Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XХI в.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.15, кандидат наук Силантьев, Роман Анатольевич

  • Силантьев, Роман Анатольевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.15
  • Количество страниц 254
Силантьев, Роман Анатольевич. Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XХI в.): дис. кандидат наук: 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва. 2014. 254 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Силантьев, Роман Анатольевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Источники и историография по теме исследования

1.1. Определение ключевых понятий исследования

1.2. Источники исследования

1.3. Основные формы внешних сношений духовных управлений мусульман России и их историография

Глава 2. Духовные управления мусульман (ДУМ) в Российской империи как феномен успешной адаптации зарубежного религиозного института

2.1. Исламская община в политике России до екатерининских реформ

2.2. Оренбургское магометанское духовное собрание как инструмент влияния Российской империи на зарубежные исламские сообщества (1788-1831 гг.)

2.3. Оптимизация системы внешних сношений духовных управлений

мусульман (1831-1905 гг.)

2.4 Внешние сношения российских муфтиятов в предреволюционный период (1905-1917 гг.)

Глава 3. Трансформация системы внешних сношений духовных управлений мусульман в Советском государстве

3.1. Мусульманские политические структуры как суррогат муфтиятов

в переходный (революционный) период (1917-1918 гг.)

3.2. Эволюция системы внешних сношений муфтиятов в довоенный период (1919-1941 гг.)

3.3. Внешние сношения муфтиятов в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

3.4. Сотрудничество государства и муфтиятов во внешней сфере в военный и послевоенный период (1945-1985)

3.5. Внешние вношения муфтиятов в годы перестройки

(1985-1991 гг.)

Глава 4. Внешние сношения муфтиятов в Российской Федерации - новые возможности и вызовы

4.1. Переоценка внешних сношений российских ДУМов в период либеральных реформ (1991-1999 гг.)

4.2.Начало корректировки внешней деятельности муфтиятов в период укрепления вертикали власти (вторая половина 1999 - первая половина 2008 г..)

4.3. Внешние вношения муфтиятов в промежуточный период (вторая половина 2008 - конец 2012 гг.)

4.4. Оптимизация системы внешних сношений духовных управлений мусульман как ответ на обострившиеся вызовы национальной безопасности страны (2013 - по н.в.)

Глава 5. Возможные пути оптимизации системы внешних сношений российских муфтиятов

5.1. Предложения по оптимизации международной деятельности ДУМов

5.2. Рекомендации по оптимизации государственно-исламских отношений

5.3.Возможные пути оптимизации противодействия агрессивному исламизму

5.4. Прогноз развития системы внешних сношений духовных управлений мусульман России

Заключение

Библиография

Приложение. Современное административно-территориальное деление исламского сообщества России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История международных отношений и внешней политики», 07.00.15 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XХI в.)»

Введение

Уникальное географическое положение России, возникшей в пограничной зоне христианской и мусульманской цивилизаций, стало определяющим фактором направлений ее внешней политики. Сношения с миром ислама заняли важное место в жизни нашей страны, серьезно повлияв на путь его развития.

Российская империя стала первым христианским государством, в которое удалось успешно интегрировать крупную мусульманскую общину и сделать ее одной из опор национальной безопасности. При этом в роли ключевого инструмента мусульманской политики России, ее главного посредника в сношениях с мусульманскими странами, выступил институт муфтиятов, заимствованный у Османской империи и успешно перенесенный на отечественную почву.

Система российских муфтиятов стала уникальным объектом, который, с одной стороны, был частью мусульманского мира, а с другой - входил в систему управления православной империи. Именно его внешняя деятельность стала главной движущей силой развития мусульманской общины России, позволяя ей поддерживать необходимый баланс между интересами Российского государства и мирового мусульманского сообщества. «Наша внутренняя политика по мусульманскому вопросу является важным фактором политики внешней», — справедливо отмечал в 1900 году С.Ю.Витте1.

Успешное взаимодействие православных самодержцев с выразителями интересов мусульманской уммы сделало возможным создание и расширение Российской империи, объединившей в своих пределах разные народы и религии. Международная политика страны очень выиграла от правильного использования мусульманского фактора.

1 Арапов Д.Ю. «Наша внутренняя политика по мусульманскому вопросу является важным фактором политики внешней» (С. Ю. Витте и его позиция в мусульманском вопросе) // Источник. 2003. №2.

В настоящее время ислам остается второй религией России по численности последователей и значимости. Его роль растет в большинстве сфер жизни, а ранее сугубо внутриисламские процессы стали оказывать существенное влияние на людей иных вероисповеданий. Особенно важной в свете настоящего исследования особенностью российской уммы является ее периферийность по отношению к центрам исламской цивилизации, что обуславливает повышенную зависимость от зарубежного влияния.

Исламская тема сейчас является одним из ключевых аспектов внешней политики Российской Федерации, что связано с желанием руководства страны восстановить утраченные после развала СССР позиции в странах мусульманской цивилизации. В этом процессе особая роль официально отводится мусульманским духовным лидерам, которые посредством общественной дипломатии могут его заметно оптимизировать. Со своей стороны, власть оказывает им необходимую помощь - при министерствах и ведомствах России создан целый ряд структур, призванных содействовать внешнеполитической деятельности муфтиятов. «Голос российских мусульманских деятелей должен громче звучать и на международной арене, в мировом исламском сообществе», - подчеркнул президент России В.В. Путин на встрече с российскими муфтиями в Уфе 22 октября 2013 года .

В то же время возрождение ислама в России, на наш взгляд, происходит дисгармонично, порождая серьезные проблемы и даже вызовы национальной безопасности, корни которых нередко произрастают из более ранних исторических периодов. Люди, ассоциирующие себя с исламом, все чаще выступают за насильственное изменение основ конституционного строя и разрушение целостности Российской Федерации, что свидетельствует о недочетах в государственно-исламских отношениях, международной деятельности муфтиятов и программах противодействия негативному зарубежному влиянию на исламское сообщество страны. Институт духовных

2 Начало встречи с муфтиями духовных управлений мусульман России (стенограмма размещена по адресу URL: http://kremlin.ru/transcripts/19474 от 22 октября 2013. Режим доступа свободный).

управлений мусульман (ДУМов или муфтиятов) переживает кризис, во многом спровоцированный извне. В современной России множатся попытки заместить традиционные для страны формы ислама нетрадиционными и агрессивно настроенными, а также спровоцировать конфликт между мусульманским и немусульманским населением страны, что на фоне растущей террористической угрозы оценивается как главная угроза национальной безопасности государства3.

Настоящая диссертация посвящена анализу истории и современного состояния внешней деятельности духовных управлений мусульман России и ее роли в обеспечении национальной безопасности страны.

Актуальность исследования обусловлена практической необходимостью гармонизации деятельности муфтиятов на международной арене и минимизации негативного влияния на безопасность Российской Федерации, осуществляющегося рядом зарубежных государств посредством использования исламского фактора.

Выработка практических рекомендаций по преодолению указанных проблем стала бы невозможной без осмысления исторического опыта и современного состояния исламского сообщества России посредством изучения его ключевых институтов с акцентом на их международную деятельность. В связи с этим возникает необходимость проанализировать международную деятельность муфтиятов и неразрывно связанные с ней государственно-исламские отношения, а также изучить эффективность мер по противодействию негативному зарубежному влиянию на российский ислам.

J Стратегия национальной безопасности России до 2020 года. Утверждена указом Президента РФ №537 от 12 мая 2009 года (размещена по адресу URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html. Режим доступа свободный).

Степень разработанности проблемы

При подготовке работы возникла необходимость использования разноплановых источников и литературы.

Среди источников в первую очередь стоит отметить Коран и Сунну, сборники законодательных актов и иных документов, мемуары духовных лидеров4. Использовался также ряд справочных изданий5.

