Этносоциетальная трансформация и проблемы национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, доктор социологических наук Епифанцев, Сергей Николаевич

  • Епифанцев, Сергей Николаевич
  • доктор социологических наукдоктор социологических наук
  • 2005, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 280
Епифанцев, Сергей Николаевич. Этносоциетальная трансформация и проблемы национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе: дис. доктор социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Ростов-на-Дону. 2005. 280 с.

Оглавление диссертации доктор социологических наук Епифанцев, Сергей Николаевич

Введение

ГЛАВА 1. ЭТНОСОЦИЕТАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

1.1. Этносоциетальные изменения в условиях этнической мобилизации

1.2. Проблема совместимости процессов демократизации и этнонационализма в условиях этносоциетальной трансформации

ГЛАВА 2. ЭТНОСОЦИЕТАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

В РЕСПУБЛИКАХ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ

2.1. Этническая мобилизация на Северном Кавказе

2.2. Адаптационный тип социетальной трансформации

ГЛАВА 3. ИНВОЛЮЦИОННЫЙ ТИП СОЦИЕТАЛЬНОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧНИ)

3.1. Социетальная трансформация Чечни на стадии либерализации российской социально-политической системы (1988 - 1993 гг.)

3.2. Этнополитическая мобилизация и социетальная инволюция в Чеченской Республике Ичкерия (1992 - 1996 гг.)

3.3. Распад чеченского общества в результате религиозной мобилизации

ГЛАВА 4. РЕГЕНЕРИРУЮЩИЙ ТИП СОЦИЕТАЛЬНОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ В ДАГЕСТАНЕ

4.1. Формирование и кризис советской этносоциетальной системы Дагестана

4.2. Этнический фактор регенерации социетальной системы Дагестана

ГЛАВА 5. ЭТНОСОЦИЕТАЛЬНЫЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

5.1. Этническая мобилизация и проблемы национальной безопасности

России на рубеже XX - XXI вв.

5.2. Проблемы национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе: этносоциетальный аспект

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этносоциетальная трансформация и проблемы национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе»

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие XX в. и первые годы XXI в. ознаменовались глубокой системной трансформацией российской социетальной системы. Беспрецедентное в истории изменение геополитической, геоэкономической роли России, трансформация социальной структуры, экономической и политической систем характеризуются противоречивым сочетанием демократического транзита с этнической мобилизацией, которое привело к всеобщему кризису идентичности, архаическому синдрому и социально-политической нестабильности, появлению новых вызовов и угроз национальной безопасности.

Поиск путей выхода из системного кризиса российской социокультурной системы, развитие и укрепления демократической государственности Российской Федерации, гармонизация межнациональных отношений требуют теоретического осмысления генезиса, пройденных этапов демократизации российского социума, механизмов, характера и последствий ее взаимодействия с этнополитической мобилизацией. В связи с этим актуализируется вопрос о принципиальной совместимости процессов демократизации и модернизации с этническим национализмом, религиозной мобилизацией в условиях многонационального государства. Социальные и этнополитические процессы в Российской Федерации последних лет позволяют уточнить имеющиеся в социальных науках представления о трансформирующейся многонациональной политике и возможностях, границах использования транзитологических концепций и этнополитических подходов к их изучению.

В контексте общероссийского социально-политического процесса особой вариативностью и динамизмом характеризуется ситуация в СевероКавказском регионе.

Северный Кавказ является территорией, расположенной в пределах Южного федерального округа (ЮФО). Однако, если ЮФО находится в процессе становления региональной общности, то Северный Кавказ выступает сложившимся социально-экономическим и историко-культурным регионом в течение уже ста лет. Северный Кавказ включен в систему трансрегиональных этнополитических отношений, происходящие здесь процессы оказывают воздействие не только на региональную, но и общероссийскую и кавказскую социально-политическую ситуацию, включая проблемы национальной безопасности.

Северо-Кавказский регион представляет собой наиболее полиэтничный район России со сложным этноконфессиональным составом населения, различными по типу субъектами Российской Федерации: 7 республик, 2 края, 1 область. В условиях глубокого экономического кризиса, депрессивности региона этнополитическая мобилизация на Северном Кавказе проявилась в наиболее интенсивной форме. Это в начале 90-х гг. XX в. привело к пессимистическим прогнозам регионального развития, что предопределило судьбу федеративного российского национально-государственного устройства, вплоть до сецессии. Ошибочность этих прогнозов свидетельствует о необходимости расширения теоретической и методологической базы социологических исследований на Северном Кавказе, всестороннего рассмотрения происходящих здесь социальных и этнополитических процессов как сложных и многомерных феноменов.

Северный Кавказ, выступая как региональная целостность, имеет сложную социально-этнополитическую и административную структуру. Это делает Северный Кавказ «идеальным» объектом для изучения различных форм взаимодействия процессов демократизации и этнополитической мобилизации, проявляющейся в этнизации государственной власти в условиях поликультурной среды, выявления условий, позволяющих стабилизировать социально-политическую систему в период транзита, а также предотвратить угрозы, безопасности и целостности как полиэтничным субъектам Российской Федерации, так и федеративному государству.

