Эрос в русской философии конца XIX - начала ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Птицына, Ольга Вячеславовна

  • Птицына, Ольга Вячеславовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 161
Птицына, Ольга Вячеславовна. Эрос в русской философии конца XIX - начала ХХ века: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 1999. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Птицына, Ольга Вячеславовна

Введение .стр. 3

Глава 1. Культурно - исторические предпосылки и основные тенденции развития философии русского эроса.стр. 14

Глава 2. Природа и сущность эроса в русской философии конца XIX начала - XX века.стр. 65

2.1. Индивидуализированный эрос в апологии любви В.В. Розанова.стр. 65

2.2. Эрос как средство достижения свободы личности в философии Н.А.Бердяева.стр. 97

2.3. Концепция преображенного Эроса в философии Б.П. Вышеславцева.стр. 120

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эрос в русской философии конца XIX - начала ХХ века»

Общая характеристика работы.

Актуальность проблемы.

Постановка проблемы эроса включена в традицию мировой философской мысли. Эрос представлен как наиболее адекватное выражение родовой человеческой сущности и имеет свой онтологический статус. Он является способом осуществления человеческой целостности в поле полового диморфизма. Стремление к приобретению утраченного единства и целостности характерно для человеческого сообщества, космоса в целом. На фоне распада связей и отношений между этническими группами, отдельными регионами, потери нитей, связующих человека и природу, поиска оснований для восстановления единства и целостности эрос становится такой проблемой, от успешности разрешения которой зависит дальнейшее существование человека и человечества. Но это единство заключает в себе и противоположность. Стремлению к единству противопоставляется стремление к изоляции, разрушение целостности. Поэтому анализ феномена любви, наряду с "положительно-человеческим" аспектом, предполагает выявление и "негативно-человеческого", который при определенных условиях обнаруживает свою деструктивную роль. Важным оказывается понять эрос не только на уровне самопознания и самоутверждения "Я", как переживание личностных интенций и смыслов, определенных состояний бытия, но и в аспекте распада и саморазрушения личности, в которых происходит обострение эгоцентризма человека мотивируемого субъективными устремлениями. Социально-философский анализ влияния эроса на личность и социум становится важной насущной проблемой современного общества.

Проблема эроса всегда являлась одной из важнейших тем философского, нравственного, художественно-эстетического осмысления. В разные эпохи к анализу этой проблемы обращались многие великие философы - Сократ, Платон, Э. Роттердамский, М. Монтень, Ж.-Ж. Руссо, Л. Фейербах, Г.В.Ф. Гегель, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр и другие. Особое место в мировой системе знаний об эросе занимает русская философская школа. Она выделяется своей философией высоких этических принципов и нравственных понятий, а также прикладной эмпирической социологией, вбирающей весь спектр проблем эроса - как биологических, так и культурно-социальных. Философский подход к изучению эроса сложился в конце XIX -начале XX века и стал очередным шагом в развитии целого комплекса наук о человеке. Своеобразие ее теоретической постановки заключается в том, что сама философская рефлексия над эросом во всей ее смысловой многомерности была самым непосредственным образом сопряжена с новыми интенциями русской мысли, ее особым творческим началом. Глубочайший центр личности в русской философии - эрос, т.е. стремление, тяготение, не стояние на месте. Но это не только глубокие переживания, но и главный принцип познания.

Нестандартность философии русских мыслителей конца XIX - начала + XX века в отношении эроса заключается в том, что они, опираясь на славянофилов, возводят идею эроса и личности в целостную метафизическую концепцию. Такой полноты рассмотрения этой проблемы еще не было в русской философии. До них эта тема интерпретировалась и воспринималась в пределах традиционной христианской этики, а данные философы, преобразив и придав этике христианства иной смысл, создали самобытные философские концепции. В западно-европейской мысли эта тема зачастую слишком рационализирована, в ее разработке отсутствует единый этико-психологический синтез.

В подобной ситуации представляется чрезвычайно актуальным возвращение в нашу культуру комплекса установок, моральных норм и принципов построения любовных отношений не в форме примитивной физиологической дозволенности, а в образе одухотворенного эроса.

Важным шагом на пути к сложному и длительному процессу формирования системы нравственных ценностей эроса может стать гуманистическая традиция в понимании эроса русских философов конца XIX - начала XX века (B.C. Соловьев, В.В. Розанов, H.A. Бердяев, Б.П. Вышеславцев и др.), которые связывали сексуальную энергию человека с его духовной культурой, с поиском новых этических идеалов, с художественным творчеством, с религией.

Сопоставление философско-теоретических воззрений В л. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева, Б. Вышеславцева и других с реалиями жизни открывает новые возможности для изучения этой области человеческих отношений.

Теоретическая актуальность темы диссертационного исследования;" базируется на фундаменте явно недостаточной методологической отработанности проблемы природы и сущности эроса в русской философии, включая содержание понятия "эрос", обоснование его применения в истории философии. Одновременно крайне "пестрая" картина складывается с категориальным аппаратом, вовлекаемым в анализ проблемы. Неясна ситуация с методологическим подходом к анализу данного термина.

Важно подчеркнуть, что актуальность предпринятого исследования непосредственно связана с возрастанием значимости проблемы эроса в социально-философском контексте. Эрос превращается в любовь по мере нарастания человеческого в человеке или по мере осуществления человеком сущности.

