Эволюция представлений об актерском тренинге и дифференцированный подход к его проведению тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Лисецкий, Василий Владимирович

  • Лисецкий, Василий Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 207
Лисецкий, Василий Владимирович. Эволюция представлений об актерском тренинге и дифференцированный подход к его проведению: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2014. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лисецкий, Василий Владимирович

Оглавление

Стр.

Введение

Глава 1. Эволюция представлений об актерском тренинге

1.1. Истоки и традиционные пути обогащения актерского тренинга

1.2. Взаимовлияние актерского искусства и наук о человеке

1.3. Историческое развитие системы упражнений актерского тренинга

1.3.1. Создание тренинга актерской психотехники и его разработка К.С.Станиславским

1.3.2. Биомеханический тренаж В.Э.Мейерхольда

1.3.3. Тренировка актера по технике М.А.Чехова

1.3.4. Тренинг актерской психотехники советского периода

1.3.5. Исследования человека в условиях сценического творчества и актерский тренинг Е.Гротовского

1.3.6. Современное состояние актерского тренинга 64 Выводы к главе 1 69 Глава 2. Развитие определенных психофизических качеств с помощью упражнений актерского тренинга

2.1. Система развития элементов актерского творчества в книге К.С.Станиславского «Работа актера над собой»

2.2. Книга «Гимнастика чувств» С.В.Гиппиуса как пример изменений в актерском тренинге советского периода

2.3. Переосмысление возможностей тренинга актерской психотехники на примере упражнений из книги Л.В.Грачевой «Тренинг внутренней свободы»

2.4. Целенаправленное развитие необходимых качеств актера путем подбора упражнений актерского тренинга 122 Выводы к главе 2

Глава 3. Развитие творческих способностей актеров с учетом их индивидуальности

3.1. Исследование психологических особенностей студентов в

ракурсе развития актерских способностей

3.2. Подбор упражнений актерского тренинга

3.3. Оценка эффективности тренинга развития актерских способностей 144 Выводы к главе 3 150 Заключение 153 Библиографический список цитируемой литературы 159 Приложения

I. Описание методик психодиагностики, обработка результатов и

их интерпретация

II. Описание упражнений программы тренинга и план занятий

III. Результаты исследования студентов-актеров с помощью методик психодиагностики

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция представлений об актерском тренинге и дифференцированный подход к его проведению»

Введение

Работа посвящена исследованию актерского тренинга. В ней рассмотрена эволюция представлений об актерском тренинге, связь упражнений тренинга с тренируемыми психофизическими качествами, дифференцированный подбор упражнений тренинга для развития творческих способностей актеров с учетом их индивидуальности и проверка его эффективности.

К.С.Станиславский видел миссию театра в творческом преобразовании мира в соответствии с высшими гуманистическими идеалами. Задачу становления актера он воспринимал как воспитание личности художника. Эта сложная задача требует многостороннего развития человека, формирование духовного мира личности, особого мировоззрения. Важнейшее направление в создании творческой индивидуальности в рамках актерской школы - развитие актерских способностей. Актерский тренинг -одно из главных средств такого развития.

Актуальность исследования. Проблема творческого развития актеров с помощью упражнений тренинга раскрыта в трудах ведущих отечественных и зарубежных режиссеров, педагогов и исследователей.

К.С.Станиславский, создавая свою систему, пришел к выводу о необходимости «тренинга и муштры» актера. Практические поиски новых способов тренировки в театре и в студиях привели его к желанию создать специальный сборник упражнений, который он видел как учебник, «грамматику» для будущих актеров. Однако такой сборник он создать не успел, и многие упражнения самого Константина Сергеевича мы знаем по немногочисленным воспоминаниям современников.

Работу над методологией обучения и упражнениями тренинга продолжили его непосредственные ученики и соратники: Е.Б.Вахтангов,

В.Э.Мейерхольд, М.А.Чехов, Г.В.Кристи, М.О.Кнебель, Л.П.Новицкая1. В разное время сборники упражнений публикуют также Ю.А.Кренке, И.М.Рапопорт, С.В.Гиппиус, Е.Гротовский, Л.В.Грачева, Ю.Л.Алыпиц2. Однако в большинстве случаев рекомендации авторов учитывают воздействие упражнений на группу в целом, не затрагивая вопросов личностных особенностей каждого участника тренинга.

Феномен актерского искусства заключается в том, что творец и инструмент - это сам актер, его душа и тело. По этой причине комплексный подход в исследовании природы актерского творчества предполагает привлечение наук, изучающих природу человека, а именно психологии и физиологии.

