Эмпириомонизм А.А. Богданова: историко-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Капустина, Дарья Михайловна

  • Капустина, Дарья Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 181
Капустина, Дарья Михайловна. Эмпириомонизм А.А. Богданова: историко-философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2012. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Капустина, Дарья Михайловна

Введение

Глава 1. Идейно-теоретические и социокультурные основы философской системы Богданова

1.1. Жизненный и творческий путь Богданова: истоки философии эмпириомонизма

1.2. Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса и эмпириомонизм

A.A. Богданова

1.3. Энергетизм В. Оствальда и прагматизм Ч. Пирса, как теоретические источники философии A.A. Богданова

Глава 2. Философское содержание концепции эмпириомонизма

2.1. Категориальный аппарат философии Богданова: основные понятия концепции эмпириомонизма

2.2. Онтология Богданова: физический и психический опыт и его анализ

2.3. Гносеология A.A. Богданова: социально-активистское понимание процесса познания

2.4. Концепция социоморфизма: от эмпириомонизма к социальному активизму

Глава 3. Эмпириомонизм Богданова в оценках современников

3.1. Полемика с Г. Плехановым и рецензии 1903-1904гг.:

П. Юшкевича, А. Деборина, Н. Андреева

3.2. Зарубежные оценки эмпириомонизма

3.3. Историческая судьба философии Богданова (развитие идей)

Заключение

Список использованных источников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эмпириомонизм А.А. Богданова: историко-философский анализ»

Введение

Актуальность темы исследования. В научных исследованиях, посвященных отечественной культуре, история русской философии занимает особое место. Попытка взглянуть на теоретическое наследие крупнейших российских мыслителей и общественных деятелей с позиции современной эпохи определяется стремлением исследователей почерпнуть в их трудах ответы на вопросы, остро вставшие перед нашим обществом.

Актуальность и теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования обусловлена рядом причин.

Во-первых, историко-философский анализ эмпириомонизма А. А. Богданова позволяет более углубленно исследовать историю русской философии начала XX века без идеологических ограничений. Философия опыта A.A. Богданова стала объектом пристального историко-философского внимания современных российских и зарубежных авторов сравнительно недавно.

Во-вторых, существующие исследования творчества А. А. Богданова не исчерпывают всего богатства его философских и научных идей. В последние годы наблюдается все возрастающий интерес к истории отечественной философии, особенно к тем персоналиям, творчество которых изучено не в полной мере. В этом контексте исследование философского наследия А. А. Богданова, в частности его концепции эмпириомонизма, создает новые предпосылки для понимания своеобразия русской философии как единства в многообразии.

В-третьих, историко-философский анализ эмпириомонизма А. А. Богданова в силу междисциплинарного характера рассматриваемых им проблем, актуален для развития современной науки, особенно таких ее областей как теория систем, синергетика и других.

Отсюда тема предлагаемого диссертационного исследования представляется своевременной, научно обоснованной и теоретически

оправданной.

Степень разработанности проблемы.

Исследовательская литература о творческом наследии A.A. Богданова невелика: наибольшее число работ относится или к 1920-30-м гг. или к концу XX - началу XXI вв. В целом же, в исследовании творчества Богданова

прослеживаются три периода:

Первый период - 1920-30-х гг.: критика со стороны марксизма.

Первыми марксистскими критиками эмпириомонизма Богданова были В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и его ученики A.M. Деборин и Л.И. Аксельрод (Ортодокс). В их работах акцентировалось внимание на отступлениях A.A. Богданова от марксизма, что проявлялось, по их мнению, в субъективном идеализме, волюнтаризме, ревизионизме1.

Второй период - 1940-1980-х гг.: немногочисленные исследования наследия А. А. Богданова в советской научной и общественно-политической литературе, характеризующиеся сугубо критическим рассмотрением его трудов. Советскими авторами подчеркивалось позитивистское (а еще точнее, махистское) влияние на творчество Богданова, а его концепция

эмпириомонизма рассматривалось исключительно в качестве новейшей

2

формы философского ревизионизма.

Третий период - начавшийся с 1990-х гг. и продолжающийся по настоящее время характеризуется повышением исследовательского

1 См.: Плеханов Г.В. Сочинения. Т. 17. Против эмпириомонизма и богоискательства. - М., 1922; Философское учение Маркса: Хрестоматия по Плеханову / Г.В. Плеханов сост. - M.-JL, 1933; Деборин A.M. Введение в философию диалектического материализма. - М., 1922; Аксельрод JI. (Ортодокс) Философские очерки. Ответ философским критикам исторического материализма. -4-е изд. -M.-JL, 1925. 102. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное собрание сочинений. Т. 18. -М., 1973.

2 См.: История философии в СССР. В 5-ти тт. Т. 4. -М., 1971.

4

интереса к наследию Богданова, его творчество становится предметом теоретического и, в частности, историко-философского исследования.

Историко-философский анализ творчества А. А. Богданова, отразившего противоречия социальных, политических, идеологических и теоретических взглядов интеллектуальной среды России начала XX века, дан в трудах A.JI. Андреева, М.А. Маслина1. В них подчеркивается, что по сей день существует крайне мало публикаций, посвященных исследованию философского наследия Богданова. A.JI. Андреев в параграфе об эмпириомонизме Богданова в рамках учебника «История русской философии» под редакцией М.А. Маслина (2001, 2008 гг.), посвященном 250-летию основания МГУ им. М.В. Ломоносова, представил подробный анализ философии Богданова в контексте его принадлежности к русскому «активистскому» марксизму.

Известным исследователем творческого наследия A.A. Богданова в наше время является В.Н. Садовский2, который посвятил концепции эмпириомонизма ряд публикаций, раскрывая ее основные принципы и понятия. Особое внимание В.Н. Садовский уделил методу «подстановки», называя его прообразом метода моделирования, получившего широкое распространение в философии и современной науке. Определяя свое отношение к дискуссионному вопросу: был ли Богданов марксистом или позитивистом, Садовский подчеркивает мысль о марксистской, а не позитивистской направленности мировоззрения Богданова.

'См.: Андреев A.JI. Богданов A.A. // Русская философия: словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина -М.: Республика, 1995. - С. 54-56; Андреев A.JI. Богданов A.A. // Русская философия: энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков - М.: Алгоритм, 2007. - С. 5860; Андреев A.JI., Маслин М.А. A.A. Богданов как философ и социальный мыслитель // А.А.Богданов. Эмпириомонизм. Статьи по философии. М.: Республика, 2003. С.366-374.

2 См.: Садовский В.Н. Как следует читать и оценивать «Эмпириомонизм» А. А. Богданова //

Вестник Международного института Александра Богданова. - 2003, №3 (15); В.Н.Садовский.

История создания, теоретические основы и судьба эмпириомонизма А.А.Богданова // А.А.Богданов. Эмпириомонизм. Статьи по философии. М.: Республика, 2003. С.340-365.

5

Особая роль в современном развитии идей Богданова принадлежит Международному институту A.A. Богданова, созданному в Екатеринбурге в 1999 году. Деятельность института направлена не только на всестороннее изучение идей ученого, но и на их популяризацию: издается Вестник, проводятся научные семинары, конференции, как в России, так и за рубежом. Существенный вклад в изучение эмпириомонизма вносят сотрудники Института: директор института проф. В.В. Попков, его заместитель Г.Д. Гловели и другие1.

Исследование наследия A.A. Богданова, в том числе и его философской концепции монистического истолкования опыта, привлекает внимание и зарубежных авторов, среди которых необходимо отметить Джона Биггарта, Абрахама Яссора, Доминика Лекоурта, Чаптера Сикса и др.