Не только эрос, но и человеческая сущность в целом как бы подчинены + двум противоположно данным полюсам - биологическому (природному) и духовному (социальному). Эта двойственность обнаруживается при рассмотрении различных явлений жизнедеятельности человека -чувственных, эмоциональных, интеллектуальных. С одной стороны, они представляют собой живого субъекта, биологическое существо, живущего по законам природы. С другой стороны, несут в себе необходимость некого объективного социального порядка.

Биологическое и духовное, взаимно пересекаясь на протяжении всего цикла человека, регулируют и направляют друг друга. Любое нарушение баланса, перевес в ту или иную сторону приводит в итоге либо к варварству, либо к культурному утопизму.

Абсолютизация моральных, религиозных, эстетических принципов, лишенная понимания субъективной жизненности, формирует схематический формально-рационалистический взгляд на действительность. И, напротив, культивирование природного начала обедняет человеческую цивилизацию, постепенно уничтожая высшую ценность и критерий личности - духовность и разум.

Эрос является одним из важнейших компонентов человеческой жизни и представляет собой наиболее яркий пример социально-биологического дуализма. Дополнение силы природного родового инстинкта величием и красотой человеческого сознания превращает эрос в особую биосоциальную структуру, которая может быть изучена и познана лишь комплексом научных дисциплин.

Отечественный опыт исследования эроса, составляющий предмет данной диссертационной работы, является попыткой продолжения и логического обобщения накопленного в этой области теоретического знания.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы, связанные с анализом природы и сущности эроса в русской философии конца XIX - начала XX века, являются новыми для изучения русского философского наследия в современных исследованиях. В нашей историко-философской литературе это почти не изученная сторона творческой деятельности русских мыслителей.

Активное освоение содержательных особенностей интересующей нас проблемы оказалось в центре научно-теоретических исследований в 80-е годы.

Сейчас возрождается интерес к ценностям духовной культуры, которыми богата многовековая русская история, однако задача выяснения истинного значения философских идей русской философской мысли остается по-прежнему актуальной. Вклад русской культуры в мировую традицию философского познания эроса должен быть, наконец, внимательно изучен и по достоинству оценен.

Несмотря на то, что сейчас возобновлена публикация философского наследия В.В. Розанова, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева и других русских мыслителей, серьезных научных работ, посвященных анализу интересующей нас проблемы, по-прежнему нет. Это, как правило, статьи, комментарии, разделы в монографиях, но в основном они носят описательный, а иногда и поверхностно-эмпирический характер. Так, интересующая нас тема была затронута в статье А.И. Сербского в сборнике "Философия любви". Но это больше историческая справка, а не анализ проблемы. Статьи В.П. Шестакова, А.Н. Богословского в антологии "Русский Эрос", П.С. Гуревича в книгах "Эрос" и "Философская антропология", К.Г. Юсупова в "Вопросах философии" и некоторые другие -это тоже по прежнему комментарии на тему, а не проблемное исследование.

Можно также отметить рассмотрение этой проблемы в "Истории русской философии" В. Зеньковского и "Очерках по истории русской философии" С.Левицкого. Но эти авторы анализируют творчество русских мыслителей в целом, в силу чего многие особенности проблемы эроса остаются не раскрытыми.

В работе А. Эткинда "Эрос невозможного: История психоанализа в России" представлена история развития психоанализа на примере теоретических воззрений антропософов, символистов, представителей европейской культуры модерна, но это чисто фрейдистская трактовка эроса, по сути своей не отражающая русскую философскую традицию.

В исследовании E.H. Шапинской "Дискурс любви" дается анализ любви, как социального отношения в его репрезентации в литературном дискурсе. Рассматриваются различные концепции любви в философии, культурологии, социальных науках, а также методологические основы изучения любви как межличностного отношения. Эрос как отдельная философская категория не представлен, хотя в книге есть параграф, посвященный анализу сексуальности и любви как особым областям социального.

Проблемное поле" диссертации составляет литература, относящаяся к следующим тематическим группам:

- исследования в русле философско-антропологического подхода к изучению проблемы эроса, как проявления природы и сущности человека (Буева Л.П., Гуревич П.С., Марков Б.В., Соловьев Э.Ю., Гайденко П.П.,

Шапинская E.H., Братусь Б.С., а также труды западных антрополгов: Мадинье Г., Мэй Р., Шелер М., Фуко М., Швейцер А., Бубер М., Тейяр де Шарден П. и др.);

- работы по истории русской философии (Лосев А.Ф., Левицкий С.А., Гуревич А.Я., Кувакин В.А., Лосский Н.О., Малинин В.А. и др.);

- труды по философско-культурологическому анализу любовного чувства (Гачев Г.Д., Сиземская И.Н., Новикова Л.И., Хоружий С.С., Рюриков Ю.Б., Бахтин М.Н., Василев К., Лев-Старкович 3. и др.);

- историко-этнографические исследования (Авдеева Л.Р., Шмилева М.Н., Анохина Л.А., Гумилев Л.Н., Ефименко А.И., Гроссэ Э., Блох И. и др-);

- социологические исследования проблем эротической любви (Кон И.С., Голод С.И., Вольфсон С. и др.);

- психологические исследования (Василюк Ф., Гозман Л., Изард К. и

ДР-)

Однако рассмотрение проблемы природы и сущности эроса в русской философии конца конца XIX - начала XX века ни один из авторов не уделял должного внимания, что определяет необходимость ее исследования в диссертации.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является раскрытие содержания природы и сущности эроса в русской философии конца XIX - начала XX века, а также выяснение перспективы преображения эроса в подлинно-человеческое, как показателя целостности личности и мира в целом.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть специфику проблемы эроса в русской философии конца XIX - начала XX века, характеризующейся определенной иерархией ценностей, культурно-эмоциональным фоном данной эпохи, задаваемой традициями, моделями поведения, чувствования, обрядами, структурами быта и прочим;

- определить сущностное значение эроса в русской философии конца XIX - начала XX века;

- оценить соотношение основополагающих понятий данной темы, прежде всего их содержательные характеристики, таких как "пол", "эрос", "любовь", "человек", "сущность человека", "личность" в философии В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева;

- выявить отношение В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева к проблеме взаимодействия эроса и любви и возможности взаимоперехода их определений.

