Эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Дерюгина, Ирина Владимировна

  • Дерюгина, Ирина Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 244
Дерюгина, Ирина Владимировна. Эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2008. 244 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дерюгина, Ирина Владимировна

Введение.

Глава 1. Теоретические основания создания педагогической модели эстетического воспитания студентов.

1.1. Разработанность проблемы эстетического воспитания в исторической ретроспективе.

1.2 Социально-психологические факторы эффективного эстетического воспитания студентов.

1.3 Эстетическое развитие студентов на занятиях иностранным языком как актуальная педагогическая проблема.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Условия реализации педагогической модели преподавания иностранного языка в контексте эстетического воспитания.

2.1 Новейшие подходы к изучению иностранного (английского) языка в аспекте эстетического воспитания.

2.2 Описание опытно-экспериментальной апробации педагогической модели преподавания иностранного языка в контексте эстетического воспитания.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной апробации модели.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка»

Актуальность выбранной темы. Социальные, экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, тесно взаимосвязаны с областями образования и воспитания, так как качество преобразований в обществе, эффективность инновационных процессов в социально-экономической и духовно-нравственной жизни определяется потенциалом человеческого фактора, знаниями, энергичностью, инициативностью и творческой активностью людей, так как многое зависит от интуиции человека, его опыта и способности взглянуть на проблему под разными углами зрения, что соотносится с культурным уровнем самой I личности. При решении сложных задач, стоящих перед современным ! обществом, огромное значение имеет развитие творческих начал в человеке, его способности к преобразованию окружающей действительности, незавершенности» мира. Таким образом,-можно констатировать возрастание роли эстетического воспитания.

Исследователи отмечают, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков происходит переход от репродуктивно-педагогической парадигмы образования (т.е. передачи «опыта от «отцов» «детям» средствами специально организованного педагогического процесса» [58, 25] к креативно-педагогической (т.е. «возврат каждого индивида к естественной педагогической деятельности как ^ сотворчеству взрослого и ребенка», при которой. «будет получено знание, необходимое для гармонии с миром.») [58, 27]. Именно в этот момент развития общества возникла острая необходимость поиска новых технологий и методик обучения и воспитания в контексте большого разнообразия появившихся возможностей.

Идея выхода эстетического воспитания на новые горизонты не нова, многие мыслители и ученые прошлого подчеркивали необходимость привнесения эстетического (чувственного) начала в преподавание любого школьного предмета (Платон, И. Песталоцци, Ф. Шиллер, Дж. Дьюи, Ч. Пирс).

В этой связи целесообразным и плодотворным представляется рассмотрение проблемы эстетического воспитания студентов неязыковых вузов 3

Московского института экономики, статистики и информатики, Московского института финансов и права и Московской государственной юридической академии) на базе изучения иностранного языка. Выборг данного предмета не случаен, так как иностранный язык, как никакой другой предмет из учебной программы неязыковых вузов, представляет обширное поле деятельности для педагога, обеспокоенного столь остро стоящей проблемой эстетического воспитания в современном обществе.

При обучении иностранному языку преподаватель имеет возможность формировать на занятиях иностранным языком художественную культуру личности студентов в единстве знаний, ценностных ориентаций, вкусов, идеалов; влиять на повышение уровня4 эстетики поведения, ориентированной на «диалог культур», уважение точки* зрения собеседника, толерантное отношение к партнеру; развивать творческие способности студентов (особую значимость имеют творческая инициатива, творческое воображение, преодоление стереотипов и др.). Таким образом, выполняется одна из важнейших задач любого предмета - «научить детей видеть и слышать жизнь во всех её многообразных связях и уметь размышлять в. них, выявляя их нравственное; социальное содержание и формировать, у детей ценностные' ориентации» (Л.В. Горюнова).

В' данном исследовании автор исходит из понимания эстетического воспитания как целенаправленного, систематического процесса развития человека, включающего освоение культуры страны изучаемого языка, характерных для нее норм и системы ценностей; развитие навыков восприятия и понимания прекрасного в искусстве этой страны, воспитание эстетических взглядов, чувств, вкуса, потребностей в создании прекрасного,* а также развитие бережного и ответственного отношения к культуре; открытость к диалогу культур и наличие необходимых умений, для осуществления компетентного межкультурного общения.

Значимость роли эстетического воспитания в развитии творческих начал личности несомненна. Современные исследования убедительно доказывают, что интегративным показателем целостного развития личности считается её творческая'инициатива. Это определяется тем, что столь значимое для всего образовательного процесса взаимодействие процессов гуманизации и гуманитаризации (гуманитаризация - проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин) образования* реализуется, прежде всего, в отношениях между процессами развития творческой инициативы в человеке и эстетического воспитания.

Идея развития стремления к творчеству является центральной в исследовании, что идет «в, унисон» с мнением-A.A. Мелик-Пашаева, который считает одной из основных задач образования - пробуждение потребностей в творческом выражении, формирование у учащихся способностей творческого познания. О важности творческого подхода заявляют как классики («Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить», - писал, например, Н: В.Гоголь или, по мнению французского писателя?Р.Роллана, «живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни-. Все1 радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это* разряды силы, родившиеся в пламени единого костра»), так и- успешные люди; являющиеся. в< настоящий' момент образцом для подражания молодежи. Например, известный бизнесмен Б. Трейси в своей книге «21 секрет миллионера» пишет: «Творческий дух — это всего лишь синоним, другое название для^ усовершенствования.Каждый раз, когда вам В'голову приходит идея; как усовершенствовать некую часть своей работы« и найти новые, улучшенные,, более- быстрые, более дешевые или более легкие способы достижения результата, вы. функционируете на самом высоком уровне своего творческого потенциала» [187].

Вместе с художественным образованием, развитием эстетического вкуса, воображения;, стремлением к достижению высокого уровня- эстетики общения, формирование творческих потребностей является основными направлениями эстетического воспитания студентов.

Художественное образование, приобщение- людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимые условия' для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты, так как простое насыщение среды эстетическими элементами еще не говорит о развитии личности.

Вместе с тем, данное исследование направлено на преодоление обывательского представления об эстетическом как о чем-то красивом материальном, наша задача — воспитать эстетически развитую личность, т.е. гармоничную личность, у которой имеется внутренний «культурный стержень», позволяющий ей полнокровно общаться с прекрасным и активно участвовать в его создании, обладать развитым эстетическим вкусом, иметь эстетическое чувство, гибкость и оригинальность мышления, а также быть открытой к осуществлению межкультурного диалога.

На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический- вкус и представление об идеале. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях деятельности. Оно* тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Между тем, в организации эстетического воспитания отчетливо виден ряд серьезных недочетов: недостаточное количество или полное отсутствие в учебных планах неязыковых вузов предметов, направленных на эстетическое воспитание студентов. Например, в учебном плане Института финансов, и права (МИФП) для факультета «Финансы и кредит» представлено 83 предмета, на изучение которых отводится 9470 академических часов1 за весь курс обучения. Из всего списка предметов только один направлен на эстетическое воспитание студентов - культурология (на её изучение отводится 60 академических часов).

Так же обстоит дело и в Московском институте экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и в Московской государственной юридической академии (МГЮА).

