Эсхатология в учениях русских религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Гранин, Роман Сергеевич

  • Гранин, Роман Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 160
Гранин, Роман Сергеевич. Эсхатология в учениях русских религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX века: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2014. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гранин, Роман Сергеевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Эсхатология в традиции христианского самосознания: историко-философская ретроспектива

1.1. К вопросу определения понятия «эсхатология» в христианском религиозно-философском дискурсе

1.2. Эсхатологические представления в русской религиозно-философской традиции: от апокалиптики к утопизму

Глава II. Общая эсхатология как проблема русской религиозной метафизики и философии истории

2.1. Эсхатологическая утопия Н.Ф. Федорова:

между «вечным становлением» и «вечным возвращением»

2.2. Метафизические и утопические аспекты эсхатологии

B.C. Соловьева

2.3. Хилиазм С.Н. Булгакова: между апокалиптикой и эсхатологией

2.4. Эсхатологическая парадигма в метафизике пространства-времени Г1.А. Флоренского

Глава III. Идея индивидуальной эсхатологии в метафизике русского персонализма

3.1. Экзистенциальная эсхатология H.A. Бердяева

3.2. Учение Н.О. Лосского о перевоплощении:

идея эсхатологической эволюции

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эсхатология в учениях русских религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Эсхатологические представления о конечных судьбах мира и человека были предметом теоретической рефлексии со времен возникновения первых религиозно-философских доктрин. Интерес к эсхатологической проблематике в различных культах, религиях, философских системах и идеологиях проходит через все эпохи, оставаясь «вечной» темой философии, сохраняя свою актуальность до наших дней. Эсхатологические концепции о конце мира и рефлексия над религиозным смыслом жизни и смерти находили свое отражение в таких памятниках мифологической и религиозно-философской литературы как «Эпос о Гильгамеше», «Египетская книга мертвых», Упанишады, «Индусская книга смерти» (раздел Гаруды-пураны), Апокалипсис (и другие книги Ветхого и Нового Завета), «Тибетская книга мертвых» (Бардо Тхёдол), «Прорицания Вёльвы» из «Старшей Эдды», византийско-русские апокрифы (сказания о мытарствах), в метафизических построениях индийских, греческих, европейских и русских философов.

В основу концепций «общей» (мировой или исторической) эсхатологии ложатся космогонические представления о бытии (онтология) и историософские концепции, в основу «индивидуальной» эсхатологии -экзистенциально-антропологическая рефлексия о конечности человеческого существования. Смерть всегда имела ключевое значение для философского осмысления человеческого бытия. Так, по знаменитому выражению Сократа, «те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью»1. Смерть выступает для человека как конститутивный момент жизни и мировоззрения. Мировоззрением определялось развитие того или иного типа эсхатологии; детерминировались построение онтологии человеческого бытия, онтологии «объективного» бытия; взгляд на природу времени и характер вечности.

1 Платон. Фсдон. Соч. в 3 тт. (4-х частях). Том 2. М.: Мысль, 1970. С. 21.

Новое осмысление человеческой смертности (индивидуального аспекта эсхатологии) происходит в начале ХХ-го века в рамках философской антропологии и экзистенциализма. Так по выражению М. Хайдеггера, смерть есть экзистенциальный феномен2, и сама жизнь человека, как конечного существа, есть «собственное бытие к смерти», «бытие-к-концу» . Проблема конечности существования, связанная с темой бытия и ничто, у Хайдеггера, Сартра, Камю трактуется атеистически, у Ясперса, Марселя, Бердяева - в свете христианской эсхатологии. H.A. Бердяев приходит к собственному экзистенциально-метафизическому пониманию эсхатологии. Генезис его «эсхатологической метафизики» не исторический, а гносеологический и онтологический4. Таким образом, эсхатология Бердяева становится своего рода методом философского познания границ человеческой экзистенции. В этом же смысле, но в отношении к истории, понимает эсхатологию и Д.С. Мережковский: «...эсхатология, возведенная в ранг метода религиозно-исторического познания, вводит всемирную историю в сферу вечности, а не времени, что позволяет выявить границы ее существования»3.

Данный аспект эсхатологии становится актуальным в отношении исследования русской философии, имеющей особый интерес к философии истории, в которой эсхатологическая проблематика занимает центральное положение. Так, среди тем специфически русских H.A. Бердяев называет тему о богочеловечестве и эсхатологию. Подтверждением его словам является философия всеединства и софиология B.C. Соловьева, где эсхатологические мотивы, относящиеся к общей истории, взаимосвязаны как с бытием всего человечества, так и с судьбами отдельных людей. Поскольку, писал философ, цель жизни каждого человека «неразрывно связана с жизненною целью всех остальных, то личный вопрос необходимо превращается в вопрос общий: спрашивается - какая цель человеческого существования вообще, для

2 Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. Бибихин В.В. Москва: Ad Marginem. 1997. С. 240.

' Там же. С. 260.

4 Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики: Творчество и объективация // Дух и реальность. М.: ACT; Харьков: Фолио. 2006. С. 381.

^ Цит по: История русской философии: учебник / под. ред. М.А. Маслина. М.: КДУ. 2008. С. 402.

4

чего, на какой конец существует человечество?»6 Про себя же Бердяев говорит, что он всегда имел особенный интерес к проблемам философии истории, что его даже часто называли историософом, и этим он вполне в традиции русской мысли, которая всегда была историософической7. Связь историософии с эсхатологией философ обосновывал тем, что в истории все не удается и вместе с тем история имеет смысл. Этот смысл лежит за ее пределами, что предполагает ее конец. Поэтому настоящая философия истории должна быть философией истории эсхатологической. Преломленная религиозно, историософия превращается в историодицею - оправдание истории в перспективе апокалиптики (последних времен земной истории, освященных божественным вмешательством). В этом смысле, по замечанию С.Н. Булгакова, апокалиптической в прямом и точном смысле является вся человеческая история .

Апокалиптическое восприятие истории вообще свойственно русскому самосознанию, что может быть связано с утопическим и мессианским мироощущением. Так, согласно В.В. Зеньковскому, над русской мыслью витает дух утопизма, что является свидетельством, как радикальной обращенности ее к последним целям истории, так и свидетельством неумения связать эти цели с исторической реальностью без насилия над нею9. Г.В. Флоровский говорил об утопичности и «мечтательности» обстановки, которую следует учитывать для понимания русской философии10. В.П. Шестаков замечает, что русской утопии свойственен критический оттенок, ироническое отношение к оптимистическому прогнозу, которое определяется эсхатологической тради-

6 Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С. 140.

7 Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Книга. 1991. С. 305.

s Философ пишет, что слово «апокалиптический» обычно употребляется в смысле «эсхатологический», тогда как такая равнозначность, на самом деле, им не свойственна (Булгаков С.Н. Апокалипсис Иоанна. Париж: YMCA-PRESS, 1948. С. 210). Апокалиптика исторична, эсхатология сверхисторична.

9 Зепьковский В.В. История русской философии. 2 тт. в 4-х книгах. Том II. часть 1. J1., 1991. С. 150. ш Г.В. Флоровский говорит это прежде всего по отношению к Н.Ф. Федорову, но не только:

«Понять его всего легче в перспективе его эпохи, в мечтательной и утопической обстановке 70-\ годов» (Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации. 2009. С. 408-409).

цией русской историософии. Не случайно антиутопический жанр появляется именно в России". В этом смысле обращение к эсхатологическим предпосылкам утопизма и мессианства позволяет вскрыть самобытные черты русского религиозно-философского самосознания. Утопичность может оставаться лишь «мечтательностью», но также таить в себе и угрозу: враждебность свободе, антииндивидуализм, тоталитаризм. Опасность идеологических форм мессианства и политической утопии требует самого пристального изучения и понимания его оснований (эсхатологического самосознания) и механизмов его претворения в мессианско-утопические проекты.

