Духовные ориентации детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Есикова, Татьяна Владиславовна

  • Есикова, Татьяна Владиславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, УфаУфа
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 181
Есикова, Татьяна Владиславовна. Духовные ориентации детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Уфа. 1999. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Есикова, Татьяна Владиславовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТСКОГО РИСУНКА В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Содержание духовных ориентации! детского рисунка в системе наук

1.2. Интегративный подход к детскому рисунку в нравственно эстетическом воспитании младших школьников

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО РИСУНКА

2.1. Анализ опытно-экспериментальной работы по исследованию духовных ориентации: детского рисунка в воспитании младших школьников

2.2. Формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детского рисунка

2.3. Научно-практические рекомендации по использованию духовных ориентаций детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные ориентации детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников»

Актуальность темы. Педагогическая наука и практика подтверждают важность формирования нравственно-эстетических идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой духовной направленности в воспитании является одной из причин деструктивного поведения младших школьников. Данное положение актуализирует проблему совершенствования теории нравственно-эстетического воспитания.

Изменение образовательной парадигмы требует поиска совокупности классических и инновационных подходов к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников. В теории воспитания необходимы качественные преобразования, способствующие изучению духовно-нравственного мира младших школьников.

Одной из форм отражения мировоззрения и нравственной направленности младших школьников, их интересов, знаний, представлений является детский рисунок. Обращение к детскому рисунку в целях нравственно-эстетического воспитания обусловлено тем, что он раскрывает педагогу духовный мир детей, их внутренние переживания, чувства, мысли. Детям рисунок более доступно раскрывает этические понятия, чем словесные методы воспитания, что связано с особенностями восприятия и мышления младших школьников. Выразительные средства рисунка способствуют развитию моральных чувств, глубокому осмыслению нравственно-эстетических представлений детей.

Детский рисунок как феномен культуры является предметом изучения различных наук: философии, педагогики, психологии, медицины, этики, эстетики, методики изобразительного искусства.

В философии нравственно-эстетические проблемы рассматривались в трудах классиков философии - Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, В.О.Соловьева и др.

В общепедагогических трудах нравственному воспитанию уделяли внимание О.С.Богданова, Г.Н.Волков, И.С.Марьенко, И.Ф.Харламов. Как средство нравственно-эстетического воспитания детский рисунок исследовался в трудах: Э.Т.Ардашировой, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной.

В зарубежной педагогике и психологии детский рисунок изучали С.Левинстайн, Е.Мак, И.Лангмейер, З.Матейчек, А.Хайм. Я.Коменский использовал рисунок в качестве наглядности при обучении нравственности.

В психологии детский рисунок рассматривался в различных аспектах: общего психического развития ребенка (Л.С.Выготский, Г.В.Лабунская), интеллектуального (В.С.Мухина, С.Г.Якобсон), креативности детей (О.М.Дьяченко, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов). Исследователями установлено, что рисование представляет собой один из важнейших видов человеческой деятельности, требующий для своей реализации в высокой степени личностное развитие ребенка в целом.

В медицине детский рисунок исследовали с диагностических и прогностических позиций В.А.Артемов, В.М.Бехтерев, В.А.Гиляровский, Н.Д.Рыбников, Г.А.Трошин. Психиатрические и физиологические исследования с помощью детского рисунка проведены П.К.Анохиным, В.О.Вороновым, Л.В.Чхаидзе.

В эстетике представлен обширный анализ теоретических проблем искусства Ю.В.Боревым, А.В.Луначарским, М.Ф.Овсянниковым, В.П.Шеста-ковым и др.

В истории искусств проблема изучения духовного мира детей отражена в творчестве И.Репина, В.Серова, З.Серебряковой и др.

Детский рисунок является предметом внимания художников-педагогов: С.Е.Игнатьевой, Т.С.Комаровой, Н.Н.Ростовцева, Т.Я.Шпикаловой и др. Эстетические аспекты детского рисунка рассмотрены в исследованиях А.Я.Башиловой, В.Б.Косминской, Л.В.Компанцевой, Т.С.Комаровой, Ф.И.Шмит.

Современные исследования детского рисунка провели Р.И.Афанасьева, Н.А.Дудина, Е.С.Лыкова, В.С.Павлова, Э.Э.Пурик, М.С.Чернявская, А.В.Щербаков и др. В работах нашли отражение проблемы определения качества результатов детского изобразительного творчества, критериев оценки детского рисунка, формирования самооценки, развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников, выявления эффективности обучения изобразительной деятельности.

Вышеназванные исследования способствовали накоплению и систематизации знаний по проблеме детского рисунка, но, вместе с тем, назрела необходимость изучения детского рисунка в синтезе наук, определение духовных ориентаций детского рисунка в теории и методике нравственно-эстетического воспитания, что представляет, профессиональный интерес как для учителей начальных классов, так и значимость для педагогической науки.

На основании изучения рисунков, анализа философской и психолого-педагогической литературы была выявлена проблема исследования, которая определяется противоречием между возросшей потребностью формирования духовного мира детей и недостаточной разработанностью методов и средств воздействия на нравственно-эстетическую сторону внутреннего мира младших школьников.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

- необходимостью духовного развития творческой личности младшего школьника и недостатком доступных и целесообразных форм, методов и средств нравственно-эстетического воспитания детей в современных условиях;

- имеющимися научными данными о детских рисунках и недостаточной эффективностью их использования в нравственно-эстетическом воспитании детей.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность дали основание для определения темы исследования: "Духовные ориентации детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников".

Цель исследования: определить и теоретически обосновать содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания на основе духовных ориентаций детского рисунка, разработать интегративную модель воспитания младших школьников.

Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе творческой изобразительной деятельности.

Предмет исследования: содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников с использованием духовных ориентаций детского рисунка.