В то же время отчетливо видна тенденция к экстенсивному пути развития в эстетическом образовании. То есть, организуются дополнительные лекции, факультативные занятия (в вышеперечисленных вузах — художественная самодеятельность, хор) и др., охватывающие малое количество студентов и носящие скорее мероприятийный, а не систематический характер. При этом остается практически невостребованным мощный воспитательный потенциал вузовских учебных дисциплин.

В данном контексте уместно привести примеры таких высоко развитых в экономическом плане стран, как Япония и США. Изучение литературы по образованию- в этих странах показало, что огромное влияние уделяется* эстетическому воспитанию и художественному образованию. Например, в Японии на одно изобразительное искусство отводится 12 часов в неделю против нашего 1 часа. В^ старших классах в России его вообще нет в программе, в то время, как в США - 3 часа в неделю. Правительство Японии вкладывает деньги в культуру и эстетическое воспитание, так как, ;в.конечном счете, это оказывается^ выгодно государству и окупается экономически, ибо установлено,% что качество выпускаемой продукции во многом ^зависит от эстетической развитости рабочего, инженера и т.д.

Эстетически развитый человек не способен выпускать продукцию плохого качества. Одно из руководящих положений «кружков контроля за~качеством» на японском предприятии гласит: «Что' сегодня кажется красивым, завтра устареет. Думай о качестве непрестанно». Следовательно, красота в Японии^ выступает и как экономическая категория, а эстетическое воспитание - как основа^экономного целесообразного ведения» хозяйства. Одновременно с этим, в стране всячески поощряется самообразование (основная концепция педагогики — «образование в течение всей жизни» и повышение уровня-культуры человека (всевозможные выставки, курсы, массовая пропаганда и, даже, материальное поощрение посещения консерваторий и др.). Вызывает интерес тот факт, что рабочие Японии проводят часть своего обеденного перерыва в созерцании «сада камней», наслаждаясь красотой природы и черпая из нее энергию.

Естественно, нет необходимости полностью копировать в России модель эстетического воспитания Японии, но некоторые элементы вполне возможно перенять, так как- на практике доказана эффективность взаимопроникновения эстетических моментов и процесса образования и воспитания (Б.Т.Лихачев, В.А. Сухомлинский и др.). Например, JI.C. Выготский говорит о том, что эстетически воспитать кого-то — значит «создать у этого лица постоянный и правильно действующий канал, отводящий и отвлекающий на полезные надобности внутренний мир подсознательного» [28, 294].

Противоречивость ситуации; сложившейся в педагогической практике в определенной степени объясняется, на наш взгляд, недостаточной теоретической и практической разработанностью- проблемы эстетического воспитания студентов неязыковых вузов.

В советской педагогике проводился целый ряд исследований- проблем эстетического воспитания, но основная их доля посвящена разработке теории и практики эстетического воспитания« в средней школе (работы - Б.Г. Ананьева, A.B. Бакушинского, П.ГЪ Блрнского, JI.G. Выготского, Б.П. Юсова). Проблемами эстетического воспитания студентов занимались Б.Л. Бахарев, М.В1 Веселовская, С.И. Ростов. Вопросы теории эстетического воспитания^ и творчества исследовали в своих трудах философы (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.К. Скатерщиков; Л.В. Тодоров и др.), психологи' (Д'.Б. Богоявленская, Л'.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, €.Л. Рубинштейн-, А.Я. Пономарев, Б.М. Теплов, П. Торренс и др.).

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. было проведено несколько исследований, связанных с изучением различных аспектов эстетического воспитания:, рассмотрен потенциал комплексного воздействия средств искусства на- когнитивную и эмоционально-волевую сферы личности студентов в процессе социально-эстетического воспитания (М. А. Налбандьян, 2000); раскрыты организационно-педагогические проблемы, эстетического воспитания и образования студентов в современных условиях России (М. И. Ридняк, 2001); предложена авторская модель освоения эстетических ценностей студентами технических вузов (С. В. Щигельска, 2000) и др.

Вместе с тем эстетический потенциал иностранного языка как учебного предмета в высшей школе в исследованиях не раскрыт, что определило основную проблему исследования: Каковы эффективные педагогические условия эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка?

Существующие в настоящее время противоречия между открытиями педагогической теории и их представленностью в педагогической практике, отсутствие профессиональной готовности преподавателей к реализации моделей эстетического воспитания студентов средствами иностранного языка, недостаточная разработанность. теории - все эти факторы обусловили выбор темы исследования «Эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка».

Объект исследования; эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов.

Предмет исследования: процесс- эстетического воспитания г, в учебной' деятельности на занятиях английским языком:

Цель исследования: теоретически обосновать педагогическую- модель эстетического воспитания^ студентов неязыковых вузов средствами английского языка и проверить её эффективность в опытной работе.

Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:

1. На основе изучения современного состояния проблемы выявить психолого-педагогическую- сущность и структуру эстетического воспитания студентов как составляющей целостного развития личности.

2. Разработать критерии и определить уровни эстетического развития студентов неязыковых вузов, в процессе изучения иностранного языка, обосновать принципы и методы их эстетического развития.

3. Определить педагогические условия эффективной реализации модели эстетического воспитания' студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную модель; описать методические рекомендации по ее реализации в образовательном процессе вуза.

В качестве основной выдвигается следующая гипотеза: Процесс эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка осуществляется эффективно, если в ходе учебных занятий комплексно реализуются взаимосвязанные и взаимодействующие педагогические условия:

- выявление преподавателем эстетического аспекта в содержании учебного предмета (в данном случае - английского языка) и соответствующая организация форм занятий на основе систематического включения в содержание обучения английскому языку целенаправленно отобранного к эстетически ориентированного учебного материала;

- привлечение методов и технологий обучения, направленных на активизацию эстетического отношения студентов к учебному процессу и жизни в целом, в том числе и на разностороннее развитие личности студента, основанное на принципах педагогики искусства (суггестопедический метод, метод побуждения к «вчувствованию» в произведения искусства и эстетическому сопереживанию при их восприятии и др.).

- обеспечение дидактических условий (взаимодействие рационального и эмоционального в учебном процессе; организация на занятиях субъект-субъектного взаимодействия (общения) между преподавателем и студентом; целенаправленное поощрение преподавателем проявлений творческой инициативы и самостоятельной творческой деятельности студентов; систематическое развитие мотивации студентов к повышению уровня эстетического развития; психологически комфортная, дружественная атмосфера на занятиях иностранным языком);

- педагогическая поддержка эстетического развития студентов в различных его проявлениях и активизация их творческой деятельности в ходе применения на занятиях иностранным языком системы специально разработанных заданий, стимулирующих развитие эстетического вкуса, культурного кругозора и эстетического чувства студентов, а также навыков компетентного осуществления межкультурного диалога;

- использование эстетического потенциала освоения интонационно-образного своеобразия языка, особенностей раскрытия культуры в лексическом строе, развитие эстетического отношения к объектам культуры страны изучаемого языка, использование на занятиях методов формирования навыков актерского мастерства (перевоплощение и др.).

