Эволюция философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева: историко-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Бузук, Наталья Геннадьевна

  • Бузук, Наталья Геннадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 180
Бузук, Наталья Геннадьевна. Эволюция философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева: историко-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2012. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бузук, Наталья Геннадьевна

Введение.

Раздел I. Социально-политические и идейно-теоретические предпосылки, периодизация философско-правовых идей Н.Н.Алексеева.

Раздел II. Становление философско-правовых взглядов H.H. Алексеева в «предъевразийский» период творчества.

Раздел III. Теоретическое обоснование идеи евразийства в философско-правовых исканиях Н.Н.Алексеева.

Раздел IV. Специфика философско-правовых воззрений H.H. Алексеева в «постевразийский» период и их исторические судьбы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция философско-правовых воззрений Н.Н. Алексеева: историко-философский анализ»

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью осознания специфики отечественной культуры, что невозможно вне бережного исследовательского отношения к самобытным идеям русской философии. В этой связи философские воззрения H.H. Алексеева (1879-1964), одного из теоретиков евразийского движения, имеют особое значение. Он жил в эпоху колоссальных потрясений, являлся непосредственным свидетелем и участником двух мировых, одной локальной (русско-японской (1905 год) и гражданской войн. На годы его жизни пришлись события трех русских революций, крах многовековой Российской империи, годы эмиграции, становления Советского государства. Эти и другие глобальные социальные потрясения нуждались в соответствующем философском осмыслении. Одним из итогов подобного рода исканий явилась разработанная им философско-правовая концепция евразийства, интерес к которой в нашей стране, участнице Евразийского экономического союза, неуклонно возрастает.

Во-вторых, правовой курс нашего государства нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе и посредством философско-методо логического обоснования. Обращение к творческому наследию H.H. Алексеева, стремившегося разработать собственную методологию исследования, позволяет своевременно ставить и разрешать социально значимые проблемы, основываясь на историко-философском усвоении достижений отечественной дореволюционной, советской и эмигрантской философско-правовой мысли. Эта правовая разумность особенно нужна в условиях современных социальных преобразований в России, адекватного осмысления и эффективного разрешения задач построения правового государства и гражданского общества. Во избежание новых ошибок и социальных деформаций сегодня, как никогда, необходимо внимательное отношение к российскому философско-правовому наследию. Знание философско-правового исторического опыта способствует лучшему пониманию современности, недопущению опасных повторений негативного прошлого.

В-третьих, представляют интерес размышления H.H. Алексеева относительно природы социально-гуманитарных знаний и специфики социального познания, невозможности применения к ним «исследовательских шаблонов естествознания». Он был в числе первых отечественных философов, выступавших против «натурализма», против некритичного копирования методологии естествознания при исследовании социально-гуманитарных (философско-правовых) проблем. Разделяя гегелевскую мысль о том, что философия не должна быть назидательной, полагал, что истинная методология способна привести к верным научным и философским результатам. Всем своим интеллектуальным творчеством H.H. Алексеев утверждал, что философия является способом постижения природы социальных (правовых) процессов, построения правовой концепции, способной адекватно реагировать на «вызовы» современного мира и предлагать эффективные решения.

В-четвертых, историко-философское осмысление эволюции философско-правовых воззрений H.H. Алексеева позволяет лучше понять его исследовательскую стратегию, основанную не только на приверженности к философии, но и на постоянной устремленности к новым достижениям мировой и отечественной науки. Результаты его деятельности были следствием, как внезапного интеллектуального озарения, так и кропотливого, изнурительного мыслительного труда, итогом его философского самовыражения. За философскими и философско-правовыми абстракциями он всегда видел современные проблемы, а как патриот, стремился посредством философского знания интеллектуально обосновать истинные цели в созидании общества, развитии человека, выбрать наиболее приемлемые пути и формы, обеспечивающие процветание Отечества.

Степень разработанности темы исследования. Творчество H.H. Алексеева лишь в конце 80-х начале 90-х годов привлекло внимание исследователей1. Современный период развития российской государственности придал его идеям новое звучание. Философско-правовая концепция мыслителя приобрела достаточную популярность в рамках возросшего интереса к евразийству в целом. Это позволяет выделить две группы источников: общеевразийскую, характеризующую научный потенциал движения, и специальную, посвященную изучению философского наследия H.H. Алексеева.

Общеевразийская группа источников представлена как идеями классиков этого учения (Н.С. Трубецким, П.Н. Савицким, JI.H. Гумилевым и др.), закрепленными в программных документах2, так и критическими исследованиями евразийства (H.A. Бердяев, И.А. Ильин, Ф.А. Степун, Г.В. Флоровский и др.3), а также историко-философскими подходами В.В. Зеньковского, Б.В. Емельянова, С.С. Хоружего, геополитическими идеями A.A. Дугина и т.д. 4, философскими исследованиями тех проблем, которые в той или иной степени интересовали H.H. Алексеева. Речь идет об исследованиях Я. В. Бондаревой, JI.A. Деминой, A.B. Деникина, З.Д. Деникиной, A.A. Кокорина, C.B. Макеева, Н.В. Михалкина, В.А. Песоцкого, И.И. Семаевой и др.5 Работы H.H. Алексеева в советский период по идеологическим причинам не издавались. В 1998 г. был опубликован сборник его некоторых статей (См.: Алексеев H.H. Русский народ и государство. - М.: Аграф, 1998), а позже были переизданы некоторые книги (См.: Алексеев H.H. Основы философии права. - СПб.: Лань, 1999 и Алексеев H.H. Идея государства. Очерки по истории политической мысли. - СПб.: Лань, 2001).

2 Основное содержание евразийства дано в книгах-манифестах: Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. - София, 1921; На путях. Утверждение евразийцев. - Берлин, 1922; Евразийство. Опыт систематического изложения. - Париж, 1926 и др.

3 См.: Бердяев H.A. О евразийцах//Путь. - Париж, 1925. С. 134; Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией//Новый журнал. - Нью-Йорк, 1962. Кн. 69. С. 255; Флоровский Г.В. Евразийский соблазн//Современные записки. - Париж, 1928. № 34. С. 312 - 346 и др.

