Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Шорохова, Надежда Аркадьевна

  • Шорохова, Надежда Аркадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 167
Шорохова, Надежда Аркадьевна. Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Великий Новгород. 2008. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шорохова, Надежда Аркадьевна

Введение.

Глава 1. Сущность экономической культуры.

1.1 Культурная потребительская ценность материальных благ.

1.2 Ценностные аспекты основных вопросов экономики.

Глава 2. Структура и содержание системы экономической культуры.

2.1 Интегрирующая роль системы экономической культуры.

2.2 Этические основания системы экономической культуры.

Глава 3. Процессы самоорганизации в экономической культуре.

3.1 Роль эстетического восприятия в воспроизводстве ценностей экономической культуры.

3.2 Неклассическая рациональность как фактор саморазвития экономической культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экономическая культура как самоорганизующаяся система ценностей»

Настоящая работа посвящена проблеме определения экономической культуры. Экономическая деятельность — неотъемлемая часть человеческой жизни. Из всех областей деятельности общества именно хозяйство определяет жизнь большинства людей в течение большей ее части. Хозяйственная деятельность имеет предельную древность в истории человечества, а значит, и вечную укорененность в структурах личного и общественного сознания. Древнейшая, дописьменная пора жизни человечества показывает, что на этих этапах мировой истории бытовая и хозяйственная повседневность практически полностью совпадает с культурой как таковой. Базовым маркером этнической культуры в традиционном обществе выступает домашний и производственный быт. Археологически воскрешенная повседневная среда обитания предков, сохраняет бытовой антураж минувших столетий, символизирует предельные основания культуры минувших эпох. Чем более мы проникаем вглубь истории древнего человечества, тем менее различимыми оказываются предметы практического назначения и художественные изделия. А если к тому же учесть культовую функцию последних, то можем говорить об изначальной спаянности практических и духовных мотивов творчества. История свидетельствует не о регулярной эволюции хозяйства, но о прерывистости экономических процессов, которые развиваются фактически в результате импульсов, получаемых из сферы социальной организации и культуры.

Актуальность исследования обусловлена современным этапом социально-экономического развития мирового сообщества и необходимостью изучения взаимосвязи между направленностью социально-экономического развития страны и доминирующей в этой стране культурой. Несмотря на глобализацию мирового развития, экономические и социальные формы, заимствуемые теми или иными государствами из опыта других стран, не всегда реализуются или приобретают иное содержание. Экономическое поведение человека (как производителя, продавца, потребителя) пронизано огромным количеством установок, стереотипов, ценностных ориентаций, стандартов, которые в значительной степени являются отражением доминирующей в данном социуме типа культуры. Вопрос об экономической культуре — это, прежде всего, вопрос о нематериальной составляющей хозяйственной деятельности, формирующей сознание участников экономического процесса, их установки, иерархию ценностей, модели принятия решений, нормы поведения.

Актуальность исследования возникает из потребности противодействовать взаимоотчуждению экономики и духовной культуры. Экономическая и культурная ориентации не могут находиться в состоянии взаимного исключения и непримиримого противоборства, поскольку относятся к сознательной деятельности человека. Актуальность изучения экономической культуры предстает также из осознания роста негативных побочных воздействий нашей хозяйственной деятельности и в моральной ответственности за них перед будущими поколениями. В настоящее время традиционное разделение мира экономики и мира ценностей не позволяет решить проблемы разумного хозяйствования.

Экономика как область познания представляет собой сложный мир, который нельзя описать какой-то единой теорией. Экономические процессы осуществляются сознательно, чего нет в физике или химии. Институты национального государства, выполняющие одни и те же функции, не могут быть одинаковыми для всех стран. Поэтому законы экономики не могут быть открыты при помощи только логических обоснований. Факты, явления, события, происходящие в экономической жизни, осознаются не только посредством научных истин, логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его нравственных и эстетических норм.

Экономика может рассматриваться как взаимодействие человека и его окружения с целью производства и потребления жизненных благ. Это сфера, в которой общество принимает и реализует решения об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. Но в процессе хозяйственной деятельности закрепляются определенные способы взаимодействия хозяйствующих субъектов — «правила игры», которые организуют взаимоотношения между людьми. Поэтому экономика может быть рассмотрена не только как материальная сфера, а как система институтов, образцов и норм поведения, позволяющих получать оптимальный социально-экономический результат, сохраняющий целостность и непрерывность хозяйственной деятельности всего общества.

Интерпретация экономической рациональности в терминах максимизации собственного интереса, являющаяся одной из центральных черт основного русла экономической теории в течение нескольких столетий, привела к недооценке культурного смысла человеческой практики.

Концептуальным стержнем классической экономической теории, основанной А. Смитом еще в восемнадцатом веке, является представление о том, что поведение участников экономического процесса регулируется системой цен. На рынке индивиды обмениваются друг с другом товарами, цена которых определяется соотношением между спросом и предложением. Маржиналистская революция, начало которой принято датировать 1871 г., заменила трудовую теорию стоимости концепцией субъективной полезности товара, используя методологический индивидуализм. Важнейшим предметом исследования становится отношение человека к вещи и мнение хозяйствующих субъектов. Опираясь на субъективно-психологический подход, теоретики маржиналистской школы сделали попытку создать последовательную теорию, вскрывающую причинно-следственный механизм рыночных отношений.

Впервые вопрос о том, что экономическое поведение людей, как и всякую другую человеческую деятельность, следует анализировать, исходя из социального контекста, в котором она осуществляется, был поднят в рамках институциональная школы, которая берет свое начало в работах американских социологов 20-30-х годов двадцатого века. Так Т. Веблен возражал против выведения экономического поведения человека из утилитарных и гедонистических склонностей, генетически присущих человечеству. Категории классических экономистов, утверждал он, могут быть применены лишь к определенным историческим условиям и в очень ограниченном контексте. [ 168, р. 462-467]

Экономист-неоинституционалист Д.Норт противопоставил институты как системы деперсонифицированных отношений и правил игры организациям, которые по этим правилам действуют. Известный историк-экономист и антрополог К. Поланьи обосновал своими исследованиями наличие двух равнозначных, параллельно функционирующих типов экономик. Опираясь на результаты многочисленных исследований, он утверждал, что созданная А. Смитом теория экономики, в основе которой лежат институты рынка и свойственные ему механизмы спроса, предложения и цены, не соответствует экономикам всех обществ. К. Поланьи называл тип экономических систем, отличных от рыночных, редистрибутивными. Редистрибуция представляет собой процесс аккумулирования, собирания, совмещенный с новым, вторичным распределением и раздачей. К. Поланьи отмечал, что рыночные и редистрибутивные экономики не имеют характера стадиальности, но сосуществуют во времени и пространстве. Он пытался показать, как социальные действия, направленные на изменение природы экономической системы, приводят к уничтожению социума. Многочисленные исследования представителей новой институциональной экономической теории, убедительно продемонстрировали, что рыночная координация и регулирование экономики через систему цен могут работать только в том случае, если выполнены определенные институциональные условия. К этим институциональным предпосылкам можно отнести: политические условия прав собственности, договорного права, оправданное ожидание выполнения договоров.

