Этнопедагогическое наследие Михаила Хонинова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ханинова, Эльза Михайловна

  • Ханинова, Эльза Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Элиста
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 160
Ханинова, Эльза Михайловна. Этнопедагогическое наследие Михаила Хонинова: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Элиста. 2005. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ханинова, Эльза Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

В ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА ХОНИНОВА.

1.1. Общая характеристика основных этапов жизнедеятельности Михаила Хонинова и формирование его этнопедагогических идей.

1.2. Народно-педагогические идеи калмыцкого фольклора в творчестве Михаила Хонинова.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ

В НАСЛЕДИИ МИХАИЛА ХОНИНОВА.

2.1. Высшие ценности этнокультурного наследия Михаила Хонинова.

2.2. Реализация этнопедагогических идей Михаила Хонинова в современной учебно-воспитательной практике.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогическое наследие Михаила Хонинова»

Актуальность исследования. Радикальные демократические преобразования рубежа XX - XXI вв., охватившие все сферы многонационального российского общества, связаны, прежде всего, с коренными изменениями в системе ценностей, а, следовательно, иной социальной оценкой места и роли образования. Процессы демократизации выдвинули на первый план множество проблем культуры, среди которых особую важность представляют проблемы этнокультуры, связанные с потребностью воспитания человека, сопричастного к своей культуре -через язык, художественное творчество, традиции и ценности предков, стремящегося сохранить национальную самобытность, уникальную культуру. В условиях нестабильности, когда извечные ценности нивелируются или вовсе отвергаются, а новые еще не созданы, поиск эффективных путей обучения и воспитания принимает характер острой необходимости. Разрабатываются национально-региональные образовательные программы, органической частью которых становится народная педагогика. Обращение к историческому опыту, прогрессивным традициям народного воспитания, выдержавшим проверку многолетней практикой, творческому наследию видных деятелей национального просвещения, литературы и искусства способствуют подъему духовно-нравственной культуры каждого этноса, возрождению, сохранению и развитию на этой основе вечных духовно-педагогических ценностей народов.

Особую ценность для нашего исследования имеют фундаментальные труды Г.Н. Волкова, открывшего пути возрождения и развития этнопедагогики в поликультурном контексте. Духовно-педагогические ценности каждого народа, являясь неотъемлемым компонентом этнокультуры, в то же время служат основой для межкультурного диалога. Становится очевидным, что только на основе научной концепции возрождения, сохранения и развития всего комплекса традиционного культурно-педагогического наследия народа возможно эффективное функционирование национальных систем воспитания.

В многомерном этнопедагогическом пространстве особая роль отводится воспитательным возможностям национальной литературы. Подлинно национальная литература, выросшая из недр фольклора, отражает духовно-педагогические идеи народа: любовь к Родине и защита Отечества, любовь к земле и трудолюбие, нравственно-этические традиции.

Творчество Михаила Ванькаевича Хонинова (1919 - 1981) является одним из самых значимых в истории литературы Калмыкии. Человек непростой судьбы, интересной биографии, яркой творческой одаренности, - он сразу привлек к себе внимание всесоюзной читательской аудитории и литературной критики. Помимо республиканской печати, поэтические и прозаические книги Хонинова выходили в центральных издательствах («Советский писатель», «Советская Россия», «Современник», «Молодая Гвардия», «Огонек», «Крокодил», Воениздат, «Малыш» и др.), в белорусских издательствах, стихи и публицистические статьи печатались на страницах «Литературной России», «Правды», в журналах «Огонек», «Октябрь», «Смена», «Дон», «Нева», «Неман» и др.

Художественное наследие М. Хонинова содержит ценные этнопедагогические идеи, до сих пор не изученные и не утратившие своего воспитательного потенциала. Специальных исследований, посвященных этнопедагогической аксиологии творчества М. Хонинова, до сих пор не проводилось. Предлагаемая работа должна восполнить этот пробел, поскольку формирование гармонически развитой личности должно осуществляться на основе национальной литературы, вобравшей духовно-нравственные ценности этноса с его программой развития совершенного человека.

Значительный научный интерес представляет обращение к опыту воспитания на примерах литературных героев. Правомерность такого внимания определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, гуманистичность литературы и реализация ее гуманистического потенциала полностью согласуются с целями и принципами современной школы. Во-вторых, герои художественных произведений, воплощающие идеалы добра, любви и справедливости, были и остаются для подрастающего поколения примерами для подражания. В-третьих, воспитательная практика, отраженная в литературных произведениях, дополняет представления о педагогических традициях.

Литература как источник воспитательных идей и проблемы выявления и реализации ее воспитательного потенциала изучались В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, И.И. Валеевым, Г.Н. Иониным, Б.Б. Оконовым, О.Д. Мукаевой и др.

Идея обращения к педагогическому наследию через фольклор, высказанная Я.А. Коменским в его труде «Мудрость старых чехов», актуальна и в настоящее время. К.Д. Ушинский, считавший, что каждый народ имеет свою «характеристическую» систему воспитания, высоко оценивал воспитательное воздействие фольклора, сам был талантливым детским писателем, более того, специально занимался литературной обработкой произведений устного народного творчества.

Духовные и эстетические ценности отечественной и мировой литературы и фольклора в современном осмыслении становятся одним из основных направлений исследований. Указанной проблематике были посвящены диссертационные исследования Е.В. Болкуновой, Т.С. Буториной, А.И. Деревцева, И.К. Матюша, Г.П. Молчановой, JI.A. Переваловой, Е.В. Поповой, Д.Ф. Тарасова, Ф.Р. Тешевой, И.В. Чувашова.

Методике преподавания литературы в этнопедагогическом аспекте посвящены исследования С.К. Бирюковой, Г.М. Гогиберидзел Э.К. Нюденовой, В.М. Черкезовой.

Особую значимость для нашего исследования имеют этнокультурологические труды А.Б. Панькина, 3.0. Кекеевой, Б.К. Секенова, С.А. Даваева, С.Н. Босхамджиевой, посвященные аксиологии эпоса «Джангар» и формированию ценностных ориентации молодежи.

Диссертация Г.П. Айдаровой «Этнопедагогические идеи в произведениях классиков калмыцкой литературы» (М., 2001) -единственное на сегодняшний день этнопедагогическое исследование калмыцкой литературы XX в.

