Эстетическое воспитание участников детских духовных оркестров в системе дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Чикота Йожеф

  • Чикота Йожеф
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 215
Чикота Йожеф. Эстетическое воспитание участников детских духовных оркестров в системе дополнительного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2011. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чикота Йожеф

Введение.

Глава I. Теоретико-методические основы эстетического воспитания участников детских духовых оркестров.

1.1 Цель, задачи и содержание эстетического воспитания в детских духовых оркестрах.

1.2 Специфика эстетического воспитания в детских духовых оркестрах.

1.3 Педагогические условия эстетического воспитания в детских духовых оркестрах.

Глава П. Методика эстетического воспитания детей (оркестрантов-духовиков) в условиях эксперимента.

2.1 Определение уровня эстетического воспитания участников детских духовых оркестров (констатирующее диагностическое обследование).

2.2 Повышение эффективности эстетического воспитания детей (оркестрантов-духовиков).

2.3 Динамика эстетического воспитания в детских духовых оркестрах (итоги экспериментальной работы).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание участников детских духовных оркестров в системе дополнительного образования»

Актуальность исследования.

Современные интересы и потребности подрастающего поколения во многом связаны с музыкальным искусством, и в частности с музыкальным исполнительством. Коллективное музыкальное творчество широко представляют оркестровые формы исполнительского искусства. В настоящее время в значительной степени расширяется жанрово-видовой спектр оркестров. В него входят различные по инструментальному составу оркестры духовых и ударных инструментов (разнообразные городские муниципальные, военные, а также школьные детские, юношеские, молодежные, относящиеся к различным звеньям системы образования); Активно развивается детское музыкальное творчество. Появляются детские коллективы, работающие одновременно в жанре эстрады и фольклора, в рамках классической академической традиции и джазовой музыки. В связи с этим открываются определенные перспективы в ракурсе духовного обогащения подрастающего поколения, эффективного' осуществления эстетико-воспитательного процесса, направленного на музыкантов-исполнителей в системе дополнительного образования.

Вместе с тем, эстетико-воспитательные возможности музыки могут быть реализованы в том случае, если в оркестровых коллективах будут определены педагогические условия, музыкально-образовательная модель этого процесса в целом.

В развитии коллективного музыкального исполнительства сегодня ярко прослеживаются противоречия между практикой функционирования оркестров духовых и ударных инструментов и их педагогическими возможностями, между эстетико-воспитательными задачами и качеством проводимой художественно-педагогической работы в детских учебных оркестрах.

Дети нередко стихийно ограничивают свой выбор. Музыкальные предпочтения на уровне лишь популярной музыки оказываются часто под

0 Ч f 4 влшшием компьютерной продукции низкохудожественного содержания. В том случае, если даже в детских оркестрах и формируется репертуар, отвечающий высоким художественным требованиям, то эстетико-воспитательная работа в них, как правило, не представляет собой целенаправленную, научно обоснованную педагогическую деятельность. Не уделяется должное внимание активизации самостоятельной работы детей, которая расширяла бы спектр их эстетических интересов, потребностей, формировала бы вкус, творческие способности, кругозор. Либерально-толерантное общение в духовых оркестрах часто носит формальный эстетико-воспитательный характер. Дирижеры не повышают свой квалификационный уровень, отстают от современных требований времени. Зачастую возлагают надежды на спонтанное воздействие репертуарных программ.

Поэтому в настоящее время приобретают особую актуальность вопросы, связанные с эстетическим воспитанием участников детских духовых оркестров. Актуализируется поиск эффективных принципов, форм, методов- и средств педагогического воздействия, направленных на эстетическое воспитание участников, детских оркестровых коллективов системы дополнительного образования.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема эстетического воспитания личности является предметом исследования различных научных направлений. С позиций античной философии природу эстетики и закономерности творческого развития человека изучали Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, далее данная проблематика исследовалась Р. Декартом, И. Кантом, Г.Ф. Гегелем и др.

Творческое развитие личности в философско-эстетическом ракурсе рассматривали: М.Н.Афасижев, М.М.Бахтин, Г.А.Беляев, В.А. Волобуев, Е.В.Дуков, В.В.Журавлев, А.Я.Зись, Л.С. Зорилова, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, В.Г.Мозгот, Э.А.Пармон, Ю.И.Романов, Л.Н.Столович.

Эстетика, социология искусства, эстетико-воспитательная проблематика нашли отражение в трудах А.Я.Зися, Ю.В.Капустина,

Н.И.Киященко, Н.Б.Крыловой, Н.Л.Лейзерова, А.Н.Сохора, М.И.Стафетской, Ю.У.Фохт-Бабушкина, В.С.Цукермана и др.

