Эволюция воззрений на власть в английском либерализме ХIХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Наумова, Марина Даниловна

  • Наумова, Марина Даниловна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1999, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 166
Наумова, Марина Даниловна. Эволюция воззрений на власть в английском либерализме ХIХ века: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Тамбов. 1999. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Наумова, Марина Даниловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВЛАСТИ В АНГЛИЙСКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ XIX в

20

§ 1. Английский либерализм XIX в. как новый этап в развитии теории либерализма

20

§ 2. Исследовательские парадигмы теоретиков английского либерализма XIX в

43

ГЛАВА И

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В АНГЛИЙСКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ XIX в

66

§ 1. Обоснование роли и функций государства

§ 2. Английские либералы о роли законов в системе властных отношений

91

§ 3. Трактовка принципа разделения власти

§ 4. Анализ системы представительства как инструмента реализации власти

118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

X JU

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция воззрений на власть в английском либерализме ХIХ века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях современной России происходит либерализация общественной жизни. Идет процесс становления новой российской государственности, напряженный поиск наиболее приемлемых и эффективных путей выхода из политического, экономического и духовного кризиса. В связи с этим отечественными исследователями-обществоведами переосмысливаются применительно к условиям нашей страны основные нормы и ценности либерализма, который имеет на Западе богатые традиции1. При этом о судьбе и перспективах либерализма в России высказывается достаточно широкий диапазон мнений. Именно либерализм, по мнению авторов книги "Реформы и контрреформы: циклы модер-низационного процесса", может сыграть значительную роль в этом процессе, так как исходит из высоких ценностей и способен обеспечить эффективность общественного развития. В нашей истории уже есть примеры того, как в кризисной ситуации либеральные ценности играли положительную роль: это эпоха Великих реформ 1860-1870-х годов и февральская революция 1917 г. Временное правительство пришло к власти, провозглашая именно либеральные ценности2. Существует и другой, более пессимистический подход, который выражается вопросом "а нужен ли он России?", высказывается мысль о том, что "демократия в России не либеральна, а либерализм не демократичен"3. Но неизменным остается тот факт, что либерализм в России, несмотря на все сложности, пробивает себе дорогу.

1 См., например: Загородников А.Н. Западный либерализм в прошлом и настоящем. - М., СГУ, 1993; Кагановский И. Будущее либеральной демократии в России // Общественные науки и современность. - М., 1995. - № 2; Капустин Б.Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии // Политические исследования. -М., 1994. - № 5; Его же: Либеральное сознание в России // Общественные науки и современность. - М., 1994. - № 3-4; Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. - М., 1993. - №1; Рубцов A.B. Наказание свободой (смысл и перспективы либеральных традиций в современной России) // Политические исследования. - М., 1995. - № 6; Шаповалов В.Ф. Либерализм и российская идея // Социологические исследования. - М., 1996. - № 2 и др.

2 См.: Ильин В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы: циклы модернизационного процесса. - М.: МГУ, 1996. - С.356-359.

3 См.: журнал 'Политические исследования", 1994, №3, где помещены материалы дискуссий о судьбах и перспективах либерализма в России.

Проблемы либерализма переосмысливаются в настоящее время и на Западе с точки зрения перспектив его развития. Чтобы ответить на все вопросы, надо по-новому взглянуть на либерализм как идейно-политическое течение, на процесс его формирования, провозглашаемые им нормы и ценности.

Актуальность темы определяется еще и тем, что либерализм, провозглашая свободу и права граждан, способствует их вовлечению в политический процесс. Либерализм ставит и пытается решать сложные социально-политические проблемы. К их числу относится и исследование политической власти.

Изучением феномена политической власти, ее сущности, механизма занимались мыслители разных времен и народов. Эта тема является, по существу, центральной и в политической науке1. Однако, несмотря на обилие исследований, многие вопросы все же остаются открытыми, так как власть - понятие многоаспектное. В связи с этим и появляется необходимость обратиться к теоретическому наследию прошлого, в частности, к творчеству представителей английского либерализма XIX в. - Иеремии Бентама (1748-1832), Джона Стюарта Милля (1806-1873), Герберта Спенсера (1820-1903). К плеяде либералов Англии XIX в. относится и Уолтер Беджгот (1826-1877). Исследование некоторых положений его социально-политической теории кажется нам особенно интересным, поскольку этот известный для своего времени экономист, публицист, "просвещенный либерал", как называли его современники, является продолжателем школы Дж.С.Милля. В отечественной литературе творчество Беджгота проанализировано достаточно мало, хотя некоторые аспекты его исследования проблем власти позволяют, на наш взгляд, существенно дополнить либеральное осмысление этой проблемы в целом в Англии XIX в.

1 Амелин В.Н. Социология политики. -М.: МГУ, 1992; Варне В. Природа власти // Вестник МГУ. - Серия 12. - Социально-политические исследования. - М., 1992. - № 4; Болл Дж. Власть // Политические исследования. - М., 1993. - № 5; Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Политические исследования. - М., № 3. - 1996; Краснов Б.И. Власть как явление общественной жизни // Социально-политические науки. - М., 1991. - № 11. Его же: Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. -М., 1994. - № 6; Славный Б.И. Проблема власти: новое измерение // Политические исследования. - М., 1991 - № 5; Философия власти. Под ред. Ильина В.В. - М.: Изд-во МГУ, 1993 и др.

Сложность и некоторая расплывчатость либерализма как идеологии объяснялась разноплановостью поднимаемых им проблем. Одна из основных - это, безусловно, проблема свободы. Причем свободу либерализм рассматривал не как высшую цель, а, скорее всего, как средство. Это право делать то, что человек считает своим долгом. И каждый свободный поступок не рассматривался как беззаконный или аморальный - собственная свобода всегда ограничена свободой других индивидов, так как она направляется не другими людьми, а, прежде всего, самим человеком. Богатство и порождаемая им коррупция зачастую ведут к злоупотреблениям властью. Отсюда вытекают проблемы морали, активно обсуждавшиеся в либерализме, ибо между разумной свободой и моралью, применяемой на практике, всегда существовала определенная связь. В центре внимания английских либералов - изучение функционирования политических институтов, системы представительства и многое другое. В экономической сфере либерализм интересовал вопрос о месте и роли государства в экономике, а также проблемы экономической свободы, свободы торговли и предпринимательства. Идеологи либерализма отстаивали идею незыблемости частной собственности и право конкуренции, выступая с требованием установления такого общественного порядка, при котором выполнение государством своих функций сводится до минимума.

Английский либерализм XIX в. исследует еще одну очень важную (и не только в рамках либеральной традиции) проблему - взаимоотношения личности и государства. Его представителями обосновывается положение, что если сообщество индивидов согласно с действующей системой законов, то для общества это означает путь развития без революций и других социальных потрясений. По сути своей либерализм - это система представлений о роли личности, для которой высшей ценностью является свобода. И в либерализме разрабатываются политико-правовые условия ее обеспечения, решается вопрос, какими должны быть законы, чтобы гарантировать эту свободу. Законы, с точки зрения либерализма, имеют двойственный характер: с одной стороны, они создаются людьми (правит сам народ), а с другой - нет ничего выше закона (правит сам закон).

