Экологическое воспитание старшеклассников средствами народной педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лайпанов, Рустам Анзорович

  • Лайпанов, Рустам Анзорович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 198
Лайпанов, Рустам Анзорович. Экологическое воспитание старшеклассников средствами народной педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2005. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лайпанов, Рустам Анзорович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

1.1. Состояние разработанности проблемы в отечественной и зарубежной педагогике.

1.2. Понятие и сущность экологического воспитания.

1.3. Педагогика народов КЧР об экологическом воспитании.

Выводы по I главе.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры старшеклассников.

2.2,Организация исследования по формированию экологической воспитанности старшеклассников.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическое воспитание старшеклассников средствами народной педагогики»

В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.

В условиях перехода России на модель устойчивого развития экологическое воспитание и образование населения приобретают приоритетное значение.

Экологическое воспитание подрастающего поколения осуществляется в различных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах. Важную роль в экологическом воспитании старшеклассников может сыграть использование средств народной педагогики.

Во-первых, многогранность, доступность средств народной педагогики, знакомство со средствами народной педагогики с дошкольного возраста, по нашему мнению, позволяют процессу экологического воспитания протекать более эффективно.

Во-вторых, специфика организации и содержания образовательного процесса в СОШ позволяет осуществлять экологическое воспитание на междисциплинарной основе путем интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем.

Проблема экологического воспитания школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения. Необходимо рассмотрение проблемы не только на теоретическом, но и на уровне организации практической работы с детьми.

Экологическому воспитанию и образованию посвящены труды Н.Н.Вересова, Л.И. Греховой, Н.С. Дежниковой, А.П. Сидельковского. Я.И. Габаева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной и др. Значительный вклад в изучение влияния народной педагогики на воспитательный потенциал средней школы внесли И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, Г.Н. Волков, К.Б. Семенов, А.Р. Текеева и др.

Н.Н. Вересов, С.А. Дерябо, В.А. Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты экологического воспитания. В педагогических исследованиях Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.

Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме экологического воспитания старшеклассников, следует отметить, что применительно к условиям средней школы, возможности эффективного использования средств народной педагогики рассмотрена недостаточно.

Анализ изученной литературы по проблеме экологического воспитания старшеклассников, а также возможности использования средств народной педагогики позволяют выделить ряд противоречий между:

- общественной потребностью в экологическом воспитании и недостаточной разработанностью условий и технологий её формирования;

- объективным наличием воспитательного потенциала народной педагогики, способствующего позитивному решению экологического воспитания старшеклассников и отсутствием научно разработанных концепций реализации этого потенциала;

- между потребностью в изменении подходов экологического воспитания старшеклассников и готовностью педагогов их использовать в своей работе.

В этой связи возникает проблема: каковы оптимальные организационные и содержательные возможности экологического воспитания старшеклассников средствами народной педагогики. Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.

Объект исследования: экологическое воспитание старшеклассников в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс экологического воспитания старшеклассников средствами народной педагогики.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс организационных и содержательных условий экологического воспитания старшеклассников средствами народной педагогики.

Гипотеза исследования: экологическое воспитание старшеклассников будет более эффективным если:

- содержание и организация деятельности общеобразовательной школы направлены на экологическое воспитание путем ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс;

- педагогами активно используются средства народной педагогики, нетрадиционные методы обучения;

- процесс экологического воспитания старшеклассников ориентирован на использование природосберегающих технологий;

- налажена социально-педагогическая работа школы с семьей по вопросу педагогического просвещения родителей.

- ведется совместная деятельность педагогов и родителей по экологическому воспитанию старшеклассников посредством использования средств народной педагогики; в целенаправленный процесс экологического воспитания старшеклассников включаются другие социальные институты.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- выявить состояние разработанности проблемы экологического воспитания старшеклассников средствами этнопедагогической культуры на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы;

- определить стратегию экологического образования и воспитания средствами народной педагогики как процесса становления экологически воспитанной личности;

- провести диагностику экологической воспитанности старшеклассников в средней общеобразовательной школе с целью выявления его состояния и особенностей в условиях кризиса экологии;

- разработать авторскую модель экологического воспитания старшеклассников средствами народной педагогики и экспериментально проверить ее образовательно-воспитательные возможности; исследовать педагогический потенциал образовательного учреждения и семьи в процессе их взаимодействия, направленного на экологическое воспитание старшеклассников средствами народной педагогики и разработать методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ.

