Две модели фэнтези в современной русской литературе: романы М.В. Семеновой о Волкодаве, М.Г. Успенского о Жихаре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Королькова, Яна Владимировна

  • Королькова, Яна Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Томск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 256
Королькова, Яна Владимировна. Две модели фэнтези в современной русской литературе: романы М.В. Семеновой о Волкодаве, М.Г. Успенского о Жихаре: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Томск. 2012. 256 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Королькова, Яна Владимировна

Оглавление

Введение

Первая глава. Фэнтези как явление современной литературы

1.1. Фэнтези в литературоведении и критике

1.2. Мифологические и фольклорные истоки фэнтези

1.2.1. Образ героя фэнтези в аспекте усвоения архаического и фольклорного опыта

1.2.2. Сюжет пути героя фэнтези в соотношении с мифом

и сказкой

Вторая глава. Авторская модель фэнтези М. В. Семеновой

2.1. Состояние изучения творчества М. В. Семеновой

2.2. Особенности сюжетной организации романов о Волкодаве

2.2.1. Трансформация мифологических и сказочных компонентов

2.2.2. Признаки квеста в сюжете романов о Волкодаве

2.3. Функции главного героя в сюжете романной серии

М. Семеновой

2.3.1. Герой-защитник

2.3.2. Герой-воин

Третья глава. Авторская модель фэнтези М. Г. Успенского

3.1. Состояние изучения творчества М. Г. Успенского

3.2. Особенности сюжетной организации романов о Жихаре

3.2.1. Сюжет пути героя в контексте культурных моделей

3.2.2. Роль сюжета инициации в организации целого

3.2.3. Приемы замедления сюжетного развития

3.3. Образ главного героя трилогии

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Две модели фэнтези в современной русской литературе: романы М.В. Семеновой о Волкодаве, М.Г. Успенского о Жихаре»

Введение

В русской литературе конца XX - начала XXI вв. заметно возрастает роль и место условно-фантастических форм. Это может быть обусловлено рядом причин, в том числе, и лежащих за пределами собственно литературы. После перестройки значительно возросло издание фантастических произведений зарубежных авторов; отсутствие цензуры, рост частного предпринимательства в сфере издательской индустрии открывали широкие возможности в использовании разнообразного опыта, в выборе собственных путей, форм, жанров, а также и возможностей публикации для отечественных авторов.

Обилие и разнообразие условно-фантастических произведений привело к появлению в отечественном литературоведении особого направления -фантастоведения (фантастиковедения), предметом внимания которого стали природа фантастического, особенности его воплощения на разных этапах развития литературы, в творчестве отдельных писателей1. Произведения с фантастическими элементами создавались на протяжении всей истории литературы, но, видимо, только XX в. (особенно вторая его половина) дал такое количество объектов, которое настоятельно потребовало описания, изучения.

В русской словесности XX в. активно развивалась научная (рациональная) фантастика, под которой сегодня понимается «вид фантастической литературы (или литературы о необычном), основанный на единой сюжетной посылке (допущении) рационального характера» . С конца 1980-х гг. в литературном процессе появляется и все больше привлекает внимание еще одна разновидность фантастической литературы - фэнтези. Если научная фантастика в России имеет довольно богатую историю и традиции, исследуется специалистами-филологами (А. Ф. Бритиковым, Г. И.

1 Харитонов Е. Наука о фантастике вчера и сегодня (Краткий исторический обзор) [Электронный ресурс] // Фэндом. Русская фантастика. Электрон, текст, дан. [Б. м., б. г.]. URL: http://www.fandom.ru/about fan/fantasto/ (дата обращения: 14. 05. 2009).

2 Гопман В. Научная фантастика // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. С. 621-622.

Гуревичем, Е. М. Нееловым и др.), то фэнтези в отечественной литературе -явление достаточно новое и вследствие этого малоизученное.

Термин «фэнтези» английского происхождения и представляет собой транслитерацию слова, имеющего также значения «воображение, фантазия», «иллюзия, игра воображения», «каприз»3. В России термин вошел в употребление сравнительно недавно, с появлением переводных зарубежных произведений, которые определялись на родном языке именно этим словом.

В русской языковой системе пока не утвердилось даже единообразное написание слова, поэтому в статьях, отзывах, аннотациях, на табличках книжных магазинов встречаются варианты «фентези», «фентэзи», «фэнтази». Отсутствует норма согласования с прилагательным по роду: можно увидеть словосочетания «славянская фэнтези» и «славянское фэнтези», хотя по правилам русского языка несклоняемые существительные, называющие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду4. В представляемой работе мы, соответственно, будем употреблять термин «фэнтези» в среднем роде, другие грамматические формы будут встречаться только в цитируемых источниках.

В фантастиковедении остается открытым вопрос о времени зарождения зарубежного фэнтези, во многом послужившего образцом для российских писателей. По одной версии, оно начало формироваться в конце XIX - начале XX вв. в творчестве английского поэта, искусствоведа У. Морриса, ирландца Э. Дансени, американского журналиста А. Меррита5. Но в свое время их произведения не вызвали широкого интереса у читателей. Поэтому многие критики склонны называть основателями «классического» фэнтези американца Р. Говарда с его рассказами о Конане-варваре (1932) и англичанина Дж. Р. Р. Толкиена с литературной сказкой «Хоббит, или Туда и

3 Большой англо-русский словарь. Минск, 2003. С. 357.

4 Русский орфографический словарь : около 160 ООО слов / РАН, Ин-трус. яз. им. В. В. Виноградова. М„ 1999. С. 1150.

5 Алексеев С., Володихин Д. Фэнтези [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Кругосвет». Электрон, тест. дан. [Б.м.], 2001-2011. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura i obrazovanie/literatura/ FENTEZI.html?page=5,12 (дата обращения: 15. 08. 2009) ; Строева К. Тупики и выходы [Электронный ресурс] // НЛО. Электрон, версия печат. публ. 2005. № 71. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/71/ str28.html (дата обращения: 09. 06. 2010).

обратно» (1937), трилогией «Властелин колец» (1954 - 1955)6. Широкая популярность трилогии Дж. Р. Р. Толкиена определила интерес зарубежных издательств к произведениям сходного типа. Начиная с 1950-х гг. на Западе было опубликовано множество произведений, авторы которых в настоящее время считаются классиками фэнтези: У. Ле Гуин, М. Стюарт, Р. Желязны, К. С. Льюис, М. Муркок и др.

Русские читатели познакомились с фэнтези значительно позже - в конце 1980-х гг., когда на книжных прилавках в самом широком ассортименте появились переводные романы. Тогда же стал активно использоваться интересующий нас термин. Уже в 1993 - 1995 гг. начали публиковаться произведения российских авторов, маркируемые этим термином и получившие широкую известность: «Трое из Леса» Ю. Никитина, «Кольцо тьмы» Ника Перумова, «Многорукий бог далайна» С. Логинова, «Там, где нас нет» М. Успенского, «Волкодав» М. Семеновой и

ДР-

Новая разновидность фантастической литературы развивалась стремительно, и к концу 1990-х гг., по утверждению критиков С. Алексеева и Д. Володихина, на пять переводных книг фэнтези приходилось три отечественных7. К концу 2000-х гг. имена российских авторов фэнтези исчисляются сотнями, среди них можно назвать А. Белянина, О. Громыко, Е. Дворецкую, М. и С. Дяченко, А. Зорича, В. Камшу, С. Логинова, Макса Фрая, Г. Л. Олди, А. Прозорова, Ника Перумова, М. Семенову,

М. Успенского и мн. др.

Появляется по-своему утверждающая статус фэнтези статья о нем в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» (2001, 2003). Написанная профессором кафедры журналистики РГГУ В. Л. Гопманом, она показательна для характера изучения фэнтези в отечественной науке:

6 Березин В. Фэнтези // Октябрь. 2001. № 6. С. 185 ; Воронина Э. Зарубежная фантастика и ее читатели // Звезда. 1997. № 5. С. 234 ; Озерова Е. Фэнтези // Энциклопедия для детей. М., 2002. Т. 15, ч. 2. С. 342.

