Экологическая направленность народной педагогики Северного Кавказа и ее использование в воспитании младших школьников: На примере Республики Северная Осетия-Алания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хатагова, Елена Руслановна

  • Хатагова, Елена Руслановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 178
Хатагова, Елена Руслановна. Экологическая направленность народной педагогики Северного Кавказа и ее использование в воспитании младших школьников: На примере Республики Северная Осетия-Алания: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2004. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хатагова, Елена Руслановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ.

1.1. Народная педагогика о сущности экологического воспитания и роли природы в нем.

1.2. Отношение горских народов Северного Кавказа к природной среде и этносфере как к важнейшим факторам народного воспитания.

1.3. Использование народами Северного Кавказа природных явлений в формировании экологической культуры.

1.4. Преемственность идей народной педагогики и современной школы по экологическому воспитанию.

Выводы.

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Теоретико-методологические основы экологического воспитания: философский, культурологический и природосообразные подходы к проблемам «естественного» и «свободного» воспитания в истории педагогической мысли народов Запада и России.

2.2. Задачи и функции экологического воспитания.

2.3. Специфика экологического воспитания и обучения младших школьников.

Выводы.

ГЛАВА III. ПУТИ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОСЕТИН.

3.1. Анализ состояния проблемы исследования в школах республики Северная Осетия-Алания.

3.2. Методика организации и проведения эксперимента по использованию народных знаний в системе экологического воспитания младших школьников.

3.3.Апробация результатов исследования в практике обучения младших школьников их обсуждение.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическая направленность народной педагогики Северного Кавказа и ее использование в воспитании младших школьников: На примере Республики Северная Осетия-Алания»

Актуальность исследования. В современном обществе под действием происходящих перемен на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение. Это касается всех сторон жизни народа, в том числе народных идей и опыта экологического воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня, когда идет переоценка ценностей в процессе демократизации общественной жизни, особенно в области духовной культуры, остро встал вопрос об отношении к природе. В современном мире не существует более важной проблемы, чем выживание человечества и сохранение окружающей среды.

Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Он является следствием несоответствия развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе экологическим возможностям окружающей среды. Кризис в природе характеризуется такими основными чертами, как нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности и неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Разрешение возникшего противоречия между особенностями деятельности общества и свойствами природы как целостной системы возможно лишь путем согласования антропогенной активности с законами природы. В этой связи важным социальным заказом представляется формирование экологической культуры личности, осуществляющей сознательное, ответственное отношение к природе на основе знаний ее законов и закономерностей развития. Осознание необходимости формирования нового менталитета, связанного с пониманием важности экологической безопасности и устойчивого развития окружающей среды, требует новых подходов к целям и содержанию экологического образования, воспитания и просвещения. Общественное экологическое сознание, как результат реализации образовательных целей педагогических систем, должно стать важнейшим средством социального воздействия на все виды деятельности человека. Только в этом случае можно говорить о перспективах экологической безопасности и рациональном природопользовании.

На этот аспект еще в XIX столетии обращали внимание русские путешественники и ученые-кавказоведы Д.Белль, И.Греко, Я. Каменев, Ф.Леонтович, А.Шегрен и др.

Особенно важно осуществление целенаправленного формирования экологической культуры начиная с самого раннего возраста. Вот почему большое значение имеет период начальной школы, когда закладываются основные качества личности, ее мировоззрение, обеспечивающее эффективность дальнейшего экологического образования и воспитания, содействующее созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

Цели, содержание и психолого-педагогические механизмы экологического образования всех слоев населения, в том числе и младших школьников, показаны и обоснованы во многих работах современных педагогов, психологов, методистов, экологов: Л.М.Клариной, JI.П. Симоновой, И.Т.Суравегиной, И.В. Цветковой и др. Значительный вклад в научное осмысление данной проблемы вносят ученые С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, Л.П.Почко, А.П.Сидельковский, Г.А.Ягодин, В.А.Ясвина и др.

В работах В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, А.Ш. Гашимова, М.Б.Гуртуевой, В.В.Давыдова, А.В.Запорожец, С.Х.Мафедзева, Ш.А.Мирзоева, Н.Н.Поддъякова, Е.Е. Хатаева, И.А.Шорова и др., в разных аспектах и объеме показаны народные знания о природе, но в научно-педагогических исследованиях не нашел должного отражения вопрос о возможностях и путях использования народных знаний о природе в формировании экологической культуры школьников в современных условиях.

Между тем народные знания о природе мы определили как результат воспитания экологической культуры, основанный на наблюдениях и опыте практической деятельности народа. Передаваясь из поколения в поколение, их практическая реализация веками обеспечивала рациональное природопользование без нарушения экологического равновесия, являющегося выражением сознательного ответственного отношения к природе. Это позволяет говорить о существовании на определенном этапе исторического развития экологической культуры общества, базирующейся на народных знаниях. Поэтому проблема совершенствования экологического воспитания младших школьников посредством идей северокавказской народной педагогики остается актуальной, особенно когда речь идет о формировании экологических знаний и мировоззрения, личностной ориентации обучаемых в начальной школе детей. Однако глубоких исследований в этой области применительно к республике Северная Осетия-Алания пока не проводилось.

С учетом вышеизложенного и был сделан выбор темы диссертационной работы «Экологическая направленность народной педагогики Северного Кавказа и ее использование в воспитании младших школьников», проблема, которой в разработке и обосновании педагогических средств совершенствования экологического воспитания младших школьников посредством идей северокавказской народной педагогики. Решение проблемы являлось целью нашего исследования.

Объект исследования - процесс формирования экологической культуры младших школьников.

Предмет исследования - система использования народных знаний северокавказских народов о природе в формировании экологической культуры учащихся младшего школьного возраста.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: выявить экологическую направленность народной педагогики Северного Кавказа и возможности ее использования в формировании экологической культуры младших школьников; изучить педагогический опыт школ Северной Осетии-Алании в формировании экологической культуры младших школьников, в том числе с использованием культурного наследия народов всего Северного Кавказа и родного края; обосновать педагогические условия использования народных знаний наших предков о природе в формировании экологической культуры учеников начальной школы; определить критерии оценки эффективности использования средств Северо-Кавказской народной педагогики в формировании экологической культуры младших школьников.

