Этнокультурный менталитет и идентичность в условиях модернизации современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Алавердян, Артем Левушевич

  • Алавердян, Артем Левушевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 145
Алавердян, Артем Левушевич. Этнокультурный менталитет и идентичность в условиях модернизации современной России: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2009. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Алавердян, Артем Левушевич

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы ментально-антропологических изменений в процессах российской модернизации

1.1. Понятия «ментальность», «менталитет» и «этнокультурная идентичность»: философско-культурологическийатус

1.2. Российская ментально-антропологическая модель и культурно-историческая типология модернизаций

Глава 2. Культурная модель и ментально-антропологические формы современной российской модернизации

2.1. Российский модернизационный кризис конца XX века и ментально-антропологические трансформации

2.2. Трансформация этнокультурных идентичностей и менталитетов в контексте постиндустриальной модернизации России XXI века

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурный менталитет и идентичность в условиях модернизации современной России»

Актуальность темы исследования. В условиях информационного, постиндустриального общества и происходящей в мире глобализации, затрагивающей все сферы жизнедеятельности человечества, модернизация продолжает выступать показателем социального прогресса при всей противоречивости последнего, а для современной России превратилась в насущную потребность и безотлагательную задачу ближайших лет, о чем прямо заявил нынешний Президент Российской Федерации Д.А. Медведев.

С одной стороны, возрастает взаимозависимость стран и народов, составляющих человечество, с другой - не только сохраняется многообразие культур, требующее их диалога, но и наблюдается тенденция к росту этнического самосознания, обостряется проблема самоидентификации. От двуполярного мира человечество переходит к многополярности, в которой ищет и находит себе место современная Россия, где сложился ценнейший опыт сосуществования этносов, конфессий и культур.

От этого во многом зависит, как мы сможем использовать оставшийся после советских времен научно-технический потенциал, сможем ли мы войти в постиндустриальное общество, создать свой сегмент информационной цивилизации. С этим связано и повышение общего качества жизни россиян, улучшение духовно-нравственного климата в стране, преодоление кризиса идентичностей (как личностных, так и коллективных - групповых, этнокультурных, культурно-цивилизационных).

Дальнейшему осмыслению подлежит не только модернизационный процесс в России, но и связанный с модернизацией (ее определяющий и ею определяемый) отечественный менталитет. Обращение к этнокультурному менталитету в условиях модернизирующегося российского общества важно и для выявления перспектив, стратегий будущего развития нашей страны, что особо актуализирует тему данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Поднимаемые в исследовании вопросы модернизации, идентичности и идентификации, менталитета и ментальности получили интересное освещение на страницах отечественной и зарубежной философской и социологической литературы.

На Западе изучение менталитета началось в XIX веке и первоначально проходило в русле биологии, затем приобрело философский смысл в исследованиях французской школы Анналов.

Разработка проблемы менталитета в отечественной науке началась со второй половины XX века. Но проблемы национальной самобытности русского народа и специфики русского характера интересовали ученых и ранее. Выявлению сущности русского национального характера и менталитета посвящены работы Н.А. Бердяева, Г.Д. Гачева, J1.H. Гумилева, И.В. Грошева, И.А. Ильина, К.А. Касьяновой, И.В. Киреевского, В. О.Ключевского, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосского, И.О Павлова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, С.Л. Франка и других.

С философской точки зрения менталитет анализировали А.С. Ахиезер, П.С. Барулин А.Я. Гуревич, И.К. Пантин, В.П. Римский и другие. С социологической - А.П. Бутенко, А.А. Вилков, Б.С. Гершунский, И.В. Грошев, Ю.В. Колесниченко, В.П. Кусов, Н.Ф. Наумова, А.И. Редель и другие. В рамках социальной психологии менталитет исследовали К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, И.Г. Дубов, А.М.Ковалев, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, Л.М. Смирнов и другие.

Проблемы модернизации были поставлены впервые в работах К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Зомбарта, Ф. Тенниса. Можно назвать основные имена современных исследователей, в которых эта проблематика нашла отражение: Р. Аптер, X. Арендт, Р. Арон, У. Браун, Ф. Бродель, Т. Веблен, А. Винер, Р. Гвардини, Э. Гидденс, В. Гуриан, А.

Камю, Г. Кон, Р. Ларнер, В.И. Ленин, В. Леви, Г. Маркузе, К. Манхейма, Р. Мур, Э. Нольте, Т. Парсонс, К. Поланьи, К. Поппер, У. Ростоу, Н. Смеезер, Э. Фромм, А. Дж. Тойнби, А. де Токвиль, А. Турен, Ю. Хабермас, П. Хаген, Ф. Хайек, А. Шадд, О. Шпенглер, С. Эйзенштадт и многие другие.

Критика модернизации и переосмысление культуры модерна нашли отражение и в философии постмодерна (Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Г. Дебор, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар), постиндустриализма (У. Бек, Д. Белл), информационного общества (Д. Нейсбит, В.Л. Иноземцев, М. Кастельс, С. Лэш, И.С. Мелюхин, В.П. Терин, Э. Тоффлер,

A.В. Чугунов), неолиберальной глобализации (Э.А. Азроянц, 3. Бауман, И. Валлерстайн, А.В. Назарчук, Дж. Сорос, Дж. Стиглиц, Л. Туроу).