7 Алексеев С., Володихин Д. Фэнтези [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Кругосвет». Электрон, текст, дан. [Б.м.], 2001-2011. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultiira i obrazovanie/literatura/ FENTEZI.html?page=5,12 (дата обращения: 15. 08. 2009)

5

половину объёмной статьи занимает необходимая, но самая общая информация о нем как о «виде фантастической литературы», почти вся вторая половина посвящена проблемам формирования и изучения зарубежного опыта, в объеме небольшого абзаца идет речь о «предпосылках» фэнтези в русской литературе XIX в. и названы три современных автора.

К концу 2010-х гг., когда фэнтези в отечественной литературе уже представлено большим количеством фактического материала, интерес к нему начинают проявлять исследователи самых разных областей знания:

8 9 10

защищаются диссертации по лингвистике , культурологии , педагогике . Появляются работы и по литературоведению11, выполненные преимущественно в экстенсивном направлении, на материале большого количества текстов. Вопросов о специфике отечественного фэнтези в литературоведении пока больше, чем ответов.

В стадии обсуждения находятся проблемы генезиса, соотношения природы собственно фантастического и природы литературной сказки, фольклора. Фантастиковеды осмысливают сущностные характеристики фэнтези преимущественно в сопоставлении с научной (рациональной)

8 Кулакова О. К. Интертекстуальность в аспекте жанрообразования (на материале жанра фэнтези) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19. Иркутск, 2011. 22 с. ; Мисник М. Ф. Лингвистические особенности аномального художественного мира произведений жанра фэнтези англоязычных авторов : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04. Иркутск, 2006. 18 с. ; Плотникова А. В. Принципы и способы атрибуции имен собственных в произведениях жанра «фэнтези» : на материале английского языка : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19. М„ 2010. 19 с. ; Столярова И. А. Некоторые особенности перевода комического в литературе жанра фэнтези : на материале произведений Т. Пратчетта : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04, 10.02.20. СПб., 2009. 24 с.

9 Ломакова А. В. Культурный миф в художественном творчестве Урсулы К. Ле Гуин : дисс. ... канд. культурол. : 24.00.01.М., 2005. 228 с. ; Трушникова Е. Л. Место и роль фантастического в историко-культурном контексте : от архаического мифотворчества до постмодернизма : дис. ... канд. культурол. : 24.00.01.Челябинск, 2006. 179 с.

10 Виноградова О. В. Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2002. 23 с. ; Шило Т. Б. Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. Оренбург, 2007. 300 с.

11 Барашкова А. В. Славянская фэнтези : образно-мотивный ряд (на материале произведений М. В. Семеновой) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. Иваново, 2010. 23 с. ; Гусарова А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века : проблемы поэтики : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. Петрозаводск, 2009. 20 с. ; Криницына О. П. Славянская фэнтези в современном литературном процессе : поэтика, трансформация, рецепция : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. Пермь, 2011. 23 с. ; Чепур Е. А. Герой русской фэнтези 1990-х гг. : модусы художественной реализации : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. Магнитогорск, 2010. 23 с.

фантастикой, по которой уже накоплен большой исследовательский материал.

Фэнтези и научная фантастика в таких случаях разграничиваются по характеру ^посылки (фантастического допущения) - «гипотезы, определяющей сюжет»12. Е. Н. Ковтун отмечает, что в произведениях фэнтези «речь всегда идет о допущении существования мира, где бывают чудеса»13, где проявляются возможности магии, сверхъестественных сил, необычных персонажей. Напротив, произведения научной фантастики основываются на допущении рационального характера: не известных до сих пор законов природы, новых научных открытий, изобретений. В упрощенной трактовке, научная фантастика - это произведения о космических кораблях, пришельцах, новых планетах, изобретениях - «литература о необычном»14, то есть о том, что нарушает представление о реальности, но имеет рациональное объяснение. Фэнтези - это фантастика силы, меча и волшебства, «литература о необычайном»15, о том, чего не может быть, с рациональной точки зрения.

Основанием разделения исследовательских стратегий в изучении самого фэнтези стала совершенно естественная сосредоточенность интересов одних российских фантастиковедов на осмыслении, обобщении опыта зарубежных авторов фэнтези16, и они практически не касаются отечественного опыта, а других - на изучении собственной,

17

увеличивающейся в количестве российской практики .

12 Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе XX века : учеб. пособие. М., 2008. С. 95.

13 Там же. С. 97.

14 Гопман В. Научная фантастика // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. С.

621.

15 Гопман В. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. С. 1161.

16 Губайловский В. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра // Новый мир. 2002. № 3. С. 174-185 ; Жаринов Е. В. Фэнтези и детектив - жанры современной англо-американской беллетристики [Электронный ресурс] // Сам себе писатель. Электрон, текст, дан. [Б. м., б. г.]. URL: http://www.samopiska.ru/main_dsp.php?top_id=1149 (дата обращения: 13. 09. 2011) ; Лихачева С. Миф работы Толкиена // Литературное обозрение. 1993. № 11-12. С. 91-104 ; Nelvende Noldanel. Проблема жанра «Властелина колец» Дж. Толкиена [Электронный ресурс] // Арда-на-куличках. Электрон, текст, дан. [Б. м.], 1996 - 2006. URL: http://www.kulichki.com/tolkieti/arhiv/manuscr/nelvende. shtml (дата обращения: 30. 07. 2011).

17 Абашева М. П., Криницына О. П. Славянские фэнтези : к проблеме генезиса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 5. С. 202-207 ; Гончаров В. Русская

Думается, одно из перспективных направлений осмысления фэнтези связано с систематизацией, классификацией представляющих его произведений.

В зарубежной, прежде всего в англоязычной литературе различают

«высокое» фэнтези (представляющее полностью вымышленные миры) и

«низкое» (произведения, в которых сверхъестественное привносится в

реальность). По другому, проблемно-тематическому основанию, выделяют

«героическое» фэнтези, действие которого разворачивается в вымышленных,

иных мирах, на других планетах, а также «готическое», «христианское», 18

«оккультное» .

В отечественном опыте М. Ю. Кузьмина в зависимости от типа героя и происхождения выделяет героическое, эпическое, юмористическое, феминистское, детское фэнтези19. С. Алексеев и Д. Володихин предлагают различать славяно-киевское, романтическое, историко-мифологическое, эпическое, юмористическое, героическое, этическое, сакральное фэнтези20. Эти попытки классификации даются без поисков единого основания и обоснования, в результате увеличивается количество определений, усиливается терминологическая путаница. Тем не менее, в работах фантастиковедов закрепились и используются в функциях терминов некоторые названия разновидностей отечественного фэнтези: «героическое», «славянское»/ «русское», «юмористическое»/ «ироническое», «эпическое», «мистическое» и пр.

фэнтези - выбор пути // Если. 1998. № 9. С. 216-223 ; Захаров Е., Захарова С. Смех смеху рознь : особенности национальной юмористической фантастики [Электронный ресурс] // Архивы Кубикуса. Электрон, текст, дан. [Б. м., б. г.]. URL: http://www.kubikus.ru/forum/topic. asp?TOPIC_ ID=2546&FORUM_ID=27&CAT_ID=5 (дата обращения: 13. 06. 2011) ; Ковтун Е. Н. Рождение фэнтези : трансформация посылки в российской фантастике конца XX столетия [Электронный ресурс] // Кафедра славистики и центральноевропейских исследований. Электрон, версия печат. публ. [Б. м., б. г.]. URL: http://www.slavcenteur.ru/Proba/Kovtun/kovtun transposylki.pdf (дата обращения: 23. 08. 2011) ; Мещерякова М. И. Русская неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения второй половины XX [Электронный ресурс] // Русская фантастика и фантастика в сети. Электрон, текст, дан. М., 1996. URL: http://www.rusf.ru/litved/fant/me3 .htm (дата обращения: 15. 03. 2007).

18 Гопман В. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. С. 1162.

19 Кузьмина М. Ю. Фэнтези : к вопросу о «жанровой сущности» // Вестник Ульяновского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 2. С. 93-97.

20 Алексеев С., Володихин Д. Фэнтези [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Кругосвет». Электрон, текст, дан. [Б. м.], 2001-2011. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura i obrazovanie/literatura/ FENTEZI.html?page=5,12 (дата обращения: 15. 08. 2009).