Большую помощь автору оказали фундаментальные труды исламоведов и специалистов в сфере международных отношений В.В. Бартольда, М.А. Батунского, В.К. Белозерова, А.И. Вавилова, В.И. Винокурова, А.Ю. Михалева, А.Я. Касюка, Л.И. Климовича, И.С. Кременера, А.П. Криворучко, Р.Г. Ланды, Е.А. Резвана, A.A. Сагомоняна, Ю.В. Синчука, Л.Р. Сюкияйнена, A.M. Хазанова, В.П. Череванского, Т.А. Яшковой и др.6.

Для выявления общих тенденций в развитии института духовных управлений мусульман России в разные исторические периоды, в исследовании были использованы работы A.B. Малашенко, Р.Г. Ланды, Г.Б. Фаизова, А.Б. Юнусовой, P.M. Мухамметшина7.

Внешнеполитические контакты и их влияния на эволюцию внешних сношений российских муфтиятов глубоко проанализированы в трудах

4 Баруди Г. Памятная книжка. Казань, 2000; Вяткин М.П. Журнал оренбургского муфтия // Исторический архив. M.; Л., 1939. Т. 2: Россия - Организация Исламская конференция: документы и материалы. М., 2008; «Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.): В 8 т. М., 2008. и др.

5 Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991; Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998; Ислам на территории бывшей Российской империи. (М., 1998-1999); серия «Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в субъектах Российской Федерации». М., 2005-. Лубянка: органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ: 1917-1991: Справочник. М., 2003. и др.

6 Бартольд В.В. Ислам. М., 1966; Бартольд В.В. Халиф и султан: Сочинения. М., 1966. Т. IV; Батунский М.А. Россия и ислам: В 3 т. M., 2003; Климович Л. Ислам в царской России. М., 1936; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995; Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика: Статьи, очерки и доклады разных лет. М., 2009; Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001; Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997; Тргшингэм Дж. Суфийские ордены в исламе. М., 1989; Череванский В.П. Записка по делам веры мусульман-суннитов. СПб., 1906; Белозёров В.К., Ивашов Л.Г., Касюк А.Я., Синчук Ю.В., Шеришев И.Л., Яшкова Т.А. Глобальные вызовы XXI века - геополитический ответ России: монография / под ред. академика И.И. Халеевой. М., 2012; A.A. Сагомонян, A.M. Хазанов, И.С. Кремер История Международных отношений в XX - начале XXI века. M., 2009; Михалёв Ю.А. Национально-государственные интересы России в системе обеспечения национальной безопасности / Приоритетные направления стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Ростов н/Д., 2011.

7 Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995; Малашенко A.B. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ: Дис.... д-ра ист. наук. М., 1994; Он же. Исламское возрождение в современной России. М., 1998; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане: История, состояние и перспективы развития: Дис.... д-ра ист. наук. М.: РАГС, 1997.

Д.Ю. Арапова, З.Ш. Бабаханова, Г.Г. Косача, B.C. Романенко, однако эти

о

авторы не касались временного периода после 1945 года .

Оценить государственную политику по отношению к исламу автору помогли работы В.Б. Ахмадуллина, Д.Д. Азаматова, Д.Ю. Арапова, Е.Ю. Барковской, Г.П. Герейханова, P.A. Набиева, В.М. Якупова и др. ученых9.

Историю и современное состояние борьбы с псевдоисламскими экстремистскими и террористическими структурами на территории России освещают труды А.К. Алиева, В.К. Акаева, З.С. Арухова, A.M. Васильева, И.П. Добаева, A.A. Игнатенко, K.M. Ханбабаева, В.М. Якупова и др.10 Отчасти этот вопрос затрагивают зарубежные авторы А. Бенигсен,

8 Бабаханов Ш.З. Великие мухаддисы о мире и дружбе между народами. Ташкент, 1998; Бабахаиов З.Ш. Муфтий Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан. Ташкент, 1999; Арапов Д.Ю., Косач Г.Г. Ислам и мусульмане по материалам Восточного отдела ОГПУ: 1926 год. Н. Новгород, 2007; Романенко B.C. Сотрудничество советской дипломатии и мусульманского духовенства в 20-е гг. XX в. H. Новгород, 2005.

9 Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М., 2002; Алов A.A., Владимиров И.Г. Ислам в России. М., 1996; Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи: Последняя треть XVIII - начало XX: Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2006; Ахмадуллин В.Б., Мельков С.А. Государственно-исламские отношения в России: История. Теория. Механизмы. Военно-политические аспекты. М., 2000; Барковская Е.Ю. Ислам и государственное строительство России (вторая половина XVI в. - февраль 1917 г.). М., 2006; Герейханов Г.П. Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность: социально-философский анализ: Дис.... д-ра филос. наук. М., 2006; Иабиев P.A. Политика Советского государства по отношению к религии и церкви в 20-30-е годы (на материалах национальных республик Поволжья и Приуралья): Дис.... д-ра ист. наук. Казань, 1992; Он же. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на европейском Востоке. Казань, 2002; Саидбаев Т.С. Ислам и общество (опыт историко-социологического исследования). М., 1978; Он же. Ислам и общество: Анализ изменений роли и функций религии в социалистическом обществе: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 1980; Нуруллаев A.A. Мусульманские религиозные организации в советском обществе: Эволюция идеологических установок и культовой практики: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 1990; Фатов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995; Хабутдинов А.Ю. Российские муфтии — от екатерининских орлов до ядерной эпохи. H. Новгород, 2006; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане: История, состояние и перспективы развития: Дис.... д-ра ист.наук. M.: РАГС, 1997; и др.

10Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе: Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999; Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев K.M. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007; Аршаруни А., Габидуллш X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. Казань, 2002; «Воинствующий ислам» и меры противодействия его влиянию: Сб. статей. М., 1988; Вагабов M.B. Ваххабизм: история и современность. Махачкала, 2000; Журавлев И.В., Мельков С.А., Шершнев J1.И. Путь воинов Аллаха. М., 2004; Гшязов ИА. Тюркизм: становление и развитие (характеристика основных этапов). Казань, 2002; Гтязов A.A. Легион «Идель-Урал». М., 2009; Игнатенко A.A. Халифы без халифата, М., 1988; Игнатенко A.A. Interreppop в России. М., 2005; Сваранц А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе. М., 2002; Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление. H. Новгород, 2007. Якупов В.М. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, течения, секты. Казань, 2003; Якупов В.М. «Мусульманские» секты: ахмадия, ваххабизм, неоджадидизм, нурсизм, сулейманджилар, таблиг, тенгрианство, файзрахманизм, хизбут-тахрир. Казань, 2003.

Н. Делонг-Ба, Э.Леон, Дж. Форест, Ж. Кепелья и др." В перечисленных

работах освещаются преимущественно события последних 25 лет и не дается

сравнительной характеристики исламистской угрозы национальной

безопасности России в разные исторические периоды.

Роль политических и околополитических структур исламского

характера в развитии исламского сообщества, а также взаимоотношения

между ДУМами фундаментально исследованы в работах Р.Г. Ланды,

12

A.B. Малашенко, P.M. Мухамметшина, О.Н. Сенюткиной и др. В данных

работах, правда, практически не затронут период последних 15 лет.

При подготовке диссертации использовались также работы

мусульманских авторов, затрагивающих самый широкий спектр проблем.

11

Среди них наиболее информативны программные издания ДУМ , материалы мусульманских съездов и конференций14, сочинения идеологов ваххабизма15.

Особо хотелось бы отметить сборники архивных материалов, подготовленные Д-Ю. Араповым, А.Б. Юнусовой, Г.Г. Косачом, И.К. Загидуллиным, В.М. Якуповым и др.16.