Анализу концепции сознания в рамках эмпириомонизма A.A. Богданова посвящена статья C.B. Добронравова . Так же определенный вклад в популяризацию наследия Богданова внесли Т.С. Протько и A.A. Грицанов, опубликовав работу о творческой биографии ученого,

4

посвятив отдельный раздел непосредственно эмпириомонизму .

В работе А.Е. Рыбаса акцент сделан на интерпретации понятий, изложенных Богдановым в «Эмпириомонизме»: понятие опыта, элементы и ряды их зависимости, комплексы элементов и понятие тела, смысл

1 См.: Творческое наследие А.А. Богданова и создание Международного института / доклад кандидата экономических наук Попкова В.В. // Вестник Международного Института А. Богданова. -2000, №1.

2 См.: Biggart J., Glovelli G., Yassour A., Bogdanov and His Work: A Guide to the Published and Unpublished Works of Alexander A. Bogdanov (Malinovsky) 1873-1928. Aldershot, England and Brookfield, Vermont: Ashgate, 1998; Lecourt D. Proletarian Science? The Case of Lysenko / Introduction by L. Althusser. - Digital Reprints, 2003; Chapter Six Empirio-criticism and historical materialism. http://marxistphilosophy.org/LenMatEmpCrit6.pdf p.396. 16 апреля 2004г.

3 См.: Добронравов С.В. Эмпириомонистическая концепция сознания // Вестник Международного Института А. Богданова. - 2003, №15.

4 См.: Протько Т.С., Грицианов А.А. Александр Богданов. - М., 2009.

6

субъективности и объективности, идеал познания, непрерывность опыта,

метод подстановки, психический подбор и др.1

Анализу философских идей A.A. Богданова посвящены диссертационные исследования последних лет. Среди таких исследований следует выделить работу H.H. Полуян. Она всесторонне изучила идеи теории познания «русского эмпириокритицизма» на примере соотношения взглядов В.А. Базарова и A.A. Богданова2. В диссертации дан качественный анализ взглядов основоположников эмпириокритицизма - Э. Маха и Р. Авенариуса на основании их основных работ, проведена параллель с

идеями русских эмпириокритиков и др.

В работах современных исследователей, по сравнению с советским периодом, в целом осуществлена переоценка творчества Богданова и его значимости. Многие авторы воспринимают труды Богданова позитивно, однако существуют и негативные оценки его идей. Так, О.М. Минтус отмечает, что вслед за Махом Богданов по-своему понял изменение гносеологической ситуации в связи с революцией в физике, в связи с чем, предпринял неудачную попытку синтезировать философию Маркса и эмпириокритицизм. В итоге появился эмпириомонизм как развитие философии Маркса, связанное, тем не менее, с пересмотром ряда ее

основополагающих моментов3.

В контексте психологической науки эмпириомонизм изучала О.И. Коваль.4 Целью ее диссертационного исследования являлся анализ психологического наследия A.A. Богданова и оценка его научного вклада в развитие отечественной психологической мысли. Философские взгляды

1 См.: Рыбас А.Е. Александр Богданов: пролегомены к философии эмпириомонизма // Журнал русской философии и культуры ВЕЧЕ. -2009. Вып. 20.

2 См.: Полуян H.H. Идеи теории познания «Русского эмпириокритицизма» (В.А. Базаров, A.A. Богданов: Автореферат дисс. канд. филос.наук: 09.00.01. - Киров, 2010.

3 См.: Минтус О.М. Эволюция философских взглядов Н.И. Бухарина: Автореферат дисс. канд. филос. наук: 09.00.03. - Нижневартовск, 2002.

4 См.: Коваль О.И. Психологическое наследие A.A. Богданова: Автореферат дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. - Ярославль, 2010.

Богданова здесь рассмотрены только как основа для определения роли теории эмпириомонизма в психологии. В ее труде особое внимание уделялось энергетическому и историческому подходам в изучении Богдановым психических явлений, исследовалось сознание как определенное звено неразрывной цепи физиологических процессов психического аппарата, как необходимый момент в процессе выработки двигательных реакций.

Эмпириомонизм изучается и в рамках современной социологической науки: в 2010 году была защищена диссертация К.А. Кузнецовой, в которой так же кратко рассматривается эмпириомонизм, как основа развития научных взглядов ученого. Кузнецова К.А. отмечает, что данное учение ряд авторов трактует как разновидность стихийного материализма, или, напротив, субъективного идеализма, но правильнее рассматривать его как специфическую версию позитивизма \

Философия Богданова рассматривается и анализируется в современных учебных пособиях, а также в целом ряде энциклопедических словарей, посвященных истории русской философии2.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наследие A.A. Богданова, начинает занимать должное место, как в исследовательских работах, так и в учебной и справочно-энциклопедической литературе. Вместе с тем творчество отечественного мыслителя и ученого столь многогранно, что многие аспекты его идей до настоящего времени не стали предметом специального изучения. Нет среди исследователей единства в оценке содержания философского мировоззрения A.A. Богданова.

В этой связи нельзя обойти вниманием многолетнюю программу, выполненную Институтом философии РАН и научным фондом «Институт развития Г.П. Щедровицкого», в рамках которой была подготовлена и

1 См.: Кузнецова К.А. Социологические взгляды A.A. Богданов: Автореферат дисс. канд. социол. наук- 22.00.01. - Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2010.

2 См • Русская философия. Энциклопедия под ред. М.А. Маслина. - М., 2007; Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина. - М.: Республика, 1995, 1999. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. /Отв.ред. А.И.Алешин. - М.: Наука, 1995. и др.

8

издана серия книг «Философия России второй половины XX века» (21 том). Хотя книжная серия не касается непосредственно философии эмпириомонизма, анализируя исторический контекст русской философии, акад. В.А. Лекторский уделил внимание творчеству А. А. Богданова. Он подчеркнул, что не совсем верной является точка зрения, что советская философия вообще не была философией, а была идеологией, которая являлась не более чем способом оправдания политики КПСС. В этом контексте он называет ряд имен философов, которые, по его словам, представляли собой целое философское движение, связанное с противостоянием догматическому марксизму. Среди них В.А. Лекторский упоминает и Богданова. «Неортодоксальный марксист A.A. Богданов создал «всеобщую организационную науку», противостоящую элементаризму и атомизму классической науки - его идеи не были признаны при жизни и получили развитие только через полвека, когда в науках началось «системное движение». Тогда же целым рядом российских мыслителей разрабатывается структурный метод, ставший одним из источников структурализма в философии и науках о человеке во второй половине XX века» .

Итак, концепция эмпириомонизма является теоретической и методологической основой всех теоретических построений Богданова. Она носит ярко выраженный философский характер, что предполагает возможность и необходимость ее дальнейшего историко-философского анализа. Неоднозначность оценок, недостаточное осмысление роли эмпириомонизма А. А. Богданова в системе современного философского и научного познания обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования. Объектом исследования является философское

творчество A.A. Богданова.

1 См • «Философия России второй половины XX века». Интервью академика В.А Лекторского.

rasJnews/shownews.aspx?id=9a517371-02dЗ-4cbl-8d65-f9c4753ac0fd&prmt=^

(24.06.2010г.).

Предмет исследования. Предметом исследования выступает специфика его философских воззрений, нашедшая свое отражение в концепции эмпириомонизма.

Цель исследования. Целью диссертации является комплексное научное исследование и историко-философский анализ концепции эмпириомонизма A.A. Богданова, выявление ее теоретико-методологических оснований, определение ее места в русской и мировой философской мысли.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

- определить основные вехи научной биографии A.A. Богданова, отражающие становление его как оригинального российского философа;

- раскрыть теоретические и методологические основы его концепции эмпириомонизма, показать ее связь с известными российскими и зарубежными философскими учениями;

- определить предметное поле и выявить сущность основных понятий и категорий философии Богданова: «элементы опыта», «физический опыт», «психический опыт», «подстановка», «психический подбор», «социоморфизм», «общественный подбор», «аффекционал» и др.;

- исследовать в контексте общетеоретических взглядов A.A. Богданова его идею соотношения физического и психического;

- проанализировать идею психического и общественного подбора и их значение в философии Богданова;

- осуществить анализ его метода всеобщей подстановки как методологической основы социально-активистского понимания процесса познания;

- раскрыть специфику подхода Богданова к проблеме социоморфизма;

- осуществить историко-философский анализ оценок идей Богданова современниками;

- определить теоретическое значение концепции эмпириомонизма

Богданова и ее место в истории русской философии.