Еще одна проблема изучения фэнтези связана с определением его места в современном литературном процессе и системе категорий литературоведения. Фэнтези называют то жанром (что становится видно уже из названий работ) 21, то видом фантастической литературы22, то ее разновидностью23, то субжанром жанра фэнтези24, иногда в одной работе несколько терминов употребляются в качестве синонимов25.

Идет процесс смены канонических жанров неканоническими, и в связи с ним обнаруживается одна из главных методологических проблем теории жанров, считает теоретик литературы Н. Д. Тамарченко: «Литературоведение оказывается перед необходимостью либо вообще не считать структуры, впервые формирующиеся или выходящие на авансцену литературы после XVIII в., жанрами <...>, либо найти новые, адекватные им научные понятия»26.

Мы разделяем концепцию современных литературоведов С. И. Кормилова, В. Е. Головчинер, которые отмечают отчетливо выразившуюся в XX в. тенденцию литературы к уходу от дифференцирующих стратегий предшествующих эпох в понимании жанров, - она обнаруживается в диффузности, взаимодействии и

взаимопревращении тех или иных свойств произведений в одном

01 28 произведении , в синтезе возможностей внутри родовой парадигмы .

2 Фалина М. С. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины-писательницы) // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 161-170 ; Грейдо Э. Соотношение жанра фэнтези с другими жанрами фантастической литературы [Электронный ресурс] // Журнал «Самиздат». Электрон, текст, дан. [Б. м., б. г.]. URL: http://samlib.ru/e/estell_gd/1223.shtml (дата обращения: 08. 03. 2009) ; Губайловский В. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра // Новый мир. 2002. № 3. С. 174-185 ; Гусарова А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века : проблемы поэтики : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. Петрозаводск, 2009. 20 с.

22 Гопман В. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. С. 1161.

23Неелов Е. М. Фольклорный интертекст русской фантастики : учеб. пособие по спецкурсу.

Петрозаводск, 2002. С. 17.

24 Криницына О. П. Славянская фэнтези в современном литературном процессе : поэтика, трансформации, рецепция : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. Пермь, 2011. С.4.

25 Неелов Е. М. Фольклорный интертекст русской фантастики : учеб. пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 2002. С. 17, 26.

26 Теория литературы М. : ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3 : Роды и жанры (основные проблемы развития в историческом освещении). С.93-94.

27 Кормилов С. И. Родовые предпочтения Серебряного века и трех ветвей русской пореволюционной литературы // Русская литература XX - XXI вв. : проблемы теории и методологии изучения : материалы Третьей Междунар. науч. конф. М., 2008. С. 10.

Отмечая, что «литература XX в. характеризуется как невиданным разнообразием авторских определений произведения под его заглавием, так и противоположной тенденцией - отказом от жанрового определения», В. Е. Головчинер предлагает «говорить о жанровых аспектах, выделяемых разными исследователями, как о дополнительных по отношению друг к другу, осознавая при этом принципиально важную принадлежность

29

произведения к определенному роду литературы» , и об осуществлении произведения как «авторской модели»30 (курсив В. Е. Головчинер - Я. К.). В исследовании нашего, в значительной мере нового для литературоведения материала представляется продуктивной посылка о стирании жанровых границ и о синтезе их возможностей в пределах авторской модели.

Уходя от определения фэнтези как литературного жанра, мы связываем с этим явлением представление о разновидности фантастической литературы, которая может реализоваться в самых разных жанрах: в романе, повести, сказке и др. с опорой на возможности мифа, сказки, на современные дискурсивные стратегии.

Поскольку исследователи фэнтези уже позиционируют его как самостоятельное явление, обладающее собственными типологическими признаками, представляется допустимым говорить о некой обобщенной «модели» фэнтези: с особым типом сюжета, специфическим хронотопом, образом и функциями героя и т. д. В связи с этим каждое конкретное произведение фэнтези может представлять собой индивидуально-авторский вариант этой модели, в котором названные компоненты воплощаются по-своему.

28 Головчинер В. Е. Тенденции жанрово-родовых изменений в литературе XX в. // Русская литература XX - XXI вв. : проблемы теории и методологии изучения : материалы Третьей Междунар. науч. конф. М., 2008. С. 13.

29 Головчинер В. Е. Тенденции жанрово-родовых изменений в литературе XX в. // Русская литература XX - XXI вв.: проблемы теории и методологии изучения : материалы Третьей Междунар. науч. конф. М., 2008. С. 12. См. также : Головчинер В. Е. К проблеме понятия «культурная модель». Системы и модели в литературоведении (размышления на заданную тему) // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе : материалы Третьей всерос. науч. конф. с междунар. участием. Томск, 2008. С. 3-11.

30 Там же. С. 13.

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью уточнения, углубления представления об отечественном фэнтези в современном литературоведении, потребностью выделения направлений его развития, а также возрастающим интересом науки к феноменологическим аспектам творчества, к выразительным возможностям, реализуемым в поэтике произведений отдельных авторов.

На основании изученного текстового материала и рефлексии по его поводу представляется возможным выделить в современном русском фэнтези как системе две заметных авторских модели и соответствующие им типы поэтики: серьезное и комическое фэнтези.

История мировой культуры, литературы дает множество примеров, показывающих, что серьезные и комические варианты героев часто сосуществовали, тексты с противоположным модусом создавались одновременно или с незначительным «отставанием» одного от второго. О. М. Фрейденберг замечает: «В основе «Илиады» лежит не только ссора Ахилла с Агамемноном. По всей поэме проходит как центральный, повторяющийся мотив, ссора Зевса и Геры. <...>. Зевс - типичный водевильный муж, которого проводит ловкая жена. За его спиной кипят интриги, собственная жена <...> дурит его... Если сравнивать величавый образ Гектора и Андромахи с непристойной парой верховных олимпийских супругов, станет ясно, что боги воспринимаются в каком-то особом плане,

31

противоположном героическому» .

Элементы комического, снижающие сакральность древних текстов, уже в мифах о трикстерах (комических двойниках культурных героев) находит Е. М. Мелетинский: «все эти деяния и действия переосмыслены пародийным образом или даже просто осмеяны»32. О двойном аспекте восприятия мира и человеческой жизни на самых разных стадиях развития культуры писал М. М. Бахтин: «Обрядово-зрелищные формы,

31 Фрейденберг О. М. Комическое до комедии // Миф и театр. Лекции. М., 1988. С. 76-78.

32 Мелетинский Е. М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы : в 9 т. М., 1983. Т. 1. С. 40.

организованные на начале смеха, чрезвычайно резко, можно сказать, принципиально отличались от серьезных официальных - церковных и

33

феодально-государственных - культовых форм и церемониалов» (разрядка М. М. Бахтина - Я. К.). Он приводит в пример Рим, в котором церемониал триумфа почти на равных правах включал в себя и прославление, и осмеяние победителя, а похоронный чин - и оплакивание (прославляющее), и осмеяние покойника. «Но в условиях сложившегося классового и государственного строя полное равноправие становится невозможным и все смеховые формы - одни раньше, другие позже - переходят на положение неофициального аспекта»34.

Соответствия серьезного и комического вариантов, подобные «Илиаде», мифам о культурных героях и мифам о трикстерах, официальному празднику и карнавалу, можно найти в других проявлениях в другие времена35.

В использовании определения «серьезное» для характеристики одной из моделей фэнтези мы идем вслед за М. М. Бахтиным. Но термин смеховое ученый применял по отношению к явлениям устной, анонимной, вариативной, народной культуры, поэтому для определения авторских произведений литературы и искусства, в согласии с В. Е. Головчинер,

- 36

полагаем более пригодным термин комическое .

О появлении «славянского» («русского») фэнтези, которое можно отнести к серьезному, заговорили в середине 1990-х гг., когда один за одним стали публиковаться романы, в которых были представлены индивидуально-авторские варианты истории России дохристианского

33 Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 8.

34 Там же. С. 9.

