Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Государева, Ольга Владимировна

  • Государева, Ольга Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Самара
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 144
Государева, Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Самара. 2005. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Государева, Ольга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Человек и его мир.

§1. Этапы становления эстетической культуры: временная динамика и структурное многообразие.

§2. Новая предметная реальность и диверсификация феномена эстетического».

§3. Принцип «эстетической незаинтересованности»: свободный акт или жесткое предписание?.

§4. Феномен «эстетической незаинтересованности» его модификации.

ГЛАВА II. Духовность и эстетизм как типы практико-духовного освоения мира человеком.

§1. Исходные предпосылки осмысления духовности.

§2. Эстетическое в структуре практико-духовного освоения мира.

§3. Специфические параметры эстетического мироотношения.

ГЛАВА III. Эстетическая культура как феномен мира человека.

§1. Самореализация личности и ее своеобразие.

§2. Метафизика чувств: эстетическая культура в свете диалектики душевного и духовного.

§3. Сущностные силы человека: место и роль эстетической культуры в их становлении.

ГЛАВА IV. Эстетическая культура и ее социальные параметры.

§1. Эстетическая культура: функциональная принадлежность и содержание.

§2. Место «эстетического» в процессе социализации л человека.

§3. Пласты эстетической культуры и их интенциональная направленность.

§4. Феномен красоты: трансцендентное и трансцендентальное.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности»

Актуальность исследования определяется тем, что современная информационная цивилизация достигла такой степени развития, на которой общество уже не может характеризоваться лишь в традиционных терминах экономических, политических и духовных свобод. Вновь открывшимся возможностям человека и общества должны соответствовать и новые культурные реалии, благодаря которым эти возможности реализуются. К числу таких основополагающих оснований культурного бытия относится эстетическая культура. Последняя, выступая проявлением творческих потенций человека и общества, характеризует развитие всей культуры в целом. Сам по себе термин "эстетическое" - интегративное понятие. Оно выражает то общее, что характерно для прекрасного и безобразного, гармонического и хаотического, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эстетическое обнаруживается повсюду: в природе, в человеке, в орудиях труда, в социальных процессах, в искусстве. Ориентация человека и общества на определенные эстетические идеалы в какой-то степени элиминирует те лишения, что неминуемо накапливаются в ходе истории. Именно поэтому утверждение в обществе эстетической культуры позволяет достичь стабильности и толерантности.

Напротив, мир "художественного" уже мира «эстетического». В отличие от эстетического освоения художественное имеет более сложную структуру. Если эстетическое освоение действительности - представляет собой систему, образующуюся в результате непосредственного взаимодействия двух компонентов: субъекта, воспринимающего и оценивающего мир, и объекта, который воспринимается, переживается и оценивается. То освоение художественное, соответственно, предполагает следующие компоненты: объект художественного отражения, субъект (художник), отражающий объект -произведение искусства, выступающее в качестве нового объекта, и второй субъект - потребитель созданного произведения. Если, предположим, объект вызывает восхищение, то человек стремится сохранить его именно таким. Его эстетическое сознание чаще всего побуждает к деятельности только тогда, когда объект эстетически не удовлетворяет его; в этом случае человек придает объекту недостающую ему красоту. Художественное сознание не может удовлетворяться восприятием даже самого прекрасного или самого величественного объекта; оно стремится создать его образную модель. Конкретное соотношение художественного и эстетического подвижно, но на разных этапах истории культуры и в разных художественных направлениях их взаимосвязь образует самые разнообразные конфигурации.

Эстетический вкус, образующий, на наш взгляд, системообразующий стержень эстетической культуры, стимулирует общественную практику, поскольку непосредственно связан с эстетическими потребностями и идеалом. При этом потребность в эстетическом наслаждении можно охарактеризовать как универсальную человеческая потребность. Только здоровый эстетический вкус доставляет человеку истинное наслаждение вещью или произведением искусства. Вместе с тем эстетический вкус, с одной стороны, осуществляет новаторский поиск и обоснование жизненности нововведений, а с другой, -защищает и охраняет людей от сомнительных новшеств в сфере общественной жизни, пока они не получили своей апробации. Можно заключить, что человек, обладающий развитой эстетической культурой, ранее других позитивно оценивает и критически осваивает то новое, что вводится в общественную жизнь.

Нельзя не видеть и еще одно обстоятельство. Массированно насаждаемая в процессе глобализации «культура» вполне объективно вызывает чувство обеспокоенности. Вторжение чуждой культуры в различные уголки планеты ставит под угрозу культурное многообразие и заставляет целые народы опасаться потери культурной самобытности. Именно поэтому необходимо поддерживать культуру коренных народов. Однако стремление к этому идеалу наталкивается на целый ряд трудностей. Во-первых, люди по-разному относятся к новой культуре: для одних - это источник вдохновения, а для других - дискомфорта. Во-вторых, превращение культуры (в том числе и художественной) в предмет экономического интереса усилило ее отождествление с товарами - ремеслами, музыкой, туризмом, книгами, видеопродукцией и т.д. С одной стороны, распространение идей и изобразительной продукции обогащает мир, а с другой, - возникает риск сведения заботы о культуре к защите того, что продается и покупается. Наряду с созданием новых технологий глобальный рынок культурной продукции становится все более монополизированным. Столкнувшись с такой угрозой, многие страны начали настаивать на моратории на торговлю культурной продукцией. Это обстоятельство свидетельствует, что в современных условиях все более явно заявляет о себе эстетическая культура многих народов и обществ, призванная защитить весь мир от одномерности.

Эстетическая культура получает свое воплощение и в сфере труда -источнике человеческого бытия. Однако и здесь в последнее время наметились существенные изменения. В условиях все более увеличивающегося разрыва между странами богатыми и бедными в действие вступают факторы, не зависящие от трудовой деятельности. К примеру, существуют некие нематериальные феномены, которые неимущими ценятся в большей степени, чем материальные приобретения. Это - достойные и безопасные условия труда, свобода выбора места работы, свобода передвижения и слова, освобождение от угнетения и насилия, полноценная семейная жизнь, утверждение культурных, эстетических и религиозных ценностей, достаточное время для отдыха и культурного досуга, чувство смысловой наполненности жизни и т.д. Все эти блага включаются в понятие качества жизни. Данные аспекты жизни человека сегодня являются более ценными, нежели трудовой доход.

Нельзя не видеть, что усиление негативных тенденций в экономике страны сопряжено с утратой нравственных ориентиров у значительной части населения. Все это сопровождается ухудшением материального положения основной массы молодежи, ростом неуверенности в возможности трудоустроиться. В этом контексте актуализируется проблема формирования духовной и эстетической культуры подрастающего поколения. Все изложенное выше дает основание заключить, что в современных условиях назрела острая потребность переосмысления феномена эстетической культуры, которое должно учесть не только противоречия и тенденции современной общественной жизни, но и возможные перспективы развития человеческого потенциала.

Степень разработанности проблемы. Необходимость интегративного осмысления «эстетической культуры», её в серьезной степени изменившихся социальных контуров и новых контекстов идентификации вытекает не только из острых социально-экономических обстоятельств: оно связанно с процессом саморефлексии культуры. Этот процесс имеет отправной точкой эпоху Просвещения, когда культура стала рассматриваться в качестве доминанты оформления собственно человеческого бытия, как преодоление природного начала разумным началом. Однако уже в этот период обозначились различные подходы к культуре. Так, если Вольтер, Кондорсе, Кант, Фихте, Гегель, А. Гумбольдт апеллировали к разуму, то Шеллинг, братья Август и Фридрих Шлегели, Новалис, Гельдерлин - к эстетическому чувству.

В XIX столетии JI. Морган и К. Маркс внесли существенный вклад в теорию культуры, впервые рассмотрев её с точки зрения материального производства. При этом К.Маркс высказал эвристически продуктивную мысль о том, что определенные периоды расцвета искусства «отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации». Основная трудность в понимании искусства и эпоса заключается в том, что «они всё еще доставляют нам художественное наслаждение и в известном отношении признаются нормой и недосягаемым образцом»1.

Общественно-историческая, натуралистическая, социологическая, трансцендентальная и символическая школы внесли существенный вклад в осмысление культуры (в том числе и эстетической) и ее общественного бытия.

1 См.: Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T.46. 4.1. С. 48.

Позиционирование идеи культурного цикла, взаимосвязь культурных смыслов с характером движения социума - вот то, что является наиболее ценным в творчестве О. Шпенглера. Механизмы личностного и социального проявления бессознательного, противоречия Эроса и Танатоса в социуме и художественном творчестве, действие «архетипов» в творческом созидании культуры - вот методологический инструмент, который продемонстрировал свой эвристический потенциал в творчестве З.Фрейда, Э.Фромма, А.Адлера, К.Юнга. Роль элит и масс в культуросозидательном процессе, изученная П.А.Сорокиным, и значение символики в ориентации человека в мире, выявленное К.Леви-Стросом, учение немецких классиков - И.Канта, И.Г.Фихте и Ф.В.И.Шеллинга - о трансцендентальном субъекте, стремящемся к целостному охвату всего природного и культурного бытия, в результате чего красота получает представление и как научная проблема и одновременно как способность - все это образует тот культурологический тезаурус, от которого мы отталкиваемся.

В работах А. Белого, И.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, Л.И. Гумилева, Вяч.И. Иванова, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, разработан антропологический аспект культуры, исследована особая роль творчества в духовном потенциале культуры России с ее ориентацией на истину, добро и красоту. Работы последних десятилетий демонстрируют устойчивость мифологии, проходящей нитью через историю различных общественных систем. В мифологии достигается совпадение чувственного образа и общей идеи. Эмоциональная сфера здесь не отделена от рефлексивной; поэтому и происходит совпадение природных и культурных (социальных) объектов, предмет совпадает с символом, существо с его именем, происхождение с сущностью. Эстетическая культура как потенция непрерывного изменения человеком своей поведенческой программы, раздвигает в этом плане сами границы мифологических и религиозных представлений. В данном отношении особой методологической ценностью обладают труды А.Я. Зися и М.С. Кагана. Первый показал, что искусство выступает не только как объект, но и как источник философского знания, а философская рефлексия - как задающая особый интеллектуальный климат, помогающий глубине художественного постижения действительности. Отталкиваясь от этой идеи, можно показать, что эстетическая культура является не только универсальной сущностной силой человека, но и важнейшим интегратором социума и личностного бытия.

В трудах С.А. Арутюнова, А .Я. Гуревича, П.С. Гуревича, Б.Б. Ешича, Б.С. Ерасова, Н.С. Злобина, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, И.С. Кона, Б.С. Мейлаха, Ю.В. Перова, В.М. Розина, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Э.М. Шапиро, И.Е. Ширшова, Е.Г. Яковлева человеческая деятельность, культура и искусство анализируются как сложноорганизованные, исторически развивающиеся и саморегулирующиеся системы. В последние десятилетия широкое распространение получило исследование художественной культуры. Ориентирами в этом плане выступают труды Т.И. Домбровской, Л.Г. Емохоновой, В.В. Журавлева, Л.А. Закса, Н.И. Киященко, Л.Н. Когана, Л.И. Кунчевой, В.П. Крутоуса, Ф.Т. Мартынова, В.Ф. Рябова, И.Ф. Смольянинова, Э.В. Шикуновой.

Учитывая то обстоятельство, что доминантой эстетической культуры личности и общества выступает культура художественная и принимая во внимание особую значимость искусства в жизни человека, мы в настоящем исследовании использовали специальные работы, в которых данное понятие получило серьезную проработку. Это труды А.И. Комаровой, Н.Б. Крыловой, С.П. Кудрявцевой, К.В. Кулаева, В.Н. Липского, А.В. Пирадова, В.М. Петрова, С.Х. Раппопорта, Б.В. Сафронова, В.К. Скатерщикова, А.Н. Семашко, Л.Н. Столовича, У.Ф. Суны, Г.Г. Шубина. В работах названных выше авторов разрабатываются также вопросы теории и практики эстетической культуры, взаимосвязь последней с эстетической культурой личности, определяется содержание понятия «эстетическая культура», а также его соотношение с понятием «эстетическая культура личности».

Вновь сложившиеся общественно-исторические реалии, коренное изменение ценностных приоритетов не могло не наложить свой отпечаток на изучение различных аспектов духовной жизни современного российского общества. В трудах Ю.В. Ананьева, С.Ф. Анисимова, М.М. Баткина, B.C. Библера, П.П. Гайденко, Г.Е. Зборовского, В.А. Кутырева, Т.И. Ойзермана, Е.Б. Рашковского, В.Г. Федотовой, Л.А. Ширяева, Ю.В. Яковца анализируются культурологический и социологический пласты «эстетической культуры», рассматриваются смысложизненные проблемы культуры - проблемы цели и смысла жизни человека, вечное и преходящее в культуре, общие методологические принципы изучения культуры, закономерности культурогенеза, пути движения от традиционной культуры к культуре современной.

В современной западной эстетике наряду с обоснованием природы и основных параметров эстетической культуры дебатируется проблема будущего эстетического воспитания, представителями двух школ - сциентистской и антисциеитистской. Весьма знаменательным в этом плане явилось появление первых осуществленных на стыке эстетики и теории культуры опытов философского осмысления явлений эстетической культуры. В последнее время зарубежные и отечественные авторы уделяют пристальное внимание также вопросам методологии и методики изучения эстетической культуры, причем как на философском, так и на социологическом уровне.

Итак, можно констатировать, что за последние годы накоплен обширный исследовательский материал по теоретическим и прикладным аспектам исследования эстетической культуры и связанным с ними проблемам эстетического воспитания. Вместе с тем нельзя не сказать, что, несмотря на кажущееся многообразие подходов, попытка выработать комплексное видение эстетической культуры всё еще остается нереализованной. Главная причина трудностей состоит, на наш взгляд, в том, что недостаточное внимание уделяется осмыслению не только эстетического аспекта трудовой деятельности, связанному с развитием творческого потенциала личности, с субъективным переживанием творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, но и изучение экзистенциальных основ бытия социума и потенций существования личности, с присущей ей деятельностью по «законам красоты». Все эти аспекты, взятые во взаимосвязи и обусловленности, определили идейную композицию настоящего исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает эстетическое развитие личности.

Предметом диссертационного исследования является эстетическая культура как экзистенциальная потенция личностного развития.

Основная цель диссертации заключается в разработке концепции эстетической культуры как такой экзистенциальной потенции личности, которая позволяет выходить за пределы уже созданного, известного и созидать новое.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать генезис эстетической культуры личности, эксплицировать критерии и сущность этого феномена;

2) продемонстрировать парадоксальный характер экзистенциальной самореализации человека;

3) представить духовность и эстетизм как особые типы практико-духовного освоения мира, тематизировать основные парадоксы эстетизации действительности;

4) исследовать эстетическую культуру в контексте интеграции общественной жизни.

Методологической основой диссертационного исследования выступает неклассический подход к эстетической культуре, объединяющий в себе достижения классического трансцендентализма и философского экзистенциализма. В своем исследовании мы развиваем идеи относительно изучения эстетической культуры, представленные в трудах Р. Лаута, Н.В.

Мотрошиловой, согласно которым особую значимость в изучении этих общественных феноменов приобретает поиск и обоснование синтетического основания методологии. Сопоставление различных методологий трансцендентальной и экзистенциальной, культурных «архетипов» и культурных метаморфоз и т.п. - объективно ориентирует исследователя на мозаичностъ и нестрогость построений.

К такому типу философского осмысления толкает ситуация анализа эстетической культуры в рамках современной концепции мозаичной философии. В соответствии с этой концепцией в философии нет одного единственного, основного вопроса. В зависимости от избранного аспекта рассмотрения деятельности человека в мире формулируется специфический ряд философских проблем. Мозаичная философия исходит из того, что не ищет и не формулирует абстрактных, раз и навсегда данных, истин добра и красоты. Их реализация и понимание привязаны к конкретной ситуации. В силу этого каждый раз встает задача поиска нового, отталкиваясь от самого бытия, а если ставится задача найти сущность, то лишь ситуативно, как средство углубления понимания существования. В настоящей диссертации реализован подход к рассмотрению эстетической культуры как экзистенциальной потенции или внутренней силы самого личностного бытия.

Научная новизна исследования состоит в разработке концепции эстетической культуры как экзистенциальной потенции личности, направленной на её самосовершенствование в условиях динамично изменяющегося общества.

Положения диссертации, выносимые на защиту: проанализированы генезис и критерии эстетической культуры личности (стремление к пониманию эстетических вкусов другого «Я» и взаимопониманию, способность к переживанию творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, желание бескорыстного наслаждения результатами трудовой деятельности);

• исследован парадоксальный характер экзистенциальной самореализации личности, который проявляется, прежде всего, в том, что красота культурного явления часто лишь камуфлирует нечто безобразное или нейтральное; продемонстрировано, что эстетически подготовленная личность ориентируется не на установку эстетизма, где ценностные оценки и предпочтения, безусловно, доминируют в её внутреннем мире, а на экзистенциальный исток духовного, который не раскрывается до конца, а вечно осваивается;

• доказано, что эстетическая культура выступает в качестве интегративного элемента и одновременно универсальной потенции существования общественной жизни;

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические выводы, полученные в ходе анализа генезиса эстетической культуры личности, имеют важное значение для понимания этоса современной эпохи. Они направлены против догматического истолкования эстетической культуры как общего уровня эстетического развития личности и общества, его просвещенности и рациональности. Получившая обоснование концепция эстетической культуры как экзистенциальной потенции личности, как истока духовного бытия, превосходящего по своей силе и глубине само это бытие способствует выбору оптимальных путей развития личности в рамках динамично изменяющегося общества. Отдельные разделы работы могут найти применение в вузовских курсах философии, в частности, при изложении тем: «Духовный мир человека», «Личность и общество», «Духовная жизнь общества», «Эстетическая и художественная культура».

Материалы диссертации найдут применение при разработке следующих спецкурсов: 1) «Эстетическая культура современного общества»; 2) «Современная культурная ситуация: противоречия, поиски решений и тенденции дальнейшего развития».

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования получили апробацию на следующих научных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Традиционное, современное и переходное в российском обществе» (Пенза, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические аспекты современного развития России» (Пенза, 2004), Международной научно-практическая конференции «Экономика и общество» (Санкт-Петербург, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения» (Пенза, 2005).

Структура диссертации. Структура диссертации подчинена поставленным в ней целям и задачам. Работа состоит из введения, четырех глав основной части, заключения и списка использованной литературы, включающего 185 наименований. Общий объем диссертации составляет 144 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Государева, Ольга Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История общественного развития весьма убедительно подтверждает мысль, что способность одного народа осваивать достижения другого -важнейший показатель жизнеспособности его культуры. Получившая обоснование в диссертации концепция идет дальше, отвечая на вопрос, существует ли нечто общее между культурами, отдаленными друг от друга? Этим общим, с нашей точки зрения, является эстетическая культура или ориентация на все общепринятые нормы вкуса. Диссертант приходит к выводу, что данная ориентация должна постоянно обновляться, подпитываясь из какого-то более глубокого внутреннего источника.

В ходе проведенного анализа установлено, что в качестве источника или внутренней силы культурного бытия выступает стремление человека к трансцендентальной красоте, достигающей значения экзистенциальной личностной потенции, придающей смысл и упорядочивающей бытийный опыт.

Получившая широкое распространение виртуализация человеческого бытия связана с вытеснением из жизненного опыта живой реальности, реальности в собственном смысле этого слова. Получается, что реальность уже не имеет в себе больше сил или источников, которые поддерживали бы ее существование, помогая противостоять всему искусственному и мертвому. Виртуальные пространства современных коммуникаций превращают мир в некое подобие грез, где человек оказывается полным и безответственным хозяином: забавляется жестокими трюками, взрывает города, по своему желанию отключает неугодную информацию и т.д.

Однако неверно было бы делать отсюда вывод о том, что расширение сферы «виртуальной реальности» автоматически приводит к полной утрате эстетической культуры. Дело обстоит гораздо сложнее. Виртуализация действительности не только ведет к ослаблению моментов культурного и вербального самоконтроля внутри личности, не только связана с экспансией внутри ее тела иррациональных интенций, но и не позволяет творческой потенции человека полностью изнурить себя в бытии. Ведь виртуальная реальность - это своего рода недовоплощенное существование, еще не раскрывшее до конца всех своих потенций и потому выступающее в качестве некой компенсации действительных и возможных миров. Вполне возможно, что данный тезис несколько проясняет ту мысль Маркса, согласно которой недосягаемые и неповторимые образцы древнегреческого искусства объясняются как раз незрелостью тех общественных условий, в которых это искусство возникло [См.: Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 г. С. 48].

Итак, в процессе расширения, обогащения и развития накапливаемого опыта (в том числе и виртуального) сформировалась неразрывная при всей её противоречивости связь традиции и новаторства. В процессе культурогенеза у человека возникла специфическая потребность трансцендировать за пределы продуцирования известного, за пределы традиционных форм поведения и созидать новое, разгадывать неизвестное. Проявление данной потребности обнаруживается в стремлении человека к творчеству, к внесению своего собственного вклада в культуру. Данное стремление и выражает, на наш взгляд, сущность эстетической культуры, которая представляет собой только способность наслаждаться красотой. Указанная потребность индуцирует стимулы самообразования, духовного саморазвития. Однако образование не должно выступать только в качестве подготовки личности к следующему жизненному этапу. Сегодня оно переориентировано на развитие свободной индивидуальности, которое напрямую связано с реализацией творческого потенциала личности.

Необходимо подчеркнуть, что эстетическая культура не рождается внезапно и мгновенно, а складывается постепенно, вместе с формированием самого человека. Длительность данного процесса связана с необходимостью превращения генетического механизма трансляции форм поведения в генетически недетерминированный и внеинстинктивный способ передачи поведенческих программ через опредмеченное бытие культуры. Это культурное бытие, связанное с изготовлением орудий труда, уже на первоначальной стадии своего развития представляло собой такую социокультурную матрицу, основным признаком является духовное напряжение, максимально способствовавшее процессу социализации.

Действительно, если бы человечество продолжало существовать в нерасчлененности трех форм бытия - культуры, общества и человека, то откуда бы тогда было взяться неповторимой творческой индивидуальности? Поэтому, учитывая все вышесказанное, мы можем сделать тот вывод, что в обществе всегда присутствовало стремление именно к трансцендентальной красоте, которое и входит, на наш взгляд, в сущность эстетической культуры как экзистенциальной потенции личности и социума.

В ходе выполненного нами диссертационного исследования получены следующие основные результаты:

- обосновано, что эстетическая культура личности, представляет собой единство эстетических знаний, убеждений, чувств, общезначимых норм вкуса и навыков восприятия;

- показано, что в генетическом плане эстетическая культура являет собой исток духовного бытия, который превосходит само это бытие;

- раскрыто, каким образом эстетическая культура демонстрирует творческую способность человека к трансцендированию за пределы созданного известного, к созиданию нового;

- выявлены следующие критерии эстетической культуры личности: а) стремление к пониманию эстетических вкусов другого «Я» и взаимопониманию, б) способность к переживанию творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, в) способность бескорыстного наслаждения результатами деятельности, способность самопознания;

- раскрыт парадоксальный характер личностной самореализации, который проявляется прежде всего в том, что внешняя красота какого-либо явления культуры нередко лишь прикрывает нечто безобразное или нейтральное;

- доказано, что эстетическая культура, являющаяся часто гуманитарной культуры и имеющая в своем основании сущностные силы человека, противостоит техницизму, технократизму, вещизму и другим формам псевдодуховности;

- установлено, что эстетическая культура фокусирует экзистенциальные идеалы личности не на трансцендентном, а на трансцендентальном уровне, который регулирует все духовные устремления человека, делает осмысленной его общественную жизнь;

- показано, что эстетический идеал является той социальной силой, которая способствует формированию стремления личности обнаружить новое, осознать объективные тенденции развития и реализовать их через эстетические вкусы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Государева, Ольга Владимировна, 2005 год

1. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Автореф. дисс. докт. филос. наук. Нижний Новгород, 1997. 36 с.

2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.

3. Аристотель. Поэтика// Сочинения: В 4-х т.: Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 354380.

4. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997. 463 с.

5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 302 с.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худ. лит-ра, 1990. 543 с.

8. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 383 с.

9. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 399 с. Ю.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991.412 с.

10. Биола Ги. Марксизм и окружающая среда. М.: Прогресс, 1975. 152 с.

11. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. 400 с.

12. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.

13. М.Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М.: «Канон Пресс»; «Кучково поле», 1998.496 с.

14. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 572 с.

15. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. 368 с.

16. Габинский Г.А. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М.: Мысль, 1978. 280 с.

17. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495 с.

18. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982. 63 с.

19. Гельвеций К.А. Об уме // Гельвеций К.А. Соч.: В 2 т. T.l. М.: Мысль, 1973.С. 143-603.

20. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М.: Высшая школа, 1974. 103 с.

21. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. М.: Наука, 1993.432 с.

22. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. 189 с.

23. Домбровская Т.Н. Эстетическое сознание и некоторые закономерности его развития в социалистическом обществе. Киев: Высшая школа, 1986. 153 с.

24. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. 120 с.

25. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М.: Мысль, 1987. 237 с. 27.3акс JI.A. Художественное сознание. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та,1998. 212 с.

26. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд-во

27. Урал. гос. проф. пед. ун-та, 2000. 301 с. 29.3иммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. 607 с.

28. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984.349 с.

29. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

30. Ильин И.А. Что такое художественность. Николаю Карловичу Метнеру // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1996. Т.6. Кн.И. С. 327333.

31. История эстетики: В 5 т. Т.1. Античность. Средние века. Возрождение. М.: Издание Академии художеств, 1962. 682 с.

32. История эстетики: В 5 т. Т.2. Эстетические учения XVII-XVIII веков. М.: Искусство, 1964. 836 с.

33. История эстетики: В 5 т. Т.З. Эстетические учения Западной Европы и США (1789-1871). М.: Искусство, 1967. 1006 с.

34. История эстетики: В 5 т. Т.4. 1-й полутом. Русская эстетика XIX века. М.: Искусство, 1969. 783 с.

35. История эстетики: В 5 т. Т.4. 2-й полутом. Эстетические идеи народов России. Эстетические идеи народов Восточной Европы XIX начала XX века (домарксистский период). М.: Искусство, 1968. 585 с.

36. История эстетики: В 5 т. Т.5. Эстетическое учение Маркса-Энгельса-Ленина. Эстетические идеи в трудах учеников и последователей Маркса, Энгельса, Ленина. М.: Искусство, 1970. 856 с.

37. История эстетической мысли: становление и развитие эстетики как науки: В 6-ти т. Т.1. Древний мир. Средние века. М.: Искусство, 1985. 463 с.

38. История эстетической мысли: становление и развитие эстетики как науки: В 6-ти т. Т.2. Средневековый Восток. Европа XV-XVIII веков. М.: Искусство, 1985. 456 с.

39. История эстетической мысли: становление и развитие эстетики как науки: В 6-ти т. Т.З. Европа и Америка, конец XVIII первая половина XIX века. М.: Искусство, 1986. 494 с.

40. История эстетической мысли: становление и развитие эстетики как науки: В 6-ти т. Т.4. Вторая половина XIX века. М.: Искусство, 1987. 522 с.

41. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.

42. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997. 544 с.

43. Кант И. Трактаты и письма. М.: «Наука», 1980. 709 с.

44. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.5. М.: Мысль, 1966. С. 161-527.

45. Кант И. Сочинения: В 4-х томах на немецком и русском языках. Том 1. Трактаты и статьи (1784 1796). М.: Издательская фирма АО «Ками», 1993. 586 с.

46. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев: Символ, 1995. 208 с.

47. Касавин И.Т. Контекст для традиции: к понятию индивидуальной культурной лаборатории // Когнитивная эволюция и творчество. М.: ИФ РАН, 1995. С. 161-184.

48. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1996. 215 с.

49. Киященко Н.И. О новой парадигме эстетического воспитания // Человек-Философия-Гуманизм. Первый Российский философский конгресс: В 7-мит. Т. 6. СПб., 1997. С. 64-67.

50. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1984. 112 с.

51. Коган Л.Н. Художественный вкус (Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1966. 213 с.

52. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. 63 с.

53. Козенко А.В., Ципровская А.Ю. Наука в России // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. М.: МОНД. С. 122-142.

54. Комарова А.И. Эстетическая культура личности. Киев: Высшая школа. Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988. 152 с.

55. Конев В.А. Социальное бытие искусства. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. 188 с.

56. Конев В. А. Культура и общественно-экономическая формация // Методологические проблемы развития науки и культуры. Куйбышев: Изд-во КГУ, 1976. С. 118-137.

57. Конев В.А. Онтология культуры. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998.

58. Краус В. На пороге нового тысячелетия // Вопросы философии. 1997. № 5. С. 184-191.

59. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. М.: Наука, 1992. 299 с.

60. Кризис эстетики? (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1991. №9. С. 3-13.

61. Крутоус В.П. Родословная красоты: (Прекрасное и целесообразность). М.: Искусство, 1988. 222 с.

62. Крылова Н.Б. Эстетическая деятельность и культурный прогресс. М.: Знание, 1983.64 с.

63. Крылова Н.Б., Печко Л.П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз. М.: Знание, 1986. 63 с.

64. Кудрявцева С.П. Эстетическая культура молодежи. Интересы, запросы, суждения. Л., 1972. 24 с.

65. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. М.: Знание, 1986. 63 с.

66. Культура, традиции, образование: Ежегодник. М.: РИК, 1990. Вып. 1.

67. Культура: Теория и проблемы / Под. ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995. 560 с.

68. Культура и политика в странах Азии и Африки. М.: Наука, 1984. 336 с.

69. Культура как эстетическая проблема. М.: ИФ РАН, 1985. 220 с.

70. Кунчева Л.И. Эстетические взгляды общества и художественная культура. М.: Наука, 1979. 248 с.

71. Кутырев В. А. Понимание как форма существования человека в искусственной реальности // Проблема метода в социально-гуманитарном познании. М., 1989.

72. Кутырев В.В. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1994. 199 с.

73. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996. 447 с.

74. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. 704 с.

75. Лехциер В.Л. Введение в феноменологию художественного опыта. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. 236 с.

76. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. 152 с.

77. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. 123 с.

78. Липский В.Н. Некоторые особенности эстетического воспитания в России в послеоктябрьский период // Человек-Философия-Гуманизм. Первый Российский философский конгресс: В 7-ми т. Т. 6. СПб., 1997. С. 88-91.

79. Липский В.Н. Эстетическая культура советского человека. М.: Знание, 1984. 63 с.

80. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 639 с.

81. Лишаев С.А. Эстетика Другого. Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2000. 365 с.

82. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.

83. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.

84. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987, 616 с.

85. Лукин Ю.А. Искусство как форма общественного сознания. М.: Высшая школа, 1969. 95 с.

86. Малахов В.А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев: Наукова Думка, 1988.211 с.

87. Малышев И.В., Рыбинцева Г.В. Социодинамика художественного сознания. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ин-та, 1992. 167 с.

88. Манхейм К. Кризис нашего времени. М., 1994.

89. Манхейм К. Эссе по социологии культуры. М., 1993.

90. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов / Первоначальный вариант «Капитала» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. 4.1. 559 с.

91. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 41-174.

92. Маркузе Г. Одномерный человек // Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: Refl-book, 1994. 341 с.

93. Мартынов Ф.Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. 183 с.

94. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. М.: Искусство,1983. 180 с.

95. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М.: Искусство, 1981. 264 с.

96. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х т. М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1993-1995. Т.1. 528 е.; Т.2. (4.1. 416 е.; 4.2. 491 с.;); Т.З. 1995., 478 с.

97. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.

98. Морозов Н.А. Пути России: Модернизация неевропейских культур: В 4-х т. М.:, 1991.

99. Налимов В.В. Требования к измерению образа жизни // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1991. № 5. С. 18-33.

100. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969. 246 с.

101. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. T.l. М.: Мысль, 1990. С. 231-490.

102. Новалис. Гимны к ночи / Пер. с нем. М.: Энигма, 1996. 192 с.

103. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа,1984. 336 с.

104. Оганов А.А. Теория и история эстетики (Фундаментальный курс). М., 1992.280 С.

105. Озолина Ж.Ю. Роль эстетического воспитания в формировании профессиональной культуры будущих специалистов. Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев, 1988. 24 с.

106. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 51-62.

107. Общество высшая школа - молодежь. Под ред. Добрыниной В.И. М., 1995.

108. Основные проблемы развития эстетики и эстетического воспитания. М., 1988. 196 с.

109. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство: К определению сущностной природы искусства. / Науч. ред. А.Ф.Еремеев. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. 211 с.

110. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 188 с.

111. Петров В.М. Прогнозирование художественной культуры: Вопросы методологии и методики. М.: Наука, 1991. 151с.

112. Пирадов А.В. Эстетическая культура личности. Л.: Знание, 1978. 35 с.

113. Платон. Ион // Платон. Собр. соч.: В 4 т. T.l. М.: «Мысль», 1990. С. 372-385.

114. Платон. Федр // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т.2. М.: Изд-во «Мысль», 1993. С. 135-191.

115. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5 т. Т.2. М.: Госполитиздат, 1956. С. 300-334.

116. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. М.: Госполитиздат, 1956. 243 с.

117. Подберезский И.В. Христианский фундаментализм в России на рубеже веков // Постиндустриальный мир: Центр периферия Россия. Сб. 4. Мировая культура на пороге XXI века. М.: МОНД, 1999. 220 с.

118. Праздников Г.А. Эстетика как человекознание // Человек-Философия-Гуманизм. Первый Российский философский конгресс: В 7-ми т. Т. 6. СПб., 1997. С. 134-137.

119. Проблемы русской средневековой художественной культуры. М.: Искусство, 1991. 116 с.

120. Проблемы философии культуры. М.: Мысль, 1984. 325 с.

121. Раппопорт С.Х. Творить мир по законам красоты. М.: Советский композитор, 1962. 133 с.

122. Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. М.: Знание, 1987. 63 с.

123. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. 168 с.

124. Рашковский Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная контрреволюция? // Постиндустриальный мир: Центр, периферия, Россия. Сб. 4. Мировая культура на пороге XXI века. М.: МОНД, 1999. С. 9-86.

125. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 880 с.

126. Родионова Е.В. «Виртуальный мир» художественного произведения // Человек Философия - Гуманизм. Первый Российский философский конгресс: В 7 т. Т. 6. СПб., 1997. С. 140-143.

127. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность. Л.: Художник РСФСР, 1977.206 с.

128. Рябов В.Ф. Социальная природа искусства: К спорам о предмете искусства. Л.: Художник РСФСР, 1982. 247 с.

129. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990. 239 с.

130. Салямон Л.С. Элементы физиологии и художественное восприятие // Художественное восприятие. Л., 1971.

131. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: Вопросы методологии и критики. М.: «Мысль», 1985. 208 с.

132. Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М.: Знание, 1984. 96 с.

133. Свешников Б.Н. Эстетическая деятельность как важнейший фактор гуманизации // Человек-Философия-Гуманизм. Первый Российский философский конгресс: В 7 т. Т. 6. СПб., 1997. С. 148-150.

134. Селиванов В.В. Ответственность художника перед обществом. М.: Знание, 1978. 64 с.

135. Семашко А.Н., Сунна У.Ф. Развитие эстетической культуры молодежи. М.: Знание, 1980. 64 с.

136. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. 93 с.

137. СмитА. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. 351 с.

138. Смольянинов И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1982. 64 с.

139. Смольянинов И.Ф. Красота природы и воспитание красотой. М.: Знание, 1985. 62 с.

140. Соловьев Э.С. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. 430 с.

141. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

142. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1993.

143. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992.

144. Социодинамика культуры: Социокультурная дифференциация. М.,1993. Вып. 2.

145. Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии.1994. №6. С. 10-21.

146. Стёпин B.C. Экологический кризис и будущее цивилизации // Хёсле В. Философия и экология. М.: , 1994. С.

147. Столович JI.H. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415 с.

148. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. 464 с.

149. Султанов К.В, Проблемы культуры в свете социологии. Л., 1989. 320 с.

150. Суна У.Ф., Петров В.М. Социология эстетической культуры: Проблемы методологии и методики. Рига: Зинатне, 1985. 271 с.

151. Суна У.Ф. Эстетическая культура студента. (Опыт социологического анализа). М., 1977. 69 с.

152. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек // Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX в. М., 1986.

153. Тельчарова Р.А. Музыка и культура: личностный подход. М.: Знание, 1985.62 с.

154. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479 с.

155. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

156. Тенасе А. Культура и религия. М., 1975. 390 с.

157. Файзуллин А.Ф. Особенности формирования эстетической культуры современного студенчества. Уфа: Изд-во «Даурия», 2000.

158. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. 299 с.

159. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. Изд-е подг. П.П. Гайденко. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1995. 655 с.

160. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. М.: Канон+, 1997. 400 с.

161. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. 237 с.

162. Фролова М.А. Западная цивилизация: Доминанты становления и развития// Социально-политический журнал. 1993. № 12.

163. Фуко Э. Эротика. Ренессанс: буйство плоти (Интимный мир эпохи). Диадема-Пресс, 2001. 800 с.

164. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуалистики // Вопросы философии. 1997. №6. С. 65-69.

165. Художественная культура в докапиталистических формациях: структурно-типологическое исследование. Под ред. М.С.Кагана. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.308 с.

166. Художественная культура в капиталистическом обществе: Структурно-типологическое исследование. Под ред. М.С. Кагана. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.304 с.

167. Цай А.В. Становление и развитие эстетической культуры в сфере материального производства. Ташкент, 1983. 286 с.

168. Шевченко А.К. Проблема понимания в эстетике. Киев, 1989. 286 с.

169. Шеллинг Ф.В. Философские исследования о сущности человеческой свободы. Пер. Л.Мееровича. СПб.: Издание Д.Е.Жуковской, 1908. 164 с.

170. Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 18271828 гг. в записи Эрнста Ласо. Томск: Изд-во «Водолей», 1999. 320 с.

171. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т. 1. СПб.: Наука, 2000. 699 с.

172. Шеллинг Ф.В.Й. Избранное: В 2-х томах. Т. 1. Самара: Изд-во «АБС», 1997.592 с.

173. Шиммель Аннемари.Мир исламского мистицизма. 2-е изд. М.: Алетейа; Энигма, 2000. 414 с.

174. Шикунова Э.В. Эстетические потребности и художественная культура. Минск: Высш. шк., 1986. 133 с.

175. Шингаров Г.Х. Социальная природа эстетических чувств. М.: Знание, 1978. 64 с.

176. Шопенгауэр А. Об интересном. М.: Олимп, 1997.

177. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. 640 с.

178. Шубин Г.Г. Мода и эстетическая культура. М.: Знание, 1987. 59 с.

179. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.: Художественная лит-ра, 1986. 667 с.

180. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001. 345 с.

181. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов филос. фак. ун-тов и вузов искусств. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1985. 287 с.

182. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М.: Искусство, 1969. 170 с.

183. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М.: Знание, 1986. 62 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.