Этико-философские воззрения С. Л. Франка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Чашина, Жанна Вячеславовна

  • Чашина, Жанна Вячеславовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 150
Чашина, Жанна Вячеславовна. Этико-философские воззрения С. Л. Франка: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Саранск. 1999. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Чашина, Жанна Вячеславовна

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Становление этической концепции C.JI. Франка

§ 1. Истоки морального творчества философа

§ 2. Этические положения идеал-реализма C.JI. Франка

мыслителя

Глава II. Центральные проблемы этики C.JI. Франка

§ 1. Соотношение права и нравственности

§ 2. Интерпретация темы зла в учении C.JI. Франка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этико-философские воззрения С. Л. Франка»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная духовная ситуация конца второго тысячелетия характеризуется встречей с "нравственными сумерками". Все острее ощущается равнодушие к чужой экзистенции, все труднее ведутся диалоги между различными государственными деятелями, политическими партиями, религиозными конфессиями. Кризис гуманизма, проявившийся в весенние месяцы 1999 г., заставляет совестливых людей планеты, обладающих здравым смыслом, обратиться к пересмотру основ нравственного бытия.

В этой связи плодотворен анализ русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. В ней переплетены национальное своеобразие и традиции мировой философии. Наиболее ярко синтез западноевропейской и русской мысли выражен в творчестве С.Л. Франка. Поэтому обращение к изучению этико-философских воззрений мыслителя не случайно.

Актуальность темы определяется тем, что характерной чертой религиозной философии Франка является ориентированность на этическую проблематику. Моральность понималась им как внутренняя работа личности над собой. По его мнению, моральным человек делает себя сам, причем стремление к совершенствованию заложено в нем изначально.

Заслугой Франка является развитие нового углубленного понимания личности как вечной и неизменной ценности, призванной открыть в себе нравственное начало творческой тревогой духа и отождествлением себя с другими, коренящемся во внутреннем субстанциальном единстве всех людей как духовных существ.

Кроме того, восприятие нравственного опыта как одного из важнейших источников познания бытия, по Франку, предстает в современной исторической ситуации актуальной с точки зрения не только теории, но и в особенности практики.

В этой связи надо сказать, что вопросом вопросов в жизни, судьбе, творчестве мыслителя было постижение метафизической природы зла и преодоление его наиболее уродливых форм. Данная проблема одна из насущных во все времена, а ныне она приобрела более острые формы и поэтому поиски путей ее разрешения весьма актуальны.

Рассмотрение таких важнейших проявлений общественной жизни, как право и нравственность, определяющих гуманность общества, не утратило своего значения и по сей день. По Франку, эти ценности имеют духовные корни, уходящие в философию всеединства, "религию человеческой личности".

Необходимо отметить, что своеобразие подхода C.JI. Франка к сущности изучаемых им проблем определяется его вниманием к будущему России. Он стремился найти способы ее духовного возрождения, что особенно ценно в условиях современного состояния нашего общества.

Не услышанное своевременно предупреждение Франка о возможных ужасах революции и "мирового" террора при новом осмыслении должно привести к новому государственному бытию, а главное, к новому государственному мышлению, основанному на нравственных ценностях.

Степень научной разработанности темы. Традиция изучения русской философии "серебряного века" складывается на наших глазах. Однако даже в сравнении с другими русскими мыслителями конца XIX - начала XX в. творчество C.JI. Франка предстает одним из наименее исследованных. Первыми его критиками в контексте борьбы материализма и идеализма в России были Л.И. Аксельрод (2), В.И. Ленин (65), A.B. Луначарский (66), Г.В.Плеханов (84) и др. В 20 - 30-е годы эту линию продолжили прежде всего философы-марксисты: В.В. Адоратский (1), И.К. Луппол (68). В то же время ряд ученых (Н.И. Бочкарев (22), Е.А. Будилова (24), В.А. Кувакин (57), И.П. Чуева (151), В.П. Шкоринов (154), И .Я. Щипанов (157)) делали

попытки конструктивного исследования философских, этических идей С.Л.Франка.

Основными источниками по изучению творческого наследия мыслителя служат труды русских философов H.A. Бердяева (17), В.В. Зеньковского (49), Н.М. Зернова (50), В.Н. Ильина (52), И.И. Лапшина (60), С.А. Левицкого (62), Н.О. Лосского (72), Н.П. Полторацкого (86), Г.В. Флоровского (111). Эти авторы рассматривают преимущественно онтологию, гносеологию, метафизику, социальную философию. Кроме того, существуют работы, анализирующие отдельные аспекты социально-политических, религиозно-философских воззрений С.Л. Франка, а также множество биографических и обзорных заметок, авторами которых являются Н.С. Арсеньев (11; 12), Л.Бинсвангер (21), Б.П. Вышеславцев (28), С.Н. Гессен (34), С.Лурье (69),

A.Ф. Лосев (71), А. Мень (74), Р.Д. Редлих (88), H.A. Струве (104),

B.Франк (113), В.Ф. Эрн (160), Б.В. Яковенко (161).

