Эстетические основы художественно-критической деятельности В.В. Стасова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Фатеева, Ирина Михайловна

  • Фатеева, Ирина Михайловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 166
Фатеева, Ирина Михайловна. Эстетические основы художественно-критической деятельности В.В. Стасова: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2009. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фатеева, Ирина Михайловна

Введение.

Глава I. Эстетическая позиция В.В. Стасова на пересечении главных художественных направлений рубежа XIX-XX веков.

§1. Мировоззренческие, философско-эстетические основы художественно-критической деятельности В.В.Стасова.

§2. В.В. Стасов и Л.Н. Толстой: общность и различие эстетических взглядов.

§3. В.В. Стасов и А.Н. Бенуа: две истории искусства XIX века.

Глава II. Практическое участие В.В. Стасова в художественной жизни России конца XIX века - начала XX века.

§1. В.В. Стасов - энтузиаст изучения и сохранения национальнокультурных древностей как фактора развития русского искусства.

§2. Роль В.В. Стасова в становлении русской национальной музыки и его реакция на новаторство в европейской опере.

§3. В.В. Стасов, В.Г. Шварц и Н.К. Рерих: возможность обновления реализма.

§4. Постановка и решение В.В. Стасовым задач эстетизации материальной среды.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетические основы художественно-критической деятельности В.В. Стасова»

Диссертация посвящена анализу эстетических взглядов Владимира Васильевича Стасова (1824-1906), составляющих основу его художественно-критической деятельности.

Актуальность исследования. Обращение к творческому наследию личности такого масштаба и многогранности, как Стасов, представляется насущным для современной эстетической теории и художественной практики. В.В. Стасов — один из выдающихся представителей русской культуры второй половины XIX - начала XX века, первый отечественный профессиональный художественный критик в целом ряде искусств (живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, Kunstindustrie), известный историк искусства, неустанный исследователь и пропагандист национально-культурных древностей, оказавший значительное влияние на развитие русского искусства. К.М. Долгов, рассматривая эстетические концепции западноевропейских и русских мыслителей рубежа XIX-XX веков, призывает, с полным на то основанием, раскрывать связь эстетической теории с реальной жизнью, с практикой, "видеть диалектику их совместного, взаимного развития, их взаимную обусловленность и взаимодействие в ходе исторического развития"1. Критико-публицистическая деятельность Стасова, с успехом реализовавшая такую связь, является в этом отношении образцом и для современных деятелей искусства и культуры.

В XX веке наследие Стасова активно изучалось. Исследователей привлекали широта охвата им явлений искусства, принципиальность и целостность его эстетических воззрений, сила и продолжительность влияния на события отечественной художественной жизни. Нередко, однако, изучающие изначально имели установку на подчёркивание именно

1 Долгов К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — С. 8. монолитности и неизменности его принципов; такой подход придавал личности Стасова некую монументальность, приводил к известной его идеализации (хотя попутно авторами отмечались имеющиеся в его взглядах односторонности, противоречия). Нельзя умолчать о былой востребованности его наследия в определённом, нарочито ограниченном ракурсе, игнорировавшем отношение критика к реальному многообразию явлений искусства. Сегодня такой взгляд на эстетические воззрения Стасова представляется устаревшим, требующим преодоления. В.В. Бычков, указывая на изученность "демократически ориентированной эстетики" в советский период, пишет, что в этом направлении, наряду с "университетской эстетикой", "существует задел для более объективного этапа исследования"1. В свете сказанного актуализируется и рассмотрение эстетической концепции Стасова.

Стасовское обширное критико-публицистическое, научное и эпистолярное наследие, отзывавшееся на самые жгучие вопросы художественной жизни, его устремления, подвижническая деятельность, а также противоречия отражают напряжённость и сложность развития эстетической мысли и русского искусства на рубеже XIX - XX веков.

Потребность в максимально полном и непредвзятом освещении предмета делает актуальным изучение как самого наследия Стасова, так и его связей с деятелями русской культуры. Рассмотрение в эстетическом контексте многолетних отношений В.В. Стасова и JI.H. Толстого, профессиональных контактов критика с А.Н. Бенуа, Н.К. Рерихом, В.Г. Шварцем позволит рельефнее выявить его эстетические взгляды, способствует более глубокому изучению развития эстетической мысли и русского искусства второй половины XIX — начала XX века. Причём важно рассматривать наследие критика не только, как это было обычно принято, в контексте торжества русского реализма, а и как феномен, отразивший в себе кризисное время конца XIX — начала XX века. Анализ эстетического

1 Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. — М.: Ладомир, 2007. - С. 7. и художественно-критического наследия Стасова даёт также возможность осмыслить исторический опыт оценок значимости различных направлений в искусстве. Представляется актуальным освещение отношения критика к изучению и сохранению национально-культурных древностей, к русскому национальному компоненту в музыке, а также постановки и решения им задач эстетизации материальной среды.

Степень изученности темы. Изучение наследия В.В. Стасова проводилось в научной литературе в биографическом, искусствоведческом и философско-эстетическом направлениях (что мы постараемся дифференцировать в нашем кратком обзоре).

Отправной точкой в "стасоведении" можно считать статью А.П. Новицкого "Памяти В.В. Стасова", в которой автор обозначил направления будущих научных исследований, подчеркнув, что самобытный образ Стасова будет "увлекать нас своим примером и будить в нас энергию и' искреннюю настоящую любовь к искусству и самопознанию"1. Своеобразным откликом на статью Новицкого явился памятный сборник "Незабвенному В.В. Стасову"2. Значительная работа в том же направлении была проделана племянницей критика - В.Д. Комаровой-Стасовой (публиковавшейся под псевдонимом "В.Каренин"), которая написала в 1927 году очерк о его жизни и деятельности3.

Книга "Лев Толстой и В.В. Стасов. Переписка: 1878 - 1906 гг.", вышедшая в 1929 г. под редакцией В.Д. Комаровой и Б.Л. Модзалевского, содержит важные материалы и является необходимой основой анализа эстетических взглядов критика и писателя4. Публикации в конце 40-х — начале 50-х годов XX века большей части стасовского эпистолярного наследия сопровождались предисловиями — научными анализами, открывающими пути дальнейших исследований. В этом же контексте

1 Новицкий А.П. Памяти Стасова. М., 1909. - С. 7.

