Еврейское изобразительное искусство в Санкт-Петербурге во второй половине XIX-начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Земцова, Ирина Валерьевна

  • Земцова, Ирина Валерьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 252
Земцова, Ирина Валерьевна. Еврейское изобразительное искусство в Санкт-Петербурге во второй половине XIX-начале XX вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2008. 252 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Земцова, Ирина Валерьевна

Введение

1. Особенности развития еврейской художественной культуры в Санкт-Петербурге

Источники изучения еврейской художественной культуры

Санкт-Петербурга 17 Культура еврейской диаспоры Петербурга, особенности её формирования 22 Формирование круга еврейских художников Петербурга и их общественная деятельность 37 Еврейские художественные общества в Петербурге

2. Развитие национальной темы в творчестве художников-евреев

2.1 Особенности развития изобразительного искусства у еврейского населения Российской империи

2.2 Национальная тема в творчестве петербургских художников-евреев. Пути определения и воплощения

2.3 Этапы развития еврейского искусства в России

3. Характерные черты еврейского национального искусства и его специфика

3.1 Сюжеты в еврейском изобразительном искусстве

3.2 Особенности художественной образности в национальном еврейском искусстве

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Еврейское изобразительное искусство в Санкт-Петербурге во второй половине XIX-начале XX вв.»

Актуальность темы. В настоящее время интерес к творчеству еврейских художников, работавших в России во второй половине XIX -начале XX вв., чрезвычайно возрастает. Это связано, прежде всего, с тем, что традиции еврейского искусства благодаря распространению живописи русских еврейских художников в мире вызывают особый интерес специалистов и коллекционеров живописи. При этом современному зрителю оказались совершенно непонятными темы и символы еврейского искусства, которые принято было трактовать по европейской традиции, т. е. через интерпретацию сюжета с точки зрения его соответствия традиционному опыту той или иной, преимущественно европейской или русской, культуры. Такой подход очень скоро завёл в тупик исследователей еврейского изобразительного искусства, что вполне понятно, ибо логика, символика и образный характер произведений еврейских художников абсолютно не совпадают с европейским пониманием тех же составляющих.

Выросшее из национальной еврейской мифологии и философии еврейское изобразительное искусство ни в коей мере не поддаётся простому описательному подходу или историко-культурологическому толкованию. Изучение особенностей этого искусства требует более глубокого проникновения в еврейскую национальную культуру, изучения особенностей мировосприятия и специфики еврейской национальной жизни, отразившихся в приверженности художников определённой образно-символической системе и тематическому ряду.

При том, что проблема существования собственного национального стиля и наличия особых специфических черт, присущих творчеству еврейских художников, обсуждается еврейской художественной интеллигенцией и критиками уже на протяжение более чем столетия, не существует, однако, общепринятого представления о критериях определения принадлежности того или иного произведения к еврейскому изобразительному искусству. Интерес к культуре евреев-ашкеназов, усилившийся в последние двадцать лет, как в России, так и в Израиле с новой силой возродил эту - дискуссию и инициировал поиск специфической национальной составляющей в искусстве еврейских художников. Подобная ситуация в современном искусствознании и обусловила своевременность и актуальность данной темы исследования.

Среди важнейших проблем, которые необходимо решить, для того, чтобы создать научный фундамент изучения еврейского изобразительного искусства, мы выделяем следующие: рассмотрение культурно-исторических, политических, социально-экономических аспектов, определивших пути развития еврейского искусства, а также мистических и религиозных переживаний, характерных для еврейской культуры на разных этапах развития; изучение семантики произведений еврейских художников, определение литературных и изобразительных истоков их творчества, анализ тематического и образного ряда.

Теоретическая разработанность проблемы. Ещё на рубеже XIX - XX вв. появляются работы, посвященные анализу искусства еврейских художников России. Первыми из них стали лекции и статьи художественных критиков М. Сыркина,1 С. Раппопорта2, В. Фриче3, скульптора И. Гинцбурга4, художника М. Маймона5. Авторы выступали с обзорами развития еврейского искусства, стремились выделить степень влияние различных факторов на сложение национальных особенностей изобразительного творчества. Исследователей более всего привлекала проблема национального компонента, понимаемого очень поверхностно и, прежде всего, с точки зрения национальности темы. Выходили также небольшие статьи о

1 Сыркин М. Доклад о еврейском искусстве в «Еврейском Историко-Этнографическом обществе».// Новый Восход. 1911. № 7. С. 37-40. Сыркин М. Евреи и искусство.// Еврейская неделя. 1916. № 25. С. 37-40. № 26. С. 37-41.

2 Раппопорт С. И. Евреи кистью и карандашом.// Восход. 1897. № 10. С. 25-46.

3 Фриче В. Возможно ли возникновение еврейского искусства?// Евреи и Россия. 1915. № 2. С. 5-6.

4 Гинцбург И. Задачи «Еврейского общества поощрения художеств». (В связи с вопросом о развитии пластических искусств среди евреев в России).// Еврейская неделя. 1915. № 30. С. 25-26. Лазарев Л. И. Мысли и контуры. Кое-что о национальном духе и творчестве.// Еврейская неделя. 1916. № 1. С. 51-54.

5 Маймон М. Еврейский национализм в искусстве.// Будущность. 1902. № 45. С. 901-902. творчестве отдельных еврейских художников, среди которых наибольший интерес вызывали молодые авангардисты и графики М. Шагал и Н. Альтман6. Представления самих авангардистов о воплощении национального смысла в художественной форме отразились в статье Б. Аронсона и И. Рыбака «Пути еврейской живописи»7. Лишь одна книга была посвящена самому процессу сложения и развития национальной специфики в искусстве еврейских художников - это книга Б. Аронсона «Современная еврейская о графика» . В ней впервые была сделана попытка выделить этапы развития еврейского искусства в России. В целом круг литературы по еврейскому искусству в начале XX века был крайне ограничен, проблема специфики еврейского искусства хотя и была поставлена, но не получила серьёзного освещения, а само понятие специфики практически не было раскрыто.

В советской историографии культура еврейской диаспоры Петербурга рассматривалась в кругу культур других национальных диаспор города9, а искусство еврейских художников связывалось с художественными традициями республик Белоруссии и Украины (Н. Езерская10), либо представлялось в альбомах и монографиях11, посвящённых отдельным

6 Сыркин М. Марк Шагал.// Еврейская неделя. 1916. № 20. С. 41-48. Эфрос А. Портрет Натана Альтмана. М.: Шиповник, 1922. Осборн М. Еврейская графика Натана Альтмана. Л.: Петрополис, 1923. Аронсон Б. С. Марк Шагал. Берлин: Петрополис, 1923.

7 Исахар-Бер Рибак, Борис Аронсон. Шляхи Еврейського живопису.// Kultur-Lige. Художнш авангард 19101920-х роюв. Киев: Дух I Лггера, 2007. С. 64-74.

8 Аронсон Б. С. Современная еврейская графика. Берлин: Петрополис, 1924.

