Единство серьезного, трагического, смехового и катарсиса в эстетике М. М. Бахтина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Оруджева, Сабина Заидовна

  • Оруджева, Сабина Заидовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 147
Оруджева, Сабина Заидовна. Единство серьезного, трагического, смехового и катарсиса в эстетике М. М. Бахтина: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 1998. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Оруджева, Сабина Заидовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Проблема эстетических смыслов

категории серьезности

§1. Серьезно-смеховое как противоположность

хмурой официальности

§2. Серьезность: страх - ложь - жалость - любовь

§3. Одиночество и диалог

Глава II. Трагический конфликт и его уровни

в интерпретации М.М. Бахтина

§1. Три уровня трагического конфликта

§2. Проблема смерти в жизни, искусстве, культуре

§3. Топографическая сцена мира

Глава III. Катарсис в философии и эстетике М.М.Бахтина

§1. Катарсическое освобождение посредством

амбивалентного смеха и трагической серьезности

§2. "Эстетическое оправдание бытия":

катарсис эстетической любви и завершения

§3. Катарсис эстетической Памяти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Единство серьезного, трагического, смехового и катарсиса в эстетике М. М. Бахтина»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время творчество известного философа, эстетика и культуролога М.М.Бахтина уже в значительной мере исследовано как в России, так и за рубежом. Проходят международные конференции, посвященные философскому наследию М.М.Бахтина.1 К настоящему времени в России вышло три "Бахтинских сборника"2, также публикуются другие сборники статей исследователей творчества этого философа.3 Продолжается осмысление философско-эстетических взглядов М.Бахтина и соотнесение их с мировым научным и художественным контекстом.4 Не ослабевает интерес к трудам М.Бахтина и за рубежом.5 Исследователям философского творчества М.Бахтина удалось охватить большой диапазон гуманитарных проблем, интересовавших этого мыслителя. Психология человеческого поступка, проблемы диалога в жизни, литературе и гуманитарной науке, сложная динамика отношений 'автор — герой', народная смеховая карнавальная культура, творчество Рабле, Гоголя, Достоевского, — этот перечень далеко не исчерпывает всех направлений, в которых работала мысль М.Бахтина в области гуманитарного знания. Философская антропология, этика, проблемы речевых жанров, проблемы художественного содержания и формы, исследования в области лингвистики, герменевтики —

1 См.: М.М.Бахтин и философская культура XX века (Проблемы бахтинологии). Сб. научных статей в 2х частях. Материалы научной конференции "Первые Бахтинские чтения в Ленинграде. Наследие М.Бахтина в контексте культуры". Спб., 1991;

The Seventh International Bakhtin Conference. In two books. Moscow, RUSSIA. 1995; М.М.Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Тезисы III Саранских международных бахтинских чтений. В 2х частях. Саранск: йзд-во Мордов.ун-та, 1995.

2 См.: Бахтинский сборник-I. М., 1990; Бахтинский сборник-П. М., 1991; Бахтинский сборник-III. М., 1997.

3 См., например: М.М.Бахтин как философ. М., 1992; Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. Спб., 1995; М.М.Бахтин в зеркале критики. М., 1995 и др.

4 См.: Богатырева Е.А. Драмы диалогизма: М.М.Бахтин и художественная культура XX века. М., 1996.

5 Emerson Caryl. The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Princeton, N J. Princeton UP. 1997.

существует бесчисленное количество публикаций, посвященных различным граням бахтинского философского наследия. Философские идеи этого мыслителя рассматриваются через призму неокантианских веяний в его мысли, общности с проблематикой экзистенциализма, русской религиозной философии. Есть исследования наследия М.Бахтина в контексте постмодернистской культуры.1 И, конечно, немало работ написано о смеховой, и шире — карнавальной культуре в интерпретации М.Бахтина с опорой, в основном, на капитальный труд философа "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса". Как отмечает исследователь философского наследия Бахтина К.Эмерсон, "среди всех бахтинских идей "проблема карнавала" оказалась наиболее популярной, притягательной, доступной и легко приложимой к культурам и временам, отдаленным от эпохи первоначального источника ее происхождения".2

Иная ситуация сложилась вокруг другой, не менее существенной проблемы, интересовавшей М.Бахтина; речь идет о категории серьезности и непосредственно связанной с ней проблеме трагического. О концепции трагического в понимании М.Бахтина писала, пожалуй, лишь Л.А.Гоготишвили в связи с первой публикацией в журнале "Вопросы философии" текста рукописи М.Бахтина "Дополнения и изменения к "Рабле".1 На сегодняшний день нет исследований, посвященных собственно проблеме серьезности как категории эстетико-философского миропонимания и ее вариациям в наследии М.Бахтина. Не акцентировано внимание на органичной глубинной связи смехового и серьезного, комического и трагического в эстетике М.Бахтина. Исключение составляет доклад Дурова A.A. "И смех и слезы..." Заметки изучающего народную культуру после Бахтина", прозвучавший на

1 См., например: Махлин В.Л. Наследие М.М.Бахтина в контексте западного постмодернизма. // Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. М., 1992.

2 Emerson С. The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Princeton, N.J. Princeton UP. 1997. P.162.

Седьмой международной Бахтинской конференции в Москве в 1995 г.2 Тем более нет работ, в которых прослеживалась бы целостность смехового и серьезного аспектов бытия в искусстве с учетом заметок и обобщений 1940-х — начала 60-х гг., с которыми мы имеем возможность познакомиться после публикации в 1996 г. пятого тома семитомного академического собрания сочинений М.М.Бахтина.3

Пятый том — целиком архивный — представляет значительный интерес для исследователей философского наследия М.М.Бахтина. В работах этого тома обозначен новый синтез всех проблем, интересовавших Бахтина на протяжении всей его жизни, подводится своеобразный итог размышлениям над вопросами, поставленными мыслителем в ранних работах. Говоря словами самого М.Бахтина, опубликованные архивные записи как бы "стягивают в единый узел" все проблемы, интересовавшие Бахтина ранее.

Кроме этого, выход в свет пятого тома собрания сочинений М.М.Бахтина предоставил исследователям его философии и эстетики возможность ознакомиться с совершенно новыми материалами, свидетельствующими о том, что далеко не все размышления, наблюдения и заметки этого философа известны широкому читателю. В частности, только в архивных записях пятого тома получает должное освещение проблема серьезности и обертонов ее звучания в литературе и философии: "трагического космоса", "слезного аспекта мира", жалости, страдания, одиночества и всепрощающей любви. Как следует из этих текстов, проблема серьезности интересовала философа во все периоды его творчества и имеет важнейшее значение в рамках его теории карнавальной смеховой культуры и карнавализованной литературы.

