Этнохудожественное воспитание подростков в условиях музея средствами традиционного календарного обряда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Лялина, Елена Владимировна

  • Лялина, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 252
Лялина, Елена Владимировна. Этнохудожественное воспитание подростков в условиях музея средствами традиционного календарного обряда: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Тамбов. 2011. 252 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лялина, Елена Владимировна

введение.;.:.з

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТН0ХУД0ЖЕСТВЕНН01 О ВОСПИТАНИЙ ПОДРОСТКОВ в УСЛОВИЯХ МУЗЕЯ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОГО КАЛЕНДАРНОГО ОБРЯДА

1.1 .Педагогический'потенциал традиционного календарного, обряда в этнохудожественном воспитании подростков.

1.2. Роль музея в.этнохудожественном воспитании подростков.

1.31 Модель этнохудожественного воспитания подростков в условиях музея средствами; традиционного календарного обряда. —. —.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСНЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТПОХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУЗЕЯ СРЕДСТВАМИ! ТРАДИЦИОННОГО КАЛЕНДАРНОГО ОБРЯДА. . . 1.

2.1. Выявление уровня этнохудожественной воспитанности подростков в условиях музея; средствами традиционного календарного обряда.

2.2. Реализация модели этн0худ0жественн0г0'в0спитания;п0др0стк0в:в условиях музея средствами, традиционного календарного обряда.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по этнохудожественному воспитанию подростков в условиях музея средствами традиционного календарного обряда.;.'.123

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнохудожественное воспитание подростков в условиях музея средствами традиционного календарного обряда»

Актуальность исследования обусловлена объективными изменениями, происходящими в переоценке роли и места традиционной календарной I обрядовой культуры в современном социокультурном процессе, повышением внимания государства к традиционной культуре в целом и признанием всех видов, форм и жанров народного творчества уникальным культурным достоянием, что находит отражение в ряде правительственных документов («Основы Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.), «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года), Концепция художественного образования в Российской Федерации (2001 г.), Проект концепции развития поликультурного образования-в Российской Федерации (2010 г.) и др.)

Традиционный календарный обряд издавна воплощал собой культурную форму, отражающую в интегрированном виде мировоззрение, философию, ценности, духовно-творческий опыт народа, ^то позволяет рассматривать календарную обрядовую культуру в качестве уникального концентрата традиционной культуры в целом. Начавшийся около ста лет назад процесс забвения народных традиций повлек за собой серьезные деформации в системе традиционных календарных обрядов: изменились условия их бытования, функционально-содержательное поле, круг носителей традиций.

В условиях наблюдающегося роста национального самосознания, признания самобытности русского народа остро встал вопрос об активизации деятельности новых социальных структур по возрождению, актуализации воспитательного потенциала традиционного календарного обряда, отведения ему одного из центральных мест в современной системе этнохудожественно-го воспитания. Особую значимость этнохудожественное воспитание средствами традиционного календарного обряда приобретает в подростковой среде, поскольку именно младший подростковый возраст является периодом активного формирования этнической идентичности человека.

Сегодня роль организаторов этнохудожественного воспитания подростков принимают на себя культурно-образовательные учреждения разного типа. Важное место среди них занимают музеи как институты культурной V пам'яти. Концентрирующие в своих запасниках памятники этнокультурного наследия,, они не только продолжают осуществлять свой традиционные функции: сохранение, изучение культурных ценностей, но и включаются в/ реализацию педагогических задач, составляют важную часть интегрированной этновоспитательной среды со специализированной системой методов, форм воспитания и развития личности. .

Актуальность темы исследования определяется:

- исследованием;динамики развития' традиционных форм; календарной обрядовой культуры в специально-созданных условиях;

- необходимостью изучения педагогических возможностей музеев как центров; этнохудожественного. воспитания;

- потребностью в обосновании структуры и содержания музейной среды как основы реализации процесса этнохудожественного воспитания подростков.

На, наш взгляд, музейная среда представляет собой уникальную среду, позволяющую- оптимизировать процесс освоения подростками календарных обрядов в силу своей ориентированности на комплексную демонстрацию ис-торикоткультурного наследия, на создание атмосферы и «духа» прошлых эпох, средовое и визуальное "воздействие на посетителя, формирование его исторического сознания.

