Этнопедагогические факторы мультикультурного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Палаткина, Галина Владимировна

  • Палаткина, Галина Владимировна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 400
Палаткина, Галина Владимировна. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: дис. доктор педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2003. 400 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Палаткина, Галина Владимировна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические предпосылки исследования этнопедагогических факторов мультикультурного образования.

§1.1. Феноменология этнопедагогических факторов мультикультурного образования.

§ 1.2. Историко-педагогический анализ развития мультикультурного образования.

§1.3. Методология и методы исследования мультикультурного образования.

Глава II. Этнопедагогическая характеристика образовательного пространства современной России.

§2.1. Культурно-демографическое состояние образовательного пространства России.

§2.2. Этническая культура в контексте современного мультикультурного образования.

§ 2.3. Мультикультурный подход как тенденция развития современного образования.

§ 2.4. Дидактические основы построения. модели реализации этнопедагогических факторов в мультикультурном образовании.

Глава III. Моделирование и реализация этнопедагогических факторов мультикультурного образования.

§3.1. Концепция построения этнопедагогической модели мультикультурного образования.

§3.2. Условия реализации этнопедагогических факторов мультикультурного образования.

§3.3. Предварительное (пилотажное) эмпирическое исследование этнопедагогических факторов мультикультурного образования.

§ 3.4. Мониторинг результативности этнопедагогических факторов мультикультурного образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогические факторы мультикультурного образования»

Актуальность исследования. Проблемы межнационального взаимодействия и толерантности стоят остро не только в России, но и в любой стране независимо от ее экономического и социального уровня развития^ так как в мире практически не существует моноэтничных государств. Поэтому идеи мультикультурного образования сегодня необычайно актуализируются.

Происходящие в России политические и экономические преобразования обострили ряд противоречий, среди которых можно выделить:

• противоречие между ростом национального самосознания и фактической неподготовленностью общества к позитивному восприятию всего самобытного национального многообразия;

• противоречие между потребностью этносов изучать родную культуру и отсутствием системы образовательных институтов с квалифицированными кадрами, способными ее удовлетворить;

• противоречие между необходимостью позитивных межнациональных контактов и отсутствием культуры такого взаимодействия;

• противоречие между большим педагогическим потенциалом этнической среды и невостребованностью этого потенциала в современной системе образования;

• противоречие между мультикультурным составом современной демографии и отсутствием системы образования, удовлетворяющего потребностям каждого этноса.

Между тем в мультикультурном социуме база толерантного сосуществования различных этнических и социальных общностей сейчас осознается практически всеми учеными и политиками. Этот факт находит свое подтверждение в официальных документах. Так, в 2001 г. на заседании Правительства РФ была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Создавшаяся обстановка выдвигает на передний край вопрос о «лечении» социума, развитии интернационализма, уважения ко всем этносам и их культурам, религиозным конфессиям, необходимости их мирного сосуществования. В решении этих вопросов определяющее значение приобретают разработка и реализация концепций образования, способствующего консолидации общества.

Рост потребности в расширении отечественного мультикультурного образования совпадает с аналогичными процессами в мировой образовательной практике. Все национальные системы образования, решая свои внутренние задачи, строят общее культурное пространство как мультикультурное, т.е. сложное, комплексное, пересекающееся с такими же другими и умножающее свои разнообразные влияния.

Следует отметить, что ученые различных стран активно занимаются проблемами мультикультурного образования (О.В. Аракелян, К.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Ф.М. Малхозова, В.И. Матис, JI.JI. Супрунова, Ф. Уелль, Р. Хессари, Д. Хилл, А.В. Шакфикова и др.).

Исследования этнических особенностей педагогических традиций заметно интенсифицировались с начала 1990-х гг. К этому моменту выполнен ряд исследований, связанных: с особенностями национальных, педагогических культур: Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова (этнопедагогика чувашей), О.Д. Мукаева (этнопедагогика калмыков), А.Ф. Хинтбидзе (этнопедагогика грузин), Ш.М.-Х. Арсалиев (этнопедагогика чеченцев), Ж.Т. Тумунов (этнопедагогика Агинских бурят), Н.В. Силистрару (этнопедагогика молдаван), Н.Г. Баженова (этнопедагогические ценности Амурского казачества), Н.Ф. Сагаякова (этнокультурные традиции хасаков), В.И. Баймурзина (традиции нравственного и трудового воспитания башкир), A.M. Леонов (старообрядцы), С.П. Беловолов (алтайская этнопедагогика); с анализом функционирования средств народной педагогики: З.Б. Цал-лагова (этнопедагогическая афористика), Э.И. Сокольникова (этнопедагогика семьи), А.С. Шаалы (традиции народного этикета), Г.А. Романов (празднично-обрядовые формы народной культуры).

Теоретико-методологические аспекты этнической педагогики исследованы С.К. Бондыревой, Ю.А. Рудь, Г.А. Стачинским, Е.Л. Христовой и др.

Эта проблематика представлена в этнопсихологических исследованиях С.К. Бондаревой (пролема толерантного сознания и формирования толерантных отношений); А.А. Ивановой (этническое самосознание молодежи коренных этносов Кавказа), B.C. Мухиной и А.С. Обухова (этнопсихологические особенности народов русского Севера); О.Н. Хухлаева (адаптация детей беженцев-афганцев); М.С. Меримановой (проблемы развития толерантности у подростков) и др.

Ряд исследователей активно разрабатывает проблематику этнопедагоги-ческой подготовки учительских кадров (О.И. Пономарева, В.А. Николаев, Г.Ю. Нагорная, М.С. Нурмакова, М.Г. Харитонов).

Однако большинство специалистов, рассматривая тот или иной аспект мультикультурного образования и этнопедагогики, специально не исследовали возможности их взаимосвязи. Ощущается недостаток целостного осмысления этого вопроса. Несмотря на то, что в различных регионах ведется активная работа, накоплен теоретический и эмпирический материал, требует фундаментального исследования и прикладных разработок проблема теоретического анализа этнопедагогических факторов и построения на этой основе концепции мультикультурного образования.

С учетом этих противоречий была избрана тема исследования, проблема которого формулируется следующем образом: каковы этнопедагогические факторы мультикультурного образования?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс мультикультурного образования.

Предмет исследования: этнопедагогические факторы мультикультурного образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования этнопедагогических факторов мультикультурного образования.

2. Разработать классификацию этнопедагогических факторов мультикультурного образования.

3. Определить этнопедагогическое содержание и сущностные характеристики мультикультурного образования.

4. Вскрыть и обосновать тенденции и психолого-педагогические условия реализации этнопедагогических факторов мультикультурного образования.

