Эстетическое и поэтическое своеобразие философской лирики С.П. Шевырева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Федорова, Оксана Александровна

  • Федорова, Оксана Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Омск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 177
Федорова, Оксана Александровна. Эстетическое и поэтическое своеобразие философской лирики С.П. Шевырева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Омск. 2010. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Федорова, Оксана Александровна

Введение.

Глава 1. Эстетика С.П. Шевырева в контексте философских исканий любомудров.

1.1. Ключевые категории и методологические принципы эстетики

С.П. Шевырева.

1.2. Жанровые особенности лирики С.П. Шевырева.

Глава 2. Человек и мироздание в лирике С.П. Шевырева.

2.1. Поэтическое и натурфилософское своеобразие пейзажной лирики

С.П. Шевырева.

2.2. Художественная гносеология и антропология в лирике

С.П. Шевырева.

Глава 3. Романтическая концепция художника и культуры в лирике

С.П. Шевырева.

3.1. Образные представления С.П. Шевырева о поэтическом творчестве.

3.2. Мотивный комплекс Италии в лирике С.П. Шевырева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое и поэтическое своеобразие философской лирики С.П. Шевырева»

С.П. Шевырев (1806-1864) сыграл важную роль в развитии отечественной эстетики, критики, науки, теории и практики перевода, вузовского преподавания, однако его поэтическая деятельность все еще недостаточно изучена, в то время как жанровые, стилистические искания этого романтика отражают ключевые для его литературной эпохи тенденции развития русской лирики. После ранней смерти Д.В. Веневитинова любомудры именно в С.П. Шевыреве видели своего поэтического лидера. Кружок любомудров, в который входили Д.В. Веневитинов, В.Ф. Одоевский, И.В. Киреевский, С.П. Шевырев, А.И. Кошелев, Н.М. Рожалин и др., способствовал становлению русской философской прозы и поэзии, утверждая значимость . духовного самопознания [Иванов-Разумник, 1911: 245]. Лирика Шевырева конца 1820-х гг. - 1830-х гг. характеризуется стремлением к философичности, к постановке актуальных для той эпохи онтологических, гносеологических, натурфилософских, историософских, этических и эстетических проблем. Как и другие любомудры, Шевырев, находясь под' влиянием философии Ф.-В. Шеллинга и других немецких идеалистов, стремился к пробуждению национального самосознания, к преодолению подражательности в эстетике и в искусстве, к тому, чтобы на русской почве сформировалась философская культура.

А.Н: Пыпин как выразитель принципов культурно-исторической школы отечественного академического литературоведения утверждал необходимость изучения поэтов и писателей второго ряда для понимания особенностей литературного процесса. В этой связи осмысление поэтического наследия Шевырева актуально, так как оно органично вписано в художественный контекст творчества любомудров* и ранних славянофилов, помогает раскрыть становление и развитие романтической философской лирики, ее основные мотивные комплексы, ведущие эстетические принципы и художественные приемы в изображении внутреннего мира человека, природы, культурного наследия. В лирике любомудра в образной форме нашли отражение эстетические взгляды и критические оценки, его антропологические, натурфилософские и религиозные воззрения.

В истории изучения поэтического творчества Шевырева можно выделить следующие периоды:

1) прижизненные критические отзывы A.C. Пушкина, И.В. Киреевского, В.Г. Белинского, М. Погодина, H.A. Добролюбова, А.И. Герцена и др.;

2) дореволюционная критика и академическое литературоведение (В.В. Вересаев, К.К. Арсеньев, П.В. Анненков, Ф. Степун, И.И. Замотан, Р.В. Иванов-Разумник, А.Н. Пыпин и др.);

3) советское литературоведение (М. Аронсон, Ц. Вольпе, Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов, Л.Я. Гинзбург, Е.А. Маймин, И.Е. У сок, А.И. Абрамов, В. Д. Морозов, В.В. Кожинов, Ю.В. Манн,

A.Н. Соколов и др.);

4) современные работы литературоведов (А.И. Журавлева,

B.Н. Топоров, В.М. Маркович, В.А. Акимов, Е.Ю. Филькина, М.М. Дунаев, К.В. Ратников, Н.В. Цветкова, O.A. Бознак, А.Э. Еремеев, Г.В. Косяков, М.И. Медовой, К.Ю. Лаппо-Данилевский, Ф.А. Петров, В.И. Сахаров, Г.В. Зыкова и др.).

Современники далеко не однозначно воспринимали вклад Шевырева в развитие русской поэзии, эстетики и науки. Критические оценки менялись в связи с мировоззренческой эволюцией русского романтика. Первые художественные опыты, работы по эстетике и истории искусства Шевырева встретили одобрительные критические отклики. Так, A.C. Пушкин считал Шевырева одной из наиболее ярких фигур среди любомудров, определяющее влияние на которых оказала «новейшая немецкая философия» [Пушкин, 1949: 103]- Пушкин видел в художественных произведениях и научных трудах любомудра бесспорное проявление таланта: «Он избирает способ изложения историч.<еск>ий — и поделом: таким образом, придает он науке заманчивость рассказа» [Пушкин, 1949: 65].

И.В. Киреевский, которому были близки многие философские и эстетические идеи Шевырева, относил его, наряду с A.C. Хомяковым и Ф.И. Тютчевым, к «Немецкой школе» русского романтизма. Признавая поэтическое и научное дарование Шевырева, И.В. Киреевский считал существенной ограниченностью его стиля «недостаток отделки, и не только в частях, но и в плане» [Киреевский, 1911: 25]. Русский философ высоко оценивал научные труды Шевырева, усматривая в них «сознательную» любовь к России, стремление к системности и аналитизму.

М. Погодин в своих воспоминаниях дает яркий портрет деятельной и разносторонней личности Шевырева, отмечая его значимый вклад в развитие русской поэзии, эстетики и публицистики. Погодин завершает свои воспоминания емкой оценкой: «Да, скажу я смело: Шевырев имеет полное право на глубочайшую признательность» [Погодин, 1869: 59].

Критические оценки В.Г. Белинского в отношении Шевырева становились резче в связи с тем, что взгляды русского поэта и ученого становились более консервативными. Русский критик считал лирику любомудра «поэзией ума»: «Посему большая часть оригинальных произведений г. Шевырева, за исключением весьма немногих, обнаруживающих неподдельное чувство, при всех их достоинствах, часто обнаруживают более усилия ума, чем излияние горячего вдохновения» [Белинский, 1953: 78].

Наиболее резким в критических оценках. был H.A. Добролюбов, который отказывал Шевыреву не только в поэтическом даровании, но и в ценности его научных трудов, не приемля его консерватизма и мистицизма: «Деятельность г. Шевырева представляет какой-то вечный промах, чрезвычайно забавный, но в то же время не лишенный прискорбного значения» [Добролюбов, 1962: 178].

В 1870 - 1910-е гг. интерес к изучению эстетического и поэтического наследия Шевырева заметно угасает. В этот период к нему обращаются историки литературы как к фигуре второго или даже третьего ряда, иллюстрирующей основные эстетические и стилистические искания эпохи. А.Н. Пыпин изучал творчество Шевырева в единстве особенности стиля и мировоззрения, социальный идеал романтика, его отношение к православию [Пыпин, 1873: 109]. И.И. Замотин видел в Шевыреве предтечу русского академического литературоведения: «Несомненно, в этих словах намечена уже теория идеализма и реализма в поэзии и даже указана возможность перехода одного и того же писателя из первого рода поэзии во второй» [Замотин, 1911: 301]. В.В. Вересаев также усматривал в научных трудах Шевырева утверждение новых для его эпохи принципов «сравнительно-исторического изучения поэзии» [Вересаев, 1993: 58].

В советском литературоведении творчество Шевырева изучалось в контексте осмысления генезиса и развития философской лирики, магистральных в русской романтической поэзии лирических жанров. В частности, Ю.Н. Тынянов раскрыл особенности эстетической и поэтической рецепции Шевыревым одической традиции [Тынянов, 1977: 252]. Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, Л.Я. Гинзбург, М. Аронсон, Ц. Вольпе рассматривали творчество Шевырева в контексте изучения эстетической и художественной полемики «архаистов» и «новаторов», тенденции преодоления поэтической школы «гармонической точности». Н.Я. Берковский изучал творчество Шевырева в сопоставлении с философской лирикой Тютчева [Берковский, 1985: 164]. Постановка данной проблемы проявлена позднее и в работах В.В. Кожинова, который включал творчество Шевырева в «тютчевскую» плеяду поэтов:

Действительно, такого рода «тютчевские» строфы и строки можно обнаружить без конца в поэзии Глинки, Шевырева, Хомякова» [Кожинов, 1978: 109].

