Этнонациональные особенности даргинских преданий и легенд тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Алиева, Эльмира Магомедсаидовна

  • Алиева, Эльмира Магомедсаидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 159
Алиева, Эльмира Магомедсаидовна. Этнонациональные особенности даргинских преданий и легенд: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Махачкала. 2010. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Алиева, Эльмира Магомедсаидовна

Введение.

Гл.1. ПРИРОДА И КЛАССИФИКАЦИЯ ДАРГИНСКИХ ПРЕДАНИЙ

И ЛЕГЕНД.

Гл.И.МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ.

Гл.Ш. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

3.1. Художественное осмысление арабских завоеваний Дарго в VII-XIV веках.

3.2. Предания и легенды о монгольских походах и нашествии Тимура в Дарго в XIII-XIV вв.

3.3. Историзм и художественность преданий и легенд о борьбе даргинцев против персов в XVIII веке.

Гл.IV. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ.

Di.V. ТОПОНИМИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДАНИЯ

И ЛЕГЕНДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнонациональные особенности даргинских преданий и легенд»

Актуальность исследования; Изучение идейно-тематического богатства, историзма, художественности й типологии даргинских преданий и легенд имеет актуальное значение для осмысления всего устного народного творчества одного из крупных народов Дагестана. В историко-художественной летописи этноса отобразились борьба народа за: свою независимость против многочисленных врагов, образ жизни, быт, нравы прошлых поколений и богатые эстетические традиции сложения жанров несказочной прозы. Не случайно Дагестан называют Страной гор, преданий и легенд. Даргинцы, как и другие народы Дагестана, имеют богатую трагическими и героическими событиями, историю, которая в художественной форме запечатлелась как в исторических песнях, притчах, паремиях, так и в преданиях и легендах, которые веками складывались на основе реальных событий и передавались из поколения в поколение, насыщаясь новыми сюжетными^ мотивами и образнымихредствами поэтики;

Исследование преданий; и легенд даргинцев посредством' системного подхода- и внутрисистемных отношений, а также' богатого аутентичного материала методами^ сравнительного и типологического анализа позволит нам вскрыть многообразие форм и путей сложения? данных жанров; в этнической устной, традиций;, что дает возможность- оценить талант сказителей, художественный уровень сохранившихся до сих пор в бытовании текстов и; показать способы народного эстетического осмысления, героико-исторической и бытовой действительности. Немалый научный интерес представляют и процесс динамического развития и эволюции этнических эпических традиций в несказочной прозе в течение сотен лет, а также роль популярных в дагестанском региональном фольклоре сюжетных мотивов, обогащавших даргинские предания и легенды.

Степень изученностштемы; Хотя- в российской филологической науке исследованию жанров; преданий и легенд посвящены фундаментальные изыскания G.H. Азбелева, К.В. Чистова В.К. Соколовой, F.Ä. Левинтона, Ш.Х. Хута, H.A. Криничной A.A. Ципинова и других, но в дагестанской; фольклористике до последнего времени были, представлены лишь отдельные статьи в различных изданиях и в сборнике «Дагестанская народная; проза» (1982; г.), в. работе M.P. Халидовой «Несказочная; проза», в коллективном труде «Традиционный фольклор: народов. Дагестана» (1991' г.), ее же фундаментальной монографии .«Мифологический и исторический эпос народов Дагестана» (1992 г.)1, исследовании «Мифологическая . проза, кумыков. Исследование и. тексты»? И. А. Халипаевой- и других. Примечательно; что в последние десятилетия выпущены обобщающие труды; по жанрам фольклора1 народов1 Дагестана: Ф.О. Абакаровой, Ф.А. Алиевой3, А.М. Ганиевой4, Х.М. Халилова5, М.Р. Халидовой6, А.М. Аджиева7, М.М; Курбанова-, где целые разделы или же главы посвящены изучению преданий • и легенд; дагестанской несказочной? прозы, по* преданиям, табасаранцев и мифологической прозе рутульцев и табасаранцев защищены; кандидатские диссертации9.

1 Халидова? М.Р. Мифологический! и исторический эпос народов Дагестана; — Махачкала, 1992.

2 Халипаева И;А. Мифологическая проза кумыков: Исследование и тексты. -Махачкала, 1994.

3 Абакарова Ф;0:, Алиева Ф.А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. -Махачкала, 1999.

4 Ганиева А.М. Очерки.устно-поэтического творчества лезгин. - М.: Наука, 2004.

5 Халилов Х.М. Устное народное творчество лакцев: - Махачкала, 2004. ,

6 Х&тадова М.Р. Устное народное творчество аварцев. - Махачкала, 2004.

7 Аджиев А.М* Устное народное творчество кумыков;.- Махачкала, 2005;

8. Курбанов М.М. Душа, и память народа. Жанровая,: система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция:-Махачкала:. Даг. кн; ИЗд-во, 1996.

9 Алимирзаева 3; А. Историзм и художественность преданий табасаранцев; Автореф. дис. канд. филол. наук. - Махачкала,;2005; Ильдарова Э.Ш. Мифологические персонажи 1 в прозаическом- фольклоре: рутульцев. Автореф. дис. канд. филол. наук. -Махачкала, 2006; Муртузалиев Ю.М. Мифологическая проза: табасаранцев: сюжеты. и образы. Автореф. дис. канд. филол. наук.-Махачкала,.2008;

Значительным достижением дагестанской фольклористики является выход в свет монографии Ф.А. Алиевой««Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана», исследующей на профессиональном уровне межжанровые взаимосвязи и взаимовлияния как целостное явление в сказочной и несказочной прозе народов. Дагестана. Автор приходит к заключению, что «жанры устной прозы находятся- в системных, взаимосвязанных и взаимообусловленных соотношениях, и их связи носят сложный и многообразный характер»10.

Что же касается собирания даргинских преданий и легенд, то до XX века эта работа специально не проводилась, хотя имеются отдельные научные публикации текстов, а также изданный и бытующий в народном творчестве богатый материал.

