Эволюция философских взглядов И.А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Гребнева, Галина Александровна

  • Гребнева, Галина Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 153
Гребнева, Галина Александровна. Эволюция философских взглядов И.А. Ильина: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Екатеринбург. 2004. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гребнева, Галина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Становление философских взглядов Ивана Александровича Ильина и этапы философского творчества

§ 1. Теоретические и методологические основы философского мировоззрения

И.А. Ильина.

§2. Православная метафизика и политико-философские идеи.—

ГЛАВА II. Проблемы философского человековедения

§ 1. Сущность и существование человека.—

§2. Философско-педагогические проблемы: реальное формирование человека и его сохранение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция философских взглядов И.А. Ильина»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Конец XIX - начало XX ознаменовался глубоким кризисом,^ охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса. Это была эпоха творческого подъема в поэзии и философии после периода упадка. Никогда еще не были так сильны смешания и всякого рода прельщения. Русскими душами овладевали предчувствия надвигающихся катастроф. Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии, обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Было ощущение небывалой новизны всего того, что принес с собой рубеж веков, сопровождавшийся чувством неблагополучия и неустойчивости1. Те истины и критерии, которые были открыты и сформулированы в XIX столетии, ныне уже не удовлетворяли. Требовалась новая политическая и социальная концепция, новый взгляд на науку и искусство, новое истолкование событий исторического значения и сил истории. Цензура власти (церковной, царской, социалистической) заставляла философию облекаться в одежды публицистики, критики, научной теории.

Сегодня мы вновь и вновь ищем причины постигших нас несчастий и разочарований, пытаемся найти ответы, пытаемся применить различные рецепты для «врачевания» множественных ран. Обращение к творчеству нашего изгнанного соотечественника, к наследию вдумчивого ученого и

1 См. Бердяев Н. Самопознание. - М., 1990. - 335 с. философа Ивана Александровича Ильина (1883 - 1954 гг.) дает ответы на многие вопросы. Философское наследие И.А. Ильина подарило нам тщательнейший анализ, разбор постигшего нас упадка и указало путь исцеления.

Блестящий русский философ начала века Иван Александрович Ильин позже других стал известен современному российскому читателю. К сожалению знакомство с творчеством Ильина до сих пор ограничивается в основном его правоведческими, политологическими и социологическими взглядами. Достоянием научной общественности стали поздние публицистические статьи, в которых И.А. Ильин выступает одновременно и как проницательный критик тоталитарной системы Советского Союза, идеологии большевизма, и как творец консервативной утопии. Эта утопия состояла из веры в возможность возрождения России только через отрицание западной демократии и западной культуры, через национальное обособление, через восстановление дискредитированных самой историей ценностей (в духе идеала «самодержавие — православие — народность»). Это поздние выводы Ильина. Если обратиться к раннему творчеству философа, мы обнаружим его пристрастие к противоположным взглядам: возможность построения современного общества на основе западных идеалов демократии и экономики. В связи с этим возникает необходимость рассматривать динамику философского творчества И.А. Ильина, эволюцию его философских взглядов, чтобы избежать неполноты и односторонности оценочных суждений.

Современные дискуссии о путях развития новой России по эмоциональности, непримиримости, стремлением к однозначным и крайним выводам очень близки к чертам публицистики и характеру многих философских произведений Ильина. В связи с этим его имя стало часто использоваться в контексте современных политических споров как аргумент в пользу той или иной точки зрения.

Актуальными на сегодняшний день остаются размышления И.А. Ильина о возрождении России, об опасности ее национального расчленения, об уроках «русского опыта», о русской Академии и многие другие. Однако в исследовательской и публицистической литературе отмечается явное стремление «спрямить» и «осовременить» творческое наследие мыслителя, что приводит к значительному искажению его образа и его идей.

Эпоха, в которой довелось жить Ильину, была уникальной по количеству переломных для истории событий, по масштабу переживаемых европейской цивилизацией, и Россией в частности, катаклизмов. Все это не могло не сказаться на мировоззрении философа, который своей главной задачей считал осмысление трагической судьбы человека в истории. Даже поверхностный анализ его творческого пути свидетельствует о наличии значительных различий в его убеждениях в разные периоды жизни. В связи с этим правильная оценка взглядов Ильина, его подлинного значения в развитии русской культуры и истории русской философии возможна только через адекватное восприятие всей неоднозначности его творчества. Адекватно понять и правильно оценить творчество И.А. Ильина и его эволюционный путь в философии возможно только через понимание глубины тех мучительных духовных исканий, которые, в конце концов, заставили его отречься от многого в своем прошлом. Нельзя забывать о глубоком внутреннем переломе, произошедшим у Ильина в конце 20-х годов (после высылки Ильина из Советской России), который привел к тому, что философ, первоначально ориентировавшийся почти исключительно на западную философию, весьма вольно трактовавший христианскую традицию, всем своим образом мыслей связанный с западной культурой, с традициями западного либерализма, превратился в проповедника национально-монархического, почвеннического консерватизма, в истового приверженца ортодоксального церковного православия. Попытки игнорировать этот перелом, замалчивать сложность и даже трагичность творческого и жизненного пути Ильина, попытки представить его образ в виде своеобразного «лика», однозначного и неизменного в своей православной «святости», ничего общего не имеют с серьезным научным анализом наследия великого русского мыслителя.

Изгнанный и забытый в России, И.А. Ильин так и не вернулся на родину. Он умер в 1954 году в Швейцарии. И только спустя почти четыре десятилетия его работы попали в Россию. Теперь мы знаем, как много внимания Ильин уделял в своем творчестве изучению и развенчанию коммунизма, авторитаризма социалистического строительства и социалистической идеологии, проблемам обнищания и разложения религиозности и бездуховности нации. Как прозорливо предупреждал современников и потомков о страшных последствиях тех деяний и того образа мыслей, которые существовали и культивировались в Советском Союзе. Как пророчески верно И. Ильин описывал распад государства, основанного на тоталитаризме и бездуховности, как безжалостно правдиво говорил о гражданских войнах, кровавых конфликтах, последующих за этим распадом, как по-отечески предупреждал и предостерегал от искажений в социальном устройстве и воспитании. Все творчество И.А. Ильина объемлено понятием одухотворенного этатизма, который последовательно противопоставляется «формальной демократии » Запада и «безбожию» коммунизма.

Библиография Ильина огромна. Во всем мире он публиковался не только под своим собственным именем, имел множество псевдонимов, а порой и. вовсе не подписывался под своими статьями. Об авторстве многих из них исследователи творчества философа судят по эпистолярной переписке. Многим из этих произведений еще предстоит стать объектами научной и философской рефлексии. И.А. Ильин известен в России как социолог, политолог, правовед, монархист, апологет христианства. Но есть в его творчестве моменты, которые изучены слабо, либо вообще не обратившие на себя пристального внимания исследователей. К таким моментам относится учение о человеке, педагогическая антропология, исследование культуры и, отчасти, светскорелигиозная этика. Традиционным остается взгляд на философию И. Ильина как на русское гегельянство. Ранний Ильин действительно был ярким представителем российского неогегельянства, высокую историческую оценку получила его диссертация «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», которая и сегодня является ведущим исследованием творчества Г. Гегеля, однако позже, в эмиграции, он сам заявил о своем отмежевании от этой школы.

