Египет в контексте культурных контактов Запада и Востока: На примере становления и развития сценической танцевальной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ассем Абдоу Мухаммед Абд Эл Аал

  • Ассем Абдоу Мухаммед Абд Эл Аал
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 153
Ассем Абдоу Мухаммед Абд Эл Аал. Египет в контексте культурных контактов Запада и Востока: На примере становления и развития сценической танцевальной культуры: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2003. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Ассем Абдоу Мухаммед Абд Эл Аал

Введение.3

Глава I. Историко-теоретические основания исследования культурных контактов Запада и Востока.14

§ 1 Культурные контакты как фактор исторической динамики культуры. 14

§ 2. Исторические детерминанты особенностей развития культурных контактов Запада и Востока. 38

Глава II. Сценическая танцевальная культура в контексте эволюции культурных контактов Египта. 53

§ 1. Приоритет традиционализма в развитии танцевальной культуры Древнего Египта.53

§ 2. Синтез древнеегипетских и арабо-мусульманских танцевальных традиций в эпоху Средневековья.71

§ 3. Развитие сценической танцевальной культуры Египта в эпоху колониализма как пример аккультурационных процессов.83

§ 4. Культурные контакты Египта и России как реалия современного этапа и их роль в развитии египетской национальной хореографической школы. 105

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Египет в контексте культурных контактов Запада и Востока: На примере становления и развития сценической танцевальной культуры»

Актуальность исследования;

Глобализация культурного пространства стала определяющей тенденцией современного этапа мирового культурно-исторического процесса. Однако формирование единого культурного пространства осуществляется не в одночасье, а в контексте длительного исторического развития, в ходе которого происходят временные и пространственные "соприкосновения" различных культур и цивилизаций. С 18 века основным вектором мирового развития стало западное экономическое, социальное и культурное влияние на Восток, хотя в истории известны времена, когда субъект и объект такого влияния менялись местами.

Сегодня не вызывает сомнения истина, что любая культура живет не только по законам саморазвития, но и испытывает на себе последствия различного рода культурных контактов. Нарастающая от века к веку интенсивность межкультурных взаимодействий стимулирует противоположные тенденции в развитии культур.

С одной стороны, боязнь утраты культурной самобытности стимулирует выработку активных охранительных мер в отношении внешних культурных влияний. С другой стороны, ориентация на ведущие мировые державы, желание подражать сложившемуся там образу и уровню жизни, нередко приводят к механическому заимствованию инокультурных ценностей, недооценке собственного исторического опыта, утрате исконных традиций, а как следствие - ряда признаков индивидуальной неповторимости и самобытности собственной культуры. С третьей стороны, в истории хорошо известны случаи глубокого взаимообогащения национальных культур в условиях налаженного ими взаимообмена и творческой интерпретации его результатов.

Актуальность данного исследования обусловлена настоятельной потребностью в выявлении и анализе противоречий между охранительным культурным традиционализмом, с одной стороны, и внешней культурной экспансией, с другой; актуальны и задачи поиска концептуальных оснований и эмпирических подтверждений конструктивного начала межкультурных контактов.

Как известно, специфику современной культурной ситуации во многом определяет противостояние двух основных типов культур - Западного и Восточного, взаимодействие которых в современном гуманитарном знании рассматривают в контексте двух основных концепций: диалога культур и столкновения цивилизаций. И именно потому, что ни одна культура в процессе своего становления и развития не свободна от добровольного или вынужденного взаимодействия с иными культурами, выявление конструктивного потенциала культурных контактов, а также осмысление всех противоречивых тенденций этого процесса обретают в наши дни актуальную значимость. Важность изучения различных аспектов межкультурных контактов возрастает как в связи с необходимостью установления конструктивного диалога между народами, так и в аспекте перспектив развития взаимопонимания и толерантности.

Исследование проводится на примере становления сценической танцевальной культуры Египта, в которой, на наш взгляд, удалось творчески синтезировать лучшие черты традиций и достижений, как Востока, так и Запада.

Степень научной разработанности проблемы

Тема настоящего исследования затрагивает целый ряд смежных проблемных полей. В этой связи следует отметить характерную для современности неравномерность отражения разных сторон исследуемой проблемы в научной литературе, несмотря на то, что культурное взаимодействие Запада и Востока является объектом устойчивого историко-теоретического интереса. Различные аспекты обозначенной дихотомии получили детальное отражение в исследованиях Артановского С.Н., Арутюнова С.А., Данилевского Н.Я., Ерасова Б.С., Завадской Е.В., Кагана М.С., Конрада Н.И., Кульпина Э.С., Овчинниковой Ю.А., Пелипенко А.А., Пендюриной Л.П., Пэрри У. Дж., Сорокина П., Тойнби А., Флиера А.Я., Фробениуса Л., Хантингтона С., Хил-тухиной Е.Г., Челышева Е.П., Шпенглера О., Эллиота-Смита Г. и др.

Потенциал культурных контактов как фактора историко-культурного развития исследован целым рядом научных школ.

Определяющая роль контактов, столкновений, заимствований, переноса, "диффузии" в распространении элементов культуры и развитии исторического процесса, выявлена представителями диффузионизма, прежде всего, в исследованиях немецких ученых Гребнера Ф., Ратцеля Ф., Фробениуса JL, американцев Диксона Р., Кребера А., Сепира Э., Уислера К. и англичан Пэрри У.Дж., и Эллиота-Смита Г.

Культурные контакты как взаимодействие культурных целостностей, приводящее к возникновению новых явлений, исследованы в рамках структурного функционализма, прежде всего Малиновским Б. и Радклифф-Брау-ном А., а также Бенедикт Р., Кребером А. и др.

Значение культурных контактов как мощного стимула культурного развития проакцентировал американский этнограф и культурантрополог Боас Ф.

Основные закономерности и результаты изменений в изначальных культурных паттернах, происходящие под влиянием культурных контактов зафиксированы в исследованиях по аккультурации, которые проводились Билзом Р., Линтоном Р., Мид М., Парсонс Э.К., Редфилдом Р., Спайером Л., Хантер М., Херсковицем М.Д. и др.