В основу исследования положена следующая гипотеза: эффективность формирования экологической культуры младших школьников повышается, если: знакомить учащихся с памятниками духовной культуры северокавказских народов, отражающих народные знания о природе; включить учащихся в творческую деятельность по использованию народных знаний о природе в оценке современных взаимоотношений человека и природы, развития эмоционально-положительного отношения к природе, развития навыков бережного отношения к ней; обеспечить развитие общетеоретической и методической готовности учителя к использованию средств народной педагогики родного края к формированию экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся начальных классов; использовать взаимодействие школы и семьи в осуществлении процесса экологического воспитания младших школьников на основе народных знаний о природе.

Методологической основой исследования являются философские положения диалектики о единстве природы и общества, фундаментальные идеи о роли природы в воспитании подрастающего поколения классиков педагогики:

Я.С.Гогебашвили, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского, психолого-педагогические положения Б.Г.Ананьева, Л.И.Божова, Л.В.Замкова, В.А.Крутецкого, А.Н.Левитова, А.Н.Леонтьева, Л.Ю.Уманского, Д.Б.Эльконина и др. о ведущей роли деятельности, как сложного и глубокого источника развития и формирования личности, позволивших подойти к проблеме эффективности использования народных знаний о природе в формировании экологической культуры младших школьников, бережного отношения к наследию прошлого, отраженного в национальных культурах народов Северного Кавказа.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы специальные методы научно-педагогического исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, философской, исторической и методологической литературы по теме исследования); эмпирические (тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы с детьми, учителями начальных классов, а также с родителями младших школьников, изучение творческих работ учащихся, посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий, проводимых в начальной школе); организационные (сравнительный, комплексный); экспериментальные констатирующий, поисковый, формирующий).

Источниковой базой исследования служили: труды отечественных и зарубежных ученых по методологическим вопросам педагогики природосообразности, экологии, экологического образования и воспитания; философская, психолого-педагогическая и учебно-методическая литература, относящаяся к исследуемой проблеме; данные педагогического эксперимента, его результатов.

Базу исследования составили: средние учебные заведения республики Северная Осетия-Алания.

Исследование осуществлялось в три этапа:

I этап: 1999 - 2000 гг. - предварительное ознакомление с проблемой рассмотрения экологического воспитания в свете идей народной педагогики в контексте национальной педагогической системы. Анализ историко-этнографической, этнопедагогической и этнопсихологической проблемы. Определение основных направлений научного поиска.

II этап: 2001 - 2002 гг. - обзор научной литературы и выявление состояния изученности проблемы, её актуальности, разработка методологии, научного аппарата и подготовка научных публикаций по проблеме. Проведение опытно-экспериментальной работы с использованием авторских экспериментальных учебно-информационных материалов, с целью определения дидактических условий и средств повышения эффективности совершенствования экологического воспитания посредством идей северокавказской народной педагогики.

III этап: 2002 — 2003 гг. — обработка, анализ, систематизация и оформление послеэкспериментальных результатов исследования проблемы, разработка рекомендаций, их апробация и внедрение в практику. Литературное оформление диссертации и её библиографии.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: раскрыта экологическая направленность знаний северокавказских народов, выявлены возможности ее использования в современной практике формирования экологической культуры подрастающего поколения; обоснована целесообразность и психолого-педагогические механизмы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование экологической культуры школьников; выявлены педагогические условия эффективного использования экологических знаний народов Северного Кавказа в формировании экологической культуры младших школьников; разработан системный подход к обеспечению этнопедагогизации процесса формирования экологической культуры младших школьников, объединяющий три направления деятельности: обновление содержания, средств и форм учебно-воспитательного процесса; создание условий для общетеоретического и методического совершенствования учителя; вовлечение родителей в эколого-воспитательный процесс; предложена научно обоснованная и эксперментально проверенная система экологического воспитания младших школьников на основе средств народной педагогики Северного Кавказа.

Теоретическая значимость исследования: на основе современных требований развития школьного образования предложена теоретически обоснованная модель экологического воспитания младших школьников на основе обращения к народным традициям предков в отношениях с природой; обоснованы эффективные формы и методы реализации названной модели; определены критерии оценки уровней сформированности экологической культуры учащихся начальных классов;

Практическая значимость исследования определяется тем том, что оно вооружает учителей начальных классов теоретически обоснованной и практически апробированной методикой и рекомендациями использования народных знаний народов Северного Кавказа и Северной Осетии в частности в формировании экологической культуры младших школьников; разработанные на их основе методические рекомендации позволят усилить экологическую направленность учебно-воспитательного процесса; на практике доказана педагогическая эффективность учебного пособия для начальных классов «Давай дружить с лягушкой!» (рабочая тетрадь для факультативных занятий по изучению природы Северной Осетии), содержание которой включает этнопедагогический материал; в учебных заведениях республики апробировано и активно используется авторское методическое пособие для учителей

Средства народной педагогики осетин в экологическом воспитании младших школьников»; разработанные и предложенные педагогические пути и условия формирования экологической культуры младших школьников с опорой на экологические знания народов Северного Кавказа рекомендованы для применены в школах всего Северокавказского региона и могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки учителей в средних и высших учебных заведениях.

На защиту выносятся следующие положения: сущность экологической направленности народной педагогики Северного Кавказа и функция народнопедагогических средств в воспитательном процессе; структура системного подхода к этнопедагогизации процесса формирования экологической культуры учащихся начальных классов; педагогические условия воспитания младших школьников на основе использования средств народной педагогики Северного Кавказа (на примере республики Северная Осетия-Алания).