Специфика отечественной модернизации в ее связи с национальным менталитетом и в контексте формирования этнокультурной идентичности в российской философии и социально-гуманитарной науке представлена в работах А.С. Ахиезера, Л.А. Беляевой, А.Г. Вишневского, М.К. Горшкова, М.М. Громыко, М.Г. Делягина, Г.Г. Дилигенского, Т.И. Заславской, Е.К. Касьянова, B.C. Магуна, Е.З. Майминаса, Н.И. Лапина, Ю.А. Левады, С.М. Липсета, Н.Ф. Наумовой, Э.А Орловой, А.С. Панарина, Л.В. Полякова, В.П. Римского, Г.Л. Смоляна, В.Г. Федотовой, В.Г. Хороса, О.И. Шкаратана,

B.А. Ядова и др. Социально-философские аспекты идентичности исследует М.В. Заковоротная. Цивилизационную идентичность России в русской философии культуры изучает Л.Г. Королева.

Однако, следует признать, что в комплексе, применительно к специфике формирования менталитета и этнокультурной идентичности постсоветской России и в контексте трансформационной постиндустриальной модернизации обозначенная проблематика еще не нашла должного освещения. В связи с этим нами и было предпринято философско-культурологическое и философско-антропологическое исследование обозначенного предметного пространства.

Объект исследования — модернизация российской культурно-цивилизационной системы на современном этапе.

Предмет исследования - этнокультурный менталитет и идентичности (коллективные и индивидуальные) в условиях модернизирующейся России.

Цель исследования состоит в философско-антропологическом рассмотрении трансформации этнокультурного менталитета и идентичностей в контексте постиндустриальной модернизации России.

Задачи исследования:

- уточнить основные понятия в контексте теоретико-методологических проблем ментально-антропологических изменений в процессе модернизации;

- показать связь российского этнокультурного менталитета с культурно-историческими типами модернизации в России;

- выявить изменения в отечественном этнокультурном менталитете и ментально-антропологических формах в контексте модернизационных изменений и кризисов последнего столетия;

- определить противоречивость этнокультурного менталитета русского этноса и его роль в процессах постиндустриальной модернизации и глобализации.

Теоретико-методологические основы исследования. Цель и задачи исследования определили ряд теоретико-методологических основ и процедур:

- противоречивость исследуемых ментально-идеологических и социокультурных процессов потребовала применения диалектического метода, предполагающего идею развития через преодоление противоположностей и трансформацию;

- компаративистский анализ, в ходе которого осуществлялось сравнение этапов модернизации и изменений в отечественном этнокультурном менталитете;

- принципы плюрализма и толерантности, допускающие мультикультурализм в исследовании и оценке отечественного постмодерна и необходимость взаимоуважения и терпимости, реализуемых не в конфронтации, а в диалоге культур;

- культурно-философская антропология применительно к данному исследованию предполагает включение в него обыденных дискурсов (структур повседневности) и литературно-художественных текстов, отражающих объект и предмет исследования.

Научная новизна исследования:

- в ходе рассмотрения теоретико-методологических проблем исследования ментально-антропологических изменений в процессе модернизации введены понятия «ментально-антропологическая форма» и «ментально-антропологическая модель», а к этнокультурным менталитетам и идентичностям реализован подход как к сложным личностным и субкультурным феноменам;

- показана связь противоречивого российского этнокультурного менталитета с типами модернизации в культурно-цивилизационном развитии России, которые и определили как позитивные, так и негативные моменты в ментальной антропологии россиян;

- выявлены изменения в отечественном этнокультурном менталитете последнего столетия, связанные с культурно-цивилизационными сломами и, соответственно, ментально-антропологическими трансформациями;

- определена противоречивость этнокультурного менталитета русского этноса в условиях постсоветской России, включенной в процессы постиндустриальной модернизации и глобализации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Нами вводится понятие «ментально-антропологическая форма», которое отражает совокупность относительно устойчивых связей сознания и мировоззренческой специфики той или иной личности, социальной группы и культурной (субкультурной) общности. На теоретическом уровне ментально-антропологическая форма выступает как ментально-антропологическая модель, включающая «образные» и «дискурсные» параметры (образ применим к художественной рефлексии; дискурс реализуется посредством семиотических образований). Ментально-антропологические формы трансформируются в ходе модернизации и отражаются в понятийно-теоретическом ряде (соответственно, в ментально-антропологических моделях).

2. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу предстает вначале как колонизация, во второй половине прошлого века - как глобализация. Последствиями модернизации, осуществлявшейся как колонизация и глобализация, выступает становление поликультурных обществ, в том числе и в России. Российская ментально-антропологическая модель отличается поликультурностью, т.е. сосуществованием и диалогом значительного количества культур и субкультур (соответственно, этнокультурных менталитетов).

3. Модернизационный кризис затронул все сферы российского общества, отразился на демографической ситуации и вызвал ментально-антропологические трансформации. Современная модернизация России проходит на фоне ослабления национальной идентичности и роста идентичностей фрагментарных, в первую очередь этнокультурных. Вместе с тем этнокультурный менталитет наполняется новым содержанием, обращаясь в сторону «государственного» патриотизма. Этнокультурный русский менталитет, основу которого составляет русский характер», проявляет терпимость к культурам других этносов и к инакомыслию в целом. Этнокультурный менталитет в свою очередь претерпел изменения в связи с модернизацией, что отражается в «полифонии» мировоззренческих установок, определяемых не только этнокультурной и субкультурной принадлежностью субъектов мировоззрения, но и индивидуальными, личностными особенностями россиян.

