Этноконфессиональный фактор в чеченском конфликте: политологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Шарафутдинова, Эльвира Фаритовна

  • Шарафутдинова, Эльвира Фаритовна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2007, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 171
Шарафутдинова, Эльвира Фаритовна. Этноконфессиональный фактор в чеченском конфликте: политологический анализ: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2007. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Шарафутдинова, Эльвира Фаритовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Этноконфессиональный фактор как социально-политический феномен.

1.1. Этноконфессиональный фактор: содержание категориального аппарата и сущность явления.

1.2. Традиционная социальная структура чеченского общества как субъект этнополитического анализа: структурно-функциональный подход.

1.3. Политические аспекты эволюции ислама в Чечне: история и современность.

ГЛАВА II. Воздействие на политический процесс Чеченской республики этноконфессионального фактора: конфликтологический подход.

2.1. Динамика этнополитического процесса в Чеченской республике (1989 г. -н/время).

2.2. Экстремизм и терроризм под прикрытием ислама в Чеченской республике.

2.3. Меры по локализации и блокированию крайних форм проявления исламистского фактора в Чечне.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этноконфессиональный фактор в чеченском конфликте: политологический анализ»

Актуальность темы. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в наше политизированное время, изобилующее этническими и религиозными проблемами и противоречиями, на передний план научно-теоретического анализа выдвигается необходимость и важность учета взаимосвязи этнонациональных и религиозно-конфессиональныхых аспектов в политических конфликтах, так как наибольшее влияние на реальную жизнь и текущую политику оказывают не столько отдельно взятые религиозные или национальные факторы, сколько их симбиоз. Взаимодействие и взаимопроникновение этих двух компонентов продуцирует рост их влияния на сознание человека и способствует скорейшей общественной мобилизации.

Очевидно, что особую актуальность рассматриваемая проблема имеет для полиэтнической (свыше 160 этносов) и многоконфессиональной (свыше 70 религиозных течений) России, где ныне происходит рост и активизация, как религиозных организаций, так и национальных движений, нередко совпадающих с региональным сепаратизмом1.

Деликатность рассматриваемых в данном исследовании вопросов также обусловливает особую необходимость четкого и ясного понимания используемых понятий и терминов, которое нередко отсутствует в бытовой лексике, а тем более в политизированной риторике (например, ислам и исламизм, шахидизм и терроризм, ваххабизм и экстремизм и т.п.). Это, в свою очередь, часто порождает конфликтные ситуации и стычки в среде гражданского населения.

Острота проблемы также обусловлена тем, что вооруженные конфликты, как правило, влекут за собой длинную череду трагических последствий: многочисленные жертвы, неисчислимые материальные потери, межэтническую и религиозную вражду. Результатами таких конфликтов

1 Мчедлов М.П., Кудряшова М.С. Вера, этнос, нация: религиозный компонент этнического сознания. М., 2007. С. 3-4. становятся этнический национализм, неприязнь к представителям иной религии и конфессии, массовые миграции и др.

Чеченский конфликт привел к политико-психологическому напряжению в обществе, а также к возникновению различного рода фобий на национальной и конфессиональной основе (например, страх по отношению к людям кавказской национальности и мусульманского вероисповедания). В таких условиях изучение самого понятия «этноконфессиональный фактор» выходит на первый план, а определение его роли в конфликтной ситуации в Чечне приобретает несомненную актуальность для дальнейшего устойчивого развития не только Чеченской республики, но и Российской Федерации в целом.

Актуальность исследования связана и с тем, что на данном этапе многие конфликты в Северо-Кавказском регионе находятся в латентном состоянии. Неоднозначной оценки заслуживают этнополитические процессы на территории Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ингушетии, на территории Республики Дагестан. На сегодняшний день ситуация, которая сложилась на Северном Кавказе, позволяет оценить его как политически и этнически нестабильный регион России, вследствие этого сохраняются тенденции продолжения и даже расширения конфликтов, а также возрастания этнического и религиозного сепаратизма. Сегодня практически во всех республиках на Кавказе в общий ход политического процесса тем или иным образом вовлечен этноконфессиональный компонент.

Необходимо заметить, что, начиная с 1990-х гг. XX., в. фиксируется рост влияния исламской религии в общественно-политической жизни многих республик Северного Кавказа. Исламские ценности стали восприниматься как основа возрождения духовности. Уже с середины 90-х гг. XX в. на Кавказе четко начинают прослеживаться исламистские течения, принявшие форму религиозного радикализма. Первоначально наибольшее распространение и значимое влияние эти явления получили в двух республиках Северного Кавказа, в Дагестане и Чечне, но сегодня аналогичные процессы четко отслеживаются и на территории других северокавказских республик (например, в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и др.). В результате этих процессов Чеченская республика пережила два вооруженных конфликта.

Существенное значение на динамику конфликта оказали не только внутренние (эндогенные), но и внешние (экзогенные) по отношению к республиканскому процессу факторы влияния, среди которых можно выделить общую глобализацию, а также рост вовлеченности религиозной (исламской) мотивации в общий ход политического процесса во многих странах мира (Афганистан, Пакистан, арабо-израильский конфликт, Ирак и т.д.).

Актуальность настоящего исследования заключается и в том, что одно из его важных направлений - это попытки разработки мер по блокированию этнорелигиозного терроризма и экстремизма, волна которого захлестнула в последние десять лет не только территорию Чечни, но и некоторые другие регионы. Сегодня конфликт в Чечне, несмотря на явное затишье, все еще находится в стадии политического урегулирования.

Степень научной разработанности темы. Литература по предмету нашего исследования достаточно обширна и многообразна. За последние годы защищен ряд диссертаций, в которых в той или иной степени затрагиваются отдельные аспекты специфики чеченского конфликта (И.В. Алдамова, JI. С.-Э. Басханова, А. А.-Х. Ельсаев, О.А. Русанова, Н.Н. Шипилова и др.) . Если внимательно проанализировать эти исследования, то становится очевидным, что акцент в основном делается на этнические и религиозные аспекты в чеченском конфликте по отдельности, а не в совокупности.

2 Алдамова И.В. Этнополитизация конфликта в Чеченской республике: причины, генезис и постконфликтное строительство. Дис. .канд. полит, наук. М., 2004; Л. С.-Э. Басханова. Чечня: общественное мнение в условиях этнополитичсекого конфликта. Дис. .канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2004; .Ельсаев А. А.-Х. Особенности модернизации политического процесса в условиях социальной депривации (на примере Чеченской Республики). Дйсс. к^нд. полит, наук.'. Ростов н/Д, 2005; Русанова О.А." Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе. Дис. .канд. соц. наук. 2004; Шипилова Н.Н. Региональные этнополитические конфликты: технологии продуцирования и урегулирования. Дисс. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2005.