Наиболее древняя запись безымянного предания о покорении сельских союзов средневекового^ Дарго арабскими захватчиками в VIII веке была сделана ширванским муллой Мухаммадрафи аш-Ширвани в 1312 году от неизвестного информатора» и включена в свое сочинение «Тарих Дагестан»11, где говорится о том, как «мусульмане разорили Хайдак (Кайтаг.), предали смерти эмиров неверных.», «взяли в плен их жен, детей после того, как предали смерти их храбрецов и знатных людей.». Аналогичное предание о покорении Кадара арабами путем' подкупа и отравления аборигенов края войсками Абу-Муслима (точное время' фиксации текста неизвестно) было записано неизвестным мусульманским миссионером и помещено в сочинение «История Ирхана»12.

10 Алиева Ф.А. Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана. -Махачкала, 2008. - С. 336.

11 «Тарих Дагестан» Мухаммадрафи / Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Введение, пер., коммен. А.Р.Шихсаидова. //Дагестанские исторические сочинения. -М.: Наука, 1993.-С. 100 - 102.

12 История Ирхана. // Дагестанские исторические сочинения. -М.: Наука, 1993. - С. 166-168.

Из записей даргинских преданий и легенд, относящихся к XIX веку, особо привлекают внимание помещенные в историографических трудах А-К.

1 7

А. Бакиханова «Гюлистан-Ирам» («Райский цветник») и Г. Алкадари «Асари-Дагестан»14 сюжеты о нашествии арабов, монголов, Тимура и Надир-шаха в Дагестан. В них достоверные исторические сведения и сочиненные горцами на их основе предания и легенды создали своеобразный симбиоз описания трагедий народов Дагестана, веками отстаивавших свою свободу и независимость.

Большую роль в собирании и публикации даргинских преданий и легенд сыграли издававшие в XIX веке в Тифлисе периодические журналы Русского географического общества «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК), «Сборник сведений о кавказских горцах» (ССКГ) и другие, в которых этнографы, лингвисты, путешественники, краеведы и другие старались знакомить читателей с фольклором, историей, образом жизни и нравами кавказских горцев. Так, в 1884 г. в СМОМПК О. Каранаилов опубликовал записанный им от неизвестного информатора сюжет о том, как персы под руководством Надир-шаха прошли по Кайтагу и разорили все селения до владений Кази-Кумуха15. В разделе «Дагестанские предания и суеверия»16 Г.М. Дебиров поместил расширенный вариант этого же сюжета о захвате Тимуром Кадара. В том же 1884 г. в «Известиях РГО» Д.Н. Анучин приводит предание «О взятии Тимуром Кадара»17.

13 Бакиханов А-К. А. Гюлистан-Ирам / Ред. коммент., примеч. З.М. Бунуятова. -Баку: Элм, 1991.

14 Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. -Махачкала: Юпитер, 1994.

15 Карнаилов О. Аул Чох // СМОМПК. - Тифлис. 1884. Вып. 4.

16 Дебиров Г.М. Дагестанские предания и суеверия //СМОМПК, Вып. 4. - Тифлис, 1884.-С. 30.

17 Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 г., совершенной при содействии Императорского русского географического общества // Известия РГО, 1884. Т. XX. Вып. 4. С. 28.

Ценные сведения о приходе в сельский союз Сюрга войск Надир-шаха в 1741 г. зафиксировано в рукописи сочинения «Книга доказательств благодеяний» арабиста из е. Усиша Галбецова Магомеда. В ней с документальной точностью описано, как; «. в Нахки пришли войска персов, они разрушили1 селение, взяли в плен мужчин, женщин, юношей и детей числом-до 353.»18. Интересные сведения из истории даргинцев и предания содержатся1 и в памятнике «Дербент-наме19, где также перемешаны реальные события • из прошлого Дагестана и историко-художественные сочинения народных сказителей.

В XX веке наступил новый этап в собирании и публикации произведений даргинского фольклора. Одним из самых ярких энтузиастов-собирателей сокровищ- даргинского; фольклора, этнографии и историю лл является: профессор Р.М. Магомедов , который, начиная- с 30-х годов XX века, записывал и издавал устные произведения народов Дагестана: Записи и публикации; известного ученого насыщены богатыми: фольклорными; историографическими;, этнографическими материалами, а также содержат профессиональную оценку историка, что, несомненно, важно при определении историзма и художественности даргинских текстов.

Особая роль в публикации и изучении образцов культуры даргинцев принадлежит также ведущему научному сотруднику Института ИАЭ ДНЦ

РАН, профессору Б.Г. Алиеву , собирателю и популяризатору преданий и

18 Курбанов М>3. Ю. Сюргинцы. Историко-этнографическое исследование (XIX -начало XXвв.). -Махачкала, 2006. - 0,26. '

19 Дербент-наме / Под ред. М: Алиханова-Аварского.-Тифлис, 1898; '

20 Магомедов Р.М. Легенды и факты. Из записных книжек историка - Махачкала, 1963; он же. Легенды и факты о Дагестане. • Из записных книжек историка- Махачкала, 1969; он же. Дагестан; Исторические этюды.- Махачкала, 1971. Вып. 1; он же. Дагестан. Исторические этюды. - Махачкала, 1975; Вып. 11; он же. По. аулам; Дагестана.-Махачкала, 1977. Вып; 1; он же. По аулам Дагестана. - Махачкала^ 1979. Вып. П. .

21 Алиев Б.Г. Предания, памятники и исторические зарисовки о Дагестане. -Махачкала, 1988; он-же; Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей (Источники; предания, легенды, героико-исторические песни). - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2002; он же. Предания и легенды даргинцев // Общественный.строй союзов сельских легенд народа, который более сорока лет записывал фольклорный материал и издал бесценные сборники «Предания, памятники и исторические зарисовки о Дагестане» (1988 г.), «Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей (Источники, предания, легенды, героико-исторические песни)» (2002 г.) и ряд других научных публикаций, где фольклорный материал весьма удачно исследуется с позиции его историзма. В аннотации ко второму сборнику составитель отмечает, что «в сборник включены и отдельные источники-свидетельства очевидцев событий, их описания историографами правителей, совершавших завоевательные походы в Дагестан, записи на камнях и на полях арабских рукописей и т.д.».