Существуют и отечественные исследования хозяйственного развития России в рамках институциональной теории, в которых рассматриваются трансформации экономического сознания и поведения российского населения в постсоветский период и специфические особенности рыночных механизмов, воплощенных в современном бизнесе. Особо можно отметить работы: Заславской Т.И., Рыбкиной Р.В. «Социология экономической жизни»,

Тамбовцева В.JI. «Институциональные изменения в Российской экономике», Олейник А.Н. «Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти».

Современная экономическая мысль проявляет себя в исследовании культурной деятельности, рассматривая продукты культуры как общественные товары (public goods). Несмотря на некоторое сходство продуктов культурной деятельности с основными свойствами общественных благ: неисключаемость и несоперничество, очень сложно применить данную теорию к исследованию культурных благ и культурных свойств товаров, поскольку именно характерные свойства общественных товаров побуждают рационально действующего потребителя вести себя в стиле «безбилетника» и сознательно скрывать свои предпочтения.

Концепция мериторных благ Р. Масгрейва также малоприменима к исследованию экономической культуры. В рамках этого подхода мериторными являются блага, спрос на которые не проявляется в индивидуальных предпочтениях по причине нерациональности поведения индивидуумов или их неосведомленности о фактических свойствах благ, а потому стимулируется государством. Несмотря на очевидную необходимость мериторного вмешательства государства в культурную деятельность, одновременно появляется опасность возникновения среды для достижения целей, не связанных с интересами общества.

Исследование потребностей качественно разных участников экономических отношений осуществляется в рамках экономической социодинамики. В основе социального выбора лежит принцип, согласно которому любое сообщество людей может иметь свой интерес, отличающийся от предпочтений индивидуумов, входящих в данное сообщество, и на основе механизмов обратной связи и сопоставления индивидуального благосостояния формируютсясоциальныеустановки,поддерживающиесоциальный иммунитет, но которые рынок выявить не в состоянии.

В рамках перечисленных экономических исследований культурной деятельности не учитывается принципиальное различие между культурными благами и традиционными товарами и услугами. Экономический анализ основывается на том, что культурное благо выбирается потребителем исходя из доступных ему средств, субъективной полезности потребления каждого из благ и установившихся цен. Однако только материально-потребительская ориентация неадекватна и недостаточна для понимания культурных свойств, присущих материальным благам. Восприятие культуры как продукта потребления, ориентированного на дифференцированную публику с различными вкусами отражает отказ от трансцендентных оснований культуры.

С точки зрения одного из современных представителей экономики благосостояния А. Сена дальнейшее развитие экономической теории будет более эффективным, если будет осуществляться в тесном контакте с этикой. Хотя в целом теория благосостояния связана с изучением методов организации хозяйства, которые обеспечивают обществу максимизацию богатства, по мнению А. Сена дальнейшее развитие этой теории требует использования более богатой, по сравнению с утилитаризмом, философской традиции, связанной с понятиями свободы, прав, всеобщей взаимозависимости и признания множественности этически значимых утверждений.

Наиболее известными западными теориями культуры хозяйствования являются труды М. Вебера, В. Зомбарта, Л. Мизеса, П. Козловски, обосновывающих обусловленность социального действия культурой, создающей ценности как эталоны, на которые ориентировано поведение людей.

Исследование массовой культуры в контексте описания современного общества потребления находится в центре внимания Ж. Бодрийяра. Определяющим признаком современного социума, по мнению Ж. Бодрийяра, становится то, что не потребности являются основанием для производства товаров, а наоборот индустрия производств и потребления „производит потребности». При этом потребляются не столько товары, сколько вся система объектов как знаковая структура.

В России весьма основательную разработку философии хозяйства с позиций православной этики осуществил С. Булгаков. В своем творчестве он обращается к проблеме взаимоотношений двух жизненных сфер человека: его духовной жизни и мирской трудовой деятельности, раскрывая назначение человека в этом мире и значение мира для человека.

Современные исследования философии хозяйства продолжает Ю.М. Осипов, считающий своей главной задачей развитие фундаментальной экономической теории в рамках новой хозяйственной парадигмы, не являющейся сугубо экономической.

Недостаточный уровень разработанности проблемы современной экономической культуры, ее теоретическая и практическая значимость, обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

В данной работе производится исследование экономической культуры, определяемое границами: от модерна к постмодерну. Этот показатель рассматривается не только как временной, характеризующий кризис европейской культуры, но и как фактор эстетический и социальный. В условиях переломной эпохи, когда определяются базовые основания (понимание пространства, времени, причинности, элементарности), формирующие тип мышления и научно-философские парадигмы, присущие новой культуре, происходят радикальные изменения и в сфере экономических отношений. Экономическая деятельность несет на себе явно выраженный отпечаток особенностей тех эпох, культур (субкультур), мировоззренческих систем, в которых она существует. Сопряженность этих идей с реальной практикой определяет периодические перемены в содержании и траектории развития экономического мышления, обладающего не только элементами традиционности, но и отзывающегося на запрос времени.

Специфика постмодернистского мышления, отрицающая модернистские ценности, нормы, традиции, способствует мировоззренческому ш^рашому,^ю создает опасность неустойчивости культуры. Происходит процесс переосмысления, заимствования, эксплуатации уже отработанных форм.

Искусство становится генератором многих постмодернистских идей и одновременно формой кодирования, трансляции и манифестации этих идей.

