Евразийство в современных исследованиях, философские аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Жданова, Галина Владимировна

  • Жданова, Галина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 145
Жданова, Галина Владимировна. Евразийство в современных исследованиях, философские аспекты: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2002. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Жданова, Галина Владимировна

Введение.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Истоки и сущность евразийства.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Философские аспекты евразийского учения в современных публикациях.

§ 1 Историософская концепция евразийцев.

§ 2 Социальная философия евразийцев.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Перспектива евразийского проекта.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Евразийство в современных исследованиях, философские аспекты»

Возрождение интереса к евразийству, возникшему в 1920-х годах в интеллектуальных кругах послеоктябрьского зарубежья, было обусловлено гигантскими изменениями конца XX века -распадом СССР, концом биполярного мира, возникшей ситуацией геополитической нестабильности.

Распад Советского Союза поставил российское общество и государство перед выбором новых путей развития, вот почему теоретические концепции представителей пореволюционных течений русского зарубежья на сегодняшний момент для российского общества более чем актуальны, они носят проективный характер, поскольку нацелены на осмысление места России в мире после падения Российской империи. По оценке многих современных ученых, они могут быть востребованы при определении путей политического и социально-экономического развития современной России, хотя прямой параллели между историческим положением России в конце XX - начале XXI вв. и начале XX в., конечно, быть не может.

В настоящее время евразийские идеи привлекают внимание не только ученых, но и политиков. Президент Российской Федерации В.В. Путин осенью 2000 года заявил , что «Россия всегда ощущала себя евроазиатской страной. Мы никогда не забывали о том, что основная часть российской территории находится в Азии. Полновесное участие России в процессах экономического взаимодействия на пространствах Азии и Тихого океана -естественно и неизбежно. Ведь Россия - своеобразный интеграционный узел, связывающий Азию, Европу и Америку»1. В программных документах «Единства», КПРФ, ОВР, ЛДПР, Путин В. Россия: новые восточные перспективы// Независимая газета. 14 ноября 2000. С; 1. движения «Россия», множества других российских партий и движений присутствуют идеи, близкие к евразийству.

В ряде мест СНГ возникли евразийские центры и комитеты. 21 апреля 2001 года в Москве проходил съезд Общероссийского Политического Общественного Движения «Евразия»1. На съезде присутствовали делегаты от 51 региона России. Было принято решение о создании Общероссийского Политического Общественного Движения «Евразия». Основными целями Движения, согласно его уставу, являются: укрепление Российской государственности, основанное на принципах: евразийства, традиционализма, державности, национальной безопасности, приоритета социальной направленности экономических реформ, активизации роли молодежи в жизни государства и общества, развития национальной культуры народов России; содействие укреплению федерального устройства, активное участие в проведении и углублении федеральных реформ в целях укрепления общенационального единства народов России и ее регионов; содействие построению в России органического демократического общества, создание социального Государства, основанного на историко-культурных традициях страны.

Национальной трагедией можно считать русскую эмиграцию послеоктябрьского периода. Почти 2 миллиона наших соотечественников оказались за пределами Родины. И сегодня особенно остро ощущается трагическое положение русских эмигрантов на фоне современных событий в связи с разрушением Советского Союза, когда вновь, на этот раз уже около тридцати миллионов русских оказались на чужбине оторванными от Родины, какой для них была и остается Россия.

1 См.: Программные документы Общероссийского Политического Общественного Движения Евразия. М.: «Арктогея Центр», 2001.

Актуальность евразийского учения связана также еще и с тем, что в современных условиях судьбы русской эмиграции вызывают повышенный интерес в научных кругах и у широкой общественности. Этот интерес вполне закономерен и обусловлен теми процессами, которые происходят в социально-экономической сфере и получили отражение в связи с переходом к демократизации общества и переосмыслением исторического прошлого, в том числе и русского зарубежья.

В течение длительного периода времени многие документы и материалы о сложной истории эмиграции и трагических судьбах соотечественников находились в спецхранах столичных библиотек и архивов и были недоступны для исследователей. В результате проблемы русского зарубежья были недостаточно изучены. Начавшееся в 20-е годы XX века исследование феномена русского зарубежья вскоре было прервано в результате причисления его к контрреволюционной силе, враждебной по отношению к советской власти и большевизму.

Только изменение политической ситуации в стране на рубеже 80-х - начала 90-х годов повлекло за собой изменение отношения отечественных исследователей к русской эмиграции и к евразийству, что, прежде всего, связано с появлением возможности доступа к ранее недоступным источникам и с отказом от прежних негативных оценок.

Существенно изменилось проблемное поле историографии русской философии в 90-е годы, что отразило общий подъем интереса к интеллектуальной истории отечества. Появилась потребность в современных аналитических исследованиях идеалистической и религиозной традиции, а также многих ранее закрытых тем и персоналий. Собственно историографии русской философии посвящена антология «О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья» (М., 1990) и серия «Русские философы о русской философии» (под ред. Б.В. Емельянова). Несомненный интерес для историографии русской философии представляет «Русская идея» (под ред. М.А. Маслина М., 1992). В этих работах поставлен ряд новых для историографии русской философии проблем, связанных со спецификой русского национального самосознания, особенностями, проблематикой и персоналиями философии «серебряного века» и философской мысли русского зарубежья, с осмыслением роли православия и церкви в развитии русской мысли. Постановке и разработке новых проблем истории русской философии посвящены 6-ой выпуск сборника «Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования» (М., 1991), 4-ый выпуск сборника «Общественная мысль: исследования и публикации» (М., 1993), «Историко-философские ежегодники».