Степень научной разработанности проблемы: Научный интерес исследователей к проблемам этнохудожественного воспитания различной направленности достаточно' высок. Отдельные аспекты, обозначенной проблемы отражены в ряде научных трудах. Осмысление современных процессов развития: народной культуры активно; предпринимается В.П.Аникиным, А.С.Каргиным. Вопросам возрождения традиционной' культуры системой социальных институтов, посвящены работы Т.И.Баклановой, Н.Г.Михайловой.

Разработка этноориентированных моделей и технологий образования и воспитания осуществлена в исследованиях К.Ш. Ахиярова, Т.И.Баклановой, Л.И.Васехой, Г.С.Виноградова, Г.Н. Волкова, Г.И.Губа, М.И.Долженковой, г

А.Н. Дубковой, М.С. Жирова, П.П.' Козловой, A.B. Нестеренко, О.Л.Романовой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Изучение традиций обрядовой культуры и вопросов их использования в современной социокультурной среде региона было осуществлено О .Я. Жировой, О.Л.Орловым, Г.А.Романовой, Т.Н.Золотовой, A.C. Московкиной.

Диссертационное исследование опиралось на этнографические исследования народных праздников и обрядов ученых XIX-нач. XX вв. (В.И.Даля, М.И. Забылина, Д.К.Зеленина, А.А.Коринфского, А.А.Потебни, И.М. Снегирева, А.В.Терещенко, В.И.Чичерова, П.В.Шейна)

Теоретико-методологическую основу составили труды по теории и истории народной культуры (В.П.Аникина, П.Г.Богатырева, А.Н.Веселовского, Е.И.Григорьевой, В.Е. Гусева, А.С.Каргина, В.Я.Проппа, Б.Н. Путилова, С.Б. I

Рождественской, С.А.Токарева, Н.И.Толстого, К.В.Чистова и др.)

Исследования в области осмысления' феномена традиционной обрядо-во-праздничной культуры предприняты А.К.Байбуриным, М.М. Бахтиным, Т. А. Бернштам, Л.М.Ивлевой, А.Ф.Некрыловой, В.Я.Проппом, Н.И. Савушки-ной, И.М. Снегиревым, А.И.Терещенко, Е.Ф.Фурсовой, И.И.Шангиной и др.

Концептуальные подходы в философско-культурологических аспектах исследования этноса содержатся в работах А.И.Арнольдова, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, А. Я. Гуревича, М. С. Кагана, А.Ф.Лосева, Ю. М. Лотмана.

Применение сценарно-режиссерских технологий в освоении и представлении традиций празднично-обрядовой культуры послужило основанием для изучения работ Д.М.Генкина, A.A. Коновича, О.И.Маркова, О.Л.Орлова, И.М. Туманова, И.Г.Шароева, А.И.Чечетина.

Для определения особенностей использования народных традиций в социокультурной практике учреждений культуры, в том числе музеях, принципиальное значение имели исследования А.М.Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д.Жаркова, JI.C. Жарковой, Т.Г.Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Н.Н.Ярошенко.

Особый пласт используемых в диссертации научных работ образуют музееведческие исследования. Идеи о воспитании личности путем постижения ей явлений и смыслов культуры музейными средствами первоначально получили развитие в трудах отечественных педагогов нач.ХХ. вв. (A.B. Ба-кушинского, О.Ф.Вальдгауера, А.У. Зеленко, Ф.И.Шмита и др.). К числу современных исследований можно отнести разработки Е.Г. Вансловой, И. М. Коссовой, М. В. Мацкевич, Н.М. Лайковой,~ Е. Б. Медведевой, JI. М. Мосоловой, Б. А. Столярова, Т. В. Чумаловой, JI. М. Шляхтиной, М.Ю.Юхневич.

Рассмотрение музеев как центров этнокультурного образования с присущими им специфическими функциональными характеристиками предпринято в работах O.A. Ботяковой, Л.К. Зязевой, Л.В.Шиловой.

В исследовании активно использовался этнографический материал о народном праздничном календаре Орловщины, содержащийся в работах фольклористов и этнографов XIX века Якушкина П.И., Киреевского П.В., Пухальского И.М., редких изданиях 1890-х гг. (Пупарева А.Г. «Материалы для истории воспитания в Орловской губернии», Внукова Р.Я. «Противоречия старой крестьянской семьи. Материалы к познанию Орловского края»), исследованиях современных орловских фольклористов Л.С.Афанасьева, Н.И. Заикина, В.И.Костина, Р.А.Масленниковой, С.Н. Чабан, Г.А. Яхиной и др.

