Эволюция индивидуального стиля поэзии К. Кулиева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Керимова, Раузат Абдуллаховна

  • Керимова, Раузат Абдуллаховна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 168
Керимова, Раузат Абдуллаховна. Эволюция индивидуального стиля поэзии К. Кулиева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2011. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Керимова, Раузат Абдуллаховна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Специфика лирического переживания в новописьменных литературах Северного Кавказа.

1.1 К.Кулиев в контексте национальной поэтической традиции.

ГЛАВА II. Детерминанты индивидуального образного мышления К.Кулиева.

2.1. Особенности изобразительно-выразительных средств и индивидуальный стиль автора.

2.2. Повтор, его особенности и функции в произведениях К.Кулиева.

2.3. Сравнительные оппозиции как составляющая рефлективных стандартов поэта.

2.4. Эффект осязаемости абстрактных явлений как черта индивидуального стиля.

ГЛАВА III. Некоторые аспекты изучения художественной концепции лирики К. Кулиева и методы их актуализации.

3.1. Метафорическое представление поэта о «Течении времени».

3.2. Топос «Родина» в поэзии К.Кулиева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция индивидуального стиля поэзии К. Кулиева»

Изучение индивидуальных особенностей поэтического стиля писателя на сегодняшний день является весьма актуальной и интересной тематикой. Но данная проблематика мало затронута учеными-литературоведами в отношении писателей Северного Кавказа. Тем не менее, для нас стало необычайно интересным рассмотреть особенности, характеризующие глубинную сущность художественной личности писателя-творца. Насыщенность разнообразными приемами и присущая яркость поэтического творчества К. Кулиева, определило тематику нашего выбора в данном направлении.

Актуальность темы исследования. Творчество К.Ш. Кулиева неоднократно становилось предметом глубоких научных изысканий и критических анализов. Художественное наследие великого балкарского писателя и поэта изучалось с разных позиций, в работах рассматривались вопросы жанровой парадигмы, генезиса и эволюции поэзии и прозы К.Кулиева, выявлялся основной комплекс тем и мотивов и т.д. Однако и сегодня творчество писателя вызывает читательский и научный интерес, провоцирует новые исследования с учетом достижений современного литературоведения.

Несмотря на многочисленные работы, посвященные творчеству К.Кулиева, до сих пор остаются без должного внимания некоторые аспекты данного художественного феномена. Одним из вопросов, требующих адекватного исследования, остается вопрос индивидуального стиля балкарского писателя. Данное диссертационное исследование, направленное на выявление особенностей и динамики развития образно-эстетической системы К. Кулиева, его уникального авторского почерка, отчасти заполняет образовавшуюся нишу, представляя собой реализацию одного из возможных аспектов изучения индивидуального стиля поэта на современном этапе развития национального литературоведения.

Диссертационная работа отличается особым методологическим подходом к исследованию творчества К. Кулиева. Описание компонентов индивидуального стиля автора выполняется с применением современных литературоведческих методов исследования, когда осуществляется переход от изучения отдельных образных и концептуальных элементов к анализу природы художественной организации поэтического текста, рассматриваемого на различных уровнях художественной рефлексии.

Актуальность работы определяется особой значимостью в современной литературоведческой науке тех исследований, в которых создаётся единое поле для изучения поэтики художественного стиля национальной литературы. Такая многоаспектность изучения избранного материала способствует наиболее полному раскрытию, как оригинальности поэтического текста, так и стилевых компонентов образности. Данный подход к изучению приёмов сравнения, метафоры и повтора обусловливает значимость избранной темы.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые выделяются наиболее значимые образные и концептуальные единицы в лирических произведениях К. Кулиева, определяется их контекстуальная значимость, исследуются доминантные компоненты индивидуального стиля поэта - сравнение, метафора, повтор. В работе также осуществляется классификация и обобщение данных приёмов, выявляется роль обозначенных компонентов в создании ключевых образов. Мы ориентируемся на современные методы литературоведческого анализа художественного произведения для обоснования доминантных составляющих стиля поэта.

В работе предпринята попытка детализированного исследования таких средств словесной образности, как сравнение, метафора, повтор, и обоснования их принципиальной значимости в индивидуально-образной системе стиля К. Кулиева.