35 На фоне серьезных героев революции и производственной сферы советской литературы первых десятилетий советской власти был особенно заметен и любим «великий комбинатор» Остап Бендер И. Ильфа и Е. Петрова; на фоне утверждаемого идеологами социалистического реализма шла в 30-е гг. работа М. А. Булгакова над романом, в котором центральной фигурой долго был «инженер с копытом», «соткавшийся» в образ Воланда; в кругу героев прозы о Великой Отечественной войне другим предстал Иван Чонкин В. Войновича; А. Гельман в 1970-80-е гг. представил героев, которые шли решать свои серьезные проблемы в партийные организации, а Г. Горин в то же время писал «комические фантазии» о Тиле, Мюнхгаузене, Свифте.

36 Головчинер В. Е. Комедийное, комическое, смеховое («Дни Турбиных» М. Булгакова, «Мандат» Н. Эрдмана) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 49.

12

периода или славянской мифологии. В 1993 г. вышел роман Ю. Никитина «Трое из Леса», положивший начало одноименной серии; в 1995 г. -«Волкодав» М. Семеновой (серия из пяти книг, 1995 - 2003). В 1996 г. опубликовано несколько романов разных авторов: «Ладога» О. Григорьевой, «Владигор» Л. Бутякова (вырос в целую серию, продолженную даже после смерти автора), «Властимир» Г. Романовой (первая часть дилогии). В 1997 г. начаты серии романов Г. Романовой «Сварожичи» (тетралогия, 1997 - 1998), Е. Дворецкой «Князья леса» (трилогия, 1997 - 2002) и др. Произведения этих и других писателей, «зарекомендовавших» себя как авторов «славянского» («русского») фэнтези, опубликованные позднее, часто автоматически относят к той же разновидности: романы «Там, где лес не растет» (2007), «Бусый волк» (2007) М. Семеновой, «Колесо ведьм» (2008) О. Григорьевой, «Ясень и яблоня» (2008), «Огнедева» (2010) Е. Дворецкой и мн. др. Косвенным подтверждением того, что «славянское» («русское») фэнтези активно развивается, служит публикация сборника «Славянское фэнтези: антология» (2008), включающего около двадцати произведений известных авторов.

«Юмористическая» («ироническая») разновидность фэнтези появилась практически одновременно - в середине 1990-х гг. В 1995 г. вышел роман «Там, где нас нет» М. Успенского (первая часть трилогии, 1995 - 1998); в 1996 г. начата серия романов А. Белянина «Джек Сумасшедший король» (1996 - 1999), Макса Фрая «Лабиринты Ехо» (1996 - по настоящее время). Эти авторы продолжают активно работать в выбранной разновидности фэнтези. М. Успенский выпускает отдельные романы: «Невинная девушка с мешком золота» (2005), «Три холма, охраняющие Край Света» (2007), «Райская машина» (2009) и др. У А. Белянина выходят целые серии книг: «Меч без Имени» (1997 - 1998), «Багдадский вор» (2002 - 2012), «Тайный сыск царя Гороха» (1999 - 2009) и др. Среди других популярных авторов «юмористического» («иронического») фэнтези можно назвать О. Громыко (серия «Ведьма», 2003 - 2004; роман «Верные враги», 2005; дилогия «Год

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Королькова, Яна Владимировна, 2012 год

Литература

Художественные тексты

1. Белянин А. Меч без Имени : роман / А. Белянин. - М. : Армада, 1998. -331 с. : ил.

2. Блок А. А. Собрание сочинений в 6 т. - М., 1971. - Т. 3. - 416 с.

3. Булгаков М. А. Собрание сочинений в 5 т. - М., 1990. - Т. 5 : Мастер и Маргарита ; письма. - 734 с. : ил.

4. Бушков А. Сварог. Рыцарь из ниоткуда : роман / А. Бушков. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2001. - 448 с.

5. Набокова Ю. В. Требуется волшебница : Волшебница-самозванка ; Невеста Океана ; Легенда Лукоморья : романы / Ю. В. Набокова ; послесл. И. Черного. - М. : АЛЬФА-КНИГА, 2009. - 959 с. : ил.

6. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений в 15 т. - Л., 1982. - Т. 5 : Кому на Руси жить хорошо. - 688 с.

7. Резанова Н. Кругом одни принцессы : роман / Н. Резанова. - М. : ACT : Ермак, 2005. - 349 с. - (Заклятые миры).

8. Семенова М. Волкодав : роман / М. Семенова. - СПб. : Терра-Азбука, 1996.-576 с.

9. Семенова М. Волкодав : роман / М. Семенова. - М. ; СПб, 1998. - 640 с. Ю.Семенова М. Волкодав. Знамение пути : роман / М. Семенова. - СПб. :

Азбука-классика, 2003. - 416 с. П.Семенова М. Волкодав. Истовик-камень : роман / М. Семенова. - СПб. : Азбука, 2000. - 384 с.

12.Семенова М. Волкодав. Право на поединок : роман / М. Семенова. -СПб. : Азбука : Терра, 1996. - 528 с.

13.Семенова М. Волкодав. Самоцветные горы : роман / М. Семенова. - М. ; СПб, 2004. - 408 с.

Н.Славянское фэнтези : антология. - СПб. : Азбука-классика, 2008. -512 с.

15.Успенский М. Время Оно : романы / М. Успенский. - СПб. : Азбука, 1997.-384 с.

16.Успенский М. Кого за смертью посылать : роман, повесть, рассказы / М. Успенский. - СПб. : Азбука, 1998. - 384 с.

17.Успенский М. Там, где нас нет : роман / М. Успенский. - СПб. : Терра-Азбука, 1997.-416 с.

18.Шварц Е. Полное собрание сочинений в одном томе / Е. Шварц. - М. : «Издательство АЛЬФА-Книга», 2011. - 1131 с. : ил.

Научная и критическая литература

19.Абашева М. П. Как стать настоящим славянином (о новых траекториях российских фэнтези) / М. П. Абашева, О. П. Криницына // В измерении детства : сб. ст. по материалам Междунар. науч. семинара «Русская детская литература : национальное и региональное» 27 - 29 февраля 2008 г. - Пермь, 2008. - С. 164-177.

20.Абашева М. П. Проблематика национальной идентичности в славянских фэнтези / М. П. Абашева, О. П. Криницына // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 332. - С. 7-10.

21.Абашева М. П. Славянские фэнтези : к проблеме генезиса / М. П. Абашева, О. П. Криницына // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 5. - С. 202-207.

22.Алексеев С. Фэнтези [Электронный ресурс] / С. Алексеев, Д. Володихин // Энциклопедия «Кругосвет». - Электрон, текст, дан. -[Б. м.], 2001-2011. - URL: http://www.kragosvet.riVenc/kultura_iobrazovanie/literatura/FENTEZI.htm 1? page=5,12 (дата обращения: 15. 08. 2009).

23.Афанасьев А. H. Мифология Древней Руси / А. Н. Афанасьев. - М. : Изд-во Эксмо, 2006. - 608 е.: ил.

24.Афанасьева Е. А. Мифологические мотивы в трилогии Марии Семеновой «Волкодав» [Электронный ресурс] // Мария Семенова. Сайт посвящен творчеству Марии Семеновой. - Электрон, текст, дан. -[Б. м., б. г.]. - URL: http://www.semenova.olmer.ru/ (дата обращения: 12. 03.2009).

25.Афанасьева Е. А. Новые образы богов как способ проявления авторской индивидуальности в славянской фэнтези // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2008. - № 2. -С. 71-74.

26.Барашкова А. В. Славянская фэнтези : образно-мотивный ряд (на материале произведений М. В. Семеновой) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / А. В. Барашкова. - Иваново, 2010. - 23 с.

27.Баткин JI. М. Парапародия как способ выжить (наблюдения над поэмой И. Бродского «Двадцать сонетов к Марии Стюарт») // НЛО. - 1996. -№ 19. С. 199-225.

28.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / M. М. Бахтин. - М.: Издательство «Художественная литература», 1965. - 526 с.

29.Бахтин M. М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман / M. М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. - С. 9-193.

30.Белова Ю. К вопросу о написании славянской фэнтези [Электронный ресурс] // Журнал «Самиздат». - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. -URL: http://samlib.ru/b/belowaJ r/slavjandoc.shtml (дата обращения: 25. 12. 2008).

31.Березин В. Фэнтези // Октябрь. - 2001. - № 6. - С. 185-188.