4. Противоречивость этнокультурного менталитета русского государствообразующего этноса накладывается на противоречивость места, занимаемого Россией в мировой культуре, где отчетливо проявляется диалектика особенного и общего. Соответственно, не может не быть противоречивым включение России в процесс глобализации, когда необходимо сочетать российскую специфику, в том числе и этнокультурную, личностные, субкультурные ментальноантропологические формы и общечеловеческие тенденции в культурно-антропологическом измерении модернизации и глобализации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в учебном процессе по курсу «Философия», в патриотическом воспитании студенчества и молодежи, в разработке программ социального развития разных уровней. Материалы исследования представляют интерес для философской антропологии и ряда смежных областей социогуманитарного знания.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования апробированы на ряде научных и научно-практических международных, всероссийских, межвузовских и региональных конференций: «Язык, фольклор, культура: проблемы взаимодействия» (Белгород, 2005 г.); «Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия» (Санкт-Петербург, 2007 г.); «Образ русского человека в философской и социальной мысли» (Кемерово, 2008 г.); «Образование и здоровье в педагогике ненасилия» (Санкт-Петербург, 2008 г.); «Философия поверх барьеров: Планетарное мышление и глобализация XXI века» (Белгород, 2006 г.); «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы» (Омск, 2007 г.); «Исследование мира и миротворческий дискурс в системе образоания» (Томск, 2007 г.); «Человек в современном социуме: культура, этнос, тендер» (Тула, 2008 г.); «Современные направления теоретических и прикладных исследований '2008» (Одесса, 2008 г.); «Современные проблемы науки» (Тамбов, 2008 г.); «Наука и молодежь в начале нового столетия (Губкин, 2008 г.); «Н.Н. Страхов и русская культура XIX-XX вв.: к 180-летию со дня рождения» (Белгород, 2008 г.); «Философия поверх барьеров: (Белгород, 2009 г.).

Научные результаты диссертационного исследования изложены в 19 публикациях общим объемом 5,9 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Алавердян, Артем Левушевич

Заключение

Отечественная философская антропология нуждается в совершенствовании и упорядочении своего категориального аппарата, тем более тех категорий, которые приобрели или приобретают междисциплинарный статус, широко используясь за пределами собственно философских исследовательских работ. Так, в отечественной социогуманитарной литературе довольно часто встречается отождествление «менталитета» с «ментальностью», присутствует, представляющаяся более оправданной и тенденция к разграничению этих категорий.

Различия менталитета и ментальности, на наш взгляд, являются не содержательными, а функциональными. Менталитет - своеобразие мировоззрения, вытекающее из специфики его субъекта, ментальность -свойство, состояние менталитета характеризующее. Соотношение «менталитета» и «ментальности» - соотношение не двух, пусть и близких по содержанию, но относительно самостоятельных предметов, а соотношение предмета (менталитет) и свойства его быть таковым (ментальность).

Рост этнического самосознания обусловливает обращение к проблемам этнокультурного менталитета. Этнокультурный менталитет более адекватно, чем этнический, отражает происходящие в современном социокультурном пространстве процессы, фиксируя ту диалектику «культуры» и «натуры», которая присутствует в неразрывной связи биологического с социальным. Этнокультурный менталитет включает в себя такие ментально-антропологические формы, как национальный менталитет, где этнос является субъектом государственного образования, религиозный менталитет, где этнос является носителем определенного вероисповедания, половой менталитет, предполагающий не только половой диморфизм, но и присущее этносу половое поведение, определяемое половой моралью; в рамках этнокультурного менталитета наличествуют субкультурные менталитеты, в т.ч. носящие маргинальный характер по отношению к нему.

Ментально-антропологическая форма (совокупности относительно устойчивых связей и мировоззренческая специфика той или иной социальной группы) выступает как субкультура, если ее субъект оказывается в статусе маргинального. Теоретическим аналогом ментально-антропологической формы является ментально-антропологическая модель, а не образ, применимый преимущественно к художественной рефлексии, и не дискурс как «смыслообразующая и воспроизводящая деятельность» (Е.А. Кожемякин). Модель, не исключая образных или дискурсивных составляющих, представляется более адекватным выражением ментально-антропологической формы.

Идентичность (коллективная идентичность) в этнокультурном отношении представляет собой процесс становления этнокультурного самосознания, позволяющий различать себя от других на основе становящегося, идентификация как принятие какой-либо мировоззренческой и поведенческой модели выступает как отождествление себя с другими.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному и затем к постиндустриальному обществу предстает вначале как колонизация, во второй половине XX века - как глобализация.

Важной особенностью отечественной модернизации настоящего и прошлого выступает ее инициирование «сверху». Выделяются несколько вариантов выбора стратегии существования в условиях глобализации для России: полное принятие с утратой самобытности, противодействие, приспособление. В «чистом виде» ни один из данных вариантов не реализуем: как в разных социальных группах, так в разных сферах общества может доминировать та или иная стратегия. Так, в России наблюдается полное принятие западных образцов в отдельных секторах рынка, в рекламе, в профессиональном спорте. Противодействие особенно заметно в возрождении религиозных традиций. Противопоставление присутствует в образовательной сфере. Здесь работает диалектика общего, особенного и единичного, преломляясь в диалектику общечеловеческого, национального и этнического.

Модернизационный кризис XX века затронул все сферы российского общества, отразился на демографической ситуации и вызвал ментально-антропологические трансформации. Постиндустриальная модернизация России проходит на фоне ослабления национальной идентичности и роста идентичностей фрагментарных, в первую очередь этнокультурных. Вместе с тем этнокультурный менталитет наполняется все более новым патриотическим содержанием, обращаясь в сторону «государственного» («державного») патриотизма, чему в немалой степени способствуют успехи российского большого спорта.

Противоречивость этнокультурного менталитета русского этноса, титульного или государствообразующего, как его еще можно охарактеризовать, накладывается на противоречивость места, занимаемого Россией в мировой политике, экономике и культуре. Соответственно, не может не быть противоречивым включение России в процесс глобализации. Современный этап российской модернизации без и вне глобализации неосуществим, но степень и формы присутствия России в глобализирующимся мире, выбор ею вариантов стратегии существования, наконец, ее обратное влияние на мировые процессы, включая глобализацию, еще предстоит определить. Возможно, методом проб и ошибок.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Алавердян, Артем Левушевич, 2009 год

1. Аннинский, Л.А. Три еретика. Повести о А.Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском, Н.С. Лескове./Л.А. Аннинский. М.: Книга, 1988. -352 с.