Большую роль в собирании, публикации и изучении даргинских преданий и легенд помимо указанных выше исследователей сыграли Л.И. Жирков22, У .Б. Далгат23, Ф.О. Абакарова24, Ф.А. Алиева25, A.A. Алиханова26, Курбанов М-З.Ю.27, Хасбулатов- Х.М.28, Вагидов A.M.29, Юсупов, Х.А., обществ Дагестана в XVI - нач. XIX вв. - Махачкала, 1981; он же. Памятники арабской письменности XVII - XVIII вв. по истории Верхней Даргинии // УЗ ИИЯЛ Т.ХХ. -Махачкала, 1970 и другие.

22 Жирков Л.И. Язык аула Кубачи // Ученые записки Института этнических и национальных культур народов Востока.-М., 1930.

23 Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. - М.:Наука, 1962.

24 Абакарова Ф.О. Предания и источники о борьбе горцев против Надир-шаха (на материале даргинского фольклора) // Дагестанская народная проза. - Махачкала, 1982; она же. Дагестано-грузинские фольклорные связи и параллели // Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором. - Махачкала, 1985; она же. Кубачинский фольклор: этно-локальные особенности. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996 и др.

2 Алиева Ф.А. Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана.

- Махачкала, 2008.

26 Алиханова A.A. Слушая предания старины глубокой // Дружба: Альманах. -Махачкала, 1974. № 2. (На дарг. яз.); она же. Древние сюжеты в преданиях аула Мекеги // Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане. - Махачкала, 1978.

27 Курбанов М.-З. Ю. Сюргинцы. Историко-этнографическое исследование (XIX-начало XX вв.). - Махачкала, 2006.

Хасбулатов Х.М. История Урахи и населенных пунктов Дахадаевского р-на. -Махачкала: Изд. дом «Народы Дагестана», 2004.

Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979; он же. Дагестанская проза второй половины XX века. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2005.

Муталимов М.А. и другие, которые в той или иной степени пытались сохранить эти эпические сокровища народа путем публикаций в различных изданиях на русском или даргинском языках (журнал «Пьалмагъдеш» и др.) и дать им соответствующую историческую или филологическую оценку при постановке иных научно-исследовательских целей; и задач. В: связи, с тем, что даргинские предания и легенды находятся: лишь на начальном этапе изучения, эта работа, является- первой попыткой монографического исследования данных жанров с привлечением всех возможных текстов.

Цели и задачи исследования; Цель диссертационного.исследования -изучение даргинских преданий и легенд как жанров несказочной прозы, их природы, специфики; историзма, художественности, идейно-тематического многообразия, генетических и типологических связей. Многоаспектность проблематики обусловливает решение следующих задач:

- исследовать предания и легенды с позиции этнической специфики, ' . идейной направленности и поэтики;

- выявить историко-культурные, социальные и бытовые причины генезиса текстов и их межжанровые связи;

- определить роль традиционных, международных сюжетных мотивов, «общих мест» и клише в художественном обогащении текстов и формировании вариантов преданий и легенд;

- выявить историзм текстов и подтвердить его арабскими: и отечественными источниками; : ,

- проследить процесс демифологизации1 некоторых преданий и легенд, потери ими архаических мотивов в сюжетах позднего происхождения; ;

-определить типологию общеэпических традиций; на базе даргинских текстов, изучить социальный характер бытовых и религиозных сюжетов. >

30 Юсупов Х.А., Муталимов М.А. Харбукцы: история и культура^ - Махачкала: Юпитер, 1997.

- выявить причины циклизации героико-исторических сюжетов, фольклорной идеализации и выборочности персонажей.

Объект исследования — несказочная проза даргинцев, одного из многочисленных народов Дагестана.

Предметом исследования являются более ста шестидесяти текстов преданий и легенд даргинцев, записанных в разные периоды миссионерами, путешественниками, местными арабистами, историками, этнографами, фольклористами, лингвистами, поэтами, писателями, любителями народного творчества, студентами Даггоспедуниверситета, Даггосуниверситета, опубликованных в различных сборниках, трудах и хранящихся в рукописных фондах Института ЯЛИ ДНЦ РАН, Студенческой фольклорной лаборатории ДГПУ (СФЛ ДГПУ), НИИФЛИ им. А.Ф. Назаревича ДГУ. Большая часть текстов записана нами в пяти районах и городах Дагестана в 2006-2009 гг. и в научный оборот вводится впервые.

Методологической и теоретической основой работы являются фундаментальные труды ведущих отечественных и зарубежных фольклористов, литературоведов, историков и лингвистов. Изучение текстов даргинского фольклора велось в рамках сравнительно-исторического и сравнительно-типологического методов на базе исследований А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, Б.Н. Путилова, С.Н. Азбелева, В.К. Соколовой, Ш.Х. Хута, У.Б. Далгат, С.А. Токарева, В.М. Гацака, Е.Б. Вирсаладзе, H.A. Криничной и других.

В диссертации использованы и труды известных дагестанских исследователей: академика Г.Г. Гамзатова, историков P.M. Магомедова, Б.Г. Алиева, фольклористов A.A. Ахлакова, Х.М. Халилова, М.Р. Халидовой, A.M. Аджиева, Ф.О. Абакаровой, Ф.А. Алиевой, A.M. Ганиевой, М.М. Курбанова, И.А. Халипаевой, литературоведа A.M. Вагидова и других.

Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое в российской фольклористике монографическое исследование даргинских преданий и легенд. Диссертация построена на анализе большого аутентичного фольклорного материала (168 текстов), представляющего как опубликованные и хранящиеся в различных архивах тексты, так и полевые записи (более 60 текстов), вводимые в научный оборот впервые. Работа позволяет заключить, что предания и легенды даргинцев — это своеобразная летопись народа, в которой в художественной форме отобразились нелегкая жизнь этноса, его борьба за независимость против многочисленных внешних врагов в УШ-Х1Х вв., история, быт, нравы и богатые этноэпические традиции сложения устных сокровищ.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что работа вносит определенный вклад в развитие российской науки, обогащая типологическую теорию фольклористики. Основные положения и выводы изыскания могут быть использованы при разработке учебников, пособий по фольклору и литературам народов Дагестана, составлении свода «Памятники фольклора народов Дагестана», обобщающих трудов по региональной фольклористике, а также спецкурсов по филологии и культурологии для вузов. Материалы диссертации будут полезными в идейно-нравственном, патриотическом и толерантном воспитании молодежи.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в пяти статьях, опубликованных в научных изданиях Даггоспедуниверситета, Ставропольского госуниверситета, в журналах «Ассоциации молодых ученых Дагестана». Вся работа обсуждалась на заседаниях кафедры литературы ДГПУ, отдела фольклора, Ученого совета Института Я ЛИ ДНЦ РАН и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии, насчитывающей 127 названий. Объем работы -159 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Алиева, Эльмира Магомедсаидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историко-художественное и типологическое исследование даргинских преданий и легенд позволяет придти к конкретным обобщениям и выводам, в частности обозначить их природу, специфику, типологическую и генетическую связь с подобными жанрами других народов Дагестана. В первую очередь, это историчность преданий и легенд как их основное качество. Они возникли не на вымышленной основе, а имели конкретно-историческую базу, связанную с прошлой действительностью древнего дагестанского этноса. Но это вовсе не означает, что предания и легенды даргинцев передавали по поколениям документальную историю. В них историческая действительность осмысливалась через призму народной «художественной правды», которая иногда занимала в текстах большую часть произведений, отшлифованных веками талантливыми сказителями и простыми любителями «народной правды».

Как показывает собранный нами и предыдущими собирателями богатый материал, предания и легенды даргинцев начали складываться еще в раннем Средневековье. До сих пор в живом бытовании существуют сотни оригинальных текстов, относящихся как к доарабской эпохе жизни и быта горцев Дарго, так и к периодам исламизации Дагестана, борьбы горцев за свою независимость против монголов в ХШв., Хромого Тимура в XIV в. и Надир-шаха в XVIII в.

Степень достоверности освещаемых в преданиях событий, уровень художественности текстов, сложенных в разные периоды в этническом фольклоре, неоднородны. Дошедшие до нас через века единичные тексты, а также варианты эпических сюжетов преданий и легенд, позволяют заметить, что в даргинском фольклоре за сотни лет их бытования произошли существенные эволюционные процессы в сторону максимальной достоверности отображаемых героико-исторических и бытовых событий.

Жанровые признаки преданий и легенд сохранили достаточное художественно-эстетическое оформление текстов. Если в исторических преданиях и легендах, сложенным по следам арабских походов в Дарго, прослеживаются традиции и элементы мифологического и анимистического мышления горцев, то в сюжетах более поздних периодов, к примеру в сказаниях, посвященных борьбе дагестанцев против Надир-шаха в XVIII в., художественность заметно уступает исторической эпичности. Поэтому демифологизация персонажей и их действий обнаруживается в основном в текстах позднего происхождения, когда сказители старались приблизить свои сочинения к реальности, не забывая придавать им форму «художественной правды».

Сохранение целостности сюжетов и мотивов в даргинском народном творчестве, а также элементов эпичности в текстах преданий, естественно, зависит от древности сложения произведений, в памяти народной за века, как правило, исчезали малозначащие детали. В то же время даргинские предания и легенды развивались не обособленно в народном творчестве, а интенсивно взаимодействовали * с другими жанрами народной прозы и обогащались темами, сюжетными мотивами и приемами поэтики этноэпической традиции. Однако, в отличие от сказок, даргинским преданиям свойственна циклизация вокруг крупных общенациональных событий, известных исторических персонажей (Ашуры Харбукской, Дохелы Муртузали, Ташлук-Магомеда и др.), конкретных сел и регионов (Кадара, Акуши, Кайтага), как центров активного сопротивления иноземным врагам.

Исходя из богатого аутентичного материала, предания и легенды даргинцев условно можно классифицировать по темам на следующие разновидности: мифологические, исторические, бытовые, топонимические и религиозные, из которых исторические составляют наибольшую часть. В мифологических преданиях и легендах, как правило, сохранились древнейшие поверья даргинцев о превращении людей и животных в антропоморфные и зооморфные каменные изваяния вследствие проклятий или же магических обращений к небесным или иным сакральным силам об оживлении мертвых животных путем ритуальных действий. Такие предания формировались на базе анимистических суеверий и сходства объектов природы и конкретных животных на вере в то, что неживые предметы также имеют душу и свою жизнь, приближая произведения к мифологическим рассказам.

Архаический мотив превращения людей в каменные изваяния нередко используется и в несказочных жанрах как самостоятельная единица поэтики народной прозы, когда речь идет о героях, которые нарушили какой-то традиционный запрет (измена жены или незамужней девушки, предательство и т.д.),, или когда герои обращаются к мифологическим силам, чтобы превратить обидчиков, преследователей, захватчиков и иных антагонистов в каменные изваяния. Для преданий характерна вера в победу справедливости, в подобных сюжетах «отступники» от устоявшихся в народе нравственных постулатов могут также превратиться в антропоморфные объекты («Губденская красавица», «Каменная девушка» и др.). Сюжеты таких преданий и легенд представляют собой синтез популярных бродячих мотивов и элементов горского фольклора. Это фольклорное описание красавицы, присутствующее почти во всех дагестанских волшебных сказках, «семь братьев и сестра», сюжетные мотивы, заимствованные из арсенала поэтики даргинской и общедагестанской прозы: «весть о связи сестры с кровником», «месть братьев» («Губденская красавица»), «обращение героини к мифологическим силам», «всеобщее презрение изменницы», «превращение персонажей и животных в антропоморфные и зооморфные каменные изваяния» и т.д. Наличие общих для всего кавказского фольклора мотивов о 1 превращении людей в антропоморфные каменные объекты, святой воде, магических заклинаниях, формулах и т.д. говорит о единых типологических основах мировоззрения древних этносов.