В ситуации постсовременности эсхатология, ставшая неотъемлемой частью массовой культуры, приобретает новые параметры, прежде всего в контексте обострения известных глобальных проблем. Эсхатологическая проблематика рассматривается в фокусе самоуничтожения человечества, в терминах постапокалиптики и постчеловечества12.

Степень разработанности проблемы. Теоретическая основа исследования. Проблема эсхатологии в русской философии - это совокупность христианской эсхатологии, антропологии, экзистенциализма, метафизики (онтологии и гносеологии), философии истории и культуры. Ее исследование требует комплексного и междисциплинарного подхода. Это подразумевает привлечение, помимо работ самих русских религиозных философов и богословов, памятников религиозно-эсхатологической мысли; а также источников и исследований из разных дисциплин: трудов по библейской герменевтике и библеистике (прежде всего протестантских), произведений философов-экзистенциалистов, работ по философской антропологии, философии истории, истории религий, культурологи. Специальных работ, посвя-

" Шестиков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М.: Издательство ЖИ. 2007. С. 5.

12 Пивоваров Д.В. Эсхатология // Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург. Москва, Минск: Панпринт, 1998. С. 1035.

щенных всестороннему анализу эсхатологии как целостной проблемы русской религиозной философии до настоящего времени выполнено не было. Существуют исследования, затрагивающие лишь отдельные аспекты разбираемой темы.

Вся литература по теме диссертационного исследования условно может быть разделена на четыре подраздела.

К первому отнесены работы, посвященные интерпретации смыслов полисемантического термина «эсхатология». Это западноевропейские и отечественные труды по библейской герменевтике, библеистике и богословской эсхатологии исследователей A.B. Арапова, К. Барта, Р. Бультмана, H.H. Глубоковского, Ч.Г. Додда, Дж. Кеерда, И.Н. Корсунского, П. Майнира, И. Иеремии, Р. Отто, Д.Р. Стивенсона, П. Тиллиха, Э. Трёльча, Д.Д. Фрэзера,

A. Швейцера, Ф. Шлейермахера'3.

Ко второму разделу - произведения русских религиозных философов H.A. Бердяева, Л.П. Карсавина, К.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Л.А. Тихомирова, С.Н. Трубецкого, Н.Ф. Федорова, С.Л. Франка, Л.И. Шестова, а также работы богословов, содержащие религиозно-философское осмысление эсхатологической проблематики: прот. С.Н. Булгакова, архиеп. Виктора (Пивоварова), архим. Гавриила (Воскресенского), святит. Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадского, Иоанна Шанхайского (Максимовича), протопр.

B.В. Зеньковского, В.Н. Лосского, митр. Макария (Оксиюка), дьякона Ю. Максимова, прот. A.B. Меня, протопр. И.Ф. Мейендорфа, архим. Феодора (Бухарева), архим. Феоктиста (Мочульского), митр. Филарета (Дроздова), о. П.А. Флоренского, прот. В.Г. Флоровского, протопр. А.Д. Шмемана.

Среди них особо следует выделить труды мыслителей, специально посвященных как теоретическому осмыслению эсхатологической проблематики, так и развитию своих собственных религиозно-философских

ь Работы всех указанных авторов приведены в Библиографии.

7

эсхатологических концепций: H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского,

B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского.

К третьему разделу отнесены современные (по преимуществу) исследования проблемы эсхатологии в творчестве русских религиозных философов и эсхатологической проблематике в России в целом. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова исследуется в работах Е.В. Введенской, Е.С. Риц,

C.Г. Семеновой, О.В. Фесиковой. Эсхатология Владимира Соловьева анализируется в работах Л.И. Василенко, Н.В. Котрелева, С.Б. Роцинского,

B.В. Сербиненко. Различные аспекты эсхатологии в наследии С.Н. Булгакова и Г.В. Флоровского исследуются в работах Л.М. Абдуловой, H.A. Вагановой, Н.В. Гараджи, О.Г. Гариной, О.Н. Нетребской, A.A. Петракова, A.B. Смирновой, Г.А. Хамдеевой, A.B. Черняева, A.B. Щавелева. Анализ онтологии, антропологии и метафизики пространства-времени П.А. Флоренского осуществлен соответственно в исследованиях Г.Ф. Гарае-вой, Н.В. Пономарева, С.М. Половинкина. В работах Г.В. Валеевой, Е.И. Гришаевой, К.С. Кондратенко исследуются отдельные аспекты эсхатологии Н.О. Лосского. Анализ экзистенциальной философии и метафизики Николая Бердяева содержится в исследованиях П.В. Журавлева, К.Э. Литчфилд, В.В. Луценко, A.B. Овсянникова, Н.В. Плетневой, В.И. Савинцева, М.В. Силантьевой, С.А. Юговой. Работы Д.В. Акимовой, Б.И. Буйло, И.В. Гребешева, O.E. Насакина посвящены бердяевской философии культуры и истории. Среди работ, посвященных эсхатологии в контексте русской истории и культуры, следует упомянуть исследования И.А.Бессонова, P.A. Гоголева, И.В. Дергачевой, Н.В. Котрелёва, В.М. Лурье, Б.В. Межуева, Г.Б. Николаева, Т.В. Опариной, Г.Г. Пикова, В.В. Сербиненко, С.Н. Сморожко,

C.B. Хатунцева, C.B. Чеснокова, В.П. Шестакова. Продуктивными для настоящего исследования оказались идеи, содержащиеся в работах П.П. Гайденко, Ф.И. Гиренка, Б.А. Рыбакова.

К четвертому разделу литературы отнесены работы, посвященные анализу общеэсхатологической проблематики в различных аспектах: мифологи-

ческих, религиозных, исторических, утопических, онто-гносеологических, социологических, культурологических, психологических. Это прежде всего работы А. Камю, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Среди авторов диссертаций, посвященных эсхатологии в философском, историческом, культурологическом и социологическом ключе, назовем И.С. Акулову, О.В. Барабаш, A.B. Воробьёва, И.В. Дергачеву, О.П. Кожину, C.B. Крючкова, Д.В. Макарова, В.Н. Нечипуренко, A.B. Низовую, Ф.Н. Петрова, Я.Ф. Трофимова, С.М. Хаммел, К.Г. Чернышева.

Для прояснения «метафизических» аспектов эсхатологии привлечены работы, посвященные философскому осмыслению проблем бытия, ничто, времени, вечности, религии, трансценденции, человеческой экзистенции: М.Бубера, Э. Гуссерля, А. Камю, Г.О. Марселя, Ж.-П. Сартра, П. Тейяра де Шардена, М. Хайдеггера, М. Элиаде, Д. Юма, К.Г. Юнга, К. Ясперса. Среди авторов диссертационных исследований по соответствующей проблематике следует упомянуть Е.А. Бурцеву, В.О. Виценко, A.C. Гагарина, М.Л. Груздеву, A.B. Королева, O.A. Краевскую, М.Б. Красильникову, В.В. Летуновского, Я.А. Макакенко, Ю.М. Мельник, H.H. Мерзлякову, П.Б. Сержантова, Г.В. Черногорцеву, А.Г. Чернякова.

Ценными и полезными оказались для нас также энциклопедические статьи С.С. Аверинцева, Д.В. Пивоварова и А.Г. Мысливченко, содержащие философское осмысление эсхатологической проблематики.