Среди мыслителей русского религиозного ренессанса и русского зарубежья И.А. Ильин выделяется оригинальностью подхода к философствованию вообще и целостной личностной жизненной позицией. Последняя поставила его в непримиримую оппозицию советской власти и философским кругам русских эмигрантов. Тема коммунизма занимает большое место в творчестве философа; она плавно переходит в тему бездуховности-духовности, а далее - в тему воспитания человека. К концу жизни И. Ильин пишет несколько богословских работ. В них богословская антропология выступает как форма апологетики, обоснования религии и подлинной религиозности.

В диссертации сделана попытка современного осмысления эволюции философского пути Ильина, выделены теоретические и методологические основы этапов его философского творчества, подчеркнута практическая значимость философски разработанных проблем жизни, систематизированы антропологические взгляды ученого и определено их место в истории русской философии. Так же в диссертации сделан акцент на экзистенциальный характер творчества И.А. Ильина, рассмотрены мало изученные вопросы экологии человека и педагогической антропологии.

Обращение к творческой деятельности Ильина актуально не только в связи с возвращением из забвения имени большого ученого. Одна из главных тем его философских исканий - душа и духовность человека, чрезвычайно важна для нашего времени. Сегодня ученые и педагоги призывают вернуть дух из изгнания», поэтому работы Ильина представляют не только исторический интерес как наследие, но и как «живой материал», который может вступить в диалог с современными философскими идеями. «Не можно век носить личины, и истина должна открыться». Эти державинские строки вполне актуальны и для русской жизни в целом, и для философии Ивана Ильина в частности. На протяжении почти всего XX века лицо русской философии скрывали «личины», скроенные её «историками», как советскими, так и эмигрантскими. В результате, наше национально-философское наследие сегодня - это по сути terra incognita, это земля, которую нам еще предстоит открывать, изучать, осваивать.

Степень разработанности проблемы. В России работы И.А. Ильина впервые стали появляться в конце 80-х годов XX века. «Первой ласточкой» была работа «Философия и жизнь», опубликованная в книге «На переломе. Философия и мировоззрение» в 1989 году. Затем, в 1993 году, был сборник «Российская социология» под редакцией А.О. Бороноева, поместивший на своих страницах выдержки из некоторых работ Ильна, посвященных социологии и статистике.

В 1992 году в Санкт-Петербурге прошла конференция «Русская философия: преемственность и роль в современном мире». Она была одной из первых, где звучали аналитические выступления, посвященные творчеству И.А. Ильина1.

Исследовательский центр «Русская социология» и научный совет республиканской научно-исследовательской программы «Народы России: возрождение и развитие» обратили свои взоры к творчеству И.А. Ильина в 1993 году, что совпало со сто десятой годовщиной со дня рождения ученого. Этот центр провел в Санкт-Петербурге и Москве ряд семинаров и круглый стол по творчеству И.А. Ильина, в результате чего был выпущен сборник . В 1993 году

1 Цыганков Д. Иван Ильин: сопротивление силы духа злу большевизма. - С.-П., 1992.

2 Социальная философия Ивана Ильина: материалы российского семинара 9-10 апреля 1993 г. московское издательство «Русская книга» начало выпуск десятитомника произведений И.А. Ильина. В том же, 1993 году, вышел двухтомник избранных произведении философа.

В 1994 году в журнале «Правоведение: известия вузов» (СПб. - 1994. -№2) были опубликованы материалы из Российского государственного исторического архива, содержащие сведения о научной и педагогической деятельности Ивана Ильина.

Осенью 1998 года вышел в свет уникальный фотоальбом «Служить России, и только России.», посвященный памяти И. Ильина. В нем собраны уникальные фотографии из семейных архивов Ильиных, его родственников и друзей.

В апреле 2003 года торгово-промышленная палата РФ и факультет прикладной политологии и права Гуманитарного Университета - Высшей Школы Экономики провели круглый стол «Русская культура в экономике, политике, праве: живое слово Ивана Ильина», приуроченный к 120 годовщине Ивана Александровича Ильина. Это явление в очередной раз демонстрирует большой интерес к наследию и пророческому творчеству И.А. Ильина, к его прикладной философии.

В этом же году в Екатеринбурге, в Уральском институте бизнеса прошли Всероссийские научно-богословские чтения, посвященные 120-летию со дня рождения Ивана Ильина, прошли. Председателем оргкомитета стал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, который в начале заседания выступил с докладом о значении для нашего Отечества работах русского философа. На форуме прозвучало несколько десятков интереснейших докладов ведущих уральских ученых - экономистов и гуманитариев. Главной целью работ Ивана Ильина было найти понимание того, что произошло с Россией в XX веке, какие уроки из происшедшего должен сделать народ, чтобы не повторять трагических ошибок.

Регулярно действует форум по российским малоизвестным философам на Web-кафедре философской антропологии www.antropologia.sp.bu, активно изучает наследие и интеллектуальную биографию Ивана Ильина Томский философский клуб: http://www.filosoft.tsu.ru. Много внимания уделено личности И.Ильина и его православной философии на православном сайте http://pravoslavie.ru.

На сегодняшний день известны несколько исследователей, серьезно изучающих творческое наследие И.А. Ильина: Ю.Т. Лисица, доктор физико-математических наук, редактор, составитель и комментатор 10-томного собрания сочинений И. Ильина. Он же является составителем наиболее полной библиографии произведений Ильина и исследователей его творчества. Филипп Грир - преподаватель из США, Феликс Ф. Ингольд - профессор русского языка' и литературы университета Сен-Гален, Швейцария, Даниил Цыганков - к.ф.н, доцент Санкт-Петербургского университета.

Творчеству Ильина посвящен именной сайт www.iljin.ru, раздел на сайте «Антропология», на котором существует открытый форум «Наследие Ивана Ильина и современность», проводятся круглые столы и форумы в Интернете.

Наследие И.А. Ильина в отечественной философской литературе изучено слабо, точнее сказать односторонне. Социально-политические труды философа исследованы довольно подробно. Гораздо в меньшей степени изучена культурологическая концепция Ильина, мало внимания уделено философии человека, философско-педагогической антропологии. Традиционным остается взгляд на И.А. Ильина как на неогегельянца, хотя эта оценка относится только к раннему творчеству Ильина. С позиций современной философии и степени изученности трудов философа молено заключить, что Иван Александрович Ильин относился к школе православной метафизики с явно выраженным индивидуалистическим уклоном. С полным правом можно сказать, что Иван Ильин стоял у истоков такой современной философской проблемы, как экология человека. Конечно, в его трудах мы не встретим термин «экология человека», но сущностно многие работы содержат разработанные моменты по развитию и сохранению человека как индивида и как вида.