Методологическую основу исследования составили философские и историко-педагогические концепции обусловленности процессов экологического воспитания развития личности, положения системного подхода к изучению системы экологического воспитания старшеклассников средствами народной педагогики, программно-методические материалы; современные идеи и концепции личностно-ориентированной направленности и личностно — деятельного содержания образовательного процесса; общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; организационные формы и методы образовательного процесса; идеи педагогической интеграции, гуманизации образования и управления образовательными системами.

Теоретической основой исследования явились: учение об универсальной природе человека как воплощении единства биологической природы и социальной сущности (В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилёв, Н.Ф.Реймерс, П.Тейяр де Шарден, Р.Штейнер, А.В. Яблоков); идея о единстве природосообразности и культуросообразности воспитания (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, А.Дистервег, В. А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский); осуществление экологического подхода в педагогике и психологии (Д.Ж.Гибсон, .С.Д.Дерябо, И.Д.Зверев, А.И.Кочетов, Н.М. Мамедов, Э.И. Моносзон, С.Л.Соловейчик, В.Е. Соколов, И.Т. Суравегина, В.А.Ясвин); этнопедагогизация и этноэкологизация воспитательной среды, получившие отражение в трудах (М.С. Багов, Г.Н.Волков, В.А.Данилов, К.Б. Семенов, А.Р. Текеева и др.).

Особую значимость для нашего исследования имели теоретические идеи и положения в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна где показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами нашего исследования использован комплекс методов. Теоретические: анализ философской, этнографической, психолого-педагогической, естественнонаучной литературы в аспекте избранной темы, анализ учебных программ, концептуальная разработка проблемы. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, опрос информаторов, опытная работа, работа с родителями, педагогический эксперимент. Математические методы обработки результатов исследования.

Этапы исследования:

На первом этапе (2002-2003 г.г.) изучалась и анализировалась, педагогическая литература по данной проблеме. Была сформулирована гипотеза, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, а также был намечен план эксперимента.

На втором этапе (2003-2004г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа. В ходе опытно — экспериментальной работы определились пути и средства использования средств народной педагогики в формировании экологической воспитанности старшеклассников.

На третьем этапе (2004-2005г.г.) была продолжена экспериментальная работа, систематизировались, обобщались, анализировались данные, полученные в ходе опытно- экспериментальной работы и оформлялся текст диссертационной работы.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средних общеобразовательных школ №1 и №3 г. Карачаевска и средней общеобразовательной школы п. Новый Карачай.

Научная новизна исследования:

- выявлены социальные, этнокультурные факторы, оказывающие влияние на экологическое воспитание старшеклассников как составляющей базовой культуры личности;

- определены основные педагогические условия экологического воспитания старшеклассников средствами народной педагогики карачаевцев (природа, труд, игра, устное народное творчество), основанных на интеграции этноэкологических знаний в школьные предметы и внеклассные мероприятия;

- разработана концептуальная педагогическая модель экологического воспитания, представляющая собой систему этноэкологических знаний карачаевцев для использования в условиях совершенствования содержания факультативных курсов и самостоятельной работы старшеклассников;

- доказана целесообразность работы с социумом и родителями учащихся, способствующая повышению эффективности процесса экологического воспитания старшеклассников средствами народной педагогики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- выявлены методологические основания и проведена систематизация существующих подходов к проблеме экологического воспитания старшеклассников средствами народной педагогики; разработаны критерии и уровни экологической воспитанности старшеклассников в условиях использования средств народной педагогики карачаевцев;

- предложены средства экологического воспитания старшеклассников с использованием этнокультурных ценностей, которые обогащают содержательную основу и концептуальную базу экологического образования и воспитания;

- поставлены и решены задачи, направленные на разработку проблемы использования средств народной педагогики в экологическом воспитании старшеклассников, не нашедших полного освещения в педагогической теории.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- выявлены возможности по совершенствованию экологической воспитанности старшеклассников путем наиболее полного использования средств народной педагогики карачаевцев;

- разработаны научно-методические рекомендации, направленные на совершенствование педагогического процесса экологического воспитания школьников, ' которые могут быть использованы в педагогической деятельности работников образовательных учреждений.

