Экфрасис в поэтической практике имажинистов: В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Новикова, Марина Владимировна

  • Новикова, Марина Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 231
Новикова, Марина Владимировна. Экфрасис в поэтической практике имажинистов: В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Воронеж. 2018. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Новикова, Марина Владимировна

Оглавление

Введение

Глава I. Музыкальный экфрасис в поэзии имажинистов

1.1 Музыкальный экфрасис в поэзии В. Шершеневича

1.2 Музыкальный экфрасис в поэзии А. Мариенгофа

1.3 Музыкальный экфрасис в поэзии С. Есенина

Глава II. Танцевальный экфрасис в поэзии имажинистов

2.1 Танцевальный экфрасис образы в поэзии В. Шершеневича

2.2 Танцевальный экфрасис в поэзии А. Мариенгофа

2.3 Танцевальный экфрасис в поэзии С. Есенина

Глава III. Визуальный экфрасис в поэзии имажинистов

3.1 Визуальный экфрасис в поэзии В. Шершеневича

3.2 Визуальный экфрасис в поэзии А. Мариенгофа

3.3 Визуальный экфрасис в поэзии С. Есенина

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экфрасис в поэтической практике имажинистов: В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин»

Введение

Для мировой культуры начала XX века характерно параллельное независимое появление нескольких авангардистских поэтических и художественных течений, представители которых разрабатывали принципиально новую образную систему поэтического или художественного произведения, стремясь выйти за пределы настоящего, обращаясь к будущему или забытому прошлому, чтобы преодолеть кризис современного искусства.

Одним из ярких и неоднозначных явлений в литературной жизни России начала XX века стал имажинизм. Сформировался он в рамках авангардной литературы в начале XX века в контексте кризиса классической литературной традиции и на какое-то время объединил совершенно разных отечественных поэтов — В. Шершеневича, А. Мариенгофа, С. Есенина и других. Эта группа литераторов во главу угла поэтического творчества ставила понятие образности.

Вопрос о том, кто сыграл главную роль в основании русского имажинизма, периодически возникал как в современной имажинизму, так и в позднейшей критике. Большинство исследователей, в числе которых Э.Б. Мекш [Мекш, 1919], А.Ю. Галушкин и К.М. Поливанов [Галушкин, Поливанов, 1996], В.А. Дроздков [Дроздков, 2014] небезосновательно считают таковым поэта, критика, драматурга, теоретика стиха и театроведа, переводчика и мемуариста Вадима Габриэлевича Шершеневича. Именно он стал основным разработчиком «Декларации» имажинистов, с которой в 1919 году имажинизм «ворвался» в литературно-культурную жизнь страны. Термин «имажионизм» впервые прозвучал в работе В. Шершеневича «Зеленая улица. Статьи и заметки об искусстве» (1916), где он провозгласил идею главенства формы над содержанием поэтического образа [Шершеневич, 1916]. Принцип ориентации на образ в процессе создания поэтического текста был положен и основу «Декларации» имажинистов:

3

«Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов» [Есенин,1999, VII, Кн.1., с.305]. Приницпы имажинизма были обозначены в теоретической работе В. Шершеневича «2х2=5» (1920).

В то же время у основания имажинизма стоял и Анатолий Борисович Мариенгоф, который в «Романе без вранья» (1927) вспоминал о возникновении школы имажинизма: «Стали бывать у нас на Петровке Вадим Шершеневич и Рюрик Ивнев. Завелись толки о новой поэтической школе образов <...> Несколько раз в нашем издательстве я перекинулся о том мыслями и с Сергеем Есениным <...> Наконец было условлено о встрече для сговора и, если не разбредемся в чувствовании и понимании словесного искусства, для выработки манифеста» [Мариенгоф, 2013, II, Кн.2., с.507]. Свое представление о сути имажинистской литературной работы он высказал в теоретическом труде «Буян-остров» (1920).

Еще одним значимым теоретиком, многими своими идеями предвосхитившим рождение имажинизма, был Сергей Александрович Есенин. В трактате «Ключи Марии», созданном в 1918 году, а позже переизданном и посвященном А. Мариенгофу, он представил классификацию образов (заставочный, корабельный и ангелический), обозначив особое значение последнего: «Ангелический образ есть сотворение или пробитие из данной заставки и корабельного образа какого-нибудь окна, где струение являет из лика один или несколько новых ликов» [Есенин, 1997, V, с.205]. Создания образов такого типа он и будет добиваться в своем творчестве имажинистского периода.

Несмотря на относительную непродолжительность существования русского имажинизма, это литературное явление в своем развитии прошло несколько этапов: доорганизационный (1913-1918); создание и расцвет (19191922); внутригрупповой полемики (1922-1924); постъесенинский (1924-1927) [Яжембиньска, 1986]. Основные принципы имажинизма были

сформулированы в разнообразных декларациях, манифестах и других произведениях представителей этого течения.

В теории и практике русские имажинисты опирались на достижения отечественной и зарубежной поэзии с усложненной образностью. Имажинистскими они считали ветхозаветную «Песнь песней» [Синило, 2009], отмечали образность в произведениях устного народного творчества (загадке, пословице), «Слове о полку Игореве» и т.д. [Дмитриев, 1967, с.87], расширяя рамки литературного учения до мировоззрения эпохи.

Одними из предшественников русских имажинистов можно считать англо-американских литераторов, которые в начале 1910-х годов создали новую поэтическую школу «имажизм» (от анг. image — образ). Наиболее известными поэтами и теоретиками этого направления считаются Э. Паунд, Т. Хьюм, Т. Элиот, Р. Олдингтон. Можно выделить следующие основные принципы англо-американского имажизма: «чистая образность», ассоциативность поэтического мышления, стихотворения как цепочка образов, отказ от традиционной метрики и строфики [Зверев, 1994, с.513-544].

Имажизм сформировался в лондонском литературном кружке, названном «Клубом поэтов». Главная задача его членов — поиск новых поэтических форм взамен существующих, не удовлетворяющих эстетике современности. Появление в 1908 году стихотворения Т.Э. Хьюма «Осень», наглядно представившего систему новых изобразительных средств, и, прежде всего, конкретных, зримых и одновременно неожиданных поэтические образов, ознаменовало собой рождение новой поэтической школы. Т.Э. Хьюм утверждал: «Образы в стихе — не просто декорация, но самая суть интуитивного языка», назначение же поэта — искать «внезапность, неожиданность ракурса». Теоретик имажизма подчеркивал важность использования зрительных образов в поэзии: «Новые стихи подобны скорее скульптуре, чем музыке, и обращены более к зрению, нежели к слуху» [Антология имажизма, 2001, с.27].

5

Другой теоретик имажизма, известный английский поэт Эзра Паунд, также сравнивал поэзию с «застывшей в слове скульптурой». Его перу принадлежит программное для теории имажизма произведение «Несколько запретов», в котором поэт представляет свою эстетическую и творческую позицию от противного: объясняет, как не надо писать стихи [Паунд, 2000]. Предпочтение Паунд отдавал поэзии зрительных образов, как, например, в своем известном двустишии «На станции метро» [Паунд, 2000]. Тем не менее, в отличие от Хьюма, Паунд считал неотъемлемым свойством поэзии музыкальность, осознавая при этом ее самостоятельную эстетическую природу: «музыкальное понятие «гармонии» неприложимо к поэзии... » [Кривина]

Поэтика имажистов формировалась под влиянием разных традиций, сочетая в себе черты и французского символизма, и поэзии Древнего Востока. Как отмечает исследователь Н.С. Бандурина: «Французский символизм и английский имажизм, связанные общим кругом мировоззренческих и литературных проблем времени, находятся друг с другом в определенных эстетических отношениях <. > Старым духовным ценностям английский имажизм противопоставляет правду непосредственного чувства, стихийную эмоциональность» [Бандурина, 2012, с.18].

Английский имажизм обогатил литературу новыми стихотворными формами, разнообразием размеров строфы и строки, неожиданными образами, в значительной мере повлиял на дальнейшее развитие английской и мировой поэзии.

Несомненно, в русских литературных кругах об имажизме было

известно. Информация об этом течении была представлена в 1915 году в

статье З. Венгеровой «Английские футуристы». Об этом упоминает и

С.Есенин в письме Иванову-Разумнику: «Дело не в имажинизме, которое

притянула к нам З. Венгерова в сборнике «Стрелец» 1915 г., а мы взяли да

немного его изменили» [Есенин, 1999,VI, с.126]. Кроме этого, известно, что

6

В. Шершеневич был знаком с поэзией Э. Паунда, читал его произведения в оригинале.

Основные положения имажинизма, такие, как конструирование поэтических образов, их комбинирование, создание поэтического произведения как своеобразного каталога художественных образов, сближают его с программными установками английского имажизма. Отметим, что поиски имажинистов в области поэтической словесности в некоторой степени продолжали традиции, заложенные их предшественниками, и концентрировались вокруг важных и актуальных для того времени проблем.