Учитывая характер исследования, необходимо было привлечь работы, анализирующие особенности традиционного этносоциального и этноконфессионального устройства чеченского национального сообщества. Среди авторов, изучавших данный круг проблем, можно отметить - В.Ю. Верещагина, Г.Б. Гавриша, Э.А. Исаева, Ф.И. Леонтовича, М. Мамакаева, П.Я. Нечепуренко, Х.-А. Нухаева, И. Саидова, Я. Чеснова и др.3

В настоящее время рядом авторов проведены значимые исследования по проблемам межнациональных отношений, в которых анализируются возникшие осложнения и противоречия, которые привели к их перерастанию в конфликтную ситуацию. Анализ этнополитической ситуации на Северном Кавказе предложен в ряде работ авторитетных ученых - Р.Г. Абдулатипова, М.А. Астватацуровой, Э.А. Баграмова, М.Б. Беджанова, Д.Д. Гакаева, Г.С. Денисовой, А.Г. Здравомыслова, М.Р. Радовеля, Э.И. Скакунова, В.А. Тишкова, JI.JT. Хоперской, В.В. Черноуса и др4.

Среди исследователей, занимающихся религиозными (исламскими) аспектами, можно выделить Ю.М. Антоняна, В.О. Бобровникова, М.Д. Давитадзе, А.А. Игнатенко, Д.В. Макарова, В.И. Максименко, А.В. Малашенко, С.А. Мелькова, Р.Ф. Патеева, В.И. Сажина, Н.А. Смирнова, JI.P. Сюкияйнена, Д.А. Хайретдинова, А.Г. Яндарова, А.А. Ярлыкапова5.

3 Верещагин В.Ю., Гавриш Г.Б., Нечепуренко П.Я. Чеченская этнонациональная государственность: от самобытности к сепаратизму. Ростов н/Д, 2003; Исаев Э.А. Вайнахская этика. Назрань, 1999; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1883; Мамакаев М.А. Чеченский тейп в период его разложения. Грозный, 1973; Нухаев Х.-А. Теория и практика ханифитского традиционализма в контексте российско-чеченского конфликта. М., 2004.

4 См.: Абдулатипов Р.Г. Этнополитические конфликты в СНГ: наднациональные механизмы разрешения. М., 1997; Беджанов М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения па пороге XXI в. Майкоп, 2002; Гакаев Д.Д. Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы (политический аспект). М., 1999; Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов н/Д, 2001; Здравомыслов А.Г. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997; Скакунов Э.И. Чеченский конфликт// Международные исследования. 1996. № 10; Тишков В.А. Российский Кавказ. М., 2007; Хоперская Л.Л. Проблема радикализма и экстремизма в Южном Федеральном Округе // Гуманитарная мысль Юга России. Ростов н/Д, 2005. № 1.

5 Антоняп Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. М., 2004; Максименко В.И. Фундаментализм и экстремизм в исламе // Ислам и исламизм. М., 1999; Игнатенко А.А. Средневековые поучения владыкам и проблематика власти // Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987; Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические

•организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988; Фантом, созданный.ЦРУ. Усама бен Ладен - террорист, компрометирующий исдам // Независимая газета. 1999'. 9 септ.; Зеленый * InternetunoHaii. Всемирное исламистское движение в преддверии XXI века приобретает парадоксальные формы // НГ-Религии. 1999. 7 апр.; Эндогенный радикализм в исламе. Доклад на семинаре в Московском Центре Карнеги. М., 2000; Исламский радикализм как побочный эффект «холодной войны» // Центральная

Результатом этих исследований явилась оценка общественно-политических явлений, процессов политизации ислама в Северо-Кавказском регионе (в частности, в Чечне).

В научном дискурсе предметом обсуждения являются проблемы идеологической мотивации деятельности исламских фундаменталистов в конфликтах; соотношения религиозного и национального факторов. Эти аспекты раскрываются в работах Д.Б. Малышевой, Э. Томе, М. Хишама6.

На северокавказском уровне серьезный вклад в изучение данной проблематики внесли исследователи-исламоведы С.Е. Бережной, М.В. Вагабов, Н.М. Вагабов, К.С. Гаджиев, М.А. Курбанов, Б.В. Магомедов, Г.А. Мурклинская, К.М. Ханбабаев и др. Данные исследования ценны тем, что в них предлагается анализ теории и практики ислама, прослеживается степень включенности религиозного (исламского) фактора в общественно-политические процессы и отношения на Северном Кавказе в тех или иных исторических условиях.

Вопросами религиозного терроризма и экстремизма на общероссийском уровне занимается авторитетный отечественный п исследователь политического ислама И.П. Добаев . В его работах четко прослеживаются этапы радикализации ислама на Северном Кавказе,

Азия и Кавказ. 2001. № 1(13); Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор. Доклад на семинаре «Исламизм: глобальная угроза?» в Институте социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2000; Максименко В.И. Фундаментализм и экстремизм в исламе // Ислам и исламизм. М., 1999; Малашенко А.В. Ислам и политика в государствах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4; Исламское возрождение в современной России. М., 2006; Как выбирали в Чечне. М., 2006; Мельков С.А. Исламский фактор и военная политика России. М., 2001; Сажин В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах // Ближний Восток и современность. М., 1998; Ярлыкапов А.А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. М., 2000.

6 Малышева Д.Б. Конфликты в третьем мире и Содружестве независимых государств (религиозный и этнический аспекты). Дис. .докт. полит, наук. М., 1997; Томе Э. Ислам и национальный вопрос (национальный и религиозный факторы на Арабском Востоке на современном этапе). Дис. .канд. филос. наук. М., 1993; Хишам М. Теоретические основы и практическая деятельность исламских фундаменталистов в Египте. Дис. .канд. ист. наук. М., 1996.

7 См.: Добаев И.П. Геополитика исламского мира на Кавказе // Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственных интересов России. Ростов н/Д, 1998; Исламский радикализм в. международной политике. .Ростов н/Д, '2000; Исламский радикализм: сущность,-идеология, политическая, практика. Дисс. . докт. филос. наук. Ростов н/Д, 2003; Новый терроризм в мире и на юге России. Ростов н/Д, 2005; Новые тенденции в террористическом движении в контексте геополитических трансформаций на Юге России// «Евразийский проект: кавказский вектор»: Мат. науч.-практ. семинара. Азов, 2005 и др. достаточно полно освещается специфика традиционного ислама (суфизма) в Северо-Восточном Кавказе, а также процессы и стадии его политизации.

Пристальное внимание роли и месту политического ислама в событиях на Кавказе, сращиванию его радикального фундаментального направления с теорией и практикой международных радикально настроенных организаций уделял в своих исследованиях авторитетный дагестанский исламовед З.С. Арухов8.

Из авторов, рассматривающих процессы религиозных верований в Чечне в прошлом и настоящем, следует выделить В.Б. Виноградова, Д.Д. Межидова, Г.И. Успаева. В их работах проведен анализ предпосылок проникновения и укрепления влияния традиционного (суфийского) ислама в Чечне. Вопросы ментальности чеченского народа в своих работах освещает историк М.Х. Багаев.

Одними из конфликтогенных субъектов в Чечне выступили религиозные экстремистские организации, в частности т.н. «исламистские джамааты». Разобраться в тонкостях и нюансах данного аспекта нам помогли исследования авторитетного чеченского ученого-исламоведа В.Х. Акаева. Его работы ценны тем, что, несомненно, внесли весомый вклад в изучение исламской риторики, современной этносоциальной и этнорелигиозной ситуации в Чечне, явлений этнорелигиозного экстремизма и терроризма и их последствий для ЧР (например, явление «северокавказского шахидизма»), а также процессов взаимодействия традиционного и радикального ислама в период конфликта в Чечне9.

8 Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе. Дис. .канд. философ, наук. Махачкала, 1995; Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999.