Материалы диссертации и полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности общеобразовательных школ, в работе Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования, при разработке спецкурсов и факультативных занятий.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности процесса экологического воспитания школьников средствами народной педагогики в условиях средней общеобразовательной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи, результаты и выводы исследования докладывались и обсуждались: на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий (2003-2005), на конференциях по итогам научной работы в Карачаево-Черкесском государственном университете (2003-2005), на региональной научно-методической конференции по проблеме совершенствования методики преподавания биолого-экологических дисциплин в секции «Экологическое образование и воспитание учащейся молодежи»(2004).0публикованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе с учащимися школ Карачаевского района.

Исследование выполнено на кафедре педагогики и педагогических технологий КЧГУ и является частью проблематики, разрабатываемой кафедрой.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Народная педагогика неотъемлемая часть мирового педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий, располагает богатым наследием, большим количеством воспитательного материала и является эффективным средством экологического воспитания старшеклассников.

2. Деятельность педагога по формированию экологической воспитанности школьников средствами народной педагогики включает следующие компоненты: задачи, методы и критерии показателей. Эффективность этой деятельности непосредственно связана с системным наполнением каждого из перечисленных компонентов этноэкологическими материалами.

3. Процесс экологического воспитания старшеклассников средствами народной педагогики будет более эффективным и успешным, если повысить педагогическую грамотность родителей; усилить взаимодействие школы с другими социальными институтами (семьей), различными формами общественности.

4. Повышение экологической воспитанности старшеклассников в общеобразовательной школе будет зависеть от реализации комплекса педагогических, психологических, организационных условий, среди которых включение в содержание образовательного процесса идей этноэкологической культуры, использование в учебном процессе спецкурсов и факультативов с целью углубления экологических знаний. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лайпанов, Рустам Анзорович

Результаты исследования позволили нам получить реальную оценку состояния экологического образования в современной школе, свидетельствующие о том, что у большинства учителей, родителей и учащихся старших классов не сформировано четкое представление понятий «национальная культура», «народная педагогика» и их составляющих. Также наше исследование показало, что уровень экологической воспитанности и образованности детей оставляет желать лучшего. Однако, значительная часть родителей и учителей видит необходимость экологического воспитания учащихся и целесообразность использования в этом процессе средств народной педагогики.

Мы заметили, что старшеклассники в основном положительно относятся к некоторым составляющим национальной культуры, но их знания в этой области фрагментарны и ситуативны.

В результате длительного формирующего эксперимента нами были изучены возможности экологического воспитания старших школьников средствами народной педагогики. При этом было выяснено, что констатирование экологически направленного воспитательного процесса требует использования средств, содержащихся в народной педагогике в совокупности с внешними педагогическими побудителями: познавательной перспективы, доверия, успеха, поощрения и т.д.

Основной целью педагогического эксперимента было обеспечение эффективной деятельности педагога по формированию экологической воспитанности старшеклассников средствами народной педагогики.

Используемые диагностические методики определения уровней воспитания способствовали обобщению материала, позволили сделать выводы и разработать программу экологического воспитания старшеклассников.

Учитывая все особенности деятельности по экологическому воспитанию средствами народной педагогики нами также был разработан перспективный план работы.

Эксперимент показал, что эффективность экологического воспитания школьников достигалась при использовании средств народной педагогики. Результаты эксперимента показали, что значительно повысился уровень экологической воспитанности старшеклассников.

По результатам экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

- процесс экологического воспитания старшеклассников следует рассматривать как динамичное образование реализуемых субъектов учебно-воспитательного процесса средств, актуализирующих чувства, вызывающих у школьников адекватный эмоциональный отклик и способствующих их экологическому воспитанию и образованию; экологическое воспитание старшеклассников будет более эффективным при условии осуществления тесной взаимосвязи теории и практики посредством включения в этот процесс оптимального количества методов, приемов и средств воспитания, содержащихся в народной педагогике;

- важное место в экологическом воспитании школьников занимает подбор оптимальных внешних побудителей, направленных на экологическое воспитание подростков и формирование интереса к национальной культуре своего народа;

- объединение и координация усилий школы, семьи и социума в экологическом воспитании старшеклассников средствами народной педагогики также способствует повышению уровня эффективности этого процесса.

Итак, формирование экологической воспитанности старшеклассников в учебно-воспитательном процессе требует использования большого многообразия форм, средств и методов.

Неоценимую помощь в решении этой проблемы, но по нашему мнению, может оказать использование средств народной педагогики.