Таким образом, имеет место противоречие между, с одной стороны, недостаточной исследованностью многоплановых связей этнопедагогической аксиологии с литературой, а с другой - потребностью осмысления с современных педагогических позиций произведений классика калмыцкой литературы М. Хонинова.

Этим противоречием обусловлен выбор темы исследования «Этнопедагогическое наследие Михаила Хонинова» и определена его проблема: каковы педагогические идеи творческого наследия М. Хонинова?

Цель диссертационного исследования - выявление этнопедагогических идей в художественном наследии М. Хонинова.

Объект исследования - биография и литературное наследие М. Хонинова.

Предмет исследования - этнопедагогический потенциал творчества М. Хонинова в современной учебно-воспитательной практике.

Гипотеза исследования: этнопедагогическое наследие творчества М. Хонинова содержит ценные для обучения и воспитания подрастающего поколения идеи, которые могут содействовать повышению эффективности педагогического процесса в школе, а его личность - талантливого писателя, легендарного героя-партизана - может служить примером для молодежи.

Проверка выдвинутой нами гипотезы потребовала решения следующих задач:

- проанализировать жизнедеятельность М. Хонинова и показать условия и процесс формирования его педагогических идей;

- раскрыть этнопедагогические идеи фольклора в творческом наследии М. Хонинова;

- выявить и исследовать в произведениях М. Хонинова этнокультурные доминанты, составляющие сущность традиционной системы воспитания у калмыцкого этноса;

- определить роль, значение и место деятельности М. Хонинова в современном педагогическом процессе, выделяя в его творчестве проблемы, актуальные для современной педагогической науки и практики, в частности идеи гуманизации и этнопедагогизации образования.

Хронологически работа охватывает 20 - 80-е гг. XX в., период формирования мировоззрения писателя и наиболее активный и плодотворный этап его жизни и деятельности.

В процессе исследования мы опирались не только на литературное наследие писателя, но и на данные смежных наук (истории, этнографии, литературоведения, философии, психологии). Источниковой базой послужила литература общепедагогического и историко-этнографического характера; центральная и местная периодическая печать; учебники и учебные пособия по истории России, педагогике, этнопедагогике, эпистолярная, мемуарная литература советского периода; публицистика, отражающая отдельные аспекты темы исследования; труды по истории развития просвещения Калмыкии изучаемого периода; опубликованные и хранящиеся в семейном архиве рукописные материалы М. Хонинова; полевые материалы - воспоминания его родных и друзей.

Методологическую базу исследования для решения намеченных задач составили исторический, аксиологический, этнопедагогический, этнокультурологический, литературоведческий, сопоставительный, биографический подходы к анализу творческого наследия М. Хонинова.

Теоретическими источниками исследования являются труды отечественных философов, культурологов, психологов (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, С.К. Бондырева, Ю.В. Бромлей, Г.Д. Гачев, С.И. Гессен, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.В. Розанов); педагогов (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); фольклористов (В.П. Аникин, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, Ю.Г. Круглов, Т.В. Цивьян); историков и этнографов (И.А. Житецкий, Д.И. Прозрителев, Г.О. Авляев, М.М. Батмаев, У.Э. Эрдниев, Т.Г. Басангова); калмыцких литературоведов (А.Ш Кичиков, А.В. Бадмаев, Р.А. Джамбинова, З.И. Килганова, В.Д. Пюрвеев, А.Г. Салдусова, Н.Б. Сангаджиева, P.M. Ханинова).

При исследовании мы опирались на эстетическую концепцию М.М. Бахтина, в которой категория «ценность» является стержневой и имеет методологический статус; концепцию диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер); современные теории этноса и этнического развития (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Э.С. Маркарян); этнопедагогические исследования (Г.Н. Волков, Н.Г. Краснов, К.Ж. Кожахметова, Т.Н. Петрова), концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) и этнокультурной коннотации образования (А.Б. Панькин). Исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап (1997-2000 гг.) - изучались исторнко-библиографические источники, а также архивные материалы; были определены методологические подходы, первоначальные позиции исследования.

Второй этап (2001-2003 гг.) - изучались произведения М. Хонинова; осуществлялись историко-педагогический и литературоведческий анализ собранного фактического материала и его оценка.Продолжалась работа в архивах по сбору и обобщению документального материала по обозначенной проблеме.

Третий этап (2003-2005 гг.) - проводились апробация и систематизация подвергнутых анализу материалов. Сделаны соответствующие научно-практические выводы, оформлены результаты исследования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Процесс становления личности калмыцкого писателя М. Хонинова и формирования его гуманистического мировоззрения происходил в окружающем этнопедагогическом пространстве и под влиянием событий в истории его страны и народа, непосредственным участником которых он был.

2. Творческое наследие Михаила Хонинова как источник этнопедагогической аксиологии и эпистемии имеет образовательно-воспитательное значение.

3. Основу этнопедагогического наследия М. Хонинова составляют духовно-нравственные ценности калмыцкого этноса, отраженные в устном народном творчестве (совершенный человек -продолжатель духовных традиций предков, защитник Отечества; бережное отношение к родному языку - условие развития национальной культуры; основа воспитания - любовь, труд и познание).

4. Народные представления об идеале совершенного человека (совершенный мужчина - воин, защитник, кормилец, пример для подражания; женщина - хранительница домашнего очага, рода), его роли и значении в воспитании молодежи, получившие развитие в творчестве классика калмыцкой литературы М. Хонинова, должны реализовываться в системе воспитания школьников.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые изучены и обобщены этнопедагогические идеи в наследии М.

Хонинова; с позиций современной гуманистической педагогики осуществлен их комплексный анализ; намечены перспективные возможности их использования в современных условиях; в научный оборот введены ранее не обнародованные архивные материалы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, обосновывающие этнопедагогические идеи М. Хонинова, вносят новые элементы в существующие подходы к рассмотрению этнопедагогического наследия классиков национальной литературы на междисциплинарном уровне. Результаты исследования расширяют и углубляют научные представления о художественных достоинствах и воспитательных возможностях произведений национальной литературы, открывают перспективы для прикладных исследований и трансформации их в педагогический процесс.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования содержащихся в нем материалов в условиях активизации национально-региональных образовательных программ, при разработке учебников, учебных пособий, программ по литературе с национально-региональным компонентом и родной литературе для образовательных учреждений, а также для дальнейшей исследовательской деятельности. Знания о пассионарных личностях (JI.H. Гумилев), о личностях-символах (Г.Н. Волков) содействуют творческому подходу учителей школ и преподавателей вузов к достижениям прошлого, позволяя учитывать их в своей педагогической деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы и методологической обоснованностью исходных теоретических положений работы, определенных на основе обращения к смежным областям знания, использованием методов, соответствующих поставленным целям и задачам.