9 Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004; Религиозно-политический конфликт в ЧР Ичкерия // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 5; Северокавказский ваххабизм - разновидность "исламского радикализма // Научная мЬгсль Кавказа. Ростов н/Д, 2000. № -3;. Традиционный ислам и ваххабизм (к религиозно-политической ситуации в Чечне) // Известия вузов. СевероКавказский регион. 2000. № 2; Акаев В.Х., Вок Г.Б., Керимов М.М. Ислам в Чечне (традиции и современность). Грозный, 2006 и т.д.

Существенную помощь в проведении исследования оказали работы ученых СКАГСА: А.К. Агапонова, Ю.В. Васильева, В.Г. Игнатова, С.А. Кислицына, А.В. Понеделкова, A.M. Старостина10.

Таким образом, наряду с достаточно освещенными проблемами предмета исследования существует потребность в более целостном осмыслении роли и места этноконфессионального фактора в конфликтной ситуации на территории Чечни сквозь призму социокультурных, политических, конфликтологических и психологических функций. В современной исследовательской практике затрагивались лишь отдельные стороны этой темы. Действительно, существует проблема диалектического единства между этническим и религиозным сознанием, как индивидуума, так и определенной этнической общности, сохраняющая свою теоретическую и практическую актуальность в контексте этнополитических процессов в современном мире. Отсюда следует вывод, что религиозный фактор надо рассматривать в тесной взаимосвязи с национальным, этническим, что актуально для всех северокавказских республик, прежде всего, Чечни.

Цель научного исследования: определить сущность этноконфессионального фактора, выявить его роль и место в чеченском конфликте.

Задачи исследования:

• определить содержание и сущность этноконфессионального фактора как социально-политического феномена;

• рассмотреть традиционную социальную структуру чеченского общества в ракурсе субъекта этнополитического процесса с позиций структурно-функционального подхода;

• исследовать динамику политических аспектов эволюции ислама в Чечне в историческом пространстве;

10 Васильев Ю.В. Этнополитические процессы Юга России на рубеже XX-XXI вв.: от конфликта к стабилизации. Ростов н/Д, 2004; Кислицын С!Д. Угрозщ бе.зопаснрсти: нацйбнализм и антисемитизм. Рбстбв н/Д, 2000; Понеделков А.В. Региональные элиты: тенденции и перспективы развития. Ростов н/Д, 2000; Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин A.M. Управленческие и кадровые условия обеспечения национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2000.

• проанализировать этнополитический процесс на территории Чеченской республики (1989 г. - н/время) и предложить его собственную периодизацию. Определить место и роль этноконфессионального фактора в чеченском конфликте;

• раскрыть сущность религиозно-политического экстремизма и терроризма под прикрытием ислама в Чеченской республике и показать их последствия;

• разработать основные меры по локализации и блокированию проявления крайних форм исламистского фактора в Чечне.

Объект исследования: этноконфессиональный фактор.

Предмет исследования: место и роль этноконфессионального фактора в чеченском конфликте, его влияние на динамику этнополитического процесса на территории ЧР.

Методология исследования. Исследование проблемы осуществлялось с опорой на общие и специальные теоретические методы, принятые в современной отечественной и зарубежной политологии, этнополитологии и этноконфликтологии - антропологический, институциональный, культурологический, социологический и др. Применялись методы сравнительного анализа идеологических программ и форм практической деятельности отдельных субъектов политического процесса, которые позволили изучить общественно-политическую динамику Чеченской республики. Элементы структурно-функционального подхода использовались при рассмотрении этносоциальной и этнорелигиозной структуры чеченского общества. В процессе исследования также применялись методы анализа социологического и статистического материала (социально-экономическая статистика и динамика миграционных процессов). Поставленные цели и задачи достигались при помощи сравнительно-исторического, социокультурного методов.

Источииковая база, диссертационного исследования представлена доктринами видных идеологов исламизма - аль-Ваххаба, Ибн Ханбала, идеи которых развили современные теоретики исламизма (Бен Баз, Ибн Джамил Зину, аль-Завахири, аль-Заркави, Д.М. Камил, Юсеф аль-Кардави, С. Кутб, аль-Маудуди, С.Ф. Фаузан). Изучены и учтены в материалах настоящего исследования и произведения некоторых северокавказских идеологов и приверженцев радикального ислама (Б. Магомедов, М. Удугов, 3. Яндарбиев и др.). Наряду с этим, библиографической базой послужили также произведения представителей традиционного (суфийского) ислама Чечни и Дагестана (Сайд Афанди аль-Чиркави, А.-Х. Кадыров).

Источниковая база исследования представлена также официальными документами органов государственного управления Российской Федерации и документами органов власти и управления Чечни и Дагестана; материалами официальных структур традиционного ислама; данными социологических исследований по проблемам межнациональных отношений, документальными материалами и листовками исламистских организаций и движений; статьями, интервью и текстами выступлений исламских и исламистских деятелей; многочисленными информационно-аналитическими материалами, в том числе содержащимися в Интернете. Были также использованы - полевой материал и наблюдения автора в период его пребывания в течение ряда военных лет на территории Чечни, а также вторичный анализ социологических и политологических исследований ислама в Чечне.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- уточнены сущность и содержание этноконфессионального фактора как социально-политического феномена. Предложено его собственное рабочее определение;

- с позиций структурно-функционального подхода рассмотрена традиционная этносоциальная и этнорелигиозная структура чеченского общества как субъекта этнополитического процесса. Установлена роль традиционных этнорелигиозных компонентов в социально-политическом аспекте;

- определена динамика политических аспектов эволюции ислама в Чечне в историческом контексте. Рассмотрена роль и степень политизации ислама на территории Чечни в постсоветский период;

- проанализирована динамика этнополитического процесса на территории Чеченской республики (1989 г. - н/время) и предложена собственная периодизация конфликта. Определены роль и место этноконфессионального фактора в чеченском конфликте;

- раскрыта теоретическая и практическая сущность этнорелигиозного экстремизма и терроризма в Чеченской республике под прикрытием ислама, дано собственное рабочее определение этих явлений. Показаны практические последствия влияния исламистского фактора на территории Чечни, Северного Кавказа и Российской Федерации;

- предложены комплексные меры по локализации и блокированию проявлений крайних форм исламизма в Чечне и на территории Северного Кавказа в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современной социально-политической и специальной научной литературе существуют различные интерпретации понятия «этноконфессиональный фактор», что предполагает необходимость дать «рабочее» определение этого понятия в качестве методологического конструкта диссертационного исследования. Под «этноконфессиональным фактором» мы понимаем сложное и многомерное социально-политическое явление, заключающееся в воздействии религиозных догм, норм и положений на процессы политизации и консолидации тех или иных этносов или этнических групп.

2. Чеченская ментальность основывается на специфике традиционной социальной структуры чеченского сообщества, что определяет самобытность этого народа, отличающего его от других этносов. Этносоциальная (тейпово-тукьхумная) организация чеченской общины продолжает и сегодня сохранять весомые общественно-политические позиции, а также в определенной степени влияет на динамику развития жизнедеятельности чеченского социума.