1 Гоготишвили JI.A. Варианты и инварианты М.М.Бахтина. // Вопросы философии. 1992. № 1.

2 Дуров А.А. "И смех и слезы..." Заметки изучающего народную культуру после Бахтина.//ТЪе Seventh International Bakhtin Conference. Moscow, RUSSIA. 1995. Book 1. C.144.

3 Бахтин M.M. Собрание сочинений в 7-ми томах. Т.5. М. 1996 г.

Большинство текстов, опубликованных в пятом томе собрания сочинений М.Бахтина, имеет характер черновых подготовительных записей, даже набросков, которые хранятся в архиве философа. Некоторые из этих работ ранее публиковались с сокращениями, например, статьи: "К философским основам гуманитарных наук" (в другом варианте — "К методологии гуманитарных наук"), "Дополнения и изменения к "Рабле", "Слово о полку Игореве" в истории эпопеи", "К вопросам теории романа. К вопросам теории смеха. <0 Маяковском. >" (два отрывка из этой рукописи публиковались ранее под названиями соответственно: "Из заметок о комическом" и "Наброски к статье о В.В.Маяковском"), "Риторика, в меру своей лживости..." ("О любви и познании в художественном образе"), "Проблема речевых жанров", "Проблема текста" ("Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа").

Также среди работ, опубликованных в пятом томе, есть несколько, специально посвященных разработке проблем творчества Достоевского: "К истории типа (жанровой разновидности) романа Достоевского", "1961 год. Заметки", "Достоевский. 1961 г.". "Заметки 1962-1963 гг.". Имя Ф.М.Достоевского упоминается и во многих других текстах, вошедших в издание. В период 1940-х - 1960-х гг. продолжается осмысление Бахтиным творчества Достоевского на основе нового обширного литературного материала (Флобер, Франс, Стерн, Жан-Поль, Мериме, Додэ и проч.). Как известно, не все эти заметки вошли во вторую редакцию труда о Достоевском — "Проблемы поэтики Достоевского". Например, анализ особенностей пространства и времени в романах Достоевского вошел в книгу лишь в общих чертах, а намеченная Бахтиным линия исследования "Достоевский и сентиментализм" вовсе не отражена в основном тексте.

Можно утверждать, что на сегодняшний день мы имеем дело с целым морем идей и дополнительных разрозненных наблюдений Бахтина

на тему творчества Достоевского, связанных, тем не менее, между собой единой нитью концепции полифонического романа и теории романной прозы. Очевидно, воссоздание целостной концепции творчества Достоевского в интерпретации М.Бахтина — дело ближайшего будущего.1 Нас же в данном исследовании будут интересовать моменты, непосредственно связанные с нашей проблематикой, а именно: тона и обертоны звучания серьезности в романах Ф.М.Достоевского, трагические мотивы в его произведениях, топографические полюса, проступающие за реальными пространством и временем его романов и способствующие полноценному раскрытию смысловых глубин серьезности.

Таким образом, в настоящей работе предпринята попытка заполнить белые пятна в исследовании трудов М.М.Бахтина. Мы ставим перед собой цель осуществить эстетический анализ проблемы серьезности в аспекте неразрывного единства серьезного, трагического, смехового и катарсиса в эстетике М.Бахтина, что позволит ввести новые аргументы в пользу целостности философско-эстетической концепции мыслителя. При этом будут рассмотрены не только уже известные широкому читателю работы философа, но и недавно опубликованные архивные материалы, вошедшие в пятый том собрания сочинений М.М.Бахтина.

В этой связи основным методом исследования выбран метод герменевтического анализа текстов. Мы будем опираться на методологические принципы, сформулированные Г.-Г.Гадамером, а также на близкие к ним положения самого М.Бахтина, рассматривавшего любой феномен культуры (как научный, так и художественный текст-символ) как существующий в большом времени культуры и обновляющийся новыми смыслами, привносимыми каждой последующей эпохой. В качестве вспомогательных используются методы

1 О словах самого М.Бахтина относительно значительной "недосказанности" в его работах о творчестве Достоевского см.¡Бочаров С. Г. Об одном разговоре и вокруг него. // Новое литературное обозрение. №2 (1993). С.71-72, 83.

компаративистского и культурно-исторического анализа научных текстов и произведений искусства.

М.Бахтин отмечал необходимость единства синхронического и диахронического подходов при анализе исследуемых текстов. Интерпретация текста должна определяться не только предметно-теоретическими моментами, но и его исторической обусловленностью. Это позволяет интерпретировать текст не как обособленное явление, но как органичную часть общекультурного исторического контекста, что, по словам самого Бахтина, дает интерпретатору возможность выявить скрытые смысловые глубины текста.

Стремясь реконструировать целостность философско-эстетической концепции М.Бахтина посредством анализа ее составляющей части, мы будем исходить прежде всего из основного методологического принципа герменевтического анализа, а именно: целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное — на основании целого. При этом в ходе исследования мы будем помнить о том, что при движении от целого к части и обратно "взаимосогласие отдельного и целого — всякий раз

о 15 1

критерии правильности понимания V

На сегодняшний день в эстетике всесторонне исследованы категории прекрасного, комического, трагического, возвышенного, патетического, мелодраматического. Однако широчайшая категория серьезного оставалась, в основном, за рамками интереса бахтиноведов-философов и эстетиков. М.Бахтин впервые поставил проблему серьезности в широком эстетико-культурологическом смысле, наметив, в то же время, более узкие направления внутри этой проблемы.

В процессе иследования проблемы серьезности в эстетике М.Бахтина мы обратимся к анализу смысловых ньюансов серьезности в различных контекстах: в смеховых и официализованных культурах, в романе и в трагедии, в сентиментальной, эпической, диалогической

архитектонике жанров искусства. Мы также обратимся к исследованию двух различных типов серьезности — официальной и неофициальной — и тонов и обертонов их звучания в литературе: серьезность власти, серьезность одиночества, мольбы и страдания, серьезность трагической жертвы и ошибки, серьезность сентиментальной жалости, сострадания и всепрощающей любви.