Неотъемлемыми атрибутами постмодернистской цивилизации стали: спутниковое телевидение, видео, Интернет, электронная почта, сотовая связь — все то, что смешивается, комбинируется, формирует «глобальное» мышление. Средства массовых коммуникаций не просто ускоряют информационные потоки, но трансформируют глубинную структуру информации, от которой зависят ежедневные действия людей в экономической сфере. Использование наукоемких продукций, современных информационных технологий, разработка и внедрение новшеств в хозяйственной деятельности являются главными факторами, определяющими конкурентоспособность. Ценность человеческого фактора становится особенно значимой в условиях общемировой тенденции сокращения ресурсоемкое™ производства и повышения его наукоемкости. Наблюдается все большее понимание того, что развитие бизнеса не является линейным, а наоборот, демонстрирует свою непредсказуемость, нелинейность. Инновация в целом может начинаться с малого события, которое в конечном итоге приведет к возникновению совершенно другой ситуации.

В условиях отхода от жесткого идеологического регулирования и контроля, расширения и принципиального изменения масштаба межкультурных взаимодействий, ведущих к существенному увеличению многообразия социокультурного пространства и новым возможностям выбора той или иной системы ценностей, появляется проблема поиска ориентиров в перенасыщенном информацией и непредсказуемом мире. Этот факт приводит к необходимости понимания тех процессов, которые являются для экономической системы важными, формируют ее поведение.

Можно выделить три функциональных уровня экономической культуры: — первый уровень определяется базовыми ценностями, - мотивирующими -производственную и предпринимательскую деятельность, и определяющими место и значимость экономики в общей структуре культуры общества. Это общенациональный уровень экономической культуры, обуславливающий воспроизводство конкретного типа экономической жизни.

- второй уровень — соционормативный, характеризует исторически сложившиеся институциональные формы организации и регулирования экономической деятельности. Это "правила игры", существующие в экономике и определяющие взаимоотношения между людьми.

- третий уровень - личностный. Он отражает физическое, интеллектуальное и духовное состояние конкретных людей, мотивацию к труду, реализацию профессионального потенциала, организацию их быта и жизнедеятельности, развитие потребностей.

В постиндустриальном обществе инвестиции производят в большей степени не материальные блага и даже не услуги, а блага символические, способные изменить потребности, представления, ценности. В индустриальном обществе изменялись средства производства, в постиндустриальном - цели производства, то есть культура. Гораздо большее количество образов и практических навыков распространяется на значительно более обширных территориях и с большей скоростью, чем в более ранние эпохи. В условиях, когда мир становится все более тесным и подчиняющимся определенным стандартам, западная культура распространяется практически беспрепятственно по всему миру. Движение и усвоение культурных навыков происходит путем активного импортирования, соревнования, диффузии.

Реклама вынуждает потребителя делать зачастую не свободный и не самостоятельный выбор. Качество дизайн-технологий необыкновенно высоко. Мастерство дизайнеров определяет какие образы, цвета, шрифты и слова повлекут нужную реакцию. Доминирование небольшого числа известных брендов, подделка и копирование известных марок, в конечном счете, ведет к монополизму и монокультуре. В определенном смысле дизайнер, целью которогоявляетсямаксимальная товарная-привлекательность,превращаетсяв «идеолога» культуры. Он проектирует чувства, симпатии, эстетические вкусы, приобщает к определенному стилю жизни. Палитра лимитированных альтернатив и выбора создают взаимозаменяемую и унифицированную культуру. Глобализация, не учитывающая разнообразия стилей жизни и различий в вере, приводит к безликой однородности и необоснованным претензиям на руководящую роль.

Издавна способность людей делать историю приобретала форму определенных исторических проектов: взять власть, изменить институты, отменить привилегии. Сегодня действующий субъект не стремится управлять ходом истории, а требует права быть самим собой, не будучи раздавленным аппаратами власти и пропаганды. Сообщество разделяется сегодня на тех, кто является агентом и хозяином культурных моделей, и тех, кто принимает в них зависимое участие и стремится освободить их от влияния общественной власти. Областью историчности сегодня является конфликт за общественное управление культурными ресурсами. Это не только вложения сделанные в культурные модели, но и дистанцирование по отношению к практике и нормам потребления. В мире, где индивидуальная реакция является запрограммированным ответом на технологические решения и осуществляется выбор из уже отобранных вариантов, моральность не определяется заповедями и преодолением интересов и страстей, она измеряется волей к самоутверждению и собственному выбору.

По мере того, как мир становится все более сложным, жизнь людей и их выборы становятся все более сложными. В области веры, ценностей и образа жизни существует возможность выбора, что разрывает линию религиозного и культурного наследования, приводит к потере идентичности. Живя в плюралистичном мире, люди дифференцируют, маркируют и разделяют самые разные предметы и явления. Они часто используют товары одновременно и как индикаторы общих коллективных идентичностей, и как сигналы собственной индивидуальности. Возникает спрос на ценности — нематериальные, эмоциональные, бренды как обещание подлинности. -Бренд - отличается - от обычного названия или имени тем нематериальным багажом, который «прилагается» к его обозначению: легендой, мифом, широкой известностью, идентификацией с определенным качеством, стилем. Изучая спрос, сегодня сначала формулируют востребованную идею продукта и только потом его производят. Культурная ценность товаров и услуг не равна их индивидуальной пользе, а также экономической ценности. «Беззащитный» потребитель не только жертва массового рынка, но и деятельный участник созидания экономической культуры. Он проявляет себя сознанием дистанции в отношении незначительных или чуждых вещей, своим желанием свободы и творчества. Ответственность означает попытку делать свой осознанный выбор, не потерять свое «я», шанс обрести свободу. Необходимость осознанного выбора оказывается не столько экономической, сколько этической проблемой.

В период, когда создается новая культура, новые отношения с миром, в то время как формы общественной жизни остаются старыми или беспорядочными, практические дискурсы конкретизируют и обосновывают абстрактные нормы и принципы. В этот период культура обусловлена коммуникациями и соответствующими действиями, проявляющимися в характере знания, в способах экономических вложений, в этических дискурсах, касающихся форм достойной жизни. В процессе диалога участники подвергают первоначально подразумеваемые интерпретации межсубъектному утверждению. В этот период культура является смыслом, который создается благодаря ценностному чувству действующих лиц, а также совокупностью средств и моделей, которыми действующие лица стремятся управлять.