Так, результаты поисков закономерностей творческого процесса, его психофизиологического обеспечения, изучения творческих способностей, опубликованы в работах А.В.Алексеева, Б.Г.Ананьева, П.М.Ершова,

о

Е.Е.Колчина, П.В.Симонова, П.М.Якобсона . Такие исследования крайне важны для понимания природы актерского творчества, но не касаются вопросов воздействия упражнений тренинга на личность актера.

Театр не может существовать изолированно от общества. С одной стороны, театр отражает общество и влияет на него. С другой - театр обращается к накопленным человечеством знаниям, к методам ряда гуманитарных и естественных наук и теории для решения вопросов

1 Вахтангов Е.Б. Документы и свидетельства. Т. 1-2. М., 2011; Мейерхольд В.Э. Наследие. М., 1998-2010; Чехов М.А. О технике актера. М„ 2003; Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978; Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1984; Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. М., 1984.

2 Кренке Ю.А. Практический курс воспитания актера. М., 1938; Рапопорт И. Работа актера. М.; Л., 1939; Гиппиус C.B. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001; Гротовский Е. К Бедному театру. М., 2009. С. 138-231; Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб., 2005; Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. СПб., 2004; Грачева Л.В. Жизнь в роли и роль в жизни. Тренинг в работе актера над ролью. М., 2011; Альшиц Ю.Л. Тренинг Forever! 2-е изд. М., 2010.

3 Алексеев A.B. Психическая саморегуляция в процессе обучения мастерству актера II Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986. С. 39-46; Ананьев Б.Г. Опыт психологической трактовки системы К.С.Станиславского // Записки Ленинградского театрального института. Л.; М., 1941. С. 22-39; Симонов П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций. М., 1962; Симонов П.В. Психофизиологический подход к актерской одаренности // Наука о театре. Л., 1975. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984; Колчин Е.Е. Психофизиологические исследования особенностей актерского воображения // Диагностика и развитие актерской одаренности. С. 20-31; Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. Этюд по психологии творчества. М., 1936.

театральной практики. Вместе с развитием общества развивается и наука о театре, в частности изменения претерпевает актерский тренинг. Он обогащается трудом ученых, педагогов и режиссеров, новыми знаниями наук о человеке, восточных философских систем. Со временем происходит эволюция представлений об актерском тренинге, которая остается многими незамеченной.

Теоретики и практики театра, начиная с К.С.Станиславского, периодически обращались к психологии и физиологии для повышения эффективности актерского тренинга. Попытки комплексного изучения актерского тренинга, влияния упражнений на психофизику актера в целом и на развитие отдельных качеств описаны в работах М.Б.Александровской, С.В.Гиппиуса, Л.В.Грачевой, Н.В.Рождественской, В.А.Петрова1.

Однако в научной литературе и сборниках упражнений по актерскому тренингу зачастую отсутствуют сведения, какие именно основные и дополнительные психофизические качества тренирует то или иное упражнение, каков принцип формирования занятий из отдельных упражнений. Не найдено сведений как индивидуальные психологические качества актеров учитываются при подборе упражнений. Также отсутствует критерий объективной оценки уже проведенного актерского тренинга. Опытные педагоги и режиссеры решают эту проблему исходя из накопленных знаний и развитой творческой интуиции. У менее опытных специалистов зачастую возникают затруднения, которые можно разрешить, основываясь на данных объективных исследований, полученных, в частности, с помощью современных научных методик психологического тестирования. Используя такой подход можно улучшить качество обучения

1 Александровская М.Б. Принципы комплексной тренировки психофизического аппарата актера: Дисс. ... канд. искусств.: 17.00.01. Л., 1990; Гиппиус C.B. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств; Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб., 2003; Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей: Практикум по психодиагностике. СПб., 2005; Петров В.А. Нулевой класс актера. М.1985; Петров В.А. Перспективность применения экспериментальных методов психологии в театральной педагогике // Диагностика и развитие актерской одаренности. С. 47-54.

актеров и удовлетворить растущую потребность общества в хороших специалистах театра, кино и телевидения.

Целью работы было проследить эволюцию представлений об актерском тренинге и выявить связь отдельных упражнений с тренируемыми психофизическими качествами, с учетом этого составить и провести актерский тренинг и определить его эффективность.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Проследить эволюцию системы профессиональной подготовки актера, в частности, актерского тренинга.

2. Проследить связь упражнений актерского тренинга с тренируемыми психофизическими качествами и выявить, каким образом те или иные упражнения влияют на воображение, внимание, память, мышечную и психологическую свободу.