Попытки осмысления философии И.А. Ильина русскими мыслителями были предприняты еще при его жизни. В знаменитых трудах В.В. Зеньковского, состоявшего в оппозиции Ильину, и Н.О. Лосского, одинаково озаглавленных «История русской философии», взглядам И.А. Ильина уделено крайне мало внимания. У Зеньковского рассматривается преимущественно гносеология Ильина, а у Лосского И.А. Ильину посвящен всего один параграф, в котором внимание сосредоточено на концепции «сопротивления злу силою». В СССР творческое наследие И.А. Ильина практически не изучалось, хотя упоминания о нем можно встретить в двух изданиях «Большой Советской Энциклопедии» (1937 и 1972 гг. издания), в статье М. Горького, изданной в 1969 году, где приводятся сведения не о его философии, а об антибольшевистской деятельности философа.

Будучи одним из самых популярных публицистов и ораторов 20-30-х годов, И.А. Ильин вызывал большую полемику вокруг своих идей. О нем писали 3. Гиппиус, Н. Бердяев, Ю. Айхенвальд, Ф. Степун, П. Струве и др. Их статьи носили преимущественно публицистический характер и не могли быть использованы в научном исследовании. После смерти И.А. Ильина за рубежом стали появляться отдельные научные работы, посвященные анализу его творческого наследия. Среди них наиболее авторитетными признаны работы Н.П. Полторацкого - ученика и главного распорядителя наследия Ивана Ильина: «И.А. Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение» и «Россия и Революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века». Интересны и так называемые «Питсбургские сборники», выпущенные под редакцией Н. Полторацкого: «Русская религиозно-философская мысль XX века» и «Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике

И.А. Ильина». Недостатком всех статей Полторацкого можно назвать полную солидарность автора с идеями И.А. Ильина и отсутствие каких бы то ни было попыток их критического осмысления.

В юбилейном сборнике, посвященном 1000-летию Крещения Руси, изданном в Нью-Йорке в 1988 году, в диссертации немецкого теолога В. Офферманса представлены ортодоксально-богословские трактовки творчества Ильина, основанные, в основном, на поздних работах философа («Аксиомы религиозного опыта»).

С ростом интереса к отечественному философскому наследию в конце 80-х годов, в нашей стране начали появляться небольшие работы, посвященные некоторым аспектам мировоззрения И.А. Ильина. Большая роль принадлежит в этом исследовании Юрию Трофимовичу Лисице. Разрабатывают ильинскую тему следующие авторы: Н.К. Гаврюшин, В.И. Кураев, И.Н. Смирнов, И.Б. Булгак, В.А. Цвык, Д.И. Широнов, М.Б. Золина, И.И. Евлампиев, А. Гулыга, П. Паламарчук, В.А. Гусев, Ю.С. Пивоваров, В.А. Ковалев, O.JI. Гнатюк, Б.В. Емельянов, А.И. Новиков, Д. Цыганков. В большинстве случаев это диссертационные исследования, журнальные статьи, эссе.

До 1994 года включительно нет ни одной защищенной ни кандидатской, ни докторской диссертации, так или иначе относящихся к философскому наследию И. Ильина. В период с 1995 по сегодняшний день по творчеству Ивана Александровича написаны и защищены 14 кандидатских диссертаций, и, по-прежнему, ни одной докторской. Защитили диссертации: Д.И. Шаронов -Концепция органической демократии И.А. Ильина; В.А. Цвык - Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина; И.Б. Булгак - Социальная философия И.А. Ильина; М.В. Загребин - проблема насилия в философском наследии И.А. Ильина; A.A. Самохина - Проблема человека в произведениях И.А. Ильина доэмигрантского периода; С.М. Бабинцев - Историософские идеи И.А. Ильина в контексте его религиозной метафизики; K.P. Постников -Концепция тоталитаризма в политической философии И.А. Ильина; М.А.

Ренып - Идея государственности в социальной философии И.А. Ильина; А.Г. Лавров - Философия культуры И.А. Ильина; И.Н. Зернов - Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина; М.Р. Тарасова - И.А. Ильин как литературный критик; А.Р. Голубева - Философия русской культуры в творческом наследии И.А. Ильина; И.А.Дудина - Проблема человека в философии И.А. Ильина; Л.Н. Кондратьева - Культура России в концепциях Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: опыт сравнительного анализа.

Исходя из анализа перечисленной литературы, становится очевидным, что проблемы эволюционной динамики философского творчества И.А. Ильина комплексно не рассматривались ни одним исследователем.

Цель и задачи исследования. Главная цель исследования - показать эволюцию философских взглядов И. Ильина в свете современной культурно-исторической ситуации с выявленными теоретическими и методологическими основами.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

1. воссоздать интеллектуальную биографию ученого, выявить истоки его философского творчества;

2. выявить и проследить динамику теоретических и методологических основ творчества философа;

3. ввести в научный оборот историко-философское содержание эпистолярного наследия И.А. Ильина;

4. проанализировать основные антропологические идёи И.А.Ильина и, представив их системно, определить их место и вклад в развитие истории русской философии XX века;

5. изложить системно философско-педагогические взгляды, которые занимают важнейшее место в творчестве И.А. Ильина, и являются одними из последних его эволюционном философском ряду.

Решение этих задач позволит дать достаточно полное представление об эволюции Ильина-философа, религиозно-философской антропологии И.А. Ильина и ее месте в истории русской национальной культуры истории русской философии XX века.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и источниковедческой базой диссертации послужили тексты опубликованных произведений И.А. Ильина и его переписка.

Среди аналитических источников диссертации можно назвать разработки М.А. Маслина, А.В. Гулыги, книгу И.И. Евлампиева «Божественное и человеческое в философии И. Ильина», статьи Б. Маркова, работы И. Полторацкого. Помимо этого рассмотрены биографические и библиографические труды Ю.Т. Лисицы и Н. Полторацкого, а так же воспоминания его современников и оппонентов. В диссертации использованы современные историко-философские исследования и средства Интернет.