2. Аскольдов, С.А. Религиозный смысл русской революции./С.А. Аскольдов. //Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: Правда, 1991, С.210-249.

3. Ачкасов, В.А. «Возврат этничности» как феномен постсоветской эпохи./В.А. Ачкасов. //Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С.249-251.

4. Ахиезер, А.С. От прошлого к будущему / А.С. Ахиезер // Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Т.1. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1997. - 804 с.

5. Ахиезер, А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности / В.В. Ильин, А.С. Ахиезер. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 304 с.

6. Ю.Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990 - 176с.

7. П.Балина, Е.В. Этнос в политике./Е.В. Балина. // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С.20-21.

8. И.Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества./Пер. с англ./З. Бауман. М.: Весь мир, 2004. - 188 с.

9. Н.Белоусова, С.А. Проблема образования иллюзорных форм обыденного сознания./С.А. Белоусова. // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С.26-28.

10. Биллингтон, Д.Х. Икона и топор / Джеймс X. Биллингтон. М., «Рудомино», 2001. - 880с.

11. Бовкунова, Ю.В. Культурная идентификация как языковая проблема./Ю.В. Бовкунова.//Социокультурная динамика региона: Сб.науч. тр. участников V межрегион, науч.-практ. конф. (Белгород, 27-28 апреля 2005 г.). Белгород: БелГИК,2005, С.198-199.

12. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное./Ф. Бродель. М.: Прогресс, 1986. - 622 с.

13. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 2. Игры обмена./Ф. Бродель. М.: Прогресс, 1988. -632 с.

14. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 3. Время мира./Ф. Бродель. М.: Прогресс, 1992. -679 с.

15. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок. М.: Наука, 1986.-256 с.

16. Бородай, Ю.М. Почему православным не годится протестантский капитализм./Ю.М. Бородай. // Наш современник. 1990 - № 10, С. 3-16.

17. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)./С.Н. Булгаков. // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Из глубины. Сборник статей о русской революции, С.31-72.

18. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства./С.Н. Булгаков. / Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Наука, 1993, с. 47-308.

19. Булгаков, С.Н. Христианский социализм./С.Н. Булгаков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 379 с.

20. Бурлацкий, Ф.М. Тоффлер О. Куда идет мир? // Ф.М. Бурлацкий. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. - М.: Политиздат, 1988, с. 8-36.

21. Валуйсков, Н.В., Ветров, Ю.П., Гаврилов, С.О. и др. Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография./Под общей ред. О.И. Кирикова. Кн. 16./Н.В. Валуйсков, Ю.П. Ветров, С.О. Гаврилов и др. - Воронеж: ВГПУ,2007. - 499 с.

22. Василенко, И.В. Идентичность в условиях глобализации./И.В. Василенко. // Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции. Т.1, С. 708711.

23. Васильева, Е.Г. Аргументация и манипуляция в деятельности современных средств массовой информации./Е.Г. Васильева. // Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции. Т.1, С. 704-707.

24. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М.: Юрист, 1994. -704с.

25. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. -808 с.

26. Гасилин, В.Н. Система ценностей и идентификация человека./В.Н. Гасилин.//Человек в современных философских концепциях:

27. Материалы Третьей Международной научной конференции. Т.2, С. 289294.

28. Зб.Гозман, Л., Эткинд, А. Идентичность, культурное самосознание./Л. Гозмн, А. Эткинд//50/50: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс,1989, С.30-34.

29. Голубев, В.Б. Мужская ментальность и роль женщин в политике./В.Б. Голубев. // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С. 266-268.

30. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики /Под ред. Ф.М. Рудинского. М.: МИР,2006. - 478 с.

31. Гревцова, Е.С. Специальное компаративистское исследование в области истории русской философии./Е.С. Гревцова. // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С. 697-698.

32. Гройс, Б. Поиск русской национальной идентичности./Б. Гройс. // Вопросы философии. 1992- № 1, С. 52-59.

33. Гридчин, A.M. Социальное становление подрастающего поколения Белгородской области./А.М. Гридчин.// Материалы Российско-Украинской науч.-практ. конф./Ред. коллегия. Ч. 1. Белгород: Белгородский строительный техникум, 1997, С. 11-22.

34. Гринева, С.В. Эволюционные критерии ценностных оснований менталитета./С.В. Гринева.//Философия в XXI веке: Международныйсборник научных трудов. Вып. 1. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет,2004, С. 16-22.

35. Гумилев, J1.H. Черная легенда./JI.H. Гумилев. М.: Алгоритм,2007. -352 с.

36. Гумилев, Л.Н. География этноса в исторический период./Л.Н. Гумилев. -Л.: Наука, 1990.-279 с.

37. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли./Л.Н. Гумилев. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 528 с.

38. Гуревич, А. Ментальность./А. Гуревич. // 50/50: Опыт словаря нового мышления, С.454-456.

39. Деменский, С.Ю. Анализ понятия «ментальность» через призму социокультурного подхода./С.Ю. Деменский./АЧеловек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов. Вып. 25. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет,2004, С. 288-290.

40. Деменский, С.Ю. Основные стратегии философской интерпретации понятия «менталитет»./С.Ю. Деменский.//Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов. Вып.2. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет,2004, С. 59-61.

41. Джагарова, Г.М. Идея интегральной антропологии в философии П.А. Флоренского./Г.М. Джагарова.//Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С.229.

42. О.Дидье, Ж. Философский словарь./Ж. Дидье. М.: Междунар. отношения,2000. - 544 с.