Духовные идеалы, язык, история, мудрость поколений, воплощенные в мыслях и действиях сообществ, способны наделять жизнь его индивидов смыслом. Знания о богатстве и разнообразии духовных ресурсов, доступных представителям разных цивилизаций, позволяют не впасть в высокомерие и сознание собственной исключительности, а обратиться за советом к мудрости и опыту, накопленному в рамках других традиций. Посредством диалога между цивилизациями—устанавливается- равенство -различных—культур.—Благодаря---диалогу приходит понимание того, что многообразие может обогатить наше самопознание. Открытость исторического познания, освобождение его от догматизма, способствуют возможности подлинного диалога, поиску новых смыслов и принципов культуры. Замкнутость ради сохранения самобытности может привести к националистическому фанатизму. С помощью диалога поиск самобытности создает предпосылки подлинного общения и искреннего уважения многообразия. Тогда диалог развивает взаимопонимание на базе общих ценностей.

В диссертационной работе экономическая культура рассматривается как система ценностей, способная противостоять дестабилизирующим явлениям, свойственным современной геоэкономике, и удерживать экономическую систему на некоторой линии развития. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, обеспечивая тем самым как преемственность традиций, так и конкретность знаний, удовлетворяющих потребность повседневной практики в процессе взаимопонимания. Такой подход дает возможность рассматривать экономическую культуру в аксиологическом аспекте, как совокупность ценностей, способствующих воспроизводству определенного хозяйственного уклада.

Целью диссертационного исследования является выявление внутренней взаимосвязи между духовными ценностями и современной экономической деятельностью. В соответствии с этим определяются следующие задачи исследования: выявить наличие культурной составляющей в современной экономической деятельности и материальных потребностях личности; установить взаимосвязь между ценностными установками сообщества и основными экономическими вопросами; определить механизм интеграции экономического пространства в единую систему; раскрыть обусловленность экономической культуры этическими ценностями; рассмотреть проявление эстетического отношения к предметам и явлениям в процессе производства и потребления товаров; обосновать необходимость познания и воспроизводства экономической культуры с позиций неклассической рациональности.

Объектом диссертационного исследования является процесс самоорганизации системы ценностей в современной экономической культуре.

Предметом исследования выступает совокупность коммуникативных действий, позволяющих воспроизводить культурные ценности в экономической теории и практике.

Методологическим основанием исследования выступает сочетание системного подхода, коммуникативной теории и ценностного анализа, позволяющих проследить взаимодействие и сопряженность ценностей культуры и экономики. Научная новизна диссертационного исследования проявляется в методологическом применении коммуникативного подхода к исследованию процесса самоорганизации системы ценностей экономической культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. В экономической деятельности и предпочтениях покупателя культурная полезность товаров, сочетая эстетические свойства и смысловую нагрузку, выходит за пределы частного присвоения и способна содействовать социальному взаимодействию индивидов, проявляясь в возможности поиска групповой принадлежности, в потребности личности жить определенным образом.

2. В способах решения основных вопросов экономики существует тесная взаимосвязь с ценностными установками существующего социального порядка, создающими контекст, в качестве интуитивно воспринимаемого фона, обеспечивающего адекватное восприятие поступков и высказываний.

3. Ценности экономической культуры, явленные в субъективном опыте иподтвержденные.вмежличностной—коммуникации,—обозначаютсясоответствующими символами, которые затем, становясь коллективно разделяемыми и, организуясь в систему, способствуют интеграции социума в единое экономическое пространство посредством общности оценок.

4. В совокупности коммуникативных практик по разрешению экономических вопросов конкретизируются и обосновываются этические нормы и принципы, воплощаются стремления к полезности исходя из представления о благе.

5. Включение субъекта посредством потребления символических свойств товаров в эстетическую коммуникацию вводит в пространство эстетического опыта, способствует гармоническому совершенствованию, вырабатывает иное отношение к себе, выходит за рамки привычного утилитарного представления, способствует утверждению культурных ценностей.

6. Познание и воспроизводство экономической культуры с позиций неклассической рациональности приводит к необходимости продуктивного диалога, взаимопонимания, способствуя тем самым внутренней ответственности человека за выбор путей эволюции и взаимодействия с природой, обеспечению преемственности традиций и тенденций саморазвития.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Шорохова, Надежда Аркадьевна

Заключение

Исследование экономической культуры показывает, что экономика регулируется не только экономическими законами, она определяется действиями людей, в выборе которых всегда воплощен целый набор общественных норм, культурных установок и этических представлений о благе. Любое общество, какую бы сложную структуру оно не имело, всегда обладает неким «ядром культуры»: основ мировидения, норм и ценностей, критериев для оценок некоторых ключевых ситуаций. Объединение людей в экономическую систему представляет собой предприятие сотрудничества для взаимной выгоды. Оно происходит через общность восприятия ценностей, общность культуры. Стремление к благу, движущее каждым сообществом, каждым отдельным человеком, принимает множество форм, но все они ориентированы на всеобщий идеал высшего блага. Формирование этических ценностей, которые предопределяют содержание и направление экономического развития, являются областью культуры.

Экономическая культура — это интеграция элементов национальной культуры в систему на уровне значений и ценностей, придающих смысл трудовой деятельности человека, определяющих его поведение. Жизнеспособность этой системы зависит от способности противодействовать нарушающим воздействиям и эффективно реагировать на вызовы быстро меняющейся, динамичной среды. Новые технологии, размывание границ между отраслями, появление электронного бизнеса, глобализация и интернационализация в значительной степени влияют на среду, в которой действует бизнес. Развитие бизнеса сегодня является по своей сути нелинейным и не может быть экстраполировано на основе более ранних наблюдений. Но в определенных рамках мы можем выбирать путь эволюции. В связих этим приходит-осознание того,-что необходимо понимание процессов, которые являются для системы важными и формируют ее поведение.

В условиях трансформирующегося общества, нестабильности социальной системы практические дискурсы конкретизируют и обосновывают абстрактные нормы и принципы. Явленные в субъективном опыте и подтвержденные в межличностной коммуникации ценности, обозначаются соответствующими символами, которые затем могут становиться коллективными и социальными, превращаясь в понятийное содержание сознания. В этических дискурсах, касающихся форм достойной жизни, происходит конструирование социального мира, создание контекста, в качестве интуитивно воспринимаемого фона для повседневных действий. Участники подобной интеракции могут быть как созидателями новой системы ценностных ориентаций, так и продолжателями традиций, оказавших непосредственное влияние на их личностное формирование. Ценности при этом используются как руководящие принципы жизни, устанавливающие правила взаимодействия, выступают важным фактором, обеспечивающим ориентиры деятельности, мотивацию личности, придают сущему в целом цель, порядок и смысл. В совокупности коммуникативных актов, ориентированных на взаимопонимание, происходит образование среды, воспроизводящей конкретные хозяйственные формы. Экономическое сотрудничество, объединяющее отдельные личности и целые группы людей, основывается на принципе взаимности и толерантности. Система ценностей экономической культуры — самоорганизующаяся система, способная к построению из более простых частей в крупномасштабную модель. Ее целостность обеспечивается внутренними связями, а также соответствием объективным экономическим законам и экологической системе, частью которой она является.