Использованы материалы сервера Уральского государственного университета http://www.usu.ru с представленными на нем периодическими изданиями, материалы сайтов: www.iljin.ru, www.apocalypse.orthodoxv.ru/, www.wco.ru/biblio/ и др. К электронным ресурсам можно добавить сайт философской газеты http://www.phg/issuelO/fg-l.htm, электронную версию журнала «Вопросы философии» - http://svsres.isa.ru/vf/index.htm, сайт Центра цивилизационных и региональных исследований http://inafr.ru, сайт Уральского межрегионального института общественных наук http://urmion.eunnet.net/urmion/, информационные порталы: «Философия в России» (www.philosophv.ru). портал Института философии РАН в Москве, «Философия в Интернет» Самарского госуниверситета (www.ssu.samara.ru), «Международный архив философии истории» Новосибирского госуниверситета (www.Nsu.ru/filf/pha). Сайты Института философии РАН (www.iph.ras.ru). Российского философского общества (www.logic.ru). Отделения философии, психологии, социологии и права РАН (www.ras.ru).

Философский факультет МГУ fwww.philos.msu.ru). Философский факультет СпбГУ (philosophy.py.ru); Интернет проекты: Антиметафизическая философия второй половины XX века и отечественная философия (www.iph.ras.ru). Христианская философия, богословие истории finoe.nm.ru).

В качестве методологических принципов в диссертации использованы сравнительный анализ, дедуктивный метод, принцип исторической интерпретации, формальная логика.

Диссертация строится, прежде всего, на текстуальном анализе произведений И.А. Ильина, с применением методов исторического и логического исследования. Сделана попытка в максимально возможной степени реализовать принцип научной объективности, конкретности и системности. В целом диссертация представляет собой аналитическую, описательную, систематизирующую работу.

Научная новизна исследования. Новизна данной работы заключается в актуализации историко-философского взгляда на эволюцию философского творчества И.А. Ильина, показанной интеллектуальной эволюции философа, с выделением формирующих источников, теоретических и методологических основ. В диссертации выделены условные этапы творчества с указанием основной проблематики каждого периода и анализом соответствующих работ. В диссертации отмечено, что философия Ильина сочетает как теоретические, так и практические моменты, и что теория поддержана прикладным характером исследований.

Практически впервые в отечественной исследовательской литературе, на основе ранее не изученных и не систематизированных материалов творчества И. Ильина, проведен системный и сравнительный анализ антропологии Ильина, рассмотрена система философско-педагогических взглядов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В разные периоды творчества Ильина выделяются различные теоретические основания и методы исследования: в первом периоде методы классической философии, герменевтический и феноменологический; во втором периоде выработанные И.А. Ильиным методы «вчувствования» и «сердечного созерцания».

2. Православная традиция, как один из духовных источников формирования философского мировоззрения И.А. Ильина, оставалась базисной на протяжении всего творчества, наиболее явно проявилась во втором периоде творчества именно в догматическом ключе.

3. Эволюция философии И.А. Ильина состояла в творческом принятии и критическом отношении к отдельным положениям философских теорий Гегеля, Гуссерля, Зиммеля, Хайдеггера и выработке, в частности, своего метода философствования - вчувствования

4. Эволюция философии И.А. Ильина заключалась в изменении идей, лежащих в основании философского мировоззрения; в использовании различных методов философского исследования; в движении проблематики и содержания философского творчества.

5. Активная жизненная позиция и предречение возрождения духовной и экономической мощи России выступают как логическое продолжение духовной и интеллектуальной эволюции философа.

6. Тема человека, его воспитания, образования и сохранения являются продолжением политической философии Ильина и его советологии. '

7. Вопросы педагогической антропологии И.А.Ильина предполагают выход в современную и актуальную философскую проблему экологии человека.

Теоретическое и практическое значение работы заключается во введении в научно-образовательный оборот новой (современной) терминологии, которая с полным правом относится к творчеству И.А. Ильина; систематизированном человекоучении и философско-педагогической антропологии.

Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего изучения как творчества самого И.А. Ильина, так и общих проблем истории отечественной философии.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в учебно-педагогических целях, в общих курсах по истории русской философии, культурологи, этики, а так же в спецкурсах.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации излагались автором на республиканской научно-теоретической конференции «Россия на пути реформ: основные парадигмы развития общества». Материалы диссертационной работы были использованы автором при проведении лекций по истории русской философии в Челябинском государственном педагогическом университете, а так же при подготовке и чтении лекций по философии образования в Институте дополнительного профессионального образования педагогических работников (ИДПОПР) в г. Челябинске.

Отдельные вопросы диссертации заслушивались и обсуждались на кафедре педагогики и философии образования ИДПОПР.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и библиографии, включающей 177 наименований. Общий объем диссертации составляет 153 страницы машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Гребнева, Галина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческое наследие И.А. Ильина все больше и больше проникает в нашу жизнь. Изданы последние из переведенных и архивных зарубежных текстов. По прочтении фундаментальных трудов Ивана Ильина и его переписки становится очевидным мощь и проницательность философско-публицистического дара.

Выросший в канонической православной среде, впитавший академический дух университетов, переработавший и переосмысливший античную философскую классику, немецкую философию, современную юриспруденцию и философию права, Иван Ильин оставил потомках богатейшее литературное наследие по многочисленным философским проблемам. Правотворчество и социология, законотворчество и статистика, культурология и публицистика, этика, актология и апологетика христианства, антропология и педагогика - практически все сферы философского знания объемлет философское творчество талантливого ученого.

Пройдя путь от увлечения студенческими движениями до консервативного монархизма, от неогегельянства до отмежевания с ним и вновь к нему, от даровитого студента до блестящего оратора и публициста, Ильин сохранил верность естественно-правовой школе, впитав герменевтику и феноменологию и использовав их в дальнейшем как инструменты в работе над наследием других ученых. Иван Александрович Ильин сохранил глубину и чистоту суждений, ясность и логичность изложения, прекрасный литературнохудожественный язык. '

Тематика работ И.А. Ильина демонстрирует всю гамму его научных интересов. Благодаря эпистолярному наследию мы знаем, что многие работы вынашивались Иваном Александровичем по несколько лет и даже десятилетий, поскольку Ильин не мог позволить себе небрежности или малейшей неточности, недодуманности и недосказанности. Каждая мысль, каждая строка - продумана тщательно, проанализирована глубоко и сформулирована четко.

На формирование философского мировоззрения Ильина оказали влияние как академические, так и неакадемические зарубежные и отечественные источники. Эволюционный путь, который можно условно разделить на два этапа, демонстрирует приоритетность тех или иных жизненно-философских проблем, приковавших к себе пристальное и прозорливое око Ивана Ильина.

Проанализировав его творчество и педагогическую деятельность, становится очевидным, что в разные периоды у философа были различные доминирующие интересы и научные пристрастия.

В первый период - это преимущественно правовая тематика и законотворчество, во втором периоде - преподавание и социологические проблемы: идеологическая работа, советология, антропология, педагогика, переводы, публицистика. Самым продолжительным и насыщенным является второй этап - этап эмиграции. В эти годы Ильин уже зрелый ученый, с заслуженной академической квалификацией, с огромной верой в человека и возрождение России, с большим желанием быть полезным и быть услышанным своим народом.