Оригинальное видение проблемы культурных контактов, акцентирующее особое значение культурного взаимодействия в раскрытии глубинных смыслов и пластов локальных культур, как в рамках одной эпохи, так и значительно отдаленных друг от друга во времени, было предложено в контексте диалогической концепции культуры, разработанной Бахтиным М.М. и получившей развитие в работах Баткина Л.М., Библера B.C., Бубера М., Григорьевой Т.П., Конрада Н.И. и др.

Что касается исследований истории культуры Египта, то в разработке этой сферы имеются определенные лакуны. Нельзя не признать, что подробно и детально изучены памятники материальной и духовной культуры Древнего Египта в работах Вассоевича A.JL, Гриненко Г.В., Дриотона Э., Ернштадта П., Катрелла Д., Матье М.Э., Мелетинского Е.М., Мерц Б., Монтэ П., Перепелкина Ю.Я., Старкова К.Б., Рак И.В., Самозванцева A.M., Солкина В.В., Харта Д., Элиаде М. и др.

Наряду с интересом к историко-культурному наследию Египта обнаруживается и внимание исследователей к социальным и культурным изменениям, произошедшим в египетском обществе под влиянием колониальных завоеваний и связанных с ними интенсивных контактов с европейской культурой; свидетельством тому могут служить труды Ахмада И.К., Алина Д., Бадака А.Н., Васильевой Л.С., Войнич И.Е., Волчек Н.М., Казаряна Х.Г., Сайда Э.А., Хамуда Н.М.

Особенности развития египетской культуры на современном этапе детально исследованы, преимущественно, представителями египетской научной и творческой интеллигенции, в их числе: Аль-Хигази, Ахмат Мухаммед Оф, Мариэт, Мухаммед Ситхи аль-Хаббах Наги, Мухаммед Шафик Горбаль, Мухаррам Камель, Намат Исмаил Аллам, Саруат Окаша, Хаббиб Сад и др.

Вместе с тем количество исследований арабо-мусульманского периода истории Египта, особенно его культуры, в силу ряда объективных причин, на сегодняшний день остается крайне скудным. В связи с этим бесспорную ценность представляют исследования Аль-Хофайри, Васильева A.M., Оганесян М.В., Ризаевой А.С., Таваба Е.А. и некоторых других авторов.

Добавим, что на общем фоне исследований культуры Египта, доля работ, посвященных танцевальной культуре, остается весьма незначительной. Описание образцов танцевальной культуры Древнего Египта с некоторым анализом ее функциональных особенностей можно найти в работах Бороздиной Т.Н., Вилкинсона Г., Лексовой И., Худекова С., Эрмана А. и др.

В последние десятилетия появились исследования, раскрывающие художественно-эстетическое своеобразие египетской танцевальной культуры. Здесь, прежде всего, следует упомянуть имена таких египетских исследователей, как Адель Омар Афифи, Шериф Хассан Бахадер, Нафиса аль-Гамрави, Хабиб Сайд, Магда Салех, Махмуд Реда, Яхья Абдель Тавваб, Саад аль-Хадема, Магда Фахми Эзз, Эсмат Али Яхья.

Однако названные работы выполнены в рамках методов традиционного искусствоведения и не содержат культурологического анализа исследуемого феномена. Этот пробел, отчасти, заполнен в исследовании Хуссама Мухассе-ба, который рассмотрел феномен народной танцевальной культуры Египта в широком социокультурном контексте, с учетом социально-функциональных, мировоззренческих и символических детерминант.

И все же за пределами интересов исследователей остались проблемы межкультурных контактов, взаимодействия традиций и новаций в процессе развития египетской танцевальной культуры и их роли в нетрадиционном для Востока утверждении танца на сцене.

Цель диссертационного исследования: построение целостной картины динамики культурных контактов Египта с государствами западного и восточного регионов, выявление степени, характера и результатов влияния данного процесса на становление и развитие египетской сценической танцевальной культуры на разных этапах исторического процесса.

Реализация поставленной цели потребовала от автора решения следующих конкретных и взаимосвязанных задач:

- выявить потенциал культурных контактов как фактора исторической и социальной динамики; обозначить место Египта в культурном взаимодействии Запада и

Востока;

- выделить и проанализировать наиболее значительные этапы развития культурных контактов Египта с западным миром;

- охарактеризовать исторический и социокультурный контекст развития сценической танцевальной культуры Египта;

- раскрыть характер и особенности трансформаций, происходивших в египетской танцевальной культуре под воздействием инокультурных влияний на разных исторических этапах;

- выявить соотношение имманентных и заимствованных элементов в структуре современной сценической танцевальной культуры Египта;

- охарактеризовать специфику культурного влияния Западной Европы и России на развитие египетской сценической хореографии.

Объект исследования: культурные контакты Запада и Востока как значимый фактор исторической и социальной динамики египетской культуры.

Предмет исследования: процесс становления и развития египетской сценической танцевальной культуры в контексте динамики культурных контактов Запада и Востока.

Методологическую основу исследования составили принцип последовательного историзма в изучении сценической танцевальной культуры Египта, теории культурной диффузии и аккультурации.

Важное концептуальное значение для настоящего исследования имел диалогический подход к пониманию сущности культуры и закономерностей ее развития.

В качестве методов исследования использовались:

- контент-анализ;

- компаративный анализ;

- синхронный и диахронный анализ;

- структурный анализ образцов танцевальной культуры;

- анализ литературных источников.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- впервые процесс становления и развития сценической танцевальной культуры Египта рассмотрен в контексте культурных контактов Востока и Запада, в основе которых лежит конфликт традиционализма и культурной мобильности;

- прослежена эволюция внешних культурных контактов Египта от эпохи культурной самоизоляции Древнего Египта до активного культурного диалога с Западом на современном этапе;

- выявлены доминанты в развитии египетской танцевальной культуры под влиянием культурных контактов на разных исторических этапах: приоритет традиционализма в культуре Древнего Египта; синтез древнеегипетских и арабо-мусульманских традиций в эпоху Средневековья; аккультура-ционные процессы как результат влияния Западной Европы в период колониализма; становление и развитие египетской национальной танцевальной школы на современном этапе;

- обосновано, что современная сценическая танцевальная культура Египта является синтезом древнеегипетских, арабо-мусульманских и европейских танцевальных традиций;

- определена специфика культурного влияния Западной Европы и России на развитие сценической танцевальной культуры Египта в последние два века. Выявлено, что трансляция образцов европейской сценической культуры во многом обусловила переориентацию художественных вкусов, культурных интересов и потребностей египетского общества и способствовала утверждению египетского танца на сцене. В свою очередь культурные контакты с Россией сыграли определяющую роль в процессе становления и развития египетской национальной хореографической школы.

