Экфрасис в прозе русского романтизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Морозова, Наталья Геннадьевна

  • Морозова, Наталья Геннадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 210
Морозова, Наталья Геннадьевна. Экфрасис в прозе русского романтизма: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Новосибирск. 2006. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Морозова, Наталья Геннадьевна

Введение. р®

Глава 1. Основные аспекты поэтики романтического экфрасиса.

1.1. Экфрасис и диегесис: описание и наррация.

1.2. Способы введения экфрасиса в текст.

1.3. Инвариантная схема романтического экфрасиса.

1.4. Функции романтического экфрасиса.

Глава 2. Сюжетообразующая функция романтического экфрасиса.

2.1. Романтический экфрасис как текст в тексте.

2.2. Экфрасис в композиции сюжета.

2.3. Мотив «оживления» картины в сюжете романтической повести.

2.3.1. Отражение в экфрасисе принципа романтического двоемирия.

2.3.2. «Театрализация» живописи.

2.3.3. Формы оживления живописного полотна.

Глава 3. Экфрасис в нехудожественных текстах (1800-1850 гг.).

3.1. Общее представление о границах материала.

3.2. Специфика экфрасиса в эпистолярном жанре.

3.3. Своеобразие и функции очеркового экфрасиса.

3.4. Экфрасис в периодических изданиях 1800-1850 гг.

3.4.1. Жанровые модификации экфрасиса в периодических изданиях.

3.4.2. «Изъяснение картинки».

3.4.3. Отчеты с выставок и известия о картинах-новинках.

3.4.4. Биографии.

3.4.5. Путевые очерки.

• 3.4.6. Исторические известия и свидетельства.

3.4.7. Особые случаи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экфрасис в прозе русского романтизма»

- во введении определяются цели и задачи, актуальность и перспектива исследования, предлагается аналитический обзор работ по проблеме экфрасиса, формулируется наше рабочее определение термина экфрасис;

- первая глава посвящена поэтике экфрасиса в прозе русских романтиков, определению соотношения экфрасиса и диегесиса, исследованию способов введения экфрасиса в текст романтической повести и выявлению основных его функций; вторая глава диссертации представляет собой исследование сюжетообразующей функции романтического экфрасиса, изучение экфрасиса в нарративном аспекте; в третьей главе речь пойдет о романтическом экфрасисе нехудожественных текстов - эпистолярном и очерковом, а также о жанровом своеобразии экфрасиса в русских периодических изданиях первой половины

XIX века и культурно-исторических фактах, обусловивших подобные трансформации;

- в заключении подводятся итоги работы и делаются выводы по результатам исследования.

Текст диссертационной работы сопровождается примечаниями. В конце прилагается перечень источников, дан библиографический список, включающий 172 названия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Морозова, Наталья Геннадьевна

Заключение

Исследовав художественные, публицистические и эпистолярные тексты первой половины XIX века, мы выявили стойкую приверженность романтизма к экфрасису. Повести писателей-романтиков, журнальные статьи и заметки, эпистолярное наследие первой трети XIX века свидетельствуют не только о частотности обращения к экфрасису как особому типу текста, но также о структурно-содержательной трансформации, особой его поэтике в романтическом дискурсе. Инвариантную схему романтического экфрасиса мы назвали конструкцией романтического экфрасиса. Экфрастические фрагменты, отвечающие нашему рабочему определению романтического экфрасиса, обладают рядом устойчивых признаков. Изображения у романтиков всегда таинственны, аллегоричны, наделены скрытым смыслом. Картина, представляя живописную репрезентацию души ее создателя, есть воплощение божественной истины, либо средоточие дьявольской силы, что не влияет на ее внешнее «совершенство» (совершенство в отделке). Картина у романтиков -мистическое отражение реальности. Непременным атрибутом и главным достоинством изображения становится его «живость». Пластичность живописных образов является источником несомой ими экспрессии. Избыточное жизнеподобие изображения обусловливает выход его из рам картины.

Семиотическая природа картины у романтиков связана с ее одновременной принадлежностью вещественно-предметному миру, окружающему субъекта-зрителя, и с создаваемым ею впечатлением бесконечности, глубины и синхронности изображенного на картине действа. Встреча с картиной происходит во время путешествия, прогулки, просто посещения знакомого. Изображение может находиться в мастерской художника, на выставке, в храме, либо в интерьере кабинета. Зрителей, созерцающих картину, может быть несколько, но позиция одного из них обязательно преобладает, претендуя на статус «справедливой оценки». Герой-зритель обычно знаток живописи, эмоциональная и глубоко чувствующая натура, часто - сам художник. Иногда рядом с героем (повествователем) оказывается лицо, посвященное в историю создания и другие, связанные с картиной, обстоятельства. Компетентность данного персонажа относительна, а вносимые замечания и уточнения носят второстепенный характер, в отдельных случаях - воспринимаются героем критически. Притягивая и удерживая внимание зрителя, картина завлекает его в свое содержательно-смысловое пространство. Созерцание и осмысление картины отмечено душевным переломом, переворотом в мировосприятии героя-романтика. В экфрасисе обязательно присутствует оценка - общая (поверхностная), или развернутая, с позиций героя-знатока. Текст романтического экфрасиса включает глаголы и глагольные формы с семантикой «зрения», «видения», указательные частицы, лексику с эмоционально-оценочным компонентом в значении. Описание богато сравнениями и эпитетами, присутствуют световые образы.