43. Дюжакова, М.В. Ментальность как отражение образа жизни./М.В. Дюжакова. // Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.), С.98-99.

44. Егишянц, С.А. Тупики глобализации: торжество прогресса или игры сатанистов?/С.А. Егишянц. М.: Вече,2004. - 448 с.

45. Егоршева, О.И., Римский, В.П. Культурно-исторические смыслы «современности», или Когда начинается «Новое время»? / О.И. Егоршева, В.П. Римский // Современная социокультурная динамика и духовная жизнь: Сб. статей. Вып. I. Белгород, 2003. - С. 111-120.

46. Еремин, А.Н. Россия в глобализации взгляд научной интеллигенции./А.Н. Еремин. // Интеллигенция и нравственность: Материалы междунар. науч. конф. (30 июня - 1 июля 2005 г.): В 2 т. Т. 2.- М. - Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет,2005., С.104-107.

47. Есенин, С. Персидские мотивы./С. Есенин. / Собр. соч. в 5 т. Т.З. М.: Худож. литература, 1967, С.94-123.

48. Ефименко, М.Н. К вопросу о взаимодействии религиозной ментальности и религиозной традиции./М.Н. Ефименко.//Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С.549.

49. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты./М.В. Заковоротная. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШД999. - 200 с.бО.Иванов, А. Блуда и МУДО: Повесть./А. Иванов. СПб.: Азбука-классика,2007. -576 с.

50. Игошева, М.А. Универсальные критерии отличия этносов по Л.Н. Гумилеву./М.А. Изгошева. // Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов. Вып. 6. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет,2005, С. 152-156.

51. Изгоев, А.С. Об интеллигентской молодежи. (Заметки об ее быте и настроениях)./А. С. Изгоев. // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Из глубины. Сборник статей о русской революции, С.97-121.

52. Ильин, И.А. Путь духовного обновления./И.А. Ильин. М.: ACT,2003. -365, 3. с.

53. Ионин, Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов./Л.Г. Ионин. М.: ГУ ВШЭ,2004. - 427, 5. с.

54. Караев, Т.М. Кавказоведение в российской ориенталистике./Т.М. Караев. // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С. 247-248.

55. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы / С.Г. Кара-Мурза. М.: Алгоритм, 2001. - 528 с.

56. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Великой Победы до наших дней / С.Г. Кара-Мурза. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 768 с.

57. Кареев, Н.И. Общий ход всемирной истории. Очерки главнейших исторических эпох./Н.И. Кареев. Заокский: источник жизни, 1993. -384 с.

58. Кацай, А.В. Проблема менталыюсти в экзистенциальной философии./А.В. Кацай. //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С.89-90.

59. Кислов, Д.С. Российская модернизация и политическая стабильность./Д.С. Кислов.//Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С.314-316.

60. Кистяковский, Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание)./Б.А. Кистяковский. // Вехи (Сборник статей о русской интеллигенции). Из глубины (Сборник статей о русской революции), С.122-149.

61. Коваленко, С.А., Кошечкина, С.П., Масчан, С.С., Правдина, И.С. Примечания./С.А. Коваленко, С.П. Кошечкина, С.С. Масчан, И.С. Правдина.//Есенин С. Указ. соч. Т.З, С. 307-378.

62. Ковальзон, М.М. Компаративистика. Восток Запад./М.М. Ковальзон. //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С. 168.

63. Колесников, А.С. Методология философской компаративистики./А.С. Колесников. //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С.93.

64. Кокорев, И.Т. Сибирка. Мещанские очерки./И.Т. Кокорев./ Сочинения. -М.-Л.: ГИХЛД959, С.1-56.

65. Кокорев, И.Т. Ярославцы в Москве./И.Т. Кокорев./Там же, С.141-150.

66. Королева, Л.Г. Цивилизационная идентичность России в русской философии культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук./Л.Г. Королева. Курск: КГУ,2006. -42 с.

67. Крашкина, Л.И. Судьба в контексте русской ментальности и эзотерической философии./Л.И. Крашкина. //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С. 258-259.

68. Крестьянинов, В. К вопросу о природе «ментального поля» в свете судеб цивилизаций./В. Крестьянинов.// Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С.112-114.

69. Кропоткин, П.А. Нравственные начала анархизма./П.А. Кропоткин./Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991, С.280-317.

70. Кудашов, В.И. Диалогичность российской культуры./В.И. Кудашов. //Россия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов междунар. науч. конф., г. Хабаровск, 16-17 октября 1997 г. (ЧастьП), С.57-60.

71. Кузьмин, В.А. Проблемы преемственности культуры в диалоге Россия -Запад Восток./В.А. Кузьмин.//Россия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов междунар. науч. конф., г. Хабаровск, 16-17 октября 1997 г. (Часть II), С.128-133.

72. Культурология. XX век: Антология / Гл. ред. С .Я. Левит. М.: Юрист, 1995.-703 с.

73. Культурология. XX век. Словарь / Гл. ред. серии А.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.

74. Куприн, А.И. Впотьмах./А.И. Куприн./Собр. соч. в 6 т. Т.1. М.: ГИХЛД957, С. 29-109.

75. Ладыгина, О.В. Национальная идентичность в современном социуме./О.В. Ладыгина.//Философия в XXI веке: междунар. сб. науч. трудов /Под общ. ред. О.И. Кирикова. Воронеж: ВПГУ,2008, С. 217224.

76. Лебедева, О.В. Особенности российского менталитета./О.В. Лебедева. //Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.), С. 43-47.

77. Левитов, А.И. Московские «комнаты снебилью»./А.И. Левитов./Избранное. -М.: Советская Россия, 1980, С.219-280.