Цель исследования — на материале стихотворных текстов К. Кулиева выявить и описать доминантные художественно-изобразительные средства его поэзии - сравнение, метафору и повтор, а также определить их роль в создании ключевых образов в лирике балкарского поэта.

Данная цель определила постановку и решение ряда конкретных задач:

• теоретически обосновать проблему творческой индивидуальности, определить ее связь с национальным своеобразием, выявить особенности поэтического стиля и образного инструментария К.Кулиева;

• определить функции сравнения, метафоры и повтора в создании ключевых образов как важных организующих компонентов структуры художественного текста К.Кулиева;

• выделить ключевые образы, в которых обнаруживаются ведущие художественные приёмы сравнения, метафоры и повтора в лирике К. Кулиева; *

• исследовать приём повтора на разных рефлективных уровнях, представить позиционную характеристику повтора;

• проанализировать функции приема сравнения в контексте стихотворений К. Кулиева, определить композиционную роль сравнения как особого средства интеграции образного пространства поэтического текста;

• исследовать функционирование метафор в поэзии К. Кулиева, выявить разнообразие стилевой реализации в системе художественного и мировоззренческого видения поэта.

Объектом исследования является поэзия К.Ш. Кулиева, рассматриваемая в аспекте поставленной проблемы, с которой связаны и вопросы национального своеобразия поэта, специфики его художественного мышления и поэтического стиля.

Материалом для исследования послужили лирические произведения К.Кулиева разных лет, в которых наиболее ярко прослеживаются индивидуальные особенности поэтического стиля балкарского писателя.

Степень научной разработанности темы. К. Кулиев считается одним из самых исследованных северокавказских авторов. Работ, посвященных наследию балкарского поэта, достаточно много: монографии, методические разработки, учебные пособия для студентов и преподавателей, критические статьи, изданные при жизни и после смерти поэта.

В 1940-е годы появились первые отзывы о творчестве К. Кулиева таких видных литературных деятелей, как Д. Кедрин, Б. Пастернак, М.Фадеев и др.

В 1970-е годы вышли в свет статьи и очерки А.И. Алиевой, Т.Ш. Биттировой, Р.Г. Гамзатова, Х.Х. Малкондуева, A.M. Теппеева, З.Х. Толгурова, Ф.А. Урусбиевой и других литературоведов. В эти же годы был опубликован ряд монографических исследований, среди которых наиболее значительными стали труды Ст. Рассадина «Кайсын Кулиев» (М., 1974), Байрамуковой «Кайсын Кулиев. Очерк творчества» (М., 1975), Т.Е. Эфендиевой «Поэзия жизни. Очерк творчества» (Нальчик, 1977).

В 1980-90-х годах появляются книги, монографии, научные работы С.К. Башиевой «В оригинале и переводе. Литературно-критические статьи» (Нальчик, 1990); В.В. Дементьева «Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве» (Нальчик, 1987); Ж.К. Кулиевой «Остаться в памяти людской. К 70-летию К. Кулиева» (Нальчик, 1987) и «Я жил на этой земле. К 70-летию К. Кулиева» (Нальчик, 1992); A.M. Теппеева «Кайсын Кулиев: Методическое пособие в помощь учителям» (на балкарском языке) (Нальчик, 1995), а также статьи и очерки З.Х. Толгурова в книгах «Движение балкарской поэзии» (Нальчик, 1984) и «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур Северного Кавказа» (Нальчик, 1991).

В 2000-е годы было продолжено исследование творчества К.Кулиева. В эти годы опубликованы книги С.С. Гуртуева «Кайсын, каким я его знал. Статьи о жизни и творчестве» (Нальчик, 2002), Э. Кулиевой «Мой гений, мой ангел, мой друг. Воспоминания. Письма. Дневники» (Нальчик, 2002). Особо следует отметить монографию З.А. Кучуковой «Онтологический метакод как ядро этнопоэтики: карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии» (Нальчик, 2005). Данное исследование оказало серьезное влияние на научную концепцию нашей работы, на него мы ориентировались при определении ключевых моментов национально-эстетического самовыражения К. Кулиева.