Наиболее значительными представителями английского либерализма XIX в. являются И.Бентам, Дж.С.Милль и Г.Спенсер. Они разрабатывали вопросы о роли государства и определяли границы его вмешательства в жизнь индивида, о необходимости разделения властей по вертикали и горизонтали, о местном самоуправлении, о роли чиновничества в структурах государственной власти, о контроле за деятельностью должностных лиц, проблемы федерализма. Вне их внимания не могла остаться и проблема прав человека и гражданина. Английские либералы обогнали свое время, выступая с требованием равноправия для женщин, предоставления им избирательных прав. Рассматривая проблему электората, либералы решали ее следующим образом: с одной стороны, предлагали расширить число избирателей, с другой - провести конкретные меры некоторого ограничения всеобщего избирательного права. У Милля мы находим, по сути, основополагающие элементы элитических концепций (вопрос о том, кто должен управлять государством и на основе чего - Милль решает в пользу определенного слоя людей в государстве - наиболее просвещенных, компетентных и т.д.).

В XIX в. были заложены основы для дальнейшего развития системы буржуазной демократии уже в XX столетии. Эта система была сформирована либералами в общих чертах. Как указывает В.С.Нерсесянц, "опасение, что царство буржуазии окажется недолговечным, что расширение избирательного права положит ему конец, не подтвердились. С 1867 г., когда верхушка рабочего класса была допущена к избирательным урнам, правящие классы Англии постигали науку обеспечения своего господства методами буржуазной демократии (расширение числа избирателей, введение тайного голосования и т.д. - М.Н.), которые оказались не менее эффективными, чем метод прямого исключения трудящихся из числа полноправных граждан"1. Класс буржуазии все более укреплял свои позиции, и необходимо было всю систему буржуазного конституционализма привести в соответствие с новыми общественными силами. Немаловажную роль в этом процессе

1 Нерсесянц B.C. История буржуазного конституционализма XIX в. - М.: Наука, 1986. - С.49.

сыграли английские либералы. Так, например, Бентама называют "знамением преобразований в плане" конкретных политических мер по созданию "разумной системы морали и управления", а его призывы к реформированию существующей системы власти вошли в арсенал классических требований буржуазного либерализма. Все предлагаемые им реформы -это, в сущности, не что иное, как последовательное утверждение принципа демократизма. Другой классик либерализма - Милль - полагал, что в целях гармоничного сочетания интересов личности и общества необходимо совершенствовать представительную систему правления. В его трудах сформулирована вполне конкретная программа реформ, многие из которых и были осуществлены в Англии в 60-х г. XIX в. Именно его взгляды в значительной степени ознаменовали либерально-реформистское начало в развитии английской политической мысли. Высказанные Спенсерам взгляды (в частности, о возможности узурпации государством свободы личности) нашли отражение в теоретических платформах ряда общественных движений (например, фабианского социализма).

Совершенно очевидно может возникнуть вопрос: почему в данной

диссертационной работе предметом исследования стал английский либерализм XIX в.? Ведь основополагающие идеи либерализма заложены еще в XVII в. Дж.Локком. Что же нового внес либерализм в Англии? Дело в том, что действительно классические положения раннего либерализма разрабатывались и развивались, как мы видим, и в XIX в., но то новое, что внес английский либерализм XIX в. в развитие общественной мысли, это - идея всеобщего избирательного права и невмешательство государства в экономическую деятельность, полная свобода предпринимательства; это то, что его идеология стала определяющей в общественном сознании.

Степень разработанности проблем. В отечественной литературе анализом идей английского либерализма XIX в. занимались такие ученые-обществоведы как М.М.Антонович, В.Н.Борисенко, К.С.Гаджиев, А.В.Валюженич, Н.НДеев, В.Кузин, А.Н.Загородников, Г.Н.Леонова,

В.С.Нерсесянц, Е.В.Осипова и многие другие1. Среди них историки, философы, социологи, юристы, политологи. Отсюда - разнообразие подходов к анализу либеральной мысли: либерализм как политико-юридическая концепция (К.С.Гаджиев, В.Кузин, В.С.Нерсесянц), как философское направление и социальная теория (М.М.Антонович, А.Б.Гофман). Ряд исследований посвящен более детальному изучению творчества Бентама, Милля, Спенсера (Н.Н.Деев, В.Кузин, В.Н.Борисенко, Г.Н.Леонова, Е.В.Осипова и другие).

Н.Н.Деев указывает, что Бентам всегда считался одним из корифеев либеральной мысли, а его взгляды на свободу и равенство постоянно пользовались популярностью у мелкой буржуазии. Заслуга Бентама заключалась в том, что он предпринял критику сложившегося положения в области предоставления свободы предпринимательства индивиду с позиций новых правовых норм и юридической процедуры. Его утилитарная формула - "то, что доставляет мне удовольствие - хорошо, то, что усиливает мою боль -плохо", легла, отмечает автор, в основу философии индивидуализма, которую использовали в своих теориях многие поколения идеологов2.

1 См., например: Антонович М.М. Буржуазная социологическая теория: критический очерк основных направлений, концепций, категорий. Ч. 1. - Минск, 1980; Борисенко В.Н. Социально-политические взгляды Дж. С. Милля // Политическое развитие Великобритании о США XVII-XIX вв. - Л., 1995; Валюженич В.А. Американский либерализм: иллюзии и реальность. - М.: Наука, 1976; Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994; Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М.: Мартис, 1995; Загородников А.Н. Западный либерализм в прошлом и настоящем. - М., СГУ, 1993; История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца B.C. - М.: ИГП, 1993; Кузин В. Политико-правовые взгляды Дж.С.Милля (методические основы) // Из истории развития политико-правовых идей. - М., 1984; Его же: Логика основных понятий политико-правовой концепции Дж. С.Милля // Тезисы докладов на теор. конференции аспирантов ИГП и юрид. ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1984; Леонова Г.Н. Спенсер о типах социально-политических систем // Вестник МГУ. - Серия 11. Право. - М., 1983. - № 1; Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли: из истории идей. - М.: Знание, 1980; Очерки по истории теоретической социологии XIX начала XX вв. - М.: Наука. - 1994; Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX в. М.: Наука, 1979; Осипова Е.В. Социология Г. Спенсера. - М.: РКЦ ИСПИ РАН, 1995 и др.

2 Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX века. - М.: Наука, 1979.

Работа Н.Н.Куликовой посвящена более детальному анализу утилитарной концепции Бентама, которая определяла и его социально-политические взгляды1.

Как указывает В.Н.Борисенко, в рамках либерализма XIX в. как единой системы социально-политических взглядов формируются различные направления, которые укладывались в рамках трех течений - консервативное, реформаторское, радикальное - в зависимости от ситуации. Дж.С.Милля автор относит к либерально-реформаторскому течению, так как взгляды Милля указывают на то, что он считал необходимым пересмотреть либеральную практику в социально-экономической сфере.