Гипотеза исследования: в условиях мультикультурного общества этническая культура является одним из главных источников духовно-нравственного развития личности. Этнопедагогические факторы могут стать средством мультикультурного образования, если реализованы следующие условия:

• этнопедагогические факторы рассматривать как движущие силы процесса подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества, обладающие этнической спецификой. В основе исследований этнопедагогических факторов мультикультурного образования лежит изучение этнопедагогической среды, базирующееся на знании ее структурных компонентов-блоков;

• мультикультурное образование определять как идею, процесс и инново-ционное движение в образовании, обеспечиваещее получение образования каждой этнической и социальной общности, путем системного изменения среды таким образом, чтобы она была адекватна интересам и потребностям каждой этнической и социальной группы, если их интересы не входят в противоречие с законом;

• при организации мультикультурного образования функционируют две модели школ: этнокультурная (суглубленным изучением культуры одного из этносов) и мультикультурная (с полиэтничным составом учащихся) содержание образования которых будет составлять национально-региональный (родная культура), федеральный и мировой компоненты;

• мультикультурное образование базируется на этнопедагогическом материале, включающем основные средства народной педагогики (фольклор, быт, традиции, искусство, религия и др.), а этническая культура рассматриватеся как часть мировой, в диалоге с другими их взаимосвязи и взаимообогащении.

Методологическая база исследования. Она основана на современных философских, педагогических и психологических концепции воспитания и развития личности, а также совокупности теоретических положений рассматривающих человека как субъекта деятельности и общения, раскрывающих влияние на активизацию и проявление его сущности, как целостного природно-социального явления. Специальную методологию составляют: онтологический подход, отражающий современную гуманистическую парадигму в образовании; аксиологический подход; системно-структурный подход; интегративный подход, обеспечивающий исследование феномена этнокультурного развития личности как целостности, отражающей внутреннее единство этих явлений (системность, структурность, устойчивость и др.); культурологический подход, опирающийся на этнокультурную направленность образования, рассматривающую традиционную культуру воспитания как составную часть мировой культуры; этнопедагогический подход, раскрывающий значение народного воспитательного опыта в становлении личности (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, М.Г. Харитонов, З.Б. Цаллагова и др.).

В теоретическом плане исследование базируется на фундаментальных идеях: концепции мира и человека в мире (М.М. Бахтин), идее культурного релятивизма в изучении этнических культур (М. Херсовиц), концепции диалога культур (B.C. Библер), идеях механизмов персонализации и самореализации личности (К.А. Абульханова, А. Маслоу, B.C. Мухина, А.В. Петровский, К. Роджерс и др.); теории полисубъектности в образовании (А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский и др.).

Методы исследования. Исследование изначально строилось как многоуровневое, осуществляемое по лонгитюдному типу. Методология системного подхода потребовала не только целостного, но и относительно автономного рассмотрения ряда структурных элементов разрабатываемой единой концептуальной модели этнокультурного воспитания в образовательной среде. Каждое из этих направлений (разработка концепции мультикультурного образования, диагностика сформированности уровня толерантности," прогнозирование и развитие этнической культуры и др.) базировалось на едином подходе, но при этом включало в себя теоретический и эмпирические этапы.

Последние строились, в зависимости от специфики частного предмета, по традиционным схемам, обычно используемым в эмпирических исследованиях. Это и ставшее классическим участие «экспериментальных» и «контрольных» групп, и более сложное, в плане организации, использование стратегий, предполагающих сопоставление разных концептуальных подходов решения частной научной задачи. А также другие, когда, например, одновременно, параллельно «работали» несколько экспериментальных групп, сопоставительный же анализ результатов проводился на заключительном этапе. В некоторых случаях использовались также простые «линейные» схемы, ориентированные на эмпирическое изучение эволюции отдельных параметров в течение длительного времени, предполагающее сопоставление начальных и последующих результатов развития в одной и той же выборке.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, контент-анализ и др.); диагностические методы (наблюдение, тестирование, метод экспертных оценок обобщенных независимых характеристик); праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности учащихся, изучение психолого-педагогического опыта); методы статистической обработки эмпирических данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования осуществлялась:

- на базе Астраханского государственного педагогического университета (в исследовании принимали участие студенты 1-5-х курсов по специальностям: социальный педагог, учитель истории, учитель иностранного языка (английский, немецкий, французский);

- на базе Областного государственного образовательного учреждения дополнительного, профессионального образования «Астраханский центр Гражданского образования» при администрации Астраханской области (в исследовании были задействованы руководители районных методических кабинетов, педагоги дополнительного образования);

- на базе детско-юношеского центра г. Волгограда (в эксперименте участвовали воспитанники центра, педагоги, администрация, специалисты социально-психологической службы);

- на базе Муниципального учреждения Волгоградского методического центра (в исследовании принимали участие воспитанники центра);

- на базе лицея № 8 г. Волгограда (в исследовании принимали участие 9-11 педагогические классы, педагоги);.

- на базе Волгоградского государственного педагогического университета (в исследовании принимали участие студенты вторых курсов всех факультетов);

- на базе билингвальной гимназии № 4 г. Астрахани (гимназисты 1 - 11 классов);

- на базе Калмыцкого государственного университета (студенты педагогического факультета);

- Элистинского педагогического колледжа имени Х.Б. Канукова (учащиеся 1-4 классов базовой школы, студенты отделений школьного, дошкольного и физического воспитания);

- на базе Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (слушатели курсов).

10

Научная новизна исследования:

• определено понятие «мультикультурное образование», как наиболее современный вариант образовательной стратегии, ориентированной на формирование этнической культуры учащихся в сфере образования;

• раскрыто содержание мультикультурного образования, включающее три компонента: национально-региональный, федеральный и мировой;

• разработаны классификации и характеристики этнопедагогических факторов, как основных средств обеспечивающих действие механизмов реализации мультикультурного образования;

• выявлены условия реализации этнопедагогических факторов мультикультурного образования: обеспечение качества всех элементов образовательного процесса, имеющих какое-либо' отношение к этносфере; культурно-образовательное пространство должно строиться как часть мирового, на диалоге культур, их взаимодействии и взаимообогащении; обеспечение баланса между опасностью превращения в разновидность учебных заведений различных конфессий, с одной стороны, и, с другой, - выхолащивание духовно-религиозного начала; должен строго обеспечиваться объективный историзм; образовательный процесс необходимо строить с использованием этнопедагогических концепций, технологий и методик; приобщение к богатствам родной и мировой культуры должно обеспечиваться через живое художественное творчество; должна быть обеспечена четко разработанная система отслеживания результатов обучения и воспитания и связи с семьей; необходимо особое внимание уделять физическому и психическому здоровью ребенка; должна функционировать система подготовки и переподготовки преподавательских кадров;

• осуществлен педагогический анализ феномена этнопедагогической среды, ее основных, структурных компонентов, рассматриваемой нами как части педагогической среды, представляющей собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т.д.

Теоретическое значение исследования:

• обоснована совокупность положений составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования этнопедагогических факторов мультикультурного образования;

• вскрыта сущность и даны характеристики этнопедагогических факторов мультикультурного образования;

• выявлены теоретические основы этнопедагогических факторов в реализации мультикультурного образования.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы способствуют повышению эффективности образовательного процесса в полиэтнических учебных группах, снижению напряженности в межэтническом взаимодействии, формированию у подрастающего поколения уважительного отношения к культуре различных этносов, развитию терпимости к их этнопсихологическим особенностям, вероисповеданию, стремлению узнавать, сохранять и развивать свою национальную культуру, готовности к позитивному взаимодействию с людьми различных национальностей. Они могут найти применение в подготовке педагогических кадров, разработке соответствующих разделов в рамках общей педагогики и педагогики межнационального общения, проектировании образовательных программ современных образовательных учреждений разного уровня.