Между тем, величина таланта балкарского поэта, сопрягаясь с динамикой литературоведческой мысли, на каждом новом этапе развития национальной поэзии и литературоведения актуализирует исследовательский интерес к феномену творчества К. Кулиева. В пашем диссертационном исследовании, основанном на новых методиках литературоведческого анализа художественного текста, впервые примененных к поэзии К. Кулиева, акцент сделан на понятие доминанта в поэтическом стиле балкарского писателя.

Но сама проблематика, лежащая в основе исследования (в частности вопрос о доминантных компонентах индивидуального стиля К. Кулиева) позволяет выйти за рамки сугубо северокавказской специфики изучения творческого наследия балкарского поэта и обратиться к работам всемирно известных ученых- филологов, труды которых посвящены общей теории образа, где также рассматриваются современные методы изучения индивидуального стиля автора и осуществляется анализ художественных приемов в структуре произведений. Наиболее фундаментальные труды в данной области принадлежат: С.С Аверинцеву, М. М. Бахтину, В.В. Виноградову, В. М. Жирмунскому, Г. Д. Гачеву, Д.С. Лихачеву, Ю. М. Лотману, М. М. Гиршману, А. В. Михайлову, Г.И. Поспелову, М. Б. Храпченко.

Очень подробно освещена данная проблема в одной из глав книги М.Б. Храпченко «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы». Ученым были сделаны предположения, касающиеся самого существа творческой индивидуальности: по его мнению, к ним относилось индивидуальное видение мира. В своих статьях М.Б. Храпченко придерживался точки зрения И:С Тургенева, для которого было важным выявить в авторе что-то свое, индивидуальное, а также отметить его оригинальность в способе мышления, в убеждениях и, конечно; в стиле.

Основные положения, выносимые на защиту.

• Изобразительно-выразительные средства как важные стилевые приемы, свойственные творчеству поэта, являются: способом проявления индивидуальности и своеобразия авторского мировидения.

Доминантными компонентами в индивидуальном стиле К. Кулиева являются , сравнение, метафора и повтор,, участвующие в построении его; художественной системы.

• Метафоры для К. Кулиева- являются неисчерпаемым; источником для передачи практически неограниченного круга смыслов во всех сферах"материальной и духовной жизни человека. . Поэт новаторски^ подходит к использованию метафорических образов, они отличаются оригинальностью, выразительностью и эмоциональной наполненностью;

• Повторы в'текстах К. Кулиева - это образно-композиционный? приём, направленный; на эмоциональное выделение фрагментов авторской; мысли, формирующий поэтический строй художественного текста. Кроме того, повторы имеют уровневую структуру: повторяться могут элементы разной^ степени организации* - от отдельного слова до фразы и целой строфы.

• • В- произведениях К. Кулиева в основу сравнений ложатся абстрактные понятия, так как они для поэта являются, прежде всего.; средством раскрытия чувств, состояний, мыслей. С помощью сравнений, поэт стремится сочетать в своих стихах контрастные в смысловом и стилевом отношении речевые средства (абстрактные понятия сравниваются с конкретными вещами, предметы часто сопоставляются с отвлеченными понятиями).

В поэтическом стиле К. Кулиева преобладают сравнения, в которых одушевленные и неодушевленные объекты - поэт сопоставляет с природными явлениями. В основе значительного количества сравнений лежит не внешнее (визуальное) сходство, а психологическое, заложенное в самой сути сравниваемых объектов. Сравниваются чаще разнородные предметы и явления, также характерны развёрнутые сопоставления с чёткой смысловой основой сравнения.

Реализация поставленных в исследовании задач позволяет рассмотреть особенности индивидуальной поэтики произведений К.Кулиева комплексно.

Теоретическая значимость диссертации заключается в представлении картины функционирования изобразительно-выразительных средств - метафоры, повтора и сравнения — в стихотворных текстах конкретного автора, в выявлении содержательной стороны указанных приёмов, в раскрытии их значимости в формировании индивидуального стиля поэта, в определении их роли в создании ключевых образов поэзии К. Кулиева. Выполненный нами анализ приёмов сравнения, метафоры и повтора в лирических произведениях К. Кулиева позволяет обосновать доминантную роль этих средств выразительности в индивидуальном стиле поэта и важность их применения при создании ключевых образов.