3. Исторически ислам в Чечне в силу своих внутренне обусловленных свойств всегда, в той или иной степени, был сопряжен с политическими процессами. В этой связи выделено несколько основных этапов политизации ислама на территории Чечни. Отмечено, что радикализация ислама усиливалась в периоды кризисов в общественно-политической жизни чеченцев. Специфика традиционного ислама в конкретных условиях Чечни определяется степенью симбиоза его базисных принципов с местными этническими обычаями и традициями, что предопределяет его синкретический характер. Сегодня важной силой, реально влияющей на сознание людей и на формирование общественно-политической ситуации в республике, выступает традиционный ислам в совокупности с этносоциальными элементами чеченской общины. Эти два компонента активно влияют на мировоззрение граждан Чечни.

4. Этнополитический процесс на территории Чеченской республики в постсоветский период прошел несколько этапов. Нами предлагается следующая периодизация чеченского конфликта: 1 фаза - 1991-94 гг. (усиление и доминирование этнонационального компонента в политическом процессе в Чечне); 2 фаза - 1994-96 гг. (первая война в Чечне); 3 фаза -1996-99 гг. (усиление конфессионального фактора в динамике чеченского политического процесса); 4 фаза - 1999-2000 гг. (активная фаза второй войны в Чеченской республике); 5 фаза - 2001-2002 гг. (характеризуется преобладанием и усилением роли этноконфессионального фактора в ходе этнополитического процесса, происходившего на территории Чечни); 6 фаза - 2003 - по настоящее время (процесс т.н. «чеченизации» конфликта).

5. Результатом усиления роли и влияния этноконфессионального фактора на территории Чечни в постсоветский период стало появление и разрастание этнорелигиозного экстремизма и терроризма под исламским р прикрытием, их «растекание» на территории других субъектов ЮФО и шире

- России. Терроризм, став обыденным явлением на территории ЮФО, вызывает у людей состояние стресса и ощущение тотальной незащищенности, перерастающие в боязнь и неприязнь людей другой, зачастую т.н. «кавказской», национальности, отрицательное отношение к людям другого вероисповедания. В результате в России фиксируется процесс роста взаимной неприязни между выходцами с Кавказа и русскими, отмечается активизация исламо- и кавказофобии.

6. Основные меры по локализации и блокированию проявлений крайних форм исламизма должны определяться с опорой не только на светские основы Российского государства, но и учитывать этнорелигиозную специфику чеченского социума. При этом особое внимание необходимо обратить к проблемам чеченской молодежи, последовательно и активно задействовать ее основную массу в общественную, экономическую, культурную жизнь республики.

Научно-практическая значимость работы. Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что комплексно определена сущность этноконфессионального фактора, выявлены его роль и место в чеченском конфликте.

В работе содержится не только теоретический анализ предмета исследования, но и некоторые разработки, которые могут представлять интерес для практических работников, осуществляющих непосредственную деятельность в условиях республик Северного Кавказа. Материалы работы могут представлять интерес для СМИ, как общественного института, непосредственно влияющего на весь спектр этноконфессионального взаимодействия общества. Данные, полученные в ходе диссертационного исследования и его выводы, могут быть использованы органами государственной власти, занимающимися проблемами национальной политики и образования, в структуре формирования межнационального и межконфессионального общения и культурной коммуникации. /. • : ' •

Результаты диссертации также могут быть использованы в лекционных курсах, при разработке учебных программ по исламоведению, регионоведению, этнополитике, геополитике, этноконфликтологии и т.д.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре политологии и этнополитики СКАГС. Основные результаты исследования освещались в ходе ряда научных конференций и научно-практических семинаров, проходящих в рамках международного проекта «Ислам в России» по линии МИОН, на III международном научно-практическом семинаре «Свобода совести в условиях многонационального и поликонфессионального общества» (Краснодар, 2006 г.), на научно-практическом семинаре «Проблемы толерантности во взаимодействии государства и общества» (Ростов-на-Дону, 2006 г.), на международной научной конференции «Вызовы глобализации и Кавказ» (Сухум, 2006 г.), на научной конференции «Национальные интересы и национальная политика на юге России: приоритеты и перспективы» (Махачкала, 2006 г.), на региональной научной конференции «Современное состояние и пути развития Юга России» (Азов, 2006 г.) и др. В 2005 г. на кафедре социальных коммуникаций и технологий ЮФУ (РГГТУ) автором была защищена магистерская диссертация на тему «Конфессиональный аспект чеченского конфликта».

Основные положения, полученные в ходе исследования, общим объемом 12,7 пл., изложены в 5 научных публикациях, в том числе две в журналах, рекомендованных ВАК, а также в монографии «Чеченский конфликт: этноконфессиональный аспект» (Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ЮФУ, 2007. 10,1 пл.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Шарафутдинова, Эльвира Фаритовна

Выводы:

- Анализ этнополитического процесса, происходившего на территории Чеченской республики с конца 80-х гг. XX в. дает нам основание и возможность проследить его динамику в несколько этапов. В результате проведенного исследования мы выделили шесть фаз в развитии чеченского конфликта, на протяжении которых происходило усиление различных факторов, а также их сращивание в этноконфессиональный фактор, который и определил его специфику. На современном этапе конфликт все еще находится в стадии политического урегулирования. Отличительной чертой последнего периода является его характер, который принял форму «чеченизации» (разрешение конфликтной ситуации силами самих чеченцев).

138 Хоперская.Л.Л. Проблема радикализма и экстремизма в Южнрм Федеральном Округе // Гуманитарная мысль Юга России. 2005. № Г. С. 36. ' ' ' ' '

- В исследовании мы обозначили, что следствием усиления «этноконфессионального фактора» в Чечне стало появление на ее территории явления «этнорелигиозного терроризма». Его мы определили как - один из способов прихода к власти, предусматривающий обязательное манипулирование отдельными массами людей (с опорой на этническое и религиозное (исламское) духовное самосознание) для достижения своих целей, а также средство пропаганды своих политических интересов определенными группами.

Из этого вытекает следующий вывод: - терроризм, приобретая характер регулярного явления, вызывает у людей состояние стресса, перерастающее в боязнь и неприязнь людей определенной национальности, отрицательное отношение к людям другого вероисповедания. В атмосфере подозрительности и настороженности эта боязнь превращается в фобию массового характера, порой доходящую до массового психоза. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что в России фиксируется процесс роста взаимной неприязни между выходцами с Кавказа и русскими.

- Первоочередной задачей на данном этапе является разработка мер по локализации и блокированию крайних форм проявления исламистского фактора не только в самой Чечне, но и далеко за ее пределами. В контексте данной проблемы мы определили ряд мер, которые должны помочь в борьбе с этнорелигиозным терроризмом и экстремизмом на территории Чечни и России в целом. Данные меры разработаны с целью недопущения процессов новой реисламизации Чечни и обострения исламистского фактора в политическом процессе в этом субъекте РФ, с опорой на традиционную этнорелигиозную специфику чеченского социума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно обозначить ряд выводов и замечаний по теме, вынесенной в заглавие работы.

На современном этапе этноконфессиональные конфликты и их последствия относятся к числу самых острых и болезненных проблем России и всего мирового сообщества. Это обуславливает необходимость теоретического осмысления этноконфессионального фактора.

Данный термин был рассмотрен с позиции социально-политического явления. Под «этнокопфессиопальным фактором» мы подразумеваем сложное и многомерное социально-политическое явление, заключающееся в воздействии религиозных догм, норм и положений на процессы политизации и консолидации тех или иных этносов или этнических групп.