2 Незабвенному В.В. Стасову. Сборник воспоминаний. СПб, [1910].

3 Каренин В. Владимир Стасов. Очерк его жизни и деятельности. Ч. 1-Й. Л., 1927.

4 Лев Толстой и В.В.Стасов. Переписка: 1878-1906 // Труды Пушкинского Дома АН СССР. - Л.: Прибой, 1929. можно отметить работы и А.К. Лебедева, Ю.В. Келдыша, А.С. Оголовец, выявляющие идейно-эстетическую программу критика1. К значительным трудам о жизни и творчестве Стасова следует отнести две совместные монографии А.К. Лебедева и А.В. Солодовникова . Названные авторы, привлекая архивный материал, смогли дать развёрнутую характеристику многогранной личности Стасова. Книги Е.Г. Салиты и Е.И. Суворовой3, излагая события жизни Стасова и одновременно вехи его критико-публицистической деятельности, освещают и эстетические вопросы.

Научные исследования собственно эстетических принципов критика активизировались во второй половине 40-х — 50-х годах XX века. Так, в диссертациях Ф.Т. Зиннурова и Г.А. Образцова4 деятельность Стасова исследуется с философско-эстетических позиций. Оценка эстетических взглядов критика в указанных диссертациях выдержана в духе времени — борьбы за безраздельное торжество реализма над модернизмом, в настоящее время она представляется явно ограниченной. В начале 50-х годов о Стасове пишет польская исследовательница Владислава Яворска. В её статьях5 поднимались вопросы народности и национальности в польском реалистическом искусстве в свете эстетической концепции реализма русского художественного критика В.В. Стасова.

В дальнейшем эстетические взгляды Стасова рассматривались в контексте конкретных проблем; в частности, в диссертациях Г.С. Дорошенко "Проблема воспитания эстетического вкуса народа в трудах

1 Лебедев А.К, В.В. Стасов. 1824-1906. М.-Л., 1944; Келдыш Ю.В. В.В. Стасов -пламенный трибун русского искусства. М., 1949; Оголовец А.С. В.В. Стасов/Музыкально-критическая деятельность/. М., 1956.

2 Лебедев А.К, Солодовников А.В. В.В. Стасов (1824-1906). Жизнь и творчество. М., 1966; Лебедев А.К., Солодовников А.В. В.В. Стасов. М., 1982.

3 Суворова Е.И. В.В. Стасов и русская передовая общественная мысль. Л., 1956; Салита Е.Г., Суворова Е.И. Стасов в Петербурге. Л., 1971; Салита Е.Г. Стасовы в Петербурге - Петрограде. Л., 1982.

4 Знннуров Ф.Т. Эстетические воззрения В.В. Стасова. //Дис. канд. филос. наук. М., 1953; Образгрв Г.А. Борьба Стасова за демократизм русского искусства. //Дис. канд. филос. наук. Л., 1958.

Jaworska Wladyslawa. Poglady Stasowa na malarstwo polskie. 1952; Jaworska Wladyslawa. Stasow i Riepin о Matejke. Warszawa: Wydawnictwo sztuka, 1953.

В.В. Стасова" и К.П. Дубинской "Проблема содержания и формы в эстетике В.В. Стасова"1. Проблематика этих двух диссертаций была тесно связана с вопросами, стоявшими перед тогдашним искусством социалистического реализма, но они примечательны появившимися в них некоторыми критическими оценками, что представляет интерес в настоящее время. Так, К.П. Дубинская отмечает некоторый отход критика от принципов историзма в оценке возникающих направлений в искусстве, высказывает несогласие с его выводами о "бессодержательности" творчества художников "Мира искусства".

Эти и другие подобные оценки требуют, с нашей точки зрения, специального рассмотрения с привлечением наследия Стасова - историка искусства.

В настоящей диссертации предпринята попытка (см. §3 гл. I) сопоставить воззрения Стасова ("Искусство XIX века") с взглядом на историю искусства XIX века из противоположного лагеря — А.Н. Бенуа ("История русской живописи XIX века"). А также проанализировано отношение критика к творчеству исторического живописца В.Г. Шварца и Н.К. Рериха (раннего периода), осуществлявшего новаторские художественные поиски (см. §3 гл. II).

В диссертации Г.С. Дорошенко справедливо подчёркивается, что вопрос воспитания эстетического вкуса народа связывался критиком с практикой эстетического преобразования материальной среды. Эта верная мысль, однако, в указанной диссертации не получила развёрнутого воплощения (в §4 гл. II настоящей диссертации автор обращается к проблеме эстетизации материальной среды).

С точки зрения широкоохватности, "стереоскопичности" взгляда на эстетические воззрения В.В. Стасова следует выделить монографию Г.А. Образцова "Эстетика В.В. Стасова и развитие русского национально

1 Дорошенко Г.С. Проблема воспитания эстетического вкуса народа в трудах В.В. Стасова. /Дис. канд. филос. наук М., 1969., Дубинская К.П. Проблема содержания и формы в эстетике В.В. Стасова. /Дис.канд. филос. наук, Минск, 1972. реалистического искусства"1. Эту работу можно считать своеобразным итогом изучения эстетических взглядов критика в 10-е - 70-е годы XX века.

Эстетические взгляды Стасова рассматривались в публикациях В.В. Ванслова2, где они представлены эстетической системой, включающей в себя фундаментальные понятия теории реализма и народности в искусстве.

Из работ 2000-х годов следует упомянуть диссертацию JI.B. Ильиной "Проблема национальной самобытности искусства в эстетике В.В. Стасова", исследующую в качестве корневой проблемы взгляды критика на выражение в искусстве интенций национального бытия3.

Проведённый сжатый обзор позволяет говорить об определённой изученности стасовского эстетического и художественно-критического наследия. Но многогранное наследие критика, отразившее целую эпоху в отечественном искусстве, нам ещё предстоит обозреть и изучить во всей его полноте и целостности, достигнув новой глубины понимания, а отдельные компоненты и переосмыслить в духе нашего изменившегося времени, его насущных проблем.