Необходимо отметить, что серьезность в эстетике М.Бахтина — не просто абстрактная категория, анализируемая в контексте общей теории эстетики и гуманитарного знания. Она раскрывается во всей полноте оттенков в приложении к области эстетического анализа художественных текстов. Не случайно К.Эмерсон называет Бахтина "великим певцом прозы".1 Поэтому без обращения к работам М.Бахтина о Ф.М.Достоевском, У.Шекспире, Н.В.Гоголе, Г.Флобере попросту невозможно дать целостную картину интересующей нас в данной работе проблемы. Мы попытаемся показать звучание различных обертонов серьезности в творчестве этих писателей, ставшее возможным именно на карнавализованном фоне их произведений.

В настоящей работе проблема серьезности в эстетике Бахтина ставится в аспекте динамического единства серьезно-трагического и смехового образов мира. Этому существенному моменту эстетики Бахтина также не было уделено достаточного внимания в научной литературе. Подобная ситуация объясняется тем, что в ранее публиковавшихся работах М.Бахтина эта проблема практически не "заявлена", хотя отдаленные намеки на единство серьезного и смехового аспектов мира в образах искусства и культуры все же обнаружить можно. Зато после публикации рабочих записей философа 1940-х - 1960-х гг. в пятом томе эта проблема стала более очевидной. Причем, если в работах 1940-х гг. еще не отмечается единство серьезного и смехового

1 Гадамер Г.-Г. О круге понимания.//Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С.72.

(исключение составляет статья 1940 г. "Сатира", в которой намечена взаимодополнительность этих аспектов), то в более поздних работах 1960-х гг. смеховой и серьезный аспекты мира предстают в своей органической взаимодополнительности. Сливаясь, но не совпадая, они образуют единую категорию серьезно-смехового, которая проясняет и конкретизирует сложную внутреннюю структуру бахтинского понятия карнавальной культуры. Таким образом, смеховой аспект мира уравновешивается серьезным, в результате чего преодолевается ошибочное представление о смехе как о единственной универсализующей силе в рамках народной карнавальной культуры и восстанавливается архитектоническое целое бытия. Это положение несколько корректирует основную идею книги М.М.Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса".

Особое место в настоящем исследовании отведено анализу интерпретации Бахтиным проблемы трагического конфликта в мировой литературе, поскольку в жанре трагедии серьезность достигает своего предельного, "полюсного" звучания. Можно сказать, что трагедия есть апофеоз выражения серьезности. Понимание Бахтиным серьезного и смехового как двух взаимосвязанных и взаимодополняющих ценностных аспектов мира, отраженных в культуре и искусстве, позволило философу по-новому взглянуть на трагико-серьезный аспект бытия и дать нетрадиционную интерпретацию трагическому конфликту в мировой литературе. В основном эстетический анализ проблемы трагического осуществлен философом на материале трагедий У.Шекспира, однако и в этой связи М.Бахтин вновь обращается к романам Ф.М.Достоевского.

Мы также ставим перед собой задачу осуществить обстоятельный анализ различных аспектов интерпретации категории катарсиса в трудах М.М.Бахтина. Эта проблема является нетрадиционной для бахтиноведения. В исследовательской литературе существует точка

1 Emerson С. The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Princeton, N.J. Princeton UP. 1997. P.287.

и

зрения, что классическая категория катарсиса является чуждой для эстетики М.Бахтина.1 С этим положением можно согласиться лишь до некоторой степени. В основном же оно может быть оспорено. Мы попытаемся доказать, что категория катарсиса все же занимает немалое место в эстетике М.М.Бахтина. Правда, в контексте бахтинской философии искусства феномен катарсиса не может быть осмыслен в традиционном "аристотелевском" русле. Проблема катарсиса в эстетике Бахтина может быть поставлена в самом широком современном ключе. В этой связи мы вновь обратимся к амбивалентному карнавальному смеху, который, наравне с трагедией, является для Бахтина средством преодоления тяжести и безысходности жизненных коллизий. Мы также рассмотрим оригинальную бахтинскую концепцию эстетической любви и завершения как особый вариант катарсиса в искусстве. Наконец, отдельное внимание будет уделено бахтинской теории вечной эстетической Памяти культуры в аспекте идеи Вечного возвращения к истокам. Идея Вечного возвращения в эстетике М.Бахтина на сегодняшний день также не исследована в бахтиноведении.

Постановка проблемы изучения категории серьезного и ее различных аспектов в эстетике Бахтина требует привлечения некоторых общетеоретических философских и эстетических исследований. Необходимость осуществления текстуального анализа работ самого М.Бахтина, а также художественных текстов, в приложении к которым рассматривается проблема серьезности, определила обращение к теории герменевтического анализа, в том числе к теоретическим положениям самого Бахтина в области герменевтики. Мы также опираемся на работы А.А.Аникста, С.С.Аверинцева, Л.М.Баткина, В.С.Библера, Е. А. Богатыревой, С.Г.Бочарова, Е.В.Волковой, В.Волькенштейна, Л.С.Выготского, Л.А.Гоготишвили, АФ.Лосева, В.Л.Махлина, Л.Е.Пинского, В.Я.Проппа и других исследователей, работы которых в той или иной мере затрагивают проблематику, выделенную нами в наследии М.М.Бахтина.

1 См.: Фридман И.Н. Незавершенная судьба "Эстетики завершения". // М.М.Бахтин как философ. М., 1992г.

Новизна настоящего исследования определена, прежде всего, самой постановкой проблемы серьезности, ее вариаций в эстетике и философии М.Бахтина. В работе исследуются различные типы серьезности и их производные: серьезность власти и жертвы, серьезность трагедии и сентиментальной жалости, одиночества и смерти. При этом серьезность исследуется не изолированно от остальных проблем эстетики Бахтина, а, напротив, в тесной связи с теорией смеховой карнавальной культуры. Наряду с серьезно-трагическим тоном в литературе в работе исследуются и серьезно-смеховые тона. В результате в диссертации выявлена существенная внутренняя взаимосвязь серьезного и смехового аспектов мироощущения человечества, что позволяет осуществить этико-эстетическое восстановление архитектонического целого бытия и его отражения в художественной культуре.

Научная новизна данного исследования обусловлена также широким использованием недавно опубликованных архивных материалов 1940-х - 1960-х гг. В ходе исследования мы будем стремиться соотнести их с законченными и широко известными трудами М.Бахтина по проблеме серьезно-трагического и смехового. Это, на наш взгляд, позволит представить более полную и целостную картину бахтинской эстетической мысли.