А.Н. Соколов, исследуя эстетические и философские искания любомудров в целом и Шевырева в частности, обратил внимание на их рецепцию философских систем Канта, Фихте и Шеллинга. Изучая эстетические манифесты русского романтика, ученый сфокусировал внимание на представлениях любомудра о философичности литературного произведения, о вдохновении, об идеале, о ключевых принципах романтического искусства [Соколов, 1985: 257-269].

А.И. Абрамов осветил художественное своеобразие «поэзии мысли» Шевырева, ее ритмомелодические особенности. Один из источников философичности лирики любомудра исследователь видел в «пантеистической интерпретации природы и ее единства с духовной жизнью человека» [Абрамов, 1986: 257-269]. Ученым были систематизированы эстетические принципы и методологические подходы Шевырева в изучении искусства' и литературного произведения. Абрамов одним из первых акцентировал внимание на религиозных, идеалистических основаниях мировоззрения русского романтика, его гносеологического и целостного этико-этетического идеала, сопоставляя его наследие с творчеством славянофилов.

Е.А. Маймин одним из первых в анализе лирических произведений Шевырева стремился раскрыть их поэтическое и философское своеобразие. Исследователь выявил диалог русского романтика с традицией духовной оды, с авторской позицией Г.Р. Державина, раскрыл особенности «философичности» лирики Шевырева в сопоставлении с другими любомудрами и русскими романтиками, поэтическое своеобразие «ночных», «натурфилософских» стихотворений и лирических текстов, посвященных Италии [Маймин, 1976: 80-91].

Ю.В. Манн выявил определяющие черты мировоззренческой позиции Шевырева, прояснив его избирательное отношение к гносеологии и эстетике Ф.-В. Шеллинга. Исследователь осветил ключевую особенность философской лирики Шевырева, заключающуюся в ее архаической и библейской стилевой окраске, которая восходит к русской одической традиции [Манн, 1969: 149-190].

В отечественном литературоведении рубежа XX - XXI вв. заметно усилился интерес к эстетике и к художественному творчеству Шевырева, что объяснимо, во-первых, стремлением заполнить пробелы в изучении русского романтизма, во-вторых, преодолением штампов социологического подхода в осмыслении литературного процесса. В современной науке появляются монографические исследования, посвященные изучению философского, научного и художественного наследия Шевырева. В этой связи следует отметить монографические работы К.В. Ратникова и Н.В. Цветковой, в которых исследуются ключевые мотивные комплексы лирики русского романтика. К.В. Ратников выявляет религиозные, эстетические и художественные источники формирования авторской позиции Шевырева, своеобразие его образной картины мира [Ратников, 2008: 384]. Н.В. Цветкова стремится показать несостоятельность сформировавшегося в литературоведении представления о неоригинальности эстетической и поэтической позиции: «Талантливые интерпретации художественных текстов в дневнике писателя позволяют увидеть в нем основоположника русской герменевтики» [Цветкова, 2008: 111].

В современном отечественном литературоведении усилился интерес к осмыслению имманентной религиозности и метафизической направленности лирики Шевырева. Так, М.М. Дунаев изучает стилевое и мировоззренческое своеобразие лирики Шевырева через призму обращения поэта к святоотеческой книжности. Исследователь заключает: «Ясно ощутимо стремление поэта к библейскому слогу, что, несомненно, созвучно внутреннему консерватизму Шевырева» [Дунаев, 2002: 188]. Ученый оттеняет в лирике любомудра соединение отвлеченной романтической образности и библейской символики.

Ф.З. Канунова, В.Д. Морозов, А.Э. Еремеев, В.Н. Топоров, А.И. Журавлева, Г.В. Зыкова рассматривают эстетику и художественное творчество Шевырева в контексте развития русской философской прозы, сопоставляя его авторскую позицию с творческими исканиями других любомудров, A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. В частности, В.Н. Топоров раскрывает феномен литературного мифотворчества Шевырева, в основе которого лежат архаические представления о поэтическом вдохновении [Торопов, 1997: 224-243]. Плодотворно в современной отечественной науке изучается литературно-критическая деятельность Шевырева в журнале «Московский вестник», в котором отражены эстетические искания любомудров.

Г.В. Косяков исследует проблему метафизики бессмертия в лирике русского романтика, отмечая, что для него приобрела значимость объективированная форма бессмертия души в произведении искусства, в культуре: «Творческая мысль, в понимании Шевырева, есть ключевая характеристика бессмертной субстанции, позволяющая человеку преодолеть ограниченность земного мир.» [Косяков, 2007: 118]. Исследователь выявляет формы индивидуального мифотворчества в лирике любомудра, основные направления его религиозных исканий, жанровые, сюжетные, композиционные и образные особенности его лирических текстов, сопоставляя эстетические позиции Шевырева и Веневитинова.

Статьи Е.Ю. Филькиной, М.И. Медового,. К.Ю. Лаппо-Данилевского помогают раскрыть творческую эволюцию русского романтика, его рецепцию различных западноевропейских эстетических и поэтических традиций. В работах многих современных отечественных исследователей преобладает биографический метод в изучении художественного и научного наследия Шевырева. Биографический метод, бесспорно, помогает восполнить существующие пробелы в изучении эволюции взглядов русского романтика. В частности, Ф.А. Петров выявляет особенности «политического консерватизма» [Петров, 1999: 39]. Шевырева, основные направления его просветительской деятельности в Московском университете.

Как мы видим, системное изучение лирики Шевырева актуально для современного литературоведения, которое стремится к выявлению мировоззренческого, жанрового, композиционного, стилистического своеобразия лирики русского романтика, его отношения к магистральным философским и художественным направлениям эпохи. Большинство современных отечественных литературоведов признает, что поэтическое, философское и научное дарования Шевырева,. как и многих его современников, живших и творивших в условиях николаевской реакции, не смогли реализоваться в полной мере. Современное отечественное литературоведение лишь в наши дни приходит к пониманию художественной ценности лирики Шевырева. Еще многие лирические тексты любомудра обойдены вниманием литературоведов, хотя вне изучения поэтического наследия этого любомудра не может быть осмыслена в целом семиосфера [Лотман, 2000: 245] русского романтизма.

Научная новизна диссертационной работы заключается в системном изучении лирики Шевырева, в рассмотрении ее художественной онтологии, антропологии, гносеологии, магистральных религиозных, этических и эстетических взглядов поэта. В работе выявляются ключевые жанровые, композиционные, образные, стилистические черты «поэзии мысли» русского поэта. В работе в новом герменевтическом ключе представлены лирические «автокомментарии» к эстетике, к критике Шевырева, к его поэтическому стилю. Качественно новым в диссертации является рассмотрение хронотопов лирических текстов любомудра, его ключевых мирообразов, мифопоэтики вдохновения и творчества. В творчестве русского романтика выделяются и исследуются различные виды лирического пейзажа. В сферу литературоведческого анализа включены малоизученные лирические произведения русского романтика 1830-х - 1860-х гг., многие его лирические произведения впервые стали объектом научного изучения.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в осмыслении своеобразия эстетики и поэтики русского романтизма, его ключевых жанров, мотивных комплексов, в разработке анализа философской лирики, подтекста и контекста. Работа вносит определенный вклад в изучение хронотопа, сюжета, композиции лирического текста. Анализ поэтических текстов Шевырева призван выявить ориентацию любомудров на создание поэзии самопознания человеческой души, в связи с этим диссертация вносит вклад в изучение психологизма, диалектичности и диалогизма лирического образа. Основные результаты диссертационного исследования расширяют представления о формах проявления религиозности в художественном произведении, об аллюзиях и реминисценциях с текстами Священного Писания. Работа выполнена в русле современных тенденций отечественного литературоведения, связанных с осмыслением мифопоэтики и метафизики русской классической литературы. Диссертация выявляет основные направления стилевых исканий русского романтизма.

Практическое значение диссертации заключается в том, что ее выводы могут быть использованы в чтении общих курсов истории русской литературы XIX в. и в разработке специальных курсов по истории русского романтизма, русской философской лирики. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке собраний сочинений Шевырева, в комментировании его лирических произведений. Работа содействует популяризации творчества Шевырева и других любомудров.