Границы уже изученного в отношении методологии и творческой практики критика могут и должны быть, по нашему мнению, расширены, прежде всего, за счёт нижеследующих аспектов.

Исследователь русской философской эстетики Ю.В. Манн говорил об определённой суженности нашего видения, он призывал к восстановлению плотности времени, изучению так называемого "фона" — "второстепенных" носителей эстетической мысли4. Соглашаясь с Ю.В.

1 Образцов Г.А. Эстетика В.В. Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства. JL, 1975.

Ванслов В.В. Стасов В.В. /История эстетической мысли, М., 1987. - Т. 4. - С. 267, -Ванслов В.В. Эстетические взгляды Стасова и художников-передвижников. /Ванслов

B.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М., 1983.

3 Ильина Л.В. Проблема национальной самобытности искусства в эстетике В.В. Стасова./ Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2004.

4 Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы) М.: Искусство, 1969.

C. 4.

Манном, мы, со свой стороны, во избежание диспропорций укажем на необходимость более глубокого изучения и "великанов" эстетической теории и практики.

Общеизвестно, какое огромное влияние на духовную атмосферу эпохи оказывал JI.H. Толстой. Отметим особо: Стасов и Толстой состояли в длительной переписке, их связывала многолетняя дружба. Значение подобных контактов трудно переоценить. "Диалоги великих", как некие эстетические связки, пересечения мысли, выявляют как общность их взглядов, так, порой, и разногласия.

В сборнике "В.В. Стасов. Письма к родным" авторы предисловия Ю.В. Келдыш и М.О. Янковский, не анализируя подробно отношений между Стасовым и Толстым, делают, тем не менее, знаменательный вывод

0 развитии Стасовым положений задуманной им книги "Разгром" - в письмах к родным, к JT.H. Толстому1. Созвучия так называемых "общих соображений" Стасова и Толстого, считает музыковед A.M. Ступель, "побудили критика посвятить Толстому свой обобщающий труд "Искусство XIX века"2.

В тексте стасовского посвящения ещё один современный автор, В.П. Крутоус, находит "не только чувства, питаемые Стасовым к Толстому, но и общие контуры, концептуальные основы его собственного (В.В. Стасова. — И. Ф.) замысла" . Касаясь темы "Стасов - Толстой" в связи с проблемой новаторства и прогнозов о судьбах русского искусства, В.П. Крутоус указывает на "факт генетической содержательной связи между обзором Стасова и трактатом JI. Толстого "Что такое искусство?"4 Этот вывод явился одним из отправных пунктов настоящего исследования. (Тем более, с учётом того, что анализ в эстетическом аспекте диалога двух знаменитых "старцев" до сих пор ещё не был произведён).

1 Стасов В.В. Письма к родным. Т.1, ч. 2-я. 1862-1879. -М.: Музиздат, 1954.-С. 18.

2 Ступель A.M. Русская мысль о музыке. 1895-1917. - Л.: Музыка, 1980.-С. 111.

3 Крутоус В.П. Диалог через столетие: Книга о книге. — М.: Издательский дом «Новый век», 2000. - С. 149.

4 Там же. -С. 149-150.

Искусствоведческой деятельности В.В. Стасова в области русской музыки посвящены статьи А.С. Оголовец1 и книга Т.Н. Ливановой2. Разработка Стасовым принципов народности и национальности в русской музыке XIX века заслуживает отдельного рассмотрения (что диссертант и делает в §2 гл. II).

Проблема эстетизации материальной среды в творчестве В.В. Стасова поднималась в ряде статей В.Г. Кисунько . Автор рассматривает взгляд Стасова на эту проблему укрупненно, в контексте социально-исторического развития общества, одновременно он указывает на возможные сопоставления эстетических взглядов критика с идеями таких мыслителей, как Дж. Рёскин, У. Моррис, Ц. Норвид. Позднее в своей диссертации4 В.Г. Кисунько вновь касается проблемы эстетизации среды, акцентируя при этом самобытность позиции критика. В результате этих и некоторых других исследований обозначились новые возможности в изучении эстетических воззрений Стасова, которые автор настоящей работы стремится реализовать (см. §4 гл. II). (Например, в контексте общей проблемы, выявить взгляд критика на развитие архитектуры, прикладных искусств).

В известном очерке В.Д. Комаровой, в переписке Стасова с деятелями русской культуры, в диссертации искусствоведа А.И. Зотова5 приводятся материалы, говорящие о глубоком знании критиком национально-культурного наследия. В §1 гл. II настоящей диссертации предпринято освещение деятельности Стасова — энтузиаста изучения и сохранения отечественных древностей.

1 Стасов. В.В. Избранные статьи о Мусоргском. /Вступ. ст. и прим. А.С. Оголовец. — М.: Музиздат, 1952.

1 Ливанова Т.Н. Стасов и русская классическая опера. М., 1957.

3 См.: Кисунько В Г. В.В. Стасов: программа реализма и эстетизация среды. // Декорат. искусство СССР, 1974. №1; Кисунько В.Г. Дар критики. // Искусство, 1974. №1.

4 Кисунько В.Г. Итальянские годы (1851-1854) в формировании историко-художественных и художественно-критических взглядов В.В. Стасова. /Автореф. дис. канд. искусствоведения/ ВНИИ искусствознания. М., 1984.

5 Зотов А.И. Основные течения в историографии русского искусства второй половины XIX века. В.В. Стасов и Ф.И. Буслаев. /Дис. канд. искусств, наук. М., 1953.

Объектом исследования является обширная многожанровая художественно-критическая деятельность В. В. Стасова, охватывающая целый ряд видов искусства. Предметом исследования выступают мировоззренческие основы и эстетические взгляды выдающегося критика, которые составляют духовное обеспечение его творческой практики.

Цель и задачи исследования. В диссертации поставлена цель — проанализировать эстетические основы художественно-критической деятельности Стасова в динамике исторического процесса, в ходе взаимодействия эстетической теории и художественной практики, и дать им взвешенную, доказательную научную оценку.