78. Лем, С. Глас господа./С. Лем./Возвращение со звезд. Глас господа: Романы; Повести: Пер. с пол. -М.: ACT,2003, С.339-522.

79. Лем, С. Магелланово облако./С. Лем./Магелланово облако: Роман; Человек с Марса: Повесть; Астронавты: Роман: Пер. с пол. М.: ACT,2003, С.3-362.

80. Лем, С. Моя жизнь./С. Лем./Возвращение со звезд. Глас господа: Романы; Повести: Пер. с пол., С.5-29.

81. Лихачев, Д.С. О национальном характере русских./Д.С. Лихачев.//Вопросы философии. 1990. - № 4, С.3-6.

82. Лобазова, О.Ф. Об особенностях современной религиозности в России/О.Ф. Лобазова. // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С. 571-572.

83. Лоренц, К. Агрессия (так называемое Зло)./К. Лоренц. // Вопросы философии. 1992. - № 3, С.5-38.

84. Ляховец, А.С. Ценностные ориентации и менталитет в условиях модернизации общества./А.С. Ляховец. // Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции. Т.2, С. 352-356.

85. Мальковцева, И.А. Глобализация и транскультурный вызов незападного мира./И.А. Мальковцева.//Режим доступа: //http:/www/isras.ru/files/Socis/12-2005/malkovskaya.pdf=08.01.2009.

86. Марковцева, О.Ю. Социально-этническое сознание как условие повседневного бытия человека./О.Ю. Марковцева.//Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С. 722-723.

87. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие.//К. Маркс, Ф. Энгельс. Избр. соч. в 9 т. Т. 4. М.: Политиздат, 1986, С. 136140.

88. Мейстер, В.Б. К идеологическим трансформациям в деидеологизированном мире./В.Б. Мейстер. // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С. 345-346.

89. Мережковский, Д. Грядущий Хам./Д. Мережковский. /Больная Россия. Д.: Ленинградский университет, 1991, С.13-45.

90. Мещеряков, А.Д. Русский менталитет./А.Д. Мещеряков.//Духовиое возрождение: сборник научных, научно-прикладных и творческих работ./'Гл. ред. Н.И. Шевченко. Вып. XXIV. - Белгород: БГТУ,2006, С.151-165.

91. Могилевская, Г.И. Особенности трудовой этики в России в ситуации постмодерна./Г.И. Молевская.//Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов. Вып. 6., С. 67-70.

92. Мозговая. Е.И. Культурные парадигмы и идеологемы русского патриотизма. Автореферат диссертации на соискание уч. степени к.филос.н./Е.И. Мозговая. Белгород: БелГУ,2007. - 22 с.

93. Молевич, Е.Ф. Введение в социальную глобалистику. Учебное пособие./Е.Ф. Молевич. Самара: БАХРАХ-М,2007. - 160 с.

94. Мощелков, Е.Н. Метаморфоза массового сознания в переходную эпоху (современная Россия)./Е.Н. Мощелков.//Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С.354-356.

95. Муляр, А.С. Менталитет охлоса?/А.С. Муляр. //Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.), С. 50-51.

96. Мусиков, Г.В. Ценностные ориентации в любительском спорте./Г.В. Мусиков.// Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.), С.272-273.

97. Назаров, М.С. Россия между Западом и Востоком: проблема самоидентификации./М.С. Назаров.//Россия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов междунар. науч. конф., г. Хабаровск, 16-17 октября 1997 г. (ЧастьИ), С. 12-14.

98. Наливайко, Н.В. Философия права в условиях российской модернизации./Н.В. Наливайко.//Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С. 362-365.

99. Нефедев, С.Н. Место феноменологии в современной философской методологии./С.Н. Нефедов. //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С. 112-113.

100. Нигей, П.В. Взаимодействие Востока и Запада: духовно-культурный аспект./П.В. Нигей.//Россия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов междунар. науч. конф., г. Хабаровск, 16-17 октября 1997 г. (ЧастьИ), С.103-105.

101. Никулин, В. Брак на рынке./В. Никулин.//Режим доступа: //http://www.ogoniok.com /4974/4/=10.01.2009.

102. Новая философская энциклопедия: В 4 т. T.II./Науч.-ред. совет. Преде. B.C. Степин. М.: Мысль,2001.

103. Оргкомитет. К читателю.//Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.), С. 10.

104. Олейникова, О.Д. Патриотизм как основание русской духовности./О.Д. Олейникова. //Россия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов междунар. науч. конф., г. Хабаровск, 16-17 октября 1997 г. (ЧастьИ), С.36-38.

105. Осийский, Ю.А. Общественный фактор. Нация./Ю.А. Осийский.//Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов. Вып. 2, С.68-70.

106. Островский, А.Н. Горячее сердце. Комедия в пяти действиях./А.Н. Островский./Собр. соч. в 10 т. Т. 5. -М.: ГИХЛД960, С.337-424.

107. Павлович, М.А., Просвирнина, О.Н. Культура человеческой идентичности./М.А. Павлович, О.Н. Просвирнина.//Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции. Т.1, С.432-436.

108. Панкратов, С.А. Модернизм и утопия в общественном развитии./С.А. Панкратов.//Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С. 163164.

109. Панфилова, Т.В. Философия человека: современные проблемы./Т.В. Панфилова,//Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С. 165167.

110. Парусова, Ю.И. Менталитет: практика взаимопонимания. /Ю.И. Парусова.//Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.), С. 39-40.

111. Подойницына, И.В. Восток Запад: диалог культур./И.В. Подойницына./ТРоссия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов междунар. науч. конф., г. Хабаровск, 16-17 октября 1997 г. (ЧастьП), С.105-107.

112. Полежаев, Д.В. Ментальность личности: ценностное осмысление./Д.В. Полежаев. // Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции. Т.2, С.336-341.