Таким образом, разносторонние проблемы и явления этнокультуры получили глубокое теоретическое осмысление в социогуманитарном, педагогическом аспектах исследования. Однако, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, до сих пор остается недостаточно разработанной проблема организации процесса этнохудожественного воспитания средствами традиционного календарного обряда в учреждениях культуры, применения новых педагогических технологий его актуализации. В частности, специального исследования по изучению процесса освоения подростками традиций календарной обрядовой культуры в музейной среде ранее не проводилось.

Рассмотрение различных подходов к проблеме этнохудожественного воспитания подростков позволило в'ыявить противоречия между:

- осознанием; художественно-педагогического богатства традиционных календарных обрядов и недостаточной степенью разработанности содержательно-технологических основ применения их воспитательного: потенциала в системе этнохудожественного воспитания подрастающего поколения;

- объективными возможностями музеев использования традиционных календарных обрядов в своей, этновоспитательной деятельности и недостаточным ег о о тражением в музейно-педагогической практике;

- высоким уровнем изученности данного- культурного пласта музейными научными сотрудниками и отсутствием научного подхода к проблеме организации целенаправленного; педагогического! процесса, освоения подростками, традиций календарной обрядовой культуры.

В связи с необходимостью разрешения! этих противоречий; была сформулирована. научная проблема, вытекающая из темы исследования: каковы пути эффективного использования ¿условий* музейной среды для. включения; воспитательного-потенциала традиционного календарного обряда в организацию этнохудожественного, воспитания подростков. .

Объект исследования - процесс этнохудожественного воспитания подростков в условиях музея:

Предмет исследования - традиционный календарный обряд как средство этнохудожественного воспитания подростков в условиях музея; .

Цель исследования состоит в научном обосновании процесса этнохудожественного воспитания подростков в условиях музея средствами традиционного календарного обряда.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

- выявить и обосновать педагогический потенциал традиционного календарного обряда в этнохудожественном воспитании подростков;

- определить роль музея в этнохудожественном воспитании подростков; г

- выявить организационно-педагогические условия, способствующие наиболее эффективному осуществлению педагогической деятельности по формированию этнохудожественной воспитанности подростков в условиях музея средствами традиционного календарного обряда;

- разработать модель этнохудожественного воспитания подростков в условиях музейной среды на примере традиционного календарного обряда;

- разработать и апробировать педагогическую программу «Возрождаем традиции» по формированию этнохудожественной воспитанности подростков средствами традиционного календарного обряда в музее;

- разработать диагностический аппарат сформированности этнохудожественной воспитанности подростков.

Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что исI пользование воспитательного потенциала традиционного календарного обряда в деятельности музея, существенным образом способно влиять на формирование этнохудожественной воспитанности подростков при условии:

- широкого использования возможностей музейной среды как педагогической основы для реализации процесса этнохудожественного воспитания;

- адаптации календарного обряда к современным социокультурным условиям

- поэтапного освоения традиций обрядовой культуры в процессе этнохудожественного воспитания (от ознакомительного до этапа по активному приобщению подростков к проведению, участию в обрядах и праздниках);

- осуществления воздействия на формирование этнохудожественной воспитанности подростков через познавательную, эмоциональную, мотивационно-потребностную, творческую сферы личности;

- использования многообразных методов и форм этновоспитательной деятельности музея;

- разработки, реализации программы по формированию этнохудожественной воспитанности подростков средствами традиционного календарного обряда; -высокого научно-творческого потенциала музейных кадров. I

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские изыскания Н.А. Бердяева, JI.H. Гумилева, И.А. Ильина, ИВ .Киреевского, П.В.Киреевского, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского, С.Л.Франка о русском национальном характере, духовных основах бытия, самобытности историко-культурного пути страны, значимости складывавшихся веками норм и традиций для общественного развития, совокупность педагогических подходов и концепций о национальном образовании Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и других выдающихся отечественных педагогов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого),