Экфрасис художественных текстов романтиков семиотически амбивалентен, представляя, с одной стороны, описание картины, главным образом вымышленной, с другой - открывая второй - символический, сюжетно-образный - план произведения. Экфрасис нехудожественных текстов сугубо информативен - представляет описание реально существующих произведений живописного искусства.

Среди основных свойств романтического экфрасиса можно назвать стремление, во-первых, к относительной самостоятельности внутри текста произведения, во-вторых, - к однозначности при демонстрации явно противоположных точек зрения в истолковании изображения. Конечный смысл картины - основная и единственная ее идея, - так или иначе, просвечивает и доминирует в тексте. Экфрасис у романтиков есть способ реализации основного принципа романтической поэтики - принципа двоемирия. Романтический экфрасис, открывая фантастический план произведения, является источником мистического начала в тексте. Совершенство описываемой картины - одно из важнейших свойств как художественного, так и публицистического романтического экфрасиса. Живописное полотно предстает шедевром, который через живость, пластичность, экспрессию изображения доносит до зрителя воплощенную в нем сверх-\\ц£\о - идеал творческих устремлений художника. Есть ряд исключений из этого правила. Во-первых, тексты, содержащие критическое описание картин, лишенных художественных достоинств. Например, экфрасис в «Ложных понятиях» Г. Основьяненко, в «Семействе Холмских» Д.Н. Бегичева. Подчеркнутая карикатурность изображения рождает описание-развенчание картины, отрицательный в аксиологическом отношении романтический экфрасис. Во-вторых, это экфрастические включения с явно не выраженной, либо сомнительной оценкой живописного исполнения. Например, картина поедания пленника в «Эмме» Полевого, портрет польского короля в «Юрии Милославском» Загоскина, картина «Смеющийся» в «Спекуляторах» П. Сухонина. Подобного рода примеры-исключения являются показателями степени приверженности данного текста принципам романтической поэтики.

Типология романтического экфрасиса выстроена нами по целому ряду оснований. Прежде всего, необходимо выделить четыре вида экфрасиса в зависимости от вида искусства: живописный, скульптурный, архитектурный, музыкальный. По функционально-стилевой разновидности текста, содержащего экфрасис, мы выявили две основные его группы - художественный и нехудожественный. Последняя группа представлена публицистическим и эпистолярным экфрасисом. По объему можно выделить два вида экфрасиса: подробный (развернутый) экфрасис - экфрастические фрагменты - и сжатый (свернутый) - краткие экфрастические включения, характеристики-упоминания. По месту в композиции произведения - локальный и рассредоточенный (серийный). В зависимости от количества объектов описания (одна картина, или две и более) рассредоточенный экфрасис у романтиков может быть вариативным (однотипным) и разнотипным. По методу введения в текст романтический экфрасис разделяется на компаративный (или сравнительный), интерьерный, оптативный (или желательный - картина-предположение, картина-видение), тематический (экфрасис появляется в беседе персонажей о живописи, или является неотъемлемой частью истории героя-живописца) и описание портрета возлюбленного (-ой). С точки зрения объекта описания можно выявить собственно экфрасис, экфрасис-гетаке (повторные описания-отсылки) и псевдо-экфрасис (или обратный экфрасис, в терминологии М. Нике, - при описании чего-либо, кого-либо как живописного произведения). В аксиологическом отношении можно обозначить два вида романтического экфрасиса: экфрасис-восхваление (позитивный экфрасис — описание совершенных картин) и экфрасис-развенчание (отрицательный экфрасис - описание карикатурных, лишенных художественных достоинств произведений). Наконец, в зависимости от выполняемой функции выделяется: эмоционально-экспрессивный экфрасис - создающий определенную тональность повествования; характеризации - участвующий в характеристике героя, обстоятельств его жизни; сюжетообразующий - предсказательный, ретроспективный, проекционный, замещающий; пояснительный - используется для более точной, наглядной демонстрации мыслей и идей; экфрасис, воссоздающий эстетическую концепцию автора; информативный -осуществляющий функцию эстетического просвещения, то есть знакомства читателя с картиной. Последние три функциональных вида романтического экфрасиса присущи нехудожественным текстам.

Мы считаем, что типология и инвариантная схема романтического экфрасиса, явившиеся результатом нашей работы, создают вполне объективную и достаточно целостную картину экфрасиса эпохи русского романтизма, отображают его как сложное, богатое, многообразное и полифункционалыюе явление литературы 20-40-х гг. XIX века. На наш взгляд, данное исследование создает основу для последующего изучения эволюции русского экфрасиса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Морозова, Наталья Геннадьевна, 2006 год

1. Аксаков, К.С. Вальтер Эйзенберг / К.С. Аксаков // Русская романтическая * повесть писателей 20-40 годов XIX века. М., 1992.

2. Баратынский, Е. История кокетства / Е. Баратынский // Стихотворения. Проза. Письма.-М., 1983.