Асинхронность стадий демократизации на федеральном уровне и уровнях субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе, предполагает систематизацию фактологической, событийной стороны социальных и экономических процессов. В связи с этим особое значение приобретает анализ влияния на социально-политические процессы различных типов региональных идеологий и этнического национализма. Феномен архаического синдрома, универсально проявляющийся в условиях переходности и кризиса, имеет региональные и этнические особенности, которые во многом определяют сущностные проявления стадий демократизации в Российской Федерации и ее субъектах на Северном Кавказе. В наиболее острой и трагической форме архаический синдром и несовместимость процесса демократизации с крайними формами этнонационализма и религиозного экстремизма проявились в Чеченской Республике, что привело сначала к распаду Чечено-Ингушской Республики, а затем к дисфункции чеченского этносоциума.

В свое время 3. Бжезинский в книге «План игры» предельно ясно высказался о том, что следует взять Западу за основу в борьбе с СССР: «Поощряя нерусских, требовать большего уважения к их национальным правам, можно будет постепенно переключить политический процесс в Советском Союзе на сложный и поглощающий внимание вопрос, который ляжет в основу современной политической системы перераспределения политической власти. С точки зрения Запада более желательно, чтобы этот вопрос стал главной заботой советского руководства, а не экономические реформы»1.

Этнизация политического пространства и государственного аппарата республик на Северном Кавказе, обострение борьбы религиозного традиционализма, фундаментализма и модернизационных процессов,

1 ЯзовД.Т. Удары судьбы: воспоминания солдата и маршала. Изд. 3-е и доп. М., 2002. С. 220 ослабление федеральной вертикали власти обострили проблемы национальной безопасности. Поэтому актуальность темы исследования не исчерпывается теоретической и научно-практической значимостью, так как многие этносоциальные проблемы региона имеют значительный общественный резонанс. Он связан с важнейшими аспектами укрепления российской модели федерации, становления национальной модели демократии в России и субъектах Федерации, реконструкцией и ресоциализацией народов Северного Кавказа в новую демократическую политическую систему, обеспечением безопасности личности, этносоциумов, общества и государства.

Актуализация этих проблем связана с неопределенностью последствий трансформации геополитической ситуации в Черноморско-Каспийском регионе вследствие, с одной стороны, тенденций расширения Европейского Союза (ЕС) в результате включения в него Турции и государств Южного Кавказа, резонирующих на Северном Кавказе, с другой стороны, кризиса европейской интеграции в ходе попыток принятия общеевропейской конституции. В то же время изменение порядка интеграции глав администраций субъектов Российской Федерации выступает серьезным фактором, изменяющим управление социальными и политическими процессами на Юге России.

Объектом исследования является трансформация социального пространства России в 90-е годы XX в.

Предметом исследования выступает этносоциетальная трансформация в республиках Северного Кавказа в контексте национальной и региональной безопасности.

Цель данной работы в концептуализации этносоциетальной трансформации, выявлении и осмыслении стадий взаимодействия этнополитической мобилизации, идеологий этнического национализма с процессом демократизации у народов Северного Кавказа, а также их влияния на состояние национальной и региональной безопасности.

Задачи диссертационного исследования:

- концептуализировать понятие этносоциетальной трансформации;

- определить роль этничности в социетальной трансформации на Юге России;

- выявись типологию социетдльных трансформаций в субъектах Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе, на рубеже веков;

- определить формы и специфику этнической мобилизации у народов Северного Кавказа;

- изучить возможности использования транзитологических моделей в качестве инструментария. для анализа процесса демократизации в условиях этнической мобилизации;

- рассмотреть механизмы формирования и роль этнократий в процессе этносоциетальной трансформации;

- показать институциональные факторы, позволяющие стабилизировать полиэтническую политическую систему в условиях трансформации;

- проанализировать архаический синдром в контексте этнической мобилизации в Чечне и его роль в распаде Чечено-Ингушской Республики и чеченского этносоциума;

- обобщить региональный опыт влияния различных форм этнической мобилизации на состояние национальной и региональной безопасности Российской Федерации.

Степень разработанности темы. Проблемы постсоветской социетальной трансформации многонационального российского общества и роли в этих процессах мобилизованной этничности находятся в центре внимания этнологических, социологических, политологических, конфликтологических, правоведческих и др. исследований отечественных и зарубежных ученых. Методологические проблемы изучения социетальной системы общества рассматриваются в работах Т. Парсонса, М.К. Горшкова,

Г.В. Осипова, Т.И. Заславской, В.Н. Кузнецова, М.А. Шабаловой и др. Теоретические проблемы мобилизационного типа развития рассматриваются применительно к России как доминирующая тенденция в работах А.Г. Фонотова, О.В. Гаман-Голутвиной, A.B. Лубского и др. Вопросы этнической мобилизации на постсоветском пространстве исследовались «по горячим следам» с рубежа 80 - 90-х гг. Для работ этого периода характерны сосредоточенность на ситуативных конфликтных аспектах, узость теоретической базы, механическое и часто бессистемное заимствование западных исследовательских методик, явный налет эмоциональности и публицистичности при отходе от советских стереотипов восприятия межнациональных отношений.