В.Н.Борисенко отмечает такие слабые стороны в либеральном учении Милля как эклектизм, попытки соединить различные, даже противоположные взгляды в одной системе. Будучи индивидуалистом, Милль, в отличие от Бентама, не проводил резкой грани между интересами отдельного индивида и общества в целом. Для него "общественная польза" состоит, прежде всего, вне стремления отдельных людей к "частной пользе", и общественный характер индивидуальных поступков резко выступает на первый план за исключением людей, чья деятельность "непосредственно" влияет на состояние общества.

Анализируя его политические взгляды, автор указывает, что Милль является защитником всевозможных индивидуальных свобод, и гарантией свободы личности является защита от государственного вмешательства. Свобода выступает у него как необходимое условие установления гармонии интересов личности и общества, свобода для него все же не самоцель. Поэтому он оправдывал, подчеркивает автор, подчинение личности внешнему контролю, когда ее действие касается других людей или общества в целом.

Более того, Милль пошел дальше, чем его либеральные предшественники, предлагая определить пределы вмешательства общественного

1 Куликова H.H. Критика утилитаристских концепций морали. - М.: Знание. -1984.

мнения в индивидуальную независимость, а не ограничивался традиционным рассмотрением границ деятельности по отношению к личности1.

В.В.Кузин пытается выявить основные понятия политико-правовой концепции Дж.С.Милля, поскольку, по его мнению, у Милля отсутствует четкое систематическое отграничение государства и права от общества и моральных норм. Объясняется же это, что, по мысли автора, специфическое отношение данного представителя английского либерализма XIX в. к теоретическим абстракциям обусловлено его тяготением к научной методологии, научному позитивизму и агностицизму. Однако, хотя политическая теория Милля не содержит таких обобщающих понятий как "общество", "класс", "государство" (и "власть" в их числе), они неизменно присутствуют в его произведениях''.

Г.Н.Леонова, исследуя творчество Спенсера, анализирует предложенные им типы социально-политических систем3.

Е.В.Осипова подчеркивает, что Милль и Бентам явились идейными предшественниками социально-политического мировоззрения Спенсера, взгляды которого привлекают, по мнению Е.В.Осиповой, своей уверенностью в неодолимости эволюционного развития, признанием общих закономерностей в развитии, апелляцией к научным данным и обилием фактов, что сложилось под влиянием позитивизма О.Конта. Именно понимание Спенсером эволюции как медленного качественно однородного непрерывного процесса, общества как целостного организма возродились в структурном функционализме в 50-60-х годах XX в 4.

Особого внимания заслуживают диссертации Епиной Л.В.5 и Малиновой О.Ю.1. В диссертации Епиной Л.В. либерализм Дж.С.Милля рас-

1 Борисенко В.Н. Социально-политические взгляды Дж.С.Милля // Политическое развитие Великобритании и США XVII - XIX вв. - Л., 1995.

2 Кузин В.В. Политико-правовые взгляды Дж. С. Милля // Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984; Его же: Логика основных понятий политико-правовой концепции Дж.С.Милля // Тезисы...

3 Леонова Г.Н. Спенсер о типах социально-политических систем // Вестник МГУ. - Серия И. - Право. - М., 1983. - № 1.

4 Осипова Е.В. Социология Г.Спенсера. - М., 1995.

5 Епина Л.В. Дж. С. Милль и русская социалистическая мысль 60-70-х гг. XIX в. -Автореферат дис. ... канд. фил. наук. - Свердловск, 1987.

сматривается с точки зрения его воздействия на общественно-политическую мысль России XIX в. Малинова О.Ю. анализирует либерализм Дж.С.Милля как теорию, которая оказала влияние на современный либерализм как социально-философскую теорию, прослеживает развитие в политической теории Милля представлений об отношениях личности и общества.

Исследование влияния Бентама на российскую действительность

XIX в. Посвящена работа М.П.Айзенштата, который показывает, что его либеральное учение в России приобрело более радикальное, революционное звучание. Утилитаризм Бентама оказал, по мнению автора, влияние, в частности, на идеи Н.Г.Чернышевского, который писал, оценивая идеи этого английского либерала XIX в.: "Бентам всю свою жизнь посвятил тому, чтобы просветить нации относительно лучшего способа достижения благосостояния, и его сочинения тем драгоценнее, что, занимаясь исключительно гражданскими учреждениями, он оставляет совершенно в стороне вопросы о формах политического устройства". Большое его достоинство по мнению Чернышевского в том, что его советы одинаково легко исполнить в каждом государстве, не зависимо от его формы. Сам Бентам, по утверждению Айзешптата, связывал с Россией определенные надежды на осуществление своих идей, прежде всего, введение гласного обсуждения законов в Русском обществе. Идеи утилитаризма оказали определенное влияние на формирование мировоззрения целого ряда политических деятелей и публицистов России XIX в.2.

Следует отметить, что исследованием взглядов Бентама, Милля, Спенсера интересовались в России еще и в дореволюционную эпоху. Так, изучением идей английского либерализма XIX в. занимались в конце XIX -начале XX в. А.С.Гольденвейзер, П.Г.Межуев, П.Покровский, И.Попов,

1 Малинова О. В. Дж. С. Милль и социально-философские аспекты современного либерализма. - Автореферат дис. ... канд. фил. наук. - М., 1990.

2 Айзенштат М.П. Иеремия Бентам и Россия // Россия и Европа: Дипломатия и культура. - М., 1995. - С.161-170.

В.М.Устинов, К.Ярош и др.1. Широкую известность в те годы получила книга Г.Самуэля "Либерализм: опыт изложения принципов и программы современного либерализма"2. В этот же период на русский язык были переведены основные работы Бентама, Милля, Спенсера.

Английский либерализм в лице его наиболее ярких представителей -И.Бентама, Дж.С.Милля, Г.Спенсера - привлекал и привлекает к себе внимание исследователей на Западе. Так, их идеи анализировали К.Бринтон, А.Дайси, Д.Дункан и др. Были изданы коллективные монографии по этой проблеме3. Характерно, что и в современных условиях велик интерес к идейному наследию английских либералов. Это объясняется необходимостью переосмыслить в новых конкретно-исторических условиях основные идеи английского либерализма XIX в., проследить логику их рассуждений о свободе как основной ценности либерализма, о роли и функциях государства, о представительной демократии. Неслучайно, поэтому в конце 80-х - начале 90-х годов XX века выпущена целая серия "Избранные произведения Джона Стюарта Милля", куда вошли его письма, статьи, выступления4. Переизданы ранние работы мыслителя5. Без внимания не оставлено и творчество Бентама, особенно его утилитаристская концепция и ее влияние на понимание современных политических отношений в обществе в свете появившейся на Западе теории рационального выбора6.