Достоверность результатов и обоснованность выводов, полученных в ходе исследования, обеспечены реализацией разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачам; опытно-экспериментальной работой; всесторонним анализом и обработкой экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на ежегодных научных конференциях молодых ученых и специалистов Северо-Осетинского государственного университета им. К.Хетагурова (1998), на межвузовских и региональных конференциях в гг. Пятигорске (2000), Липецке

2002), Карачаевске (2003), Пензе (2003), Владикавказе (20002002) и внедрены в учебный процесс обучения при чтении курса лекций по этнопедагогике и этнопсихологии народов Северного Кавказа на факультете социологии и психологии СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, а также в средних учебных заведениях республики Северная Осетия-Алания.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хатагова, Елена Руслановна

Вы воды

Таким образом, в основу выбора путей и методов воспитания экологической культуры младших школьников средствами народной педагогики осетин нами были положены результаты теоретик©методологического изучения проблемы исследования. Важную роль в разработке наиболее эффективных форм, методов и средств экологического воспитания детей младшего школьного возраста играет анализ общего состояния системы экологического воспитания в начальном звене школ республики Северная Осетия-Алания, что определило цели первого этапа опытно-экспериментального исследования.

Для выяснения уровня экологической воспитанности младших школьников в республике Северная Осетия-Алания мы исходили из сущности этого явления, под которым мы понимаем нравственное, социально значимое качество личности младшего школьника, составляющими которого являются следующие пять компонентов: 1) интерес к природе и произведениям искусства о природе; 2) знания о компонентах природы, взаимосвязях в ней, воздействии человека на природу и способах ее охраны; 3) нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; 4) позитивные деятельность и поведение в природе; 5) определяющие их мотивы. Сформированность каждого компонента может служить показателем избранного критерия. Каждый показатель, в свою очередь, характеризуется рядом признаков, позволяющих полнее и точнее охарактеризовать сформированность каждого компонента рассматриваемого личностного качества.

В констатирующем эксперименте по оценке исходного уровня экологической воспитанности младших школьников республики Северная Осетия-Алания участвовало более 500 учащихся 1-4 классов школ г. Владикавказа (№№ з, 7, 24, 26, 38). В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: высоким уровнем экологической воспитанности обладает 5% обследуемых учащихся; достаточным - 15%; средним - 25%; недостаточным - 30%; низким - 25%. Таким, образом, система экологического воспитания младших школьников в школах республики Северная Осетия-Алания не обеспечивает необходимого уровня их экологической воспитанности.

В изучении социально-психологической и методическая готовность учителей начальных классов школ республике Северная Осетия-Алания к формированию экологической культуры младших школьников участвовало 170 учителей начальных классов городских и сельских школ республики, имеющие стаж работы учителя от 1 года до 40 лет. Результаты использования психологических тестов показали, что не зависимо от педагогического стажа у учителей доминирует отношение к природе, как к объекту красоты (средний уровень 36%), в среднем лишь 3 ранг значимости имеет установка на охрану природы, что косвенно свидетельствует недостаточном уровне экологической культуры у значительной части исследуемых учителей (40%).

Анализ целого ряда показателей готовности учителя к эффективной эколого-образовательной деятельности указывают на недостаточное развитии экологического сознания учителей, недостаточный уровень ими понимания роли экологического воспитания младших школьников. Работа по экологическому воспитанию, чаще всего, ограничивается проведением внеклассных или общешкольных мероприятий и носит эпизодический характер. Степень эффективности данного процесса определяется лишь количеством проведённых мероприятий.

Решение проблемы экологического воспитания через традиционное образование, логико-научные доказательства рациональности той или иной формы отношения человека к природе, как показывает педагогическая практика, оказалось невозможным. Стало ясно, что экологическое воспитание невозможно без культурного контекста.

Приобщение подрастающего поколения к ценностям экологической культуры педагоги видят в кардинальном пересмотре шкалы ценностных ориентации технократического общества, обновлении содержания образования и обращении к этноэкологическим традициям народной педагогики. Экологическая культура всегда национальна и конкретна, ибо в ней отражен опыт взаимодействия конкретного народа с вполне конкретной природой. Сущность этнопедагогизации, на наш взгляд, заключается в умелом использовании воспитательного потенциала народной педагогики, народной культуры, народных традиций, органично вписывающихся в образовательный процесс и позитивно влияющий на становление экологической культуры юных граждан России.

Формирующий эксперимент включал следующие направления деятельности:

1-е направление. С учетом указанных ранее требований была разработана система экологического воспитания младших школьников посредством использования средств народной педагогики в процессе учебной деятельности и внеклассной работы. Особенностью этой системы являлась направленность на развитие эмоционально-чувственной сферы и созидательную деятельность ребенка.

2-е направление опытно-экспериментальной работы заключалось в подготовке педагогов к экологическому воспитанию младших школьников с применением средств народной педагогики. Проводились беседы, круглые столы, дискуссии. Большое внимание уделялось методам организации работы педагогов с родителями.

3-е направление предполагало организацию более тесного контакта с родителями. Процесс привлечение родителей к экологическому воспитанию детей не может быть автоматическим или стихийным. Содержание и формы взаимодействия родителей с руководителем класса интегрированы с экологическим образованием детей. Эффект эколого-воспитательного процесса наблюдается лишь в том случае, если упор во взаимоотношениях делался не на ребенка, а на семью.

В течение года нами отслеживались результаты эксперимента. В конце учебного было проведено диагностирование экологической воспитанности в экспериментальных и контрольных группах по схеме получения исходных данных. Наблюдалось достаточно резкие отличия в цифрах по рассматриваемому показателю: теперь высоким уровнем экологической воспитанности обладает не 5%, а 25% обследуемых учащихся; достаточным — не 15%, а 30%; средним — 25%, недостаточным — не 30%, а 10%; низким — не 25%, 10%. Работа по эксперименту привела и к изменению психологического портрета учителя. Наметилась тенденция к снижению их авторитарности, усилились проявления эмпатичных качеств.

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности экологического воспитания, выстраиваемого на местной культурной почве на возрождении национальных традиций народной педагогики и народной экологии в полиэтнокультурной обществе. Сосредоточение усилий школы на привлечении в школу семьи, вовлечение ее в учебно-воспитательный процесс психологически оздоравливает образовательное пространство, позволяет детям и взрослым лучше понять друг друга.