Методы исследования. Для решения поставленной в диссертации проблемы использован комплекс взаимодополняющих методов теоретического и практического уровней: подбор, ретроспективный анализ и изучение I научной литературы по проблемам этнокультуры в философском, педагогическом, культурологическом аспектах, систематизация и обобщение полученной информации, экспериментирование (констатирующий и формирующий эксперименты), педагогическое наблюдение, анкетирование и интервьюирование, эксперт-опрос, математическая обработка данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужили Орловский государственный объединенный литературный музей И.С.Тургенева (далее ОГЛМТ), Орловский государственный институт искусств и культуры, МОУ средняя общеобразовательная школа № 24, Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №,22 г. Орла. Всего исследованием на разных его этапах было охвачено 348 человек.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2007-2011 гт. и осуществлялось в три этапа. Первый этап (2007-2008гг.): комплексное изучение и обработка философской, психолого-педагогической, культурологической, исторической литературы по проблеме исследования; определение цели, объекта, предмета исследования; формулиг ровка гипотезы, определение содержания теоретической части;

- сбор и анализ фактологического материала по обрядовой культуре региона на основе рассмотрения работ орловских фольклористов и этнографов, фондовых материалов ОГЛМТ, сбор первичного фольклорно-этнографического материала в некоторых регионах области с целью изучения современного состояния традиционных календарных обрядов.

- разработка теоретической модели этновоспитательного процесса в музее.

Второй этап (2008-2009 гг.): теоретическое исследование, отработка категориально-понятийного аппарата, рабочей гипотезы; разработка методики организации экспериментального исследования. Был проведен констатирующий эксперимент, произведена разработка педагогической программы. «Возрождаем традиции». В процессе определения технологических аспектов I ее реализации была установлена необходимость привлечения к ее осуществлению студентов кафедры истории и музейного дела Орловского государственного института искусств и культуры. Поэтому на базе кафедры была предпринята разработка учебных программ по дисциплинам «Культурно-образовательная деятельность музея» и «Театрализация1 музейного пространства», где особое место заняли тематические блоки по использованию народt ных традиций в воспитательной деятельности музеев, и осуществлена подготовка студентов в этом направлении.

Третий этап (2009-2011гг.): реализация педагогической программы «Возрождаем традиции» и проведение формирующего и контрольного экспериментов, анализ, оформление результатов, подведение итогов исследования, проверка эффективности разработанной программы, формулировка выводов по теоретическим и практическим аспектам исследования; внедрение результатов в практику, окончательная редакция текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- обоснован педагогический потенциал традиционного календарного обряда и выявлены особенности его использования в этнохудожественном воспитаг нии;

- расширено педагогическое знание о возможностях музейных учреждений в этнохудожественном воспитании и определена структура музейной среды (музейная экспозиция, околомузейные территории, особая историческая аура, и др.)-как педагогической основы организации процесса формирования этнохудожественной воспитанности подростков;

- выявлен комплекс организационно-педагогических условий этнохудожест-венного воспитания подростков в условиях музея средствами традиционного календарного обряда;

- разработана модель этнохудожественного воспитания» подростков в условиях музея; средствами традиционного календарного обряда, включающая целевой, содержательный, организационно-методический, процессуальноI технологический, функциональный и диагностико-результативный блоки, и реализация которой позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой станет повышение уровня сформированности этнохудожественной воспитанности подростков.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что представленные материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и обобщенной информацией об особенностях использования педагогического потенциала традиционного календарного обряда в условиях культурно-образовательных учреждений.

В работе конкретизируется содержание педагогического потенциала традиционного календарного обряда, уточнено понятие «этнохудожествен-ное воспитание средствами традиционного календарного обряда», обоснованы понятия «музейная среда» и «этнохудожественная воспитанность подростков» как результат этнохудожественного воспитания. Обобщены педагогические положения о содержательно-технологических основах формирования этнохудожественной воспитанности подростков в условиях музейной среды.

Разработанная педагогическая модель формирования этнохудожестр венной воспитанности подростков средствами традиционйого календарного обряда в условиях музейной среды, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов педагогического процесса (цели, принципов, функций, условий, технологий, методов, форм и результатов), способствует формированию осведомленности в области традиционной календарной обрядовой культуры, системы мотиваций в дальнейшем ее изучении, положительного эмоционального и ценностного к ней отношения, активной творче-ско-поведенческой позиции в освоении традиционных календарных обрядов.

Рассмотрена система педагогических критериев и показателей, позволяющая давать качественную и количественную оценку результативности процесса формирования этнохудожественной воспитанности подростков.