Трпретико-метои»логическая исследования. Для успешного

решения поставленных задач в основу настоящего исследования был положен метод комплексного историко-философского анализа репрезентативного корпуса источников, который позволяет проследить развитие философских воззрений A.A. Богданова. Разносторонность идей Богданова, многообразие его научных интересов обусловили необходимость сочетания логико-концептуального и историко-критического подходов к анализу его теории эмпириомонизма, а также применение методов текстологического и сравнительно-исторического анализа. Работа основана на научном принципе объективности, историзма, в ней нашли применение историко-функциональный и историко-генетический методы исследования, а также компаративистский подход к изучению философского материала в

контексте определенного исторического периода.

Источниковедческая база исследования. В диссертации исследуются

и анализируются следующие группы источников:

- оригинальные философские работы A.A. Богданова, монографические исследования, в том числе малоизученные в современной историко-

философской литературе;

- отдельные труды A.A. Богданова в области социальной философии,

права, истории;

- публицистика, общественно-политические статьи A.A. Богданова в журналах и др.1

- историко-философская, научно-критическая исследовательская литература, посвященная творчеству A.A. Богданова, как конца XIX - XX веков, так и современная;

• См.: Богданов А.А. Вера и наука // Вопросы философии. 1991 № 12; его же: О тенденциях пролетарской культуры: ответ Гастеву // Пролетарская культура. - М., 1919. № 9-10.

- специализированные и научно-популярные журналы, а также другие периодические издания.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования связана с самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в современной исследовательской литературе, и заключается в том, что в нем:

1) Определено место философской концепции эмпириомонизма A.A. Богданова в истории русской и мировой философии, ее теоретическое и практическое значение.

2) Изучено философское наследие ученого сквозь призму особенностей той эпохи, в которой он его создавал.

3) Осуществлен углубленный историко-философский анализ концепции эмпириомонизма A.A. Богданова в тесной взаимосвязи с другими направлениями его научной деятельности.

4) Выявлены теоретические предпосылки и методологические основания эмпириомонизма A.A. Богданова, определена идейная связь с такими направлениями, как материализм, позитивизм, эмпириокритицизм, энергетизм, прагматизм.

5) Показано значение творческой биографии A.A. Богданова, которая послужила информационным обоснованием его философских идей.

6) Выделены и проанализированы ключевые понятия концепции эмпириомонизма A.A. Богданова «физический опыт» и «психический опыт», «психический подбор», «подстановка», «аффекционал», «социоморфизм» и

др.

7) Исследовано понимание A.A. Богдановым соотношения физического и психического на основе монистического понимания опыта.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Опираясь на новейшие, научно ориентированные философские

течения начала XX века, и исходя из «организационной точки зрения»,

12

Богданов разрабатывает оригинальное философское учение -эмпириомонизм, которое представляет собой теорию и одновременно

философскую критику опыта.

2. Стремясь к пониманию жизни, как организованной системы,

Богданов выстраивает монистическую концепцию первичного, универсального и единого человеческого опыта, в которую включены физический и психический мир как две составляющие жизни в целом. При этом психическое представляет собой сугубо личный, индивидуальный опыт каждого отдельного человека, а физическое - социально организованный, коллективный опыт, общезначимые представления. Психический и физический опыт едины в контексте всеобщей организационной точки зрения и реализуются в социальной организации опыта.

3. Существенный интерес представляет развиваемое в эмпириомонизме понятие подстановки, толкуемое Богдановым как условие понимания индивидуального переживания (и переживания другого) через коллективный опыт и утверждающее объективную основу человеческой коммуникации. Теория подстановки предвосхитила современные герменевтические исследования в философии и науке, которые рассматривают толкование и интерпретацию информации в контексте коллективного информационного

пространства, в котором существует человек.

4. Концепцию универсальной подстановки Богданов углубляет разработкой метода психического подбора, согласно которому каждый человек дополняет свой опыт явлениями психической жизни других людей, важнейшим итогом чего становится принцип экономии энергии, проявляющийся в выработке стойких реакций человека на изменения окружающей среды. Основной задачей данного метода философ считает выработку объединяющей точки зрения на все различные процессы, протекающие в той или иной области.

5. Закон подбора Богданов распространяет и на общественную сферу, в результате чего складывается концепция социоморфизма. Данная концепция базируется на представлении о том, что явления внешней природы формируются по образцу человеческих действий, таким образом, созданное в одной социальной действительности может быть применимо к

другой сфере, в том числе и внесоциальной.

6. Философское учение А.А. Богданова вызвало неоднозначные, подчас резко критические оценки современников. Особенно остро развернулась полемика между Богдановым и русскими марксистами. В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др. усматривали в учении Богданова идеалистическую составляющую, обвиняя его в близости к махизму. Несмотря на идеологическую ангажированность этой критики, в ней были отмечены основные противоречивые моменты эмпириомонизма, в частности, само понятие опыта, который совпадает с областью непосредственно ощущаемого, с непосредственными переживаниями личности. У Богданова были не только противники, но и сторонники, например, его ценил П. Юшкевич, чья философия также основывалась на учении энергетизма.

7. Несмотря на идейную близость к махизму, эмпириомонизм

Богданова может быть охарактеризован как оригинальное и самостоятельное

явление в русской философской мысли. В философском учении Богданова

можно выделить ряд идей и принципов, значимость которых возрастает в

современной философии и науке. Прежде всего, это позиционируемый как

всеобщий для всех видов систем принцип организации, получивший сегодня

свое развитие в концепции самоорганизации - в теории систем и в

синергетике. Весьма важными и актуальными в контексте современного

философского анализа общества представляются понятия: подстановки,

метода психического подбора и концепции социоморфизма. Наконец, на

этапе современного развития постнеклассической науки большую

значимость приобретает введенное Богдановым в научный оборот понятие

14

аффекционала, а также идея связи системы с энергией системных элементов, что предопределило современное понимание принципа поглощения и аккумулирование системой энергии как необходимое условие существования сложных самоорганизующихся систем.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационное исследование дополняет современное научное видение философской концепции А.А. Богданова и создает основу для дальнейшего развития научных изысканий в области историко-философского анализа. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в теоретико-методологическом отношении при дальнейшей разработке истории русской философии как единства в многообразии. Содержание работы может быть использовано в различных областях теоретических и прикладных исследований: в историко-философских, социально-философских, социально-политических, социально-психологических, политологических исследованиях. Материал диссертации может также применяться в преподавании истории русской философии, теоретической, социальной философии, философии науки.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры философии МАИ; использованы автором при проведении семинарских занятий со студентами МАИ по теме «История русской философии»; представлены в тезисах выступлений автора на конференции МГТУ им. Н.Э. Баумана «Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров» (Москва, 2-3 декабря 2010 г.), круглом столе, проходящем в Финансовом Университете при правительстве РФ «Базовые ценности современной России: философская рефлексия» (Москва, 9 июня 2011г.), а так же отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Структура диссертации подчинена целям исследования: в работе выделяются введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Глава I. Идейно-теоретические и социокультурные основы философской системы Богданова