Теоретическая значимость исследования определяется в первую очередь тем, что феномен сценической танцевальной культуры Египта исследован в широком историко-культурном и социальном контексте. Трансформации, происходящие в танцевальной культуре Египта под влиянием культурных контактов, рассмотрены как органичный компонент социокультурной динамики египетского общества.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Современная сценическая танцевальная культура Египта сформировалась в ходе длительных культурных контактов Запада и Востока и представляет собой синтез древнеегипетских, арабо-мусульманских и европейских хореографических традиций; динамика характера и интенсивности культурных контактов Египта определила особенности развития египетской танцевальной культуры в разные исторические периоды.

2. Основы сценический танцевальной культуры были заложены в недрах древнеегипетской цивилизации. В отличие от народно-бытовой танцевальной культуры Древнего Египта, в которой доминировали элементы стихийности и импровизационности, дворцово-храмовая танцевальная культура обладала всеми необходимыми атрибутами сценической культуры: наличием сценической площадки, элементов режиссуры, специально обученных исполнителей и зрительской аудитории.

3. Традиционность и каноничность, идеологическая и художественная изоляция классической культуры Древнего Египта (в том числе танцевальной) обусловили ее низкую способность к синтезу с инокультурными формами. Иммунитет египетского традиционализма по отношению к культурам динамично развивающихся античной греко-римской и ближневосточных цивилизаций в значительной мере обусловил угасание одной из величайших культур древности.

4. При всей интенсивности контактов Средневекового арабского Востока с западным миром, они практически не отразились на культуре Египта, тем более - танцевальной. Культурное взаимодействие в этот период осуществлялось "по вертикали" - на уровне двух эпох - древнеегипетской и арабо-мусульманской. Результатом синтеза явилась единая арабо-мусульманская культура. Древнеегипетская танцевальная культура, во многом сохранив свои индивидуальные черты, стала ее органической частью.

5. Колониальные завоевания, повлекшие за собой активизацию культурных контактов Египта с Европой, сопровождались аккультурационными процессами; становление и развитие сценической танцевальной культуры, нетипичной для средневекового Востока, прошло в этот период несколько этапов: поверхностное знакомство с европейской сценической культурой и нетворческое заимствование ряда ее образцов; реакция отторжения; синтез европейских и местных традиций и, как следствие, - возникновение специфических музыкально-драматических форм, в рамках которых произошло утверждение египетского народного танца на сцене.

6. Современный этап развития культурных контактов Египта с западным миром ознаменовался становлением в АРЕ национальной хореографической школы (как народной, так и классической).

7. Результаты культурных контактов Египта с Западной Европой и Россией по разному проявились в процессе развития сценической танцевальной культуры: если западноевропейская культура в большей степени повлияла на переориентацию традиционных художественных вкусов, культурных интересов и потребностей египетского общества, а также способствовала утверждению египетского танца на сценических подмостках, то в процессе становления и развития национальной хореографической школы определяющую роль сыграло культурное сотрудничество с Россией.

8. Культурное взаимодействие Египта с западным миром не сводимо к одностороннему влиянию. Европейская сценическая хореография также проявляла устойчивый интерес к культуре Востока, который, однако, касался, преимущественно, внешних ее сторон: исторических и мифологических сюжетов, персонажей, образов и т.д.

Практическая значимость исследования

Предполагается, что материалы исследования окажутся полезными для выработки оптимальной культурной политики АРЕ в отношении стратегии культурного взаимодействия с мировыми лидерами в области танцевальной культуры. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов: "культурология", "история культуры", "история хореографии", спецкурсов, посвященных культуре и искусству Египта для системы высшего и среднего профессионального образования, а также в практической деятельности хореографов, руководителей хореографических школ и танцевальных коллективов.

Апробация результатов исследования

1. Основные положения исследования были отражены в докладах на научно-практической конференции: "Интеграционные процессы в культурной и образовательной сферах" (Москва, МГУКИ, 22-23 мая 2001г.) и международной научно-практической конференции "Сохранение и приумножение культурного наследия в условиях глобализации" (Москва, МГУКИ, 9-10 декабря 2002 г.)

2. Материалы исследования внедрены в учебный процесс МГУКИ в рамках учебных курсов "культурология" и "история хореографии".

3. Диссертация прошла предварительную экспертизу на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУКИ 19 февраля 2003г.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение и список литературы на русском и арабском языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ассем Абдоу Мухаммед Абд Эл Аал

Заключение

Всемирный культурно-исторический процесс характеризуется устойчивой тенденцией возрастания роли культурных контактов как одного из определяющих факторов исторической и социальной динамики.

Современные процессы глобализации и формирования единого культурного пространства, ставшие центральной проблемой современных наук о культуре, чрезвычайно актуализировали внимание к феномену культурных контактов и культурного взаимодействия, выявлению созидательных возможностей этого процесса и способов нивелирования его разрушительных потенций.

Впервые важность культурных контактов между народами как основы культурно-исторического процесса была акцентирована в рамках диффузио-низма.

Эвристический потенциал данной теории, стимулировал дальнейший научный поиск. В частности, важную роль в определении концепции нашего исследования сыграла отмеченная Ф.Боасом способность культурных контактов к мощному стимулированию развития культур.

Серьезных методологических ошибок в процессе исследования нам помогла избежать концепция культурных контактов, разработанная в рамках структурного функционализма. Важная новация данного подхода заключалась в понимании культурных контактов не как диффузии и смешении элементов культуры, а как взаимодействия культурных целостностей, в результате которого возникают новые явления.

Исследованию комплекса противоречивых процессов, происходящих под влиянием культурных контактов, способствовали многочисленные исследования по аккультурации. Выделенные в них основные результаты ак-культурационных процессов: "принятие", при котором элемент не модифицируется под влиянием других установок, что часто ведет к полной ассимиляции новой культурой; появление синкретичных культурных образований и реакции отторжения, - нашли отражение в настоящей диссертационной работе в рамках исследуемой проблемы.