Исследование было бы недостаточно полно освящено без обращения к вопросам ментальности чеченского народа. Для чеченского этноса проблемы идентичности приобрели в нынешних экстремальных условиях наибольшую остроту. У чеченцев исторически сложилась и существовала стройная, хорошо проработанная этносоциальная организационно-управленческая структура. Необходимо отметить, что тейпово-тукъкумная организация чеченского социума действует и сегодня, занимая весомые позиции в общественно-политической жизни ЧР. Этносоциальная иерархия, в которую включен каждый чеченец, предписывает ему свою нормативную систему поведения.

Вопрос исследования этноконфессиональной организации чеченского социума и ее взаимосвязи с политико-правовой структурой чеченской общины отослал нас к истории исламизации чеченских тейпов. Общеизвестно, что во все времена чеченский народ был очень религиозен. Исполнение мусульманских обрядов и традиций, берущих начало в исламе, и сегодня - неотъемлемая часть местного образа жизни. В своей истории эволюция политических аспектов ислама в Чечне прошла ряд этапов. Как правило, усиление религиозного фактора в политическом ракурсе зачастую приходилось на моменты социально-экономической, культурной, конфессиональной, этнической нестабильности. В ряде попыток построение централизованного исламского государства на территории Чечни не удавалось в силу неразрешимых противоречий со своеобразной этнонациональной государственностью вайнахов (этот процесс можно было пронаблюдать в период попыток образования в 1840-х гг. военно-теократического государства - имамата, а также в период двух войн на территории ЧР в 90-х гг. XX в.). В рамках такого взаимодействия чеченцы и сегодня находятся в рамках симбиозной культуры, опирающейся на двух традициях - этнической и исламской как мировоззренческой составляющей.

Анализ этнополитического процесса, происходившего на территории Чеченской республики с конца 80-х гг. XX в. дает нам основание и возможность проследить его динамику в несколько этапов. В результате проведенного исследования выделено шесть фаз в развитии чеченского конфликта, на протяжении которых происходило усиление доминирования различных факторов, а также их сращивание на определенном этапе в единый этноконфессиональный фактор, который и определил его специфику. На современном этапе конфликт все еще находится в стадии политического урегулирования. Отличительной чертой последнего периода является его характер, который принял форму «чеченизации» (разрешение конфликтной ситуации силами самих чеченцев).

В ходе исследования этнополитического процесса на территории ЧР мы определили, что конфликт в Чечне носил этноконфессиональный характер, поскольку порождался желанием некоторой части населения этой республики сделать ее независимой как в этническом (создание независимого суверенного государства), так и религиозном планах (образование исламского государства).

В период второй войны в Чечне противостояние российским войскам проходило под знаменем джихада. Чечня к этому времени превратилась в зону «горячего» ислама. Внешне привлекательная теоретическая доктрина исламистов (в идеологическом плане использовшая труды аравийского теолога аль-Ваххаба и его последователей), скрывает за собой кровавую практику, результатом которой стало огромное количество террористических актов и диверсий с этнорелигиозной подоплекой на территории самой Чечни и Российской Федерации в целом.

В связи с этим определено, что «этнорелигиозный терроризм» - это, прежде всего, один из способов прихода к власти, предусматривающий обязательное манипулирование отдельными массами людей (с опорой на этническое и религиозное (исламское) духовное самосознание) для достижения своих целей, а также средство пропаганды своих политических интересов определенными группами.

Из этого вытекает следующий вывод: - терроризм, приобретая характер регулярного явления, вызывает у людей состояние стресса и ощущение тотальной незащищенности, перерастающие в боязнь и неприязнь людей определенной национальности, отрицательное отношение к людям другого вероисповедания. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что в России фиксируется процесс роста взаимной неприязни между выходцами с Кавказа и русскими. Чеченцы, как и ряд других групп мигрантов с Кавказа, регулярно испытывают на себе придирки милиции, а также враждебное отношение к себе со стороны представителей других национальностей.

С приходом радикального ислама в Чечне актуализировалась задача по выработке адекватных мер по борьбе с ним не только на территории данной республики, но и на всем Северном Кавказе в целом. Стабилизировать ситуацию и блокировать развитие сепаратизма на этноконфессиональной основе можно только системой долгосрочных мер многопрофильной направленности. Первоочередной задачей на данном этапе является разработка мер по локализации и блокированию крайних форм проявления исламистского фактора не только в самой Чечне, но и далеко за ее пределами. В контексте данной проблемы предложен ряд мер, которые должны помочь в борьбе с этнорелигиозным терроризмом и экстремизмом на территории Чечни и России в целом. Данные меры разработаны с целью недопущения процессов новой реисламизации Чечни и обострения этноконфессионального компонента в политическом процессе в этом субъекте РФ, с опорой на традиционную этносоциальную и этноконфессиональную специфику чеченского социума.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Шарафутдинова, Эльвира Фаритовна, 2007 год

1. Абашин С.Н. Исламофобия в России: о некоторых «субъективных» предпосылках современных конфликтов // Конфликт-диалог-сотрудничество. Бюллетень № 3 (март-май 2000).

2. Абдулатипов Р.Г. Этнополитические конфликты в СНГ: наднациональные механизмы разрешения. М., 1997.

3. Абу Амина Биляль Филипс. Эволюция фикха. Киев, 2001.

4. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973.

5. Акаев В.Х. Ислам и политика (на материалах современной Чечни) // Ислам и политика на Северном Кавказе / Под ред. В.В. Черноуса Ростов н/Д, 2001. №1.

6. Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004.

7. Акаев В.Х. Религиозно-политический конфликт в ЧР Ичкерия // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 5.

8. Акаев В.Х. Северокавказский ваххабизм разновидность исламского радикализма // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 2000. № 3.

9. Акаев В.Х. Традиционный ислам и ваххабизм (к религиозно-политической ситуации в Чечне) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2000. № 2.

10. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994.

11. Акаев В.Х, Вок Г.Б., Керимов М.М. Ислам в Чечне (традиции и современность). Грозный, 2006.

12. Акаев В.Х., Вок Г.В. Кавказ в контексте геополитики. Грозный, 2006.

13. Алдамова И.В. Этнополитизация конфликта в Чеченской республике: причины, генезис и постконфликтное строительство. Дис. .канд. полит, наук. М., 2004.

14. Ансшюв Ю.Н., Алтунин В.Н. Антитеррористическая деятельность и борьба с экстремизмом: опыт, организация, правовая основа. Майкоп, 2003.

15. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. М., 2004.

16. Арбиее П. Один год из жизни Алу Алханова // ГУМС. 2005, № 2.

17. Арухов З.С. Походы мединской уммы // Мусульманская цивилизация, 1415 год хиджры. М., 1998. № 2.

18. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1991.

19. Ахмадова Я.З. К изучению исламской идеологии в Чечне конца XVIII в. (Воззвания имама Мансура) // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 2001. № 1 (17).

20. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М.,1985.

21. Бажаев М. Нужна ли России Чечня без чеченцев // Вестник ЛАМ. 2001. №3.

22. Басханова JI.C.-Э. Чечня: общественное мнение в условиях этнополитического конфликта. Ростов н/Д, 2004.