В диссертации предпринята попытка открытия новых граней в анализе поэтических особенностей творчества К. Кулиева. Исследование содержит ряд теоретических положений, которые позволяют с новой точки зрения увидеть и понять индивидуальные особенности поэзии К. Кулиева.

Методологической основой явились теоретические положения, рассмотренные в работах, посвящённых общей теории образа, где также предлагаются различные современные методы изучения индивидуального стиля автора и анализа художественных приемов в структуре произведений: С.С Аверинцева, Ю.Я. Барабаша, М.М. Бахтина, В.А. Бигуаа, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Г.Д. Гачева, Ю.М. Лотмана, К.К. Султанова, М.Б. Храпченко.

Также в ходе диссертационного исследования мы руководствовались трудами северокавказских ученых-литературоведов, теоретиков и критиков: Х.И. Бакова, H.H. Байрамуковой, С.К. Башиевой, A.M. Гутова, A.M. Казиевой, А.И. Караевой, Ж.К. Кулиевой, З.А. Кучуковой, А.Х. Мусукаевой, С.Б. Рассадина, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, Ф.А. Урусбиевой, Т.Е. Эфендиевой.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении индивидуального поэтического стиля К.Кулиева, анализе художественного текста, при разработке курса «История балкарской литературы», а также ряда спецкурсов по творчеству К.Кулиева.

Кроме того, предлагаемое диссертационное исследование может способствовать дальнейшему изучению феномена балкарской национальной литературы и конкретно поэзии К. Кулиева.

Основным методом исследования стал метод функционально-стилевого анализа, целью которого является описание закономерностей функционирования поэтических форм для создания образной системности стиля и его разновидностей (текстов).

В диссертации также использован метод художественного анализа, выявляющий структурные особенности текста, связанные с образно-концептуальными основами конкретной культурной сферы, (на материале поэзии К. Кулиева) который раскрывает дополнительные философские грани произведений балкарского поэта.

Структура работы определена объектом исследования, целью и задачами диссертационной работы. Она состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Керимова, Раузат Абдуллаховна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При исследовании индивидуального стиля автора очень важным этапом является рассмотрение изобразительно-выразительных средств, выделение ключевых образов и выявление доминирующих приемов в его произведениях. В данной работе исследовалась образно-концептуальная и семантическая организация поэтических текстов К. Кулиева и функционирование в них разных типов повторов, сравнений и метафор.

Устойчивые стереотипы лирического переживания, выражающиеся в определенном наборе образно-концептуального инструментария, предпочитаемого автором, в значительной, если не решающей мере, задают характеристики его индивидуального стиля. Поэтому проблема изучения уникальной личностной манеры писателя, его художественной интерпретации окружающего мира, во многом сводится к задаче выделения в типологическом аспекте текстуальных, внетекстуальных, образных и концептуальных смысловых полей, которые в совокупности организуют замкнутую систему зависимостей, порождающих авторскую модель мира.

Исследование доминантных компонентов поэтического стиля К.Кулиева проводилось с опорой на понятия «образ» и «концепт», которые, в нашем понимании, в своем текстуальном воплощении являются главными конструкционными элементами, необходимыми для создания лирического произведения.

Рассмотрев такие традиционные поэтические фигуры, как повтор, метафора, сравнение, мы пришли к выводу, что их роль в образно-речевой художественной системе поэзии К. Кулиева особенно велика, поскольку они связаны с его личностным миропониманием и играют важную роль в формировании его философской и творческой позиции.

Изобразительно-выразительные средства в системе стиля К. Кулиева - это способ передачи авторского видения, восприятия и интеллектуально-эмоционального осмысления окружающего мира.

В поэзии К. Кулиева повтор, сравнение и метафора выступают в роли ядерных экспрессивно-смысловых единиц, которые формируют микрополя и тем самым очень важны при составлении разных образов. Насыщенность и концентрация в одном микротексте одновременно сравнений, повторов, метафор, их чередование и другие функции направлены на решение определенных авторских задач, текстуальная реализация которых и актуализирует особенности функционирования изобразительно-выразительных средств в произведениях великого балкарского поэта. Изучение изобразительно-выразительных средств (метафор, сравнений, повторов) в лирике К.Кулиева помогло нам максимально приблизиться к мировосприятию поэта, выявить более предпочитаемую поэтом тропику и определить доминирующие художественные приемы в его поэзии.