Ключевые положения философии искусства М.Бахтина определены основными идеями его теории и методологии гуманитарного знания, и в первую очередь — изначальной аксиологической установкой бахтинской философии на множественность равноправных человеческих сознаний с их уникальными и неповторимыми мирами в рамках единого большого мира культуры. Речь идет о центральной идее философии гуманитарного знания — идее диалога. Связь эстетической проблематики работ М.Бахтина с этикой и философской методологией гуманитарных наук отмечена исследователями философии М.Бахтина. Например, В.Л.Махлин утверждает, что бахтинская эстетика "серьезно-смехового"

может быть понята только в контексте "нравственной философии" М.Бахтина и его общей концепции "диалогизма".1

О том, что в философии Бахтина проблема серьезности имеет непосредственное отношение к теории гуманитарного знания, свидетельствует также тот факт, что первоначальный авторский вариант текста работы "К философским основам гуманитарных наук" включает в себя заключительный фрагмент, посвященный проблеме серьезности. Именно в таком составе эта работа опубликована в пятом томе. По свидетельству комментаторов, обе части рукописи несомненно созданы автором единовременно, непосредственно одна за другой. Подобное пространственно-временное "соседство" двух, на первый взгляд, тематически разнонаправленных фрагментов, свидетельствует об очевидном соприкосновении и глубинной взаимосвязи разработки гуманитарной методологии и раблезианской тематики в контексте философской мысли М.Бахтина. Смех и серьезность для Бахтина — это прежде всего особые "внутренние формы"2 мышления и познания, которые неразрывно связаны с характером и содержанием раскрываемой ими истины.3

В процессе изложения итогов работы основной трудностью оказалась организация материала, еще не описанного и не проанализированного в научной литературе. Кроме этого, пришлось структурировать пласты материала, которые в изначальном целом бахтинских текстов настолько тесно переплетены между собой, что любая градация неизбежно влечет за собой некоторое упрощение смыслов. Все же при определении структуры данной работы мы исходим из поставленной проблемы и вытекающих из нее задач. Диссертация

1 Махлин В.Л. "Невидимый миру смех". Карнавальная анатомия нового средневековья. // Бахтинский сборник - II. М., 1991. С.159.

2 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 107.

3 Подобный подход идет вразрез с существовавшей в философии гуманитарного знания установкой на то, что личностно окрашенные экспрессивные моменты познания должны быть, в идеале, отброшены (эта линия предложена Г.Шпетом).

состоит из трех глав. Параграфы внутри глав вычленены на основании различных смысловых аспектов проблемы серьезности в эстетике Бахтина.

Первая глава посвящена постановке проблемы серьезности в эстетике Бахтина и многообразным граням проявления серьезного в литературе. Здесь рассматриваются основные — официальный и неофициальный — типы серьезности в эстетике Бахтина, их соотношение со смехом и карнавальной культурой, а также различные тона серьезности в литературном художественном слове.

Рассмотрение трагического как предельного, "полюсного" выражения серьезности и ценностно близких ему понятий выделено в отдельную — вторую — главу настоящей работы.

Наконец, третья глава отведена анализу категории катарсиса в философско-эстетической концепции М.Бахтина. Феномен катарсиса является особой гранью философии Бахтина, через призму которой все основные положения его эстетики высвечиваются в своем динамическом единстве и взаимосвязи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Оруджева, Сабина Заидовна

заключение

Всестороннее исследование проблемы серьезности в философской эстетике М.М.Бахтина позволяет сделать следующие выводы.

Прежде всего, необходимо особо подчеркнуть заслугу М.М.Бахтина, одним из первых поставившего проблему серьезности в эстетико-культурологическом смысле. Очевидно, "серьезная" проблематика, так же как и связанная с ней тема страха, лжи и надежды в эстетике М.Бахтина, была навеяна ранней экзистенциальной философией, и прежде всего, теологической философией С.Кьеркегора. Именно в работах Къеркегора ставится проблема серьезности как универсальной экзистенциальной характеристики человеческой личности. Бахтин воспринял эту проблематику, проинтерпретировав ее в оригинальном духе своей собственной "интуиции бытия".1

Серьезное в эстетике М.Бахтина является одной из центральных категорий, по своей значимости сопоставимой с не менее существенной категорией смехового в рамках теории народной карнавальной культуры. Широчайшая сфера серьезного включает в себя такие проявления человеческого духа, как трагическое и сентиментальное, феномены сентиментально-гуманистической жалости и любви. С позиций бахтинской эстетики серьезного могут быть эстетически осмыслены и по-новому проинтерпретированы такие существенные темы мировой литературы, как одиночество, страдание, конфликт отцов и детей, страх смерти и сомнение в ней.

Более того. Серьезный полюс человеческого мироощущения в эстетике Бахтина не противопоставляется смеховому, а, напротив, предстает как его органичное дополнение, восстанавливая, таким образом, амбивалентную целостность серьезно-смехового образа мира в культуре и искусстве. Это, в свою очередь, позволяет говорить о

1 Термин "интуиция бытия" прозвучал в докладе Бонецкой Н. "О единстве творчества М.Бахтина" на Седьмой международной московской Бахтинской конференции в 1995 г. См. The Seventh International Bakhtin Conference. Book 1. Moscow, 1995. C.195. некоторой корректировке самим Бахтиным своей теории карнавальной культуры, которая с позиций издания 1965 г. работы "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" предстает как преимущественно смеховая саморефлексия надындивидуального родового тела. Введение в теорию смеховой культуры противоположного по тону серьезного полюса самоощущения индивидуальности восстанавливает и, используя термин самого Бахтина, "универсализует" предложенную философом ранее схему народной карнавальной культуры, в которой наравне с релятивизующей смеховой стихией родового целого вдруг открывается "слезный аспект мира", трагическая серьезность и страх индивидуальности.