Гипотеза исследования заключается в том, что содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания будут более доступными и целесообразными для детей младшего школьного возраста, если:

- включать духовные ориентации детского рисунка в содержание нравственно-эстетического воспитания;

- осуществлять воспитание с применением методов: нравственно-эстетического диагностирования, изучения детских рисунков выдающихся личностей, изображения этико-эстетических понятий на основе детских рисунков, нравственно-тематического рисования при воздействии синтеза искусств;

- использовать детский рисунок как средство воспитания.

В соответствии с целью и гипотезой в работе ставились следующие задачи исследования:

1. Проанализировать философскую, педагогическую, психологическую литературу по проблемам выявлении совокупности обобщенных положений, отражающих данное направление, функций детского рисунка в целях его использования в теории и методике нравственно-эстетического воспитания.

2. Разработать интегративную модель, включающую содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания на основе духовных ориентации: детского рисунка.

3. Осуществить экспериментальную проверку эффективности установленных форм и методов нравственно-эстетического воспитания.

4. Предложить научно-практические рекомендации учителям начальных классов, студентам педагогических вузов по совершенствованию процесса профессиональной подготовки с учетом содержания духовных ориен-таций, функций детского рисунка в процессе нравственно-эстетического воспитания.

Методологической основой исследования являются философско-культурологический, интегративный, системный, личностно-деятель-ностный подходы, положение о роли искусства в духовном развитии личности, учения о роли образности и наглядности в познании и воспитании личности.

Философско-культурологические, психолого-педагогические концептуальные подходы таких ученых: В.Ф.Асмуса, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, А.Ф.Лосева, В.М.Сластенина, В.С.Харламова, В.П.Шестакова положены в основу методологии нашего исследования.

Для проверки гипотезы и реализации задач исследования был использован комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, синтез, компьютерное моделирование, метод исторических ретроспектив; диагностический (анкетирование, интервьюирование); прогностический (экспериментальные оценки, самооценки, шкалирование, ранжирование); экспериментальный (констатирующий и формирующий), обсервационный (включенное и невключенное наблюдение), праксиметрический (анализ педагогических ситуаций, продуктов деятельности детей, детских интерпретаций рисунков); метод творческих заданий; метод математической статистики.

Этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1995-1996 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая и искусствоведческая литература, отражающая познания о духовных ориентациях детского рисунка, проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников, что позволило сформулировать исходные позиции исследования. На этом этапе был разработан исследовательский аппарат и проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (1996-1998 гг.) продолжалось изучение проблемы. Данный этап включал в себя теоретическое моделирование материала, констатирующий и формирующий этапы эксперимента на базе ДОУ "Звездочка", школы № 1 г.Балашова, осуществляемые с использованием духовных ориентаций детского рисунка; обеспечивалось совершенствование и анализ результативности процесса нравственно-эстетического воспитания.

На третьем этапе (1998-1999 гг.) была завершена опытно-экспериментальная работа, проведен статистический анализ и обобщение полученных результатов, внедрены результаты исследования, были сформулированы основные выводы и практические рекомендации, оформлен текст диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

1. Детский рисунок рассмотрен в системе философско-культурологических, психолого-педагогических наук, определена теоретическая основа его духовных ориентаций и функций: гностической, коммуникативной, эстетической, компенсаторной, креативной, гедонистической, воспитательной, диагностической, катарсически-гармонизирующей.

2. Определено содержание нравственно-эстетического воспитания на основе духовных ориентаций детского рисунка.

3. Разработана интегративная модель нравственно-эстетического воспитания, включающая:

- мировоззренческо-этическую установку детского рисунка;

- методы нравственно-эстетического воспитания: нравственно-эстетическое диагностирование, изучение рисунков выдающихся личностей, изображение этических понятий на материале детских рисунков, нравственно-тематическое рисование при воздействии синтеза искусств.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы используются в практике профессиональной подготовки учителей начальных классов, при создании спецкурсов, а также в системе повышения квалификации педагогов. Научно-практические рекомендации, включая данные о духовных ориентациях детского рисунка, позволяют педагогам теоретически обоснованно осуществлять нравственно-эстетическое воспитание младших школьников, проводить педагогическую диагностику и коррекцию поведения, внедряться в школьной практике и семейном воспитании.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений философско-культурологических и психолого-педагогических наук; реализацией комплексной методики, адекватной предмету, целям и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием вычислительной техники; обобщением передового педагогического опыта и данных экспериментальной работы, прошедшей апробацию.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение духовных ориентаций детского рисунка в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук выявляет теоретическую основу и функции рисунка: гностическую, коммуникативную, эстетическую, компенсаторную, креативную, гедонистическую, воспитательную, диагностическую, катарсически-гармонизирующую.

2. Интегративное исследование духовных ориентаций детского рисунка в системе наук определяет содержание, формы и методы нравствено-эстетического воспитания младших школьников.

3. Методы нравственно-эстетического воспитания: нравственно-эстетическое диагностирование, изучение рисунков выдающихся личностей, изображение этических понятий на материале детских рисунков; нравственно-тематическое рисование при участии синтеза искусств (живопись и музыка) являются доступными и целесообразными для детей младшего школьного возраста, способствуют эффективному усвоению этических и эстетических понятий.

4. Этико-педагогический анализ духовных ориентаций детского рисунка выявляет мировоззренческие взгляды, этико-эстетические представления младших школьников.

5. Детский рисунок способствует эффективному усвоению этических и эстетических понятий, повышает уровень нравственно-эстетической воспитанности младших школьников.