Теоретико - методологические принципы и источники исследования.

В диссертации использовался метод историко - философской реконструкции, которой включает в себя методики первичного (при изучении источников) и вторичного (при привлечении различного рода критической литературы) исследований при сборе данных, методы имманентного анализа (при анализе той или иной философской концепции) и компаративистского анализа (при сравнении разных концепций) и метод синтеза как соединения интерпретируемого материала в новом качестве. и

В качестве источников исследования выступают произведения античной классики (Платона, Аристотеля и др.), западной философии конца XIX -начала XX века (3. Фрейда, К. Юнга, Н. Гартмана и др.), оригинальные труды русских философов (Г.С. Сковороды, представителей славянофильства, B.C. Соловьёва, В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина и др.), сочинения В.В. Розанова, H.A. Бердяева, Б.П. Вышеславцева. В диссертации использовались работы современных отечественных и зарубежных специалистов в области социальной философии, истории филисофии, философской антропологии, культурологии, исследователей творческого наследия В.В. Розанова, H.A. Бердяева, Б.П. Вышеславцева.

Научная новизна.

На основе философско-теоретического анализа в данном диссертационном исследовании раскрывается сущность эроса как наиболее адекватного отражения единства биологического и социального в человеке.

Конкретные результаты исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Раскрыта специфика проблемы эроса в русской философии конца XIX - начала XX века. Выделены две основные тенденции, отличающиеся характером постановки проблемы эроса - онтологически - объективная, или интеллектуальная, которая видит в эросе безлично-общий принцип всякого бытия, и экзистенциально-субъективная, где эрос понимается как определяющая форма существования личности, ее индивидуального самоопределения в мире.

2. Выделен ряд основополагающих моментов^ определяющих i— своеобразие и уникальность проблемы эроса в русской философии конца XIX - начала XX века:

- раскрывается главное назначение эроса как важнейшей стороны сущности человека;

- определен философско-синкретический контекст совокупной концепции русского эроса;

- определено соотношение содержательных характеристик базовых понятий темы "пол", "эрос", "любовь", "человек", "сущность человека", "личность" в философии избранных персоналий.

3. Выявлена и представлена концептуальная позиция В.В. Розанова по проблеме эроса, утверждающая, что духовное богатство человека формируется и реализуется в единстве, а не разногласии с естественным влечением полов.

4. Определено место и роль проблемы эроса в философии H.A. Бердяева: эрос является средством достижения свободы личности.

5. Обнаружена и определена многоаспектность концепции "преображенного Эроса" Б.П. Вышеславцева, конституирующая универсальность эроса как философской категории.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Данная диссертация восполняет определённый пробел в "проблемном поле" исследований по социальной философии и вносит свой вклад в решение актуальных проблем современной культуры. Она позволяет более адекватно оценить столь многогранное явление как русский эрос, в частности, его природу и сущность. Её результаты могут стать основой для дальнейшего теоретического поиска в сфере социальной философии, истории русской философии.

Материалы проведенного исследования могут применяться в учебных курсах по истории философии, социальной философии, при подготовке спецкурсов по русской философии для студентов философских факультетов, лекций и семинаров для студентов гуманитарных факультетов, прежде всего историков, филологов и социологов.

Апробация.

Некоторые положения диссертации отражены в научных статьях, были изложены в выступлениях и докладах на Всероссийских конференциях (Курск - 1995, 1996, 1997 гг.) и при проведении занятий на историко-педагогическом и философском факультетах КГПУ, а также на занятиях научно-теоретического семинара в ходе стажировки в ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 году. Развёрнутый план, отдельные идеи и положения диссертации обсуждались автором с ведущими учёными, работающими в данной области или близкой к данной: проф. Ильиным В.В., проф. Ястремским И.Н., д.ф.н. Суворовой О.С., д.ф.н. Маловой О.Я., д.ф.н. Ахиезером A.C. и.др.

Структура работы.

Структура диссертационного исследования определяется его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Птицына, Ольга Вячеславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия конца XIX - начала XX века удивительный, совершенно уникальный духовный и культурный феномен. "Стык веков" -прошлого и настоящего - стал переломным этапом русской культуры, характеризуемый сущностными, субстанциональными изменениями основных форм духовной жизни.

В России начала века процессы формирования нового типа культуры ■+-получают философское осмысление, выдвигая на первый план новые темы -единство бытия как космоса и человеческого бытия, проблема жизни и смерти, свободы и ответственности и т.д. Природа и сущность эроса становится также одной из важнейших тем в русской философской культуре конца XIX - начала XX века.

Чтобы ни писали и ни говорили о парадоксах эроса, в этом удивительном явлении существует нечто не математическое, точное, а нравственно непреложное, бесспорное: несмотря ни на что существуют определенные закономерности, некая гармония страстей, ведь недаром говорят, что опыт любви - самый потрясающий опыт человека.

Размышляя о человеке любящем можно сказать, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным. Думается, точнее, было бы конституировать, что человек любящий в окружающем мире видит новые реальности. Русские философы конца XIX - начала XX века были убеждены, что по степени ощущения этих новых реальностей можно судить, действительно ли человек любит.

Характерной особенностью совокупной концепции русского эроса конца XIX - начала XX века является умение переживать личное, интимное в сочетании с общечеловеческим, общемировым. Русские мыслители (H.A.

Бердяев, Б.П. Вышеславцев и др.) считали эрос преимущественно связующим элементом, который направляет человека к самореализации.

Эрос в русской философии обречен, на наш взгляд, на причинность, в которой соединены два компонента -"почему" и "зачем". Первый является частью всякого человеческого опыта, потому что мы все принадлежим к миру природу, второй характеризует сущностное (духовное) в человеке.

По нашему мнению, эрос в русской философии конца XIX - начала XX века - эрос восхождения, раскрывающий индивидуальность и направляющий её ко все большей человечности. Но с другой стороны, это и эрос трагизма, не соединения, не слияния, не встреченности, которая, как некая "новая субстанция" порождает целый мир, с высокими нравственно-этическими принципами (к примеру, концепция любви B.C. Соловьева, сублимированный эрос в философии Б.П. Вышеславцева).

Сущностная особенность эроса в философской культуре конца XIX -начала XX века в его абсолютности и иерархичности: пытаясь найти гармонию между природным и духовным, низшим и высшим в человеке никогда не подменяется их значимость. Хотя именно в философских трудах этого периода, вслед за Платоном1, прослеживается тенденция к разграничению двух эросов: одного как первоначала бытия, прародителя всего сущего и другого - сына Афродиты, малого Эроса, в привычном обыденном сознании понимаемом как "секс". Г. Гачев отмечал, что в русской философии изначально обозначено различие между ними: ". секс есть доза квант Эроса"2 и с этим утверждением нельзя не согласиться.

Именно конец XIX - начала XX века становится временем, когда в России об эросе и любви пишется больше, чем за все предыдущие века.

1 Платон. Пир. Федр. // Платон. Сочинения: В 3 т. - т. 2. - М., 1970.

2 Гачев Г. Русский Эрос. - М., 1994. - С. 18.

Природа и сущность эроса включаются в сферу интересов философии, теологии, художественной критики, публицистики. Философия любви этого периода оказывается одновременно и этикой, и эстетикой, и постижением божественного, и психологией. Можно с уверенностью сказать, что русский эрос - это эрос синкретизма, который сочетает в себе, на первый взгляд казалось бы, не сочетаемые элементы. В философской культуре России эрос есть не безоблачное, перманентное состояние блаженства, а скорее многоэтапный процесс с широким диапазоном чувственно - эмоциональных и интеллектуальных проявлений человека - от радости и счастья, духовного просветления до отчаяния, трагизма, тоски о любимом и других душевных мук.

Вместе с тем переживания эроса и любви дают человеку наряду с эмоционально-психологическим и телесным удовольствием богатейший опыт духовного просветления. В русской философии конца XIX - начала XX века можно выделить несколько концептуальных позиций в отношении типологии эроса (П.А. Флоренский, H.A. Федоров, H.A. Бердяев, В.В. Розанов, Б.П. Вышеславцев). В размышлениях этих философов чувства человека в целом приобретают духовный характер, так как направлены на достаточно сложные социальные сообщества (например, на свою Родину) и на трансцендентальные представления. Духовное возвышение и духовное просветление понимается как момент приобщения к Богу, и достичь его можно различными путями, в том числе, через Божественный Эрос. Русские философы убеждены, что, входя в состояние влюбленности, человек поднимается над своим земным обыденным существованием, над суетностью и ограниченностью. Он включается в познание того, что гораздо выше и многомернее повседневности, открывает для себя более глубокие основы бытия, которые через эрос и любовь обнажают индивидуальности ее безграничную и мистическую сущность.

Эрос не существует вне эмоциональной привязанности, ярко выраженных позитивных оценок объекта обожания, стихии сильных внутренних чувств, которые тесно связаны с телесностью самого человека. Но с другой стороны, пространство телесности и полового бытия не гомогенно, это пространство культуры. Пол, прошедший социализацию, перестает быть просто физиологической характеристикой и о нем нужно говорить как о социальном явлении. Пол как основная константная составляющая эроса, наделенный инициативами, приобретает черты микросоциума и образует пространство полового (телесного) бытия. Именно это рассуждение, а также многозначность понятия "эрос" дает нам основание говорить о нем не только как о чувственно-эмоциональной, но также и волевой константе любви, потому что эрос интенционален, а интенция есть всегда воление, значит, эрос включается в основополагающий закон бытия и выражает его единство.

Русские философы конца XIX - начала XX века стремились найти и постичь синтез двух обозначенных нами констант, который был бы способен организовать все другие потенции человека и раскрыть в нём конструктивные качества.

Считаем необходимым, выделить некоторые аспекты, характеризующие совокупную концепцию русского эроса.

Во - первых, в русской философии обозначенного периода эрос представлен как новое бытие, некое новое поле силы притяжения, образующее новый гештальт, в котором человек совмещает свои собственные чувственно-эмоциональные устремления и устремления субъекта /объекта/ любви.

Во - вторых, благодаря восполнению чувства индивидуальной значимости как личности в эросе человек может смириться с ограничениями, налагаемыми на него собственно человеческими пределами, то есть это аспект углубленного сознания, который конституирует результат утверждения самости в эросе.

В - третьих, следствием второго аспекта является обогащение и осуществление личности. Начиная с расширения горизонта осознания своей самости и собственных чувств, это переходит в ощущение способности доставлять радость любимому человеку и через это достигать расширения смысла взаимоотношения, где самым значимым будет акт "рождения", обозначающий не только фактическое "рождение", а рождение какого-либо нового аспекта человеческой самости как созидательного акта эроса.

В - четвертых, русские мыслители утверждали необходимость активной ответной позиции в эросе по отношению к субъекту /объекту/ любви: человек позитивно разделяет гештальт с тем, кто отвечает ему взаимностью. Эрос есть стремление к единению с тем, к чему человек причастен, это некий залог единения с возможностями, значимыми в гештальт - мире личностями, в отношении, с которыми человек реализует себя. Эрос не только наслаждение и страсть, но и стремление к обретению нового опыта, новых переживаний, которые расширяют и обогащают экзистенцию человека.

Необходимо обозначить, на наш взгляд, две грани эроса как философской категории в русской философии конца XIX - начала XX века: субъективную, как глубоко личную истину и объективную, социальную, обусловленную извне, то есть истину отношений человека с объективным миром. Эрос есть не просто дополнение к познавательному акту, своеобразный путь неконтролируемого бессознательного приобщения к идеям разума, но и совершенствование чувственности к красоте, всему значимому в мире. Эрос - это некий чувственно-духовный синтез, с помощью которого достигается совпадение индивидуального и всеобщего. Поиск этого синтеза был оной из главных задач русской метафизики любви, которая стремилась примирить телесные и духовные интенции. Безусловно, эрос реализует единство любящего и любимого, но не отождествляет их, в русской философии любить означает хотеть видеть другого субъектом, некой целостностью, значимой уже самой по себе. В этой связи следует выделить некоторые особенности, характеризующие совокупную концепцию русского эроса конца XIX - начала XX века:

- бытие - это любовь, что означает бытие человека есть лишь в той мере, в какой он любит;

- сущность человека конституируется в любви, создающей общество личностей, которые есть "ТЫ" по отношению друг к другу;

- "ТЫ" является самодостаточным, то есть оно целостное существо, устремленное к другому "ТЫ". Эрос, в сущности своей, рождает "ТЫ" создавая в нем качества, но в гораздо большей степени творит основу: самые заурядные природные качества имеют бесконечную ценность для того, кто любит, так как происходит открытие уникального субъекта;

- эрос утверждает третье понятие, для которого "ТЫ" и "Я" есть одновременно и субъект, и результат образующий новое бытие;

- "ТЫ" - это образ, приближенный к совершенному абсолютному "МЫ", в котором заключено единство и утверждение "Я" и "ТЫ".

В русской философской мысли в значительной степени представлены превращенные, сублимированные формы эроса, где эрос выступает как эрос сердца и духа и самоценность его в том, что он расширяет и углубляет бытие человека посредством переживаний и обретением новых измерений опыта.

Характеризуя природу и сущность эроса в русской философии необходимо обозначить основополагающую константу русской метафизики любви: эрос есть центр жизненной системы человека и способ постижения мира.

Двуединая призма любви такова, что, с одной стороны, любовь -внутренняя сущность человека и от того какая она, зависит мироощущение и миропонимание индивидуальности. С другой стороны, любовь находится в постоянной зависимости от условий и среды, в которых живет человек.

В русской философии конца XIX - начала XX века чётко прослеживаются, на наш взгляд две ипостаси любви - закрытая /внутренняя/, основными составляющими которой являются любовь - состояние, любовь -чувство, "философия сердца", "душа любви" /психологическая материя любви/ и открытая /внешняя/, основывающаяся на социальных связях любящих, историко-этнографической почве, любви - действии.

Первая ипостась связана непосредственно с индивидом и зависит от него, его можно назвать психолого-биологической ипостасью.

Вторая, любовь - действие, определяется нами как социально -историческая ипостась.

Только такая сложная методология ухватывает всю многомерность любви, позволяет раскрыть ее внутренние противоречия и обнаружить тенденции ее дальнейшей эволюции.

Подход к любви как к "диалектике души" и к эросу как глубочайшему центру личности, высшей форме проявления нравственного начала, отражает всеобъемлющую связь всех потоков глубинной сущности человека и социальной /внешней/ стороны его жизни и является тем значимым и новым, что привнесла в понимание эроса и любви русская философия конца XIX начала XX века, позволяющее считать ее самобытным, неповторимым явлением в развитии мировой философской мысли.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Птицына, Ольга Вячеславовна, 1999 год

1. Авдеева Л.Р. Проблема государства в русской религиозно-общественной мысли последней трети X1. - начала XX векаfВестник МГУ им. М.В. Ломоносова, Серия 12 Теория научного коммунизма .- 1982.-№ 6.

2. Алов A.A., Галахтин М.Т. Основные проблемы философской мысли России XIX начала XX века. Учебное пособие. - М., 1994.

3. Альберони Ф. Дружба и любовь. М., 1991.

4. Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявленияцелостности человека: Дис. На соискание уч. степени канд. филос. наук. М., 1996.

5. Анохина Л.А., Шмилева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М., 1986.

6. Антихрист: (из истории отечественной духовности). Антология. -М., 1995.