Из намеченной цели вытекают следующие задачи:

- изучить мировоззренческие, философско-эстетические основы художественно-критической деятельности В.В. Стасова, их идейные истоки и характерные черты;

- рассмотреть в теоретико-эстетическом плане диалогические отношения Стасова с писателем-мыслителем JI.H. Толстым, а также уяснить значимость эстетических взглядов критика в контексте развития русской философской эстетики;

- сопоставить взгляды В.В. Стасова и А.Н. Бенуа на историю изобразительного искусства XIX века, их отношение к классическому и нарождающемуся искусству;

- проанализировать отношение критика к творчеству В.Г. Шварца, и Н.К. Рериха.

- рассмотреть эстетические взгляды Стасова через призму его практической деятельности и актуальных проблем конца XIX - начала XX века.

Теоретико-методологические основы исследования. Анализ эстетических основ художественно-критической деятельности В.В. Стасова представляет существенную сложность ввиду обширности и многоплановости творческого наследия, объёмности предшествующего опыта исследований. В процессе анализа и обобщения изученного материала активно использовались исторический и сравнительно-исторический методы, метод комплексного изучения разноплановых художественно-эстетических явлений конца XIX - начала XX веков. Источниками исследования стали обширное критико-публицистическое наследие Стасова, письма, научно-аналитическая литература, а также архивные материалы Пушкинского Дома Академии наук РФ. В ходе исследования диссертант опирался на теоретические работы отечественных и зарубежных авторов в области философии, эстетики, искусствознания, культурологии, истории.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые в отечественной литературе осуществлено комплексное, целостное исследование эстетических основ художественно-критической деятельности В.В. Стасова, соответствующее современной философско-культурной парадигме и преодолевающее стереотипность, односторонность, тенденциозность ряда предшествующих трактовок и оценок.

Эстетические взгляды В.В. Стасова рассматриваются в нетривиальном ракурсе, а именно, не только в контексте торжества русского реализма как обычно принято, а как феномен, отразивший в себе кризисное время конца XIX - начала XX века.

В диссертации в эстетическом аспекте анализируются неисследованные раннее диалогические отношения и творческие контакты Стасова с деятелями русской культуры: JI. Н. Толстым, А. Н. Бену а, В. Г. Шварцем, Н. К. Рерихом.

Особое внимание в работе уделяется стасовскому подходу к решению проблем эстетизации материальной среды, сохранения и изучения национально-культурных древностей, национального компонента в музыке.

Настоящее исследование отличается стремлением охватить в эстетическом отношении все главные направления многогранной деятельности Стасова с привлечением его богатого критико-публицистического, эпистолярного и архивного наследия, что отвечает целостности эстетической концепции критика.

Основные положения, выносимые на защиту: - мировоззренческие, философско-эстетические основы художественно-критической деятельности В.В. Стасова представляют собой продолжение и творческую трансформацию идей эпохи Просвещения, немецкой классической философии (в лице Гегеля и Фейербаха), русской революционно-демократической эстетики Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, опосредованных народническими, позитивистскими веяниями второй половины XIX - начала XX века и сплавленных в единое целое пафосом просветительства;

- впервые произведённый обстоятельный сопоставительный анализ эстетических взглядов В.В. Стасова и JI.H. Толстого позволяет характеризовать их как единомышленников в борьбе за общенародное искусство, и в то же время констатировать критическое отношение обоих высокоавторитетных деятелей русской культуры к нарождавшимся тогда направлениям нереалистического, авангардного, модернистского ("декадентского") искусства;

- сравнение идейно-эстетических позиций Стасова и Толстого позволяет сделать вывод об их взаимовлиянии, причём роль Стасова в этом процессе всегда была активной, инициативной, а порой и ведущей; проведённый анализ эстетических взглядов Стасова характеризует его как эстетика-практика, представителя "эстетики реальной действительности" (В.В. Бычков). Диссертант выдвигает в качестве аргументированной гипотезы тезис о том, что "позднего" Стасова можно по праву включить в круг видных представителей русского

Серебряного века тем самым признавая многообразие направлений эстетической мысли этого уникального периода отечественной культуры;

- исследованием взглядов последовательного реалиста В.В. Стасова и теоретика "Мира искусства" А.Н. Бенуа на историю искусства XIX века установлен неантагонистический характер противоречий между ними, допускающих некоторые возможности сближения;

- рассмотрение отношения Стасова к творчеству художников В.Г. Шварца и Н.К. Рериха позволяет утверждать, с учётом предыдущего вывода, об эволюционировании взглядов- критика "внутри" эстетики реализма, причём эти изменения проявились на рубеже веков;

- исследованием выявлено заботливое отношение Стасова к национально-культурному наследию как основополагающему фактору в развитии русского искусства в целом, а так же в творческих исканиях отдельных художников;

- взгляд Стасова на проблему эстетизации материальной среды носит передовой, "авангардный" характер, предвосхищающий необходимость дизайнерской деятельности в условиях индустриального производства. Одновременно делается вывод о недооценке Стасовым поисков в области прикладного искусства (проявлений "модерна"), о его чрезмерной увлечённости национальными народными формами как образцами.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Настоящая диссертация представляет собой посильный вклад в осмысление эстетических основ критико-публицистического наследия В.В. Стасова, с учётом сложившейся исторической дистанции и необходимости широкоохватной, непредвзятой его оценки. Диссертационное исследование будет способствовать росту научного интереса к сложным эстетическим и культурологическим проблемам XIX — начала XX века, к творчеству и многогранной личности художественного критика В.В. Стасова. Полученные в диссертации результаты и выводы могут найти применение при реализации учебно-образовательных программ по эстетике, искусствоведению, теории культуры, проблемам художественной критики, при чтении спецкурсов по культурному наследию России XIX -начала XX века, при разработке методической литературы.