1.1. Жизненный и творческий путь Богданова: истоки философии

эмпириомонизма

Сегодня интерес исследователей все больше привлекают имена забытых русских философов, чьи идеи оказались недооцененными и непонятыми в их современности. К таким именам относится и Александр Александрович Богданов. Ученый внес свой вклад в самые различные области наук. Анализ наследия A.A. Богданова обзорно представил B.C. Клебанер1. Богданов как ученый и общественный деятель был очень разносторонним человеком. Его привлекали такие далекие друг от друга науки, как физика и социология, столь полярные по своему характеру виды деятельности, как политика и наука. На протяжении всей своей жизни Богданов интересовался психологией. Актуальность его психологических работ, первые из которых относятся к началу XX века, а последние были написаны незадолго до смерти, подтверждается тем, что Московский психолого-социальный институт рекомендует их своим студентам для подготовки по курсам «Философия», «Общая психология», «История психологии», «Социальная психология» и др. Более всего Богданов интересовался так называемой бихевиористской школой, которая рассматривала человека как индивидуального самостоятельного субъекта.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Капустина, Дарья Михайловна

Заключение

Творчество A.A. Богданова имеет важное значение в истории развития философии в России. Ранее основное внимание уделялось его политическим взглядам. Однако изучение его философской концепции способно помочь воссоздать картину русской философии XX века. Основополагающая философская теория A.A. Богданова представила оригинальный вариант решения философских вопросов о соотношении материального и идеального.

В исследовательской литературе существует две точки зрения на сущность эмпириомонизма:

1) эмпириомонизм рассматривается как особый вариант эмпириокритицизма;

2) эмпириомонизм есть собственная оригинальная философская система, в которой осуществлена попытка преодолеть дихотомию психического и физического.

В современной истории философии отсутствует системный подход к исследованию главного философского произведения A.A. Богданова -эмпириомонизм. Долгое время наследие ученого оставалось непризнанным, так как его взгляды не соответствовали теории марксизма и подвергались резкой критике. Однако сейчас интерес к философским идеям Богданова неуклонно растет. Основа всех его философских взглядов заключена в его концепции эмпириомонизма.

Эта система опередила свое время, поэтому была недооценена современниками. Ее методологическое значение обозначилось в последнюю четверть XX века и в начале XXI века, когда теория организации вошла в собственно научное основание таких наук как теория систем, информатика и синергетика. Таким образом, роль эмпириомонизма как для науки в целом, так и для современности очень высока.

В частности можно наблюдать тесную связь с психологической наукой, но все же, основная цель, которую преследовал ученый - создать единую монистическую концепцию на человека и его природу - носит глубокий философский характер.

Построение монистической картины мира становится для Богданова основной целью его учения, достигнуть которую возможно лишь преодолев дуалистический характер противопоставления таких понятий, как «дух» и «материя». Монистическая тенденция прослеживается и в историческом анализе трудовых отношений, выражается в наличии связи «организатор -исполнитель». При этом идеальная система, по его мнению, не предполагает наличия отношений господства и подчинения, а представляет особый тип отношений - сплоченную группу высокоорганизованного типа.

Концепция эмпириомонизма A.A. Богданова имела ряд теоретических предпосылок для своего развития. Ее философской базой выступал материализм. Сущность материализма A.A. Богданова заключалась в том, что, стремясь достигнуть монизма в познании, он строит свою картину мира всецело из одного материала - из «материи» как объекта физических наук». В ходе эволюции своих взглядов автор отошел от материализма, так как он ставит материю как неизменную величину, однако на нее воздействуют различные факторы и она остается неизменной только для определенной эпохи. Все это приводит к тому, что в философии A.A. Богданова, в конечном счете, происходит отказ от старого «материализма естественников».

Многие авторы считают Богданова несомненным приверженцем

марксизма. Сам же Богданов полагал, что его теории лишь способствуют

развитию теорий Маркса, но не противоречат ему. В основе его философии

лежала предпосылка об отрицании дуализма материального и духовного,

свойственного диалектическому материализму, осознание «физического» в

полном соответствии с «психическим». Если признать наличие в опыте

159

«физическое» (то есть, по Марксу, материи) и «психического» (в диалектическом материализме представленного как «дух»), то можно сделать вывод об отсутствии противоречий между философией Богданова и марксизмом. Хотя, безусловно, это философские системы не идентичны. И принципиально важное отличие их состоит в том, какую роль играет познание. Богданов отводит гораздо более важную роль не только собственно познанию, но и сознанию субъекта в процессе познания. Для человека мир - совокупность ряда параметров, которые этот мир породил в мышлении познающего субъекта. Однако поскольку единый мир опыта есть сумма сознаний всех субъектов, то представления о реальности конкретного субъекта могут быть скорректированы представлениями о реальности иных субъектов. Таким образом, возникает коллективное знание, подходящее, скорее, под «физическое». Коллективное знание является объективным. А «психическое» и «физическое» объединяются.

Отходя от естественнонаучного материализма, Богданов обращается к философии эмпириокритицизма и энергетики, прежде всего, к энергетизму Оствальда. Но вскоре, автор обнаруживает важное противоречие, которое заключается в том, что понятие «энергии» в его системе имеет чисто методологическое значение. Энергетика действительно способствует развитию монистической картины мира, однако она дает только монизм метода, монизм способа исследования, не давая собственно картины мира. Поэтому для автора одной энергетики для построения эмпириомонизма оказалось мало. В это же время происходит знакомство Богданова с кантианским критицизмом.

Одним из важнейших этапов в построении монистического учения

Богданова является влияние на его философию учения эмпириокритицизма,

который является одной из форм позитивизма. Однако данная школа сводит

все построение картины мира к систематизации опыта при постоянной

критике его содержания. Основной задачей познания эмпириокритики

160

считали описание связи элементов и комплексов, описание, пригодное для представления развития явлений. Согласно эмпириокритицизму, происходит уравнение опыта каждого человека с другим человеком, которое происходит через «высказывания».

Из данного учения Богданов принимает положение о том, что элементы опыта сами по себе не являются ни физическими, ни психическими и что та или другая из этих двух характеристик зависит всецело от связи, от типа комбинации элементов. То есть у Маха он взял лишь одно - представление о нейтральности компонентов опыта относительно «психического» и «физического», а также о том, что параметры эти зависят лишь от связи опыта. Однако, Богданов отрицает параллелизм физического и психического у Маха. Автор радикально пересматривает соотношение этих двух важнейших понятий, так как считает невозможным примириться с дуализмом эмпириокритиков в области связи опыта.

Особого внимания заслуживают философские идеи Богданова, которые долгое время из-за политических особенностей развития нашей страны были под негласным запретом. Сегодня же трудно недооценить вклад ученого в российскую науку, что требует более глубокого и всестороннего изучения его работ, прежде всего философских.

Настоящее диссертационное исследование было направлено на комплексное научное исследование и историко-философский анализ концепции эмпириомонизма Богданова, выявление ее теоретико-методологических оснований, определение ее места в русской и мировой философской мысли.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

Отказываясь от понятий дух и материя, Богданов в эмпириомонизме, однако,

противопоставляет понятия физического и психического, выделяя при этом

первостепенную роль физического опыта, так как он представляет собой

высшую ступень организационного развития. Это вытекает из того, что

161

физический опыт представляет собой социально организованный опыт, происходящий из коллективистского начала, в то время как психический имеет своим основанием индивидуальный опыт. По мнению Богданова надо отказаться от чисто индивидуальных ощущений и представлений, так как это искажает мир опыта, непосредственно данный познающему субъекту. Система опыта в равной мере образует и вещи и ощущения, что и является материалом для познания.

Ключевыми понятиями эмпириомонизма являются «опыт» и «комплексы». При этом комплексы, по утверждению ученого не являются ни физическими, ни психическими. Комплексы нейтральны, так как представлены одинаково как в психическом мире, так и в физическом.