Апробация основных положений диссертации проводилась на региональной научной конференции «Круг детского чтения: герои, сюжеты, поэтика» (Ставрополь, 2004 г.), на международной научно-практической конференции «"Джангар" в евразийском пространстве» (Элиста, 2004 г.), на межрегиональной научной конференции «Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы» (Элиста, 2004 г.), на международной научной конференции «Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа» (Элиста, 2004 г.), на международной научной конференции «Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения» (Москва, 2005 г.), на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития образования в условиях полиэтнической среды» (Элиста, 2005 г.), на Международном конгрессе «Азия в Европе: диалог цивилизаций» (Элиста, 2005 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ханинова, Эльза Михайловна

Выводы по главе

Выявленная система ценностей в этнопедагогическом наследии М. Хонинова позволяет утверждать, что народная педагогика, опирающаяся на мудрость родного этноса, представлена в творчестве писателя многогранно. Этнопедагогическая аксиология реализуется М. Хониновым в следующих темах: любовь к родной земле и защита Отечества, гуманизм и дружба народов, Женщина-мать как образец Любви, Красоты и Добра и детская тема, тема труда и величие человека как творца и созидателя, мудрость народных традиций и тема преемственности в передаче духовно-нравственных ценностей, авторское понимание смысла и назначения поэзии, роль поэта в современном мире и др. Особый интерес, по нашему мнению, представляют четыре аксиологических аспекта творчества писателя:

1. Тема любви к родной земле и защиты Отечества, гуманизма и дружбы народов является основной в военной поэзии и прозе М. Хонинова, воспитательный эффект которых усиливается их автобиографичностью. Герои его произведений - это те реальные солдаты и партизаны, сыны разных народов, чей высокий патриотизм и стойкость духа служат примером для подрастающего поколения. Калмык Мутул Хониев, главный герой романа «Помнишь, земля Смоленская.», бурят Цырен Улзытуев, героически погибший в первые дни войны, подвиг которого Хониев сравнивает с подвигами богатырей «Джангара», татарин Хазин, ценой своей жизни остановивший вражеский танк, разведчик казах Сырбай Кунанбаев, погибший в бою от пули предателя, а также герои стихов - русский солдат Калиновский, белорус Кастусь (поэма «Мой райком») или старший брат самого поэта, погибший в Сталинградской битве («Старший брат») являют пример любви и преданности Родине.

Произведения М. Хонинова глубоко народны, многие из них написаны на фольклорные мотивы. Таковы поэмы «Сказка о родине, песне и воле», «Сказание о калмычке», «Почему у совы нет ноздрей», «Синсай» и др. Обращение автора к фольклору как народно-педагогическому ориентиру в нравственном воспитании личности вызвано потребностью переосмыслить духовно-нравственные ценности с современных позиций, необходимостью актуализации патриотической идеи в аспекте национальной парадигмы ценностей. В «Сказке о родине, песне и воле» художественным выражением мировоззренческих и творческих позиций М. Хонинова становится обращение к заглавному фольклорному мотиву -теме родины и свободы. Тем самым поэт подчеркивает общечеловеческий характер национальной культуры, преемственность народной философии.

2. Образ женщины-матери, созданный в поэзии М. Хонинова в соответствии с народной традицией воплощает идеал совершенного человека. Тема материнский любви, вбирая общечеловеческие ценности, в поэмах «Сказание о закопченном тагане», «Мамина песнь об огне», в стихотворениях «Помню это подлинно и точно.» и др. трансформируется в тему всеобъемлющей любви, поисков истины, стремления к добру. В лирике М. Хонинова важнейшая тема материнства, рода, родины актуализирована через мотив памяти, визуальные эффекты которой в ментальных координатах этнопедагогики утверждают вечные аксиологические права.

3. Детская тема занимает существенное место в разнообразном наследии калмыцкого художника (пьеса-сказка «Хитрый Ёж», поэмы «Мой верблюжонок», Чудо-кони» и произведения широкой читательской адресации: «Сказание о закопченном тагане», поэма «Сказка о родине, песне и воле», «Сказание о калмычке», «Сказание о том, как Падун влюбился в Ангару», «Синсай»), В стихах поэта, обращенных к детям, маленький читатель входит в мир природы, познавая неразрывность связи Природа - Человек, постигает универсалии межнационального общежития - все это способствует формированию не только личностного сознания ребенка, но и системы его ценностных приоритетов.

4. Тема духовной преемственности пронизывает все творчество М. Хонинова. Нравственные доминанты писателя прослеживаются и в творчестве его дочери Р. Ханиновой, воплотившей художественную преемственность как в аспекте литературной традиции, так и в аспекте творческой династии (совместный проект - книга стихов и поэм «Час речи»). Избранное из стихотворных циклов («Разговор с отцом», «Сибирской памяти тетрадь»), поэмы («Час речи», «Все движет Женщина-Любовь», «Солнечный Лев») поэтессы, а также ее переводы отцовских поэм по мотивам калмыцкого фольклора («Почему у Совы нет ноздрей», «Сказание о калмычке») являют художественный диалог поколений не только в рамках семейной фамилии, но и в парадигме национальной культуры, шире - поликультурной традиции. Таким образом, подтверждается аксиома: преемственность в развитии национальной духовной культуры способствует формированию культуры будущего.

Духовно-нравственные ценности самого писателя, одного из ярких представителей этноса, открывают возможности дальнейших научных исследований его творчества (буддийские традиции воспитания, экология души человека и природы, диалог культур в наследии М. Хонинова), а также трансформации их в программу литературного образования (русская, родная литературы) и воспитания подрастающего поколения. lie

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целенаправленное использование достижений этнической культуры способствует гуманизации образовательного процесса и становится серьезной предпосылкой для формирования и совершенствования как личностной структуры, так и нравственно-этической и социальной базы личности, сознающей себя представителем своего этноса, гражданином своей страны и субъектом мировой цивилизации.