В экономике избыточного предложения нематериальные аспекты потребления, такие как: легенды, мифы, сопровождающие товар, широкая известность или идентификация с определенным качеством, стилем могут оказаться важнее материальных. В условиях фундаментальной неопред еленностиикризиса-ид ентичностивозможностьдостичьсогласияс собой и справиться с вопросами своего бытия не обеспечивается надежностью традиционного состояния мира. Вопросы о смысле существования, о счастье, о правильном устроении жизни получают новую остроту. Тотальный плюрализм и рассеивание ценностей свидетельствуют об исчерпанности культуры, просуществовавшей столетия. Отсутствие определяющего принципа трансформируется в заданные извне цели посредством управляющего воздействия. Культурные устремления замещаются идеей отношения через серию вещей-знаков, их проявляющих. В современном мире способность активно воздействовать на реципиента любым способом — игры, иронии, шока и т.п., многократно усиливается. Использование символических элементов при продвижении продуктов на рынок позволяет передавать установленные значения. Потребляются не столько сами вещи, сколько отношения ими обозначаемые. Определяя образ жизни для соответствующей целевой аудитории, действуя на глубинном уровне культурных значений и архетипов, подсказывая, как следует жить, рекламные истории вырабатывают и внедряют стандарты поведения.

Связывание воедино в рекламном обращении сиюминутных нужд и желаний с ключевыми ценностями и жизненными целями, потребителем воспринимается отнюдь не пассивно. Основная ценность экономической деятельности - полезность настолько ценна, насколько осознается как ценность-средство для осуществления ценностей, происходящих благодаря ней. Если в продукте польза органично сочетается с эстетическими свойствами, несет образно-смысловую нагрузку, создает возможность коммуникативных актов, поиска групповой принадлежности, то речь можно вести о культурной потребительной ценности, обеспечивающей не только удовлетворение нужд индивида, но личности в целом. Приобретаемые вещи будут обладать еще и культурной полезностью, если будут связаны с возможностью передачи какого-то значения или смысла ближайшему окружению. Культурная потребительная ценность выходит за пределы частного присвоения и способна содействовать -социальному.взаимодействию-индивидов вне.рьшочных отношений. Выбирая.и. приобретая компонент «как жить», воплощенный в каком-либо объекте или услуге потребитель придает форму значимым для него ценностям, культурным ориентациям. Способность самостоятельного суждения в отношении незначительных или чуждых вещей, желание свободы и творчества позволяют человеку, руководствуясь определенными оценочными критериями, выбирать, а значит сохранить индивидуальность, реализовать сущность и ее смысловые горизонты.

Экономическая культура не является собранием готовых вещей или материальных ценностей. Она предполагает воспроизведение того, что стоит за ними, то есть мира человеческих значений, смыслов, культурных ценностей, обосновываемых в коммуникационных актах. При любых видах и целях диалог представляет собой уникальный событийный процесс, в котором самоорганизуются как личностное, так и коллективное начала. Организация конструктивного социального взаимодействия различных претендующих на рациональность позиций, переход на позиции диалогического сознания, обеспечивает не только возможность выбора оптимального пути развития, но позволяет воспроизводить культурные ценности. Отказ от монологизма, переход на позиции диалогического сознания относится и к рациональности экономического познания и к рациональности практических действий. Тогда управляющее воздействие экономической культуры будет согласовываться с внутренними свойствами системы и ответственностью человека. Экономическая культура, ориентированная на совершенство действия, исходит не из противопоставления морального долга экономическим аргументам, а из возможности рассматривать любые действия с учетом побочных последствий и обстоятельств.

История XX века продемонстрировала наглядный урок того, что человеческое существо имеет очень ограниченную власть над миром, частью которого он является. Целенаправленное человеческое мышление становится ошибочным, когда пренебрегает системной природой мира, с которым имеет делоПоследниестолетпродемонстрировали, чтотакой«прогресс» завершается лишь разрушением окружающей среды, а, следовательно, разрушением самого человека. Внешнее управляющее линейное воздействие, идущее вразрез с тенденциями саморазвития природных и социальных систем, приводит к непредсказуемым, стихийно выливающимся последствиям, нежелательному и труднопреодолимому кризисному состоянию.

Этот урок и новый взгляд на мир могут привести к пониманию того, что внешнее управляющее воздействие на экономическую систему должно учитывать не только сложность самой этой системы, но и условия выживания общества в окружающей среде. Новое мировидение позволяет стимулировать создание динамических моделей развития города или региона, которые могут помочь в определенных рамках целенаправленно выбирать путь социальной эволюции и находить решение, гарантирующее выживание общества. Направленность на рефлексивность по отношению к идеальному плану своих действий, на их соразмерность поставленным целям и задачам, возможность корреляции исходных установок, должны стать обязательным условием организации коммуникативных действий.

В соответствии с общей целью и поставленными задачами получены следующие результаты, составляющие научную новизну исследования. выявлено наличие культурных свойств в материальных благах и ориентациях, направляющих современную экономическую деятельность; установлена взаимосвязь между ценностными установками сообщества и основными экономическими вопросами; определены составные элементы системы экономической культуры, способствующие интеграции в единое экономическое пространство; раскрыта обусловленность экономической культуры этическими ценностями; рассмотрено включение субъекта посредством потребления символических свойств товаров, в эстетическую коммуникацию, способствующую утверждению культурных ценностей;

-----——обоснована----необходимостьпознанияивоспроизводства. экономической культуры с позиций неклассической рациональности, инициирующей тенденции саморазвития системы.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования определяется актуальностью решаемых задач и состоит в развитии системных исследований экономической культуры с позиций самоорганизации. Материалы исследования могут быть использованы: для дальнейшего углубления анализа методологических и теоретических проблем исследования современной экономической культуры; для разработки системных исследований отечественной экономической культуры, выяснения сущности и механизма ее действия, определения системы составляющих ее ценностей, их сопряженности или разбалансированности с социальным бытием; при подготовке учебных курсов по направлению «теория и история культуры», в разделах, освещающих культурологические и философские проблемы взаимодействия духовной и материальной культуры, а также тенденции культурной универсализации современности; при подготовке учебных курсов по направлению «кросс-культурный менеджмент», посвященных изучению культурно-обусловленных различий, существующих в структурах международных компаний; для исследования вопросов формирования эффективной организационной культуры управления в предпринимательских структурах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шорохова, Надежда Аркадьевна, 2008 год

1. Аббаньяно, Н. Мудрость жизни / Н. Аббаньяно. СПб.: Алетейя, 1996. - 320 с.