Важную роль в поэзии К. Кулиева играют образные сравнения, с помощью которых поэт создает двойственное видение мира, его образы отличаются разнообразием и оригинальностью, свежестью и колоритом. Сравнения в поэзии автора обусловлены идейно-тематической направленностью его произведений. Главная задача поэта — это выбор объектов сопоставления, способных передать его впечатления, чувства, показать отношение к окружающему миру. В процессе изучения данного приема в поэзии К.Кулиева выявлены следующие индивидуальные особенности их употребления: жизненные процессы, чувства, человеческие качества поэт сопоставляет с объектами природы. Индивидуальность данных сравнений заключается в выборе поэтом неожиданных сопоставлений. Например, «водные образы» поэт сравнивает с абстрактными явлениями и с человеческими чувствами и ощущениями. Описанию внешности человека посвящено значительное количество стихотворений. Данные стихотворения в основном имеют эстетическую направленность. Среди них, несомненно, преобладают сравнения, описывающие глаза. Много разных параллелей приводит поэт при описании женских глаз. Наиболее часто поэт их сравнивает с разными драгоценными камнями. Несмотря на то, что данное уподобление имеет весьма давнюю традицию, новационность этих образов заключается в сопоставлении объектов не по признаку, а по действию. Также к неожиданным, оригинальным сравнениям можно отнести сопоставление неосязаемых явлений с живыми и реальными предметами, например, разных периодов жизни, процессов происходящих в ней с животными, интересно также сравнение поэзии с птицей, с голосом матери.

Исследуя следующий троп, охотно применявшийся К. Кулиевым -метафору, мы пришли к выводу, что она, в силу своей изначальной гносеологической динамичности наиболее полно воплощает идею жизни, движения, поиска и тем самым, занимает весьма существенное место в индивидуальном стиле поэта, как в плане разнообразия образно-концептуальных деклараций, так и с точки зрения оригинальности и новизны самого хода лирического переживания.

Обозначенные стилистические и художественные особенности в лирике К.Кулиева рождают эффект осязаемости образа, почти физического воздействия на читателя, придают образу повышенную экспрессию; с другой стороны, расширяется и углубляется сфера переносных смыслов, что выводит поэтический текст на уровень обобщений и выводов философского и онтологического плана. Большое значение в системе поэтических метафор автора, на наш взгляд, имеет частота состава существительных, прилагательных и глаголов, входящих в ее состав.

Результатом особой индивидуализации метафоры является существенное расширение круга денотатов. Совокупность этих денотатов в стихотворных текстах К. Кулиева охватывает разнообразные сферы природных явлений, а также материальной и духовной жизни человека.

При употреблении метафоры ярко проявляется одна из главных черт поэтического творчества К. Кулиева — сочетать одновременно актуализацию прямого и переносного значения, вследствие чего возникают новые авторские метафоры. Метафорические образы создают гармонию новых, потаенных смыслов: // Мои стихи — ручьи, они журчат, /Теряются в потоках на равнине. //Реке отрадно видеть над собой /снега вершин и купол голубой. // Ей нравится листвы густая сень, / и солнце радует ее, и тень. / Среди зеленых трав течет река. / Долга ее дорога, далека. // Весь день шел дождь — и глину и песок / перемесил в одно сплошное месиво //.

Использование метафоры в произведениях К. Кулиева наблюдается не только в одной или нескольких тематических направлениях, они охватывают всю его поэзию и являются одним из доминирующих приемов, задающих рисунок его поэтического мышления. Метафоры у К. Кулиева часто выступают как синонимы к символичному выражению значения, вводят одну и ту же идею, соответствующую традициям, ориентированную на балкарскую культуру. Обращаясь к образным метафорам, поэт стремится стереть границу между метафорой и символом. Следовательно, можно говорить о сложном, преимущественно образно-метафорическом и символическом характере индивидуального стиля балкарского поэта.