Апробация и внедрение результатов. Ход исследования и его результатов обсуждались на заседаниях кафедры научных основ управления школой, кафедры эстетического образования Башкирского госпединститута, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Башкирского и Балашовского госпединститутов (1995-1999 гг.), на международной научно-практической конференции: "Теория и практика развивающего обучения" (Уфа, 1995), на межвузовской научно-практической конференции: "Проблемы творчества" (Уфа, 1997), на всероссийской научно-практической конференции: "Проблемы высшего и среднего образования" (Барнаул, 1998). Основные результаты исследования используются студентами, педагогами вузов, учителями начальных классов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Есикова, Татьяна Владиславовна

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

Резюмируя содержание первой главы диссертации, выделим основные положения:

1. Мировоззренческо-этические взгляды младших школьников, отражающиеся в детских рисунках, выявляются, благодаря их анализу в исследованиях на основе данных философии, педагогики и искусства. Они представляют этико-космологическую ответственность детей, соотнесенность нравственных проблем в детском рисунке с общечеловеческими проблемами, соединение общечеловеческого и личностного, деятельностную активную жизненную позицию младших школьников, творческое освоение действительности, стремление к самосовершенствованию, потенциальную нравственную направленность ценностных ориентаций, наличие элементарной индивидуальной мировоззренческой картины мира, пластичность системы ценностей, оптимистичность мировоззрения, неутилитарность, мифо-логичность и мистичность, эмоциональность при осмыслении явлений действительности, превалирование духовной сферы над материальной.

2. Интегративный подход, используемый посредством детского рисунка, является методологической основой познания нравственного мира и нравственного воспитания детей, так как раскрывает диалектические взаимосвязи сложного внутреннего мира, представляет уникальную возможность воздействия на процесс формирования мировоззрения младших школьников.

3. Детский рисунок имеет ряд функций: гностическую, коммуникативную, эстетическую, компенсаторную, креативную, гедонистическую, воспитательную, диагностическую, катарсически-гармонизирующую. Изучение духовных ориентаций детского рисунка в синтезе данных функций определяет содержание нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

4. Цель нравственно-эстетического воспитания - формирование сознательной, духовно развитой, психологически цельной личности, имеющей принципиально стойкий морально-нравственный облик, способной к самосовершенствованию, эстетическому восприятию действительности.

5. Воспитательные ценности, актуализированные теорией нравственно-эстетического воспитания представляют следующие позиции: превалирование духовного начала над материальным; формирование твердого, жизнестойкого характера; добродетельности, человечности, целеустремленности, самостоятельности, креативности, уравновешенности, рассудительности, стойкости, терпеливости; способность воспринимать и чувствовать красоту, эстетически восторгаться, формирование независимости и критичности мышления, суждения, поступка, прямоты, смелости, справедливости, бескорыстности, совестливости.

6. Принципы нравственно-эстетического воспитания на основе духовных ориентаций детского рисунка, составляют: учет мировоззренческо-этических аспектов детского мышления; учет художественного образа в познании; культуросообразность; учет национальных чувств; учет роли детской чувственной памяти; учет роли образного мышления в познании этических понятий; развитие креативности детей; осмысленность создания рисунка; учет индивидуальных и возрастных особенностей; воспитание в процессе творческой деятельности; сочетание педагогического руководства в развитии инициативы детей; опора на положительное в личности; нацеливание младших школьников на самосовершенствование.

7. Традиционные методы нравственно-эстетического воспитания включают ряд позиций, которые не позволяют осуществить полностью достижение целей нравственно-эстетического воспитания в силу следующих причин: не учитывают мировоззренческо-этические взгляды детей, не способствуют реализации духовных ориентаций ребенка и его воспитания в процессе творческой деятельности, не всегда соответствуют принципам активности и деятельности ребенка, не учитывают роль образного мышления в воспитании детей, традиционные методы воспитания не полностью задействуют эмоционально-чувственную сферу детей, не выявляют доминанту внутреннего нравственного развития.

8. Выявлены методы нравственно-эстетического воспитания при использовании детского рисунка.

В процессе организации научно-экспериментальной работы в теорию и методику нравственно-эстетического воспитания предлагаем ввести следующие методы:

- нравственно-эстетическое диагностирование;

- изучение детских рисунков выдающихся личностей;

- изображение этических и эстетических понятий на материале детских рисунков;

- нравственно-тематическое рисование при воздействии синтеза искусств.

9. Формами нравственно-эстетического воспитания являются занятия нравственности и этического просвещения.

10. Средствами нравственно-эстетического воспитания являются произведения живописи, музыки, детские рисунки выдающихся личностей и младших школьников.

11. Педагогические условия эффективного проведения занятий нравственности, которые необходимо учитывать учителю начальных классов: побуждение к активности школьников, задействование чувственной сферы, реализация творческого потенциала, развитие изобразительных способностей, работа в подгруппах, побуждение к самостоятельной работе и самовоспитанию.

Таким образом, в первой главе диссертации нравственно' эстетическое воспитание рассмотрено в ракурсе изучения духовных ориен-таций детского рисунка.

Соответственно, возникла задача апробации и подтверждения эф фею тивности разработанных нами методов нравственно-эстетического воспитания младших школьников, что стало предметом экспериментального исследования второй главы диссертации.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО РИСУНКА

2.1. Анализ опытно-экспериментальиой работы по исследованию духовных ориентаций детского рисунка в воспитании младших школьников

Анализ литературы выявил теоретическую основу духовных ориентаций детского рисунка, благодаря которой, используя интегративный подход к анализу рисунка, разработаны его функции. Также интегративный подход позволил выявить мировоззренческо-этические взгляды детей и разработать интегративную модель нравственно-эстетического воспитания посредством использования духовных ориентаций детского рисунка.

Предложенная нами интегративная модель включает методологические подходы, принципы, методы, средства, формы нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Основной задачей опытно-экспериментальной работы является апробирование и подтверждение эффективности выявленных методов, средств и форм организации нравственно-эстетического воспитания посредством детского рисунка.

Теоретическое обоснование проблемы позволяет сделать предположение о том, что с помощью детского рисунка осуществляется формирование этической просвещенности, нравственно-эстетических представлений, что ложится в основу нравственно-эстетического воспитания, ставшего в данном плане предметом опытно-экспериментального исследования.