В современной литературе имеется значительное количество научных публикаций по евразийской проблематике, принадлежащих различным обществоведам, однако специальных диссертационных работ по философской историографии евразийства до сих пор не было. Данная работа нацелена на восполнение этого пробела. В диссертации предпринимается попытка реализации проблемно-аналитического подхода к философским аспектам евразийского учения в освещении современных философов, а также представителей других гуманитарных специальностей: историков, политологов, культурологов, юристов и других обществоведов, так или иначе интерпретирующих философские идеи представителей классического евразийства - Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, H.H. Алексеева, Л.П. Карсавина и др.

В 90-е годы двадцатого столетия вышло большое число публикаций на евразийскую тему, были организованы круглые столы и конференции, опубликованы основные евразийские источники, со вступительными статьями-комментариями, в которых рассматриваются истоки и основные положения евразийского учения, а также издания сочинений отдельных евразийских авторов. Отсюда основная цель диссертации - представить в проблемно-аналитическом ключе современные концепции, подходы к евразийству как к своеобразному, оригинальному течению философской мысли русского послеоктябрьского зарубежья.

Реализация цели предполагает решение следующих задач: выявление основной проблематики современных дискуссий относительно идейной природы, истоков и эволюции евразийского учения; анализ основного спектра позиций современных исследований социальной философии и философии истории евразийцев, выявление и оценка спорных точек зрения; рассмотрение основных направлений интерпретаций евразийского проекта, возможностей его реализации в контексте современной идейной ситуации в России; выявление идейно-философских различий между классическим евразийством и современным неоевразийством.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В первой главе рассматриваются различные точки зрения в отношении определения истоков и сущности евразийства. Показано, что современные авторы обнаруживают корни евразийского учения не только в русской философской традиции, но также и в западной. Проанализированы различные трактовки причин появления евразийского течения в русском послеоктябрьском зарубежье в интерпретации современных исследователей.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Жданова, Галина Владимировна

Заключение

Проделанный анализ современных исследований, рассматривающих феномен евразийского движения, показывает, что евразийство стало объектом изучения разных направлений научной мысли: не только философского, но также и исторического, политологического, культурологического, филологического и др. За два последние десятилетия в освещении евразийского наследия произошли значительные сдвиги: в научный оборот вводится все больше новых евразийских документов, в современных исследованиях не только поставлены на обсуждение многие евразийские проблемы, но и довольно активно осуществляется их разработка. Несмотря на эти положительные моменты, следует отметить, что изучение евразийского учения ведется преимущественно фрагментарно и разноречиво. Большинство авторов сосредоточило свое внимание на каком-то отдельном аспекте евразийского учения. Ряд работ посвящен историософской концепции евразийцев, в числе их авторов присутствуют как философы (3.0. Губбыева, В.В. Кожинов, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская и др.), так и историки (М.Г. Вандалковская, И.В. Вилента, Л.В. Пономарева, Н.Е. Соничева и др.). Другие авторы (Е.А. Гогохия, H.A. Омельченко, В.М. Хачатурян и др.) в качестве предмета своего исследования избрали евразийский опыт осмысления русской революции 1917 года. Значительное число публикаций посвящено социально-политической проблематике евразийства. Среди их авторов можно отметить С.И. Данилова, К.В. Пишуна, Н.Б. Нарбаева, В.В. Кржевова, P.A. Абдуразакова, А.Р. Устяна, А.Б. Шатилова и др.

Существенным достижением в изучении евразийского течения стало появление в последние годы монографий таких авторов как

В.Я. Пащенко, С.Н. Пушкин, И.Б. Орлова, О.Д. Волкогонова и др.). В ряде диссертационных исследований была попытка рассмотреть различные аспекты евразийского учения и их взаимосвязь. В числе их авторов, прежде всего, можно отметить А.Г. Горяева, Е.Г. Кривошееву, C.B. Игнатову, P.A. Урханову и др.

В целом можно отметить, что большинство современных исследователей, рассматривающих евразийское учение, находятся под воздействием «разоблаченного» евразийцами и по-прежнему господствовавшего в нашем обществе западного стереотипа, что естественно отражается на их не всегда объективной оценке этого учения. Этому способствует к тому же недостаточная обоснованность, фундаментальность евразийского учения, которая, вероятно, вызвана условиями эмиграции и отчужденным отношением к евразийцам со стороны преобладающего большинства авторитетных эмигрантских идеологов. Ярким примером необоснованности учения может служить такой аспект евразийской историософской концепции как роль Монгольской империи. Евразийцы не создали масштабных трудов об истинной роли татаро-монголов, а, в сущности, ограничились постановкой проблемы.

Тем не менее, большинство современных исследователей признает тот факт, что евразийское течение является одним из этапов истории русской философии, об этом свидетельствуют указанные истоки формирования евразийского течения, берущие свое начало на более ранних стадиях развития русской философской мысли.

Отталкиваясь от наследия русских евразийцев 20-х годов в конце 80-х годов двадцатого столетия начало складываться неоевразийство. В настоящее время оно стало одной из наиболее значимых мировоззренческих платформ в современной России.

Современное русское евразийство разделяется на три основных течения.

Первое из них - это крайне правое течение, главным представителем которого является Александр Дугин, редактор журнала «Элементы». По применяемой аргументации оно эклектично: здесь и апелляция к западным «новым правым» и геополитикам Третьего рейха, и антиамериканизм, и традиционный русский мессианизм1.

Второе евразийское течение, тяготеющее к журналу Эдуарда Баграмова «Евразия», больше делает упор на культуру и фольклор. Здесь центральные темы - славяно-тюркское смешение и славянотюркский союз, реабилитация Монгольской империи и тюркско-мусульманских меньшинств в русской истории, сопоставление православной религиозности с суфийским мистицизмом. Верность России представляется как защита национальной идентичности бывшего СССР.