3. Батюшков, К.Н. Прогулка по Москве / К.И. Батюшков // Опыты в стихах и прозе. -М., 1977.

4. Батюшков, К.Н. Путешествие в замок Сирей / К.Н. Батюшков // Опыты в стихах и прозе. М., 1977.

5. Бегичев, Д.Н. Семейство Холмских / Д.Н. Бегичев // Московский телеграф.1830. №4.

6. Бестужев-Марлинский, А.А. Латник / А.А. Бестужев-Марлинский // Русская романтическая новелла.-М., 1989.

7. Бестужев-Марлинский, А.А. Лейтенант Белозор / А.А. Бестужев-Марлинский // Русская романтическая повесть писателей 20-40 годов XIX века. М., 1992.

8. Бестужев-Марлинский, А.А. Фрегат «Надежда» / А.А. Бестужев-Марлинский // Повести и рассказы. М., 1976.

9. Библиотека для чтения. 1835 - 1836.

10. Библиотека для чтения. 1847.

11. Веревкин, Н.Н. (Рахманный, А.) Кокетка / Н.Н. Веревкин // Библиотека длячтения. 1836.-Т. 18.

12. Вестник Европы. 1802-1826.13. Вестник Европы. 1830.

13. Ган, Е.А. Идеал / Е.А. Ган // Русская романтическая повесть писателей 20-40годов XIX века. -М., 1992.

14. Гоголь, Н.В. Исторический живописец Иванов / Н.В. Гоголь // Собр. соч.: в 7 т. М., 1978.-Т.6.• 16. Гоголь, Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Собр. соч.: В 7-т. М., 1977. Т.З.

15. Гоголь, Н.В. Последний день Помпеи / Н.В. Гоголь // Собр. соч.: в 7 т. М., 1978.-Т.6.

16. Дружинин, А.В. Полинька Сакс / А.В. Дружинин // Библиотека для чтения. 1847.-Т.6.-4.2.

17. Дружинин А.В. Художник / А.В. Дружинин // Современник. 1848. - Т. 10. -4.1.

18. Дух журналов. 1818 - 1820.

19. Жукова, М. Картезианский монастырь / М. Жукова // Утренняя заря: альманах.- 1842.

20. Жуковский, В.А. Рафаэлева «Мадонна» / В.А. Жуковский // В.А. Жуковский -критик. -М., 1985.

21. Журнал российской словесности. 1805.

22. Загоскин, М.Н. Вечер на Хопре / М.Н. Загоскин // Сочинения: в 2-т. М., 1988.-Т.2.

23. Загоскин, М.Н. Рославлев, или Русские в 1812 году / М.Н. Загоскин // Сочинения: в 2-Т.-М., 1988. Т. 1.

24. Загоскин, М.Н. Три жениха / М.Н. Загоскин // Библиотека для чтения. -1835.-Т.10.-Ч.1.

25. Загоскин, М.Н. Юрий Милославский / М.Н. Загоскин // Сочинения: в 2 т. -М., 1988.-Т.1.

26. Карлгоф, В.И. Рассказ на биваке. Истинное происшествие / В.И. Карлгоф // Московский телеграф. 1829. - №20.

27. Кукольник, Н.В. Антонио / Н.В. Кукольник // Русская романтическая новелла.-М., 1989.

28. Кукольник, Н.В. Исторические заметки о картинках / Н.В. Кукольник // Утренняя заря. 1843.

29. Кюхельбекер, В.К. Последний Колонна / В.К. Кюхельбекер // Сочинения. -Л., 1989.

30. Кюхельбекер, В.К. Статьи из «Путешествия» / В.К. Кюхельбекер // Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979.

31. Лажечников, И.И. Последний новик / И.И. Лажечников // Сочинения: в 2 т. -М, 1986. -Т.1.

32. Мельгунов, Н.А. Кто же он? / Н.А. Мельгуиов // Русская романтическая новелла. -М., 1989.

33. Московский телеграф. 1825 - 1833.

34. Невский альманах. 1828 - 1829.

35. Одоевский, В.Ф. Живописец / В.Ф. Одоевский // Повести и рассказы. М., 1959.

36. Одоевский, В.Ф. Импровизатор / В.Ф. Одоевский // Сочинения: в 2 т. М., 1981.-Т.1.

37. Одоевский, В.Ф. Катя, или История воспитанницы / В.Ф. Одоевский // Повести и рассказы. М., 1959.

38. Одоевский, В.Ф. Пушкин / В.Ф. Одоевский // Сочинения: в 2 т. М., 1981. -Т.1.

39. Одоевский, В.Ф. Саламандра / В.Ф. Одоевский // Повести. М., 1987.

40. Одоевский, В.Ф. Себастьян Бах / В.Ф. Одоевский // Сочинения: в 2 т. — М., 1981.-Т.1.

41. Одоевский, В.Ф. Opere Del Cavaliere Giambattista Piranesi / В.Ф. Одоевский // Сочинения: в 2 т. М., 1981. - Т. 1.

42. Основьяпенко, Г. Ложные понятия / Г. Основьяненко // Современник. -1840.-Т. 19.

43. Основьяненко, Г. Солдатский портрет / Г. Основьяненко // Современник. -1837. Т.7.

44. Отечественные записки. 1821 - 1822.