При том, что аккультурационные исследования явились значительным шагом в изучении культурных контактов, мы заметили, что большинство из них отличала сосредоточенность на влиянии европейских культур на неевропейские. Обратная же сторона процесса, хотя и учитывалась на уровне общих суждений, сколько-нибудь серьезному рассмотрению не подвергалась.

Преодолеть подобную европоцентристскую ограниченность нам позволила опора на диалогический подход к пониманию сущности культуры, сыгравший концептуальную роль в нашем исследовании.

Для нашего исследования имело также определяющее значение то обстоятельство, что в рамках диалогической концепции культуры акцентируется особое значение культурных контактов в раскрытии глубинных смыслов и пластов локальных культур как в рамках одной эпохи, так и значительно отдаленных друг от друга во времени.

Все многообразие подходов к изучению культурного взаимодействия привело нас к выводу о том, что мировые культурные контакты - это закономерный и целостный процесс. В конкретных исторических и пространственных обстоятельствах он разворачивается в определенной поэтапной последовательности, осуществляется на различных уровнях и реализуется посредством разнообразных механизмов.

Наиболее ярко все закономерности и противоречия культурного взаимодействия проявляются в контактах западной и восточной цивилизаций.

Как известно, главной особенностью исторического процесса на Востоке является ярко выраженное стремление к консервативной стабильности, что обусловило особенности восточного типа динамики историко

Т-» >-» «-» культурного процесса. В отличие от западной культуры, развивавшейся в соответствии с линейной динамикой прогресса, на Востоке всегда доминировал цикличный тип развития, и Египет не составлял исключения из этого правила, общего для всего восточного региона.

Поэтому, исследуя процесс становления и развития сценической танцевальной культуры Египта в контексте культурных контактов Востока и Запада, мы исходили из того, что в их основе лежит конфликт традиционализма и культурной мобильности.

Танцевальная культура Египта берет свои истоки в глубокой древности и проходит несколько фаз своего развития, связанных с теми или иными событиями в жизни Египта. Это и зарождение, расцвет, упадок древнейшей египетской цивилизации, и период завоеваний Египта персами, греками, римлянами, и вторжение арабских племен, и переход под власть арабского государства, и завоевание страны Турцией, и два века колониализма, и освобождение от колониальной зависимости.

Динамика характера и интенсивности культурных контактов Египта с внешним миром определила особенности развития танцевальной культуры в разные исторические периоды.

В рамках древнеегипетского фольклора зарождались и постепенно выкристаллизовывались различные виды танцевальной культуры. Уже в доди-настический период, в основном, дифференцировались народно-бытовая и дворцово-храмовая танцевальная культура, условно обозначенные исследователями как "народная" и "специализированная". Развивая данную концепцию в соответствии с задачами нашего исследования, мы выяснили, что в отличие от народно-бытовой танцевальной культуры Древнего Египта, в которой доминировали элементы стихийности и импровизационное™, дворцово-храмовая танцевальная культура обладала всеми необходимыми атрибутами сценической культуры: наличием сценической площадки, элементов режиссуры, профессионально подготовленных исполнителей и зрительской аудитории. Это наблюдение позволило нам разрушить стереотип, связанный с представлением о современной сценической танцевальной культуре (в целом, не характерной для Востока), как исключительно заимствованном феномене. С большой долей вероятности мы можем утверждать, что зачатки современной сценической культуры сформировались в рамках древнеегипетской цивилизации.

Характерные особенности этого этапа развития египетской культуры (в том числе танцевальной) составляли традиционность и каноничность, идеологическая и формальная изолированность, что, в свою очередь, обусловило низкую способность к синтезу с инокультурными влияниями. Как свидетельствует история, внешние культурные контакты древнеегипетской цивилизации до III в. до н.э. носили, преимущественно, односторонний характер: древнеегипетская культура выступала в качестве "донора", своеобразного источника культурных форм и идей для более молодых культур Восточного Средиземноморья.

Мы предполагаем, что именно иммунитет египетского традиционализма по отношению к культурным влияниям динамично развивающихся античных и ближневосточных цивилизаций в значительной мере обусловил угасание одной из величайших культур древности. Завершение истории традиционной древнеегипетской культуры отождествляется со временем полной христианизации страны. С закрытием последнего древнеегипетского храма исчезает и дворцово-храмовая танцевальная культура. И если народно-бытовая ветвь в той или иной мере сохранялась в недрах народной жизни, то нить развития сценической танцевальной культуры в Египте была надолго прервана.

Новая эра в развитии египетского государства и всей восточной культуры началась с приходом на эту территорию в VII веке нашей эры арабских племён, принесших с собой и новую религию - ислам. Активные торговые и иные контакты с западным миром в этот период практически не отразились на культуре Востока, тем более - танцевальной. Поэтому этот этап ее развиft it тия в диссертации рассматривается в контексте вертикального взаимодеи-ствия культурных традиций двух эпох - древнеегипетской и средневековой арабо-мусульманской.

Как известно, ислам ввёл запрет на изобразительные виды художественного творчества, в число которых входили лицедейство и танец, поэтому танцевальная культура в этот период не могла получить нового импульса в своем развитии. Вместе с тем, мнение, что художественная деятельность не была присуща арабскому народу, также ошибочна. Несмотря на скудность источников, содержащих информацию об этом периоде развития египетской культуры, нам все же удалось найти данные, указывающие на то, что фольклорная стихия составила мощный фундамент художественной культуры арабов. В частности, были весьма распространены театрализованные зрелища, основанные на мусульманских религиозных обрядах: шиитские траурные мистерии, религиозные празднества, а также искусство рассказчика «Аль-хаккавати», театр теней, кукольный театр «Арагоз», разнообразные балаганные представления.

Танцевальные традиции в Египте также никогда не прерывались окончательно. Бесспорно, официальная культура была жестко регламентирована, поэтому танец в этот период еще глубже укоренился в народно-бытовой культуре. Свидетельством столкновения и взаимовлияния древнеегипетских и арабо-мусульманских традиций, которые происходили в народной танцевальной культуре этого периода, свидетельствуют синкретичные образцы народной хореографии существующие до сих пор в Египте. В качестве примера мы можем назвать традиционный "танец живота", по некоторым сведениям ведущий свою историю от эпохи фараонов. Другим примером, подтверждающим нашу гипотезу, может служить древнеегипетский танец с палками

Аль-Тахтиб", который в некоторых египетских провинциях сегодня исполняется конными всадниками. Совершенно очевидно, что в данном случае произошло соединение известного древнеегипетского танца (в основе которого лежит традиционное мужское единоборство с использованием палки) и искусства верховой езды, которым славились в эпоху средневековья арабы-кочевники.