По словам самого Бахтина, "трагедия плюс сатирова драма восстановляют амбивалентность и цельность народного образа".1 Введение в теорию карнавальной культуры "двуединой формулы" серьезно-смехового (термин "двуединая формула" прозвучал в докладе Дурова A.A. на Седьмой международной московской Бахтинской конференции в 1995 г.)1 позволяет снять с М.Бахтина обвинения в односторонности его концепции народной карнавальной культуры как исключительно смеховой. Теперь в целое карнавального мироощущения, наряду со смехом и веселым образом смерти как порога рождения новой жизни, этапа на пути вечного становления неумирающего рода, попадает серьезность жертвы, слабости и страдания, трагическое самоощущение индивидуальности и мольба о вечности.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что интерпретация трагического конфликта в эстетике Бахтина тесно связана с его концепцией единства серьезного и смехового аспектов мира. Корни трагического конфликта усматриваются Бахтиным в самом бытии. Он возникает на границах столкновения однотонно-серьезного мировосприятия индивидуальности с непрерывно становящимся и

1 Бахтин М.М. Дополнения и изменения к "Рабле". //Бахтин М.М. Собр.соч. Т.5. М., 1996. С.80. самообновляющимся целым надындивидуального бытия рода. Основа любой трагедии — глубинная драма всякой индивидуальной жизни, обреченной на смерть и исчезновение, рождающейся из чужой смерти и своей смертью дающая жизнь следующим звеньям в цепи поколений.

Принимая во внимание утверждение М.Бахтина о том, что роман в настоящее время является одним из наиболее карнавализованных жанров, можно со всей обоснованностью утверждать, что это один из благодатных жанров для выражения широкой палитры тонов звучания неофициальной серьезности в литературе: жалости, любви, отчаяния, страха смерти, одиночества и его преодоления, трагических мотивов. Это положение подтверждается исследованиями М.Бахтиным творчества Ф.Достоевского, а также некоторыми заметками, сделанными им по поводу творчества Г.Флобера.

Однако не только роман может быть объектом философско-эстетического исследования с позиций эстетики серьезно-смехового. Самый беглый обзор мировой художественной культуры предоставляет богатый материал для выявления серьезно-смеховых тонов и мотивов в произведениях искусства. Причудливое переплетение серьезного и смехового может быть обнаружено в самых разных жанрах и видах искусства: от живописи, скульптуры и даже музыки до различных литературных жанров, в том числе современной прозы.

Выявленное единство трагически-серьезного и смехового позволило по-новому подойти к проблеме катарсиса в эстетике М.Бахтина. Проведенное исследование позволяет утверждать, что категория катарсиса в философии искусства Бахтина предстает в многообразии своих неклассических проявлений. Прежде всего, катарсис, по Бахтину, есть избавление от страха и лжи, а также от наивной надежды. Амбивалентный смех, преодолевающий безысходность конечного бытия индивидуальности (правда, в утопической карнавальной

1 Дуров А.А. "И смех и слезы." Заметки изучающего народную культуру после Бахтина./ДЪе Seventh International Bakhtin Conference. Moscow, 1995. Book 1. C.144. форме), в эстетике Бахтина оказывается наделенным освобождающей катарсической силой.

Подлинное искусство, по мнению М.Бахтина, выводит образы за пределы любой смысловой обусловленности индивидуального бытия в сферу просветленной всепрощающей эстетической любви. Концепция эстетической любви и завершения поэтому может быть рассмотрена как своеобразный катарсис художественной содержательной формы.

Но, пожалуй, центральной по своей глубине и общекультурной значимости может быть названа идея катарсической эстетической Памяти. Это положение имеет важнейшее значение не только в рамках бахтинской эстетики, но и в целом его философии гуманитарного знания и теории культуры. Эстетическая бескорыстная Память есть способ существования и развития всей мировой культуры. Образы и тексты-символы, сохранившиеся в этой памяти, продолжают жить вечно в большом времени-пространстве культуры, взаимодействуя друг с другом и обогащаясь новыми смыслами и прочтениями, привносимыми каждой последующей культурной эпохой. Этот процесс раскрытия новых смыслов в памятниках культуры Бахтин образно называет "освобождением из плена времени".1

Идея Памяти выходит за рамки собственно эстетической проблематики, будучи одним из главных положений бахтинской герменевтической концепции, которая может быть охарактеризована в целом как идея диалога открытых к взаимодействию культур.

Мы надеемся, что настоящая работа послужит первым этапом на пути дальнейшего воссоздания целостной концепции серьезности и ее соотнесения с теорией смехового и трагического в эстетике М.Бахтина, что позволит восстановить первоначальную целостность философско-эстетической концепции философа. К сожалению, ограниченные рамки диссертационной работы не позволяют вместить все разнообразие проблем, так или иначе стыкующихся с проблемой серьезности в аспекте единства серьезного, трагического, смехового. Так, за рамками данного исследования осталось воссоздание целостной концепции творчества Ф.М.Достоевского с учетом исследований топографической пространственно-временной подосновы его произведений и скрытого философско-религиозного подтекста, о наличии которого сам М.Бахтин признавался в разговоре с С.Бочаровым, сожалея, что "прямо не мог говорить о главных вопросах".1 Также весьма бегло обозначена интересная проблема художественной тональности литературного слова, непосредственно связанная с проблемой эстетических смыслов древних ценностных категорий хвалы и брани, определяющих топографию мирового целого.

Кроме этого, ожидает своих исследователей проблема сентиментализма как литературного явления в свете этической проблематики философии М.Бахтина. Речь идет об этической оправданности жалости как художественного подхода к человеку, о ее неразрывном единстве с эстетической незаинтересованной любовью. То же можно сказать и о намеченной самим Бахтиным, а в данной работе лишь обозначенной, феноменологии и философии лжи в риторике, в искусстве, в художественном образе и в позиции автора.

Не только исследования, но и дальнейшей теоретико-эстетической разработки ожидает поставленная Бахтиным проблема новой серьезности в литературном слове. Добавим — и в других видах искусства.

И, конечно же, постановка в данной работе проблемы катарсиса в эстетике и философии Бахтина предполагает дальнейшее исследование всех аспектов проявления этого феномена в философии искусства М.Бахтина. Одной из своих граней эта проблема смыкается с бахтинской теорией герменевтики и гуманитарного знания в целом. Идея Вечного возвращения в лоне эстетической Памяти весьма актуальна для культурной ситуации XX века. Бахтин убежден в том, что произведения

1 Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции "Нового мира".// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 353. искусства, тексты и символы разбивают грани своей эпохи. Уходя корнями в далекое прошлое, они в то же время устремлены в незавершимое культурное будущее, открывая безграничные возможности для новых и новых интерпретаций.

Это утверждение можно с полным правом отнести и к философии самого М.Бахтина. Его идеи, имеющие существенное методологическое значение не только в деле изучения народной культуры, но и в деле исследования и интерпретации памятников мировой культуры в целом, продолжают раскрывать нам все новые и новые неожиданные смысловые грани, продолжают входить в "большое время" культуры.