И, наконец, третье крупное неоевразийское течение, возглавляемое Александром Панариным и Борисом Ерасовым, отличает большой уклон в теорию и политику. Оно пытается доказать, что империя является особой формой государственности, которая покоится на ценностях и принципах, а не на культе нации, и потому реализует в политическом плане национальное многообразие Евразии2.

Несмотря на различия между этими направлениями, неоевразийцы сходятся в том, что конец биполярности предвещает и конец европейского господства, наступление эры «постмодернизма», возвращения в мир консервативных,

1 См.: Дугин А. Консервативная революция. М., 1993; он же Мистерии Евразии. М., 1996.; он же Основы геополитики. Геополитическое будущее России. M., 1999.

2 См.: Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М., 1995. Панарин A.C., Ильин Б.Б. Россия: Опыт национально-государственной идеологии. М., 1994. религиозных и аскетических ценностей, которыми и будет обеспечено первенство России в мире. Для неоевразийцев Европа -это символ раздробленного общества, а истинное существование человека заключается в том, что индивид представляет национальный коллектив, который стоит выше его, выражает образ мыслей своей национальной группы и никогда - свой собственный. Индивид не имеет «смысла» в себе самом и для самого себя. По мнению неоевразийцев, жизнь, человек, история не могут быть простым совпадением или случайностью, а непременно должны иметь высший смысл, иную реальность, открывающуюся в Боге, в природе или в «идеях». Своими корнями такое представление о человеке уходит глубоко в историю русской мысли, в гегелевскую традицию осмысления всеобщего; в немецкую натурфилософию, искавшую единства человека и природы перед лицом атомарного современного общества; в неоплатонизм, с его верой в существование идей и сущностей, высших в сравнении с материальной реальностью.

От классического евразийства, неоевразийство отличается, прежде всего, тем, что оно по-новому формулирует отношение «Восток-Запад». У первых евразийцев оно занимало исключительное положение. Современные евразийцы выдвигают на первый план скорее вертикаль «Север-Юг»: с их точки зрения, по ней проходит главный водораздел в мире после окончания холодной войны. Таким образом они пытаются примирить три позиции, в которые одновременно попадает сейчас Россия (географически она на Севере, экономически близка Югу, в культурном плане -Востоку), и, более того, на основании такого уникального географического сочетания предсказать ей особую судьбу в XXI веке. Узловые пункты этой философской теории намечены такими представителями неоевразийства как А. Дугин и А. Панарин.

Следующее отличие неоевразийства от классического евразийства заключается в том, что только один А. Панарин подхватил идею ранних евразийцев о цикличности истории и о замене временного критерия пространственным. По его мнению, Евразия, вследствие ее уникального, континентального расположения, выявляет свою идентичность в пространстве, а не во времени, и развитие ее идет по горизонтали, а не по вертикали - чем и объясняется его циклический характер. Другие неоевразийцы занимают в этом вопросе менее определенную позицию. Некоторые даже вернулись к идее линейного времени: А. Дугин колеблется между линейностью и цикличностью истории.

Что же касается проблемы детерминизма, то в отличие от раннего евразийства, для которого было существенно акцентирование в этом аспекте географического фактора, у неоевразийцев он либо биологический и этнический (Л. Гумилев, А. Дугин), либо исторический и культурный (А. Панарин, Э. Баграмов). Геополитика не является главным элементом легитимации неоевразийства. По-настоящему ее использует только А. Дугин. Остальные неоевразийцы вообще не увлекаются картографией: для них евразийство - скорее философия истории и нации, чем геополитика. Оправданием империи служат не географические аргументы, как это отчасти имело место в евразийстве 20-х годов, а принципы философии политики.

Россия в понимании неоевразийцев - это не столько синтез Востока и Запада, образовавшийся в силу промежуточного географического и культурного положения страны, сколько целостное пространство, в которое органично вписывается входящий в него «Восток». Неоевразийцы выдвигают теорию существования двух Востоков: внешнего, на который Россия должна опираться на международной арене (мусульманский мир и особенно страны Юго-Восточной Азии), и внутреннего, собственно российского Востока, в котором открывается ее неевропейская идентичность.

В отличие от классических евразийцев, считавших, что православие должно быть распространено по всей территории Евразии, неоевразийцы представляют Евразию как продукт непрерывного диалога между православием и исламом. Неоевразийцы высоко оценивают роль ислама в истории и будущей судьбе постсоветского пространства. По их мнению, ислам позволяет создать гармоничное единство образа жизни, религии, культуры и политики. Следовательно, Россия должна расположить к себе «своих» мусульман, жителей Российской Федерации и центральной Азии, а также максимально сблизиться с мусульманскими странами в международном плане.

Евразийское наследие заслуживает дальнейшего изучения. Оно побуждает к более тщательному изучению культуры русского зарубежья прошлого столетия. Именно евразийство составляет одну из основных постсоветских идеологий, нацеленных на реидентификацию России. Вместе с тем, по всей видимости, ему суждено получить известное распространение и новое истолкование среди тюрко-мусульманских элит Российской Федерации.

Евразийство показывает, в какой степени тема Востока является одной из основополагающих для русского сознания XIX-XX веков, насколько тесно тема связана с некоторыми классическими философскими и политическими постулатами, значимыми для истории идей в России, такими, как дуализм, антиевропоцентризм, империя. Мысль о Востоке - это особый вид русской идеи, один из способов выражения сомнений русских мыслителей относительно идентичности России, ее места и сущности. Евразийство демонстрирует их потребность в

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Жданова, Галина Владимировна, 2002 год

1. Абдуразаков Р.А Атлантизм и евразийство как концептуальные основы внешней политики России 1991-1997. Дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Махачкала, 1998.