Осуществлен отбор содержания мероприятий, способствующих форI мированию этнохудожественной воспитанности подростков на основе использования различных форм и методов воспитательной деятельности музея (экскурсии, лекции, праздники, конкурсы, концерты, игры, мастер-классы):

Практическая значимость данной работы нашла выражение в разработке педагогической программы, представляющей собой комплекс алгоритмизировано выстроенных действий, направленных на более' эффективное осуществление процесса этнохудожественного воспитания в музейной среде.

Результаты исследования, положенные в основу этновоспитательной деятельности ОГЛМТ, могут быть использованы при разработке программ по этнохудожественному воспитанию подростков, в работе музеев, библиотек, театров, клубов, домов творчества и других учреждениях культуры.

На основе теоретических положений исследования диссертантом разработаны и ведутся для студентов специальности «Музейное дело и охрана памятников» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» учебные курсы «Культурно-образовательная деятельность музея», «Театрализация музейного пространства».

Достоверность результатов обеспечена соответствием методологии, I методики й организации исследования его цели, задачам, источниковой и эмпирической базам, применением взаимодополняющих методов исследования, длительностью экспериментальной работы, репрезентативностью результатов исследования, программой, осуществляемой на базе ОГЛМТ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Использование традиционных календарных обрядов в этнохудожест-венном» воспитании подростков основано на приобретении ими на современном этапе новых функционально-содержательных характеристик, связанных актуализацией их педагогического потенциала, раскрытием их непреходящих ценностей (социальных, моральных, витальных, эстетических и др.) и определяется заменой некоторых традиционных магических смыслов художественно-эстетическим содержанием.

I V

2. Роль музея в этнохудожественном воспитании подростков состоит в организации особой воспитательной^ среды, позволяющей повысить эффективность этновоспитательного процесса за счет средового и визуального воздействия на личность, активизации эмоционального восприятия этнокультурного материала, чувства сопричастности к этнокультурному наследию.

3. Педагогическая модель этнохудожественного воспитания подростков разработана с учетом тех особенностей, которые формирует музейная среда. Отражая взаимосвязь и целостность всех компонентов процесса этнохудожественного воспитания, данная модель включает: целевой; организационно-содержательный, функциональный, диагностико-результативный блоки и позволяет эффективно осуществлять формирование этнохудожественной воспитанности подростков средствами традиционного каленарного обряда.

4. Эффективность реализации модели опирается на комплекс организационно-педагогических условий: широкое использование возможностей и специфики музейной среды, адаптация традиционных календарных обрядов к современным социокультурным условиям; поэтапное их освоение; использование многообразных методов и форм этновоспитательной деятельности I музея; разработка педагогической программы по' формированию этнохудог жественной воспитанности подростков средствами традиционного календарного обряда; осуществление воздействия на формирование этнохудожест-венной воспитанности подростков через познавательную, эмоциональную, мотивационно-потребностную, творческую сферы личности; высокий научно-творческий, педагогический потенциал музейных кадров.

5. Этнохудожественная воспитанность понимается как результат процесса этнохудожественного воспитания и связана с интегральной характеристикой личности, определяемой совокупностью следующих ее качеств — осведомленность в области традиционной календарной обрядовой культуры, сформированность ценностного и положительного эмоционального к ней отношения, наличия к ней интереса, сформированность активной творческоI поведенческой позиции в освоении традиционных календарных обрядов, поэтому система критериев для оценки эффективности формирования этноху-дожественной воспитанности подростков средствами традиционного календарного обряда включает: когнитивный критерий (осведомленность в области календарной обрядовой культуры), ценностный критерий (сформированность ценностного к ней отношения); эмоционально-потребностный критерий (наличие интереса к традиционным календарным обрядам, желания дальнейшего их освоения); творческо-поведенческий критерий (сформированность активной поведенческой и творческой позиции в их освоении).

6. Педагогическая программа «Возрождаем традиции» по формированию этнохудожественной воспитанности подростков в условиях музея сред-ставми традиционного календарного обряда определяет содержательно-технологическую организацию процесса этнохудожественного воспитания, предполагает целенаправленное внесение изменений в познавательную, эмоциональную, мотивационно-потребностную, творческую сферы личности и на основе этого позволяет выработать у подростков способность прочтения и понимания этнокультурной информации, заложенной в музейных предметах, I музейной среде целом, осознание культурной преемственности поколений, значимости традиций обрядовой культуры.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы и дальнейшего внедрения ее результатов в деятельность музея по этнохудожественному воспитанию подростков. Педагогическая программа «Возрождаем традиции», организованная на основе экспериментальной работы, принимала участие в конкурсе на получение Всероссийской .историко-литературной премии «Александр Невский» в 2009 г., а также ежегодной ярмарке инвестиций в г.Орле.