В процессе изучения и дальнейшего осмысления философского наследия М.М.Бахтина перед исследователем открывается возможность наблюдать развитие идей, их взаимопереходы и дополнения, настоящий внутренний диалог. Философские взгляды и идеи М.Бахтина нельзя охарактеризовать как вполне завершенную систему. Они постоянно растут, развиваются, встречаются и вновь возвращаются к своим истокам. Можно сказать, что в философии и эстетике М.Бахтина нашел выражение противоречивый, но в то же время гармоничный диалогический характер самой жизни, вечно становящегося мира.

1 Бочаров С.Г. Об одном разговоре и вокруг него. //Новое литературное обозрение. №2 (1993). С.71.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Оруджева, Сабина Заидовна, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Клев, "Next", 1994.

2. Бахтин М.М. В большом времени. // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. Спб., "Алетейя", 1995.

3. Бахтин М.М. Дополнения и изменения к "Рабле". // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996. — С.80-130.

4. Бахтин М.М. Достоевский. 1961 г. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996. - С.364-375.

5. Бахтин М.М. 1961 год. Заметки. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

6. Бахтин М.М. Заметки 1962 г. - 1963 г. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

7. Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., "Искусство", 1986.

8. Бахтин М.М. Из лекций по истории русской литературы. Вячеслав Иванов. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., "Искусство", 1986.

9. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., "Худож. лит.", 1975.

Ю.Бахтин М.М. Искусство и ответственность. // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, "Next", 1994.

П.Бахтин М.М. <К вопросам об исторической традиции и о народных источниках гоголевского смеха>. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

12. Бахтин М.М. К вопросам теории романа. К вопросам теории смеха. <0 Маяковском>. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

13. Бахтин М.М. К истории типа (жанровой разновидности) романа Достоевского. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

14. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., "Искусство", 1986.

15. Бахтин М.М. К переработке книги о Достоевском. // Бахтин М.М. Проблемы творчества / поэтики Достоевского. Киев, "Next", 1994.

16. Бахтин М.М. К стилистике романа. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

17. Бахтин М.М. К философии поступка. // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, "Next", 1994.

18. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

19. Бахтин М.М. Лекции по русской литературе 1922-1927 гг. Запись Р.М.Миркиной. // ж. "Диалог. Карнавал. Хронотоп". 1993. №1(2).

20. Бахтин М.М. Многоязычие, как предпосылка развития романного слова. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

21. Бахтин М.М. <К вопросам самосознания и самооценки...> // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

22.Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции "Нового мира". // БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества. М., — "Искусство", 1986.

23. Бахтин М.М. <0 ФлобереХ // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

24. Бахтин М.М. Предисловие (Драматические произведения Л.Толстого). // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — Москва, Худож. лит. 1986.

25. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

26. Бахтин М.М. Проблема сентиментализма. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

27. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, "Next", 1994.

28. Бахтин М.М. Проблема текста. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

29. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., "Искусство", 1986.

30. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. // Бахтин М.М. Проблемы творчества / поэтики Достоевского. Киев, "Next", 1994.

31. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. // Бахтин М.М. Проблемы творчества / поэтики Достоевского. Киев, "Next", 1994.

32. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура). // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., "Худож. лит.", 1975.

33.Бахтин М.М. Рецензия на книгу: Л.Е.Пинский. "Драматургия Шекспира. Основные начала". // ж. "Диалог. Карнавал. Хронотоп". 1994. №2(7).

34. Бахтин М.М. <Риторика, в меру своей лживости...> // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

35. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., "Искусство", 1986.

36. Бахтин М.М. Сатира. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

37. Бахтин М.М. Слово в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., "Худож. лит.", 1975.

38. Бахтин М.М. "Слово о полку Игореве" в истории эпопеи. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

39. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., "Художественная литература", 1965.

40. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., "Худож. лит.", 1975.

41. Бахтин М.М. "Человек у зеркала". // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

42. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа). // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., "Худож. лит.", 1975.

43. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе. // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. М., "Русские словари", 1996.

44. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. // Бахтин под маской. Маска третья. М., "Лабиринт", 1993.

45. Волошинов В.Н. Фрейдизм. // Бахтин под маской. Маска первая. М., "Лабиринт", 1993.

46. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. // Бахтин под маской. Маска вторая. М., "Лабиринт", 1993.

47.Беседы В.Д.Дувакина с М.М.Бахтиным. М., Изд.группа "Прогресс", 1996.

48.Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху. //От мифа к литературе. Сб. в честь семидесятипятилетия Е.М.Мелетинского. М., Изд. "Российский университет", 1993.

49.Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура. // М.М.Бахтин как философ. М., "Наука", 1992.

50.Аверинцев С.С. В стихии "большого времени". К столетию со дня рождения М.М.Бахтина. // Литературная газета. М., 15.XI.95.

51.Аникст А.А. История учений о драме. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., "Наука", 1967 г.

52.Аникст А.А. История учений о драме. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., "Наука", 1983 г.

53.Аникст А.А. Послесловие к "Гамлету". // Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8-ми тт. Т.4. М., "Искусство", 1960.

54. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., "Худ.лит." 1957.

55. Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры. // Баткин Л.М. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М., ТОО "Курсив-А",

1994.

56. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., Рос-сийск. гос. гуманит. ун-т, 1995.

57. Баткин Л.М. Смех Панурга и философия культуры. // Вопросы философии. 1967, №12.

58. Бахтин Н.М. Из жизни идей. Статьи. Эссе. Диалоги. М., "Лабиринт",

1995.

59. Бердяев H.A. Кризис искусства. // Бердяев H.A. О русских классиках. М., "Высшая школа", 1993.

60. Бердяев Н. Философия свободы. М., "Правда", 1989.

61.Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура. // Одиссей. Человек в истории. М., "Наука", 1989.

62. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. — М., Изд-во "Прогресс", Гнозис, 1991.

63. Богатырева Е.А. Драмы диалогизма: М.М.Бахтин и художественная культура XX века. М., Школа Культурной Политики, 1996.

64. Богатырева Е.А. Эстетика в философской системе М.М.Бахтина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, МГУ, 1990.

65. Богатырева Е.А., Волкова Е.В. Идеи М.Бахтина и современная художественная ситуация. // М.М.Бахтин и философская культура XX века: проблемы бахтинологии. Сб.ст. Спб., РГПУ, 1991.

66. Бонецкая Н.К. М.Бахтин и идеи герменевтики. // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. Спб., "Алетейя", 1995.