11 Кепель Ж. Джихад. М., 2004; Делонг-Ба И. Реформы Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и всемирный джихад. М., 2010; Forest J. Religion in the new Russia. NY, 1990; Бенигсен А. Мусульмане в СССР. Париж, 1983; Moslems in the Soviet Union. Moscow, \91\\Леон Э. Мусульмане в СССР. М., 1984.

12 Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005; Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998; Малашенко A.B. Ислам для России. М., 2007; Сенюткина О.Н. Первый съезд мусульман России. Н. Новгород, 2005; Сенюткина О.Н. Третий съезд мусульман России. Н. Новгород, 2006.

13 Концепция деятельности региональных религиозных организаций и местных религиозных общин ДУМАЧР. М., 2001; Четыре года служения людям: Жизнь мусульман Урала, Сибири и Дальнего Востока. М., 2001; Основные положения социальной программы российских мусульман. Ярославль, 2001.

14 Материалы Первого (Объединительного) съезда мусульман Республики Татарстан. Казань, 1999; Роль мусульманских организаций в решении социальных проблем: Материалы III всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман (Москва, 28 июня — 2 июля 2000 года). М., 2000.

15 Тагаев М. Наша борьба, или Повстанческая армия имама. Киев, 1997; Мухам.мад бин Джамиль Зину. Исламская акида. М., 1998; Мухаммад бин Салих аль-Усай\шн. Объяснение основ веры. М., 1999.

16 Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи: Законодательные акты, описания, статистика. М., 2001; Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало XX вв.). М., 2004; Ислам и советское государство: В 3 вып. Н.Новгород, 2010-2011; Арапов Д.Ю, Косач Г.Г. Ислам и мусульмане по материалам Восточного отдела ОГПУ: 1926 год. М., 2007; Юнусова А.Б. Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве Российской Империи. Уфа, 2010; Юнусова А.Б. Ислам и мусульмане Южного Урала в правовом пространстве Российской Империи. Уфа, 2011; Якупов В.М. «Устав»ная литература Духовных управлений мусульман Татарстана. Казань, 2006; Загидуллин И.К. Особое совещание по мусульманским делам 1914 года: Журналы. Казань, 2011.

Источннковая база исследования

Оставшиеся при изучении указанных проблем лакуны автор постарался восполнить собственными полевыми исследованиями и работой в текущих архивах муфтиятов, государственных структур и синодальных отделов Русской православной церкви. В работе используются документы из Государственного архива Российской Федерации, Центрального архива Федеральной службы безопасности, Государственного архива Оренбургской области и Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан.

Наиболее детальная работа была проведена автором в архивах Центрального духовного управления мусульман России, Управления мусульман Кавказа, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Международной исламской миссии, Совета муфтиев России, Российской ассоциации исламского согласия, ДУМ Республики Татарстан, ДУМ Республики Дагестан и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в результате чего было изучено около 2000 документов.

К сожалению, все текущие архивы вышеперечисленных религиозных организаций не являются систематизированными и общедоступными, поэтому необходимые документы были скопированы автором и могут быть им предъявлены.

Более 200 документов по новейшей и послевоенной истории были впервые опубликованы в трудах автора диссертации: «Новейшая история исламского сообщества России» (М., 2005), «Новейшая история ислама в России» (М., 2007), «Ислам в современной России» (М., 2008), «Мусульманская дипломатия в России» (М., 2010) и в «Атласе исламского сообщества России» (М., 2009).

В период с сентября 1998 по ноябрь 2013 года автор провел полевые исследования во всех субъектах Российской Федерации, а также в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. В ходе этих

исследований удалось ознакомиться с деятельностью каждой мусульманской централизованной организации в России и провести глубинные интервью более чем с 500 духовными лидерами, чиновниками, сотрудниками правоохранительных органов, учеными и журналистами.

Значительная информация по исследуемой теме содержится в печатных СМИ разного типа, которые автор также использует. Особую ценность в них представляют интервью мусульманских духовных лидеров, опубликованные заявления, обращения, материалы съездов, уставы ДУМов и т. п. По советскому периоду наиболее информативными стали журналы «Мусульмане Советского Востока», «Наука и религия», «Журнал Московской Патриархии», а по новейшему - газеты «НГ-Религии», «Ислам Минбэре», «Маглюмат» и «Ассалам». Исламская тематика достаточно полно отражена и в современных центральных российских газетах («Известия», «Комсомольская правда», «Российская газета» и др.).

Современные технологии позволили получить доступ к самому малоиспользуемому пока типу источников - записям и расшифровкам теле- и радиопередач. Именно посредством радиоэлектронных СМИ мусульманскими лидерами были сделаны многие важнейшие заявления, даны принципиальные для понимания проблемы интервью.

В итоге эмпирическую базу исследования составили материалы открытых и закрытых архивов; нормативные документы; контент-анализ материалов периодической печати, теле- и радиоэфиров, сообщения информационных агентств; материалы официальных сайтов мусульманских структур в сети Интернет, а также иных новостных и аналитических сайтов; результаты социологических исследований; результаты проведенных автором полевых исследований во всех российских регионах и ряде стран.

Источниковая база исследования и литература позволили успешно решить научную проблему, которая заключается в изучении соотношения степеней влияния внешних и внутренних сил на российские муфтияты как ключевого параметра их гармоничного развития. Под гармоничным

развитием ДУМов автор понимает их оптимальную интеграцию в мировое исламское сообщество при сохранении такого уровня взаимодействия с внутрироссийскими институтами, который позволит исламской общине России успешно противодействовать деструктивному внешнему влиянию и оставаться одной из опор национальной безопасности.

Цель диссертационного исследования - на базе обобщения исторического опыта определить тенденции развития системы внешней деятельности духовных управлений мусульман России и на этой основе сформулировать концептуальные требования к ее оптимизации.

Для достижения указанной цели представляется необходимым решение следующих задач исследования:

- проанализировать источники и историографию по теме исследования;

вскрыть механизмы осуществления внешнеполитической деятельности муфтиятами России;

выявить эволюцию подходов к государственно-исламским отношениям в России и определить их специфику;

- провести анализ применявшимся на протяжении последних 200 лет методикам борьбы с зарубежными псевдоисламскими экстремистскими и террористическими структурами на территории России и предложить свои рекомендации по этим проблемам;

- сформулировать рекомендации по оптимизации системы внешних сношений ДУМов и предложить прогноз развития ситуации.

Обозначенные задачи обусловили структуру диссертации и методологическую базу исследования.

Хронологические рамки работы охватывают весь 225-летний период существования института муфтиятов - с момента подписания указа императрицы Екатерины II об образовании Духовного собрания магометанского закона в 1788 году до 2013 г. включительно.

Объектом исследования являются официальные религиозные институты мусульман России — муфтияты.

Предметом исследования стала международная деятельность официальных религиозных институтов мусульман России.

Методологической базой диссертации является принцип историзма, позволивший максимально точно отследить эволюцию системы внешних сношений муфтиятов с учетом ее генезиса и воздействия на нее внешних факторов. В работе использовались сравнительно-исторический метод, метод исторической периодизации, а также историко-генетический метод.

На базе значительного «полевого» материала автор счел целесообразным также провести культурно-географическое и этнокультурное сравнение с целью выявления особенностей внешней политики как всего российского ислама в целом, так и конкретных духовных управлений мусульман, поиска их общих, особенных и единичных характеристик.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

а) анализируется специфика международных сношений российских муфтиятов в разные периоды их истории;

б) производится сравнительный анализ государственно-исламских отношений в Российской империи, СССР и Российской Федерации;

в) исследуется вопрос противодействия экстремистским и террористическим направлениям зарубежного ислама в России в разные периоды ее истории и проводится сравнительный анализ применявшихся для этого методик;

г) определяется место муфтиятов в системе национальной безопасности России;

д) в научный оборот вводится большое число ранее неизвестных архивных документов, более глубоко изучены уже использованные источники в целях обнаружения в них новой информации, на которую в силу различных причин не было обращено внимания. Установленные факты подвергнуты теоретическому осмыслению и обобщению, и на их основе

получены новые выводы, раскрывающие значительный массив новых архивных документов советского и постсоветского периода;

е) прогнозируется развитие основных направлений системы внешних сношений духовных управлений мусульман России на ближайшие годы.