Высокую оценку наследие С.Л. Франка получило в трудах зарубежных исследователей русской философской мысли. Ни один из крупных курсов по истории русской философии, ни один словарь или энциклопедия по социально-философской проблематике на Западе не обходят вниманием идеи Франка. Его аргументированная критика марксизма, отстаивание идей веховской философии, религиозно-мистические взгляды приобрели там широкую популярность и стали предметом исследования таких авторов, как R. Glueser (172), F. Copleston (164; 165), которые рассматривают онтологию и гносеологию мыслителя; R. Tannert (178) излагает теорию знания Франка; W. Goerdt (173) исследует преимущественно социально-политические взгляды философа. Творчеству Франка посвящены работы и таких зарубежных авторов, как Р. Anderson (163), Н. Dahm (166), W. Davies (167), G. Flikk (168), A. Gelin (170), L. Georgel (171), R. Kindersley (174), R. Pipes (175; 176), A. Schmemann (177), V. Terras (179), A. Walicki (180), K.Wojtyla (181; 182).

В последние годы творчество C.JT. Франка все чаще становится объектом изучения отечественных специалистов, среди которых следует выделить работы П.В. Алексеева (8), Г. Аляева (9), В.П. Акулининой (3), B.C. Библера (20), И.К. Гаврюшина (29), П.П. Гайденко (30), A.B. Гулыги (37), И.И. Евлампиева (44), A.A. Ермичева (45), А.Ф. Замалеева (48), В.В. Куликова (59), Ю. Кублаковского (56), М.Л. Свердлова (93), Н.П. Сенокосова (94), И.М. Сухарева (105), Л.А. Фокиной (112), С.С. Хоружего (149), E.H. Чубу-ковой (150), П.С. Шкуринова (155).

Из научных трудов, представленных на соискание ученой степени кандидата философских наук, следует назвать работы Т.В. Голубковой (36), E.H. Долгих (41), Г.Н. Завольской (47), Е.В. Лучук (73), E.H. Некрасовой (77), Т.Н. Резвых (89), В.В. Сухорукова (106), Г.П. Токмаковой (109), в которых рассматриваются социально-философские взгляды С. Л. Франка, его историография, метафизика, проблема человека, и только диссертация Е.В .Лучук посвящена этическому учению Франка. Единство онтологии и этики, на что обратила внимание в своем исследовании Лучук, представляет своеобразие учения Франка. На наш же взгляд, это единство является уникальной чертой творческого наследия мыслителя и имеет практический выход в решении государственно-правовых и нравственных проблем.

Нами предпринята попытка без идеологических и политических пристрастий проанализировать этико-философские воззрения С.Л. Франка.

Цель и задачи исследования. Наследие русских мыслителей "серебряного века" составляет часть общечеловеческой культуры. Многие религиозные философы, осмысляя катастрофы отечественной истории, разрабатывали государственные, правовые, а также религиозные и нравственные основы строительства будущей России. Они верили в то, что их труды будут востребованы. И наш долг - изучать, интерпретировать наследие русских мыслителей, являющееся частью духовной истории нашей Родины. В

соответствии с этим целью данной диссертации является анализ этико-философских воззрений одного из представителей русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. C.JI. Франка.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

- дать общую характеристику историко-культурному контексту "серебряного века";

- определить общетеоретические истоки и научно-философское влияние, обусловившие формирование личности С.Л. Франка и его мировоззрения;

- рассмотреть основные этапы развития философско-этических взглядов мыслителя;

- определить своеобразие его нравственно-философского творчества;

- выделить ключевые проблемы в этической концепции философа, в частности:

а) развитие мыслителем нового углубленного понимания личности;

б) отношение Франка к вопросу соотношения права и нравственности;

в) осмысление им темы зла.

Методологические основания диссертации. Теоретической и методологической основой исследования являются философско-этические работы, среди которых в первую очередь следует отметить труды Р.И. Александровой (5; 6), Р.Г. Апресяна (10), A.A. Гуссейнова (38; 39), О.Г. Дробниц-кого (43), В.В. Ильина (51), А.П. Скрипника (95), А.И. Титаренко (108) и других. Разработанный ими категориальный аппарат этической науки использован в данной работе.

Для определения своеобразия философии Франка, анализа специфики основных аспектов его концепции, выявления культурно-исторического значения деятельности мыслителя в работе применяется сравнительно-исторический метод.

Важное значение в работе имело применение метода комплексного этического анализа, объединяющего функциональный и субстанциональный подходы к анализу морали на основе непротиворечивого использования их научного аппарата.

Использование герменевтического метода позволило интерпретировать ценность и актуальность наследия мыслителя.

При исследовании творчества Франка в диссертации использован принцип металогического, трансрационального единства противоположностей, составляющий основу философского метода самого мыслителя, сущность которого обнаруживается как единство раздельности и взаимопроникновения.

Научная новизна работы. До сих пор рассматривались или социально-политические, или религиозно-философские взгляды С.Л. Франка либо выявлялись отдельные аспекты этической концепции философа. Нами предпринята попытка на основе принципа металогического, трансрационального единства, составляющего основу его философского метода, систематически изложить этико-философские воззрения мыслителя, показать, что его личный опыт является неотъемлемой частью становления его мировоззрения. Выявлена возможность реализации метафизических оснований Франка в практической деятельности человека как соучастника творения абсолютного бытия, ответственного за все происходящее в мире.

На защиту выносятся следующие положения:

- рассмотрение преемственности и взаимопроникновения мировоззренческих традиций Запада и Востока, а также единства метафизического, антропологического и религиозного подходов, позволяющих Франку в гуманистическом ключе разрешить проблему знания и веры;

- раскрытие нравственной природы человека как духовного существа, понимаемого Франком в нераздельно-неслиянном единстве с Абсолютом и

эмпирическим миром, проявляющем свою свободу не в отвлеченной сфере чистой духовности, а в глубине человеческой личности;

- выявление специфики этического творчества Франка в аспекте преодоления им разрыва между отвлеченным моральным теоретизированием и практикой, что находит применение в определении таких явлений общественной жизни, как право и нравственность. По мысли философа, право есть производная нравственности и они находятся в неразрывном соотношении;

- стремление в контексте анализа размышлений Франка о теодицее показать зло как метафизическое явление несубстанционального характера, проявляющееся вследствие неправильного свободного выбора человека.

Практическая и теоретическая значимость исследования.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по этике и истории философии, социальной философии, истории религии, антропологии, культурологии, психологии, а также оказать помощь в дальнейшем изучении философского наследия С.Л. Франка.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на заседании кафедры этики МГУ имени Н.П. Огарева, на I Международных Эрьзинских чтениях (Саранск, 1997), на ежегодных Меркушкинских научных чтениях (Саранск, 1997), Сафаргалиевских научных чтениях (Саранск, 1997), Второй Всероссийской научной конференции "Образование и педагогическая мысль российского зарубежья. 20 - 50-е годы XX века" (Саранск, 1997), на IV Бахтинских научных чтениях" (Саранск, 1998), XXVII Саранских международных Огаревских чтениях (Саранск, 1999). Кроме того, идеи, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в материалах V Российского симпозиума историков русской философии

"Отечественная философия: русская, российская, всемирная" (Нижний Новгород, 1998), Всероссийской научной конференции "Вехи" (Пенза, 1999). Материалы и выводы диссертации были использованы при подготовке учебного пособия по этике.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка литературы.

и

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Чашина, Жанна Вячеславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ этико-философских воззрений С.Л. Франка, по нашему мнению, выявляет глубокую идейную содержательность и непреходящее значение его нравственной философии. Истоки, питавшие ее, разнообразны и уходят своими корнями в традиции западноевропейской, отечественной общественно-философской мысли и православного богословия. В учении русского мыслителя получили дальнейшее развитие идеи неоплатонизма и европейского мистицизма, выразившиеся в представлении о Едином как первоначале, в стремлении сблизить и рассматривать человека и Бога как однопорядковые сущности, в постановке гносеологических проблем, решение которых основывается на познавательной способности человека и через обращение к его духовному миру. Философия Франка соединила в себе, с одной стороны, систему взглядов, созданную в русской религиозной философии на базе определенного типа философствования, содержащего иррациональные, религиозные мотивы, и, с другой - рационализм, строгую логическую выстроенность, характерные для западноевропейской мысли. Мыслитель не просто переносит в свою теорию положения других философских систем и богословских учений, а оригинально трактует их. Он органически сочетает три совершенно разных подхода (метафизический, экзистенциально-антропологический и мистико-богословский), используя метод металогического единства. Принцип данного метода состоит в взаимопроникновении и взаимопереходе, что составляет важную характеристику всего мировоззрения Франка в целом.

Становление этико-философского мировоззрения, и в особенности антропологической концепции, Франка явилось во многом фактором закономерным в истории идеалистической философии, поскольку определялось основными тенденциями историко-культурного процесса в России на рубеже веков. Можно сказать, что "антропологический поворот" в мировоззрении Франка, как и большинства русских философов того времени, был определен всей атмосферой духовных исканий и охвативших страну социальным движением. Развитие идеи Франка протекало в тесной взаимосвязи с политическими событиями и развитием идеалистической философской мысли.

Поиск нового духовного основания освободительной идеологии, нового этико-философского синтеза, обрести у Франка черты необходимости творческого преображения культуры и вместе с ней жизни и человека. Морализированное понимание Фр. Ницше (не "разрушителя основ", а первооткрывателя "реальности духовной жизни"), позволило Франку не признавать приоритет ригористических норм. Он считает, что смысл жизни человека заключается не в простом подчинении общим законам, а в "осуществлении тех интимных запросов и задатков, которые в каждой личности одинаково верховны". Акцент в понимании морали Франк переносит с чисто внешней практической стороны, когда нравственная жизнь отождествлена с поступками, на внутреннюю сторону, на моральный идеал, в соответствии с которым происходит самостоятельное духовное развитие каждой личности. В этом наложении идеальных построении на конкретные реалии и заключался, в первую очередь, его идеал-реализм. Применяя метод идеал-реализма, Франк обращается к онтологической проблематике, служащей основой для своеобразного понимания природы и сущности человека.