2. Айзатулин Т.А. Судьба России судьба ноосферы: К естественнонаучной теории динамики России в контексте reo- и этнодинамики// Aima mater. 1992, № 7-9.

3. Аксаков И.С. Цивилизация и христианский идеал// Сочинения. М., 1986. Т. 2

4. Алексеев Н. Евразийцы и государство// Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып. 9.

5. Алексеев H.H. Евразийство и марксизм// Евразийский сборник. Прага, 1929. Кн. 6.

6. Алексеев H.H. Русский народ и государство. М.: «Аграф», 1998. (Переиздание).

7. Ахраменко Л.П. Евразийские взгляды Л.Н. Гумилева и перспективы развития российского суперэтноса// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

8. Баграмов Э. «Евразия» это согласие// Казахстанская правда. 12 августа 1996.

9. Базарбаев Б. Россия или Запад? Философия русских мыслителей// Базарбаев Б. В поисках истинного либерализма. М.: Луч, 1994.

10. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. СПб., 1911.

11. Бердяев H.A. Евразийцы// Путь. Париж, 1927, № 1.

12. Бердяев H.A. Утопический этатизм евразийцев// Путь. Париж, 1927, № 2.

13. Бессонов Б.Н. Россия ищет дорогу в будущее// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

14. Богачева Н.В. Еще раз о тайне евразийства// Вестник Московского университета. Серия социология и политология. 1996, № 1.

15. Бондарь А. Евразийская государственность в исторической концепции Г.В. Вернадского// Россия в мировом политическом процессе. М., 1997.

16. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией/ Составитель А. Федоровский. М., 1997.

17. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М.: Памятники исторической мысли, 1997.

18. Ванчугов В.В. Статус философии в евразийском движении// Вестник Российского университета дружбы народов. Философия. М., 1999, № 1.

19. Васильцов С.И., Обухов С.П., Пешков В.П. Геополитические ожидания россиян. Неизбежность Союза// Политическая социология. М., 1999. Вып. 2.

20. Вернадский Г.В. Звенья русской культуры. Брюссель, 1938.

21. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории// Евразийский временник. Париж, 1927. Кн. 5.

22. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Прага, 1927. Ч. 1.

23. Вернадский Г.В. О движении русских на Восток// Научный исторический журнал. СПб., 1913-1914. Т. 1. Вып. 2.

24. Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии. Берлин, 1934.

25. Вернадский Г.В. Против солнца. Распространение русского государства к востоку// Русская мысль. М.- Пг., 1914. Т. 35. Вып. 1.

26. Византизм и евразийство как геополитические стратегии России в XXI веке/ Составитель А.Р. Устян. М.: Полтекс, 2000.

27. Вилента И.В. Концепция истории России в научном наследии евразийцев. Дисс. .канд. историч. наук. М., 1996.

28. Водолагин A.B. Метафизическая ось евразийства// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

29. Волкогонова О.Д. Евразийство: эволюция идеи// Вестник Московского университета. Серия философия. 1995, № 4.

30. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М.: РОССПЭН, 1998.

31. Гаман О.В. Перспективы нового евразийского союза: «за» и «против»// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

32. Гиренок Ф. Евразийские тропы// Aima mater. 1992, № 7-9.

33. Гиренок Ф. Новые дикие// Евразийская перспектива. М., 1994.

34. Гогохия Е.А. Русская революция 1917 года в идейно-политическом наследии евразийцев. Дисс. .канд. историч. наук. М., 1999.

35. Горяев А.Т. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект. Дисс. .канд. филос. наук. М., 1993.

36. Губбыева 3.0. Историософская концепция евразийства. Дисс. .канд. филос. наук. М., 1995.

37. Гумилев J1.H. Из истории Евразии. М., 1993.

38. Гумилев JI.H. Историко-философские сочинения Н.С. Трубецкого (Заметки последнего евразийца)// Трубецкой Н.С. История, культура, язык. М., 1995.

39. Гумилев JI.H. «Меня называют евразийцем.»// Наш современник. 1991, № 1.

40. Гумилев JI.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.

41. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии (Эпохи и цивилизации). М., 1993.

42. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993.

43. Данилов С.И. Идея соборности в социальной философии славянофилов и евразийская идеология// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

44. Данилов С.И. Социальная философия евразийства: истоки, сущность, современное состояние. Дисс. .канд. филос. наук. М., 1994.

45. Доронченков А.И. Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбах России. СПб.: Буланин, 2001.

46. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Л., 1984. Т. 27.

47. Драгунский Д.В. Версия. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Северной Евразии// Полис. 1995, №3.

48. Дугин А.Г. Евразийская платформа// Независимая газета. 15 ноября 2000.

49. Дугин А.Г. Консервативная революция. М., 1993.

50. Дугин А.Г. Мистерии Евразии. М., 1996.

51. Дугин А.Г. Евразийский триумф// Савицкий П. Континент Евразия. М., 1997.

52. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: «Арктогея Центр», 1999.

53. Дугин А. Преодоление Запада (эссе о Николае Сергеевиче Трубецком)// Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М.: «Аграф», 1999.

54. Дурновцев В.И., Манихин О.В. Евразийство начиналось так.// Глобальные проблемы и перспективы цивилизации (Феномен евразийства). М., 1993.

55. Дьяков В.А. О научном содержании и политических интерпретациях историософии евразийства// Славяноведение. 1993, №5.

56. Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра/ Материалы конференции, состоявшейся в комиссии СССР по делам ЮНЕСКО. Москва, 1991//Иностранная литература. 1991, №2.