Методологической основой исследования явились концепции эстетического развития (A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.С. Каган, A.A. Мелик-Пашаев, Е.М. Торшилова, Л.П. Печко и др.) и художественного образования (A.B. Бакушинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский); полихудожественного развития (Б.П. Юсов и др.), инвестиционная теория креативности (Р. Стернберг, Е. Григоренко), теоретические положения* о развитии психических процессов личности и юношества (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Jit Колберг и др.); работы в области теории и методики обучения иностранным^языкам (Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, И.Л. Бим, Г.Лозанов и др:); теории' педагогического творчества (Н'.Д. Никандров, В.А. Кан-Калик и др.); идеи «диалога культур» (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, B.C. Библер и др.).

Цели и задачи исследования определили основные методы: Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, беседы, ретроспективный анализ собственной педагогической работы в течение 9 лет, экспериментально-практическая проверка разработанной модели эстетического воспитания студентов средствами английского языка, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, статистическая обработка данных, а также методы обучения и воспитания, которые применялись в процессе апробации педагогической модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка.

Опытно-экспериментальная база исследования включает студентов 14 курсов Московского института экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Московского института финансов и права (МИФИ) и Московской государственной юридической академии (МГЮА). Количество студентов,

11 принимавших участие в эксперименте, составило 380 человек. К эксперименту были привлечены также преподаватели: кафедр- иностранных языков МЭСИ, МИФИаиМГЮА.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе системного анализа ведущих концепций эстетического воспитания и гуманизации высшего образования; была теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая; модель, реализация которой обеспечивает повышение уровня эстетического развития студентов в процессе изучения иностранного (английского)>языка.

Уточнено понятие эстетического воспитания-студентовшеязыковых.вузов в. процессе: изучения: иностранного языка, под которым понимается? целенаправленное, систематическое развитие личности студента, включающее освоение культуры страны < изучаемого языка, системы: ценностей: а характерных для нее. норм; развитие восприятия и понимания прекрасного в искусстве этой5 страны, развитие эстетических взглядов, чувств,, вкусов, потребностей в создании прекрасного,- а также развитие бережного и ответственного отношения к культуре;: открытость, к диалогу культур- и наличие навыков компетентного осуществления межкультурного общения:.

Определен педагогический: потенциал взаимодействия;' таких аспектов: преподавания иностранного языка, как интонационно-образный; лингвокультурологический; опора на использование программ: полихудожественного развития на занятиях; педагогическая, поддержка самостоятельного создания студентами различных творческих проектов' по предмету (подготовка спектаклей,, презентаций и т.д.), а также коммуникативный аспект.

Выявленыкритерии различных уровней*эстетического развития студентов неязыковых вузов (культурный кругозор; мотивация., эстетический; вкус, творческая инициатива и воображение, а также характер преобладающей деятельности студентов в ходе изучения иностранного языка).

Теоретически и практически подтверждена взаимосвязь процесса эстетического воспитания и эффективности учебного процесса. Раскрыто

12 содержание структурных составляющих процесса эстетического воспитания студентов средствами иностранного языка, для которых разработана система заданий (творческие, полихудожественные, коммуникативные и лингвокультурологические).

Теоретическая' значимость исследования заключается в выявлении методов эстетического - воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку (суггестопедический метод, метод побуждения к «вчувствованию» в произведения искусства и эстетическому сопереживанию при-их восприятии, методы активизации творческой деятельности в процессе занятий иностранным языком и др.).

Выделены и теоретически актуализированы компоненты эстетического воспитания студентов неязыковых, вузов в процессе изучения иностранного языка (интонационно-образный, заключающийся в способности'выразительно. - передать значение слов, настроение при помощи интонации; эмоционально-образный, предполагающий использование эмоционально-окрашенных образов, при обучении английскому языку; мотивационный, реализующийся в. применении на занятиях активных игровых форм деятельности, создании ситуаций, направленных на повышение уровня эстетического развития' студентов).

Теоретически обоснованы ведущие дидактические условияь реализации модели эстетического воспитания студентов* неязыковых вузов на занятиях иностранным языком: опора на взаимодействие рационального и эмоционального в учебном процессе; организация на занятиях субъект-субъектного взаимодействия- (общения) между преподавателем и студентом; поддержка проявлений творческой инициативы и активизация самостоятельной творческой деятельности студентов; целенаправленное развитие мотивации студентов к росту уровня эстетического развития в психологически комфортной, дружественной атмосфере занятий.

Практическая, значимость, исследования заключается в том, что 1) разработанная и апробированная- модель эстетического воспитания студентов на занятиях иностранным языком позволяет оптимизировать учебновоспитательный процесс в вузе; 2) созданы: а) методические рекомендации по реализации модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в ходе изучения иностранного языка; б) система заданий, стимулирующих самостоятельную творческую деятельность студентов на занятиях иностранным языком, развитие их эстетического вкуса, эстетического кругозора и эстетического чувства, умений осуществлять межкультурную коммуникацию; в) цикл занятий на основе преподавания иностранного (английского) языка на интонационно-образной основе и методах формирования навыков актерского мастерства (навыки перевоплощения м др.).

Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке педагогических кадров в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей иностранного языка. Материалы диссертации могут быть положены в основу создания учебных программ по иностранному языку, а общие рекомендации использованы, при- составлении программ по другим предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов.

Достоверность и обоснованность полученных^ результатов исследования обеспечена' его широкой* теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные- труды в области педагогики, психологии, философии и эстетики, культурологии, языкознания, методики преподавания иностранного языка, искусствоведения, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений диссертационного» исследования на широкой экспериментальной базе, в высших учебных заведениях. Эксперимент проводился лично соискателем в процессе многолетней педагогической работы в качестве преподавателя-иностранного языка в ведущих неязыковых вузах г. Москвы.

Этапы» исследования: I. теоретико-поисковый этап (1999-2000 гг.) сочетал изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, философско-эстетической; культурологической, языковедческой, методической литературы с параллельным исследованием состояния проблемы в практике. Разрабатывались гипотеза исследования, его программа; отрабатывался понятийный аппарат, задачи; осуществлялся поисковый эксперимент. На. IL преобразующем этапе эксперимента (2000-2005 гг.) выявлялись педагогические условия эффективной реализации модели . эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка, проводилась ее апробация. На III аналитическом этапе (2005-2007 гг.) выявлялись результаты исследования; осуществлялись» систематизация, обобщение и интерпретация полученных данных, письменное оформление материалов диссертации.

Апробация? и внедрение- результатов^ осуществлялись в ходе практической работы, диссертанта в качестве старшего преподавателя; иностранного (английского) языка Московского института экономики;, статистики и информатики (МЭСИ), начиная> с 1999 г., параллельно в Московском институте финансов и права (МИФП) с 2002 г. и в качестве старшего преподавателя Московской государственной юридической академии; (МГЮА) с 2005 г. по настоящее время: Экспериментальная^ методика эстетического воспитания студентов, неоднократно обсуждалась; на заседаниях кафедр иностранных, языков; МЭСИ, МИФПа и МГЮА,. а также на всероссийских и международных научно-практических конференциях, заседаниях клуба; молодых ученых и семинарах, посвященных проблемам вузовского образования («Художественная культура и образование» (Москва; 2005), «Проблемы современного воспитания- учащихся» (Москва,- 2006), «Педагогика искусства; как новое направление гуманитарногог знания» (Москва, 2007), и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебно-методическая система эстетического воспитания, в основании, которой-лежит; идея; формирования бескорыстного; ответственного» отношения; к миру, включает теоретическое обоснование и методику эстетического воспитания студентов;неязыковых вузов средствами английского языка.