9 Юхнева Н. В. Петербург - многонациональная столица.// Старый Петербург. Л., 1982. С. 10-50. Юхнева Н. В. О роли многонациональных городов Центральной и Восточной Европы в интеграционных этнических процессах (XVIII—XIX вв.).// У истоков формирования наций в Центральной и Юго-Восточной Европе: Общественно-культурное развитие и генезис национального самосознания. М., 1984. С. 17-28. Юхнёва Н. В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга: Вторая половина XIX - начало XX века. Л., 1984.

10 Езерская Н. А. Передвижники и национальные художественные школы народов России. М.,1987.

11 Бродский В. Я., Земцова А. М. Соломон Борисович Юдовин. Л., 1962. Иоффе И. И., Голлербах Э. Ф. С. Юдовин. Гравюры на дереве. JI., 1928. Каменский А. Марк Шагал и российский художественный фон начала XX века.// Советское искусствознание. 1990. Вып. 26. С. 211-244. Каменский А. Марк Шагал. Художник из России. М.: Трилистник, 2005. Анатолий Каплан. Живопись. Графика. Керамика. Стекло. Скульптура. СПб.: Государственный Русский музей; Palace Editions, 1995. Лебедев А. К., Бурова Г. К. Творческое содружество. Антокольский и Стасов. Л., 1968. Осборн М. Еврейская графика Натана Альтмана. Л.: Петрополис, 1923. Леонид Осипович Пастернак: 1862-1945. Каталог выставки. - М.: Советский художник, 1979. Иосиф Моисеевич Чайков: Каталог выставки. - М.: Советский художник, 1979. Эткннд M. Г. Н. Альтман. М., 1971. Эфрос А. Профили. М.: Федерация, 1930. Шагал. Возвращение мастера: По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. М.: Советский художник, 1988. мастерам, где национальным аспектам их творчества не уделялось должного внимания.

Целенаправленное изучение национальной темы в искусстве еврейских художников России начинается лишь на рубеже 1980-х — 1990-х гг. и во многом связано с активизацией деятельности международных еврейских организаций (агентство «Сохнут», фонд «Джойнт») в России. Рост интереса к еврейскому искусству связан и с появлением центров и организаций по изучению еврейской культуры на территории бывшего СССР (Государственная классическая академия им. Маймонида, Санкт-Петербургский Институт Иудаики, студенческие культурные центры I

Гилель», ульпаны и др.), организацией международных конференций по иудаике (центр «Сефер») и экспедиций по местам еврейской оседлости, выпуском книг по еврейской культуре (издательства «Гешарим», «Мосты культуры», «Библиотека Алия» и др.).

В этот период наиболее известной книгой, посвященной культуре еврейского общества дореволюционного Петербурга, стала книга М. Бейзера.12 В ней в краткой конспективной форме описаны основные вехи развития еврейской диаспоры в столице, представлены наиболее важные, «знаковые» представители петербургского еврейства, названы значимые для культуры диаспоры адреса. Таким образом, в книге М. Бейзера уделено внимание лишь топографическому и фактологическому аспектам жизни еврейской диаспоры Петербурга.

С начала 1990-х гг. начинается последовательное изучение еврейского народного искусства, тем более важное, что значительная часть его была утеряна и уничтожена в двух мировых войнах. По материалам этнографических экспедиций выходит ряд книг, раскрывающих богатство

13 еврейского народного художественного творчества, мир его образов.

12 Бейзер М. Евреи в Петербурге. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1990.

13 Искусство в еврейской традиции. Иерусалим: Библиотека Алия, 1989. Канцедикас А. Шедевры еврейского искусства. Бронза. М.: Имидж, 1992. — (Серия «Шедевры еврейского искусства». Вып. 1). Канцедикас А , Волковинская Е., Романовская Т. Шедевры еврейского искусства Серебро. М.: Имидж, 1992. - (Серия «Шедевры еврейского искусства». Вып. 3). Гоберман Д. Еврейские надгробья на Украине и в Молдове. М

В эти же годы появляется ряд значимых статей, которые приближаются по своему содержанию к интересующей нас проблеме. Среди них стоит выделить работы Г. Казовского. В серии статей и книг, посвященных развитию еврейского искусства в России, он выделил этапы развития еврейского изобразительного искусства в первой половине XX века, рассмотрел отдельные вопросы, важные для понимания процесса развития еврейского художественного творчества в России — поставил вопрос об истоках национальной самоидентификации в еврейском искусстве, выделил тему художественной интерпретации образа штетла в творчестве еврейских художников, рассмотрел такие крупные художественные явления еврейского искусства как витебская школа И. Пена, история Культур-Лиге14. Эти темы рассмотрены также в исследованиях А. Шатских15 и французской исследовательницы К. JTe Фолль16.

Этапы развития еврейского национального искусства в России начала XX в. рассматриваются также в статьях американских искусствоведов Дж.

17

Боулта и С. Волица в каталоге «Традиция и революция. Еврейское возрождение в искусстве русского авангарда. 1912-1928», выпущенном по материалам выставки в Музее Израиля в Иерусалиме (1987 г.) и

Имидж, 1993. - (серия «Шедевры еврейского искусства». Вып. 4). История евреев на Украине и в Белоруссии. Экспедиции. Памятники. Находки: Сб. науч. тр. Отв. ред. В. А. Дымшиц; Петерб. евр. ун-т; Институт исследований евр. диаспоры. - СПб., 1994. Еврейские надгробия XVIII -XIX вв. на Украине и в Молдове: выставка фотографий. Каталог. (Вступительная ст. Д. Гобермана). СПб.: Союз художников России, 1999. Канцеднкас А., Сергеева И. Альбом еврейской художественной старины Семёна Ан-ского. М.: Мосты культуры, 2001. Еврейский народный орнамент./ Сост. С.Б. Юдовнн, M. М. Малкин. Витебск, 2002.

14 Казовский Г. И. Еврейское искусство в России. 1900 - 1948. Этапы истории.// Советское искусствознание. 1991. Вып. 27. С. 228 - 254. Казовский Г. Художники Витебска: Иегуда Пэн и его ученики. М.: Имидж, 1992. - (Серия «Шедевры еврейского искусства». Вып. 2). Казовский Г. И. Шагал и еврейская художественная программа в России.// Вестник Еврейского Университета в Москве. 1992. № 1. С. 93-96. Казовский Г. И. Еврейский художник на рубеже веков. Статья М. Л. Маймона. Кто виноват?// Вестник Еврейского Университета в Москве. 1993. № 2. С. 126-131. Казовский Г. И. Еврейские художники в России. // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1995. № 3 (10). С. 166-189. Казовский Г. И. Художники Культур-Лиги. M.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2003.

15 Шатских А. Евреи в русском авангарде.//Шагаповский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004.// http://chagal-vitebsk.com/node/101.

16 Ле Фолль, Клер. Шагал и еврейское искусство: сложные взаимоотношения.// Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-1X Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004.// http://chagal-vitebsk.com/node/101. Ле Фолль, Клер. Киевская Культур-лига и Витебская художественная школа: два подхода к проблеме еврейского искусства и национального самосознания.// Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 14. Витебск, 2006. // http://chagal-vitebsk.com/node/101.