Апробация полученных результатов. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова от 16.06 и от 01.12. 2008 г., протоколы №22, №8. Основные положения исследования изложены автором в докладе "Поборник русского искусства" на 57-й Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы науки в АПК", состоявшейся 3 февраля 2006 года в г. Костроме, и отражены в 9 опубликованных статьях.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав (в первой - 3 параграфа, во второй - 4), Заключения и Библиографии. Общий объём текста — 166 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Фатеева, Ирина Михайловна

Эти выводы легли в основу заключения о жизнеспособности стасовской эстетической концепции как принципиальной основы реалистического искусства и возможности её внутреннего развития в сторону поэтизации и новых художественных поисков.

Для эстетических взглядов Стасова характерна обращённость к национально-культурному наследию как основополагающему фактору в развитии русского искусства. Изучение древностей, пропагандирование народного искусства составляют значительную часть его обширной деятельности. Проведённый анализ материалов стасовских архивов Пушкинского Дома убеждает в прогностичности позиции критика в вопросах реставрации архитектурных памятников, бережного сохранения наследия предметной среды, женского рукоделия. Стасов неустанно заботился о том, чтобы донести до потомков формы русской культуры в "необезличенном" виде, при этом он уважительно относился к культурному наследию любого народа, призывал к обнаружению и изучению глубинных связей между национальными культурами. Такой подход критика к проблеме не безынтересен и в настоящее время, когда процесс глобализации, с одной стороны, стирает национальные культуры, а с другой, обостряет интерес к их возрождению, сохранению.

Успешности вышеуказанной деятельности Стасова способствовало умение руководствоваться в оценках принципами "народного эстетического сознания", составляющими часть его взглядов на искусство. Эта исключительная особенность Стасова-критика положительно повлияла и на разработку им проблем народности, национальности в русской музыке.

Практическое участие критика в художественной жизни всегда касалось самых актуальных сторон действительности. Исследованием акцентируется передовой, "авангардный" характер взгляда Стасова на проблему эстетизации материальной среды и предвосхищение им необходимости дизайнерской деятельности в условиях индустриального производства. Одновременно указывается на недооценку Стасовым поисков в области прикладного искусства (проявлений "модерна"), на его чрезмерную увлечённость национальными народными формами как образцами. В этой связи делается вывод о специфическом русском чувстве формы у Стасова, выразившемся в его отношении к национальной архитектуре и предметной среде.

Эстетические взгляды В.В. Стасова представляют собой целостную концепцию, соответствующую цели общественного служения искусства, сыгравшую свою положительную роль в развитии эстетической теории реализма и соединении её с практикой. Известный подъём реалистического искусства 60-х - 70-х годов XIX века вылился в жертвенное самопринесение русского искусства на алтарь общественной пользы. Это исключительно русское явление, отразившее целую эпоху отечественной жизни, на рубеже веков противостояло решению собственно художественных задач в искусстве. С последним связан вывод об определённом консерватизме позиции критика по отношению к нереалистическим течениям авангардного, модернистского ("декадентского") искусства.

Абсолютизирование критиком реалистического метода привело диссертанта к сжатому, пунктирному обозрению судеб реализма в XX веке. В результате сделано следующее заключение: XX век в целом отказался от однозначного приоритета реалистического изображения действительности. В то же время реалистическое видение до конца не покидало творца-художника. Это проявлялось как прямым обращением к реализму, ставшему немагистральным направлением, так и некоторыми "реалистическими" интенциями в практике модернизма и постмодернизма.

Обозначенная исследованием эстетическая позиция Стасова предоставляет возможность учесть исторический опыт односторонних оценок и утверждений о безусловной значимости лишь одного направления в искусстве.

Итоги диссертационного исследования позволяют наметить возможные пути дальнейшего изучения эстетического и художественно-критического наследия Стасова. В частности:

- исследование реакции Стасова на тенденцию синтеза искусств конца XIX - начала XX века;

- анализ взглядов критика на древнерусскую архитектуру и народное искусство в единстве с его же исследованиями по русскому, славянскому и восточному орнаменту.

Заключение

В представленной работе впервые в отечественной литературе осуществлено целостное исследование эстетических основ художественно-критической деятельности В.В. Стасова, соответствующее современной философско-культурной парадигме и преодолевающее стереотипность, тенденциозность, односторонность ряда предшествующих оценок.

Обращением к истокам формирования многогранной личности В.В.Стасова установлено, что мировоззренческие, философско-эстетические основы его художественно-критической деятельности представляют собой продолжение и творческую трансформацию идей эпохи Просвещения, немецкой классической философии (в лице Гегеля и Фейербаха), русской революционно-демократической эстетики Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, опосредованных рядом передовых идей общества второй половины XIX - начала XX века (народнических, позитивистских, воззрений Л.Н. Толстого), объединённых пафосом просветительства.

Эстетическим воззрениям Стасова присущи целостность, практическая направленность, созвучность передовым взглядам общества.

Изучение наследия критика, отразившего кризисное время конца XIX — начала XX века, сложных взаимодействий эстетической теории с реальной жизнью, привело к рассмотрению в эстетическом аспекте многолетних отношений В.В. Стасова и Л.Н. Толстого.

Впервые произведённый обстоятельный сопоставительный анализ эстетических взглядов Стасова и Толстого позволил характеризовать их как единомышленников в борьбе за общенародное искусство, а таюке сделать вывод о взаимовлиянии друг на друга. Роль Стасова в этом процессе всегда была активной, инициативной, побуждающей, а порой и ведущей. В диссертации определён приоритет Стасова в вопросах общественного служения искусства, роли критики, важности содержания, искоренения предрассудков и ложных оценок в существующем искусстве. Продолжающийся и сегодня интерес к слову Толстого об искусстве делает актуальными эстетические взгляды и его собеседника, единомышленника Стасова.

Наряду с весомым вкладом выдающегося критика и гениального писателя в развитие искусства и эстетики реализма, в исследовании констатируется отрицательное отношение обоих высокоавторитетных деятелей русской культуры к нарождавшимся тогда направлениям нереалистического искусства, оказавшее тормозящее влияние на понимание искусства, таких направлений, как импрессионизм, символизм, модерн.