Основные этапы исследования

На первом этапе (1993 — 1996 г.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

На втором этапе (1996 г.) были разработаны организационно-педагогические аспекты технологии изучения этнопедагогической среды, экспериментальная программа с подбором базовых образовательных учреждений.

На третьем (1997-1998 г.) прошла реализация программ экспериментального исследования, были разработаны основные технологии и методики, обобщены результаты эмпирического исследования. Проанализировано состояние мультикультурного образования за рубежом и Росси. Оформлена и защищена кандидатская диссертация на тему «Подготовка студентов педагогических вузов к изучению этнопедагогической среды в полиэтническом регионе».

На четвертом этапе (1998-2003 г.) систематизировались и обрабатывались данные эксперимента, проводился мониторинг эффективности реализации разработанных этнопедагогических технологий и методик в мульти-культурном образования в ряде регионов России, обобщались результаты исследования, оформлялась докторская диссертация.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров работы, связанных с онтологическим, культурологическим, интегративным и этнопёдагоги-ческим подходами, адекватностью предмета, логики и задач исследования, статистической значимостью объема выборок, непротиворечивостью выводов и их соотносимостью с массовой практикой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Исследование сопровождалось обсуждением его результатов, которые нашли отражение в более пятидесяти работах, в том числе монографии, статьях в центральных изданиях, и 5 коллективных монографиях, общий объем которых составляет 50 условных печатных листов.

Материалы работы апробированы на Международной научно-практической конференции «Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения». М, 1999; международной конференции «Образование взрослых - шаг России к XXI век» (Импульс V Гамбургской конференции по образованию взрослых). Н. Новгород, 1999; Международной научной конференции: «Педагогическое образование: гуманистические традиции иноваторство» Казань, 1999; Международной научно-практической конференции: «Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы». Стерлитамак, 2000; IV международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации», Петербург, 2002; Международной научной конференции: «Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст», Москва 2002 г; Международной научно-практической конференции: «Этнопедагогические проблемы воспитания школьника», г. Атырау (Казахстан), 2003г.; Всероссийской научно-практической конференции: «Астраханский край: история и современность (к 280-телетию Астраханской губернии», Астрахань, 1997; Всероссийской научно-практической конференции: «Этнический фактор и политика: история и современность». Ижевск, 1999; Всероссийской научно-практической конференции: «Школа на рубеже веков». Смоленск, 2000; Всероссийской научно-практической конференции: «Развитие и взаимодействие национальных культур как фактор стабильности межэтнических отношений в полиэтническом регионе: Астрахань: 2000; Первой Всероссийской научно-практической конференции: «Методология и технология воспитания в современных условиях и проблемы подготовки учителя». М., 2001; Всероссийской научно-практической конференции: «Воспитательная деятельность: педагогические, психологические, технологические и правовые аспекты». Астрахань 2002; Всероссийской научно-методической конференции: «Интеграция культур в смыслосозидаю-щем образовании:», 2002 г. Махачкала 2002; Межрегиональной научно-практической конференции: «Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития». Оренбург 2002, Межрегиональной научно-практичекой конференции «Этнопедагогизация национальных систем воспитания». Элиста 2003г.

Материалы исследования внедрены в образовательный процесс Астраханского государственного университета, Московского педагогического государственного университета, Волгоградского государственного педагогического университета, Калмыцкого государственного университета.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологическими предпосылками исследования этнопедагогических факторов мультикультурного образования выступают: современная гуманистическая парадигма образования; феноменология этнокультурного развития личности как целостности, отражающей внутреннее единство этих явлений (системность, структурность, устойчивость и др.); этнокультурная составляющая содержания образования (позволяющая рассматривать традиционную культуру воспитания как составную часть мировой культуры).

2. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования могут быть расклассифицированы на основе современных, принятых в отечественной педагогике подходов, на мега-, макро-, мезо- и микросредовые факторы. При этом, внешне традиционном делении, существует специфическое, содержательное наполнение каждой группы, отраженное в особенностях сущностных характеристик этнопедагогических факторов мультикультурного образования

3. Мультикультурное образование рассматривается нами как наиболее современное концептуальное решение, на котором строится принципиально новая образовательная практика, ориентированная, прежде всего, на формирование соответствующей задачам современного этапа развития цивилизации, этнической культуры учащихся в сфере образования.

4. Основу реорганизации содержания образования, с точки зрения принципа мультикультурности, составляет особый подход к изучению соотношения мировой и этнической культуры. Оно состоит из трех компонентов регионально-национального (национальная культура), федерального и мирового. Национальный компонент удовлетворяет потребности всех этносов в сохранении, развитии и передачи своей культуры. Федеральный компонент обеспечивает всем учащимся, независимо от их национальной принадлежности, эквивалентность образования для представителей различных национальностей по всей России и дает возможность сохранять единое образовательное пространство. Мировой компонент помогает человеку интегрироваться в общемировое культурное пространство.

5. Основными психолого-педагогическими условиями реализации этнопеда-гогических факторов мульткультурного образования являются:

• обеспечение качества всех элементов образовательного процесса, имеющих какое-либо отношение к этносфере;

• построение культурно-образовательного пространства как часть мирового, на диалоге культур, их взаимодействии и взаимообогащении;

• обеспечение баланса между опасностью превращения в разновидность учебных заведений различных конфессий, с одной стороны, и, с другой, -выхолащивание духовно-религиозного начала;

• обеспечение объективного историзма;

• построение образовательного процесса с использованием этнопедагогиче-ских концепций, технологий и методик;

• приобщение к богатствам родной и мировой культуры через живое художественное творчество;

• функционирование четко разработанной системы отслеживания результатов обучения и воспитания и связи с семьей;

• уделять физическому и психическому здоровью ребенка;

• функционирование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Палаткина, Галина Владимировна

Выводы к третьей главе

Исследования этнопедагогических факторов позволили раскрыть сущностные характеристики мультикультурного образования: функции, цели, задачи, принципы, характеристику субъектов, особенности содержания образования и т.д.

Рассматривая модель мультикультурного образования, мы пришли к выводу, что таких моделей должно быть как минимум две: для этнокультурной и для мультикультурной школ. Особо отмечаем, что и та, и другая школа должны быть билингвальны. Содержание материала в этих моделях должно состоять из трех компонентов: регионально-национального, федерального и мирового. А его распределение будет отличаться. В этнокультурной школе необходимо основываться на родной культуре и постепенно через нее и культуру страны приходить к мировой, причем федеральный компонент будет являться гарантом легкой интеграции в жизнь государства и позволит сохранить единое образовательное пространство Российской Федерации. В мультикультурной школе этот же материал эффективнее распределять по спирали, с каждым годом углубляя знания, как родных культур, так и федерального и мирового компонента.

Анализ проблемы позволил выделить общие условия, которые повышают эффективность мультикультурного образования.