Ильин не был систематизатором, не был патриотом, он писал и создавал то, о чем размышлял, что глубоко переживал, о чем мечтал. Научные и философские работы ученого имеют сегодня не только историческую ценность, но и практическую значимость, научный интерес.

Нельзя сказать, что у Ильина все философское наследие систематизировано. Будучи сторонником практически ориентированной философии,' Ильин считал создание философских систем ложной задачей. Философия - наука наук, по его мнению, должна обслуживать насущные интересы человека, государства, помогать в строительстве жизни и истории, прогнозировать развитие событий. Тем не менее, некоторые философские проблемы изложены довольно системно: методология права, развенчание ущербности и нежизнеспособности тоталитаризма и коммунизма, этика насилия - ненасилия. Разрозненными и разбросанными по всевозможным источникам остались вопросы культуры, этики, воспитания и образования, антропологические вопросы.

В диссертации показано, что Ильин не был философом - идеалистом, хотя некоторые исследователи творчества и называют его взгляды идеалистическими, Ильин - метафизик.

В своем творчестве И.Ильин умело обошел антиномии идеальных и материальных сфер бытия, противостояния религиозного -и научного знания. Страстный апологет разума, этот мыслитель также остро осознавал ограниченность рационализма и материализма, их недостаточность как основы духовной концепции жизни.

В диссертации подчеркнута взаимосвязь и взаимообусловленность философии и религии. Установлено, что для Ильина - ученого всегда имела определяющее значение в постановке и разрешении философских проблем религия. Подчеркивая, что философия может быть только религиозной, Ильин переносит значимость философии для жизни на значимость религиозных, духовных начал для жизнеустройства и жизнедеятельности человека.

Проблема взаимосвязи философии и религии не была для ученого чисто теоретической, умозрительной, она имела выход в реальную практику. Боясь вторгнуться и исказить недосягаемые богословские знания, Ильин согласовывал свое творчество со знатоками святоотеческой литературы, испрашивая разрешения писать о них у наделенных особыми полномочиями церковных деятелей.

Интересным является тот факт, что уже йа заре Советской власти И.А. Ильин обращает свой взор на проблемы природосообразной деятельности человека, на сохранение человека как вида. На сегодняшний день этот момент творчества можно обозначить как экологию человека, которая вытекает у И. Ильина из его антропологии и социологии. Проанализировав развертывание философского дискурса И.А. Ильина, диссертант пришла к заключению, что философ находился у истоков русского экзистенциализма. Вопросы смысла жизни, отчужденности и одиночества человека и его души, сущность человека и организация жизни, напряжение и работа духа, который в отличие от телесной и душевной составляющей человеческой природы онтологически не одинок, красной линией проходят по всему творчеству ученого.

На основании анализа эволюции философского творчества в диссертации сделано заключение, что неогегельянцем Ильина можно назвать только по форме развертывания его философии, по содержанию Ильина отнести к этой школе нельзя. Вопросы смысла жизни, сущности человека, историософии Гегеля не волновали, тогда как у Ильина это одно из магистральных направлений творчества.

Исследованный вопрос об отношении Ильина к правотворчеству Б. Чичерина, философии Гегеля и методам философствования Гуссерля и Зиммеля, показал диссертанту, что интерес и внимание к творчеству названных персон выразился не только и не столько в безусловном принятии Ильиным их взглядов и методов, но и в критическом отношении к отдельным положениям их теорий, творческом переосмыслении многих моментов, оригинальном применении методов.

Обозначенный в качестве основного метода познания «вчуствование» в предмет представляет собой творческий синтез гегелевской диалектики, феноменологии Гуссерля и герменевтики Зиммеля и Хайдеггера.

Будучи сторонником монархизма, Ильин удачно сочетает эту идею с идеей индивидуализма, показывая что при правильном монархическом устройстве государства личности предоставлена необходимая свобода и созданы условия для гармонии. Ярко выраженный индивидуализм Ильина не имеет никакого отношения к персонализму, хотя исторически он вырос из персонализма немецких классиков.

В работе диссертантом выделено три духовных закона, которые Ильин сформулировал исходя из христианской догматики и своего человековедения:

1. наращивание телесных благ приводит ко всевозрастающим потребностям, наращивание духовных - к увеличению духовных благ и уменьшению телесных потребностей;

2. человек неизбежно уподобляется тому, к чему он прилепляется любовью, верою и помыслами;

3. несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым.

В диссертационном исследовании систематизированы разрозненные взгляды Ильина - исследователя на человека, его природу, сущность и жизненное целеполагание. Идеал сочинений И. Ильина - это духовно зрелый, богатый внутренне деятельный, наделенный сильным гражданским чувством человек. При этом акцент делается на ответственном самосознании (таково, по мнению автора, существо совести) и волевой собранности.

Оригинальной оказывается логика эволюции взглядов Ильина: начав обоснования естественного права, изучив человекоустройство, Ильин завершает этот логический круг тем, что право возникает и существует априорно и является атрибутом человеческого духа. И тогда правовая теория Ильина вытекает уже из его антропологии.

Автором диссертации проанализированы идеи Ильина о воспитании, образовании, национальной школе и сохранении человека, показано, что это является актуальным для современного педагогического процесса. Ученый считал, что религиозность, религиозный фундамент, а для России в частности, православие, является фундаментом воспитания и образования. И.А. Ильин полагал и настаивал, что светское образование и воспитание нельзя понимать как безрелигиозное, что образование и воспитание надо строить исходя из трехсоставности человеческой природы и знания человеческого предстояния.

Заслугой Ивана Ильина можно считать разработку оформившейся позже компонентарной модели национальной школы. Она предполагала включение в содержание образования автономного блока, в который наряду с родным языком входили фольклор, народный эпос, национальная музыка и живопись, художественные промыслы и ремесла. Осуществлялось изучение учащимися мирового и отечественного культурного наследия, причем в активно-творческой форме.

Итоговые произведения Ильина 40-50-х годов обращены в будущее, в них существенен прогностический характер. Создается философия образования для грядущей свободной России, русской национальной средней и высшей школы, в которой вновь преобладает светское содержание, а религиозное предполагается фундаментом. Приоритетными становятся такие ценности, как возможность свободного творчества, внутренняя независимость личности.

Несомненная заслуга И.А. Ильина в том, что он активно формировал педагогическую и идеологическую среду как необходимое условие возрождения и процветания России.

141

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гребнева, Галина Александровна, 2004 год

1. Алексеев П.В. Философы России X1.-XX столетий: биографии, идеи, труды. - М.: Академический Проект, 1999. - 944 с.

2. Антология русской философии. В 3 т. СПб.: Изд-во Лань , 2000.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс. Универс., 1993.-606, 1. с.

4. Архив Государственного музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Фонд 132 (архив Метнеров), ед. хр. 4775.

5. Белов В.И. Предисловие // Ильин И. А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993.-С. 6-16.