4 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический проект, Раритет, 2001. С. 777; Емельянов Б.В. Русская философия XX века. - Екатеринбург: Уральский университет, 2003. С. 399 - 411; Хоружий С.С. Философия под антропологическим углом зрения//Философский журнал, 2009. № 2 (3). С. 22—38; Дугин A.A. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. -М.: Арктогея-центр, 1999 и т.д.

5См.: Бондарева Я.В. Генезис методологических основ русской религиозной философии. - М.: МГОУ, 2011; Она же. Методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ. - М.: МГОУ, 2011; Демина Л.А. Парадигмы смысла. - М.: Изд-во МГОУ, 2005; Деникин A.B. Социально-философская мысль России XIX века (консерватизм и либерализм). - М.: ВГНА МНС России, 2002; Деникина З.Д. Методологические проблемы философии права. - М.: ВГНА МНС России, 2005; она же. Становление основных философско-правовых парадигм новейшего времени. Автореф. дис. . д. филос. наук. - M.: МГОУ, 2006; Кокорин A.A. Идеология: теория, методология, методика (хрестоматийные заметки). - M.: Изд-во МГОУ, 2009; Макеев C.B. Феномен технократизма: социально-философский анализ.-М.: Изд-во МГОУ, 2005; Михапкин Н.В. Философия права. - M.: Юрайт, 2011; Песоцкий В.А.

Специальную группу источников, непосредственно связанную с анализом эволюции философско-правового наследия H.H. Алексеева, условно, можно подразделить на подгруппы. Первую подгруппу составляют философско-правовое и публицистическое наследие самого мыслителя. Вторую подгруппу составляют диссертационные исследования взглядов H.H. Алексеева преимущественно на государство. Так, С.П. Овчинникова изучала позицию мыслителя о своеобразии политико-правового менталитета русского народа и его отражении в российской правовой традиции1. И.В. Новоженина показала место и роль взглядов H.H. Алексеева на евразийское государство как особый путь правовой культуры . A.B. Шишкова занималась выявлением социокультурных аспектов, влиявших, по мнению H.H. Алексеева, на управление российской государственностью3. За рамками названных работ остались многие оригинальные методологические, собственно философские и философско-правовые идеи H.H. Алексеева. Предпочтение исследователями отдавалось преимущественно евразийскому периоду творчества мыслителя.

Третья подгруппа работ связана с изучением позиции мыслителя преимущественно о философии права. Представляет интерес рецензия Г.Д. Гурвича на работу H.H. Алексеева «Основы философии права»4. A.B. Ахматов, осмысливая учение евразийского права, относит их идеи к неопозитивистскому типу правопонимания5, что вызывает недоумение, учитывая критическое отношение H.H. Алексеева к юридическому позитивизму и зная его философско-правовые симпатии к традиции

Художественная литература: социально-философский анализ. - М.: Изд-во МГОУ, 2008; Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX в. - М.: Изд-во МГОУ, 1993; Она же. Семаева И.И. Поиск идентичности: русская религиозная философия XX в. и ее духовные основания. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.

1 См.: Овчинникова С.П. Российская правовая государственность: евразийский проект H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2001.

2 См.: Новоженина И.В. Государственно-правовое учение H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. юрид. наук.-Уфа, 2002.

3 См.: Шишкова A.B. Социокультурная концепция управления российским государством H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М. 2011.

4 См.: Гурвич Г.Д. Рец.: H.H. Алексеев: Основы философии права. Прага: Пламя, 1924//Современные записки, 1924. Кн. XXI. С. 397 - 400.

5 См.: Ахматов A.B. Философия права евразийства. Историко-философский анализ. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 2009. естественного права. Исследованием проблем философии права H.H. Алексеева занимались И.В. Борщ и И. Дефорж1. И.В. Борщ на основе анализа различных методологических и философских влияний на H.H. Алексеева выделяет в его творчестве четыре периода: неокантианский (1900 - 1918), феноменологический (1918 - 1925), евразийский (1926 - конец 30-х годов XX века), постевразийский (1940-1964). Подобная периодизация вызывает множество вопросов, что во многом определяется размытостью взятых за ее основу критериев. Так, например, неясно, почему неокантианский период определяется с 1900 по 1918 годы? Ведь в начале XX века H.H. Алексеев был увлечен идеями марксизма. Он называл лидера «легального марксизма» П.Б. Струве одним из своих учителей, а знакомство с неокантианской философией произошло во время его стажировки в 19081910 годах. Свою диссертацию, в которой чувствовалось влияние неокантианства, он защитил в 1911 году. Насколько обоснованно определение второго периода как «феноменологического»? Ведь сам H.H. Алексеев в предисловии к «Основам философии права» указывал, что его метод можно назвать феноменологическим только с рядом оговорок. Он не называл Э.Гуссерля в качестве одного из своих духовных учителей, отмечал влияние на свои взгляды работ А.Бергсона, основателя «философии жизни» и русского философа-интуитивиста Н.О. Лосского. Вызывают сомнения и временные границы периода - 1918-1925 годы. Неясно, что мешало H.H. Алексееву применить феноменологический метод до и после указанного времени2. Также остаются неясными методологические предпочтения H.H. Алексеева в неокантианский период? По мнению И.В. Борщ, феноменологическая методология только формировалась, но тогда почему он не воспользовался методологией неокантианства для

1 См.: Борщ И.В. Философия права H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М. 2005; Дефорж И. Философия права H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 2006.

2Не вносят ясности и комментарии И.В. Борщ: «. становление философско-правовой концепции H.H. Алексеева происходит именно в феноменологический период, так как в предыдущий, то есть неокантианский период, только начинает формироваться методологический и гносеологический подход H.H. Алексеева к проблеме права, а в последующий, «евразийский», его философско-правовые идеи конкретизируются в практических предложениях и проект постсоциалистического права и государства». Борщ И.В. Философия права H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 2005. С.12. анализа проблем права? Какой методологией H.H. Алексеев руководствовался в «евразийский» и «постевразийский» периоды? Почему феноменологический метод, который H.H. Алексеев так успешно применил к анализу правовых проблем в работе «Основы философии права», не получил дальнейшего развития в его творчестве?