С середины 90-х гг. очевиден качественный прогресс в изучении этносоциетальных процессов в Российской Федерации, в том числе на Северном Кавказе. Проблемы этнического фактора социетальных процессов рассматриваются в различных парадигмах, преимущественно с точки зрения примордиалистского, инструменталистского, конструктивистского подходов. В работах Р.Г. Абдулатипова, С.А. Арутюнова, М.Н. Губогло, А.Г. Здравомыслова, C.B. Лурье, Л.С. Перепелкина, З.В. Сикевич, A.A. Сусоколова, В.А. Тишкова, Ж.Т. Тощенко и др. рассматриваются методологические проблемы изучения этноса, этничности, становления этнической идентичности и ее проявления в межнациональных и межэтнических конфликтах.

Наиболее активно исследуются проблемы этнополитических процессов в республиках Северного Кавказа: Адыгее (Ю.Д. Анчабадзе, М.Б. Беджанов, P.A. Ханаху, О.М. Цветков, А.Ю. Шадже и др.), Северной Осетии (А.Б. Дзадзиев, В.Д. Дзидзоев, A.A. Цуциев и др.), Кабардино-Балкарии (И.Л. Бабич, А.Х. Боров, Х.-М. Думанов и др.), Карачаево-Черкесии (М.Ф. Куракеева, Ф.А. Шебзухова, A.A. Язькова и др.), Чечни (В.Х. Акаев, Л.С.-Э. Басханова, Д.Д. Гакаев, Т.М. Музаев, А.А.-Х. Эльсаев и др.), Дагестана (З.С. Арухов, С.М. Гусаев, Э.Ф. Кисриев и др.). Отличительной чертой публикаций В.А. Аксентьева, Г.С. Денисовой, А.Ю. Коркмазова, JLJL Хоперской, В.М. Юрченко, В.А. Тишкова является рассмотрение этнополитических процессов в контексте общерегионального развития и компаративистский подход к анализу конкретных ситуаций в республиках на Северномо Кавказе. Важным для исследования проблем этносоциетальной трансформации является концепт этнической субъектности, обоснованный в середине 90-х гг. Г.С. Денисовой, JI.JL Хоперской, А.Х. Боровым.

Этническая мобилизация развивается на основе региональных идеологий и этнического национализма, которые исследуются в работах Ю.Г. Волкова, А.К. Дегтерева, JI.M. Дробижевой, Э.А. Позднякова и др. Заслугой авторов является отход от сугубо негативного стереотипа национализма, характерного для социальных наук советского времени, и показ его как сложного явления, выделение различных типов национализма. Особенности элитогенеза на Северном Кавказе и элит как носителей региональных идеологий рассматриваются в работах В.Г. Игнатова, A.B. Понеделкова, А.М.Старостина и др. Роль радикальных течений ислама на Северном Кавказе анализируется в исследованиях В.Х. Акаева, З.С. Арухова, В.О. Бобровникова, Р.Г. Гаджиева, И.П. Добаева, A.B. Малашенко, A.A. Игнатенко, Д.В. Макарова, А.Р. Шихсаидова, A.A. Ярлыкапова и др. В них рассматриваются противоречия во взаимоотношениях религиозного традиционализма, фундаментализма и модернизации, их влияние на этнополитические процессы и политизацию ислама.

Д.А. Ростоу, Ф .Шмиттер, О.Г. Харитонова, А.Х. Боров и др. разработали и определили операциональные возможности применения транзитологических моделей для анализа и описания процесса трансформации недемократического режима в демократический в условиях многонационального государства, в том числе в России и ее северокавказском регионе.

Проблема соотношения демократии и национализма, возможностей использования транзитологических моделей для изучения этносоциетальных процессов в России рассматриваются с точки зрения двух основных подходов. Одни авторы считают национализм реакционным и антидемократическим явлением (Э. Геллнер, К. Оффе, В. Бане, П.Е. Кандель и др.). Другие полагают, что неклассические типы национализма (паритетный, либеральный, модернизационный) не исключают межнациональных компромиссов в многонациональном государстве, которое может приобрести демократическую легитимность (М. Линд, X. Линц, А.Х. Боров, Л.М. Дробижева и др.). Наиболее аргументированно последняя точка зрения отражена в коллективной монографии под руководством Л.М. Дробижевой2.

Проблемы безопасности этносов и влияния этнической мобилизации на региональную и национальную безопасность на Северном Кавказе рассматриваются в работах Т. Бейдиной, С.Н. Бабурина, Г.П. Зинченко, А.Г. Дугина, В.Г. Казанцева, A.B. Попова, В.Г. Попова, Д.О. Рогозина, Н.С. Слепцова и др.

Несмотря на значительное число исследований по социологии и этнополитике Северного Кавказа, изученность этносоциетальной трансформации региона далека от завершения, она еще не подвергалась монографическому концептуальному исследованию на региональном уровне, во взаимосвязи проблем этнической мобилизации, демократизации и национальной безопасности.