155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа как микрокосм - великая, огромная Вселенная, природа человека как микрокосм — малая вселенная - и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо, что противоречит ее развитию — как зло и извращение. Этот педагогический принцип всесторонне обоснован Я.М.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В.Сухомлинского, то она насквозь природособразна, и в этом ее сила. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания, всей человеческой жизни.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого-педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Например, животные и растения лишь тогда могут выполнять функцию партнеров по общению, когда личность готова воспринять их как субъектов, в противном случае они остаются «окружающей средой», удовлетворяющей ее прагматические потребности.

Поэтому экологическое образование должно быть направлено и на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего развития и формирования личности.

1. Северокавказская народная педагогика со времен своего появления являлась квинтэссенцией огромного педагогического опыта. Ее цель заключалась во всесторонней подготовке подрастающих поколений к жизни, в гармоничном развитии личности. Она была неразрывно связана с социальной средой, во взаимоотношениях с которой проявляла свою целостность. И потому среди прочих сторон воспитания совершенной личности, наряду с умственным, нравственным, эстетическим, физическим, трудовым, народная педагогика особое внимание уделяла и развитию у подрастающего поколения экологического образования. Оно заключалось в привитии детям любви к родной природе, которая ассоциировалась с землей отцов, родиной. Поэтому народная педагогика, исследуя народные педагогические традиции, не могла оставаться равнодушной к вопросу о судьбе заповедной страны детства, о судьбе природы, а значит - Родины, которую горец должен был ценить даже больше собственной жизни.

2. Именно природе выпала честь быть тем главным и решающим фактором, который объединял в единое целое все стороны формирования личности. Природа способствовала укреплению здоровья, одновременно влияя и на умственное развитие ребенка. Природа и жизнь развивали в горских детях привычку к труду. Извечна эстетическая роль природы: «Никакое в мире искусство не способно было сделать больше, чем сделала сама природа, открыть жизнь и землю в такой яркой гармоничной красоте», - считает проф. Г.Волков. Так гармония природы перерастала, при условии сознательной педагогической деятельности взрослых, в совершенство личности, способной не только созерцать и объяснять природу, но и активно преобразовывать ее. Именно в этом преобразовании окружающей действительности - природы и общества - и состоял для всех народов Северного Кавказа высший смысл гармонического совершенства человеческой личности.

3. Каждый горец владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и закономерностями и потому являлся хорошим экологом, хотя и не подозревал об этом. Основным источником в предсказаниях погоды являлись приметы - ценное достояние народного опыта. По приметам судили о предстоящих явлениях природы и соответственно готовились к ним: будет ли день погожий или непогожий, наступит ли засуха, неурожай или еще какое бедствие. Некоторые наиболее достоверные народные приметы предвосхищали то, что позднее было подтверждено наукой. Поэтому народные приметы, основывающие прогноз на наблюдениях за состоянием флоры и фауны, и по сей день привлекают особое внимание метеорологов и сейсмологов и потому имеют бесценное значение для современного естествознания.

4. Духовные сокровища предков о природных явлениях и погодных приметах сохранялись и передавались из поколения в поколение в устной форме. Предки говорили устами потомков. Так в укреплении преемственной связи поколений старшее поколение участвовало и непосредственно, и опосредованно - через своих воспитанников, через духовные сокровища, сохраненные ими. Однако при отсутствии письменности чем дальше вглубь веков уходили предки, тем слабее был слышен их голос. Постепенно забывались ранее накопленные знания (например, утрачены лечебные свойства многих растений). Поэтому народную экологическую культуру надо возрождать пока не поздно. Здесь на помощь народной педагогике должно прийти подлинно народное образование на государственном уровне, которое, контролируя и сохраняя все самое лучшее, обеспечит преемственность поколений в едином процессе обучения и воспитания.

Таким образом, проведенный анализ сущности и системы экологического воспитания детей младшего школьного возраста подвел нас к выводам о том, что в качестве теоретико-методологических подходов к проблемам экологического воспитания в современных условиях выступают: принцип антропокосмизма, идеи природо- и культуросообразности воспитания, ориентирующие изучаемый процесс на идеалы гармонии Человека и природы, формирующие представление о гармонически развитой личности как достигшей гармонии в своем внутреннем мире, во взаимоотношениях с людьми, социальной средой, природой, космосом; позволяющие рассматривать ребенка как микрокосм, активную саморазвивающуюся часть природы. При этом в различных интерпретациях принципа природосообразности воспитания человек как «микрокосм» рассматривается в единстве с окружающей природой, а природное в самом человеке выступает в качестве самодеятельной, самодвижущей силы (Коменский Я.А.), которой присуще стремление к развитию (Песталоцци И.Г.). «Естественное развитие» (Руссо Ж.-Ж.) представляется как деятельное освоение мира (Коменский Я.А.), самостоятельное накопление жизненного опыта на лоне природы (Руссо Ж.-Ж.), «творение добра» (Толстой JI.H.). Воспитывающим потенциалом обладает педагогически организованное общение с природой, деятельность по улучшению окружающей среды (Сухомлинский В.А.). Идеи культуросообразности (Дистервег А.), народности воспитания (Ушинский К.Д.) подводят к положению о единстве и обусловленности педагогического процесса особенностями окружающего социоприродного пространства. Отечественный опыт разработки «педагогики среды» (Институт методов школьной работы) подтверждает значимость принципа педагогизации среды, а опыт «открытых», «целостных» школ (Великобритания) с так называемыми «спутниками» в окружающей среде, французской системы «окружающей среды», «Школы радости» Сухомлинского

В.А. указывает на конкретные модели и технологии реализации данных теоретических положений.