В процессе изучения метафоры в поэзии К. Кулиева мы выделили очень интересное, на наш взгляд, тематическое направление, которое является продолжением и развитием (и в то же время истоком) размышлений о жизни - хроно-метафорические представления К. Кулиева о «течении времени». Время — одна из концептуальных величин в мировосприятии и поэзии К. Кулиева. Ощущение, понимание времени, отливающегося в образы вечно движущегося, меняющегося потока, предстает в его стихах с необычайной силой реальности, яркостью визуальных представлений, в почти осязаемой плоти. Образ «времени» в поэзии К. Кулиева имеет образно-логическую природу. Анализ проводился с позиций номинативного, ассоциативно-образного и текстового измерений ассоциативно-семантического поля, который направлен на выявление семантических подполей (смысловых зон) образа «времени».

Следующее средство художественной выразительности, привлёкшее наше внимание, - послание, диалог. В нашем исследовании мы выявили множество типов посланий в поэзии К. Кулиева: одиночные послания, послания-словосочетания и апеллятивные высказывания, используемые поэтом в различных фрагментах стихотворного текста.

В поэзии К. Кулиева существуют послания - обращения к лицам и не к лицам. Среди них помимо именования самого адресата, можно выделить некоторые наиболее типичные для лирики послания: метафорические;

• послания-характеристики; описательные послания, иногда включающие высказывания или фрагменты высказываний.

Исследовав послания в поэзии К. Кулиева, мы пришли к выводу, что основная их роль - уточнение и формализация дихотомии экстра - и интровертности лирического переживания. В качестве безусловных операторов экстравертности, послания в произведениях К.Кулиева выявили следующие функции: функцию адресации (в основном в поэтические послания);

• псевдоапеллятивную (в структуре стихотворного текста послания выполняют функцию, отражающую условность, поскольку художественная функция превращает его в средство художественного приёма, служащее диалогизации поэтического текста).

Произведения К. Кулиева в большинстве случаев характеризуются высокой частотностью употребления посланий - регулятивов. Много посланий-регулятивов среди стихотворений балкарского поэта, адресованных друзьям, в этих случаях оно не имеет иного текстуального значения, кроме регулятивного - выражения отношения автора к адресату.

Послания в поэзии К. Кулиева могут выполнять концептообразующую функцию благодаря фокусированию значения концепта в высказывании. Особенно наглядно это можно проследить на примере обращения поэта к таким образам и символам как: «гора», «река», «поток» и др., занимающим особое место в его поэтической картине мира и относящимся как к этнокультурным константам, так и к индивидуальным авторским представлениям. Обзор функций посланий в поэзии К.Кулиева не может быть полным без рассмотрения всей группы, которые в стихотворениях выполняют дополнительную художественную нагрузку.

Исходя из проведенного анализа, мы выделили следующие функции посланий-экстравертов в поэзии К. Кулиева:

• изобразительная - выражается через номинацию образов в стихотворениях;

• выразительная - реализуется через индивидуальные эстетические образы;

• этическая - проявляется через выражение нравственной позиции автора и его героев;

• функция стилизации - придания особого, часто исторического или национального колорита поэтическому тексту.

Нами был проведен следующий анализ использования посланий в поэтических текстах К. Кулиева:

• применение посланий в стихотворных текстах автора в составе изобразительно-выразительного ряда и в сфере концептуальных особенностей; описание функции посланий как оператора экстравертности в произведениях К. Кулиева.

Следующий художественный прием рассмотренный нами - повтор. Частое использование его придает стихотворениям балкарского поэта живописность, плавность, напевность также способствует замедлению развития действия. Таким образом, повторяемость - это одна из ведущих текстовых категорий в поэзии автора, участвующий в структурно-смысловой организации текста, в создании экспрессивности, в привлечении внимания читателя к важным в смысловом отношении описаниям. Также повтор в поэтических текстах К.Кулиева передает дополнительную информацию эмоциональности, экспрессивности, стилизации и, кроме того, часто является связующим средством между предложениями. В стихотворных текстах К. Кулиева повторяются как отдельные слова, так и сочетания слов. Многие из его поэтических текстов чрезвычайно насыщены повторами. Так, по нашим подсчетам, в одном стихотворении поэт может использовать до 7 повторов. В поэтических текстах балкарского писателя весьма часто используется композиционный повтор, где анафора организует поэтическое предложение в единое целое и создаёт различные формы параллелизмов. При этом одной из особенностей подобного употребления повтора является то, что в различных частях образуемых параллелизмов значение, точнее смысловое и эмоциональное содержание повтора, часто меняется. Иначе говоря, семантические отношения между повторяющимися словами соответствуют динамике смысла, участвуют в реализации смыслового движения текста.