32.Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. - Л., 1973.-508 с.

33.Бор Алекс [Рецензия] [Электронный ресурс] // Государственное учреждение культуры Тверская ордена «Знак Почета» областная универсальная научая библиотека им. А. М. Горького. - Электрон, текст. дан. - Тверь, 1998 . - 2010. - URL: http://www.tverlib.ru/~alexbor/albor-031.htm (дата обращения: 04. 08. 2011). - Рец. на кн. : Успенский М. Там, где нас нет : романы. - М., 1995.-587 с.

34.Борисов М. Происки жанра // Литературная газета. - 1998. - № 14. -С. 17.

35.Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Известия Академии наук СССР. Сер. литературы и языка. - М., 1977. - Т. 36, № 3. - С. 226-234.

36.Бритиков А. Ф. Отечественная научно-фантастическая литература: Некоторые проблемы истории и теории жанра / А. Ф. Бритиков. -СПб.: Борей-Арт, 2000. - 400 с.

37.Бритиков А. Ф. Русский советский научно-фантастический роман / А. Ф. Бритиков. - Л. : Наука, 1970. - 448 с.

38.Бройтман С. Н. Ирония. Из словаря «Русский символизм» // Дискурс. -Новосибирск. - 2000. - № 8-9. - С. 234-243.

39.Виноградова О. В. Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. В. Виноградова. - М., 2002. - 23 с.

40.Владимирский В. Филологическая сказка [Электронный ресурс] // Мир фантастики. - Электрон, версия печат. публ. - [Б. м.], 1997-2011. -URL: http:// www. mirf.m/ Reviews/review 159.htm (дата обращения: 05. 08. 2011). - Рец. на кн. : Успенский М. Невинная девушка с мешком золота. - М. : Эксмо, 2005.

41.Володихин Д. Рыцарь и город : предисловие // Дама Тулуза : роман / Е. Хаецкая. - М., 2003. - С. 5-6.

42.Володихин Д. Фантастика 90-х годов. Фэнтези // Энциклопедия для детей. Русская литература. XX век / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М. : Аванта+, 2000. - Т. 9, ч. 2. - С. 485^87.

43.Воронина Э. Зарубежная фантастика и ее читатели // Звезда. - 1997. -№ 5. - С. 232-235.

44.Воскобойников В. И фантазия, и правда // Нева. - 1999. - № 11. -С. 173-175.

45.Галина М. С. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины-писательницы) // Общественные науки и современность. - 1998. -№ 6. - С. 161-170.

46.Галина М. С. Валькирия русской фэнтези // Литературная газета. -1997.-№28.-С. 11.

47.Галина М. Стрела и круг // Если. - 2005. - № 4. - С. 53-58.

48.Галина М. Фантастика/ Футурология. В прорези ближнего прицела [Электронный ресурс] // Русский журнал. - Электрон, версия печат. публ. - М., 2006. - ШЬ: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2010/10/ga22.html (дата обращения: 29. 06. 2011).

49.Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. - 1988. - № 10. - С. 96106.

50.Головчинер В. Е. Комедийное, комическое, смеховое («Дни Турбиных» М. Булгакова, «Мандат» Н. Эрдмана) // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. - № 7. -С. 47-57.

51.Головчинер В. Е. К проблеме понятия «культурная модель». Системы и модели в литературоведении (размышления на заданную тему) // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе : материалы Третьей всерос. науч. конф. с междунар. участием. Томск, 7-8 февраля 2008 г. - Томск, 2008. - С. 3-11.

52.Головчинер В. Е. Тенденции жанрово-родовых изменений в литературе XX в. // Русская литература XX - XXI вв. : проблемы теории и методологии изучения : материалы Третьей Междунар. науч. конф. Москва, 4-5 декабря 2008 г. - М., 2008. - С. 10-12.

53.Голубков С. А. Мозаика смеха : поэтика комического в литературном произведении : учеб. пособие к спецкурсу / С. А. Голубков. - Самара : Самар. ун-т, 2004. - 135 с.

54.Гончаров В. Конан на переломе эпох : русская фэнтези - традиции и перспективы // Уральский следопыт. - 1997. - № 7. - С. 57-59.

55.Гончаров В. Посмеемся? Если получится... // Если. - 2005. - № 8. -С. 267-275.

56.Гончаров В. Русская фэнтези - выбор пути // Если. - 1998. - № 9. -С. 216-223.

57.Гопман В. Двенадцать подвигов ландграфа Скиминока // Меч без Имени : роман / А. Белянин. - М. : Армада, 1997. - С. 326-330.

58.Гопман В. Научная фантастика // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2003. - С. 621-625.

59.Гопман В. О пользе смерти // Новое литературное обозрение. - 2000. -№ 41. - С. 433-434. - Рец. на кн. : Успенский М. Кого за смертью посылать : роман. - СПб.: Азбука, 1998. - 384 с.

60.Гопман В. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2003. - С. 1161-1164.

61.Гордович К. Д. Русская литература конца 20 века : пособие для старшеклассников и студентов / К. Д. Гордович. - СПб., 2003. - 184 с.

62.Грейдо Э. Соотношение жанра фэнтези с другими жанрами фантастической литературы [Электронный ресурс] // Журнал «Самиздат». - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://samlib.ru/e/estell_gd/1223.shtml (дата обращения: 08. 03. 2009).

63. Громыко О. Самоучитель по написанию фантастики, или «ЗВЕЗДОЛЕТ СВОИМИ РУКАМИ» [Электронный ресурс] //

Либрусек. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://lib.rus.ec/b/21358/read (дата обращения: 12. 11. 2008).

64.Громыко О. Сотвори себе кумира [Электронный ресурс] // Либрусек. -Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://lib.rus.ec/b/21359/read (дата обращения: 21. 04. 2008).

65.Губайловский В. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра // Новый мир. - 2002. - № 3. - С. 174-185.

66. Гудков Л. Литература и общество : введение в социологию литературы / Л. Гудков, Б. Дубин, В. Страда. - М. : РГГУ, 1998. - 80 с.

67.Гуревич Г. И. Карта Страны Фантазий / Г. И. Гуревич. - М. : Искусство, 1967. - 176 с.

68.Гусарова А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века : проблемы поэтики : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / А. Д. Гусарова. - Петрозаводск, 2009. - 20 с.

69.Долгорукова Е. В. Антропонимическое пространство романа-фэнтези Ю. А. Никитина «Семеро Тайных» [Электронный ресурс] // Юрий Никитин : сайт посвящен творчеству Ю. Никитина. - Электрон, версия печати. публ. - [Б. м., б. г.]. - URL: nikitin.wm.ru/almanath/HTML/Dolgoruk/ diploma.htm (дата обращения: 28. 03. 2009).

70.Дудко Д. М. Славянская фэнтези : вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] // Библиотека Александрит : фантастика и фэнтези. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.fantast.com.ua/publ/4-l-0-124 (дата обращения: 02. 01. 2009).

71.Ермолин Е. А. Миф и культура / Е. А. Ермолин. - Ярославль, 2002. -124 с.

72.Ермилов В. Волкодав : конец фильма // Книжное обозрение. - 2003. -№50.-С. 5.

73.Жаринов Е. В. Фэнтези и детектив - жанры современной англоамериканской беллетристики [Электронный ресурс] // Сам себе

писатель. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.samopiska.ru/main_dsp.php?top_id= 1149 (дата обращения: 13. 09. 2011).

74.Жиличева Г. А. Русский комический роман XX века : учеб. пособие / Г. А. Жиличева. - Новосибирск, 2004. - 149 с.

75.Жолковский А. К. Работы по поэтике выразительности : инварианты -тема - приемы - текст / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов ; предисл. М. JI. Гаспарова. - М. : АО Издательская группа «Прогресс», 1996. -344 с.

76.Журавлев С. Витязь на распутье : основные направления славянского фэнтези / С. Журавлев, Ж. Журавлева // Фантастика и технологии : сб. материалов Междунар. науч. конф. 29-31 марта 2007 г. - Самара, 2009. - С. 94-100.