Сегодня, когда до предела обострена экологическая ситуация не только в нашей стране, но и во всем мире (речь уже идет об экологической катастрофе), выбранная нами тема «Пути совершенствования экологического воспитания младших школьников посредством идей северокавказской народной педагогики», особенно актуальна. Воспитательные задачи современной школы включают в себя формирование экологического сознания, которое включает в себя экологическое мировоззрение. Экологическое мировоззрение - это собственно научное миропонимание, т.е. знание системы закономерных связей в природе, а также между природой и обществом, знание всей совокупности природно-хозяйственных взаимодействий. Только это знание нормы и баланса жизненных сил в природе, а также системы оценок и прогнозов антропогенных изменений в состояниях природной среды, что определяется термином «мониторинг», является по-настоящему глубоким и всесторонним экологическим знанием природы. Лишь на его основе возможно рациональное хозяйствование и предвидение всех возможных последствий человеческой деятельности, рост промышленности без существенного ущерба для природы. Оно предполагает не вражду, а союз человеческой технической деятельности с окружающей средой. Чтобы стать с веком наравне, школа должна сегодня организовывать именно такое комплексное научно-практическое (политехническое) обучение, когда каждый предмет преподается не сам по себе, а в органической увязке со всеми другими, в единстве с природой и практикой её освоения.

Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включаете эмоциональную готовность — восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, «знаемые» мотивы поведения; деловую готовность — возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность — определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

В современное нам время обострились многие важные проблемы экологического образования младших школьников. Например: как экологическое воспитание связано с социализацией личности школьника; целесообразно ли введение в начальную школу специального предмета «Экология»; как реализуется деятельностный подход в системе экологического воспитания и др. При всей очевидности поставленных проблем их реализация вызывает большие трудности. Они связаны, на наш взгляд, с тенденцией заключить экологическое воспитание в рамки какого-то предмета (традиционного или нового), тогда как экологические знания и отношения являются «нервами» всей системы начального образования. Такая позиция требует объединения усилий ученых, учителей, методистов, социальных психологов — всех, кто может внести посильный вклад в построение системы экологического воспитания младших школьников.

Таким образом, в основу выбора путей и методов воспитания экологической культуры младших школьников средствами народной педагогики осетин нами были положены результаты теоретико-методологического изучения проблемы исследования. Важную роль в разработке наиболее эффективных форм, методов и средств экологического воспитания детей младшего школьного возраста играет анализ общего состояния системы экологического воспитания в начальном звене школ республики Северная Осетия-Алания, что определило цели первого этапа опытно-экспериментального исследования.

Для выяснения уровня экологической воспитанности младших школьников в республике Северная Осетия-Алания мы исходили из сущности этого явления, под которым мы понимаем нравственное, социально значимое качество личности младшего школьника, составляющими которого являются следующие пять компонентов: 1) интерес к природе и произведениям искусства о природе; 2) знания о компонентах природы, взаимосвязях в ней, воздействии человека на природу и способах ее охраны; 3) нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; 4) позитивные деятельность и поведение в природе; 5) определяющие их мотивы.

В констатирующем эксперименте по оценке исходного уровня экологической воспитанности младших школьников республике Северная Осетия-Алания участвовало более 500 учащихся 1-4 классов школ г. Владикавказа (М« 3, 7, 24, 26, 38) . В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: высоким уровнем экологической воспитанности обладает 5% обследуемых учащихся; достаточным — 15%; средним — 25%; недостаточным - 30%; низким — 25%. Таким, образом, система экологического воспитания младших школьников в школах республике Северная Осетия-Алания не обеспечивает необходимого уровня их экологической воспитанности.

Анализ целого ряда показателей готовности учителя к эффективной эколого-образовательной деятельности указывают на недостаточное развитии экологического сознания учителей, недостаточный уровень ими понимания роли экологического воспитания младших школьников. Работа по экологическому воспитанию, чаще всего, ограничивается проведением внеклассных или общешкольных мероприятий и носит эпизодический характер. Степень эффективности данного процесса определяется лишь количеством проведённых мероприятий.

Решение проблемы экологического воспитания через традиционное образование, логико-научные доказательства рациональности той или иной формы отношения человека к природе, как показывает педагогическая практика, оказалось невозможным. Стало ясно, что экологическое воспитание невозможно без культурного контекста.

Приобщение подрастающего поколения к ценностям экологической культуры педагоги видят в кардинальном пересмотре шкалы ценностных ориентации технократического общества, обновлении содержания образования и обращении к этноэкологическим традициям народной педагогики» Экологическая культура всегда национальна и конкретна, ибо в ней отражен опыт взаимодействия конкретного народа с вполне конкретной природой. Сущность этнопедагогизации, на наш взгляд, заключается в умелом использовании воспитательного потенциала народной педагогики, народной культуры, народных традиций, органично вписывающихся в образовательный процесс и позитивно влияющий на становление экологической культуры юных граждан России.

Обязательными условиями их эффективного использования являются:

1)отбор содержания средств народной педагогики в соответствие с возрастом младших школьников;

2) разработка форм и методов включения в основной контекст учебного материала народной культуры.

3)система диагностики эффективности воспитательного процесса.

В ходе формирующего эксперимента были в комплексе реализованы все направления деятельности, разработанной нами системы совершенствования экологического воспитания младших школьников при ведущей роли средств народной педагогики осетин

Для реализации 1-го направления большое внимание нами было уделено разработке модели этнопедагогизации экологического воспитания младших школьников (на материалах республики Северная Осетия-Алания). Структура модели включает мотивационный, содержательный и процессуальный компоненты.

2-е направление в реализации системы использования средств народной педагогики осетин в процессе экологического воспитания младших школьников заключалось в создании средств, форм и методов совершенствования общетеоретической и методической подготовки учителей к реализации модели этнопедагогизации экологического воспитания младших школьников. С учителями экспериментальных классов проводились беседы, «круглые столы». Большое внимание уделялось методам организации работы педагогов с родителями.

3-е направление предполагало налаживание более тесного контакта с родителями. Эффект эколого-воспитательного процесса наблюдается лишь в том случае, если упор во взаимоотношениях делался не на ребенка, а на семью. Решая задачу совершенствования экологического воспитания младших школьников, в том числе посредством использования средств народной педагогики, с родителями учащихся экспериментальных классов выполнялся ряд работ. Создание своеобразный постоянно действующий «методический семинар» для оказания помощи родителям в формирования экологического мировоззрения и экологической культуры школьников, развития у них потребностей и навыков здорового образа жизни, экологического мышления, экологической нравственности в семейном воспитании. Родители привлекались к разработке и проведению экологизированных уроков, экскурсий природу, участвовали посещение музеев, экологических праздников и природоохранных мероприятий. С помощью родителей проводилась диагностика эффективности используемых методов, которые наблюдали за изменениями в проявлении отношений своих детей к природе, собственному здоровью, окружающим людям и пр. в непринужденной обстановке.