Актуальность введения духовных ориентаций детского рисунка в контекст методики нравственно-эстетического воспитания объясняется существующей инвариантной системой подходов, недостаточной разработанностью методов формирования этической просвещенности детей (140, 147). Кроме того, применение только известных традиционных методов нравственно-эстетического воспитания недостаточно для достижения цели воспитания. Известно, что в методике нравственно-эстетического воспитания отсутствуют четко разработанные методы и средства, направленные на усвоение этико-эстетических категорий. Представления, связанные с этикой и эстетикой, формируются в младшем школьном возрасте эмпирически, что вызывает необходимость организации целенаправленных форм нравственно-эстетического воспитания.

Понятия детей нестабильны, не всегда могут быть точно выражены, поэтому был избран детский рисунок в качестве инструментария, позволяющего обнаружить парадигму изменения этико-эстетических понятий детей. Детский рисунок рассматривается в синтезе междисциплинарных понятий, в системе его полифункциональности.

Философские концепции (2, 7, 5, 26, 41, 67, 109, 130, 158, 160, 179) выступают в качестве научной основы экспериментального исследования нравственно-эстетических понятий детей. Этико-эстетические контексты детских рисунков рассматриваются как факторы познания отношения младших школьников к миру и самому себе.

Опытно-экспериментальное исследование включает констатирующий и формирующий эксперименты. Для сопоставления результатов и проверки достоверности результатов использовались контрольная и экспериментальная группы. Для исследования были разработаны компоненты, критерии и уровни нравственно-эстетической воспитанности.

Рассмотрим процесс и результат нравственно-эстетического воспитания, выделив компоненты нравственно-эстетического потенциала личности. Согласно теоретической модели нравственно-эстетического воспитания разработаны нравственно-мыслительный, нравственно-чувственный, нравст-венно-деятельностный, нравственно-личностный компоненты (схема 3).

Для определения степени развития нравственных качеств личности, оценивания уровня развития нравственно-эстетических представлений определены критерии, которые принимаются за маркер оценки сформированное™ того или иного качества.

Компоненты нравственно-эстетической воспитанности

Схема 3

Критерии нравственной воспитанности включают:

1. Нравственно-чувственный критерий, определяющий развитие нравственно-эстетических чувств, эмпатии, способность воспринимать и чувствовать красоту.

2. Нравственно-мыслительный критерий, показывающий уровень развития нравственного мышления, соответственно младшему школьному возрасту, включающий в себя нравственные представления, знания, а также такие качества, как рассудительность, сосредоточенность, дивергентность мышления.

3. Нравственно-деятельностный критерий, определяющий уровень эти-ко-эстетического развития, поведенческих манер ребенка, количество и качество проявлений нравственных знаний, чувств в практической деятельности.

4. Нравственно-личностный критерий, определяющий наличие и степень развитости таких качеств личности, как искренность, самокритичность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, самостоятельность, креативность, уравновешенность, сдержанность, терпеливость, бескорыстность."'

Критерии выражаются как количественно, так и качественно. Количественная характеристика предполагает выставление оценок по каждому показателю критерия, для этого используется четырехбальная шкала.

1 балл выставляется, если показатель выражен очень слабо.

2 балла - показатель выражен ограниченно и неэффективно проявляется в решении воспитательных задач.

3 балла - показатель заметно выражен, но ребенок не реализует при этом все свои потенциальные возможности.

4 балла - показатель выражен явно, проявляется часто, на высоком уровне.

В таблице 2 представлены основные показатели критериев нравственной воспитанности и методы их исследования.

Качественной характеристикой выделенных нами критериев выступают уровни нравственно - эстетической воспитанности:

- потенциально-нравственный;

- репродуктивный;

- деятельностный;

- внутренне-формирующийся.

Уровни нравственно-эстетической воспитанности охарактеризуем с позиций нравственно-мыслительного, нравственно-чувственного, нравст-венно-деятельностного, нравственно-личностного компонентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании рассмотрена актуальная в теоретическом и практическом плане проблема, заключающаяся в осуществлении нравственно-эстетического воспитания младших школьников посредством раскрытия духовных ориентаций детских рисунков.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что сложившаяся система воспитания недостаточно эффективна в плане интегративного воздействия на внутренний мир личности младших школьников. Традиционные методы нравственного воспитания: такие как убеждение, беседа, поощрение, наказание необходимы, но они не учитывают мировоззренческо-этические аспекты мышления младших школьников, недостаточно активизируют творческий потенциал личности, не соответствуют деятельностному подходу, используемому в педагогике.

Качественные изменения теории и методики нравственно-эстетического воспитания необходимы, поскольку не все социальные преобразования способствуют созданию нравственных ориентиров в сознании детей. Наше исследование показало, что процесс формирования мировоззрения младших школьников необходимо сделать более целенаправленным и контролируемым в современных условиях, чему способствует исследование детских рисунков и их использование в процессе нравственно-эстетического воспитания.

Исследование обнаружило, что детский рисунок является формой отражения мировоззрения, нравственной направленности младших школьников, их интересов, знаний, представлений.

Духовные ориентации детского рисунка являются средоточием этического и эстетического в сознании детей, отражают явления окружающей действительности через призму внутренних субъективных переживаний ребенка. Использование рисунка в воспитании позволяет формировать нравственные представления, оказывает влияние на совершенствование внутреннего мира детей, нравственного развития личности, способствует саморегуляции психических состояний. Детский рисунок является показателем уровня интеллектуального развития и креативности детей. В процессе создания рисунка у детей возникает состояние вдохновения, то есть высший подъем духовных и физических сил, происходит концентрация внимания на понятиях этики, что способствует их глубокому осмыслению. Таким образом, в нашем исследовании детский рисунок избран в качестве основного средства нравственно-эстетического воспитания.

