Этническая идентичность как социально-философская проблема тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Асылгужин, Рафиль Рифгатович

  • Асылгужин, Рафиль Рифгатович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 167
Асылгужин, Рафиль Рифгатович. Этническая идентичность как социально-философская проблема: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2005. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Асылгужин, Рафиль Рифгатович

ВВЕДЕНИЕ.3.

ГЛАВА I ЭТНИЧНОСТЪ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ.12.

ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.61.

ГЛАВА III ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСГЕЙ.110.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этническая идентичность как социально-философская проблема»

Актуальность темы исследования. Наблюдаемый в настоящее время процесс появления новых государств, обострение межэтнических отношений в мире, а также неутихающие противостояния на религиозной почве связаны, во многом, с этническим и религиозным возрождением. Это обуславливает растущий интерес к существованию феномена этничности, различным проявлениям и типам этнической идентичности.

В то же время, усиление взаимодействия различных народов между собой, детерминированное интеграционными процессами, возрастанием влияния средств массовой коммуникации, расширение деятельности транснациональных корпораций и трудовой миграции, урбанизации населения все острее ставит проблемы сохранения этнической самобытности, этнической идентичности. Следовательно, этяичностъ - одно из важнейших и объективных явлений, разворачивающееся в современных условиях на фоне складывающегося противоречия: с одной стороны, интенсивная и усиливающаяся тенденция унификации этносов на основе глобализации общественной жизни, с другой, -стремления к сохранению этнического своеобразия. Одним из результатов взаимодействия названных процессов является национализм, способствующий, в ряде случаев, сепаратизму, разрастанию центробежных тенденций в государственных образованиях. Целому ряду государств удается избежать конфликтных ситуаций, вызванных ростом этничности и проявлений этнической идентичности. Находятся цивилизованные методы поддержания баланса сил для разрешения противоречий между разнородными общинами и центральной властью государства, единством государства и этнокультурным многообразием. В ряде полиэтничных стран этнический фактор положен в основу государственности, где единый суверенитет государства распределен между составными частями (кантонами, штатами, субъектами федерации) и выбрана федеративная форма устройства, либо этнические меньшинства наделены определенными автономными правами в самых различных областях. Имеющиеся в настоящее время противоположные подходы и концепции к проблеме этничности предлагают самые разнообразные понимания сути этничности, соответственно с этим и обосновываются различные варианты учета этнического фактора во внутренней государственной политике. Есть сторонники полного игнорирования категорий «этнос» и «этничность», признания их субъективными и воображаемыми конструкциями. Это придает особую важность исследованию, поскольку указанные концепции и теории, имея социально-политический и заказной характер, часто закладывают фундамент и обоснование целого ряда политико-правовых решений в формировании государственной идеологии.

Как и в предыдущие эпохи, религия продолжает играть важную и неоднозначную роль в этнической дифференциации, поскольку она охватывает своим влиянием не только духовное бытие той или иной общности (обычаи, ценности), но обеспечивает ощущение взаимной комплиментарности, т.е. идентичности, отличие от других общностей. В этой связи важно рассматривать этническую идентичность в тесной взаимосвязи с религиозной.

Процессы и специфика взаимодействия между этничностью, этническим возрождением, конфессиональной принадлежностью, полиэтническим государством и интеграционными процессами все более приобретают острый характер, становятся наиболее актуальными проблемами современности.

Актуальность темы, ее научная и практическая значимость, необходимость максимально полного и комплексного рассмотрения этнической идентичности, являющейся важнейшим фактором сохранения и развития этнических общностей, явились основанием для выбора ее в качестве темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы исследования. Понятия «этничность», «этническая идентичность» - пользуются повышенным вниманием в общественных науках: в этносоциологии, социальной антропологии, социальной психологии. Особое место в исследовании этих явлений принадлежит философской науке.

В трактовке природы этничности и ее проявлений можно выделить две концепции - «примордиалистское» и «конструктивистско-инструменталистскую». Последняя объясняет возникновение и существование этносов и этничности не как объективно существующие явления, а лишь как искусственные, изобретенные конструкты. В рамках этой концепции подчеркивается ключевая роль государства в создании нации и формировании национализма. В отечественной науке конструктивистско-инструменталистское направление представлено такими исследователями как Ю.М.Бородай, А.Г.Здравомыслов, Э.А.Позднякова, В.А.Тишков и другие.1 Конструктивистские и инструменталистские концепции и теории достаточно широко представлены и в зарубежной науке такими исследователями как: Б.Андерсон, Э.Геллнер, Ф.Барт, К.Гирц, К.Дейч, Х.Кон, Т.Эриксен, Э.Хобсбаум и др. 2

Этничность», согласно примордиалистской концепции рассматривается, прежде всего, как явление природное, реальная форма организации бытия человечества. Именно исходя из этой концепции разработаны теории этноса и

1 Бородай Ю.М. Этнос, нация, государство // Полис, 1992 - №5-6. -С.19-21; Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория нации и рефлексивная политика // Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад. - М., 1997; Позднякова Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М.: АО Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1994; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Русский мир, 1997.

2Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. Пер с англ. В.Николаева. - М.: "Канон-пресс-Ц", "Кучково поле", 2001; Barth F. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organizations of Culture Differences. Bergen/London,1992; Геллнер Э. Нации и национализм: Пер с англ. / Ред. и послесл. И.И. Крупника - М.: Прогресс, 1991; Geerts С. The Interpretation of Cultures. New York,1973; Deutsch R. Nationalism and Social Communication: An Inquiry into the Foundations of Nationality. Cambridg (Mass), 1953; Eriksen T. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. L., Boulder, 1993; Hohn H. Nationalism. Its Meaning and History. New York, 1966; Хобсбаум Э.Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм // Нации и национализм. Андерсон Б., Бауэр О., Xpox М. и др.и - М.: Праксис, 2002; см. также: Коротеева B.B. Теория национализма в зарубежных социальных науках. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. этногенеза А.Г.Агаевым, Ю.В.Бромлеем, Л.М.Гумилевым1; этнического менталитета, характера и этнопсихологии С.А.Арутюновым, Н.А.Бердяевым, Л.П.Карсавиным, Н.О.Лосским;2 этнического сознания и самосознания (Ю.В.Арутюняном, А.Я.Зариповым, Б.В.Иорданским, П.И.Кушнером, о

К.Н.Хабибуллиным. Различные направления примордиалистской концепции к проблеме этничности представлены в работах ряда зарубежных исследователей как: О.Бауэр, П. ван ден Берг, К. Гирц, Э.Смита, Э.Ян 4 и других.