17 John Е. Bovvlt. From the Pale of Settlement to the Reconstruction of the World.// Tradition and Revolution. The Jewish Renaissance in Russian Avant-Garde Art. 1912 - 1928. Jerusalem, The Israel Museum, 1988. P. 43-60. Seth L. Wolitz. The Jewish National Art Renaissance in Russia. // Там же. P. 21 -42. посвященном вкладу художников еврейского происхождения в русское искусство, а также в докладе английской исследовательницы М. Бохм

18

Дучен , представленном на Шагаловских чтениях в Витебске.

Вопросы национальной идентичности еврейских художников Европы, в том числе Восточной, были освещены в статьях каталога выставки «Появление еврейских художников в Европе девятнадцатого века», проходившей в Еврейском музее в Нью-Йорке (ноябрь 2001 - март 2002). Наиболее интересными представляются статьи американских исследователей Сюзан Тумаркин Гудмэн и Ларри Сильвера19, посвящённые сохранению национальной идентичности еврейских художников в процессе аккультурации и аккомодации евреев в европейское общество на примере творчества художников Восточной и Западной Европы.

Рассуждения на тему еврейского стиля и применимости этого понятия к искусству евреев Восточной Европы, особенностей процесса формирования еврейского искусства и значения его в еврейской традиции представлены в статьях В. Дымшица20 и И. Климовой21.

Наиболее интересным подходом к анализу произведений еврейских художников России отличаются статьи израильских искусствоведов Мириам Райнер22 и Зивы Амиши-Майзелс23, в которых проведена параллель между общественно-политической ситуацией, общественными настроениями и появлением определённых по тематике произведений и образов. Следует отметить, что большинство исследователей еврейского искусства

18 Бохм-Дучен М. Шагал и вопрос о еврейском искусстве в революционной России.// Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. // http://chagal-vitebsk.com/node/101

19 Tumarkin Goodman, Susan. Reshaping Jewish Identity in Art.// The Emergence of Jewish Artists in Nineteenth-Century Europe. New York: The Jewish Museum; London: Merrell Publishers Ltd., 2002. P. 15-29. Larry Silver. Between Tradition and Acculturation: Jewish Painters in Nineteenth-Century Europe.// Там же. P. 123-141.

20 Дымшиц В. А. Рассуждение о еврейском искусстве.// Канон и свобода. Проблемы еврейского пластического искусства. М.: Дом еврейской книги, 2003. С. 85-94.

21 Климова И. Что же это такое - еврейское изобразительное искусство? Лекция от 31.10.2004.// МИДРАША ЦИОНИТ. Центр еврейского сионистского образования на русском языке. - http://www. midrasha.net

22 Rajner, Miijam. The Awakening of Jewish National Art in Russia.// Jewish Art. 1990/1991. Vol. 16-17. P. 98121.

23 Amishai-Maisels, Ziva. Chagall's Dedicated to Christ: sources and meanings.// Jewish Art. 1995/1996. Vol. 21/22. P. 68-94. Amishai-Maisels, Ziva. Chagall and Jewish Revival: Center or Periphery?// Tradition and Revolution. The Jewish Renaissance in Russian Avant-Garde Art. 1912 - 1928. Jerusalem: The Israel Museum, 1988. P. 71-100. обращаются, прежде всего, к творчеству М. Шагала. Важность религиозно-мистической и литературной составляющей при анализе его образного ряда отмечается канадской исследовательницей К. Ичин,24 М. Бессоновой25, М.

26

Либиной . В своих статьях исследовательницы привлекают внимание к значимости изучения устного фольклора, талмудической традиции и хасидского учения для понимания образного ряда и иконографии шагаловских работ. В искусствоведческой литературе отмечаются такие тенденции еврейского искусства, как метафоричность, мистицизм, символичность цвета (Г. Глембоцкая27 и А. Каменский28), однако глубокого анализа произведений с этой точки зрения не проводилось.

Блестящий искусствовед А. Каменский на протяжении десятилетий прикладывал огромные усилия для того, чтобы искусство Шагала не было забыто в России. Однако, при подготовке большой книги о художнике29, он оказался в сложной ситуации при анализе произведений. Поскольку особенности творчества Шагала представлены вне контекста собственно еврейской культуры и её мировоззрения, а его образная и живописная манера рассматриваются как проявления творческой самобытности художника, соответственно неочевидны и национальные аспекты его творчества. Такой подход продемонстрировал общую некомпетентность в понимании еврейского искусства, свойственную искусствоведческой науке долгие годы.

Традиционное искусствознание уделяет большее внимание индивидуальности художника, его кругу и значительно меньшее особенностям его национального менталитета и связям с народной

24 Ичин, К. Об источниках божественного в творчестве Марка Шагала.// Toronto Slavic Quarterly. University of Toronto. Academic Electronic Journal in Slavic Studies. http://wwYV.utoronto.ca/tsq/index.shtml

25 Бессонова M. Выбор внутри традиции (экзистенциальная природа шагаловского экуменизма). Выступление на 1 Всесоюзных Шагаловских днях в Витебске (стенограмма).// Шагаловский сборник. Выпуск 2. Материалы V1-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. // http://cliagal-vitebsk.com/node/101.

26 Либина М. Элементы еврейской национальной традиции в творчестве Шагала.// Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. // http.V/chagal-vitebsk.com/node/101.

27 Глембоцкая Г. Л. Особенности развития еврейского изобразительного искусства в Галицком регионе Украины: первая половина XX века. - Препринт. - М.: Общество «Еврейское наследие», 1996.

28 Каменский А. Марк Шагал и российский художественный фон начала XX века.// Советское искусствознание. 1990. Вып. 26. С. 211-244.

29 Каменский А. Марк Шагал. Художник из России. M.: Трилистник, 2005. традицией. К сожалению, и другие работы отечественных авторов, также обратившихся к этой тематике, страдают от подобной же некомпетентности в связи с неподготовленностью искусствознания к исследованию и анализу материала еврейской живописи. В последнем по времени альбоме,

30 посвященном творчеству А. Каплана , в статьях, написанных крупнейшим знатоком европейского искусства начала XX века М. Германом и известным исследователем еврейской культуры, этнографом, директором центра «Петербургская иудаика» В. Дымшицем, художник предстаёт замечательным, выдающимся мастером. Однако, глубинная связь творчества А. Каплана с творчеством художников «еврейского Возрождения», их образно-тематическим рядом осталась не выявленной.

Таким образом, поднятые темы и проблематика лишь намечают направления дальнейшей работы с материалом еврейского изобразительного искусства, но не исчерпывают, однако, проблем в его исследовании. Представляя отдельные аспекты еврейской художественной культуры, анализируя творчество отдельных мастеров ни одно исследование не предлагает рассмотрения еврейского профессионального изобразительного искусства в России как целостного явления, сложившегося при определённых исторических условиях, в определённой культурной среде, под влиянием отличной от европейской ментальной картины мира.

В связи с тем, что в настоящее время открылись новые возможности исследования еврейского изобразительного искусства (архивные материалы, материалы этнографических экспедиций по местам еврейской черты оседлости, доступность переводной хасидской и каббалистической литературы и др.) появилась возможность расширить наши представления о нём и попытаться определить его специфику.