Основные положения и результаты исследования освещались в выступлениях на международных, всероссийских научно-практических конференциях (Орел, Москва, Белгород, Петрозаводск, Воронеж, Санкт-Петербург, I

Пермь, Тюмень), публикациях статей.

Апробация проводилась в процессе педагогической деятельности автора на кафедре истории и музейного дела ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» и осуществлялась в содержании учебных дисциплин, руководстве дипломными работами, подготовке учебно-методического фильма «Возрождаем традиции».

Деятельность диссертанта освещалась в телевизионных новостях, на страницах местной печати («Орловская правда», «Орловский вестник»).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Лялина, Елена Владимировна

Заключение

Традиционная календарная обрядовая культура, по признанию исследователей, представляет собой уникальный концентрат базовых ценностей (социального, морального, витального, эстетического порядка). Наряду с други- ми формами традиционной культуры она способна стать действенным фактором- преодоления различных проявлений современного духовно-нравственного кризиса, решения актуальных педагогических задач формирования национального самосознания, толерантной культуры личности. "

Очень важен в этом процессе подростковый возраст, поскольку именно этот период отличается высокой интенсивностью процессов формирования самосознания, характеризуется этническим самоопределением личности, становлением системы ценностных ориентиров.

На сегодняшний день развитие традиционных календарных обрядов находится в положении крайней неустойчивости. Традиционные каналы трансляции традиций нарушены. Острую форму приобрела проблема их восстановления и (или) нахождения новых, на что направлена, в частндстщ деятельность культурно-образовательных учреждений. Разветвленная их сеть обладает широким потенциалом реализации воспитательных задач посредством приобщения к традициям календарно-обрядовой культуры подрастающего поколения.

Особый сектор в этой системе занимают музеи. Концентрация в их пространстве этнографических коллекций, основных элементов этнической культуры позволяет превратить их в важную часть интегрированной этновоспита-тельной среды со специализированной системой методов, форм и средств воспитания и развития личности.

В настоящее время музеи активно участвуют в разработке различных инновационных этнообразовательных программ, занимаются поиском дейстI венных способов представления этнокультурного наследия. Однако открытый характер носит вопрос о перспективах развития и способах представле ния традиционных календарных обрядов в пространстве музея. Специальных исследований по проблеме этнохудожественного воспитания подростков в музее средствами традиционного календарного обряда на современном этапе не проводилось.

Цель диссертационного исследования заключалась в научном обосновании процесса этнохудожественного воспитания подростков в условиях музея средствами традиционного- календарного обряда Данная цель потребовала определения ряда задач: диссертационного исследования:

- выявить; и обосновать педагогический потенциал традиционного календарного обряда в этнохудожественном воспитаний подростков;

- определить роль музея в этнохудожественном! воспитании подростков;

- выявить организационно-педагогические условия, способствующие наиболее эффективному осуществлениюшедагогическойт деятельности по формированию .этнохудожественной воспитанности подростков! в условиях музея средствами традиционного календарного обряда; . .

- разработать модель этнохудожественного воспитания-подростков в условиях музейной среды на примере граднционного календарного обряда;;,

- разработать и апробировать педагогическую; программу «Возрождаем традиции» по формированию этнохудожественной воспитанности подростков средствами традиционного календарного обряда;в музее;

- разработать диагностический аппарат сформированное™ этнохудожественной воспитанности подростков. .

В основу исследования была положена гипотеза; исходящая из того, что использование воспитательного потенциала традиционного календарного обряда в педагогической деятельности музея существенным образом способно влиять на формирование этнохудожественной воспитанности подростков при условии:

- широкого использования, возможностей музейной среды как педагогической основы для реализации процесса этнохудожественного воспитания;

- адаптации календарного обряда к современным социокультурным условиям

- поэтапного освоения традиций обрядовой культуры в процессе этнохудожественного воспитания (от ознакомительного до этапа по активному приобщению подростков к проведению, участию в обрядах и праздниках);

- осуществления воздействия на формирование этнохудожественной воспитанности подростков через познавательную, эмоциональную, мотивационно-потребностную, творческую сферы личности;

- использования многообразных методов и форм этновоспитательной деятельности музея;

- разработки, реализации программы по формированию этнохудожественной воспитанности подростков средствами традиционного календарного обряда; -высокого научно-творческого потенциала музейных кадров.