Теоретическая значимость работы. Результаты исследования позволяют углубить теоретические представления отечественной истории, политологии и религиоведения, связанные с проблемами развития институтов исламского сообщества России. Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по истории международных отношений, истории религии, политологии и отечественной истории. Они имеют значение для практической деятельности органов государственной власти, осуществляющих взаимодействие с религиозными объединениями, а также правоохранительных органов. Полученные результаты формируют концептуальную основу долгосрочного прогнозирования развития исламского сообщества России и определения адекватных средств практического взаимодействия государства, общества и религиозных организаций.

Практическая значимость. Сформулированные в диссертации выводы и рекомендации могут способствовать, во-первых, оптимизации государственной политики России по отношению к исламу; во-вторых, более эффективному встраиванию международной деятельности муфтиятов в систему обеспечения национальной безопасности; в-третьих, улучшению противодействия зарубежным террористическим и экстремистским организациям исламского происхождения.

Апробация основных положений исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены соискателем в монографиях, в научных статьях, в материалах, опубликованных в сборниках научных трудов, в выступлениях на научных конференциях, конгрессах, а также практически используются в преподавательской и учебно-методической работе.

Основныем положения диссертации обсуждалось на научных, научно-практических конференциях различного уровня, в том числе на II Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2004), II Всемирном саммите религиозных лидеров (Баку, 2010), конференции «Наука и образование против террора» (Москва, 2010), серии конференций и семинаров МГЛУ (2008-2011 гг.), посвященных духовному образованию и межрелигиозному сотрудничеству.

Апробация идей осуществлялась в Московском государственном лингвистическом университете, Московском государственном институте международных отношений и в Общецерковной аспирантуре и докторантуре Московского Патриархата в ходе курсов лекций (2006-2013 гг.): «История религий», «Религия и политика», «Межрелигиозные отношения в России», «Религиозная дипломатия», «Взаимодействие Российского государства и мусульманской уммы: история и современность», НИР ФГБОУ ВПО МГЛУ «Этноконфессиональные факторы укрепления единства России и расширения межкультурного диалога на пространстве СНГ», а также на курсах повышения квалификации, семинарах и «круглых столах» с сотрудниками органов исполнительной власти и правоохранительных органов, проводимых Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ, Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова, Российской академией государственной службы при Президенте РФ.

Похожие диссертационные работы по специальности «История международных отношений и внешней политики», 07.00.15 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Силантьев, Роман Анатольевич, 2014 год

Библиография Архивы

Государственный архив Российской Федерации

1. Р-6991. Он. 3. Д. 10. Л. 129-141.

2. Р-6991. Он. 6 Д. 3890; Д. 3651. Российский государственный исторический архив

1. Ф. 821. Он. 8. Д. 594. Л. 34.

2. Ф. 821. Оп. 8. Д. 754. Л. 22.

3. Ф. 821. Оп. 8. Д. 743. Л. 100.

4. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1174. Л. 3.

5. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1174. Л. 4.

Российский государственный архив древних актов

1. Ф. 16. Оп. 1. Д. 991. Л. 102.

2. Ф. 16. Оп. 1. Д. 991. Л. 104.

3. Ф. 16. Оп. 2. Д. 990. Л. 1.

Российский государственный архив социально-политической истории

1. РГАСПИ Ф. 17. Оп. 85. Д. 171. Л. 85.

2. РГАСПИ Ф. 17. Оп. 85. Д. 171. Л. 43-47.

Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации

1. Ф. 2. Оп. 4. Д. 439. Л. 219-257.

2. Ф. 2. Оп. 5. Д. 327. Л. 3.

3. Ф. 2. Оп. 6. Д. 493. Л. 4. Государственный архив Оренбургской области

1. Ф. 6. Оп. 10. Д. 4602-1. Л. 4-5. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан

1. Ф. 11. Оп. 1. Д. 1274. Л. 29-30.

2. Ф. 4732. Оп. 1. Д. 13. Л. 53.

Текущий архив Центрального духовного управления мусульман России

1. Устав ЦДУМ.

2. Приветственный адрес Совета министров РСФСР участникам юбилейных торжеств Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири.

3. Приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена участникам юбилейных торжеств Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири.

4. Протокол пленума ДУМЕС от 15 января 1991 года.

5. Протокол пленума ДУМЕС от 10 августа 1991 года.

6. Выступление верховного муфтия Талгата Таджуддина на I Всемирном конгрессе татар.

7. Материалы V съезда ДУМЕС.

8. Заявление президиума ДУМЕС от 26 августа 1992.

9. Выписка из протокола пленума ЦДУМ от 21 сентября 1994 года об отстранении от должности муфтия Равиля Гайнутдина.

Ю.Материалы VI чрезвычайного съезда ДУМЕС.

11 .При Центральном Духовном управлении мусульман России и стран СНГ (ЦДУМ) создана комиссия по литературе, посвященной Исламу, которая выходит или завозится в нашу страну. Информационное сообщение.

12.Заявление ЦДУМ по поводу осуществляемой США и Великобританией бойни мирного населения в Ираке.

13.Отчет о поездке миротворческой делегации ЦДУМ и Русской православной церкви в Ирак (текущий архив ЦДУМ).

14.Запись выступления верховного муфтия Талгата Таджуддина на митинге «Единой России» в Уфе 3 апреля 2003 года.

Текущий архив Координационного центра мусульман Северного Кавказа

1. Шихалиев Ш.Ш. «Джаваб ас-Сахих» Абд ал-Хафиза ал-Ухли: рукопись.

2. Доклад председателя Духовного управления мусульман Северного Кавказа муфтия Аль-Хадж Махмуда Геккиева на конференции мусульман 20-21 августа 1981 г.

3. Отчет о миротворческой деятельности Духовного управления мусульман Северного Кавказа.

4. Сборник фетв ДУМСК за 1987 год.

5. Программа Исламской партии возрождения.

6. Протокол конференции духовных управлений мусульман Северного Кавказа от 17 августа 1997 года.

Текущий архив Совета муфтиев России

1. Устав Совета муфтиев России (1999 год).

2. Соглашение о сотрудничестве в сфере образования между ДУМ Центрально-Европейского региона России и Всемирным центром исламских наук Исламской республики Иран от 12 января 1998 года.

3. Письмо председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина мэру города Москвы Ю.М. Лужкову от 28 июня 1999 года (исх. №214).

4. Материалы закрытого заседания Совета муфтиев России от 30 июня 2000 года.

5. Материалы совместного расширенного заседания Совета муфтиев России и Высшего координационного центра духовных управлений мусульман России.

Текущий архив Международной исламской миссии

1. История Отдела международных мусульманских связей СССР.

2. Положение об Отделе международных связей мусульманских организаций СССР, принятое 23 июля 1986 года.

Текущий архив Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

1. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Торжественном акте, посвященном 50-летию ОВЦС МП.

2. Письмо заведующего международным отделом ДУМЕС Рашита Гильманова протоиерею Александру Коже от 23 декабря 1991 года.

3. Материалы II Межрелигиозного миротворческого форума (Москва, 2-3 марта 2004 года) (текущий архив Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата).

4. Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла президенту России Д.А. Медведеву с предложением награждать государственными наградами духовных лидеров, погибших или раненых террористами от 09.08.2009.