Объект исследования - еврейское национальное изобразительное искусство в России второй половины XIX - начала XX вв.

30 А. Каплан: Из коллекции Исаака и Людмилы Кушнир. СПб.: Государственный Русский музей; Palace Editions, 2006.

Предмет исследования - национальная тематика и основные принципы образостроения в творчестве еврейских художников в России второй половины XIX - начала XX вв. (на материале Санкт-Петербурга).

Цель диссертационной работы заключается в определении основных этапов развития еврейского изобразительного искусства в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв. и выявлении природы его образного строя. Исходя из основной цели работы, выделяются следующие задачи диссертационной работы:

- изучение исторических, социально-экономических и политических факторов, повлиявших на формирование круга еврейских художников в еврейской диаспоре Санкт-Петербурга;

- выделение и определение специфики основных этапов развития еврейского изобразительного искусства в России во второй половине XIX - начале XX вв.;

- выделение и исследование основных направлений общественной деятельности еврейской художественной интеллигенции Санкт-Петербурга во второй половине XIX - начале XX вв.;

- характеристика и анализ деятельности еврейских художественных обществ Санкт-Петербурга второй половины XIX - начала XX вв.;

- выявление проблематики и определение понятия «национальной темы» в искусстве художников-евреев второй половины XIX - начала XX вв.;

- выявление сюжетного ряда и основных мотивов в творчестве еврейских художников;

- определение основных принципов образостроения еврейских произведений изобразительного искусства.

Источники исследования

В диссертационном исследовании использованы многообразные источники по развитию еврейского изобразительного искусства в России во второй половине ХГХ - начале XX вв.:

1) научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, история евреев в России, этнография С.Петербурга);

2) архивные материалы: фонды Императорской Академии художеств (ф. 789) и Департамента духовных дел иностранных вероисповеданий (ф. 821), хранящиеся в РГИА (СПб); документы о деятельности еврейских обществ Санкт-Петербурга (ф. 1722, 1720, 287, 2129, 569), хранящиеся в ЦГИА СПб;

3) материалы еврейской периодической печати («Будущность» (СПб., 1899-1904), «Еврейская неделя» (М., 1915-1918), «Восход» (СПб., 1881-1899), «Новый Восход» (СПб., 1910-1915), «Недельная хроника Восхода» (СПб., 1882-1897), «Еврейская семейная библиотека» (СПб., 1903) и др.);

4) мемуарная и эпистолярная литература (воспоминания М. Антокольского, И. Гинцбурга, М. Маймона, И. Гринмана, И. Репина, Д. Кардовского, А. Рылова, А. Бенуа и др., письма М. Антокольского, И. Гинцбурга);

5) научные каталоги музейных экспозиций и временных выставок музея Академии художеств, Государственного Русского музея, собрание Российского еврейского музея в Москве;

6) иллюстративный материал альбомов и каталогов;

7) информационно-художественные интернет-порталы и интернет-журналы, в которых освещаются современные дискуссии о развитии еврейского искусства; рецензируются выставочные проекты; публикуются электронные версии статей израильских искусствоведов, художников, раввинов, посвященные проблемам еврейского искусства и его изучения;

8) справочные издания, энциклопедии.

Теоретико-методологическим основанием данной диссертации является комплекс подходов, сформировавшихся в искусствознании, истории, культурологии, антропологии, а также научные труды по теории и истории искусства, иконологии и семиотике. Ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

- принцип историзма, предполагающий изучение явления в процессе изменений в конкретно-исторических условиях и в связи с другими явлениями истории и культуры;

- системный подход, направленный на интеграцию исследовательского материала, накопленного в области истории и теории искусства, истории культуры, этнографии, социологии и др.;

- принцип синтетической интерпретации художественного произведения как продукта культурно-исторической среды (А. Варбург, Э. Панофский);

- герменевтическая концепция понимания художественного текста (X. Г. Гадамер, М. Хайдеггер);

- принципы и историческая обусловленность интерпретации художественного текста (Ю. Лотман, М. Бахтин, X. Г. Гадамер, Ж. Деррида, Р. Барт и др.);

- принцип микроскопического (детализированного) изучения произведения искусства (Э. Гомбрих);

- понимание произведения еврейского изобразительного искусства как семиотической системы (Г. Казовский, 3. Амиша-Майзелс, К. Ичин). Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс исторических методов и методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление становления и развития еврейского изобразительного искусства в России 2-й половины XIX — начала XX вв.

1) Иконологический метод. Цель - интерпретировать произведения еврейского искусства в контексте исторической эпохи и еврейской духовной традиции, рассмотреть сюжетный и образный ряд через призму культурноисторической среды, событийной подоплёки, идеологических установок и мировоззрения рассматриваемой эпохи;

2) Метод семиотического анализа. Цель - рассмотрение произведения изобразительного искусства как текста, раскрытие его синтаксического (специфика художественного языка), семантического и прагматического (влияние идеологических установок, как при создании, так и при интерпретации произведения) аспектов.

3) Герменеетико-интерпретационный метод. Цель - реконструировать вложенные авторами идеи, определить смысл и значение каждого, входящего в произведения, элемента.

4) Типологический метод. Цель - выявить и систематизировать образно-тематическую систему произведений еврейских художников.

5) Биографический метод. Цель — изучение закономерностей и динамики социальных процессов на основе реконструкции и сравнительной характеристики жизненных путей еврейских художников определённых поколений.

Научная новизна диссертационного исследования.

• Впервые в отечественной истории искусств предпринято системное исследование противоречивых процессов, способствовавших развитию еврейского изобразительного искусства в России в период 2-й пол. XIX — нач. XX века.

• Выявлен ряд новых исторических сведений и фактов, позволяющих выстроить последовательно .историю еврейского искусства в Санкт-Петербурге, и основанных на изучении оригинальных архивных источников, впервые введённых в научный оборот.

• Восстановлен • и систематизирован процесс исторического развития еврейских художественных организаций в Санкт-Петербурге.

• Впервые определены основные принципы образостроения в творчестве еврейских художников 2-й пол. XIX — нач. XX века, вытекающие из исторических, мифологических и религиозных представлений и символики, сложившейся в еврейском обществе.

• Определены и проанализированы основные тематические тенденции в творчестве еврейских художников 2-й пол. XIX - нач. XX века, выявлены причины, повлиявшие на сложение в нём явных и «скрытых» мотивов.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе для дальнейшего изучения развития изобразительного искусства у евреев России и Европы, а также для анализа особенностей образной системы и тематики изобразительного искусства современных еврейских художников. Содержащиеся в работе материалы, основные теоретические положения, подходы к анализу художественного материала значительно обогатят общие и специальные курсы по истории еврейского искусства, по истории развития национальных школ изобразительного искусства в дореволюционной России, а также помогут при создании краеведческих работ по истории общественных организаций Санкт-Петербурга.