161

Заключение

В последние десятилетия технический прогресс достиг высокого уровня, сделав жизнь человека намного комфортнее и легче. Однако эти достижения, к сожалению, влекли за собой и негативные последствия, так как активная деятельность человека по преобразованию окружающей среды породила одну из глобальных проблем всего мира - экологическую катастрофу, угрозу существованию всего живого на Земле.

В процессе своей жизнедеятельности человек все более влияет на природу, нарушая естественные законы, существующие на протяжении многих веков. Дойдя до опасной черты, человечество только теперь оценило ущерб, наносимый природе. Разрабатываются технологии безотходного производства, очистительные сооружения, есть НИИ, работающие в данном направлении.

Не могла коснуться эта проблема и школьного образования и воспитания. Экологизация образования затронула дошкольные учреждения, школы, высшие учебные заведения. Важнейшим звеном в этой цепи является школа, т. к. именно в детстве человек более всего ближе к природе, именно в этом возрасте велика роль воспитания, вкладываемого в ребенка.

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и радикально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий.

Дополненные местным материалом, преподнесенные должным образом, экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали.

Если ребенок, подросток, поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл экологических воспитательных дел - конкретная природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека - земля, вода, воздух, животные, растения.

Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел.

В связи с изменением представлений о ценностях за последние годы изменилось отношение молодежи к образованию в целом и, в частности, естественнонаучному. Не смотря на то, что естественнонаучные знания лежат в основе дальнейшего развития научно-технического прогресса и непрерывного экологического образования, являющегося приоритетным направлением в образовательной практике современности.

Экологическое воспитание теснейшим образом связано с другими составными частями воспитания (умственным, трудовым, эстетически, физическим, нравственным). Материалы народной педагогики свидетельствуют, что народы КЧР, не имея научных знаний, опираясь на эмпирические знания, интуитивно использовали средства и методы воспитания для экологической культуры личности.

Ценность естественно-научного образования для личности состоит в том, что оно позволяет приобщиться к научному экологическому стилю мышления, главной целью которого является формирование мышления учащихся, включающего эколого-культурологический контекст развития взаимоотношений в обществе и общества с окружающей средой.

Гуманитаризация естественнонаучного образования, показ деятельности человека и его результатов, изучение связей явлений и социоприродной среды на основе интегрирования естественнонаучных и гуманитарных знаний, гуманизация образовательного процесса окажут действенное влияние на формирование общей экологической культуры старшеклассников.

Итак, экологическое воспитание школьников — одно из важнейших задач современной школы. Неоценимую помощь в осуществлении этой задачи может оказать опыт народной педагогики. Народная педагогика всегда питала школьное дело.

Основными факторами народной педагогики, народного воспитания являются в природа, игра, слово, дело, общение, традиции, быт, искусство.

Эти факторы народной педагогики играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Поэтому целесообразно как можно более широко использовать опыт народной педагогики в работе с учащимися.

В соответствии с целями и задачами исследования мы изучили и проанализировали состояние проблемы экологического воспитания в теории и практике.

Анализ изученной литературы по проблеме экологического воспитания старшеклассников, и так же возможности использования средств народной педагогики натолкнули нас на ряд противоречий между:

- общественной потребностью в экологическом воспитании и недостаточной разработанностью условий и технологий ее формирования;

- объективным наличием воспитательного потенциала народной педагогики, способствующего позитивному решению экологического воспитания старшеклассников и отсутствием научно разработанных концепций этого потенциала;

- между потребностью в изменении подходов экологического воспитания старшеклассников и готовностью педагогов их использовать в своей работе.

На поиск путей и способов решения, названных проблем было направлено наше исследование.

Результатом решения поставленных в исследовании задач является теоретическое и экспериментальное подтверждение нашей гипотезы.

Гипотеза нашего исследования была построена на том, что экологическое воспитание старшеклассников будет эффективным, если:

- содержание и организация деятельности общеобразовательной школы направлены на экологическое воспитание путем ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс;

- педагогами активно используются средства народной педагогики, нетрадиционные методы обучения;

- процесс экологического воспитания старшеклассников ориентирован на использование природосберегающих технологий;

- в экологическом воспитании старшеклассников активно участвует семья. Также наша работа была нацелена на вовлечения большего количества социальных институтов в решении данной проблемы, повышение педагогической грамотности родителей.