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности экологического воспитания, выстраиваемого на местной культурной почве на возрождении национальных традиций народной педагогики и народной экологии в полиэтнокультурной обществе. Сосредоточение усилий школы на привлечении в школу семьи, вовлечение ее в учебно-воспитательный процесс психологически оздоравливает образовательное пространство, позволяет детям и взрослым лучше понять друг друга.

165

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хатагова, Елена Руслановна, 2004 год

1. Абакулов С.Г. Природа в сознании горцев //Этнография. 2002. № 4. С. 18-27.

2. Автоклаев С.Г. Что мы знаем о преемственности поколений //Народная педагогика. 2002. № 4. С. 45-56.

3. Агафонова Н.Н. Традиционные экологические взгляды и восприятие окружающей среды русскими Прикамья //Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. М., 1999. С.78-80.

4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик, 1974. 634 с.

5. Адыгские сказки. Р-н-Д, 1953. С. 116.

6. Алексеев М.И. Что мы знаем об экологическом сознании //Культура. 2000. № 2. С. 18-23.

7. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Симонова Л.В. Экологическое образование в базовой школе. — Санкт-Петербург: Специальная литератураб 1999, С.3-7.

8. Андреев М.И. Современная философия. М., 2002. 234 с.

9. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Под ред. Э.К.Каргиева и С.Р.Чеджемова. Владикавказ, 1993. 214 с.

10. Астахов С.Х. Ритуальные действия народов Северного Кавказа. СПб., 1996. ИЗ с.

11. Белинский В. Г. Избр. пед.соч.М.: Изд. АПН РСФСР, 1948. 312 с.

12. Бирагова И.И. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике. Дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. 167 с.

13. Бларамберг И.Ф. Историко-этнографическое и военное описание Кавказа //АБК в известиях европейских авторов. Нальчик, 1974. С. 111-123.

14. Блягоз Н.Ш. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников. Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1992. 23 с.

15. Богуславский М.В. Историография отечественной педагогики 20-х годов XX столетия //Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. М., 1993. 267 с.

16. Борисевич К. Черты нравов православных осетин и ингушей // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик, 1974. 634 с.

17. Бобылева JI.A. О воспитании экологической культуры// Ж-л «Высшее образование в России», № 5, 2003. С. 132-136.

18. Бобылева JI.A. Возможности использования национальных традиций в формировании экологической культуры дошкольников и младших школьников Междунар. Научн.-практ конф. «Поликульт. Образ, на Сев. Кавказе», Пятигорск. 2000. С 125-127.

19. Бобылева Л.А., Хатагова Е.Р. Давай дружить с лягушкой! Рабочая тетрадь для факультативных занятий по изучению природы Северной Осетии в начальных классах. Владикаказ, 2004. 48 с.

20. Бобылева Л.Д. Экологическая культура школьников: отношение к природе //Из кн.: Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. М., 1998. С. 256-265.

21. Бобылева Л.Д. Диагностика экологической воспитанности //Из кн.: Экологическое образование на пути к культуре мира. М., 1999. С. 88-103.

22. Бузоева З.С. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений: Методическое пособие. Владикавказ, 2002.112 с.

23. Вала Л. Полное собрание сочинений: В 5 т. М., 1998. Т. 2. С. 234.

24. Валейлов И.И. Экологическое воспитание на современном этапе развития педагогики //Экологический вестник. 1993. № 2-3. С. 34-35.

25. Венедиктов М. Взгляд на кавказских горцев //Сын Отечества. 1837. С. 46-47.

26. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 40.

27. Вернадский Г. Родина алан. М., 1944. 112 с.

28. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы //Начальная школа. 1997. № 4. С. 31-36.

29. Витолс Э.А. Философско-космологическая концепцияглобального эволюционизма. Автореф. дис канд. фил. наук. Р-н1. Д., 1997. 32 с.

30. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. С. 115.

31. Волков Г.Н. Эстетические традиции чувашского народа. Чебоксары, 1962. С.234.

32. Волков Г.Н. Эстетические традиции чувашского народа. Чебоксары, 1965.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. С. 101.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1972.С.215.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000. С. 18.

36. Вопросы воспитания: системный подход /Под общей ред. Л.И.Новиковой. М., 1981. С.8.

37. Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972. 215с.

38. Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры. Орджоникидзе, 1980. С.40.

39. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967. 456 с.

40. Герцен А.И. Избранные философские произведения. М., 1946. Т. 1.С. 60—100.

41. Глазычев С.Н. Экологическая культура и образование. — М.: Горизонт. 1999. С. 34-48.

42. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера /Отв. ред. Н.Н.Моисеев. М., 1987. 213 с.

43. Гирусов Э.В. К вопросу о ноокосмологии как науке, системе мышления и образе жизни //Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов /Под ред. проф. С.Н.Глазачева. Волгоград, 1996.

44. Глазачев С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизационный выбор России //Наука и школа. 1997. № 3. С.4-11.

45. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М., 1999. С. 174.

46. Гостиева Л.К. О роли общественного воспитания в народной педагогике осетин. Владикавказ, 1993. 156 с.

47. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997. 314 с.

48. Далгат У. В., Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972. С. 35-56.

49. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики. Педагогика, 2002, № 10, С. 51-55.

50. Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологическойкультуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 2001 С.61.

51. Демьянов А. Ингуши и черкесы. История их жизнеописания //Советская археология. 1967. № 7. С. 56-69.

52. Дерябо С.Д. Природный объект как «значимый другой». — Даугавпилс, 1995. С. 13.

53. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Р-н-Д., 1996. С. 23.

54. Джелиева З.Т. Система народного воспитания осетин. Дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. 187 с.

55. Джуртубаев М. Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991. 213 с.

56. Дзятковская Е.Н. Полиэтнокультура как основа экологического образования // Экологическое образование, 2003, №1, С.17-22.

57. Дистирвег А. О воспитании //Полное собрание сочинений: В 7 т. М., 1987. Т. 1. С. 100.