В результате синтеза древнеегипетская танцевальная культура, во многом сохранив свои индивидуальные черты, стала органической частью единой арабо-мусульманская культуры.

Колониальные завоевания Египта сопровождались активизацией культурных контактов с Европой. Европейские культурные влияния, путь которым открыл Наполеон, были активно поддержаны "изнутри" египетским правителем Мухаммедом Али и его последователями и привели к активной вес-тернизации египетской культуры.

Тесные, продолжительные контакты с европейской культурой сопровождались активными аккультурационными процессами. Становление и развитие сценической танцевальной культуры, нетипичной для средневекового Востока, проходит в колониальном Египте несколько этапов. Знакомство с образцами европейской сценической (прежде всего, театральной) культуры и последующее нетворческое заимствование и подражание приводит на определенном этапе к реакции отторжения со стороны массовой аудитории. Одной из причин явилось отсутствие в европейских театральных постановках музыки и танца - неотъемлемых компонентов всех арабских народных театрально-зрелищных форм. Последующий синтез европейских и местных традиций способствовал формирование специфических музыкально-драматических сценических форм, в рамках которых впервые в Новое время происходит утверждение египетского народного танца на сцене. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что только с развитием театра искусство танца в Египте впервые получает своё сценическое воплощение. Однако как самостоятельный вид искусства сценический танец в этот период в Египте ещё не определился.

Современный этап развития культурных контактов Египта с западным миром в области сценической танцевальной культуры ознаменовался появлением в АРЕ национальной хореографической школы (как народной, так и классической). Определяющую роль в этом процессе сыграло культурное сотрудничество с Советским Союзом. Активное влияние русской хореографической школы способствовало активному освоению и развитию в Египте народных танцевальных традиций и их сценическому воплощению. Традиции русского балета стали ориентиром в формировании египетской классической хореографии. С непосредственным участием и под управлением российских специалистов были сформированы основы репертуара египетского балета. И, что самое важное, - российскими хореографами были подготовлены квалифицированные национальные кадры в области классической танцевальной культуры, что способствовало ее дальнейшему развитию.

Свертывание культурных контактов с Россией почти не отразилось на развитии египетского балета, где успела сложиться устойчивая система профессиональной подготовки. Однако в области народной танцевальной культуры ситуация изменилась к худшему. Лишившись поддержки советских хореографов, египетские специалисты не смогли сохранить и развить привнесенные из российского опыта лучшие традиции. В Египте на сегодняшний день так и не сложилось сколько-нибудь стройной системы образования в области народной художественной культуры; освоение танцевального культурного наследия осуществляется силами энтузиастов и практически лишено государственной поддержки; народный танец поставлен в Египте на коммерческую основу, в сценических постановках преобладает псевдонародный стиль, что способствует не столько сохранению народных традиций, сколько их искажению и утрате.

Сближение АРЕ и США, произошедшее в последние десятилетия, активизировало интерес египетских хореографов к современным модернистским направлениям в танцевальном искусстве. Подобные новации, бесспорно, обогащают национальную танцевальную культуру, стимулируют творческий поиск, формируют новые эстетические приоритеты, однако они до сих пор носят характер единичных экспериментов.

Таким образом, мы можем констатировать, что культурные контакты Египта с Западной Европой и Россией обладали определенной спецификой. Влияние европейской культуры наиболее ярко проявилось в переориентации традиционных художественных вкусов, культурных интересов и потребностей египетского общества, а также в утверждении египетского народного танца на сцене в рамках музыкально-драматических постановок. В процессе же становления и развития в Египте национальной хореографической школы, равно как и в становлении египетского национального балета, определяющую роль сыграло культурное сотрудничество с Россией.

Культурное взаимодействие Египта с западным миром - двусторонний процесс. Европейская сценическая хореография также проявляла устойчивый интерес к культуре Востока, который, однако, касался, преимущественно, внешних ее сторон: исторических и мифологических сюжетов, персонажей, образов и т.д.

В результате проведенного исследования, мы получили убедительные аргументы для утверждения, что современная сценическая танцевальная культура Египта представляет собой синтез древнеегипетских, арабо-мусульманских и европейских танцевальных традиций, который стал возможен в процессе длительных контактов Египта с культурой как восточных, так и европейских государств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ассем Абдоу Мухаммед Абд Эл Аал, 2003 год

1. Аванесова Г.А. Взаимодействие культур // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. - С.70-71.

2. Аверинцев С.С. Глубокие корни общности // Лики культуры. Альманах. Т.1. М.: Юрист, 1995. - С.431 - 444.

3. Абд ад-Даим Абдалла. Арабские национальные идеи в диалоге культур // Перо. Багдад, 1984. - № 8. - С. 70 -79 (на арабском языке).

4. Абдель Хамид Юнис. Фольклорное наследие. Каир, 1998. - 184 с. (на арабском языке).

5. Абд Раббихи Хусейн. Советско-египетские культурные отношения. -Каир, 1976. 237 с. (на арабском языке).

6. Аль-Ашари Таляль. Египетский театр в 60-80-е годы // Аль-Магалла. Каир, 1987. - № 3. - С. 46-48 (на арабском языке).

7. Аль-Ашари Таляль. Театр или не театр. Каир, 1984. - 275 с. (на арабском языке).

8. Аль-Тамрави Нафиса. Искусство движений у древних египтян. Каир, 1963. - 310 с. (на арабском языке).

9. Аль-Хадем Саад. Египетский народный танец. Каир, 1972. - 118 с. (на арабском языке).

10. Ю.Аль-Хигази Ахмед. Египетская культура в зеркале времени // За рубежом. Каир, 1968. - № 12. - С. 30 (на арабском языке).

11. Аль-Хигази Ахмед. Литература и искусство в идеологии и политике Египта в настоящее время. Каир, 1974. - С. 63-72 (на арабском языке).

12. Аль-Хофайри Аджадж Салим. Театральные явления в религиозных обрядах исламских суфиев и их связь с подготовкой современного арабского актера. Диссертация кандидата искусствоведения. СПб., 1992.-252 с.

13. И.Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 1983. - 210 с.