2. Ведущими компонентами эстетического воспитания- студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка являются интонационно-образный,, заключающийся в способности выразительно передать значение слов при помощи интонации; эмоционально-образный, предполагающий использование эмоционально-окрашенных образов при обучении английскому языку; мотивационный, реализующийся в применении на занятиях активных игровых форм деятельности, создании ситуаций, стимулирующих стремление к повышению уровня, эстетического развития по различным критериям (эстетический вкус, культурный кругозор и др.).

3. Для успешного осуществления процесса эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка необходимо обеспечить ряд педагогических условий:

I. актуализация преподавателем эстетического аспекта в содержании учебного предмета «Иностранный язык»; II». организация' форм занятии на основе систематического включения в содержание обучения английскому языку целенаправленно отобранного эстетически ориентированного учебного материала; III. опора на принципы гуманистической и .личностно-ориентированной педагогию! (организация на занятиях субъект-субъектного взаимодействия между преподавателем и студентом; педагогическая поддержка проявлений творческой инициативы и самостоятельной1 творческой деятельности студентов; психологически комфортная атмосфера на занятиях и др.); IV. привлечение методов обучения, направленных на активизацию эстетического отношения студентов к учебному процессу и жизни в целом (суггестопедический метод, метод побуждения к «вчувствованию» в произведения- искусства и др.); V. использование эстетического потенциала освоения студентами интонационно-образного своеобразия» языка, особенностей- раскрытия культуры в лексическом строе, развития эстетического отношения к объектам, культуры страны изучаемого языка, методов формирования навыков актерского мастерства (перевоплощение и

ДР-)

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, и приложений. Основной текст изложен на 217 страницах, включает 6 рисунков, и 2 таблицы. Список использованной^литературьъвключает 192 источника (13 -на иностранном языке);

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Дерюгина, Ирина Владимировна

Выводы по второй главе

Во-первых, в результате сравнения и анализа новейших подходов к преподаванию иностранного (английского) языка, автор исследования пришел к выводу, что у каждого подхода существуют как положительные стороны, так и недостатки, поэтому для достижения цели воспитания эстетически развитой личности необходимо, в зависимости от ситуации на занятии, их комбинировать, применяя какой-либо из удачных элементов одного из подходов. В то же время для достижения максимально положительного результата обучения и воспитания, необходимо внести коррективы и доработать некоторые недостатки, связанные с использованием эстетически-ориентированного материала лишь в качестве средства обучения иностранному языку.

Во-вторых, в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы был определен исходный уровень эстетического развития студентов, основанный на показателях развитости его критериев: мотивации к изучению иностранного языка, культурного кругозора, эстетического вкуса, творческой инициативы и воображения, а также характера ведущей деятельности учащихся на занятиях иностранным языком. В результате анализа ответов студентов на предложенные автором исследования вопросы и в результате анализа выполнения творческих заданий, студенты были поделены на три группы: с низким (39% студентов), средним (48%) и высоким (13%) уровнями эстетического развития.

В-третьих, автором исследованиЯ1 была разработана модель эстетического воспитания студентов средствами иностранного языка. Целью данной* модели является воспитание из студентов эстетически развитых личностей, она опирается на общедидактические принципы обучения и принципы педагогики искусства, а также на теоретические установки, заключающиеся в принципах гуманистической и личностно-оринтированной педагогики.

Модель осуществлялась по нескольким направлениям: интонационно-образное, лингвокультурологическое, опора на программы полихудожественного развития, педагогическая поддержка самостоятельного создания студентами творческих проектов по предмету и коммуникативное, опираясь на особые педагогические условия и технологии обучения и воспитания.

В-четвертых, результаты апробации авторской модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами- иностранного (английского) языка свидетельствуют о ее доступности как в целом, так и отдельных заданий. Также результаты опросов, дискуссий и личные наблюдения автора позволяют сделать выводы об эффективности проводившейся опытно-экспериментальной работы в рамках модели и говорят О" правомерности выдвинутой в начале исследования гипотезы. Обобщение результатов диагностирующего этапа показало наличие положительной динамики в количестве студентов, отнесенных к разным уровням, эстетического, развития; на констатирующем этапе было отнесено 39% студентов к низкому уровню эстетической развитости, в то время, как на диагностирующем этапе - 20%; 48% против 55% - к среднему уровню и 13% против 25% - к высокому уровню эстетического развития.

Также были отмечены качественные изменения в ответах студентов. Это достижение качественно нового уровня эстетического вкуса (включая эстетическую оценку, эстетическое чувство и эстетический идеал),. появление более глубокой, устойчивой и осознанной мотивации к эстетическому развитию, более развитое воображение, менее подверженное ограничениям, более свободный «полет фантазии», большая развитость творческого подхода и нестандартность мышления. Собственные наблюдения^ автора исследования отметили большую раскрепощенность и эмоциональность студентов на занятии, большую зрелость и независимость в суждениях и выводах в процессе учебной деятельности. Следовательно, можно заявить о соответствии поставленным целям и задачам модели и исследования в целом.

Заключение

Для осмысления сущности эстетического воспитания автором исследования был проведен анализ психологической, педагогической и философской литературы. В результате этого была прослежена хронология изменения взглядов на проблему эстетического воспитания, для чего основные труды по данному вопросу были подразделены на несколько блоков. Первый блок связан с социоцентрической концепцией. Её сторонники В.И.Ленин, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий, Н.И.Шацкая, А.Г.Калашников и др. рассматривали эстетическое воспитание ребенка в процессе его взаимодействия со средой (коллективом). Труды А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского занимают, по нашему мнению, уже некоторое переходное положение между социоцентрической и гуманистической концепцией, т.к. их основной идеей является то, что «каждый ребенок - уникальный мир», однако1 в коллективе. - -

Второй блок представляют, по нашему мнению, труды Б.Т.Лихачева, М.С.Кагана, А.А.Мелик-Пашаева, А.И.Бурова, У.Ф.Суны, Н.И.Киященко, и др. Ученые обращали особое внимание на процесс формирования личности, они. разделили художественное и эстетическое образование и воспевали эстетическое отношение к действительности и творческий подход.

Гуманистическая концепция эстетического воспитания приходится на третий блок в нашей хронологии и постперестроечное время. Её сторонники О.А.Апраксина, Л.П.Печко, Б.П.Юсов, Л.Г.Савенкова, Е.М.Торшилова и др. разработали множество программ эстетического развития личности на разных возрастных этапах, уделяя основное внимание воспитанию личности, культурного, эстетически развитого человека, однако государство уже не ограничивало их усилия, по сравнению с предыдущей концепцией.

Последней в нашей исторической ретроспективе является культуросообразная концепция. Её сторонники В.Т.Кудрявцев,

В.И.Слободчиков, Л.В .Школяр и др. считают, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и

195 специфическими особенностями традиций различных местностей, не противореча общечеловеческим ценностям.

Для выявления особенностей воспитания и обучения студентов в результате изучения психолого-педагогической литературы, автором были выявлены следующие психологические, социальные и физиологические особенности юношеского возраста — возраста студенчества. Во-первых, общие умственные способности в целом уже сформированы, но продолжают совершенствоваться, ведущей деятельностью считается учебно-профессиональная и особо выделяются ценностные ориентации. Во-вторых, главным новообразованием юности является готовность к личностному и жизненному самоопределению. В-третьих, формируется новая мотивационная сфера личности, на передний план выходят социальные мотивы, а также новые мотивы учения, связанные с творчеством, что может быть отражено в применении большого количества творческих заданий в процессе учебной деятельности. В-четвертых, у юношей и девушек усложняются познавательные процессы, они более склонны к обобщению, сравнению, анализу, что очень помогает при решении проблемных вопросов, а также способствует эффективному выполнению заданий с лингвокультурологической направленностью. В-пятых, в описываемом нами возрасте стабилизируется контроль за проявлениями эмоций, формируется способность к самооценке, рефлексии, в связи с чем гармоничными нам представляются коммуникативные задания, направленные на достижение высокого уровня эстетики общения. В-шестых, задания, направленные на художественное воспитание студентов, задействуют способности учащихся к тонкому восприятию произведений искусства во всем их многообразии. В-седьмых, способности к сопереживанию, «примеривание на себя» других ролей, рефлексия находят отражение при выполнении заданий на вхождение в образ другого человека. Учитывание данных особенностей позволяет организовать процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, вместе с тем гармонично преодолевая некоторые сложности в работе со студентами, состоящие в характерной для данного возраста зависимости от мнения других людей, товарищей, а также социальное расслоение и иерархию в группах.

Одним из основных условий эстетического воспитания в процессе обучения иностранному языку является применение особой технологии обучения, направленной на эстетическое развитие студентов, в связи с чем, была выявлена сущность понятия «технология обучения» и его компоненты. Это «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей». В' ходе изучения проблемы, мы пришли к выводу, что содержание образования должно подчиняться развитию личности учащегося и его следует организовывать таким образом, чтобы в процессе обучения формировался внутренний мир учащегося, а не транслировались факты и знания.

В" результате рассмотрения проблемы методов обучения- в литературе, автор исследования определил методы, необходимые для реализации модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов, на занятиях иностранным языком. Это следующие группы методов: 1) общедидактические методы обучения' (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский); 2) методы обучения иностранному языку (натуральный метод); и 3) методы обучения, направленные на эстетическое воспитание учащихся, которые подразделяются- на: а) методы, раскрывающие эстетическое содержание предмета «английский язык» ("интонационно-образный, эмоционально-образный, метод формирования навыков актерского мастерства, методы лингвокультурологии, а также метод освоения всех аспектов языка через призму культуры); б) методы, направленные на полихудожественное развитие учащихся ("суггестопедический, метод побуждения к вчувствованию в произведения искусства и сопереживанию при их восприятии, включающий выработку навыков получения эстетической реакции при взаимодействии с произведениями искусства); в) методы активизации творческой деятельности (методы стимулирования деятельности и мотивации поведения и методы активизации самостоятельного творчества-учащихся; г) методы достижения- эффективной- коммуникации; (метод приучения для выработки навыков культуры поведения и эстетики общения; метод воспитывающей ситуации, включающий выработку навыков: ведения; конструктивного диалога):

Средства эстетического; воспитания? включают в себя учебные книги, наглядные пособия (таблицы, репродукции картин),, информационные -материалы (видео- и аудиоматериалы); программно-методическое обеспечение (тесты), специальное оборудование (компьютеры; или лингафонное оборудование); и дидактическое оборудование (сценарии деловых игр, тексты песен; опросники, фрагменты- произведений литературы, пословицы, и поговорки; фразеологизмы и скороговорки, специально отобранные эстетически ориентированные тексты).

Для- нахождения путей обучения иностранному языку таким; образом; , при котором достигаются также; цели гармоничного развития- учащихся,, автором исследования был проведен анализ; современных подходов1, к обучению1 иностранным языкам; в контексте эстетического воспитания* и выделены/ следующие; методики: коммуникативная (Р.Лэнгс, Д.Уилкинс), интенсивная, (Г'.Лозанов, Г.А.Китайгородская; И.Ю.Шехтер) и лингвокультурологическая' (В.Гумбальдт, В.Н.Топоров, Ю.А.Сорокин, Н.И.Толстой). В результате проведенной работы- были сформулированы достоинства и недостатки всех трёх методик, вследствие чего мы- пришли к выводу, что при достижении целей эстетического воспитания-? студентов; неязыковых вузов; средствами- иностранного1 языка; невозможно остановить свой выбор на какой-либо одной методике, наиболее эффективным и результативным; нам видится избранное, комбинированное: и гармоничное применение отдельных элементов каждой из них в зависимости от ситуации, а также некоторая доработка их недостатков.

Опираясь на теоретический фундамент, автором исследования была разработана педагогическая модель эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка (см. Схему 3

198 на с. 181), которая включает задания в соответствии со следующими направлениями реализации модели: раскрытие эстетического потенциала собственно предмета английский язык; полихудожественное развитие учащихся; развитие творческой инициативы студентов и стремление к достижению эффективной коммуникации. Интеграция данных направлений способствует оптимизации учебного процесса, содействует повышению мотивации учащихся, расширению их культурного кругозора, направлено на развитие и появление качественно нового уровня эстетического вкуса, содействуют формированию эстетического отношения к действительности и достижению эффективной коммуникации.

Результаты апробации модели показали положительную динамику в количестве студентов, которые были отнесены к трем уровням эстетического развития на констатирующем и диагностирующем этапах. Так, количество студентов, принадлежащих к низкому уровню эстетического развития уменьшилось почти в два раза (было 39% - стало 20%), количество студентов среднего уровня изменилось незначительно (было 48% - стало 55%), число студентов высокого уровня эстетического развития увеличилось почти в два раза (было 13% - стало 25%).

Также были отмеченные качественные изменения в показателях эстетической развитости студентов: улучшился эстетический вкус, расширился культурный кругозор, углубилась и стала более осознанной и устойчивой мотивация к учению, воображение стало более свободным, не ограниченным рамками, творческая инициатива проявляется чаще, в целом учащиеся стали более эмоциональными и менее напряженными, у них появились более глубокие и зрелые оценки художественных явлений по сравнению с констатирующим этапом, что свидетельствует об общей эффективности разработанной модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка.

В результате работы над диссертационным исследованием мы пришли к следующим выводам:

1. В результате изучения современного состояния проблемы была выявлена психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания как системы целенаправленного, систематического развития личности студента, которая включает освоение культуры страны изучаемого языка, характерных для нее норм и системы ценностей; развитие восприятия и понимания прекрасного в искусстве этой страны, развитие эстетических взглядов, чувств, вкусов, потребностей в создании прекрасного, а также развитие бережного и ответственного отношения к культуре, открытость к диалогу культур и приобретение навыков компетентного осуществления межкультурного общения.

2. Процесс эстетического воспитания — составляющей целостного развития личности - не является узко специализированным, он может гармонично интегрироваться с преподаванием иностранного языка. Необходимость усиления этой эстетической составляющей учебного предмета «Иностранный язык» определяется следующими факторами: недостаточностью количества часов в учебных планах' неязыковых вузов на предметы, направленные на эстетическое развитие студентов; потребностью самих студентов в более целенаправленном эстетическом развитии; низком уровне эстетического развития студентов неязыковых вузов; очевидной значимостью эмоционально-образного воздействия и эстетических переживаний для духовно-нравственного становления личности.