67. Бонецкая Н.К. М.М.Бахтин и традиции русской философии. // Вопросы философии. 1993, №1.

68. Бочаров С.Г. Об одном разговоре и вокруг него. // Новое литературное обозрение. №2 (1993).

69. Брейкин О.В. М.М.Бахтин и Й.Хейзинга: две версии позднесредневеко-вого образа смерти. //Бахтинский сборник. Вып.2. М.,1992.

70.Вахрушев B.C. "Битва" вокруг Телема (Ф.Рабле, М.Бахтин, А.Лосев и другие). // ж. "Диалог. Карнавал. Хронотоп". 1994. №2(7).

71. Волкова Е.В. "Лиловый мед Варлама Шаламова". // Человек. 1997, №1.

72. Волкова Е.В. Парадоксы катарсиса Варлама Шаламова. // Вопросы философии. 1996, №11.

73. Волкова Е.В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. М., Изд.Моск.ун-та, 1976.

74. Волкова Е.В. Трагический парадокс Варлама Шаламова. М., "Республика", 1998.

75.Волкова Е.В. Эстетика М.М.Бахтина. М., "Знание", 1990.

76. Волкова Е.В., Богатырева Е.А. В большом времени культуры: М.М.Бахтин. // Вестник Московского Университета. Сер.7. Философия. 1991, №1.

77. Волькенштейн В.В. Драматургия. М., "Советский писатель", 1960.

78. Выготский Л.С. Психология искусства. М., "Искусство", 1968.

79. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце датском, У.Шекспира. // Выготский Л.С. Психология искусства. М., "Искусство", 1968.

80.Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., "Прогресс", 1988.

81.Гадамер Г.-Г. О круге понимания. // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., "Искусство" 1991 г.

82. Гадамер Г.-Г. Прометей и трагедия культуры. // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., "Искусство" 1991 г.

83. Гадамер Г.-Г. Эстетика и герменевтика. // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., "Искусство" 1991 г.

84.Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М., "Искусство", 1970.

85. Гегель Г.-В. Лекции по эстетике. Часть I, глава III. // Гегель. Сочинения. Москва, 1938. Т.ХН.

86. Гройс Б. Ницшеанские темы и мотивы в русской культуре 30-х годов. // Бахтинский сборник. Вып. 2. М., 1992.

87. Гройс Б. Тоталитаризм карнавала. // Бахтинский сборник. Вып.З. М., "Лабиринт", 1997.

88.Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии. // Одиссей. Человек в истории. М., "Наука", 1989.

89. Гюнтер X. М.Бахтин и "Рождение трагедии" Ф.Ницше. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1992, №1.

90.Дильтей В. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии. // Вопросы философии. 1995, №5.

91.Исупов К.Г. Смерть Другого. //Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. Спб., "Алетейя", 1995.

92. Камю А. Бунтующий человек. // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., Изд.полит.лит-ры, 1990.

93. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., Изд.полит.лит-ры, 1990.

94. Кант И. Сочинения в шести тт. Т.У. М., "Мысль", 1966.

95.Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1996.

96. Касимов Р. Поэтика карнавала и переходных ритуалов. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995, №3.

97.Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман нового времени). // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993, №1(2).

98.Крутоус В.П. О "мелодраматическом". // Вопросы философии, 1981. №5.

99.Кьеркегор С. Понятие страха. // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., "Республика", 1993.

ЮО.Кьеркегор С. Страх и трепет. // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., "Республика", 1993.

Ю1.Лахманн Р. Смех: примирение жизни и смерти. // Бахтинология: исследования, переводы, публикации. М., "Лабиринт", 1997.

102.Литературный энциклопедический словарь. М., "Советская Энциклопедия", 1987. Статьи "Катарсис", "Катастрофа", "Трагедия", "Трагикомедия", "Трагическое".

ЮЗ.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.4. Аристотель и поздняя классика. М., "Искусство". 1975.

Ю4.Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., "Мысль". 1993.

Ю5.Лосев А.Ф. Трагическое. // Философская Энциклопедия. Т.5. М., "Советская Энциклопедия", 1970.

Юб.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., "Мысль", 1978.

107.Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы. //Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., Политиздат, 1991.

Ю8.Махлин В.JI. "Диалогизм" М.М.Бахтина как проблема гуманитарной культуры XX века. // Бахтинский сборник. Вып. 1. Сб. ст. М., Прометей, 1990.

Ю9.Махлин В.Л. "Невидимый миру смех". Карнавальная анатомия Нового средневековья. // Бахтинский сборник. Вып. 2. Сб.ст. М., 1992.

НО.Махлин В.Л. Философская программа М.М.Бахтина и смена парадигмы в гуманитарном познании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., МПГУ, 1995.

Ш.Махлин В.Л. Что такое диалогизм? Рецензия на книгу: Holquist М. Bakhtin and his world. L., N.Y., 1990. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993, №1(2).

112.М.М.Бахтин. Эстетическое наследие и современность. Сб.ст. В 2х частях. Саранск, изд-во Мордовского унив-та, 1992.

113.М.М.Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Тезисы III Саранских международных Бахтинских чтений. В 2х частях. Саранск, изд.Мордовского ун-та, 1995 г.

114.Многоголосье. (Интервью М.М.Бахтина польскому корреспонденту.) // Бахтинский сборник. Вып. 2. Сб.ст. М., 1992.

115.Морсон Г.С. Бахтин и наше настоящее. // Бахтинский сборник. Вып 2. Сб.ст. М., 1992.

Пб.Назинцев В.В. Мыслитель Бахтин и теоретик Хайдеггер. // М.М.Бахтин и философская культура XX века (Проблемы бахтинологии). Сб.научных статей. Спб., РГПУ, 1991.

117.Несбет Энн, Найман Эрик. Формы времени в "Формах времени..." (Хроносомы хронотопа). // Новое литературное обозрение. М. №2 (1993).

118.Ницше Ф. Веселая наука (la gaya scienza). // Ницше ф. Сочинения в двух тг. Т.1. М., "Мысль", 1990.

119.Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. // Ницше ф. Сочинения в двух тт. Т.1. М., "Мысль", 1990.

120.Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., "Высшая школа", 1984.

121.0ртега~и-Гассет X. Дегуманизация искусства. // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., Политиздат, 1991.

122.0совский O.E. М.М. Бахтин: от "Проблем творчества" к "Проблемам поэтики Достоевского". // Бахтинский сборник. Вып. 1. Сб.ст. М., Прометей, 1990.