Гипотеза исследования. Этничность в условиях глобализации и социетальной трансформации России не отмирает, а остается в полиэтничных регионах важнейшей качественной характеристикой всех сфер социальной жизни, проявляет себя как сетевая структура. Поэтому трансформация обществ на Северном Кавказе может быть определена как этносоциетальная. В этнодемографическом и социально-экономическом

2 Дробижева Л.М, Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996. отношении Северный Кавказ является гетерогенным, что обусловливает различную типологию этносоциетальных трансформаций в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе. Многофакторный характер взаимодействия процессов глобализации, этнической мобилизации и демократизации формирует комплекс угроз национальной и региональной безопасности, обеспечение которой требует учета особенностей этносоциетальной трансформации в различных регионах Северного Кавказа.

Теоретико-методологические основы работы основываются на применении социологических и социально-философских принципов изучения социальных явлений и этносоциетальных процессов в сочетании с концептуальными положениям в этнологии. Используется системный подход к изучению проблем этносоциального и этнополитического взаимодействия на основе положений стратификационных и институциональных теорий переходных состояний общества и этносоциумов. В ходе исследования применен компаративистский подход, методы сравнительно-исторического анализа, транзитологического моделирования, аналогии, сравнения, научного обобщения.

Эмпирическая база представлена широким кругом документов и материалов, комплексный анализ которых позволяет решать поставленные в диссертационном исследовании задачи:

- официальные документы органов власти и управления СССР и Российской Федерации конца 80 - 90-х гг. XX - начала XXI вв.;

- официальные документы органов власти и управления субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе;

- документы национальных движений и республиканских отделений партий;

- сообщения средств массовой информации;

- материалы социологических и этнополитических исследований.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в концептуальном осмыслении и систематизации этносоциетальных процессов, взаимодействия процессов этнополитической мобилизации и демократизации на Северном Кавказе на основе комплексного анализа. При этом:

- предложено понимание этничности как сетевой организованной структуры;

- выявлена роль этничности в социетальной трансформации республик на Северном Кавказе;

- концептуализированы формы и стадии этносоциетальных процессов в республиках на Северном Кавказе;

- раскрыто влияние этнического национализма и его различных форм на характер этносоциетальных процессов в регионе;

- определена сложная взаимосвязь между модернизацией, демократизацией и этнополитическими процессами в этносоциетальной трансформации на Северном Кавказе;

- исследован и систематизирован в сравнительном ракурсе опыт органов власти и управления республик на Северном Кавказе по стабилизации этносоциетальной системы республик; концептуализирован инволюционный этносоциетальный процесс в Чеченской республике на основе архаического синдрома, типологии чеченского этнонационализма и религиозной мобилизации;

- определена связь этносоциетальной трансформации с формированием внутренних и внешних вызовов и угроз национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе;

- сформулирована гипотеза о завершении на Северном Кавказе этапа этнополитической мобилизации и начале этапа стабилизации этносоциетальной системы на основе ресоциализации народов Северного Кавказа в нелиберальную модель российской демократии;

- показано влияние трансформации геополитической ситуации в Черноморско-Каспийском регионе на этносоциетальные процессы на Юге России; предложены основные направления обеспечения региональной и национальной безопасности на Северном Кавказе в условиях глобализации и вызова международного терроризма. Положения, выносимые на защиту:

1. Россия переживает глубокую социетальную трансформацию всех сфер жизни, но определяющим вектором становления формы государственного устройства и политического режима является процесс демократизации. Это делает возможным использование транзитологических моделей для анализа этнополитических процессов в Российской Федерации, включая Северный Кавказ, в условиях переходного периода 90-х гг. XX в. с учетом ее цивилизационно-культурных особенностей.

2. Республики на Северном Кавказе созданы на основе национально-территориального принципа и могут рассматриваться как этносоциетальные целостные системы, так как этнический фактор является важнейшей составляющей трансформации институциональной системы, социальной структуры и человеческого потенциала, обеспечивающих республиканскую и федеральную интеграцию.

3. Существующие теории этничности (примордиалистские, инструменталистские, конструктивистские, информационные и др.) сформировались в контексте реалий индустриального общества, они абсолютизируют отдельные либо константные, либо инструментальные черты этничности и не учитывают новых форм проявления этничности в условиях глобализации. Этничность более выраженно стала проявлять себя как сетевая структура, в основе которой лежат сакрализованные представления об общем происхождении, языке, экзистенциальных ценностях и морали, интересах. Традиционные и современные средства социальной коммуникации позволяют эффективно использовать вертикальные (межпоколенные или иерархические) и горизонтальные информационные связи для воспроизводства этничности, использования ее потенциала для адаптации к меняющимся условиям независимо от компактного или рассеянного проживания.

4. Этническая мобилизация, как ответ на модернизацию и глобализацию, является важнейшим фактором современных социетальных процессов, она может проявляться как в этнокультурной (активизация исторически сложившихся признаков этноса), так и в этнополитической форме (групповые действия на политическом пространстве по реализации интересов, сформулированных в этнонациональной идеологии). В условиях модернизационных процессов в России она выступает одним из источников этнонациональных конфликтов, но не сводима только к конфликтологическому аспекту, так как формы, интенсивность и направленность этнической мобилизации во многом определяются национальной политикой государства, качеством научной экспертизы и прогнозирования развития этнополитической ситуации.