23. Баудинов И. Армия Ичкерии // Объединенная газета. 2006. № 2 (85).

24. Беджанов М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения на пороге XXI в. Майкоп, 2002.

25. Бедрик А. Мигранты в помощь // Российская газета. 2007. № 141 (4404). Июль.

26. Бережной С.Е. Справка по проблемам предупреждения террористических угроз и конфликтных ситуаций на территории ЮФО. 2005. Январь-март.

27. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М., 1994.

28. Bapucoe З.В. Иноверцы под сенью мусульманства // Мусульманская цивилизация, 1415 год хиджры. М., 1998. № 2.

29. Васильева О. Звезды, зажженные Дудаевым // Новое время. 1994. №

30. Верещагин В.Ю., Гавриш Г.Б., Нечепуренко П.Я. Чеченская этнонациональная государственность: от самобытности к сепаратизму. Ростов н/Д, 2003.

31. Конгресса народов Ичкерии и Дагестана. Приложение к газете «Исламская нация». 1998. № 1.

32. Виноградов В.Б., Межидов Д.Д., Успаев Г.И. Религиозные верования в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный, 1981.

33. Вклад в укрепление российской государственности: Беседа с муфтием Центрально-Европейского региона России шейхом Равилем Гайнутдином // VIP. 1996. № 17.

34. Воробьев И., Киселев В. Контртеррористическая операция: анализ, уроки, выводы // Обозреватель Observer. 2001. № 2 (121).

35. ГакаевД.Д Очерки политической истории Чечни (XX в.). М., 1999.

36. Гакаев Д.Д. Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы (политический аспект). М., 1999.

37. Гарсаев В. Чечня многонациональная республика // Объединенная газета. 2005. № 26 (82).

38. Гумилев JI.H. История людей и история природы. СПб, 1989.

39. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов н/Д, 2001.

40. Джафаров А.И., Курбанов Р.И. Воины Аллаха // Чеченец. 1997. №11.

41. Добаев И.П. Геополитика исламского мира на Кавказе // Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственных интересов России. Ростов н/Д, 1998.

42. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов н/Д, 2000.

43. Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика. Дисс. . докт. филос. наук. Ростов н/Д, 2003.

44. Добаев И.П. Новые тенденции в террористическом движении в контексте геополитических трансформаций на Юге России // «Евразийскийпроект: кавказский вектор»: Мат. науч.-практ. семинара (Азов 20 сентября 2005 г.). Азов, 2005.

45. Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России. Ростов н/Д, 2005.

46. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 г. М., 2006.

47. Егупов А.В. Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты: Автореф. дисс. . канд. полит, наук. Краснодар, 2005.

48. Ельсаев А. А.-Х. Особенности модернизации политического процесса в условиях социальной депривации (на примере Чеченской Республики). Дисс. . канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2005.

49. Епифанцев С.Н. Этносоциентальная трансформация на Северном Кавказе на рубеже XX-XXI вв. Ростов н/Д, 2005.

50. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.

51. Жумалаева Л. Востребованный временем // Лидер эпохи перемен. Грозный, 2007.

52. Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» // Мусульмане. № 1(4). 2000. Февр. март.

53. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. М., 1999.

54. Ибн Абд аль-Ваххаб. Китаб аль-кашф (на арабском языке). Бейрут,1962.

55. Ибрагим ибн Салих ал-Махмуд. Послание к учащимся девушкам. Махачкала, 1998.

56. Игнатенко А.А. Исламский радикализм как побочный эффект «холодной войны» // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 1(13).

57. Игнатенко А.А. Мусульманская самозащита от ваххабизма // Независимая газета: НГ-Религии. 1999. №11.

58. Игнатенко А.А. Политика государственного терроризма и исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке// «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии. М., 1987.

59. Игнатенко А.А. Средневековые поучения владыкам и проблематика власти // Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987.

60. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988.

61. Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе. Доклад на семинаре в Московском Центре Карнеги. М., 2000.

62. Исаев Э.А. Вайнахская этика. Назрань, 1999.

63. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. М., 1978.

64. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

65. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Изд. 2-е. М.,1982.

66. Кагарлицкий Б. Полцарства за врага: Против кого будем сплачиваться? // Новая газета. № 27. 2ООО. 6-9 июля.

67. Кадыров А.-Х. Выбор пути. Грозный, 2003.

68. Кадыров А.-Х. Мой выбор (записки чеченского лидера). М., 2002.

69. Кайдаров Р.Е. Терроризм: возникновение, разрастание, меры противодействия, zharinov@wallst.ru

70. Клята С.И. Мусульманский фактор в России XXI века // «Радикальное направление в исламской идеологии»: Мат. всеросс. науч.-практ. семинара (Ростов-на-Дону, 23-24 мая 2006 г.). Ростов-на-Дону, 2006.

71. Кныш А.Д. Суфизм // Ислам: Историографические очерки. М., 1991.

72. Комаров А. С. Влияние ислама на политическую ситуацию на Северном Кавказе (на примере Чечни и Дагестана). Магистерская диссертация. М., 2001.

73. Комиссия Говорухина. Чеченский излом: преступления дудаевского режима против чеченского народа. Грозный, 1995.

74. Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1998.

75. Конфликт Диалог - Сотрудничество / Междунар. общест. организация «Центр политических и стратегических исследований». М., 1999. № 1.

76. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

77. Косвен М.О. Семейная община или патронимия. М., 1963.

78. Краткий историко-этнографический очерк. М. СПб, 1926.

79. Кудряиюва И.В. Сущность терроризма // Международная безопасность и проблемы терроризма. Учебное пособие / Отв. ред. А.Г. Володин, В.Н. Коновалов. Ростов н/Д, 2002.

80. Курбанов Р.Т. Взаимодействие власти и религии в Дагестане: опыт, ошибки, уроки. Ростов н/Д, 2005.

81. Курбанов XT. Эндогенные и экзогенные факторы радикализации ислама на Северо-Восточном Кавказе. Ростов н/Д, 2006.

82. Ланда Р. Россия и ислам конфликт или взаимодействие? // «Угроза ислама или угроза исламу?»: Мат. междун. конф. М., 2001.

83. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1883.

84. Леонтович Ф.Н. Адаты кавказских горцев. Вып. 2. Нальчик, 2002.

85. Лукьянов А.К. Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии. М., 2001.

86. Лукьянов А.К. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001.

87. Магомадов Л. Они-шахиды // Чеченец. 1996. № 1.

88. Магомаев А. Партия Чечни // Ичкерия. 1998. № 5.

89. Магомедов Б. Я не хочу, чтобы меня кусали дважды из одной норы // Международная независимая газета. 1999. № 6.

90. Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М.,2000.

91. Максименко В.И. Фундаментализм и экстремизм в исламе // Ислам и исламизм. М., 1999.

92. Малашенко А.В. Ислам и политика в государствах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4.

93. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М.,2006.

94. Малашенко А.В. Как выбирали в Чечне. М., 2006.

95. Малашенко А.В. Чечня: выборы посреди террора // Брифинг Московского центра Карнеги. Вып. 8-9. М., 2004.

96. Малышева Д.Б. Конфликты в третьем мире и Содружестве независимых государств (религиозный и этнический аспекты). Дис. .докт. полит, наук. М., 1997.