Четвертая подгруппа источников связана с исследованием, главным образом, социально-философских и нравственных аспектов интеллектуальных исканий H.H. Алексеева. Так, H.H. Судоргина исследовала триаду: «государство», «власть» и «личность» в государственно-правовых взглядах H.H. Алексеева. При всей значимости этого подхода за пределами работы оказались многие методологические, онтологические, аксиологические, антропологические и философско-правовые аспекты творчества H.H. Алексеева. И.Н. Судоргина предложила периодизацию, во многом схожую рассмотренной выше И.В. Борщ. Основное отличие состояло в определении четвертого периода - духовно-нравственного (религиозная философия, 40-ые - начало 60-х годов XX века)1, что не вполне корректно, так как духовно-нравственные аспекты были чрезвычайно значимыми для H.H. Алексеева на протяжении всего его творчества, а работы этого периода, например, «Идея государства» не имели в своем содержании значительных философско-религиозных построений. Данные периодизации относятся, скорее, к тенденциям, прослеживаемым в творческих исканиях H.H. Алексеева, а не к эволюции его философско-правовых воззрений. Проблеме соотношения морали и права в творчестве H.H. Алексеева была посвящена работа A.B. Стукалова, в которой значительное внимание уделялось основаниям этики права исследуемого философа, соотношению права и нравственности , что также не давало целостного представления об эволюции его идей и масштабности личности самого мыслителя.

См.: Судоргина И.Н. «Государство», «власть», «личность» в государственно-правовой концепции H.H. Алексеева. Автореф. дис. .канд. филос. наук. - Саратов, 2008.

2 См.: Стукалов A.B. Этика права H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Тула, 2007.

Исследования философского наследия H.H. Алексеева в значительной степени носили фрагментарный характер: рассматривались либо отдельные периоды его творчества, в основном евразийский, либо отдельные философские аспекты. До сих пор отсутствуют монографические издания, обращенные к его интеллектуальному наследию. Целостного историко-философского анализа, посвященного эволюции философско-правовых воззрений H.H. Алексеева, не проводилось. Устранение этого содержательного пробела позволит полнее увидеть самобытность его философско-правовой концепции, оригинальность философских идей, значимость методологических находок.

Источникоеой базой исследования стали не только работы H.H. Алексеева, в том числе, и неизвестные ранее отечественной научной общественности, но и повлиявшие на формирование и развитие его философско-правовых взглядов труды русских философов Б.Н. Чичерина, B.C. Соловьева, Л.И. Петражицкого, П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева, Н.О. Лосского, неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта, феноменолога Э. Гуссерля, иррационалиста А. Бергсона и др.]

Объектом диссертационного исследования являются философские труды Н.Н.Алексеева, написанные в разные периоды его жизни.

Предметом диссертационной работы выступает историко-философский анализ эволюции философско-правовых воззрений Н.Н.Алексеева.

1 См.: Чичерин Б.Н. О началах этики//Философские науки, 1989. №9. С.31-42; он же. Философия права. - М., 1900; Соловьев B.C. Оправдание добра. - М.: Республика, 1996; Петражицкий Л.И. К вопросу о «возрождении естественного права» и нашей программе: по поводу диссертации П.И. Новгородцева «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве»//Право, 1902. № 41. С. 169-179; он же. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т.1. - СПб., 1909; Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания//Вопросы философии и психологии. - М., 1906. Кн. 184. С. 420-450; он же. Науки общественные и естественные (несколько слов по поводу книги Н.Н.Алексеева)//Вопросы философии и психологии. - М., 1913. - Год XXIV. Кн.120 (V). С. 716-721; Он же. О задачах современной философии права.- СПб., 1902; Он же. Об общественном идеале. - М.: Изд-во «Пресса», 1991; он же. Конспект к лекциям по истории философии права. - М., 1909; он же. Право и нравственность//Правоведение. 1995. № 6. С. 106-118; Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. - Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1935; Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. - М.: Путь, 1914; он же. Мир как органическое целое. - М.: Директ-Медиа, 2008; Виндельбанд В. Природа и история//Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. - М.: Терра-Канон-Пресс, 2000; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре//Культурология. XX век. Антология. - М.: Юрист, 1995. С. 176-189; Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск: Сагуна, 1994; Бергсон А. Творческая эволюция. - М.-СПб.: Русская мысль, 1914.

Цель представленной работы состоит в выявлении и исследовании содержания основных периодов эволюции философско-правовых воззрений Н.Н.Алексеева и реализуется посредством решения следующих исследовательских задач:

- выявить социально-политические, идейно-теоретические предпосылки и основные периоды эволюции философско-правовых идей H.H. Алексеева;

- проанализировать суть, специфику и содержание «предъевразийского» периода творчества H.H. Алексеева как «научного синтеза» его методологических, философских и философско-правовых воззрений;

- исследовать «евразийский» период интеллектуальной деятельности H.H. Алексеева в диалектическом единстве его концепций о евразийском праве и евразийском государстве; рассмотреть динамику развития воззрений H.H. Алексеева в «постевразийский» период как переход, главным образом, от отечественных философско-правовых вопросов к осмыслению глобальных проблем общечеловеческого значения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и методы, обеспечивающие целостное видение изучаемой проблемы. При работе с текстами активно применялся метод «герменевтического круга», при помощи которого удалось проанализировать социально-политические и идейно-теоретические предпосылки, повлиявшие на формирование философско-правовых воззрений H.H. Алексеева. Сравнительно-исторический метод сделал возможным выявление периодизации в развитии философских и философско-правовых взглядов исследуемой персоналии. Аналитико-критический метод позволил рассмотреть его не только как философа права, создателя философско-правовой концепции евразийства, но и философа как такового. Применение методов системности и реконструкции способствовали целостному изучению эволюции философско-правовых воззрений H.H. Алексеева. В работе использовался метод интеллектуальной биографии, проявившийся в соотношении биографических факторов и периодов интеллектуальной деятельности H.H. Алексеева с контекстом эпохи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы. Во введении рассматривается актуальность и степень разработанности темы, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, обозначаются новизна работы и положения, выносимые на защиту. В разделе первом «Социально-политические и идейно-теоретические предпосылки, периодизация философско-правовых идей H.H. Алексеева» рассматриваются теоретические положения и предпосылки, повлиявшие на формирование его мировоззрения, а также определяются основные периоды развития воззрений исследуемого мыслителя. Все это позволяет определить границы интеллектуального пространства, а также временные характеристики, в пределах которых проходила эволюция его философско-правовых идей. В разделе втором «Становление философско-правовых взглядов H.H. Алексеева в «предъевразийский» период творчества» анализируются ключевые жизненные моменты и основные работы, написанные мыслителем в это время, определяются сущность, особенности и содержание данного периода, исследуемые на методологическом, философско-правовом и собственно философском уровнях. В разделе третьем «Теоретическое обоснование идеи евразийства в философско-правовых исканиях H.H. Алексеева» на основе реконструкции биографических событий и философско-правовых представлений рассматриваются основные положения евразийской концепции государства и права, а также различные аспекты его методологических и философских исканий. В четвертом разделе «Специфика философско-правовых воззрений H.H. Алексеева в «постевразийский» период и их исторические судьбы» определены суть и специфика исследуемого периода эволюции воззрений H.H. Алексеева, установлены ключевые идеи методологического, философского, философско-правового уровней. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Бузук, Наталья Геннадьевна

Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов относительно эволюции философско-правовых воззрений H.H. Алексеева.

1. Противоречия социально-политической, экономической, духовной жизни рубежа XIX - XX веков, в значительной степени, порождали противоречия философского мировоззрения мыслителя, определили характер эволюции его воззрений: от марксизма через активный антимарксизм к либерализму (за правовое государство без революций); от неокантианства через феноменологию к русской религиозной философии; от философии к философии права, а затем к онтологии, антропологии, аксиологии и социальной философии.

Выявлены группы бинарных тенденций, определивших «интеллектуальные координаты» его исканий, установлена степень влияния (опосредованная и непосредственная) этих тенденций на H.H. Алексеева. На философско-правовые воззрения мыслителя оказали воздействие борьба рациональной и иррациональной тенденций западноевропейской философии. Рациональная тенденция в его трактовке была представлена философскими школами, применявшими к исследованию социально-гуманитарного знания методологию естественных наук (например, марксизм). H.H. Алексеев был сторонником иррационализма, который понимал не как философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт, а как способ разработки методологии собственно социально-гуманитарного знания. Опосредованное влияние на него оказала рациональная тенденция, непосредственное — иррациональная. Ко второй группе относятся консервативная и либеральная тенденции в отечественной дореволюционной правовой мысли. Консервативная тенденция была представлена концепциями юридического позитивизма, правового этатизма. H.H. Алексеев отрицательно относился к идеям юридического позитивизма, считая сам факт существования этой концепции следствием невысокого развития русского философского сознания. Представители юридического позитивизма, в свою очередь, не признавали научного характера школы «возрождения естественного права», сторонником которой был H.H. Алексеев, обосновывая это тем, что ее идеи не подлежат процедуре эмпирического наблюдения и проверки. Либеральная тенденция отечественного правосознания была представлена психологической теорией права Л.И. Петражицкого и вышеупомянутой школой «возрождения естественного права» П.И. Новгородцева, к идеям которых тяготел H.H. Алексеев. Опосредованное влияние оказала консервативная тенденция, непосредственное - либеральная; Следующей группой являются славянофильская и западническая тенденции. В славянофильской тенденции упор делается на самобытное развитие

России, ее религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие; западническая тенденция заключалась в признании европейского пути развития России. Критическое отношение H.H. Алексеева и к западничеству, и к славянофильству определило его интерес к идеям евразийства. Опосредованное влияние оказала западническая тенденция, непосредственное - славянофильская. Общую характеристику его философского миросозерцания можно представить так: а) по направленности - это патриотически-либеральные философские воззрения, основанные на уверенности, что путем постепенных социальных реформ, народного просвещения, свободы и постоянного нравственного самосовершенствования можно добиться эффективного развития России, создать совершенное право и государство; б) по содержанию - это философские и методологические воззрения, исследующие природу общества, государства, власти, возможные структуры и формы права, специфику взаимодействия права, морали, религии и т.д.; в) по специфике проявления - это философско-правовые воззрения, в развитии которых можно выделить «предъевразийский», «евразийский» и «постевразийский» периоды, в каждом из которых можно выделить уровни: методологический, философский, философско-правовой.

Для H.H. Алексеева была характерна: любовь к своему Отечеству, готовность сохранять верность своим философским взглядам независимо от изменений политической конъюнктуры; его как и многих русских философов можно было назвать «Пифагором без пифагорейцев» (В. Соловьев).

2. Исследование показало, что суть «предъевразийского» периода состояла в определении H.H. Алексеевым своего научного статуса и места в панораме философских школ, позиций отечественной мысли. Особенности этого периода проявлялись, во-первых, в активном сочетании его теоретических изысканий с социально-политической, практической деятельностью, в стремлении философскими и философско-правовыми средствами повлиять на социально-политические и прочие процессы, происходящие в России. Во-вторых, в эволюции его мировосприятия от философской методологии к методологии философско-правовой; переход от общих проблем права и государства к проблемам философии права. В-третьих, устоявшиеся представления о H.H. Алексееве как только философе права не соответствуют реальному положению дел, область его философских интересов была шире и включала в себя методологический, философский и философско-правовой уровни.

К методологическим достижениям этого периода следует отнести стремление H.H. Алексеева создать собственную методологию как научный синтез достижений неокантианства, феноменологии и русской религиозной философии (синтетическая методология). Она реализовывалась посредством ряда принципов: 1) исследовать конкретные социальные системы, а не абстрактные социальные теории, подогнанные заранее под данную теоретическую схему; 2) сочетать методологию с содержательными проблемами социальной философии и правоведения; 3) последовательно проводить методологический критицизм; 4) учитывать рациональные требования логики, гносеологии и иррациональные (аксиологические) начала в исследовании; 5) осуществить переход от всеобщих моральных норм к индивидуальным особенностям их проявления. Он предлагал новый («неэвклидов») тип рациональности для изучения социально-гуманитарных реалий, основанный на взаимодействии рационального и ценностного (социальный феномен не только познается, но и оценивается). В современной философии эта идея получила название «постнеклассический тип рациональности». Собственно философские достижения этого периода были связаны с выявлением природы социально-гуманитарных знаний, подготовкой переворота в области исследования общественных наук на основе осознания специфики гуманитарного познания. H.H. Алексеев придерживался жесткой антинатуралистической позиции, отрицал возможность применения естественнонаучного рационализма при изучении социальных явлений.