5. Этнонационализм на Северном Кавказе как идеология и практика проявлялся (исключая Чечню) преимущественно в паритетной и либеральной формах, не выдвигавших задач самоопределения народов вне Российской Федерации, сепаратистских лозунгов и целей, что определяется исторически сложившейся интегрированностью народов Северного Кавказа в социокультурную систему России.

6. В этносоциетальных трансформациях на Северном Кавказе выделяются три основных типа: 1. Адаптационный, характерный для республик Северно-Западного Кавказа (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания). Полиэтничный характер этих республик определяется взаимодействием автохтонных и аллохтонных народов. Славянское население выступает ведущим фактором адаптации местных этносоциетальных систем к трансформациям российского общества. 2. Регенерирующий тип проявился в Дагестане. Он выработан в ходе многовекового сосуществования народов на одной территории, когда основной ценностью, гарантирующей народам относительную безопасность и благосостояние, выступает динамическое согласование межэтнических интересов. 3. Инволюционный тип проявился в период существования непризнанной Чеченской Республики Ичкерия. Этнические изменения в Чечне привели к разрушению как этносоциетальной системы Чечено-Ингушетии, так и чеченского социума и, как следствие, к демодернизации.

7. В условиях асинхронности стадий демократизации и этносоциетальных трансформаций в центре и субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе стабильность политической системы определяется сохранением сильной, эффективной вертикали исполнительной власти, способной на федеральном и региональном уровнях скоординировано влиять на экономические процессы, в политическом процессе использовать элементы модели «демократии согласия», блокировать внешние угрозы.

8. Незавершенность советской модернизации определила незавершенность национальной консолидации чеченцев и их интегрированное™ в социокультурную систему России. Классические формы чеченского национализма в условиях скачкообразных изменений в центральной и региональной политических системах и разрыва вертикали власти (центр - регион) оказались несовместимыми с демократическим транзитом, привели к архаизации чеченского общества и фактически его сегментации вследствие политики режимов Д. Дудаева и А. Масхадова, разрушения социально-экономической и культурной сфер в результате военных действий 1994 - 1996 гг., 1999 -2000 гг.

9. Исламская мобилизация на основе традиционного ислама в целом не выходит за пределы этнокультурной мобилизации и совместима с процессом демократизации этносоциетальной системы на Северном Кавказе. Радикальные политические течения в исламе («северокавказский ваххабизм») носят подчеркнуто антимодернизационный характер, антагонистичны самоидентификации народов Северного Кавказа, разрушают этносоциетальную интегративную подсистему общества, не совместимы с моделью демократического транзита в России.

10. К концу 90-х годов XX в. на основе демократических принципов произошла институциализация политических систем республик Северного Кавказа (исключая Чечню), и они стали функционировать в большей степени в режиме самовоспроизводства, чем трансформации. В этносоциетальном процессе начался переход от этнической мобилизации к этнической реконструкции и ресоциализации в новую систему.

11. Обеспечение региональной и национальной безопасности на Северном Кавказе должно носить системный и разноуровневый характер: федеральный, окружной, субъектов РФ. Целостная, но структурированная система региональной и национальной безопасности должна отвечать вызовам глобализации, международного терроризма и регионализации, но включать не только отражение и предупреждение внешних и внутренних угроз, но и социальную политику, направленную на ресоциализацию этносоциумов в новую формирующуюся демократическую систему России нелиберального типа, стабилизацию институционального развития, установление социального порядка, выработку общенациональной идеологии и идентичности.

Практическая значимость работы определяется необходимостью концептуального осмысления этносоциетальных процессов на Северном Кавказе, характера их современного этапа и определения задач региональной политики, обеспечения региональной и национальной безопасности.

Материалы диссертации могут быть учтены при разработке Концепции национальной политики на Северном Кавказе и в РФ, регулировании межнациональных отношений и совершенствования российской модели федерализма, проведении административных преобразований.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также в учебном процессе, в преподавании курсов, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам северокавказского регионоведения, этносоциологии, конфликтологии й др.

Апробация работы.

Результаты исследований докладывались на нескольких научных конференциях международного, российского и регионального уровня. Работа обсуждена на заседании кафедры социологии, политологи и права ИППК РГУ.

Структура диссертации. Текст работы состоит из введения, 5 глав, включающих 11 параграфов, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 308 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Епифанцев, Сергей Николаевич

Выводы

Рассмотрение проблем влияния этносоциетального фактора на состояние региональной безопасности на Северном Кавказе позволяет сделать следующие выводы:

1. Этническая мобилизация на Северном Кавказе в условиях этносоциетальной трансформации выступает как фактор дестабилизации всей системы безопасности личности, этносоциумов, общества и государства как на региональном, так и общенациональном уровнях.

1 Танкиев А.Х. Философские аспекты возрождения и развития национальных культур как фактор региональной безопасности на Северном Кавказе // Государственное и муниципальное управление.

2000. №3. С. 129.