Объектом исследования выступает эсхатология как философская проблема. Предметом исследования является эсхатология и связанная с ней проблематика в религиозно-философских учениях русских мыслителей второй половины Х1Х-го - первой половины ХХ-го века. Сюда прежде всего отнесены эсхатологические концепции Н.Ф. Федорова (1829-1903) о воскрешении предков и учение Н.О. Лосского (1870-1965) о перевоплощении; утопические и метафизические аспекты эсхатологии B.C. Соловьева (18531900), идеи H.A. Бердяева (1874-1948), в которых эсхатология предстает как

проблема экзистенциальной метафизики; анализ метафизических предпосылок утопизма Г.В. Флоровского (1893-1979); «софиология смерти» и хилиазм С.Н. Булгакова (1871-1944); а также аспекты метафизики П.А. Флоренского (1882-1937), содержащие в себе эсхатологическую проблематику (концепция «мнимости», аритмология). Работы приведенных мыслителей взяты в контексте русского историко-философского наследия и мировой религиозно-философской эсхатологической мысли. Временные рамки исследования обусловлены периодом творчества обозначенных философов.

Цель исследования двояка: во-первых, проанализировать систему эсхатологических идей и представлений в русском религиозно-философском самосознании и, во-вторых, осуществить историко-философскую реконструкцию различных версий эсхатологии как феномена русской религиозно-философской мысли.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

- проследить основные этапы формирования религиозно-философского понятия «эсхатология»;

- рассмотреть эсхатологию в ее философской артикуляции, для этого проанализировать в рамках рационалистической метафизики онтологические и гносеологические аспекты эсхатологии, выявить философско-антропологическую проблематику эсхатологии, раскрыть экзистенциальное содержание эсхатологии;

- выделить основные вехи формирования русских эсхатологических представлений (от Древней Руси и религиозного раскола ХУП-го века до религиозно-философского ренессанса Серебряного века и послереволюционной философии);

- показать, что историософичность, мессианизм, утопизм и апокалип-тизм являются фундаментальными чертами русского религиозно-философского мировоззрения;

- в концепциях и учениях русских философов проанализировать взаимосвязь религиозно-эсхатологической (сотериология, теодицея, хилиазм, апокатастасис, мессианство) и историко-философской проблематики (теория прогресса, социальная утопия, тоталитаризм);

- при анализе философских работ русских мыслителей, посвященных эсхатологической проблематике, произвести их структурирование в соответствии с традиционным делением эсхатологии на общую и индивидуальную; отсутствие возможности у некоторых авторов провести такое разделение компенсировать путем реконструкции отдельных положений в целостные эсхатологические учения;

- в эсхатологических учениях русских философов, во-первых, обозначить оригинальные идеи, несущие в себе индивидуальные черты их авторов, во-вторых, подчеркнуть теоретико-философскую проблематику, являющуюся универсальной для всей русской философии в целом.

Методологическая основа исследования. В соответствии с предметом, целью и задачами диссертационного исследования в работе осуществляется несколько методологических стратегий. Учитывая комплексность эсхатологической проблематики, к ее анализу применяется системный подход. Используются методы историко-философского исследования (логико-исторический, компаративистский, философской реконструкции). Для прояснения религиозно-философской специфики эсхатологических идей и представлений применяется метод сравнительного философского и религиоведческого анализа, герменевтический и феноменологический методы, а также методологические принципы аналитической психологии. Методологической основой при анализе «религии воскрешения» Н.Ф. Федорова, эсхатологической метафизики H.A. Бердяева, учения о перевоплощении Н.О. Лосского выступает философско-антропологический метод, посредством которого раскрывается духовно-индивидуальное измерение эсхатологии. При этом используется понятийный аппарат экзистенциальной философии. В

исследовании онтологических, гносеологических и антропологических аспектов эсхатологии осуществляется метод реконструкции и интерпретации, логико-аналитический метод и структурный анализ. При анализе эсхатологических представлений, принявших форму утопических, мессианских, милле-наристских культов и движений, полезным оказалось обращение к методологическим принципам философии культуры и философии истории.

Научная новизна диссертационного исследования

1. В диссертационной работе впервые в историко-философской науке осуществлен опыт всестороннего анализа эсхатологической проблематики в русской философии, где эсхатология реконструирована как феномен религиозно-философской метафизики того же порядка, что и метафизика всеединства, русский космизм, персонализм, идея богочеловечества.

2. Обосновано, что в рамках русской философии эсхатология является предельным проблемным полем философской метафизики, где мыслится антиномическое совпадение онтологической, гносеологической, антропологической и экзистенциальной проблематики. Эсхатология становится символом трансцендентного горизонта, где совпадает история и вечность, божественное и тварное. В этом смысле с эсхатологической проблематикой непосредственно связан вопрос о богочеловечестве. Так, согласно, русской философии (в основе онтологии которой лежит не бытие, а дух, имеющий божественный генезис), человек имеет онтологические предпосылки к обожению, которое осуществимо лишь в эсхатологической перспективе проницания тварного божественным.

3. Каноническое деление эсхатологии на «общую» и «индивидуальную» интерпретируется в экзистенциальных терминах, где историческая эсхатология представляется экстериоризацией личностных представлений и переживаний человека о собственной смертности. Общая эсхатология служит выразительным средством для вербализации ускользающих от рационального знания содержаний экзистенциального опыта. Ее манифестациями явля-

ются различного рода «экзотерические» концепции: историософские, мессианские, милленаристские, утопические, эволюционистские, прогрессистские и др. Личная эсхатология представляет собой «эзотерическое» нечто, к чему нет непосредственного пути, кроме собственной физической смерти. Ее опосредованием выступает смерть символическая: в инициации, оккультном посвящении, мистерии, мессе, а также, в философской рефлексии о границах собственного бытия.

Положения, выносимые на защиту

1. Эсхатология как богословский термин возник в первой трети Х1Х-го века в среде немецкого либерального протестантизма. Пролиферация значения термина происходит в рамках школ библейской герменевтики начала ХХ-го века. В зависимости от интерпретации новозаветных греческих слов слкраукх, тшроиа1,а, атгокаАдзук; (могущих означать как Первое, так и Второе Пришествие Христа), формулировались три парадигматические сценария: осуществленной, отложенной, и вступившей в свое осуществление эсхатологии. В строгом смысле, эсхатология трансцендентна истории, однако богословские эсхатологические концепции детерминируются историософскими представлениями, т.к. опираются на экзегезу апокалиптических событий, истории имманентных.

2. Эсхатология в своей теоретико-философской артикуляции представлена онтологическим, гносеологическим и антропологическим аспектами. В рамках первых двух эсхатология выступает символом предельного разрешения онтологических дихотомий и гносеологических антиномий («имманентного - трансцендентного», «феноменального - ноуменального», «абсолютного - относительного», «конечного - бесконечного», «времени -вечности», «единого - множественного» и т.п.). В этом смысле эсхатология («мировая» эсхатология) выступает символом конца объективного бытия, означающим переход от падшего пространственно-временного и разрозненно-феноменального состояния мира к состоянию целостному и абсолютному.

Предпосылкой философско-антропологического аспекта эсхатологии («индивидуальной» эсхатологии) служит предположение о несовершенстве человеческой природы, когда идеальная сущность природного человека отчуждается в трансцендентное. Символом восполнения неполноты человеческого бытия в большинстве мировых религиозно-философских доктрин выступает инициация, прохождение через которую означает символическую смерть для нового возрождения. Эсхатология и инициация, таким образом, представляют собой единую парадигму, описывающую трансформацию личности в онтологически более совершенное состояние.

3. Вопрос соотношения истории и культуры с апокалиптикой и эсхатологией является традиционной аксиологической темой русской религиозной философии и богословия. Основной проблемой здесь является то, каким образом не девальвировать достижения культуры (временные и преходящие) перед лицом вечности, как инкорпорировать культуру в вечность. С особой остротой данная проблематика возникла в культуре Серебряного века, который сопровождался такими кризисными явлениями, как декаданс, апокалиптизм, утопизм. Николай Бердяев даже считал культуру по самой ее сути и смыслу великой неудачей. Неудачей творческого преображения бытия, кристаллизующей все человеческие неудачи, т.к. все ее достижения не реальны, а носят лишь символический характер. В этом смысле, кризис культуры - это последняя воля человека к переходу от символически-условных достижений к достижениям реально-абсолютным. Большинство мыслителей предреволюционной поры жили в утопических предчувствиях такого перехода.