3. Целенаправленно подобрать упражнения актерского тренинга исходя из личностных особенностей актеров, выявленных с помощью современных научных методик психологического тестирования. На основе выбранных упражнений составить программу актерского тренинга и оценить ее эффективность.

Методы исследования. Характер решаемых в диссертации проблем потребовал комплексного подхода с применением театроведческих и общенаучных методов исследования: историко-культурологический анализ, изучение работ по теории театра и систематизация упражнений актерского тренинга. Для определения личностных особенностей студентов-актеров был применен метод психологического тестирования, с учетом результатов которого было проведено методологическое планирование актерского тренинга с изучением обратной связи.

Научная новизна:

1. Проанализированы источники и традиционные пути обогащения актерского тренинга во взаимовлиянии актерского искусства и наук о

человеке. Показано, что существует три источника обогащения актерского тренинга: практика самого театра, науки о человеке - психология и физиология и упражнения, связанные с философскими системами и ритуалами народов мира. Выявлено несколько этапов эволюции представлений об актерском тренинге от создания системы К.С.Станиславского до наших дней.

2. Показано, что каждое упражнение тренирует одно или несколько психофизических качеств актера — воображение, внимание, память, мышечная и психологическая свобода. Все упражнения актерского тренинга можно условно разделить на три группы: устранение личностных проблем, мешающих успешному обучению, развитие психических процессов, тренировка творческих умений и навыков. С учетом этой классификации упражнения скомпонованы в виде таблиц, с помощью которых удобно подбирать упражнения тренинга для целенаправленного развития тех или иных качеств актера.

3. Исходя из личностных особенностей студентов-актеров, выявленных современными методиками психологического тестирования, с помощью таблиц подобраны упражнения, проведен тренинг творческих способностей и оценена его эффективность.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Прослежена эволюция представлений об актерском тренинге. Наибольшее влияние на неё оказывают: практика самого театра, науки о человеке (психология и физиология), а также упражнения, связанные с философскими системами и ритуалами народов мира.

2. Предложена новая систематизация упражнений актерского тренинга, основанная на связи упражнений с тренируемыми психофизическими качествами. Упражнения тренинга можно условно разделить на три группы: устранение личностных проблем, мешающих успешному обучению, развитие психических процессов, тренировка творческих умений и навыков.

3. Попытка объективного подбора упражнений актерского тренинга, исходя из личностных особенностей актера, выявленных с помощью современных научных методик психологического тестирования, и определения его эффективности.

Практическая значимость. Результаты исследования могут применяться в курсах лекций по истории отечественного театра, в практике преподавания актерского мастерства для развития специальных актерских способностей, в профессиональной деятельности актеров, в исследовании природы актерского творчества.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на I Международной научно-практической конференции «Наука и современность - 2010» в г. Новосибирске, II международной (VI всероссийской) научной конференции «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2010 г.), III Международной (VII Всероссийской) научной конференции «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2011 г.), VIII международной научно-практической конференции «Strategiczne Pytania Swiatowej Nauki - 2012» (Przemisl, 2012) («Стратегические вопросы мировой науки - 2012», Перемысль (Польша), 2012), Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы культуры и искусства: история и тенденции развития» (Красноярск, 2012).

Подбор упражнений актерского тренинга с учетом личностных особенностей студентов при составлении и проведении программы актерского тренинга использован со студентами 1 курса кафедры актерского искусства НОУ ВПО ИСИ (художественный руководитель Е.В.Радомысленский) и показал высокую эффективность.

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой актерского искусства НОУ ВПО ИСИ и кафедрой режиссуры драмы Российского университета театрального искусства - ГИТИС.

Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях.

Диссертация состоит из трёх глав и Приложения.

В главе 1 на основе изучения литературы показаны представления об актерском тренинге в историческом аспекте, истоки и традиционные пути обогащения актерского тренинга, взаимовлияние театрального искусства и наук о человеке, а также прослежена их взаимосвязь.

Показано три источника обогащения актерского тренинга: театральная практика, различные отрасли психологии, физиологии и социологии, а также упражнения, связанные с философскими системами и ритуалами народов мира.

В данной главе прослежена общая тенденция взаимовлияния театрального искусства и наук о человеке. Первый этап - анализ сценической деятельности и попытка выявить сценические законы до появления учения К.С.Станиславского. Второй этап связан с деятельностью К.С.Станиславского, его работой над созданием системы, осмыслением актерского творчества его учениками и соратниками. Открытия великого режиссера в области природы творчества во многом опередили развитие естественных наук. Это обуславливает начало третьего этапа, на котором представители психологии и физиологии активно интересуются системой К.С.Станиславского и актерским искусством. На четвертом этапе взаимовлияния происходит синтез знаний искусствоведения, практики театра и сценической педагогики с открытиями наук о человеке.