2 См. Алиев А.К., Юсупов Г.И. Миротворчество и народная дипломатия на Северном Кавказе. Мах., 2002.

Коков В.М. Ислам: гуманистические традиции // Научная мысль Кавказа. 2000. №1. С. 12.

2. Региональная и национальная безопасность на Северном Кавказе определяется взаимной обусловленностью внутренних и внешних вызовов и угроз при ведущей роли внутренних факторов - экономического кризиса, маргинализации населения и архаизации общества, функциональной несбалансированностью институтов власти и управления на федеральном и региональном уровнях.

3. Основную внешнюю угрозу региональной безопасности Северного Кавказа представляет исламистский экстремизм и связанный с ним международный терроризм.

Характер внешних и внутренних угроз диктует холистский, а не отраслевой подход к обеспечению региональной и национальной безопасности на Северном Кавказе. Переход от этнической мобилизации к этнической реконструкции и ресоциализации в новую политическую систему делает важнейшими факторами обеспечения региональной и национальной системы безопасности управляемость этносоциетальной трансформацией общества, стабилизацию ее институциональной системы, социального порядка на основе общенациональной системы ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России, а тем более, в Южном федеральной округе, этничность является важной частью всех элементов социетальной системы, без учета роли которых невозможен адекватный анализ социетальной трансформации.

Взрыв этничности - не удел России и других постсоветских государств, а одна из ведущих тенденций общемирового процесса, практически проявившаяся в большинстве стран. Этническая мобилизация развивается в условиях глобализации как ответ на условия, угрожающие самосохранению этносов в результате растворения в универсальном политическом и культурном пространствах, когда эволюционный тип развития ведет к утрате этнической идентичности, разрушению этносоциетального кода.

События последнего десятилетия подтверждают, что современные этносы имеют сложную биосоциальную природу, в которой сочетаются примордиальные (объективные) этнодифференцирующие признаки - язык, месторазвитие, религия и экзистенциальные ценности, константные черты национального характера и др., и инструментальные (иерархия признаков и интенсивность переживания этнической идентичности и солидарности у различных народов). Поэтому этническая мобилизация имеет объективную и субъективную сторону: с одной стороны, она выступает как самостоятельный рациональный и /или эмоциональный выбор индивидов, опирающихся на примордиальные признаки этноса, с другой стороны, степень выраженности этничности может регулироваться целенаправленным воздействием интеллектуальной и политической элиты, не исключая манипуляции этническим сознанием, феномена временно «навязанной этничности». Однако «конструктивистские» подходы к этничности имеют границы в объективной природе этнодифференцирующих признаков.

Существующие теории этничности (примордиальные, инструменталистские, конструктивистские, информационные и др.) сформировались в контексте реалий индустриального общества, абсолютизируют отдельные либо константные, либо инструментальные черты этничности и не учитывают новых форм проявления этничности в условиях глобализации. Этничность более выраженно стала проявлять себя как сетевая структура, в основе которой лежат сакрализованные представления об общем происхождении, языке, экзистенциальных ценностях и морали, интересах. Традиционные и современные средства социальной коммуникации позволяют эффективно использовать вертикальные (межпоколенческие или иерархические) и горизонтальные информационные связи для воспроизводства этничности, использования ее потенциала для адаптации к меняющимся условиям, независимо от компактного или рассеянного проживания.

Этническая мобилизация выступает в этнокультурной (лингвистическая, историческая, традиционная, религиозная культура) и этнополитической формах. Этнополитическая мобилизация превращает этносы в субъекты политики. Обе формы этнической мобилизации обусловливают друг друга. Этнополитическая мобилизация, ее институализация невозможны без формирования этнической идеологии, различного типа национальных доктрин - этнонационализма, под которым понимается идеология, утверждающая, что люди для достижения свободы и самореализации самоидентифицируются с этнической общностью, а раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве. Национализм в этнополитическом процессе выступает как симбиоз рациональной политики и нерациональной социальной силы.

Россия переживает глубокую социетальную трансформацию всех сфер жизни, но определяющим вектором становления формы государственного устройства и политического режима является процесс демократизации. Это делает возможным использование транзитологических моделей для анализа этнополитических процессов в Российской Федерации, включая Северный Кавказ, в условиях переходного периода 90-х гг. XX в. с учетом ее цивилизационно-культурных особенностей.

Этническая мобилизация на огромной территории Российской Федерации стала ответом на кризис идентичности в условиях глубокой трансформации всех сфер жизни российского общества. Ведущей тенденцией на институциональном уровне в России в последнее десятилетие являлся нелиберальный демократический транзит, обусловленный социкультурными особенностями регионов Федерации. Применение к анализу социетальных процессов в России транзитологических моделей показывает принципиальное совпадение этапов политического процесса со стадиями демократизации: либерализация политической жизни; демонтаж нежизнеспособных институтов прежней политической системы; установление норм, процедур и институтов демократического режима; ресоциализация граждан в новую демократическую систему. Анализ сочетания стадий трансформационного процесса с формами этнической мобилизации и доминирующими типами национализма показывает, что многонациональные государства с достаточно продолжительным периодом совместной истории в период глубоких системных трансформаций, включая демократизацию и цивилизационно-культурный сдвиг на основе модернизации, сохраняют значительную степень устойчивости этносоциетальной системы.