57. Евразийская перспектива: Сборник статей// Материалы П-го международного конгресса «Культура и будущее России». М., 1994.

58. Евразийская хроника. Прага, 1925-1926; Париж, 1926-1928.

59. Евразийский временник/ Под ред. П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского и кн. Н.С. Трубецкого. Берлин, 1923. Кн. 3; 1925. Кн. 4; Париж, 1927. Кн. 5.

60. Евразийский проект: реальности, проблемы, концепции/ Материалы «круглого стола». М., 1996.

61. Евразийский сборник: Политика. Философия. Россиеведение. Прага, 1929. Кн. 6.62. «Евразийский Союз»: идея, проблемы, перспективы/ Материалы «круглого стола»// Социально-политический журнал. 1995, № 6.

62. Евразийство. Декларация, формулировки, тезисы. Прага: Евразийское книгоиздательство, 1932.

63. Евразийство. Опыт систематического изложения. Париж: Евразийское издательство, 1926.

64. Евразийство. Формулировка 1927 года// Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып.9.

65. Евразийство: за и против, вчера и сегодня/ Материалы «круглого стола»// Вопросы философии. 1995, № 6.

66. Евразия: теория и практика: Сборник статей. М.: «Арктогея Центр», 2001.

67. Ерыгин А.Н. Восток Запад - Россия (становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 1994.

68. Живов В.М. Комментарии// Трубецкой Н.С. История, культура, язык. М., 1995.

69. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1926. (Книга переиздана. М., 1997).

70. Иванов A.B., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул, 2000.

71. Иваск Ю.П. Константин Леонтьев// Константин Леонтьев. Pro et contra. СПб., 1995. Кн. 2.

72. Игнатов А. «Евразийство» как поиск новой русской культурной идентичности// Вопросы философии. 1995, № 6.

73. Игнатова С.В. Историко-философский анализ евразийского учения. Дисс. .филос. наук. М., 1995.

74. Игумен Иоанн (Экономцев) Опасности евразийской идеологии// Евразийская перспектива. М., 1994.

75. Идея евразийского союза выгодна только Казахстану// Сегодня. 28 августа 1994.

76. Ильин В. Евразийство// Ступени: философский журнал. 1992, № 2(5).

77. Иогансон E.H. Евразийская ностальгия// Глобальные проблемы и перспективы цивилизации (Феномен евразийства). М., 1993.

78. Исаев И. Геополитические корни авторитарного мышления. Исторический опыт евразийства// Дружба народов. 1993, №11.

79. Исаев И.А. Евразийство: идеология государственности// Общественные науки и современность. 1994, № 4.

80. Исаев И.А. Евразийство: миф или традиция?// Коммунист. 1991, № 12.

81. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX -начало XX вв. М.: «Наука», 1991.

82. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн. 1.

83. К истории евразийства. 1922-1924 гг.// Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. М., 1994. Вып. 5.

84. Казнина O.A. Н.С. Трубецкой и кризис евразийства// Славяноведение. 1995, № 4.

85. Калашникова В. Россия и Запад (Заметки по поводу евразийцев и антизападников)// Ступени: философский журнал. 1992, № 3 (6).

86. Кальсин М.Г. Движение евразийцев первой половины 20-х годов. Опыт осмысления феномена России// Традиции русской исторической мысли. Историософия. М., 1997.

87. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1993. Т. 5.

88. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея// Русская идея. М.: «Республика», 1992.

89. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. Париж, 1927.

90. Карсавин Л.П. Ответ на статью H.A. Бердяева об «Евразийцах»// Путь. Париж, 1926, № 2.

91. Керимов В. Евразийство: перспективы и тупики// Евразийская перспектива. М., 1994.

92. Киреев Н.Г. Россия и Турция в евразийской перспективе// Россия на грани тысячелетий: историческая трансформация и социально-духовные поиски. М., 1998.

93. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987.

94. Ключников С. Восточная ориентация русской культуры// Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. М., 1997.

95. Ключников С. Русский узел евразийства// Наш современник. 1992, № 3.

96. Кобищанов Ю.М. Место исламской цивилизации в этноконфессиональной структуре Северной Евразии России// Общественные науки и современность. 1996, № 2.

97. Кожинов В. Историософия евразийцев// Наш современник. 1992, №2.

98. Кожинов В.В. О евразийской концепции русского пути// Евразия. 1997, № 1-2.

99. Кожинов В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.

100. Козырева Л.Д. Народовластие в политической теории евразийства// Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998.

101. Колеров М.А. Братство св. Софии: «веховцы» и евразийцы (1921-1925 гг.)// Вопросы философии. 1994, № 10.

102. Колесниченко Ю.В. Евразийская концепция личности. Дисс. .канд. филос. наук. М., 1994.

103. Колчигин С. Никакого отношения к шпионству: о евразийстве// Простор. 1996, № 6.

104. Кошарный В.П. Евразийство// Русская философия. Словарь/ Под ред. М.А. Маслина. М.: ТЕРРА книжный клуб; издательство «Республика», 1999.

105. Кошарный В.П. Евразийство как объект междисциплинарного синтеза// Вестник Московского университета. Серия философия. 1994, № 4.

106. Кржевов B.C. Взаимоотношения общества и государства в концепции евразийства: «соборность» или тоталитаризм?// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

107. Кривошеева Е.Г. Пореволюционное эмигрантское течение евразийство (1921-1932 гг.). Дисс. .канд. историч. наук. М., 1995.

108. Кривцов В. Отец Иакинф. М., 1984.

109. Кургинян С. Содержание нового интеграционизма. Модели евразийского содружества и их соответствие интересам России// Независимая газета. 7 июля 1994.