Любое художественное произведение отражает индивидуальность автора, его мировоззрение, его картину мира, его ценностные приоритеты (Бахтин), поэтому мы исследовали творчество М. Хонинова в аспекте этнопедагогической аксиологии. Для реализации цели исследования, которая заключалась в выявлении этнопедагогических идей в творческом наследии М. Хонинова, нам потребовалось решить комплекс задач.

Первая задача данного исследования состояла в том, чтобы проанализировать основные этапы жизни и деятельности М. Хонинова и показать условия и процесс формирования его этнопедагогических идей. В ходе исследования мы выявили, что процесс становления личности М. Хонинова и формирования его гуманистического мировоззрения проходил в окружающем этнопедагогическом пространстве. Развитие и формирование ценностной картины мира М. Хонинова, его этнопедагогических взглядов (совершенный человек - продолжатель духовных традиций предков, бережное отношение к родному языку -условие развития национальной культуры, основа воспитания - любовь, труд и познание) находились под влиянием исторических событий в судьбе народа и страны, непосредственным участником которых ему довелось быть. В творчестве М. Хонинова прослеживаются идеи воспитания, основу которых составляют принципы народности, природосообразности, культуросообразности. В понятие принципа природосообразности он включал возрастные особенности ребенка, его природные задатки. Принцип природосообразности и культуросообразности четко прослеживается в адресации автором своих произведений, в используемых им художественных приемах. Процесс воспитания, по мнению Хонинова, должен проходить в родной языковой среде, под влиянием народных традиций; семья и школа играют важную роль во взаимосвязанном процессе воспитания и обучения.

Язык, традиции, фольклор, литература, искусство, отражая менталитет народа и традиционные формы бытия, являются мощными факторами мировидения человека как носителя этнокультурных и онтологических ценностей. Поэтому вторая задача данного исследования состояла в выявлении и исследовании этнопедагогических идей фольклора в творческом наследии М. Хонинова. Народно-поэтические традиции в художественном наследии М. Хонинова открывают возможности человеку любой национальности вписываться со своей образной системой в общую понятийно-смысловую и ценностную системы. Произведения писателя, написанные на фольклорные темы, являются эффективным дидактическим материалом.

Выявить и исследовать в этнопедагогическом наследии М. Хонинова культурные доминанты, составляющие сущность традиционной системы воспитания у калмыцкого этноса, - третья задача данной работы. В ходе исследования подтверждено соответствие ценностных доминант писателя основным постулатам народной педагогики калмыков. Этнопедагогическая аксиология реализуется М. Хониновым в следующих темах: любовь к родной земле и защита Отечества, гуманизм и дружба народов, Женщина-мать как образец Любви, Добра и Красоты и детская тема, тема труда и величие человека-созидателя, мудрость народных традиций и тема преемственности духовно-нравственных ценностей, роль художника в современном мире. Интегративные качества «совершенного человека» (любовь к Родине, культовое отношение к матери, ответственность за свои дела перед предками и потомками, трудолюбие, стремление к познанию) получили дальнейшее развитие в творчестве М. Хонинова, связывая традиционное понимание идеала с современностью.

Особенно важны, по нашему мнению, четыре аксиологических аспекта творчества писателя: патриотизм, почитание Женщины-Матери, уважение к младшим, преемственность гуманистических традиций.

В ходе исследования мы также выяснили, что этнопедагогическая аксиология в творчестве М. Хонинова формируется комплексом взаимосвязанных слагаемых - от этнографических реалий быта, традиций фольклора, личного опыта до аспектов художественной философии. Особенным является то, что в основе обращения М. Хонинова в своем творчестве к национальным традициям - не только притяжение к традиционному, но и стремление выйти за границы этнической замкнутости для более глубокой реализации частного и общего, специфического и универсального в этнокультурной и поликультурной парадигме. Данный аспект представляет перспективы научно-педагогических исследований.

Четвертая задача состояла в определении роли, значения и места деятельности М. Хонинова в современном педагогическом процессе и в обобщении опыта реализации этнопедагогических идей М. Хонинова в современной учебно-воспитательной практике. Выяснилось, что этнопедагогическая аксиология и эпистемия в творчестве М. Хонинова, значимость которых соответствует основным направлениям современной этнопедагогической концепции национальной системы образования республики, не в полной мере используются в учебно-воспитательной практике. Ценностный потенциал пассионарной личности и духовно-педагогические идеи в художественном наследии писателя открывают возможности трансформации их в программу литературного образования (русская литература - национально-региональный компонент, родная литература) и в воспитательный процесс подрастающего поколения.

Весь ход проведенного исследования подтверждает идею о том, что общечеловеческие, национальные ценности литературы, а в нашем случае творчества М. Хонинова, могут способствовать гуманизации общего образовательного процесса и этнопедагогизации национально-региональной системы образования в целом.

Анализ учебников, программ и методических пособий по курсам «Русская литература» и «Родная литература», а также программ воспитательной работы в школах республики выявил, что в основном изучаются его военная поэзия и военная проза, а лирика, поэмы на фольклорные сюжеты, детская поэзия остаются вне поля зрения учащихся.

Итак, этнокультурные доминанты, составляющие сущность традиционной системы воспитания у калмыцкого этноса, нашли отражение в творческом наследии М. Хонинова, а его этнопедагогическое наследие является источником этнопедагогической аксиологии и эпистемии и имеет образовательно-воспитательное значение. Духовно-педагогические идеи в художественном наследии писателя открывают возможности дальнейших научных исследований (буддийские традиции воспитания, экология души человека и природы, диалог культур в наследии М. Хонинова), а также трансформации их в программу литературного образования (русская литература - национально-региональный компонент, «сквозные» этнокультурологические темы; родная литература) и воспитания подрастающего поколения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ханинова, Эльза Михайловна, 2005 год

1. Авляев Г.О. Этнонимы-тотемы в этническом составе калмыков и их параллели у тюркских народов // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981. - С. 62-71.

2. Айдарова Г.П. Этнопедагогические идеи в произведениях классиков калмыцкой литературы. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2001.-22 с.

3. Амур-Санан A.M. Мудрешкин сын. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1979.-445 с.

4. Аникеева Н. Жизнь эстафета // Литературная Россия. - 1978. -3 марта. - С. 16.

5. Аникин В.П. Русский фольклор / Учебное издание. М.: Высшая школа, 1987. - 286 с.

6. Антология педагогической мысли России XIII века. М.: Педагогика, 1985. - 480 с.

7. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989.-243 с.8. Архив М.В. Хонинова.

8. Бадмаев А.В. Калмыцкая дореволюционная литература. Изд. 2-е, испр., доп. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984. - 168 с.

9. Балакаев А. Поэт и воин // Известия Калмыкии. 1991. - 5 ноября. - С. 6.

10. Баллер З.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.-292 с.

11. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / Под ред. проф. В.Б. Устьянцева. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 188 с.

12. Батурина Г.И. Этнопедагогика в системе наук о человеке и формировании его личности // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. М.-Элиста, 2003. - С. 42-47.

13. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.-543 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-444 с.

15. Белевич А. Хатынь: Боль и гнев. Пер. с белорусского Вл. Жиженко. Минск: Беларусь, 1972. - 120 с.

16. Беленький Г.И. О наболевшем // Мир образования -образование в мире. 2005. - № 2. - С. 176 - 185.

17. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 4. Статьи и рецензии. 18401841. М.: АН СССР, 1954. - 674 с.

18. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 5. Статьи и рецензии. 18411844. — М. АН СССР, 1954. 863 с.

19. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. - 206 с.

20. Библиотека русского фольклора. Т. 2. Сказки. М.: Сов. Россия, 1988.-544 с.

21. Биткеев Н.Ц. Свод калмыцкого фольклора оригинальное издание памятников народного творчества // Калмыцкий фольклор: Проблемы издания. - Элиста, 1985. - С. 3-16.

22. Биткеев Н.Ц. Этнокультурная традиция в системе образования: сущность, структура, задачи // Гегярлт. 2002. - № 1-2. - С. 73-77.

23. Болкунова Е.В. Педагогические идеи русских писателей середины XVIII первой половины XIX веков. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Карачаевск, 2002. - 21 с.

24. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного образования // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 29-36.

25. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов: Учеб. пособие. М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004. - 280 с.

26. Борджанова Т.Г. Калмыцкие трехстишия Элиста: Калм. кн. изд-во, 2001. - 63 с.

27. Борджанова Т.Г. Магическая поэзия калмыков: Исследование и материалы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. - 182 с.

28. Борджанова Т.Г. Сандаловый ларец. Калмыцкие народные сказки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. - 239 с.

29. Босхамджиева С.Н. Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (на материале эпоса «Джангар»). Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2001. -24 с.

30. Бровман Г. Поэзия степей и труда // Элистинские новости. -2002,- 19 ноября.-С. 6.

31. Бромлей Ю.В. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984. -272 с.

32. Бугай Н.Ф. Операция «Улусы».- Массово-политическое издание. Элиста: Республиканский центр развития калмыцкой культуры, науки и просвещения им. Зая Пандиты, 1991. - 88 с.

33. Бурыкин А. Грани таланта, грани времени // Теегин герл. -2002.-№8. -С. 107-109.

34. Бурыкин А. Древние метаморфозы Риммы Ханиновой // Известия Калмыкии. 2003. - 9 сент. - С. 8.

35. Валеев И.И. Главная идея педагогической культуры башкирского народа и Мустай Карим // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научной конференции (6-7 декабря 2001 г.). Элиста, 2003. - С. 373-381.

36. Владимирцов Б.Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов. М.: «Восточная литература» РАН, 2002. - 323 с.

37. Волков Г. Этнопедагогический диалог дочери с отцом: размышления о книге «Час речи» Михаила Хонинова и Риммы Ханиновой // Хальмг унн. 2005. - 31 марта. - С. 15.

38. Волков Г.Н. Высшие ценности этнопедагогики «Джангара» // Этнопедагогический ежегодник. 2005. - Вып.1. - С. 107-113.

39. Волков Г.Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха. Роман-эссе. Фонд И.Я. Яковлева, Чебоксарский институт экономики и менеджмента СПбГПУ. Чебоксары, 2004. - 352 с.

40. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - Т.1. -455 с.

41. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - Т.2. -455 с.

42. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения. Избранные этнопедагогические сочинения. Элиста: АПП «Джангар», 2003- 400 с.

43. Волков Г.Н. Педагогические воззрения чувашского народа в поговорках и пословицах // Уч. зап. Чувашского научно-исследовательского института языка, литературы, истории. Вып. X. Чебоксары, 1954. - С. 5-9.

44. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т. Огородникова. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. 349 с.

45. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. - 168 с.

46. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей // Гегярлт. 2003. - № 1-4. - С. 24-31.

47. Волков Г.Н., Борликов Г.М. Степь как этнопедагогическое пространство // Становление этнопедагогики как отрасли этнопедагогической науки. Элиста, 2003. - С. 311-352.

48. Воробьева И.В. Этнопедагогические идеи и просветительская деятельность Н.М. Охотникова. Автореф. дис. . канд. пед. наук, Чебоксары, 2004. 22 с.

49. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XV1II-XX вв. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002. - 464 с.

50. Гамзатов Р. Г. Мой Дагестан / Пер. с авар. М: Худож. лит. -кн. 2.- 1973.-78 с.

51. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 432 с.

52. Гедеева Д.Б. Небылицы как жанр устного народного творчества калмыков // Материалы научных чтений, посвященных памяти профессора А.Ш. Кичикова. Элиста, 2002. - С. 98-102.

53. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. - 407 с.

54. Гогиберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования. -М.: Наука, 2003. 182 с.

55. Грушевицкая Т.Г., Попов В.Д., Содохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.: Юнити-Дака, 2000. - 352 с.

56. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ACT, 2002. -560 с.

57. Гэсэр. М.: Художественная литература, 1968 - 280 с.

58. Даваев С. А. Классификация мужских образов в эпосе «Джангар»// Материалы научных чтений, посвященных памяти профессора А.Ш. Кичикова. Элиста, 2002. - С. 102-117.

59. Даваев С.А. Национальное самосознание в системе ценностных ориентаций личности на примере идеала совершенного человека по эпосу «Джангар» // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С. 226228.

60. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. Пер. М. Кожевниковой (при участии С. Согласнова). М. - Рига: Нартанг - Угунс, 1991. - 102 с.

61. Демидов А.С. В атаку поднимался первым. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1967. - 136 с.

62. Джамбинова Р. А. Роман и автор. Новые грани художественности (1960-1990-е гг.) Элиста: АПП «Джангар», 1996. - 256 с.