Стремясь к монизму опыта Богданов, выделил несколько перерывов в нем и способов их преодоления. Так, первый, связанный с наличием огромного пробела между духовным и материальным решается с помощью его понимания опыта, состоящего из двух направлений - психического и физического. Эти два типа связи являются не различными, а последовательными, причем социально-организованный является производным из результатов индивидуального опыта. Следующий разрыв в человеческом опыте это разрыв между сознанием и физиологией. Под сознанием в эмпириомонизме понимается непосредственный психический опыт, который состоит из элементов - переживаний. И здесь Богданов показывает, что переживания и физиологические действия находятся в причинной связи друг с другом, так как физические процессы являются отражением непосредственных переживаний в социальном опыте.

Богданов впервые разработал оригинальное понятие «психический

подбор», выдвигая его в качестве главной идеи, определяющей

общественную жизнь. В основе денного понятия лежит целое учение,

согласно которому каждый человек дополняет свой опыт явлениями

психической жизни других людей. Важнейшим итогом данного учения

162

становится принцип экономии энергии, который проявляется в выработке стойких реакций человека на изменения в окружающей среде, становящиеся таковыми с помощью механизма регулярного повторения и становятся автоматичными. В своей цепочке преобразования психических процессов в физиологические Богданов отводит важное место сознанию, которое рассматривается им как необходимое звено во всем процессе затраты энергии и связано с пластичностью форм сознания. Монистический взгляд исследователя в данном вопросе сводится к постоянному изменению равновесия системы за счет гибели слабых, противоречивых форм и появления и развитие более сильных, гармоничных, которые приводят к способности обеспечивать выживание в сложной и изменчивой внешней среде.

Особый интерес представляет учение A.A. Богданова о психоэнергетике, которое исследует в человеческом организме действие энергии, в сторону ее увеличения или уменьшения, приводящее к изменению ее жизнеспособности отдельных комплексов или всего организма. Таким образом, исследователь делает измеримыми психические явления посредством возрастания или уменьшения энергии данного явления. Такая энергетическая формула нашла свое отражение в философском осмыслении процесса переноса непосредственных переживаний на физические ощущения. На основе этого автор делает вывод о том, что при положительных переживаниях аффекционал так же приобретает положительный знак, что приводит к возрастанию энергии и, напротив, отрицательные переживания ведут к уменьшению энергии.

Отдельное место в эмпириомонизме отводится концепции

универсальной подстановки, которая представляет собой один из методов

познания, позволяющий выстроить опыт людей в строгую систему знаний.

Суть данного процесса состоит в следующем: некий предмет либо явление

следует заменить для изучения иным; возможно, реальным, а возможно,

163

вымышленным. Именно идея подстановки обосновывает главное отличие идей Богданова от эмпириокритиков, так как данный метод познания позволяет не только описывать, а объяснять явлений. Поэтому подстановка признается автором всеобщим методом познания.

Исходя из теории подстановки, Богданов уничтожает сложившиеся представления о том, что психическое представляется явлением какой-то «вещи в себе», лежащей глубже него, так как психическое, являясь исходной точкой подстановки, уже не требует под себя никакой подстановки. Конечной целью гармонизации опыта выступает его непрерывность.

Важную роль в концепции эмпириомонизма играет теория социоморфизма, в основе которой лежит представление о том, что явления внешней природы формируются по образцу человеческих действий, то есть то, что создано в одной социальной действительности может быть применимо и на другую сферу, в том числе и внесоциальную.

Подробно рассмотрев истоки эмпириомонизма и его основные составляющие, мы можем сделать вывод о том, что данное учение является оригинальной философской концепцией, впитавшей в себя идеи современных научных течений, но представляющей собой совершенно новый подход к пониманию мира опыта, закономерности его построения и развития, объяснения и познания.

По мнению одного из исследователей творчества Богданова В.Н. Садовского, ученый стремился преодолеть изоляцию марксизма от других философских учений, он стремился к тому, чтобы марксизм впитал в себя наиболее значимые научные идеи. Данное направление получило свое развитие особенно во второй половине XX века. Вместе с тем,

эмпириомонизм является этапом, хоть и весьма важным на пути к созданию им истинной организационной науки - тектологии1.

Стремясь к поставленной цели - построению социалистического общества, к гармоническому объяснению всего человеческого опыта для борьбы со стихийным миром автору удалось достичь монистического целостного понимания картины мира, того идеала познания, который может привести к идеалу жизни. Во многом это стало возможным благодаря разносторонности и высокой самообразованности самого Богданова, личность которого является поистине творческой и незаурядной.

Эмпириомонизм остается до сих пор малоизученной и не до конца осмысленной концепцией, что сохраняет возможность разнообразных перспектив ее развития и влияния на интеллектуальную атмосферу современности. В настоящее время существует необходимость не столько вынесения оценочных суждений в адрес философских воззрений Богданова, сколько их усвоения и адекватной интерпретации. Именно этот процесс и имеет сейчас место, о чем свидетельствует все большее количество появляющихся исследований эмпириомонизма, в том числе и на Западе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Капустина, Дарья Михайловна, 2012 год

Список использованных источников:

1. А.А.Богданов о Г.В.Плеханове и В.И.Ленине (из рукописи «Десятилетие отлучения от марксизма») // Исторический архив. - 1994, № 4. -С. 4-21.

2. Аблеев, С.Р. История мировой философии: учебник / С.Р. Аблеев. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 414 с.

3. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. - СПб., 1913.

4. Аксельрод Л. (Ортодокс) Философские очерки. Ответ философским критикам исторического материализма. - 4-е изд. - М.-Л., 1925.

5. Алексеев В.В. Концепция социально-организованного опыта A.A. Богданова и ее роль в становлении советской модели социализма в 1920-х - сер. 1930-х годов: Автореферат дисс. канд. ист. наук: 07.00.02. -Ижевск, 2007.

6. Алексеев В.В. Концепция социально-организованного опыта А.А.Богданова и строительство социализма в СССР в 1920-х - сер. 1930-х гг. // Актуальные вопросы развития социальных и гуманитарных технологий: Материалы региональной научно-методической конференции (Ижевск, 30-31 марта 2006 г.). - Ижевск: Изд-во НОУ КИГИТ, 2006.

7. Алексеев В.В., Коробейников A.B., Художественная литература и политэкономия соцреализма // Вестник ИжГТУ. Спецвып. к 55-летию ИжГТУ и 75-летию УдГУ. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 104 с.

8. Андреев А.Л. Эмпириомонизм A.A. Богданова // История русской философии / под ред. М.А. Маслина и др. - М., 2001.

9. Андреев А.Л., Маслин М.А. A.A. Богданов как философ и социальный мыслитель // Эмпириомонизм. Статьи по философии / A.A. Богданов. - М.: Республика, 2003.

Ю.Андреев H.A. Богданов Эмпириомонизм. Книга I. - М., 1905; Книга II. - М., 1905; Книга III. - СПб., 1906 (рецензия).

П.Андрейченко Г.В., Грачева В.Д. Философия. - Ставрополь 2001.

12.Асмус В. Логическая реформа А. Богданова (по поводу доклада А. Богданова «Пределы научности рассуждений») // Вестник коммунистической академии. - 1927. - Кн. XXII. - С. 122-144.

И.Базаров В.А. A.A. Богданов (Малиновский) как мыслитель. -http://www.metodolog.ru/00512/00512.html. 10 мая 2007 г.

Н.Базаров В.А. О методологии построения перспективных планов // Плановое хозяйство. - 1926, № 7.

15.Бельтов-Плеханов Н. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. - Петербург, 1895.

16.Бердяев H.A. Заметка о книге А.Богданова «Познание с исторической точки зрения» // Вопросы философии и психологии. - 1902, - вып. 3 (63).

П.Богданов А. Автобиография // Деятели СССР и революционного движения России. -М., 1990.