Далее прослежено историческое развитие системы упражнений актерского тренинга на примере деятельности К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, М.А.Чехова, советских театральных режиссеров и педагогов более позднего периода, Е.Гротовского и на современном этапе.

В главе 2 были изучены различные системы упражнений актерского тренинга для выявления, каким образом те или иные упражнения влияют на воображение, внимание, память, мышечную и психологическую свободу и другие качества. Существуют различные школы и системы актерского тренинга, и проанализировать их в пределах одной работы не представляется возможным. Поэтому мы остановились на трех системах упражнений,

подробно описанных в книгах. Это «Работа актера над собой»

I 2

К.С.Станиславского , «Гимнастика чувств» С.В.Гиппиуса и «Тренинг внутренней свободы» Л.В.Грачевой .

Исследование методик было направлено на выделение в каждом упражнении тренируемых психофизических качеств актера, объединение упражнений в группы в соответствии с тренируемыми качествами, а также представление результатов анализа в краткой и наглядной форме в виде таблицы.

Сравнение упражнений актерского тренинга К.С.Станиславского, С.В.Гиппиуса и Л.В.Грачевой позволяет проследить внутреннюю логику развития системы профессиональной подготовки актера с помощью упражнений актерского тренинга. На современном этапе она, на наш взгляд, выглядит следующим образом: устранение личностных проблем, мешающих успешному обучению, развитие психических процессов, а также тренировка творческих умений и навыков.

По результатам проделанной работы созданы таблицы, в основу которых положено разделение упражнений тренинга на перечисленные выше группы. Они позволяют увидеть основные и дополнительные тренируемые психофизические качества актера, на развитие которых направлено то или иное упражнение, описывают ход его выполнения. Полученными таблицами удобно пользоваться при составлении тренинговых занятий.

В главе 3 описан эксперимент, в ходе которого исследованы личностные особенности, влияющие на развитие актерских способностей студентов первокурсников, с учетом выявленных личностных особенностей подобраны упражнения и проведена программа актерского тренинга, определена эффективность проведенной программы.

Для того чтобы количественно описать личностные особенности, влияющие на развитие актерских способностей студентов первокурсников,

1 Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2: Работа актера над собой. М., 1954—1961. " Гиппиус C.B. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001. 3 Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб., 2005.

было решено обратиться к психологии. Теоретики и практики театра периодически обращались к этой науке, как показано в главе 1.

Были использованы методики психодиагностики, описанные в Приложении. В результате сложилось представление о показателях внимания, мышления, воображения, ассоциативных процессов, были выявлены личностные и характерологические особенности. Комплекс методик позволил описать психологический портрет студентов первого курса, являющийся значимым в аспекте развития актерских способностей.

С учетом выявленных личностных особенностей подобраны упражнения и проведена программа актерского тренинга. При ее составлении руководствовались также следующими соображениями. Упражнения на перечисленные выше качества были выбраны с учетом проведенного анализа упражнений актерского тренинга К.С.Станиславского, С.В.Гиппиуса, Л.В.Грачевой и других современных педагогов, описанного во второй главе. Тренировали те творческие качества и навыки, которые можно экспериментально проверить с помощью психодиагностических методик. При составлении программы использовали упражнения на развитие произвольного внимания, воображения, памяти, ассоциативного мышления, снятие эмоциональных зажимов, преодоление психологических барьеров, снижение уровня стресса.

С целью определения эффективности составленной программы тренинга после проведения занятий осуществлено повторное сравнительное исследование студентов экспериментальной и контрольной группы. Было установлено, что проведенная программа тренинга для развития творческих возможностей студентов-актеров, составленная с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов, является эффективной.

В Приложениях подробно описаны методики определения личностных особенностей студентов, методы обработки и интерпретации результатов, упражнения проведенной программы тренинга и план занятий.

Работа выполнена на кафедре актерского искусства НОУ ВПО Институт современного искусства и кафедре режиссуры драмы Российского университета театрального искусства - ГИТИС.