С этой целью удачно, на наш взгляд, была организована совместная деятельность родителей, педагогов, детей.

Наше исследование имеет теоретико-прикладной характер.

Проведенный эксперимент подтвердили выдвинутую гипотезу.

Анализ научной литературы и наше диссертационное исследование позволило сделать ряд выводов:

1. Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание подрастающего поколения. Экологическое воспитание имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание: всех форм общего воспитания. Для этого необходимо дополнить учебные пособия по экологическому воспитанию и образованию этнорегиональным и гуманитарным содержанием.

2. В процессе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в научно-методической литературе. Исследование показало, что средства народной педагогики являются одним из определяющих факторов повышения эффективности процесса экологического воспитания старшеклассников и требует глубокого теоретического осмысления в аспекте связи с философской, социальной и психолого-педагогической литературой.

3. Экологическое воспитание, по нашему определению, данному в ходе диссертационного исследования, - это целенаправленное развитие школьника, включающее освоение культуры, ценностей и природоохранных норм общества.

В воспитании взаимодействуют личность, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Как показало наше исследование, совместная деятельность педагогов и родителей по экологическому воспитанию старшеклассников средствами народной педагогики, способствует повышению эффективности этого процесса.

4. Свои положительные результаты дала и социально-педагогическая работа школы с семьей по вопросу педагогического просвещения родителей. Мы пришли к выводу, что родители готовы оказывать всевозможную помощь школе в экологическом воспитании подростков средствами народной педагогики при условии умелого и грамотного руководства.

5. Содержание социально-педагогического взаимодействия школы с семьей предполагает включение в эту деятельность различных социальных институтов и учет этнокультурных особенностей социума.

6. Важнейшими условиями эффективности педагогического процесса экологического воспитания старшеклассников являются: опора на достижения российских, зарубежных и местных региональных педагогов по данной проблеме; разработка программно-методического обеспечения деятельности школы по данной проблеме; использование средств народной педагогики.

7. Народная педагогика — естественное явление, неотъемлемая часть жизни народа. Заключая в себе многовековую бытовую культуру, воспитания. Народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов, в чем и заключается ее ценность.

Карачаевская народная педагогика — неотъемлемая часть педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами России, она располагает богатым наследием, большим количеством воспитательного материала, касающегося всех аспектов воспитания, в том числе и экологического.

8. Этнорегиональный компонент экологического образования и воспитания будет способствовать возрождению народной педагогики народов КЧР, формированию единых естественно-научных и этнорегиональных экологических знаний и экологической воспитанности учащихся школ КЧР. Поэтому мы считаем целесообразным как можно более широкое использование опыта народной педагогики в работе с учащимися, и, в частности, в экологическом воспитании подростков.

Программа исследования в пределах поставленных задач завершена. Наше исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы. Разрабатываемая нами проблема нуждается в дальнейшем изучении и экспериментальной апробации по таким направлениям, как - исследование комплексного подхода к экологическому воспитанию средствами народной педагогики в учебно-воспитательном процессе; изучение научно-практических аспектов данной проблемы во взаимодействии с другими образовательными учреждениями ; исследование теоретико-методологического подхода и общенаучного метода к использованию средств народной педагогики в экологическом воспитании школьников; создание системы экологического воспитания старшеклассников средствами народной педагогики в образовательном процессе; комплексный мониторинг эффективности процесса экологического воспитания подростков средствами народной педагогики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лайпанов, Рустам Анзорович, 2005 год

1. Абазины. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1989. - 242с.

2. Агаджанян Н.И. Человек и биосфера. М.: Знание. 1987. - 96с. Агапова Г., Яркина Т. В этом сложном, меняющемся мире // Нар. образование, 1994, № 4, с. 98-103.

3. Аджиев A.M. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа // Семейная обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985.

4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. Нальчик, 1974, - 668с.

5. Айдемиров Н.Г., Казначеева Т.П. Формирование эстетического сознания народов Северного Кавказа. — Ставрополь, 1992. — 108с.

6. Айдемиров Н.Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа. -Ставрополь: ГП «Ставропольская краеведческая типография» 1999. -119с.

7. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: Методологические рекомендации. СПб., 1994. - 158с.

8. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1971.-201с.

9. Алиев С.Ч. Къарачай нарт сезле. Черкесск, 1963. - 481с.