18.Богданов A.A. Авторитарное мышление // Образование. - 1903, № 4,5,6.

19.Богданов A.A. Борьба за жизнеспособность. - М., 1927.

20.Богданов A.A. Вера и наука // Вопросы философии. — 1991, № 12.

21.Богданов A.A. Вопросы социализма. - М.: Политиздат, 1990. - 479 с.

22.Богданов А. Воспоминания о детстве // Неизвестный Богданов. Книга 1.-М., 1995.

23.Богданов A.A. Год работы института переливания крови (1926-1927). -М.: Институт переливания крови, 1927. - 42 с.

24.Богданов A.A. Из психологии общества. - СПб., 1908. - 200 с.

25.Богданов A.A. Искусство и рабочий класс // Пролетарская культура. -М, 1918.

26.Богданов А. Исторический материализм и вопросы первобытной жизни // Вестник Социалистической академии. - 1923, вып. 3.

27.Богданов A.A. Красная звезда. Роман-утопия. С приложением «О вероятных формах жизни будущего общества». - Л.-М., 1924.

28.Богданов А. Краткий курс экономической науки. - 10-е изд. - М.: Гос. изд-во, 1920.

29.Богданов A.A. Между человеком и машиною. (О системе Тейлора). -М.: Волна, 1918.-15 с.

30.Богданов A.A. Методы труда и методы познания // Пролетарская культура. - 1918, № 4. - С. 3-13.

31.Богданов A.A. На новом поле. - М., 1928. - 274 с.

32.Богданов A.A. Наука об общественном сознании. - М.: Госиздат, 1918.

33.Богданов A.A. Начальный курс политэкономии в вопросах и ответах. -Казань: Губпечать, 1919.-117 с.

34.Богданов A.A. О партийном единстве // Новая жизнь. - 1913, № 47. - С. 2-40.

35.Богданов A.A. О пролетарской культуре. 1904-1924. - Л.-М.: Книга, 1924.

36. Богданов A.A. О тенденциях пролетарской культуры: ответ Гастеву // Пролетарская культура. - М., 1919, № 9-10, - с. 46-52.

37. Богданов A.A. Основные элементы исторического взгляда на природу. - СПб: Издатель, 1899. - 251 с.

38. Богданов A.A. Очерки реалистического мировоззрения. - СПб: Изд. Дороватовского и Чарушникова, 1904.

39. Богданов A.A. Падение великого фетишизма (современный кризис идеологии). Вера и наука (о книге В.Ильина «Материализм и эмпириокритицизм»). -М.: издание Дороватовского, 1910. - 233 с.

40. Богданов A.A. Письма В.В. Вересаеву // Вестник МИАБ. - 2002, №2(10).

41. Богданов A.A. Познание с исторической точки зрения. - СПб., 1981. -217 с.

42. Богданов А. Пределы научности рассуждения // Вестник Коммунистической академии. - 1927, Вып. 21.

43. Богданов А. Предисловие // Гете. Борьба за реалистическое мировоззрение / В.О. Лихтенштадт сост. - Пб, 1920.

44.Богданов A.A. Самарская социал-демократическая организация. 19081907 гг. // Пролетарская революция. - 1925, №7, - С. 171-190.

45. Богданов, A.A. Тайна науки // Русский позитивизм / В.В. Лесевич, П.С. Юшкевич, A.A. Богданов. - СПб.: Наука, 1995. - с. 259-286.

46. Богданов А. Тайна смеха // Вестник МИАБ. - 2000, № 2.

47. Богданов A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. -М.: Экономика, 1989.

48. Богданов А.А Философия живого опыта: Материализм, эмпириокритицизм, диалектический материализм, эмпирионизм, наука будущего: Популярные очерки - 2-е изд. - М.: КРАСАНД, 2010.

49. Богданов A.A. Философия живого опыта: Популярные очерки. - СПб, 1913.-272 с.

50. Богданов A.A. Эмпириомонизм: Статьи по философии / отв. ред. В.Н. Садовский. - М.: Республика, 2003.

51. Богданов А., Степанов И. Курс политической экономии. В 2-х т. - 3-е. изд. -М.: Б.и., Б.г.

52.Большая медицинская энциклопедия / Б.А. Введенский ред. - 1957, т. 3.

53. Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. -М., 2005.

54. Внутских А.Ю. Философия и тектология об отборе как универсальном механизме эволюции. - http://www.bogdinst.ru/yestnik/docl6/01.doc

55. Гейтс Б. Дорога в будущее. - М., 1996.

56. Гладков Т.К. Кибернетика - псевдонаука о машинах, животных,

человеке и обществе // Вестник МГУ. - 1955, № 1.

169

57. Гловели Г. Богданов, как ученый и утопист. -http://www.bogdinst.ru/bogdanov/gloyely2.htm

5 8.Гловели Г. Д. Всеобщие организационные механизмы в мире экономики и в микроэкономике // Тектологический альманах. Труды международной научной конференции «Тектология в XXI веке». — М.: МИАБ, 2000.

59. Гловели Г.Д. «Социализм науки»: мебиусова лента А.А.Богданова. -М.: Знание, 1991.

60. Гловели Г.Д. Тектология: генеалогия и историография. Предисловие к новому изданию «Тектологии: всеобщей организационной науки» A.A. Богданова. -М.: Финансы, 2003.

61. Гловели Г.Д. Экономические дискуссии 1920-х годов о природе планового хозяйства // История экономических учений. Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М., 2001.

62. Гловели, Г.Д., Фигуровская Н.К. Трагедия коллективиста. -http://www.portalus.ru/modules/economics/rus_show_archives.php?subaction=:sho wfull&id=l 100628925&archive=l 120044529&startjrom=&ucat=2&. 16 ноября 2004 г.

63.Грэхэм Л. Философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе / пер. с англ. - М.: Политиздат, 1991.

64.Гусейнов A.A. История этических учений. -М.: Гардарики, 2003.

65.Деборин A.M. Введение в философию диалектического материализма. -М, 1922.

66.Демидов А.Б. Монизм метода в пределах опыта // Философы XX века: Александр Богданов: XII Республиканские чтения / сост. B.C. Вязовкин. -Мн.: РИВШ, 2007.

67. Джемс В. Прагматизм. - СПб., 1998.

68.Добронравов C.B. Эмпириомонистическая концепция сознания // Вестник Международного Института А. Богданова. - 2003, №15.

170

69. Дуглас Ш. Оствальд В. Богданов и послереволюционное искусство. -http://www.bogdinst.ru/vestnik/docl5/07.doc. 15 января 2007 г.

70. Жукоцкий В.Д. «Эмпириомонистический» марксизм A.A. Богданова: проблема идеологии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2004, № 1. - С. 38-53.

71.3еньковский В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.

72.Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М.: Высш. шк., 2001.

73.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX -начала XX века. - М., 1988.

74. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее // Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26-29 июня 2006 г. / отв. ред. A.JI. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006.

75. История отечественной философии XX века (марксистская философия и становление «нового религиозного сознания» в начале XX в.): учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн.ун-та, 2003. - 154 с.

76. История русской философии: Учебник для вузов / под ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 2001. - 639 с.

77. История философии / Д.А. Гусев и др. - М.: ЭКСМО, 2004.

78. История философии в СССР. В 5 тт. Т. 4. -М., 1971.

79.История философии: Запад-Россия-Восток. Книга третья. Философия XIX - XX в. / под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. - М.: Греко-латинский кабинет, 1999. - 448 с.

80. История философии: учебник для вузов / под ред. В.В. Васильева, A.A. Кротова, Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект: 2005. - 680 с.

81. История философии: учеб. пособие для вузов / А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др. ; под ред. В.М. Мапельмана и Е.М. Пенькова. - М.: ПРИОР, 1997. - 464 с.