Целью диссертационного исследования является осмысление эстетического и поэтического своеобразия лирики Шевырева в контексте развития русской лирики 1820-х - 1860-х гг. Поставленная цель обусловила следующие задачи:

1. Осветить эстетические, философские, художественные источники формирования поэтической позиции Шевырева, образные формы раскрытия эстетической программы поэта.

2. Охарактеризовать жанровое своеобразие лирики русского романтика и своеобразие его поэтического стиля.

3. Раскрыть особенности художественной антропологии и гносеологии Шевырева в контексте философских исканий любомудров.

4. Рассмотреть важнейшие мирообразы в лирике Шевырева, его художественные представления о Вселенной и человеческой душе.

5. Осмыслить ключевые образные представления о культуре и поэтическом гении, сосредоточенные в мотивном комплексе Италии в лирике любомудра.

Предметом диссертационного исследования является лирика Шевырева 1820-х — 1860-х гг.; в работе также рассматриваются эстетические трактаты русского романтика, его критические статьи и дневники. Для осмысления эстетического контекста эпохи в работе представлен анализ философской поэзии и прозы любомудров Д.В. Веневитинова, В.Ф. Одоевского, И.В. Киреевского, поэтические произведения М.В. Ломоносова, В.А. Жуковского, A.C. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Наряду с этим, для раскрытия духовного диалога Шевырева со святоотеческой традицией в диссертации представлен сопоставительный анализ поэтических текстов русского романтика с текстами Священного Писания, с православной гимнографией.

Объектом диссертационного исследования выступает многогранный комплекс образных представлений Шевырева о мироздании, природе, человеческой душе, познании, религиозном преображении, вдохновении, поэтическом гении, культуре и истории. В диссертации раскрывается стилистическое, художественное своеобразие программных для лирики русского романтика лирических текстов различной жанровой природы. В работе выявляются ключевые поэтические принципы и приемы в раскрытии диалектичности макро-и микрокосма, композиционные и сюжетные особенности лирических произведений русского поэта.

Специфика поставленных цели, задач, предмета и объекта исследования определили круг разнообразных методов и приемов, используемых в диссертации. Определяющая роль в работе отводится культурно-историческому и историко-генетическому методам, которые позволяют выявить истоки авторской позиции Шевырева, ее неразрывную связь с философским и эстетическим контекстом эпохи. В работе также применяются феноменологический, сравнительно-исторический и типологический методы. В отдельных случаях используются приемы культурологического и лингвистического анализа в целях раскрытия особенностей индивидуального стиля Шевырева.

Изучение художественного мира лирического произведения в диссертации опирается на ставший традиционным для отечественного литературоведения метод целостного анализа, в основе которого лежит отношение к тексту как к универсуму, где глубоко взаимосвязаны формальные и содержательные компоненты. Основы для такого видения текста заложила немецкая классическая философия, в частности, эстетика Ф.-В. Шеллинга. М.М. Гиршман так определяет кардинальную смену эстетических ориентиров в отношении к лирическому произведению в немецкой классической философии: «Теперь же, наоборот, все исходит из произведения, точнее - из универсума.» [Гришман, 1991: 26]. В романтической эстетике текст воспринимался в качестве универсума, в котором сфокусировано диалектическое самопознание человеческой души как органичной части макрокосма.

Методология целостного анализа раскрывает органичную связь различных поэтических уровней текста, единство его смыслового ядра и формальных средств. Стилевое, образное, композиционное единство текста, по нашему убеждению, объективирует авторскую позицию, которая индивидуализируется в каждом литературном произведении, принимая неповторимое воплощение. М.М. Бахтин раскрыл природу этого образного воплощения авторской позиции: «Каждый текст (как высказывание) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан)» [Бахтин, 1986: 299]. Художественная деталь фокусирует в себе авторское мировидение. Лирика Шевырева развивалась в контексте «золотого» века русской поэзии, поэтому многие его лирические тексты конца 1820-х — 1840-х гг. соответствуют высоким планкам художественности его эпохи, что и позволяет применять методологию целостного анализа при изучении лирических текстов поэта. Для поэзии Шевырева значимы такие формы субъектной организации, как автор и лирический субъект. Авторская позиция в лирике Шевырева часто принимает форму открытой эстетической декларации, философского обобщения, что в целом характерно для творчества любомудров.

В изучении русской философской лирики эпохи романтизма сформировалась особая методология благодаря трудам Ю.Н. Тынянова, Л .Я. Гинбург, Б.М. Эйхенбаума, И.Е. Усок, Ю.В. Манна, Е.А. Маймина, P.C. Спивак и др. Хотя термин «философская лирика» стал традиционным для отечественного литературоведения, его содержание у разных исследователей существенно отличается. В частности, Е.А. Маймин указывает, что термин «философский» применительно к романтизму выражает не качество, не прямое содержание, а «программу и ее сознательные тенденции» [Маймин, 1975: 145]. Данное понимание философичности» наиболее применимо к программным лирическим текстам Шевырева. И.Е. Усок, осмысляя феномен философской поэзии, уделяет внимание и рассмотрению мировоззренческого ядра текста, и изучению образных форм, например, аллегорического художественного языка [Усок, 1973: 107-128].

P.C. Спивак, раскрывая основные вехи развития русской философской лирики, предлагает принять в роли ее структурообразующего критерия «предмет художественного изображения, в качестве которого выступают родовые, сущностные особенности сознания человека» [Спивак, 1985: 6]. Исследователь выделяет такие характерные черты философской лирики, как внеличная и обобщенно-личная форма выражения авторского сознания, сближение внутреннего сюжета с логической операцией определения, особый этико-философский ассоциативный контекст, тенденция расширения художественного пространства, прозрение во временном вечного. Указанные особенности философской лирики в полной мере проявляются в творчестве Шевырева.

При изучении лирики Шевырева важна как философская проблематика, так и авторская установка на «образ мысли», на процессы рефлексии, самопознания. Данная эстетическая направленность в лирике любомудра воплотилась в жанровых формах духовной оды, послания, драматического стихотворения, аллегорической элегии. А.Э. Еремеев, раскрывая истоки русской философской литературы, подчеркивает: «Иначе говоря, подлинная философичность русской литературы воплощается не только в идеях, проблемах, высказываниях героев, но и в специфике художественной формы.» [Еремеев, 1989: 17-18]. Среди таких специфических художественных принципов и форм в философской лирике Шевырева можно назвать стремление к высокому, «библейскому» стилю, аллегоризм, метафизическое углубление лирического пейзажа, аллюзии и реминисценции, создающие подтекст, диалектичность лирического сюжета, введение поэтических тезисов с дальнейшей их аргументацией, доминирование вселенского хронотопа, активное введение образов архитектурных или литературных памятников. В частности, образная рефлексия поэта относительно архитектурных памятников Италии вызывает в лирике Шевырева философские размышления о смене и преемственности цивилизаций, о месте русского народа среди других европейских народов.

Исследователи философской лирики Шевырева в качестве ее ключевых источников выделили псалмы и другие тексты Священного

Писания, духовные оды XVIII в., натурфилософию Шеллинга.

Философская лирика Шевырева, как и поэзия Баратынского, Тютчева,

Хомякова, эволюционировала от традиционных жанров к особой поэтической форме — лирической медитации, представляющей исток, движение и результат философской рефлексии. Поэзия Шевырева шла по пути освобождения лирической ситуации от условности: Лирическая ситуация постепенно получает личностную, психологическую обусловленность, приобретает динамику. Л.Я. Гинзбург пишет о данном процессе: «Лирическое переживание или размышление отнесены теперь к личности (разумеется, обобщенной); изменилось тем самым и возросло значение лирического субъекта» [Гинзбург, 1974: 52]. В творчестве Шевырева устойчивой становится лирическая ситуация, когда медитация и рефлексия являются откликом на конкретный архитектурный 1 или литературный памятник, на эстетические позиции поэтов-современников, на важные общественно-политические события, на знаменательные даты, на явления природной жизни, на встречи с близкими людьми. Для философской лирики Шевырева характерно органичное соединение одической и элегической жанровых традиций, молитвенной медитации и рефлексии. В лирике Шевырева, как и в творчестве Жуковского, акцентирована проблема «невыразимости» духовных глубин личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Шевырев, противопоставляя подражательное искусство и свободное творческое самовыражение души, призывал поэтов-современников к осознанию своеобразия отечественной культуры, к сохранению и преумножению богатств русского национального языка, к созданию «поэзии мысли».

2. Оды Шевырева, характеризующиеся стремлением к высокой и тожественной образности, проявляют поэтическую установку на раскрытие диалектики мысли, стремление придать жанровой традиции духовной оды философскую направленность.