При рассмотрении природы и истоков русского имажинизма и особенно при сопоставлении с английским имажизмом представляется более корректным говорить не о прямых влияниях и заимствованиях, а о сходствах и различиях в контексте литературных течений XX века.

В основе русского имажинизма было учение об образе, значительно отличающееся от теории образа имажистов. Русские имажинисты особенное значение придавали слову, «рождавшемуся из чрева образа», во многом опираясь на учение А. Потебни. Ученый различал в составе слова его «внутреннюю форму» (содержание), внешнюю оболочку (форма) и изначальную образность. Имажинисты, отвергая содержательную и формально-звуковую стороны, акцентировали творческое внимание на образности слова.

В теоретическом трактате «Буян-остров» А. Мариенгоф так говорит о незначительности звуковой формы слова для поэзии: «Насколько незначителен в языке процент рождаемости слова от звукоподражания в сравнении с вылуплением из образа, настолько меньшую роль играет в стихе звучание...» [Мариенгоф,2013, I, с.638].

Имажинисты утверждали, что слово и, в целом, речь и язык родились из глубины образа, то есть первичным элементом слова является образ, он и принадлежит поэзии. Таким образом, главная задача поэта — найти

7

первоначальный образ слова, который был утерян и вытеснен значением слова. Задача поэта — «отшлифовать образ» [Есенин, 1999,VII, Кн.1, с.305].

Учитывая новейшие для начала века исследования лингвистов, теоретики имажинизма сформулировали мысль об уникальности и особенных свойствах языка поэзии. Важным для теоретических постулатов имажинистов стало утверждение, что язык на ранней стадии эволюции был насыщен образными образно-поэтическими элементами, соответственно необходимо обратиться к изучению истоков языка, к древней словесности.

В «Декларации» также раскрывается специфическое понимание роли эстетического воздействия художественного образа как основы имажинизма, а определяющим в поэзии называется впечатление от искусственно сконструированного образа [Есенин, 1999,VII, Кн.1]. А. Мариенгоф писал: «Одна из целей поэта: вызвать у читателя максимум внутреннего напряжения. Как можно глубже всадить в ладони читательского восприятия занозу образа» [Мариенгоф,2013, I, с.636]. Для этого он рекомендовал использовать «нарочитое соитие в образе чистого с нечистым».

Стремясь к максимальному насыщению своих произведений образами, имажинисты были категорически против использования литературных штампов, многократно употребляемых их литературными предшественниками и современниками в поэтической речи [Есенин, 1999,"УП, Кн.1].

Еще одной особенностью усложненной образности является то, что, несмотря на ее точность, она зачастую далека от номинального значения, создавая тем самым «всепоглощающую» метафоризацию. В. Шершеневич, в свою очередь, подчеркивал, что образ не должен быть похож на означаемый им объект, так как похожесть — это недостаток, а не достоинство [Шершеневич, 1996]. Избыточный характер метафорической образности становится особенностью поэтического мышления имажинистов. Самодовлеющая метафора оказывается определяющим художественным

принципом, а метафорический образ — единственным методом «обновления слова».

Следует подчеркнуть, что имажинизм для членов этой литературной группы был способом выражения нового мировоззрения. В. Шершеневич писал: «Имажинизм — не только литературное течение. Имажинизм имеет и определенное философское подсознательное обоснование. Это строительство нового — анархического, индивидуалистического — идеализма» [Шершеневич, 1996, с. 442]. В. Мариенгоф считал, что поэтическое произведение «можно сравнить с целой философской системой, в то же время не навязывая поэзии философских задач, а ряд вплотную спиной к спине стоящих образов — философскими трактатами, составляющими систему» [Мариенгоф,2013, I, с.636].

Имажинисты воплощали в жизнь одну из основных культурных идей начала века, которая заключалась в эстетической свободе в повседневном существовании, создавая не только произведения нового искусства, но и декларируя новый образ жизни. В «Почти декларации» была заявлена отмена произвольного образного конструирования и установлена строгая иерархия образов и жанров литературы. Вершиной искусства утверждалось создание «образа эпохи» [Мариенгоф, 2013, I, с.652].

Становление и дальнейшее стремительное развитие и угасание имажинизма сопровождалось характерными для авангардизма сенсационностью и пестротой жизнетворческих проявлений. Таким образом реализовывалось программное стремление к исключительности, бескомпромиссному отвоевыванию своего места в искусстве.

Творческая концепция имажинизма, основанная на принципиальном

антиэстетизме, аморализме, цинизме и выражавшаяся в шокирующих

отталкивающих образах, имеет давнюю историю. Эта стратегия встречалась

в рамках других литературных направлений разных эпох, в том числе

античности, средневековья и Возрождения. Н.С. Бандурина объясняет это

следующим: «Типологически сходные исторические ситуации, связанные с

9

эпохами упадка, кризиса, порождали аналогичные идеи, настроения, типы поведения» [Бандурина, 2012, с.20].

Изучение русского имажинизма началось в отечественном литературоведении в конце 1980-1990-е гг. Интерес к нему сформировался в эпоху выработки новой эстетической системы, характерной для литературы и искусствознания конца ХХ столетия. Возвращение имажинизма в поле литературоведческих интересов происходило одновременно с возрастанием интереса к другим явлениям авангарда (ОБЭРИУ, заумники и т.д.). Среди исследователей, впервые непредвзято изучавших теорию и практику имажинизма, необходимо назвать Т.К. Савченко, И. Яжембиньску, В.Ю. Бобрецова, В.А. Дроздкова.

Разноаспектное исследование имажинизма продолжилось в 2000-2010-е гг. Предметом внимания литературоведов стали вопросы теории и практики имажинизма в целом (И.В. Павлова, Т.А. Тернова, Н.С. Бандурина), специфика литературной работы отдельных представителей имажинизма: В. Шершеневича (В.А. Дрозков, Т.А. Богумил, Е.А. Иванова), А. Мариенгофа (Т. Хуттунен, В.А. Сухов, Г.Г. Чипенко, Г.Г. Исаев, З. Прилепин), С. Есенина (Е.А. Самоделова, О.Е. Воронова, Ю.Л. Прокушев, Н.И. Шубникова-Гусева, Т.К. Савченко, В.Г. Базанов, Н.Н. Бабицына и др.), А. Кусикова (Г.Г. Исаев, О.Ю. Алейников). Сделан вклад в исследование таких значимых аспектов поэтики имажинизма, как специфика жанрообразования (Т.А. Тернова, Г.Г. Чипенко), тип героя-трикстера (Е.С. Шевченко), интертекстуальность (Т.А. Богумил), драматургия имажинизма (А.А. Николаева). Значимым событием в исследовании имажинизма стал выход в 2003 г. сборника «Русский имажинизм», приуроченный к 110-летию В.Г. Шершеневича. Тем не менее, нет оснований считать, что исследование имажинизма завершено.

Вопрос о специфике имажинистской работы с образом не обойден

вниманием ни в одном исследовании аспектов литературной деятельности

имажинистов. Одна из показательных работ на эту тему — диссертация

А.В. Сухова «Музыкальные образы в творчестве С.А. Есенина: мифопоэтика

10

и контексты» [Сухов, 2017], а также статьи автора «Музыкальные образы духовых инструментов в творчестве С.А. Есенина и поэтов-имажинистов» [Сухов, 2015] и «Музыкальный образ гитары в творчестве С.А. Есенина» [Сухов, 2015].

К настоящему времени сложился исследовательский стереотип, согласно которому поэты-имажинисты стремились к дифференциации отдельных видов искусства. Такая исследовательская установка была задана строками из Декларации имажинистов: «Мы проповедуем самое точное и ясное отделение одного искусства от другого, мы защищаем дифференциацию искусств» [Есенин, 1999,VII, Кн.1, с.306]. Тем не менее, в ряде случаев литературная практика имажинистов расходится с их теоретическими декларациями.

Исследование синтетического начала образа, разрабатываемого в теории и практике имажинизма, намечалось исследователями, но не было завершено, во многом по причине использования методологического аппарата, который способен описать лишь отдельные стороны этого симбиоза. Так, в работе А.В. Сухова «Музыкальный образ гитары в творчестве С.А.Есенина» [Сухов, 2015] явление музыкальности в поэзии Есенина исследовалось с использованием метаязыка традиционного литературоведения, в основу работы В.В Аристовой и И.Е. Сироткина «Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан» [Аристов, Сироткин, 2011] был положен биографический метод, в работе О.Е. Вороновой «Библейские реминисценции и их полемическая интерпретация в поэзии имажинистов» [Воронова, 2014] использована интертекстуальная методика анализа литературного произведения. Мы полагаем, что использование термина 'экфрасис' в нашем исследовании позволит решить вопрос о художественной рецепции имажинистами музыкального, танцевального, визуального искусств с учетом опыта, накопленного исследователями специфики имажинистской образности.