Автор выражает благодарность научному руководителю заслуженному деятелю искусств РФ, заведующему кафедрой актерского искусства ИСИ, профессору Е.В.Радомысленскому, заслуженной артистке РФ, доценту кафедры актерского мастерства Российского университета театрального искусства ГИТИС, кафедры актерского искусства и кафедры режиссуры массовых действий и шоу-программ ИСИ Е.А.Митченковой, доктору психологических наук, профессору кафедры психологического консультирования и психотерапии факультета психологии Томского национального государственного университета, ведущему научному сотруднику ФГБУ «НИИПЗ» СО РАМН И.Я.Стояновой и клиническому психологу, сотруднику Государственного учреждения «Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А.Алексеева» Департамента здравоохранения города Москвы Э.Б.Чимитовой за помощь в работе над диссертацией.

Глава 1

Эволюция представлений об актерском тренинге 1.1. Истоки и традиционные пути обогащения актерского тренинга

К.С.Станиславский и В л .И.Немирович-Данченко создали театр, эстетические взгляды которого повлияли на развитие всего мирового театра. В этом театре не было ничего просто развлекательного. К.С.Станиславский видел миссию театра в творческом преобразовании мира в соответствии с высшими гуманистическими идеалами. Направленность на высокие эстетические идеалы потребовала актеров нового типа. Задачу воспитания актера К.С.Станиславский воспринимал как воспитание личности художника. Это привело к поиску особой техники актера, способной проникнуть в тайники человеческой души, особой методологии развития.

Актерский тренинг - важная часть актерского искусства. Возникновению тренинга психофизического аппарата актера в европейском театре мы также обязаны К.С.Станиславскому. Причиной возникновения тренинга послужила необходимость найти технические приемы для создания такого самочувствия актера на сцене, которое, по мнению самого К.С.Станиславского, создает благоприятную почву для привлечения вдохновения, а само не является случайным, но создается по произволу самого артиста, по его «заказу». Актерский тренинг разрабатывался как неотъемлемая часть актерской психотехники, был одним из инструментов проверки теоретических предположений на практике.

К.С.Станиславский, создавая тренинг актерской психотехники, «приспосабливал к своим целям и видоизменял то, что существовало к тому времени в традициях актерских упражнений, в традициях школы представления или ремесленных приемов, уходящих в глубь веков»1. Существовали теории, помогающие актерам в самосовершенствовании, до

' Гиппиус C.B. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. С. 255-256.

К.С.Станиславского. В частности, теория Ф.Ланга1 была изложена в книге, изданной в Мюнхене в 1727 году, а теория Ф.Дельсарта2, в книге, изданной в Париже в 1895-м. Авторы этих работ рассматривали вопросы внешнего обозначения внутренних состояний, не касаясь внутреннего оправдания и истинных чувств в роли. Такая постановка проблемы вела к актерскому наигрышу, против которого была направлена эстетика Художественного театра

Желание вынести на сцену жизненную правду привело к поискам новых принципов актерской игры. Найденные принципы требовали практической проверки через пробу, через эксперимент. «Первые занятия по системе предполагалось вести в студии на Поварской (1905 г.), затем, при поддержке Л.А.Сулержицкого, в I студии (1907) и частной школе А.И.Адашева (1906-1913 гг.)»3. Театр, все дальнейшие студии - лаборатория К.С.Станиславского по созданию приемов системы и отработке отдельных творческих качеств личности с помощью упражнений.

К.С.Станиславский создал теорию, в основе которой - объективные законы творчества, действующие на всех артистов без исключения, вне зависимости от желания людей. Книга «Работа актера над собой» заканчивается словами: «Только знать систему - мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры. Певцам необходимы вокализы, танцовщикам -экзерсисы, а сценическим артистам - тренинг и муштра по указаниям "системы". Захотите крепко, проведите такую работу в жизни, познайте свою природу, дисциплинируйте ее, и, при наличии таланта, вы станете великим артистом»4.

К.С.Станиславский с 1902 года хотел создать «Настольную книгу драматического артиста». Ему виделось некое «руководство для начинающих

1 Ланг Ф. Рассуждения о сценической игре (1727) / Пер. В.Н.Всеволодского-Гернгросса, под ред. Ф.А.Лютера // Старинный спектакль в России: Сб. статей. Л., 1928.

2 Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). СПб., 1913.

3 Александровская М.Б. Принципы комплексной тренировки психофизического аппарата актера. С. 21.

4 Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2: Работа актера над собой. М., 1954-1961.

артистов, ...задачник для подготовительных практических занятий»1. Как мы знаем, это вылилось в работу над системой, основные принципы которой были опубликованы в книге «Работа актера над собой» незадолго до смерти режиссера. К.С.Станиславский хотел создать отдельный сборник упражнений тренинга, но его кончина в 1938 году не дала осуществить задуманное. Многие упражнения мы знаем по записям самого К.С.Станиславского, записям его учеников, некоторые упражнения, введенные в театральную практику К.С.Станиславским, активно используются по сей день.