На защиту выносятся следующие положения:

1) выявление и системная характеристика основных этапов развития еврейского национального искусства в С.-Петербурге (1-й — 2-я пол. 1860-х — 1-я пол. 1880-х гг.; 2-й-сер. 1880-х-нач. 1910-х гг.; 3-й - 1912 - 1917 гг.; 4-й - 1917 г. - кон. 1920-х гг.) на основании идейной ориентации и изменений образно-тематического ряда;

2) определение основных направлений деятельности первых еврейских художественных обществ;

3) определение и характеристика основных тематических тенденций национального еврейского искусства (мотив гонения, мотив апологии, мотив двойной идентичности, мотив упадка и умирания еврейского местечка);

4) основные принципы образостроения еврейского искусства (народный образный ряд, символически связанный с идеей Избавления

Геулы) и восстановления Храма: львы, олени, дерево, цветок в горшке, виноградная лоза, голуби, менора, благословляющие руки, колонны, павлин).

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 8 научных публикациях. Кроме того, основные положения диссертационной работы обсуждались на 5 научных и научно-практических конференциях: «Одиннадцатая ежегодная международная междисциплинарная конференция по иудаике» (Королёв, 2004), «Международный художественный бизнес в контексте глобализации» (СПб.: СПбГУП, 2007); Международный коллоквиум молодых учёных «Науки о культуре в новом тысячелетии» (Ярославль: ЯГПУ, 2007); «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок» (СПб.: СПбГУП, 2008); «Художник и его время» (СПб.: СПбГУ, 2008). Основные теоретические положения и фактический материал диссертации представлены в курсе «Культура России», в разделе, посвященном развитию искусства в России в XIX — XX вв.

Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы и шести приложений. Три приложения включают дополнительный фактический материал по различным аспектам положения еврейских студентов в Императорской Академии художеств, в том числе исследование по процентной норме и её соблюдению в отношении еврейских учеников академии. Остальные три приложения содержат иллюстративный материал, подтверждающий основные положения и выводы работы. В силу многочисленности иллюстративного материала в четвёртом, пятом и шестом приложениях иллюстрации имеют дополнительные обозначения. Цифра, следующая за литерой «П» (Приложение), указывает на номер приложения. В четвёртом и шестом приложениях вторая цифра указывает на номер иллюстрации в данном приложении. В пятом приложении вторая цифра указывает на номер раздела приложения, а третья - на номер иллюстрации в данном разделе.

Общий объем работы - 215 стр., 37 стр. приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Земцова, Ирина Валерьевна

Выводы исследования строились на материале архивов, сохранивших документы по истории художественного образования среди еврейской молодёжи и деятельности еврейских художественных обществ Санкт-Петербурга. Благодаря архивным материалам, периодической печати и мемуарной литературе удалось воссоздать историю развития еврейской художественной культуры Петербурга как одного из центров элитарной еврейской культуры, таким образом показав, что еврейское национальное искусство и круг еврейских художников в Санкт-Петербурге составляет определённый культурный феномен, обладающий своими особенностями. Кроме того, на основании архивных документов оказалось возможным выявить способы распространения еврейского художественного образования в России и определить роль Императорской Академии художеств в этом процессе. Исследование основных направлений деятельности еврейских художественных обществ Санкт-Петербурга раскрыло представления еврейской художественной интеллигенции о путях развития национального искусства и позволило непосредственно перейти к его характеристикам.

Исследование процесса зарождения национальной темы в искусстве художников-евреев России второй половины XIX - начала XX вв. показало, что развитие «еврейской темы» в искусстве проходило под влиянием политической конфронтации со средой, ориентации на поиск родины и ощущения себя в состоянии изгнанничества, как в социальном, так и в мистическом плане. Профессиональное становление еврейских художников, проходившее в художественной и идейной атмосфере, сложившейся в Санкт-Петербурге изучаемого периода, сделало разработку ими национальной темы не только актом художественным, но и гражданским. Кроме того, поскольку сложение еврейской художественной школы в России происходило в период существования крепкого еврейского быта, значительного влияния религии на образ жизни и мышление выходцев из еврейской среды, именно мир еврейского местечка стал той почвой, которая питала зарождающуюся самостоятельную пластическую традицию. Всё это предопределило приверженность художников-евреев определённой тематике и сформировало у них устойчивый образный ряд.

Сопоставление изменений тематического ряда произведений еврейских мастеров и процесса развития национальной идеологии позволило сделать вывод, что в еврейском искусстве ни символы, ни сюжеты не получили окончательного, статичного смыслового наполнения. Их изменения, переосмысление связаны с новыми историческими реалиями в жизни еврейского народа, которые определяют и новую интерпретацию повторяющихся сюжетов, и смену части образного ряда. Можно утверждать, что многие из тех черт, что начали формироваться как характерные для еврейского национального творчества к началу XX века, сохраняли свою актуальность лишь в контексте определённого времени и политической ситуации. А именно, до образования государства Израиль. Это сюжеты, связанные с развитием темы утраченного Отечества и вечного возвращения в него. Мир образов, свойственный еврейским художникам царской России, постепенно изменял своё смысловое наполнение. Исторические и этнографические, политические обличительные сюжеты трансформировались в сложные философские и религиозные метафоры.

В диссертации показывается, что еврейское национальное искусство представляет собой специфический, замкнутый художественный и образный строй, который создаётся на основании литературных, религиозных, мистических представлений с использованием устоявшихся в еврейской культуре символических образов. Предпринятое изучение символико-метафорической основы в произведениях еврейских художников дало возможность выделить характерные особенности их художественного языка, а также обозначить характерный для изучаемого периода сюжетный ряд и основные мотивы творчества.

Данное диссертационное исследование позволяет прийти к выводу, что еврейская художественная культура не может быть рассмотрена с позиций европейских взглядов и традиций, что, как правило, делалось до сих пор. Понимание художественной образности еврейской культуры возможно лишь признанием мистико-символического языка, лежащего в его основе. Именно этим объясняется тот факт, что как бы близко не подходило еврейское изобразительное искусство к европейской традиции, оно с неё не ассимилируется. Именно эти особенности образного языка определяют выбор тематики, специфику цветовых решений и эмоциональный строй произведений еврейских художников.

В диссертации предлагаются варианты анализа живописных произведений, созданных еврейскими мастерами, в котором учитываются образно-символические системы ТаНаХа и Каббалы.

Данное диссертационное исследование было предпринято в связи с тем, что в настоящее время национальное еврейское искусство выходит на новый виток своего развития. Поскольку мотивы, связанные с вынужденным пребыванием в чужой культурной среде, ушли в прошлое вместе с обстоятельствами их породившими, сюжеты и образный ряд претерпели серьёзные изменения. Вопрос о национальной теме и стиле вновь обретает актуальность. Таким образом, исследование изменений в тематике и образном ряде произведений еврейских художников с точки зрения мистических и религиозных переживаний, характерных, в том числе, и для современной еврейской культуры, может помочь в выделении национального компонента даже и во вполне нейтральных по тематике произведениях.

196

Заключение

Работа посвящена проблеме разработки еврейскими художниками Санкт-Петербурга национальной темы в период второй половины XIX — начала XX вв. и анализу еврейского национального художественного языка, сложившегося к концу этого периода.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Земцова, Ирина Валерьевна, 2008 год

1. Акад. М. Маймон. Еврейский национализм в искусстве./ЛБудущность. 1902. №45. С. 901-902.