14. Ар-Рафи А.Р. Восстание 1919 года в Египте. М., 1954. -18 с.

15. Ар-Рафи А.Р. Эпоха Мухаммеда Али. Каир, 1951. - 645 с.

16. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967. - 268 с.

17. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. С.-П., 1994. 224 с.

18. Артановский С.Н. Культура как мудрость. Ренессансная традиция в европейском гуманизме Х1Х-ХХвв.- СПб.: СПбГУКИ, 2000. 164с.

19. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М., 1989.-243 с.

20. Арутюнян С.А. Укрепление позиций Британской империи в Египте (80-90 гг. XIX века). Диссертация кандидата исторических наук. -Ереван, 1989.- 147 с.

21. Ар-Фам А. Самобытность и обновление в арабской культуре. Каир, 1973. - 113 с. (на арабском языке).

22. Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов. Диссертация кандидата философских наук. Саранск, 2000. - 163 с.

23. Афифи Адель Омар. Некоторые проблемы формирования педагогического и исполнительского мастерства школы классического танца АРЕ. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1979. - 161 с.

24. Африка: культурное наследие и современность. М.: Наука, 1985. -308 с.

25. Ахмед Заки. Общественный театр. Каир, 1979. - 69 с. (на арабском языке).

26. Ахмед Оуф. От фараонов до сегодняшнего дня. Каир, 1996. - 184 с. (на арабском языке).

27. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.-296 с.

28. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука 1987.- 160 с.

29. Батищев Т.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - С. 90-135.

30. Батищев Т.С. Универсалии культуры глубинного общения // Лики культуры. М.: АСК, 1996. - С. 167-172.

31. Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры // Вопросы философии. 1986. - № 12. - С. 104-115.

32. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2- изд. - М.: Искусство, 1986.-444 с.

33. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. Гуманит. ун-т., 1999. 241 с.

34. Белый В.И. Международный культурный обмен и его влияние на развитие национальной культуры. Диссертация кандидата культурологии.-М., 1992.- 155 с.

35. Бельманн Д. Арабское культурное наследие в свете идеалистических воззрений некоторых арабских теоретиков культуры // История и экономика стран Арабского Востока и Северной Африки. М.: Наука, 1975.-С. 18-27.

36. Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С. 31 -42.

37. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

38. Билз P.JI. Аккультурация // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. - С. 348- 370.

39. Боас Ф. Эволюция или диффузия? // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. С.-Пб.: Университетская книга, 1997.-С. 343 - 347.

40. Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. -С.-Пб.: Университетская книга, 1997. С.499 - 508.

41. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. С.-Пб.: Университетская книга, 1997. - С.509-518.

42. Боас Ф. Методы этнологии // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. С.-Пб.: Университетская книга, 1997,- С.519-527.

43. Богданов А.А. Искусство арабского мира: традиции и современность // Азия и Африка сегодня. 1987. - № 6. - С. 51-60.

44. Бороздина Т.Н. Древнеегипетский танец. М., 1919.

45. Борухович В.Т. Греки в Египте. От древнейших времен до македонского завоевания. Диссертация доктора исторических наук. Горький, 1966.-588 с.

46. Васильев А.В. Египет и египтяне. М.: «Классика плюс». - 2000. -352 с.

47. Васильев JI.C. История Востока. В 2 х тт. - М.: Высш. шк. - 2001. -512 с; 559 с.

48. Ванслов В.В. Народный танец в профессиональном балете // Балет. 1993. -№ 4.-С. 8-9.

49. Ванслов В.В. О традициях и новаторстве в искусстве // Проблемы наследия в теории искусства. М.: Искусство, 1984. - с. 45-71.

50. Василенко И. Диалог культур, диалог цивилизаций // Вестник Российской академии наук. 1996. Т.66. № 5. 394 - 402.

51. Вассеф М. Египет: традиции и современность // Курьер ЮНЕСКО, 1983.-№36.-С. 45-50.

52. Всемирная история: Период английского завоевания / А.Н. Бадах, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. -512 с.

53. Взаимодействие культур Востока и Запада / Отв. ред. Е.П. Челы-шев. Сб. ст. М.: Наука, 1987. - 200 с.

54. Виноградов И. Свобода или предопределенность? // Дружба народов. 1990. - № 7. - С. 205-210.

55. Волков В. Горизонты культурного обмена // Культурная жизнь. -1985.-№ 11.-С. 28-29.

56. Воробьева Т.В. Диалог культур и проблема художественного восприятия // Философские науки. 1984. - № 2. - С. 144-146.

57. Гачев Г. Национальные образы мира: (к анализу национальных особенностей и национального своеобразия в культуре) // Вопросы литературы. 1987. - № 10.-С. 156-191.

58. Голдобин А.Н. Английские колонизаторы в Египте и мартовское восстание 1919 года. Диссертация доктора исторических наук. JI., 1953.-409 с.

59. Голдобин А.Н. Народные выступления в Каире в конце XVIII начале XIX веков. - В кн.: Письменные памятники и проблемы истории, культуры народов Востока. -М., 1981.-С. 32-38.

60. Горячкин Г. Египет глазами россиян середины XIX начала XX вв. Политика. Экономика. Культура. Сер. Народы Ближнего Востока. Кн. 2.-М., 1992.-331 с.

61. Григорьева Т.П. И еще раз о Востоке и Западе // Иностранная литература. 1975. - № 7. - С. 241-258.

62. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998.-669 с.

63. Гринин В.В., Ладыгина А.Б. О преемственности в искусстве. М.: Знание, 1982.-64 с.

64. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры: Сб. статей разных лет. М.: Наука, 1981. - 226 с.

65. Губер А.А., Ким Г.Ф., Хейфиц А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1982.-560 с.

66. Гудожник И.Г. Миссионерство и культурный подъем на Арабском Востоке в XIX начале XX вв. Диссертация кандидата исторических наук. - М., 1993. - 236 с.

67. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство. - 1981. - 359 с.

68. Данциг Б.М. Ближний Восток: Сб. статей. М.: Наука, 1976. - 359 с.

69. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. JL: Искусство, 1975.- 125 с.

70. Добродеев Д. Традиционное и современное в театрально-зрелищном искусстве Египта // Пути развития театрального искусства Африки. Сб. научных трудов. М.: ГИТИС, 1981. - С. 216-224.

71. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы Нового времени. Египет и Сирия: (Просветительский роман 1870-1914 гг.). -М.: Наука, 1973.-272 с.

72. Драч Г.В. Культурология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 576 с.

73. Древний Восток // Сб. статей под ред. И.С. Кацнельсона. М.: Наука, 1975.-319 с.

74. Дробижева JI.M. Национальное самосознание и социально-культурные стимулы развития // Сов. Этнография, 1985. № 5. - С. 3-16.

75. Ерасов Б.С. Проблемы самобытности незападных цивилизаций (развитие теоретических мысли в странах «третьего мира») // Вопросы философии. 1987. - № 6. - С. 111-122.

76. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: Аспект Пресс, 2000. -591с.

77. Жантиев Д.Р. Традиция и модернизация на арабском Востоке: реформы в сирийских провинциях Османской империи в конце XVIII- начале XX века. М.: Издательский центр Института стран Азии и Африки при МГУ. - 1998. - 164 с.

78. Жиленко М.Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве. Диссертация кандидата философских наук. М., 2000.- 191 с.

79. Житков Б.С. Культура Востока и Запада. Автореферат диссертация кандидата философских наук. Ростов н/Д. - 1983. - 21 с.

80. Завадская Е.В. Культура Востока в западном мире. М.: Наука. -1977.- 168 с.

81. Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. АН СССР, Институт востоковедения. М.: Наука. - 1983. - 264 с.

82. Зая И.Ю. Диалог культур и европоцентризм // Культура: философ-ско-исторические аспекты изучения и развития. Сб. научных трудов. В 2ч. 4.1. Культура как предмет философского осмысления. М.: МГУКИ, 2001.-С. 149-160.

83. Иванов Н.А. Аграрная политика Мухаммеда Али (к вопросу от аграрных отношениях в Египте в начале XIX в.) В сб.: Очерки по истории арабских стран. - М., 1959. - С. 35-61.

84. Игорев В.Т. Межгосударственное культурное сотрудничество. Содержание, задачи, перспективы // МЭМО. 1987. - № 11. - С. 63-73.

85. Идеи в культурологии XX века: Сб. обзоров /РАН. ИНИОН. М., 2000. - 180 с.

86. Иконникова С.Н. Восток и Запад. Проблемы межкультурного взаимодействия и понимания // Культура в современном мире: состояние и тенденции развития. -М., 1989. Вып. 2. - С. 2-8.

87. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Д.: Лениздат, 1987. - 203 с.

88. Исмуков Н.А. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур. Автореферат диссертации кандидата философских наук. М., 1980.- 17 с.

89. Искусство Востока и античности. Сб. статей / Отв. ред. М.А. Коро-стовцев. М.: Наука, 1977. - 165 с.

90. Искусство в системе культуры / Под ред. М.С. Кагана. Л.: Наука, 1987.-272 с.

91. История национально-освободительной борьбы народов Африки в Новое время. М.: Наука, 1976. - 634 с.

92. История стран Азии и Африки в Новое время. 4.1. М.: Изд-во МГУ, 1989.-331 с.

93. Каган М.С. К проблеме переходного типа культуры // Античная культура и современная наука. -М.: Наука, 1978. С. 317-319.

94. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 416с.

95. Кайдалова О.Н. Традиции и современность. М.: Искусство, 1977.- 296 с.

96. Казарян Х.Г. Реформы Мухаммеда Али и их роль в социально-экономической жизни Египта в первой половине XIX века. Диссертация кандидата исторических наук. М., 1990. - 220 с.

97. Каменский А.А. О смысле художественной традиции // Советское искусствознание '82. Вып. 1/16. - М., 1983. - С. 202-243.

98. Камель Абдель Монейм Вахаб. Профессиональный балет Египта, характерные особенности и первые национальные постановки. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1979. - 244 с.

99. Кантор К.М. Философия и культура в историческом развитии человечества // Вопросы философии, 1983. № 7. - С. 86-99.

100. Каптерева Т.П. О некоторых проблемах средневекового искусства арабо-мусульманских народов // Советское искусствознание '80.- Вып. 1.-М., 1981.-С. 176-205.

101. Кинк Х.А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. М.: Наука, 1976. - 200 с.

102. Кирабаев Н.С. Ислам и философия // Философская и общественная мысль стран Азии и Африки. -М., 1981.-С. 124-132.

103. Кирсанова Н.Н. Общекультурная функция языка искусства // Искусство в системе культуры. Д., 1987. - 272 с.

104. Киселева М.С. Историческая типология культуры // Культурология.-М., 1993.-С. 47-66.

105. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. - 496 с.

106. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М.: Наука, 1976. -336 с.

107. Котлов JI.H. Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке (середина XIX в. 1908 г.). - М.: Наука, 1975.-322 с.

108. Кривец Е.А. Проблема арабской культурной самобытности. Диссертация кандидата философских наук. М., 1993. - 180 с.

109. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток. Введение в социоестес-ственную историю. М.: Московский лицей, 1996. - 200 с.

110. Культура в современном мире: состояние и тенденции развития: Сб. обзоров. Вып. 2. Восток в современных культурологических интерпретациях. М., 1989. - 64 с.

111. Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М.: Наука, 1987. - 268 с.

112. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.- 192 с.

113. Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. № 5-6. /Отв. ред. А.И. Арнольдов/. - М.: МГУКИ, 1999. - 240 с.

114. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. 1917-1945 гг. М.: Наука, 1979. - 198 с.

115. Лифарь Серж. Хореографическое искусство: Пер. на араб. яз. Ахмед Рида. Каир, 1962. - 282 с. (на арабском языке).

116. Лотман Ю.М. Ассиметрия и диалог // Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992. - Т.1. - С.46-57.

117. Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур /семиотический аспект// Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992.-Т.1.-С.109- 120.

118. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. С.-Пб.: Искусство - СПБ, 2001. - С.12-149.

119. Лукиан. О пляске // Собр. соч. в 2т. М.-Л.: Академия, 1935. -Т.2.-С.56.

120. Лейн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. Перев. с англ. М.: Наука, 1982. - 436 с.

121. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. С.-Пб.: Университетская книга, 1997. -С. 371-384.

122. Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. С.-Пб.: Университетская книга, 1997. - С.681-702.