Философско-правовой уровень достижений H.H. Алексеева в исследуемый период состоял в новом походе к философии права. Он предлагал покинуть поле научных определений права и перейти к разработке правовой структуры, состоявшей из трех элементов: субъект права, ценности права, идеал права. Взаимодействие этих элементов, по H.H. Алексееву, и превращают фрагменты действительности в правовые. Субъект права рассматривался в двух взаимосвязанных аспектах: юридическом (субъект, как правовой деятель, совершающий акт признания) и нравственном (субъект как правовая ценность). Ценности права имели определенную иерархию: а) ценности первого порядка - это ценности миросозерцания, определяющие потенциал культурного и правового творчества; б) ценности второго порядка

- социокультурные, проявляющиеся в различных подходах народов к вопросам бытия, приемах жизнестроительства; в) ценности третьего порядка

- ценности политические и правовые, закрепляются в различных исторически сложившихся учреждениях, институтах, формах жизни. Правовой идеал должен быть предельно реалистичным и конкретным. В этом и содержится главное отличие правового идеала от идеала социального, нередко основанного на иллюзорных представлениях о совершенствовании общества. Он понимал право как максимум нравственности: чем ниже в обществе нравственное сознание, тем выше правовой нигилизм.

3. Основное предназначение «евразийского» периода H.H. Алексеева (с 1926 года по конец 40-х годов XX века) состояло в эволюции его философского мироощущения от общечеловеческих проблем к проблемам современной ему российско-советской действительности, проявившейся в разработке философско-правовой концепции евразийства, состоявшей из евразийского учения о праве и евразийского учения о государстве. Специфика этого периода проявлялась: в осмыслении противоречий между евразийством и марксизмом (большевизмом), евразийством и странами западной демократии; в осознании особой цивилизационной миссии «Россия

- Евразия» и переходе от системы «Россия-Евразия» к триаде «Россия -Советское государство - Евразия».

Достижениями методологического уровня этого периода являлась эволюция от «научных синтезов» H.H. Алексеева к методологии «интегрального права», как права аксиологического (познавательно-ценностного); определение содержания общеметодологической группы принципов: принцип иррациональности философского процесса мышления (иррациональной он считал всю сферу социально-гуманитарных знаний); принцип «мертвой точки» (история философии это череда кризисов, «мертвых точек»); принцип «масштабной целостности» (видеть философский процесс не по частям, а в целостности); принцип связи философии с «живой жизнью» (теории с практикой). H.H. Алексеев также определил содержание частнометодологических принципов, распространявшихся на философию права и государства: принцип отказа от «европейского эгоцентризма»; принцип противопоставления органицистского (присущего восточным правовым культурам нравственного понимания социальной справедливости) и механицистского (в правовых западных культурах индивид самодовлеющая единица, договорные отношения заменяют нравственность).

Проведенная реконструкция позволила выявить достижения философско-правового уровня H.H. Алексеева в этот период. Его евразийское учение о праве было тесно связано с видением евразийства в целом и рассматривало право как ветвь (элемент) культуры, один из способов социального регулирования, основанного на нравственном самоограничении органов власти, соблюдении прав своих граждан. Евразийское право не создает, а лишь функционирует. В этом случае право переходит из разряда эмоциональных переживаний к области ценностного, пронизывающего все элементы правовой структуры: субъект права обнаруживает ценности, без иерархии ценностей право не существует, высшей правовой ценностью является социальная справедливость. В понимании H.H. Алексеева, евразийское право должно гармонично сочетаться с нравственностью и религией. Евразийское право должно защищать свободу человека, давать ему право на внутреннее развитие, независимое выражение мыслей и т.д.

Евразийское учение о государстве H.H. Алексеева состояло из категориального раздела, включавшего круг исходных понятий евразийства («идея-правительница», «симфоническая личность», «идеократия», «демотия») и концептуального раздела, рассматривавшего пять аспектов данной проблемы: 1) генетический (государство как «союз мира»);

2) нравственный (государство как «русская правда», в котором предпочтение отдается не внешней правде, формальной справедливости, а правде внутренней, где право не разделено со справедливостью непроходимой стеной; государство понятие более нравственное, чем правовое);

3) религиозный («правовое православное государство», одухотворяемое религиозным идеалом); 4) социально-экономический и социально-политический («гарантийное государство», гарантирующее право на безопасность человека, на защиту его судом, равенство всех перед законом, право на рост в духовном и культурном плане); 5) праксиологический (государство «народной воли», способное сочетать твердую власть (начало диктатуры) с народоправством (началом вольницы и со служением социальной правде). Евразийское государство определялось как организация жизни особого мира «Россия-Евразия»: идеократическое, демотическое в политике; надклассовое в социальной сфере; государственно-частное в экономической жизни; православное, религиозно-нравственное в духовной жизнедеятельности. Православие, соборно единящее всех верующих, является сосредоточением не только русской, но и всей евразийской культуры.

В философско-правовой концепции евразийства H.H. Алексеев говорит о «третьем пути» развития: не социализм, не капитализм, а «система государственно-частного хозяйства», способная возникнуть только в результате «религиозного и духовного возрождения». Еще основатель евразийства Н.С. Трубецкой утверждал, что единого исторического процесса нет. История предстает в виде ветвистого дерева, в котором западноевропейский путь развития даже не основной ствол, а лишь одна из ветвей среди множества других. H.H. Алексеев был убежден в том, что культура Запада не является эталоном для культур всего мира. Более того, в нашествии чужой культуры, насаждающей свои ценности, таится наивысшая опасность гибели специфики русской культуры. Он был уверен в том, что его концепция евразийского государства и права наиболее пригодна для сохранения идентичности как русского, так и других народов мира, поскольку сочетает верность многовековой традиции и социальные инновации. Философскую проблематику этого периода можно разделить на критическую (его несогласие с позицией H.A. Бердяева о признании объективного познания низшим, способным только уяснять общее, но не способного познать «бытие в себе»; о проблеме предмета философского знания, где только личностный аспект делает философию возможной в принципе. По мнению H.H. Алексеева, философ выражает не какую-либо человеческую похоть, а объективный мир («через философа мир философствует»). В числе позитивных проблем необходимо отметить его серьезный интерес к антропологической проблематике. Он рассматривает «метафизические антитезы» о наличии двух типов человека: античного, греко-византийского, православного, человека традиции и «фаустовского» -католического или протестантского.