Актерский тренинг с течением времени меняется, дополняется новыми упражнениями, со старыми упражнениями происходят метаморфозы. Некоторые упражнения, ставшие традиционными, отвергаются, им на смену приходят новые. Многие из учеников и последователей К.С.Станиславского, которые сами занимались режиссурой и педагогикой, дополняют и видоизменяют упражнения тренинга в зависимости от требований времени и конкретных практических задач.

Можно выделить три источника обогащения актерского тренинга.

1. Театральная практика

В процессе репетиций в театре или обучения в театральной школе перед режиссером или педагогом встают задачи, решения которых он добивается с помощью того или иного технического приема, упражнения. Упражнения К.С.Станиславского появились не сразу в готовом виде. По воспоминаниям А.Г.Коонен известно, например, что для сосредоточения перед выходом на сцену К.С.Станиславский предложил ей, не сводя глаз с белого каната, свисавшего с колосников, досчитать до ста, что, по его мнению, непременно привело бы к сосредоточению в роли . Эффективность упражнений в данном случае определяет практика. Если после выполнения упражнения режиссеру или педагогу виден результат, если после

' Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. T.3.

2 Гиппиус C.B. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.

определенного периода выполнения упражнений актеры на сцене стали субъективно играть лучше, то упражнение остается в практике, если же эффекта не видно, то упражнение отбрасывается или дорабатывается. Главный критерий отбора упражнений - практика. Так, на упражнение «Печатная машинка» со времен К.С.Станиславского до наших дней появилась масса вариаций, Ю.Л.Алыииц предлагает множество вариантов выполнения этого известного упражнения1. 2. Науки о человеке

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лисецкий, Василий Владимирович, 2014 год

Библиографический список цитируемой литературы

1. Александровская М.Б. Методические рекомендации по организации тренинга психофизического аппарата актера. Д., 1990.

2. Александровская М.Б. Принципы комплексной тренировки психофизического аппарата актера: Дисс. ... канд. искусств.: 17.00.01. Л., 1990.

3. Алексеев A.B. Мышцы актера // Театр. М., 1984. №3. С. 95-96.

4. Алексеев A.B. Психическая саморегуляция в процессе обучения мастерству актера // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986. С. 39^6.

5. Алексеев A.B. Сцена и медицина // Сов. культура. М., 1971. №72. С. 3.

6. Алексеев A.B. Театральная медицина - фантазия или необходимость? // Театр. М., 1974. №8. С. 104-108.

7. Алыпиц Ю.Л. Тренинг Forever! 2-е изд. М., 2010.

8. Ананьев Б.Г. Опыт психологической трактовки системы К.С.Станиславского // Записки Ленинградского театрального института. Л.;М., 1941. С. 22-39.

9. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961.

Ю.Башинджагян Н. Опыты, достижения, проблемы (Театр Лаборатория Е.Гротовского в зеркале польской и западной прессы) // Театр

Гротовского: Сб. М„ 1992. С. 33-40. 11 .Башинджагян Н., Ростоцкий Б. Профили польской режиссуры // Театр

Гротовского: Сб. М„ 1992. С. 71-93.

12.Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1976. —1-3 .БлейхерJB.M., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов.

Воронеж, 1995.

14.Брук П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью / Пер. с англ.

М.Строгина. СПб.; М., 1996.

15.Брук П. Предисловие // Гротовский Е. К Бедному театру. М., 2009.

16.Брук П. Пустое пространство: Секретов нет. М., 2002.

17.Бужиньский Т. Special project. Специальный проект Ежи Гротовского / Пер. В.Емельянова// Театр Гротовского: Сб. М., 1992. С. 171-185.

18.Буткевич М.М. К игровому театру: В 2 т. Т.1: Лирический трактат. М., 2010.

19.Васильев A.A. Хроника 14-го числа // Искусство кино. М., 1999. №6 (июнь).

20.Вахтангов Е.Б. Документы и свидетельства. Т. 1-2. М., 2011.

21.Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). СПб., 1913.

22.Гиппиус C.B. Место и значение тренинга в актерском воспитании: Автореф. дисс. ... канд. искусств. Л., 1967.

23.Гиппиус C.B. Поэтапные требования к курсу «Практические основы актерского мастерства». Л., 1976.

24.Гиппиус C.B. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб, 2001.

25.Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб., 2003.

26.Грачева Л.В. Жизнь в роли и роль в жизни. Тренинг в работе актера над ролью. М., 2011.