2. Акад. М. Маймон. Памяти И. JI. Аскназий.// Будущность. 1902. № 50. С. 990.

3. Александр Бенуа размышляет. М., 1968.

4. Натан Альтман. Еврейская графика. Пг.: Берлин, Петрополис, 1923.

5. Аронсон Б. С. Марк Шагал. Берлин: Петрополис, 1923.

6. Аронсон Б. С. Современная еврейская графика. Берлин: Петрополис, 1924.

7. Аскназий А. Исаак Аскназий: Жизнь художника в документах и материалах.// Вестник Еврейского Университета в Москве. 1996. № 2 (12). С. 224-241.

8. Бейзер М. Евреи в Петербурге. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1990.

9. Бейзер М. Евреи Ленинграда: 1917 — 1939. Национальная жизнь и советизация. М., Иерусалим: Библиотека-Алия, 1999.

10. Ю.Бесерман П. Каббала и еврейский мистицизм. Пер. с англ. А. Блеез. М.:

11. ФАИР-ПРЕСС, 2002. П.Бродский В. Я., Земцова А. М. Соломон Борисович Юдовин. Л., 1962.

12. Бродский И.А. Репин-педагог. М., 1960.

13. Бродский И.А. Л. Н. Толстой и художники. М., 1978. Н.Булгаков Ф. Наши художники. СПб., 1914.

14. В еврейском обществе поощрения художеств.// Еврейская неделя. 1916. №48. С. 22.

15. Гессен В. Д. Г. Маггид еврейский учёный из Вильнюса.// Еврейский музей. Vilnius, 1994.

16. Гессен Ю. И. История еврейского народа в России: В 2 т. Л., 19251927.

17. Гинзбург С. М. М. Мане.// Восход. 1897. № IX. С. 21 26.

18. Гинцбург И. Задачи «Еврейского общества поощрения художеств». (В связи с вопросом о развитии пластических искусств среди евреев в России).//Еврейская неделя. 1915. № 30. С. 39-42.

19. Гинцбург И. Из прошлого. Л., 1924.

20. Гинцбург И. Палестинские этюды А. Лаховского.// Новый Восход. 1910. №8. С. 26.

21. Гинцбург И. Толстой и евреи. // Новый Восход. 1910. № 34. С.30-31.

22. Гинцбург И. «У окна». // Новый Восход. 1910. № 7. С. 28.

23. Гинцбург И. Эскиз художника С. М. Зайденберга.// Новый Восход. 1910. №9. С. 30.

24. Глембоцкая Г. Л. Особенности развития еврейского изобразительного искусства в Галицком регионе Украины: первая половина XX века: Препринт. М.: Общество "Еврейское наследие", 1996.

25. Гоберман Д. Еврейские надгробья на Украине и в Молдове. М.: Имидж, 1993. (серия «Шедевры еврейского искусства». Вып. 4).

26. Гринман И.А. У Л.Н.Толстого. Ростов-на-Дону, 1910.

27. Евреи в России. Историографические очерки (2 пол. XIX — XX). М., Иерусалим: Еврейский ун-т в Москве, «Gesharim», 1994.

28. Евреи в Российской империи XVIII XIX вв. М.: Евр. ун-т; Иерусалим: Гешарим, 1995. .

29. Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе): Каталог выставки книжных знаков из собрания Эдуарда Гетманского. Тула: EAP, Тульский региональный культурный центр «Еруша», 1999.

30. Еврейские надгробия XVIII XIX вв. на Украине и в Молдове: выставка фотографий. Каталог. (Вступительная ст. Д. Гобермана). СПб.: Союз художников России, 1999.

31. Еврейские художники. Из доклада М. Бубера на V сионистском конгрессе. //Будущность. 1902. № 7. С. 135-136.

32. Еврейское искусство в европейском контексте: Сборник статей./ Сост. И. Родов. Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2002.

33. Еврейский мир в почтовых открытках. М.:Дом еврейской книги, 2002.

34. Еврейский музей. СПб.: Симпозиум, 2004.

35. Еврейский народный орнамент./ Сост. С. Б. Юдовин, М. М, Малкин. Витебск, 2002.

36. Езерская Н. А. Передвижники и национальные художественные школы народов России. М., 1987.

37. Зайцев А. Д. Профессор Академии Художеств О. Э. Браз.// Вопросы художественного образования. Вып. 14. JL, 1975.

38. Из выступления И. Гинцбурга на учредительном собрании ЕОПХ. // Еврейская неделя. 1916. № 4. С. 29.

39. Императорская Академия Художеств. Уставы, приложения и правила. СПб., 1907.

40. Иоффе И. И., Голлербах Э. Ф. С. Юдовин. Гравюры на дереве. JI., 1928.

41. Искусство в еврейской традиции. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1989.

42. История евреев на Украине и в Белоруссии. Экспедиции. Памятники. Находки: Сб. науч. тр. Отв. ред. В. А. Дымшиц; Петерб. евр. ун-т; Институт исследований евр. диаспоры. СПб., 1994.

43. История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии: Сборник научных трудов. / Отв. ред. Д. А. Эльяшевич. СПб., 1993.

44. К. JI. Учредительное собрание московского отделения «Еврейского Общества Поощрения Художеств». // Еврейская неделя. 1916. № 13. С. 28.

45. Казовский Г. И. Еврейское искусство в России. 1900 1948. Этапы истории. // Советское искусствознание. 1991. Вып. 27. С. 228 - 254.

46. Казовский Г. И. Еврейские художники в России на рубеже веков. // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1995. № 3 (10). С. 166189.

47. Казовский Г. И. Еврейский художник на рубеже веков. Статья М. Л. Маймона. Кто виноват?// Вестник Еврейского Университета в Москве.1993. №2. С. 126-131.

48. Казовский Г. И. Художники Культур-Лиги. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2003.

49. Казовский Г. Художники Витебска: Иегуда Пэн и его ученики. М.: Имидж, 1992. - (Серия «Шедевры еврейского искусства». Вып. 2).

50. Казовский Г. И. Шагал и еврейская художественная программа в России.// Вестник Еврейского Университета в Москве. 1992. № 1. С. 83-96.

51. Каменский А. Марк Шагал. Художник из России. М.: Трилистник, 2005.

52. Каменский А. Марк Шагал и российский художественный фон начала XX века.// Советское искусствознание. 1990. Вып. 26.

53. Канон и свобода. Проблемы еврейского пластического искусства. М.: Дом еврейской книги, 2003.

54. Кандель Ф. Очерки времён и событий. Т. 3. Очерк 15. Иерусалим,1994.

55. Канцедикас А. Шедевры еврейского искусства. Бронза. М.: Имидж, 1992. — (Серия «Шедевры еврейского искусства». Вып. 1).

56. Канцедикас А., Волковинская Е., Романовская Т. Шедевры еврейского искусства. Серебро. М.: Имидж, 1992. (Серия «Шедевры еврейского искусства». Вып. 3).