4. Исследование эволюции философско-правовых воззрений H.H. Алексеева в постевразийский период позволило установить, что смысл его исканий состоял в интеллектуальном движении от проблем российско-советской действительности к осмыслению общечеловеческих, гуманитарных. Особенностью этого периода его творчества следует признать «духовный поворот» H.H. Алексеева после почти десятилетия творческого молчания (философской депрессии) в сторону идей демократического государства, либеральных ценностей. Достижения методологического уровня проявились в развитии методологии «научных синтезов» в методологию познавательно-ценностного подхода к анализу социально-гуманитарных явлений и процессов. Ценностные аспекты предлагаемой им методологии должны были ограничить строгую рациональность, так как культурно-историческое бытие не есть бытие строго логическое и рациональное.

Философско-правовой уровень достижений H.H. Алексеева в этот период был связан с выходом за рамки философско-правовой концепции евразийства и хронологическим изложением истории развития идеи государства в западноевропейских политических и правовых концепциях. Основное исследовательское внимание он концентрирует на анализе «идеальных типов властвования»: единовластие (монарх), многовластие (философы по Платону, апостолы, пролетариат как класс), народоправство (ранние формы демократии). Этим трем основным идеальным типам властвования он противопоставлял четвертый идеал «смешанной» («умеренной») формы государственного устройства или конституционного государства.

H.H. Алексеев установил исторически повторяющиеся типы отношений между личностью и обществом: «социальный индивидуализм», когда личность по своей нравственной и духовной ценности выше общества; «социальный универсализм» - полное подчинение личности обществу; «социальный дуализм», обеспечивающий равновесие личностных и социальных ценностей, полагая за этим типом личности правовое будущее. Важное значение в его творчестве занимают вопросы политического и правового оформления и совершенствования государственной власти.

В данный период мыслитель активно занимался исследованием онтологических, гносеологических и антропологических проблем. В онтологическом плане он исходил из признания идеального начала бытия -Свет как «Живой Смысл», все остальное есть актуализация этого сознания. Постижение этого Высшего Смысла и есть основная задача религии, науки, философии. Бытие возникает из Ничто (обнаруживает Смысл) и это Ничто рано или поздно возвращается (Смысл исчезает, рушится). Поэтому он и рассматривал Смысл как высшую (исходную) категорию философии. Познание объективного мира представлялось ему синтезом объективного, субъективного и мистического, порождаемого процессами, происходящими в «темной мировой душе». В его понимании познание есть процесс припоминания человеком того, что заложено в архетипах бессознательного. Влияние платонизма и психоанализа на эти представления очевидно.

В середине 50-х годов XX века H.H. Алексеев возвращается к вопросу онтологического осмысления мира. Он видит предназначение философии в стремлении осветить те блики мира, которые наука упускает из вида, и предлагает проект новой философии - философии критического реализма, опирающейся на науку, динамику, и избегающей крайностей атеизма и религиозной мистики. Руководствуясь перечисленными чертами философии критического реализма H.H. Алексеев пытается создать современную ему онтологическую картину мира, двигаясь в своем осмыслении от космологии (абсолютность и относительность пространства, реалистические теории пространства, трансцендентальный идеализм Канта, конвенционализм, теории математического пространства, новейшие теории пространства, измерение времени, время как четвертое измерение пространства, субъективизм и объективизм в истолковании и времени) через рассмотрение проблем новой физики как диалектики природы (различные определения физической субстанции и физического мира в целом) к пониманию психического бытия (философские воззрения на психику, жизнь как материальная база психики, проблемы взаимодействия мозга и души, диалектика душевной жизни: душа как микрокосмос, растительная душа, животная душа, душа человека).

Антропологическое следование он сводил к трем уровням погружения: 1) философская антропология, исследующая метафизическую природу человека; 2) аксиологический анализ основных витальных человеческих состояний («жизнь» - «смерть», «свобода» и «ответственность», «справедливость»); 3) антропология социальных отношений («война», насилие», «расизм»). Многие из работ, написанные H.H. Алексеевым в этот период, сохранили актуальность своего философского звучания. Его идеи о фашизме («демонократии»), о насилии, войне, социальной справедливости, свободе личности, правах человека сохранили свою значимость и в современных условиях.

Современное неоевразийство развивает теоретические идеи классиков этого движения, предлагая на основе СНГ воссоздать Евразийский Союз на новой идейной платформе. Евразийский Союз - это диалог традиционных для России религий (христианства, иудаизма, буддизма, ислама); диалог культур, их свободы и самобытности; нравственное совершенствование общества и каждого его члена, направленное на достижение высшего этапа философского, нравственного и религиозного понимания мира.

Историко-философское исследование эволюции философско-правовых воззрений H.H. Алексеева служит подтверждением истинности мысли о том, что нет истории и философии русского зарубежья, а есть история и философия Отечества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бузук, Наталья Геннадьевна, 2012 год

1. Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925-1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев, 2000.-655с.

2. Ахматов A.B. Философия права евразийства. Историко-философский анализ. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2009.-21с.

3. Белый А. Между двух революций. М.: Худож. Литература, 1990.-669с.

4. Бергсон А. Творческая эволюция. М.-СПб.: Русская мысль, 1914.-332с.

5. Бердяев Л.Ю. Профессия: жена философа. М.: Молодая гвардия, 2002,-262с.

6. Бердяев H.A. Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 гг.). СПб.: Издание М. В. Пирожкова, 1907.-438 с.

7. Бердяев H.A. Война и эсхатология//Путь. Париж, 1939-1940. № 61.С. 3-14.

8. Бердяев H.A. Евразийцы//Путь. Париж, 1925. №1. С. 134-139.

9. Бердяев H.A. Философия свободы. М.: Логос, 1911.-289с.

10. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда//Вехи:сб.ст. о русской интеллигенции. М.: Мол. Гвардия, 1989. С.24-42.

11. Бердяев H.A. Судьба России. Самосознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-544с.

12. Бондарева Я.В. Генезис методологических основ русской религиозной философии. М.: МГОУ, 2011.-118с.

13. Бондарева Я.В. Методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ. М.: МГОУ, 2011.-322с.

14. Борщ И.В. Философия права H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2005.-21с.

15. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму//Антология мировой правовой мысли: В 5 т. T.V. М.: Мысль, 1999.-336с.

16. Вернадский Г.В. Государства служивые и промышленные люди в Восточной Сибири XVII в.//Журнал Министерства народного просвещения. -СПб., 1915. №4. С. 332-354.

17. Виндельбанд В. Природа и история//Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. М.: Терра-Канон-Пресс, 2000.-512с.

18. Вишняк М. Дань прошлому. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954.

19. Внешняя политика Советского Союза. Документы и материалы (январь -декабрь 1949). М.: Госполитиздательство, 1953.-686с.

20. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1935.-296с.

21. Гарлик А.И. Идеи евразийства в контексте современного развития России. Автореф. дис. канд. филос. н. Чита, 2000.-22с.

22. Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология.- СПб, 1913.-592с.

23. Гирк О. Немецкое частное право. Берлин, 1895.-197 с.

24. Голлербах Е. К незримому граду: религиозно-философская группа «Путь» (1910 1919) в поисках новой русской идентичности. - СПб.: Алетейя, 2000.-560с.

25. Гуляева И.Г. Идея света в философии образа С.Н. Булгакова//Вестник МГОУ, серия «Философские науки». М., 2011. №1. С. 95-98.

26. Гуляева И.Г. Идея света и ее отражение в религиозной онтологии//Вестник МГОУ, серия «Философские науки». М., 2011. №1. С. 11-15;

27. Гурвич Г.Д. Рецензия на книгу H.H. Алексеева «Основы философии права». Прага: Пламя, 1924//Современные записки, 1924. Кн. XXIV. С. 398399.

28. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994.-357с.

29. Даватц В., Львов Н. Русская армия на чужбине. Белград: Русское издательство, 1923.-124с.

30. Демина JI.A. Парадигмы смысла. М.: Изд-во МГОУ, 2005.-210 с.

31. Деникин A.B. Социально-философская мысль России XIX века (консерватизм и либерализм). М.: ВГНА МНС России, 2002.-47с.

32. Деникина З.Д. Методологические проблемы философии права. М.: ВГНА МНС России, 2005.-141с.

33. Деникина З.Д. Становление основных философско-правовых парадигм новейшего времени. Автореф. дис.д. филос. наук. М.: МГОУ, 2006.-50с.

34. Дефорж И. Философия права H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2006.-23с.

35. Дмитриев H.A. Русское неокантианство: Марбург в России. Историко-философские очерки. М.: РОССПЭН, 2007.-512 е.;

36. Достоевский Ф. Дневник писателя за 1877 год. СПб.: Типография В. Ф. Пуцыковича, 1878.-326с.

37. Дугин А. Евразийство: от философии к политике//Независимая газета, 2001. 30 мая. С.8.

38. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. М.: Арктогея-Центр, 1999.-928с.

39. Дугин А.Г. Евразийский федерализм/УЕвразийство: теория и практика/Сб. статей. М.: Арктогея Центр, 2001. С.54-59.

40. Евразийская хроника. Париж, 1928. Вып. Х.-102с.

41. Евразийство. Декларация, формулировка, тезисы. Прага, 1932.-28с.

42. Евразийство. Опыт системного изложения. Париж: Евразийское книгоиздательство, 1926.-78с.

43. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т. 2. ч. 2. -Д.: ЭГО, 1991.-280с.

44. Из писем наших учеников/УВестник самообразования. Берлин, 1922. №2.

45. Исаев И.А. Древнерусская государственность в исторической перспективе: критика евразийской концепции//Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии. М.: Наука, 1984. С.94-115.

46. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. -София, 1921.

47. Кокорин A.A. Идеология: теория, методология, методика (хрестоматийные заметки). М.: Изд-во МГОУ, 2009.-358с.

48. Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии//Новый мир, 1991. № 1. С. 183-193.

49. Кексе ль E.H. Религия как духовная основа культуры в концепции евразийцев//Вестник ТГУ, 2007. № 303. С. 42-44.

50. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: РХГИ, 1998.-800с.

51. Ключников С. Восточная ориентация русской культуры// Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сб. трудов евразийцев. М.: Беловодье, 1977.-359с.

52. Котляровский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М: Мысль, 1915.-421с.

53. Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.: ACT, 1999.-576с.

54. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914 г.). М.: Русский путь, 1995.-550с.

55. Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. М.: Путь, 1914.-148с.

56. Лосский Н.О. Мир как органическое целое. М.: Директ-Медиа, 2008,-285с.

57. Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой» русской эмиграции//Вопросы философии, 1992. № 9. С. 161-176.

58. Макеев C.B. Феномен технократизма: социально-философский анализ.-М.: Изд-во МГОУ, 2005,-188с.

59. Михалкин Н.В. Философия права. М.: Юрайт, 2011.-393с.

60. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания//Вопросы философии и психологии. М., 1906. Кн. 184. С. 420-450.

61. Новгородцев П.И. Науки общественные и естественные (несколько слов по поводу книги Н.Н.Алексеева)//Вопросы философии и психологии. М., 1913. Год XXIV. Кн. 120 (V). С. 716-721

62. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. СПб., 1902.

63. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Изд-во «Пресса», 1991. 343с.

64. Новгородцев П.И. Конспект к лекциям по истории философии права. М., 1909. -407с.

65. Новгородцев П.И. Право и нравственность/ЛТравоведение, 1995. № 6. С. 106-118.

66. Новикова Л., Сиземская И. Мир России-Евразии. Анталогия. М.: Высшая школа, 1995.-399с.

67. Новоженина И.В. Государственно-правовое учение H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Уфа, 2002.-21с.

68. Овчинникова С.П. Российская правовая государственность: евразийский проект H.H. Алексеева. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001.-22с.