Выбор именно музыкального, танцевального и визуального искусств и их отражения в образной системе имажинизма спровоцирован самим материалом поэтических текстов поэтов, в которых представлены отсылающие к ним образы.

Экфрасис в современном литературоведении является предметом непрекращающихся дискуссий. Несмотря на значительное число работ, посвященных проблеме экфрасиса, исследователям до сих пор не удалось прийти к единству в толковании термина, определить границы данного понятия.

История экфрасиса «восходит к Античности, где понятие воспринимается как художественное описание произведений изобразительного искусства (картин, скульптур). Изначально экфрасис — риторический прием, упражнение для риторов» [Геллер, 2002, с.11]. Как отмечает Л. Геллер, «авторы времен Второй софистики (ЬП) превратили экфрастическое описание в один из главных своих приемов» [Геллер, 2002, с.5].

Такая трактовка этого явления сохранялась долгое время, так, в 1953 году Л. Шпицлер осмыслил экфрасис как «поэтическое описание скульптурного или живописного искусства» [НЛО, 2013, с. 572].

В настоящий момент интерес к проблеме экфрасиса значительно возрос, о чем свидетельствуют материалы лозаннского симпозиума, посвященные этому явлению. Дадим краткий обзор современных трактовок экфрасиса, которые можно разделить на две группы, закрепив их за позициями известных исследователей экфрасиса Р. Барта и Л. Геллера.

Так, для Р. Барта экфрасис не что иное, как прием создания

литературного описания. Исследователь осмысливает механизм его

возникновения, который состоит в том, что автор сначала мысленно

представляет живописный объект, а затем организует описание, отделенное

от прочего мира границей рамы. Таким образом, экфрасис в интерпретации

Р. Барта представляет собой «копию копии» [Геллер, 2002, с.8]. Из этого

12

можно сделать вывод о том, что описательное слово в литературе по своей природе экфрастично.

Л. Геллер, многие годы занимавшийся изучением, трактовкой, классификацией экфрасиса в русской литературе и культуре, не отрицает идею двойственности экфрасиса, но трактует его значительно шире, понимая под этим термином «всякое воспроизведение одного искусства средствами другого» [Геллер, 2012, с. 18]. Более того, он оспаривает идею Р. Барта, предлагая выйти за пределы сложившегося подхода к экфрасису как к «копии второго порядка», поскольку перевод чувственных восприятий и интуитивного знания на язык искусства - действие иного уровня сложности и ответственности, чем снятие копии с готовой модели мира. Экфрасис переводится в область культуры, поскольку за обычным копированием раскрываются дополнительные коннотативные смыслы, которые рождают новые трактовки произведения.

М.Г. Уртминцева в работе «Научная проблема и методика ее исследования» отмечает, что «экфрасис не только словесное обозначение изображения, но и выраженная в нем рецептивная установка на воссоздающее воображение читателя, в частности ориентация его на восприятие подтекста» [Уртминцева, 2010, с. 977].

В этом же ключе мыслит и Н.Е. Меднис. Развивая идею двойственности экфрасиса, она отмечает, что он несет в себе дополнительные смыслы: «Экфрасис ориентирован на выражение того, что в литературе мы назвали бы подтекстом, а в живописи, наверное, затекстом, — это прочтение изображения, не лишенное вчитывания в него дополнительных смыслов» [Меднис, 2006, с. 58]. Важно подчеркнуть, что в такой трактовке экфрасис подразумевает уже не просто копирование того или иного объекта в литературном тексте, а наделяет его дополнительными коннотациями, которые, образуя определенный подтекст, служат раскрытию более глубокого смысла произведения.

С похожей мыслью мы сталкиваемся и у Ж. Хэтени: «Одна из функций экфразы — попытка передать визуальное в литературе». Экфрасис осмысливается как «прием, при помощи которого слово теряет свое поле однозначности, выходя за пределы непосредственного понимания» [Хэтени, 2002, с. 162].

Р. Ходель переводит рассуждения об экфрасисе в область теории коммуникации, тем не менее, сохраняя представление о двойственности его природы. Он полагает, что экфрасис, являясь и конкретным объектом, и образом одновременно, разделяет, размежевывает модальность высказывания («степень утверждения реальности и отношение говорящего к утверждаемой действительности»). Интерпретация главного символического смысла картины в тексте художественного произведения создает так называемую «иллюзию экфрасиса», когда раскрывается не сама картина, а тот, кто ее созерцает [Ходель, 2002, с. 23-24].

С этими точками зрения соотносима позиция Е.В. Яценко, которая в своих исследованиях определяет экфрасис как «художественно-мировоззренческую модель», включающую все типы художественных описаний [Яценко, 2011, с. 48].

Дискуссионным на современном этапе изучения экфрасиса является вопрос о его природе. Так, ряд исследователей (в том числе Р. Барт) сводят восприятие экфрасиса до уровня приема, наделенного самостоятельными задачами: риторической, коммуникативной, семиотической, герменевтической. Как прием экфрасис трактуется также в работах Р. Ходель, [Ходель, 2002, с.30], Ж. Хэтени [Хетени, 2002, с.162].

М. Никё соотносит экфрасис со сложившейся системой тропов, выделяя экфрасис-сравнение и экфрасис-символ [Никё, 2002, с.124].

Л.Н. Дмитриевская в работе «Образ живописного портрета и пейзаж в русской прозе: экфрасис мотив и художественная деталь» трактует экфрасис как элемент сюжетосложения и, одновременно, поэтики художественного текста. Она ставит вопрос о разграничении трех понятий: экфрасис, мотив и

14

деталь. Она отмечает, что «образ живописного портрета и образ живописного пейзажа <...> описываются термином экфрасис, но живописный портрет может быть мотивом и деталью (когда живописное произведение не описывается, а просто называется), а живописный пейзаж не может быть мотивом произведения и довольно редко может быть деталью. Наиболее универсальным определением в современном литературоведении является экфрасис» [Дмитриевская, 2013, с.23].

Н.В. Брагинская воспринимает экфрасис как специфическую жанровую модель или тип текста: «Мы называем экфрасисом, или экфразой, любое описание, а не только риторические упражнения эпохи «языческого возрождения». Мы называем так только описания произведений искусства; описания, включенные в какой-либо жанр, т.е. выступающие как тип текста» [Брагинская, 1977, с. 18]. Д.С. Мелентьев также считает экфрасис особым жанром: «Вместе с появлением термина экфрасис осознается как особое явление и выделяется в особый литературный жанр» [Мелентьев, 2013, с.222]. Л.В. Закалюжный определяет экфрасис как жанр и прием одновременно [Закалюжный, 2014, с.32].

Таким образом, поколение исследователей 1990-х-2000-х гг. «не только сделало экфрасис эффективным инструментом анализа, но и привлекло внимание к подвижности дисциплинарных границ гуманитарного знания и художественных практик» [Джумайло, 2016, с.226], расширило границы данного определения.

В качестве базового в нашей работе мы остановимся на понимании

экфрасиса, предложенном Л. Геллером: экфрасис — «риторико-

нарратологический прием задержания действия, отступления, которое

состоит в живом изображении какого-нибудь предмета; позже таким

предметом по преимуществу стал художественный объект» [Геллер, 2002,

с.45] и уточненном Н.В. Брагинской и, вслед за ней, А.А. Коваленко:

«Наиболее актуальным на сегодняшний день представляется определение

Брагинской, где экфрасис — описание произведений искусства, включенных

15

в какой-либо жанр, но стоит условиться, что описательный процесс должен нести за собой визуальную нагрузку, реципиент должен представлять перед собой объект описания» [Коваленко, 2014, с.200].

Экфрасис для нас — повествовательный художественный прием, который состоит не в прямом воспроизведении объекта носителем художественного сознания, а в его творческой интерпретации, «прочтение изображения, не лишенное вчитывания в него дополнительных смыслов» [Меднис, 2006, с.58]. Важным при трактовке экфрасиса нам представляется его положение на границе разных видов искусств, представленных двумя художественными сознаниями — создателя объекта и его интерпретатора. «В экфрасисе, — пишел Н.Е. Меднис, — фиксируется момент встречи двух художников на границе разных видов искусства» [Меднис, 2006, с.58].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Новикова, Марина Владимировна, 2018 год

Библиография

Художественные тексты, манифесты, декларации

1. Антология имажизма / предисл., послесл. Кудрявицкого А.М. — М. : Прогресс, 2001. — 387 с.

2. Волошин М. «Жизнь — бесконечное познанье» / Стихотворения и поэмы. Проза. Воспоминания современников. Посвящения / М. Волошин. — М : Педагогика-Пресс, 1995. — 596 с.

3. Есенин С., Ивнев Р., Мариенгоф А., Шершеневич В., Эрдман Б., Якулов Г. Декларация / С. Есенин и др. // Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М. : Наука; Голос, 1995-2002. — Т. 7. — Кн. 1. Автобиографии. Дарственные надписи. Фольклорные материалы. Литературные декларации и манифесты. — 1999. — С. 303-308.