45. Павлов, Н.Ф. Аукцион / Н.Ф. Павлов // Русская романтическая повесть (первая треть XIX века). М., 1983.

46. Павлов, Н.Ф. Демон / Н.Ф. Павлов // Русская романтическая повесть писателей 20-40 годов XIX века. М., 1992.

47. Павлов, Н.Ф. Ятаган / Н.Ф. Павлов // Русская романтическая повесть (первая треть XIX века). М., 1983.

48. Панаев, И.И. Белая горячка / И.И. Панаев // Повести. Очерки. М., 1986.

49. Панаев, И.И. Дочь чиновного человека / И.И. Панаев // Сочинения. Л., 1987.

50. Погодин, М.П. Сокольницкий сад / М.П. Погодин // Повести. Драма. М., 1984.

51. Полевой, И.А. Блаженство безумия / И.А. Полевой // Московский телеграф. 1833. -№1.

52. Полевой, И.А. Живописец / И.А. Полевой // Мечты и жизнь. М., 1988.

53. Полевой, И.А. Эмма / Н.А. Полевой // Избранные произведения и письма. -Л, 1986.56. Радуга.- 1832- 1833.

54. Ростопчина, Е.П. Поединок / Е.П. Ростопчина // Русская романтическая повесть писателей 20-40 годов XIX века. М., 1992.58. Русский вестник. 1813.59. Русский вестник. 1841.

55. Санкт-петербургский вестник. 1812.

56. Северный архив. 1822 - 1828.

57. Северный Вестник. 1803 - 1804.

58. Сибирский вестник. 1818 - 1823.64. Современник. 1836 - 1850.

59. Станкевич, Н.В. Письма / Н.В. Станкевич //Избранное. М., 1982.

60. Станкевич, Н.В. Три художника / Н.В. Станкевич // Избранное. М., 1982.

61. Степанов, А. Прихоть / А. Степанов // Библиотека для чтения. 1835. -Т. 10. - 4.2.

62. Сухонин, П. Спекуляторы / П. Сухонин // Библиотека для чтения. 1847. -Т.85.

63. Сын Отечества, 1814- 1830.

64. Сын Отечества. 1838 - 1839.71. Телескоп, 1831 - 1836.

65. Утренняя заря. 1841 - 1843.73. Финский вестник. 1845.

66. Христианское чтение. 1850.

67. Научно-исследовательская литература

68. Аверинцев, С.С. Риторика как подход к обобщению действительности / С.С. Аверинцев // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. - С. 15 - 46.

69. Аверинцев, С.С. «Цветики милые братца Франциска» итальянский католицизм русскими глазами: Экуменический и нехристианский опыт / С.С. Аверинцев // Православная община. - 1997. - №38. http://www.sfi.ru/ar.asp?rubrid=534&artid=3034.

70. Айзикова, И.А. Некоторые проблемы жанра в прозе В.А.Жуковского / И.А. Айзикова // Феномен русской классики. Томск, 2004. - С. 84 - 94.

71. Анненский, И.Ф. Книги отражений / И.Ф. Анненский. М., 1979.

72. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М., 1974.

73. Архипова, А.В. В.К.Кюхельбекер о живописи / А.В. Архипова // Русская литература и изобразительное искусство XVIII нач. XX века: сб. науч. тр. -Л., 1988.-С. 66-83.

74. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. М. - СПб., 2000.

75. Барахов, B.C. Искусство литературного портрета: К постановке проблемы / B.C. Барахов//Литература и живопись. Л., 1982.-С. 147- 166.

76. Барт, Р. Риторика образа / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -М„ 1989.-С. 297-318.

77. Барт, P. S/Z/P. Барт. М., 2001.

78. Баршт, К.А. О типологических взаимосвязях литературы и живописи: (на материале русского искусства XIX века) / К.А. Баршт // Русская литература и изобразительное искусство XVIII нач. XX века: Сб. науч. тр. - Л., 1988. - С. 5 -34.

79. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин // Автор и герой: (к философским основам гуманитарных наук). СПб., 2000. - С. 9-226.

80. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Автор и герой: (к философским основам гуманитарных наук). СПб., 2000. - С. 249 - 298.

81. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Эпос и роман. СПб., 2000. - С. 9 - 193.

82. Бахтин, М.М. Эпос и роман: (о методологии исследования романа) / М.М. Бахтин // Эпос и роман. СПб., 2000. - С. 194 - 232.

83. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М., 1979.

84. Белецкий, А.И. О разновидностях словесного искусства / А.И. Белецкий // Избранные труды по теории литературы. М., 1964. - С. 422 - 424.

85. Белый, А. Мастерство Гоголя / А. Белый. М., 1996.

86. Бемиг, М. «Скульптура, живопись и музыка» как философские категории русского романтизма / М. Бемиг // Contributi Italiani al XIII Congresso internazionale degli Slavisti. Pisa, 2003. - C. 309 - 323.

87. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. Л., 1973.

88. Бестужев-Марлинский, А.А. О романтизме / А.А. Бестужев-Марлинский // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М., 1974. - Т.2. - С. 583 -585.

89. Ботникова, А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература / А.Б. Ботникова. -Воронеж, 1977.