Первое — это обеспечение качества всех элементов образовательного процесса, имеющих какое-либо отношение к этносфере.

Второе — культурно-образовательное пространство должно строиться как часть мирового, на диалоге культур, их взаимодействии и взаимообогащении.

Третье — обеспечение баланса между опасностью превращения в разновидность учебных заведений различных конфессий, с одной стороны, и, с другой - выхолащивание духовно-религиозного начала.

Четвертое - должен строго обеспечиваться объективный историзм.

Пятое — образовательный процесс необходимо строить с использованием этнопедагогических концепций, технологий и методик.

Шестое — приобщение к богатствам родной и мировой культуры должно обеспечиваться через живое художественное творчество.

Седьмое — должна быть обеспечена четко разработанная система отслеживания результатов обучения и воспитания и связи с семьей.

Восьмое - необходимо особое внимание уделять физическому и психическому здоровью ребенка.

Девятое — должна функционировать система подготовки и переподготовки преподавательских кадров.

Помимо перечисленных общих условий, мы выделили условия для реализации частных задач мультикультурного образования: изучение этнопедагогической среды, действенности средств народной педагогики в семье, формирования толерантности и культуры межнационального взаимодействия.

Главная задача нашей опытно-экспериментальной части исследования - найти оптимальное соотношение между компонентами содержания мультикультурного образования, дающее ученику возможность приобрести ментальность представителя своей национальности и в то же время интегрироваться в русскоговорящее общество и стать полноправным его членом, т.е. получить мультикультурное образование. Для этого мы поставили ряд частных задач, позволивших разработать и апробировать эффективные этнопедагогические технологии и методики мультикультурного образования.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Палаткина, Галина Владимировна, 2003 год

1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991. 224с.

2. Абдуллина К.Х. Роль школы в возрождении народных традиций. Взаимодействие психолого-педагогической практики в условиях перестройки народного образования: Сб. статей. Уфа, 1992. С .77-80.

3. Абсалямова А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе: Метод. пос./А.Г. Абсалямова, Ю.С. Горбачева. Уфа, 1997. 19с.

4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 350 с.

5. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь, 1994. 100 с.

6. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А Этнические проблемы современности и культура межнационального общения: Уч. пос. Ставрополь, 1983. 222 с.

7. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990.240 с.

8. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1985. 290 с.

9. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов /Духовная культура и этническое самосознание наций. М., 1990. Вып.1. С. 12-38.

10. Ю.Аксенов В.П. Негатив положительного героя. М., 1996. 126 с.

11. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989. 144 с.

12. Аленина Р.А. Социальная природа традиций и их роль в жизни и развитии общества: Автореф. канд. филос.наук. М., 1977. 18 с.

13. Антология педагогической мысли народов ССР второй половины XIX-начала XX века /Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.608 с.

14. И.Антонова В.К. Государственная служба Канады и США: Влияние мульти-культурализма. Саратов, 2002. 148 с.

15. Аппаева Я.Б. Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии (XIX в.-20-40-е гг. XX в.): Автореф. .канд. пед. наук. Волгоград, 2001.20 с.

16. Арабов И.А., Нагорная Г.И. Этнопедагогика. Карачаевск, 1999.213 с.

17. Аракелян О.В. Поликультурное образование: Сущность и содержание. М., 2001.148 с.

18. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. 39 с.

19. Артемова О.Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 17-55.

20. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1972. Вып. 2.

21. Арутюнян Ю.В., Дробижева J1.M., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999. 271 с.

22. Архангельский JT.M. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974. 221 с.

23. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. 1991. № 2 . С. 21-23.

24. Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Уфа, 1993. 30 с.

25. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа, 2000. 326 с.

26. Ахияров К.Ш., Искаков Т.К., Бронников С.А. Народная педагогика — основа воспитания подрастающего поколения. Уфа, 1992.48 с.

27. Баженова Н.Г. Этнопедагогические ценности Амурского казачества: Автореф. дис. .канд. пед. наук.Якутск, 2000. 19 с.

28. Баймурзина В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1992. 18с.

29. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования. М., 1998. Т. IV. Вып. VI. С .64-85.

30. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования. М, 1998. Т. IV. Вып. VI. С. 248-267.

31. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984. 342 с.

32. Баскакова Н.П., Ефремова Н.В. Язык и музыка в поликультурном образовании // Россия и Запад: Диалог культур: Материалы 4-й Международной конференции. М., 1998. 699 с.

33. Батерин С.С. Критерии прогресса личности. М., 1990. 189 с.

34. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.72 с.

35. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.444 с.

36. Башляр Г. Избранное: Новый рационализм. М., 2000. 395 с.

37. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 2000. 238 с.

38. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.Воронеж, 2000.208 с.

39. Белова С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев. Автореф. д-ра. пед. наук. М., 2001.24 с.

40. Беляева JI.C. Саамская этническая педагогика. Мурманск, 2001. 152 с.

41. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991. 81с.

42. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. 211 с.

43. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике: Монография. М.Волгоград, 2003.164 с.

44. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. 144 с.

45. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации /Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1987.247 с.

46. Богатова З.Б. Опыт ненасилия во Французских общественных институтах //Интеграция культур в смыслосозидающем образовании: Материалы всероссийской научно-методической конференции. 26-28 февраля 2002 г. Махачкала, 2002. С. 54-55.

47. Болонев Ф.Ф. Духовная культура и быт русских крестьян-старожилов юго-восточной Сибири в XVIII-начале XX вв. (Семейские Забакалья): Дис. . д,-ра ист. наук. Новосибирск, 1996. 42 с.

48. Большой энциклопедический словарь. М., 1993. 1263 с.

49. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. 194 с.

50. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000. 304 с.

51. Борзых Н.П. Межнациональные браки в СССР в середине 1930-х годов //Советская этнография. 1984. №8. С. 101-112.

52. Борисов Л.П. Политология. М., 1996. 29 с.

53. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб., 1994. 168 с.

54. Боуэн М.А. Мультикультурное образование и этнические различия в районной школе // Кросс-культурный диалог: Компаративные исследования в педагогике и психологии. Владимир, 1999. С. 3-6.

55. Бочарова Б.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. 208 с.

56. Бочарова Б.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. М., 1986. 79 с.

57. Бромлей Ю.В. Очерки и теории этноса. М., 1983.412 с.

58. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.,1973.280 с.

59. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 280 с.

60. Бызова В.М. Введение в этнопедагогику. Сыктывкар, 2000.46 с.

61. Вызова В.М. Элементы этнопедагогики. Сыктывкар, 2000.52 с.

62. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: Концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. № 4. С. 3-4.

63. Васильев В. Толерантность — важный фактор культуры. www.freenet.kg/iovnal/n5/JRNAL5-c.htm

64. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 804 с.

65. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.97 с.

66. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988. 334 с.

67. Виленский М.Я. Методология профессионального туристического образования. М., 2001. 197 с.

68. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1992.166 с.

69. Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования: Информационный бюллетень / Сост. С.В. Никитин. М., 1993. Вып. № 3. 94 с.

70. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть национальной культуры (Родник педагогической мудрости) // Советская педагогика. 1989. №1. С. 98-103.

71. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избр. собр. соч.: В 2-х т. М., 2002. Т. 1. 455 е.; Т. 2.459 с.

72. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномен демократии гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. 88с.

73. Волков Г.Н. Созвездие земли. Чебоксары, 1979. 98 с.

74. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958.260 с.

75. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001.160 с.

76. Волков Г.Н. Этнопедагогика и ее основные проблемы. Чебоксары, 1965. Вып. 22. 124 с.

77. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997.441 с.

78. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. 168 с.

79. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 376 с.

80. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи // Magister. 2001. №1. С.40-50.

81. Воловник Н.С. У истоков русского фольклора: Уч.-метод. пос. М., 1981. 94 с.

82. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. №2. С. 105-107.

83. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы круглого стола // Педагогика. 2000. №5. С. 41-58.

84. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М., 1981.94 с.

85. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. 487 с.

86. Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. M.-JL, 1935. С. 53-72.

87. Вырщиков А.Н., Сериков В.В., Сергеев Н.К. Активные методы обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в условиях перестройки системы народного образования. Волгоград, 1987. 27 с.

88. Габриелян О. А. Крым как проблема регионализма. www.ccru.crirnea.ua/internet/Education/hotesl 1/soder.html

89. Гайдучонок И.А. Слово о личности. Минск, 1990. 155 с.

90. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования в г. Москве): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1993. 26 с.

91. Галямов Р. Р. Многонациональный город. Уфа, 1996. 199 с.

92. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. № 6. С. 51-55.

93. Гасанов З.Т. Роль межнационального общения в жизни учащейся молодежи // Советская педагогика. 1984. №5. С. 28-34.

94. Гаспринский И. Из наследия. Симферополь, 1991. 64 с.

95. Грачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. 366 с.

96. Гашимов А.Ш. Народная мудрость, воплощенная в слове-образе // Литература Азербайджана. 1959. №10. С. 103-106.

97. Герцен А.И. Избр. филос. соч. М., 1948. Т. 11. С. 111-112.

98. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998. 432 с.

99. Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства//Педагогика. 1997. №3. С. 10-15.

100. Глазачева С.Н., Грехова Л.И., Козлова О.Н., Сотников Н.Н. Образование сегодня и завтра: На пути к культуре мира // Культура мира: Взгляд из России: Очерки, проекты. М.-Ставрополь, 1999. С. 68-71.

101. Государственная общеобразовательная школа и религия. М., 1994. 160 с.

102. Грачев Г.Д. Русская ментальность: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1994. №1. с. 25-53.

103. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Ростов, 2000. 47 с.

104. Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. 512 с.

105. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990. 526 с.

106. Даль В. Толковый словарь. М., 2001. 382 с.

107. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1994. 613с.

108. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., 2002. 71 с.

109. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. 208 с.

110. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1982. 22 с.

111. Дробижева JT.M. Толерантность и рост этнического самосознания: Пределы совместимости // От толерантности к согласию. М., 1997. С. 78-94.

112. Дробижева JT.M. Формирование культуры межнационального общения. М., 1982. 114 с.

113. Дрофа В.М. Образовательная среда как объект управления. http://ooipkro.nm.ru/Text/t 10 72.htm

114. Дьячков М.В. Миноритарные языки в полиэтнических (многонациональных) государствах. М., 1996. 115 с.

115. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тверь, 2000. 29 с.

116. Жернов В.И., Дуранов М.Е. Культура и образование личности. Магнитогорск, 1998. 11 с.

117. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. М., 1992. 241 с.

118. Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России. М, 1998.320 с.

119. Забелин И.С. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Новосибирск, 1992.246 с.

120. Закон «Об образовании». М., 2002. 51 с.

121. Здравомыслов А.Г. К вопросу об изучении национальных отношений. //Национальные проблемы в современных условиях. М., 1988. С. 144-152.

122. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 223 с.

123. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово, 1999. 63 с.

124. Зорина Л.Я. Условия реализации процесса обучения // Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. И.Я. Лернера и др. М., 1989. С. 216.

125. Иватова Л.М. Влияние многонациональной среды на межличностные национальные отношения: Дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1991. 205 с.

126. Иорданский В. Две грани общественного сознания: Этническая и национальная // Мировая экономика и международные отношения. М., 1993. С. 87-100.

127. Исмангалиев А.С. Прогрессивные идеи и опыт народного воспитания у казахов. Алматы, 1997. 142 с.

128. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991. 168 с.

129. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.328 с.

130. Казахские народные пословицы и поговорки /Сост. и пер. с казахского В.Б. Захарова, А.Т. Самойловой. Алматы, 2002.224 с.

131. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990. 144 с.

132. Карлов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или «Не возводи дом свой на песке» // Вопросы философии. 1995. № 12. С. 35-47.

133. Каршинова JI.B. Народная культура: Метод, пос. для учителя. М., 2001. 70 с.

134. Кекеева З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков: Автореф. дис. канд. пед. наук.СПБ., 1997.21с.

135. Кенжехметулы С. Казахские народные традиции и обряды. Алматы, 2002. 96 с.

136. Князева О.Д., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Уч.-метод. пос. СПб., 1999.304 с.

137. Ковалев А. Регион как элемент геопространства: Структура и эволюция // Регион. Проблемы и перспективы. 1997. № 4. С. 24.

138. Коган Л.Н. Социальная среда и воспитание //Учебно-воспитательный коллектив и среда его жизнедеятельности:Сб.статей. Свердловск,1980.С.З—9.

139. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

140. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000. С. 92-93.

141. Коляскин А.И. Была ли у нас дружба народов? (Для бесед с молодежью) // Вестник средней школы. 1994. № 2. С. 20-21.

142. Комаров В. Культура межнационального общения: (о постановке воспитательной работы в школе) // Народное образование. 1993. №5. С.65—67.

143. Комарова Г.А. О понятии «этнопедагогика» в современной этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980. С. 202-212.

144. Кон И.С. Социология личности. М., 1958.133 с.

145. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. № 10. С. 52-59.

146. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. М., 1996.93 с.

147. Концепция модернизации российского образованияhttp://www.ed.gov.ru/ministry/pravo^393.html

148. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на-Дону, 1997. 80 с.

149. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002. 416с.

150. Кошкаров Н.В. Культура и этничность. СПб., 1998. 196 с.

151. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996. С. 32-33.

152. Краткая философская энциклопедия / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. М., 1994. С. 469.

153. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1998. С. 242.

154. Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.351 с.

155. Крымский С.Б. Контуры духовности: Новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12.

156. Кудряшова Н.В. Мультикультурное общество и вопросы образования молодых иностранцев в ФРГ (по материалам исследований Фонда им. Ф. Эберта) // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. М., 1998. Т. IV. Вып. VI. С. 142-155.

157. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М., 1998. 142 с.

158. Кузнецова Е.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза к работе в полиэтническом регионе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2001.20 с.

159. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. № 6. С. 3-12.

160. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000.448 с.

161. Культурология / Под научн. ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1999. 604 с.

162. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. М., 2001. 303 с.