Исследование сущности педагогического потенциала традиционного календарного обряда, специфики его раскрытия и использования в этновоспитательной деятельности представило одну из первостепенных задач работы. Рассмотрены особенности современного состояния традиционной календар-но-обрядовой культуры с позиций диалектического едйнства в ней традиционных и инновационных элементов, установлены системные изменения в ее бытовании и функционировании. В этой связи предприняты анализ соотношения понятий «обряд» и «праздник», «аутентичный обряд» и «фольклори-зированная форма обряда», а также интерпретация функционально-содержательного поля традиционного календарного обряда в соответствие с актуальными педагогическими требованиями.

Развитие традиционного календарного обряда на современном этапе определяется, в частности, смещением акцентов с его аутентичной магической природы в сторону художественно окрашенных его элементов и актуализацией системы непреходящих его ценностей в этновоспитательной деятельности культурно-образовательных учреждений.

Данные психолого-педагогических исследований, касающихся проблемы этнохудожественного воспитания, помогли нам развернуть научноI теоретическое обоснование процесса формирования этнохудожественной воспитанности подростков средствами традиционного календарного обряда в условиях музейной среды. На основе изучения философских, психолого-педагогических источников было определено, что этнохудожественное воспитание средствами традиционного календарного обряда — это целенаправленный педагогический процесс, направленный на духовно-нравственное и эстетическое развитие личности, формирование ее этнической культуры через усвоение ею ценностей традиционной календарно-обрядовой культуры.

Мы пришли к выводу, что этнохудожественная воспитанность как результат данного процесса, связана с интегральной характеристикой личности, определяемой совокупностью следующих ее качеств — осведомленность в области традиционной календарной обрядовой культуры, что соответствует познавательной сфере личности, сформированность ценностного и положительного эмоционального к ней отношения, наличие интереса, потребностей в дальнейшем ее изучении (эмоциональная и мотивационно-потребностная сферы личности), сформированность активной творческо-поведенческой позиции 1 в освоении традиционных календарных обрядов (творческо-поведенческая сфера).

Нами определены роль и место музея, в педагогически эффективной организации процесса этнохудожественного воспитания средствами традиционного календарного обряда. Концентрация памятников этнокультурного наследия, наличие атмосферы исторической подлинности, особое предметноI пространственное окружение раскрывают особый потенциал- музейной среды, 1 состоящий в возможности оказывать средовое и визуальное воздействие на личность, активизировать эмоциональное восприятие этнокультурного материала, вызывать чувство сопричастности к этнокультурным традициям и, как следствие, оптимизировать процесс освоения подростками традиционных календарных обрядов.

Следующая задача исследования состояла в том, чтобы разработать модель формирования этнохудожественной воспитанности подростов в условиI ях музея средствами традиционного календарного обряда. В разработанную нами педагогическую модель включены взаимосвязанные компоненты, этно-воспитательного процесса (цели, задач, принципы, организационно-педагогические условия, содержание, технологии, функции и результаты), способные последовательно и максимально эффективно влиять на воспитание личности.

На основании изложенных теоретических предпосылок была осуществлена экспериментальная проверка сделанных выводов на практике. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2007-201 1 гг.

Были поставлены следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Подобрать методики, адекватные задачам исследования, и с их помощью провести изучение сформированности этнохудожественной воспитанг ности подростков (констатирующий эксперимент);

2. Разработать и реализовать педагогическую программу, позволяющую осуществлять эффективное формирование этнохудожественной воспитанности подростков средствами традиционного календарного обряда с использованием потенциала музейной среды;

3. Провести повторное изучение сформированности этнохудожественной воспитанности подростков проведения педагогической работы по разработанной нами программе;

4. Провести количественную и качественную обработку полученных данных, сравнить их и сделать итоговые выводы.

В процессе констатирующего эксперимента был проведен опрос среди подростков с целью выявления сформированности интереса к традиционным календарным обрядам, потребности в знакомстве с ними, осведомленности в области календарно-обрядовой культуры, ценностного к ней отношения.

В ходе исследования по разработанной нами методике были определеI ны три уровня этнохудожественной воспитанности подростков: высокий, средний и низкий. В соответствии с побалльной оценкой и выявленными уровнями сформированное™ этнохудожественной воспитанности испытуемые условно были распределены на три группы.