2. Аббаньяно, Н. Введение в экзистенциализм. Структура в экзистенции / Н. Аббаньяно. СПб.: Алетейя, 1998. - 506 с.

3. Адорно, Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. М.: Республика, 2001. -520 с.

4. Аренд, X. Vita activa, или о деятельности жизни / X. Аренд. СПб:: Алетейя, 2000. - 437 с.

5. Аренд, X. Истоки тоталитаризма / X. Аренд. М.: ЦентрКом, 1996. -672 с.

6. Барбур, И. Этика в век технологии / И. Барбур. М.: 2001. - 380 с.

7. Барт, Р. Империя знаков / Р. Барт. М.: Праксис, 2004. - 144х.

8. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. М.: Издательство Сабашниковых, 1996. -312 с.

9. Барт, Р. Система моды. Статьи по семантике культуры / Р. Барт. М. Издательство Сабашниковых, 2003. — 512 с.

10. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай. СПб.: Axioma, 1997. - 335 с.

11. Батай, Ж. Проклятая доля / Ж. Батай. М.: Гнозис, Логос, 2003. - 208с.

12. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман. — М.: Логос, 2002.-325 с.

13. Бахтин, M. М. Эстетика словесного творчества / M. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986.-444 с.

14. Башляр, Г. Новый рационализм / F. Башляр. М.: Прогресс, 1987. - 374с.

15. Бенуас, JI. Знаки, символы и мифы / JI. Бенуас. — М.: Астрель, 2004. — 160 с.

16. Бергсон, А. Смех / А. Бергсон // Французская философия и эстетика 20 века, М.: Искусство, 1995. С. 9-104 с.

17. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. Философия свободы / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1989. - 607 с.

18. Бердяев, Н. А. Философия творчества культуры и искусства Т. 1. / Н. А. Бердяев. -М.: Искусство, 1994. — 541 с.

19. Библер, В. С. На гранях логики культуры / В. С. Библер. — В. С. М.: Русское феномелогическое общество, 1997. — 440 с.

20. Блауберг, И. В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М: Эдиториал-УРСС, 1997.-448 с.

21. Богданов, А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука, кн. 1,2/ А. А. Богданов. М.: Экономика, 1989, — 303 е., 350 с.

22. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург.: Изд-во Уральского ун-та, 2000. - 96 с.

23. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. — М.: Рудомино, 1996. -171 с.

24. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм / Ф. Бродель. В 3 томах. -М.: Прогресс, 1986, 1988, 1992 гг- 622 е., 632 е., 679 с.

25. Бродель, Ф. Динамика капитализма / Ф. Бродель. — Смоленск.: Полиграммма, 1993. — 123 с.

26. Буайе, Р. Теория регуляции / Р. Буайе. М.: Экономика, 1997. - 212 с.

27. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков. // Сочинения в 2 т.; т.1. — М.: Наука, 1993.-603 с.

28. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. -804 с

29. Винер, Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики / Дж. Винер // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.:

30. Экономическая школа, 1993. — С. 78-116.

31. Винер, Н. Человек управляющий / Н. Винер. СПб.: Питер, 2001. — 288с.

32. Всемирный доклад по культуре. М.: Юнеско, 2001. — 488 с.

33. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Минск.: Современное слово, 1998. — 479 с.

34. Выжлецов, Г. П. Эстетика в системе философского знания / Г. П. Выжлецов. М.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 175 с.

35. Выжлецов, Г.П. Аксиология / Г. П. Выжлецов. СПб, 1991. — 220 с.

36. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев.- М.: Республика, 1994. 367 с.

37. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. — М.: Искусство, 1991.- 367 с.

38. Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. К. Гартман. — СПб.: Наука, 2003. 639 с.

39. Гартман, Н. Этика / Н. К. Гартман. — Спб.: Владимир Даль, 2002. — 707с.

40. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г. Д. Гачев. -М.: Издательский центр Академия, 1998. 432 с.

41. Гирц, К. Влияние концепций культуры на концепцию человека / К. Гирц // Антология исследований культуры. Том 1. Интерпретация культуры. Спб.: Университетская книга, 1997. — С. 103-140.

42. Гоббс, Т. Сочинения в 2 т / Т. Гоббс. М.: Мысль, т.1 - 1989, 621 е., т.2- 1991, 735 с.

43. Гугняк, В. Я. Институциональная парадигма в политической экономии / В. Я. Гугняк. М.: Наука, 1999. - 174 с.

44. Гумилев, Л. Н. Этносфера: История людей и история природы / Л. Н. Гумилев.-М.: Прогресс, 1993. 543 с. — ----------------------

45. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М.: Книга, 1991.-573 с.

46. Деррида, Ж. Эссе об имени / Ж. Деррида. М.:СПб.: Алетейя, 1998. -190 с.

47. Джевонс, У. С. Краткое сообщение об общей математической теории политической экономии / У. С. Джевонс // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. — С. 70-78.

48. Дьюи, Д. Реконструкция в философии / Д. Дьюи. — М.: Логос, 2001. -168 с.

49. Дюмон, Л. Homo aequalis / Л. Дюмон. M.: Nota bene. 2000. - 239 с.

50. Жирар, Р. Насилие и священное / Р. Жирар. — М.: Литературное обозрение, 2000. 400 с.

51. Занг, В.-Б. Синергетическая экономика / В.-Б. Занг. — М.: Мир. 1999. — 239 с.

52. Ильин, В. И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. СПб.: Питер, 2000. - 223 с.

53. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998. - 780 с.

54. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. -М.: Гелиос, 1999.-351 с.