58. Дмитриев В.А. Концептуальное время недели и близких ей отрезков времени в традиционной культуре народов Северного Кавказа //Конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик 2023 сентября 2001 года: тезисы докладов. М., 2001. С. 145.

59. Емельянов Ю.Н. Введение в культурологию. СПб., 1992. 432 с.60. Ёрюзмек и Сатанай //Нартла. Нальчик, 1967. С. 28.

60. Захлебный А.Н. Непрерывное экологическое образование: варианты осуществления в 12-летней российской школе. — Экологическое образование, 2000, № 2, С.22-25.

61. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. 213 с.

62. Зятева JI.A. Философско-педагогические воззренияотечественных ученых на проблему экологического воспитания. -Педагогика, 2002 г. № 7 . С. 32-40

63. История Кабардино-Балкарской АССР. М., 1967. С. 82.

64. История Северо-Осетинской АССР. Владикавказ, 1988.С.45.

65. История Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967.

66. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988. 678 с.

67. Кабардинские народные сказки. Нальчик, 1974. 256 с.

68. Кабардинский земледельческий календарь. Нальчик, 1962. 88 с.

69. Калоев Г.З. Эстетический идеал творцов Нартиады //Осетинская филология. Т. 1. Владикавказ, 2000. С. 45.

70. Кант И. Сочинения: в 2 т. М., 1949. Т. 2. С. 455.

71. Карамурзаев М.Фольклор адыгского и карачаевского народа. Нальчик, 1992. С. 34.

72. Карачаевский фольклор /Сост. А.Гулеев. Карачаевск, 1998. С. 45.

73. Кильпатрик У. Метод проектов. М., 1998. С. 45.

74. Киржинов С.С. Система воспитания адыгов в прошлом. Автореф. дис. канд. пед. наук. Тбилиси, 1977. 27 с.

75. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т. 1. М., 1886. С. 285.

76. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994. 213 с.

77. Коменский А.Я. Великая дидактика //Избранные педагогические сочинения. М., 1955. С. 144-145.

78. Кораблев М. Система экологического воспитания //Начальная школа. 1999. № 4. С. 45-56.

79. Кудзаева А.Г. Научно-просветительская деятельность и просветительские воззрения Казн Атажукина. Владикавказ, 2000. 183 с.

80. Кунцевич И.В. Повышение эффективности непрерывного экологического образования (на материале Республики Северная Осетия-Алания). Автореф. канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. 23с.

81. Лавров Д.М. Заметки об Осетии и осетинах //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1883. Вып. 3. С. 217.

82. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 19.

83. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т. 1. М., 1988. С. 612.

84. Лихачев Б. Человек и культура //Педагогический вестник. 2002. № 5. С. 34.

85. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 2001. С. 330-331.

86. Люблинская З.А. Возможности нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности. (Обучение, воспитание и развитие младшего школьника). Межвузовский математический сборник научных трудов, вып.1 - Л., 1978 г. С. 528.

87. Мадаева З.А. Календарные праздники, обычаи и обряды вайнахов в конце XIX начале XX вв. Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 1981. 47 с.

88. Макаренко А.С. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1957. С.398.

89. Малкондуев X. X. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1990. С. 76—77.

90. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений //Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 58.

91. Маршыров С.Х. Система умственного воспитания кабардино-черкесского народа //Этнические проблемы балкарцев и карачаевцев. Черкесск, 1996. С. 24-35.

92. Матвеев С.М. Грозит ли нам экологический кризис? //Российская газета. 2003. 23 сентября.

93. Матвеев С.М. Природные приметы и явления по наблюдениям горского населения Северного Кавказа //Этнография Кавказа. 1992. № 5. С. 45-56.

94. Материалы и исследования по балкарской диалектологии, лексике и фольклору. Нальчик, 1962. С. 45.

95. Мисиков М.А. Материалы для антропологии Осетии. Одесса, 1916. С. 90.

96. Мороз Г.И. Экологическое образование на уроках природоведения //Педагогический вестник. 2002. № 5-6. С. 34-56.

97. Морозов И.И. Народная экология: ее сущность, задачи и перспективы //Педагогика в школе. 1994. № 2-3. С. 13-34.

98. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М. , 1996. С.21-35.

99. Надеждин П.П. Кавказский край. Природа и люди. Тула, 1995.534 с.

100. Народы Кавказа. М., 1860. 512 с.

101. Нарты. Кабардинский эпос. М., 1953. С. 59.

102. Нарты. Карачаево-балкарский эпос. М., 1951.С.148.

103. Нарты. Осетинский эпос. М., 1967.С.67.

104. Начальное обучение. 1911. № 6. С. 178-180.

105. Нестеров Ф. Связь времен. М., 2003. 134 с.

106. Николаева Ю.В. Проблема экоразвития: философско-методологический аспект. Автореф. Дис. канд. Фил. Наук. М., 1996. 25 с.

107. Новикова Л.И. Школа и среда. М., 1985. С. 36.

108. Ногмов Ш. История адыгейского народа. Нальчик, 1958. С. 82.

109. Онуфриев B.C. Методы экологического воспитания школьников//Педагогика. 1992. № 2. С. 34.

110. Осетинские народные сказки /Сост. А.Х.Бязыров. Цхинвали, 1971. 323 с.

111. Павлов А. О караногайцах, кочующих в Кизлярской степи. СПб., 1842. С. 33.

112. Панов В.И. Экологическое образование и формирование экологического сознания //Экологическое образование. 2001, № 1, С.20-23.

113. Пантюхов Н.И. Ингуши //ИКОИРГО. Тифлис, 1900. Т. 13. С. 129.

114. Педагогика семейных отношений /Под ред. В.Н.Столетова. М., 1979. С. 87.

115. Педагогика. //Под ред. И.П. Подласого. М., 1986. 452 с.

116. Песни народов Северного Кавказа /Сост. К.Кулиев и Н.Джусойты. Л., 1976. 345 с.

117. Песталоцци И.Г. Полное собрание сочинений: В 4 т. М., 1993. Т. 2. С. 34.

118. Покровский Е. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М., 1884. С.38-60.