Необходимость гармоничного сочетания, синтеза, единства Абсолютного начала с человеком, с человечеством - составляет главную предпосылку его этических взглядов. Основные и глубочайшие различия между этическими учениями, по мысли философа, кроются в своеобразном понимании отношения между нравственным идеалом и действительностью. Так как, по Франку, общественная жизнь имеет своим конечным назначением осуществление своей истинной онтологической природы - "обожение" человека, то задачей этики является установление согласия между моральными убеждениями и нравственными чувствами, пересмотр и углубление морального сознания путем сопоставления его с прирожденными, изначально присущими человечеству нравственными инстинктами.

Как предметное знание, для Франка, укоренено в металогическом единстве "живого" знания, как наш предметный мир укоренен во Всеединстве Абсолютного, так и этические ценности укоренены в несказанной полноте жизни в Боге. Поэтому дуализм между абсолютным началом и эмпирической действительностью относителен. Он имеет значение с точки зрения "мира". Но так как мир у Франка укоренен в Боге, то этот дуализм преодолевается, Абсолютное одновременно и трансцендентно и имманентно миру. Но признание Бога в качестве морального Абсолюта не является, по нашему мнению, главным итогом этики С. Франка, поскольку это положение не снимает ответственности с человека за зло, происходящее в мире. Условием нравственности и ее результатом признается свобода воли и творческой деятельности человека.

Из размышлений философа, мы приходим к выводу, что человеку не уйти от тревоги духовной борьбы, так как, именно, в этом и состоит предназначение и богоподобие человека. Борьба эта становится творческой, если ее преображает добровольная любовь к Богу или, говоря словами Франка, обретение "живого" Бога в себе, дарует человеку твердую опору. Только в свободной творческой духовности человека, не ограниченной и не связанной ничьей властью, и происходит спасательное самоопределение человека, ведущее его к истинной, положительной свободе и блаженству.

Этика С.Л. Франка не разработана с той фундаментальностью, которая характеризует его гносеологию или его метафизику. Но ядро его этики в единстве с философией позволяет создать новую концепцию человека -органический замысел которого позволяет осуществить радикальный сдвиг в понимании смысла и перспектив нашего существования в мире.

Философию определяют как теорию, а этику как практику. Но это разделение возможно лишь на основе чистого мышления. Как нельзя разъединить тело и душу, так нельзя и разорвать философию и этику. Хотя бытует такое мнение, что нравственность есть та часть философии, которую больше толкуют, а меньше всего исполняют; то творческое наследие Франка является призывом к "истинной этике", когда перестают пользоваться словами и происходит реализация убеждений в действительной жизни.

Убеждение обнаружения духовного в человеке, являющегося единством всех людей и требование абсолютной ответственности каждым за все совершающееся вокруг - важнейшие черты нравственной философии Франка. Жизнь и творчество русского мыслителя есть призыв ко всем людям найти свой смысл жизни и на основе этого жить самостоятельно и ответственно.

Осознавая, что в одном исследовании невозможно охватить все многообразие творческих идей мыслителя в их развитии, тем не менее мы попытались создать объемный очерк этических взглядов Франка с позиций современной науки. Эта работа может послужить основанием для дальнейшей разработки этического наследия философа, таящего в себе немало идей актуальных и для сегодняшнего дня, и для вечности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чашина, Жанна Вячеславовна, 1999 год

Библиографический список.

Х.Адоратский В.В. Наука об обществе: (О кн. С. Франка "Очерк методологии общественных наук") // Печать и революция. - 1992,- № 6.- С. 233-240.

2. Акселърод Л.И. Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли: Сб. ст. - М; Л, Соцэкгиз, 1933. - 219 с.

Ъ.Акулинина В.П. Философия всеединства от Вл. Соловьева до П.А. Флоренского. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 154 с.

4. Александрова Р.И. Духовность личности в философии российского зарубежья: философско-педагогический аспект // Образование и педагогическая мысль российского зарубежья. 20-50-е годы XX века. - Саранск, 1997.-С. 10-12.

5. Александрова Р. И. Нравственная философия и творческое наследие М.М.Бахтина. - Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1995. - 176 с.

6. Александрова Р.И. Ответственность как проблема нравственной философии // Философия М.М. Бахтина и этика современного мира. - Саранск,

1992.-С. 5-13.

7. Александрова Р.И. Русское зарубежье: духовность, философия, нравственность // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. - Саранск, 1997.- С. 210-228.

8. Алексеев П.В. Философская концепция С.Л. Франка // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.- С. 5-12.

9. Аляев Г. Метаф1зика особистост1 у фшософп С. Франка // Фшос. думка. -

1993.- №3.- С. 43-50.

Ю.Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. -М.: ИФРАК, 1995.- 353 с.

11 .Арсенъев Н.С. Памяти Франка // Вестн. РСХД [Париж].- 1955.- № 36.- С.35-37.

И.Арсенъев Н.С. C.JI. Франк как мистик // Возрождение [Париж].- 1971.-№231.-С. 51-59.

13. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопр. философии. - 1991.-№8.-С. 102-116.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.- 444с.

15. Белый А. Неославянофильство и западничество в современной философской мысли // Утро России. - 1910.- № 274.- С. 2.

16. Бердяев H.A. О работе и свободе человека. - Париж, 1939. - 340 с.

17. Бердяев H.A. Рецензия на книгу С. Франка "Непостижимое" // Путь.- 1939.-№ 60.- С. 65-67.

18.Бердяев H.A. Русская идея. Основные направления русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. - М., 1990.- 528 с.

19. Бердяев H.A. Этическая проблема в свете философии идеализма // Проблемы идеализма: Сб. ст./ Под ред. П.И. Новгородцева. - М., 1903.-С.521.

20.Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность // Знание, 1990.-№4.- С. 3-64.

21. Бинсвангер Л. Воспоминания о С.Л. Франке // Новый журнал [Нью-Йорк].-1965.-№81.- С. 209-226.

22. Бочкарев И.И. В.И. Ленин и буржуазная социология в России. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.- 251 с.

23. Бубнов H.H. Проблема зла в русской религиозной философии // Звезда. -1993.-№9.- С. 142-159.

24.Будилова Е.А. Философские проблемы в современной психологии. - М.: Наука, 1972. - 336 С.

25. Булгаков С.Н. Без плана // Вопр. жизни. - 1905.- № 3.- С. 388-414.

26. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века // Вопр. философии. - 1991.- № 8.- С. 25-40.

27. Вехи. Из глубины: Сб. ст. о русской интеллигенции. - М.: Правда, 1991.608 с.

28. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. - М.: Республика, 1994.368 с.

29. Гаврютин Н.К. Русская философия собственности (XVIII-XX вв.) // Вопр. философии. - 1994.- № 4.- С.183-185.

30.Гайденко П.П. "Вехи": неуслышанное предостережение // Вопр. философии. - 1992.- № 2.- С. 103-122.

31. Гайденко П.П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П.Б.Струве) // Вопр. философии. - 1992.- № 12.- С. 54-64.

32. Герцен А.И. Сочинения. СПб., 1905.

33.Гершензон М.О. Вехи // Вехи. Из глубины: Сб. ст. о русской интеллигенции. - М., 1991.- С. 9-10.

34. Гессен С.И. Новый опыт интуитивной философии: (По поводу книги С.Л.Франка "Предмет знания") // Сов. записки. Пг., 1916.- Кн. 4/5.- С. 222237.

35. Голлербах Е.А. Религиозно-философское изд-во "Путь" (1910-1919) //Вопр. философии. - 1994.- № 2.- С. 123-165.

36. Голубкова Т.В. Историософия С.Л. Франка: Дис. ... канд. филос. наук.- М., 1994.- 146 с.

37. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. - М.: Соратник, 1995.- 310 с.

38. Гуссешов A.A. Введение в этику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.- 208 с.

39. Гуссешов A.A. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопр. философии. - М., 1995.- № 5.- С. 5-12.

40.Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. - М.: Мол. гвардия. 1989. - 318 с.

41. Долгих E.H. Метафизика зла в русской религиозной философии (B.C. Соловьев и С.Л. Франк). Дис.... канд. филос. наук. Спб., 1994. - 150 с.

42. Достоевский Ф.М. Великий инквизитор // О Великом инквизиторе. Достоевский и последующие. - М., 1991.- 270 с.

43.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Наука, 1977. - 336 с.

44. Еелампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // Франк C.JI. Предмет знания. Душа человека. -СПб., 1995.- С. 5-34.

45. Ермичев A.A. C.JI. Франк - философ русского мировоззрения // Франк C.JI. Русское мировоззрение. - СПб., 1996.- С. 5-36.

46. Жуковский Д.Е. К вопросу о моральном творчестве // Проблемы идеализма: Сб. ст./ Под ред. П.И. Новгородцева. - М., 1903.- С. 505-521.

47. Заволъская Т.Н. Проблема личности в философии C.JI. Франка: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1993.- 139 с.

48. Замалеев А.Ф., Осипов Н.Д. Русская политология: Обзор основных направлений. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1994.- 208 с.

49. Зеньковский В.В. История русской философии // Соч.: В 2 т. Л., 1991.- Т.2. ч.2. - 272 с.

50. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. - Париж, 1991. -368 с.

51 .Ильин В.В. Политология. - М.: Книжный дом "Университет", 1999. - 540 с.

52. Ильин В.Н. СЛ. Франк и русская философия // Возрождение [Париж]. -1966.-№172.-С. 51-64.

53. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964.- Т. 3. - 799 с.

54. Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи. Из глубины: Сб. ст. о русской интеллигенции. - М., 1991.- С. 122-150.

55. Кистяковский Б.А. Категории необходимости при исследовании социальных явлений // Жизнь [СПб.]. - 1900.- № 5.- С. 284-309; № в.- С.127 -148.

56. Кублаковский Ю. Размышления над книгой С.Л. Франка "Духовные основы общества" //Независимая газ. 1991, 18 июня.

57.Кувакин В. А. Религиозная философия в России начала XX века. - М.: Мысль, 1986.- 309 с.

58. Кудринский М.А. Архивная история сборника "Проблемы идеализма" (1902) // Вопр. философии. - 1993.- № 4.- С. 157-165.

59. Куликов В.В. Духовный мир личности в "философии жизни" C.JI. Франка // Формирование духовного мира человека. - Горький, 1989.- С. 153-159.

60. Лапшин И.И. Мистический рационализм проф. C.JI. Франка // Мысль [Пг.].-1922.-№3.- С. 140-153.

61. Левицкий С.А. Очерк по истории русской философской и общественной мысли: Т. 2. Двадцатый век. - Франкфурт-на-Майне, 1988.- 231 с.

62.Левицкий С.А. Памяти великого философа (C.JI. Франка) // Нов. журн. -1977.- № 127.-С. 151-164.

63. Левицкий С.А. Трагедия свободы. - М.: Канон, 1995.- 512 с.

64. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. - Т. 18.-С. 7-384.

65.Ленин В.И. "О вехах": Исторический смысл внутрипартийной борьбы в России // Полн. собр. соч. - Т. 19.- С. 167-175.

66. Луначарский A.B. Дальше идти некуда: (О ст. С. Франка "Философия жизни" // Краен, нива. - 1924.- №11.- С. 260-261.

61. Лопатин Л.М. Положение этической задачи в современной философии // Вопр. философии и психологии. - М., 1890.- Кн. 2.- С.61-72.

68.Луппол И.К Рецензия на книгу C.JI. Франка "Введение в философию в сжатом изложении" // На переломе. Философские дискуссии 20-х гг.: Философия и мировоззрение: Сб. ст. - М., 1990.- С. 123-126.

69.Лурье С. Жизнь и идеи (ответ C.JI. Франку) // Филос. науки. - 1991. - № 7. -С. 83-92.

70.Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.: Правда, 1990.- 382 с.

1 Х.Лосев А.Ф. В поисках смысла // Вопр. лит. - 1985.- № 10.- С. 205-231.

72. Лосский И.О. История русской философии. - М.: Высш. шк., 1991.- 478 с.

73. Лучук E.B. Этическое учение СЛ. Франка: Дис. ... канд. филос. наук.- СПб., 1995.- 197 с.

74.Мень А. Семен Людвигович Франк // Мировая культура. Христианство. Церковь: Лекции и беседы. - М., 1995.- 672 с.

15. Михайлов М. Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм // Иностр. лит. - 1990.- № 4.- С. 197-204.

76. Некрасова E.H. С.Л. Франк // Русская философия: Малый энцикл. слов. -М., 1995.- 624 с.

11. Некрасова E.H. С.Л. Франк: (Метафизика человеческого бытия): Дис. ... канд. филос. наук.- М., 1993.- 145 с.

78. Ницше Фр. Антихристианин. - М.: Б. и., 1990.- 94 с.

79. Ницше Фр. Соч.: В 2 т. - М., 1990.- Т. 2.- 829 с.

80. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: Пресса, 1991.- 640 с.

81. Новгородцев П.И. Предисловие // Проблемы идеализма: Сб. ст. - М., 1903.521 с.

82. Письма С.Л. Франка к H.A. и П.Б. Струве (1901-1905) // Путь. - 1992.- № 1.-С. 263-308.

83. Платон. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1993.- Т. 2.- 526 с.

84. Плеханов Г.В. О книге С.Франка//Заря. - 1901.-№ 2-3. - С.324-331.

85. Полторацкий Н.П. Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. ст. - Tenafly: Эрмитаж, 1988.-352 с.

86.Полторацкий Н.П. С.Л. Франк о П.Б. Струве // Опыты [Нью-Йорк].- 1958.-№9.- С. 107-112.

87. Проблемы идеализма: Сб. ст./ Под ред. П.И. Новгородцева. - М., 1903.-521с.

88. Редлих Р.Д. Социальная философия С.Л. Франка. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972.-59 с.

89. Резвых Т.Н. Проблема реальности в философии C.JI. Франка: Дис. ... канд. филос. наук.- М., 1995.- 165 с.

90. Резвых Т.Н. Реальность и человек в метафизике С. Франка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Филос. - 1992.- № 5.- С. 46-55.

91. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1995.- 152 с.

92. Сборник памяти C.JI. Франка / Под ред. прот. о. Василия Зеньковского. -Мюнхен: Б. и., 1954.- 193 с.

93. Свердлова МЛ. C.JI. Франк и диалектика любви // Русская философская мысль конца 19 - начала 20 в. - Саратов, 1993.- С. 10-14.

94. Сенокосов Ю.П. Семен Людвигович Франк // Франк С.Л. Соч. - М., 1990.-С. 3-8.

95. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. - М.: Изд-во полит, лит., 1902.- 351 с.

96. Соболев A.B. Павел Иванов Новгородцев // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991.- С. 3-10.

97. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2 т. -М., 1988.- Т. 1.- С. 47-549.

98. Соловьев B.C. Путь к спасению / Под ред. И.М. Косова. - Саранск, 1994. -С.380-390.

99. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1990.- Т. 2.- 822 с.

100. Сорокин П. Современное состояние России // Нов. мир. - 1990.- № 4.-С.181-203.

101. Степун Ф.А. Россия накануне 1914 года // Вопр. философии. 1992.- № 9.-С. 85-120.

102. Столевич Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. - М.: Республика, 1994.- 464 с.

103. Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе // Вопр. философии. - 1993.- № 7.- С. 57-63.

104. Струве H.A. К юбилею Семена Франка // Вест. РСХД [Париж]. - 1977. -№121.-С. 128-131.

105. Сухарева Н.М. Единство раздельности и взаимопроникновения людей в философии С.Л. Франка // Проблемы социальной философии. - М., 1995. -С. 194-207.

106. Сухорукое В.В. Социально-философские взгляды С. Франка: (Критический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1988.- 18 с.

107. Сушко С.А. Человек и ценность в философии H.A. Бердяева и Ф. Ницше // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. - 1991.- № 6.- С. 61-70.

108. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. - М.: Изд -во Моск. ун-та, 1984.- 199 с.

109. Токмакова Г.П. Проблема человека в философии С.Л. Франка // Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1991.- 148 с.

110. Тыркова-Вилъямс A.B. На путях к свободе. - Нью-Йорк: Изд-во Чехова, 1952.-432 с.

111. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Вильнюс: Б. и., 1991,- 602 с.

112. Фокина Л.А. Критический анализ некоторых особенностей православной антропологии в период развития капитализма в России // Социально-философские аспекты критики религии. - Л., 1986.- С. 20-38.

113. Франк В. "Всегда и везде я чувствовал себя иностранцем" // Деловой мир.-1993.- 24 июля.- № 139 (707).- С. 13.

114. Франк С.Л. Биография П.Б. Струве. - Нью-Йорк: Изд-во Чехова, 1956. -237 с.

115. Франк С.Л. Возрождение славянофильства // Рус. мысль. - 1911. - №10. -С. 27-30.

116. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Духовные основы общества. - М., 1992.- С. 13-146.

117. Франк С.Л. Душа человека // Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.-С. 417-632.

118. Франк С.Л. Ересь утопизма // Родник [Рига]. - 1989.- № 6.- С.52-58.

119. Франк С.Л. Еще о национализме в философии // Русское мировоззрение. -СПб., 1996.- С. 112-119.

120. Франк С.Л. Кризис современной философии // Рус. мысль. - 1916. - №10. -С. 33-40.

121. Франк С.Л. Крушение кумиров // Соч. - М., 1990.- С. 113-183.

122. Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева // Русское мировоззрение. - СПб., 1996.- С. 312-340.

123. Франк С.Л. Лев Толстой и русская интеллигенция // Русское мировоззрение. - СПб., 1996.- С. 440-445.

124. Франк С.Л. Непостижимое // Соч. - М., 1990.- С. 183-560.

125. Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Филос. - 1992.- № 5.- С. 55-70.

126. Франк С.Л. О духовной сущности Германии // Рус. мысль. - 1915. - № 10. -С. 1-18.

127. Франк С.Л. О невозможности философии // Русское мировоззрение. -СПб., 1996.- С. 88-95.

128. Франк С.Л. Политика и идеи // Соч. - М., 1990.- С. 65-77.

129. Франк С.Л. Предмет знания // Предмет знания. Душа человека. - СПб., 1995.- С. 35-416.

130. Франк С.Л. Предсмертное. Воспоминания и мысли // Русское мировоззрение. - СПб., 1996.- С. 39-58.

131. Франк С.Л. Проект декларации прав // Полярная звезда. - 1906. - № 4. -С.243-254.

132. Франк С.Л. Реальность и человек. - СПб., РХГИ, 1997.- 448 с.

133. Франк С.Л. Религия и наука // Журн. Моск. патриархии. - М., 1992.- № 3.-С. 36-42.

134. Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции // Русское мировоззрение. - СПб., 1996.- С.119-137.

135. Франк С.Л. Русское мировоззрение // Русское мировоззрение.- СПб., 1996.- С. 161-196.

136. Франк С.Л. С нами Бог: Три размышления. - Париж: Утса-Ргезв, 1964.380 с.

137. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопр. философии. - 1990.- № 6.- С. 68-131.

138. Франк С.Л. Собственность и социализм // Русская философия собственности (XVIII - XX). - СПб., 1993.- С. 309-330.

139. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Русское мировоззрение. - СПб., 1996.- С. 149-161.

140. Франк С.Л. Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд. -СПб.: Изд-во М.И. Водовозова, 1900.- 370 с.

141. Франк С.Л. Учение Спинозы об атрибутах // Вопр. философии и психологии. - М., 1912.- Кн. 114 (4).- С. 523-567.

142. Франк С.Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры: Сб. ст. - СПб.: Изд-во Д.Е. Жуковского "Общественная польза", 1910.-389 с.

143. Франк С.Л. Фр. Ницше и этика "любви к дальнему" // Соч.- М., 1990.- С. 665.

144. Франк С.Л. Этика нигилизма // Соч. - М., 1990.- С. 77-113.

145.Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // Время и бытие. - М., 1993.- С. 361381.

146. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. - М., 1993.-С.345-361.

147. Хвостов В.М. Науки об общем и науки об индивидуальном // Вопр. философии и психологии. - 1910. - № 5-6. - С. 340-367.

14$. Хоружий С. С. Вступительное слово // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. - М., 1992. - Т. 1. - С. XVII - ЬХХШ.

149. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX в. // Вопр. философии. - 1994. - № 11. - С. 52-62.

150. Чубукова E.H. C.JI. Франк о предмете и проблемах социальной философии // Русская философия: новые решения старых проблем. - СПб., 1993. -Ч. 2.- С. 62-64.

151. Чуева И.П. Критика идей интуитивизма в России. - М.; Л., 1963.- 129 с.

152. Шестов Л.И. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Избр. соч. - М., 1993.-512 с.

153. Шестов Л.И. Достоевский и Ницше // Избр. соч. - М., 1993.- 512 с.

154. Шкоршов В.П. Этический иррационализм в России. Критический анализ.-Ростов-на-Дону, 1973.- 225 с.

155.Шкуримое П.С. Позитивизм в России XIX века. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-416 с.

156. Щербина A.M. Методология этики. - М.: Изд-во "И. Кушнерев и К", 1914. -30 с.

157. Щипаное И.Я. Из истории русской философии. - М.: Госполитиздат, 1951.766 с.

158. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб., 1896.-T.XIX.-C. 164-166.

159. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. - М.: Политиздат, 1991.-XLVII. -190 с.

160. Эрн В. Соч. - М.: Правда, 1991.- 576 с.

161. Яковенко Б.В. Очерки русской философии. - Берлин: Русское универсальное изд-во, 1922.- 128 с.

162 .Ярославцева И.П. Проблема морального творчества в философии Фридриха Ницше: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1988.- 22 с.

163 .Anderson P.B. "No East or West". - Paris: Ymca-Press, 1985.- Í75>.

164. Copleston F.S. Philosophi in Russia from Herzen to Lenin and Berdyaev. -Notre Dame, 1986. - 445p.

165. Copleston F.S. Russian religious philosophy: Selected aspects. - Notre Dame, 1988.- 158p.

166. Dahm H. Russian philosophy: Traditional and contemporary account // Studies in Soviet thought [Boston]. - 1981. - Vol. 22, № 3.

167. Davies W.P. Paul and Rabbinic Judaism. - London, 1948. -2.02. p.

168.Flikk G. Democracy or theocracy: Frank, Struve, Bulgakov, a the 1905 Russ. Revolution. - Oslo, 1994.- I05p.

169. Frank V. Bibliographie des Oeuvres de Simon Frank. - Paris, 1980.- 1d9p.

170. Gelin A. The Concept of Man in the Bible. - London, 1968. - 1 öS p.

171. Georgel L. Kline. Religious and Anti-religious thought in Russia.- Chicago, 1968.172. Gluezer R. Die Frage nach Gott in der Philosophie S.L. Franks. Wuerzburg.

Augustinus-Verlag, 1975.-30f p.

173. Goerdt W. Russische pfilosophie: Zugaenge und Purchblicke. - Freiburg; München: Alber, 1984. - 768 p.

174. Kinders ley R. The first Russian revisionists: A study of " Legal Marxism" in Russia. - Oxford, 1962.-68 p.

175. Pipes R. Revolutionary Russia. - Cambridge: Mass, 1968. ~3>5i p.

176. Pipes R. Struve. Liberal on the left, 1970-1905 and Struve. Liberal on the right, 1905.- Cambridge: Mass, 1970. - 4t5p.

177. Schmemann A. Ultimate Questions: An antology at Modern Russian Religious thought. - N.Y., 1965. - 391 p.

178. TannertR. Zur Theorie des Wissens. - Bern; Frankfurt an Main, 1973.- /9/p.

179. Terras V. Handbook of Russian literature. New Haven; London, 1985. -654p.

180. Walicki A. A History of Russian thought from the Englightment to Marxism. -Stanford, 1979; Oxford, 1980.-4-56p.

181. Wojtula K. Osoba i czyn. - Krakow, 1969. - 543p.

182. Wojtula K. Zagadnienie podmiotu moralnosci. - Lublin. Wydaw. t-wa nauk. Katolickiego uniw. Lubelskiego, 1991. ~25/p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.