90. Бочаров, С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица / С.Г. Бочаров // О художественных мирах. М., 1985. - С. 124 - 160.

91. Брагинская, Н.В. Генезис и структура диалога перед изображением и «Картины» Филострата Старшего / Н.В. Брагинская: автореф. дис. М., 1992.

92. Брагинская, Н.В. Генезис «Картин» Филострата Старшего / Н.В. Брагинская // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. - С. 224 - 289.

93. Брагинская, Н.В. Жанр Филостратовых «Картин» / Н.В. Брагинская // Из истории античной культуры: Философия. Литература. Искусство. — М., 1976. -С. 143 170.

94. Брагинская, Н.В. Экфрасис как тип текста: (к проблеме структурной классификации) / Н.В. Брагинская // Славянское и балканское языкознание: Карпато-восточнославянские параллели. М., 1977. - С. 259 - 283.

95. Брагинская, Н.В. Voxrei: надпись и изображение в греческой вазописи / Н.В. Брагинская // Культура и искусство античного мира: (материалы научной конференции ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1979). М., 1980. - С. 49 - 72.

96. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика / С.Н. Бройтман. М., 2001.

97. Вазари, Д. Жизнь Антонио да Корреджо, живописца / Д. Вазари // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1995.-С. 292-297.

98. Вазари, Д. Жизнь Леонардо да Винчи, живописца и скульптора Флорентийского / Д. Вазари // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. -М., 1995.-С. 262-279.

99. Вайскопф, М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст / М. Вайскопф.-М., 1993.

100. Вакенродер, В.Г. Несколько' слов о всеобщности, терпимости и человеколюбии в искусстве / В.Г. Вакенродер // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. - С. 71 -89.

101. Ванслов, В.В. Эстетика романтизма / В.В. Ванслов. М., 1966.

102. Вартанов, А.С. О соотношении литературы и изобразительного искусства / А.С. Вартанов // Литература и живопись. Л., 1982. - С. 5 - 30.

103. Веневитинов, Д.В. О состоянии просвещения в России / Д.В. Веневитинов // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М., 1974. - Т.2. - С. 201 -204.

104. Верещагина, А.Г. Критики и искусство: (очерки истории русской художественной критики середины XVIII первой трети XIX века) / А.Г. Верещагина. - М., 2004.

105. Веселовский, А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» / А.Н. Веселовский. -М., 1999.

106. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М., 1989.

107. Виноградов, В.В. Язык и стиль русских писателей: От Карамзина до Гоголя /В.В. Виноградов. М., 1990.

108. Выготский, J1.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М., 1986.

109. Галич, А.И. Опыт науки изящного / А.И. Галич // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М., 1974. - Т.2. - С. 205 - 275.

110. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы / Б.М. Гаспаров. М., 1994.

111. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ / Б.М. Гаспаров. М., 1996.

112. Геллер, Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе / Л. Геллер // Экфрасис в русской литературе: сб. тр. Лозаннского симпозиума. М., 2002. — С. 5-22.

113. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. Л., 1979.

114. Гиппиус, В.В. От Пушкина до Блока / В.В. Гиппиус. М.-Л., 1966.

115. Глассе, А. Критический журнал «Комета» В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского / А. Глассе // Литературное наследие декабристов. Л., 1975. - С. 280-285.

116. Глассе, А. В.К. Кюхельбекер издатель журнала «Невский зритель» (январь-апрель 1820) / А. Глассе // Филологические науки: науч. доклады Высшей школы. -М., 1967.-№3.-С. 111-113.

117. Горбунова, Л.Г. Творчество В.К. Кюхельбекера. Проблемы фантастики и мифологии / Л.Г. Горбунова. Саратов, 1991.

118. Григорьян, К.И. Пейзаж в русской живописи и поэзии / К.И. Григорьян // Литература и живопись. Л., 1982. - С. 128-146.

119. Данилова, И.Е. Картины итальянских мастеров в Дрезденской галерее в оценке русских писателей и художников XIX века / И.Е. Данилова // Искусство средних веков и Возрождения. М., 1984. - С. 227 - 254.

120. Дацюк, Б.Д. Журналы «Отечественные записки» и «Современник» / Б.Д. Дацюк. М., 1957.

121. Дмитриев, А.С. Теория западноевропейского романтизма / А.С. Дмитриев // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. - С. 5 — 43.

122. Дмитриева, Н.А. Изображение и слово / Н.А. Дмитриева. М., 1962.

123. Елизаветина, Г. Н.В. Станкевич и его духовное наследие / Г. Елизаветина // Станкевич Н.В. Избранное. М., 1982. - С. 3 - 24.

124. Елистратова, А. Эпистолярная проза романтиков / А. Елистратова // Европейский романтизм. -М., 1973.-С. 309-351.

125. Есаулов, И. Экфрасис в русской литературе нового времени: Картина и Икона / И. Есаулов // Экфрасис в русской литературе. М., 2002. - С. 167 - 179.

126. Жегин, Л.Ф. Язык живописного произведения / Л.Ф. Жегин. М., 1970.

127. Женетт, Ж. Фигуры: в 2 т. / Ж. Женетт. М., 1998. - Т. 1.

128. История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. проф. А.В. Западова. М., 1973.