69. Осипов И.Д. Философия русского либерализма XIX-начала XX в. Спб.: Изд-во СПбГУ, 1996.-192с.

70. Отчет о Московском совещании общественных деятелей 8-10 августа 1917 г. -М., 1917.

71. Песоцкий В.А. Художественная литература: социально-философский анализ. М.: Изд-во МГОУ, 2008. -388с.

72. Петражицкий Л.И. К вопросу о «возрождении естественного права» и нашей программе: по поводу диссертации П.И. Новгородцева «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве»//Право, 1902. № 41. С. 169-179.

73. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., Т. 1., 1909. -268с.

74. Письма Н.В. Устрялова Г.Н. Дикому из Харбина, 1930 1935 гг.

75. Письмо H.H. Алексеева Н.В. Устрялову. Париж, 26 августа 1931 r.//Hoover Institution Archives. Hoover Institution on War, Revolution and Peace. Ustrialov N. V. Box 1. Folder 1. 7.

76. Письмо П.Б. Струве П.И. Новгородцеву. Цит. По : Коляров М.А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». СПб., 1996.

77. Поляков A.B. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. -845с.

78. Поляков A.B. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения//Правоведение, 2002. № 2. С.4-14.

79. Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. Ч. I. М.: ИФ РАН, 1995. -311с.

80. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьба России. М.: Русская книга, 1992. -430с.

81. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997.-236с.

82. Рейнах А. Априорные основания гражданского права//Собр. соч. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. -294с.

83. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре//Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. С. 176-189.

84. Россия между Европой и Азией. Антология. М.: Наука, 1993. -368с.

85. Русские письма из архива Ф. Либе. По материалам электронного издания http://samlib.ru/j/jarichirinageorgiewna/russkiepisma.shtml.

86. Савицкий П.Н. Евразийство//Между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология, 1993. -369с.

87. Савицкий П.Н. Идеи и пути евразийской литературы//Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сб. трудов евразийцев. М.: Изд-во Беловодье, 1997.-530с.

88. Савич Н.В. Константинопольский период//Грани. Франкфурт-на-Майне, 1989. №152. С. 234-245.

89. Садовский Я. Оппонентам евразийства//Евразийский временник. Кн.III. -Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1923. С.149-174.

90. Седлер A.A. Псевдокультурные аспекты повседневной жизни русского студента в Германии. (По материалам биографии Ф.А. Степуна)//Вестник Томского государственного университета, 2011. № 33. С. 47.

91. Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX в. М.: Изд-во МГОУ, 1993. -242с.

92. Семаева И.И. Поиск идентичности: русская религиозная философия ХХв. и ее духовные основания. М.: Изд-во МГОУ, 2004. -220с.

93. Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. -478с.

94. Степун Ф.А. О свободе//Чаемая Россия. СПб.: РХГИ. 1999. -478с.

95. Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией//Новый журнал. Нью-Йорк, 1962. Кн. 86. С. 251-277.

96. Струве П.Б. Хозяйство и цена. Ч.1.- СПб.: Москва, 1913. С. 91-95.

97. Стукалов A.B. Этика права H.H. Алексеева. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Тула, 2007. -24с.

98. Сувчинский П.П. Монархия или сильная власть//Евразийская хроника. -Париж, 1927. Вып.9. С. 22-24.

99. Судоргина И.Н. «Государство», «власть», «личность» в государственно-правовой концепции Н.Н.Алексеева. Автореф. дис. .канд. филос. наук. -Саратов, 2008. -22с.

100. Тимофеев Л.Ю. Русский фактор. Вторая мировая война в Югославии. -М.: Вече, 2001. -400с.

101. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. -736с.

102. Толстая Т. Алексей Толстой в революционной Москве. www.utoronto.ca/tsg/11/tolstayal l.shtme.

103. Трубецкой Н.С. Идеократия и армия//Евразийская хроника. Вып. 10. -Париж, 1928.

104. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. М.: Аграф, 1999. -560с.

105. Трубецкой Н.С. О государственном строе и форме правления// Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып.8. С. 31-44.

106. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме//К проблеме русского самосознания. Берлин, 1927. С. 87-106.

107. Трубецкой Н.С. Письма к П.П. Сувчинскому: 1921-1928. М.: Русское зарубежье, 2008. -284с.

108. Философское общество в Праге//Путь. Париж, 1927. №8. С. 14-17.

109. Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин 1921-1923. -Париж, YMCA Press, 1983. -422с.

110. Флоровский Г. Путь русского богословия. Париж: YMCA Press, 1937,-599с.

111. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн//Современные записки. Париж, 1928. Кн.34. С. 35-49.

112. Флоровский Г.В. О народах неисторических//Исход к Востоку. София, 1921. С. 27-35.

113. Франк С.Л. Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк, 1956. -237с.

114. Хомяков А. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1.-М.: Медиум, 1995.-446с.

115. Хоружий С.С. Философия под антропологическим углом зрения//Философский журнал, 2009. № 2 (3). С. 22-38

116. Пб.Честнов И.А. Правопонимание в эпоху постмодернизма//Правоведение, 2002. №2. С. 4-16.

117. Чичерин Б.Н. О началах этики//Философские науки, 1989. №9. С.31-42.

118. Чичерин Б.Н. Философия права. М.,1900. -348с.

119. Чхеидзе К.А и его концепция «совершенной идеократии»//Вопросы философии, 2005. №9. С. 147-167.

120. Шарифов М.Ш. Суверенитет «симфонической (соборной) личности» и государства в концепции евразийства//Актуальные инновационные исследования: наука и практика, 2010. № 1. С. 56-62.

121. Шахматов М.М. Подвиг власти. Опыт по истории государственных идеалов России//Евразийский временник. Кн. 3. Берлин, 1923. С. 55-80.

122. Ширински-Шахматова Ю.А. письма Н.В. Устрялову от 12 января 1934 r.Hoover Institution Archives. Hoover Institution on War, Revolution and Peace. Ustrialov N. V. Box 1. Folder 1. 7.

123. Шишкова A.B. Социокультурная концепция управления российским государством H.H. Алексеева. Автореф. дис.канд. филос. наук. М. 2011.-23с.

124. Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда. -575с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.