63. Джамбинова Р,А. Литература Калмыкии: проблемы развития. -Элиста: АПП «Джангар», 2003. 240 с.

64. Джангар: Калмыцкий героический эпос. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1978.-328 с.

65. Джимбинов Б.О. Поэзия М.В. Хонинова (на родном языке) // Ханинова Р. «Другой судьбы не надо.». Жизнь и творчество Михаила Хонинова. Автобиография. Интервью. Воспоминания современников. Очерки. Статьи. Элиста: Изд -во КалмГУ, 2005. - С. 235.

66. Дуброва П.Я. Быт калмыков Ставропольской губернии. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. 181 с.

67. Дугинец А. Искры под пеплом. М.: Молодая гвардия. 1970. -120 с.

68. Дхаммапада / Пер. В.Н. Топорова // Буддизм. Четыре благородных истины. М.: Изд-во «Эксмо-Пресс», Харьков «Фолио», 2001. Серия «Антология мысли». - С. 23-90.

69. Дякиева Р.Б. Национально-региональный компонент в образовательном пространстве Калмыкии // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста: АПП «Джангар», 2001. - С. 171-178.

70. Его Святейшество Далай-Лама. Этика в новом тысячелетии /

71. Перев. с англ. М.: ООО Изд. дом «София», 2004. - 336 с.

72. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. Избранные труды. 2-е изд., испр. — М.: Флинта, Наука, 2003. - 352 с.

73. Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии // Вестник института (Калмыцкий НИИЯЛИ). Элиста, 1968. -№ 3. - С. 125-138.

74. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание -проблема современного образования в России (состояние, пути решения). -М., 1998.-82 с.

75. Ильин В.В. Природа ценностного сознания // Философия: Университетский курс / Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - С. 394 - 420.

76. Ильин И.А. Древнерусское искусство (зодчество и фрески) // Собр. соч.: В 10 т. Т.6. Кн. III. М.: Русская книга, 1997. - С. 106-134.

77. Ильин И.А. Русская душа в своих сказках и легендах // Собр. соч.: В 10 т. Т.6. Кн. III. М.: Русская книга, 1997. - С. 31-58.

78. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 1999. - 92 с.

79. Ионин Г.Н. Этнические проблемы образования» // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств. СПб., 1998.-С. 197-208.

80. История калмыцкой литературы. В 2 т. Т.1. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981.-335 с.

81. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.-414 с.

82. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: ЛГПИ, 1989. - 83 с.

83. Казиева A.M. Художественные традиции в северокавказской поэзии XIX-XX веков: этнокультурные факторы и контекст. Пятигорск, ПГЛУ, М.: Воскресенье, 2003. - 400 с.

84. Калмыцкие народные сказки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. -146 с.

85. Карасик В.И., Волков Г.Н., Петрова Т.Н. Этнокультурная коннотация как основа формирования национально-региональных образовательных систем // Гегярлт. 2003. - № 1- 4. - С. 40-49.

86. Кекеева З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков. Дис. .канд. пед. наук. - СПб., 1997.-222 с.

87. Кектеев Э.М. О фольклорном богатстве калмыцкого народа // Калмыцкая художественная литература на подъеме. Материалы научной конференции, посвященной художественной литературе и фольклору. -Элиста, 1962.-С. 61-80.

88. Килганова 3. Поэты и время: Статьи о калмыцкой поэзии. -Элиста: Калм.кн. изд-во, 1971. 124 с.

89. Кичиков А.Ш. Великий певец «Джангара» // Великий певец «Джангара» Ээлян Овла и джангароведение (Материалы научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1969. - С. 60-69.

90. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 283 с.

91. Костюкова Т.А. Аксиологические основания буддийской педагогики // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста, 2001.- С. 9399.

92. Котвич В.Л. Калмыцкие загадки и пословицы. Элиста: Калм. кн. изд-во. - 1972 - 92 с.

93. Кравченко И. Народное творчество Калмыкии. — Сталинград-Элиста: Областное книгоиздательство, 1940. 315 с.

94. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998. - 352 с.

95. Кугультинов Д. Его звали Михаилом Черным // Кугультинов Д.Н. Утоление жажды. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1966. - С. 129-133.

96. Лебедева Л.И. Проблемы формирования этнотолерантности у детей // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств. СПб., 1998. - С. 279-282.

97. Липкин С. «Джангариада» величественный калмыцкий эпос // Джангар: Калмыцкий героический эпос. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1978. -С. 9-16.

98. Лихачев Д.С., Самвелян Н.Г. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М.: Советская Россия, 1988. - 142 с.

99. Лунный свет: Калмыцкие историко-литературные памятники / Пер. с калм. / Сост., ред., вступ. ст. А.В. Бадмаева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003.-476 с.

100. Матусовский М. Семейный альбом // Знамя. 1979. - № 5. - С. 150-154.

101. Матусовский М. Слово о поэте // Хонинов М. Подкова. Пер. с калм. -М.: Современник, 1977-С. 5-8.

102. Мировая словесность для детей и о детях. Материалы Девятой Всероссийской научно-практической конференции. 4.1-2. Вып. 9. М.: Изд-во МПГУ, 2004.- 208 е., 398 с.

103. Михалков С. Веселый день. М.: Дет. лит., 1996. - 183 с.

104. Моисеев А.И., Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа (XVIII-XIX вв.). Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. - 254 с.

105. Морева О. Л. Феномен полихудожественного воспитания в контексте этнопедагогизации // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. М - Элиста, 2003. - С. 270-288.

106. Мукаева О. Д. Исторический подход как один из инструментариев методологии этнопедагогики // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научной конференции (6-7 декабря 2001 г.). Элиста, 2003 - С.74-79.

107. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 3 ч. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - Ч. 2, 3. - 391 с.

108. Мунянова Б., Лиджиева В., Ханинова Р. День влюбленных. -Элиста: АПП «Джангар», 1997. 229 с.

109. НА РК., ф. 1, оп. 26, ед. хр. 3.

110. НА РК. ф. 149, № 8, д. 37, л. 28 (из россыпи).

111. НА РК. д. 5016, л. 68 (из россыпи).

112. НА РК. ф. I. оп. 3, ед. хр. I.

113. НА РК., д. № 5016, л. 71 (из россыпи).119. НАРК., д. №5016, л. 73.

114. Набок И.Л. Этнические проблемы образования // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств. СПб., 1998.-С. 58-81.