27.Грачева Л.В. Психотехника актера в процессе обучения в театральной школе: теория и практика: Дисс. ... докт. искусств.: 17.00.01. СПб., 2005.

28.Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб., 2005.

29.Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. СПб., 2004.

-З.О.Гротовский Е. К Бедному театру. М., 2009.

31.Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику. М., 2003.

32.Демидов Н.В. Творческое наследие: в 3 т. СПб., 2004.

33.Дидро Д. Парадокс об актере / Предисловие А.В.Луначарского. Пер. с франц., ред. и примеч. Н.Эфроса. Ярославль, 1923.

34.Евсеева М.Л. Гештальт-терапевтическое воздействие на личность актеров в кризисных состояниях: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2003.

35.Ершов П.М. Развивать - значит действовать! // Театральная жизнь. М., 1963. №20. С. 24-25.

36.Ершов П.М. Технология актерского искусства. М., 1959.

37.Ефремов О.Н. Пространство для одинокого человека. / Сост. И.Л.Корчевникова. - М., 2007.

38.Жабровец М.В. Тренинг как средство реализации художественно-педагогических задач в процессе подготовки режиссера: На материалах вузов искусств и культуры: Дисс... канд. педагогических наук: 13.00.01. Тюмень, 1997.

39.3аболотняя М. Назад, к Михаилу Чехову // Петербургский театральный журнал. СПб., 1995. №7. С. 74-79.

40.3ахава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. М., 2008.

41.Кнебель М.О. О Михаиле Чехове и его творческом наследии // Чехов М.А. Литературное наследие в 2 т. Т. 1: Воспоминания. Письма. М., 1986.

42.Кнебель М.О. Поэзия педагогики. 2-е изд. М., 1984.

43.Коклен Б.-К. Искусство актера. М.,1909.

44.Колчин Е.Е. Психофизиологические исследования особенностей актерского воображения // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986. С. 20-31.

45.Копылова Е.Е. Анализ инновационных методик в процессе развития тренинга актерского воображения // Проблемы театральной педагогики: Материалы ежегод. межвуз. науч.-практ. конф., 16 апр. 2004 г. СПб., 2004. С. 35-48. _

46.Кошевая Е.А. Театральная школа и проблемы развития актерских способностей. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. СПб., 2009.

47.Красовский Ю.М. Из опыта театральной педагогики В.Э.Мейерхольда 1905-1919 гг.: Автореф. дисс. ... канд. искусств.: 17.00.01. Л., 1981.

48.Кренке Ю.А. Практический курс воспитания актера. М., 1938.

49.Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978.

50.Кристи Г.В. Воспитание актера школы Художественного театра. М., 1962.

51.Кристи Г.В.. Книга К.С.Станиславского «Работа актера над собой» // Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954-1961. Т. II, С. 12.

52.Кудряшов O.J1. Реальность и метафизика тренинга // Альшиц Ю.Л. Тренинг Forever! 2-е изд. М., 2010.

53.Кузина Е., Сакаев И. Апология биомеханики // Петербуржский театральный журнал. 2009. №2 [56].

54.Кузнецова Л.Н. Актерские штампы: природа, использование, преодоление: Дисс. ... канд. искусств.: 17.00.01. М., 2000.

55.Ланг Ф. Рассуждения о сценической игре (1727) / Пер.

B.Н.Всеволодского-Гернгросса, под ред. Ф.А.Лютера // Старинный спектакль в России: Сб. статей. Л., 1928.

56.Липцин О.Ф. Что такое эта книга? // М.М.Буткевич. К игровому театру: В 2 т. Т.2: Игра с актером. М., 2010.

57.Лисецкий В.В., Стоянова И.Я., Митченкова Е.А., Чимитова Э.Б. Эффективность тренинга развития актерских способностей у студентов // Вестн. Том. гос. ун-та. Томск, 2012. №363 (октябрь). С. 179-182.

58.Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер., с англ.

C.Ко л еда М. 2006.

59.Мазова-Камоцкая Е. Роль опыта Ежи Гротовского в моей педагогической практике // Театр Гротовского: Сб. М., 1992.

60.Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Роль Государственной академии художественных наук в научной судьбе Б.М.Теплова // Вопросы психологии. М., 1998. №4. С. 94-102.

61.Мейерхольд В.Э. Наследие. М., 1998-2010.

62.Менделевич В.Д. Клиническая (медицинская) психология. М. 1998.

63.Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека): Практикум по психодиагностике личности / Ред. Н.К.Ракович. Минск, 2002.

^ 64.Михаил Семенович Щепкин: Жизнь и творчество. В 2 т. / Сост.