110. Лакер У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон, 1994.

111. Ламанский В.И. Три мира азийско-европейского материка. СПб., 1892.

112. Леонтьев К.Н. Сочинения. М., 1912. Т. V.

113. Лесной С. Откуда ты, Русь? Ростов-на-Дону, 1995.

114. Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией. Курс лекций, читанных в Московском университете в 1908-1909 гг. М., 1909.

115. Люкс Л. Евразийство// Вопросы философии. 1993, № 6.

116. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция. Соблазн антизападничества в России и Германии// Вопросы философии. 1996, №3.

117. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком: Сборник статей. М.: Московский философский фонд, 1993.

118. Макаров Н. Кому он нужен, этот ЕАС? О евразийском союзе// Комсомольская правда. 6 сентября 1994.

119. Малявин В. Россия. после Запада и Востока// Евразийская перспектива. М., 1994.

120. Манихин О.В. Евразийство. Предчувствие и свершения// Советская библиография. 1991, № 1.

121. Маслин М.А. «Евразийские временники» как источник классического евразийства// Вестник Российского университета дружбы народов. Философия. М., 1999, № 1.

122. Мелих Ю.Б. Попытка обоснования единства многообразия в евразийстве Л.П. Карсавина// Восточно-христианская цивилизация и восточнославянское общество в современном мире. М., 2001.

123. Мечников Л. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995.

124. Миголатьев A.A. Проблемы актуализации евразийской идеи// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

125. Милюков П. Евразианизм и европеизм в русской истории// Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М.: Наука, 1994.

126. Минаков А.Ю. М.Л. Магницкий: к вопросу о биографии и мировоззрении русских православных консерваторов XIX века// Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Сборник научных трудов. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2001. Вып. 1.

127. Мир России Евразия: Антология/ Составители Новикова Л.И., Сиземская И.Н. М.: Высшая школа, 1995.

128. Михалков Н.С. Мост между Европой и Азией// Правда. 7 ноября 1991.

129. Мунтян М.А. Несколько суждений о российском евразийстве// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

130. Мурадян И.М., Манукян С.А. «Третий путь» евразийских наций и ирано-шиитская революция. Ереван, 1997.

131. Мяло К. Русский вопрос и евразийская перспектива// Евразийская перспектива. М., 1994.

132. Назарбаев H.A. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997 гг. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.

133. Назарбаев H.A. О проекте формирования Евразийского союза государств// Азия. Экономика и жизнь. 1996, № 9.

134. Назарбаев H.A. Пять лет независимости. Алма-Ата, 1996.

135. Налепин А. Материалы евразийства в «Российском архиве»// Евразийская перспектива. М., 1994.

136. На путях. Утверждение евразийцев. Берлин, 1922.

137. Нарбаев Н.Б. Россия и Евразия: проблемы государственности, вторая половина XIX начало XX века. М.: Наука, 1997.

138. Нарочницкая Н. Россия и Европа: историософский и геополитический подход//Наш современник. 1993, № 12.

139. Нарочницкая Н., Мяло К. Еще раз о евразийском соблазне// Наш современник. 1995, № 4.

140. Нижников С.А. Евразийская доктрина как предмет евразийской самокритики// Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998.

141. Нижников С.А. Между Западом и Востоком: (Заметки по теории и истории евразийской идеи)// Вестник Российского университета дружбы народов. Философия. М., 1999, № 1.

142. Новиков А. Гиперболоид инженера Кургиняна// Литературная газета. 1993, № 50 (15 декабря).

143. Новикова Л.И. В поисках новой идеологии// Вестник Московского университета. Серия социально-политические исследования. 1993,№ 5.

144. Новикова Л., Сиземская И. Евразийский искус// Мир России -Евразия. М., 1995.

145. Новикова Л., Сиземская И. Политическая программа евразийцев: реальность или утопия?// Общественные науки и современность. 1992, № 1.

146. Новикова Л.П., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: «Аспект Пресс», 1999.

147. Обухов С.П. Да здравствует империя?// Континент-Megapolis. 1995, № 5.

148. Омельченко H.A. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 г., о большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб., 1996.

149. Омельченко H.A. Споры о евразийстве (опыт исторической реконструкции)// Полис. 1992, № 3.

150. Омырзанов Т. Идея евразийства это сочетание культуры Востока и цивилизации Запада//Панорама. 17 января 1997.

151. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: Норма, 1998.

152. Орлова И.Б. Современные цивилизации и Россия. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.

153. Очирова Т. Геополитическая концепция евразийства// Общественные науки и современность. 1994, № 1.

154. Панарин A.C. Евразийский проект в постиндустриальную эпоху// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

155. Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М., 1995.

156. Панарин A.C., Ильин Б.Б. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994.

157. Панарин A.C. Язык элит и цивилизационные сдвиги в Евразии// Вестник Московского университета. Серия социология и политология. 1995, № 1.

158. Панарин A.C. Россия и Евразия: геополитические вызовы и цивилизационные ответы//Вопросы философии. 1994, № 5.

159. Панченко А. Евразийство как современная проблема// Евразийская перспектива. М., 1994.

160. Парамонов Б. Советское евразийство// Звезда. 1992, № 4.

161. Пастухов В.Б. Будущее России вырастает из прошлого: Посткоммунизм как логическая фаза развития евразийской цивилизации// Полис. 1992, № 5-6.

162. Пащенко В.Я. Евразийцы и мы// Вестник Московского университета. Серия социально-политические исследования. 1993, № 3-4.

163. Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М.: Издательство Московского университета, 2000.

164. Пащенко В.Я. Марксизм, большевизм, революция в зеркале евразийства// Вестник Московского университета. Серия политические науки. 1999, № 2-3.