Педагогический процесс в области художественного образования стал объектом для исследований: Ю.П.Азарова, А.А.Аронова, Т.И.Баклановой, JI.C. Зориловой, А.Г.Казаковой, В.А.Караковского, М.О.Кнебель, В.В.Краевского, В.С.Кузина, Ю.Н.Кулюткина, И.Я.Лернера, Б.Т.Лихачева, В.А.Петровского, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, Н.М.Сокольниковой, В.М.Степанова, Т.Я:Шпикаловой, И.С.Якиманской и др.

Воздействие видов искусства, его эстетико-педагогическую значимость рассматривали: Ю.П.Азаров, Т.И.Бакланова, Е.Ю.Баландина, O.A. Блох,

B.В.Ванслов, Е.В.Волкова, Г.А.Голицын, И.В.Кашмина, Т.Г.Пеня, Н.М.Сокольникова, Л.М.Тарасов, Н.А.Терентьева, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Т.Я.Шпикалова, Э.Г.Юсов и др.

Проблема эстетического, творческого совершенствования музыканта получила осмысление в работах и высказываниях композиторов прошлого и современности: Р. Вагнера, Ф. Листа, Ф. Шопена, К. Дебюсси, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского,

C.В.Рахманинова, Н.А.Скрябина, Б. Бартока, 3. Кодая, и др. Авторы указывают на значимость синтеза искусств и авторского творчества в эстетическом воспитании музыканта. Ведущие представители композиторских школ XX-XXI вв. (Дж. Гершвин, Д.Б. Кабалевский, С.С. Прокофьев, С.М. Слонимский, А.Н. Цфасман, Д.Д. Шостакович, Р.К.Щедрин, А.Я. Эшпай, Ф. Хидаш и др.) обращают внимание на необходимость развития, наряду с классикой, фольклором, таких направлений, как джаз, кантри, подчеркивают их эстетико-воспитательную ценность.

Музыкально-психологические аспекты изучаемого феномена отразили в своих научных разработках: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.К.Бакланова, М.М.Берлянчик,

А.Л.Готсдинер, Г.В.Иванченко, Д.К.Кирнарская, Е.П.Крупник,

В.И.Петру шин, В.Г.Ражников, Г.С.Тарасов, К.В.Тарасова, Ю.А.Цагарелли и др.

В музыкально-педагогическом ракурсе вопросы духовно-творческого, эстетико-воспитательного развития обучающихся рассматривали следующие ученые: Э.Б.Абдуллин, А.Д.Алексеев, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Н.К.Бакланова, Т.И.Бакланова, Л.А.Безбородова, Л.А.Баренбойм, М.М.Берлянчик, В.М.Блок, O.A. Блох, Л.С. Зорилова, Л.С. Майковская, В.Г.Ражников, Л.А.Рапацкая, I

Б.М.Целковников, Г.М.Цыпин, Л.В.Шамина и др.

Эстетико-воспитательную проблематику коллективного музыкального исполнительства изучали Э.Б. Абдуллин, А.Д. Алексеев, В.В. Березин, Д.Д. Благой, O.A. Блох, OiB. Бычков, Л.С. Гинзбург, А.Д. Готлиб, В.Ю. Григорьев, Т.А. Докшицер, В.Д. Иванов, Е.И. Максимов, И.А. Мусин, В.Г. Кузнецов, Н.Л. Куров, Д.В. Свечков, О.В. Слуева; Ф: А. Соломоник и др.

Вопросы развития национальной (венгерской) музыкальной культуры, народных музыкальных традиций, детского музыкального творчества, коллективного музыкального исполнительства исследовал 3. Кодай. Разработку концепции музыкального' обучения, воспитания, образования продолжают венгерские исследователи: И. Анги, Г. Агоч, И. Баркоци, Л. Вардяш, Л. Добсаи, Г. Дохань, Я. Ердег, Д. Кадар, Р. Кнаппек, К. Кокаш, Е. Ласло, 3. Лацо, Э. Лендван, Р. Мацелка, П1. Михаел, А. Молнар, Й. Петер, Д. Сабадош, А. Сеги, Е. Сени, К. Удвари, Г. Фодор, Г. Фришш, М. Хайду, Э. Хусар, Т. Чука, К. Ямес.

Вопросы эстетического воспитания в оркестрах духовых и ударных инструментов не получили достаточно полного освещения. Наблюдается отставание от современного музыкознания. Не всегда учитываются тенденции XXI века в развитии музыкального искусства, процессы, происходящие в художественной сфере, связанные с эстетико-воспитательным воздействием.

В свою очередь,, опыт передовой педагогической науки показывает на определенные достижения в этой области, хотя они малочисленны.

Среди имеющейся научной литературы преобладают работы, в которых рассматривается процесс . формирования лишь отдельных элементов эстетического сознания исполнителей. Не всегда полно освещаются* вопросы, связанные с выявлением эстетико-воспитательной значимости музыкального репертуара, принципов его формирования и освоения.

Проблема заключается в том, что эстетическое воспитание в детских духовых оркестрах, как правило, не имеет научно обоснованного подхода. Художественные руководители' детских оркестровых коллективов не владеют современными эффективными методами эстетического воспитания участников; Не имеют возможности планировать, осуществлять и контролировать. эстетико-воспитательный процесс с учетом индивидуально-творческой природы участников, специфики коллектива в целом.

Сегодня важно восполнить пробел в разработке вопросов эстетического воспитания? в детских оркестрах духовых, инструментов, получивших большое распространение в мировой исполнительской практике. Необходимо дать будущим' художественным руководителям музыкальных, коллективов' системы дополнительного образования теоретико-методическую основу для эффективного осуществления эстетико-воспитательного процесса.

Объект исследования — музыкально-педагогический процесс, осуществляемый в оркестровых классах системы дополнительного' образования.

Предмет исследования — эстетическое воспитание участников детских духовых оркестров:

Цель исследования — теоретико-методическое обоснование процесса эстетического воспитания в детских духовых оркестрах системы дополнительного образования.

Задачи исследования:

1. Определить цель, задачи и содержание эстетического воспитания в детских духовых оркестрах; сформировать понятийно-терминологический аппарат исследования.

2. Выявить специфику эстетического воспитания в детских духовых оркестрах.

3. Определить педагогические условия эстетического воспитания детей (обучающихся оркестрантов-духовиков).

4. Разработать экспериментальную методику, позволяющую эффективно осуществлять эстетическое воспитание в детских духовых оркестрах системы дополнительного образования; провести ее апробацию и внедрение;

Гипотеза исследования представляет предположение о том, что процесс эстетического воспитания в детских духовых оркестрах системы дополнительного образования станет эффективным, если будут: реализованы личностно-ориентированный, продуктивно-деятельностный и креативно-развивающий подходы; олицетворяющие парадигму эстетического воспитания; осуществлена научная разработка структуры и содержания эстетического воспитания, направленного на формирование эстетического сознания и эстетической деятельности в русле целостного подхода; учтены следующие педагогические условия: профессионально-творческий статус педагога-дирижера; педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие на.субъектно-объектном и субъектно-субъектном уровнях; самостоятельная работа как область технического и художественно-творческого совершенствования оркестрантов-духовиков; сфера их I творческой самореализации, самопроявления, самопознания, самосознания, самооценки; музыкальный репертуар как основа эстетико-воспитательного процесса на организационном и содержательном уровнях; внедрена в педагогический процесс технология, обеспечивающая целостное применение эстетико-воспитательного комплекса, в котором в полной мере учитывается специфика природы духовых инструментов и детского коллективного исполнительства, использования комплексного репертуара (классика, фольклор, современная; стилистика) и синтеза искусств.

Методологическую основу исследования^ составляют положения передовых мыслителей своего времени, представителей различных философских направлений: Аристотеля; Платона, И.Канта, Г.Гегеля; Конфуция; Сократа, В.Ф: Асмуса, Ш.А; Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского,. В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, которые разрабатывали положения, касающиеся творчества, художественного творчества, эстетического развития личности, ее духовного совершенствования в целом.

Теоретическую« основу исследования; составили научные труды, раскрывающие проблемы: формированиями развития эстетического сознания и эстетической деятельности личности в, современном пространстве культуры (A.A. Аронов; А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, Hi А. Бердяев; Ю.Б. Борев, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, B.C. Садовская и др.); в области общей педагогики и психологии, педагогики и психологии творчества (К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, A.A. Радугина, В.Г. Ражников, Т. Рибо, Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, А.Г. Казакова, В:А. Кан-Калик, Н.В. Савин, М.Н. Скаткин, С.Д. Смирнов, В.А. Сластенин); в области артикуляции, интонации и стиля в педагогике музыкального образования (Б.В. Асафьев, И;А. Браудо, В.В. Ванслов; H.A. Гарбузов, 11.И. Голубовская, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор; Б.Л. Яворский); в области музыкально-педагогического образования (Э.Б. Абдуллин, H.A. Ветлугина, Г.С. Тарасов, H.A. Терентьева, Г.М. Цыпин); в области исполнительства, коллективного исполнительства (А.Д. Алексеев,

Л.А. Баренбойм, М.М. Берлянчик, И. Гофман, А.Б. Гольденвейзер, Д.Б. Кабалевский, 3. Кодай, В.Г. Кузнецов, Е.И. Максимов, Л.В. Николаев, К. Орф, Н-.Е. Перельман, А.Г. Рубинштейн, С.И. Савшинский, Г.М. Цыпин, О.Ф. Шульпяков и др.).

Методы исследования: общетеоретические — анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация; эмпирические — наблюдение /прямое, опосредованное/, анкетирование, интервьюирование, беседа, педагогический эксперимент.

Базами исследования являлись: Детская школа искусств с. Бавлены Кольчугинского района Владимирской области (два детских духовых оркестра, Россия); два детских духовых оркестра Детской музыкальной школы г. Мако, (Венгрия). Всего- в эксперименте приняли участие 160 оркестрантов-духовиков (учащиеся ДШИ и ДМЩ) и 12 преподавателей.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2011 годы и включало три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2005—2008 гг.) был связан с теоретическим анализом философской, исторической, социологической, психологической, педагогической и музыкально-педагогической литературы. Этап включал в себя изучение, обработку и систематизацию общей и-специальной научной литературы, посвященной проблеме эстетического воспитания духовиков-оркестрантов в области дополнительного образования; разработку категориального аппарата исследования; уточнение методического направления, подборку материала, проведение исследовательской работы в музыкальных школах России и Венгрии на базе детских духовых оркестров. Проанализированы организация и содержание процесса эстетического воспитания оркестрантов-духовиков в области начального дополнительного/ образования. ' . . ' 11

Второй этап (2008—2010 гг.) носил поисково-экспериментальный характер - был проведен анализ существующего эмпирического материала и сделаны обобщающие выводы. Осуществлялась разработка концептуальных подходов» эстетического воспитания: детей (оркестрантов-духовиков) в условиях системы дополнительного образования.

На этой основе были уточнены основные направления экспериментальной работы. Был проведен педагогический ' эксперимент, целью которого стал поиск наиболее эффективной технологии эстетического воспитания оркестрантов-духовиков в системе дополнительного образования. В ходе этой работы применялся^ сформированный исследовательский инструментарий и художественно-методический материал (контрольные вопросы, репертуарные программы, творческие задания, упражнения) и др.

Третий этап (20010-2011 гг.) включал сравнительный анализ полученного итогового материала, обобщение, систематизацию и обработку результатов диссертационного исследования; оформление результатов экспериментальной; работы, теоретических выводов; и практических рекомендаций;.Получила;доказательство эффективность экспериментальной; методики; направленной на, эстетическое воспитание оркестрантов-духовиков в системе дополнительного образования: Была проведена редакционная работа с текстом содержания диссертации, списком литературы. Осуществлялось внедрение экспериментальной методики в учебный процесс музыкальных школ, школ искусств, колледжей и вузов.

Научная новизна исследования: определены цель, ' задачи и содержание эстетико-воспитательного процесса в детских оркестрах духовых инструментов, основу которого составляет совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, способствующая раскрытию творческого потенциала личности обучающихся на уровне эстетического сознания и эстетической деятельности; ■':■'.'■• - ■ 12 V- • ' ; • •;,

- выявлена специфика эстетического воспитания начинающих оркестрантов-духовиков, заключающая в себя техническое совершенствование (освоение широкого круга артикуляционных, собственно исполнительских приемов); предусматривающая актуализацию, визуализацию, сольмизацию художественного образа через активизацию ассоциативного . мышления; включающая: «требования» дидактических принципов; детерминированных эстетическим^ сознанием, эстетически направленной деятельностью и эмоционально-чзшственной природой;

- определены педагогические . условия^ эстетического воспитания начинающих оркестрантов-духовиков в; системе дополнительного образования: а) профессионально-творческий; портрет педагога-дирижера (художественного руководителя коллектива); как многоуровневый комплекс личностных качеств, профессиональных педагогических знаний, умений и навыков, профессиональных исполнительских знаний, умений и навыков, умений осуществлять, в детерминированном режиме научно-творческий и художественно-творческийшодходы/в учебно-воспитательной практике; б) педагогическое общение в детском коллективе, музыкально-творческое взаимодействие как динамичная субъектно-субъектная система; в); самостоятельная работа как область творческой самореализации, самопроявления, сфера самопознания;, самооценки, саморазвития и самосовершенствования детей; г) музыкальный репертуар как комплексная основа, учебно-воспитательного процесса на организационном^ содержательном (классика, фольклор, современная стилистика) и художественно-творческом уровнях;

- разработана и экспериментально апробирована педагогическая: модель эстетического воспитания начинающих оркестрантов-духовиков в системе дополнительного образования; которая основывается на использовании комплексного репертуара с классической, фольклорной и современной стилистической доминантой, синтеза искусств (музыка, элементы театрализации, шоу-представления, шоу-дефиле); сольмизации (пропевание оркестровых партий, их исполнительский анализ); учебных и концертных форм работы («репетиция», «мастер-класс», «концерт», «лекция-концерт», «концерт-встреча», «фестиваль», «конкурс», «театрализованное шествие», «шоу-дефиле») и авторского творчества.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию детской педагогики музыкального образования за счет систематизации построения целостного процесса эстетико-воспитательного воздействия, направленного на оркестрантов-духовиков в системе дополнительного образования.

1. Уточнены понятия «эстетическое воспитание в детском музыкальном коллективе (оркестр духовых инструментов)», «комплексный репертуар», которые отражают предыдущий положительный опыт своего теоретического осмысления и современное толкование, адекватное концептуальному подходу исследования. Получили систематизацию педагогические принципы, направленные на оптимизацию процесса эстетического воспитания начинающих оркестрантов- духовиков.

2. Разработана педагогическая модель эстетического , воспитания оркестрантов-духовиков в детских коллективах, которая предполагает применение личностно-ориентированного, ' предметно-деятельностного, креативно-развивающего подходов и» базируется на предмете эстетического сознания, эстетической деятельности.

3. Определены критерии и методы оценки уровней эстетического воспитания оркестрантов-духовиков в системе дополнительного образования.

4. Теоретически обоснована методика эстетического воспитания начинающих оркестрантов-духовиков.

Практическая значимость исследования определяется тем, что диссертантом разработана и экспериментально обоснована педагогическая модель, позволяющая углубить процесс эстетического воспитания в детских духовых оркестрах системы дополнительного образования. Разработаны и внедрены в учебный процесс музыкальных образовательных учреждений (Московский государственный университет культуры и искусств, Институт музыки, кафедра духовых оркестров и ансамблей /Россия/; Сегедский государственный университет, музыкальный факультет, кафедра оркестрового дирижирования /Венгрия/; Детская школа искусств с. Бавлены Кольчугинского района Владимирской области /Россия/; Детская музыкальная школа г. Мако /Венгрия/) научно обоснованные методические рекомендации по использованию педагогической модели эстетического воспитания оркестрантов-духовиков в системе дополнительного образования.

Основные идеи, положения, методические разработки, направленные на эстетическое воспитание начинающих оркестрантов-духовиков, могут быть использованы в различных звеньях (дошкольное, начальное, среднее и высшее) системы музыкального образования, а, также в области сольного и оркестрового исполнительства в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе педагогического эксперимента, выступлений на. международных научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Развитие творческого потенциала обучающихся музыкантов» (Санкт-Петербург, апрель 2007), «Проблемы подготовки специалистов высшей квалификации в области оркестрово-ансамблевого исполнительства» (Москва, март 2008), «Музыкальное образование как средство эстетического воспитания личности ребенка» (Москва, декабрь 2009), «Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: проблемы, перспективы развития» (Москва, март 2010), в процессе лекций и практических занятий ' для студентов Московского государственного университета культуры и искусств, Института музыки; Сегедского государственного университета (музыкального факультета), Детской музыкальной школы г. Мако (Венгрия). Основные положения диссертации внедрены в практику музыкально-образовательных учреждений:

15' ■ ■

Московский государственный университет культуры и искусств, Институт музыки /Россия/, Сегедский государственный университет (музыкальный факультет, /Венгрия/), ДІТГИ с. Бавлены Кольчугинского района Владимирской области /Россия/, Детская музыкальная школа г. Мако /Венгрия/.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались использованием разнообразных источников; информации и применением комплекса методов и методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования; реальными концертными программами музыкантов-исполнителей;, обучающихся по разработанным автором педагогическим технологиям, а также количественной и качественной обработкой репрезентативного материала, взаимопроверкой полученных результатов, согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальной- : части исследования. Внедрение результатов диссертационного исследования в систему начального /дополнительного/и профессионального музыкального образования подтверждается, выданными актами. ."'

На защиту выносятся следующие положении:

1. Цель, задачи и содержание эстетического воспитания в детских духовых оркестрах системы^ дополнительного образования представляет достижение гармоничной совокупности технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, которая включает в себя традиции и новации в русле интерпретации замысла композитора, формы и содержания, стиля и жанра сочинений, раскрывая творческий потенциал личности исполнителя на уровне эстетического сознания (интересы, вкусы, потребности, способности, ценностные ориентации, мировоззрение); эстетически, направленной деятельности.

2. Специфика эстетического воспитания детей - оркестрантов-духовиков предусматривает: применение педагогических принципов (направленности, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепенности, последовательности, непрерывности, индивидуального подхода, единства технического и художественного развития, предслышания (внутреннего построения звука-образа), активизации ассоциативного мышления; использование методов объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, продуктивного, исследовательского, применение комплексного и целостного подходов).

3. Важными педагогическими условиями эстетико-воспитательного процесса в детских духовых оркестрах выступают: профессионально-творческий статус педагога (художественного руководителя коллектива), включающий в себя высокого уровня- личностные качества, профессиональные знания, умения и навыки; умение моделировать, осуществлять, исполнительскую деятельность дирижера и анализировать результаты труда на уровне исследовательской работы, умение сочетать научно-творческий и художественно-творческий, подходы в учебно-воспитательной практике; педагогическое общение в коллективе, музыкально-творческое взаимодействие (индивидуализированное, диалогизированное, личностно-ориентационное); самостоятельная работа как область технического и художественно-творческого совершенствования обучающихся оркестрантов-духовиков; сфера творческой самореализации, самопроявления; музыкальный репертуар как основа учебно-творческого процесса на организационном и содержательном уровнях (во многом определяет принципы, формы и методы работы, напрямую связан с дидактикой и всеми этапами обучения, влияет на порядок изучения разнообразного учебного материала, процесс эстетического воспитания).

4. Является эффективной педагогическая модель эстетического воспитания детей (оркестрантов-духовиков) в системе дополнительного образования, которая основывается на методике использования комплексного репертуара с классической, фольклорной и современной стилистической доминантой, синтеза искусств (музыка, поэзия, хореография, театр); сольмизации (пропевание и исполнительский анализ оркестровых партий), учебных и концертных форм работы («репетиция» /коллективная, групповая, индивидуальная, акустическая, итоговый прогон/, «мастер-класс», «концерт», «лекция-концерт», «концерт-встреча», «театрализованное шествие», «шоу-дефиле», «фестиваль», «конкурс») и авторского творчества.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Чикота Йожеф

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в соответствии с поставленными задачами теоретико-экспериментальное исследование эстетического воспитания обучающихся оркестрантов-духовиков в области начального (дополнительного) образования позволяет сделать следующие выводы:

1. Осуществление личностно-ориентированного, продуктивно-деятельного: и креативно-развивающего подходов олицетворяют парадигму эстетического воспитания оркестрантов-духовиков в области дополнительного образования,

2. Анализ научной литературы' по проблеме исследования» показал, что эстетическое воспитание' участников детских духовых оркестров является4 сложным, многоаспектным понятием, которое не имеет в научной литературе единого, однозначного определения; Тем не менее, мы выявили два. основных подхода к пониманию структуры, и, содержания;эстетического воспитания в детском музыкальном коллективе:: как к качественному уровню деятельности и как интегральному свойству личности. Основные слагаемые; составляющие содержательную основу эстетического воспитания: эстетическое сознание, эстетическая* деятельность, предмет эстетического освоения.

3. Эстетическое воспитание участников детских духовьгх оркестров представляет совокупность технической, и художественно-образной стороны исполняемых произведений, которая несет В;себе традиции и новации в русле интерпретации замысла композитора, формы; и содержания, стиля и жанра сочинений; раскрывая творческий' потенциал личности исполнителям на уровне эстетического, сознания (интересы, вкусы, потребности, способности; ценностные ориентации; мировоззрение), эстетической деятельности;

4. Специфика эстетического воспитания детей (оркестрантов-духовиков) предусматривает: применение принципов: направленности, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепенности, последовательности, непрерывности, индивидуального подхода, единства технического и художественного развития, предслышания / внутреннего построения звука-образа/; комплексное использование методов (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, эвристического, исследовательского, целостного подхода).