55. Козловски П. Культура постмодерна / П. Козловски. М.: Республика, 1997.-239 с.

56. Козловски, П. Миф о модерне: Поэтическая философия Эрнста Юнгера . /П. Козловски. -М.: Республика, 2002. — 239 е.

57. Козловски, П. Принципы этической экономии / П. Козловски. — СПб.: Экономическая школа, 1999. — 344 с.

58. Кондратьев, H. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики / Н. Д. Кондратьев. М.: Наука, 1991. - 569 с.

59. Кроче, Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика / Б. Кроче. M.: Intriada, 2000. - 160 с.

60. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. — Киев, 1994. — 504 с.

61. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан. — М.: Гнозис, 1995.-192 с.

62. Лаоцзы. Дао-Дэ цзин, или трактат о Пути и Морали / Лаоцзы. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 224 с.

63. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас. -СПб, 1999.-265 с.

64. Лейбенстайн, X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спрос / X. Лейбенстайн // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. — С. 304-325.

65. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. — Спб.: Алетейя, 1998. 160 с.

66. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. — М.: Республика, 1998.-393 с.

67. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. — М.: Республика, 1994.-431 с.

68. Лосский, Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н. О. Лосский. М.: Республика, 1995. - 400 с.

69. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. — М: Прогресс-Традиция, 1998. — 413 с.

70. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера история / Ю. М. Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

71. Луман, Н. Власть / Н. Луман. — М.: Праксис, 2001. 256 с.

72. Май, Б. Сопротивление глобализации / Б.Май // Internationale politik, N 7, 2001 г.-С. 7-11.

73. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. М.: Лабиринт, 1994. — 90 с.

74. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили. — М.: Моск. школа политических исследований, 2000. 414 с.

75. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.

76. Маркс, К. Капитал: Критика политической экономии в 3 т / К. Маркс. -М.: Политиздат, 1988-1989. 891, 654, 508 с.

77. Маркузе, Г. Одномерный человек: Исследование идеологии Развитого Индустриального общества / Г. Маркузе. — М.: REFL-book, 1994. — 368 с.

78. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация: Философские исследования учения Фрейда / Г. Маркузе. — Киев.: 1995. — 352 с.

79. Менгер, К. Основание политической экономии / К. Менгер // Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1995. — 412 с.

80. Мизес, Л. Теория и история: Интерпретация социально -экономической эволюции / Л. Мизес. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. — 295 с.

81. Мизес, Л. ф. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории / Л. ф. Мизес. М.: Экономика, 2000. — 876 с.

82. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. — М.: Прогресс, 1973. -406 с.

83. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность / М. Мосс. — М.: Вост. Лит, 1997. 360 с.

84. Ницше, Ф. Избранные произведения. Т. 1: Воля к власти / Ф. Ницше. -М.: REFL-book, 1994. 352 с.

85. Нойман, Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический / Э. Нойман. СПб.: Академический проект, 1999. - 206 с.90.0лейник А. Н. Институциональная экономика / А. Н. Олейник. — М.: ИнфраМ, 2000-415.с

86. Олейник, А. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти / А. Н. Олейник. М.: Инфра М, 2001. — XIV,418 с.92.0ртега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. — М.: Искусство, 1991. — 586 с.

87. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. — М.: Академический проект, 2002. 880 с.

88. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. — М.: Аспект — Пресс, 1998.-270 с.

89. Пелипенко, А. А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. М.: Языки русской культуры, 1998. — 376 с.

90. Плотинский, Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов / Плотинский, Ю. М. — М.: Логос, 1998. 280 с.

91. Пригожин, И. Время, хаос, квант / И. Пригожин. — М.: Прогресс, 1999. — 268 с.

92. Пригожин, И. Природа, наука и новая рациональность / И. Пригожин // Философия и жизнь, № 7, - 1991. - С. 32-41.

93. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин., И. Стенгерс. — М.: Прогресс, 1986.-431 с.

94. Радаев, В. В. Экономическая социология / В. В. Радаев. М.: Аспект-Пресс, 1988.-368 с.101 .Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо // Антология экономической классики. М.: Ключ, 1993. — С. 397473.

95. Рих, А. Хозяйственная этика / А. Рих. — М.: Посев, 1996. 810 с.

96. ЮЗ.Роббинс, Л. Предмет экономической науки. / Л. Роббинс // THESIS, зима 1993 г., т. 1, вып. 1. С. 10-23.

97. Рорти, Р. Случайность, ирония и солидарность / Р. Рорти. — М.: Пирамида, 1996.-282 с.

98. Ю5. Русскаяфилософия собственности. ХШПг.ХХ в.„СПб.:Ханза,1993.—510 с.

99. Юб.Самуэльсон, П. Принцип максимизации в экономическом анализе / П.

100. Самуэльсон // THESIS, зима 1993, т. 1, вып. 1. С. 184 - 202.

101. Сен, А. Об этике и экономике / А. Сен. М.: Наука, 1996. - 160 с.

102. Сен, А. Развитие как свобода / А. Сен. М.: Новое издательство, 2004 - 432 с.

103. Синергетическая парадигма: Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 506с.

104. ПО.Скитовски, Т. Суверенитет и рациональность потребителя / Т. Скитовски // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 370-377.

105. Ш.Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. М.: Ключ, 1993. — 475 с.

106. Смит, А. Теория нравственных чувств / А. Смит. М.: Республика, 1997.-351 с.

107. З.Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин. -М.: Наука, 1997.-351 с.

108. Ставинский, И. Капитализм сегодня и капитализм завтра / И. Ставинский. М.: УРСС, 1997. - 160 с.

109. Тамбовцев, В. JI. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. № 4.

110. Пб.Тодаро, М. Экономическое развитие / М. Тодаро. — М.: МГУ, 1997. — 666 с.

111. Тодоров, Ц. Теории символа / Ц. Тодоров. — М.: Университетская библитека, 1999. 408 с.

112. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / А. Дж. Тойнби. М.: Прогресс, 1995. - 478 с.

113. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2004. - 669 с.--120.Туган-Барановский,„М.И.Основыполитическойэкономии/М.И.

114. Туган-Барановский. -М.: РОСПЭН, 1998. 663 с.

115. Турен, А. Возвращение человека действующего / А. Турен. — М:1. Научный мир, 1998. 204 с.

116. Туроу Лестер, К. Будущее капитализма / К. Туроу Лестер. -Новосибирск, 1999.-431 с.