82. Кабанова С. Особенности философии эмпириокритицизма Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. - http://www.habit.ru/20/101.html

83. Квитка И.И. Философские идеи A.A. Богданова // Вестник ОГУ. -2006, №7.

84. Кисельникова Т.В. Из истории социалистической мысли в России. A.A. Богданов о «коллективистическом обществе» // Известия Томского политехнического университета. - 2004. - Т. 307, № 4.

85. Клебанер B.C. Александр Богданов и его наследие // Вопросы философии. -2003, № 1. - с. 105-110.

86. Коваль О.И. Психологическое наследие A.A. Богданова : Автореферат дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. - Ярославль, 2010.

87. Козырев Д.Н. Философия техники A.A. Богданова. - СПб., 1997.

88. Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. - СПб: Вестник знания, 1910. - 76 с.

89. Конт О. Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк В. Яковенко. - СПб: Общественная польза, 1894.

90. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д.ф.н. В.В. Васильева. -М.: Республика, 2004. - 542 с.

91.Коптелов А.О. Гримасы эмпириокритицизма в зеркале ленинской теории отражения // Вестник Челябинского государственного университета. -2008, № 11.

92. Костов C.B. Толковник всеобщей организационной науки: толковый словарь терминов, принципов и методов тектологии Богданова : версия вторая, переработанная и дополненная. - СПб.: Инфо-да, 2004.

93. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии: учебник для

высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 280 с.

172

94. Красный Гамлет: опыт коллективного анализа творческого наследия Александра Богданова // Вестник Российской Академии Наук. - 1994. — Т. 64, №8.

95. Краткий очерк истории философии / под ред. М.Т. Иовчука, Т.Н. Ойзермана, И.Я. Щипанова. -М.: Мысль, 1971.

96. Кришталь В.В. A.A. Богданов - основоположник тектологии и теории организации // Журнал Экономическое возрождение России. - 2006, №2(8). -С. 89-93.

97. Кузнецова К.А. Вклад A.A. Богданова в развитие отечественной социологии // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. - 2010. - Т. 10, вып. 1.

98. Кузнецова К.А. Социологические взгляды A.A. Богданова: Автореферат дисс. канд. социол. наук : 22.00.01. - Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2010.

99. Кульсеева Т.Г. Теоретические основания эмпириомонизма A.A. Богданова: дис. канд. филос. наук: 09.00.03 / Кульсеева Татьяна Гавриловна. -Курск, 1995.

100. Лавриненко В.Н. Философия.-М.: Юристъ, 2004.

101. Лапина И.А. Эмиграция и провинция. 1909-1916 гг. (из переписки родственников A.A. Богданова и A.B. Луначарского) .-http://lunacharsky.newgod.su/issledovania/emigracia-i-provincia.25 апреля 2008 г.

102. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное собрание сочинений. Т. 18. -М., 1973.

103. Ленин В .И. Против Богданова. - М., 1923.

104. Леонтьева О.Б. Марксизм в России на рубеже XIX-XX веков. Проблемы методологии истории и теории исторического процесса. - Самара: Издательство Самарского университета, 2004.

105. Лесевич В.В., Юшкевич П.С., Богданов A.A. Русский позитивим.

-СПб.: Наука, 1995.

106. Лешкевич Т.Г. Название Философия науки: традиции и новации.

-М.: ПРИОР, 2001.

107. Лосский Н.О. История русской философии / пер. с англ. - М.:

Советский писатель, 1991.

108. Луначарский A.B. Памяти А.А.Богданова // Правда. - 1928, № 85.

109. Любутин К.Н. Герои и еретики: Александр Богданов // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской

академии наук. - 1999, № 1. - С. 17-47.

110. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 томах. - Государственное

издательство политической литературы, 1955-1981.

111. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни

человеческого понимания / пер. с англ. Ю.А. Данилова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.

112. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к

психическому. - М.: Изд-во Скирмунта, 1908.

ИЗ. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии

исследования. - М., 2003.

114. Минасян A.M. Диалектика как логика. - М., 1991.

115. Минтус О.М. Эволюция философских взглядов Н.И. Бухарина : Автореферат дисс. канд. филос. наук: 09.00.03. - Нижневартовск, 2002.

116. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. - М.: Норма, 2005.

117. Мочалов Е.В. Материализм и эмпириокритицизм: история и

современность // Журнал Регионология. - 2008, №4.

118. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века.

Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1973.

119. Нижников С.А. Философия. - М.: Проспект, ТК Велби, 2008. -

400 с.

120. Никитина H.H. Философия культуры позитивизма начала века: пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 1996.

121. Ойзерман Т.Н. Оправдание ревизионизма. - М.: Канон+, Реабилитация.2005.- 688 с.

122. Оксенов Инн. «Социализм науки» А.Богданова. Рецензия // Книга и революция. - 1920, № 6.

123. Оствальд Ш.Д. Богданов и послереволюционное искусство. -http://www.bogdinst.ru/vestnik/docl5/07.doc

124. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998.

125. Пирс Ч.С. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. -1996, №2.

126. Пирс Ч.С. Начала прагматизма. Т. 1. - СПб., 2000.

127. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 1. - М., 1954-1956.

128. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. - СПб., 1895.

129. Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма // Избранные философские произведения. В 5 т. Т. 1. -М., 1956.

130. Плеханов Г.В. Сочинения. Т. 17. Против эмпириомонизма и богоискательства. - М., 1922.

131. Подоль Р.Я. Историко-экономические взгляды русских марксистов конца XIX - начала XX веков // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Серия «Философские науки». - 2009, №1. - С. 135-144.

132. ПолуянН.Н. Идеи теории познания «Русского эмпириокритицизма» (В.А. Базаров, A.A. Богданов) : Автореферат дисс. канд. филос. наук : 09.00.01. - Киров, 2010.

133. Полуян H.H. Метод «универсальной подстановки» Александра Богданова // Ценности современной науки и образования. - Киров, 2009. - С. 24-28.

134. Полуян H.H. Рихард Авенариус: человеческое понятие о мире // Гуманитарные проблемы современного информационного общества. -Киров, 2006. - С. 36-39.

135. Попков В.В. Александр Богданов. На пути объединяющего мировидения // Век глобализации. - 2009, №2. - с. 192-205.

136. Попков В.В. Творческое наследие A.A. Богданова и создание Международного института // Вестник Международного института Богданова. - 2000, №1.

137. Попова A.B. Эволюция творчества A.A. Богданова на пути к тектологии - всеобщей организационной науке // Вестник ОГУ. - 2005, №7.

138. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. - М., 2002.

139. Протько Т.С., Грицианов A.A. Александр Богданов. - Мн.: Книжный Дом, 2009.

140. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.

141. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. /Отв.ред. А.И.Алешин. - М.: Наука, 1995.

142. Русская философия: словарь /под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 1995, 1999.

143. Русская философия. Энциклопедия /Под ред. М.А. Маслина. - М., 2007.

144. Рыбас А.Е. Александр Богданов: пролегомены к философии эмпириомонизма // Журнал русской философии и культуры ВЕЧЕ. - 2009, вып. 20.

145. Рыбас А.Е. Александр Богданов: Пролегомены к философии эмпириомонизма. - СПб., 2009.

146. Рыбас А.Е. Рецепции философских идей A.A. Богданова на Западе // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. - 2010, вып. 4. - с. 25-29.

147. Садовский В.Н. История создания, теоретические основы и судьба эмпириомонизма A.A. Богданова // Эмпириомонизм. Статьи по философии / A.A. Богданов - М.: Республика, 2003.

148. Садовский В.Н. Как следует читать и оценивать «Эмпириомонизм» A.A. Богданова // Вестник Международного института Александра Богданова. - 2003, №3 (15).