Духовные ориентации детского рисунка изучались с позиций интегра-тивного подхода при использовании научных данных философии, эстетики, этики, истории искусств, методики изобразительной деятельности, физиологии, психологии, педагогики. Использование интегративного подхода к разработанной теоретической основе рисунка позволило выявить функции рисунка, мировоззренческо-этические взгляды младших школьников, разработать интегративную модель нравственно-эстетического воспитания детей.

Интегративный подход к изучению детского рисунка выявляет нравственно-эстетические представления детей, мировоззренческо-этические взгляды младших школьников, оптимистичность детей, способствует росту нравственных знаний детей.

Детский рисунок имеет следующие функции: гностическую, коммуникативную, эстетическую, компенсаторную, креативную, гедонистическую, воспитательную, диагностическую, катарсически-гармонизирующую.

Интегративный подход к детскому рисунку в нашем исследовании оказал влияние на совершенствование и развитие теории и методики нравственно-эстетического воспитания, так как на его основе созданы новые принципы, методы, средства и формы нравственно-эстетического воспитания, уточнены цели, воспитательные ценности, понятия.

Общетеоретической основой содержания нравственно-эстетического воспитания, включающего использование детского рисунка, являются методологическими принципы:

- философский, основанный на позициях и закономерностях философии;

- интегративный, включающий знания по данной проблеме в системе наук;

- личностный, утверждающий социальную, деятельностную, творческую сущность человеческой личности;

- деятельностный, рассматривающий, что деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности;

- системный, в котором педагогическая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов;

- культурологический, обусловленный объективной связью человека с культурой, как с системой ценностей.

В соответствии с определенной в диссертации целью нравственно-эстетического воспитания - формирования сознательной, духовно развитой, психологически цельной личности, имеющей принципиально стойкий морально-нравственный облик, способной к самосовершенствованию, эстетическому восприятию окружающей действительности - актуализированы воспитательные ценности младших школьников: превалирование духовного начала над материальным; развитие целеустремленности, самостоятельности, креативности, уравновешенности, рассудительности, сдержанности, терпеливости; способности воспринимать и чувствовать красоту, смелости, справедливости, совестливости и др. Нами разделяется позиция о том, что реализовать воспитательные ценности, донести до сознания детей возможно, если их содержание ввести в тематику детских рисунков.

Принципами нравственно-эстетического воспитания в проекции исследования духовных ориентаций рисунков являются:

- развитие мировоззренческо-этических взглядов детей, диалектич-ности, оптимистического восприятия мира, человека;

- учитывание роли художественных образов в познании;

- задействование образного мышления в познании этико-эстетических понятий;

- развитие креативности детей;

- учитывание индивидуальных и возрастных особенностей;

- воспитание в процессе творческой деятельности;

- сочетание педагогического руководства в развитии инициативы детей;

- нацеливание ребенка на самосовершенствование.

Для подтверждения гипотезы диссертационного исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению нравственно-эстетических представлений, мировоззренческо-этических особенностей мышления младших школьников. Посредством использования детского рисунка нами разработаны формы и методы нравственно-эстетического воспитания, которое осуществляется путем раскрытия духовных ориентаций детского рисунка.

Опытно-экспериментальное исследование подтвердило, что в теорию и методику нравственно-эстетического воспитания необходимо включить следующие методы нравственно-эстетического воспитания: нравственно-эстетическое диагностирование, изучение детских рисунков выдающихся личностей, изображение этико-эстетических понятий на материале детских рисунков, нравственно-тематическое рисование при воздействии синтеза искусств.

При использовании данных методов целенаправленный педагогический процесс способствует развитию таких нравственных качеств личности младших школьников, как самостоятельность, креативность, уравновешенность, рассудительность, способность воспринимать и чувствовать красоту.

Результаты эксперимента показали, что выявленные методы, средства нравственно-эстетического воспитания при использовании духовных ориентаций детского рисунка являются эффективными для повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников, способствуют развитию этичности мировоззрения.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило разработанную в данном исследовании модель нравственно-эстетического воспитания, способную качественно повысить уровень нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Как обнаружило проведенное нами исследование, показатели критериев нравственно-эстетической воспитанности в экспериментальной группе возросли, что нашло отражение на уровне развития нравственно-мыслительного, нравственно-чувственного, нравственно-деятельностного, нравственно-личностного компонентов.

Уровень развития нравственно-мыслительного компонента возрос на 40%, показатели нравственно-чувственного компонента увеличились на 25%, нравственно-деятельностного компонента - на 19 %, нравственно-личностного - на 20%, креативность детей возросла на 25%.

Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтвердил выдвинутую гипотезу и дал основание сформулировать общие выводы по диссертации:

1. Интегративное изучение детского рисунка в системе наук позволило исследовать его теоретическую основу и функции: гностическую, коммуникативную, эстетическую, компенсаторную, креативную, гедонистическую, воспитательную, диагностическую, катарсически-гармонизирующую, что послужило основанием для применения духовных ориентаций детского рисунка в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.

2. Интегративная модель нравственно-эстетического воспитания основана на методологических подходах, включает мировоззренческо-этическую установку детского рисунка, принципы, методы, формы и средства нравственно-эстетического воспитания, взаимосвязанные с духовными ориента-циями детского рисунка.

3. Методы нравственно-эстетического воспитания с использованием духовных ориентаций детского рисунка: нравственно-эстетическое диагностирование, изучение рисунков выдающихся личностей, изображение этико-эстетических понятий на материале детских рисунков, нравственно-тематическое рисование при воздействии синтеза искусств способствуют повышению уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников.

4. Разработанные научно-практические рекомендации для учителей начальных классов и студентов педагогических вузов раскрывают педагогам особенности функционирования интегративной модели нравственно-эстетического воспитания на основе духовных ориентаций детского рисунка. В рекомендациях представлен этико-педагогический анализ детского рисунка, рассмотрен метод изучения детских рисунков выдающихся личностей.