115. Нармаев М.Б. Этапы становления и развития калмыцкой художественной литературы // Калмыцкая художественная литература наподъеме. Материалы научной конференции, посвященной художественной литературе и фольклору. Элиста, 1962. - С. 15-29.

116. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. -№ 3. - С. 3-10.

117. Ничипоров И. Новая жизнь средневекового поэтического жанра. «Ключи разума» Риммы Ханиновой // Хальмг унн. 2004. - 4 ноября. - С. 14.

118. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика 1998. - № 7. - С. 1420.

119. Номинханов Д. Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1969. - 138 с.

120. Нюденова Э.К. Этнокультурный аспект изучения русской литературы в калмыцкой школе. Дис. . канд. пед. наук. М., 2004. - 187 с.

121. Нюденова Э.К. Об этнокультурологическом подходе к изучению русской литературы в школах Калмыкии // Русская речь в инонациональном окружении (межвузовский сборник научных статей). Вып. 1. Элиста: КалмГУ, 2003. - С. 87-97.

122. Овалов Э.Б. О квадрате, круге и линиях в героическом эпосе // Материалы научных чтений, посвященных памяти профессора А.Ш. Кичикова. Элиста: КалмГУ, 2002. - С. 181-182.

123. Оконов Б.Б. Калмыцкий фольклор как этнопедагогический феномен // Мир образования образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 90102.

124. Оконов Б.Б. Устное народное творчество в становлении и развитии литературного образования в Республике Калмыкия. Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 2002. - 48 с.

125. Оконов Б.Б. Фольклор в общей системе литературного образования в калмыцкой национальной школе (исторический,теоретический и методологический аспекты проблемы). Элиста: АПП «Джангар», 2001. - 317 с.

126. Ользеева С.З. Калмыцкие обычаи и традиции. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 256 с.

127. Очир-Гаряев В.У. У поэзии женское лицо // Теегин герл. 1998. - № 3. - С. 120-124.

128. Очиров У.У., Очир-Гаряева Б.Л. Калмыцкий язык (Синтаксис). Учебник для 8-9 классов средней школы. На калмыцком языке. Изд. 2-е. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 220с.

129. Павлов И.В. Формирование нравственности у учащихся как социальная и этнопедагогическая проблема // Этнопедагогический ежегодник. Чебоксары: Чувгоспедуниверситет, 2005. - Вып. 1. - С. 130138.

130. Панькин А.Б. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие. В 2-х ч. Ч. 2. - Элиста: Калм. ун-т, 2003. - 99 с.

131. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М.: ООО «Большая медведица». - Элиста: КалмГУ, 2004. - 272 с.

132. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. -446 с.

133. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.

134. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика. М.: Прометей, 2000. - 201 с.

135. Петрова Т.Н. Преодоление комплекса национальной неполноценности у чувашских женщин как актуальная социально-этническая проблема // Этнопедагогический ежегодник. Чебоксары: Чувгоспедуниверситет, 2005. - Вып. 1. - С.103-107.

136. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М.: АН СССР, 1963.-128 с.

137. Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: Монография. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004. - 256 с.

138. Программа по родной литературе для 5-11 класов. Сост. Джимгиров М.Э., Кензеев С.А. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. - 58 с.

139. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. - 335 с.

140. Путилов Б.Н. // Героический эпос народов СССР. Л.: Лениздат, 1979.-С. 3-32.

141. Путилова Е.О. Русская поэзия детям // Русская поэзия детям: Сборник / Сост. Е.О. Путилова. Л.: Сов. писатель, 1989. - С. 5-48.

142. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. / Сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М.: Политиздат, 1989. -605 с.

143. Ревзин И.И. К истолкованию трех постулатов Проппа //Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970).-М., 1975.-С. 77-91.

144. Рерих Н. Держава света; Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. -285 с.

145. Рерих Н.К. Гималаи Обитель Света. Адамант : Пер с англ. -Самара: Агни, 1996. - 248 с.

146. Розанов В.В. Сочинения / Сост. П.В. Крусанов. Л.: «Всесоюзный молодежный книжный центр», филиал «Васильевский остров», 1990. - 575 с.

147. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 621с.

148. Розенблюм Ю.Б. В поисках волшебного амуланга. М.: Современник, 1976. - 221 с.

149. Розенблюм Ю.Б. Сквозь пламя костров (Прошлое и настоящее калмыцкой литературы). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970. - 339 с.

150. Сангаджиева Н.Б. Джангарчи. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1967. -36 с.

151. Секенов Б.К. Формирование ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии. Ставрополь, 1998.- 19 с.

152. Семенихин Г. Повесть о партизанских рейдах // Ханинова Р. «Другой судьбы не надо.». Жизнь и творчество Михаила Хонинова. Автобиография. Интервью. Воспоминания современников. Очерки. Статьи. Элиста: Изд -во КалмГУ, 2005. - С. 240-241.

153. Семь звезд: Калмыцкие легенды и предания / Сост., пер., вступ. ст., коммент. Д.Э. Басаева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2004. - 415 с.

154. Сериков В.В. Общая педагогика: Избр. лекции. Волгоград: Перемена, 2004.-278 с.

155. Станичинский Г.А. Семейное воспитание в инонациональной среде // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств. СПб., 1998. - С. 283-286.

156. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М.: Педагогика, 1969. - 132 с.

157. Тешева Ф.Р. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей У.Х. Берсея и П.И. Тамбиева. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 1998. - 22 с.

158. Убушаев В.Б. Калмыки: Выселение и возвращение. 1943-1975 гг. Элиста: Изд-во «Санан», 1991. - 96 с.

159. Ушинский К.Д. Избранные пед. соч.: В 2 т. Т. 1. / Ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. - 583 с.

160. Федь Н.М. Зеленая ветвь литературы: Русский литературный сказ. -М.: Современник, 1981. -304 с.

161. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368 с.

162. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия . -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. 224 с.

163. Хабунова Е.Э. Мотив старения ханши Ага-Шавдал в калмыцком героическом эпосе «Джангар» // Материалы научных чтений, посвященных памяти профессора А.Ш. Кичикова. Элиста: КалмГУ, 2002. -С. 297-301.

164. Ханинова Р. «Другой судьбы не надо.». Жизнь и творчество Михаила Хонинова. Автобиография. Интервью. Воспоминания современников. Очерки. Статьи. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2005. - 256 с.