113. Политова, Ю.М. C.JI. Франк о национальном мировоззрении./Ю.М. Политова. //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С. 299-300.

114. Поляков, JI.B. Модернизация политическая./Л.В. Поляков.//Новая философская энциклопедияб В 4 т./Науч.-ред. совет. Преде. B.C. Степин. Т. II. М.: Мысль,2001, С. 597.

115. Поляков Л.В. Модернизация социальная // Там же, С. 597-598.

116. Пономарев, В.Н. Парадигма российского общества в конце XIX -начале XX вв./В.Н. Пономарев. //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т.2, С. 300-301.

117. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. -М.: Наука, 1979.-232 с.

118. Предбанникова, О.И. Историческое сознание и ценности./О.И. Предбанникова. // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов ивыступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С. 179180.

119. Прудникова, З.С. Декларация прав человека и гражданина как общечеловеческая ценность и российская ментальность./З.С. Прудникова. //Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С. 385-387.

120. Пушкин, А.С. Капитанская дочка./А.С. Пушкин. // Собр. соч. в 10 т. Т.6. М.: Наука,1964, С.391-556.

121. Ра Дулова, Н. Мигрант окольцованный./Н. Радулова. // Режим доступа: //http://ww.jgomok.com/4974/5M0.01.2009.

122. Редькин, В.А. Ситуация постмодернизма в литературе второй половины XX столетия.В.А. Редькин. // Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов. Вып. 2, С. 166-171.

123. Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В.П. Римский. Белгород: БелГУ, 1997. - 199 с.

124. Римский, В.П. Культура и тоталитаризм: Учеб. пособие по спецкурсу / В.П. Римский. Белгород: БелГУ, 1999. - 92 с.

125. Римский, В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий / В.П. Римский. Белгород: Крестьянское дело, 2003. - 184 с.

126. Римский, В.П. Тоталитаризм как культурно-цивилизационный тип. Автореф. дисс. д-ра филос. наук: 24.00.01 / В.П. Римский. Ростов-на-Дону, 1998.-42 с.

127. Римский, В.П. Тоталитарный Космос и человек / В.П. Римский. -Белгород: БелГУ, 1998. 126 с.

128. Роговер, Е.С. Менталитет и его отражение в художественной литературе./Е.С. Роговер.//Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.), С.34-36.

129. Розанов, В.В. Апокалипсис нашего времени./В.В. Розанов./Мимолетное. -М.: Республика, 1994, С.411-470.

130. Розанов, В.В. Опавшие листья. Короб первый./В.В. Розанов. / Уединенное. -М.: Правда, 1990, С.275-418.

131. Розанов, В.В. Почему на самом деле нельзя устраивать евреям погромы./В.В. Розанов./Мимолетное. -М.: Республика, 1994, С.442-450.

132. Розанов, В.В. Уединенное./В.В. Розанов./Уединенное, С. 193-274.

133. Романов, В.Н. Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект / В.Н. Романов. М.: Издатель Савин С.А., 2003. - 448 с.

134. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1996 году: анализ и прогноз./Под ред. Г.В. Осипова, В.К. Левашова, В.В. Локосова. М.: Республика, 1997. - 303 с.

135. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. М.: Аграф, 1997.-384 с

136. Русский патриотический аналитический сайт «Кальвинизм -рациональное решение проблем России». — Библейский взгляд на мир.//Режим доступа: //http://Calvinism.ru/racial.htm=09.01.2009.

137. Савельева, К.А. Что случилось с нравственностью?/К.А. Савельева. // Интеллигенция и нравственность: Материалы междунар. науч. конф. (30 июня 1 июля 2005 г.): В 2 т. Т. 1. - М.-Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет,2005, С.177-181.

138. Сазонова, О.В. Проблемы русской духовности./О.В. Сазонова.//Россия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов междунар. науч. конф., г. Хабаровск, 16-17 октября 1997 г. (ЧастьП), С.51-54.

139. Саух, П.Ю. Интеллигенция: блеск и нищета феномена./П.Ю. Саух.//Интеллигенция и нравственность: Материалы междунар. науч. конф. (зо июня 1 июля 2005 г.): В 2 т. Т. 1, С.15-23.

140. Словарь иностранных слов, вошедших в русский язык / Под ред. Т.М. Капельзона. -М.: Советская энциклопедия, 1933. 1502 V. с.

141. Словарь философских терминов./Науч. ред. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М,2004. - XVI,731 с.

142. Советский энциклопедический словарь./Науч.- ред. совет: A.M. Прохоров (преде.). М.: Советская Энциклопедия, 1981. - 1600 с. с ил.

143. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. -414 с.

144. Современный философский словарь./Под общ. ред. В.Е. Кемерова. -М.: Академии. Проект,2004. 864 с.

145. Соколов, А.С. Антропологические основания философии общества и ис гории./А.С. Соколов.//Чсловек-Ф'илософия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Г.4, С.204-206.

146. Социальная философия: Словарь./Состави!ели-редакторы В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. М.: Академич. Проект,2003. - 560 с.

147. Социологическая энциклопедия./Под общ. ред. А.Н. Данилова. -Мн.: БелЭн,2003. 384 с.

148. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего Бремени: Пер. с am л. / П.А. Сорокин. М.: Наука, 1997. - 350 с.

149. Сорокин, П.А. Кризис нашего времени: Пер. с англ. / П.А. Сорокин // Человек, цивилизация, общество. -М.: Политиздат. 1992. С.427-504.

150. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. СПб.: Алетейя. 2000. -1056 с.

151. Социологический энциклопедический словарь./Ред. Г.В. Осипов. -М.: Норма,2000. 488 с.

152. Социология. Терминологический словарь./Ж. Феррзоль. СПб.: Питер,2003. -- 160 е.; ил.