4. Многие русские философы (например, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский) говорили о склонности русского духа к мессианству, утопизму, хилиазму, апокалиптике. Флоровский видел этому метафизические предпосылки. Он считал подобное самосознания не историческим (т.к. оно не опирается на конкретный исторический опыт), а отвлеченным, оперирующим логическими схемами. Так, например, в утопизме

основным оценочным мерилом выступает хронология: то лучше, что впереди. Хронологическая последовательность отождествляется с оценочной иерархией. Будущее превращается в идеал. Происходит приравнивание ценности и факта. История становится телеологией, получая имманентную ей цель. Но, утверждает философ, в истории нет имманентных ей целей (цель всегда трансцендентна), а потому ложна любая историческая телеология, будь то мессианизм, утопизм, прогрессизм или эволюционизм. В противном случае, в грезах о «мессианском пире» забываются личные и чужие страдания. Мир превращается в безличное органическое целое, индивиды в котором служат «прогрессу кораллового рифа». Поэтому утопия всегда тоталитарна. А тоталитаризм, как отмечал Бердяев, всегда утопичен и привлекателен в условиях нашего мира, т.к. в нем происходит отказ от личного (ради отказа от боли, страдания, смерти) в пользу безличного, в пользу органического бессмертия.

5. В перспективе общей эсхатологии развивали свои учения Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. Эсхатология B.C. Соловьева выстроена по двум направлениям: онто-гносеологическому (метафизическому) и утопическому. Концептуально его эсхатология коренится в метафизике всеединства. Она не является в полном смысле слова ни всемирно-исторической, ни индивидуальной эсхатологией, а представляет их синтез. Ее ключевыми элементами являются идеи всеединства, всечеловече-ства, софиологии и богочеловечества. В соловьевской философской парадигме строится эсхатология Н.Ф. Федорова. Его проект воскрешения предков представляет собой, своего рода, обращение причинности (вместо рождения - воскрешение), поворот времени вспять. Прекращение деторождения есть остановка мировой истории, а заменяющий его процесс воскрешения отцов-обращение хода мировой истории вспять, «возврат к истокам» в «золотой век». Так Федоровым через реактуализацию истории актуально достигает идеала всеединства. В апокалиптике С.Н. Булгакова утверждается буквальность пророчества о тысячелетнем царстве (хилиазм), а также развивается

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гранин, Роман Сергеевич, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдулова JJ.M. Человек и его общественное предназначение в учении С. Н. Булгакова. Москва: МИРБИС, 2009. - 128 с.

2. Аверинцев С.С. Эсхатология // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. Т. 4. М.: Мысль, 2010. С. 467-470.

3. Акимова Д.В. Компаративный анализ концепций культуры Э. Кассире-ра и Н. Бердяева: символ и творчество: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.03 / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2010. - 189 с.

4. Акулова И.С. Онтологические и гносеологические основания эсхатологических представлений в процессе философского осмысления истории: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.01 / Магнитогорский гос. унт. Магнитогорск, 2008. - 146 с.

5. Алексеев А.И. Под знаком конца времен: Очерки русской религиозности. СПб: Алетейя, 2002. - 352 с.

6. Антонов Д.И. «Сын тьмы, сродник погибели»: Феномен Лжедмитрия // Эсхатологический сборник. М.: Алетейя, 2006. С. 158-184.

7. Апокалиптика // Православная энциклопедия / под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 3. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2001. С. 24-39.

8. Апокрифы Древней Руси / Сост., предисловие М.В. Рождественская. СПб.: Амфора, 2002. - 239 с.

9. Арапов A.B. Русская библейская герменевтика и теория сакральной коммуникации в 19 - 20 веках // Вестник научной сессии факультета философии и психологии. Вып. 5. Воронеж ВГУ, 2003. С. 55-59.

10. Барабаш О.В. Эсхатология и утопия в понимании истории: дис. ... к.филос.н.: 09.00.03. Харьков, 2000. - 178 с.

11. Барт К. Введение в Евангелическую теологию. М.: Центр «Нарния», 2006.-190 с.

12. Беляков A.A., Белякова E.B. О пересмотре эсхатологической концепции на Руси в конце XV века // Архив русской истории. Вып. 1. М.: ЦГА-ДА, 1992. С. 7-31.

13. Бердяев H.A. Диалектика божественного и человеческого / Сост В. Калюжный. М.: ACT; Фолио, 2007. - 624 с.

14. Бердяев И. А. Дух и реальность. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2006. - 688 с.

15. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма [Электронный ресурс]. URL: http://vehi.net/berdyaev/istoki.

16. Бердяев H.A. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // О назначении человека. М.: ACT; Хранитель, 2006. С. 266-637.

17. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии // О назначении человека. М.: ACT; Хранитель, 2006. С. 5265.

18. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики: Творчество и объективация // Дух и реальность. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2006. С. 381564.

19. Бердяев H.A. Основная идея Вл. Соловьева // Диалектика божественного и человеческого. М.: Аст, Фолио, 2007. С. 582-589.

20. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века [Электронный ресурс]. URL:http://philologos.narod.ru/berdyaev/berd-rusidea.htm

21. Бердяев H.A. Русская религиозная мысль и революция // Версты. №3. Париж, 1928. С. 40-62.

22. Бердяев H.A. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») // Путь, 1935. №49. С. 3-22.

23. Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.-448 с.

24. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 176 с.

25. Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Философия свободы; Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 254 - 534.

26. Бердяев H.A. Учение о перевоплощении и проблема человека // Сборник статей. Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве / Сб. ст. под ред. Лосского Н.О. Париж: YMCA-Press, 1936. С. 65-82.

27. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х тт. М., 1994.

28. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря // Дух и реальность. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2006. С. 567-671.

29. Бердяев H.A. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения // Дух и реальность. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2006. С.25-156.

30. H.A. Бердяев: Pro et contra. Антология. Кн. 1. СПб.: Издательство РХГИ, 2004.-572 с.

3 1. Бессонов H.A. Русская эсхатологическая легенда: источники, сюжетный состав, поэтика: дис. ... кандидата филол. наук: 10.01.09 / МГУ им. М.В. Ломоносова. Филол. фак. М., 2010. - 179 с.

32. Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева [и др.] СПб.: Наука, 2003. Т. 8. С. 494-527.

33. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (Синодальный перевод). М.: Российское Библейское общество, 2011. - 1252 с.

34. Брянчанинов Игнатий, святитель. Слово о смерти. СПб: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. - 416 с.

35. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб.: БАН, 1995. - 435 с.

36. Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание // Вопросы философии и психологии, 1898, № 45.

37. Бугаев Н.В. О свободе воли. М., 1889; Основные начала эволюционной монадологии // Вопросы философии и психологии, 1893, № 17.

38. Бугаев И.В. Основные начала эволюционной монадологии // Вопросы философии и психологии. М., 1893. Кн. 2 (№ 17).

39. Буйло Б.И. Судьба России в культурно-исторической концепции Н. Бердяева / Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. - 216 с.

40. Булгаков С.Н. Апокалипсис Иоанна. Париж: УМСА-РНЕ88, 1948. - 353 с.

41. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели) // Сочинения в двух томах. Том 2. М.: Наука, 1993. С. 368434.

42. Булгаков С.Н. Закон причинности и свобода человеческих действий // От марксизма к идеализму: Сборник статей (1896-1903). СПб.: Т-во «Общественная польза», 1903. С. 35-52.