3. В поэзии Шевырева выделяются элегический, аллегорический и метафизический типы пейзажа, раскрывающие рефлексию лирического субъекта относительно места человека в мироздании.

4. В лирике Шевырева приобретает значимость хронотоп Вселенной как храма, где все живое славит Творца, данный хронотоп позволяет преодолеть пантеистическое отношение к природе.

5. В области художественной гносеологии и антропологии Шевырева доминируют представления об иерархичности внутреннего мира человека, включающего в себя духовную, чувственную и интеллектуальную сферы, о единстве макро-и микрокосма, развивается христианский концепт преображения.

6. Центральной проблемой лирики Шевырева выступает проблема воплощения мысли и Логоса в творчестве, в истории культуры, данный мотивный комплекс выступает ключевым в итальянском «цикле» поэта, где доминирует противопоставление культуры, Логоса разрушительной силе смерти и хаоса.

В силу того, что поэтическое творчество Шевырева не издано в полном объеме с необходимыми историко-литературными комментариями и черновыми вариантами, текстологическую базу моей диссертации составляют различные авторитетные сборники лирических произведений

Шевырева, прижизненные публикации его критических статей, эстетических трактатов и научных трудов, а также изданные впервые в наше время дневники русского романтика.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 180 источников. Расположение глав и разделов диссертации подчинено проблемно-тематическому, историческому и жанровому принципам изучения творческого наследия русского поэта. Глава 1 «Эстетика С.ГГ. Шевырева в контексте философских исканий любомудров» раскрывает ведущие эстетические категории и методологические принципы эстетики русского романтика, а также ключевые лирические жанры в его поэзии, прежде всего жанры оды и послания. Во 2 главе «Человек и мироздание в лирике С.П. Шевырева» изучаются особенности художественной онтологии, гносеологии и антропологии русского поэта, проясняются поэтические формы проявления имманентной философичности и религиозности, выявляются особенности его натурфилософской поэзии. В 3 главе «Романтическая концепция художника и культуры в лирике С.П. Шевырева» осмысляются образные представления русского романтика об универсальной природе поэтического гения, о генезисе вдохновения, рассматриваются программные в творчестве поэта лирические манифесты, раскрывающие эстетические взгляды и критическую позицию; особое внимание уделено изучению мотивного комплекса Италии, где значимое место занимает проблема преемственности и диалога культур, а также рецепция русским романтиком художественного наследия Данте.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Федорова, Оксана Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С.П. Шевырев сыграл важную роль в становлении и в развитии русской эстетики, критики, теории и практики перевода. Его жанровые и художественные искания в сфере лирики отражают основные поэтические тенденции развития русской литературы первой половины XIX в. Лирика Шевырева представляет интерес в связи с тем, что она фокусирует в себе в образной форме ключевые положения его эстетики, литературной критики. Ученый стоял у истоков русских академических литературоведческих школ, сравнительно-исторической и культурно-исторической филологии. Шевырев, как и другие любомудры, стремился к тому, чтобы русская литература обрела не только философичность,, но и подлинную национальную самобытность. «Поэзия мысли» Шевырева характеризуется рационалистичностью, диалектичностью, декларативностью, дидактизмом и прямолинейностью. I

Всесторонняя эрудиция Шевырева-ученого, знание им истории западноевропейского искусства, древнерусской культуры отражены и в его поэзии, где частотными являются историко-культурные сопоставления, образы архитектурных памятников, реминисценции с различными живописными полотнами и литературными текстами. Шевырев подчеркивал то, что художественный мир поэта, отдельного литературного произведения представляет собой формально-содержательную целостность.

В лирике Шевырева представлены магистральные для его поэтической эпохи литературные жанры: ода, элегия, послание, эпиграмма, сонет, 1 мадригал, фрагмент, драматическое стихотворение, сатира. Если раннему творчеству Шевырева присущ жанровый характер мышления, то в поздней лирике возникают синтетические жанровые формы.

Для Шевырева, в отличие от Веневитинова, приобрела большую значимость традиция оды. Оды Шевырева, выражающие его программные философские положения, в поэтическом плане характеризуются стремлением к высокой архаике, к церковнославянской образности, к торжественному поэтическому синтаксису, примерами чего выступают оды «Я есмь», «Преображение», «Мысль» и «Мудрость». Для од русского романтика характерно обращение к библейским образам: в них проявлены многочисленные аллюзии и реминисценции с текстами Священного Писания. В одах Шевырева проявлена поэтическая установка на диалектику мысли, в структуре од поэта четко проявлены тезисы и поэтические аргументы. Оды Шевырева представляют собой стремление придать жанровой традиции духовной оды философскую направленность. Одцческая образность и тональность проникают в произведения Шевырева иной жанровой природы: в послания, в драматические стихотворения, в аллегорические элегии.

Послания Шевырева, как и послания других любомудров, становятся образной формой выражения эстетической и этической программы, что проявлено в таких произведениях поэта, как «Четыре новоселья» (На новоселье И.В Киреевскому), «К [княгине] З.А. В[олконск]ой». В них утверждается стремление автора к осознанному жизнестроительству. Послания Шевырева часто приобретают полемическую направленность, ярким примером чего служит послание «Пушкину», («Из гроба древности тебе привет.»), где автор раскрывает в образной форме историю развития русской поэзии, свое видение ее обновления. Образной формой литературной критики служат также сатиры, сатирические послания и эпиграммы Шевырева, характеризующиеся пародийным стилем: «Тяжелый поэт», «Педантам-изыскателям».

Несмотря на критическое отношение к школе гармонической точности, Шевырев активно обращался к традициям западноевропейской и русской аллегорической пейзажной элегии, вкладывая в данную жанровую модель многогранное философское содержание. В лирике Шевырева, как и в поэзии

Веневитинова, пейзаж строится по сложившемуся канону элегической и аллегорической поэзии, но в то же время приобретает философский подтекст, раскрывая рефлексию лирического субъекта относительно места, роли человека в мироздании. В творчестве русского романтика выделяются элегический, аллегорический и метафизический типы пейзажа. В поэзии Шевырева, как и в лирике Тютчева, метафизическая направленность пейзажа проявляется в изображении звездного неба, ночной природы, в которых лирический субъект видит откровение религиозного идеала, переживая ощущение полноты внутренней жизни, что проявляется в таких произведениях любомудра, как «Ночь» («Как ночь прекрасна и чиста.»), «Ночь» («Немая ночь! Прими меня.»). В романтической картине мира Шевырева четко противопоставлены дневная природа, проникнутая конфликтностью, и ночная природа, которая вызывает в лирическом субъекте созерцательное, молитвенное благоговение. В лирике русского романтика изображение природы мы видим в единстве с раскрытием внутреннего мира личности. В этом отношении Шевырев продолжает традиции Жуковского, стремившегося передать сокровенные стороны человеческой души, отразить процессы интроспекции, рефлексии.

В натурфилософской поэзии любомудра поднимаются проблемы гносеологии, онтологии, антропологии и историософии, при этом в лирических произведениях о природе, мироздании библейская образность органично соединяется с натурфилософской, «шеллингианской» («Сон»). Мотивные комплексы тени, покрова, ризы, представленные в «ночной» лирике русского поэта, созвучны ключевым мирообразам поэзии Тютчева, Лермонтова, Хомякова. В натурфилософской лирике Шевырева возникает мотив славословия всего живого Творцу, образное- представление о мироздании как храме. Комплекс данных религиозных представлений позволяет преодолеть Шевыреву-поэту пантеистическое отношение к природе.

В аллегорических пейзажах Шевырева мы видим тяготение к образному пластицизму и к динамике. Аллегорические пейзажи оформляют разнообразные тематические комплексы: размышления о великом назначении России, любовные переживания, противопоставление стихии и человеческой культуры. Ярким примером аллегорического пейзажа служит элегия «Две реки». Постепенно в лирике Шевырева пейзаж преодолевает аллегорические рамки и отражает конкретные состояния природы и воспринимающего их человека.

Значимое место в лирике Шевырева занимают образные представления о человеке, его внутреннем мире. Художественная гносеология и антропология Шевырева раскрывают его диалог с философией Шеллинга. Русский романтик передает динамику и иерархичность внутреннего мира человека, включающего в себя различные сферы: духовную, чувственную и интеллектуальную («Сила духа»). Контрастный образ человека, вбирающего в себя конечное и бесконечное, в лирике Шевырева продолжает поэтические традиции Державина. Духовное воспарение, стремление к познанию глубин мироздания сближают лирического субъекта русского романтика с библейской, святоотеческой традицией. Пейзаж души в лирике русского поэта слагается как из отвлеченных романтических образов, так и из характерных для христианской культуры сакральных образов и символов: душа метафорически соотносится с образами храма, обители, с божественным огнем и светом. Алтарем внутреннего мира человека выступает бессмертный дух. В центре поэтического мира Шевырева — душа, наделенная творческой активностью, чувствующая свою связь с горним миром, с Богом как источником жизни. В лирике русского романтика богоподобными свойствами человека выступают мысль, слово, творчество, которые подчеркивают царственный статус человека на земле. В лирике Шевырева звучит мысль о том, что человек участвует в процессе сотворения мира. В области художественной антропологии и гносеологии Шевырева определяющими выступают религиозный концепт духовного преображения.

Для лирического субъекта Шевырева приобретают значимость субстанциональные этические ценности веры, надежды, любви, дружбы, которые воспринимаются им в качестве определяющих смыслов человеческой жизни. В лирике Шевырева отражен романтический мотивный комплекс «невыразимого», связанный с утверждением особого диалога человеческих душ, который происходит на уровне интуитивных прозрений, взглядов, звуков голоса — данная идея становится ключевой в программном для лирики Шевырева элегическом послании «Звуки» (К N.N.). В лирике Шевырева утверждается характерное для романтиков представление о единстве макро-и микрокосма, а также стремление к максимальному духовному самовыражению, к универсализации внутреннего мира человека, в связи с чем в лирике поэта возникает образ души-органа.

В лирике Шевырева поднимаются магистральные для эстетики любомудров проблемы, связанные с постижением генезиса и смысла вдохновения, творчества, красоты. Для Шевырева важна проблема воплощения мысли и Логоса в творчестве, в истории культуры. В поэзии романтика противопоставляются подражательное искусство и свободное творческое самовыражение души. Шевырев в своих лирических произведениях призывает к осознанию национального своеобразия русской культуры, к сохранению и преумножению богатства русского национального языка. Шевырев утверждает значимость лирики, которая по своим стилевым и содержательным характеристикам ориентирует на интеллектуальную активность читателя. Шевырев сохраняет канонические для русского романтизма черты образа поэта-пророка, традиционные для этого образа перифразы, метафоры, эпитеты и сравнения, что мы видим, например, в элегии «На смерть поэта». Образный мир лирических произведений любомудра о поэте и поэзии характеризуется, с одной стороны, отвлеченностью, с другой - пластицизмом, введением конкретных биографических деталей. В лирике Шевырева представлена магистральная для русской романтической лирики антитеза поэта и толпы: если поэт знаменует полноту духовной жизни, то толпа — духовную смерть.

В лирических произведениях Шевырева о поэте и поэзии мы видим образную форму автокомментария, который приобретает в отдельных случаях характер самоиронии («Эпиграмма-октава»). В произведениях данной тематической группы автор обращается к вопросам стиля, просодии, межкультурного диалога, периодизации истории русской литературы. Авторская позиция Шевырева оформляется в диалоге с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. В произведениях, посвященных центральным фигурам литературного процесса в России 1820-х - 1840-х гг., проявляется способность русского романтика сфокусировать центральные образы и стилевые приемы этих художников. Поэтические представления Шевырева об искусстве предвосхищают эстетические и художественные искания славянофилов и во многом созвучны исканиям Гоголя.

В. творчестве Шевырева особое место занимает итальянский «цикл», включающий лирические тексты различной жанровой природы, которые представляют собой идейно-эстетическое и поэтическое единство. Ключевой эстетической и историософской проблемой итальянского «цикла» является постижение смысла истории и культуры, в которых Шевырев, как и Чаадаев, видит духовную преемственность, диалог различных эпох и народов. Ключевой содержательной и формальной антитезой итальянского «цикла» служит противопоставление культуры, Логоса разрушительной силе смерти и хаоса. Данный конфликт проявлен в таких произведениях русского романтика, как «Храм Пестума», «Стены Рима»», «Форум». Поэт утверждает бессмертие творческой мысли и силы человека^ воплощенные в произведениях искусства: в архитектурных памятниках, живописных полотнах и литературных произведениях.

В итальянском «цикле» значимое место занимает культурное пространство Рима, в котором соединились традиции античности и эпохи Возрождения: «Тибр», «К Риму» («Когда в тебе, веками полный Рим.»),

Стансы Риму» («По лествице торжественной веков.»). Образ «вечного города» в итальянском «цикле» утверждает, с одной стороны, былое величие Римской империи, с другой стороны, преемственность эпох, культурную память. Сквозной в итальянском «цикле» служит рефлексия, самопознание лирического субъекта, воспринимающего себя в качестве выразителя русской культуры, в связи с чем в «цикле» и возникает диалогичность («Русский соловей в Риме»).

Органичное место в итальянском «цикле» занимает тема поэтического гения, связанная прежде всего с образом Данте, к осмыслению творческого наследия которого Шевырев обращался в своих научных трудах. В представлении Шевырева, Данте — это универсальный поэт, отразивший в своем творчестве мироздание в целом, от глубин ада до горних сфер. В лирических текстах, посвященных Данте («Чтение Данта», «Тройство»), Шевырев обращается к проблеме рецепции литературного памятника читателем. Русский романтик утверждает значимость активной рецепции, которая заключается в приобщении к универсальному поэтическому гению.

Хотя в последнее десятилетие активизировался издательский и научный интерес к фигуре Шевырева, его лирика, как и все творческое наследие, нуждается в дальнейшем изучении. По нашему глубокому убеждению, должно быть издано полное собрание его сочинений с необходимыми комментариями текстов, справочно-биографическим материалом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Федорова, Оксана Александровна, 2010 год

1. Буало, Н. Поэтическое искусство Текст. / Н. Буало.'- М.: Художественная литература, 1937. — 104 с.

2. Веневитинов, Д., Шевырев, С., Хомяков, А. Стихотворения Текст. / Д. Веневитинов, С. Шевырев, А. Хомяков. Л. : Советский писатель, 1937. -318с.

3. Веневитинов, Д.В. Стихотворения. Проза Текст. / Д. В. Веневитинов. М. : Наука, 1980.-608 с.

4. Иларион. Слово о Законе и Благодати Текст. / Иларион / Сост., вступ. ст., пер. В. Я. Дерягина. Реконстр. древнерус. текста Л. П. Жуковской: Коммент. В. Я. Дерягина, А. К. Светозарского. М. : Столица, Скрипторий, 1994. - 146,с.

5. Киреевский, КВ. Полн. собр. соч.: В 2 т. Текст. / И. В. Киреевский; М. : Типогр. Императорского Московского ун-та, 1911.

6. Ломоносов, М.В. Избранные произведения Текст. / М. В. Ломоносов. — Л. : Советский писатель, 1986. 560 с.

7. Майков, А.Н. Собрание сочинений: В 2 т. Текст. / А. Н. Майков. М. : Правда, 1984.

8. Ю.Погодин, М. Воспоминание о Степане Петровиче Шевыреве Текст. / М. Погодин. СПб. : Печатня В. Головина, 1869. - 60 с.

9. Поэты 1820 1830-х годов: В 2 т. Текст. - Л. : Советский писатель, 1972.

10. Православный богослужебный сборник Текст. — М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000. — 400 с.

11. Русские эстетические трактаты первой трети XIX вёка: В 2 т. Текст. / Ред. коллегия: М. Ф. Овсянников и [др.]. М. : Искусство, 1974.

12. Русская литература XIX века 1800 — 1830-е годы: Источниковедческая хрестоматия Текст. / Под ред. В. Н. Аношкиной, Т. Н. Батуровой, С. А. Джанумова, И. П. Попова, Д. Г. Терентьевой. М. : МПУ, 1993.

13. Урания. Карманная книжка на 1826 год для любительниц и любителей русской словесности Текст. -М.: Наука, 1998.

14. Шевырев, С.П. Итальянские впечатления Текст. / С. П. Шевырев. СПб. : Академический проект, 2006. - 648 с.

15. Шевырев, С.П. Стихотворения М. Лермонтова. С. Петербург. 1840. в 12-ю д. 168 стран. Текст. / С. П. Шевырев // Москвитянин. 1841. - Ч. II. - № 3. - С. 525-539.

16. Шевырев, С.П. История русской словесности. Лекции Степана Шевырева Текст. / С. П. Шевырев. Ч. 1. -М., 1859.

17. Шевырев, С.П. История русской словесности. Лекции Степана Шевырева Текст. / С. П: Шевырев. Ч, 2. М., 1860.

18. Шевырев, С.П. Лекции о русской литературе, читанные в Париже, в 1862 г. С.П. Шевыревым Текст. / С. П. Шевырев. СПб. : 2 Отделение Академии Наук, 1884. - 280 с.

19. Шевырев, С.П. Очерк истории живописи итальянской, сосредоточенной в Рафаэле и его произведениях. Четыре публичные лекции, читанные ординатором профессором С. Шевыревым в 1851 году Текст. / С. П. Шевырев. -М., 1852.1.. Справочная литература

20. Александров, НД. Силуэты пушкинской эпохи Текст. / Н. Д. Александров. М. : «Аграф», 1999. - 320 с.

21. Библейская энциклопедия Текст. / Труд и издание Архимандрита Никифора. М. : Teppa-TERRA, 1991.-902 с.

22. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. Текст. / В. И. Даль — М. : Гос. изд-во Иностранных и национальных словарей, 1955.

23. Лермонтовская энциклопедия Текст. — М. : Советская энциклопедия, 1981. -784 с.

24. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Текст. М. : Советская энциклопедия, 1991.

25. Пушкинская энциклопедия. 1799-1999 Текст. М. : ООО Фирма «Издательство ACT», 1999. - 808 с.

26. Словарь языка Пушкина: В 4 т. Текст. / Отв. ред. акад. АН СССР В. В. Виноградов. М. : «Азбуковник», 2000.

27. Философский энциклопедический словарь Текст. М. : ИНФРА-М, 2001.-576 с.

28. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве Текст. / Дж. Холл. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. 656 с.

29. Христианство : Энциклопедический словарь : В 3 т. Текст. М. : Большая Российская энциклопедия, 1995.

30. Шуклин, В.В. Русский мифологический словарь Текст. / В. В. Шуклин. -Екатеринбург : Уральское изд-во, 2001. — 384 с.1. Ш. Литературная критика

31. Аксаков КС., Аксаков, КС. Литературная критика Текст. / К. С. Аксаков, И. С. Аксаков. -М.: Современник, 1981. -383 с.

32. Арсенъев, К.К. Критические этюды по русской литературе: В 2 т. Текст. / К. К. Арсеньев. СПб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1888.

33. Белинский, В.Г. Литературные мечтания Текст. // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т.-М. : Изд-во АН СССР, 1953.-Т. I.-C. 20-104.

34. Белинский, В.Г. Стихотворения М. Лермонтова Текст. // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М. : Изд-во АН СССР, 1953. - Т. IV. - С. 479547.

35. Бестужев-Марлинский, A.A. Взгляд на старую и новую словесность в России Текст. // Бестужев-Марлинский A.A. Собрание стихотворений. — Л.: Сов. писатель, 1948. С. 151-170.

36. Вересаев, В.В. Степан Петрович Шевырев Текст. // Вересаев В.В. Спутники Пушкина: В 2 т. М. : Васанта, 1993. - Т. II. - С. 57-59.

37. Дружинин, A.B. Прекрасное и вечное Текст. / А. В. Дружинин. М. : Современник, 1988. - 543 с.41 .Надеждин, Н.И. Литературная критика. Эстетика Текст. / Н. И. Надеждин. М. : Художественная литература, 1972. — 576 с.

38. Пушкин, A.C. Денница. Альманах на 1830 год, изданный М. Максимовичем. М. в универс. типогр. 1830. (XXXIV - 256 стр. в 16-ю д. л., с гравир. заглав. листком) Текст. // Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 17 т.-Л. : Изд-во АН СССР, 1949.-Т. 11.-С. 103-109.

39. Пушкин, A.C. <«История поэзии» С.П. Шевырева> Текст. // Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 17 т. Л. : Изд-во АН СССР, 1949. - Т. 12. - С. 65-66.

40. Страхов, H.H. Литературная критика Текст. / Н. Н. Страхов. М. : Современник, 1984.-431 с.

41. Хомяков, A.C. Несколько слов о философическом письме, напечатанном в 15 книжке «Телескопа» (Письмо к г-же Н.) Текст. / A.C. Хомяков Сочинения: В 2 т. М. : Медиум, 1994. - Т. 1. - С. 449-455.1.. Труды по философии, эстетике

42. Булгаков, С. Свет невечерний: Созерцания и умозрения Текст. / С. Булгаков. М. : Республика, 1994. - 415 с.

43. Гегель, Г.-В. Эстетика: В 4 т. Текст. / Г.-В. Гегель. М. : Искусство, 1971.

44. Гердер, И.-Г. Идеи к философии истории человечества Текст. / И.-Г. Гердер. М. : Наука, 1977. - 704 с.

45. Литературные манифесты западноевропейских романтиков Текст. -М. : Изд-во Московского ун-та, 1980. 638 с.

46. Зеньковскш, В.В. История русской философии: В 2 т. Текст. / В. В. Зеньковский. Л. : Эго, 1991.

47. Одоевский, В.Ф. О литературе и искусстве Текст. / В. Ф. Одоевский. — М. : Современник, 1982.

48. Трубецкой, E.H. Смысл жизни Текст. / Е. Н. Трубецкой. М. : ООО «Издательство ACT», 2000. - 656 с.

49. Флоренский, П.А. Оправдание космоса Текст. / П. А. Флоренский. -СПб. : ОРХГИ, 1994. 224 с.

50. Флоренский, П.А. Имена Текст. / П. А. Флоренский. Кострома : ООО «Купина», 1993.- 320 с.

51. Чаадаев, П.Я. Избранные сочинения и письма Текст. / П.Я. Чаадаев. -М. : Правда, 1991. 560 с.

52. Шеллинг, Ф.-В. Сочинения: В 2 т. Текст. / Ф.-В. Шеллинг. М. : Мысль, 1989.

53. V. Работы по теории литературы

54. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтйн. -М. : Искусство, 1986. 444 с.

55. Большаков, В., Бореев, Ю. Классицизм: человек долга в абсолютистском государстве Текст. / В. Большаков, Ю. Бореев // Теория литературы.

56. Т. IV. Литературный процесс. М. : ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. -С. 191-205.

57. Гачев, Г. Образ в русской художественной культуре Текст. / Г. Гачев. — М. : Искусство, 1981. -241 с.

58. Гиршман, М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа Текст. / М. М. Гиршман. М. : Высшая школа, 1991. - 160 с.

59. Душина, Л.Н. Ритм и смысл в литературном произведении Текст. / Л. Н. Душина. Саратов : Изд-во Саратовского государственного педагогического института, 1998. - 149 с.

60. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика Текст. / В. М. Жирмунский. Л.: Наука, 1977. - 407 с.

61. Косяков, Г.В. Эстетическое своеобразие русской метафизической поэзии Текст. / Г. В. Косяков // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. Вып. № 7. - Омск : Сфера, 2005. - С. 88-92.

62. Лотман, Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю. М. Лотман. СПб. : «Искусство-СПБ», 2004. - 704 с.

63. Манн, Ю.В. Диалектика художественного образа Текст. / Ю. В. Манн. — М.: Советский писатель, 1987. 320 с.

64. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа Текст. / Е. М. Мелетинский. М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 407 с.

65. Океанский, В.П. Метафизика культуры: Проблемы теории и истории Текст. / В. П. Океанский. Иваново : Ивановский гос. ун-т, 1998. - 60 с.

66. Савельева, В.В. Художественная антропология Текст. / В. В. Савельева. Алматы : АГУ им. Абая, 1999. - 281 с.

67. Сильман, Т. Заметки о лирике Текст. / Т. Сильман. — Л. : Советский писатель, 1977. 224 с.

68. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное Текст. / В. Н. Топоров. М. : Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. — 624 с.

69. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика Текст. / Б. В. Томашевский. M.-JL, 1931. - 243 с.

70. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино Текст. / Ю. Н. Тынянов. М. : Наука, 1977. - 575 с.

71. Успенский, Б.А. Семиотика искусства Текст. / Б.А. Успенский. — JI. : Языки русской культуры, 1995. 360 с.

72. Фохт, У.Р. Некоторые вопросы теории романтизма (замечания и гипотезы) Текст. / У. Р. Фохт // Проблемы романтизма : Сб. — М. : Искусство, 1967. С. 77-92.