153. Ставицкая, Н.П. Проблема определения идентичности как категории в междисциплинарном знании./Н.П. Ставицкая.//Человек всовременных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции. Т.1, С. 156-159.

154. Стасенко, О.В. Стереотип: опыт исследования в общественных науках./О.В'. Стасенко.//Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов. Вып. 1, С.69-73.

155. Страхов, A.M. Все дозволено или новый прорыв за пределы добра и зла: вопросы пола в отечественном культурном постмодерне./А.М. Страхов.//Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2007. -№ 11, С.100-103.

156. Страхов, A.M. «Идолы площади» в современных исследованиях пола и любви./А.М. Страхов.//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. Вып. 4. 2004. - № 3 (32), С. 69-71.

157. Страхов, A.M. «Половой момент» национально-коллективной жизни./А.М. Страхов. // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов./Под ред. О.И. Кирикова -Вып. 24. Воронеж: Воронежский госпедуниверситет,2004, С.60-64.

158. Страхов, A.M. Почему гаснет факел Гименея?: (Философия пола и любви: кризис семьи на рубеже столетий)./А.М. Страхов. Белгород: Отчий край,2006. - 90 с.

159. Субботина, И. Демографические перспективы русской диаспоры./И. Субботина.//Режим доступа: http://www.archipelag.ru/rumir/rm-diaspor/russ/prospect=10.01.2009.

160. Сысоева, JI.C. Социальная система, интеллигенция, нравственность./Л.С. Сысоева. // Интеллигенция и нравственность: Материалы междунар. науч. конф. (зо июня 1 июля 2005 г.): В 2 т. Т. 1, С.101-108.

161. Тарасова, Т.В. Менталитет как фундамент национальной духовности./Т.В. Тарасова. //Россия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов междунар. науч. конф., г. Хабаровск, 16-17 октября 1997 г. (ЧастьП), С.62-66.

162. Темичева, Е. Интервью с А. Махначем. Национальность это уже частность./Е. Темичева.//Режим доступа: http://www/kehila.ru/article/?65=10.01.2009.

163. Толстой, Л.Н. Набег. Рассказ волонтера./Л.Н. Толстой. /Собр. соч. в 20 т. Т.2. М.: ГИХЛД960, С.7-35.

164. Толстой, Л.Н. Рубка леса. Рассказ юнкера./Л.Н. Толстой. /Указ. соч. Т.2, С.55-93.

165. Тойнби, А. Постижение истории: Сб. / А. Тойнби. М.: Наука, 1991. -354 с.

166. Троцкий, Л.Д. Их мораль и наша (памяти Льва Седова)./Л.Д. Троцкий. // Вопросы философии. 1990. - № 5, С.105-126.

167. Фарман, И.П. Проективное отношение к социальной реальности (на примере социально-культурных моделей Ю. Хабермаса)./И.П. Фарман.//Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Т.4, С.211-213.

168. Федорова, Т.Г. Воспитание менталитет - реальность./Т.Г. Федорова.//Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.), С. 103-105.

169. Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика,2001. - 719 с.

170. Философский энциклопедический словарь./Редакторы-составители: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М,2004. -576 с.

171. Хабермас, Ю. Модерн незавершенный проект./Ю. Хабермас.//Вопросы философии. - 1992. - № 4, С.40-52.

172. Храмов, И.В. Дискуссии о русском национальном характере./И.В. Храмов. // Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов.-Вып. 1, С. 127-129.

173. Храмов, И.В. Национальный характер и его структура./И.В. Храмов.//Там же, С. 123-127.

174. Худолеев, А.Н. К проблеме генезиса разночинской ментальности как особой формы радикального мировоззрения./А.Н. Худолеев.//Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов. Вып. 25, С. 343-346.

175. Худорошко, Л.А. Социально-психологические особенности национального русского характера./Л.А. Худорошко.//Россия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов междунар. науч. конф., г. Хабаровск, 16-17 октября 1997 г. (ЧастьП), С.26-29.

176. Чуров, С.В. Понятие внешнеполитического менталитета и методология его изучения./С.В. Чуров.//Полис («Политические исследования»). 2007. - № 4, С. 46-65.

177. Шаркова, И.В. Динамика трансформации национального самосознания (на материалах истории России XVII XXI вв.)./И.В. Шаркова.//Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов. -Вып.2., С. 33-37.

178. Шилов, В.Н. Русский нацтонализм: ориентация на будущее./В.Н. Шилов.//Национальная идея России. Сб. статей. Белгород: Логия,2001, С.25-36.

179. Шкуратов, В.А. Историческая психология. / В.А. Шкуратов. М.: Смысл, 1997.-505 с.

180. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости./А. Шопенгауэр./Избранные произведения./Сост. И.С. Нарский. — М.: Просвещение, 1992, С. 189-370.

181. Шпенглер, О. Закат Европы. Т.1. / О. Шпенглер. Новосибирск: Наука, 1993.-592 с.

182. Шпилькин, Ю.И. Эволюция ценностей евразийской ментальности./Ю.И. Шпилькин. //Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции. Т.2, С. 357-362.

183. Юнг, К.Г. Архетипы и символ / К.Г. Юнг. М.: Наука, 1991.- 492 с.

184. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1994. - 486 с.

185. Berger, P.L. The Social Reality of Religion / P.L. Berger. L.: Faber and Faber, 1969.

186. Claessen, H.G. M. Was the State Inevitable?/H.G. Claessen. // The Early State, Its Alternatives And Analogues. Volgograd: Uchitel,2004, p. 72-87.

187. Sia, S. Personal Identity in Charles Hartshorne's Metaphysics/S. Sia. // Там же. Т. 1, C.205-208.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.