43. Булгаков С.Н. Невеста Агнца. М.: Общедоступный Православный Ун-т, 2006.-656 с.

44. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч. в двух томах. Том 2. М.: Наука, 1993. С. 46-94.

45. Булгаков С.Н. Православная эсхатология // Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. С. 380-390.

46. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991.-416 с.

47. Булгаков С.Н. Православие и апокалиптика // Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. С. 370-379.

48. Булгаков С.Н. Свет невечерний // Первообраз и образ. Соч. в 2тт. Т. 1. СПб.: Искусство; Инапресс, 1999. С. 21-358.

49. Булгаков С.Н. Собрание сочинений в 2-х томах. М.: Наука, 1993.

50. Булгаков С.Н. Софиология смерти // Тихие думы. М.: Республика, 1994. С. 273-306.

51. Булгаков С.Н. Христианство и штейнерианство // Сборник статей. Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве / Сб. ст. под ред. Лосского Н.О. Париж: УМСА-Ргезэ, 1936. С. 34-64.

íV

52. Булгаков С.Н. Центральная проблема еофиологии // Тихие думы. М.: Республика, 1996. С. 269-272.

53. Булгаков С.Н.: Pro et contra. / Антология. Том 1. М.: РХГИ, 2003. - 1 ООО с.

54. Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности / пер. с англ. А. Руткевич. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация». - 208 с.

55. Бультман Р. Новый Завет и мифология // Социально-политическое измерение христианства / Пер. с нем. Т.В. Вдовиной. М.: Наука, 1994. С. 302-339.

56. Бурцева Е.А. Проблема духовного бытия: экзистенциально-феноменологический подход: дис. ... к.филос.н.: 09.00.01. Иваново, 2007,- 190 с.

57. Ваганова Н.А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М. Изд-во ПСТГУ, 2011.-461 с.

58. Валеева Г.В. Проблема теодицеи в религиозной философии С.Л. Франка и Н.О. Лосского: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.14 / Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. Тула, 2011. - 122 с.

59. Вальер П. Интерпретация Откровения Иоанна в русском богословии XIX - XX веков // Эсхатологическое учение Церкви: Богословская конференция Русской Православной Церкви. М.: Синодальная богословская комиссия, 2007. С. 414-429.

60. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию: Курс лекций. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 448 с.

61. Введенская Е.В. Утопические идеи в философии русского космизма: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.03 / РГГУ. Москва, 2007. - 155 с.

62. Виктор (Пивоваров В.И.), архиеп. Начало и Конец: Опыт Эсхатологического Богословия. Славянск-на-Кубани: 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eshatologia.org/nachalo-i-konets.html.

63. Виценко В.О. Образ времени у представителей различных религиозных конфессий: дис. ... к.псих.н.: 19.00.05. Москва, 2005. - 195 с.

64. Волкогоноеа О.Д. Религиозный анархизм Д. Мережковского [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/library/volk/merez.htmI.

65. Воробьёв A.B. Сравнительно-культурологический анализ эсхатологических представлений в древнеегипетской и раннехристианской духовных культурах: дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01. Москва, 2012.-250 с.

66. Вышеславцев Б.П. Бессмертие, перевоплощение и воскресение // Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве / Сб. ст. под ред. Лосского И.О. Париж: YMCA-Press, 1936. С. 109-134.

67. Гавриил (Воскресенский), архим. Русская философия. М: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005. - 108 с.

68. Гагарин A.C. Экзистенциалы человеческого бытия - одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени): историко-философский аспект: дис. ... д.филос.н.: 09.00.03. Екатеренбург, 2002. -355 с.

69. Гайденко П.П. Существование // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. М.: Мысль, 2010. Т. 3. С. 677-679.

70. Гараджа Н.В. С. Н. Булгаков о природе философского познания: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 2003,- 124 с.

71. Гараева, Г.Ф. Софийский идеализм как историко-философский феномен: Соловьев В. С., Флоренский П. А., Булгаков С. Н. М.: Диалог-МГУ, 2000. - 384 с.

72. Гарина О.Г. Проблема Ничто в теоретической философии С.Н. Булгакова: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.03 / СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2006. - 134 с.

73. Гиренок Ф.И. Антропология духовности Николая Бердяева. [Электронный ресурс]. URL: http://filosfak.ru/category/ceMHHap.

74. Гиренок Ф.И. София. Так говорит Гиренок // Газета «Завтра», 23.01.2013. Выпуск №4 (1001).

75. Глубоковский H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1992. - 184.

76. Говинда А. Предисловие // Тибетская книга мертвых. СПб.: Азбука-классика, 2009. С. 54-67.

77. Гоголев P.A. Русский Иеремия. (Эсхатологические представления К.И. Леонтьева) // Эсхатологический сборник. СПб.: Алетейя, 2006. С. 203223.

78. Гребешев И.В. Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов: дисс. ... к.филос.н.: 09.00.03. Москва, 2005. - 136 с.

79. Греческо-русский словарь Нового Завета / пер. с англ. Б.М. Ньюмана. М., 1997.-240 с.

80. Грибов Ю.А., Михайлова М.Б., Пигин A.B., Семаков В.В. Из «Жития Василия Нового»: Хождение Феодоры по воздушным мытарствам // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева [и др.]. СПб.: Наука, 2003. Т. 8. С. 494-527.

81. Гршиаева E.H. Учение о личности в философии В.Н. Лосского: историко-философский анализ: дис. ... кандидата филос. наук : 09.00.03 / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, 2011. - 179 с.

82. Груздева М.Л. Бытие как экзистенциальная проблема: дис. ... к.филос.н.: 09.00.01. Иваново, 2003. - 183 с.

83. Данилевский И.Н. Замысел и название Повести временных лет // Отечественная история. М.: Наука, 1994. № 5. С. 101-110.

84. Демкова Н.С., Титова Л.В. Полемический трактат пустозерских узни-

\

ков «Ответ православных» в составе сборников XVII в. // Общественное сознание и литература XVI-XX вв. Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН (СО РАН), 2001. С. 170-224.

85. Дергачева И.В. Эсхатологические представления в русской литературе XI-XIX вв.: дис. ... д.филол.н.: 10.01.01; 10.01.08 / Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького РАН. М., 2004. - 295 с.

86. Египетская книга мертвых / Пер. с англ. К. Корсакова. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 528.

87. Ермычев А. А. «Суждения Н. А. Бердяева о "русском культурном ренессансе" и настоящее значение этого термина» // Studia culturae. Выпуск 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.9-24.

88. Жуков В.Н Третий Завет Дмитрия Мережковского // Собр. соч. Д. Мережковского. Иисус Неизвестный. М.: Республика, 1996. С. 676 -684.

89. Журавлев П.В. Проблема бытия в философии Н.А. Бердяева: дис. ... к.филос.н.: 09.00.03. Саратов, 2002 - 129 с.

90. Зеньковский В.В. Единство личности и проблема перевоплощения // Сборник статей. Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве / Сб. ст. под ред. Лосского Н.О. Париж: YMCA-Press, 1936. С. 83-108.

91. Зеньковский В.В. История русской философии. 2 тт. в 4-х книгах. Л.: Прометей, 1991.

92. Зеньковский В В. Основы христианской философии // Христианская философия. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 12-147.

93. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о смерти. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. - 416 с.

94. История русской философии: учебник / под. ред. М.А. Маслина. М.: КДУ, 2008. - 638 с.

95. Камю А. Абсурд и самоубийство // Миф о Сизифе / Пер. с фр. С. Великовский. М.: Аст; Астрель, 2011. С. 12-23.

96. Карпов А.Ю. Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси в конце XI - начале XII века // Отечественная история. М.: Наука, 2002. №2. С. 3-15.

97. Карсавин Л.П. Философия истории. М.: ACT, 2007. - 512 с.