129. История русской литературной критики / под ред. В.В. Прозорова. М., 2002.

130. Канунова, Ф.З. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е г.) / Ф.З. Канунова, И.А. Айзикова. Новосибирск, 2001.

131. Кассен, Б. Эффект софистики / Б. Кассеп. М.-СПб., 2000.

132. Кронеберг, И.Я. Исторический взгляд на эстетику / И.Я. Кронеберг // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М., 1974. - Т.2. - С. 297-304.

133. Курдина, Н.Н. Пути создания романа в творчестве В.К. Кюхельбекера / Н.Н. Курдина // Развитие повествовательных жанров в литературе Сибири. -Новосибирск, 1980. С. 4 - 17.

134. Кустова, Г.И. Изображение и выражение: (к особенностям семиотических предикатов) / Г.И. Кустова // Логический анализ языка: Языки эстетики. М., 2004.-С. 513 -521.

135. Кюхельбекер, В.К. Дневник (1831-1845)/ В.К. Кюхельбекер // Путешествие. Дневник. Статьи.-Л., 1979.-С. 64-433.

136. Леонардо да Винчи. Каким должен быть живописец / Леонардо да Винчи // Избранные произведения: в 2 т. М., 1995. - Т.2. - С. 88 - 103.

137. Леонардо да Винчи. О живописи в прошлом и о недостатках современных живописцев / Леонардо да Винчи // Избранные произведения: в 2 т. М., 1995. -Т.2.-С. 84-87.

138. Леонардо да Винчи. О живописи и перспективе / Леонардо да Винчи // Избранные произведения: в 2 т. М., 1995. - Т.2. - С. 108 - 126.

139. Леонардо да Винчи. О зрении и свете. О преодолении расстояний. О глазе. / Леонардо да Винчи // Избранные произведения: в 2 т. М., 1995. - Т. 1. - С. 204 -215.

140. Леонардо да Винчи. О зрении, свете, тепле и солнце / Леонардо да Винчи // Избранные произведения: в 2 т. -М., 1995.-Т.1.-С. 178- 193.

141. Леонардо да Винчи. О том, как изображать лицо, фигуру и одежды / Леонардо да Винчи // Избранные произведения: в 2 т. М., 1995. - Т.2. - С. 164 - 198.

142. Леонардо да Винчи. Обучение живописца / Леонардо да Винчи // Избранные произведения: в2т.-М., 1995. Т.2. - С. 103 - 108.

143. Леонардо да Винчи. Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором / Леонардо да Винчи // Избранные произведения: в 2 т. М., 1995. - Т.2. — С. 53 — 84.

144. Лессинг, Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г.Э. Лессинг // Избранное. М., 1980. - С. 379 - 498.

145. Лосев, А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе / А.Ф. Лосев // Литература и живопись.-Л., 1982.-С. 31-65.

146. Лосев, А.Ф. Романтизм: Конспект лекций по эстетике Нового времени / А.Ф. Лосев // Литературная учеба. М., 1990. - №6. - С. 139 - 145.

147. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю.М. Лотман. - СПб., 19981.

148. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю.М. Лотман.-М., 1988.

149. Лотман, Ю.М. Динамическая модель семиотической системы / Ю.М. Лотман. -М., 1974.

150. Лотман, Ю.М. Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи / Ю.М. Лотман // Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. - Т.2. - С. 445 - 448.

151. Лотман, Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики / Ю.М. Лотман // Об искусстве. СПб., 19982. - С. 494 - 500.

152. Лотман, Ю.М. Портрет / Ю.М. Лотман // Об искусстве. СПб., 19982. - С. 500-518.

153. Лотман, Ю.М. Смерть как проблема сюжета / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. - С. 417 - 422.

154. Лотман, Ю.М. Сцена и живопись как кодирующие устройства культурного поведения человека начала XIX столетия / Ю.М. Лотман // Избранные статьи. -Таллинн, 1992. Т. 1. - С. 287 - 292.

155. Лотман, Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия / Ю.М. Лотман // О русской литературе. СПб., 1997. - С. 712 - 729.

156. Лотман, Ю.М. Текст в тексте / Ю.М. Лотман // Текст в тексте: Труды по знаковым системам XIV. Тарту, 1981. - С. 3 - 18.

157. Лотман, Ю.М. Художественная природа русских народных картинок / Ю.М. Лотман // Об искусстве. СПб., 19982. - С. 482 - 494.

158. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // О русской литературе. СПб., 1997. - С. 621 - 658.

159. Лотман, Ю.М. Литература и мифология / Ю.М. Лотман, З.Г. Минц // Уч. зап. Тартуского ун-та. Вып. 546. Семиотика культуры. Труды по знаковым системам XIII. Тарту, 1980. - С. 35 - 54.

160. Маймин, Е.А. О русском романтизме / Е.А. Маймин. М., 1975.

161. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма / Ю.В. Манн. М., 1995.

162. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя / Ю.В. Манн. М., 1988.

163. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма / Ю.В. Манн. М., 1976.

164. Манн, Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма / Ю.В. Манн. -М., 2001.

165. Манн, Ю.В. Русская философская эстетика: 1820-1830 гг. / Ю.В. Манн. М., 1969.