Объективный характер этничности, важность учета этнических и национально-культурных компонентов в политике государства неоднократно подчеркивались в работах: Э.А.Баграмова, А.А.Валькова, А.Н. Мельникова, М.О.Мнацаканяна, С.В.Чешко.5 Различные формы проявления этничности подвергались анализу в исследованиях Л.М.Дробижевой, В.В.Коротеевой, Г.У.Солдатовой, Н.В.Петрова6 и др.

Агаев А. Г. К вопросу о теории народности // Закономерности развития народностей в СССР. - Махачкала, 1965. - с.35-36; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М, 1983; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. -М.: ТОО Мишель и К, 1993.

1 Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989; Бердяев Н.А. Душа России // Судьба России. - М.: Советский писатель. - 1990; Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Сочинения.

- М.: Раритет, 1993. — С.157-216; Лосский Н.О. Характер русского народа // Н.ОЛосский. Условия абсолютного добра.-М, 1991.

3 Арутюнян В.Ю. Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов ССР. -М.: Мысль, 1987; Зарипов А.Я. Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и этническое самосознание. - Уфа: Гилем, 2000; Иорданский Б.В. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. — 1990.

- № 4. - С.151-161; Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. - М., 1951; Хабибуллин К.Н. Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. - СПб.: ТОО TK Петрополис, 1993.

4 Бауэр. О. Национальный вопрос и социал-демократия // Нации и национализм / Б.Андерсон, О. Бауэр, М.Хрох и др; Пер. с англ. И нем. Л.Е. Переяславцевой, M.C. Панина, M. Б. Гнедовского — M.: Праксис, 2002. -С.52-120; Berge P.L. van den. The Ethnic Phenomenon. - New York, 1987; Geerts C. Geerts C. The Interpretation of Cultures. New York, 1973; Smith A. Nations and nationalism in a global era. Cambridge (Mass.), 1995; Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречие и сходство // Полис. - 2000. - №1. - С.114-124.

5 Баграмов Э.А. Национальная идея и интернационализм // Вопросы истории КПСС, 1991, №2, - С.3-11; Вальков А.А. Философское постижение идеи нации. -Уфа: БГУ, 1998; Мельников A.H. Национальное сознание: Методологические проблемы генезиса // Сознание и личность. — Барнаул: Алтайский го. Ун-т, 1986. — С. 82-91; Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность. Новая этносоциологическая теория. - М.: "Анкил", 2001 .Четко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. - 1994. - №6.- С. 35-49.

6 Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003; Коротеева B.B. Теория национализма в зарубежных социальных науках. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998; Петров Н.В. Что такое полиэтнизм? Территориально-этнические притязания на территории бывшего СССР // Полис - 1993 - №6 - С. 6 -15.

Исследований, рассматривающих в комплексе аспект взаимодействия религии и этничности, а также взаимодействия феноменов религии, этнического и цивилизационного разграничения на сегодняшний день практически нет. Имеющиеся работы в основном носят фрагментарный характер.1 В этой связи вовсе не потеряло актуальности мнение русского философа кон. XIX в. С.Н.Булгакова о недостаточной оценке и изученности связи религии и национальности. Чаще же религия рассматривается как фактор цивилизационного разграничения (Б.С.Ерасов, А.С.Макарычев, А.И.Уткин).3

Имеется большое количество исследований, посвященных изучению механизма влияния этничности на социально-политические процессы. Это прежде всего работы: Р.Г.Абдулатипова, А.И.Вдовина, М.Н.Губогло, А.Б.Зубова, Л.М.Карапетяна, П.Кушнера, В.Н.Лысенко, В.Е.Чиркина4 и других.

Среди советских, в последствии российских ученых, внесших существенный вклад в исследование роли суверенитета государства и суверенитета наций в консолидацию этносов, развитие их этничности, сознания и самосознания, следует выделить таких философов, как Д.Ж.Валеев,

1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М.: Междунар. отношения, 2003; Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997; Фрейдзон В.И. Нация до национального государства. Историко-социологический очерк Центральной Европы XVIII в. - начала XX в. — Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999.

2 Булгаков С.Н. Размышления о национальности. - В кн. «Сочинения». T.2 Избранные статьи. — М.Изд-во Наука. - 1993. - С. 435-457. - С.451.

3 Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность / Б.С.Ерасов; [Отв.ред.Н.Н.Зарубина]. М.: Наука, 2002; Макарычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России//Полис.2000. - №12. - С. 81 -97; Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. - М.: Логос, 2002.

4 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог, 2000; Вдовин А.И. Особенности этнополитических отношений в формировании новой государственности в России (Исторический и концептуальные аспекты)/ Росс. Акад. Упр.; Науч. Прогр. «Модель демократии для России». -М., 1993; Губогло М.Н Ресурсы мобилизованной этничности. Москва -Уфа, 1997; Зубов А.Б. Унитаризм или Федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России // Полис. - 2000.- № 5. -С.32-54; Карапетян Л.М. Федеративное государство и правовой статус народов. — М.: Манускрипт, 1996; Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. - М., 1951; Лысенко В.Н Развитие федеративных отношений в современной России. - М., 1995. Чиркин B.E. Современный федерализм: сравнительный анализ. М.: ИНИОН, 1995.

Г.Т.Галиев, Дж.М.Гилязитдинов, М.С.Джунусов, И.П.Ильинский, Р.И.Ирназаров, Н.Г.Скворцов, Ф.С.Файзуллин.1

Объектом диссертационного исследования является этничность как социальный феномен, а предметом исследования выступает этническая идентичность этнической общности и формы ее проявления.