Рассмотрение эстетических взглядов В.В. Стасова в контексте развития русской философской эстетики выявляет его как эстетика-практика, представителя "эстетики реальной действительности". Если эксплицитная составляющая эстетики Стасова соотносится с положениями эстетического труда Н.Г. Чернышевского, то имплицитная — живая и творческая, обнаруживается в результате подробного анализа наследия критика и не исчерпана до конца. (Итоги исследования обозначили возможные направления дальнейшего изучения эстетического наследия Стасова).

Неизменно активная деятельность Стасова отличалась не только интенсивностью влияния, но и продолжительностью. "Позднего" Стасова следует по праву включить в круг видных представителей русского Серебряного века, тем самым признавая многообразие направлений эстетической мысли этого уникального периода отечественной культуры.

Стасов - приверженец реализма, отстаивая свою позицию, был зачастую весьма ригористичен. Изучение диалогических отношений критика с деятелями русской культуры послужило проверке стасовской концепции "на прочность", её более объективной оценке.

Так, сопоставление взглядов В.В. Стасова и А.Н. Бенуа на историю искусства XIX века выявило неантагонистический характер занимаемых ими эстетических позиций, допускающих некоторые возможности сближения. Кроме того, положительные оценки Стасовым творчества живописцев В.Г. Шварца и Н.К. Рериха, представляющих разные этапы развития реалистического метода, позволяют говорить об известном эволюционировании взглядов критика "внутри" эстетики реализма. Стасов смог отойти от уже канонизированного реализма, но не изменил направлению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фатеева, Ирина Михайловна, 2009 год

1. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). Русская живопись. Мысли и думы. -М.: Республика, 2004. - 392 С.

2. Баженова А.А. Русская эстетическая мысль и современность. — М.: Знание, 1980.-144 С.

3. Бахтин М. Ответ на вопрос редакции "Нового мира" // Новый мир, 1970. №11.-С. 237-240.

4. Беликов П. Ф., Князева В.П. Рерих. / "Жизнь замечательных людей". Серия биографий. Вып. 3. — М.: Молодая гвардия, 1972. -256 С.

5. Белинский В.Г. Избранные эстетические работы: В 2-х т. / Сост., вступ. статья и коммент. Н.К. Гея. — М.: Искусство, 1986. Т.1. - 560 С.; Т.2.-462 С.

6. Белинский В.Г. Собр. сочинений: В 9 т. — М.: Худож. лит., 1981. Т.7. - 799 С.

7. Белоненко А.С. Стасов о древнерусской музыке. // Советская музыка, 1974.-№7.-С. 64-72.

8. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 книгах. — М.: Наука, 1993. -Книга 4, 5. 743 С.

9. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. М.: Республика, 1995. - 448 С.

10. Бенуа А. Возникновение "Мир искусства" / Репринтное издание 1928. Л., Искусство, 1998. - 70 С.11 .Богданова И.М. Зажигайте сердца! Изд. 2-е. М.: Молодая гвардия, 1978.-208 С.

11. Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. — М.: Ладомир, 2007. — 743 С.13 .Бычков В.В. Эстетика: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2006. — 573 С.

12. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. — М.: Знание, 1988.-64 С.

13. Бычков В.В. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению //Вопросы философии, 2007. — №8 — С. 47-57.

14. Бычкова JI.C. Мирискусники в мире искусства. // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. -М.: ИФ РАН, 2006. - С. 122-143.

15. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. - 404 С.

16. Ванслов В.В. Стасов В.В. / История эстетической мысли, в 6 т. М., 1987.-Т. 4.-С. 264-267.

17. Верещагина А.Г. Вячеслав Григорьевич Шварц. 1838-1869. Л.-М.: Искусство, 1960. - 172 С.

18. Выготский JI.C. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 344 С.

19. Владимир Васильевич Стасов. 1824-1906. К 125-летию со дня рождения. М-Л.: Искусство, 1949. - 96 С.

20. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. 2-е изд. Вступит, статья В. Бахмутского. -М.: Гослитиздат, 1961.-191 С.

21. ГердерИ.Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Худож. лит., 1959. 392 С.

22. Герцен А.И. Собрание сочинений.: В 30 т. / Ред. В.П. Волгин; — М.: Издательство АН СССР, 1954. Т.З. - 363 С.; Т.6. - 550 С.; Т.13 -676 С.21 .Горький М. Литературные портреты. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 307 С.

23. Григорьев Апполон. Эстетика и критика / Вступ. ст., сост. и примеч. А.И. Журавлёвой. М.: Искусство, 1980. - 496 С.

24. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. СПб.: Алетейя, 2000. - 447 С.30.,Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М.: Наука, 1977. - 319 С.

25. Дали А., Дали С., Лорка Ф. Сальвадор Дали. — М.: Издательство Эксмо, 2003.-320 С.

26. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? — СПб.: Алетейя, 1998.-288 С.

27. Долгов КМ. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс - Традиция, 2004. - 1040 С.

28. ЪА.Дорошенко Г.С. Проблема воспитания эстетического вкуса народа в трудах В.В. Стасова. / Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук-М., 1969. 17 С.

29. ЪЪ.Друоюинин А.В. Литературная критика. / Сост., вступ. ст. Н.Н. Скатова; -М.: Сов. Россия, 1983.-384 С.

30. Дружинин А.В. Повести. Дневник. Ред.-сост. Б.Ф. Егоров, В.А. Жданов. -М.: Наука, 1986. 512 С.

31. Дубинская К.П. Проблема содержания и формы в эстетике В.В. Стасова. /Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук, Минск, 1972.-30 С.

32. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Л.: Искусство, 1982. - 269 С.

33. Зеленое JI.A., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. -М.: Высш. шк., 1982. 176 С.

34. ЗемперГ. Практическая эстетика. Пер. В.Г. Калиша. Сост., вступ. ст. и коммент. В.Р. Аронова М.: Искусство, 1970. - 320 С.41.3енъковский В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 879 С.

35. Зиннуров Ф.Т. Эстетические воззрения В.В. Стасова. // Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1953. — 13 С.

36. Зотов А.И. Основные течения в историографии русского искусства П-ой половины XIX века. В.В, Стасов и Ф.И. Буслаев. / Дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусств, наук. М., 1953.

37. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. IV ч. 60-е годы. -П.Т.Г.: Из-во "Революционная мысль", 1918. 190 С.

38. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. -М., 2001.4в.Илъина JI.B. Проблема национальной самобытности искусства в эстетике В.В. Стасова. / Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 2004. 23 С.

39. ИР ЛИ РАН, ф. 294, on. 1, ед.хр. 688, л. 1, об.

40. ИР ЛИ РАН, ф. 294, on. 1, ед.хр. 976, л. 1.

41. ИР ЛИ РАН, ф. 294, on. 1, ед. хр. 722, л. 18.

42. ИР ЛИ РАН, ф. 294, on. 1, ед. хр. 175, л. 17.

43. ИР ЛИ РАН, ф. 294, on. 1, ед. хр. 709, л. 16.

44. ИР ЛИ РАН, ф. 294, on. 1, ед. хр. 709, л. 20.

45. ИР ЛИ РАН, ф. 294, on. 1, ед. хр. 722, л. 19.

46. История эстетической мысли. В 6 т. / Ин-т философии АН СССР; Редкол.: Овсянников М.Ф. и др. М.: Искусство, 1987. - Т.4. - 525 С.

47. Калугин В. Золотой и Серебряный век русского романса. / Антология русского романса. Золотой век — М.: ЭКСМО. 2006. (http://www.a-pesni.golosa.info/romans/a-zolserebr.htm).

48. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т. — М.: Гилея, 2001. Т. 1. - 392 С.

49. Каренин В. Владимир Стасов. Очерк жизни и деятельности. В 2 ч., ч. I. Л., 1927, 392 С.; ч. II., Л., 1927, С. 393 727.

50. Келдыш В.А. На рубеже художественных эпох (О русской литературе конца XIX нач. XX века) // Вопросы литературы, 1993. -Вып. №2-С. 92-95.

51. Келдыш Ю.В. В.В. Стасов пламенный трибун русского искусства. // Советская музыка, 1949. №1 - С. 79-82.

52. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986.- 344 С.

53. Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII -начала XX века. М.: Галарт; ACT-ЛТД, 1997. - 432 С.

54. Кисунъко В.Г. В.В. Стасов: программа реализма и эстетизация среды // Декорат. искусство СССР, 1974. №1. С. 34-35; С. 40-41.63 .Кисунько В.Г. Дар критики. // Искусство, 1974. №1. С. 63-70.

55. Кисунъко В.Г. Итальянские годы (1851-1854) в формировании историко-художественных и художественно-критических взглядов

56. B.В. Стасова. / Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения / ВНИИ искусствознания. М., 1984. — 24 С.

57. Крамской об искусстве. / Сост., вст. ст. и примеч. Т.М. Коваленской.- 2-е изд., доп. — М.: Изобразительное искусство, 1988 171 С.

58. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика.- М.: Intrada, 2000. 160 С.67 .Крутоус В.П. Возвращение белого парохода // Теория художественной культуры. — 2005. Вып. 9. — С. 427-447.

59. Крутоус В.П. Диалог через столетие: Книга о книге. М.: Издательский дом «Новый век», 2000. — 176 С.

60. Кузнецова Т.В. Парадигма народности в постсоветской России // П-я Овсянниковская международная эстетическая конференция (ОМЭК II). Научное и постнаучное в современной эстетике. — М.: ЗАО "Книга и бизнес", 2006. С. 245-253.

61. Кутырев В.А. Философия постмодернизма. — Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. — 951. C.71 .Ларош Г.А. Избранные статьи. Выпуск 1. Михаил Иванович Глинка.

62. Лев Николаевич Толстой. Юбилейный сборник. Собрал и ред. Н.Н.

63. Гусев. -М.- Л., 1928.-440 С. 16.Лев Толстой и В.В. Стасов. Переписка: 1878-1906 // Труды

64. Пушкинского Дома АН СССР. Л.: Прибой, 1929. - 429 С. 11.Лев Толстой. Записные книжки. -М.: Вагриус, 2000. - 190 С. 78.Ливанова Т.Н. Стасов и русская классическая опера. М.: Музгиз, 1957.-432 С.

65. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991.-525 С.

66. Лосский И.О. История русской философии. — М.: Сварог и К, 2000. -496 С.81 .Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы) М.:

67. Искусство, 1969. 304 С. 82.Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. - 345 С.

68. ЪЪ.Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. — М.: Изд. Моск.университета, 1986. — 126 С. М.Михайлов С.М. История дизайна. В 2-х т. / Учеб. для вузов. 2-е изд., исправл. и дополн. — М.: Союз Дизайнеров России, 2002. - Т.1. -279 С.

69. Мутер Р. История живописи в 19-м веке. СПб .: Знание, 1900. — Т. 2. -300 С.

70. Незабвенному В.В. Стасову. Сборник воспоминаний. СПб, 1910. — 14 С.

71. Новицкий А.П. Памяти Стасова. М., 1909. — 7 С.

72. Нордау М. Вырождение. / Пер. с нем. и предисл. Р.И. Сементковского; Современные французы / Пер. с нем. А.В. Перелыгиной / Послесл. В.М. Толмачёва. М.: Республика, 1995. -400 С.

73. Образцов Г.А. Борьба Стасова за демократизм русского искусства. //

74. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Л., 1958. 90 .Образцов Г.А. Эстетика В.В. Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.- 192 С.

75. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. — М.: Радуга, 1991. — 639 С.

76. Петров-Стромский В. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. — М.: Терра, 1999. — 352 С.

77. Полякова Е. Николай Рерих. — М.: Искусство, 1985. — 304 С. 91.Ревзин Г.И. Очерки по философии архитектурной формы. — М.: ОГИ,2002. 144 С.

78. Редин В.И. Письма В.В. Стасова к Н.Л. Шабельской. Харьков, 1908. -16 С.

79. Репин И. Письма. 1893-1930. -М.: Искусство, 1969. 463 С.

80. Рерих Н.К. Письма к В.В. Стасову. Письма В.В. Стасова к Н.К.