10. Алиева А.И. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983, - 280с.

11. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 303с.

12. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. - 253с.

13. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика. Карачаевск: КЧГПУ, 1999,-215с.

14. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М., 1989.

15. Ахмерова Н.М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков//Дисс. канд. пед. наук.-М., 1994.- 185с.

16. Бабоев С. Печаль народа, печаль поколений // Вестник Кавказа. 1991. - № 4. с.7.

17. Баймурзина В.Э. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа, 1996. - 153с.

18. Байрамукова Ф. Когда закончится высылка // Вестник Кавказа. 1991. -№5. с. 9.

19. Байрамукова X. Вечные всадники. Черкесск, 1990.

20. Балтина П.И. и Сакиева М.Н. Народы Карачаево-Черкесии. — Ставрополь, 1957.

21. Батчаева Х.Х-М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике. Казань: Изд-во Казанского ун-та 2001. - 304с.

22. Батчаева Х.Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа. Казань.: Изд-во Казанского ун-та 2002. - 417с.

23. Батчаева Х.Х-М., Узденова М.М. Умственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики. — Карачаевск, 1999. — 146с.

24. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. — 215с.

25. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. - 160с.

26. Белинский В.Г. Пед. соч. / Под ред. В.Ф. Смирнова. — М.: Педагогика, 1982.-с. 81-83.

27. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.- 118с.

28. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечкина / Авт.-сост. Н.И. Галушкова. Волгоград: Учитель, 2005.-217с.

29. Большая советская энциклопедия. М., 1978. Т. 30.

30. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1991.

31. Борлаков Б.К., Карачаево-балкарская довоенная драматургия. — Черкесск, 1975.- 180с.

32. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. - 304с.

33. Васильцова З.Г. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика, 1988.- 160с.

34. Введение в научное исследование по педагогике / Ю.К. Бабанский и др. Под. ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239с.

35. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 1-2 классе: методические беседы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997. - 60с.

36. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII классов сельской национальной школы: М., 1986. — 105с.

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. Г.Н. Огородникова. — Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974.-376с.

38. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. — 304с.

39. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. - 167с.

40. Волченко JI.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М., 1992.-С. 84.44. // Воспитание школьников, 2003г. № 8 с. 41-47.

41. Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии. Сб. ст. Черкесск: Карачаево-Черкесский НИИ истории, философии и экологии. 1987.- 152с.

42. Вопросы фольклора Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983. - 186с.

43. Воспитание бесценное богатство. / Пословицы и поговорки народов Востока /. Под ред. Брагинского И.С. - М.: Изд. вост. литер., 1961. -329с.

44. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти Т. М., 1984. - Т. 3.

45. Высшее образование в России 2004, № 9. с. 84-86.

46. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Книга первая и вторая. Т.П. Махачкала, 1989.-413с.

47. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. — Баку, 1970. -84с.53. // География в школе, 2003 № 10 с. 19-28.54. // География в школе, 2003 № 3 с. 45-51.

48. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

49. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1954.-Т. 1.

50. Гигиена окружающей среды. / Под ред. Г.Н. Сидоренко. М.: Медицина, 1985. - 303с.

51. Городецкий Б.М. Очерки по кубановедению. // Кубанская школа. -Екатеринодар, 1915. № 5. - с. 304.

52. Государственность и право республики в составе Российской Федерации. Ростов н/Д.: СКНЦ, ВШ, 1996.

53. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. — Нальчик, 1974.

54. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. - 136с.

55. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980/81. - Т. 4 - с.4.

56. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их поколении. М., 1951. —284с.

57. Данилов Н.А. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения: Дисс. канд. филол. наук. -М., 1990. 186с.

58. Дегтярев В.В. Охрана окружающей среды. М.: Транспорт, 1989. -219с.

59. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д.: Феникс: АО «Книга», 1996. 476с.

60. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Ч.П. Черкесск, 1994, - 9с.

61. Джуртубаев М.Н. Древние верования балкарцев и карачаевцев. — Нальчик. 1991.-66с.

62. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

63. Дополнительное образование. 2004, с. 43-48. № 6.

64. Дубровин Н. Черкесы /Адыге/. Краснодар, Вып.1, 1927. - 105с.

65. Егоров С.Ф. Российское образование: методология и проблемы // Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и пед. науки. М.: РАО, 1992, 261с.73.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.