7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

8. Бальмонт К. Лирика пола // Золотое Руно. 1908. - № 5.

9. Бахтин М.Н. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

10. Белый А. Почему я стал символистом. -М., 1982.

11. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

12. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека.- М., 1993.

13. Бердяев H.A. Опыт персоналистической философии. М., 1992.

14. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

15. Бердяев H.A. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995.

16. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М., 1952.

17. Бердяев H.A. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.

18. Бердяев H.A. Sub specie aeternitabis. Опыты философские, социологические и литературные (1900 1906). - СПб., 1907.

19. Богатова O.A. Проблема пола и семьи в творчестве В.В. Розанова. -Саранск, 1994. деп. В ИНИОН РАН от 17.06.1994.

20. Бороноев А.О. Россия и русские: характер народа и судьбы страны.-СПб., 1992.

21. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.

22. Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979.

23. Бубер М. Философия человека. М., 1992.

24. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

25. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.

26. Быстрицкий Е.Г. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991.

27. Ведмецкая Н.В. Концепция художественного творчества русского символизма: философский анализ (А. Белый, В. Иванов): Автор дис. канд. филос. наук. -М., 1987.

28. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991.

29. Викторов Э.М. Проблема отчуждения между мужским и женским началом: Дис. На соискние уч. степени канд. филос. наук. М., 1996.

30. Вишневский А.Г. Страсть и супружество // Социологические исследования.- 1986. -№ 2.

31. Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. -Краснодар, 1979.

32. Вышеславцев Б.П. Кришнамурти (завершение теософии) // Путь. -1928.-№ 14.

33. Вышеславцев Б.П. Образ Божий в существе человеческого века //Путь. 1935. -№49.

34. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике /^Вопросы философии. 1990. - № 4.

35. Вышеславцев Б.П. Русская стихия Достоевского. Берлин, 1923.

36. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994

37. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. М., 1917.

38. Гаврюшин Н.К. Б.П. Вышеславцев и его философия сердца ¡1 Вопросы философии. 1990. - № 4.

39. Галлерея российских философов конца XIX начала XX века.-Киев, 1991.

40. Гачев Г.Д. Любовь. Человек. Эпоха. М., 1965.

41. Гачев Г.Д. Русская дума. М., 1991.

42. Гачев Г.Д. Русский Эрос. М., 1994.

43. Герасимов Н. Философия души. Рассуждение. М., 1897.

44. Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989.

45. Гершензон М. Тройственный образ совершенства. М., 1918.

46. Голлербах Э.Ф., В.В. Розанов. Пб., 1922.

47. Голлербах Э.Ф. О "двуликом" // Вестник литературы.- 1918. № 8.

48. Голод С.И. Карнавализация любви и оргийность секса. СПб., 1996.

49. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России-Спб, 1996.

50. Григорян П.Т. Философия антропология. М., 1982.

51. Гринфельд Г.Я. Вл. Соловьев, В. Розанов, М.Пришвин: понимание красоты в природе. М., 1995.

52. Грифцов Б. Три мыслителя В. Розанов, Д. Мережковский, JI. Шестов.-М., 1911.

53. Громогласов И.М. Канонические определения брака и значение их при исследовании формы христианского бракозаключения

54. Богословский вестник. 1907. - № 1.

55. Грякалов A.A. Образ человека в философии В.В. Розанова //Начало. 1992. - № 3.

56. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

57. Гумплович В. Брак и свободная любовь. Одесса, 1906.

58. Гуревич П.С. Вселенная по имени Человек // Свободная мысль. -1991 -№14.

59. Гуревич П.С. Философия антропология. М., 1997.

60. Гуревич П.С. Человек как объект социально философского анализа // Философские науки. - 1989. - № 11.

61. Диденко Б. Сумма антропологии. Кардинальная типология людей-М., 1992.

62. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы,- М., 1996.62. Домострой. М., 1990.

63. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. Курс лекций. Екатеринбург, 1995.

64. Ермичев A.A. Три свободы Н. Бердяева. М., 1989.

65. Ефименко А. Исследования народной жизни. -М., 1884.

66. Заозерский H.A. Странный ревнитель святыни брачного очага //Богословский вестник. 1901. - № 11.

67. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

68. Зеленцова Н.С. Искания "новой драмы" в Росиив начале XX века. -Таллинн, 1982.

69. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

70. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии //Вестник РСХД. 1989. - № 154.

71. Иванов В.И. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.

72. Иваск Ю. Вступительная статья // Розанов В.В. Избранное. Нью-Йорк, 1956.

73. Ивонин Ю.П. Русская философия "Серебряного века", учебно-методическое пособие. Новосибирск, 1995.

74. Идейно-философское наследие Иллариона Киевского: В 2 частях. -М., 1986.

75. Ильин В.В., Панарин A.C., Бадовский Д.В. Политическая антропология. М., 1995.

76. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

77. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

78. Каган Ю. Путь Розанова // Общественные науки и современность. -1990.-№ 5.

79. Карсавин Л. О любви и браке // Ежемесячный журнал. 1918.- № 1.

80. Карсавин Л. Федор Павлович Карамазов, как идеолог // Начало.-1921.-№1.

81. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

82. Кахидзе О.В. Сущность любви и ее роль в нравственном совершенствовании человека: Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Тбилиси, 1987.

83. Кей Э. Любовь и брак. М., 1907.

84. Киреевский И.С. Полное собрание сочинений. -М.,1911.-т.1.

85. Книга о Владимире Соловьеве: Сборник. М., 1991.

86. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989.

87. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.

88. Кон И.С. Сексуальная культура в России. М., 1997.

89. Конева Л.А., Конева И.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара, 1995.

90. Концепции человека в современной западной философии М.,1988.

91. Коул М., Скрибнер С. Мышление и культура. М., 1994.

92. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. М.,1989.

93. Кувакин В.А. Василий Васильевич Розанов: "Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти" // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. -серия 3 "философия". 1989 - № 3.

94. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980.

95. Курочкина Л.Я. Философия и эстетика в русской духовной культуре конца XIX начала XX века. М., 1993.

96. Лани Н.Н. История нравственных идей XIX века. Критические очерки философской, социальной и религиозной теории нравственности. СПб., 1988.-4.1.

97. Лаптин И.И. Проблема "чужого я" в новейшей философии. СПб, 1910.

98. Лев-Старкович 3. Секс в культурах мира. М., 1991.

99. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

100. Лейкин Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900 - 1917 г.г. -М., 1981.

101. Литвак Л. Человек любящий. Пермь, 1973.

102. Личность: этические проблемы. М., 1979.

103. Логинов А. Женщина и мужчина: отношения полов. Красноярск, 1989.

104. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. -М., 1990.

105. Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Вопросы философии. 1988 - № 2.

106. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

107. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994.

108. Льюис К. Любовь // Вопросы философии. 1898 - 38.

109. Любовная горячка. Мысли и сопоставления по поводу современных понятий о любви. М., 1897.

110. Мадинье Г. Сознание и любовь. М., 1995.

111. Маньковская Н.Б. К критике философско-эстетических взглядов "новых философов" и "новых правых" // Вопросы философии. -1985. -№ 6.

112. Марков Б.В. Философия антропология. СПб, 1997.

113. ИЗ. Критический анализ этических взглядов представителей богоискательства в России конца XIX начала XX века: Диссер. На соискание уч. степени канд. филос. наук. Киев, 1989.

114. Махаров Е.М. Философия человека. Якутск, 1994.

115. Мей Р. Любовь и воля. Рефл - бук, Ваклер, 1997.

116. Миголатьев А. Философия человека (Некоторые проблемы теории и методологии). М., 1995.

117. Милье Л., Милн М. Чувства животных и человека. М., 1966.

118. Мир России Евразия. Антропология (Составители Новикова Л.И., Сиземская И.Н.). - М., 1995.

119. Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. - ч.2.

120. Михеева И.Н. Амбивалентность личности: Морально-психологический аспект. М., 1991.

121. Моисеев Н. Человек и ноосфера. -М., 1990.

122. Нагаев В. Психология сексуальной безнравственности. -Сыктывкар, 1990.

123. Налимов В.В. Спонтанность сознания. -М., 1989.

124. Немилов A.B. Биологическая трагедия женщины. Л., 1925.

125. Нескрябина О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности: Дис. на соискание уч. степени доктора филос. наук. СПб., 1996.

126. Нижеборский А.К. Проблема символов в гносеологии русского символизма (В. Брюсов, А. Белый): Автореф. дис. кан. филос. наук. -М., 1982.

127. Николаичев О.Б. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении человека. М., 1976.

128. Николюкин А.Н. Василий Васильевич Розанов: (Писатель нетрадиционного мышления) М., 1990.

129. Носов С.Н. В.В. Розанов: Эстетика свободы. СПб., 1993.

130. О России и русской философской культуре. М., 1990.1310 человеческом в человеке. М., 1991.

131. Образ человека XX века. М., 1988.

132. Обуховский К. Психология влечений человека. -М., 1972.

133. Петрова Т.А, Проблема человека в философии. СПб., 1994.

134. Пишун С.В. Социальная философия В.В. Розанова. Владивосток, 1993.

135. Платон. Пир. Федр // Сочинения: В 3 т. -М., 1970. т. 2.

136. Подорга В. Феноменология тела. М., 1995.

137. Позов А. Основы христианской философии. Метафизика. -Мадрид, 1972.

138. Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. М., 1988.

139. Пролеев C.B. Духовность и бытие человека. М., 1992.

140. Райх В. Сексуальная революция. Борьба за "новую жизнь" в Советском Союзе. Тверь, 1992.

141. Ранкур-Лаферрьер Д. Рабская душа России. Проблема нравственного мазохизма и культ страдания. М., 1996.

142. Рапопорт С.С. О системе норм семейного поведения// Молодая семья. -М., 1977.

143. Розанов В.В. Афродита-Диана // Мир искусства. 1899. -т.2 - № 13.

144. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. СПб., 1901.

145. Розанов В.В. Вечная тема // Новое время. 1908. - № 11423.

146. Розанов В.В. Возрасты любви // Новое время. -1900. № 8796.

147. Розанов В.В. Вопрос о происхождении организмов // Русский вестник. 1889. - № 5.

148. Розанов В.В. Еще раз о "вечной теме" // Новое время. 1908. - № 11476.

149. Розанов В.В. Закон и брак // Новый путь.- 1903. № 1.

150. Розанов В.В. Книга о старом и вечно новом // Новое время. 1915. -№ 14279.

151. Розанов В.В. Литературные изгнанники. СПб., 1913. - т. 1.

152. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. М., 1990.

153. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989.

154. Розанов В.В. Не узнанный феномен. СПб, 1911.

155. Розанов B.B. Нечто о прекрасной природе // Весы. 1905. - №5.

156. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М., 1886.