Текущий архив Российской ассоциации исламского согласия

1. Встреча главы Совета улемов РАИС Фаридом Салманом Хайдаровым с

верховным муфтием Сирии Бадреддином Хассуном 6 июня 2013 года в

Дамаске: видеозапись.

Источники

1. Арапов Д.Ю., Косач Г.Г. Ислам и мусульмане по материалам Восточного отдела ОГПУ: 1926 год. И. Новгород, 2007.

2. Арапов Д.Ю., Ларина Е.И. С.Г. Рыбаков и его «обзор» организации духовной жизни мусульман России (апрель 1917 г.). М., 2006.

3. БарудиГ. Памятная книжка. Казань, 2000.

4. Борьба за установление и упрочение советской власти в Дагестане: Сборник документов и материалов. М., 1957.

5. В.И. Ленин и ВЧК: Сборник документов: 1917-1922 гг. Изд. 2-е. М., 1987.

6. В память столетия Оренбургского Магометанского Духовного собрания, учрежденного в городе Уфе. Уфа, 1891.

7. Во всем мусульманском мире наблюдается чрезвычайный подъем религиозного и национально-культурного самосознания

(Министерство внутренних дел и «мусульманский вопрос») / Публ. Д.Ю. Арапова // Источник. 2002. № 4.

8. Вяткин М.П. Журнал оренбургского муфтия// Исторический архив. М.; Л., 1939. Т. 2.

9. Горская Республика (1918-1920 гг.): Документы и материалы. Махачкала, 1994.

Ю.Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в субъектах Российской Федерации в 2004 году. М., 2005. Т. 1-2. 11 .Дамаскин (Орловский), игум. История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации: Труды. Вып. 1 : Новомученики XX века. М., 2004.

12.Декреты Советской власти. М., 1959. Т. 2.

13.Документы об управлении мусульманами Тавриды в конце XVIII -начале XIX вв. (законодательные акты Екатерины II и Александра I, доклад И.В. Лопухина)/ Публ. Д.Ю. Арапова// Сборник Русского Исторического общества. М., 2002. Т. 7 (155).

14. Документальные материалы о деятельности ДУМ Республики Татарстан с 14.02.1998 г. по 14.02.1999 г. Казань, 1999.

15.Желательно, чтобы ознакомление с мусульманством велось без крайностей, более спокойно и разносторонне (Генерал Абд-ал-Азиз Давлетшин и его труды по мусульманскому вопросу) / Публ. Д.Ю. Арапова // Источник. 2003. № 3.

16.Журнал Особого совещания для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Приволжском крае // Красный архив. 1929. T. IV, V.

17.Законная государственная цель - полное объединение, слияние разных племен (Д.А. Милютин и его статья «О разноплеменности в населении государств») / Публ. Д.Ю. Арапова // Источник. 2003. № 1.

18.Записка С.Ю. Витте по «мусульманскому вопросу» 1900 г. / Публ. Д.Ю. Арапова// Сборник Русского Исторического общества. М., 2003. Т. 7(155).

19.Записки А.П. Ермолова: 1798-1826 гг. / Сост. В.А. Федоров. М., 1991.

20.3аписки П.А. Столыпина по «мусульманскому вопросу» 1911 г. / Публ. Д.Ю. Арапова // Восток. 2003. № 3.

21.Идет неуловимая пока работа политического перевоспитания мусульман: Департамент полиции о мусульманах в последний год монархии Романовых / Публ. Д.Ю. Арапова // Источник. 2002. № 4.

22.Илъминский Н.И. Письма к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву // Православный собеседник. Казань, 1895.

23.Ислам в Российской империи: Законодательные акты, описания, статистика / Сост. Д.Ю. Арапов. М., 2001.

24.Ислам в законодательстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений / Под ред. А.Б. Юиусовой. Уфа, 1998.

25.Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / Сост. Д.Ю. Арапов. М., 2001.

26.Ислам в Туркестане: 1899 г.: Доклад генерала С.М Духовского/ Публ. Д.Ю. Арапова и Е.И. Лариной // Мусульманская Средняя Азия: Традиционализм и XX век. М., 2004.

27.История Татарии в материалах и документах. М.; Л., 1937.

28.Кавказские мусульмане по материалам Особого отдела канцелярии наместника Кавказа: 1912 г./ Публ. Д.Ю. Арапова// Кавказский сборник. М., 2005, Т. 2 (34).

29.Казахско-русские отношения в XVIII-XIX вв.: Сборник документов и материалов. Алма-Ата, 1964.

30.«Канун-наме» Мехмеда II Фатиха о военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи в XV в. // Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990.

31 .Кобеко Д. Наказ царя Алексея Михайловича Махмету Исуиу Касимову, посланному в 1675 году к Великому Моголу Аурензебу. СПб., 1884.

32.Крещение татар: сборник документов. Казань, 2002.

33.Кричинский А. Очерки русской политики на окраинах. Ч. 1: К истории религиозных притеснений крымских татар. Приложение: секретные документы. Баку, 1919.

34.М.С. Воронцов и мусульмане Крыма / Публ. Д.Ю. Арапова // Сборник Русского Исторического общества. М., 2003. Т. 7 (155).

35.Материалы по истории Казахской ССР (1785-1828 гг.). М., 1940. Т. 4.

36.Можно отметить ряд высоких подвигов воинской доблести, проявленных мусульманами/ Публ. Д.Ю. Арапова// Военно-исторический журнал. 2004. №11.

37.Мусульманские депутаты Государственной думы России. 1906-1917: Сборник документов и материалов / Сост. Л.А. Ямаева. Уфа, 1998.

3 8. Мусульманское движение в Средней Азии в 1910 г. (по архивным материалам Департамента полиции Министерства внутренних дел России) / Публ. Д.Ю. Арапова // Сборник Русского Исторического общества. М., 2002. Т. 5 (153).

39. «На почве общей для них религии — ислама»: С.Г. Рыбаков о мусульманском движении в России / Публ. Д.Ю. Арапова // Источник. 2003.№ 4.

40.Наливкин В.П. Нам необходимо всегда помнить о грозящей опасности / Публ. Д.Ю. Арапова // Военно-исторический журнал. 2002. №6.

41. «Наша внутренняя политика по мусульманскому вопросу является важным фактором политики внешней»: С.Ю. Витте и его позиция в мусульманском вопросе / Публ. Д.Ю. Арапова // Источник. 2003. № 2.

42.Наследие Мусы Джаруллаха Бигиева: Сборник документов и материалов. В 4 ч. Казань, 2009.

43.0 веротерпимости: Закон 17 апреля 1905 г. М., 1905.

44.«...Обратить на настроение наших мусульман особое внимание...»: Документы ЦГА Республики Дагестан о борьбе с панисламизмом в России в начале XX в. / Публ. Д.Ю. Арапова // Отечественные архивы. 2004. №3.

45.«...Опасные для единства нашего государства проповедники...»: П.А. Столыпин о политике Турции в отношении России и панисламизме: 1910/ Публ. Д.Ю. Арапова// Отечественные архивы. 2004. № 3.

46.Основные положения Социальной программы российских мусульман. М., 2001.

AI .Погодин М.П. Алексей Петрович Ермолов: Материалы для его биографии. М., 1864.

48.Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое. СПб., 1830. Т. 1-45.

49.Полное собрание законов Российской империи: Собрание второе. СПб., Т. 1-55.

50.Полное собрание законов Российской империи: Собрание третье. СПб., Т. 1-33.

51. «Послужить к утверждению единоземцев своих в преданности правительству»: Граф А.Х. Бенкендорф и мусульмане Кавказа / Публ. Д.Ю. Арапова // Источник. 2002. № 6.