57. Канцедикас А., Сергеева И. Альбом еврейской художественной старины Семёна Ан-ского. М.: Мосты культуры, 2001.

58. Анатолий Каплан. Живопись. Графика. Керамика. Стекло. Скульптура. СПб.: ГРМ, 1995.

59. А. Каплан: Из коллекции Исаака и Людмилы Кушнир. СПб.: Государственный Русский музей; Palace Editions, 2006.

60. Кардовский Д. Н. Об искусстве. М., 1960.

61. Кастельо Е. Р., Капон У. М. Евреи. 2000 лет истории. М.: Конец века, 1999.

62. Кац Б. Пасхальные гагады и их комментарии.// Будущность. 1902. № 14. С. 276.

63. Кельнер В. Е. Очерки по истории русско-еврейского книжного дела во второй половине XIX начале XX в. СПб.: изд. РНБ, 2003.

64. Клиер Дж. К. Круг Гинцбургов и политика штадланута в императорской России. // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1995. №3(10). С. 38-55.

65. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник ИАХ. 1764-1914. Т. 1, 2. СПб., 1914.

66. Корн, Ирен. Иудаизм в искусстве. Минск; Москва; Киев: Белфаксиздатгрупп, 1997.

67. М. Л-ин. В «Еврейском Обществе Поощрения Художеств». // Еврейская неделя. 1916. № 4. С. 29-31.

68. Лазарев Л. И. Мысли и контуры. Кое-что о национальном духе и творчестве.//Еврейская неделя. 1916. № 1. С. 51-54.

69. Лебедев А. К., Бурова Г. К. Творческое содружество. Антокольский и Стасов. Л., 1968.

70. Лисицкий, Эль. Козочка. Хад гадья. М.: Дом еврейской книги, 2003.

71. Лисовский В. Г. Академия Художеств. Л., 1982.

72. Лукин В. От народничества к народу.// Евреи в России: История и культура: Сборник научных трудов./ Отв. ред. Д. А. Эльяшевич; Петербург, евр. ун-т; Ин-т исследов. евр. диаспоры. СПб., 1994. -(Труды по иудаике. Сер. «История и этнография». Вып. 3).

73. Маймон М. Евреи на петербургских художественных выставках.// Недельная Хроника «Восхода». 1897. №11.16 марта. С. 324.

74. Маймон М. Л. Композиции. (Альбом). СПб., 1899.

75. Марк Матвеевич Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В.В.Стасова. СПб., М.: М. О. Вольф, 1905.

76. Мережковский Д. Еврейский вопрос как русский.//Щит. Литературный сборник под ред. Л. Андреева, М. Горького и Ф. Сологуба. М.: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1915. С. 136 138.

77. Миллер А. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

78. Мир еврейской почтовой открытки: издательство «Лебанон». М.: Дом еврейской книги, Параллели, 2006.

79. Михайленко В. В., Романова Н. М. Национальные культурно-просветительные учреждения С — Петербурга (XVIII XX в.). Вып. 4. СПб., 1994.

80. Натане Б. За чертой: евреи, русские и «еврейский вопрос» в Петербурге (1855 — 1880).// Вестник Еврейского Университета в Москве. 1995. № 2.

81. Незабвенному Вл. Вас. Стасову. Сборник воспоминаний. СПб., 1908.

82. N. Художественный аукцион в пользу беженцев-евреев. // Еврейская неделя. 1915. № 30. С. 25-26.

83. Осборн М. Еврейская графика Натана Альтмана. Л.: Петрополис, 1923.

84. Леонид Осипович Пастернак: 1862-1945. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1979.

85. Пастон Э. В. Абрамцевский кружок и русская художественная культура второй пол. XIX в. Проблемы изучения.// XIX век.

86. Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. Сб. ст. М., 2002.

87. Познер С. Граф Иван Иванович Толстой.// Еврейская неделя. 1916. № 22. С. 13-15.

88. Премированные эмблемы «Еврейского общества поощрения художеств».// Еврейская неделя. 1916. № 39-40. С. 61-62.

89. Раппопорт С. И. Евреи кистью и карандашом. // Восход. 1897. № 10. С. 25-46.

90. Репин И. Е. Далёкое близкое. М., 1953.

91. Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. 1869 -1930. М., 1952.

92. Рылов А. А. Воспоминания. Л., 1977.

93. Савельев Ю. Р. Искусство «историзма» в системе государственного заказа второй половины XIX начала XX века: Автореф. дис. . док. искусствов. СПБ., 2006.

94. Сазонова К. К. С. JT. Абугов — педагог (По материалам воспоминаний).// Художники-педагоги: История и современность: Сборник научно-методических статей. JL, 1991.

95. Сафран Г. «Переписать еврея.». Тема еврейской ассимиляции в литературе Российской империи (1870 1880 гг.). СПб.: Академический проект, 2004.

96. Скульптор Илья Гинцбург. Воспоминания, статьи, письма. JL, 1964.

97. Ст. Во имя единства принципа.// Еврейская неделя. 1916. № 2. С. 3.

98. Ставропольский Ю. В. Психология этнокультурной идентичности. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2003.

99. Стасов В. В. Еврейское племя в искусстве.// Стасов В. В. Собрание сочинений. Т.1. Художественные статьи. 1. Статьи об искусстве. СПб., 1894. С. 309-388.

100. Стасов В. В. После всемирной выставки (1878).// Стасов В. В. Собрание сочинений. Т.1. Художественные статьи. 2. Критика художественных произведений. СПб., 1894. С. 671-678.

101. Степанский А. Д. Самодержавие и общественные организации в России. М., 1985.

102. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в., 70 80-е годы. М., 1997.

103. Сыркин М. Доклад о еврейском искусстве в «Еврейском Историко-Этнографическом обществе». // Новый Восход. 1911. № 7. С. 37-40.

104. Сыркин М. Евреи и искусство. I. Старые времена. // Еврейская неделя. 1916. № 25. С. 37-40. № 26. С. 37-40.

105. Сыркин М. И. Израэльс. Человек и еврей.// Новый Восход. 1911. № 36. С. 29.

106. Сыркин M. А. А. Маневич. // Еврейская неделя. 1916. № 7. С.46-48.

107. Сыркин М. Марк Шагал.// Еврейская неделя. 1916. №20. С.41-48.

108. Тернистый путь Моисея Маймона. Публикация, предисловие и комментарии Григория Казовского. // Лехаим. Июнь 2005, ияр 5765 6 (58)).

109. Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 1. СПб.: София. 1991.

110. Философов Д. Русское общество для изучения еврейской жизни. //Еврейская неделя. 1916.№ 11. С. 10-13.

111. Фриче В. Возможно-ли возникновение еврейского искусства?// Евреи и Россия. 1915. № 2. С. 5-6.

112. Фрумин Д. Русское Географическое общество и изучение истории евреев в России (дореволюционный период).// Евреи в России. История и культура. СПб., 1995.

113. Хаймович Б. Историко-этнографическая экспедиция ПЕУ.// История евреев на Украине и в Белоруссии. Экспедиции. Памятники. Находки: Сб. науч. тр. Отв. ред. В. А. Дымшиц; Петерб. евр. ун-т; Институт исследований евр. диаспоры. СПб., 1994.