Анализ данных показал, что общий уровень этнохудожественной вос-'.питанности подростков является низким. Вместе с тем наблюдается желание подростков изучать народную культуру.

Эти данные определили необходимость целенаправленной педагогической работы по этнохудожественному воспитанию. С этой целью на этапе формирующего эксперимента нами была апробирована теоретическая модель и разработана на ее основе, а затем внедрена в практику музейно-педагогическая программа «Возрождаем традиции», в основе которой:

- педагогически организованная музейная среда;

- актуализация ценностей традиционной календарно-обрядовой культуры: жизнелюбия, гостеприимства, уважения старших, творчества, любви к Родине и природе, почитания традиций и др.;

- поэтапное освоение традиций календарной обрядовой культуры в про-1 цессе этнохудожественного воспитания (от ознакомительного до этапа активного приобщению подростков к проведению, участию в обрядах и праздниках);

- новые технологии и формы представления этнокультурных традиций: интерактивные, театрализованные, диалогические, творческие, «погружения», художественно-педагогической реконструкции.

В результате проведённого нами исследования мы пришли к выводу, что действенным способом представления календарно-обрядовой культуры является художественно-педагогическая реконструкция традиционного ка: лендарного обряда и связанного с ним праздника. Ориентируясь на соблюдение исторической достоверности, воспроизводя традиционный календарный "обряд близко к аутентичной традиции, музейный сотрудник организует такое мероприятие, которое в большей степени, чем какое-либо другое, обладает высоким и эмоциональным, и информативным потенциалом, позволяет сформировать образ прошлого, ощутить связь культурных традиций.

По результатам проведения педагогической работы на основе разработанной программы нами было проведено повторное исследование уровня сформированности этнохудожественной воспитанности подростков.

После того, как у каждого испытуемого было подсчитано количество набранных баллов и определен уровень сформированности этнохудожественной воспитанности, все участники экспериментальной работы в соответствии с выявленными уровнями были условно распределены на три группы.

У большинства участников эксперимента после целенаправленной педагогической работы по авторской программе «Возрождаем традиции» уровень сформированности этнохудожественной воспитанности значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, что указывает на эффективность реализации программы.

Это дает основания говорить о том, что экспериментальные исследования подтвердили сформулированную гипотезу.

Все качества подростков, приобретённые ими в процессе экспериментальной работы в музейной среде, являются важным компонентом для дальнейшего развития теории и практики этнохудожественного воспитания в музее в современных условиях.

Мы надеемся, что проведённая нами работа будет в определённой мере полезна при проектировании и организации этновоспитательного процесса в условиях музейной среды, поможет музейным педагогам в поиске новых творческих идей, решений, подходов в области представления народных традиций подрастающему поколению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лялина, Елена Владимировна, 2011 год

1. Агапкина, Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весеннее-летний цикл / Т.А.Агапкина. — М., 2002. 815 с.

2. Алпатов, C.B. Фольклористика в междисциплинарном пространстве медиевистики / С.В.Алпатов// I Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том 1. М., Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. — С.96-105.

3. Андреев, В.Ф. Праздники и обряды на Руси / В.Ф. Андреев. — М.: Вече, 2006.-495 с.

4. Аникин, В.П. Теория фольклора. Курс лекций / В.П.Аникин. — 3-е изд. — М.: КДУ, 2007. -432 с.

5. Аникин, В.П. О предмете фольклористики / В.П.Аникин // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Т.1. - М., 2005. - С.58-71.

6. Антонов, K.M. Философия И.В.Киреевского: антропологический аспект / К.М.Антонов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 235 с.

7. Ариарский, М.А. Прикладная культурология: Изд. 2-е, испр. и доп./ М.А.Ариарский. СПб, 2001. - 522 с.

8. Арнольдов, А.И. Культурология: явления и процессы: учеб. пособие/А.И.Арнольдов. -М.:МГУКИ, 2007. 408 с.

9. Арнольдов, А.И. Национальные культуры: современное видение / А.И.Арнольдов. М.: Дрофа, 2001. - 361 с.

10. Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция / С.А.Арутюнов // СЭ. 1981. - №2.- С.97-99.

11. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: монография / А.Б.Афанасьева. — СПб.: Издательство «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. — 296 с.

12. Ахмерова, Н.М. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом: дис. . д-ра пед.13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.