Основной целью диссертационного исследования является определение сущности этнической идентичности и ее проявлений в условиях глобализации человеческого сообщества.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- уточнить сущность и содержание категории этническая идентичность как особой формы идентичности, объективно присущей человечеству;

- разработать критерии выделения этничности, основанные на объективных и субъективных компонентах;

- выявить рациональные и иррациональные аспекты этнической и конфессиональной идентичностей;

- раскрыть взаимосвязь этнонационализма со статусом этнических общностей в различных формах государственного устройства;

- установить основные формы взаимодействия этнической и религиозной идентичностей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработан новый подход к исследованию этнической идентичности, рассматривающий гражданскую (национально-государственную) и этническую

1 Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. - Уфа: Китап, 1993; Галлиев Г.Т., Левощенко С.А., Никредин Г.Д. Федеративное строительство: проблемы теории и практики технологии управления. - Уфа: Ай, 1996; Гилязетдинов Дж. М., Галиев Г.Т., Толстых А.А. Национальные и межнациональные проблемы на современном этапе. - Свердловск, 1991; Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. — М.: Ин-т социологии РАН, 1994; Ильинский И.П. Проблема суверенитета и развитие федерализма в России // Проблема суверенитета в Российской Федерации / Б.С. Крылов, И.П. Ильинский, Н.А. Михалева. - М.: Республика, 1994. - С. 60-104; Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. — Уфа: Гилем, 1997; Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. - СПб.: Издательство СПб. университета, 1997; Файзуллин Ф.С., Бикташев С.С. Социальная справедливость как принцип регулирования межнациональных отношений. Уфа: Гилем, 2002. культурную) идентичности как диалектически взаимосвязанные между собой, как различные уровни идентичности; доказана деструктивность отказа от учета этнического фактора в государственном строительстве и политике;

- установлено, что формирование этничности является результатом взаимосвязанного, взаимодополняющего процесса примордиального и социально-политического факторов, их следует не противопоставлять, а рассматривать как моменты, отражающие логику развития этносов;

- раскрыты роли объективных и субъективных, иррациональных и рациональных компонентов этнической идентичности; выявлено, что основой этнических различий является совокупность объективных этнодифференцирующих признаков (общность языка, территория первоначального формирования этноса, культурные традиции), и субъективные характеристики (особенности национального характера, стереотипы, переживания индивидом своей принадлежности к определенной общности людей), в их диалектической взаимосвязи;

- установлено, что этнонационализм является формой проявления этничности, а ее особенности зависят от занимаемого статуса этнической общности в различных формах государственного устройства, поэтому необходима широкая защита прав этнических общностей в полиэтничном государстве, путем наделения их различными элементами автономности;

- раскрыта противоречивая роль религиозного фактора в формировании и развитии этноса, которая, с одной стороны, может выступать как важнейший компонент этнической дифференциации, с другой, как механизм консолидации населения огромных территорий в определенную цивилизационную общность.

Методологическая база исследования. В исследовании были использованы основные принципы диалектики, системный подход, а также широко привлекались источники из истории, культурологии, демографии, этнографии, психологии, социологии которые позволили наиболее полно раскрыть грани этнической идентичности и особенностей ее проявления.

Эмпирической базой исследования послужили достижения исторических, этнографических наук, материалы периодической печати, статистические данные по демографии и движению населения, а также материалы исследований, проведенных социологической лабораторией Уфимского государственного авиационного технического университета.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические положения работы могут найти применение при разработке новых программ дальнейших исследований этноса и этнической идентичности.

Практическая значимость заключается в том, что содержание, материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке основных направлений государственной политики органами региональной и центральной федеральной власти, направленных на регулирование национальных и межнациональных отношений, в деятельности общественно-политических, национально-культурных, религиозных движений и партий, а также при разработке программ спецкурсов на факультетах философии, социологии и политологии.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационной работы прошли апробацию на научных конференциях и семинарах, в том числе на всероссийской конференции «Уральские социологические чтения» (Уфа, 2001); на межрегиональных научно-практических конференциях: «Будущее федерализма в России: Россия и Башкортостан» (Уфа, 2002), «Городские Башкиры. Проблемы языка и культуры, здоровья и демографии» (Стерлитамак, 2004); на региональных научных конференциях: «Экономические и политические проблемы развития России: региональный взгляд» (Уфа, 2003), «Общее и особенное в развитии этносов

Республики Башкортостан в условиях трансформации общества» (Уфа, 2001), «Гуманитарное образование и наука техническом вузе: прошлое, настоящее, будущее» (Уфа, 2004), а также в 10 публикациях автора общим объемом 4,2 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 185 наименования. Объем диссертации 167 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Асылгужин, Рафиль Рифгатович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, мы приходим к следующим выводам.

Социальные изменения XX века не могли не оказать воздействие на природу этничности. В частности, на тенденцию, при которой этнодифференцирующие признаки из сферы быта и материальной культуры все больше перемещаются в сферу этнического сознания и самосознания.

В отличие от сознательно создаваемых людьми общностей, этнические общности возникают и существуют независимо от воли и сознания людей, возникают и существуют на определенном историческом отрезке, неизбежно претерпевая изменения. Каждая этническая общность имеет свое начало, развивается и приходит в упадок. Этничность характеризуется динамичностью, а не статичностью, существенной ролью иррациональных элементов во взаимосвязи с рациональными. Динамичный, разномодельный, зачастую нерациональный характер имеют также и межэтнические взаимоотношения.

Отсюда, этничность, этническая идентичность категории, которые не поддаются однозначному и привычному объяснению только в пределах теорий рационального начала. Здесь имеет большее значение иррациональные моменты, сочетание различных степеней рациональности и иррациональности.

Можно по-разному оценивать существование категории этничности и вызываемые им позитивные и негативные процессы. Важно учитывать такое важное обстоятельство как то, что этничность является объективным явлением, который сопутствовал и будет сопутствовать человеческому обществу.

Так же необходимо отметить, что этничность как категория, в отличие от конкретной этнической группы «изначальна», «примордиальна» - культурно-языковые различия между жителями крупных регионов (и даже небольших относительно изолированных территорий, например в горных районах, островах) существовали с незапамятных времен. Начало формирования этносов, особенно их разговорных языков, в очень многих случаях происходило в доисторический период. Являясь разновидностью социальной идентичности, этическая идентичность одновременно удовлетворяет психологическую потребность'индивида к соотнесению с определенной группой и в тоже время является одним из выразителей чувства и стремления к уникальности, самобытности. Выработанная веками и передаваемая из поколение в поколение этническая специфика нашла свое воплощение в материальных и духовных ценностях: культуре, религии, традициях, языке и менталитете, в сознании и самосознании народов. Приверженность индивидов своим этническим корням, маркерам - культуре, языку и т.п. нельзя трактовать лишь как дань традициям и уважение к «корням», либо как чувство принадлежности к воображаемым сообществам и мифам. Этничность есть более сложное и многогранное явление.

Придерживаясь той позиции, что этнос и этничность реально существующие феномены, имеющие объективную основу в самой природе, мы признаем и то, что степень выраженности этничности, или востребованность этнического для конкретного человека, зачастую конструируется как внешними, социальными обстоятельствами, так и внутренними.

Этнический экстремизм и сепаратизм, серьезно усложняют ситуацию на мировой арене. Эти деструктивные явления имеют в своем основании две противоположные тенденции. С одной стороны, стремление к национальной (этнической), а точнее, к этнополитической самостоятельности групп людей, объеденных на этнической основе. С другой стороны, противоположную роль выполняет государство, в лице его руководителя, правительства, функциональной обязанностью которых является сохранение единства и территориальной целостности государства.

Таким образом, нами делается вывод о необходимости разграничивать и рассматривать этнический национализм и порождаемые им противоречия и конфликты в двух основных направлениях, предполагающих различные объяснения и пути решения. Собственно этнический, или точнее межэтнический конфликт, противоречие, и конфликт между этнической группой и государством в лице ее центральной власти (зачастую между этническим (ими) меньшинством (ами) страны и доминирующей этнической группой, стремящейся к статусу «нации-государство»). Вопросы, связанные с самой сущностью нынешней международной системы национальных государств, мирового сообщества, а также вопросы, касающиеся соотношения федерализма и суверенности, этнической составляющей государства и принципа права народов на самоопределение приобрели на современном этапе особый оттенок. Для России представляется необходимым и целесообразным создание более действенных, а не декларативных (как на федеральном, так и на региональном уровнях) мероприятий, учитывающих все этническое, конфессиональное и культурное многообразие, специфику и потребности составляющих ее регионов.

Этничность и ее проявления - этническое возрождение, этнонационализм, различные формы устремлений народов к национальному самоопределению, кроме того, взаимосвязаны с религией и тенденциями межцивилизационный дифференциации и глобализации. Мировой опыт подтверждает, что процессы унификации и интеграции рано или поздно вызывают в качестве ответной реакции стремление к возрождению культурной, этнической и, наконец, цивилизационной идентичностей. Важнейшим следствием распространения мировых религий является диалектическое взаимодействие ряда важнейших тенденций. С одной стороны, на сотни миллионов людей в самых разных частях света, при всех культурных и языковых различиях, распространяется целый ряд общих мировоззренческих установок и ценностей. Это процесс происходил раньше и продолжается в современную эпоху благодаря установлению мировыми религиями универсальных связей, способствующих развитию культурных контактов и интеграции локальных этнических групп, объединения стран, входящих в сферу влияния той или иной мировой религии. Религия выступает стержневым механизмом консолидации населения огромных территорий в определенную цивилизационную (социокультурную) общность: исламскую, христианскую и т.д. Однако, наряду с указанным обстоятельством, мировые религии оказали серьезное воздействие и дали толчок для зарождения и рассвета этнических культур, в целом этничности, а в ряде случае и государственности. В каждый исторический момент и в каждой стране свои особенности имеет сосуществование этнической и религиозной идентичностей. Скажем, в границах исторической территории СНГ ислам обогатил и укрепил духовную и материальную культуру Волжских булгар, народов Дагестана, Средней Азии (Самарканд, Бухара, Хива). Несколько иначе взаимодействие этнической и религиозной идентичностей проявляется в национальных религиях и ответвлениях мировых религий, «обслуживающих» одну определенную этническую группу (иудаизм у евреев, синтоизм у японцев). Здесь весьма трудно провести четкое разграничение между конфессиональными и национальными (этническими) особенностями. Кроме того, религиозный фактор обнаруживает тесную взаимосвязь с системой построения или разделения территории нашей планеты на различные государственные образования. Существование огромных империй, многонациональных государств и проводимая ими универсализирующая и ассимиляционная политика как прежде, так и в новейшее время не могли не вызвать в качестве ответной реакции всплески этнического, культурного и регионального сепаратизма, этнонационализма. Отсюда, и мировые религии и религии национальные имеют важные и специфические особенности воздействия на этничность, этническую идентичность.

Если стремиться к тому, чтобы Россия стала демократическим государством, то управлять ею, при ее многообразии, этнической и конфессиональной разнородности, огромной территории как унитарным государством просто невозможно. История показывает, что унитаризм в России имеет тенденцию к перерождению в авторитаризм. Унитарная форма государственного устройства может подойти таким государствам как Монголия или Армения, а огромная в территориальном отношении многоэтничная и поликонфессиональная Россия может использовать такую форму устройства, которая вобрала бы в себя оптимальные направления политического, экономического, социально-культурного и даже психологического сосуществования ее населения. Поэтому будущее Российского государства видится нам лишь в рамках демократической и федеративной республики. По своим этническим, духовным и психологическим ориентациям, в силу исторических, географических и прочих обстоятельств, Россия должна формироваться как многонациональное и единое государство. Наиболее оптимальной в этой связи представляется идея поликулыпурного гражданского общества, которая с необходимостью должна взять верх над догмой приоритета моноэтнического сообщества или ее завуалированной формы - чисто гражданского, территориального союза. Важным и актуальным является, на современном этапе развития российской государственности, поиск путей построении государственной политики страны, максимально полно учитывающей потребности и интересы этнических групп страны, в первую очередь коренных народов, проживающих в пределах своих исторических территорий. Для этих народов современная Российская Федерация -единственная родина, страна, где они в полной мере могут надеяться на свое этническое развитие. Немаловажное значение имеет и выборы в региональные и в федеральные органы власти. К сожалению, существующая ныне система выборов практически не дает шансов на равное представительство в парламенте страны либо в региональных представительных (законодательных) органах всех этносов и культурно-конфессиональных групп.

Только всемерная и разносторонняя демократическая политика по сохранению и поддержанию этнокультурного разнообразия вместо его уничтожения соединит в себе идеи единства государственной нации, ее территориальной целостности и многообразия составляющих ее этнических наций. Эта же концепция гармонизирует, найдет взаимоприемлемые точки соприкосновения для совершенно, на первый взгляд, диалектически противонаправленных явлений - . государственного национализма (от патриотизма до шовинизма, доминирующего в государстве этноса) и этнического национализма (также включающего патриотизм и этносепаратизм). Единственный и наиболее гуманный выход для государства, стремящегося к демократии с доминированием какой-либо * одной этнической и конфессиональной общины, какой является Российская Федерация, признание факта полиэтничности своего населения и приложение максимально возможных усилий в поддержании существующих меньшинств. Интересы регионов и народов - это и есть подлинные интересы России. Справедливые отношения между всеми участниками общественной жизни государства - самого государства в лице его центральной власти, этнических и конфессиональных групп и индивидов - устанавливаются только тогда, когда баланс интересов достигнут на демократической и добровольной основе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Асылгужин, Рафиль Рифгатович, 2005 год

1. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России / Р.Г.Абдулатипов. М.: Славянский диалог, 2000. - 656 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспектива человека, нации, государства / Р.Г.Абдулатипов. — М.: Славянский диалог, 1994. 224 с.

3. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология / В.А. Авксентьев // Социс, 1994. №12. -С.43-49.

4. Агаев А.Г. Нация. Ее сущность и самосознание /А.Г. Агаев // Вопросы истории. 1967. - №7. - С.87-104.

5. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. Закономерности социального развития народностей в СССР / А.Г. Агаев. Махачкала.: Дагкнигиздат, 1965.-286 с.

6. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов /А.Р. Аклаев // Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1. М., 1990. - С.12-38.

7. Алексеев Н.Н. Советский федерализм / Алексеев Н.Н. // Мир России — Евразия. Антология. Сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Высшая школа, 1995.-С.154-190.

8. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б.Андерсон. М.: "Канон-пресс-Ц", "Кучково поле", 2001. - 288 с.

9. Аринин А.Н. Уроки и проблемы становления Российского федерализма / А.Н Аринин, Г.В. Марченко. М.: ТОО «Интелтех», 1999.-234 с.

10. Артаманов В.А. Национальный характер и история / В.А Артаманов В.А //Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М., 1990. -С.5-9.

11. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. М.: Наука, 1989. - 243 с.

12. Арутюнян В.Ю. Многообразие культурной жизни народов СССР / В.Ю. Арутюнян, Л.М. Дробижева. М.: Мысль, 1987. - 304 с.

13. Арутюнян В.Ю. Этносоциология: пройденные и новые горизонты / В.Ю. Арутюнян, Л.М. Дробижева // Социологические исследования. 2000. - №4. - С.11-21.

14. Асимметричная федерация: взгляд из центра, республик и областей / Ред. Л.М. Дробижева. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. - 204 с.

15. Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения / П.Е.Астафьев -М.: Москва, 2000. 544 с.

16. Ахмадеев А.А. Генезис и развитие современной модели федерализма в России / Ахмадеев А.А., Т.А.Кириллова. Уфа: Гилем., 2000. - 125 с.

17. Ахиезер А.С. Культурные основы этнических конфликтов/ А.С. Ахиезер // Общественные науки и современность. 1994. - №4. - С.115-126.

18. Белков П.Л. О методе построения теории этноса /П.Л. Белков // Этносы и этнические процессы. М.: Восточная литература. - 1992. - С. 47-55.

19. Бердяев Н.А. Душа России / Н.А. Бердяев // Судьба России. — М.: Советский писатель. 1990. - 346 с.

20. Бикбулатов Н.В. Башкиры: Этническая история и традиционная культура / Н.В. Бикбулатов, Р.М.Юсупов, С.Н. Шитова, Ф.Ф. Фатыхова. Уфа: Научное издательство "Башкирская энциклопедия", 2002. - 248 с.

21. Болотоков В.Х. Духовность как предпосылка формирования нации / В.Х. Болотоков // Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. СПб.: Знание, 1996. - С. 81-85.

22. Бородай Ю.М. Этнос, нация, государство / Ю.М. Бородай // Политические исследования, 1992. №5-6 - С. 19-21.

23. Бородай Ю.М. Этнические контакты и окружающая среда / Ю.М. Бородай // Природа. 1978. - №12. - С. 79-88.

24. Бромлей Ю.В. К вопросу о выделении этносов среди других человеческих общностей. /Ю.В. Бромлей //Этнос и политика: Хрестоматия. Авт.-сост. А.А.Празаускас. М.: Изд-во УРАО, 2000. - С. 13-20.

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса /Ю.В. Бромлей. — М.: Наука, 1983. 416 с.

26. Бромлей Ю.В.Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей — М.: Наука, 1973. 283 с.

27. Булгаков С.Н. Размышления о национальности / С.Н. Булгаков //Сочинения. Т.2. Избранные статьи. М.Изд-во Наука. - 1993. - С. 435-457.

28. Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма /А.И. Бурдина. М., 1979. - 175 с.

29. Бусыгина И.М. О состоянии немецкой нации. (Территориальный фактор в национальном самосознании немцев) /И.М. Бусыгина // Политические исследования. 1999. - №1. - С.40-49.

30. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение / Д.Ж. Валеев. Уфа: Китап, 1993. - 160 с.

31. Вальков А.А. Философское постижение идеи нации / А.А. Вальков. Уфа: БГУ, 1998. — 156 с.

32. Вдовин А.И. Особенности этнополитических отношений в формировании новой государственности в России (Исторический и концептуальные аспекты) /А.И. Вдовин. М., 1993. - 72 с.

33. Волков В.К. Этнократия непредвиденный феномен посттоталитарного мира / В.К. Волков // Политические исследования. - 1993. - №2. - С.40-48.

34. Вольтман JI. Политическая антропология. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов / JI. Вольтман. М.: Белые альвы, 2000. - 448 с.

35. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер / Б.П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1995. - №6. - С. 112-121.

36. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа / К.С. Гаджиев. М.: Междунар. отношения, 2003. - 464 с.

37. Галиев Г.Т. Межэтнические отношения как субъект социальной технологии / Г.Т. Галиев. Уфа: БГУ, 2001. - 284 с.

38. Галиев Г.Т. Федеративное строительство: проблемы теории и практикитехнологии управления / Г.Т. Галиев, С.А. Левощенко, Г.Д. Никредин. -Уфа: Ай, 1996. -64 с.

39. Галкин А. Суперэтнизм как глобальная проблема / А.Галкин // Свободная мысль. 1994. - №5. - С.20-29.

40. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности / Е.М. Галкина //Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып.1. М., 1990. - С.57-82.

41. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер; Ред. и послесл. И.И.Крупник -М.: Прогресс, 1991.-320 с.

42. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса / Э. Геллнер //Нации и национализм / Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др. М.: Праксис, 2002.-С. 146-200.

43. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер М.: Наука. - 1977. - 703 с.

44. Гилязетдинов Дж. М. Национальные и межнациональные проблемы на современном этапе / Дж.М. Гилязетдинов, Г.Т. Галиев, А.А. Толстых. -Свердловск, 1991. — 125 с.

45. Гобхаус Л.Т. Либерализм / Л.Т.Гобхаус // О Свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века) / Сост и ред совет М.А. Абрамов, М.М. Федоров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С.83-182.

46. Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе / А. Градовский //Сочинения. СПб.: Наука, 2001. - С. 364-403.

47. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: Основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия / М.Н.Губогло. М.: Наука, 1984.-288 с.

48. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. М.: ТОО Мишель и К, 1993. - 504с.

49. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л.Н. Гумилев. СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»», 2002. - 576 с.

50. Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи / Л.Н. Гумилев. М.: Айрис-пресс. - 2003. - 576 с.

51. Гусейнов О.М. О самоопределении как моральном праве народа// Социально-политический журнал. 1993. - №11-12. - с.89-93.

52. Гусейнов Г. Этнос и политическая власть / Г. Гусейнов, Д. Драгунский, В. Сергеев, В. Цымбургский //Век XX и мир. 1989. - №9. - С. 13-18.

53. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. — М.: Известия,2003.-607с.

54. Дараган Н.Я. Этнология в США и Канаде. / Н.Я. Дараган. М.: Наука, 1989. -328 с

55. Дашдамиров А.Ф. Классово-интернациональные аспекты сознания и самосознания социалистических наций /А.Ф. Дашдамиров // Вопросы философии. 1977. - №4. - С.26-37.

56. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов

57. JI.M Дробижева, А.Р.Аклаев и др.; Ред. JI.M. Дробижевой.- М.: Мысль. 1996, 382 с.

58. Демократия и национальные движения в современном мире. Материалы Российско-американского семинара 20-22 октября 1999, Уфа: «Гилем», 1999.-222 с.

59. Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур / М.С. Джунусов// Социологические исследования. 2002. - №5 - С. 125-127.

60. Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен /М.С. Джунусов. — М.: Ин-т социологии РАН, 1994. 109 с.

61. Доннели А.С. Завоевание Башкирии Россией 1552 -1740. Страницы истории империализма / А.С. Доннели. Уфа: Международная корпорация «Ватан»,1995. -287 с.

62. Донцов А.И. Язык как фактор этнической идентичности / А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиева // Вопросы психологии. 1997. - №4. - С.75-86.

63. Драгунский Д.В. Навязанная этничность / Д.В. Драгунский // Политические исследования. 1993. - №5. - С. 24-30.

64. Дробижева JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / JI.M. Дробижева. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 376 с.

65. Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность / Б.С. Ерасов. М.: Наука, 2002. - 524 с.

66. Задворнов И.А. Северный Кавказ: этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности / И.А. Задворнов // Социологические исследования. 2000. - №10. - С.52-57.

67. Зарипов А .Я. Этническое сознание и этническое самосознание / А.Я. Зарипов, Ф.С. Файзуллин. Уфа: Гилем, 2000. - 174 с.

68. Захаров А.А. Исполнительный федерализм» в современной России / А.А. Захаров // Политические исследования. 2001 г. - №4. - С.122 -131.

69. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А.Г. Здравомыслов. М.: Аспект Пресс, 1997. - 286 с.

70. Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория нации / А.Г. Здравомыслов // Свободная мысль, 1999. -№1. С.64-78.

71. Зонова Т.В. Конфликты или консенсус / Т.В. Зонова // Общественные науки и современность, 2003 .- №1. С. 122 -129.

72. Зубов А.Б. Возможен ли федерализм в России? / А.Б. Зубов // Родина.1996.-№2.-С. 18-22.

73. Зубов А.Б. Унитаризм или Федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России / А.Б. Зубов // Политические исследования. 2000.- № 5. - С.32-54

74. Ильинский И.П. Проблема суверенитета и развитее федерализма в России / И.П. Ильинский //Проблема суверенитета в Российской Федерации / Б.С. Крылов, И.П. Ильинский, Н.А. Михалева. М.: Республика, 1994. - С. 60104.

75. Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире / Составитель С.М.Червонная; Ред. М.Н.Губогло. М.: ЦИМО, 1998. - 456 с.

76. Иорданский Б.В. Этническое самосознание изнутри: его структура / Б.В. Иорданский //Рабочий класс и современный мир. 1990. - № 4. - С.151-161.

77. Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан / Р.И. Ирназаров. -Уфа: Гилем, 1997. -160 с.

78. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян. М.: Норма, 2001. - 352 с.

79. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея / Л.П. Карсавин //Сочинения. -М.: Раритет, 1993. С.157-216.

80. Каспэ С.И. Конструировать федерации RENOVATIO IMPERII как метод социальной инженерии / С.И. Каспэ // Полис, 2000. - №5 -С.55-69.

81. Келле В.Ж. Формы общественного сознания / В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон. — М., 1959.-363 с.

82. Козлов В.И. Проблемы этнического самосознания и его место в теории этноса // Советская этнография / В.И. Козлов. 1974. - №2. - С.79-92.

83. Козлов В.И. Проблематика этничности / В.И. Козлов// Этнографическое обозрение. 1995. - №4. - С.39-54.

84. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность / И.С. Кон // Иностранная литература. 1968. - №9 - С. 215-229.

85. Конфликтная этничность и этнические конфликты: Сб. науч. Ст. / Ред. Л.М.Дробижева и др. М.: ИЭиА РАН, 1994. - 177 с.

86. Коротеева В.В. Теория национализма в зарубежных социальных науках / В.В. Коротеева. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 140 с.

87. Коротеева В.В. «Воображенные», «изобретенные» и «сконструированные нации»: метафора в науке /В.В. Коротеева // Этнографическое обозрение. — 1993. №3. - С.154-164.

88. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Р.Г. Кузеев. М.: Наука, 1974. - 571 с.

89. Кузеев Р.Г. Гражданственность. Этничность / Р.Г. Кузеев; Отв. редактор М.Н. Губогло.- М.: ЦИМО, 1999. 376 с.

90. Кулыпарипов М.М. У истоков суверенной республики (к 80-летию объявления автономии Башкортостана) / М.М. Кулыпарипов. Уфа, 1997. -64 с.

91. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы /П.И. Кушнер. -М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1951. -280 с.