114. Хроника.// Новый Восход. 1913. № 10. С. 15.

115. Художественные вести. // Еврейская неделя. 1916. № 3. С. 41-42.

116. Художественные вести. // Еврейская неделя. 1916. № 8. С. 42.

117. Художественные вести. // Еврейская неделя. 1916. № 14-15. С. 41.

118. Художественные вести. // Еврейская неделя. 1916. № 16-17. С. 70.

119. Чериковер И. М. История общества для распространения просвещения между евреями в России. СПб., 1913. Т. 1.

120. Шагал М. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. Москва, 1989.

121. Шагал. Возвращение мастера: По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника. М.: Советский художник, 1988.

122. JI. Ш (JI. Штернберг). Русское общество для изучения еврейской жизни. // Еврейская неделя. 1915. № 31-32. С. 9-11.127. «Щит». Литературный сборник под ред. Л. Андреева, М, Горького и Ф. Сологуба. // Еврейская неделя. 1915. № 21. С. 46.

123. Иосиф Моисеевич Чайков: Каталог выставки. М.: Советский художник, 1979.

124. Эткинд М. Г. Н. Альтман. М., 1971.

125. Эфрос А. (Росций). Заметки об искусстве. Пастернак и Бродский.//Новый путь. 1917. № 8. С. 35-42.

126. Эфрос А. Искусство Марка Шагала. М.: Геликон, 1918.

127. Эфрос А. Портрет Натана Альтмана. М.: Шиповник, 1922.

128. Эфрос А. Профили. М.: Федерация, 1930.

129. Юхнёва Н. В. Евреи.// Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы./ Науч. ред. И. И. Шангина. СПб.: Искусство, 2002.

130. Юхнёва Н. В. Евреи в Петербурге. СПб.: Сатис, 2003.

131. Юхнёва Н. В. Петербург многонациональная столица. // Старый Петербург. Л., 1982. С. 10-50.

132. Юхнева Н. В. Русские евреи как субэтническая общность: проблемы этнического выживания (концепция проекта этнографического исследования).// Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога (сборник статей) М., 1992. С. 41-45.

133. Alter-ego. Разговор (из еврейских настроений). // Еврейская неделя. 1916. № 9. С. 17-19.

134. Unicus. Вскользь. Слагаемые и итоги. // Еврейская неделя. 1916. № 22. С. 21-25.

135. Amishai-Maisels, Ziva. Chagall's Dedicated to Christ: sources and meanings.//Jewish Art. 1995/1996. V. 21/22. P. 68-94.

136. Chagall: Dreams and Drama. Early Russian Works and Murals for the Jewish Theatre. Ed. By Ruth Apter-Gabriel. Jerusalem: The Israel Museum, 1993.

137. Foil, Claire Le. L'ecole artistique de Vitebsk (1897-1923): Eveil et rayonnement autour de Pen, Chagall et Malevitch. Paris: L'Harmattan, 2001.

138. Jagodzinska A. Fabulous beasts and their symbolic meaning in Jewish art.// Материалы Десятой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 2. М., 2003.

139. Jewish Art Masterpieces: From The Israel Museum, Jerusalem. Ed. I. Fishof. Jerusalem: Hugh Lauter Levin Associates, 1994.

140. Jewish Tradition in art. The feuchtwanger collection of Judaica by Isaiah Shachar. Translated by R. Grafman. Jerusalem: The Israel Museum, 1981.

141. Kazovsky, Hillel. Jewish Artists in Russia at the turn of the century: Issues of National Self-Identification in Art.// Jewish Art. 1995/1996. Vol. 21/22. P. 20-39.

142. Kultur-Lige. Художнш авангард 1910-1920-х роюв. Киев: Дух I Штера, 2007.

143. Nathans В. Beyond the Pale: the Jewish encounter with late imperial Russia. Berkeley, 2004.

144. Rajner, Mirjam. Chagall: The Artist and Poet. Jewish Art. 1995/1996. Vol. 21/22. P. 40-67.

145. Rajner, Mirjam. The Awakening of Jewish National Art in Russia. // Jewish Art. 1990/1991. Vol. 16-17. P 98-121.

146. The Emergence of Jewish Artists in Nineteenth-Century Europe. New York: The Jewish Museum; London: Merrell Publishers Ltd., 2002.

147. Tradition and Revolution. The Jewish Renaissance in Russian AvantGarde Art. 1912 1928. Jerusalem: The Israel Museum, 1988.

148. Treasures of Jewish Galicia. Judaica from the Museum of Ethnography and Crafts in Lvov, Ukraine. Ed. by Sarah Harel Hoshen. Tel Aviv: Beth Hatefutsoth, The Nahum Goldmann Museum of the Jewish Diaspora, 1995.

149. Yaniv, Bracha. The Origin of the "Two-Column Motif' in European Parokhot.// Jewish Art. 1989. V. 15. P. 26-43.1. Интернет-ресурсы :

150. Бохм-Дучен М. Шагал и вопрос о еврейском искусстве в революционной России.// Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы

151. VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск. 2004. // http ://chagal-vitebsk. com/node/101

152. Дымшиц В. А. Рассуждение о еврейском искусстве. Канон и свобода творчества в традиционном искусстве евреев Восточной Европы.// Петербургская иудаика. Центр по созданию еврейского музея в С.-Петербурге. — http://www.judaica.spb.ru

153. Ичин, Корнелия. Об источниках божественного в творчестве Марка Шагала.// Toronto Slavic Quarterly. University of Toronto. Academic Electronic Journal in Slavic Studies. http://www.utoronto.ca/tsq/index.shtml

154. Казовский Г. Штетл в творчестве еврейских художников между двумя мировыми войнами.// Альманах Егупец 12.// http://judaica.kiev.ua

155. Климова И. Что же это такое еврейское изобразительное искусство? Лекция от 31.10.2004.// МИДРАША ЦИОНИТ. Центр еврейского сионистского образования на русском языке. — http://www. midrasha.net

156. Либина М. Элементы еврейской национальной традиции в творчестве Шагала.// Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-1X Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск. 2004.// http://chagal-vitebsk.eom/node/l 01.

157. Оболенская С. В. Национальные идеи в 19 столетии. Нужна ли нам «русская национальная идея»?// CaMroflaT.//http://www. zhurnal.lib.ru

158. Рав Зеев Мешков. О еврейском изобразительном искусстве.// Бюллетень «Земля под ногами». 2002. № 12. 15 Тишрея 5763 года. 21.09.2002. -http://www.midrasha. Net

159. Рав Зеев Мешков. Вера в человека (комментарий к тексту обращения).// Отцы и дети. № 36. //http://www.judaicara.org/mekorhaim/avot36toh.html

160. Рав Авраам-Ицхак ha-КоЬен Кук. Современная религиозная философия в иудаизме (перевод Рав Зеев Мешков). // МАХАНАИМ -еврейский культурно-религиозный центр. 18 адара 5768.// http://www. Machanaim.org

161. Рашковецкий М. Еврейское искусство или художники-евреи?// Мигдаль-Times. 2004. