 с.

26. Духовность. Согласие. Правосознание: Рождественские чтения / Московская Патриархия Русской православной церкви. МВД РФ; Ред. кол.: М.С. Доронин (председатель) и др. М.: Академия управления МВД РФ, 1997.- 129с.

27. Духовность. Правопорядок. На рубеже веков: Рождественские чтения / Московская Патриархия Русской православной церкви. МВД РФ; Ред. кол.: A.C. Коваленко и др. М.: Академия управления МВД РФ, 2001. - 93с.

28. Духовность. Правопорядок. Нравственность: Рождественские чтения / Московская Патриархия Русской православной церкви. МВД РФ; Ред. кол.: А.П. Калинин и др. М.: Академия управления МВД РФ, 1999.

29. Духовное возрождение. Правопорядок. Молодёжь: Рождественские чтения / Московская Патриархия Русской православной церкви. МВД РФ; Ред. кол.: М.С. Доронин (председатель) и др. М.: Академия управления МВД РФ, 1998.

30. Каган М.С. О духовном. Опыт категориального анализа. // Вопросыфилософии, 1985, №9.

31. Калашников М.Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии. Пермь. 1996. - Вып. 5. - С.79-84.

32. Карпу нов B.C. Роль правовой культуры в применении норм социалистического права работниками органов внутренних дел // Вопросы совершенствования правового регулирования и укрепление социалистической законности и правопорядка. Омск, 1988. - С. 3-12.

33. Кемеров В.Е., Коновалова Н.П. Конкретизм духовности // Культуры в диалоге. Екатеринбург, 1994. - Ч. 1. - С.8-19.

34. Колодкин JI.M. Интеллигенция и духовность // Духовность. Правопорядок. Преступность. М., 1996. - С. 115-120.

35. Комаров В.Д. О духовности // Шк. Гуманит. наук. СПб., 1993. - №1. -С.10-17.

36. Крымский С.Б. Контуры духовности: Новые контексты идентификации. // Вопросы философии, 1992, №12.

37. Малахов В.П. Правосознание: природа, содеожание, логика. Монография. М., 2001 - 385с.

38. Мелетинский Е. К вопросу о современном понимании «духовности» // Звезда. СПб., 1995.-№8.-С. 171-174.37. «Наши задачи» Ивана Ильина и . наши задачи: Материалы конф. / Ред. Свешников В. М.: ТОО РАРОГ, 1995. - 144 с.

39. Некрасов A.A. Ценностные критерии духовности // Вопросы общегуманитарного знания. Пятигорск, 1997. - С.75-82.

40. Российская ментальность / круглый стол. // Вопросы философии, 1994, №1.

41. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации,авторефераты

42. Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. М.: Юрид. лит., 1982. - 160 с.

43. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х томах. М., 1981., Т. 1. -360 с.

44. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х томах. М., 1982., Т.2. -360 с.

45. Артёмов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: социально-философский анализ: Дис. . доктора философских наук; Философия политики и права: 09.00.10 / Академия управления МВД РФ.-М., 1999. М1999

46. Артёмов В.М. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме: Автореф. дис. .доктора философских наук; Этика: 09.00.05 / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. -М., 1999. 45 с.

47. Белкин P.C. Криминология. В 3-томах. М., 1995.

48. Вороненков Д.Н. Правовой нигилизм и правовой идеализм: (Теорет.-правовое исслед.) : Автореф. дис. . кандидата философских наук; Юридические науки: 12.00.01 / Моск. юрид. ин-т МВД России. М., 1999.-20 с.

49. Гартман Николай. Проблема духовного бытия. В кн. Культурология. XX век. Антология. - М, 1995.

50. Гегель. Философия права. М., 1990.

51. Гоббс Т. Избранные произведения в 2 тт. М., 1964.

52. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.

53. Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы. М., 1996.

54. Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в РФ. М., 1996.

55. Духовное производство: социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981.

56. Духовные ценности как предмет философского анализа. М., 1989.

57. Духовное производство и личность. Ленинград, 1981.

58. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды, наказания. -М., 1910.

59. Журавлёв В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов-на-Дону, 1972.

60. Здравлмыслов А.Г. Потребности. Интересы, Ценности. М., 1986.

61. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. М., 1980.

62. Йеринг И.А. Сочинения Т.1. СПб., 1881.

63. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. II / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; Худож. Л.Ф. Шканов. М.: Русская книга, 1996. - 672 с.

64. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 7. Кн. II / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; Худож. Л.Ф. Шканов. М.: Русская книга, 1998. - 608 с.

65. Ильин И.А. Сочинения в двух томах. М., 1994.

66. Ильин И.А. Пути духовного обновления. М., 1993.

67. Ильин И.А. Творческие интересы нашего будущего: об основах духовного характера. Новосибирск, 1991.

68. История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья: Философия XIX XX в.). 2-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999.-448 с.

69. Кайназиров В.В. Правопорядок и жизнедеятельность общества. Алма -Ата., 1975.

70. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

71. Какурин A.A. Теория духовности: (Свет. Исслед.): Учеб. пособие по электив. гуманит. курсу / A.A. Какурин; М-во общ. и проф. Образования Российской Федерации, С-Петерб. гос. технол. ун-т раст. полимеров. СПб: СПб ГТУРП, 1999. - 52 с.

72. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996.

73. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

74. Князев В. В. Философско-правовые воззрения П.И. Новгородцева: социально-философский анализ: Автореф. дис. . кандидата философских наук; Социальная философия: 09.00.11 / Академия управления МВД РФ. М., 2001.

75. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

76. Кулажников М.Н., Шепелев В.И. Социальные нормы в формирующемся демократическом обществе. В кн.: Правовые проблемы организации гражданского общества и политической системы РФ. Ростов-на-Дону, 1992.

77. Лазарев В.В., Попов Л.Л. Роль права в деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка. М., 1985.

78. Лосский Н.А. Условия абсолютного добра. М., 1991.

79. Максимов Ю.С. Духовная культура в тоталитарном обществе. Самара, 1993.

80. Макуев Р.Х. Правоприменительная деятельность милиции: (в условиях формирования правового государства) / 4.1. Алматы, 1993. 212 с.г

81. Макуев Р.Х. Правоприменительная деятельность милиции: (в условиях формирования правового государства) / 4.2. Алматы, 1993. 208 с.

82. Малахов В.П. Философия права. Учебное пособие. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 448с.

83. Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). -Екатеринбург, 1995.

84. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.

85. Медушевская Н.Ф. Идеи естественного права в западноевропейской и русской философии права второй половины XIX в.: (Сравн. анализ): Лекция / Моск. акад. МВД России. М., 2002. - 30 с.

86. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. 248 с.

87. Ницше Ф. Сумерки идолов или как философствовать молотом. Сочинения в 2-х тт., Т.2, М., 1990.

88. Новгородцев П.И. Государство и право. Вопросы философии и психологии, 1904, кн. 5.

89. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1992.

90. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. Соловьёва. М., 1901. « 90. Разин A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности.1. М.: МГУ, 1996.

91. Разин A.B. Этика: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2002.

92. Русская философия права: философия веры и нравственности (антология). Изд-во «АЛЕТЕЙЯ». СПб., 1997.

93. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: Вопросы правореализации. Учебное пособие / М-во внутр. Дел Рос. Федерации. Сарат. высш. шк. Саратов, 1995. - 155 с.

94. Соколов II.Я. Профессиональное сознание юристов / Отв. ред. Е.А. Лукашева; АН ССР, Ин-т государства и права, М.: Наука, 1988.- 222 с.

95. Соловьёв Вл. Сочинения в 2-х томах. М., 1988.п

96. Соловьёв Вл. Национальный вопрос. вып. 2. - СПб., 1891.

97. Соловьёв B.C. Условия абсолютного добра. Сочинения в 2-х тт., Т.2, М., 1990.

98. Социальные проблемы духовной жизни. Челябинск, 1974.

99. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М., 1979.

100. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. (Учебное пособие).- М., 1997.- 608с.

101. Трубников H.H. Наука и нравственность. В кн.: Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

102. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Избранные 'л философские труды. Ленинград, 1988.

103. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

104. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.: Юрид. лит., 1963.-206 с.

105. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1992.- 136 с.

106. Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.

107. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

108. Чаадаев П.Я. Сочинения., М., 1989.

109. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

110. Человеческая духовность: бытие и ценности / Под. ред. Гасилина В.Н. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. - 251 с.

111. Черненко А.К. Философия права. Новосибирск, 1997.

112. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1, М., 1993.

113. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.1. Иностранные источники

114. Munzer, Egbert Solovyev. Prophet of Russian. Western unity. N.Y., Philosophical Libr., / 1956., VI.

115. Marcuse H. Reason and Revolution. Hegel and the Rise of Social Theory. N.Y., 1941,569р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.