1 Гольденвейзер А.С. Социальные течения и реформы XIX столетия в Англии. -Киев, 1891; Межуев П.Г. Герберт Спенсер - основатель новой социологии. - Спб, 1908; Покровский П. Бентам и его время. - Пг., 1916; Попов И. Критика нравственного учения Милля. - Богословский Вестник. - Сергиев Посад. 1896, апрель; Устинов В.М. Учение о народном представительстве. -М., 1912; Ярош К. Иеремия Бентам и его отношение к учению о естественном праве. - Харьков, 1886.

2 Самуэль Г. Либерализм: опыт изложение принципов и программы. - М., 1996.

3 Brinton С. English Political Thought in the 19-th Century. - L., 1933; Decey A. Lectures on the Relations between law and Public opinion in England during the 19-th Century. - L., 1962; Duncan D. The life and Letters of Herbert Spencer. -L., 1908; Hobhouse J. Liberalism. - L., 1911; Hobhouse L.J. Sociology and Philosophy. - L., 1966; Liberalism and its critics. Ed. by Michael Sandel. - Oxford, 1984; Liberalism: Essays in Political Philosophy. - L. - N. -Y„ 1991.

4 Series 'The Collected Works of John Stuart Mill" encludes: Additional letters of John Stuart МШ. - L. 1991; Journals and Debating Speeches. - L. 1989; Miscellanous Writnings. - L., 1990.

5 Mill's Eearly Monographes. - L., 1994.

6 Bentham Jeremy. Critical Assesments. - L., 1993; Liberal Utulitarianism and Applied Ethics. - L., 1994.

Что касается У.Беджгота, то его идеи были известны в России уже в конце XIX в., когда были переведены на русский язык и изданы основные работы этого мыслителя: "Естествознание и политика" (1874) (в английском варианте - "Physics and Politics: or Thought on the Applicatons of the Principles of "natural Selection" and "Inheritance" to Political Society") и Государственный строй Англии (1905). Однако социально-политическая концепция должным образом в отечественной литературе не исследуется. Можно лишь указать работу Гофмана А.Б., где его имя упоминается в связи с анализом его взглядов на проблему общественного прогресса.1. Однако в творчестве У.Беджгота находят место и проблемы, связанные с теми или иными аспектами политической власти. И западные политологи дают особую оценку его вклада в либеральную теорию .

Таким образом, английский либерализм XIX в. в научной литературе исследуется достаточно широко и многосторонне. Этот анализ идет и в русле изучения либерализма как идейно-политического течения или от дельных его сторон, и как исследование теоретических взглядов его наиболее выдающихся представителей (Бентама, Милля, Спенсера). Вместе с тем за пределами внимания большинства исследователей осталась трактовка английского либерализма проблемы политической власти. Тема эта весьма актуальна для современного мира и, особенно для России, где в условиях острой борьбы за власть получают распространение некоторые либеральные идеи, но насколько они приложимы к российской действительности, покажет время, хотя это не предлог, чтобы не изучать поставленную проблему.

Целью данного диссертационного исследования является проведение системного анализа взглядов представителей английского либерализма XIX в. на политическую власть как центральную проблему социально-политической теории, значение и решение которой для современной России трудно переоценить.

1 См.: Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М.: Мартис, 1985.

2 См.: D. Easton. Walter Bagehot and Liberal Realism // The American Political Science Review. - Vol. XLIII., No. 1, February, 1949; Jroving W. Walter Bagehot. -London - 1939; Dexter B. Bagehot and Fvesh Eye // Foreing Affairs, 1945, October.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- на основе анализа теоретического наследия выдающихся представителей английского либерализма XIX в. выявить особенности развития либерализма в Англии XIX в. и его этапы, а также показать специфику интерпретации основных норм и ценностей либерализма;

- провести систематизированное исследование взглядов английских мыслителей XIX в. на систему представительства как инструмент реализации политической власти;

- проанализировать некоторые аспекты социально-политической теории У.Беджгота, касающиеся проблем политической власти;

- проследить эволюцию воззрений английских либералов XIX в. на роль государства и принимаемых им законов в осуществлении властных полномочий и регулировании жизни общества;

- исследовать процесс развития и утверждения в английском либерализме идеи о разделении властей;

- раскрыть значение разработки представителями английского либерализма проблемы власти для становления политической науки как самостоятельной академической дисциплины;

- показать актуальность дальнейшего изучения идей английского либерализма в свете определенного распространения либеральных идей и установок в современной России.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является эволюция воззрений английских либералов XIX в. По сути своей либерализм - явление достаточно многоаспектное: это тип и способ мышления, система концепций и теории, политико-идеологические установки, реализующиеся в деятельности партий и правительств.

В мировоззренческом плане его основу составляет принцип индивидуальной свободы, идея неотчуждаемых, прирожденных прав человека на жизнь, свободу и частную собственность как условие самореализации личности. В экономическом плане главным является невмешательство государства в экономику, развитие свободного рынка и свободной конкуренции. В социальном плане он считает каждого человека самодостаточным, чтобы обеспечить свое благополучие (как материальное, так и духовное), хотя либерализм не снимает ответственности с государства за материальное обеспечение неимущих слоев населения. В политическом плане он представляет систему идей о правовом государстве, о равенстве всех перед законом, о разделении властей, о гарантии основных прав и свобод человека и т.д.

Основы классического либерализма были заложены в Англии XVII в. еще Дж.Локком, и уже с самого возникновения либерализм затрагивал вопросы, касающиеся фактически всех сфер общественной жизни. Однако на первоначальном этапе либерализм был лишь теорией, и только в XIX в. в Англии он становится руководством к действию для определенных слоев общества. Изменившаяся общественно-политическая и экономическая ситуация способствовала тому, что идеи либерализма приобрели реальную практическую основу. XX в. - это новый этап в развитии либерализма в Англии. То новое, что он внес в развитие общественной мысли и в социально-политическую реальность - это невмешательство государства в экономическую деятельность, полная свобода предпринимательства и, наконец, идея всеобщего избирательного права, что было инициировано реальными потребностями сложившихся и утвердившихся в обществе классов. При этом на протяжении XIX в. теоретические воззрения английских либералов от Бентама до Спенсера эволюционировали, наполняясь новым содержанием. Основные нормы и ценности, заложенные классическим либе-

рализмом, в XIX в. были переосмыслены применительно к новым конкретно-историческим условиям.

Предметом диссертационного исследования является анализ проблем эволюционного развития политической власти в английском либерализме XIX в. Политическая власть является наиболее важным видом власти, такой формой социальных отношений, которая характеризуется способностью тех или иных субъектов подчинять своей воле деятельность других с помощью государственно-правовых и иных средств. С развитием промышленного капитализма перед английским обществом возник целый ряд вопросов: им должно быть государство для индивида ? Каковы должны быть его функции? Какова роль законов в обществе ? В чем значение принципа разделения властей ? и т.д. Для либерализма особенно актуален аспект взаимодействия государства и личности. Поэтому получает дальнейшее развитие идея представительства власти, дается ее всесторонний анализ.