4. Есенин С.А. Избранные сочинения / С.А. Есенин. — М. : Худож. лит., 1983. — 432 с.

5. Есенин С.А. Избранные сочинения / С.А. Есенин. — Сост., вступ. ст. и примеч. А. Козловского. — М. : Худож. лит., 1983. — 432 с.

6. Есенин С.А. Полное собрание сочинений : В 7 т. / С.А. Есенин. — Гл. ред. Ю.Л. Прокушев; ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. — М. : Наука; Голос, 19952002.

Т. I. - - 1995. — - 672 с.

Т. II. — - 1997. — — 464 с.

Т. III. — 1998. — 720 с.

Т. IV. — 1996. — 544 с.

Т. V. — - 1997. — 560 с.

Т. VI. — 1999. — 816 с.

Т. VII. — 1999. — Кн. 1. — 559 с

Т. VII. — 2000. — Кн. 2. — 640 с

Т. VII. — 2002. — Кн. 3. — 768 с

7. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в одном томе / С.А. Есенин. — М. : «Издательство Альфа-книга», 2012. — 719 с.

8. Есенин С.А. Собрание сочинений : в 3 т. / С.А. Есенин. — Общ. ред. и вступ. ст. Ю.Л. Прокушева; примеч. А.А. Козловского и Ю.Л. Прокушева. — М. : Правда, 1977.

Т. I. — 1970. — 447 с. Т. II. — 1997. — 384 с. Т. III. — 1977. — 383 с.

9. Есенин С., Мариенгоф А. Манифест / С. Есенин, А. Мариенгоф // Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М. : Наука; Голос, 19952002. — Т. 7. — Кн. 1. Автобиографии. Дарственные надписи. Фольклорные материалы. Литературные декларации и манифесты. — 1999. — С. 309-310.

10. Мандельштам О. «Век мой, зверь мой» / О. Мандельштам. — М. : Эксмо, 2011. — 542 с.

11. Мариенгоф А. Буян-остров. Имажинизм / А. Мариенгоф // Поэты-имажинисты / составление, подготовка текста, биографические заметки и примечания Э.М. Шнейдермана. — СПб. : Петербургский писатель. — М. : Аграф, 1997. — 536 с.

12. Мариенгоф А.Б. Собрание сочинений : в 3 т. /А.Б. Мариенгоф. — Вступ. З. Прилепин. — М. : Книжный Клуб Книговек, 2013.

Т. I. — 2013. — 784 с. Т. II. — 2013. Кн. 1. — 672 с. Т. II. — 2013. Кн. 2. — 448 с. Т. III. — 2013. — 576 с.

13. Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы / А. Мариенгоф. — Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. А.А. Кобринского; Ред. П.В. Дмитриев.— СПб. : Акад. проект, 2002. — 350 с.

14. Маяковский В. Про это : стихотворения, поэмы / В. Маяковский. — СПб. : Амфора. ТИД Амфора; М. : ИД «Комсомольская правда», 2011. — 239 с.

15. Шершеневич В.Г. Листы имажиниста: Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы / В.Г. Шершеневич. — Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996. — 528 с.

16. Шекспир В. Избранные сочинения : в 3-х т. / В. Шекспир. — Т. 1. — М. : Литература, 1999. — 608 с.

17. Шершеневич В.Г. О весёлом в искусстве / В.Г. Шершеневич // Мир. — 1918. — № 44. — С. 4-6.

18. Шершеневич В. Стихотворения и поэмы / В. Шершеневич — СПб. : Академический проект, 2000. — 368 с.

Научно-критические работы

19. Акимова С.С. Об особенностях экфрасиса у А.С. Пушкина / С.С. Акимова // Болдинские чтения-2014. — Нижний Новгород : ООО «БегемотНН», 2014.

— 320 с.

20. Алейников О.Ю. Искушение Востоком (А. Кусиков и другие) / О.Ю. Алейников // «Страна филологов» : проблемы текстологии и истории литературы: к юбилею члена-корреспондента РАН Н.В. Корниенко: сборник научных статей. — М. : ИМЛИ, 2013. — С. 417-427.

21. Алексеева М.В. Музыка и слово : возможности синтеза семиотических систем. / М.В Алексеева / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 3. — С. 260-263.

22. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет» : литературный комментарий / А.А. Аникст. — М. : Просвещение, 1986. — 224 с.

23. Ануфриева Н.И. Фольклорный синкретизм в видовом и жанровом многообразии народного музыкального творчества / Н.И. Ануфриева // Ученые записки Российского государственного социального университета.

— 2013. — № 2. — С. 57-60.

24. Арбо Т. Оркезография. Трактат о искусстве танца Франции XVI века /

Т. Арбо // Оркезография. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2013. — 256 с.

210

25. Аристов В.В, Сироткина И.Е. Танцеслово : анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан / В.В. Аристов, И.Е. Сироткина // Психология искусства. — 2011. — № 3. — С.114-126.

26. Арошидзе М.А. «О музыкальности поэзии Есенина» / М.А. Арошидзе // Сергей Есенин и искусство. Сб. науч. трудов по материалам Межд. науч. конференции, посвященной 119-летию со дня рождения С.А. Есенина / ИМЛИ РАН, ГМЗЕ, РГУ им. С.А. Есенина. — М. — Рязань — Константиново, 2014. — С.241-253.

27.Астахова О.А. Принципы взаимосвязи музыки и танца : Автореф дисс. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / О.А. Астахова. — Санкт-Петербург, 1993.

— 47 с.

28. Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия : от выразительного движения к «движению» смысла» : Автореф дисс. ... канд. филос. наук : 25.00.01 / Н.В. Атитанова. — Саранск. — 2000. — 163 с.

29. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу : Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов : В трех томах / А.Н. Афанасьев. — М. : Современный писатель, 1995.

30. Афанасьев А.Н. Языческие предания на Острове-Буяне / А.Н. Афанасьев.

— Временник московского общества истории и древностей Российских. Книга девятая. — М. : Университетская типография. — 1851. — С. 1-24.

31. Бабицына Н.Н. Поэтика национального характера в творчестве С.А. Есенина: Автореф. дисс. ... канд. филологич. наук: 10.01.01 / Н.Н. Бабицына. — Москва, 2013. — 29 с.

32. Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия / В.Г. Базанов. — Л.: Советский писатель, 1982. — 303 с.

33. Бандурина Н.С. «От итальянской Commedia Dell 'arte к русскому балагану : на примере творчества В.Г. Шершеневича» / Н.С. Бандурина // Вестник СГУТиКД. — 2011. — № 3 (17). — С. 165-168.

34. Бандурина Н.С. Поэтика образа в литературном творчестве

B.Г. Шершеневича: Автореферат дис. ... кандидата филологич. наук: 10.01.01/ Н.С. Бандурина — Шуя, 2012. — 24с.

35. Бандурина Н.С. «Электрический» Арлекин В.Шершеневича: мотив ожившей куклы / Н.С. Бандурина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2011. — № 4., Т. 1. —

C. 35-40.

36. Барт Р. S/Z. / Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова / Р. Барт. — М. : Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с.

37. Барт Р. Риторика образа. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — М. : Прогресс. — 1994. — 397 с.

38. Башарова И.Р. Образ флейты в сонатине С. Губайдулиной / И.Р. Башарова // Вестник Башкирскоо университета. — 2008. — № 3. — С. 595-598.

39. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина: Книга учителя / Л.Л. Бельская. — М.: 1990. — 142с.

40. Берар Е. Экфрасис в русской литературе XX века. Россия малеванная, Россия каменная / Е. Берар // Экфрасис в русской литературе : Труды Лозаннского симпозиума / Л. Геллер. — М. : МИК, 2002. — С. 145-151.

41. Бердяева Н.Н. Песня как тема и образ в творчестве С.А. Есенина / Н.Н. Бердяева // Современное Есениноведение. — 2008. — № 8. — С. 172175.

42. Библия. Ветзий завет. Пятикнижие Моисея / под.ред. В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева. — М. : ОЛМА Медие Групп, 2012. —304с.

43. Бирюков С.Е. Авангард : модули и векторы : Дисс. ... канд. культорологич. наук : 24.00.01 / С.Е. Бирюков. — Москва, 2006. — 336 с.

44. Бобрецов В.Ю. Мариенгоф. Вадим Шершеневич / В.Ю. Бобрецов // Русская литература. - 1991. - № 4. - С. 266-275.

45. Бобылева А. Театральная утопия А. Аппиа / А. Бобылева // Аппиа А. Живое искусство. — М. : ГИТИС, 1993. — 203 с.

46. Богумил Т.А. В.Г. Шершеневич: феномен авторской субъективности : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Т.А. Богумил. — Барнаул, 2004. — 189 с.

47. Большухин Л.Ю. «Другое» сознание в ранней лирике Маяковского: диалог с Франсисом Жаммом / Л.Ю. Большухин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2011. — № 6 (2). — С. 71-74.

48. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность / Д. Бонхёффер. — М. : Прогресс, 1994. — 344 с.

49. Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) / Н.В. Брагинская // Славянское и балканское языкознание.

— М. : Наука, 1977. — С. 259-283.

50. Брюсов В.Я. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии / В.Я. Брюсов // Печать и революция. — 1922. — № 7. — С.38-68.

51. Бубнов С.А. «Правые» и «Левые» имажинисты : к истории прекращения деятельности литературной группы / С.А. Бубнов // Известия Саратовского университета. — 2016. — № 3. — Т. 16. — С. 286-289.

52. Бубнов С.А «Революционная» поэзия С.А. Есенина в культурном сознании современников поэта / С.А. Бубнов // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2012. — № 1. — С. 234-240.

53. Будько Н.Б. Музыкальный экфрасис народной песни : на материале рассказа И.С. Тургенева «Певцы», повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», рассказа А.И. Куприна «Гамбринус» / Н.Б. Будько // Сб.статей по итогам конф. Ломоносовские чтения на Алтае : фундаментальные проблемы науки и образования. — 2015. — С. 225-233.

54. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь / Ю. Булучевский, В. Фомин. — М. : Музыка, 2005. — 461 с.

55. Васяева К.О., Лихачева О.В. Церковные праздники в сборнике «Радуница» С.А. Есенина / К.О. Васяева, О.В. Лихачева // Молодой ученый.

— 2016. — № 6.(4). — С. 7-10.

56. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. — М. : Высшая школа, 1989. — 327 с.

57. Виншель А.В. Музыка и музыкант в немецкой литературе рубежа XX — XXI веков (П. Зюскинд « Контрабас», Х. Й. Ортайль «Ночь Донжуана», Х.У. Трайхель «Тристан Аккорд») : Дисс. ... канд. филологич. наук : 10.01.01 / А.В. Виншель. — Тамбов. — 2015. — 186 с.

58. Власова З.И. Скоморохи и фольклор / З.И. Власова. — СПб. : Алетейя, 2001. — 522 с.

59. Волова С.И. Русский романс XVIII — I половины XIX в. Генезис. Типология. Поэтика : Автореф. дисс. ... канд. филологич. наук : 10.01.01 / С.И. Волова. — М., 1995. — 19 с.

60. Воронова О.В. Поэтика библейских аналогий в поэзии имажинистов революционных лет / О.В. Воронова // Русский имажинизм: История, теория, практика. — М. : ИМЛИ РАН, 2005. — С.168-174.

61. Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура : монография / О.Е. Воронова. — Рязань : Узорочье. — 2002. — 520 с.

62. Воронский А.К. Сергей Есенин / А.К. Воронский // С. Есенин. Собр. стихотворений. — М. : Худож литер., 1926. — Т.2.

63. Воронский А. Есенин С.А. - Литературные силуэты / А. Воронский // Красная новь. — 1924 — № 1. — С.271-289.

64. Воронова О.Е. Творчество С. А. Есенина в контексте традиций русской духовной культуры : дисс. ... доктора филолог. наук : 10.01.01 / О.Е. Воронова. — М., 2000. — 469с.

65. Галиева М.А. Миф и фольклор в картине мира эпохи авангарда : постановка вопроса / М.А. Галиева // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — №. 1. — Т. 7. — С. 31-36.

66. Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях / М.Л. Гаспаров. — М. : Фортуна лимитед, 2001. — 286 с.

67. Галушкин А.Ю., Поливанов К.М. Имажинисты: лицом к лицу с НКВД / А.Ю. Галушкин, К.М. Поливанов // Литературное обозрение. — 1996. — № 5-6. — С. 55-64.

68. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе / Л. Геллер // Экфрасис в русской литературе : Труды Лозаннского симпозиума / Л. Геллер.

— М. : МИК, 2002. — С.5-23.

69. Герасимова И.А. Визуализация, творчество и культурные практики / И.А. Герасимова // Визуальный образ (Междисциплинарные исследования).

— М. : ИФРАН, 2008. — С. 10-26.

70. Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века): Дисс. ... доктора искусствовед.: 17.00.02 / Л.Л. Гервер. — Москва. — 1997. — 290 с.

71. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / К.Я. Голейзовский / под ред. М. Левина. — М. : Искусство, 1964.— 368 с.

72. Глубоковский Б. Сергей Есенин / Б. Глубоковский // Образ. Журнал писателей Православной России. — 1996. — № 3 (7). — С. 118-126.

73. Глушкова Т. Музыка России (лирика А. Блока) / Т. Глушкова // Традиция

— совесть поэзии. — М., 1987. — С. 36-39.

74. Давыдова В.П. Музыка для флейты русских композиторов второй половины XX века (на примере жанров концерта и сонаты) : Автореф. дисс. ... канд. искусствовед. : 17.00.02 / В.П. Давыдова. — Ростов-на-Дону, 2007.

— 26 с.

75. Джумайло О.А. Новые книги об экфрасисе / О.А. Джумайло // Практики и интерпретации : Журнал Филологических образовательных и культурных исследований. — 2016. — №1. — Т. 1. — С. 225-234.

76. Дмитриев Л. А. «Слово о полку Игореве» и русская литература / Л.А. Дмитриев // Слово о полку Игореве. — Л. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1967. — С. 69-92.

77. Дмитриевская, Л.Н. Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты / Л.Н. Дмитриевская. — М. : ИПК «Литера», 2013. — 200 с.

78. Древо жизни : Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю.М. Медведева, вступит, статья Б.П. Кирдана. — М. : Современник, 1982.

— 464с.

79.Дроздков В.А. Зарождение русского имажинизма в творчестве Шершеневича (хронология событий 1911 - 1916 годы) / В.А. Дроздков // Русский имажинизм : История, теория, практика. — М. : ИМЛИ РАН, 2005.

— С. 27-51.

80. Дроздков В.А. Идейное противостояние поэтов : «Крематорий» Шершеневича и «Облако в штанах» Маяковского / В.А. Дроздков // Русский имажинизм : История, теория, практика. —М. : ИМЛИ РАН, 2005. — С. 266277.

81. Дроздков В.А. DUM SPIRO SPERO : О Вадиме Шершеневиче и не только : Статьи, разыскания, публикации / В.А. Дроздков. — М. : Водолей, 2014. — 800 с.

82. Дункан А. Танец будущего // А. Дункан / Сост. и ред. С.П. Снежко. — Киев, 1989. — 358 с.

83. Евсин И. Преодоление. Сергей Есенин и его путь к Богу / И. Евсин. — Рязань : ГУП, 2014. — 58 с.

84. Евсеев А.С. Основы теории аллюзии : на материале русского языка : дисс. ... канд. филолог. наук : 10.02.01 / А.С. Евсеев. — М., 1990. — 212 с.

85. Епишева О.В. Музыка в лирике К.Д. Бальмонта : Дисс. .канд. филолог. Наук : 10.01.01 /О.В. Епишева. — Иваново. — 2006. — 220 с.

86. Еремина М.Ю. Роман с танцем / М.Ю. Еремина. — Санкт-Петербург. — ООО ТФ : «Созвездие», 1988. — 252 с.

87. Есаулов И.А. Экфрасис в русской литературе нового времени. Картина и Икона / И.А. Есаулов // Проблемы исторической поэтики. — № 6. — 2001. — С. 43-56.

88. Есенин С.А. в воспоминаниях современников : в 2 томах. / Вступ. ст., сост. и коммент. А. А. Козловского. — М. : «Художественная литература», 1986.

Т. I. — 1986. — 511 с. Т. II. — 1986. — 445 с.

89. Жолковский А. Новая и новейшая русская поэзия / А. Жолковский. — М. : Издательство РГГУ, 2009. — 364 с.

90. Закалюжный Л.В. «Три действия по четырем картинам» В. Дурненкова как пьеса-экфрасис / Л.В. Закалюжный // «Science and Education a New Dimension Philology. — 2014. — № 24. — С. 32-36.

91.Захаров А.Н. Русский имажинизм : предварительные итоги / А.Н. Захаров // Русский имажинизм : История, теория, практика. — М. : ИМЛИ РАН, 2005.

— С. 11-27.

92.Захаров А.Н. Эволюция есенинского имажинизма / А.Н. Захаров // Русский имажинизм : История, теория, практика. — М. : ИМЛИ РАН, 2005.

— С. 51-76.

93. Зверев А.М. Литература США [второй половины XIX в.] / А.М. Зверев // История всемирной литературы : В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. — М. : Наука, 1994. — С. 545—549. 94.Земцова Я.М. Визуальные образы в историческом контексте / Я.М. Земцова // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2012. — № 2 (17). — С. 125-128.

95. Зотова С. Экфрасис как аллюзия и принцип организации текста в новелле А. фон Арнима «Майорат» / С. Зотова // Филологические этюды. — Саратов : Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2013. — С. 33-35.

96. Иванова Е.А. В. Шершеневич и В. Маяковский : грани диалога / Е.А. Иванова // Проблемы литературного диалога. — Саратов : Изд-во Латанова В.П. — 2002. — С. 122- 127.

97. Иванова Е.А. Творчество В. Шершеневича : теоретические декларации и поэтическая практика : Дисс. ... канд. филолог. Наук : 10.01.01 / Е.А. Иванова. — Саратов, 2005. — 202 с.

98. Иванова (Федорчук) Е.А. В. Шершеневич : в поисках истинного футуризма / Е.А. Иванова (Федорчук) // Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века : Материалы международной научной конференции. — М. : ИКФ «Каталог», 2003. — С. 69-74.

99. Исаев Г.Г. Архетип эстета в дискурсах повествователя и лирического героя А. Мариенгофа 1920-х годов / Г.Г. Исаев // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2015. — № 1. — С. 7-17.

100. Исаев Г.Г. К вопросу о генезисе творчества поэтов-имажинистов / Г.Г. Исаев // Проблемы художественного слова. — 2012. — № 3. — С. 119129.

101. Исаев Г.Г. Код телесности в литературно-критическом дискурсе А. Мариенгофа / Г.Г. Исаев // Культурное наследие полиэтнического региона.

— 2016. —№ 4. — С. 224-231.

102. Каровская Н.С. Феномен колокола в русской культуре : Дисс. ... канд. культорологии : 24.00.02 / Н.С. Каровская. — Ярославль, 2000. — 200 с.

103. Кедров К.А. Образы древнерусского искусства в поэзии С.А. Есенина / К.А. Кедров // Есенин и современность. — М. : Современник, 1975. — 405 с.

104.Клинг О. Топоэкфрасис : место действия как герой литературного произведения (возможности термина) / О. Клинг // Экфрасис в русской литературе : Труды Лозаннского симпозиума. — М. : Издательство «МИК».

— 2002. — С. 97-111.

105. Козаногин С.В. Художественная рецепция Ветхого Завета в русской литературе XIX — начала XX веков : Дисс. канд. филолог. наук : 10.01.01 / С.В. Казаногин. — Волгоград, 2011.— 248 с.

106. Коринфский А.А. Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц руссого народа / А.А. Коринфский; сост. А.В. Буторов.

— М. : АСТ : Астрель, 2011. — 734 с.

107. Красман В.А. К вопросу о специфике «ночного хронотопа» в европейском романтизме / В.А. Красман // Молодой ученый. — 2011. — № 5.

— Т. 2. — С. 18-20.

108. Криворучко А.Ю. Функции экфрасиса в русской прозе 1920-х годов : Автореф. дисс. ... канд. филолог. наук : 10.01.01 / А.Ю. Криворучко. — Тверь, 2009. — 18 с.

109. Крусанов А.В. Русский авангард : 1907-1932 (Исторический обзор) / А.В. Крусанов. — В 3 т. — Т. 2. Футуристическая революция (1917-1921). — Кн. 1, 2. — М. : Новое литературное обозрение, 2003. — 808 с., 608 с.

110. Куняев С.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин / С.Ю. Куняев, С.С. Куняев. — М. : Молодая гвардия, 2005. — 593 с.

111. Ланн Ж.К. О разных аспектах экфрасиса у В. Хлебникова / Ж.К. Ланн // Экфрасис в русской литературе. Сборник трудов Лозаннского симпозиума.

— М. : МИК, 2002. — С. 71-86.

112. Лебедева О.В. Живописный экфрасис в современной английской новелле / О.В. Лебедева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. : Филология, педагогика, психология. — 2017. — № 1. -С. 48-54.

113. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте Исследование / Т. Левая. — М. : Музыка, 1991. — 166 с.

114. Левкиевская Е. Мифы русского народа / Е. Левкиевская. - АСТ : Астрель, 2010. — 528 с.

115. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В. Бычкова. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. — 607 с.

116. Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: биография / О. Лекманов, М. Свердлов. — М. : Астрель : CORPUS, 2012. — 608 с.

219

117. Летопись жизни и творчества С. А. Есенина 1915 // Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: В 5 томах / РАН; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — Т. 1: 1895—1916. — 2005. — С. 198—307.

118. Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. — СПб. : Искусство, 1998. —702 с.

119. Лотман Ю.М. Избранные статьи : В 3-х т. / Ю.М. Лотман. — Т. II. — Таллинн: Александрия, 1992. — С. 389-415.

120. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // История и типология русской культуры / Ю.М.Лотман. — СПб. : Искусство, 2002. — 768с.

121. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина / А.М. Марченко. — М. : Сов. писатель, 1972. — 308 с.

122. Марченко А.М. Есенин. Путь и беспутье / А.М. Марченко. — М. : Астрель, 2012. — 606 с.

123. Машкова Л.А. Литературная аллюзия как предмет филологической герменевтики : Автореф. дисс. ... канд. филолог. наук / Л.А. Машкова. — М., 1989. — 24 с.

124. Меднис Н.Е. «Религиозный экфрасис» в русской литературе / Н.Е. Меднис // Критика и семиотика. — 2006. — № 10. - С. 58-67.

125. Мекш Э.Б. Традиции Ницше в поэзии имажинистов / Э.Б. Мекш // Русский имажинизм : История, теория, практика. — М. : ИМЛИ РАН, 2005.

— С. 254-266.

126. Мелентьев Д.С. Христианское переосмысление античных традиций экфрасиса в древнерусской литературы / Д.С. Мелентьев // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2013.

— № 4 (12). — С. 222-230.

127. Михаленко Н.В. Иконописная цветопись в библейских поэмах

С.А. Есенина / Н. В. Михаленко // Евангельский текст в русской литературе

XII-XXI веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. —

Петрозаводск, 2014. — Вып. 9. — С. 455-470.

220

128. Морозова Н.Г. Экфрасис в прозе русского романтизма: Дисс. ... канд. филолог. наук : 10.01.01 / Н.Г. Морозова. — Новосибирск, 2006. — 210 с.

129. Московкина Е.А. Символика танца в русской литературе XIX века // Е.А. Московкина // Художественный образ в условиях многоуровневой системы подготовки : практика, проблемы, перспективы. — Барнаул : АГИК, 2015. — С. 173-181.

130. Мукина О.Г. Синестезия как лингвостилистический феномен / О.Г. Мукина // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. — 2001. — № 2. — С. 75-76.

131. Народная художественная культура / Учебник под ред. Бакланова Т.И., Стрельцовой Е.Ю. — М. : МГУКИ, 2000. — 344 с.

132. Наумов Е.И. Жизнь и творчество Сергея Есенина / Е.И. Наумов. — М. : Просвещение. 1965. —280 с.

133. «Невыразимо выразимое» : Экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. — М. : Новое литературное обозрение, 2013. — 571 с.

134. Нейман Б.В. Источники эйдологии Есенина / Б.В. Нейман // Художественный фольклор. — М. : Государственной академии художественных наук, 1929. — 212 с.

135. Нике М. Типология экфрасиса в «Жизни Клима Самгина» М. Горького / М. Нике // Экфрасис в русской литературе : Труды Лозаннского симпозиума. — М. : МИК, 2002. — С. 123-134.

136. Николаева А.А. Драмутргия имажинизма в контексте художественных исканий первой трети ХХ века / А.А. Николаева : дисс. ... канд. филолог. наук. — Рязань, 2005ю — 227 с.

137. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — 304с.

138. Нырков А. Безрелигиозное христианство Дитриха Бонхёффера :

психологический феномен? / А. Нырков // Консультативная психология и

психотерапия / Ред. Ф.Е. Василюк. — 2014. — № 5 (84). — С. 20-58.

221

139. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М : Азбуковник, 1999. — 944 с.

140. Павлова И.В. Имажинизм в контексте модернисткой авангардной поэзии XX века : Автореф. дисс. ... канд. филолог. наук : 10.01.01 / И.В. Павлова. — М. 2002. — 25 с.

141. Павлова И.В. Общие свойства лирического сознания и пафоса в поэзии имажинистов / И.В. Павлова // Русский имажинизм : История, теория, практика. — М. : ИМЛИ РАН, 2005. — С. 75-96.

142. Паунд Э.Л. Избранные работы : Путеводитель по культуре / Э.Л. Паунд; Сост., предисл. Чухрукидзе К.К.; Пер. с англ. Чухрукидзе К.К. и др.; Примеч. и коммент. Нестеров А.В., Чухрукидзе К.К. — 2-е изд., испр. — М. : Логос, 2000. — 183с.

143. Перцева П.С., Титкова Н.Е. Музыка природы в поэзии С.А. Есенина / П.С Перцева, Н.Е. Титкова // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (4). — С. 3538.