3. Основными критериями эстетического развития студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку являются: степень развитости эстетического вкуса, мотивация студентов на изучение культуры и искусства стран изучаемого языка, а также повышение уровня эстетического развития, широта их культурного кругозора, наличие и развитость творческой инициативы и воображения в процессе обучения, а также характер доминирующей деятельности студентов на занятиях.

4. Определено, что разработанная и апробированная в исследовании педагогическая модель эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка осуществляется в следующих основных аспектах: интонационно-образный, лигвокультурологический, активное использование на занятиях программ полихудожественного развития, педагогическая поддержка самостоятельной творческой деятельности студентов и коммуникативный (ведение конструктивного диалога).

5. Экспериментально подтверждено, что- процесс реализации модели эстетического воспитания студентов средствами английского языка осуществляется эффективно; если в процессе учебной деятельности соблюдаются следующие педагогические условия: а)- выявление преподавателем- эстетического аспекта в содержании предмета (английского языка), в частности, его интонационно-образного своеобразия, и систематическое применение- на занятиях целенаправленно отобранного эстетически ориентированного учебного материала; б) привлечение методов и технологий обучения, направленных на активизацию эстетического отношения студентов-к учебному процессу и жизни в целом; в) обеспечение дидактических условий (педагогическая поддержка- проявлений* творческой инициативы и активизация- самостоятельной творческой деятельности студентов; целенаправленное развитие их мотивации на эстетическое развитие; психологически комфортная атмосфера на занятиях английским языком и др.); г) создание' образовательной среды для повышения уровня эстетического развития студентов (использование системы специально разработанных заданий, развитие эстетического отношения к объектам культуры страны изучаемого языка, опора на методы формирования навыков актерского мастерства).

6. Результаты апробации педагогической модели выявили положительную < количественную динамику эстетического развития студентов разных уровней, а также качественные изменения в- показателях их эстетического развития; доказав тем- самым эффективность разработанной педагогической модели эстетического воспитания- студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дерюгина, Ирина Владимировна, 2008 год

1. Аверинцев С.С. и др. Словарь по этике М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

2. Алиев Ю. Музыка в её воспитательной функции: Размышления родителя-музыканта//Домашнее воспитание. — 1998, №4. с.57-61

3. Андреева А.Д. Практическая психология образования. Под ред. И.В.Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.

4. Анисимов В.В. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2006. - 574 с.

5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусств. М.: Прометей, 1994.-352 с.

6. Асафьев Б.В. путеводитель по концертам. М.: Советский композитор, 1978. - 200 с.

7. Бабанский-Ю.К. Методы обучения в-современной школе.- М.: Просвещеш^ 1985. 196 с.

8. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -432 с.

10. Бердяев H.A. Смысл творчества. М.: Мысль, 1916. 200 с.

11. Библер В.С.Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

12. Бим И.Л. Методика обучения иностранному языку как наука и проблемы школьного учебника. М.: Изд. «Русский язык», 1977. -288 с.

13. Бодина Е.А. Воспитание средствами искусства: Эксперим. учеб.-тематич. пл. и прогр.//Научно-методическое творчество преподавателей пед. вузов. М.: Вологда, 1995. - с.20-26

14. Бодина Е.А. Эстетико-психологические особенности деятельности педагога-музыканта // Повышение эффективности подготовкиучителя музыки в условиях вечернего и заочного образования. М., 1987. - с.29-34.

15. Бодина Е.А. Эстетическое воспитание будущего учителя музыки // Стимулирование творческой активности учащихся музыкально-педагогического факультета. Куйбышев, 1986. - с. 11-24.

16. Боженкова Л.И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках математики: (в сред, школе)// Проблемы художественного образования. Омск, 1997. - с.48-52

17. Большая Советская энциклопедия. М.: Большая Советская энциклопедия. 1952, Т. 17. - 711 с.

18. Большая Советская энциклопедия. М.: Большая Советская энциклопедия, 1951. - 648 с.

19. Большая Советская энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1968.-т.4.- 1011с.

20. Большой Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991.-е. 227

21. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 512 с.

22. Вишнякова Н.Ф. Креативная парадигма в психопедагогике и эстетическая среда творческого развития личности.// Педагогика эстетической среды: теория и опыт: Сб.науч.тр./Под ред. Л.П.Печко, Н.Н.Яковлевой. Мн.: НИО, 2002. - 172 с.

23. Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей. М.: Педагогическое общество России, 2006. - 96 с.

24. Волков Б.С. Психология юности и молодости. М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.

25. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. - 126 с.

26. Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи. Ростов-н/Д: Феникс, 2001.-576 с.

27. Враровский П. Теория эстетического воспитания//Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. М.: ИФАН, 1990. — 144 с.

28. Выготский JI.C. Педагогическая психология. — М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005.- 671 с.

29. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.

30. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2005. -1136 с.

31. Гармаева H.A., Горбачева А.Ф. Интегрированный полихудожественный подход к обучению и воспитанию учащихся младшего школьного возраста.//Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Часть 3. М.: ИХО РАО, 2007. -с.203-208

32. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 127 с.

33. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. М.: НИИШ, 1989.-143 с.

34. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.

35. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского, 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

36. Давыдов В.В. и др. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. М., 1975. - 245 с.

37. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -541 с.38. де Боно Э. Серьёзное творчество. // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: «Молодая гвардия», 1997.- 403 с. (с.90-95)

38. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. - 205 с.

39. Ермолаева С.Ю. Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов. Автореф. дисс.к.пед.наук. М., 1998. - 23 с.

40. Жинкин Н.И. Язык Речь - Творчество: Избранные труды. - М.: Лабиринт, 1998. - 364 с.

41. Завершинская Т.А., Никитин A.B. Опыт управления и самоуправления в процессе художественно-эстетического образования//Эстетическое воспитание студентов в учебном процессе (Сб. трудов). Рига: ЛГУ, 1989. - 99 с.

42. Зимняя И.А. Воспитание — проблема современного образования в России. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-81 с.

43. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.

44. Ильцина Т.К. Психологический анализ процесса усвоения графем при обучении чтению на иностранном языке. В кн. Ананьева Б.Г. «Вопросы общей и детской психологии». М.: Изд. Акад. Пед. наук РСФСР, 1954.-203 с.

45. Каган М.С. Системность и целостность, http://psylib.org.ua

46. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Спб.: Петрополис, 1997.-295 с.

47. Кандинский В.В. О духовном искусстве.//В сб. Искусство и образование. -М.: МОУ «Народный дом», 1998, №3. с. 78-85

48. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: «Русский язык», 1992. - 254 с.

49. Киященко Н.И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания.//Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. М: Просвещение, 1990. - 230 с.

50. Клюге К.Й. Цель обучения интеллектуально одарённых: «думая, делать ход конём».// Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: «Молодая гвардия», 1997. - с.96 - 109

51. Командышко Е.Ф. Развитие культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании. Автореф. дисс. .канд. пед.наук. М., 2002. - 21 с.

52. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

53. Кондратов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999.-512 с.

54. Краминя И.Э. Значение языка и культуры речи в раскрытии эстетических аспектов профессиональной подготовки студентов//Эстетическое воспитание студентов в учебном процессе, (Сб. трудов). Рига^ ЛГУ, 1989. -99 с.

55. Крупская Н.К. Вопросы самообразования. Сб. статей. М., 1939. -128 с.

56. Кудрявцев В.Т. и др. Культуросообразное образование: концептуальные основания.//Известия Российской Академии Образования. М., 2001, №4 - с. 4-46

57. Кукушин B.C. Теория и методика обучения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.-475 с.

58. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. -М.: Просвещение, 1983.-304 с.

59. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике/Щедагогика №9, 2000. -с.27-35

60. Левит M.B. Как сделать хорошую школу?! В двух частях. М.: Изд. «Педагогический поиск», 2002. - 320 с.

61. Лейфа И.И. Социокультурный аспект в нормировании профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка. Дисс. к.п.н. М., 1995. - 163 с.

62. Ленин В.И. Сочинения. М.: Политиздат, 1917. т. XXX, изд.З. - 407 с.

63. Леонтьев A.A. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка.// Иностранный язык в школе. 1975, №5. с.75-76

64. Леонтьев A.A. Школа 2000. Концепция и программы-непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Выпуск 1. М.: «Баллас», 1998.-208 с.

65. Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному: (Психолингвистические очерки). М.: 1970. — 143 с.

66. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Гл.З www.psy.msu.ru/science/public/leontev/

67. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных Педагогических чтениях.//Советская педагогика. 1968, №7. с.51-63

68. Лесохина Т.Б. Особенности обучения иноязычному научно-техническому общению во втузе (на материале английского языка) Автореф. дисс.к.пед.н. М., 1995. - 26 с.

69. Литяйкина О.Г. Проблемы эстетического воспитания в педагогических концепциях России конца XIX первой трети XX века. Автореферат дисс.к.пед.наук. - М, 1997. - 26с.

70. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 175 с.

71. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьной молодежи. М.: Педагогика, 1981.-272 с.

72. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия: автореф. дисс. на соискание степени д. мед. наук. София, 1970. - 25 с.

73. Луначарский A.B. Избранные статьи по эстетике (составил Ермаков А.Ф.). Москва: «Искусство», 1975. 391 с.

74. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. Москва: «Педагогика», 1976. 636 с.

75. Лызлова И.А. Лингвострановедческие средства формирования художественного мышления студентов пед. вузов. Автореф. дисс.к.пед.наук. Магнитогорск, 1999. - 22 с.

76. Львова Л.С. Совершенствование профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа в условиях эстетико-ориентированного преподавания риторики. Автореф. дисс.к.пед.наук. М., 2005.-23 с.

77. Люблинская A.A. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей. В кн. Ананьева Б.Г. «Вопросы детской и общей психологии». М.: Изд. Акад. Пед. наук РСФСР, 1954. - 203с.

78. Макаренко A.C. Воспитание в советской школе. Москва: Просвещение, 1966.-235 с.

79. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения. Под ред. И.А.Каирова. Приложение к журналу «Советская педагогика», кн.1. Лекции о воспитании детей. М.: 1949. - 164 с.

80. Макаренко A.C. Сочинения, т.5. Москва, 1951. 497 с.

81. Малкин И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся. Приложение к журналу «Народное образование» № 10, 1966, с. 13-23

82. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры подростков. М.: МПГУ, 1993. - 136 с.

83. Малюков А.Н. Эстетическое воспитание в современном мире //Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. М.: Прометей, 1991. - 236с.

84. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Изд. Центр «Академия», 2001.- 208 с.

85. Матис А. Статьи об искусстве. Переписка. М.: Искусство, 1993. — 461 с.

86. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В.Гамезо. -М.: Просвещение, 1984.-256 с.

87. Мацкевич М. «Войди в мир искусства»: программа эстетического воспитания: ст. дошк. возраст.//Дошкольное воспитание. 1998. №4. -с. 16-22

88. Медведев В.М., Фоминых Ю.Ф. Диалектика научного мировоззрения и духовного развития личности. Самара, 1998. — 376 с.

89. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности. Эл. версия журнала «Вопросы психологии» www.voppsy.ru/issues/1989

90. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству. Вопросы психологии. 1998 №1 с.77 (www.brsu.brest.by)

91. Мелик-Пашаев A.A. Предисловие к книге Сайбединова А.Г. «Диалоги с душой»//Инновационная педагогика искусства. net.eurekanet.ru

92. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. - 126 с.

93. Мелик-Пашаев А.А.Из опыта изучения эстетического отношения к действительности //Вопросы психологии №5, «Педагогика»,- 1990. -192 с.

94. Мильчакова A.A. Словесное рисование как средство нравственно-эстетического воспитания школьников: (на уроках лит.)// Развитие познавательной самостоятельности школьников. Киров, 1999. — с.50-58

95. Мотивация учения. Под ред. М.В.Матюхиной. Волгоград, 1976. -167 с.

96. Мухина В., 1996 bibl.tikva.ru

97. Мухина B.C. Возрастная психоогия: феноменология развития, детство, отрочество. М.: ACADEMIA, 2000. - 456 с. bookz.ru/authors/muhina-valeria/

98. Налбандьян М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства. Автореферат дисс.к.пед.наук. Ставрополь, 2002. -23 е.

99. Неменский Б. М. Новаторская система.//Инновационная педагогика искусства, net.eurekanet.ru/prog/book2003

100. Немов P.C. Психология. Кн.1 Общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. 576с.

101. Немов P.C. Психология. Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. -496 с.

102. Нижников А.И. О свободном выборе средств эстетического, воспитания школьников.//Проблемы свободного воспитания и развития личности: М., 1997. - с.59-63

103. Новейший Философский словарь, www.slovary.net

104. Павловский А.Ф. Искусство в эстетизации школьной среды.//Педагогика эстетической среды: теория и опыт: Сб. науч. тр. /Под ред. Л.П.Печко, Н.Н.Яковлевой. Мн.: НИО, 2002. - с. 60-75

105. Павловский А.Ф. Модернизировать педагогику искусства.Юстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО). М., 2001.-с. 107-122

106. Павловский А.Ф. Эстетическое и художественное.//Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО). -М., 2001. с. 123-136

107. Педагогический словарь. Академия педагогических наук. М., 1960.- 739 с.

108. Печко Л.П. Теоретические представления о педагогической эстетической среде школы и урока. // Педагогика эстетической среды: теория и опыт: Сб. науч.тр./Под ред. Л.П.Печко, Н.Н.Яковлевой. Мн.: НИО, 2002. - с. 5-19

109. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. Пособие для клубных работников. М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. -102 с.

110. Пидкасистый П.И. и др. Педагогика. М.: педагогическое общество России, 1998.-640 с.