Существующую политическую систему общества необходимо было привести вы соответствие с потребностями своего времени. Английские либералы XIX в., исследуя те или иные аспекты проблемы политической власти, предлагают основные направления этих преобразований.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней одной их первых предпринята попытка системного анализа недостаточно глубоко изученной проблемы эволюции взглядов на политическую власть в идеологии английского либерализма XIX в. В ходе данного исследования:

- проведен сравнительно-исторический анализ взглядов Бентама, Милля и Спенсера на политическую власть, показаны черты сходства и различия в их воззрениях;

- взгляды английских либералов XIX в. на политическую власть рассматриваются как один из мощных факторов, обусловивших на становление политической науки как самостоятельной академической дисциплины;

показана роль позитивизма, утилитаризма и социал-дарвинизма как исследовательских подходов к анализу политической власти в английском либерализме XIX в.;

- раскрыта несомненная преемственность между некоторыми мировоззренческими установками представителей английского либерализма XIX в. (утилитаризмом) и современными подходами к исследованию политической феноменов (например, теорией рационального выбора);

- выявлена определенная связь между концепцией "военного государства" Спенсера, идеями "военизированного государства" одного из классиков Чикагской школы политической науки Г.Лассуэлла и становлением в XX в. концепции тоталитаризма;

- проведены уместные параллели между идеями либерализма, разработанными в Англии в XIX в., и некоторыми либеральными взглядами и настроениями, получившими заметное распространение в последние годы в нашей стране.

Методологическую основу исследования составили: принцип системного подхода, при помощи которого проблема власти в английском либерализме XIX в. рассматривается в ее целостности и единстве; сравнительно-исторический метод, позволивший автору проследить генезис либеральной концепции власти в Англии XIX в., обосновать причины их возникновения, сопоставить взгляды У.Беджгота, И.Бентама, Дж.С.Милля и Г.Спенсера с концепциями их предшественников и современников и в итоге обобщить опыт либерального подхода к исследуемой теме.

Источниковедческую базу при написании диссертации составили труды У.Беджгота, И.Бентама, Дж.С.Милля и Г.Спенсера, их предшественников: Д.Лильберна, Дж.Локка, Ш.-Л.Монтескье, Э.Берка и более близких к нам: трудов О.Констана, К.Маркса, А.Токвиля, Ш.Фурье, а также работы современных ученых, наиболее глубоко исследовавших отдельные аспекты английского либерализма XIX в.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его положения дополняют представления о либерализме как одном из основных идейно-политических учений современности; проведенный автором анализ трактовки английскими либералами XIX в. проблем власти, позволяет уточнить степень влияния их идей на становление и развитие политической науки вообще и в России в частности. Сформулированные в диссертации выводы могут быть использованы для совершенствования властных структур, в процессе разработки проблем взаимоотношений личности и государства в процессе преподавания истории социально-политической и правовой мысли и в политологии.

Апробация работы. Основные положения работы использованы автором при разработке курса лекций по политологии и в процессе обучения студентов Тамбовского государственного технического университета. Отдельные аспекты исследования легли в основу выступлений автора на научно-теоретических конференциях ТГТУ в 1994-96 гг., а также изложены в опубликованных статьях:

- Сравнительный анализ программ "политических" левеллеров и диггеров. - Деп. в ИНИОН АН СССР за № 16 659 от 14.05.84. - 15 с.

- Государство и его функции в интерпретации английского либерализма XIX в. - Деп. в ИНИОН РАН за № 51 844 от 21.08.96 г. - 12 с.

- Проблема государства у Г. Спенсера / Англия XIX в. // Тезисы докладов II научной конференции Тамбовского государственного технического университета. - Тамбов, 1995. - С. 151-152.

- Бентам о разделении властей // Тезисы докладов III научной конференции Тамбовского государственного технического университета. - Тамбов, 1996. - С. 118-119.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Наумова, Марина Даниловна

Заключение

Проведенный анализ показывает, что исследованию политической власти в английском либерализме XIX века уделяется немалое внимание. И это естественно, ибо проблемы власти занимают центральное место не только в политической науке, но и в истории социально-политической мысли в целом. Обращение к творческому наследию Беджгота, Бентама, Милля и Спенсера позволяет проследить процесс разработки различных аспектов политической власти в идеологии либерализма.

Социально-политические воззрения представителей либеральной мысли складывались под влиянием определенных мировоззренческих установок, прежде всего, идей утилитаризма, позитивизма и так далее. Утилитаризм в большей степени был использован Бентамом в качестве методологической основы социально-политических взглядов. Милль и Спенсер были сторонниками такого философского направления как позитивизм. Систему взглядов Спенсера нередко не без оснований называют социологическим позитивизмом. Смысл же социал-дарвинизма, разработанного этим мыслителем, состоял в том, что все закономерности развития общества были сведены им к закономерностям биологической эволюции и выдвижения принципов естественного отбора и борьбы за существование в качестве определяющих факторов общественной жизни. Положения социал-дарвинизма стали, наряду с позитивизмом, определяющими в трактовке Спенсером природы человека и его места в обществе.

Опираясь на вышеназванные исследовательские пардигмы, представители английского либерализма XIX века анализировали проблемы политической власти.

Бентам, Милль и Спенсер уделили большое внимание исследованик основных норм и ценностей либерализма. Их трактовка имеет свои особенности. Английские мыслители сумели вычленить основные проблемы изучения феномена политической власти, прежде всего, это система представительства. Далее, это анализ либералами вопроса о роли государства в жизни общества. Эта проблема интересовала многих представителей философской и политической мысли, которые пытались определить границы дозволенного вмешательства государства в экономику, в частную жизнь людей. Актуальна она и для современной России, так как мы пытаемся реализовать на практике некоторые либеральные идеи, забывая порой, что эти границы уже были определены ранее. Английские либералы XIX века (в частности, Милль) предсказывали и необходимость пересмотра взглядов на политику государства. Такое понимание социальной и экономической роли государства привело к возникновению неолиберализма, в котором важнейшей функцией государства признается социальная защита граждан, особенно тех, кто испытывает наибольшие трудности. В обязанность государства вменяется также разработка общей стратегии экономического развития и осуществление мер по ее реализации.

Некоторые высказанные английскими либералами XIX века идеи оказали влияние на процесс формирования и становления современной политической науки. Так у мы уже отмечали, что теория рационального выбора создавалась под определенным влиянием утилитаризма Бентама. Идеи Спенсера о военном типе государства были использованы Лассуэллом при создании концепции "военизированного государства",'несущего опасность тотального насилия и милитаризации общества. Под влиянием Бентама и его утилитаризма создана и теория ценностей Лассуэлла, в которой власть выступает как важная, а порой и высшая ценность, или как средство для достижения другие ценностей, общества.