92. Лейпхпрт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование / А. Лейпхарт. М.: Аспект пресс, 1997.- 288 с.

93. Лисичкин Г. Есть ли будущее у России? / Г.Лисичкин. М.: Прогресс Культура, 1996. - 192 с.

94. Логиновский С.Л. К новому территориальному устройству России? // Политические исследования / С.Л. Логиновский. 1997 - №5. - С. 140 -145.

95. Лосский Н.О. Характер русского народа / Н.О.Лосский //Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. - 367 с.

96. Лысенко В.Н. Этнополитические конфликты в постсоветском пространстве /

97. B.Н. Лысенко // Этнополитический вестник. 1995. - №5. - С. 56-70.

98. Макарычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России / А.С/ Макарычев // Политические исследования. 2000. - №12. - С. 81 -97.

99. Малашенко А.В. Из прошлого в прошлое: Фундаментализм ислама и православия / А.В. Малашенко // Свободная мысль. 1993. № 14. -С.69-83.

100. Миль Д.С. О Свободе /Миль Д.С. // О Свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли /Отв. ред.: М.А. Абрамов. М.: Наука, 1995. - С.288-393.

101. Милюков П.Н. Национализм и европеизм. Т.З / П.Н. Милюков //Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М.: Изд.группа «Прогресс. Культура»,-1995.-480 с.

102. Мир России Евразия. Антология / Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская; Ред И.Н. Сиземская. - М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

103. Михалева Н.А. Российская Федерация суверенное государство / Н.А. Михалева // Проблема суверенитета в Российской Федерации / Б.С. Крылов, И.П. Ильинский, Н.А. Михалева; Ред. Б.С. Крылов. - М.: Республика, 1994.1. C. 60-104.

104. Моммен А. Федерализм и национальное государство / А. Моммен // Политические исследования. 1992. - №4. -С.(

105. Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность. Новая этносоциологическая теория / М.О. Мнацаканян. М.: "Анкил", 2001. - 301 с.

106. Мнацаканян М.О. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире / М.О. Мнацаканян // Социлогические исследования. -1999. №5 - С.118-127.

107. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Представления об этничности XVI нач. XVIII века / А.С. Мыльников. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. - 400 с.

108. Насыров И. Древние «Башгирды» в Венгрии / И. Насыров // Республика Башкортостан. 2002. №2 (9) - С.49.

109. Нации и национализм / Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др; Пер с англ.и нам. М.: Праксис, 2002. - 416 с.

110. Национальная идея народов России и Башкортостана: Сб. статей / Отв. ред. Дж.М.Гилязетдинов. Уфа.: Гил ем, - 2000. - 104 с.

111. Национальная политика в императорской России. Цивилизационные окраины (Финляндия, Польша, Бесарабия, Украина, Закавказье, Средняя Азия) / Составитель и редактор Ю.И.Семенов. М.: ЦИМО, 1997. - 414 с.

112. Национальность феномен более существенный, чем казалось.// Человек, 1990, №6, - с.7-15.

113. О Свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли /Отв. ред.: М.А. Абрамов. М.: Наука, 1995. - 463 с.

114. О Свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века) / Сост и ред совет М.А. Абрамов, М.М. Федоров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 696 с.

115. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество / В. Остром. М., 1993. - 302 с.

116. Пастухов В.Б. Новый федерализм для России: Институциализация свободы /В. Б. Пастухов // Политические исследования 1994. - №3. - С.95-105.

117. Петров Н.В. Что такое полиэтнизм? Территориально-этнические притязания на территории бывшего СССР / Н.В. Петров // Политические исследования. 1993. - №6. - с.6 -15.

118. Позднякова Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы /Э.А. Позднякова. М.: АО Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1994. — 125 с.

119. Попов А.А. Названия народов СССР. Введение в этнонимику / А.А. Попов. JL: Наука, 1973.- 170 с.

120. Права и свободы народов в современных источниках международных права: Сб. док. / Сое. Р.А. Тузмухамедов. — Казань: Торговый дом, 1995. — 231с.

121. Права человека: Сб. междунар. док. / Сост. JI.H. Шестаков. М.: Изд-во МГУ, 1986.-232 с.

122. Практика федерализма. Поиски альтернативы для Грузии и Абхазии / Общ. ред.: Б.Коппитерс, Д.Дарчиашвили, Н.Акаба. М.: Издательство «Весь мир», 1999. - 448 с.

123. Проблемы становления и развития государственности Республики Башкортостан. Коллективная монография /Отв. Ред. М.М. Аюпов Уфа: РИО БАГСУ, 2000 - 310 с.

124. Проблемы суверенитета в Российской Федерации / Б.С.Крылов, И.П.Ильинский, Н.А.Михалеева и др. -М.: Республика, 1994. 175 с.

125. Религия, образование, культура: необходимость диалога. Форум интеллигенции / Под общ. ред.Е.А. Ямбург. М.: Независимое издательство «Пик», 2001.-224 с.

126. Пучков П.И. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в этническом процессе / П.И. Пучков // Расы и народы: Вып. 21. 1991. — С. 2629.

127. Росенко М.Н. Нации в современном обществе: теоретико-методологический анализ / М.Н. Росенко // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том.П. №4 (8). С.56 -65.

128. Российская Федерация: нации и межнациональные отношения / Р.Г.Абдулатипов, М.Х.Фарукшин. и др.; Ред. И.Я. Копылова. -Новосибирск.: Новосиб. Гос. Техн. Ун-т., 1993. -149 с.

129. Руджеро Г.Де. Что такое либерализм / Руджеро Г.Де // О Свободе.

130. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века) / Сост и ред совет М.А. Абрамов, М.М. Федоров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С.220-294.

131. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж.Ж.Руссо / Пер. с фр. -М.: «Канон-пресс», «Кучково поле», 1998.-416 с.

132. Садохин А.П. Этнология: Учебник / А.П. Садохин. М.: Гардарика, 2002.- 256 с.

133. Самигуллин В.К. Конституционное развитие Башкотростана / В.К. Самигуллин. Уфа: Башк кн. Изд-во, 1991. - 176 с.

134. Сахаров А.Н. Средневековье на пороге XXI века /А.Н. Сахаров // Свободная мысль. 1994. - №6. - С. 13-26.

135. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие / З.В. Сикевич. СПб.: Издательство Михайлова В.А. -1999.- 203 с.

136. Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии / Н.Г. Скворцов. СПб.: Издательство СПб. университета, 1997. - 184 с.

137. Скворцов Н.Г. Этничность: социологическая перспектива / Н.Г. Скворцов // Социологические исследования. 1999. - №1. - С.21-31.

138. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. М.: Смысл, 1998. - 389 с.

139. Солдатова Г.У.Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания / Г.У. Солдатова //Познание и общение. М., 1998.-С.111-125.

140. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х томах. Т.2. Философская публицистика /

141. B.C. Соловьев. М.: Правда, 1989. - 687 с.

142. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса / П.А. Сорокин // Социлогические исследования. 1998. - №12.1. C.3-14.

143. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество /П. Сорокин / Пер. с англ. Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

144. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г.Стефаненко. -3-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. - 368 с.

145. Сусоколов А.А. Этнос и его среда / А.А. Сусоколов, В.В.Степанов// Человек. 1990. №6. - С. 51-59.

146. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность / Э.В. Тадевосян // Социс, 1998. №6. - С.61-68.

147. Татары / Отв. редакторы Р.К.Уразманова, С.В. Чешко. М.: Наука, 2001. -583 с.

148. Тишков В.А. О нации и национализме / В.А. Тишков // Свободная мысль.- 1996. №3. - с.30-38.

149. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В.А. Тишков. М.: Русский мир, 1997. - 531 с.

150. Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Книга 1 / Тоган Заки Валиди. Уфа:1. Китап, 1994.-400 с.

151. Тойнби А. Постижение истории /А. Тойнби./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991,-736 с.

152. Токвиль А. Демократия в Америке / А. Токвиль /Пер. с франц. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. - 560 с.

153. Томашевская Н.Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время /Н.Н. Томашевская. Уфа: Китап, 2002. — 240 с.

154. Тощенко Ж.Т. Диаспора как объект социологического исследования / Ж.Т. Тощенко, Т.И.Чаптыкова// Социлогические исследования. 1996. - № 12. - С.33-42.

155. Торукало В.П. Нация: история и современность / В.П. Торукало. М.: ЦИМО, 1996.-320 с.

156. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм /Н.С. Трубецкой // Мир России Евразия. Антология / Сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. — М.: Высшая школа, 1995,-С. 190-201.

157. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин. М.: Логос, 2002. - 254 с.

158. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт /М.Х. Фарукшин. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1998. - 333 с.

159. Федералист. Политические эссе А.Гамильтона, Дж.Мэдисона и Дж.Джея: Пер. с англ. /Под общ ред., с предисл. Н.Н. Яковлева. М.: Издательство «Весь мир», 2000. - 592 с.

160. Филиппов В. Перспективы российской государственности в этническом контексте / В. Филиппов // Федерализм. 2000. - №2. - С.51-74.

161. Фрейдзон В.И. Нация до национального государства. Историко-социологический очерк Центральной Европы XVIII в. начала XX в. /В.И. Фрейдзон. — Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. - 99 с.

162. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма// Философия история: антология. М.: Аспект пресс, 1995. - С. 290-310.

163. Фурастье Ж. Европейская цивилизация и европейская идентичность: анализ проблемы / Ж. Фурастье// Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992. С. 3-36.

164. Фурман Д. Третья попытка / Д. Фурман // Родина. 1996. - №2. - С.23-25.

165. Хабермас Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства / Ю. Хабермас // Нации и национализм / Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др.и М.: Праксис, 2002. - С.364-380.

166. Хабибуллин К.Н. Испытания национального самосознания / К.Н. Хабибуллин, Н.Г. Скворцов. СПб.: ТОО ТК Петрополис 1993.-119 с.

167. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций /С. Хантингтон. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603 с.

168. Хене П. Федерализм, национальные группы и структура региональной власти в Российской Федерации / П. Хене //Федерализм, регионализм иконституционная реформа в России. -М., 1994. С. 13-23.

169. Хесли B.JI. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий / B.JI. Хесли // Политические исследования. 1996. - № 6. -С.39-51.

170. Хобсбаум Э.Дж. Нации и национализм после 1780 г. Пер. с англ. / Э.Дж. Хобсбаум Э.Дж. СПб., 1998. - 480 с.

171. Хобсбаум Э. Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм / Э.Дж. Хобсбаум //Нации и национализм / Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. М.: Праксис, 2002. - С.332-346.

172. Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия / Сост., вступ. Статья и комментарии А. Журавского. М. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000. - 558 с.

173. Чешко С.В. Человек и этничность / С.В. Чешко // Этнографическое обозрение. 1994. - №6. - С.35-49.

174. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ / В.Е. Чиркин. М.: ИНИОН, 1995.-72 с.

175. Шелепов В.Г. Общность происхождения — признак этнической общности / В.Г. Шелепов // Советская этнография. 1968. №4. - С. 65-74.

176. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т. Т. I. Пер с нем./ ФВ.Й. Шеллинг. М.: v Мысль. - 1987.-637 с.

177. Шнирельман В.А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России / В.А. Шнирельман // Этнографическое обозрение, 2003, №4. С.3-14.

178. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск: Наука, 1991. -261 с.

179. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию /Г.Г. Шпет. СПб.: Издат. Дом «П.Э.Т.» Алтейя, 1996. - 155 с.

180. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм / Д.Дж. Элейзер // Политические исследования. 1995. - №5. - С.106-115.

181. Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах / Тезисы докладов Уфа: Б.И., 1989. - 233 с.

182. Этнические процессы в современном мире / Ю.В. Бромлей, В.И. Козлв, С.А. Арутюнов; Отв ред.: Ю.В. Бромлей; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1987. - 440 с.

183. Ямаева JI.A. Мусульманский либерализм начала XX в. как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний) / Л.А. Ямаева. Уфа: Гилем, 2002. - 300 с.

184. Ямсков А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии / А.Н, Ямсков //Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: РАН. Ин-т социологии и антропологии, 1997. - С. 205-224.

185. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречие и сходство / Э. Ян // Политические исследования. 2000. - №1. - С. 114-124.

186. Anderson В. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism / B. Anderson. London, 1983. 160 p.

187. National Self-Determination and Secession / Edited by Margaret Moore.-Oxford University Press, 1998, 285 p.

188. The Meaning and Measurement of Ethnicity in Malaysia: An Analysis of Census Classifications // Journal of Asian Studies. 1987. Vol. 46 №3 (Augost). -P. 552 - 582

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.