98. Кирьянов Б.Н. О тысячелетнем царстве Господа на земле. СПб.: Але-тейя, 2001.-304 с.

99. Книга об Антихристе / Сост., вступ. ст., коммент. Б.Г. Деревенского. СПб.: Амфора, 2007. - 653 с.

100. Кожина О.П. Эсхатология в системе глобальных проблем: социально-философский анализ: дис. ... к.филос.н.: 09.00.11. Красноярск, 2010. -151 с.

101. Колобова Ю.И. Личность и творческая деятельность П.П. Сувчинского в культуре XX века: дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01. Киров, 2006.- 155 с.

102. Кондратенко К.С. Философские предпосылки идеал-реализма Н.О. Лосского : дис. ... кандидата филос. наук : 09.00.03 / Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2011. - 1 56 с.

103. Королев A.B. Личностное бытие: экзистенциально-феноменологический анализ: дис. ... к.филос.н.: 09.00.01. Иваново, 2008. - 204 с.

104. Корсунский И.И. Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания Древней Греции. Харьков: Тип. Губернского Правления, 1890. - 433 с.

105. Космологические произведения в книжности Древней Руси. В 2 частях (комплект) / Пер. В. Мильков, С. Полянский. М.: Издание Товарищества «Миръ», 2009.- 1274 с.

106. Котрелев И.В. Эсхатология у Владимира Соловьева (К истории «Трех разговоров») // Эсхатологический сборник. СПб.: Алетейя, 2006. С. 238-257.

107. Краевская O.A. Онтологический статус времени: Способы тематизации времени в онтологии: дис. ... к.филос.н.: 09.00.01. Томск, 2003. - 177 с.

108. Красильникова M.Б. Проблема соотношения времени и вечности в русской духовной культуре рубежа Х1Х-ХХ вв.: дис. ... к.филос.н.: 24.00.01. Барнаул, 2004.-161 с.

109. Красицкий Я. Бог, человек и зло. Исследование Философии Владимира Соловьева / Пер. С. Червонная, ред. Е. Рашковский. М.: Прогресс-Традиция, 2010.-448 с.

1 10. Кронштадтский, Иоанн. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса (две части).СПб.: Лештуковская Паровая соропечатня П.О.Яблонского, 1900-1904. -428 с.

111. Круглое А.Н. Трансцендентальное // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. М.: Мысль, 2010. Т. 4. С. 96-99.

1 12. Крючков C.B. Становление социальной эсхатологии в европейской философии второй половины XX века: дис. ... кандидата философ, наук: 09.00.03 / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2006. -165 с.

1 13. Кьеркегор С. Болезнь к смерти / Пер. Н. Исаева; С. Исаев. М.: Академический Проект, 2012.- 160 с.

1 14. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М.: Око; Эксмо, 2007. -896 с.

115. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ в психологии : дисс. ... к.псих.н.: 19.00.01. Москва, 2003. - 222 с.

1 16. Литчфилд К.Э. Свобода человека в философии H.A. Бердяева: этические и метафизические аспекты: дис. ... к.филос.н.: 09.00.05. СПб., 2007.-204 с.

1 17. Лосский В.Н. Господство и Царство (Эсхатологический этюд) // Бого-видение. Минск: Харвест, 2007. С 480-493.

118. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви: Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. - 288 с.

1 19. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.

120. Лосский И.О. Бог и мировое зло / Вст. ст. Поляков А. М.: Терра -книжный клуб, 1999.-431 с.

121. Лосский И.О. История русской философии / Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.-480 с.

122. Лосский И.О. Мир как органическое целое. М.: Изд. Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1917.- 175 с.

123. Лосский И.О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс»; VIA, 1992. - 208 с.

124. Лурье В.М. (иеромонах Григорий) Три эсхатологии: Русская эсхатология до и после Великого Раскола // Мир Православия Сб. научных статей. Вып. 3. Волгоград, 2000. С. 150-178.

125. Луценко В.В. Экзистенциальная антропология H.A. Бердяева: идеи и проблемы: дис. ... к. филос. н.: 09.00.03. Краснодар, 2004. - 181 с.

126. Макакенко Я.А. Обоснование онто-логического метода в философии Мартина Хайдеггера: дис. ... к.филос.н.: 09.00.03. Екатеринбург, 2006. -130 с.

127. Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология святителя Григория Нисского. М.: Издательство «Имени святителя Льва, папы Римского», 2006. - 666 с.

128. Макаров Д.В. Идея преображения в русской духовной культуре: дис. ... доктора культурологии: 24.00.01. Москва, 2009. - 375 с.

129. Марсель Г.О. Трагическая мудрость философии. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. - 216 с.

130. Межуев Б.В. Владимир Соловьев в контексте его эсхатологических воззрений // Эсхатологический сборник. М.: Алетейя, 2006. С. 258-272.

131. Мейендорф, Иоанн [протоиерей]. Православие в современном мире. М.: Путь, 1997.-248 с.

132. Мельник Ю.М. Экзистенциальные смыслы концепта времени в культуре и классической философии: дис. ... к.филос.н.: 09.00.13: Белгород, 2010,- 165 с.

133. Мень A.B. Библиологический словарь: В 3 т. М.: Издательство «Фонда имени Александра Меня», 2002.

134. Мережковский Д.С. Атлантида - Европа: Тайна Запада. М.: Русская книга, 1992. -416 с.

135. Мережковский Д. С. Собрание сочинений в четырех томах. М.: Правда, 1990.

136. Мережковский Д.С. Тайна трех: Египет и Вавилон. М.: Книга по Требованию, 2011. - 170 с.

137. Мерзлякова H.H. Границы экзистенции: от С. Кьеркегора к К. Ясперсу: дис. ... к.филос.н.: 09.00.03. СПб., 2009. - 153 с.

138. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // B.C. Соловьев: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология в двух томах. T.I., СПб.: РХГИ, 2000. С. 556 - 829.

139. Мысливченко А.Г. Опыт эсхатологической метафизики // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. Т. 3. М.: Мысль, 2010. С. 162.

140. Насакии O.E. Философия культуры в русском экзистенциализме: H.A. Бердяев и Л.И. Шестов: дис. ... к.филос.н.: 24.00.01. / Мордовский гос. ун-т. М., 2008,- 139 с.

141. Нетребская О.Н. С.Н. Булгаков о «трагедии» философии: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.03 / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2008. - 163 с.

142. Нечипуренко ВН. Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен (опыт социально-философского анализа): дис.

к.философ.н.: 09.00.11 / Новочеркасск, гос. техн. ун-т. Ростов-на-Дону, 1997,- 145 с.

143. Низовая A.B. Проблема смерти в биоэтике и Православной традиции: дис. ... к.филос.н.: 09.00.05. Тула, 2007. - 174 с.

144. Николаев Г.Б. Эсхатологический триптих // Эсхатологический сборник. М.: Алетейя, 2006. С. 358-396.

145. Нилус С.А. Близ есть, при дверех: О том, чему не желают верить и что так близко. М.: Альта-Принт, 2004. - 320 с.

146. Нилус С.А. Великое в малом и антихрист как близкая политическая возможность. М.: Благовест, 1992. - 392 с.

147. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов / Сост. А. Яковлев. М.: Изд. Политической литературы, 1990. С. 17-93.

148. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. М.: Мысль, 2010.

149. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л., Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. 642 с.

150. Новогреческо-русский словарь / сост. Хориков И.П., Малев М.Г. М.: Русский язык, 1980. - 852 с.

151. Овсянников A.B. Проблема бытийных оснований человеческого Я в религиозном экзистенциализме Н. Бердяева и Л. Шестова : дисс. ... к.филос.н.: 09.00.13. Орел, 2006. - 167 с.