163. Культурология XX в.: Энциклопедия / Гл. ред. С .Я. Левит. СПб., 1998. Т. 2.446 с.

164. Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2000.315 с.

165. Куропятник А.И. Мультикультурализм: Проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. С.-Пб., 2000.205 с.

166. Кутьева М.В. Этнокультурные аспекты изучения языков // Педагогика.1998. №3. С. 74-80.

167. Кущетерова Ф.Т. Изучение этнопедагогики в вузе как средство формирования национального самосознания студентов. Карачаевск, 2000.114 с.

168. Лебедева Н. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.,1999. 224 с.

169. Лебедева О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших школьников. М., 1992. 150 с.

170. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. 510с.

171. Левко А.И. Социокультурные факторы формирования личности ученика общеобразовательной школы. Минск, 1999.265 с.

172. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психология. 1992. № 6. С. 35—46.

173. Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-эстетических традициях русских (семейских) Забайкалья. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994.18 с.

174. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. М., 1973. Т. II.

175. Литература народов Севера: Сборник научных статей/ Под ред. Г.Н. Ио-нина и Е.С. Роговера. СПб., 2002. 148 с.

176. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Советская культура. М., 1988. С.З—5.

177. Лопатин В.В, Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М., 1990. 704 с.

178. Лузина Л.М. Онтологическая концепция воспитания: Традиции и перспективы //Письма в Emissia. Offline: Электронный научно-педагогический журнал, http://www.ernissia.spb.su/offline/a830.htrn

179. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.448 с.

180. Мазалова М.А. Основы этнопедагогики и педагогики межнационального общения. Саратов, 2002. 50 с.

181. Майнулов Ю.С. Средовый подход в воспитании // Воспитательная система учебного заведения: Материалы Всесоюзной научно-методической конференции. М., 1992. С. 138-140.

182. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С. 3-4.

183. Макарычев А.С. Регионализм и региональная культурная идентичность. www.ccru.crimea.ua/internet/Education/hotes 11 /soder.html

184. Малхозова Ф. М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе: Дис. канд. психол. наук. М., 1999. 166 с.

185. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996. 317с.

186. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Дис. д-ра пед. наук. Барнаул, 1999.353 с.

187. Мигдал А.Б. Поиски истины. М., 1987. 184 с.

188. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.429 с.

189. Модернизация Российского образования: Документы и материалы /Ред.-сост. Э.Д Днепров. М., 2002.332 с.

190. Моисеева Н.Н. «Человек во Вселенной и на Земле» // Вопросы философии. 1990. №6. С. 32-46.

191. Мокаева М.А. Этнопсихологические особенности в управлении многонациональным педагогическим коллективом: Автореф. дис. . .канд. психол. наук. СПб., 1995.16 с.

192. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 234 с.

193. Мольденгауэр Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы. Автореф. канд. психол. наук. М., 2001. 24 с.

194. Мохаммед А.М.-Салем Культурологические факторы профессиональной подготовки учителя: Сравнительный педагогический анализ: Дис. . канд. пед. наук. СПб., 1999. 214 с.

195. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000. 182 с.

196. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 368 с.

197. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М., 1991. 71 с.

198. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995.156 с.

199. Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов // Педагогика. 1994. № 1. С. 42-46.

200. Мукаева О.Д. Нравственно-эстетические устои буддизма и проблемы воспитания и самовоспитания // Народное образование Якутии. 1993. №2. С.72-74.

201. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: История, современность. Элиста, 1999. Ч. 1.256 с.

202. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: История, современность. Элиста, 2003. Ч. II, III. 256 с.

203. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова и В.А. Тишкова. М., 2002. 356 с.

204. Мультикультурное образование //Методология и практика мультикультурного образования в условиях возрождения традиций народов Респ. Саха (Якутия): Материалы международной конференции / Сост. Н.А. Расторгуева. Якутск, 1996. 142 с.

205. Мурашов В.И. Идеи духовности. М., 2000. 198 с.

206. Муртузалиев С.И. Проблемы поликультурного образования в Дагестане: Монография. Махачкала, 2002.223 с.

207. Мусина Р.Н. Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (По материалам этносоциологических исследований Татарской АССР). Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1984.24 с.

208. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе: Дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. 209 с.

209. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры): Сборник текстов детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов / Авт.-сост. М.Ю. Новицкая. М., 1999.112 с.

210. Народная педагогическая культура и художественное воспитание детей (из опыта экспериментальных школ) / Под ред. М.П. Гурьяновой. М., 1991. 63 с.

211. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2000. 256 с.

212. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М., 1994.479 с.

213. Национальные культуры в Российской Федерации: Информационный бюллетень / Сост. С.В. Никитин. М., 1993. Вып. № 3. 41 с.

214. Национальные культуры в Российской Федерации: Информационный бюллетень / Сост. С.В. Никитин. М., 1994. Вып. № 4. 71 с.

215. Немировская JI.3. Культурология. История и теория культуры. М., 1992. 92 с.

216. Немцы России: История, современное положение, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. Оренбург, 2000. 344 с.

217. Низова А.М. Некоторые проблемы разработки методики исследования семейного воспитания // Советская педагогика. 1976. № 11. С. 46-55.

218. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы. М.-Орел, 1998. 178 с.

219. Николаева J1.B. Педагогические основы обучения межкультурной коммуникации в условиях интегрированного курса гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, 1999. 21 с.

220. Новикова Л.И. Школа и среда. М., 1985. 79 с.

221. Новые ценности образования: Культурная и мультикультурная среда школ / Ред. P.M. Люсиер и др. М., 1996. 184 с.

222. Нюдюрмагомедов А.Н. Технология конструирования и решения педагогических задач. Махачкала, 1994.48 с.

223. Образовательные стандарты: Разработка образовательных стандартов в демократическом обществе: Материалы Международного семинара. С.-П., 1995. 166 с.

224. Общество и образование в современном мире: Сборник материалов из зарубежного опыта / Сост. Г.Е. Еремеев. М., 1993. Вып. 2. 96 с.

225. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. 921 с.

226. Орлова А.П. Национальной школе опыт народной педагогики (20 — 30-е гт.) // Педагогика. 1995. № 9. С. 89-94.

227. Основы культурологии. 11 класс /Сост.: Г.М. Пономарева, Л.З. Немиров-ская, Т.Н. Тюляева. М., 1998. 319 с.

228. Основы философии в вопросах и ответах / Сост. В. Ватин. М.-Ростов-на-Дону, 2002. 604 с.

229. Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков, 1993. 136 с.

230. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенков Якутии. С-П., 2001.263 с.

231. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтничном регионе. Астрахань, 2001.167 с.

232. Палаткина Г.В. Проблемы современной этнической педагогики. Астрахань, 2000. 120 с.

233. Панькин АБ. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы). Элиста, 1997.224 с.

234. Пашаева Р.М. Возможности использования народного опыта воспитания в практике школ //Идейно-политическое и нравственное воспитание школьников. М., 1971. С. 247-260.

235. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1998. 328 с.

236. Педагогика: Уч. пос. для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 2000. 512с.

237. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. М., 1928. Т. 2. 634 с.

238. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А. Каирова. М., 1984. Т. 4. 912 с.

239. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А. Каирова. М., 1966. Т. 3. 879 с.

240. Перотти А. Аргументы в пользу мультикультурного образования: Подход Совета Европы. М., 1995. 67 с.

241. Петрицкий В., и др. Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. 362 с.

242. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.328 с.

243. Петрова С.Ф. Мультикультурное образование младших школьников: На примере школ Республики Саха (Якутия): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 26 с.

244. Пигилова Т.А. Предмет «народная культура» «Русский дом». Авторский тематический курс по предмету. М., 1993.41 с.

245. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1996. 602 с.

246. Пидкасистый П.И., Фридман JI.M., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999. 271 с.

247. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1991. 36 с.

248. Плужник И.Л. Межкультурная коммуникация, тричность образования в контексте диалога культур http://utmn.ru/frgf/No 13/text 18.htm

249. Политова Ю.М. Этническая толерантность как мировоззренческий нравственный принцип // Реальность этноса. Образование и проблемы Межэтнической коммуникации: Материалы IV научно-практическая конференции / Под научн. ред. И.Л. Набока. СПб., 2002.282 с.

250. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995. 170 с.

251. Пономарева О.И. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1999. 18 с.

252. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии / Педагогика. 1992. №7— 8. С.28-31.

253. Попов С. Сознание и социальная среда. М., 1979. 280 с.

254. Портнягин И. С. Этнопедагогика «кут-сюр»: Педагогические воззрения народа Саха. М., 1999.184 с.

255. Предки о воспитании юных: Книга для родителей и учителей / Сост. Г.П. Веселов и др. М., 1994. 65 с.

256. Природа и история Астраханского края / Гл. ред. В.А. Пятин. Астрахань, 1996.364 с.

257. Программа по народной педагогике. Для педагогических и этнопедагогических классов, педагогических училищ, лицеев, колледжей / Под ред. Г.Н. Волкова. Якутск, 1995. 24 с.

258. Пуанкаре А. О науке. М., 1990. 735 с.

259. Рассел Б. История западной философии. М., 1988. 855 с.

260. Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. С. 16-26.

261. Рац М. Концепция и основные направления программы развития культуры мира в России // Власть. 2000. №6. С. 7-51.

262. Рерих И.К., Рерих Е.И. Держава света. Священный дозор. М., 1992. 285 с.

263. Рогалева Г. И. Педагогическая под держка детских общностей в мульти-культурной среде: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. 164 с.

264. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1997.219 с.

265. Романов К. Антропология образования и культура терпимости. www.pchela.ru

266. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. Н.С. Давыдова: В 2т. М., 1993. Т.1.608с.

267. Рубинштейн JI.C. Основы общей психологии. М., 1964. 704 с.

268. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы народной педагогики. М., 1979. 187 с.

269. Русское народное творчество / Под ред. Н.И. Кравцова. М., 1971.210 с.

270. Рыжиков А.И. Взаимодействие природы и человека (О проблемах этнопедагогики) // Педагогика. 1992. № 11-12. С. 26-29.

271. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000. 304 с.

272. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996. 198 с.

273. Селезнева JI.A. Ознакомление дошкольников с природой Крайнего Севера // Дошкольное воспитание. 1991. № 8. С. 20-22.

274. Семейный быт народов СССР / Отв. ред. Т.А. Жданко. М., 1990. 520 с.

275. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. М., 1986. 112 с.

276. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: История, теория, практика (На примере адыгейского, балкарского, карачаевского народов): Автореф. дис. д-ра пед. наук. Майкоп, 2000.38 с.

277. Семыкина Г. Чтоб не распалась связь времен.: Интервью с А. Асмоло-вым // Народное образование. 1993. № 5. С. 4.

278. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. М., 2000.240 с.

279. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989.350 с.

280. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки // Вопросы философии. 1995. №11. С. 47-58.

281. Сластенин В.А. О технологии обучения в высшей школе. М., 1994. 110 с.

282. Словарь иностранных слов / Под ред. Ф.Н. Петрова. М., 1996. 608 с.

283. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусенова и И.С. Кона. М., 1989. 351 с.

284. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. 687 с.

285. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М., 1982. 1599 с.

286. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. JI.,1990. 83 с.

287. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1997. 384 с.

288. Солдатенков А.Д., Лебедева О.В. Национальная культура и подросток // Педагогика. 1993. № 1. С. 38-41.

289. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.М., 1998.389с.

290. Сорокин П.О. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. М., 1994. 96 с.

291. Состояние и основные тенденции развития системы образования Астраханской области / Под ред. В.А. Шитова. Астрахань, 2001. 46 с.

292. Старикова Г.Н. О роли церкви в деле народного образования в России //Культура отечества: Прошлое, настоящее, будущее.Томск, 1994. С. 52-55.

293. Стейн Г.Ф. Психоантропология американской культуры. Нью-Йорк, 1985.136 с.

294. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев, 1985. 180 с.

295. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. М., 1998.368 с.

296. Стецкая Т.С. Формирование опыта межнационального общения старших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. 16 с.

297. Стрельцова Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности у студентов (на материале общепрофессиональных экономических дисциплин): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 26 с.

298. Суси П.И. Нация, культура и кризис идентичности: эссе о мультикульту-ральных обществах // Этничность. Национальные движения. Социальная практика / Под ред. В. Дресслер-Холохан, Н.Г. Скворцова. СПб., 1995. 329 с.

299. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М., 1979.95 с.

300. Сусоколов А.А. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России. М., 1994.108 с.

301. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М., 1974.192 с.

302. Сюта Е.В. Идеи воспитания и обучения в этнопедагогике украинского народа // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971. С. 102.

303. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992.47 с.

304. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. 1999. № 2. С. 30-35.

305. Тимофеева Р.Е. Национальная культура в последипломном образовании педагогов. Якутск, 1998.241 с.

306. Тихомиров М.Г. Древняя Русь. М., 1975.47 с.

307. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика. 1999. № 8. С. 3-12.

308. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / Отв. ред. С.К. Бондарева. М., 2002. 368 с.

309. Толерантность и согласие // Толерантность, взаимопонимание и согласие: Материалы международной конференции / Отв. ред. В.А. Тишков. М., 1997. 307 с.

310. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. статей АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л., 1988. 252 с.

311. Трифонов С.Ф. Этнопсихология и вопросы воспитания школьников // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971. С. 111-115.

312. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф, Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: Сущность и принципы формирования. Казань, 1994. 89 с.

313. Убайдулаев Г.У. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики: Дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1983. 223 с.

314. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М., 1975. 175 с.

315. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986. 350 с.

316. Усманский Я.С., Арипов А.В. Молодежная политика и взаимодействие национальных культур // Педагогика. 1992. № 5-6. С.26-29.

317. Ушакин С.А. «Мультикультурализм» по-русски, или о возможности педагогики постмодерна в России // Полис. 1997. № 4. С. 117-127.

318. Ушинский К.Д. Соб. соч.: В 11 т. М., 1948-1952. Т. 5.

319. Федорова Л.И. Этнопедагогические особенности нравственного воспитания. Якутск, 1997. 110 с.

320. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1990. 260 с.

321. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова и др. СПб, 1995. 414 с.

322. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 256 с.

323. Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры: Сборник научных трудов / Отв. ред. Б.Н. Путилов. Л., 1990. 231 с.

324. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом завете. М.,1985. С. 17-28.

325. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М., 1988.207 с.

326. Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1986. 702 с.

327. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуро-ведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск, 1993. 233 с.

328. Хадиков Х.Х. К вопросу о специфике народного воспитания // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1972. С. 176-193.

329. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.451 с.

330. Хайруллин Р. Состояние и перспективы развития национальных систем образования в России, www.kennan.yar.ru/welcome.html

331. Хайруллин Р. Нет народа «хуже» и нет народа «лучше» // Народное образование. 1997. № 1. С. 81-84.

332. Хамидуллина Р.А. Народная педагогика и формирование нравственных отношений. Стерлитамак, 2001. 135 с.

333. Ханбиков Л.И. Из истории педагогической мысли Татарии. Казань, 1967. 198 с.

334. Ханбиков Я.И. К изучению народной педагогики //Доклад АПН РСФСР. 1961. №3. с. 47-50.

335. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. 1999. № 2. С. 51-58.

336. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). М., 1999.226 с.

337. Хатаев Е. Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000.116с.

338. Хиндбидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношений народной педагогики и истории педагогики (к вопросу создания единой истории педагогической мысли) // Из истории народного образования Адыгеи. Ростов-на-Дону, 1975. С. 3-5.

339. Ховратович Б.М. Вопросы семейного воспитания в народной педагогике (На материале пословиц и поговорок народов Советского Союза) // Исследования по педагогики и психологии. Красноярск, 1968. С. 109-130.

340. Христова Е.Л. Народная педагогика: Историко-графические и теоретические методологические проблемы. М., 1988.181 с.

341. Цаллагова З.Б. Воспитание совершенной личности средствами традиционной педагогики. М., 1994. 135 с.

342. Цаллагова З.Б. Диалог культур. Владикавказ, 2001. С. 195.

343. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа // Советская педагогика. 1991. № 12. С. 18-20.

344. Чебоксаров Н.Н.,Чебоксарова И.А.Народы. Расы. Культуры.М., 1985.271 с.

345. Черепанова Е.С., Журавлев Н.Н. Проблема сосуществования русско-православной и мусульманской культур //Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М., 1995. С. 27.

346. Четкарева Р.П. Природа, здоровье и табу народа мари. Йошкар-Ола, 1999. 88 с.

347. Чурин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика. 1998.№ 1 .С.9-17.

348. Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: Дисканд. пед. наук. М., 1997. 199 с.

349. Шакарян С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск, 1999.152 с.

350. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. М., 1997.174 с.

351. Шафикова А. В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Автореф. дисканд. пед. наук. Казань, 1999. 18 с.

352. Шацкий С.Т. Избранные педагогические произведения: В 2 т./ Под ред. Н.П. Кузьмина, М.Н. Скатчина и др. М., 1980. Т. 1.304 с.

353. Шацкий С.Т. Избранные педагогические произведения: В 2 т. /Под ред. Н.П. Кузьмина, М.Н. Скатчина и др. М., 1980. Т. 2.414 с.

354. Шепель В.М. Что определяет гражданское самочувствие народа // Педагогика. № 6. 1990. С. 3-10.

355. Шилов В. Три подхода к понятию «регион» // Регион. Проблемы и перспективы. № 4.1997. С. 50-51.

356. Широкогоров С.М. Избр. раб. и материалы. Владивосток, 2001. 191 с.

357. Школа и мир культуры этносов: Ученые записки Института национальных проблем образования. М., 1995. Вып. 2.348 с.

358. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Хрестоматия: В 2 т. /Сост. О.Е. Кощелева и др. М., 1992. Т. 1. 208 с.

359. Шнекендорф З.К. Воспитание в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1998. № 1. С. 43-50.

360. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. М.-Воронеж, 1996. С. 261-372.

361. Шпикалова TJI. Воспитание памяти исторической культурной и народной /Начальная школа. 1994. № 1. С. 49-55.

362. Этническая история и традиционная культура народов средней Азии и Казахстана / Отв. ред. Басилов В.Н., Кузеев Р.Г. Нукус, 1989. 272 с.

363. Этническая педагогика: Книга для чтения / Под ред. проф. В.А. Пятина, A.M. Трещева, Г.В. Алексеевой (Палаткиной). Астрахань, 1995. 476 с.

364. Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Отв. ред. А.К. Байбурин. СПб., 1991. 318 с.

365. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии / Отв. ред. И.С. Кон, А.М. Решетов. М., 1988.191 с.

366. Этнопедагогика калмыков и национальная школа: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Элиста. 1997. 175 с.

367. Этнопсихологический словарь/ Под ред. В.Г. Крысько. М., 1999.343 с.

368. Эфендиев Д.И. Некоторые этнопсихологические особенности отношений к родителям: Опыт кросскультурного исследования: Автореф. дис. канд. психол. наук. С.-П., 1996.18 с.

369. Ялалов Ф.Г. Этнодидактика. М., 2002. 151 с.

370. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.365 с.

371. Adam-Modley К. The Politikcs of Education in Tree Multicultural Societies: Germany? South Africa and Canada. P. 1-14.

372. Ann Markusen. Regions: Economiks and Politiks of Territory. Rowman and Littlefild Publishes, 1987. P. 251.

373. Barblan, A. The Sorbonne Declaration — Follow-Up and Implications: A Personal View. Geneva: Association of European Universities/CRE, 1999. P. 47—50.

374. Bennett M.J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity //International J. of Intercultural Relations. 1986. Vol. 10. P. 179-196.

375. Bourget J. Development of Polycentric Consciousness: A Model for Multicultural Education. In http: // www.users.csbsiu.edu/~intercul.

376. Brislin R.W., Cushner K., Cherrie C., Yong M. Intercultural interactions: A practical guide. Beverly Hills, 1986. P. 173.

377. Charles Taylor, «The Politics of Recognition», in: Multiculturalism, examining the politics of recognition, Charles Taylor, et. al„ Amy Gutmann (ed.), Princeton University Press, Princeton, New Yersey, 1994. P. 156-167.

378. Gorodetskaya L. Course and Syllabus Design in Intercultural Communication //ELT.-2001. P. 20-21.

379. Haug, G. "Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe", Background paper commissioned by the European Commission DG XXII for the Bologna Meeting of 18-19 June 1999 (unpublished). P. 206-209.

380. Jeremy Waldron, «Multiculturalism and Minority Rights», — Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 59.

381. Kramsch, Claire. La composante culturelle de la didactique des langues. //Methodeset Methodologies, 1993. P. 14-26.

382. Multicultural Education: Programmes and Methods/ Ed.by R.J. Samuda a. S.L. Kong. Kingston-Toronto: Intercultural Social Sciences Publ.Inc, 1986. P.304.

383. Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y. etc., 1994.

384. Will Kymlicka, Multicultural Citizenship, Oxford: Oxford University Press, 1995. 197 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.