77.Захаров Е. Смех смеху рознь : особенности национальной юмористической фантастики [Электронный ресурс] / Е. Захаров, С. Захарова // Архивы Кубикуса. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. -URL: http://www.kubikus.ru/forum/topic.asp?TOPIC_ID-2546&FORUM_ ID=27&CAT_ID=5 (дата обращения: 13. 06. 2011).

78.Иваницкая Е. «Зачем ты его убил?» // Дружба народов. - 2004. -№ 11.-С. 196-206.

79.Иванов В. В. Близнечные мифы // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. -М., 1997.-Т. 1.-С. 174-176.

80.Иванов В. В. Индоевропейская мифология / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. - М., 1997. -Т. 1. - С. 527-533.

81. Иванова И. Н. Ирония в поэзии русского модернизма (1890 - 1910 годы) / И. Н. Иванова. - Ставрополь, 2006. - 422 с.

82.Ильин И. И. Интертекстуальность // Современной зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США) : концепции,

школы, термины : энцикл. справ. - М. : Интрада - ИНИОН, 1999. -С. 204-210.

83.Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22. - С. 33-63.

84.Каганов JI. Как назвать книгу? (Советы начинающему фантасту) [Электронный ресурс] // Либрусек. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://lib.rus.ec/b/24809/read (дата обращения: 15. 07. 2008).

85.Каплан В. Заглянем за стенку : топография современной русской фантастики // Новый мир. - 2001. - № 9. - С. 156-170.

86.Катаев В. Б. Игра в осколки : судьбы русской классики в эпоху постмодернизма / В. Б. Катаев. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 252 с.

87.Клещенко Е. Легенды вырастают из травы. Заметки о прозе Марии Семеновой [Электронный ресурс] // Мария Семенова : сайт посвящен творчеству Марии Семеновой. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. -URL: http:// www.semenova.olmer.ru/stat/stat25.shtml (дата обращения: 12. 03. 2009).

88.Ковтун Е. Н. «Истинная реальность» fantasy // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 1998. -№ 3. - С. 106—115.

89.Ковтун Е. Н. Рождение фэнтези : трансформация посылки в российской фантастике конца XX столетия [Электронный ресурс] // Кафедра славистики и центральноевропейских исследований. - Электрон, версия печат. публ. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.slavcenteur.ru/Proba/Kovtun/kovtun_ transposylki.pdf (дата обращения: 23. 08. 2011).

90.Ковтун Е. Н. Фантастика в эру постмодернизма : русская и восточноевропейская фантастическая проза последней трети XX столетия // Славянский вестник. - М., 2004. - Вып. 2. - С. 498-511.

91.Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе XX века : учеб. пособие / Е. Н. Ковтун. - М. : Высш. шк., 2008. - 406 с.

92.Ковтун Е. Н. Элементы фольклорной волшебной сказки в славянской литературной сказке и сказочной фантастике [Электронный ресурс] // Кафедра славистики и центральноевропейских исследований. -Электрон, версия печат. публ. - [Б. м., б. г.]. - URL: http ://www.slavcenteur.ru/Proba/Kovtun/kovtun_folklskazka.pdf (дата обращения: 23. 08. 2011).

93.Кормилов С. И. Родовые предпочтения Серебряного века и трех ветвей русской пореволюционной литературы // Русская литература XX - XXI вв. : проблемы теории и методологии изучения : материалы Третьей Междунар. науч. конф. Москва, 4-5 декабря 2008 г. - М., 2008. - С. 310.

94.Костюхина М. Славянские сказки для юношества // Литература. - 2008. -№ 3. - С. 40-43.

95.Красных В. В. Свой среди чужих : миф или реальность? / В. В. Красных. - М. : Гнозис, 2003. - 375 с.

96.Криницына О. П. Славянская фэнтези в современном литературном процессе : поэтика, трансформация, рецепция : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / О. П. Криницына. - Пермь, 2011. - 23 с.

97.Криничная Н. А. Русская мифология : мир образов фольклора. - М., 2004.-1008 с.

98.Кузьмина М. Ю. Фэнтези : к вопросу о «жанровой сущности» // Вестник Ульяновского государственного педагогического университета. - 2006. - Вып. 2. - С. 93-97.

99.Кузьмина Н. А. Интертекст : тема с вариациями. Феномены культуры и языка в интертекстуальной интерпретации : монография / Н. А. Кузьмина. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. - 228 с. - (Труды ученых Омского университета).

100. Кулакова О. К. Интертекстуальность в аспекте жанрообразования (на материале жанра фэнтези) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / О. К. Кулакова. - Иркутск, 2011. - 22 с.

101. Купина Н. А. Массовая литература сегодня : учеб. пособие / Н. А. Купина, М. А. Литовская, Н. А. Николина. - М. : Флинта : Наука, 2009.-424 с.

102. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами / Д. Кэмпбелл ; пер. с англ. - Киев, 1997. - 336 с.

103. Левин Е. Семь сорок на лазоревом поле [Электронный ресурс] // Booknik.ru. Еврейские тексты и темы. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://booknik.ru/reviews/fiction/?id=27809 (дата обращения: 14. 07. 2011). - Рец. на кн. : Успенский М. Приключения Жихаря.

104. Левинтон Г. А. Инициация // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. - М., 1997. - Т. 1. - С. 543-544.

105. Леонова Т. Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке (Поэтическая система жанра в историческом развитии) / Т. Г. Леонова. - Томск, 1982. - 198 с.

106. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920 - 1980-х годов) / М. Н. Липовецкий. -Свердловск, 1992. - 184 с.

107. Литовская М. А. «Беломоро-Балтийский канал имени Сталина» как эталонный текст социалистического реализма // Русская литература XX века : направления и течения. - Екатеринбург, 1998. -Вып. 4. - С.141-158.

108. Лихачева С. Миф работы Толкиена // Литературное обозрение. -1993. - № 11-12. - С. 91-104.

109. Логинов С. Русское фэнтези - новая Золушка [Электронный ресурс] // Русская фантастика. - Электрон, версия печат. публ. — [Б. м.], 1996 - 2002. - URL: http://www.rusf.ru/loginov/rec/recl4.htm (дата обращения: 03. 04. 2011).

110. Ломакова А. В. Культурный миф в художественном творчестве Урсулы К. Ле Гуин : дисс. ... канд. культурол. : 24.00.01 / А. В. Ломакова. - М., 2005. - 228 с.

111. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова : Пушкин, Лермонтов, Гоголь : кн. для учителя / Ю. М. Лотман. - М., 1988. - С. 251-293.

112. Лупанова И. П. Полвека. Советская детская литература. 1916 — 1967. Очерки / И. П. Лупанова. - М.: Дет. лит, 1969. - 671 с.

113. Лупанова И. П. Современная литературная сказка и ее критики (Заметки фольклориста) // Проблемы детской литературы : межвуз. сб. науч. тр. - Петрозаводск, 1981. - С. 76-90.

114. Мазлова А. Событийный, нравственно-философский и мифологический планы в «Хрониках Нарнии» К. С. Льюиса // Литература. - 1998. - № 32. - С. 10-12.

115. Манн Ю. В. Динамика русского романтизма / Ю. В. Манн. - М., 1995.-384 с.

116. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. В. Манн. - 2-е изд., доп. - М., 1988.-413 с.

117. Масленникова Н. Ф. Трансформация мифологических образов в современной фантастике (на примере романов С. В. Лукьяненко) // Литературный текст XX века : проблемы поэтики : материалы Ш Междунар. науч.-практ. конф.. Челябинск, 15-17 марта 2010 г. -Челябинск, 2010. - С. 192-197.

118. Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция : вопросы поэтики / Д. Н. Медриш ; под ред. Б. Ф. Егорова. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1980. -296 с.

119. Мелетинский Е. М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы : в 9 т. - М. : Наука, 1983.-Т. 1.-С. 23-52.

120. Мелетинский Е М. Герой волшебной сказки / Е. М. Мелетинский. - М., СПб, 2005. - 240 с.

121. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика» / Е. М. Мелетинский. - М. : Росс. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 170 с.

122. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - 3-е изд., репринтное. - М., 2000. - 407 с. - (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

123. Мелетинский Е. М. Сказка-анекдот в системе фольклорных жанров [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор : структура, типология, семиотика. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinskyl4.htm (дата обращения: 29. 08. 2011).