Таким образом, опора на духовные ориентации детского рисунка делает содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания более доступными и целесообразными для детей младшего школьного возраста. Духовные ориентации детского рисунка используются как основное средство воспитания при изучении этических и эстетических понятий младшими школьниками, что способствует этическому просвещению детей и повышению их нравственно-эстетической воспитанности.

Исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Качественные изменения теории и методики нравственно-эстетического воспитания необходимы, поскольку не все социальные преобразования способствуют созданию нравственных ориентиров в сознании детей. Процесс формирования мировоззрения младших школьников необходимо сделать более целенаправленным и контролируемым, чему способствует исследование детских рисунков и их использование в процессе нравственно-эстетического воспитания.

На современном этапе развития общества необходимо совершенствовать теорию и практику нравственно-эстетического воспитания, призванную утверждать в сознании детей этические категории; нацеливать подрастающее поколение на образ мыслей, соответствующий действительно разумному и подлинно культурному назначению высоконравственного человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Есикова, Татьяна Владиславовна, 1999 год

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. -ML: Просвещение, 1993 -160 с.

2. Амосов Н.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии. 1992. - № 6. -С. 50- 74.

3. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей //Доклады по вопросам психологии личности. М.: АПН РСФСР, 1956. - С. 31 - 52.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Институт практической психологии, 1996.-383 с.

5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1973. -142 с.

6. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Казанский университет, 1996. - 567 с.

7. Анисимов С.В. Теория ценностей в отечественной философии //Вестник МГУ, сер. 4, 1994.-С. 34-43.

8. Антология исследований культуры. СПБ.: Университетская книга, 1997. - 728 с.

9. Ардаширова Э.Т. Башкирский словарь по этике для детей. Уфа: БГПИ,1996.-83 с.

10. Ардаширова Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. - 31 с.

11. Ардаширова Э.Т. Искусство и духовное познание детей. М.: Просвещение, 1998.-70 с.

12. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение,1997.-232 с.

13. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория "Катарсис" в педагогике. М.: ТОО "Интел Тех", 1994. - 33 с.

14. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997. - 458 с.

15. Аристотель. Поэтика. -М.: Учпедгиз, 1957. 56 с.

16. Артемов В.А. Детская экспериментальная психология. М.:Соцэкгиз Софокл, 1931,-228 с.

17. Асадуллин P.M. Педагогика ребенка //Учитель Башкирии. 1995. - № 6. -С. 3-6.

18. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М.: Искусство, 1962 - 259 с.

19. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения-Уфа: Башгоспединститут, 1996. -241 с.

20. Ахияров К.Ш. Российская академия образования в условиях реформы: //Проблемы обучения и воспитания молодежи:Тезисы докладов молодых исследователей-педагогов /Отв. ред. К.Ш. Ахияров Уфа: БГПИ, 1998-Вып. IX.-С. 3-5.

21. Ахияров К.Ш., Кашапова JI.M. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика.-Уфа: БГПИ, 1998 141 с.

22. Бенин В Л. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. Уфа: Восточный университет, 1998. - 137 с.

23. Берне Р. Развитие Я-концепции. М.: Просвещение, 1986 - 356 с.

24. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПБ: Медицина, 1910. - 152 с.

25. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность //Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Наука, 1990. - С. 156- 173.

26. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры М.: Политиздат, 1991412 с.

27. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Педагогика, 1981 - 201с.

28. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М.: Медицина, 1969. -159 с.

29. Болдырева Ю.В. Рисунки ребенка как материал для его изучения //Вестник психологии 1913. -№ 10 - С. 36 - 58.

30. Борев Ю.Б. Эстетика Смоленск: Русич, 1997. - 576 с.

31. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности М.: Педагогика, 1985216 с.

32. Брауншвиг М.С. Искусство и дитя. Очерк эстетического воспитания-М.: Вольф, 1908.- 178 с.

33. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. 507 с.

34. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства / Отв. за выпуск Е.В.Шорохов, В.К. Лебедко. М.: Прометей, 1996. -172 с.

35. Воронов В.О. О детском рисунке //Народное просвещение 1919. - № 14.-С. 69-74.

36. Воронов В.К. К психологии детского рисунка //Вестник воспитания.-1910-№ 5. С. 95-112.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1965. - 72 с.

38. Гарипова Н.М. К вопросу об эстетическом воспитании как системе. -Уфа: ВОЦИНИ , Школа и педагогика, 1985, № 63-85. 24 с.

39. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография.-Челябинск: ЧКПУ "Факел", 1995.- 238 с.

40. Гегель Г. Эстетика, В 4-х т. М.: Искусство, 1973. - 673 с.

41. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века М.: Совершенство, 1998.-608 с.

42. Грабарь И. Как Серов стал мастером // Юный художник. 1978. - № 2-С. 42-51.

43. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Центр Академия, 1998. - 205 с.

44. Громов Е.С. Художественное творчество М.: Педагогика, 1970- 156 с.

45. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Наука, 1994. - 165 с.

46. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии. -М.: Смысл, 1997.-287 с.

47. Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. СПБ.: Учпедгиз, 1922. - 312 с.

48. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. JL: ЛГУ, 1994.-71 с.

49. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956.-217 с.

50. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 216 с.

51. Доменский М.З. Искусство и Блок. М.: Наука, 1985. - 185 с.

52. Дудина Н.А. Развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 19 с.

53. Духовный мир школьника и труд / Под ред. К.Ш.Ахиярова. Уфа: Баш-госпединститут, 1994. - 22 с.

54. Есикова Т.В Этические понятия в рисунках детей как проявление духовности //Ценностные ориентации в подготовке специалистов Уфа: БГПИ, 1997.-С. 124-125.