119. Пословицы и поговорки народов Кавказа. М., 1985. 345 с.

120. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990. 245 с.

121. Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа /Под ред. М.Максимова. М., 1993. 123 с.

122. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа/Сост. Е.О. Яременко. — 4-е изд., стеореотип.— М.: Дрофа, 2001. 257 с.

123. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М., 1989. Т. 2. 245 с.

124. Пьер Тейяр де Шарден. М., 1987. 213 с.

125. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993. С. 75-76.

126. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946. С.704.

127. Руднев В.В. Предсказание погоды и землетрясений в традиционной народной культуре //Ассоциированные научные дисциплины и направления исследований. М., 1999. С. 66.

128. Руководство к познанию Кавказа. СПб., 1847. Кн. 2. С.243.

129. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании //Педагогическое наследие /Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М., 1988. С. 199267.

130. Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX и начала XX века: М., 1970. С. 128.

131. Самойленко С.М. Труд как средство всестороннего воспитания //Педагогический вестник. 2002. № 6. С. 22-26.

132. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. — М.: «Академия», 2000. С.3-41

133. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах. — М.: «Тобол», 1999. С.11-23.

134. Степанова Н.А. Работа по экологии и краеведению. — Начальная школа, 2003, № 2. С. 107-109.

135. Смерть Сослана //Нартский эпос осетин. Дзауджикау. 1967. С. 287.

136. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984. 278 с.

137. Справочник по охране природы. М., 1980. 543 с.

138. Степин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого //Вопросы философии. 1997. № 5. С. 3-14.

139. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. М., 1994. 167 с.

140. Суравегина И.Т. Почему необходима экологизация образовательной школы. Экологическое образование. 2000, № 1, с. 12-16

141. Сухомлинский В.А. Павлышевская средняя школа. М., 1979. С. 500.

142. Сухомлинский В.А. Письмо Г.Н.Волкову от 6 февраля 1967 г. //Волков Г.Н. Этнопедагогика. С. 162.

143. Тахохов Б.А. Национальная школа как репрезентант культуры этноса.//В кн.: Проблемы общей педагогики. Владикавказ,1995. С. 45-47.

144. Тахохов Б.А. Этнокультурная составляющая содержания обучения в школе.//В кн.:Актуальные проблемы национального образования. Материалы научной конференции. Владикавказ. 2001. С.66-69.

145. Толстой JI.H. В чем моя вера. Тула, 1988. 88 с.

146. Тульчинский Н.П. Поземельная собственность и общественное землевладение на Кумыкской плоскости //Терский сборник. Вып. VI, 1903. С. 57.

147. Тундревич С. Для чего нужна преемственность в педагогике //Педагогический вестник МГУ. 1996. № 7. С. 67-78.

148. Уарзиати B.C. Календарная система народов Северного Кавказа//Известия СОГПИ. 1995. № 6. С. 112-115.

149. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997. С. 37.

150. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития //Экологическое образование, 2002, № 1, С. 3-10.

151. Урумов З.Т. Этнопедагогические основы экологического образования студентов педагогических специальностей в условиях университета. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Владикавказ. 2000. 18 с.

152. Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1968. Т. 8. С. 288-289.

153. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974. Т. 1.С. 214.

154. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Педагогические сочинения: В 6 т. М.-П., 1988. Т. 2. С. 54.

155. Ушинский К.Д. Родное слово //Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1888. Т. 2. С. 16.

156. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 1. M.-JI., 1948. С.265.

157. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 144.

158. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М., 1983. 213 с.

159. Филимонов С.А. Народное творчество кавказцев. М., 1978.114 с.

160. Философский энциклопедический словарь /Под ред. А.М.Антонова. М., 1992. 745 с.

161. Фомина С.И. Экология и марийская народная культура //Начальная школа, 1998. №6. С.66-71.

162. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках этнопедагогики осетин //Известия СОНИ, 1970. Т. 28. 364 с.

163. Хадиков Х.Х. О некоторых вопросах осетинской народной педагогики //УЗ СОГПИ. Т. 27. Вып. IV, 1967. С. 65.

164. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. 213 с.

165. Хамицаева Т.А. Историко-песенный фольклор осетин. Орджоникидзе, 1973. 68 с.

166. Хатагова Е.Р., Бобылева JI.A. Средства народной педагогики осетин в экологическом воспитании младших школьников.— Владикавказ: Издательство СОГУ, 2004. 95 с.

167. Хетагуров К. Особа //Собрание сочинений. Т. 4. М., 1993. С. 340-341.

168. Ходжаев М.Х. Обычаи и традиции ингушского народа. Грозный, 1965. 89 с.

169. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М.: Педагогическое общество России, 2000 .с. 37- 45.

170. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. Ярославль: Академия, 1997. С 20-41.

171. Червонецкий В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира. М., 1992. 112 с.

172. Честякова М. Специфика экологического воспитания младших школьников //Педагогика школе. 1992. № 4. С. 23-34.

173. Чехов А. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1995.

174. Шадже А.Ю. Ценностный смысл экокультурных традиций кавказских народов //Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. М., 2001. С. 204.

175. Шаманов И.М. Обряды и поверья кавказских горцев, связанные с рождением ребенка (XIX — начало XX в.) //Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1982. С. 85.

176. Шаманов И.М. Хозяйство и хозяйственный быт карачаевцев в XIX начале XX в. М., 1970. С. 304.

177. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь //Избранные сочинения. М., 1980. Т. 1. С. 152.

178. Шилов М.П. Народная экология: проблемы и перспективы //Биология в школе. 1998. № 1. С. 64-67.

179. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999. С.231, 377-378.

180. Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. Л.П.Печко. М., 1984. С. 78.

181. Экологическое образование в новом Федеральном Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды». — Биология в школе, 2002, № 3. С. 5-6.

182. Экологическое образование школьников /Под ред. И.Д.Зверева, Т.И.Суравегиной. М., 1983. С. 45.

183. Левин В.А. Психология отношения к природе. М.:Смысл, 2000. С. 213-219.

184. Левин В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики //Экологическое образование. 2003, № 1. С. 8-17.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.