Исследование даргинских исторических преданий как «устных источников» позволяет заметить значительную степень их достоверности. Если одно и то же историческое событие отобразилось в преданиях разных сел, то, как правило, изложение его содержит большое сходство; различия в структуре вариантного сочинения обнаруживаются дополнительными деталями, колоритом местности или другими художественными элементами поэтики. В большинстве своем исторические предания даргинцев подтверждаются арабскими, персидскими или иными письменными источниками («Жестокие арабы», «Калакорейш», «Мюрегинский налог» и др.). Однако, согласно устной традиции, освещение исторических фактов в народном творчестве подвергается в той или иной степени «эстетической доработке», то есть со временем в предания просачиваются традиционные в устной прозе художественные мотивы, захватывающие внимание слушателей.

Даргинские предания, возникшие на основе реальных событий, связанных с покорением арабами сельских обществ Дарго, в историко-художественной форме отобразили жизнь и быт горцев VIII -XIV веков. В большинстве текстов преданий изучаемого периода сформировалась традиционная жанровая схема эпичности текстов: описание мирной трудовой жизни горцев, исповедовавших разные формы религий, неожиданное нашествие арабов, уничтожение сел и жителей, насильственное принуждение к принятию ислама. В то же время вероломному коварству и хитрости врагов противопоставлены мирный труд земледельцев и скотоводов, любовь к родине и всеобщая борьба населения против «бесчисленных» врагов. Описание вражеских войск также выработало устойчивые эпические гиперболические сравнения и символы поэтики: «врагов было столько, сколько черных грачей в степи», «один горец сражался против семерых чужеземцев», «враги сжигали все на своем пути», «погибло семьсот семьдесят тысяч горцев» и т.д.

Многие даргинские предания и легенды о нашествии арабов и походах монголов, Тимура, Надир-шаха насыщены информацией о взаимопомощи разноязычных горцев друг другу в борьбе против врагов, что подтверждается историографическими данными из сочинений арабских и персидских историков и географов. Тексты преследуют цель вызвать у слушателей ненависть к коварным и хитрым чужеземцам, которые пытались поработить горцев (варианты предания «Захват Кадара», «Покорение Хайдака», «Мучалы», «Хартум и Надир-шах», «Харбукцы и Надир-шах» и др.).

Согласно этнопоэтической эпической традиции, героико-исторические предания отображали реальные события не такими, какими они были на самом деле, а такими, какими бы их хотели видеть. Этим произведениям присуща тенденция к выборочности героев («Подвиг Ашуры Харбукской», «Подвиг Ташлук-Магомеда», «Духела Муртузали») и наиболее ярких событий, запечатлевшихся в памяти народной. В то же время предания даргинцев, реалистично освещая трагические страницы истории народа, насыщались популярными в эпическом творчестве дагестанцев сходными сюжетами и мотивами, в которых отражалось адекватное отношение народа к завоевателям и реальным героям. Это мотивы «отравление горцев-защитников ядовитой травой» («Покорение Хайдака»), «подвиг переодетой горянки» («Уркмуцская девушка»), «уничтожение детей под копытами вражеской конницы» («Калакорейш»), «антропоморфность родной земли» («Священная земля»), «выколотые глаза местных жителей» («Покорение Мюрего»), «месть горца за поруганную честь дочери» («Будайчи и персы»), «подкуп и предательство» и другие, которые характерны и для других жанров даргинской несказочной прозы. Аналогичные традиции создания и обогащения преданий наблюдаются и в фольклоре других народов Дагестана, что говорит о типологической общности художественного творчества и эстетического мышления в устной прозе народов Дагестана.

Подобные сюжетные мотивы преданий даргинцев использовались и в последующих текстах, создавая «общие места» и «клише», которые переходили из одного текста в другой. Развивая традиции эпического творчества, сказители, с одной стороны, старались максимально реалистично отобразить события, связанные с покорением арабами, монголами и Хромым Тимуром даргинских сельских обществ, а с другой - продолжали богатые эпические традиции, творчески обогащая тексты мифологическими и сказочными элементами поэтики устной народной прозы с целью идеализации горцев, отстаивавших свободу и независимость. Художественность текстов преданий и обогащение их различными «общими местами» говорят о развитых этноэпических традициях фольклора и о высоком уровне творческого мышления средневековых даргинских сказителей. Архаическая поэтика, использованная сказителями в текстах позднего происхождения, свидетельствует о традициях преемственности эстетического осмысления действительности, о формах и приемах эволюции народного художественного мышления.

Социально-бытовые предания и легенды даргинцев занимают в народном творчестве даргинцев меньше места, чем исторические их разновидности. Они максимально способствовали отображению образа жизни, быта и нравов этноса, начиная с древних времен. Изучение записанных нами произведений этих жанровых разновидностей, а также обзор собранного материала предыдущих исследователей, позволяют сделать вывод, что в преданиях преобладают социально-бытовые сюжеты, содержащие в себе древнейшие мотивы, а также те, в которых отображены конфликты между феодальной верхушкой, владеющей богатыми пахотными и сенокосными угодьями Дарго, и простыми горцами.

Согласно эпической традиции, события бытового характера, а также жизненные коллизии, где сталкивались интересы даргинских талханов, уцмиев и бедных горцев-земледельцев, скотоводов и оружейников, становились основой для возникновения бытовых преданий и легенд («Уркарахцы и кайтагский уцмий», «Талхан Ибах», «Закон талхана», «Расправа над талханами», «Похищение невесты» и др.). Такие художественные произведения передавались из уст в уста, от поколения к поколению, обогащаясь различными бытовыми деталями или эпическими приемами, и симпатии слушателей были на стороне беднейших слоев населения.