Этнополитическая мобилизация создает угрозы обострения межнациональных конфликтов на основе соперничества за ресурсы, способна бросить делегитимирующий вызов многонациональному государству, но не исключает сами демократические преобразования. Демократические процедуры, не привязанные жестко к либеральным моделям демократии на этапе транзита, сильное государство, соблюдающее стадии переходного процесса и учитывающее цивилизационно-культурные особенности, могут использовать паритетный, либеральный и модернизационный типы национализма для проведения демократизации этносоциетальной системы. Этническая мобилизация и демократизация в многонациональном государстве не исключают друг друга, но отдельные элементы модернизации в зависимости от стадий демократизации могут вступать в противоречие с этнополитической мобилизацией высокой степени интенсивности и радикальными проявлениями этнонационализма. Консенсусный или конфликтный тип развития этнополитической ситуации определяется в условиях транзита не столько объективными предпосылками, сколько субъективным фактором - способностью интеллектуалов и правящей элиты федерального центра и регионов соединить процессы модернизации и демократизации с цивилизационно-культурным своеобразием России и ее народов.

Изучение опыта взаимодействия этнополитической мобилизации с процессом демократизации в республиках на Северном Кавказе - самом многонациональном и поликонфессиональном регионе России, позволило определить условия, при которых сохранилась целостность российского полиэтнического государства как этносоциетальной системы:

- устойчивое, исторически сложившееся взаимодействие этносов, культур и цивилизаций при доминирующей роли русского народа;

- сохранение сильной вертикали исполнительной власти в Центре и регионах, способной влиять на этнополитическую ситуацию в субъектах Федерации и блокировать внешние угрозы региональной и национальной безопасности;

- использование элементов «демократии согласия», позволяющей в условиях транзита обеспечивать права и интересы национальных меньшинств и нетитульных наций в органах власти и управления;

- компромисс власти с либеральными типами национализма, социальный контракт федеральной власти с этнократиями на местах и маргинализация на этой основе представителей классического национализма и сепаратизма;

- гарантии этнокультурной безопасности этносов;

- исключение из политического процесса религиозной мобилизации при соблюдении прав верующих и гарантий религиозного возрождения;

- эволюционные, а не скачкообразные изменения центральной и региональной политической системы.

Взрыв этничности, интенсивная этнокультурная и этнополитическая мобилизация на Северном Кавказе усложнили процесс демократизации в регионе и придали ему специфические черты: нелиберальные модели демократии с авторитарными режимами, установленными различными путями, высокая степень этнизации органов власти и управления. Со второй половины 90-х гг. этническая мобилизация через ряд переходных форм сменяется процессом этнической реконструкции, ресоциализацией в демократическую систему, сопряженную с этнокультурным возрождением. Начавшийся в 2000 г. процесс восстановления единого правового пространства России, укрепление федеративного устройства и преодоление экономического кризиса позволяют перейти к выработке национальной модели демократии, которая обеспечит гражданские права личности, права народов как их составную часть, паритет культур и религий.

В этносоциетальных трансформациях на Северном Кавказе выделяются три основных типа: 1) адаптационный, характерный для республик на Северо-Западном Кавказе (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания). Полиэтничный характер этих республик определяется взаимодействием автохтонных и аллохтонных народов. Славянское население выступает ведущим фактором адаптации местных этносоциетальных систем к трансформациям российского общества; 2) регенерирующий тип проявился в Дагестане. Он выработан в ходе многовекового сожительства народов на одной территории, где основной ценностью, гарантирующей народам относительную безопасность и благосостояние, выступает динамическое согласование межэтнических интересов; 3) инволюционный тип проявился в период существования непризнанной Чеченской Республики Ичкерия. Этническая чистка Чечни привела к разрушению как этносоциетальной системы Чечено-Ингушетии, так и чеченского социума, что привело к демодернизации.

Действия чеченской элиты, непоследовательность и просчеты федеральных и региональных политиков исключили Чечню из общероссийского демократического транзита на первой стадии либерализации. Экстремистские типы чеченского национализма и исламской мобилизации в моноэтническом обществе, лишенном в связи с миграцией и развалом в экономической и социальной сферах модернизированных страт, привели к глубокой архаизации и деструкции чеченского общества, что может быть определено как этносоциетальная инволюция. Нелигитимные попытки сецессии, превращение Чечни в криминально-террористическое квазигосударство и конфликт с федеральным центром стали причиной разрушения инфраструктуры и всей социальной сферы Чечни в ходе военных действий 1994 - 1996, 1999 -2000 гг. Опыт чеченских событий показал, что демократическая реконструкция народов Северного Кавказа возможна лишь в рамках большого российского социального пространства.