52.«Предоставляется совершенная свобода следовать магометанской или другой какой-либо вере»: Генерал A.A. Вельяминов об управлении духовной жизнью горцев Кавказа / Публ. Д.Ю. Арапова // Источник. 2003. № 5.

53.«Признать удобность запретить на время...» (Император Александр I и генерал А.П. Ермолов о мусульманском паломничестве) / Публ. Д.Ю.Арапова//Кавказский сборник. М., 2005. Т. 2 (34).

54.Проект всеподданнейшего отчета генерал-адъютанта К.П. Кауфмана по гражданскому управлению и устройству в областях Туркестанского генерал-губернаторства. 1867-1881. СПб., 1885.

55.Россия — Организация Исламская конференция: документы и материалы. М., 2008.

56.Сборник законов о мусульманском духовенстве в Таврическом и Оренбургском округах и о магометанских учебных заведениях. Казань, 1895.

57.Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского духовного собрания 1836-1903 гг.

58.«Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.): В 8 т. М., 2008.

59.СССР и арабские страны: 1917-1960: Документы и материалы. М., 1961.

60.Фахруддин Р. Асар. Казань, 2006

61 .Юнусова А.Б. Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве Российской империи. Уфа, 2010.

62.Юнусова А.Б. Ислам и мусульмане Южного Урала в правовом пространстве Российской империи. Уфа, 2011.

63 .Якупов В.М. «Устав»ная литература Духовных управлений мусульман Татарстана. Казань, 2006.

Словари, справочная литература

1. Атлас культур и религий. М., 2007.

2. Большая российская энциклопедия. М., 2004.

3. Большая советская энциклопедия. М., 1969.

4. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

5. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. М., 1998-1999.

6. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

7. Лубянка: органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ: 1917-1991: Справочник. М., 2003.

8. Народы и конфессии Приволжского федерального округа: Справочник для государственных служащих. М., 2001.

9. Силантьев P.A., Филатов Е.Г. Атлас религий России. М., 2010. Т. 1; М., 2011. Т. 2.

Ю.Силантьев P.A., Филатов Е.Г., Пучков П.И. Атлас исламского сообщества России. М., 2009.

11.Современная религиозная жизнь России: В 4 т. / Под ред. М. Бурдо и С. Филатова. М., 2004.

12.Тартарика: Этнография. Казань, 2008.

ХЪ.Ханбаги Р. Российские мусульмане: Библиография. М., 2007.

Исследования

1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

2. Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. Махачкала, 2000.

3. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. Казань, 1998.

4. Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973.

5. Аз-Захави Джамиль. Суннитская доктрина против ваххабизма. Казань, 2003.

6. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII-XIX вв. Уфа, 1999.

7. Азаматов Д.Д. Из истории мусульманской благотворительности: Вакуф на территории Европейской части России и Сибири в конце XIX - начале XX вв. Уфа, 2000.

8. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии. М., 1991.

9. Алексиев А. Таблиги джамаат: невидимый легион джихада. Казань, 2005.

Ю.Алимы и ученые против ваххабизма: Сборник статей. Махачкала, 2001. М.Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев K.M. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007.

12.Алов A.A., Владимиров Н.Г. Ислам в России. М., 2001.

13.Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе: Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999.

14.Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало XX вв.). М., 2004.

15.Арухов 3. С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999.

1 в.Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. Казань, 2002.

17.Ат-Тамими Мухаммад ибн Сулейман. Отведение сомнений. М., 1998.

18.Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России: История. Теория. Механизмы. Военно-политические аспекты. М., 2000.

19.Ахмедов А.В. Социальная доктрина ислама. М., 1982. Ю.Бабаханов Ш.З. Великие мухаддисы о мире и дружбе между народами.

Ташкент, 1998.

21 .Бабаханов З.Ш. Муфтий Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан. Ташкент, 1999.

22.Багиров МД. К вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля. М., 1950.

23 .Баиилев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические

взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа, 1996. 24.Барковская Е.Ю. Ислам и государственное строительство России (вторая половина XVI в. - февраль 1917 г.). М., 2006.

25.Бартолъд В.В. Ислам. М., 1966.

2в.Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. JL, 1927.

21 .Бартолъд В.В. Халиф и султан: Сочинения. М., 1966. T. IV.

28.Бартолъд В.В. Собр. соч. Т.6: Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966.

29.Баязитов А. Отношение ислама к науке и иноверцам. СПб., 1887.

30.Беляев А.Е. Мусульманское сектантство. М., 1957.

ЪХ.Бенигсен А. Мусульмане в СССР. Париж, 1983.

32.Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М., 2002.

33.Бочагов А.К. Милли Фирка. Симферополь, 1930.

ЪА.Вагабов М.В. Ваххабизм: история и современность. Махачкала, 2000.

35.Васильев В.В. Ислам в Золотой Орде. Астрахань, 2007.

36.Васильев А.Н. Пуритане ислама. М., 1974.

37.Ваххабизм: понимание корней и ролевых моделей исламского экстремизма. Казань, 2005.

38.Величко A.M. Церковь, власть и право. СПб., 2005.

39. Велъяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч. 1. СПб., 1863.

40.«Воинствующий ислам» и меры противодействия его влиянию: Сборник статей. М., 1988.

41 .Гаджиев КС. Геополитика Кавказа. М., 2001.

42.Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала, 2002.

43 .Гайиетдинов Р.Б. Тюркско-татарская политическая эмиграция: начало XX века — 30-е годы. Набережные Челны, 1997.

44.Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М., 2004.

45.Гаспринский И. Русское мусульманство: Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. Симферополь, 1881.

46.Гиладжуддин ибн Мухиддин. Стальной клинок против новой методики. Нусул ал-хадида фи хыляфи ал-усул ал-джадида. Казань, 2003.

47 .Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму: Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.

48.Георгиев В.А. Внешняя политика России на Ближнем Востоке в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. М., 1975.

49.Гизатуллин И.Г. Мусульманские военные организации (1917-1921 гг.). Казань, 2002.

50 .Гилязов И. Тюркизм: становление и развитие (характеристика основных этапов). Казань, 2002.

51 .Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане. Казань, 2003.

52.Государственно-церковные отношения в России. М., 1993

53 .Гуссейнов М.Д. Тюркская демократическая партия федералистов «Мусават» в прошлом и настоящем. Тифлис, 1927.

54.Движение таблиг: сонный ваххабизм. Казань, 2007.

ЪЪ.Делонг-Еа Н. Реформы Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и всемирный джихад. М., 2010.

56Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2002.

51 Добаев И.П. Исламский радикализм. Ростов н/Д., 2003.

58 Добаев И.П., Немчинова В.И. Новый терроризм в мире на юге России: сущность, эволюция, опыт. Ростов н/Д., 2005.

59Журавский A.B. Христианство и ислам. М., 1996.

60.3а сотрудничество и мир между народами: Конференция представителей всех религий в СССР. М., 1972.

61 .Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: мусульманская община в Санкт-Петербурге XVIII - нач. XX вв. Казань, 2003.

62.Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи. Мечети в европейской части России и Сибири. Казань, 2007.

63 .Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи. Казань, 2006.

64.Знаменский П.В. Казанские татары. Казань, 2003.

65.Зорин В.А. Основы дипломатической службы. М., 1977.

66.Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993.

61.Епископ Чистопольский Алексий (Дородницын). Современное движение в среде русских мусульман. Казань, 1910.

68.Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М., 2000.

69.Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года. Казань, 1926.

10.Игнатенко A.A. Халифы без халифата. М., 1988.

1\.Игнатенко A.A. Interreppop в России. М., 2005.

72.Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2001.

73.Ислам в законодательстве России: 1554-1929 гг. Уфа, 1998.

74.Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000.

75.Ислам в России и Средней Азии. М., 1993.

76.Ислам в СССР. М., 1983.