165. Письма Трубецкого Н.С. Савицкому П.Н. и Сувчинскому П.П.// ЦГАОР. Ф. 5783. О. 1. Д. 390.

166. Пишун К.В. Государство, религия и армия в идеократической концепции евразийства// Поиск молодых. Уссурийск, 1998.

167. Пишун К.В. Политическое учение евразийства: Опыт . системной реконструкции и интерпретации. Дисс. .канд. полит, наук. Владивосток, 1999.

168. Подковский Э. Мы не задворки Европы, мы ворота в Азию// Литературные новости. 1992, № 2.

169. Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция// Трубецкой Н.С. История, культура, язык. М., 1995.

170. Пономарева Л.В. Типология евразийства//Русская эмиграция в Европе в 20-30 гг. XX в. М.: Институт всеобщей истории РАН, 1996.

171. Пономарева Л.В. Вокруг евразийства. Споры в русской эмиграции// Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.

172. Пономарева Л.В. Испанский католицизм. М., 1989.

173. Проблемы русской геополитики/ Материалы «круглого стола»// Вестник Московского университета. Серия социально-политические исследования. 1994, № 6.

174. Программные документы Общероссийского Политического Общественного Движения Евразия. М.: «Арктогея Центр», 2001.

175. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России/ Под ред. И.А. Исаева М.: Русская книга, 1992.

176. Путин В. Россия: новые восточные перспективы// Независимая газета. 14 ноября 2000.

177. Пушкин С.Н. Евразийское учение. СПб., 1999.

178. Пушкин С.Н. Евразийцы о православных основах отечественной цивилизации// Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998.

179. Разуваев В. Загадка евразийства// Независимая газета. 30 июля 1998.

180. Российское Зарубежье: история и современность. М., 1998.

181. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1992.

182. Россия между Востоком и Западом: традиционные и современные концепции. Хрестоматия. М., 1994.

183. Россия между Западом и Востоком: духовные аспекты цивилизации. М., 1999.

184. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

185. Россия: прошлое, настоящее, будущее/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 16-19 декабря 1996 г. СПб.: БГТУ, 1996.

186. Рязановский Н. Возникновение евразийства// Звезда. 1995, № 2.

187. Савицкий П.Н. Бартольд как историк// Савицкий П. Континент Евразия. М., 1997.

188. Савицкий П.Н. Два мира// На путях. Утвеждение евразийцев. Берлин, 1922. Кн. 2.

189. Савицкий П.Н. Евразийство// Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн. 4.

190. Савицкий П. Задание евразийства// Евразийский сборник. Прага, 1929, № 6.

191. Савицкий П.Н. Подданство идеи// Евразийский временник. Берлин, 1923. Кн. 3.

192. Савицкий П.Н. Степь и оседлость// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

193. Савкин И. Евразийская доктрина// Евразийская перспектива. М., 1994.

194. Савкин П., Козловский В. Евразийское будущее России// Ступени: философский журнал. 1992, № 2 (5).

195. Садовский Л.Д. Оппонентам евразийства. Письмо в редакцию// Евразийский временник. Берлин, 1923. Кн. 3.

196. Семенкин Н.С. Перспективы евразийской идеологии// Этнополитический вестник. 1994, № 1.

197. Семушкин A.B. Организационно-политический статус евразийцев: партия или духовное объединение?// Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998.

198. Сиземская И.Н. Идеология фактор социального консенсуса// Вестник Московского университета. Серия социально-политические исследования. 1993, № 5.

199. Сильницкий Г. Евразийство в перспективе истории мировой культуры// Евразийская перспектива. М., 1994.

200. Соболев A.B. Евразийство// Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2001. Т. 2.

201. Соболев А. Князь Н.С. Трубецкой и евразийство// Литературная учеба. 1991. № 1.

202. Соболев A.B. Полюса евразийства// Новый мир. 1991, № 1.

203. Соболев A.B. Своя своих не познала. Евразийство: Л.П. Карсавин и другие// Начала. 1992, № 4.

204. Соболев А. Уроки евразийства// Евразийская перспектива. М., 1994.

205. Солопова О.В. Евразийство (евразийское движение)// Национальные отношения. Словарь/ Под ред. В.Л. Калашникова. М., 1997.

206. Соничева Н.Е. Г.В. Вернадский: Русская история в евразийском контексте// Глобальные проблемы и перспективы цивилизации (Феномен евразийства). М., 1993.

207. Степанов А.И. Структурная политология о Евразии в мировом сообществе// Политическая наука в России (история, современность, модели будущего). М., 1994.

208. Степанов Н. Критика евразийства П.Н. Милюковым// Евразийская перспектива. М., 1994.

209. Субетто А.И. Геополитическая логика взаимодействия русской и мировой культур в контексте философии истории России как евразийской цивилизации: прошлое, настоящее, будущее. СПб.-Москва Красноярск, 1999.

210. Сувчинский П.П. Монархия и сильная власть// Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып. 9.

211. Сувчинский П.П. О ликвидации и наследи социализма// Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып. 7.

212. Султанов Ш. Дух евразийца// Наш современник. 1992, № 7.

213. Сухов А.Д. Социально-философские воззрения евразийцев// Философия и общество. 1998, № 1.

214. Сыздыкова Ж.С. История взаимоотношений России и Казахстана. Перспективы развития евразийской идеи// Историческое сознание разбегающиеся смыслы. М., 1997.

215. Тальберг Н. История Русской церкви. Издательство Сретенского монастыря, 1997.

216. Тимонин Е.И. Исторические судьбы русской эмиграции (19201945-е гг.). Омск: издательство СибАДИ, 2000.

217. Толстогузов П. Камень, который отвергли строители (Идейное наследие евразийцев и сегодняшний день)// Лепта. 1993, № 2.

218. Толстой Н. Истоки евразийства// Евразийская перспектива. М., 1994.

219. Толстой Н.И. Трубецкой и евразийство// Трубецкой Н.С. История, культура, язык. М., 1995.

220. Троицкий Е.С. О русской идее. М., 1994.

221. Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков// Евразийский временник. Берлин, 1923.

222. Трубецкой Н.С. Европа и человечество. София, 1920.

223. Трубецкой Н.С. Мы и другие// Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн. 4.

224. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Берлин, 1925.

225. Трубецкой Н.С. О народах Кавказа// Политика. 1993, № 3 (26).

226. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме// Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн. 1.

227. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм// Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып. 9.

228. Трубецкой Н.С. Письмо в редакцию газеты «Евразия»// Алексеев Н.Н., Ильин В.Н., Савицкий П.Н. «О газете «Евразия». Париж, 1929.

229. Тугаринов И.А. Евразийство в круге нашего внимания: (исторический обзор)// Aima mater. 1992, № 7-9.

230. Урманцев Р. За союз: но не советский, а евразийский// Труд. 16 августа 1994.

231. Урханова P.A. Евразийство как идейно-философское течение в русской культуре XX века. Дисс. . канд. филос. наук. М., 1992.

232. Урханова P.A. К критике западной культуры в творчестве евразийцев// Философия России XIX начала XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991.

233. Флоровский Г.В. «Евразийский соблазн»// Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. М., 1993.

234. Флоровский Г.В. Окамененное бесчувствие (Против евразийства)// Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М.: «Аграф», 1998.

235. Хара-Даван Э.Д. Евразийство с точки зрения монгола// Евразийская хроника. Париж, 1928. Вып. 10.

236. Хачатурян В.М. Истоки русской революции в оценке эмиграции 20-30-х гг. XX в.// Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940. М., 1994. Кн. 1.

237. Хачатурян Историософия евразийства// Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.

238. Хачатурян В.М. Культура Евразии: этнос и геополитика// Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.

239. Хачатурян В. Революция и русская культура в концепции евразийства// Европейский альманах: История. Традиции. Культура. М., 1993.

240. Хачатурян В.М. Евразия между Западом и Востоком// Евразия. 1993, №2.

241. Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКП// Вопросы философии. 1992, № 8.

242. Хоружий С.С. О старом и новом. Спб.: Алетейя, 2000.

243. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке//Вопросы философии. 1994, №11.

244. Чесноков Г.Д. Евразийство и проблемы современной России// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

245. Шалабаева Г. Духовная культура и проблема социальной модернизации в свете евразийской доктрины// Евразийское сообщество. 1997, № 1.

246. Шаповалов В.Ф. Либерализм и евразийская идея// Вопросы философии. 1996, № 2.

247. Шатилов А.Б. Евразийство как феномен политической культуры. Двадцатые годы XX века. Дисс. . .канд. полит, наук. М., 1999.

248. Шатилов А.Б. История евразийского движения (20-е годы)// Проблемы источниковедения и политической истории: Сборник статей. М., 1995.

249. Шевелев Г.И. Преображение духа (Заметки евразийца)// Международные отношения. 1991, № 11.

250. Шевченко В.Н. К современным спорам вокруг евразийской идеи// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

251. Шевченко М. Контуры евразийства// НГ-Религия. Ежемесячное приложение к «Независимой газете». № 12. Декабрь 1997.

252. Ширгазин О. Императив евразийства// Завтра. 1994, № 36.

253. Щапов А.П. Неизданные сочинения. Казань, 1926.

254. Якобсон P.O. К характеристике евразийского языкового союза. Париж, 1931.

255. Янов А. После Ельцина. «Веймарская» Россия. М., 1995.

256. Янов А. Учение Льва Гумилева// Свободная мысль. 1992, № 17.

257. Bassin M. Russia between Europe and Asia. The ideological construction of geographical space// Slavic Review, 1991 (Spring).

258. Boss O. Die Lehre der Eurazier. Wiesbaden, 1961.

259. Halperin Ch. Russia and Steppe: George Vernadsky and eurasianism// Forshungen zur osteuropaschen Geshcicht. Wiesbaden, 1985.

260. Is Russia a European power?: the position of Russian in a new Europe/ Tom Casier and Katlijn Malfier (leds.). Leuven: Leuven University Press, 1998.

261. Raeff M. Russia abroad: A cultural history of the Russian emigration (1919-1939). N. Y., 1990.

262. Riasanovsky N.V. Asia through Russian Eyes// Russia and Asia. Stanford, 1972.

263. Riasanovsky N.V. The Emergence of Eurasianism// California Slavic Stadies. 1967, №4.

264. Russia and Europe: conference proceeding: Oslo, 4 March 1996/ edited by Jakub M. Godzimirsky. Oslo: Centre for Russian Studies, Norwegian Institute of International Affairs, 1996.

265. Russia and Europe: conflict or cooperation?/ edited by Mark Webber. New York: St. Martin's Press, 2000.

266. Russia's place in Europe: a security debate/ edited by Kurt R. Spillmann and Andreas Wenger; with the assistance of Derek Miller and Jeronim Perovirer. Bern; New York: Peter Lang, 1999.

267. Seriot P. N.S. Troubetzkoy. L'Europe et l'humanité. Ecrits linguistiques. Liege, "Mardaga", 1996.

268. Utechin S. Russian political thought. N.Y., 1964.

269. Williams R.S. Culture in Exile. Russian Emigres in Germany (19211941). Cornelle Univ. London, 1972.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.