152. Опарина Т.В. Число 1666 в русской книжности середины - третьей четверти XVII в. // Оп. в кн.: Человек между Царством и Империей: Сб. материалов междунар. конф. / РАН. Ин-т человека; Под ред. М.С. Киселевой. М., 2003. С. 287-317.

153. Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве» / Сб. ст. под ред. Лосского Н.О. Париж. YMCA-Press, 1936. - 165 с.

154. Петраков A.A. Проблема символа в русской философии XX века: П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, С.Н. Булгаков, А. Белый : дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.13 / МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 2006. - 162 с.

155. Петров Ф.Н. Эсхатология: философско-религиозный анализ: Исторический аспект: дис. ... к.филос.н.: 09.00.13. Екатеринбург, 2001 - 149 с.

156. Пивоваров Д.В. Эсхатология // Современный философский словарь. Изд. 2-е испр., доп. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. С. 1033-1035.

157. Пиков Г.Г. Эсхатология и христианская историософия // Эсхатологический сборник. М.: Алетейя, 2006. С. 85-97.

158. Пихоя Р.Г. Приписки конца XVI в. на листах Острожской Библии из собрания Уральского Государственного Университета // Федоровские чтения за 1982 г. М. 1987. С. 21-33.

159. Платон. Соч. в 3 тт. (4-х частях). М.: Мысль, 1968-1971.

160. Плетнева Н.В. Учение о добре и зле в философии Н. А. Бердяева: дис. ... к. филос. наук : 09.00.05 / Ин-т философии РАН. Москва, 2003. - 179 с.

161. Половинкин С.М. Аритмология // Православная энциклопедия / под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2001 г. Т. 3. С. 257-259.

162. Половинкин С.М. Бугаев // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. Том 1. М.: Мысль, 2010. С. 319.

163. Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса. М.: Знание, 1989.-63 с.

164. Пономарев Н.В. Религиозно-философская антропология П.А. Флоренского в контексте мистико-символической православной традиции: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.13 / МГУ им. М.В. Ломоносов. Москва, 2004. - 183 с.

165. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. М.: Молодая гвардия, 1999. - 384 с.

166. Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах // Роуз С. Душа после смерти. СПб.: Царское дело, 1995. С. 251-270.

167. Риц Е.С. риродное и культурное в философии человека Н.Ф. Федорова: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.13 / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород, 2004. - 158 с.

168. Россия перед вторым пришествием / Сост. C.B. Фомин. М.: Посад, 1993.-384 с.

169. Роуз С. Душа после смерти. СПб.: «Царское дело», 1995. - 272 с.

170. Роцинский С.Б. Русская религиозная философия: отечественное и вселенское. Саарбрюкен: Sanctum, 2013. - 289 с.

171. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988.-784 с.

172. Савинцев В.И. Проблема времени в персонализме H.A. Бердяева: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.03 / Российский гос. университет им. И. Канта. Калининград, 2006. - 167 с.

173. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: ACT, 2009.-928.

174. Святополк-Мирский Д.П. Веяния смерти в предреволюционной России // Русский узел Евразийства: Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев / Вст. ст. С.Ю. Ключников. М.: Беловодье, 1997. - 528 с.

175. Семенова С.Г., Гачева А.Г. Русский космизм: антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 365 с.

176. Сербиненко В.В. Философская эсхатология Вл. Соловьёва // Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003. Серия «Symposium», выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 153-163.

177. Сержантов П.Б. Феномен дискретного времени в философской антропологии (исихастский опыт): дис. ... к.филос.н.: 09.00.13. Москва, 2008. - 150 с.

1 78. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта; Наука, 2003. - 456 с.

179. Силантьева М.В. Экзистенциальная диалектика Николая Бердяева как философский метод: дис. ... доктора филос. наук: 09.00.13 / Москва, 2005.-315 с.

180. Синявская Е.С. Отношение к жизни и смерти участников Первой мировой войны: очерк фронтовой повседневности // Былые годы. 2012. №3 (25). Сочи: Сочинский государственный университет. С. 30-41.

181. Смирнова А.В. Религиозно-философская концепция исторического процесса Г. В. Флоровского: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.06 / РАГС при Президенте РФ. Москва, 2000. - 141 с.

182. Сморожко С.Н. Художественная эсхатология в романах Ф.М. Достоевского 1860-х- 1870-х гг.: дис. ... кандидата филол. наук: 10.01.01 / Ку-бан. гос. ун-т. Красноярск, 2007. - 201 с.

183. Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е. Кемерова. Изд. 2-е испр., доп. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. - 1064 с.

184. Соловьев В С. Идея сверхчеловека // Соч. в двух томах. Том 2. М.: Мысль, 1988. С. 626-634.

185. Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта // Соч. в двух томах. Том 2. М.: Мысль, 1988. С. 562-581.

186. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в двух томах. Том 1.М.: Мысль, 1988. С. 47 - 548.

187. Соловьев В С. Смысл любви // Соч. в двух томах. Том 2. М.: Мысль, 1988. С. 493 -547.

188. Соловьев В С. Сочинения в двух томах / Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги; А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988.

189. Соловьев B.C. Три разговора: О войне, прогрессе, и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями // Соч. в двух томах. Том 2. М.: Мысль, 1988. С. 635-762.

190. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соч. в двух томах. Том 2. М.: Мысль, 1988. С. 139-288.

191. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: краткая повесть об Антихристе / сост. и примеч. А.Б. Муратова. СПб.: Художественная литература., 1994. С. 32-202.

192. Соловьев B.C.: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология в двух томах. СПб.: РХГИ, 2000-2002.

193. Стивенсон Д.Р. Эсхатология // Лютеранская догматика. Том XIII. М., 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://www.skatarina.ru/library/bog/eshat/eshat.htm.

194. Сувчинский П. П. Два Ренессанса 1890 - 1900-е и 1920-е годы"// Версты. Выпуск 1. Париж, 1926. С. 136-142.

195. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: ACT, 2002. - 554 с.

196. Тибетская книга мертвых. СПб.: Азбука-классика, 2009. - 384 с.

197. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995 - 479 с.

198. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории / 5-е издание, значительно дополненное. М.: ФондИВ, 2007. - 808 с.

199. Тихонравов Н.С. Памятники отреченной русской литературы. В 2-х тт. СПб.: Общественная польза, 1863.

200. Трёльч Э.Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. - 720 с.

201. Трофимов Я.Ф. Сущность и функции эсхатологического мироотноше-ния: На материалах позднего протестантизма: автореферат дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.06 / Ин-т философии АН УССР. Киев, 1990. -15 с.

202. Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл.С. Соловьева. Соч. в 2-х томах. М.: Путь, 1913.

203. Трубецкой С.Н. Эсхатология // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. С.-Пб.: Типография Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон. Т. 41 (81 полутом), 1904. С. 127-130.

204. Православная энциклопедия / под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 33-х тт. [продолжают выходить]. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000-2013.

205. Федоров Н.Ф. Бессмертие как привилегия сверхчеловеков (по поводу статьи B.C. Соловьева о Лермонтове) // Философия общего дела. М.: Эксмо, 2008. С. 632-637.

206. Федоров Н.Ф. Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат? // Философия общего дела. С. 621624.

207. Федоров Н.Ф. Конец философии // Философия общего дела. С. 616621.

208. Федоров Н.Ф. Лакейский аристократизм // Философия общего дела. С. 628-630.

209. Федоров Н.Ф. Непорочность физическая и нравственная - непременное условие бессмертия // Философия общего дела. С. 687-688.

210. Федоров Н.Ф. Произвол - творец учения о невольных возвратах // Философия общего дела. С. 624-625.

211. Федоров Н.Ф. Сверхчеловечество как порок и как добродетель // Философия общего дела. С. 631-632.

212. Федоров Н.Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез // Философия общего дела. С. 453-540.