77.Ислам и исламизм. М., 1999.

1%.Ислаев Ф.Г. Ислам и Православие в Поволжье XVIII столетия - от конфронтации к терпимости. Казань, 2001.

79 .Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1997.

ЪО.Исхаков С.М. Первая русская революция и мусульмане Российской империи. М., 2007.

81 .Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция. М., 2004.

82.История внешней политики СССР / Под ред. A.A. Громыко, Б.Н. Пономаревой. М., 1980. Т. 1.

83 .Иьимухамметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. Казань, 1979.

84.Касымов Г. Пантюркистская контрреволюция и её агентура -султангалиевщина. Казань, 1931.

85.Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции. Казань, 1932.

8в.Кепелъ Ж. Джихад. М., 2004.

87.Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане. М., 2004.

88.Климович Л. Ислам в царской России. М., 1936.

%9.Коблов ЯД. О магометанских муллах. Казань, 1998.

90.Коровинов A.B. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

91.Косач Г.Г. Ислам в Оренбургской области. М., 2007.

92.Красноселъцев Н.Ф. Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан. Казань, 2003.

93.Крымский А. Е. История мусульманства: В 3 ч. М., 1903-1904.

94.Кудрявцев A.B. Ислам и государство в Чеченской республике. М., 1994.

95.Куроедов B.JI. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1982.

96.Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.

97Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005. 9%.Леон Э. Мусульмане в СССР. М., 1984.

99.Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М., 1939.

100. Малашенко A.B. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006.

101. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

102. Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.

103. Макаров Д. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2000.

104. Массэ А. Ислам: Очерк истории. М., 1982.

105. Медведко Л.И., Германович A.B. Именем Аллаха... Политизация ислама и исламизация политики. М., 1988.

106. Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. Казань, 1993.

107. Мельков С.А. Исламский фактор и военная политика России. М., 2001.

108. Меркулов К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. М.: Международные отношения, 1980.

109. Мирсаид Султан-Галиев. Избранные труды. Казань, 1998.

110. Мусульманская Средняя Азия: Традиционализм и XX век. М., 2004.

111. Мусульманские депутаты Государственной думы России. 19061917: Сборник документов и материалов/ Сост. JI.A. Ямаева. Уфа, 1998.

112. Мухамметдинов Р.Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. Казань, 1996.

113. Мухамметдинов Р.Ф. Нация и революция (трансформация национальной идеи в татарском обществе первой трети XX века). Казань, 2000.

114. Мухаметшин P.M. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в конце XX века. Казань, 2000.

115. Мухаметшин P.M. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке. Казань, 2005.

116. Мухаметшин Ф.М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. М., 2001.

117. Мухаметшин P.M. Ислам в Татарстане. М., 2009.

118. Мухетдинов Д. Сотрудничество советской дипломатии и мусульманского духовенства СССР в 20-е годы XX века. Н. Новгород, 2006.

119. Набиев P.A. Ислам и государство. Казань, 2002.

120. Набиев P.A. Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. Казань, 2004.

121. Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика: Статьи, очерки и доклады разных лет. М., 2009.

122. Ногманов А. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины XVI-XVIII вв. Казань, 2002.

123. Одинцов М.И. Религиозные организации СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995.

124. Он икинчи ше]унлислам (на азерб. языке) / Шехрили Элекбер [и др.]. Баку, 2000.

125. Основные положения социальной программы российских мусульман. Ярославль, 2001.

126. Остроумов Н.П. Исламоведение. Ташкент, 1910.

127. Паша-заде А. Ислам на Кавказе. Баку, 2005.

128. Петросян Ю.А. Младотурецкая революция. М., 1972.

129. Петрушевский И.П. Колониальная политика российского царизма в Азербайджане. М., 1936.

130. Покровский М.И. Мюридизм у власти // Историк-марксист. 1934. Т. 2.

131. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. М., 2001.

132. Поляков К.И. Арабские страны и ислам в России (90-е годы XX века). М., 2001.

133. Пономарев A.B. Политические аспекты реформирования религиозных структур. М., 1999.

134. Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. М., 1994.

135. Признания английского шпиона: Повествование о широкомасштабной подрывной деятельности против мусульман. Казань, 1995.

136. Программа партии «Иттифак». Набережные Челны, 1993.

137. Пучков П.И., Казьмина O.E. Религии современного мира. М., 1998.

138. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

139. Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами. М., 1978.

140. Романенко B.C. Сотрудничество советской дипломатии и мусульманского духовенства в 20-е гг. XX в. Н. Новгород, 2005.

141. Ротарь И. Под зеленым знаменем ислама: Исламские радикалы в России и СНГ. М., 2001.

142. Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Петроград, 1917.

143. Руновский А. Мюридизм и газават по объяснению Шамиля. Тифлис, 1863.

144. Сайфулла-кади Башларов / Сост. М.А. Омаров. Махачкала, 2008.

145. Сваранц А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе. М., 2002.

146. Сенюткина О.Н. Первый съезд мусульман России. Н. Новгород,

2005.

147. Сенюткина О.Н. Третий съезд мусульман России. Н.Новгород,

2006.

148. Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление. Н. Новгород, 2007.

149. Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Нижегородские мусульмане на службе Отчеству. М., 2005.

150. Сибгатуллина А.Т. Контакты тюрок-мусульман Российской и Османской империй на рубеже XIX-XX вв. М., 2010.

151. Силантьев P.A. Новейшая история исламского сообщества России М., 2005.

152. Силантьев P.A. Новейшая история ислама в России. М., 2007.

153. Силантьев P.A. Мусульманская дипломатия в России. М., 2010.

154. Силантьев P.A. Современный ислам в России. М., 2008.

155. Синайский А. Магометанство в его истории и отношении к христианству. СПб, 1902.

156. Синенко С.Г. Мусульманское духовное собрание. Уфа, 2008.

157. Смирнов A.A. Очерки изучения ислама в СССР. М., 1954.

158. Смирнов H.A. Ислам и современный Восток. М., 1928.

159. Смирнов H.A. Современный ислам. М., 1930.

160. Смирнов H.A. Кабардинский вопрос в русско-турецких отношениях XVI-XVTII вв. Нальчик, 1948.

161. Смирнов H.A. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.

162. Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. М., 1958.

163. Смирнов H.A. Характерные черты идеологии мюридизма. М., 1956.

164. Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана и светская власть: борьба и сотрудничество (1917—1921 гг.). Махачкала, 2004.

165. Сулаев И.Х. Государство и мусульманское духовенство в Дагестане: история взаимоотношений (1917-1991 гг.). Махачкала, 2009.

166. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.). Горская Республика (1918-1920 гг.): Документы и материалы. Махачкала, 1994.

167. Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность. Казань, 1999.

168. Султанаев М. Ваххабизм - это ересь человекобожия, обрядоверие, пособничество исламофобии, уменьшение бытования сунны, грех самообожествления. Казань, 2008.

169. Султан-Галиев М. Избранные труды. Казань, 1998.

170. Сталин КВ. Сочинения. Т. 4. М., 1947.

171. Сюкияйнен JI.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

172. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1998.

173. Тагаев М. Наша борьба, или Повстанческая армия имама. Киев, 1997.

174. Тахо-Годи А. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала, 1927.

175. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991

176. Требин М. П. Терроризм в XXI веке М., 2004.

177. Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе России (1906-1917). Казань, 1997.

178. Усманова Д.М. Мусульманские представители в российском парламенте: 1906-1916. Казань, 2005.

179. Усманова Л. Тюрко-татарская диаспора в Северо-восточной Азии. Казань, 2008.

180. Усманходжаев А. Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению ислама в Советском Союзе. Н. Новгород, 2008.

181. Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии Османской империи (османизм-панисламизм): XIX - начало XX в. М., 1985.

182. Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995.

183. Фаизов С. Ислам в Поволжье. VIII-XX вв.: Очерк истории. М., 1999.

184. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1996.

185. Франк А.Дж. Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир в России. Казань, 2008.

186. Хабутдинов AJO. Российские муфтии: от екатерининских орлов до ядерной эпохи. Н. Новгород, 2006.

187. Хабутдинов А.Ю. Лидеры нации. Казань, 2003.

188. Хайрутдинов А. Последний татарский богослов. Казань, 1999.

189. Хакимов Р. Где наша Мекка? Казань, 2003.

190. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

191. Хоперская JT.JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 1997.

192. Христианство и ислам: пути реального взаимодействия: Сборник статей. М., 2006.

193. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.

194. Червонная С.М. Современное мусульманское искусство народов России. М., 2008.

195. Череванский В.П. Записка по делам веры мусульман-суннитов. СПб., 1906.

196. Шамиль на Кавказе и в России. М., 1995.

197. Шамсутдинов А. М. Национально-освободительная борьба в Турции 1918-1923 гг. М., 1966.

198. Шамсутдинов А. М. Турецкая Республика: Краткий очерк истории, 1923-1961. М., 1962.

199. Шейх-уль-ислам двух столетий. Баку, 2008.

200. Щетинина Г.И. Студенчество и революционное движение в России, последняя четверть XIX в. / АН СССР; Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1987.

201. Шпшъкова В. И. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. М., 1977.

202. Щипков А. Во что верит Россия: Религиозные процессы в постперестроечной России. СПб., 1998.

203. Шихсаидов А.Р. Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.

204. Цаликов А. Мусульманская фракция в Учредительном собрании. Казань, 1917.

205. Юнусов A.C. Ислам в Азербайджане. Баку, 2004.

206. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. М., 2007.

207. Яблоков И.Н. Религиоведение: необходимый словарь-минимум. М., 2002.

208. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Силантьев P.A. и др. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М., 2009.

209. Якупов В.М. Ислам в Татарстане в 90-е годы. Казань, 2005.

210. Якупов В.М. Лжеджадидизм. Казань, 2006.

211. Якупов В.М. Минтимер Шаймиев и исламское возрождение в Татарстане. Казань, 2006.

212. Якупов В.М. «Мусульманские» секты: ахмадия, ваххабизм, неоджадидизм, нурсизм, сулейманджилар, таблиг, тенгрианство, файзрахманизм, хизбут-тахрир. Казань, 2003.

213. Якупов В.М. Мусульманское сообщество России и Татарстана: статусность, юридическое положение. Казань, 2007.

214. Якупов В.М. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, течения, секты. Казань, 2003.

215. Якупов В.М. Общероссийский муфтият и его муфтии. Казань, 2005.

216. Якупов В.М. Организация Исламская Конференция - это халифат сегодня. Казань, 2007.

217. Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала XX века как общественно-политическое движение. Уфа, 2002.

218. Adeeb К., Islam after Communism: Religion and Politics in Central Asia. Berkeley, 2007.

219. Adeeb K. The Politics of Muslim Cultural Reform: Jadidism in Central Asia. Berkeley, 1998.

220. Allen J.F. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia: The Islamic World of Novouzdensk District and the Kazakh Inner Horde, 17801910. Leiden, 2001.

221. Allen J.F. Islamic Historiography and 'Bulgar' Identity among the Tatars and Bashkirs of Russia. Leiden: Brill, 1998.

222. Babakhan, Ziyauddin Khan ibn Ishan. Islam and the Muslims in the land of Soviets. Ташкент, 1980.

223. Banna alH. Five Tracts of Hasan al-Bannah. L., 1978.

224. Benningsen A., Lemercier-Quelquejav Ch. Sultan Galiev, le père de la revolution tiers-mondiste. P., 1986.

225. Bennigsen A, Wimbush S.E. Mystics and Commissars: Sufism in the Soviet Union. London, 1985.

226. Bennigsen A, Wimbush S.E. Muslims of the Soviet Empire: a Guide, Bloomington, 1986.

227. Bennigsen A., Henze P. В., Tanham G.K., S. Wimbush E., Soviet Strategy and Islam. Houndsmills, 1989.

228. Bennigsen M. Broxup (Ed.). The North Caucasus Barrier: The Russian Advance toward the Muslim World. New York, 1992.

229. Brower D. R., Lazzerini E. (Eds.), Russia's Orient: Imperial Borderlands and Peoples, 1700-1917. Bloomington, 1997.

230. Brower D.R. Turkestan and the Fate of the Russian Empire. London, 2003.

231. Brzezenski Z. The Grand Chessboard. American Primacy and its Geostratgik imperatives. N.Y., 1997.

232. Crews R.D. For Prophet and Tsar: Islam and Empire in Russia and Central Asia. Cambridge, 2006.

233. Carrère d'Encausse H. Islam and the Russian Empire. London, 1988.

234. Dudoignon S.A. (Ed.). Islam au Russie: conscience communautaire et autononie politique chez les Tatars de la Volga et de l'Oural depuis le XVIIIème siècle. Paris, 1997.

235. Dudoignon S.A. (Ed.). En islam sibérien. Paris, 1998.

236. Gammer M., Wasserstein D. (eds.). Dagestan and the World of Islam. Helsinki, 2006.

237. Geraci R. Window on the East: National and Imperial Identities in Late Tsarist Russia. Ithaca, 2001.

238. Geraci R., Khodarkovsky M. (Eds.). Of Religion and Empire: Mission, Conversion and Tolerance in Tsarist Russia. Ithaca: Cornell University Press, 2001.

239. Gross Jo-Ann (Ed.). Muslims in Central Asia. Expressions of Identity and Change. Durham, 1992.

240. Forest J. Religion in the new Russia. NY, 1990.

241. Hostler C. W. Turkism and the Soviets. London, 1957.

242. Jansen J. J.G. The dual nuture of islamic fundamentalism. L., 1997. Vol. XVII.

243. Jenkins B. International Terrorizm: A new mode of conflict. Los Angeles, 1975.

244. Hantington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of the World Order. N.Y., 1996.

245. Kerr M.H. Islamic Reform the Political and legal Theories of Muhammad Abduh and Rashied Rida. Berkley-Los Angeles, 1966.

246. MaudidiA. Jihad in Islam. Lahore, 1980.

247. Polyakov S.P. Everyday Islam: Religion and Tradition in Rural Central Asia. New York, 1991.

248. Gammer M. Muslim Resistance to the Tsar: Shamil and the Conquest of Chechnya and Daghestan. London, 1994.

249. Kemper M. et al. (Eds.). Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 1996-2004. V. 1-4.

250. Kandilere A. Reform within Islam: The Tajdid and Jadid Movement among the Kazan Tatars, 1809-1917: Concilliation or Conflict. Istanbul, 1997.

251. Kemper M. Sufis und Gelehrte in Tatarien uns Baschkirien, 17891889. Berlin, 1998.

252. Ro'i Y. Islam in the Soviet Union: From the World War II to Perstroyka. London, 2000.

253. Roy O. The New Central Asia: The Creation of Nations. London, 2000.

254. Motika R., Ursinus M. (Eds.). Caucasia Between the Ottoman Empire and Iran, 1555-1914. Wiesbaden, 2001.

255. Moslems in the Soviet Union. Moscow, 1983.

256. Uyama T. (Ed.). Empire, Islam and Politics in Central Eurasia. Sapporo, 2007.

257. Weth P. At the Margins of Orthodoxy: Mission, Governance and Confessional Politics in Russia's Volga-Kama Region, 1827-1905. Ithaca, 2002.

258. Zenkovsky S.A. Pan-Turkism and Islam in Russia. Cambridge, 1960.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.