124. Меркулова И. И. Художественное своеобразие хронотопа дороги в русском «фэнтези» (на материале романа А. О. Белянина «Меч без Имени») // Литературный текст XX века : проблемы поэтики : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 16-18 марта 2009 г. - Челябинск, 2009. - С. 172-175.

125. Мещерякова М. И. Русская неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения второй половины XX [Электронный ресурс] // Русская фантастика и фантастика в сети. - Электрон, текст, дан. - М., 1996. - URL: http://www.rusf.ru/litved/fant/me3.htm (дата обращения: 15. 03. 2007).

126. Мисник М. Ф. Лингвистические особенности аномального художественного мира произведений жанра фэнтези англоязычных авторов : автореф. дис.... канд. филол. наук : 10.02.04 / М. Ф. Мисник. -Иркутск, 2006. - 18 с.

127. Мончаковская О. С. Отражение синтетической природы жанра «фэнтези» в поэтике Анджея Сапковского // Синтез в русской и мировой художественной культуре : материалы Третьей науч.-практ. конф., посвящ. памяти А. Ф. Лосева. - М., 2003. - С. 154-156.

128. Мончаковская О. С. Фэнтези как разновидность игровой литературы // Научный потенциал : работы молодых ученых. - 2007. -№3.-С. 231-237.

129. Муравьев В. Сотворение действительности // Хранители : роман / Д. Р. Р. Толкиен. - М., 1982. - С. 326-334.

130. Муравьев В. С. Фантастика // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2003. - С. 1119-1124.

131. Невский Б. Смеяться, право, не грешно... Юмористическое фэнтези в новых изданиях [Электронный ресурс] // Мир фантастики. -Электрон, версия печат. публ. - [Б. м.], 1997-2011. - URL: http://www.mirf.ru/Articles/art254.htm (дата обращения: 11. 08. 2011).

132. Невский Б. Эта веселая планета. Комическая фантастика [Электронный ресурс] // Мир фантастики. - Электрон, версия печат. публ. - [Б. м.], 1997-2011. - URL: http://www.mirf.ru/Articles/printl383.html (дата обращения: 29. 07. 2011).

133. Недельский В. Матриархальный гуманизм // Новое литературное обозрение. - 2000. - № 1. - С. 430-432. - Рец. на кн. : Семенова М. Волкодав : роман. - М. ; СПб. : Олма-Пресс, Нева, 1998. - 640 с. ; Семенова М. Волкодав. Право на поединок : роман. - М. ; СПб. : Олма-Пресс, Нева, 1999. - 624 с.

134. Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики / Е. М. Неелов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. - 200 с.

135. Неелов Е. М. Фольклорный интертекст русской фантастики : учеб. пособие по спецкурсу / Е. М. Неелов. - Петрозаводск, 2002. -124 с.

136. Неклюдов С. Ю. Оборотничество // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. - М., 1997. - Т. 2. - С. 234-235.

137. Николаева А. О волшебной истории // Наука и жизнь. - 2002. -№5.-С. 78-84.

138. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки // Структура волшебной сказки. - М., 2001. - С. 122-160.

139. Nelvende Noldanel. Проблема жанра «Властелина колец» Дж. Толкиена [Электронный ресурс] // Арда-на-куличках. - Электрон, текст. дан. - [Б. м.], 1996 - 2006. - URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/nelvende. shtml (дата обращения: 30. 07. 2011).

140. Овчинникова JI. В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика : учеб. пособие / JI. В. Овчинникова-2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта : Наука, 2003. - 312 с.

141. Озерова Е. Фэнтезёры [Электронный ресурс] // Пролог : интернет-журнал молодых писателей России. - Электрон, текст, дан. -М., [б. г.]. - URL: http://www.ijp.ru/razd/pr.php?failp=00506000056 (дата обращения: 26. 09. 2011).

142. Озерова Е. Фэнтези // Энциклопедия для детей. - М. : Аванта +, 2002. - Т. 15, ч. 2 : Всемирная литература. XIX и XX вв. - С. 342-343.

143. Переверзев В. Ю. О передаче реалий при переводе произведений жанра «фэнтези» / В. Ю. Переверзев, Т. М. Тимошенкова [Электронный ресурс] // Арда-на-куличках. - Электрон, версия печат. публ. - [Б. м.], 1996 -2006. - URL: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/ugolok/vhy.shtml (дата обращения: 06. 06. 2010).

144. Плотникова А. В. Принципы и способы атрибуции имен собственных в произведениях жанра «фэнтези» : на материале английского языка : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / А. В. Плотникова. - М., 2010. - 19 с.

145. Пономарев Е. Книжка на все случаи жизни // Новый мир. -1997.-№ 11.-С. 217-221.

146. Проблемы структурного описания волшебной сказки / Е. М. Мелетинский [и др.] // Структура волшебной сказки. - М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. - С. 11-120.

147. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2007. - 332 с.

148. Пропп В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. - Л. : Academia, 1928. - 152 с.

149. Пропп В. Я. Русская сказка (Собрание трудов В. Я. Проппа) / В. Я. Пропп. - М., 2000. - 416 с.

150. Пропп В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. - 2-е изд., испр. - М. : Гос. изд-во худож. лит., 1958. - 603 с.

151. Пруссакова И. Фантазия и неправда. Заметки о книгах М. Семеновой // Нева. - 1999. - № 5. - С. 175-180.

152. Пузий В. Сериалы, циклы, полилогии, многотомные романы: попытка классификации [Электронный ресурс] // Реальность фантастики. - Электрон, версия печат. публ. - 2004. - № 2. - URL: http://www.rf.com.ua/article/152 (дата обращения: 13. 05. 2007).

153. Путилова Е. От Перуна до «двоечника в законе». Заметки о современной детской литературе // Звезда. - 2004. - № 11. - С. 201-207.

154. Роготнев И. Ю. Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина и антимир смеховой культуры / И. Ю. Роготев. - Пермь, 2010. - 308 с.

155. Ройфе А. Б. Неомифологическая фантазия в фантастике XX века / А. Б. Ройфе. - М. : Международный центр фантастики, 2006. - 96 с.

156. Ромащенко С. А. Текст и субтекст в поле рецепции (Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо») // Текст и интерпретация : сб. ст. - Новосибирск, 2006. - С. 109-117.

157. Рымарь Н. Т. Ирония и мимезис : к проблеме художественного языка XX в. // Ирония и пародия : межвуз. сб. науч. ст. - Самара, 2004. -С. 4-17.

158. Сапковский А. Вареник, или Нет золота в Серых горах [Электронный ресурс] // Enrof.net. Фэнтези-потал. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http ://enrof.net/biblioteka/pages/fantasy/sapkovskiy.html (дата обращения : 22. 07. 2010).

159. Свиридов А. Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле «фэнтези», пригодных на территории бывшего СССР в умеренных количествах [Электронный ресурс] // Русская фантастика. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.rusf.ru/ao/ao-09/main/enrolmen.html (дата обращения: 01. 04. 2011).

160. Семенова М. «Волкодав - защитник, который всегда рядом с теми, кого любит» [Электронный ресурс] : [интервью] // Pravda.ru. -Электрон. текст. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http ://www.pravda.ru/culture/literature/ rusliterature/21 -05-2007/224454-volkodav-О/ (дата обращения: Ol. 09. 2010).

161. Семенова M. «В сочинительстве я - Сальери» : [интервью] // Книжное обозрение. - 2003. - № 50. - С. 3.

162. Семенова М. Корни и кроны фэнтези : [интервью] // Литературная газета. - 2002. - № 24-25. - С. 13.

163. Семенова М. «Люблю, когда спасают бедненьких, маленьких, униженных...» : [интервью] // Книжное обозрение. - 1997. - № 7. -С. 15-17.

164. Семенова М. «Я многому училась у своего Волкодава» [Электронный ресурс] : [интервью] // Невское время. - Электрон, версия печат. публ. - СПб., 2006. - URL: http://www.nvspb.ru/stories/mariya_ semenova_ ya mnogomu uch (дата обращения: 02. 09. 2010).

165. Силантьев И. В. Мотивный анализ : учеб. пособие / И. В. Силантьев, В. И. Тюпа, Ю. В. Шатин ; под ред. И. В. Силантьева.