166. Манн, Ю.В. «Скульптурный миф» Пушкина и гоголевская формула окаменения / Ю.В. Манн // Пушкинские чтения в Тарту. Таллинн, 1987. - С. 18-21.

167. Маркович, В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя / В.М. Маркович. Л., 1989.

168. Марченко, Н.А. Структура изобразительных образов в произведениях А.С. Пушкина / Н.А. Марченко // Пушкинские чтения в Тарту. Таллинн, 1987. - С. 21-24.

169. Меднис, Н.Е. Венеция в русской литературе / Н.Е. Меднис. Новосибирск, 1999.

170. Медовой, М.И. Изобразительное искусство и творчество В.Ф. Одоевского / М.И. Медовой // Русская литература и изобразительное искусство XVIII нач. XX века: сб. науч. тр. - Л., 1988. - С. 84 - 95.

171. Медовой, М.И. Роман В.Ф. Одоевского из эпохи итальянского Возрождения / М.И. Медовой // Филологический сборник: Уч. зап. / ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1970. - Т.460. - С. 46 - 54.

172. Мережковский, Д.С. Гоголь. Творчество, жизнь и религия / Д.С. Мережковский. СПб., 1909.

173. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. М., 1992.

174. Мещеряков, В.П. Русская литература и изобразительное искусство 18401850-х годов / В.П. Мещеряков // Русская литература и изобразительное искусство XVIII нач. XX века: сб. науч. тр.-Л., 1988.-С. 143 - 163.

175. Мифология: Большой энциклопедический словарь. -М., 1998.

176. Мордовченко, Н.И. Русская критика первой четверти XIX века / Н.И. Мордовченко. М.-Л., 1959.

177. Надеждин, Н.И. О современном направлении изящных искусств / Н.И. Надеждин // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: в 2 т. — М., 1974.-Т.2.-С.417-458.

178. Нике, М. Типология экфрасиса в «Жизни Клима Самгина» М. Горького / М. Нике // Экфрасис в русской литературе: сб. трудов Лозаннского симпозиума. -М, 2002. -С. 123 134.

179. Николаева, Т.М. Единицы языка и теория текста / Т.М. Николаева // Исследования по структуре текста. М., 1987. - С. 27 - 57.

180. Одиноков, В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века / В.Г. Одиноков. Новосибирск, 1971.

181. Пигарев, К.В. Романтическая поэзия в ее соотношении с живописью / К.В. Пигарев // Европейский романтизм. М., 1973. - С. 424 - 451.

182. Пигарев, К.В. Русская литература и изобразительное искусство / К.В. Пигарев. М., 1966.

183. Подорога, В. Выражение и смысл / В. Подорога. М., 19951.

184. Подорога, В. Феноменология тела / В. Подорога. М., 19952.

185. Полевой Н.А. Рецензия на книгу А. Галича «Опыт науки изящного». / Н.А. Полевой // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М., 1974. - Т.2. - С. 336-353.

186. Риффатер, М. Истина в диегесисе / М. Риффатер // Новое литературное обозрение. 1997. - № 27. - С. 5 - 22.

187. Рубине, М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция / М. Рубине. СПб., 2003'.

188. Рубине, М. Экфрасис в раннем творчестве Георгия Иванова / М. Рубине // Русская литература. 2003 . - №1. - С. 68 - 85.

189. Руднев, В. Прочь от реальности / В. Руднев. -М., 2000.

190. Сакулин, П.II. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель / П.Н. Сакулин. М., 1913. - Т. 1. - 4.2.

191. Сапаров, М.А. Словесный образ и зримое изображение: Живопись, фотография, слово / М.А. Сапаров // Литература и живопись. Л., 1982. - С. 66 -92.

192. Семепко, И. Поэты пушкинской поры / И. Семенко. М., 1970.

193. Сергеева, Т.Н. Об исторических и научно-психологических истоках фантастической повести конца 1820-30-х гг. / Т.Н. Сергеева // Проблемы метода и жанра.-Вып. 14.-Томск, 1998.-С. 123 137.

194. Сидяков, Л.С. Пушкин и развитие русской повести в начале 30-х годов XIX века / Л.С. Сидяков // Пушкин. Исследования и материалы. М.-Л., 1960. -Т. З.-С. 193 - 198.

195. Силантьев, И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии / И.В. Силантьев. Новосибирск, 1999.

196. Смирнов-Сокольский, Н.П. Русские литературные альманахи и сборники XVIII-XIX вв. / Н.П. Смирнов-Сокольский. М., 1956.

197. Созина, Е.К. Сознание и письмо в русской литературе / Е.К. Созина. -Екатеринбург, 2001.

198. Таруашвили, Л.И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы / Л.И. Таруашвили. М., 1998.

199. Тодд III, У.М. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху / У.М. Тодд III. СПб., 1994.

200. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. М., 1996.

201. Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. М., 1983. - С. 227 - 285.

202. Топоров, В.Н. Тезисы к предыстории «портрета» как особого класса текстов / В.Н. Топоров // Исследования по структуре текста. М., 1987. - С. 278 -288.

203. Тороп, П.Х. Проблема интекста / П.Х. Тороп // Текст в тексте: Труды по знаковым системам XIV. Тарту, 1981. - С. 33 - 44.