111. Платовский Т. suxxessology.com

112. Плющева И.В. К вопросу о взаимосвязи творческих способностей с индивидуально-психологическими особенностямиличности./УВопросы общей и дифференцированной психологии. -Кемерово, 1998, Выпуск 2, с. 32-67

113. Поваляева O.JI. Эстетическое воспитание школьников в иноязычной культуре.//Эстетическая среда и развитие культуры личности. Сб. трудов. М.: ИХО РАО, Елец: ЕГПИ, 1999. -с. 173-175

114. Психологический словарь. Psi.webzone.ru/st/

115. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении. Электронная версия журнала «Вопросы психологии» www.voppsy.ru/issues/1988

116. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Книга'для преподавания в высш. и ср. пед. уч. завед. М.: ВЛАДОС, 2000. — 301 с.

117. Российская педагогическая энциклопедия. Изд-во Большой Российской Энциклопедии. 1999, т.2. - 900с.

118. Савенкова Л.Г. Интеграция важнейшее педагогическое условие реализации идеи педагогики искусства в современной общеобразовательной школе.//Известия РАО. - М., 2001, №4. - с. 7485

119. Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор формирования современного типа мышления и сохранения здоровья детей и юношества.// Электронный научный журнал «Педагогика искусства» www.art-education.ru

120. Сайбединов А.Г. net.eurekanet.ru

121. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: Изд. «Школьные технологии», 2005. - 321 с.

122. Соболева О.Л., Крылова В.В. Секреты свободного владения языком для больших и маленьких. М.: Изд. Лингвистический центр «Гудвиллэнд», 2006. - 190 с.

123. Степанов В.Е., Рысь Ю.И. Психология и педагогика. М.: Академический проект, 2002. - 320 с.

124. Стукалова О.В. Культурологические идеи М.М.Бахтина как методологическая; основа современной педагогики искусства. Часть

125. Электронный журнал «Педагогика искусства» \улу\у.а!1-education.ru/AE-magazine/archive/stukal6va10- 12-2006.htm

126. Стукалова О.В. Культурологические' идеи М.М.Бахтина как методологическая основа? современной педагогики искусства: Часть.

127. Электронный журнал5 «Педагогика; искусства» \vww.art-education.ru/AE-magazine/archive/stukaloval 0- 12-2006:Ш;т».

128. Стукалова О.В. Эстетическая; среда воспитания и- образования на уроках словесности: от истории Российскон школы кховременности; // Педагогика эстетической среды:, теория и опыт: Сб.науч.тр./Под ред Л.П:Пёчко, Н.Н:Яковлевой; Мн:: НИО, 2002. — 172 с.

129. Сухомлинский В.А. О воспитании: для педагогов, родителей и студентов. Москва: Школьная Пресса, 2003. - 189 с.136: Сухомлинский- В.А. Проблемы воспитания, всесторонне развитой личности. Избранные произведения. Киев: Рад.школа, 1979, т. 1. -686 с.

130. Твердохлебова' И.П. Методика обучения инициативной речи учащихся старших классов на занятиях по страноведению. Автореф. дисс. .к.п.наук. М., 1992. - 16 с.

131. Тер-Минасова С.Г. Новейшие методы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей вузов. (Сб. статей). -М.: Изд. МГУ, 1991.-207 с.

132. Толковый словарь русского языка Ушакова Д.Н. Электронная версия 2007. slovari.yandex.ru

133. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995, 187 с.

134. Толстых В.И. и др. Эстетическое воспитание. М.: Высшая школа, 1979.-288 с.

135. Торшилова Е.М. Проблема культурного развития личности у современной школе.//Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО). -М., 2001.-с. 71-106

136. Торшилова Е.М. Шалун или мир твоему дому (программа эстетического развития дошкольников). М.: ИЦЭВ РАО ИХО, 1998.-200 с.

137. Украденная бацилла и другие приключенческие рассказы. Под ред. Е.Л.Заниной. -М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999. 160 с.

138. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку// Новое в зарубежной лингвистике. М., 1960, Вып.1. — 215 с.

139. Ушаков Д.В. Одаренность, интуиция, творчество./Юсновные современные концепции творчества и одаренности. М.: «Молодая гвардия», 1997. 403 с.

140. Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. Методические разработки АПН СССР, НИИ общей и пед. психологии. М., 1990. - 60 с.

141. Хилтунен Е. Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори// Искусство в школе. 1999, №3. - с. 10-15

142. Храмышкина Р.Н. Развитие художественно-творческой деятельности студентов в условиях факультета индивидуальной специальности. -Магнитогорск, 2003. 134 с.

143. Хрипко А. Как учить чужой язык? Спб.: Скифия, 2004. - 160 с.

144. Чудинов В.А. Язык как составная часть культуры, www.chudinov.ru

145. Шатохина И.В. Личностное развитие учащихся средствами иностранного языка в условиях преемственности между начальной иосновной ступенями обучения. Автореф. дисс. к.пед.наук.

146. Ростов-на-Дону, 2001. 20 с.

147. Шевцова Т.В. Музыкально-проектная деятельность как фактортворческого развития учащихся. Автореф. дисс.к.пед.наук. М.,2005.-21 с.

148. Школяр Л.В. "Педагогика искусства как актуальное направление гуманитарного знания» www.art-education.ru

149. Школяр Л.В. и др. Музыкальное образование в школе: Учеб пособие для студ. муз. фак. и отд.высш. и сред. пед. уч.завед. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.

150. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999.-336 с.

151. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. М.: «Академия», 2005. -160 с.

152. Щуркова Н.Г. Педагогическая технология. М.: Изд. «Педагогическое общество», 2005. - 135 с.

153. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 219 с.

154. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971, №4. - 185 с.

155. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «искусство» в школ е.//Известия РАО. М., 2001, №4. - с. 64-73

156. Ященко Е.Ф. Исследования ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов.// Вопросы психологии. 2007, №1.-192 с.

157. A symposium on the arts, knowledge and education//Educational theory/ -1995, №1 pp.7-84

158. Berns M.S. Functional approaches to language and language teaching: Another look. In S.Savignon &M.S.Berns "Initiatives in communicative language teaching. A book of readings". Reading, M.A.: Addison-Wesley, 1984, pp. 3-21

159. David N. Communicative ideas: an approach with classroom activities. Hove: Language Teaching Publications, 1996. 125 p.

160. Jeffers C.S. Questioning the role of art in education: paradoxical views of preservice teachers/C.S. Jeffers//Journal of aesthetical education/ 1994, №4.-pp. 89-97

161. Jill Kerper Mora, Ed.D. A Lesson Outline for the communicative approach coe.sdsu.edu

162. Just English. / Туманова Ю.Л., Королева-МакАриВ.А., Свешникова М.Л.; под ред.: Шишкина Т.Н. М.: Палеотип, 2004. - 197 с. : ил.

163. Krashen S., Terrel Т. The natural approach. Oxford, 1983. pp. 73

164. Levine D., Alderman M. Beyond language: cross-cultural communication 2-nd ed. - Prentice Hall, 1993. - pp.286

165. Principles of the Communicative Approach www.american.edu/tesol/

166. Sidelnick M. Colonel Francis Wayland Parker: Legacy of an artist-teacher// Art education/ 1995, №1. - pp. 19-22

167. Tomalin В Cultural awareness. Oxford: OUP, 1993. - pp. 160

168. Turuk I.F., Knab O.D., Varenina L.P. English Business Communication. Учебное пособие. M.: Издательство «РКНК», 2001. - 133 с.

169. What is the Communicative approach? coe.sdsu.edu/people/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.