144. Перелыгина П.В. Цветопись как элемент идиостиля автора. На материале поэзии С. Есенина и Н. Рубцова / П.В. Перелыгина // Вестник Тамбовского университета. — 2008. — № 1 (57). — С. 161-166.

145. Петренко Е.А. Синтез музыки и танца как традиция русского балета / Е.А. Петренко // Вестник культуры и искусств. — 2008. — № 1. - С. 1-7.

146. Попель-Махницки В. Поэтическая иконопись Сергея Есенина /

B. Попель-Махницки // Studia Rossica Posnaniensia. — 1995. — № 26. —

C. 45-54.

147. Постнова Е.А. Экфрасис в творчестве В.А. Каверина 1960-1970-х гг. : дисс. ... канд. филолог. наук : 10.01.01 / Е.А. Постнова. — Пермь, 2012. — 169 с.

148. Потебня А.А. Слово и миф / А.А. Потебня. — М. : Издательство «Правда», 1989. — 622с.

149. Прилепин З. Великолепный Мариенгоф / З. Прилепин // Русская жизнь.

— Земство. — 2008. — С. 11-13.

150. Прилепин З. Непохожие поэты. Трагедии и судьбы большевистской эпохи : Анатолий Мариенгоф, Борис Корнилов, Владимир Луговской. — М. : Молодая гвардия, 2015. — 373 с.

151. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха / Ю.Л. Прокушев.

— М. : Моск. Рабочий, 1975. — 328 с.

152. Прохоров С.М. Фольклор в художественном мире С.А. Есенина : автореф. ... канд. филолог. наук. : 10.01.01 / С.М. Прохоров. — Коломна, 1997. — 195 с.

153. Пузанкова С.Н. Жанр надписи в творчестве М.В. Ломоносова : поэтика экфрасиса : автореф. дисс. ... канд. филол. наук / С.Н. Пузанкова. — Екатеринбург, 2013. — 24 с.

154. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. — СПб. : Петербургское востоковедение, 2003. — 457 с.

155. Розанов Ив. Мое знакомство с Есениным / Ив. Розанов // Памяти Есенина. — М. : Изд. Всероссийского союза поэта , 1926. — С.39-40.

156. Рубинс М. «Пластическая радость красоты»: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция / М. Рубинс. — СПб. : Академический проект, 2003. — 357 с.

157. Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. / сост. Шубникова-Гусева Н.И. — М. : Инкон, 1993. - 328+205 с.

158. Ивнев Р. Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича. Выстрел четвертый - в Шершеневича / Р. Ивнев // Шершеневич В.Г. Листы имажиниста / В. Шершеневич. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1997. - С. 461-465.

159. Савченко Т.К. Есенин и его окружение. Литературно-творческие связи. Взаимовлияния. Типология: Автореф. дисс. ... доктора филол. наук / Т.К. Савченко. - М., 1991. - 36 с.

160. Сабашникова М.В. Зеленая змея: История одной жизни / Пер. с нем.

223

М.Н. Жемчужниковой, М : ЭНИГМА, 1993. — С. 261-262.

161. Самоделова А.С. Антропологическая поэтика С.А. Есенина : Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций / А.С. Самоделова. — М. : Языки славянских культур, 2006. — 920 с.

162. Свистунова М.М. Композиция постановка танца. Курс лекций / М.М. Свистунова. — Барнаул : АККК, 2010. — 124 с.

163. Святое Евангелие. — 7-е издание. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. - 384с.

164. Синило Г.В. Танах и мировая поэзия / Г.В. Синило. — Минск : Экономпресс, 2009. — 880 с.

165. Ситдикова Г.Ф. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и

М.И. Цветаевой : Автореф. дисс..... канд. филолог.. наук : 10.01.01. —

Самара, 2008. — 23 с.

166. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры / О. Соколов. — Нижний Новгород : Изд-во Нижегородского университета, 1994. — 218 с.

167. Соколов О. О «музыкальных формах» в литературе (к проблеме соотношения видов искусства) // Эстетические очерки / О.О. Соколов. — М. : Советский композитор, 1979. — Вып. 5. — С. 208-233.

168. Соловьевой Е.Е. Музыкальный код» и «музыкальный экфрасис / Е.Е. Соловьева // STEPHANOS. — 2016. — № 2 (16). — С.119-128.

169. Сухов А.В. Музыкальный образ гитары в творчестве С.А.Есенина / А.В. Сухов // Вестник Пензенского государственного университета. — 2015.

— № 4. — С.71-75.

170. Сухов А.В. Музыкальные образы духовых инструментов в творчестве С.А. Есенина и поэтов-имажинистов / А.В. Сухов // Вестник ВГУ. Серия : Филология. Журналистика. — 2015. — № 3. — С. 95-99.

171. Сухов А.В. Музыкальные образы в творчестве С.А. Есенина : мифопоэтика и контекст : Дисс. ... канд. филолог. наук : 10.01.01. — Пенза.

— 2017. — 202 с.

172. Сухов В.А. Образ города в творчестве А. Мариенгофа и поэтов-имажинистов // Русский имажинизм : История, теория, практика./ В.А. Сухов. — М. : ИМЛИ РАН, 2005. — С. 316-322.

173. Сухов В.А. Очерки о жизни и творчестве А. Мариенгофа / В.А. Сухов. — Пенза ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. — 192 с.

174. Сухов В.А. Сергей Есенин и имажинизм: Автореф. дисс. ... канд. филолог. наук / В.А. Сухов. — М., 1997. — 19 с.

175. Сухов В.А. Эволюция образа Москвы в творчестве А.Б. Мариенгофа /

B.А. Сухов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского / В.А. Сухов. — 2012. — № 27. — С. 402-406.

176. Тернова Т.А. История и практика русского имажинизма : Дисс. ... канд. филолог.. наук : 10.01.0 / Т.А. Тернова. — Воронеж, 2000. — 216 с.

178. Тернова Т.А. Феномен маргинальности в литературе русского авангарда первой трети XX в. : Дисс. ... доктора филолог. наук / Т.А. Тернова. — Воронеж, 2012. — 525 с.

179. Тернова Т.А Феномен маргинальности в литературе русского авангард : имажинизм / Т.А. Тернова. — Воронеж : Изд-во «Наука-Юнипресс», 2011. — 192 с.

180. Тернова Т.А. Цикл А. Мариенгофа «Поэмы войны» в контексте литературы 1941-1945 гг. / Т.А. Тернова // Вестник Тамбовского университета. — 2011. — № 8 (100). — С. 193-198.

181. Титова Н.П. Образ музыканта и музыкальный экфрасис в романе П. Киньяра «Все утра мира» / Н.П. Титова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. — 2017. — № 1 (54). —

C.163-171.

182. Топоров В.Н. Петух // Мифы народов мира / В.Н Топоров. — Т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — С. 309-310.

183. Трессидер Д. Словарь символов / Д. Трессидер. — М. : ГРАНД, 1999. — 448с.

184. Тухарели М.Д. Аллюзия в системе художественного произведения : дисс. ... канд. филолог. наук / М.Д. Тухарели. — Тбилиси, 1984. — 167 с.

185. Тынянов Ю.Н. Промежуток / Ю.Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. — М. : Наука, 1977. — С. 168-195.

186. Удянская И.Ф. Танец как предмет изображения в литературе русского модернизма: Автореф. дисс. ... канд. филолог. наук : 10.01.01 / И.Ф. Удянская. — Москва, 2006. — 180 с.

187. Уртминцева М.Г. Экфрасис : научная проблема и методика ее исследования / М.Г. Уртминцева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Литературоведение. Межкультурная коммуникация. / М.Г. Уртминцева. — 2010. — № 4. — С. 975-977.

188. Ушакова О.М. Миф о Прокне и Филомеле в поэзии Т.С. Элиота / О.М. Ушакова // Известия УрГУ. — 2001. — № 21. — С. 17-33.

189. Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: контрапункт интертекстуальности / Н.А. Фатеева — М. : КомКнига, 2007. — 282 с.

190. Фрэнсис Е.П. Скоморохи и церковь. Скоморохи в памятниках письменности / Сост. З.И. Власова, Е.П. Фрэнсис (Гладких). — СПб. : Нестор-История, 2007. — С. 463-477.

191. Хализев В. Теория литературы / В. Хализев. — М. : Высшая школа, 1999. — 240 с.

192. Ханинова Р.М. «Сон-экфраза и «оживший» экфрасис в прозе А.Н. Толстого 1910-1920-х гг. / Р.М. Ханинова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2008. — № 10. —С. 150156.

193. Хетени Ж. Экфрасис о двух концах — теоретическом и практическом. Тезисы несостоявшегося доклада / Ж. Хетени // Экфрасис в русской литературе : Труды Лозаннского симпозиума — М. : МИК, 2002. — С. 162166.

194. Ходель Р. Экфрасис и демодализация высказывания / Р. Ходель // Экфрасис в русской литературе : Труды Лозаннского симпозиума. — М. : МИК, 2002. — С. 23-31.