55. Есикова Т.В. Детский рисунок в контексте нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методические указания. Уфа: Творчество, 1998. - 24 с.

56. Есикова Т.В. Детский рисунок как аспект творчества: Методические указания. Уфа: Творчество, 1997. - 24 с.

57. Есикова Т.В. Из практики развивающего обучения // Актуальные вопросы теории и истории отечественной школы. М.: Радетели просвещение, 1995.-С. 48-49.

58. Есикова Т.В. К философскому обоснованию детского рисунка // Психодидактика и акмеология. Уфа.:Творчество, 1998. - С. 9-12.

59. Есикова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в контексте исследования рисунков: Методические указания Уфа: Творчество, 1999. - 32 с.

60. Журакова О.В. Воспитание миролюбия у младших подростков в процессе изучения ценностей мировой художественной культуры: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 1995. - 186 с.

61. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. М.: Педагогика, 1992.-204 с.

62. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Педагогика, 1969.-56 с.

63. Иванов Б.Г. История этики древнего мира. СПБ.: Лань, 1997. - 256 с.

64. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, 1984. - 189 с.

65. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

66. Исаев Д.Н.: Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. -172 с.

67. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Просвещение, 1988. - 187 с.

68. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПБ.: ТК Петрополис, 1997.-554 с.

69. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Просвещение, 1990. - 214 с.

70. Ковальская Е. Г. Наша современность в детских рисунках //Дошкольное воспитание 1964. -№3. - С. 29-35.

71. Козлов В.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами изобразительного искусства: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1993. - 194 с.

72. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Центр Академия, 1998. - 160 с.

73. Коменский Я.А. Этика. М.: Учпедгиз, 1939.-237 с.

74. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - 269 с.

75. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

76. Коренблит М., Надольская М. Занятия рисования как метод исследования личности //Русская школа 1914 - № 1. - С. 8-25.

77. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990.-493 с.

78. Коссаковская Е.В. Учить ли детей рисовать //Дошкольное воспитание.-1964.-№3.-С. 35-37.

79. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя Самара: Самарский гос.пед. институт, 1994. - 165 с.

80. Краткий словарь по эстетике / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. -223 с.

81. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. М.: Политиздат, 1991496 с.

82. Крупская Н.К. О политехническом образовании, воспитании и обучении. -М.: Просвещение, 1987.-223 с.

83. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1963. -584 с.

84. Кугаенко A.M. Клиническое значение детского рисунка //Современная психоневрология. 1927. - № 10.- С. 291 - 294.

85. Кудрявцева JI.C. Художники детской книги. М.: Центр Академия, 1997. -162 с.

86. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебник для общеобразовательных учеб. заведений 1-4 кл М.: Издательский дом "Дрофа", 1997. - 126 с.

87. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. М.: Центр Академия, 1998. - 128 с.

88. Культура, образование, развитие индивида/Под ред.Ф.Т.Михайлова-М.: Наука, 1990.- 157 с.

89. Культурология в вопросах и ответах /Науч. ред. проф. Г.В. Драч Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-477 с.

90. Лампрехт К.С. Собирайте рисунки детей. М.: Софокл, 1909. - 176 с.

91. Лангмейер И. Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.-Прага: Медицинское издательство, 1984. 334 с.

92. Леонтьев А.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.- 170 с.

93. Лепилов К.М. Изобразительная деятельность детей. М.: Учпедгиз, 1930.- 187 с.

94. Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. М.: Наука, 1979. - 272с.

95. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.

96. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1985 174 с.

97. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. М.: Просвещение, 1995.-208 с.

98. Лихачев Б. Т. Введение в теорию воспитательных ценностей Самара: СГПИ, 1998.-216 с.

99. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей МПГУ, 1996. - 528 с.

100. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. 524 с.

101. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. - 476 с.

102. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -559 с.

103. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. М.: Политиздат, 1991.-368 с.

104. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. - 270 с.

105. Лук А.Н. Творчество-М.: Просвещение, 1990. 175 с.

106. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996, -19 с.

107. Макаренко А.С. Марш 30 года: Очерк //Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т.- М., 1983. Т. 2 - С. 55-137.

108. Мамонтов B.C. Воспоминания о русских художниках. М.: Искусство, 1950.- 142 с.

109. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. - 216 с.

110. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -104с.

111. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Искусство, 1976. - 116 с.

112. Мид М.К. Культура и мир детства. М.: Педагогика, 1988. - 184 с.

113. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М.: Искусство, 1993. - 453 с.

114. Мир философии: исходные философские проблемы, понятия и принци-пы.Ч. 1 /Составитель П.С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991. - 672 с.

115. Мир философии: человек, общество, культура. 4.2 /Сост. П.С.Гуревич. М.: Политиздат, 1991. - 624 с.

116. Михайлов А.И. Искусство акварели. М.: Педагогика, 1998. - 187 с.

117. Музыкальное восприятие школьников /Сост. В.К.Белобородова М.: Педагогика, 1996. - 127 с.

118. Мухамедьянов С.А. Педагогические условия нравственного воспитания школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1995. - 206 с.

119. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта М.: Педагогика, 1991. - 208 с.

120. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике- Челябинск: Урал ГАКФ, 1996 144 с.

121. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Сов. педагогика. -1990. -№9.-С.41-43.

122. Новиков A.M. Как работать над кандидатской диссертацией /Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю-М.: Педагогический поиск, 1994.- 123 с.

123. Образцова И.М. Римский-Корсаков. -М.: Педагогика, 1964. 121 с.

124. Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1993.-343 с.

125. Паррамон Х.М. Как рисовать М.: Педагогика, 1998. - 116 с.

126. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: РПА, 1997. - 637 с.

127. Педагогика / В.А. Сластенин и др.; под ред. В.А.Сластенина. М.: Школа - Пресс, 1998. - 512 с.

128. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. М.: Центр Академия, 1998. - 512 с.

129. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. - 384 с.

130. Печко Л.П. Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлениях учителя //Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сб. научных трудов /Отв. ред. Л.П.Печко.-Иркутск, 1997.- С. 197-209.

131. Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998. - 798 с.

132. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. М.: Новая школа, 1996. -320 с.

133. Программы общеобразовательных учреждений. Нач. классы (1-4). М.: Просвещение, 1996. - 398 с.

134. Пурик Э.Э. Взаимосвязь и взаимозависимость оценки и самооценки рисунков младших школьников как фактор художественного развития: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 19 с.

135. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Центр Академия, 1997. - 195 с.

136. Раевская З.А. Предупреждение отклонений в нравственном поведении детей и подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1984 19 с.

137. Репин И.Е. Как я стал художником // Нива 1914. - № 29 - С.21 - 47.

138. Розин В.М. Введение в культурологию. -М.: ИНФРА-М, Форум, 1997. -224 с.

139. Росенко М.Н. Основы этических знаний. СПБ.: Лань, 1998. - 256 с.

140. Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисования-М.: Просвещение, 1987.- 169 с.

141. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.

142. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: МГУ, 1961 .194 с.

143. Русская философия /Под ред. М.А.Маслина.- М.: Республика, 1995655 с.

144. Русские художники от "А" до "Я" /Под ред.В.М.Соломона.- М.: Слово, 1998.-216 с.

145. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 1965.-211 с.

146. Серебрякова Т. Детство Зинаиды Серебряковой //Юный художник. -1981. № 3. - С.56.

147. Словарь по этике /Под ред. И.С.Кона. М.: Политиздат, 1970. - 398 с.

148. Смирнов С.А. Методика организации творческой познавательной деятельности основа гуманистической педагогической системы //Инновационная деятельность в образовании. - 1995. - № 3 - С.37 - 41.

149. Смит А. Теория нравственных чувств М.: Слово, 1998. - 216 с.

150. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 117 с.

151. Сокольникова Н.М. Художники: книги и дети. М.: Педагогика, 1998. -214 с.

152. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1988.-699 с.

153. Социальные функции искусства и его видов- М.: Педагогика, 1980206 с.

154. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного тестаМ.: Педагогика, 1995.-201 с.

155. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1983. -217 с.

156. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1992. - 160 с.

157. Ухтомский А.А. Письма. Пути в незнаемое. М.: Педагогика, 1973. -87 с.

158. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. .- М.: Педагогика, 1988.- Т.2.-414 с.

159. Фаусек Ю. Значение рисования в школе Монтессори. М.: Время, 1923.-81 с.

160. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

161. Флерина Е. А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. - 157 с.

162. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. -М.: Наука, 1987.-216 с.

163. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Учпедгиз, 1925.-116с.

164. Фрейд 3. Психология бессознательного.-М.: Просвещение, 1989385 с.

165. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. - 558с.

166. Фромм Э. Душа человека. М.: Изд-во ACT - ЛТД, 1998. - 667 с.

167. Хазиев B.C. Из мышления о педагогике. Уфа: Башгоспединститут, 1998.- 198 с.

168. Харламов И.Ф. Педагогика М.: Высшая школа, 1990 - 376 с.

169. Хрестоматия по философии / Под ред. П.В. Алексеева. М.: Проспект, 1997.-567 с.

170. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание М.: Знание, 1990.-77 с.

171. Швейцер А. Благоговение перед жизнью М.: Просвещение, 1982244 с.

172. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М.: Прометей, 1993. -256 с.

173. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры). М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1995. - 207 с.

174. Шиянов Е.И. Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественной теории личности. Ростов н/Д.:Госуниверситет, 1995.- 187 с.

175. Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований: Межвуз. сб. науч. тр. /Под общ. ред. проф. Ю.И. Юрички . Бирск: БиГПИ, 1996.- 147 с.

176. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения М.: Учпедгиз, 1923-216 с.

177. Шопенгауэр А. Сборник произведений. М.: Попурри, 1998. - 464 с.

178. Шуберт А. М. Изучение личности ребенка по его рисунку // Психопатология и психопрофилактика детского возраста. М.: Учпедгиз, 19291. С.166-230.

179. Шубинский B.C. Философское образование в средней школе. М.: Педагогика, 1991. - 168 с.

180. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1979. 168 с.

181. Юнг К.Т. Божественный ребенок. Аналитическая психология и воспитание. М.: Олимп - ACT - ЛТД, 1997. - 400 с.

182. Якимович А.К. Художник и творец М.: Советский художник, 1989. -272 с.

183. Янжул Е.В. Американские системы художественного воспитания. М. ГИЗ, 1917.-216 с.

184. Alschuler R. Н. Hattwiclc L.A. Easel panting as an index of personality in preschool children //Am Orthopsychiat, v. 13. 1943. - P. 616 - 625.

185. Children and Emotion. Oxford.: Basil Blackwell Ltd 108 Cowley Road, 1991.-243 p.

186. Cole M. The zone of proximal development: Where culture and cognition create each other // Culture, communication and cognition. Cambridge.: Cambridge University Press, 1985. - P. 74 - 89.

187. Ekman P., Frisen W. Constants across culture in the face and emotion // Journal of Personality and Social Psychology, # 17. - London.: 1971. - p. 124 - 129.

188. Ekman P., Sorenson E.R., Friesen W.V. Pan cultural elements in facial displays of emotions. - London.: Science, 1969. - 164 p.

189. John E. The Rorschach: A Comprehensive System. London.: Child Development, 1982. - p. 232.

190. Lewis M. Cultural differences in childrens knowledge of emotions scripts. -New York.: Cambridge University Press, 1989. -324 p.

191. Mc Gurk I. Childhood Social Development. London.: University of London, 1992.-246 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.