Вызовы и угрозы региональной и национальной безопасности на Северном Кавказе актуализировались в процессе глубокой этносоциетальной трансформации и разрушения социального порядка, одним из аспектов которого стало противоречивое взаимодействие этнической и религиозной мобилизации с демократическим транзитом. Если в первой половине 90-х гг. главным в обеспечении системы национальной безопасности были задачи предупреждения и отражения внешних угроз, то со второй половины 90-х гг. XX в., когда начинается переход от этнической мобилизации к этнической реконструкции, важнейшим фактором обеспечения региональной и национальной безопасности становится стабилизация этносоциетальной системы общества, ее институциональной системы, социального порядка, выработка и артикуляция общенациональной системы ценностей, знаков и символов, учитывающей многонациональный и поликонфессиональный состав населения России и ее органичной части - Северо-Кавказского региона. Восстановление вертикали федеральной власти, консолидация общества позволили достичь функциональной стабильности на рубеже XX -XXI вв. Однако она не была использована в достаточной степени, не стала необратимой. Этнократические режимы, установившиеся на Северном Кавказе к середине 90-х гг. XX в., сыграли положительную роль в преодолении радикальных типов национализма, достижении межэтнического мира, но оказались неэффективными в борьбе с коррупцией, терроризмом, решении экономических проблем субъектов Российской Федерации. Новая процедура выборов глав администраций, реформа местного самоуправления открывают возможности для постепенной трансформации сложившихся полиэтнических систем в современную модель демократии, учитывающую социокультурные особенности регионов, но обеспечивающую безопасность, экономическую эффективность и на этой основе - благосостояние и социальный оптимизм народов Северного Кавказа как органичной части Российской Федерации. Современное состояние этносоциетальности республик на Северном Кавказе является для этого достаточной основой.

Список литературы диссертационного исследования доктор социологических наук Епифанцев, Сергей Николаевич, 2005 год

1. Бюллетень Центральной избирательной комиссии РФ. 1994. Т.1. №12.

2. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. №23.

3. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета СССР. 1991. №28.

4. Ведомости Съезда депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. 1992. №52.

5. Комиссия Говорухина. М., 1995. 175 с.

6. Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1998. 473 с.

7. Конституция Чеченской Республики (с изменениями, дополнениями, внесенными Законом от 11.11.1996 г., Законом от 03.02.1997 г.). Джохар, 1997. 32 с.

8. Конституция Чеченской Республики. Грозный, 2003.

9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Сб. законодательных и нормативных документов по состоянию на февраль 1998 г.М., 1998.

10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 18 января 2000 г.

11. Парламент Чеченской Республики. В 5-ти вып. Гр., 1992.

12. Программные документы общественно-политического движения «Даймохк». Грозный, 1992. 31 с.

13. Россия и Чечня. 1990-1997. Документы свидетельствуют. М., 1997. 264 с.

14. Сборник Указов и распоряжений Президента Чеченской Республики (1.11.91-26.05.93). Грозный, 1993.1. Газеты15. Возрождение. Грозный.

15. Грозненский рабочий. Грозный.

16. Закубанье. Краснодар-Майкоп.

17. Кабардино-Балкарская правда. Нальчик.19. Маршо. Грозный.20. Нарт. Нальчик.21. Независимая газета.22. Республика. Грозный.

18. День Республики. Черкесск.24. Российская газета.

19. Северная Осетия. Владикавказ.26. Северный Кавказ. Нальчик.27. Советская Адыгея. Майкоп.28. Солидарность. Грозный.1. Исследования

20. Абалкин JL О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики, 1994. №2.

21. Абдулатипов Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации. М., 1999.

22. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность //Научная мысль Кавказа, 1995. №1.

23. Абдулатипов Р.Г. Семь ступеней, ведущих к центру // Российская газета. 20 мая 2000 г.

24. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М., 1993. Кн. I-III.

25. Абубакиров Х.И. Нахчойская идея человеческая идея! // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции "Мир, согласие и сотрудничество", посвященной 60-летию Чеченского госуниверситета. Джохар. 1998.

26. Аверин А.Н. Социальная безопасность: федеральный и региональный аспекты // Проблемы региональной безопасности и регионального экономического развития в условиях дифференцированной этнокультурной среды. Ростов н/Д, 2000.

27. Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973. 286 с.

28. Авксентьев A.B., Авксентьев В.З. Современные этнокультурные процессы на Северном Кавказе // Проблемы философии и культуры. Ставрополь, 1999.

29. Агаев А.Г. Функция языка как этнического признака. М., 1968.

30. Акаев В.Х. «Северокавказский ваххабизм» разновидность исламского радикализма //Научная мысль Кавказа, 2000. №3.

31. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. М., 1999. 26 с.

32. Акаев В.Х., Магомадов С.С. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни// Научная мысль Кавказа, 1996. №3.

33. Аккиева С.И. Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарской Республике. М., 1994.

34. Акопов JI.B. Правовые проблемы регулирования межэтнических отношений в условиях Северокавказского региона. Ростов н/Д, 2000. 16 с.

35. Алиев М. Единство и целостность Республики Дагестан как конституционный принцип. Махачкала, 1998.

36. Ананьин О. Этнический аспект проблемы интересов // Вопросы экономики, 1994. №2.

37. Аникеев A.A., Лубский A.B. Теоретические поиски в современной исторической науке // Научная мысль Кавказа, 1997. №7.47.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.