- Новосибирск, 2004. - 240 с.

166. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература : учеб. пособие / И. С. Скоропанова. - 6-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2007. -608 с.

167. Столярова И. А. Некоторые особенности перевода комического в литературе жанра фэнтези : на материале произведений Т. Пратчетта : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04, 10.02.20 / И. А. Столярова.

- СПб., 2009. - 24 с.

168. Строева К. Тупики и выходы [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. - Электрон, версия печат. публ. - 2005. - № 71. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/71/ str28.html (дата обращения: 09. 06. 2010).

169. Тамарченко Н. Д. Трикстер // Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий. - М., 2008. - С. 271-275.

170. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. - М., 2004. - Т. 1 : Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - 512 с.

171. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. - М., 2004. - Т. 2 : С. Н. Бройтман. Историческая поэтика. - 368 с.

172. Теория литературы : в 3 т. - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - Т. 3 : Роды и жанры (основные проблемы развития в историческом освещении). -592 с.

173. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Ц. Тодоров ; пер. с фр. Б. Нарумова. - М., 1999. - 144 с.

174. Токарюк В. Определение фэнтези как литературного жанра (По роману Ника Перумова «Гибель богов») [Электронный ресурс] //

Olmer. ru. Fantasy-портал. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://olmer.ru/arhiv/text/fantasy/7.shtml (дата обращения: 12. 02. 2008).

175. Толкачева В. С. Романы М. Семеновой в контексте фэнтези [Электронный ресурс] // Ломоносов : молодежный научный портал. -Электрон, версия печат. публ. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/xxcentury/tolkacheva.pdf (дата обращения: 29. 04. 2010).

176. Толкиен Дж. Р. Р. О волшебных сказках // Кузнец из Большого Вуттона и другие истории / Дж. Р. Р. Толкиен ; пер. с англ. - М., 2009. -С.168-253.

177. Толоконникова С. Ю. Некоторые приметы жанра иронического фэнтези // Русская литература XX - XXI вв. : проблемы теории и методологии изучения : материалы Третьей Междунар. науч. конф. Москва, 4-5 декабря 2008 г. - М., 2008. - С. 398-400.

178. Топоров В. Н. Ваджра // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. - М., 1997. - Т. 1. - С. 207-208.

179. Топоров В. Н. Пространство // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. - М., 1997. - Т. 2. - С. 340-342.

180. Трушникова Е. Л. Место и роль фантастического в историко-культурном контексте : от архаического мифотворчества до постмодернизма : дис. ... канд. культурол. : 24.00.01 / Е. Л. Трушникова. - Челябинск, 2006. - 179 с.

181. Тынянов Ю. Н. О пародии // Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. - М., 1977. - С. 284-310.

182. Тюпа В. И. Фазы мирового археосюжета как историческое ядро словаря мотивов // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы» : от сюжета к мотиву / под ред. В. И. Тюпы. -Новосибирск, 1996. - С. 16-23.

183. Фатеева Н. А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Известия Академии наук, серия литературы и языка. - 1998. - Т. 57, № 5. - С. 25-38.

184. Фрейденберг О. М. Комическое до комедии // Миф и театр. Лекции / О. М. Фрейденберг. - М. : ГИТИС, 1988. - С. 74-128.

185. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1998. - 800 с. -(Исследования по фольклору и мифологии Востока).

186. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. - М. : Лабиринт, 1997. - 448 с.

187. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М. : «Высшая школа», 1999. - 240 с.

188. Харитонов Е. Истории о богатырях словенских (У истоков русской фэнтези) [Электронный ресурс] // Фэндом. Русская фантастика. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.fandom.ru/about_fan/haritonov_ 05.htm (дата обращения: 14. 05. 2009).

189. Харитонов Е. Наука о фантастике вчера и сегодня (Краткий исторический обзор) [Электронный ресурс] // Фэндом. Русская фантастика. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.fandom.ru/about_fan/fantasto/ (дата обращения: 14. 05. 2009).

190. Харитонов Е. Фантастоведение в книжном измерении [Электронный ресурс] // Фэндом. Русская фантастика. - Электрон, текст. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www. fandom.ru/about_fan/fantasto/ (дата обращения: 14. 05. 2009).

191. Цикличность // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. - М., 1997.-Т. 2.-С. 620-621.

192. Чепур Е. А. Герой русской фэнтези 1990-х гг. : модусы художественной реализации : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Е. А. Чепур. - Магнитогорск, 2010. - 23 с.

193. Черная Н. И. В мире мечты и предвидения : научная фантастика, ее проблемы и художественные особенности / Н. И. Черная. - Киев, 1972. - 228 с.

194. Чернышева Т. А. Природа фантастики [Электронный ресурс] // Грамотей : электрон, б-ка. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269003807 (дата обращения: 23. 11.2007).

195. Черняк М. А. Массовая литература XX века : учеб. пособие / М. А. Черняк. - М. : Флинта : Наука, 2007. - 432с.

196. Черняк М. А. Современная русская литература : учеб. пособие / М. А. Черняк. - 2-е изд. - М. : ФОРУМ : САГА, 2008. - 352 с.

197. Чупринин С. Мария Семенова // Русская литература сегодня : большой путеводитель / С. Чупринин. - М., 2007. - С. 368-371.

198. Чупринин С. Михаил Успенский // Русская литература сегодня : большой путеводитель / С. Чупринин. - М., 2007. - С. 391-392.

199. Шамякина С. В. Литература фэнтези : дифференциация понятия и жанровая характеристика [Электронный ресурс] // Сайт Белорусского государственного университета. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. -URL: http://www.bsu.by/Cache/pdf/209023.pdf (дата обращения: 14. 07. 2011).

200. Шамякина С. В. Место жанра фэнтези в современной мировой литературе [Электронный ресурс] // Сайт Белорусского государственного университета. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. -URL: http://www.bsu.by/Cache/pdf211563.pdf (дата обращения: 14. 07. 2011).

201. Шамякина С. В. Фольклор и литература фэнтези : феномен взаимоотношений [Электронный ресурс] // Сайт Белорусского государственного университета. - Электрон, текст, дан. - [Б. м., б. г.]. -URL: http://www.bsu.by/Cache/pdf/209283.pdf (дата обращения: 14. 07. 2011).

202. Шило Т. Б. Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. Б. Шило. - Оренбург, 2007. - 300 с.

203. Шмид В. Нарратология / В. Шмид. - М. : Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

204. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. - 1988. - № 10. - С. 88-104.

205. Элиаде М. История веры и религиозных идей : в 3 т. / пер. с фр. -М., 2002. - Т. 3 : От Магомета до Реформации. - 352 с.

206. Attebery В. The fantasy tradition in american literature: from Irving to Le Guin / B. Attebery. - Bloomington, 1980. - 256 p.

207. Carter L. Imaginary worlds : the art of fantasy / L. Carter. - N.Y., 1973.-278 p.

208. Manlove C. N. Modern fantasy : five studies / C. N. Manlove. -Cambridge University Press, 1975. - 308 p.

209. Perret P. The faces of fantasy / P. Perret. - N.Y., 1996. - 216 p.

Справочные издания

210. Аллен Дж. Фэнтези : энциклопедия / Дж. Аллен. - М., 2006. -144 с.

211. Большой англо-русский словарь. - Минск : Харвест, 2003. -1168 с.

212. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. - М., 1978. - Т. 1. - 699 с.

213. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. - М., 1979. - Т. 2. - 779с.

214. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : «Русский язык», 1984. - 816 с.

215. Осипов А. Н. Фантастика от А до Я (Основные понятия и термины) : краткий энцикл. справ. / А. Н. Осипов. - М. : Дограф, 1999. -352 с.

216. Руднев В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. - М. : Аграф, 1997. - 384 с.

217. Русский орфографический словарь : около 160 ООО слов / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; отв. ред. О. Е. Иванова, В. В. Лопатин. - М., 1999. - 1280 с.

218. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы : экспериментальное издание. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2003. -Вып. 1.-243 с.

219. Тресиддер Д. Словарь символов / Д. Тресиддер ; пер. с англ. - М., 1999.-448 с. : ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.