73. Яницкий, JI.C. Лирика и миф (о некоторых особенностях лирического дискурса) Текст. / Л. С. Яницкий // Филологические науки. 2004. -№3.-С. 12-22.

74. VI. Исследования по истории русской и зарубежной литературы

75. Афанасьев, А.Н. Древо жизни Текст. / A. Н, Афанасьев. М. : Современник, 1982. - 464 с.

76. Афанасьева, Э.М. Русская стихотворная «молитва» XIX века Текст. / Э. М. Афанасьева // Русская стихотворная «молитва» XIX века: Антология. Томск : «STT», 2000. - С. 7-58.

77. Айхенвальд, Ю. Силуэты русских писателей Текст. / Ю. Айхенвальд. -М. : Республика, 1994. 591 с.

78. Баевский, B.C. История русской поэзии: 1730 1980 гг. Текст. / В. С. Баевский. - М. : Интерпракс, 1994. — 296 с.

79. Берковский, Н.Я. О русской литературе Текст. / Н. Я. Берковский. Л. : Художественная литература; 1985.

80. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии Текст. / Н. Я. Берковский. Л. : Художественная литература, 1973. — 567 с.

81. Благой, Д.Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества Пушкина Текст. / Д. Д. Благой. -М. : Советский писатель, 1977. — 544 с.

82. Вайнштейн, О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля Текст. / О. Вайнштейн // Чтения по истории и теории культуры. Историческая поэтика. — М. : Российский государственный гуманитарный ун-т, 1994. Вып. 6. — 80 с.

83. Вацуро, В.Э. Лирика пушкинской поры: Элегическая школа Текст. / В. Э. Вацуро. СПб. : Наука, 1994. - 240 с.

84. Веселовский, А. Западное влияние в новой русской литературе: Историко-сравнительные очерки Текст. / А. Веселовский. — М. : Русское Т-во печатного и издательского дела, 1896. 256 с.

85. Виноградов, В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII- XIX веков Текст. / В. В. Виноградов. М. : Высшая школа, 1982. -529 с.

86. Гаспаров, М.Л. Избранные труды: В 2 т. Текст. / М. Л. Гаспаров. М. : Языки русской культуры, 1997.

87. Гершензон, М. Исторические записки Текст. / М. Гершензон. — М. : Типолитография Т-ва И. Кушнерев и И. Кушнерев и К°, 1910. 190 с.

88. Гинзбург, Л.Я. О лирике Текст. / Л. Я. Гинзбург. М.-Л. : Советский писатель, 1974. - 407 с.

89. Гинзбург, Л.Я. Русская поэзия 1820 1830-х годов Текст. / Л. Я. Гинзбург // Поэты 1820 — 1830-х годов : В 2 т. — Л. : Советский писатель, 1972.-Т. 1.-С. 5-71.

90. Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII века Текст. / Г. А. Гуковский.- М. : Аспект Пресс, 1999. 453 с.

91. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики Текст. / Г. А. Гуковский.- М. : Художественная литература, 1965. 356 с.

92. Дунаев, М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII XX веках Текст. / М. М. Дунаев. - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. - 1056 с.

93. Егоров, Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Текст. / Б. Ф. Егоров. — JI. : Искусство, 1982. — 269 с.

94. Егоров, Б.Ф. От Хомякова до Лотмана Текст. / Б. Ф. Егоров. М. : Языки славянской культуры, 2003. - 368 с.

95. Еремеев, А.Э. Русская философская проза (1820 1830-е годы) Текст. / А. Э. Еремеев. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1989. — 192 с.

96. Жаткин, Д.Н. «Чаша жизни» в русской поэзии Текст. / Д. Н. Жаткин //

97. Русская речь. 2006. - № 1. - С. 9-13.

98. Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии Текст. / В. М. Жирмунский. СПб. : Азбука-классика, 2001. - 496 с.

99. Замотин, И.И. Литературные течения и литературная критика 30-х годов Текст. / И. И. Замотин // История русской литературы XIX века / Под ред. Д. И. Овсянико-Куликовского. М. : Издание Т-ва «Мир», 1911. — С. 277-330.

100. Замотин, И. История новой русской литературы XIX столетия (от 20-ых до 40-ых гг.) Текст. / И. Замотин. Варшава, 1914-1915.- 464 с.

101. Зырянов, О.В. Русская интимная лирика XIX века: проблемы жанровой эволюции Текст. / О. В. Зырянов. Екатеринбург,: УрГУ, 1998. - 103 с.

102. Иванов-Разумник, Р.В. Общественные и умственные течения 30-х годов и их отражение в литературе Текст. / Р. В. Иванов-Разумник // История русской литературы XIX века / Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского. -М. : Издание Т-ва «Мир», 1911. С. 247-276.

103. История русской литературы: В 4 т. Текст. / Гл. ред. Н. И. Пруцков. — Л.: Наука, 1981.

104. Кожинов, В.В. Книга о русской лирической поэзии ХЗХ века: Развитие стиля и жанра Текст. / В. В. Кожинов. — М.: Современник, 1978. 303 с.

105. Кошемчук, Т.А. Русская поэзия в контексте православной культуры Текст. / Т. А. Кошемчук. СПб. : Наука, 2006. - 639 с.

106. Купреянова E.H., Макогоненко Г.П., Национальное своеобразие русской литературы Текст. / Е. Н. Купреянова, Г. П. Макогоненко JI. : Наука, 1976.- 416 с.

107. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы Текст. / Д. С. Лихачев. М.: Наука, 1979. - 352 с.

108. Магина, Р.Г. Русский философско-психологический романтизм (Лирика В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, A.A. Фета) Текст. / Р. Г. Магина. -Челябинск : Челябинский гос. пед. ин-т, 1982. — 96 с.

109. МЪ.Маймин, Е.А. О русском романтизме Текст. / Е. А. Маймин М. : Просвещение, 1975. - 240 с.

110. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма Текст. / Ю. В. Манн. М. : Наука, 1976.-375 с.

111. Манн, Ю.В. Русская,философская эстетика (1820 1830-е годы) Текст. /I

112. Ю. В. Манн. М. : Искусство, 1969. - 304 с.

113. Медовой, М.И. Роман В.Ф. Одоевского из эпохи итальянского Возрождения Текст. // М. И. Медовой. Филологический сборник. -Л., 1970.-С. 46-64.

114. Мезиер, A.B. В поисках правды и смысла жизни (очерк из истории русского масонства) Текст. / А. В. Мезиер, СПб. : Изд-во О.Н. Поповой, 1906. - 144 с.

115. Микешин, A.M. Исторические судьбы русской романтической поэзии Текст. / А. М. Микешин. Кемерово : КГПИ, 1973. - 212 с.

116. Мордовченко, Н.И. Русская критика первой четверти XIX века Текст. / Н. И. Мордовченко. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - 432 с.

117. Текст. / А. О. Панич. Донецк : ДонГИ, 1998. - 96 с. ИЪ.Пыпин, А.Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов Текст] / А. Н. Пыпин. — СПб. : Типография М. Стасюлевича, 1873. - 514 с.

118. Рассадин, С. Русская литература: От Фонвизина до Бродского Текст. / С. Рассадин. -М.: СЛОВО / SLOVO, 2001. 288 с.

119. Рассадин С. Спутники Текст. / С. Рассадин. М. : Советский писатель, 1983.-312 с.

120. Сахаров, В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили: Очерки Текст. /

121. B. И. Сахаров. М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 256 с.

122. Семенко, КМ. Поэты пушкинской поры Текст. / И. М. Семенко. М. : Художественная литература, 1970. — 296 с.

123. Семенова, С.Г. Метафизика русской литературы: В 2 т. Текст. /

124. C. Г. Семенова. М. : Издательский дом «ПоРог», 2004.

125. Соколов, А.Н. История русской литературы XIX в. (Первая половина) Текст. / А. Н. Соколов. М.: Высшая школа, 1985. - 584 с.

126. Спивак, P.C. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров Текст. / Р. С. Спивак. — Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1985. 140 с.

127. Степун, Ф. Немецкий романтизм и русское славянофильство Текст. / Ф. Степун // Русская мысль. 1910. - Кн. III. - С. 65-91.

128. Трофимов, Е.А. Иконография «Невыразимого» Текст. / Е. А. Трофимов // Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература: Исследования и материалы. Иваново : Ивановский гос. ун-т, 1998. - С. 7-19.

129. Фризман, Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова Текст. / JI. Г. Фризман. М. : Наука, 1973. - 168 с.