165. Ханинова Р. «Наши бабки курили трубки.»: образ калмычки в лирике Боси Сангаджиевой и Михаила Хонинова // Элистинская панорама. 2004. - 9 сентября. - С. 15.

166. Ханинова Р. Взлететь над мира суетой. Элиста: АПП «Джангар», 1994. - 240 с.

167. Ханинова Р., Ничипоров И. «На перекрестках Софии и Веры.». Стихи, поэмы, эссе. Элиста: АПП «Джангар», 2005. - 256 с.

168. Ханинова P.M. Об одном эпическом сюжетном мотиве в «Сказании о калмычке» Михаила Хонинова // «Джангар» в евразийском пространстве: Материалы Международной научной конференции (г.Элиста, 27 сентября 2 октября 2004 г.). - Элиста, 2004. С. 149-154.

169. Ханинова Э.М. Литературная сказка Михаила Хонинова (этнопедагогический аспект) // Теегин Герл. 2005. - № 1. - С. 117-121.

170. Ханинова Э.М. Поэма Риммы Ханиновой «Солнечный лев» в аспекте буддийских традиций воспитания // Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа: Материалы Международной научной конференции, посвященной 405-летию выдающегося просветителя Зая

171. Пандиты Намкай Джамцо (г. Элиста, 20-21 октября 2004 г.). Элиста, 2004.-С. 109-115.

172. Ханинова Э.М. Этнопедагогические идеи эпоса «Джангар» в военной прозе Михаила Хонинова // Гегярлт. 2005. - № 1, 2. - С. 117-123:

173. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт).-М.: Прометей, 1999. 227 с.

174. Хонинов М. В. Сказка о родине, песне и воле//Теегин Герл. -1991.-№ 6. -С. 25-31.

175. Хонинов М. В. Битва с ветром. Пер. с калм. М.: Сов. Писатель, 1970.-96 с.

176. Хонинов М. В. Все начинается с дороги. Пер. с калм. М.: Современник, 1972. - 126 с.

177. Хонинов М. В. Гимн человеку: Стихи и поэма. Пер. с калм. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1966. 95 с.

178. Хонинов М. В. Исповедь. Пер. с калм. М.: Молодая гвардия, 1981.-111 с.

179. Хонинов М. В. Как я был конокрадом. Пер. с калм. М.: Правда, 1979.-48 с.

180. Хонинов М. В. Ковыль: Стихи и поэмы. Пер. с калм. М.: Сов. писатель, 1979. - 168 с.

181. Хонинов М. В. Миша Черный это я! - М.: Правда, 1976.-48 с.

182. Хонинов М. В. Мой верблюжонок. Пер. с калм. М.: Малыш, 1979.-34 с.

183. Хонинов М. В. Музыка в гривах: Избранные стихи и поэмы. Пер. с калм. М.: Сов. Россия, 1978. 192 с.

184. Хонинов М. В. Орлица: Стихотворения и поэмы. Пер. с калм.-М.: Современник, 1981.-269 с.

185. Хонинов М. В. Подкова. Стихи и поэма Пер. с калм. -М.: Современник, 1977 190 с.

186. Хонинов М. В. Помнишь, земля Смоленская.- М.: Воениздат, 1977.-318 с.

187. Хонинов М. Врагов победили вместе / Пер. с калмыцкого // Калмыцкий университет. 2005. - 6 мая. - С. 7.

188. Хонинов М. Двойка на шее // Крокодил. 1973. - № 18. - С. 4-5.

189. Хонинов М. До последней атаки. Пер. с калм. М.:Сов. Россия, 1969.-79 с.

190. Хонинов М. Здравствуй, Аранзал // Огонек. 1968. - № 31. - С.32.

191. Хонинов М. Мой товарищ, профессор Эрдниев // Огонек. 1973. -№49.-С. 10-11.

192. Хонинов М.В. Животновод не отходит в отставку // Хонинов М.В. Сказание о степняках-калмыках. -М.: Сов. Россия, 1977. С. 13.

193. Хонинов М.В. Прорасту тюльпанами в степи. -Библиографический указатель. Элиста, АПП «Джангар», 2000. - 86 с.

194. Хонинов М.В. Сказание о степняках-калмыках. М.: Сов. Россия, 1977.-64 с.

195. Хонинов М.В. Хавал-бахвал. Пер. с калм. М.: Правда, 1973. -48 с.

196. Хонинов М.В. Чудо-кони. Пер. с калм. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986.-63 с.

197. Хонинов М.В., Ханинова P.M. Час речи: Стихи и поэмы. -Элиста: АПП «Джангар», 2002 240 с.

198. Цаллагова З.Б. Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа. Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1998. - 46 с.

199. Цебиков Л.И. Сто калмыцких народных песен. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. - 127 с.

200. Церенов В. Святая награда // Известия Калмыкии. 1995. - 26 апреля. - С. 2-3.

201. Цивьян Т.В. К семантике пространственных элементов // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970). М., 1975. - С. 211-213.

202. Цыденжапов Ш. Н. Жаворонки везде поют одинаково. - М.: ВААП-ИНФОРМ, 1980. - 63 с.

203. Черкезова М.В. Литературное образование в национальной школе // Литература в школе. 1999. - № 5. - С. 62-66.

204. Чиров Д. Грани любви. Творческий портрет Михаила Хонинова // Теегин Герл. 2003. - № 4. - С. 114-128.

205. Эвина Р. «Прорасту тюльпанами в степи.». Писателю-фронтовику, защитнику Отечества исполнилось бы в этом году 80 лет // Вечерняя Элиста. 1999. - 19 февраля. - С. 3.

206. Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. 282 с.

207. Эрендженов К.Э. Береги огонь: Роман / Пер. с калм. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1967. - 183 с.

208. Эрендженов К.Э. Золотой родник. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.- 125 с.

209. Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста: АПП «Джангар», 2001.-292 с.

210. Ячменев А. Мы растем // Литературная Россия. 1979. - 16 ноября. - С.10.

211. Geraci Robert. Window on the East. National and Imperial Identity in Late Tsarist Russia. Cornwall University Press, ITHACA. London, 2001. 3961. P

212. Werth W. Paul. At the Margins of Orthodoxy. Mission, Governance and Confessional Politics in Russia's Volga-Kama Region. 1827-1905. Cornwall University Press, ITHACA. London, 2002. 136 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.