6. Белоус В.Г. Петроградская вольная философская ассоциация (1919-1924) -антитоталитарный эксперимент в коммунистической стране // Ин-т «Открытое о-во». М.: Магистр , 1997. - 39 с.

7. Бердяев Н. Самопознание. М.: СП «ДЭМ»: Междунар. Отношения, 1990. -335 с.

8. Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века; Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. - 540 с.

9. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль , 1990. - 175 с.

10. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования. -СПб.: Лань , 1999.-222 с.

11. Вехи. Из глубины.-М.:, Правда, 1991. 606, 1. с.

12. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991.-235, 2. с.

13. Витгенштейн Л. Философские работы: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. - 520 с.

14. Войтович А.Г. Философия: Учебное пособие для аспирантов. М.: Альфа-Пресс, 2003. - 512 с.

15. Вольное философское общество «Триумф». Сборник избранных трудов. Экспериментальный выпуск. Челябинск: Изд-во гос.Ун-та, 1997. - 127 с.

16. Гаврюшин Н. Слово об И.А.Ильине // Вестник высшей школы. М. - 1990. -июнь.

17. Гадамер X. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Искусство, 1988. - 366 с.

18. Гайденко П.П. Рациональность на перепутье: В 2 кн. Кн.1. М.: РОССПЭН, 1997.- 367 с.

19. Гегель Г. Философия права /Философское наследие. Т.113.: Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ. Философия права М.: «Мысль», 1990. - 526 с.

20. Генри Э. Профессиональный антикоммунизм. К истории возникновения. М.: Политиздат, 1981. - 34 с.

21. ГерцыкЕ.К. Воспоминания. Париж: 1973. - 153 с.

22. Громов М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X XVII веков. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 285, 2. с.

23. Гулыга А. Путь духовного обновления // Наш Современник. 1993. - N4. - С. 180- 182.

24. Гулыга А. Я живу только для России // Литературная Россия. 1993. - 2 апреля. - С. 13.

25. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 573, 1. с.

26. Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. - 159 с.

27. Дудина И.А. Проблема человека в философии И.А.Ильина: Дис. . канд.филос.наук. Мурманск, 2003. - 23 с.

28. Евангелие от Матфея // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. - 1376 с.

29. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. -СПб.: Наука, 1998.-511 с.

30. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX XX веках. - М.: Русская книга, 2000. - 302 с.

31. Евлампиев И.И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина // Известия вузов. Правоведение. 1992. - N3. - С. 80 - 92.

32. Емельянов Б.В. Очерки русской философии XX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского Государственного университета, 2001. -338 с.

33. Емельянов Б.В., Куликов В.В. Русские мыслители второй половины XIX-начала XX века: Опыт крат.биобиблиогр.слов. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1996.-383 с.

34. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1995. - 281 с.

35. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1994. - 171 с.

36. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.:Республика, 1997. - 367, 1. с.

37. Иван Ильин и Россия: Неопублик. фото и арх. Материалы: Альбом / Авт.-сост. Ю.Т.Лисица. -М.: Русская книга, 1999. 189, [2. с.

38. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. Т.1-2. М.: «Издательство ACT», 2002. - 589 с.

39. Ильин И.А. Долой политическое доктринёрство. Почему мы верим в Россию // Москва. 1992. - N9. - С. 9 - 23.

40. Ильин И.А. Духовный смысл войны // Собр.соч: В Ют. Т.9-10. М.: «Русская книга», 1999.-512 с.

41. Ильин И.А. Избранные статьи. О русской идее // Наш Современник. 1993. -N4.-С. 144- 160.

42. Ильин И.А. Кризис современного искусства // Собр.соч: В 10 т. Т.6. М.: «Русская книга», 1996. - 559 с.

43. Ильин И.А. Наши задачи 1,11 // Собр.соч: В 10 т. Т. 2, кн.1-2. М.: «Русская книга», 1993. - 496 с, - 480 с.

44. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М.: «Искусство», 2001. 348 с.

45. Ильин И.А. О главном // Наш Современник. 1993. - N4. - С. 145 - 146.

46. Ильин И.А. О грядущей России. — М.: Воениздат, 1993. 368 с.

47. Ильин И.А. О любезности. Социально-психологический опыт // Соч. В 2 т. Т. 2.-М.: «Медиум», 1994. 575 с.

48. Ильин И.А. О монархии и республике // Собр.соч: В 10 т. Т.4. М.: «Русская книга», 1994. - 621 с.

49. Ильин И.А. О России // Молодёжная газета Карелии. 1998. - 18 сентября. С.4.

50. Ильин И.А. О России. Три речи // Собр.соч: В 10 т. Т. 6, кн. 2. М.: «Русская книга», 1996. - 672 с.

51. Ильин И.А. О русской идее // Наш Современник. 1993. -N4. - С.149 - 154.

52. Ильин И.А. О русской культуре // Собр.соч: В 10 т. Т. 6, кн. 2. М.: «Русская книга», 1996. - 672 с.

53. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собр.соч: В 10 т. Т.5. М.: «Русская книга», 1996. - 608 с.

54. Ильин И.А. О сопротивлению злу силою // Соч. В 2 т. Т.1. М.: «Медиум», 1993.-510 с. 1

55. Ильин И.А. О сроке созыва Учредительного Собрания // Собр.соч: В Ют. Т.9-10. М.: «Русская книга», 1999. - 512 е.

56. Ильин И.А. О сущности правосознания // Соч. В 2 т. Т. 1 М.: «Медиум», 1993.-510 с.

57. Ильин И.А. О чувстве ответственности. Статьи. I-II // Собр.соч: В 10 т. Т.2, кн.2. -М.: «Русская книга», 1993. 480 с.

58. Ильин И.А. Одинокий художник // Собр.соч: В Ют. Т.6, кн.П. М.: «Русская книга», 1996. - 672 с.

59. Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России // Собр.соч: в Ют. Т.9-10. М.: «Русская книга», 1999. - 512 с.

60. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Собр.соч: В Ют. Т.1. М.: «Русская книга», 1993. - 400 с.

61. Ильин И.А. Очертания будущей России 1,11. Статьи 1948 1954 гг.// Собр.соч: В 10 т. Т.2 - М.: «Русская книга», 1998. - 494 с.

62. Ильин И.А. Памяти П.И. Новгородцева // Собр.соч: В Ют. Т.9-10. М.: «Русская книга», 1999. - 512 с.

63. Ильин И.А. Партийная программа и максимализм // Собр.соч: В 10 т. Т.9-10. -М.: «Русская книга», 1999. 512 с.

64. Ильин И.А. Письмо к П. Б. Струве от 19 июля 1925 г // Собр.соч: В Ют. Т. 5. -М.: «Русская книга», 1996. 608 с.