Т.М.Ельницкая, О.М.Фельдман. М., 1984.

65.Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.

66.Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра. М., 1969.

67.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. М., 1984.

68.Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 16 т. М., 1952.

69.0хнянская Л.Г., Мишин В.П. О роли колебательных и волновых процессов в жизнедеятельности организма // Физиологическая кибернетика. М., 1981.

70.Павлов И.П. Полн. собр. трудов.: В 5 т. Т. 3: Двадцатилетний- опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных - условные рефлексы. (Статьи, доклады, лекции, речи). М.; Л., 1949.

71.Песочинский Н.В. Актер в театре Мейерхольда // Русское актерское искусство XX века. СПб., 1992. Вып. 1., С. 141.

72.Песочинский Н.В. Проблема актерского искусства в театральной концепции В.Э.Мейерхольда 1920-1930 гг.: Дисс. ... канд. искусств. Л., 1986.

73.Петров В.А. Нулевой класс актера. М., 1985.

74.Петров В.А. Перспективность применения экспериментальных методов психологии в театральной педагогике // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986. С. 47-54.

75.Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.

76.Попов А.Д. Творческое наследие: В 3 т. М.,1979.

77.Психология внимания: Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., 2001. С. 297-300.

78.Рапопорт И. Работа актера. М.; Л., 1939.

79.Ремез О .Я. Истоки теории Станиславского // Вопросы театра: Сб. статей и публикаций. М., 1990. С. 77-113.

80.Рибо Т. Психология внимания. М., 2011.

81.Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. М., 1999.

82.Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. Практикум по психодиагностике. СПб. - 2005.

83.Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Худож. творчество: Сб. Л., 1983. С. 112-113.

84.Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб., 1995.

85. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб., 2000.

86.Рудницкий К.Л. Мейерхольд. М., 1981.

87.Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова Минск, 2006.

88.Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2 т. Т.1: Физиология и психология. М., 1952.

89. Симонов П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства // Искусствоведение и психология художественного творчества. М., 1988. С. 50-65.

90.Симонов П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций. М., 1962.

91.Симонов П.В. Психофизиологический подход к актерской одаренности // Наука о театре. Л., 1975.

92.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

93.Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.

94.Смолянинов В.В. Локомоторная теория относительности // Препринт. ИЛИ АН СССР, 1984.

95.Собчик JI. Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера: Практическое руководство. СПб., 2007.

96.Станиславский К.С. Беседы в Студии Большого театра (1918-1922 гг.) / Записала К.Е.Антарова. М., 1947.

97.Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2 т. М., 1986.

98.Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954-1961.

99.Стоянова И.Я., Лисецкий В.В., Чимитова Э.Б. Личностные проблемы студентов актерского факультета в аспекте психологического сопровождения // Тезисы междунар. конф. «Стратегические вопросы мировой науки - 2012», 7-15 февраля 2012. Перемысль (Польша), 2012. Т. 21. С. 24-27.

100. Стоянова И.Я., Лисецкий В.В., Чимитова Э.Б. Психологические особенности студентов в ракурсе развития актерских способностей // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2012. №357 (апрель). С. 169-172.

101. Сурина Т.М. Рудольф Штейнер и Всеволод Эмильевич Мейерхольд: эвритмия, биомеханика, вечное становление. М., 2006.

102. Сухих A.B. Психотехнология развития внимания и памяти: В 2 ч. Ч. 2: Психодиагностические методики и психотехники развития внимания. Кемерово, 1998.

103. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 2009.

104. Толшин A.B. Импровизация в процессе воспитания актера: Автореф. дисс. ... канд. искусств.: 17.00.01. СПб., 2001.

105. Ухтомский A.A. Собр. соч.: В 6 т. Л., 1945-1962.

106. Фишман-Борисов М.Б. Становление Я-концепции в системе профессионального мастерства будущего актера: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М., 2005.

107. Хазанов В. Ежи Гротовский на пути к Бедному театру // Театр Гротовского: Сб. М., 1992. С. 18-29.

108. Ходунова Е. «Мое человеческое дерево» (В Лаборатории Ежи Гротовского. Вроцлав, 17/18 июня 1980 г.) // Театр Гротовского: Сб. М., 1992. С. 233-246.

109. Чехов М.А. О технике актера. М., 2003.

110. Чехов М.А. Путь актера: жизнь и встречи. М., 2009.

111. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.

112. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера: Этюд по психологии творчества. М., 1936.

113. Grotowski J. Towards a Poor Theatre. Holstebro, 1975.

114. Lowen A. Bioenergetics. Penguin Group. London, 1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.