Принимая во внимание особенности повтора как экспрессивного и гармонизирующего средства, целесообразно рассматривать его в качестве одного из основных элементов индивидуального стиля балкарского поэта. Во-первых, высокая частотность употребления повтора в поэтических текстах К.Кулиева указывает на неслучайный выбор нами этого стилевого приёма. Во-вторых, автор не ограничивается каким-то определённым видом повтора: в его поэтических произведениях используется большое количество разных видов этого художественного приема. Наконец, повтор в поэзии К.Кулиева многофункционален, а значит, направлен на решение авторских задач, касающихся и плана содержания, и плана выражения идеи поэтического произведения. Таким образом, все виды повтора как экспрессивного и гармонизирующего средства призваны обеспечивать структурную и смысловую законченность поэтических произведений К.Кулиева.

Следующим важнейшим этапом в исследовании индивидуального стиля балкарского писателя явилось рассмотрение и выделение ключевых тем в его поэзии, а также выявление роли изобразительно-выразительных средств в их создании. Не претендуя на полноту охвата всего тематического многообразия поэзии К. Кулиева, мы ограничились анализом индивидуальных представлений образов «водной стихии» и топоса «Родина».

В создании образов «водной стихии» оригинальное использование изобразительно-выразительных средств является проявлением индивидуальных качеств поэта. Данные образы в поэзии К. Кулиева насыщены повторами, сравнениями, посланиями и метафорами.

Также поэт часто сочетает сразу несколько стилистических приемов в одном стихотворении. В создании топоса родного края мы выявили преобладание метафоры. Анализ принципов образного представления данного топоса определил константный характер динамического текстуального осмысления, свойственного повтору в произведениях К.Кулиева. В процессе создания поэтом образов дома, родного края, при повторе прямое значение слова может сменяться переносным, которое впоследствии наделяется индивидуальным символическим смыслом. Иначе говоря, семантические отношения между повторяющимися словами соответствуют динамике смысла, участвуют в реализации смыслового движения текста.

Мобильность образного мышления К. Кулиева, понимаемая нами в качестве одной из важнейших характеристик его индивидуального стиля, обуславливает и особое место образов «водной стихии», в общем объеме его поэтических представлений. Частое употребление и многообразие слов семантического поля вода дает нам основание установить, что в картине мира К. Кулиева вода предстает в разных ипостасях, демонстрируя максимальное разнообразие художественного осмысления воды.

Ассоциативно-семантическое поле «водных образов» отражает ряд идей автора - общих, доминантных и частных - определяемых и неотчетливых. Общей важнейшей идеей в образах «водной стихии» является идея бытия, существования, наделенного духовным смыслом.

Доминирующие в системе стиля автора идеи и смыслы разнообразны:

• философские идеи: вода — жизнь, вода — время, вода — судьба;

• человеческие ощущения: вода — печаль, тоска, скорбь; вода — радость, счастье, восторг; вода — благо; вода (в данном случае цвет воды имеет значение) - горе; вода — одиночество; вода также используется в любовной лирике;

• идеи пространственно-временной ориентации в мире: вода -постоянная смена событий; вода — вечность; вода - разные времена и периоды жизни.

Исследовав ассоциативно-семантические поля «водных образов», мы можем утверждать, что картина мира К. Кулиева имеет водное начало, то есть она изначально в ассоциативном и концептуальном аспектах формируется из этой тематической группы.

Образы «водной стихии» в поэзии балкарского писателя актуализированы в тексте в разнообразных тропических формах — сравнениях, метафорах, символах, повторах, что позволяет нам говорить об устойчивых для поэта смыслах и генеральных направлениях его эстетической рефлексии.

Доминантными способами актуализации образов «водной стихии» в индивидуальном стиле К. Кулиева являются метафорическое и символическое: передача образов через символическое изображение водных тем;

• употребление данных образов в новых неожиданных интерпретациях, придание им новых смыслов;

• важные образы, с помощью которых поэт передает свои чувства, ощущения, душевное состояние.