117. Уорнер, У. Живые и мертвые / У. Уорнер. — М., Спб.: Универс. Книга, 2000. 671 с.

118. Фоксол, Г. Психология потребителя в маркетинге / Г. Фоксол. — СПб.: Питер, 2001.-352 с.

119. Франк, С. Л. Реальность и человек / С. Л. Франк. М.: Республика, 1997.-479 с.

120. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. — М.: Прогресс, 1990. — 330 с.

121. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. Киев.: Ника-Центр, 1996. -208 с.

122. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. М.: Касталь, 1996. - 447 с.

123. Фуко, М. Использование удовольствий. Т. 2: История сексуальности / М. Фуко. СПб.: Академический проект, 2004. - 432 с.

124. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. - 379 с.

125. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. — М.: Весь мир, 2003.-416 с.

126. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм. // Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993 - 445 с.

127. Хайдеггер, М. Положение об основании / М. Хайдеггер. — СПб.: СпбГУ, Алетейя, 2000. 230 с.

128. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. М.: Высш. школа, 1991. - 190 с.

129. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — М.: Аё Мащтет, 1997г- 451-с:—----------------

130. Хайек, Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек. — М.: Экономика, 1992. — 175 с.

131. Хайек, Ф. Пагубная самонадеянность / Ф. Хайек. — М.: Новости, 1992.-302 с.

132. Хайлбронер, Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS, зима 1993, т. 1, вып. 1.

133. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. М: Мир, 1980. - 404 с. НО.Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций // Полис, 1994, №1. — С. 3349.

134. Харрод Рай, Ф. К теории экономической динамики / Ф. Харрод Рай -М.: Гелиос, 1999.- 160с.

135. Хейзинга, И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / И. Хейзинга. — М.: Прогресс-Академия, 1992.— 458 с.

136. Хоман, К., Бломе-Дрез, Ф, Экономическая и предпринимательская этика // Политическая и экономическая этика. М.: Фаир-Пресс, 2001. — С. 175348.

137. Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции / Э. Чемберлин. — М.: Экономика, 1996. — 351 с.

138. Швейцер, А. Жизнь и мысли / А. Швейцер. М.: Республик, 1996. — 528 с.

139. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. — М.: Прогресс, 1973. — 343 с.

140. Швырев, В. С. Рациональность как ценность культуры: традиции и современность / В. С. Швырев. — М.: Прогресс-Традиция, 2003, — 176 с.

141. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. М.: Гнозис, 1994. -413 с.

142. Шрадер, X. Экономическая антропология / X. Шрадер. — Спб.: Петерб. Востоков, 1999.-181 с.

143. Шумпетер, И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. — М.:г1. Прогресс, 1982.-455 с.151~.Эволюционная~экономика~ и "мейнстрим":—Доклады-и- выступления-участников международного симпозиума г. Пущино 29 мая 1 июня 1998 г. — М.: Наука, 2000.-222 с.

144. Эдингер Эвард, Ф. Эго и архетип: Индивидуальная и религиозная функция психического / Ф. Эдингер Эвард. М.: ПентаГрафик, 2000. - 264.

145. Эко, У. Пять эссе на темы этики / У. Эко. — Спб.: Sumbosium, 2000. —92 с.

146. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М.: Инвест - 111111, 1995. -239 с.

147. Этгерсон, Т. Экономическое поведение и институты / Т. Этгерсон. -М.: Дело, 2001.-199 с.

148. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. — М.: Прогресс, 1996. 336 с.

149. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. М: Серебряные нити, Университетская книга, 1998. — 367 с.

150. A new dictionary of social sciences. — New York: Aldine Puplishing Company, 1979.-244 p.

151. Alioto, A. A. History of western science / A. A. Alioto — New Jersey.: Prentice-Hall, Inc, 1987. 388 p.

152. Bernstein, P. American work values: Their origin and development / P. Bernstein Albany.: State University of New York Press, 1997, - 368 p.

153. Bombach, G. Zwischen Wirtschaftstheorie und Wirtschaftspolitik / G. Bombach, S. Borner, H. Riese — Berlin.: Springer, 1999. — 467 s.

154. Brin, D. The transparent society: Will technology force us to choose between privacy and freedom? / D. Brin — New York.: Perseus books, 1988. 378 P

155. Chandler, A. The visible hand: The managerial revolution in the American business / A. Chandler — Cambridge.: Harvard University Press, 1995. — 608 p.

156. Cross, G. An all-consuming century: Why commercialism won in modern America / G. Cross New York: Columbia University Press, 2000. - 320 p.165 . Encyclopaedia of global industries. — Detroit.: Gale Research, 1996. 10341. P

157. Friedman, M. Capitalism and freedom / M. Friedman — Chicago.: The

158. University of Chicago Press, 1991. — 202 p.

159. Hofstadter, R. Social darwinism in American thought / R. Hofstadter -Boston.: Beacon Press, 1993. — 248 p.168.1ndustrial cultures and production: Understanding competitiveness -Berlin.: Springer, 1996. 229 p.

160. International Encyclopaedia of the Social Sciences. The macmillan Company & The Free Press. 1968. Vol. 4. A. Economic Thought: The Institutional School/-650 p.

161. North, D. C. Institutions, Institutional Change and Economic performance / D. C. North Cambridge.: Cambridge University Press, 1990. — 320 p.

162. Outlaw culture: Resisting representations / - New York: Routledge, 1994 -. 260 p.

163. Polanyi, K. Economic Sociology in the United States: Lecture given at the institute for Cultural Relations / K. Polanyi — Budapest, Oct 9, 1963. Cit. by: Polanyi, Karl. Livelihood of Man. New York Academic Press, Inc., 1977. XIX, 206 p

164. Purgel, E. The Crisis of Democratic Theory. Scientific Naturalism & the Problem of Value / E. Purgel Kentucky.: The University Press of Kentucky, 1973. -330 p.

165. Putman, R.D. Rowing alone: The collapse and revival of American community / R.D. Putman — New York.: Simon & Schuster, 2000. 541 p.

166. Social psychology and cultural context / Ed. J. Adamopolos, Y. Kashima. — Thousand Oaks: SAGE Publications, Inc., 1999. -XIV, 305 p.

167. Soto, H. de. The mystery of capital: Why capitalism triumphs in the west and fails every where else / H. de. Soto New York: Basic Books, 2000. - 275 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.