97. Мамакаев М.А. Чеченский тейп в период его разложения. Грозный,1973.

98. Мареченков Ю. Руслан Хасбулатов. М., 2002.

99. Масхадов А. 100 дней президента. Грозный СПб, 1997.

100. Матииюв Г.Г. Некоторые актуальные вопросы общественных и гуманитарных наук применительно к Югу России // Актуальные социально-политические и экономические проблемы Южного Федерального Округа. Сб. науч. ст. // Отв. ред. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д, 2005.

101. Мелешко Н.П. Криминологические проблемы становления правовой системы в России. Ростов н/Д: ИУБиП, 2000.

102. Мельков С.А. Исламский фактор и военная политика России. М.,2001.

103. Месхидзе Д.А., Рощин М.М. Суфизм по-чеченски // Статус-кво. М., 2004. № 2.

104. Михайлов Г. Ислам в России // Ислам в России и Средней Азии / Под ред. И. Ерамакова, Д. Микульского. М., 1993.

105. Музаев Т. Европейская головомойка: ПАСЕ снова критикует российскую политику в Чечне // Объединенная газета. 2006. Февраль. № 2 (85).

106. Музаев Т., Тодуа 3. Новая Чечено-Ингушетия. М., 1992.

107. My ркли некая Г. А. Ислам и политика в современной Чечне // Завтра. 1999. № 40.

108. Мурклинская Г.А. Религиозный раскол на Северном Кавказе. Пути выхода из тупика. М., 2005.

109. Мухаммад аил Шафии. Новые женщины-смертницы: месть, агитация или новая тактика? // Аш Шарк аль-Авсат. 2005. №11.

110. Муххамад Шалаби. Аль Мадхал фи ат-Тариф билль Фикх аль Ислами. Бейрут, 1969.

111. Мчедлов МЛ., Кудряшова М.С. Вера, этнос, нация: религиозный компонент этнического сознания. М., 2007.

112. Николаев Р.А., Шабурин А.В. Интернациональная экспансия // Независимое военное обозрение. 1999. № 12.

113. Новикова Т.В. Сильная стратегия слабых. Террор в конце XX века. М., 2000.

114. Ноское Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М.,2000.

115. Нуруллаев А.А. Религиозный фактор в национальных процессах // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М., 1994.

116. Нухаев Х.-А. Евразия между атлантическим и эсхатологическим концом истории // Ведено или Вашингтон? М., 2001.

117. Нухаев Х.-А. Русский хугцванг // Ведено ил Вашингтон? М., 2001.

118. Нухаев Х.-А. Теория и практика ханифитского традиционализма в контексте российско-чеченского конфликта. М., 2004.

119. Обращение Временного высшего совета ЧИР // Россия и Чечня.1990.

120. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. СПб, 2002.

121. Пайн 3., Попов А. Российская политика в Чечне: как она зарождалась, как привела к войне и чем отзовется завтра // Известия. 1995. февр.

122. Парламент Чеченской Республики. Законы. Грозный, 1992. Вып 5.

123. Патеев Р.Ф. Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность. Ростов н/Д, 2006.

124. Пауков В.И, Лефко Э.Ф. Воины Аллаха выбирают Кавказ // Время МН. 1999. 30 августа.

125. Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа. Ингу. Хевсуры. Кабардинцы: краткий историко-этнографический очерк. М. СПб, 1926.

126. Политический экстремизм и его профилактика у современной молодежи /Под ред. А.С. Зайналабидова, В.В. Черноуса. Ростов н/Д, 2003.

127. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». М., 2001.

128. Проект Конституции Чеченской Республики. Грозный, 1995.

129. Протокол КНИД № 30 от 10.11.1998 г. Грозный, 1998.10 ноября.

130. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад. М., 1999.

131. Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. М., 1998.

132. Резолюция 1-го съезда общественных организаций и объединений Чеченской Республики. Грозный, 2006.

133. Российская газета. 2007. № 62 (4325), 27 марта.

134. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

135. Ротарь КВ. Ислам и война // НГ. 1999. № 3.

136. Руновский А. «Кодекс Шамиля» // Военный сборник, 2 (1862). М.,1999.

137. Руновский А. Мюридизм и газават. Махачкала, 1996.

138. Русанова О.А. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе. Дис. .канд. соц. наук. М., 2004.

139. РэссиллД. Новые подходы к российско-чеченскому конфликту и его урегулированию // Кавказский регион: пути стабилизации. Сб. докл. междун. науч. конф. Ростов н/Д, 2004.

140. Сааев А. Борис Ельцин // ГУМС. 2007, № 4.

141. Сажин В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах // Ближний Восток и современность. М., 1998.

142. Сайд Афанди аль-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. М.,2003.

143. Саидов 3. Чечня: время молодых энтузиастов // Чеченский меридиан. М., 2005. № 7.

144. Сборник указов и распоряэ/сений Президента Чеченской Республики (1 ноября 1991 г. 26 мая 1993 г.). Грозный, 1993.

145. Скакунов Э.И., Зорин В.Ю., Туронока С.Г. Чеченский конфликт. Международные исследования. М., 2001.

146. Словарь иностранных слов. М., 1982.

147. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.

148. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2001.

149. Современный политологический словарь / Под ред. В.И. Даниленко. М., 2000.

150. СологубД.В. Время шариата// Статус-кво. М., 2004. № 2.

151. Сюкияйнен Л. О правовых средствах борьбы с исламским экстремизмом и основных направлениях государственной политики в отношении ислама // Пределы светскости. Сб. науч. ст. / Отв. ред. А. Верховский. М., 2005.

152. Таджуддин Т. Роль традиционного ислама в урегулировании кавказского кризиса // «Угроза ислама или угроза исламу?»: Мат. междун. конф. М., 2001.

153. Терроризм: их и наш. pereplet.ru

154. Тишков В.А. Стратегия противодействия экстремизму // Сеть этнополитического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. М., 1999. №23.

155. Томе Э. Ислам и национальный вопрос (национальный и религиозный факторы на Арабском Востоке на современном этапе). Дис. .канд. филос. наук. М., 1993.

156. Тощенко Ж. Т. Чеченский кризис: человеческий потенциал проблемы // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 1995. № 10.

157. Трошев Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. М.,2001.

158. Тухватуллин Р. За кого будут голосовать мусульмане? // Независимая газета. 1996. Июнь.

159. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Выпуск № 11. М., 1996.

160. Уголовный Кодекс Чеченской Республики Ичкерия. Грозный, 1996.

161. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52. Ст. 5909.

162. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

163. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 33. Ст. 3418.

164. Ханбабаев КМ. Ваххабизм в Дагестане // Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей. Ростов н/Д, 2001. № 1.

165. Ханбабаев КМ. Ислам и проблемы национальной безопасности в Южном федеральном округе. Махачкала, 2006.

166. Ханбабаев КМ. Этапы распространения ваххабизма в Дагестане. Ростов н/Д, 1999.

167. Хасмагомадов Э. Трансформация социальной структуры и формирование политической элиты чеченского общества // Вестник JIAM. 2001. №3.

168. Хисматуллин А.А. Суфизм. СПб, 1999.

169. Хишам М. Теоретические основы и практическая деятельность исламских фундаменталистов в Египте. Дис. .канд. ист. наук. М., 1996.