157. Розанов В.В. О себе и о жизни своей. -М., 1990.

158. Розанов В.В. О семье и браке (статья) // ОР РГБ. Ф. 249. - оп. 2 -К. 5 - ед.хр. 36 - 1 л.

159. Розанов В.В. О таинствах // Век. 1907. - № 17.

160. Розанов В.В. Около церковных стен. СПб., 1906. - т.2.

161. Розанов В.В. Опавшие листья. М., 1992.

162. Розанов В.В. Религиозная мистерия смерти и воскрешения, хреха и очищения // Русское слово. 1908. - № 21.

163. Розанов В.В. Религиозный "эклектизм" и "син кретизм"

164. Религиозно идеалистическая философия в России XIX - начала XX в.в.: Критический анализ. -М., 1989.

165. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. -М., 1992.

166. Розанов В.В. Семейный вопрос в России: В 2 т. СПб., 1903.

167. Розанов В.В. Содержание и пространство заповеди "Не прелюбодействуй" // Богословский вестник. 1905.- № 3.

168. Розанов В.В. Уединенное. М., 1990.

169. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Вопросы философии и психологии. 1892. - № 14, 15.

170. Розанова Т.В. Воспоминания Татьяны Васильевны Розановой об отце Василии Васильевиче Розанове и всей семье // Русская литература. - 1989. - № 3, 4.

171. Розановские чтения: Материалы к республиканской научной конференции. -МЦ, 1993.

172. Розанов В.В., Первов П.В. Метафизика Аристотеля // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1898. - № 1.

173. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993.

174. Русский космизм. М., 1993.

175. Русский Эрос или Философия любви в России. М., 1991.

176. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. М., 1989.

177. Рюриков Ю.Б. Три влечения. Кемерово, 1984.

178. Сабиров Р.И. Русская идея спасения. СПб., 1995.

179. Сарапульцева A.B. Религиозно идеолистическая философия В.В. Розанова: Становление и развитие: Автореф. дис. канд. филос. Наук -Екатеринбург, 1996.

180. Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии. -М., 1839.

181. Селивачев А. Психология юдофильства // Русская мысль. М., 1917. - №2.

182. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

183. Символизм как миропонимание. М., 1994.

184. Скалдин А. Затемненный лик (По поводу книги В.В. Розанова "Метафизика христианства") // Труды и дни. М., 1913.

185. Сковорода Г.С. Сочинения: В 2 т. -М., 1973. т. 1, 2.

186. Современный человек: цели, ценности, идеалы. -М., 1988.

187. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. -М., 1989. т. 1, 2.

188. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990.

189. СоциологосУСоциология, антропология, метафизика /Под ред. В.В. Винокурова, A.A. Филиппова. -М., 1991 Вып. 1.

190. Танатография Эроса. СПб., 1994.

191. Тарасова A.A. Метафизика любви в русской религиозной философии конца XIX начала XX века: Дисс. на соискание уч. степени канд. филос. Наук. - М., 1993.

192. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

193. Титаренко А.Н. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

194. Фатеев В.А. В.В. Розанов: жизнь, творчество, личность. -М., 1991.

195. Федчин B.C. Проблема человека в русской общественной мысли (XIX н. XX в.в.). - Иркутск, 1993.

196. Философия любви: В 2 т. М., 1990.

197. Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М.,1988.

198. Философия человека: традиции и современность М., 1991 - ч.1-3.

199. Флоренский П.А. Сочинения: В 2 т. М., 1900. - т. 1.

200. Франк C.JI. Религия любви // Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

201. Фрейд 3. и др. Психоанализ и учение о характерах. М., 1923.

202. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

203. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1990.

204. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.,1989.

205. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

206. Фромм Э. Душа человека. М., 1993.

207. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994.

208. Хомяков A.C. Опыт катехизисного изложения учения о церкви

209. Сочинения богословские. Полн. Собр. Соч: В 4-х т. Прага, 1867. -т.2.

210. Хоружий С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

211. Человек и его ценности. М., 1988.

212. Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1973.

213. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991 - ч. 1, 2.

214. Человек: образ и сущность. -М., 1991.

215. Частная жизнь. Человек в кругу семьи. М., 1996.

216. Шапинская E.H. Дискурс любви. -М., 1997.

217. Шестов JI. В.В. Розанов // Русская литература. 1991. - № 3.

218. Шелер М. Место человека в космосе. Проблема человека в западной философии. -М., 1988.

219. Эллис. Русские символисты. К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый. -М, 1910.219. Эрос. -М., 1991.

220. Эрос. Страсти человеческие. -М., 1992.

221. Юнг К. Архетип и символ. М., 1992.

222. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

223. Янышев Н.Я. лекции о нравственности. СПб., 1884.

224. Douglas N. Morgan. Love: Plato, the Bible and Frend Englewood cliffs, N-y, 1994.

225. Crone A.L. Nietzchean, all too Nietzchean? Rozanov's Anti-Christian critigue // Nietzche in Russia. Rvinceton: Ed. by Rosenthal BG., 1986.

226. Emerson С G. Ree ad op: Crone A. .L Rozanov and the end of literature // Russian RevieW Stanford (Cal), 1979.

227. Poggioli R Rozanov. London, 1962.

228. Shlapentokh V. Private and Public Life of the Soviet People. Changing values in post stalin Russia. - N-VrLondon; Oxford University Press, 1989.

229. Trambassis A. Berdyaev's Personalistic Philosophy Personalist Los Angeles 1965rVol. 46. № 3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.