Наряду с другими аспектами политической власти английские либера лы исследовали и принцип разделения властей, предлагая определенную сие тему мер защиты от возможной коррумпированности власти и бюрократизации. Их интересовал вопрос о месте и роли законов в системе властных отношений. Законы рассматривались в качестве инструмента для достижение "наибольшего счастья наибольшего числа людей". Бентам и Милль анализировали понятие закона с точки зрения его полезности, Спенсер же видел б действии законов средство реализации естественного права человека 6ытб свободным и счастливым.

Многие аспекты политической власти, исследуемые в английском либерализме XIX века, актуальны и для современной России, где в последние годы либеральные идеи и ценности получили большое распространение. Обращение к истории либеральной мысли, анализ трактовки ее представителями проблем политической власти может дать немало ценного и полезного для совершенствования механизма властных отношений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Наумова, Марина Даниловна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Первоисточники

Беджгот В. Естествознание и политика. - Спб.: Знание, 1874. - 328 с.

Беджгот В. Государственный строй Англии. - М.: Сабашниковы, 1905. -356 с.

Бентам И. Рассуждения о гражданском и уголовном законоположении. ВЗт.-Спб., 1805-1811.

Бентам И. О судебных доказательствах. - Киев, 1876.

Бентам И. Тактика законодательных собраний. - Спб., 1907.

Бентам И. О судоустройстве. - Спб., 1860.

Бентам И. Должно ли преследовать лихву законам? Популярное изложение учения Бентама и Тюрго о лихве. - Спб., 1865. - С.70.

Бентам И. Принципы законодательства. О влиянии условий места и времени на законодательство. Руководство по политической экономии // Юм. Д. Опыты. -М., 1896.

Кант И. Соч. В 6 т. - М., 1965. - Т.4.

Карлейль Т. Исторические и практические опыты. - М., 1878.

Карлейль Т. Теперь и прежде. - М., 1906.

Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой современных моделей//Политические исследования. 1993,-№2.

Конт О. Система позитивистской политики или катаклизма промышленника // Родоначальники позитивизма, - Спб, 1910. Вып.2.

Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма, -Спб, 1912-1913. Вып.4-5.

Лильберн Дж. Памфлеты. - М., 1937.

Локк Дж. О государстве. - Спб., 1902.

Локк Дж. Избранные философские произведения в 2-х т. - М., 1960.

Милль Дж.С. Размышления о представительном правлении. Вып. 1-2. -Спб., 1863-1864.

Милль Дж.С. Рассуждения и исследования политические, философские, исторические. 4.1-3. - Спб., 1864-1865.

Милль Дж.С. О подчинении Женщины. - Спб., 1869.

Милль Дж.С. Автобиография. - Спб., 1874.

Милль Дж.С. Утилитаризм. О свободе. - Спб., 1900.

Милль Дж.С. Избирательные права женщин. - М., 1905.

Милль Дж.С. О свободе. - Спб., 1906.

Милль Дж.С. Основания политической экономии. - Спб., 1906.

Милль Дж.С. Основание политической экономии / Пер. и примеч. Н.Г.Чернышевского). - Спб., 1909.

Милль Дж.С. О политических правах женщин. - М., 1907.

Милль Дж.С. Система логики силлогистической и индуктивной. - М., 1914.

Милль Дж.С. Основы политической экономии. В 3 т. - М.: Прогресс. 1980.

Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. - М., 1955.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1969.

Спенсер Г. Развитие политических учреждений. - Спб., Журнал Мысль, 1882.

Спенсер Г. Социология как предмет изучения. - Спб., 1886.

Спенсер Г. О душе и доводы против социализма. - Самара, 1896.

Спенсер Г. О причинах моего разногласия с О.Контом // Огюст Конт и позитивизм. - М.: Книжное дело, 1897.

Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Т. 1-3. - Спб.: Издатель, 1899-1900.

Спенсер Г. Справедливость. - Спб., 1898.

Спенсер Г. Социальная статика. Изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества. - Спб., 1906.

Спенсер Г. Личность и государство. - Спб.: Вестник знания, 1908.

Спенсер Г. О праве собственности земли. - Одесса: Техник, 1917.

Спенсер Г. Автобиография. - Спб.: Просвещение, 1914.

Спенсер Г. Автобиография. - Спб., 1914.

Токвиль А. О демократии в Америке. - М., 1897.

Уинстенли Дж. Избранные памфлеты. - M.-JL, 1950.

Фурье Ш. Избранные сочинения: В 4 т. - M.-JT., 1951-1954.

Монографии, сборники, статьи, авторефераты

Агабеков Г.Б. Разделение властей: история и современная концепция. -М.: ИНИОНРАН, 1992. - 54 с.

Актуальные проблемы современной зарубежной политологии. - М., 1991. Вып. 1-4.

Алексеев B.C. К учению о юридической природе государства и государственной влоасти. - М., 1984.

Амелин В.И. Многомерная модель политической власти // Общественные науки и современность. - М., 1991. - №2.

Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Социально-политические науки. - М., 1991. - №2.

Амелин В.Н. Социология политики. - М.: изд-во МГУ, 1992.

Антонович М.М. Буржуазная социологическая теория. Критический очерк основных направлений, концепций, категорий. 4.1. - Минск, 1980. -255 с.

Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. - Томск, 1988. - 101 с.

Барнс Б. Природа власти // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. - 1992. - №4.

Баталов Э.А. Анатомия власти // Социум, 1991. - №5.

Берн Дж. Утилитаризм и реформа: социальная мысль и социальные перемены 1750-1800. -М.: наука, 1966.

Болл Дж. Власть //Политические исследования. - М., 1993. - №5. - С.36-42.

Борисенко В.Н. Социально-политические взгляды Дж. С. Милля // Политическое развитие Великобритании и США в XVII-XIX вв. - Д., 1985.

Бутми Э. Политическая психология английского народа в XIX в. - Пг., 1914.

Бурдье П. Социология политики. - М., 1989.

Васильева Г.С., Орлова В.И. Социальная философия. - 4.1: История социологических учений. - М., 1993.

Валюженич A.B. Американский либерализм: иллюзии и реальность. - М.: Наука, 1976.

Вейнберг PJL Герберт Спенсер (1820-1903) и предтечи дарвинизма. - М.: Типография т-ва И.Д.Сытина. - 1906. - 11 с.

Вильсон В. Государство: прошлое и настоящее конституционных учреждений. - Спб., 1906.

Власть: философские политические аспекты. Сб. статей ИФ АН СССР. -М.:ИФ, 1989. - 133 с.

Власть: очерки современной политической философии Запада. - М., 1989.- 325 с.

Вятр Е. Социология политических отношений. - М., Прогресс, 1979. -463 с.

Гайда A.B., Китаев B.B. Власть и человек // Философские науки, 1990. -№4.

Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии. - М.: Наука, 1982. - 333 с.

Гаджиев К.С. Типология современного либерализма. - М.: ИНИОН, 1983.

Гаджиев К.С. Политическая культура: теории и национальные модели. -М., 1994.

Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994.

Галаганова С.Г. Либерализм и неолиберализм // Типология современного либерализма. - М.: ИНИОН АН СССР, 1988.