123. Малхасянц Г. Синтез классической и национальной хореографии // Балет. 1993. - № 4. - С. 3-8.

124. Малыгина И.В. Национальная культура и национальное самосознание. М., 1998.-40 с.

125. Малыгина И.В. Межкультурный диалог и национальная самобытность (по взглядам отечественных мыслителей) // Современные проблемы исследования культуры. Выпуск 2. Москва: МГУКИ, 2001.-С. 108- 116.

126. Малявин В.В. В поисках традиции // Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации. М.: Наука, 1980. - С. 33-36.

127. Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М.: Знание, 1987. - 64 с.

128. Маркарян Э.С. Теории культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

129. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. M.-JL: Искусство, 1961.-561 с.

130. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. M.-JL: Искусство, 1961.-591 с.

131. Мец Адам. Мусульманский Ренессанс.: Пер. с нем. и предисл. Д.Е. Бертельса. М.: Наука, 1966. - 458 с.

132. Нагах Аттихами. История танца. Каир,1972. - 337 с. (на арабском языке).

133. Народная художественная культура /Под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю, Стрельцовой/. М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.

134. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 344 с.

135. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. JI.-M.: Искусство, 1965. -376 с.

136. Нуртазинова Д.Н. Философско-эстетические проблемы взаимосвязи традиций и новаторства в современной художественной культуры Египта. Диссертация кандидата философских наук. М., 1989. - 149 с.

137. Оганов А.А., Хангельдиева И. Т. Теория культуры. М.: Фаир-Пресс, 2001.-384 с.

138. Ольфат Хуссейн Эль-Сайед Имам. Роль русской школы классического танца в становлении хореографического образования и балетного театра в Египте. Диссертация кандидата искусствоведения. -М., 1988.- 171 с.

139. Очерки истории арабской культуры (V-XV вв.). Сер. очерков /Отв. ред. О.Г. Большаков. М.: Наука, 1982. - 440 с.

140. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. 371 с.

141. Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1981. - № 4. - С. 69-84.

142. Петрунина Ж.В. «Египетский кризис» в Османской империи и его восприятие в российской общественной мысли. Диссертация кандидата исторических наук. М., 2000. - 186 с.

143. Померанц Г. Теория субэкумен и проблема своеобразия стыковых культур // Померанц Г. Выход из транса. М.: Юрист. - С.205-228 (Лики культуры).

144. Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры. Альманах. Т.1. М.: Юрист, 1995. - С.445 - 455.

145. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.: Искусство, 1985. - 255 с.

146. Праздников Г.А. Традиции как диалог культур // Советская этнография. 1981. - № 3. - 54-56.

147. Проблема наследия в теории искусства. М.: Искусство, 1984. -300 с.

148. Проблемы арабской культуры. Памяти академика И.Ю. Крачков-ского. Сб. статей. -М.: Наука, 1987. 387 с.

149. Путинцева Т.А. Тысяча и один год арабского театра. М.: Наука, 1977.-312 с.

150. Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. СПб., 1992. - 192 с.

151. Ремпель JI.И. Восток И Запад как историко-культурная и художественная проблема // Советское искусствознание '73. М., 1974. - С. 212-244.

152. Ризаева А.С. Театральное искусство Египта. Жизнь художественной традиции. Диссертация кандидата искусствоведения. М.: Искусство, 1984.-234 с.

153. Россия и Восток: цивилизационные отношения // Научный альманах «Цивилизации и культуры». Вып.2. /Под ред. Б.С. Ерасова/. -М.: Аллегро-Пресс, 1995.-292 с.

154. Современная художественная культура в странах Азии и Африки. -М.: Наука, 1986.- 181 с.

155. Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М.: Алетейа, Новый Акрополь, 2001.-448 с.

156. Сулейха Нахад. Наша культура между оригинальностью и современностью. Каир, 1986. - 133 с. (на арабском языке).

157. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство 20-х гг. тенденции развития. М.: Искусство, 1979. - 360 с.

158. Суриц Е.Я. Драмбалет // Русский балет: энциклопедия. М., 1997,- С. 536-537.

159. Суриц Е.Я. Хореодрама // Русский балет: энциклопедия. М., 1997.-С. 542.

160. Сухарев Ю.А. Проблема взаимодействие культур: становление единого культурного пространства // Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. № 5-6. -М.: МГУКИ, 1999. - С. 3-18.

161. Фарух Юсеф. Модернизм: осознанное действие или формальное присвоение // Перо. Багдад, 1985. - 120 с. (на арабском языке).

162. Фаузи Фахми Ахмед. Становление народных форм современного египетского театра. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1975.- 178 с.

163. Фахма Магда Эзз. Танцевальное наследие Древнего Египта и его развитие на современном этапе. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1975. - 159 с.

164. Фатхи Абдель Хади Ассанфаун. Песенно-фольклорное наследие Египта. Каир, 1978. - 198 с. (на арабском языке).

165. Фуад Рашид. История арабского театра. Каир, 1960. - 111 с. (на арабском языке).

166. Фильштинский Н.М., Шидофар Б.Я. Очерки арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1971. - 259 с.

167. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. - 496 с.

168. Фокин М.М. Против течения: Воспоминания балетмейстера. JL: Искусство, 1981. - 510 с.

169. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. - С.33 - 48.

170. Хейкал Ахмед. Источники и обязательства арабского наследия // Арабская литература этапа. Багдад, 1969. - С. 261-271. (на арабском языке).

171. Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в изучении художественной культуры. Диссертация кандидата философских наук. Д., 1984.- 183 с.

172. Чалоян В.К. Восток-Запад (преемственность в философии античного и средневекового общества). М.: Наука. - 221 с.

173. Черновская В.В. Формирование египетской интеллигенции в XIX первой половине XX вв. Диссертация кандидата исторических наук.-М., 1976.-212 с.

174. Шериф Хасан Махмуд Бахадер. Танцевальная культура Древнего Египта. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1992. - 211 с.

175. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.: Правда, 1989.-С. 475 - 575.

176. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997. -446 с.

177. Щукри Атаред Абдель Магид Фудад Ахмед. Национальный театр в Египте. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1993. -199 с.

178. Яхья Ахмед Абдель Таваб. Проблемы создания национальной балетной школы в Египте. Диссертация кандидата искусствоведения. -М., 1979.- 171 с.го: v.чг-цл:,.с^ ^ - о'-ъ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.