65. Ильин И.А. Понятия права и силы // Соч. В 2 т. Т.1. М.: «Медиум», 1993. -510 с.

66. Ильин И.А. Порядок или беспорядок // Собр.соч: В Ют. Т.9-10. М.: «Русская книга», 1999.-512 с.

67. Ильин И.А. Поющее сердце // Соч. В 2 т. Т.2. М.: «Медиум», 1993. - 575 с.

68. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Соч. В 2 т. Т.2. М.: «Медиум», 1994. - 575 с.

69. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Соч. В 2 т. Т.2. М.: «Медиум», 1994.-575 с. '

70. Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр.соч: В 10 т. Т.З. М.: «Русская книга», 1994. -592с.

71. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи // Соч. В 2 т. Т.2. М.: «Медиум», 1994. - 575 с.

72. Ильин И.А. Родина. Русская философия. Правовая культура // Сост. Е.С. Троицкий. М.: АКИРН, 1992. - 159 с.

73. Ильин И.А. Россия в русской поэзии // Ильин И.А. Одинокий художник М.: Искусство, 1992. - 312с.

74. Ильин И.А. Собрание сочинений. Переписка двух Иванов. 1927-1934 гг. М.: Русская книга, 2000. -560 с.

75. Ильин И.А. Собрание сочинений. Переписка двух Иванов. 1935-1946 гг. М.: Русская книга, 2000. - 576 с.

76. Ильин И.А. Собрание сочинений. Переписка двух Иванов. 1947-1950 гг. М.: Русская книга, 2000. - 528 с.

77. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего // Собр.соч: В 10 т. Т.7. М.: «Русская книга», 1998. - 603 с.

78. Ильин И.А. Философия и жизнь // Соч. В 2 т. Т.2. М.: «Медиум», 1994-575с.

79. Ильин И.А. Философия Фихте, как религия совести // Соч. В 2 т. Т.1 М.: «Медиум», 1993. - 510 с.

80. Исследование по истории русской мысли: Период. Науч. Сб. Ежегодник за 1998 г. /Под ред. М.А.Колерова. М.: О.Г.И., 1998. - 543 с.

81. История философии: учебник для вузов. М., «Изд-во ПРИОР», 1998. - 458с.

82. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство: Сборник: Пер. с фр.. М.: Политиздат, 1990. - 414, 1. с.

83. Кант и философия в России. М.: Наука, 1994. - 271 с.

84. Карсавин Л.П. О личности. // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М.: Ренессанс, 1992. - 323 3. с.

85. Квинтэссенция: Филос. альманах. Сост. В.И.Мудрагей, В.И.Усанов. М.: Политиздат, 1990. -446, 1. с.

86. Кириллова Н.В., Пугачёва E.H. Сокровищница духовного опыта. И. А. Ильин // Психологический журнал. 1993. - Т. 14. -N2. - С. 127 - 137.

87. Корнилов C.B. Русские философы. Справочник. СПб.: Издательство «Лань», 2001.-448 с.

88. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: «Юридическая литература», 1989.-208 с.

89. Кьеркегор С. Страх и трепет Этич. Трактаты / Пер. с дат., коммент. Н.В.Исаевой, С.А.Исаева. M.: Республика, 1993. - 382, 1. с.

90. Лавров А.Г. Философия культуры И.А.Ияыша: Дис. .канд.филос.наук. М., 1997.-24 с.

91. Лакатос И. Фальсификация и методология научно исследовательских программ. - М.: Наука, 1995. - 152 с.

92. Линник Ю.В. Иван Александрович Ильин // Север. 1990. - N4. - С. 140 -143.

93. Лисица Ю.Т. И. А. Ильин // Ильин И.А. Собр.соч: В 10 т. Т.1. М.: «Медиум», 1996. - С. 5 - 36.

94. Лисица Ю.Т. И. А. Ильин // Ильин И.А. Соч. В 2 т. Т.1 М.: «Медиум», 1993. - С. 3 - 8.

95. Лисица Ю.Т. И.А.Илыш как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. - №5. С. 146-158.

96. Лисица Ю.Т. Русская правда Ивана Ильина // Наш Современник. 1993. - N3. -С. 138- 139.

97. Лосев А.Ф. Письма. // Вопросы философии. М. - 1989. - № 7. С. 153.

98. Лоскутов А.Ю., Михайлов A.C. Введение в синергетику. М.: Наука, 1990. -269, 1. с.

99. Лосский Н.О. История русской философии. М.: «Высшая школа», 1991. -559 с.

100. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. Таллинн: Александра, 1992. - 378 с.

101. Любимов Б.Н. Из истории русской общественной мысли. Ильин // Новый мир. 1991.-N10.-C.197-202.

102. Марков Б.В. Философия и ориентирование человека в мире Электрон.ресурс. // http://antropologv.ru/ru/texts/inarkov/orient 02.html. 5.06.2003.

103. Марков Б.В. Философская антропология (очерки истории и теории) Электрон.ресурс. // http://antropo1ogv.ru/ru/texts/markov/orient 02.html. -5.06.2003.

104. Марков Б.В. Философская антропология XX века Электрон.ресурс. // http://antropology.ru/ru/texts/inarkov/phanxx.html. 5.06.2003.

105. Марков Б.В. Человек и глобализация мира Электрон.ресурс. // http://antropology.ru/ru/texts/markov/inanglob.html. 5.06.2003.

106. Медушевский А.Н. Административные реформы в России XVIII-XIX вв. в сравнительно-исторической перспективе: научно-аналит.обзор. М.: ИНИОН, 1990.-46 с.

107. Мир русской истории: Энцикл.справ. -М.: Вече, 1997. 603 с.

108. Митрополит Антоний. О книге И. Ильина. (« О сопротивлении злу силой: pro et contra. Полемика вокруг идей И. А. Ильина // Ильин И.А. Собр.соч: В 10 т. Т. 5. М.: «Русская книга», 1996. - С. 287-556.

109. Михеев А.И. Вера в свете русской религиозно философской мысли // Разум и вера. - Петрозаводск: Издательство Петрозаводского госуниверситета, 1998. -102 с.

110. Мысль. Ежегодник петербургской ассоциации философов. Философия в преддверии XXI столетия. СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та, 1997. - 227 с.

111. Немировская JI.3. Философия: Учебное пособие. М.: Щербинская типография, 1996. - 214 с.

112. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 190, 2. с.

113. Новые идеи в философии: Ежегодник / АН СССР, Философ. Общ-во СССР. -М.: Наука, 1991.-230 с.

114. Очерки внутренней России // Новое время. 25 окт. - 1925. -№ 1348.

115. Павлов Ю.С. Предисловие к статье «Может ли спасти Россию самодержавная монархия» // Вопросы Философии. 1991. - N6. - С.76 - 84.

116. Парцвания В.В. Метод исследования в человековедении Электрон.ресурс. // http://antropology.ru/ru/texts/parzv/rnethod.html. 12.06.2003.