213. Федоров Н.Ф. Философия общего дела / Сборник произведений. М.: Эксмо, 2008.-752 с.

214. Федоров Н.Ф. Шляхтич философ // Философия общего дела. С. 625628.

215. Федоров Н.Ф. «Amor fati» или «odium fati»? // Философия общего дела. С. 680-681.

216. Федоров Н.Ф.: pro et contra. Антология. Книга 1. СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2004 г. - 1 1 12 с.

217. Феодор [Бухарев A.M.], архим. Исследования Апокалипсиса // Богословский вестник, 1913-1916 гг. (в 22 номерах).

218. Феоктист (Мочульский), арх. Драхма от сокровища божественных писаний (Сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных). М., 1809.

219. Фесикова A.B. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова в контексте современной нравственной философии: дисс. ... кандидата филос. наук: 09.00.05 / Воронежская государственная лесотехническая академия. Тула, 2011.- 173 с.

220. Филарет [Дроздов], митр. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания // Прибавление к изданию творений святых отцов, 1858, XVII. С. 452-484.

221. Флоренский П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1995. - 256 с.

222. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии, М.: Лазурь, 1991. - 96 с.

223. Флоренский П.А. Об одной предпосылке мировоззрения // Сочинения в четырех томах. Т. I. М.: Мысль, 1994. С. 70 - 78.

224. Флоренский П.А. Пифагоровы числа // Сочинения в четырех томах и двух дополнительных томах. Том 2. М.: Мысль, 1995. С. 632-646.

225. Флоренский П.А. Сочинения в двух томах (в трех частях). М.: Правда, 1990.

226. Флоренский П.А. Сочинения в четырех томах и двух дополнительных томах. М.: Мысль, 1994-2004.

221. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах // Соч. в 2 тт. (3-х частях). М.: Правда, 1990.

228. Флоренский П.А.: pro et contra. Антология. Том 1. СПб.: Издательство РХГИ, 2001.-824 с.

229. Флоровский Г.В. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: РХГИ, 2002. - 864 с.

230. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: РХГИ, 2002. С. 197-228.

231. Флоровский Г.В. О воскресении мертвых // Вера и культура... С. 543567.

232. Флоровский Г.В. Откровение и истолкование // Вера и культура... С. 616-633.

233. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 848 с.

234. Флоровский Г.В. Смысл истории и смысл жизни // Вера и культура... С. 61-83.

235. Франк С.Л. Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии) // Сочинения. М.: Правда,1990. С. 183-603.

236. Франк С.Л. Учение о переселении душ // Сборник статей. Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве / Сб. ст. под ред. Лосского Н.О. Париж. YMCA-Press, 1936. С. 7-33.

237. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Пер. М. Рыклин. М.: ACT, 2010. - 768 с.

238. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. В. Бибихин. Москва: Ad Marginem, 1997.-452 с.

239. Хамдеева Г.А. С.Н. Булгаков и Г.В. Флоровский: два пути рецепции святоотеческой традиции: монография. М.: Изд-во Московского государственного областного университета (МГОУ), 2013. - 181 с.

240. Хаммел С.М. Социологические исследования массовых эсхатологических ожиданий XX века: На примере США: дис. ... к.с.н.: 22.00.01. М., 2000.-200 с.

241. Хатунцев С В. Мотив «китайской угрозы» у К.Н. Леонтьева и «леонть-евские» мотивы в «Трёх разговорах» Вл.С. Соловьёва // Эсхатологический сборник. М.: Алетейя, 2006. С. 224-237.

242. Хомяков A.C. «Семирамида» (Исследование истины исторических идей) // Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1994 - 590 с.

243. Царева H.A. Историософская утопия русского символизма: На материале творчества Дм. Мережковского и А. Белого: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.11 / Дальневост. гос. техн. Ун-т. Владивосток, 2001. - 146 с.

244. Черногорцева Г.В. Сущность человека в философии экзистенциализма: по работам М. Хайдеггера и А. Камю: дис. ... к.филос.н.: 09.00.11. Москва, 2001,- 150 с.

245. Чернышев К.Г. Нравственно-эстетический смысл древнерусской эсхатологии: XV-XV1I вв.: дис. ... к.филос.н.: 09.00.04 / Рос. пед. ун-т. СПб, 1997.-240 с.

246. Черняев A.B. Г.В. Флоровский как философ и историк русской мысли. М.: ИФРАН, 2009.-200 с.

247. Черняков А.Г. Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера: дис. ... д.филос.н.: 09.00.03. Москва, 2003. -483 с.

248. Чесноков C.B. Ключ к пониманию (Анонимность «Эсхатологической фантазии» Л.А. Тихомирова «В последние дни» и апокалипсический сюжет первомартовского цареубийства 1881 г.) // Эсхатологический сборник. М.: Алетейя, 2006. С. 185-202.

249. Шанхайский, Иоанн (Максимович М.Б.), святитель. О страшном суде. М.: Возрождение, 2009. - 32 с.

250. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М.: ЛКИ, 2007. - 208с.

251. Шмеман А.Д. Исторический путь Православия. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. -544с.

252. Щавелев A.B. Экклезиология С. Н. Булгакова и православное богословие: дис. ... кандидата филос. наук: 09.00.06 / Нижегородский государственный лингвистический университет им. H.A. Добролюбова. Нижний Новгород, 1997.- 171 с.

253. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. М.: Академич. проект, 2010. 251 с.

254. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Сочинения в трех томах / Пер. с фр. М.: Академический проект, 2009.

255. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. XLI томах и II доп. тома. С.-Пб.: Типография «Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон», 18901907.

256. Эрн В.Ф. Гносеология B.C. Соловьева. М.: Директ-Медиа, 2012. - 78 с.

257. Эсхатологический сборник / Под ред. Андреев Д., Неклесса А., Прозоров В. СПб.: Алетейя, 2006. - 557 с.

258. Эсхатологическое учение Церкви: Богословская конференция Русской Православной Церкви. М.: Синодальная богословская комиссия, 2007. -660 с.

259. Югова С.А. Константы духовной культуры в экзистенциализме Н.А. Бердяева: дис. ... кандидата филос. наук: 24.00.01 / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2009. - 155 с.

260. Юм Д. О бессмертии души // Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1966. С. 798-806.

261. Юнг К.Г. О перерождении // Синхрония. М.: Рафл-бук; К: Ваклер, 2003. С. 129-167.

262. Юнг К.Г. Психологический комментарий // Тибетская книга мертвых. СПб., 2009. С. 31-53.

263. Юнг К.Г. О «синхронии» // Синхрония. М.: Рафл-бук; К: Ваклер, 2003. С. 169-294.

264. Caird G.B. The Language and Imagery of the Bible. London: Duckworth Publishing, 1988.-288 p.

265. Dodd C.H. The Parables of the Kingdom / Revised edition. London: Charles Scribner's Sons, 1961. - 176 p.

266. Jeremias J. Parables of Jesus / 2nd revised edition. New Jersey: Prentice Hall, 1972.-248 p.

267. Minear P.S. The Cosmology of the Apocalypse // Current Issues in New Testament Interpretation. Ed. William Klassen and Graydon F. Snyder. NY.: Harper & Brothers, Publishers, 1962. - 302 p.

268. Oxford English Dictionary, The / Ed. James A.H. Murray and others, 12 vols. Oxford: At the Clarendon Press, 1884 - 1928.

269. Schleiermacher F. The Christian Faith / Ed. and trans. H.R. Mackintosh and J.S. Stewart. Edinburgh: T. & T. Clark, 1928. - 760 p.

270. Schweitzer A. Paul and His Interpreters: A Critical History / trans. W. Montgomery. NY.: Macmillan, 1951.-252 p.

271. Slovari.yandex [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru.

272. Webster's Online Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.websters-online-dictionary.org.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.