195. Хопрова Т.А. Музыка в жизни и творчестве А. Блока / Т.А. Хопрова. — Л. : Музыка. Ленинградское отделение, 1974. — 152 с.

196. Хмырова-Пруель И.Б. Роль поэзии в музыке, музыки в поэзии (на примере поэтической культуры Серебряного века) ./ И.Б. Хмырова -Пруель. — Сб. науч. тр. по итогам III международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2016. — С. 20-23.

197. Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф : Денди. Монтаж. Циники. / Т. Хуттунен. — М. : Новое литературное обозрение. 2007. — 272 с.

198. Чернова Е.В. К вопросу о дискурсе русского бытового романса в поэзии Есенина / Е.В. Чернова // Сергей Есенин и искусство : Сб. науч. трудов / ИМЛИ РАН; Гос. музей-заповедник С.А. Есенина; РГУ им. С.А. Есенина. — 2014. — С. 216-223.

199. Чипенко Г.Г. Художественная проза А Мариенгофа 1920-х годов : Автореф. дисс... канд филолог. наук : 10.01.01 / Г.Г. Чипенко. — Южно-Сахалинск, 2003. — 158с.

200. Шипулина Г.И. Слово песня / петь и их производные в поэзии Есенина / И.Г. Шипулина // Сергей Есенин и искусство : Сб. науч. трудов по материалам Межд. науч. конференции, посвященной 119-летию со дня рождения С. Есенина / ИМЛИ РАН, ГМЗЕ, РГУ им. С.А. Есенина./ Г.И. Шипулина. — М.— Рязань — Константиново, 2014. — С. 232-241.

201. Шмакова М.Н. Традиции народной культуры в лирике Есенина : мифологиеский текст родильного обряда / М.Н. Шмакова // Поэтика и проблематика С.А. Есенина в контексте Есенинской энциклопедии : материалы Международной научной конференции, посвящённой 113-летию со дня рождения С.А. Есенина. — Издательство «Лазурь», 2009. — С. 144155.

202. Шукуров Д.Л. Концепция слова в дискурсе русского литературного аванграда / Д.Л. Шукуров. — СПб.; Иваново, 2007. — 440 с.

203. Шубникова-Гусева Н.И. Есенин и искусство: проблемы и перспективы исследования / Н.И. Шубникова-Гусева // Сергей Есенин и искусство : Сб. науч. трудов по материалам Межд. науч. конференции, посвященной 119-летию со дня рождения С. Есенина / ИМЛИ РАН, ГМЗЕ, РГУ им. С.А. Есенина. — М.— Рязань — Константиново, 2014. — С. 8-33.

204. Шубникова-Гусева Н.И. Летопись жизни и творчества С.А.Есенина: Предварительные итоги / Н.И. Шубникова-Гусева // Вестник РГНФ. — М., 2013. — № 3 (72). — С. 118-133.

205. Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6 т. / С. Эйзенштейн. — Т.2.

— М. : Искусство, 1964-1971. — 560 с.

206. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха / Б.М. Эйхенбаум. — Пб.: ОПОЯЗ, 1922. — 199 с.

207. Юшин П.Ф. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов / П.Ф. Юшин — М. : Издательство Московского Университета, 1966. — 320 с.

208. Яжембиньска И. Русский имажинизм как литературное явление : Дисс. ... канд. филолог. наук : 10.01.01 / И. Яжембиньска. — Л., 1986. — 176 с.

209. Яценко Е.В. «Любите живопись, поэты.» Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель / Е.В. Яценко // Вопросы философии. — 2011. — № 11. — С. 47-57.

210. Trotskii I. Rapsody / I. Trotskii // Literaturnaia entsiklopediia: V 11 t. — [M.], 1929—1939. T. 9. — M.: OGIZ RSFSR, Gos. in-t. «Sov. Entsikl.», 1935. — Stb. 526.

Интернет-источники

211. Брокгауз Ф.А, Ефрон И.А. Энциклопедический словарь // Энциклопедический словарь. — С.-Пб. : Брокгауз-Ефрон 1890-1907г. — Электронный ресурс. — Режим доступа : [URL:http://www.vehi.net/brokgauz].

— Дата обращения — 15.06.2016.

212. Воронова О.Е. Сергей Есенин и православие // К единству! — 2010. — № 6. — Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://esenin.ru/o-esenine/stati/voronova-o-e-sergei-esenin-i-pravoslavie]. — Дата обращения —

10.07.2016.

213. Гиршон А. Танец как метафора и не только // Центр интегрального танца : Жить танцуя, 2015. — Электронный ресурс. — Режим доступа : [http://www.isra-trainings.com/articles/dance/meta.html]. — Дата обращения —

15.03.2017.

214. Демидов. О. Мариенгоф и Глазков : к истории взаимоотношений // Homo Legens, 2014, № 1. — Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://magazines.mss.ru/homo_legens/201/1/mariengof-i-glazkov-k-istorii-vzaimootnoshenij.html] — Дата обращения — 15.06.2017.

215. Древнерусский словарь славянской мифологии. — Электронный ресурс. — Режим доступа : [http://drevnerus.ru/lel/] — Дата обращения — 15.03.2017.

216. Дмитриевскя Л.Н. Образ живописного портрета и пейзаж в русской прозе: экфрасис мотив и художественная деталь / Л.Н. Дмитриевская // Современные исследования социальных проблем. — 2013. — № 9 (29). — Электронный ресурс. — Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhivopisnogo-portreta-i-peyzazha-v-russkoy-proze-ekfrasis-motiv-i-hudozhestvennaya-detal] — Дата обращения — 15.03.2017.

217. Евангелие от Марии. — Электронный ресурс. — Режим доступа : [http://www.sacrum.ru/Christ/maria.htm] — Дата обращения — 15.03.2017.

218. Епишева О.В. Концепт «музыка» в лирике К.Д. Бальмонта / О.В. Епишева // К. Бальмонт в зеркале филологии : Вып. 3. — Электронный ресурс. — Режим доступа : [http://balmontoved.ru/almanah-solnechnaja-prjazha/vypusk-3/k-balmont-v-zerkale-filologii/37-ov-episheva-kontsept-muzyka-v-lirike-kd-balmonta.html] — Дата обращения — 21.07.2016.

219. История вещей : Интернет-журнал. — Электронный ресурс. — Режим доступа : ^р://история-вещей.рф/ти7у1каЛ81опуа-ЬиЬпа.Ы:т1]. — Дата обращения — 10.09.2017.

220. Коваленко А.А. Экфрасис в художественном тексте: проблемы изучения // Молодежь и наука: сб. матер. Х Юбилейной Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. — Красноярск, 2014. — Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://e1ib.sfu-kras.ru/hand1e/2311/18290] — Дата обращения — 25.06.2017.

221. Кривина Т.М. О теоретической основе имажизма // Зарубежная литература веков — Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://megaobucha1ka.rU/1/29082.htm1] - Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://e1ib.sfu-kras.ru/hand1e/2311/18290] — Дата обращения — 25.06.2017.

222. Леонкавалло Р. Либретто оперы «Паяцы». — Электронный ресурс — Режим доступа:[http://1ibretto-oper.ru/1eoncava11o/pag1iacci] — Дата обращения — 10.07.2016.

223. Миловидов В.А. Нарратология экфрасиса // Narratorium. — 2011. — № 12. — Электронный ресурс. — Режим доступа : [http://narratorium.rggu.ru/print.htm1?id=2027587] — Дата обращения — 15.03.2017.

224. Сухов В. «На мотив Сережи я складываю песни» (К проблеме личных и творческих взаимоотношений С. Есенина и А. Мариенгофа) // О Есенине, 2014. — Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://esenin.ru/o-esenine/okruzhenie-esenina/mariengof-anato1ii/sukhov-v-na-motiv-serezhi-ia-sk1adyvaiu-pesni] — Дата обращения — 15.03.2017.

225. Сухов В.А. Только образ и мощь порыва! // О Есенине, 2014. — Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://esenin.ru/o-esenine/stati/sukhov-v-a-to1ko-obraz-i-moshch-poryva] — Дата обращения — 15.03.2017.

225. Чернышов В. Христианские мотивы в лирике Сергея Есенина // Православная жизнь, 2015. — Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://pravlife.org/content/hristianskie-motivy-v-lirike-sergeya-esenina-ch1] — Дата обращения — 15.12.2016.

226. Шевченко Е.С. Примитив балагана в русской драматургии 1900-1930-х гг. / Е.С. Шевченко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. — № 5. — 2010. — Электронный ресурс — Режим доступа : [https://cyberleninka.ru/article/n/primitiv-balagana-v-russkoy-dramaturgii-1900-h-1930-h-godov] — Дата обращения — 10.07.2017.

227. Энциклопедия символики и геральдики. — Электронный ресурс — Режим доступа : [http://www.symbolarium.ru/index.php] Дата обращения — 10.07.2016.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.