117. Паскаль Б. Мысли. М., «REFL-book», 1994. - 528с.

118. Письмо к Л. Я. Гуревич от 13 авг. 1911 г. Электрон.ресурс. / ЦГАИ, ф. 131, on. 1, ед. хр. 131, л. 2-4. -http://iljin.ru/archiv/indexarch.html. 18.01.2003.

119. Письмо к П. Б. Струве от 19 июля 1925 г. «О сопротивлении злу силой: pro et contra. Полемика вокруг идей И. А. Ильина // Ильин И. А. Собр.соч: В 10 т. Т. 5. М.: «Русская книга», 1996. - С. 287-556.

120. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. К столетию со дня рождения. 1883-1983. // Социальная философия Ивана Ильина: материалы российского семинара. 9-10 апреля 1993 г. В 2 ч. 4.1. СпБ., 1993. - 65 с.

121. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: жизнь, труды, мировоззрение // Ильин И.А. Собрание Сочинений. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней М.: «Русская книга», 2001. - С. 243-524.

122. Проблема человека в западной философии (Сб. пер. с англ., нем., фр.) / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. - 545 с.

123. Прот.Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Киев: Христианско-благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991. - 600 с.

124. Псалтирь // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. - С. 1376

125. РГИА. Ф. 733. Оп. 153. Д. 224. Л. 254. Электрон.ресурс. -http://iljin.ru/archiv/rgia.html. 18.01.2003.

126. РГИА. Ф. 733. Оп. 154. Д. 307. Л. 324. Электрон.ресурс. -http://iljin.ru/archiv/rgia.html. 18.01.2003.

127. Риккерт П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Моск.филос.фонд. -М.: Academia Центр: Медиум, 1995. -411 с.

128. Русская идея. / Сост. и автор вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992.-496 с.

129. Русская философия XX века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы: материалы III Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург. Июль-сентябрь 2000 г. - 226 с.

130. Русская философия. Конец XIX начало XX века. Антология. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. Ун-та, 1993. - 589 с.

131. Русская философия. Словарь / Под общ.ред. М.А. Маслина. М.: «Республика», 1995. - 656 с.

132. Русский колокол. 1927. - №1. - С. 2 (редакционная статья).

133. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. - 749 с.

134. Самохина A.A. Проблема человека в произведениях И.А.Ильина доэмигрантского периода: Дис. .канд.филос.наук. -М., 1996. —25 с.

135. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменол. онтологии./ Ж.П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 638 с.

136. Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 398 с.

137. Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1. СПб., 1893. , с. 7) Электрон.ресурс. http://www.magister.ask.ru/library/bible/comment/ioannkr/ iokron.html.- 15.08.2003. '

138. Святитель Григорий Нисский. Человек есть образ Божий. М.: Спасо-Преображенский Валамский монастырь, 1995. - 31 с.

139. Смирнов И.Н. И.А. Ильин о духовном возрождении России // Ильин И.А. Наши задачи. М.: Рарог, 1992. - 357 с.

140. Собеседник на все времена. Интервью с редактором издания собраний сочинений И.А. Ильина в 10 т. Ю.Т. Лисицей // Библиотека. М., - 1995. -№11.-С. 54-56.

141. Современная западная философия. Словарь. М., Изд-во политической литературы, 1991.-415с.

142. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс 1996.-511 с.

143. Сохряков Ю. К 110-летию Ивана Ильина // Московский вестник. 1993. -N5/6.-С. 235-249.

144. Социальная философия в конце XX века: сб. научных статей. М.: Изд-во МГУ, 1991.-200 с.

145. Социальная философия Ивана Ильина: материалы российского семинара. 9-10 апреля 1993 г. В 2 ч. СпБ., 1993.

146. Сперанский В.Н. Памяти русского философа // Русская мысль (Париж). -1955.-№728.-22 янв.

147. Степанов Ю.С. Язык и наука конца 20 века: Сб.ст./Рос.Ан.Ин-т языкознания РАН. М.: Из д. центр РГТУ, 1995. - 420 с.

148. Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб.: Изд-во Рус.христиан.Ин-та, 1999. - 475 с.

149. Струве П.Б. Мужественная речь русского мыслителя // Возрождение. (Париж). -1926.-№ 572.-26 дек.

150. Троицкий Е.С. Властитель дум патриотической России // Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. -М. 1992. 159 с.

151. Трубецкой E.H. Борис Николаевич Чичерин как поборник правды в праве // Вестник права. 1904. - № 3. - С. 6.

152. Трубецкой С.Н. Сочинения /Философское наследие. Т.120 -М.: «Мысль», 1994.-816с.

153. Трунтов В. Поющее сердце Ивана Ильина // Кубань. 1993. - N9/10. - С. 90 -132.

154. Фараджев К. Русская религиозная философия. М.: «Весь мир», 2002. - 207 с.

155. Философия. Курс лекций / Под общ.ред. В.Л. Калашникова. М.: Владос, 2001.-384 с.

156. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА М, 1999. - 576 с.

157. Фишер К. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. М.-Л., Государственное социально-экономическое издательство, 1933. 607 с.

158. Франк С.Л. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеченного знания; Душа человека: Опыт введения в филос. психологию СПб.: Наука. С.-Питерб. изд. фирма, 1995. - 655 с.

159. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: «Республика», 1993. - 447 с.

160. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. - №7. - С. 17.

161. Хоружий С.С. И.А. Ильин. Наши задачи // Юность. 1990. - N8. - С. 60 - 67.

162. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: «Алетейя»,1994. 447 с.

163. Хрестоматия по истории философии: Учеб.пособие для вузов: В 3 ч. Ч.З: Русская философия: От Нестора до Лосева. М.: Владос, 1997. 670 с.

164. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX века. М.: Издательство ЦТР МГП ВОС, 1994. - 312 с.

165. ЦГАЛИ. Ф. 131. Оп. 1. Ед. хр. 131. Л. 1.

166. ЦГИА г. Москвы, ф. 418, оп. 463, д. 36, л. 119.

167. Центральный архив КГБ СССР, дело № 15778, архив Н-1554, л. 15.

168. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: «Современник», 1989. - 623 с.

169. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: «Республика», 1995. - 527 с.

170. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии.

171. Рига.: Зинатне, 1991. 302 с. 174. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Соч. В 2 т. Т. 1. - М.: «Республика», 1992. - 448 с.

172. Плотников Н. К истории изданий Гегеля // Путь. 1995. - № 7. - С. 261-289.

173. Плотников Н. Абсолютный дух и другое начало. Гегель и Хайдеггер // Вопросы философии. 1994. - № 12. - С. 178-184.

174. Яковлева Л.Е. От феноменологии Гуссерля к метафизическому реализму X. Субири // Вопросы философии. 2002. - № 5. - С. 153-172.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.