5. В ходе исследования было определено, что эстетическое воспитание детей (оркестрантов-духовиков) будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: профессионально-творческий статус педагога (художественного руководителя коллектива), который включает в себя высокого уровня личностные качества, профессиональные знания, умения и навыки педагога, профессиональные знания умения и навыки дирижера (знание предмета дирижирования, владение дирижерской техникой, полным набором исполнительских приемов, владение методикой работы с коллективом в рамках технологического и художественно-творческого целостного процесса); умение моделировать, осуществлять, исполнительскую деятельность и анализировать результаты труда на уровне исследовательской работы, умение сочетать научно-творческий, и художественно-творческий подходы в учебно-воспитательной практике; педагогическое общение в коллективе, музыкально-творческое взаимодействие (индивидуализированное, диалогизированное, личностно-ориентационное), в целом коммуникативная среда; самостоятельная работа детей как область технического и художественно-творческого совершенствования оркестрантов; сфера творческой самореализации, самопроявления; дефиниция, во многом определяющая развитие эстетического сознания (интересов, потребностей, вкусов, способностей, ценностных ориентаций, мировоззрения) и бессознательного (чувств, эмоций, интуиции, импровизации, внутренних состояний); музыкальный репертуар как основа учебно-творческого, эстетико-воспитательнош процесса на организационном и содержательном уровне (во многом определяет принципы, формы и методы работы, напрямую связан с дидактикой и всеми этапами обучения, влияет на порядок изучения разнообразного учебного материала, процесс воспитания).

6. Актуализация, визуализация художественного образа, освоение комплексных репертуарных программ (классика, фольклор, современная стилистика), активизация ассоциативного мышления, секцуссивного и симультанного восприятия, внутреннего и внешнего внимания способствуют эффективному развитию эстетической природы детей (обучающихся оркестрантов-духовиков).

7. В процессе исследовательской работы подтвердила свою эффективность авторская экспериментальная методика, направленная на оптимизацию эстетического воспитания участников детских духовых оркестровав системе дополнительного образования.

В основе экспериментальной модели лежал принцип использования комплексного репертуара, который сочетал в себе разножанровую классику, материал на фольклорной основе, а также произведения, относящиеся к современным стилям и направлениям. Активно применялась сольмизация (пропевание оркестровых партий, их исполнительский анализ), что позволяло по-новому подойти детям к процессу осмысления художественных образов.

Содержание экспериментальной методики в значительной степени предопределял'синтез таких искусств, как музыка, литература, театр.

Экспериментальная методика предполагала освоение, наряду с традиционной концертной формой, таких форм, как «Лекция-концерт», «Концерт-встреча», «Мастер-класс», «Театрализованное шествие», «Театрализованное представление», «Шоу-дефиле» и др. В перечисленные формы добавлялся материал опытно-научного, полихудожественного порядка.

Применялся комплексный подход в обучении на специально-музыкальном, общемузыкальном и общеобразовательном уровнях.

В основе всей содержательной части экспериментальной методики лежал принцип вариативности. Он работал в руслах: индивидуальное (обучающийся) -совместное (обучающийся и педагог) — коллективное (группа и педагог); музыкальное - общехудожественное - эстетическое; специально-музыкальное -общее музыкальное — общеобразовательное.

Вся экспериментальная^ методика была построена на использовании элементов авторского творчества (сочинительства) как обучающихся, так и педагогов.

Общие задачи формирующей части эксперимента были связаны во многом со следующими моментами: как сделать учебный процесс по настоящему интересным и в то* же время глубоко содержательным; увлекательным, целостным наполненным, развивающим, воспитывающим; с одной стороны, созвучным с внутренним миром, трогающим душу, с другой, - с высокими ценностными установками, систематичным, последовательным, отвечающим всем принципам художественной дидактики. Осуществлялось исследование действия таких детерминант, как физический -психологический компоненты; техническая и художественно-образные составляющие эстетико-воспитательного процесса; строго выстроенное (конструктивное) и импровизационное; эстетическое сознание (интерес, потребность, вкус) и внутренние ощущения, переживания /сопереживания/ состояния' — бессознательное оркестрантов (учащихся-духовиков) в целом. Подобный подход естественным образом вьггекал из структуры и содержания эстетического воспитания! в детском духовом оркестре, всей логики диссертационного исследования.

Повторная диагностика уровня эстетического воспитания после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента показала значительное увеличение количества обучающихся в экспериментальной группе с высоким и средним уровнем.

Можно в полной мере констатировать, что поставленная в диссертации цель достигнута, а соответствующие ей задачи решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Преподавателям оркестрового класса рекомендуется в своей эстетико-воспитательной работе под пристальным вниманием осуществлять:

1. Развитие навыков внутреннего самоконтроля над физиологической природой исполнителя: управление мышечным аппаратом, ощущение его эластичности, гибкости, физического самоконтроля.

2. Формирование психологического состояния, соответствующего субъективным ощущениям эмоционального подъема, позитивного настроения, увлеченности процессом игры на инструменте; состояния вдохновения, которое может проявляться в смелости движения, поведения и звукоизвлечения, творческой предприимчивости, оригинальности исполнения музыки и свободной интерпретации произведений.

3. Формирование потребности- к музыкальному творчеству, художественно-креативной активности, которая проявляется в реализации внутреннего "Я" в оркестровом исполнительстве.

4. Формирование устойчивого эстетического интереса к музыкальной классике, фольклору, современной стилистике, духовным ценностям в целом, ориентации на творческий созидательный процесс.

5. Развитие высокого музыкального вкуса, основанного на широком эстетическом кругозоре обучающегося.

6. Расширение спектра исполнительских умений и навыков, технических возможностей исполнительского аппарата.

7. Приобретение знаний, умений и навыков в сфере оркестрового творчества.

Следует заключить, что проведенное исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы эстетического воспитания оркестрантов-духовиков в области дополнительного музыкального образования. Дальнейшие исследования в этой области педагогики музыкального образования могут быть посвящены изучению исполнительской культуры инструменталистов (солистов, ансамблистов, оркестрантов), дирижеров. Малоизученными остаются вопросы, касающиеся психолого-педагогической природы исполнительства, ресурсов бессознательного. Требует своего дальнейшего разрешения проблема применения принципов природосообразности, индивидуального подхода, воспитывающего обучения, духовно-творческого развития в русле формирования исполнительской культуры обучающихся музыкантов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чикота Йожеф, 2011 год

1. Абдулгшн, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. /Э.Б. Абдуллин. -М.: Ml Ii У, 1990. —187 с.

2. Абдуллина, О А. О формировании педагогических умений /O.A. Абдуллина. №11. -М.: Советская педагогика, 1972. С.93-103.

3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. —М.: Наука, 1980.—336 с.

4. Азаров, Ю.П. Педагогика Любви и Свободы / Ю.П. Азаров.—М.: Топикал, 1994.- 608 с.

5. Азаров, ЮЛ Сто тайн детского развития / Ю1Ъ Азаров. -М: ИВА, 1996. — 480 с.

6. Алексеев, АД Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. М:1. Музыка, 1978.-278 с.

7. Алексеев, НА. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики / НА. Алексеев. Тюмень: 11 У, 1997. - 216 с.

8. Алиев, Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков: Авто-реф. дисс. .доктора пед. наук. М., 1988. - 32 с.

9. Ананьев, Б.Г. Теория ощущений / Б.Р. Ананьев. — Л1., 1961.

10. Анги, И. Лекции об эстетики музыки. Т.1. — Клуж Напока/ Kolozsvär, Венгрия/: Stentia, 2003. 395 с.

11. Апраксина, O.A. Методика развития музыкального восприятия; Уч. пособие / O.A. апраксина. М.: МГОИ им. Ленина, 1985. - 61 с.

12. Апраксина, O.A. О праве учителя музыки на эксперимент / O.A. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. - С.66-76.

13. Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т.1.-М.: Мысль, 1975.-550с.

14. Арнаудов, М. Психология литературного творчества / М. Арнаудов- М., 1970.-654 с.

15. Аронов, A.A. История русской культуры: Узловые вопросы XIX-XX века: /A.A. Аронов. М., 1999. -120 с.

16. Аронов, А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX-XX век / А.А. Аронов. -М.: Аз, 1998. -358 с.

17. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева М.: Наука, 1977. — 184с.

18. Арчажникова, ЛГ. Профессия учитель музыки /ЛГ. Арчажникова. —М.: Просвещение, 1984.—111 с.

19. Арчажникова, Л.Г. Проблемное обучение как фактор формирования творческого мышления студентов / Л.Г. Арчажникова // Методы активизации музыкального воспитания. Вып.2.—Саратов: СГПИ, 1975. -С.12-21.

20. Арчажникова, Л.Г. Формирование музыкально-слуховых представлений как метод развития мышления учащихся / Л.Г. Арчажникова // Формирование музыкально-слуховых представлений. Вып. 2. — Саратов: СГПИ, 1973. — С.13-21.

21. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б.В. Асафьев. Л, 1973. -144 с.

22. Асафьев, Б.В. Современное русское музыкознание и его исторические задачи. Вып.1 / Б.В. Асафьев. -М.: De Música, 1925. C.l-32.

23. Асмолов, А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности / А.Г. Асмолов // Психология с человеческим лицом. М.,1997. - С.249-258.

24. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. М.: Наука, 1973. - 535 с.

25. Асмус, В.Ф. Платон / В.Ф: Асмус. М.: Мысль, 1969. - 247 с.

26. Базиков, А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям (на материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1997. 25 с.

27. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие / Н.К. Бакланова. М.: МГУК, 1996. -120 с.28.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.