170. Хоперская JI.JJ. Проблема авторитаризма и политической стабилизации в Чеченской республике // Системные исследования современного состояния и пути развития юга России (природа, общество, человек): Тез. докл. межд. науч. конф. Азов, 2006.

171. Хоперская JI.Jl. Проблема радикализма и экстремизма в Южном Федеральном Округе // Гуманитарная мысль Юга России. Ростов н/Д, 2005. № 1.

172. Черников В. Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999.

173. Черников В. Я был все эти годы с моим народом // Власть и политики. М., 2003 (август-сентябрь).

174. Черноус В.В., Цшог^кая Н.И. Как это было. Штрихи к истории концепции добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России // Изв. СКНЦ ВШ. Общ. науки. 1990. № 2.

175. Чеснов Я. Чеченцем быть трудно (тейпы, их прошлое и роль в настоящем) // Независимая газета, 1994. 22 сентября.

176. Чечня от Мансура до Джохара II Спец. выпуск журнала «Наш Дагестан». 1996. № 1-3 (174-175).

177. Чудинов С.И. Терроризм как социокультурный феномен: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 2006.

178. Шарафутдинова Э.Ф. «Исламский фактор в современной Чечне: повторение пройденного?» // «Перспективы и трудности межконфессионального диалога»: Мат. всеросс. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 5-6 октября 2006 г.). Екатеринбург, 2006.

179. Шарафутдинова Э.Ф. «Суфийские структуры в российском исламе (на примере чеченского суфийского вирда Кунта-Хаджи)» // «Мусульманские духовные структуры»: Мат. докл. и выст. на науч.-практ. семинаре (Ростов н/Д, 7-8 декабря 2006 г.). Ростов н/Д, 2006.

180. Шарафутдинова Э.Ф. Джихад: теория и практика на Северном Кавказе (на примере Чеченской республики) // Научная мысль Кавказа. 2006. № 12.

181. Шарафутдинова Э.Ф. Конфессиональный аспект чеченского конфликта. Магистерская диссертация (рукопись). Ростов н/Д, 2005.

182. Шарафутдинова Э.Ф. Мусульманская молодежь и неправительственные религиозно-политические организации (НРПО) //

183. Электронная библиотека «Института религии и политики» http:// www.i-r-p.ru / page / stream exchange / index - 3858. html. 2006. Февр.

184. Шарафутдинова Э.Ф. Он стоял у истоков возрождения // Аргун Орга. № 57-58. 2006. Июль.

185. Шарафутдинова Э.Ф. Чечня при Рамзане Кадырове: повторение пройденного? // Электронная библиотека «Фонда стратегической культуры» http://www.fondsk.ru / article. Php?id=105. 2006. 5 апр.

186. Шиллинг Е. Ингуши и чеченцы. М. СПб, 1931.

187. Шипилова Н.Н. Региональные этнополитические конфликты: технологии продуцирования и урегулирования. Автореф. дисс. . канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2005.

188. Шихсаидов А. Ислам в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4 (5).

189. Этничностъ и конфессиональная традиция в Волго-Уралъском регионе России. М., 1998.

190. Юсупов М.М. Трансформационные изломы социальной структуры // Ойла. 1998. № 1.

191. Яндарбиев 3. Чей халифат? Гаага, 2001.

192. Яркова Е.Н. Социокультурные аспекты современного терроризма. tollstyi@narod.ru

193. Ярлыкапов А.А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. М., 2000.

194. Яхимчик М. Две Чечни: утопия или факт? // Завтра. 2003. 18 нояб.

195. Choueiri Youssef. Islamic Fundamentalism. Boston, 1990.

196. Dobaev I. On the typology of the radical islamic movements // Central asia and the Caucasus. № 3(15), 2002.

197. Laqueur W. The Age of Terrorism. Boston, 1987.

198. MaudiidiA. Jihad in Islam. Lahore, 1980.

199. Sjukijanen L. Islam vs. Islam. On Islamic Alternative to Extremism and Terrorism // Central asia and the Caucasus. № 3(15), 2002.

200. CONGRESS OF THE PEOPLES OF 1CHKERIA AND DAGHESTAN Конгресс народов Ичкерии и Дагестана

201. Джохар-Пала p/tf'l tf'Z Факс: ■ бв"к :1212.1998.1. Резолюция

202. Конференции уполномоченных представителей Конгресса народов Ичкерии и Дагестана

203. Руководствуясь вышеизложенным повелением Всевышнего, Конференция уполномоченных представителей Конгресса народов Ичкерии и Дагестана постановляет:

204. Утвердить завоеваня Ичкерии в войне 1994-96 гг. как первый шаг Исламской уммы Кавказа на пути полного и бесповоротного освобождения его на пути российского гнета.

205. Иметь в виду, что кафир использовал до конца только один прием (физический) в войне против Исламской уммы Кавказа. Остается еще четыре.

206. Выставить против кафира всю мощь Исламской уммы во имя достижения поставленной цели.

207. Предъявить счет России за многовековое унижение и уничтожение Исламской уммы Кавказа.

208. Для исполнения поставленной цели выполнения воли Всевышнего признать ДЖИХАД как единственное средство защиты Исламской уммы Кавказа и всего мира.

209. Конференция уполномоченных представителей Конгресса народов Ичкерии и Дагестана1. Исламская Шура Дагестана1. Тел :р/с., ль v1. Факс: . .А ,, бяпк:

210. Декларация о восстановлении исламского государства Дагестан.

211. Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

212. Мы, мусульмане Дагестана, официально заявляем о восстановлении независимого государства Дагестан.

213. Уповая на помощь и милость Аллаха, объявляем о том, что Джихад в Дагестане является обязанностью для каждого мусульманина.

214. Обязанность каждого мусульманина встать на защиту исламского государства и воевать до полного изгнания кафира с мусульманской территории.1. Да поможет нам Аллах!1. Аллаху Акбар!!!1. Исламская Шура Дагестана1. Приюэ/сение 3

215. ПРЕДЛОЖЕНИЕ по созданию специальной комиссии для рассмотрения случаев бесследного исчезновения людей и других серьезных правонарушении в Чечне

216. Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации И.С.1. ИВАНОВУ

217. Уважаемый Игорь Сергеевич!

218. Таким образом, вопрос о создании специальной комиссии для рассмотрения случаев бесследного исчезновения людей и других серьезных правонарушений в Чечне зашел в тупик.

219. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации1. В. П. Лукин1. УКАЗ

220. ПРЕЗИДЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 28.04.2007 г. г. Грозный № 170

221. О мерах по противодействию терроризму на территории Чеченской Республики

222. Утвердить Перечень должностных лиц, входящих в состав Антитеррористической комиссии Чеченской Республики.

223. Утвердить состав Антитеррористической комиссии ЧР.

224. Утвердить Положение об аппарате АТК.

225. Рекомендовать главам администраций городов и районов Чеченской Республики образовать антитеррористические комиссии городов и районов Чеченской Республики.

226. Признать утратившими силу:постановление Главы Администрации Чеченской Республики от 17 января 2003 г. № 44 «О мерах повышения эффективности выполнения Федерального закона «О борьбе с терроризмом»;

227. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Руководителя Администрации Президента и Правительства ЧР A.M. Израйилова.

228. Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.1. Президент1. Чеченской Республики1. Р.А. Кадыров

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.