В совокупности поэтический мир К. Кулиева сложен и многообразен, но сложен он не с точки зрения понимания его произведений читателем, а с точки зрения системы стиля. Каждый элемент его поэтического мышления достоин особого исследования. Это объясняется не только тем, что его творческий путь был насыщен разными историческими событиями, нашедшими отражение в его поэзии, но и богатством внутреннего духовного потенциала поэта. Особое восприятие жизни и многих событий, произошедших с ним, были основой индивидуальности не только творческой деятельности, но и личности.

Поэзия К. Кулиева органично сочетает в себе разнообразные эмоциональные, идейные и стилистические пласты: жизнь человека и неумолимое движение времени, глубокую поэтичность. Исходя из этих фактов, было весьма сложно выделить доминанту его творчества без ущерба для остальных сторон поэзии, которые лишь все вместе и создают неповторимое своеобразие. Однако не будет ошибкой сказать, что одним из проявлений разносторонности кулиевской поэзии, а быть может, и главным условием этого является свойственные поэту контрастные сопоставления в восприятии мира. Эта особенность проявляется как при использовании сравнений, так и при описании разных явлений. Например, сопоставление черного цвета - белому, горестных событий - радостным. Данные сопоставления свидетельствуют о жизненных принципах поэта, которые основываются на смене событий и переменах, из которых состоит наша жизнь. Именно эта характерная черта К. Кулиева определяет индивидуальные особенности в его системе стиля.

Контрастное видение мира позволяет поэту изобразить его диалектически, в противоречиях, во взаимодействии противоположных начал. Вместе с тем такое мировосприятие вытекает из особенностей склада «лирической души» поэта, воспринимающего окружение как смену радостного, просветленного и печального, тяжелого чувства, что определяет особого рода психологизм, присущий К.Кулиеву в изображении человека.

Исследование индивидуального стиля поэта должно быть направлено на максимально детальное рассмотрение элементов всех уровней его образных и концептуальных представлений, которые формируют и смысловую основу, и индивидуальные особенности его художественных произведений. В данной диссертационной работе мы попытались придерживаться именно этой точки зрения и проанализировать наиболее важные компоненты образных, концептуальных представлений в их тропическом воплощении - метафору, сравнение и повтор, а также определить их роль в развитии важных для поэта тем его лирики.

На примерах проанализированных стихотворений наглядно показано многообразие использованных К. Кулиевым художественных приемов. Они являются важными для поэта составляющими при создании различных образов и выполняют определенную смысловую и эмоциональную нагрузки.

В диссертации выявлены доминирующие изобразительно-выразительные художественные средства в системе стиля К. Кулиева и определена их роль при создании ключевых тем в поэзии автора.

Гениальный балкарский поэт, разрешая задачи времени, создавая непревзойденные по художественному совершенству произведения различных жанров, внес огромный вклад в развитие карачаево-балкарской литературы, так и в образный фонд национальной поэзии.

155

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Керимова, Раузат Абдуллаховна, 2011 год

1. Абрамович Г.А. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1966.-352 с.

2. Аверинцев С. С., Франк-Каменецкий И. Г., Фрейденберг О. М. От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. М.: Эдиториал УРСС., 2001.- 124 с.

3. Антология балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1959. - 336 с

4. Арнаудов М. Психология литературного творчества. — М.: Прогресс, 1970.-596 с.

5. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М.: Наука, 1972. - 126 с.

6. Байрамукова Н. Кайсын Кулиев. Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1975. - 270 с.

7. Бакина М. А., Некрасова Е. А. Эволюция поэтической речи XIX-XX вв.: Перифраза. Сравнение. М.: Наука, 1986. - 191 с.

8. Баков X. И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Изд-во «Меоты» Адыгейского республиканского ИГИ, 1994. - 268 с.

9. Балухатый С. Д. Теория литературы. Аннотированная библиография, I. Общие вопросы. Л.: Прибой, 1929. - 332 с.

10. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1983. -415с.

11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.-616 с.

12. Башиева С. К. В оригинале и переводе. Нальчик: Эльбрус, 1990.-83 с.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -412 с.

14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 542 с.15

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.