149. Садовский В.Н. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

150. Садовский В.Н. Эмпириомонизм A.A. Богданова: забытая глава философии науки // Философия не кончается... Кн. 1. Из истории отечественной философии. XX век. 1920-50-е годы. - М., 1998.

151. Сербиненко В.В. Русская философия. — СПб.: Омега-JI, 2006.

152. Соколова Н.П. Политические деятели России 1917. Биографический словарь. - М., 1993.

153. Стейла Д. В поисках «научного мировоззрения»: соображения о русском махизме // ВИЕТ. - 1994, №1. - С. 44-59.

154. Тайяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.

155. Тарент И.Г. Историко-философский анализ тектологии A.A. Богданова. - М., 2003.

156. Творческое наследие А.А.Богданова и создание Международного института / доклад кандидата экономических наук Попкова

В.В. // Вестник Международного Института А. Богданова. - 2000, №1.

177

157. Уайт Дж. От философии к организационной науке: источники и предшественники тектологии А.Богданова // Вопросы философии. - 1995, №8.

158. Уваров М.С. Последняя философская публикация Александра Александровича Богданова. Этические аспекты одной забытой дискуссии. -http://anthropology.ru/ru/texts/uvarov/bogd.html

159. Ухов А.Е. Проблема истины в дискуссии A.A. Богданова и В.И. Ленина // Знание и вера (Вторые Хайкинские чтения) : мат-лы Междунар. науч. конф. 20-21 ноября 2009 г. / отв. ред. Н.В. Медведев, Н.М. Аверин. -Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 255 с.

160. Философское учение Маркса: Хрестоматия по Плеханову / Г.В. Плеханов сост. -М.-Л., 1933.

161. Хрестоматия по философии: учебное пособие / под ред. Л.В. Голиковой. - Магнитогорск: МГТУ, 2004. - 124 с.

162. Шиленков Е.В. «Страна идолов и философия марксизма» в творчестве Александра Богданова. -http://www.bogdinst.ru/vestnik/doc07/08.doc. 20 июля 2008 г.

163. Штанько В.И., Щекалов И.А. Неклассическая философия. -Харьков, 2004.

164. Шубин В.И. Эмпириомонизм A.A. Богданова как неклассический тип философствования. Философы XX века: Александр Богданов. - Минск, РИВШ, 2007.

165. Шушпанов А.Н. О жизненной стратегии Александра Богданова: эволюция цели. -http://www.metodolog.ru/00269/00269.html.2 января 2009 г.

166. Юшкевич П.С. Материализм и критический реализм // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2004, № 1.-е. 38-53.

167. Ямпольский М. От пролеткульта к Платону: Эйзенштейн и проект смысловой самоорганизации жизни // Киноведческие записки. - 2009, №89.

168. Яхот И. Гибель тектологии Богданова - предшественницы кибернетики и системной теории // СССР: внутренние противоречия. — 1982, вып. 3.

169. Яхот И. Подавление философии в СССР // Вопросы философии. -1991, № И.

170. Alexander Bogdanov and the Origins of Systems Thinking in Russia / ed. by J. Biggart, P. Dadley, F. King. - Aldershot: Ashgate Publishing Limited, 1998.

171. Alexander Bogdanov Theoretiker fur das 20. Jahrhundert. - Miinchen: Verlag Otto Sagner, 2008.

172. Ballestrem K. Lenin and Bogdanov // Studies in Soviet Thought. -1969. - Vol. 9, № 7. - pp. 283-310.

173. Biggart J. Alexander Bogdanov and the Theory of a «New Class» // The Russian Review. - 1990. - Vol. 49, № 3. - pp. 365-383.

174. Biggart J. Anti-Leninist Bolshevism: The Forward Group of the RSDRP // Canadian Slavonic Papers. - 1981. - Vol. 23. - pp. 134-153.

175. Biggart J. Bogdanov and Lunacharsky in Vologda // Newsletter of the Study Group on the Russian Revolution. - 1980, № 5. - pp. 28-40.

176. Biggart J., Glovelli G., Yassour A. Bogdanov and His Work: A Guide to the Published and Unpublished Works of Alexander A. Bogdanov (Malinovsky) 1873-1928. Aldershot, England and Brookfield, Vermont: Ashgate, 1998.

177. Bogdanov A.A. Quattro dialoghi su scienza e filosofia / con scritti di E. von Glasersfeld, Massimo Stanzione, Silvano Tagliagambe Odradek, Roma 2004. - http://www.recensionifilosofiche.it/crono/2005-9-10/bogdanov.htm. 9 октября 2005 г.

178. Chapter Six Empirio-criticism and historical materialism. http://marxistphilosophy.org/LenMatEmpCrit6.pdfP.379-449. 16 апреля 2004г.

179. Haupt G. Alexander Alexandravich Bogdanov (Malinovsky) //. Makers of the Russian Revolution / Haupt G., Marie J., eds. - Ithaca: Cornell Univ. Press, 1974. - Pp. 289-292.

180. Hecker J.F. The Empiriomonistic Revision of Marxism by A. Bogdanov // Hecker J.F. - London: Chapman and Hall, 1934. - Pp. 279-300.

181. Jensen K.M. Beyond Marx and Mach. Aleksander Bogdanov's Philosophy of Living Experience. - Dordrecht-Boston-London: Reidel Publishing Company. Soviética, 1978. - 189 p.

182. Kelly A. Empiriocriticism: A Bolshevik Philosophy? // Cahiers du Monde rosse et sovietique. 1981. - Vol. 22, № 1. - pp. 119-125.

183. Kelly A. Red Queen of White Knight? The Ambivalences of Bogdanov // The Russian Review. 1990. - Vol.49. - Pp. 305-315.

184. Lecourt D. Proletarian Science? The Case of Lysenko / Introduction by L. Althusser. - Digital Reprints, 2003.

185. Marot J.E. Alexander Bogdanov. Vpered and the Role of the Intellectual in the Workers Movement // The Russian Review. - 1990. - Vol. 49, №3.

186. Plaggenborg S. Alexander Bogdanov: Vom Marxismus zur Anthropologie // Alexander Bogdanov. Teoretiker für das 20. Jahrhundert. München, 2008. S. 179 - 197.

187. Soboleva M.E. A. Bogdanov und der philosophische Diskurs in Russland zu Beginn des 20. Jahrhunderts. Zur Geschichte des russischen Positivismus. - Hildesheim: Georg Olms Verlag, 2007. - 278 s.

188. Undusk J. Lenin versus Bogdanov. Philosophical assumptions of the Russian Revolution Summary // Tuna Revolutsioonist. - 2005, №1. -http://www.ra.ee/public/TUNA/Summary/summary2005-1 .pdf

189. Vucinich, A. Social Thought in Tsarist Russia. The Quest for a General Science of Society. 1861-1917. - Chicago, London: The Univ. of Chicago Press, 1976.

190. Walicki, A. Alexander Bogdanov and the Problem of the Socialist Intelligentsia // The Russian Review. - 1990. - Vol.49. - Pp. 293-304.

191. White, J. The first Pravda and the Russian Marxist tradition // Soviet Studies. - 1974, No. 2.

192. Yassour A. Bogdanov et son oeuvre// Cahiers du Monde Russe et Sovietique. 1969. Vol. 10 (3-4). P. 546-584.

193. Yassour A. Lenin and Bogdanov: Protagonists in the Bolshevik Center // Studies in Soviet Thought. - 1981. - Vol. 22. - Pp. 1-32.

194. Yassour A. Philosophy-Religion-Politics: Borochov, Bogdanov and Lunaeharsky // Studies in Soviet Thought. - 1986. - Vol. 31, № 3.

195. Yassour A. The Empiriomonistic Critique of Dialektical Materialism: Bogdanov, Plechanov, Lenin // Studies in Soviet Thought. - 1983. - Vol. 26. - pp. 21-38.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.