130. Ходанен, Л.А. Миф в творчестве русских романтиков Текст. / JI. А. Ходанен. — Томск : Изд-во Томского университета, 2000. 318 с.

131. Черейский, Л.А. Современники Пушкина: Документальные очерки. М., 1999.-352 с.

132. Эйхенбаум, Б.М. Статьи о Лермонтове Текст. / Б. М. Эйхенбаум. Л. : Ленинградское отделение Изд-ва Академии наук СССР, 1961. - 370 с.

133. Эйхенбаум Б.М. О поэзии Текст. / Б. М. Эйхенбаум. — Л. : Советский писатель, 1969. 552 с.

134. VII. Работы, посвященные любомудрам

135. Ъ%. Акимов, В.А. Литературно-эстетическая концепция поэта и поэзии втрудах любомудров Текст. / В. А. Акимов // Анализ художественногоtпроизведения: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1992. - С. 58-67.

136. Веневитинов, М. К биографии поэта Д.В. Веневитинова Текст. / М. Веневитинов // Русский архив. 1885. - Кн. 1. - № 1. - С. 113-131.

137. Грибушин, И.И. Заметки о Дмитрии Веневитинове Текст. / И. И. Грибушин // Русская литература. 1968. - № 1. - С. 192-201.

138. Еремеев, А.Э. И.В. Киреевский. Литературные и философско-эстетические искания (1820 — 1830) Текст. / А. Э. Еремеев. Омск : ОмГПУ, 1996. - 171 с.

139. Еремеев, А.Э. И.В. Киреевский — писатель, литературный критик, мыслитель (1820 1830) Текст. / А. Э. Еремеев. - Омск : ОмГПУ, 1993.I- 52 с.

140. Каменский, З.А. Московский кружок любомудров Текст. / 3. А. Каменский. М.: Наука, 1980. - 328 с.

141. Канунова, Ф.З. A.C. Пушкин и «Московский вестник» Текст. / Ф. 3. Канунова // Ученые записки Томского гос. ун-та им В.В. Куйбышева. 1951. -№ 16. - С. 91-114.

142. Котляревский, Н. Пушкин и Д.В. Веневитинов Текст. // Котляревский Н. Старинные портреты. СПб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1907. -С. 75-132.

143. Лудилова, Е.В. Концепция развития поэзии в эстетике раннего И.В. Киреевского Текст. / Е. В. Лудилова // Русская литература. 2003.- № 2. С. 19-30.

144. Маймин, Е.А. Д. Веневитинов. Поэт и друг Текст. / Е. А. Маймин // Поэтический строй русской лирики. Л. : Наука, 1973. - С. 96-107.

145. Маймин, Е.А. Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, A.C. Пушкин, Ф.И. Тютчев Текст. / Е. А. Маймин. М. : Наука, 1976. -192 с.

146. Морозов, В.Д. Д.В. Веневитинов (к характеристике личности и мировоззрения) Текст. / В. Д. Морозов // Проблема метода и жанра. — Вып. 12. Томск : Изд-во Томского ун-та, 1986. - С. 137-156.

147. Морозов, В.Д. «Московский вестник» и его роль в развитии русской критики Текст. / В. Д. Морозов. Новосибирск : Изд-во Новосибирского ун-та, 1990.-268 с.

148. Никулина, В.В. Этико-эстетический идеал в русской романтической эстетике и поэзии Текст. / В. В. Никулина. Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОГИ», 2005. - 56 с.

149. Подольская, И. Мысль цель - единство (Веневитинов-критик) Текст. / И. Подольская // Литературная учеба - 1980. - № 2. — С. 141-148.

150. Пятковский, А.П. Из истории нашего литературного и общественного развития. Историко-литературные характеристики. Князь В. Одоевский и Д. Веневитинов Текст. / А. П. Пятковский. СПб. : Наблюдатель, 1901.-167 с.

151. Сайкина, Н.В. Московский литературный салон княгини Зинаиды Волконской Текст. / Н. В. Сайкина. -М. : Наука, 2005. 295 с.

152. Сакулин, П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель: В 2 т. Текст. / П. Н. Сакулин. М. : Издания М. и С. Сабашниковых, 1913.

153. Сахаров, В.И. Под сенью дружных муз Текст. / В. И. Сахаров. М. : Художественная литература, 1984.

154. Смиренский, Б.В. Эстетические и философские воззрения Д.В. Веневитинова Текст. / Б. В. Смиренский // Научные докладывысшей школы. Филологические науки. — 1969. № 6. — С. 36-48.i

155. Тартаковская, Л.А. Рыцарь «мыслящей поэзии» Текст. / Л. А. Тартаковская // Научные труды Ташкентского гос. ун-та им. В.И. Ленина. Вып. 474. - Ташкент, 1974. - С. 75-101.

156. Тартаковская, Л.А. Дмитрий Веневитинов Текст. / Л. А. Тартаковская. Ташкент : Фан, 1974. - 157 с.

157. У сок, И.Е. Философская поэзия любомудров Текст. / И. Е. У сок // К истории русского романтизма. — М. : Наука, 1973. — С. 107-128.

158. Штерн, М.С. Философско-художественное своеобразие русской прозы XIX века Текст. / М. С. Штерн. Омск : ОГПИ, 1987. - 86 с.

159. Эткинд, Е.Г. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина Текст. / Е. Г. Эткинд. JI. : Наука, 1973. - 248 с.

160. Wytrzen G. Dmitrij Vladimirovich Venevitinov als Dichter der russichen Romantik / G. Wytrzen. Craz; Köln, 1962. - 246 s.

161. Vin. Работы, посвященные С.П. Шевыреву

162. Абрамов, А.И. Шевырев Текст. / А. И. Абрамов // История эстетической мысли: В 6 т. М. : Искусство, 1986. - Т. 3. - С. 378-384.

163. Аронсон М. Вступительная статья Текст. / М. Аронсон // Веневитинов Д., Шевырев С., Хомяков А. Стихотворения. — Л.-: Советский писатель, 1937.-С. 99-110.

164. Вольпе, Ц. Шевырев Текст. / Ц. Вольпе // Русские поэты XVIII XIX вв.: Антология. - М.-Л., 1941. - Т. 2. - С. 539-544.

165. Журавлева, А.И. «Московская поэтическая школа» и проблема альтернативных путей в литературе. Лермонтов и Шевырев Текст. // Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. -М. : Прогресс-Традиция, 2002. С. 24-36.

166. Косяков, Г.В. Бессмертие творческой мысли в лирике С.П. Шевырева Текст. / Г. В. Косяков // Сибирский филологический журнал. 2006. -№ 3. - С. 4-7.

167. Косяков, Г.В. Свет Фавора и метафизика бессмертия в лирике С.П. Шевырева Текст. / F. В: Косяков // Вопросы фольклора и литературы: По материалам конференций. Омск : Академия, 2006. -С. 147-150.

168. Лаппо-Даншевский, К.Ю. Шевырев и Винкельман (статья первая) Текст. / К. Ю. Лаппо-Данилевский // Русская литература. 2002. - № 2. - С. 3-27.

169. Медовой, М.И. «Вечно обязан Риму» Текст. / М. И. Медовой // Шевырев С.П. Итальянские впечатления. СПб. : Академический проект, 2006. -С. 5-46.

170. Петров, Ф.А. С.П. Шевырев первый профессор истории российской словесности в Московском университете Текст. / Ф. А. Петров. — М. : Альтекс, 1999.-58 с.

171. Ратников, КВ. Роль С.П. Шевырева в развитии русской науки, литературы и журналистики Текст. / К. В. Ратников. — Челябинск, 2008. -384 с.

172. Топоров, В.И. О стихотворении Шевырева «Пушкину.» и античной параллели к нему [Текст] / В. Н. Топоров // Лотмановский сборник. -Т. 2. М. : Изд-во РГГУ; Изд-во «ИЦ-Гарант», 1997. - С. 224-243.

173. Цветкова, Н.В. С.П. Шевырев критик, историк и теоретик литературы1830-е годы) Текст. / Н. В. Цветкова. Псков : ПГПУ, 2008. - 204 с.t

174. Филькина, Е.Ю. «Великий трудолюбец» Текст. / Е. Ю. Филькина // С.П. Шевырев. Науки жрец и правды воин. М. : Русскш м1ръ, 2009. -С. 5-40.1. V

175. Lunder, U. Stepan Petrovic Sevyrev, 1820 1836: Ein Beitrag zur Entstehung der Romantik in Russland Text. / U. Lunder. - Köln; Wien: Böhau, 1986.445 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.