Даргинские социально-бытовые предания и легенды представляют ценнейший историко-этнографический материал, в котором запечатлелись образ жизни, нравы, обычаи и традиции древнего народа («Святая ночь», «Сказание о надгробном памятнике», «Кто дороже?», «Ицаринские девушки испытывают мужчин», «Легенда о силачах Буга-Магомеде и Ваклаки» и др.). Эти темы являются общими и для других народов Дагестана, которые проживали в сходных географических и исторических условиях. Поэтому близость тем, образов, идеалов даргинского фольклора и творчества соседних этносов необходимо рассматривать как следствие общего мировоззрения и эстетических идеалов народов Дагестана. В то же время в преданиях и легендах, особенно о кубачинцах (цикл преданий о с. Кубачи и кольчужниках), отображается местный колорит, дополняющий даргинский национальный менталитет.

Топонимические предания даргинцев можно разделить на две группы: предания о возникновении сел и аулов и предания о названиях объектов природы. Сюжетов первой группы в количественном отношении значительно больше, чем вторых.

Предания о возникновении даргинских населенных пунктов, носящие, прежде всего, информативный характер, имеют сходные мотивы об основании сел конкретными предками («Маммааул, «Ахмедкент» и др.) или в результате каких-то обстоятельств исторического или бытового характера, которые, вероятно, основаны на реальных фактах, что подтверждается этнографическими и лингвистическими исследованиями («Акуша»). В таких сюжетах основное внимание уделяется как исторически достоверным фактам, так и близкому к художественной правде вымыслу, которому в народе придавали немалое значение. Однако иногда исторически достоверные сведения о происхождении сел и объектов природы в фольклоре при передаче из поколения в поколение обогащаются различными художественными мотивами, в результате чего создаютя целостные образцы топонимических преданий и легенд («О происхождении с. Мюрего», «Пирожные земли», «Скала вдовы», «Львиная гора», «Гелин яр», «Пир покаяния», «Хуршни» и др.) В народном творчестве устоялись и некоторые варианты подобных сюжетов, которые до сих пор бытуют равнозначно.

Религиозные предания и легенды даргинцев делятся на две группы. Первая представляет собой даргинские варианты заимствованных в УН-Х1У вв. международных мифологических сюжетов о сотворении мира, об Адаме, Еве, Всемирном потопе, пророках (Ибрагиме, Мусе, Исе, Мухаммеде и др.), о первых халифах Аравии и т.д. Эти предания и легенды, сохраняя в основе исконные сюжеты и идейно-тематическую установку традиционной исламской догматики, насыщены элементами местного колорита, как и в вариантах других дагестанских этносов.

Вторую группу составляют тексты преданий и легенд, возникших в селах Дарго. Это сюжеты о местных святых шейхах (варианты текста «Отец Аскадин»), о религиозно-мифологических персонажах («Черт и Абдулазиз», «Черти и женщина», «Золотой козел» и др.). Такие произведения отображают сведения об истории, религиозности, образе жизни, быте и нравах даргинцев и других дагестанских этносов. Они художественно оформлены в традициях сложения религиозных преданий и легенд, преследовавших дидактическую и моралистическую установки.

Предания и легенды даргинцев содержат ценнейший исторический и культурологический материал. В них народ отобразил свое отношение к событиям и процессам прошлого, достаточно высокий уровень эстетического мышления. Многие поколения горцев воспитывались на них в духе патриотизма, горского намуса и интернационализма. Изучение историзма и художественности преданий и легенд за период в тысячу лет позволяет заключить, что фольклор донес до нас из глубины веков ценнейший арсенал сюжетов, образов, мотивов и этноэпических традиций, в которых по-своему отобразилась богатая духовная культура даргинцев.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Алиева, Эльмира Магомедсаидовна, 2010 год

1. Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. - Махачкала, 1999. - 258 с.

2. Абакарова Ф.О. Предания и источники о борьбе горцев против Надир-шаха (на материале даргинского фольклора) // Дагестанская народная проза. -Махачкала, 1982. С. 58-70.

3. Абакарова Ф.О. Дагестано-грузинские фольклорные связи и параллели // Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором. -Махачкала, 1985.-С. 83-85.

4. Абакарова Ф.О. Отражение дагестано-грузинских фольклорных связей в преданиях и легендах // Фольклор РСФСР. Уфа, 1987. - С. 159-164.

5. Абакарова Ф.О. Кубачинский фольклор: этно-локальные особенности. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996. 264 с.

6. Аджиев A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005.-428 с.

7. Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) // Славянский фольклор и историческая действительность. М., 1965. - С. 81-92.

8. Азбелев С.Н. Отражение действительности в преданиях, легендах, сказаниях // Прозаические жанры фольклора народов СССР. Тезисы докладов. Минск, 1974. - С. 8 - 16.

9. Азбелев С.Н. Русская народная проза. Вступ. статья, к кн. «Народная проза». -М.: Сов. Россия, 1992. С. 3 - 12.

10. Айтберов Т.М. Центральная часть Восточного Дагестана в УП-ХШ вв. // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. -Махачкала, 1986,-С. 16-21.

11. Ал-Гарнати. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1130-1153 гг.) / Публикация О. Г. Большакова и А. Л. Монгайта. М., 1971. - 149 с.

12. Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей (Источники, предания, легенды, героико-исторические песни). Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2002. - 408 с.

13. Алиев Б.Г. Памятники арабской письменности ХУП-ХУШ вв. по истории Верхней Даргинии // УЗ ИИЯЛ. Т.ХХ- Махачкала, 1970. С. 36-44.

14. Алиев Б.Г. Предания и легенды народов Дагестана // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — нач. XIX вв. Махачкала, 1981,-С. 16-25.