204. Тресиддер, Д. Словарь символов / Д. Тресиддер. М., 1999.

205. Троицкий, В.Ю. Романтический пейзаж в русской прозе и живописи 20-30-х годов XIX века / В.Ю. Троицкий // Русская литература и изобразительное искусство XVIII нач. XX века: сб. науч. тр. - Л., 1988. - С. 96 - 118.

206. Турчин, В. Эпоха романтизма в России / В. Турчин. М., 1981.

207. Турьян, М.А. Странная моя судьба: О жизни В.Ф. Одоевского / М.А. Турьян.-М., 1991.

208. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. М., 1977.

209. Тюпа, В.И. Художественность литературного произведения / В.И. Тюпа. -Красноярск, 1987.

210. Успенский, Б.А. К исследованию языка древней живописи / Л.Ф. Жегин, Б.А. Успенский //Язык живописного произведения. М., 1970. - С. 4 - 34.

211. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. СПб., 2000.

212. Фарино, Е. Семиотические аспекты поэзии о живописи / Ежи Фарино // Russian Literature VII-I (1979), pp. 65-94 (North-Holland Publishing Company, Amsterdam).

213. Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров. Рига, 1988.

214. Флоренский, П.А. Иконостас / П.А. Флоренский. М., 1995.

215. Франк, С. Заражение страстями или текстовая «наглядность»: pathos и ekphrasis у Гоголя / С. Франк // Экфрасис в русской литературе: сб. трудов Лозаннского симпозиума. М., 2002. - С. 31 - 41.

216. Фрейденберг, О.М. Введение в теорию античного фольклора / О.М. Фрейденберг // Миф и литература древности. М., 1998. - С. 7 - 222.

217. Фрейденберг, О.М. Образ и понятие / О.М. Фрейденберг // Миф и литература древности. М., 1998. - С. 223 - 622.

218. Фуко, М. Слова и вещи / М. Фуко. СПб., 1994.

219. Хетени, Ж. Экфраза о двух концах теоретическом и практическом. Тезисы несостоявшегося доклада / Ж. Хетени // Экфрасис в русской литературе: сб. трудов Лозаннского симпозиума. - М., 2002. - С. 162 - 166.

220. Ходанен, JI.A. Миф в творчестве русских романтиков / Л.А. Ходанен. -Томск, 2000.

221. Ходанен, Л.А. Поэтика времени в русском философском романе конца 30-х начала 40-х годов XIX века: автореф. дис. / Л.А. Ходанен. М., 1978.

222. Ходель, Р. Экфрасис и «демодализация» высказывания / Р. Ходель // Экфрасис в русской литературе. М., 2002. - С. 23 - 30.

223. Шамахова, В.М. Проблема романтизма в эстетике Н. Полевого / В.М. Шамахова//Вопросы литературы: уч. зап. ТГУ.-Томск, 1973. Т.83. - С. 2637.

224. Шамахова, В.М. Художественная проза Н.А. Полевого. Статья 1. Сборник «Мечты и жизнь» / В.М. Шамахова // Проблемы метода и жанра. Вып. 4. -Томск, 1977.-С. 13-25.

225. Шатин, Ю.В. Ожившие картины: экфрасис и диегезис / Ю.В. Шатин // Критика и семиотика. Вып. 7. - 2004. - С. 217 - 226.

226. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Ф.В. Шеллинг. М., 1999.

227. Шлегель, А.В. Из «Берлинского курса» / А.В. Шлегель // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. -М., 1980.-С. 125- 126.

228. Шлегель, А.В. Суждения, мысли и идеи о литературе и искусстве / А.В. Шлегель // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.-С. 124-125.

229. Шлегель, Ф. Конец статьи «О Лессинге» / Ф. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика: в 2 т.- М., 1983. Т. 1. - С. 423 - 430.

230. Шлегель, Ф. Мысли и мнения Лессинга / Ф. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М., 1983. - Т.2. - С. 191-226.

231. Шлегель, Ф. О границах прекрасного / Ф. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика: в 2 т.-М., 1983. Т.1. - С. 62 - 69.

232. Шлегель, Ф. Описания картин из Парижа и Нидерландов в 1802-1804 гг. / Ф. Шлегель // Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М., 1983. - Т.2. - С. 227 -258.

233. Шмид, В. Проза как поэзия. Статьи о повествовании в русской литературе / В. Шмид. СПб., 1994.

234. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М., 1995.

235. Якоб, Л.Г. Начертание эстетики, или науки вкуса / Л.Г. Якоб // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М., 1974. - Т.2. - С. 81 - 145.

236. Якобсон, Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина / Р. Якобсон // Работы по поэтике.-М., 1987.-С. 147- 171.

237. Ямпольский, М.Б. Наблюдатель / М.Б. Ямпольский. М., 2000.

238. Ямпольский, М.Б. О близком: очерки немиметического зрения / М.Б. Ямпольский. М., 2001.

239. Янушкевич, А.С. Романтизм Жуковского и пути развития русской литературы XIX века / А.С. Янушкевич // Проблемы метода и жанра. Вып. 16. -Томск, 1990.-С. 3-22.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.