123.0совский O.E. Роман в контексте исторической поэтики. (От А.Н.Веселовского к М.М.Бахтину). // Бахтинский сборник. Вып. 2. Сб.ст. М., 1992.

124.Паньков H.A. "От хода этого дела зависит все дальнейшее..." (Защита диссертации М.М.Бахтина как реальное событие, высокая драма и научная комедия). // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993, № 2-3.

125.Петровский Ф.А. Сочинение Аристотеля о поэтическом искусстве. // Аристотель. Об искусстве поэзии. М., Гос. изд. худ. литературы, 1957.

126.Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. // Эстетика Ренессанса. М., "Искусство", 1981.

127.Пинский JI.E. Шекспир. Основные начала драматургии. М., "Художественная литература", 1971.

128.Померанц Г.С. Карнавальное и серьезное. // Народы Азии и Африки. №2 (1968).

129.Попова И. Смех и слезы в "Повестях Белкина". // Новое литературное обозрение. М., №23 (1997).

130.Пропп В .Я. Проблемы комизма и смеха. — М.," Искусство", 1976.

131.Рюмина М.А. Тайна смеха или эстетика комического. М., "Знак", 1998.

132.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989.

133.Стенограмма заседания Ученого Совета Института мировой литературы им. А.М.Горького. Защита М.М.Бахтиным диссертации "Рабле в истории реализма". // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993, № 2-3.

134.Толстой JI.H. О Шекспире и о драме. // Толстой JLH. Собр.соч. М., 1964. Т. 15.

135.Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс). — М., " ", 1996.

136.Турбин В.Н. "Ни произведений, ни образов Достоевского и в помине нет". (Письмо М.М.Бахтина: публикация и комментарии). // Бахтин-ский сборник. Вып. 2. М., 1992.

137.Турбин В.Н. Карнавал: религия, политика, теософия. // Бахтинский сборник. Вып. 1. Сб. ст. М., Прометей, 1990.

138.Унамуно М. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. // Уна-муно М. О трагическом чувстве жизни. К.,"Символ", 1996.

139.Франк СЛ. Смысл жизни. // Франк СЛ. Духовные основы общества. М., "Республика", 1992.

140.Фридман И.Н. Незавершенная судьба "Эстетики завершения". // М.М.Бахтин как философ. М., "Наука", 1992.

141.Хайдеггер М. Искусство и пространство. //Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., Политиздат, 1991.

142.Хайдеггер М. Что такое метафизика? //Время и бытие. Статьи и выступления. М., "Республика", 1993.

143.Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., "Наука", 1988.

144.Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. // Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., "Прогресс — Академия", 1992.

145.Цуркан A.A. Феномен трагического в Греции V в. до н.э.: социально-философские аспекты. Воронеж, изд. ВГТУ, 1998.

146.Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8ми тт. М., "Искусство", 1960. Трагедии "Гамлет, принц датский", "Макбет", "Король Лир", "Отелло".

147.Шеллинг Ф.В. Философия искусства. СПб., "Алетейя", 1996.

148.Шестов Л. "Юлий Цезарь" Шекспира. // Иностранная литература. 1990, №6.

149.Шиллер Ф. О возвышенном. // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Москва-Ленинград, Изд. "Академия", 1935.

150.Шиллер Ф. О патетическом. // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Москва-Ленинград, Изд. "Академия", 1935.

151. Шиллер Ф. О применении хора в трагедии (Предисловие к трагедии с хорами "Мессинская невеста"). // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Москва-Ленинград, Изд. "Академия", 1935.

152.Шиллер Ф. О причине удовольствия, доставляемого трагическими предметами. // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Москва-Ленинград, Изд. "Академия", 1935.

153.Шиллер Ф. О трагическом искусстве. // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Москва-Ленинград, Изд. "Академия", 1935.

154.Шиллер Ф. Разрозненные размышления о различных эстетических предметах (1793). // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Москва-Ленинград, Изд. "Академия", 1935.

155.Шкловский В. Искусство как прием. // Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения для слушателей университета. М., изд. Российского открытого ун-та, 1992. — С.24-41.

156.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // А.Шопенгауэр. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. М., "Московский Клуб", 1992.

157.Щитцова Т.К. К онтологии человеческого бытия (Киркегор и Бахтин). //Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995, №3.

158.Эко У. Два типа интерпретации. // Новое литературное обозрение. М. №21 (1995).

159.Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. Спб., Изд. "Алетейя", 1998.

160.Эмерсон К. Прозаика и проблема формы. // Новое литературное обозрение. М. №21 (1996).

161.Эмерсон К. Русское Православие и ранний Бахтин. // Бахтинский сборник. Вып. 2. — М., 1992. — С.44-70.

162.Эстетика М.М.Бахтина и современность. Сб.ст. Саранск, изд-во Мордовского ун-та, 1989.

163.Яковлев Е.Г. Система категорий эстетики. // Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. Избранные работы. — М., изд. "Брандес", 1995.

164.Яковлев Е.Г. Эстетика молчания, тишины и света. // Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. Избранные работы. — М., изд. "Брандес", 1995.

165.Яусс Г.-Р. К проблеме диалогического понимания. // Бахтинология: исследования, переводы, публикации. М., "Лабиринт", 1997.

166.Ясперс К. Духовная ситуация времени. //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Изд."Республика", 1994.

167.Clark Katerina, Holquist Michael. Mikhail Mikhailovich Bakhtin. Cambridge (Mass.) L., 1984.

168.Emerson Caryl. The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Prinseton N.J. Princeton UP. 1997.

169.Jackson Robert Louis. Bakhtin's Poetics of Dostoevsky. // Jackson R. L. Dialogues with Dostoevsky. The Overwhelming Questions. Stanford. Stanford UP, 1993.

170.Martha C. Nussbaum. Love's Knowledge. Essays on Philosophy and Literature. N.Y., Oxford UP. 1990.

171.Martha C. Nussbaum. The fragility of goodness. Luck and ethics in Greek tragedy and philosophy. N.Y., Cambridge UP. 1995.

172.Morson Gary Saul, Emerson Caryl. Mikhail Bakhtin: Creation of a Prosaics. Stanford: Stanford UP, 1990.

173.Shapiro G. Festival, carnival and parodies. // Nietzschean narratives. —

Bloomington, Indiana UP, 1989. 174.The Seventh International Bakhtin Conference. Books I, II. Moscow, Russia. Moscow State Pedagogical University, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.