15. Алиев Б.Г. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1988. - 128 с.

16. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С. К. Союзы сельских общин в борьбе за независимость Дагестана в XVII- первой половине XVIII в. // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. — Махачкала, 1982.-С. 55-70.

17. Алиева А.И. Прозаические жанры в фольклоре адыгов // Прозаические жанры народов СССР (Тезисы докладов на Всесоюзной научной конференции 21 мая 1974 г. в г. Минске). Минск, 1974.

18. Алиева Ф.А. Дагестанская народная сказка. О сюжетике бытовых сказок. Махачкала, 1983.

19. Алиева Ф.А. Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана. Махачкала: Деловой мир, 2008. - 360 с.

20. Алиева Ф.А. Даргинские народные сказки. Новые варианты известных сюжетов. Махачкала, 2006. - 179 с.

21. Алимирзаева 3. А. Историзм и художественность преданий табасаранцев: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 2005. - 16 с.

22. Алиханова A.A. Древние сюжеты в преданиях аула Мекеги // Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане. — Махачкала, 1978-С.67-75.

23. Алиханова A.A. Слушая предания старины глубокой // Дружба: Альманах. — Махачкала, 1974. № 2. (На дарг. яз.). — С.45-53.

24. Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. -Махачкала: Юпитер, 1994. 172 с.

25. Аникин В.П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы // Русский фольклор. Т. 13. Русская народная проза. Д., 1972. - С. 36 - 46.

26. Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 г., совершенной при содействии Императорского Русского Географического Общества // Известия РГО 1884. Т. XX. Вып. 4. С. 396-399.

27. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Наука, 1962. - 346 с.

28. Ахлаков A.A. Героико-исторические песни аварцев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968. - 210 с.

29. Ахлаков A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М.: Наука, 1981. - 230 с.

30. Бакиханов А-К. А. Гюлистан-Ирам / Ред. комм., примеч. З.М. Бунуятова. Баку: Элм, 1991.

31. Бараг Л.Г. Классификация народной прозы // УП Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Труды. М.: Наука, 1969.-С. 46-58.

32. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. -Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд-во», 2002. 415 с.

33. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2005. 565 с.

34. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. 272 с.

35. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — Л., 1940. 648 с.

36. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. -М.: Наука, 1982.-327 с.

37. Гамзатов Г.Г. Дагестан: Историко-литературный процесс: Вопросы истории, теории и методологии. — Махачкала, 1990. — 310 с.

38. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. - 653 с.

39. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен Возрождения 18-19 вв. — Махачкала, 2000. 324 с.

40. Гамзатов Г.Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. Концептуальный, мировоззренческий и нравственный аспекты. Махачкала, 2004. - 544 с.

41. Ганиева A.M. Очерки устно-поэтического творчества лезгин / Отв. ред. Г.Г. Гашаров. М.: Наука, 2004. - 239 с.

42. Ганиева A.M. Предания и легенды о богатыре Шарвили // Дагестанская народная проза. Махачкала, 1982. - С. 42-57.

43. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. - 239 с.

44. Грузинские народные предания и легенды / Сост., перевод и примеч. Е.В. Вирсаладзе. -М., 1973. 336 с.

45. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 287 с.

46. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. - 226 с.

47. Дагестанская народная проза (Сборник статей) // Сост. М.Р. Халидова. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН СССР, 1982.- 147 с.

48. Далгат У.Б. К вопросу о народности эпических сказаний народов Северного Кавказа // Вопросы изучения эпоса народов СССР. М., 1958.

49. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.: Наука, 1962.-206 с.

50. Далгат У.Б. Эпический историзм в развитии // Фольклор. Проблемы историзма.-М.:Наука, 1988.

51. Дебиров Г.М. Дагестанские предания и суеверия // СМОМПК. Вып. 4. Тифлис, 1884. - С. 28-36.

52. Дербент-наме / Под ред. М. Алиханова-Аварского. Тифлис, 1898. -129 с.

53. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. — Л.: Наука, 1978. 207 с.

54. Жанры фольклора народов Дагестана: Сб. ст. / Отв. ред. С.М. Хайбуллаев. Махачкала, 1979. — 256 с.

55. Жирков Л.И. Язык аула Кубани // Ученые записки Института этнических и национальных культур народов Востока. М., 1930.

56. ИльдароваЭ.Ш.Мифологические персонажи в прозаическом фольклоре рутульцев: Автореф. дис. канд. филол. наук.-Махачкала, 2006.-18 с.

57. Исаев А. Сведения по истории урахинцев // Замана, № 1. Махачкала, 2000.(на дарг. яз). - С.7-79.

58. История Ирхана. / Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г. М.-Р. // Дагестанские исторические сочинения. -М.: Наука, 1993. С. 156 -168.

59. Карнаилов О. Аул Чох // СМОМПК. Тифлис. 1884. Вып. 4.

60. Кирюхин B.C. Сказы и предания о гражданской войне русского населения Северного Кавказа // Дагестанская народная проза. Махачкала, 1982.-С. 138-147.

61. Криничная H.A. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. -М.: Наука, 1988.-308 с.

62. Криничная H.A. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. Л.: Наука, 1987. - 227 с.

63. Криничная H.A. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988. - 192 с.

64. Кругляшова В.П. Классификация преданий и легенд // VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Труды. -М.: Наука, 1969.

65. Курбанов М.-З. Ю. Сюргинцы. Историко-этнографическое исследование (XIX — начало XX вв.). Махачкала, 2006. - 186 с.

66. Курбанов М.М. Душа и память народа. Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996.-223 с.

67. Курбанов М.М. Судьба древнейшего предания табасаранцев // Вопросы изучения многонациональной литературы в вузе и школе. Махачкала, 1995.-С. 56-64.

68. Курбанов М.М. Эпические жанры табасаранского фольклора. -Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1995. 96 с.

69. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1972. - 224 с.