81. Рериху. /Ред.-сост. серии В.А. Росов. Вып. 2. СПб., 1993. - 37 С. 101 .Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. - М.: Республика, 1992.-224 С.

82. Роципский С.Б. Истоки, расцвет и трагедия философии «Серебряного века» // Социально-политический журнал (Социально-гуманитарные знания), 1997. № 6. - С. 80.

83. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА Книжный клуб; Республика, 1999. - 656 С.

84. Рылеева А. О наивном. — М.: Академический Проект: Российский институт культурологии, 2005. — 272 С.

85. Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.-224 С.

86. Салита Е.Г. Стасовы в Петербурге — Петрограде. JL, 1982. — 367 С.

87. Салита Е.Г., Суворова Е.И. Стасов в Петербурге. Л., 1971. 384 С.

88. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х т. T.l./Авт. сост.: И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. - М.: Изобразительное искусство, 1982. -Т.1.-496 С.109 .Сибиряков В. Поп-арт и парадоксы модернизма. — М.: Изобразительное искусство, 1969. — 111 С.

89. Сизеранн Р. Рёскин и религия красоты./ Пер. Л.И. Никифорова. — М.: Изд. магазина " Книжное Дело", 1900. — 202 С.

90. Соловьёв В. С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. — М.: Книга, 1990.-574 С.

91. Соловьёв Г.А. Чернышевский о прекрасном, художественности и искусстве. -М.: Худож. лит., 1980. — 190 С.

92. Стасов В.В. Избранные соч. Живопись. Скульптура. Музыка.: В 3 т.

93. Редколлегия: Е.Д. Стасова и др.. М.: Искусство, 1952. - Сост. П.Т. Щипунов. Т. 1. - 753 С.; Т. 2. - 774 С.; Т. 3. - 888 С.

94. Стасов. В.В. Избранные статьи о Мусоргском. / Вст. ст. и прим. А.С. Оголевец. -М.: Музиздат, 1952. 236 С.

95. Стасов В.В. Лист, Шуман, Берлиоз в России. Вст. ст., общ. ред. и примеч. А.С. Оголевца. -М.: Музгиз, 1954. 162 С.

96. Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. В 2-х т. М., Изд. АН СССР, 1962.-Т.1.-355 С.; Т.2. - М.: Наука, 1967.-320 С.

97. Стасов В.В. Статьи и заметки, не вошедшие в собрания сочинений. М., Акад. художеств СССР, 1952. Т.1 - 318 С.; Т.2. Сост. О.И. Гапонова и А.Н. Щекотова - М.: Искусство, 1954. - 458 С.

98. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 — 1910-х годов. -М.: Искусство, 1988.-285 С.

99. Ступель A.M. Русская мысль о музыке. 1895-1917. Л.: Музыка, 1980.-256 С.

100. Суворова Е.И. В.В. Стасов и русская передовая общественная мысль. Л., 1956.-152 С.

101. Тихонова Е.Ю. Человек без маски. В.Г. Белинский: Грани творчества. М.: Совпадение, 2006. - 279 С.

102. Толстой JI.H. О литературе. Статьи, письма, дневники. М.: Художественная литература, 1955. - 764 С.

103. Толстой Л.Н Полн. собр. соч.: В 91 т. М.: ТЕРРА, 1992. - Т. 64. -395 С.

104. Толстой JI.H. Путь жизни. М.: Республика, 1993. - 431 С.

105. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Худож. лит., 1983. — Т. 15. — 432 С.

106. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. Дневники. 1895 1910 / Сост. и коммент. А.И. Шифмана. -М.: Худож. лит., 1985. - Т. 22 - 559 С.

107. Толстой в наше время. Сборник статей. Ред. коллег.: Н.К. Гей, К.Н. Ломунов (отв. ред.), А.С. Курилов, Л.Н. Кузина. М., Наука, 1978. -366 С.

108. Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Выпуск 2-й. — М.: ИМ ЛИ РАН, 2002. 367 С.

109. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций: Учеб. пособ. — 2-е изд., испр. М.: Высш. шк. - 2003. - 431 С.

110. Философия наивности / Сост. А.С. Мигунов. — М.: Изд-во МГУ, 2001.-384 С.

111. Хоркхаътер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. Пер. с нем. М. Кузнецова. М. СПб.: Медиум, Ювента, 1997.-312 С.

112. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. Авт. вступит, статьи У.А. Гуральник. М.: Искусство, 1974. - 550 С.

113. Швырёв B.C. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. 176 С.

114. Шестаков В.П. История эстетических учений: Учеб. пособ. — М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. 408 С.

115. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. — Л.: Издательство Ленинг. университета, 1991. — 216С.

116. Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 8 т. M-JL: Гослитиздат, 1950. — Т.6. - 762 С.

117. Шпет Г.Г. Сочинения. -М.: Издательство "Правда", 1989. 602 С.

118. Эккермап И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни /Пер. с нем. Н. Манн; Вст.ст. Н.Н. Вильмонта. — Калининград: Янтар. сказ, 1999.-688 С.

119. Эстетика и теория искусства XX века: Учебное пособие / От. ред.: Н.А. Хренов, А.С. Мигунов М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 520 С.

120. Эстетика Морриса и современность: Сб. статей / А.А. Аникст, В.В.Ванслов, Т.Ф. Верижникова и др.; Отв. ред. и сост. В.П. Шестаков. — М.: Изобраз. искусство, 1987. 256 С.

121. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.В. Иконников, М.С. Каган, В.Р. Пилипенко и др.: Под общ. ред. А.В. Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. — 335 С.

122. Эткинд М.Г. А.Н. Бенуа и русская художественная культура (конца 1 XIX- начала XX века) Л.: Художник РСФСР, 1988. - 480 С.

123. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. 2-е изд., — СПб.: Лань, 2002. 576 С.

124. Jaworska Wladyslawa. Poglady Stasowa na malarstwo polskie. Warszawa: Panstwowy instytut sztuki, 1952. Nr. 10-11. S. 118-189.

125. Jaworska Wladyslawa. Stasow i Riepin о Matejke. Warszawa: Wydawnictwo sztuka, 1953. S. 86.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.