Гольденвейзер В.В. Социальные течения и реформы XIX в. В Англии. -Киев, 1891.

Государство и общество: из истории анализа их взаимодействия. - М.: Наука, 1985.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М.: Мартис, 1995.

Графский В.И. Представления о власти в историко-политической ретроспективе // История политической мысли и современность. Ежегодник С АПН, 1988.

Грин Д., Шапиро И. Объяснение политики с позиций теории рационального выбора // Политические исследования. - М., 1994. - №3.

Гусев А.Ф. Милль как моралист // Православное обозрение, 1876. Т.1 (январь-март), Т.2 (август).

Дайси A.B. Основы госуларственного устройства Англии (пер. с англ.). -М., 1905.

Дегтярев A.A. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения//Политические исследования, 1996. - №3. - С. 108-120

Демеш Е.П. Американский либерализм и массовое политическое сознание. Автореферат диссертации канд. социол. наук. - М., 1993.

Дмитриев A.B. Политическая социология США. - 1905.

Доброва Е.А. Теория разделения властей в Англии эпохи просвещенья // Вопросы истории, 1981. - №4.

Железняк H.H. К истории либерализма в России // Вестник МГУ, Сер. 12 (социально-политические исследования), 1994. - №4.

Загородников А.Н. Западный либерализм в прошлом и настоящем. - М., СГУ, 1993.

Замошкин Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма // Вопросы философии, 1982. - №6. - С. 13-16.

Здравомыслов А.Г. Власть и общество // Социально-политический журнал, 1994. -№2. -С.4-17.

Зинченко С.А., Лисневский Э.В. Собственность, политическая власть и право: генезис и соотношение // Государство и право, 1992. - №3. - С. 18-23.

Зуб А.Т. Биополитический подход к проблеме политической власти // Власть в социалистическом обществе: теория, история и перспективы. - М., 1989.

Зуб А.Т. Биополитика: история, современное состояние и перспективы. -М„ 1995. - Деп. в ИНИОН РАН за №50249 от 4.04.95. - 28 с.

Зуев И.И. Власть в системе политологических категорий // Государство и право, 1992. - №5.

Евстегнеева Л.П., Евстегнеев Р.Н. Неотвратимость либерализма в России //Вопросы философии. - М., 1996. - №6. - С.158-163.

Епина Л.В. Милль и русская социалистическая мысль 60-70-х гг. XIX в. Автореф. ... дис. к. ф. н., Свердловск, 1987. - 18 с.

Зонов В.П. Историко-социологическая концепция позитивизма в русской демократической мысли 40-60-х гг. XIX в. Автореф. ... дис. - Томск, 1979.

Зорькин В.Д. Закономерности взаимосвязи философских и правовых учений // Закономерности возниконовения иразвития политико-юридических идей и институтов. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

Изензее И. Государство // Вестник МГУ, Сер. 12 (социально-политические исследования). - М., 1992. - №6.

Ильин В.В. Власть. Понятие власти // Вестник МГУ, Сер. 12 (социально-политические исследования). - М., 1992. - №3.

История политических и правовых учений (домарксистский период) / Под ред. О.Э.Лейста - М.: Юридическая литература, 1991.

Ильин В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы: Циклы модернизационного развития. - М.: МГШУ, 1996. - 400 с.

История государства и права зарубежных стран. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

История политических учений / Под ред. К.А.Мокичева. В 2 ч. - М.: Юридическая литература, 1971.

История политических и правовых учений XIX / Под ред. В.С.Нерсе-сянца. -М.: ИГП, 1993.

История политических и правовых учений / Под ред В.С.Нерсесянца -М.: Юридическая литература, 1988.

История буржуазной социологии XIX - начала XX века. - М.: Наука, 1979.-344 с.

Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. - М., 1982.

Кагановский И. Будущее либеральной демократии в России // Обще-свенные науки и современность. - М., 1995. - №2.

Каленский В.Г. Проблемы социологии государства в истории политико-правовой мысли. Автореферат диссертации. - М., 1980.

Капустин Б.Г. Либеральное сознание в России // Общественные науки и современность, 1994. -№3-4.

Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. - М., 1993. - №1.

Капустин Б.Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии // Политическое исследования. - М., 1994. - №5.

Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме и либералах // Социально-политический журнал. - М., 1994. - №6.

Крамкин В.В. Технология политической власти: политико-психологические механизмы. Автореф. ... дис. д. п. н. - Спб., 1995.

Краснов В.И. Власть как явление общественной жизни // Социально-политические науки, 1991. - №11.

Краснов В.И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал, 1994. - №6.

Кон И.С. История буржуазной социологии XIX - нач. XX века. - М., 1979.

Кон И.С. Позитивизм в социологии: исторический очерк. - Л.: ЛГУ. - 1964.

Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

Кривушин Л.Р. Проблемы государства и общества в домарксистской мысли. - Л., 1978.

Костикова И.В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлей-ля. -М., 1983.

Кравец И.А. Конституционализм: устройство политической власти и общественного развития. - Новосибирск, 1994. - 21 с.

Крылова Н.С. Английское государство. - М.: Наука, 1981. - 301 с.

Кузин В.Л. Политико-правовые взгляды Дж.С.Милля (методологические основы) // Из истории развития политико-правовых идей. - М., 1984.

Кузин В.Л. Логика основных понятий политико-правовой теории Дж.С.Милля // Тезисы докладов на научной конференции аспирантов ин-

статута государства и права АН СССР и юридического факультета МГУ, 1984. -С.31-34.

Куликова H.H. Критика утилитарных концепций морали. - М.: Знание, 1981.-64 с.

Курсанов Г.А. Эволюция и кризис современного позитивизма. - М.: Мысль, 1976. - 72 с.

Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль философии английского просвещения (1689 - 1714 гг.) - М.: Ирис-пресс, 1994. - 304 с.

Личность и власть. Сборник статей. - Ростов-на-Дону, 1995.

Леонова Г.Н. Спенсер о типах социально-политических систем // Вестник МГУ, Сер. 11 (право). - М., 1983.-№1.

Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - Л., 1965.

Левинсон А.Г. Термин "бюрократия" в российском контексте // Вопросы философии. - М., 1994. - №7-8. - С.241-248.

Мальцев А. Нравственная философия утилитаризма. - Спб., 1879.

Малинова О.Ю. Дж.С.Милль и социально-философские аспекты современного либерализма. Автореф. ... дис. к. ф. н. - М., 1990. - 16 с.

Малышева Н.С. Политические идеи Дж.Ласки // Социально-политические науки. - 1992. - №1.

Мамут Л.С. Шкала оценок государства и процесс его оценки // История политической мысли и современность. - М.: Наука, ежегодник САПР, 1988. -С.34-43.

Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т.1. - С.219-368.

Маркс К. Лассаль // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т.6. - С.283-288.

Маркс К. Воссемнадцатое бсюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т.8. - С. 115-217.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т.20. -С.1-338.