70. Левинтон Г.А. Предания и мифы // Мифы народов мирал Энциклопедия. В 2 т. -М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 332-333.

71. Магомедов P.M. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Кн.

72. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1999. - 448 с.

73. Магомедов P.M. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Кн.

74. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1999. - 520 с.

75. Мелетинский Е.М. Классификация народной прозы // УП Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Труды. -М.: Наука, 1969.

76. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407с

77. Мифология народов Дагестана. Сб. статей Сост. М.Р. Халидова. -Махачкала, 1984.-231 с.

78. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. - 672 е., Т. 2. - 720 с.

79. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. М.: Наука, 1983.-256 с.

80. Муртузалиев Ю.М. Мифологическая проза табасаранцев: сюжеты и образы: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 2008. - 18 с.

81. Народная проза / Сост., вст. статья., подг. текстов, коммент. С.Н. Азбелева. — М.: Рус. книга, 1992. — 256 с.

82. Померанцева Э.В. Русская устная проза. / Сост. В.Г. Смолицкий. М.: Просвещение, 1985.

83. Поэтика фольклора народов Дагестана. — Махачкала, 1981.-181 с.

84. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Сб. статей. -Махачкала, 1988 168 с.

85. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи / Сост. Б.Н. Путилов. М.: Наука, 1976. - 325 с.

86. Путилов Б.Н. Типология фольклорного историзма // Типология народного эпоса. М., 1975.

87. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. JL: Наука, 1976. - 286 с.

88. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975.

89. Русский прозаический фольклор в Дагестане и на Северном Кавказе (В записях 1972-75 гг.) / Публ., вст. ст. и коммент. B.C. Кирюхина; Отв. ред. Э.В. Померанцева и В.И. Костин. Махачкала, 1980. - 324 с.

90. Саидов М.С., Шихсаидов А.Р. Дербент-наме // Восточные источники о Дагестане. Махачкала, 1980.

91. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Вып. 1-43.- Тифлис, 1868-1899.

92. Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. 1 VIII. -Тифлис, 1868- 1875.

93. Сказания народов Дагестана о Кавказской войне (Устные рассказы, предания, легенды) / Сост., предисл., примечания М.Р. Халидовой. -Махачкала, 1997. 170 с.

94. Соколова В.К. Русские исторические предания. М.: Наука, 1970. -324 с.

95. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1976.

96. Табасаран в мифах, преданиях, легендах и притчах / Сост., автор пред. и коммент. М.М. Курбанов. Махачкала: Деловой мир, 2007. - 190 с.

97. Тахо-годи A.A. Амазонки. / Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. Гл. ред. С.А.Токарев. Т. 1. М.: Сов. Энциклопедия, 1991. С. 63-64.

98. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. Т. 1. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. С.11-20.

99. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - 496 с.

100. Халидова М.Р. Малые дидактические жанры аварского фольклора. Махачкала, 1974. - 182 с.

101. Халидова М.Р. Несказочная проза //Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. -С. 267-321.

102. Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана Махачкала, 1992.-274 с.

103. Халидова М.Р. Предания // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 290-321.

104. Халидова М.Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2004.- 336 с.

105. Халилов Х.М. Дагестанские предания о происхождении мелодий // Дагестанская народная проза (Сб. статей). Махачкала, 1982. - С. 71-89

106. Халилов Х.М. Устное народное творчество лакцев. Махачкала, 2004. -314с.

107. Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков. Исследование и тексты. Махачкала, 1994. - 213 с.

108. Хасбулатов Х.М. История Урахи и населенных пунктов Дахадаевского р-на. Махачкала: Изд. дом «Народы Дагестана», 2004. - 286 с.

109. Хут Ш.Х. Несказочная проза адыгов. Майкоп, 1989. - 276 с.

110. Ципинов А.А. Народная историческая проза адыгов. Нальчик: Эльфа, 2000.- 157 с.

111. Чистов К.В. О сюжетном составе русских народных преданий и легенд (Методологические вопросы) // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов (1968, г. Прага). -М.: Наука, 1968.

112. Шихиева М.Ш. Сказочный эпос дагестанских азербайджанцев: специфика, типология, поэтика. Автореф. дис. канд. филол. наук. -Махачкала, 2005. 18 с.

113. Шихсаидов А.Р. Освободительная борьба народов Дагестана против халифата УП-УШ вв. // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986. - С. 5-21.

114. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Южном Дагестане в Х-ХУ веках // Ученые записки Дагфилиала АН СССР. Т.VI. Махачкала, 1959.

115. Юсупов Х.А., Муталимов М.А. Харбукцы: история и культура. -Махачкала: Юпитер, 1997. 389 с.

116. Источники и рукописные фонды

117. Алиев Б.Г. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1988. - 128 с.

118. Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей (Источники, предания, легенды, героико-исторические песни). Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2002. 408 с.

119. Личный архив автора работы. Материалы, собранные во время экспедиций в 2006-2009 гг.

120. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Вып. I. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1971. - 370 с.

121. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Вып.2. Махачкала, 1975.-372 с.

122. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Из записных книжек историка. Махачкала, 1963. -145 с.

123. Магомедов P.M. Легенды и факты. Из записных книжек историка. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. 165 с.

124. Магомедов P.M. По аулам Дагестана. Выписки из полевых дневников. Вып. 1. Махачкала, 1977. - 143 с.

125. Магомедов P.M. По аулам Дагестана. Выписки из полевых дневников. Вып. 11.- Махачкала, 1979. 167 с.

126. Рукописный фонд Студенческого научно-исследовательского института фольклора и литературы (НИИФЛИ) ДГУ им. А.Ф. Назаревича.

127. Рукописный фонд Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, ф. 9, on. 1.

128. Рукописный фонд Студенческой фольклорной лаборатории Дагестанского государственного педагогического университета (СФЛ ДГПУ). Даргинский фольклор. ДФ 201- 299.

129. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Под ред. A.M. Новиковой. М.: Выс. школа, 1971. - 495 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.