Момджян Х.Н. Философия Гельвеция. - М., 1955.

Межуев П.Г. Г.Спенсер - основатель новой социологии. - Спб., 1906.

Москаленко Л.Я. Место либерализма в истории русской общественно-политической мысли нач. XIX в. // Вопросы истории: Вып.2. - Минск, 1984.

Молчанова Н.В. Базовые элементы британской модели политической культуры и их исторические корни // Проблемы общественно-политической мысли в зеркале новой российской политологии. - М., 1994.

Мюллерсон P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М., 1991.

Налимов В.В. Власть и противостояние ей // Политические исследования, 1992. -№3.

Нерсесянц B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. - М., 1981.

Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли: из истории идей. - М.: Знание, 1980.

Нерсесянц B.C. История буржуазного конституционализма XIX в. - М.: Наука, 1986.

Осипова Е.В. Социология Г.С.Спенсера. - М.: РКЦ ИСПИ РАН, 1995. -28 с.

Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX века. - М.: Наука, 1994.-280 с.

Огюст Конт и позитивизм. Статьи Дж.С.Милля, Г.Спенсера и Л.Уорда. -М.: Книжное дело, 1897.

Основы политологии. - Саратов, 1993. - С. 159.

Основы политической науки. - М.: Изд-во МГУ, Знание / Под ред. Б.Н.Пугачева. В 2 ч.: ч.1. - 1993, - С.223. 4.2; - 1993. - С.224.

Пастухов В.Б. Новый федерализм для России: институционализация свободы // Политические исследования. - М., 1994. - №3. - С.95-105.

Паршакова Е.Д. Политические взгляды Бенджамина Констана. Авто-реф. ... дис. канд. ист. наук. - М., 1991.

Покровский В. Личность и общество (по Миллю). - Казань, 1907.

Покровский В. Бентам и его время. - Пг., 1916.

Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. - М.: Наука, 1976. - 495 с.

Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX века. - М.: Наука, 1979.

Проблемы общественно-политической мысли в зеркале новой российской политологии / Под ред. К.С.Гаджиева - М., 1994.

Попов И.В. Критика нравственного учения Милля // Богословский вестник, апрель, 1896. - №3-4.

Рагозин Н.П. Понятие власти в русском либерализме вт.пол. XIX в. Автореферат диссертации. -М., 1987.

Разделение властей и парламентаризм. - М., 1992.

Рубцов A.B. Наказание свободой (смысл и перспективы либеральных традиций в современоой России // Политические исследование. - М., 1995. -№6.

Самсонова Т.Н. Справедливость равентства и равенство справедливости: из истории западноевропейской утопической мысли XVI - XIX веков. -М.: МГУ, 1996. - 136 с.

Санистебан Л.С. Основы политической науки. - М., 1992.

Селезнев H.A. Основные тенденции развития государственного аппарата Великобритании во вт.пол. XIX - нач. XX века // Вестник МГУ, Сер.2. Право, 1979. - №6.

Самуэль Г. Либерализм: опыт изложения принципов и программ современного либерализма. - М., 1906.

Социология власти и авторитета. Сборник статей. - Саратов, 1994.

Славный В.И. Проблема власти: новое измерение // Политические исследования, 1991. - №5.

Селиханов Е. Государство и либеральные ценности // Три взгляда на государство христианские демократы, либералы и социал-демократы. - М.: ИНИОН, 1992.

Технология политической власти: зарубежный опыт. - Киев: Вища школа, 1994.

Узнародов И.М. Политические партии Великобритании и рабочие избиратели. - Ростов-на Дону, 1992. - 190 с.

Устинов В.М. Учение о народном представительстве. - М., 1912.

Улюкаев А. Либерализм и политика переходного периода в современной России. - М.: Евразия, 1995.

Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика // Политические исследования. - М., 1994. - №3.

Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М.: Наука, 1993. - С.243.

Философия власти. Под ред. Ильина В.В.: Изд-во МГУ, 1993. - 271 с.

ФламанМ. Современный либерализм. -М., 1989.

Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. - М., 1990. - №3.

Халипов В.Ф. Власть: основы кратологии. - М.: Луч, 1995. - 300 с.

Харц Л. Либеральная традиция в Америке. - М., 1993.

Хеттих М. Основные понятия политической науки // Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. - Выпуск 4. - М.: ИНИОН АН СССР, 1991.

Хэллоуэл Дж.Х. Моральные основы демократии. - М., 1993.

Цветанов В.К. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. - М., 1992.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М.: Интерпракс, 1995.

Чернышов А.Г. Человек и власть в России. Автореферат канд. пол. наук. -М„ 1992.

Шаблинский И.Г. Токвиль и современный консервативно-либе-ральный консенсус // Проблема человека в современной буржуазной философии. -М., ИФ АН СССР. - 1988. - С.57-62.

Шаповало В.Ф. Либерализм и российская идея // Социологические исследования. - М., 1996. - №2.

Шаран П. Сравнительная политология. - Часть I. - М., 1992. - 226 с.

Шрейбер В.К. Личность и общество в английском утилитаризме (И.Бентам, Дж.С.Милль). Автореф. дис. ... философ, наук//МГУ. - М., 1976.

Ярош К. Иеремия Бентам и его отношение к учению о остественном праве. - Харьков, 1886.

Литература на английском языке

Brinton С. English Political Thought in the Ninetelenth Century. - L., 1933.

Dicey A. Lectures on the Relations between Law and Public opinion in England during the Ninetelenth Century. - L., 1962.

Deutsch Karl W. Some Quantative Contrains on Value Allocation in Society and Politics // Politics, Personality and Social Sciences in the Twentieth Century: Essays in Honor of Harold D.Lasswell. Ed. by A.A.Rogow. - Chicago and London: Univ. of Chicago Press. - 1969.

Duncan L. The Life and Letters of Herbert Spencer. - L., 1908.

Eston D. Walter Bagehot and Liberal Realism // The American Political Science Review. - Vol. XLIIL, No. 1, February, 1949. Hobhouse L.T. Evolutional Political Theory. - L., 1922. Hobhouse L.T. Sociology and Philosophy. - L., 1966. International Encyclopedia of the Social Sciences. - 1972. Lasswell H.D. The Garrison state and Specialists on Violence // Lasswell H.D. The Analysis of Political Behavoir: An Empirical Approuch. Hamden (Conn.): Archon Books, 1966.

Lasswell H.D. The analysis of Political Behavoir. - L.: Rontledge a Kegan, 1970.

Lasswell H.D., Kaplan A. Power and Society. A Framework for Political Inquiry. - New Haven and London: Yale Univ. Press., 1981. Mill J.S. On Liberty. -L.,N.-Y„ 1859.

Mill J.S. Utilitarianism. On liberty and Considerations on Representative Government. Ed. by H.B. Action. - L., 1972.

Liberalism and its critics. Ed. by Michael Sandel. - Oxford, 1984. Liberalism: Essays in Political Philosophy. Ed. by J. Gray. - L., N. -Y., 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.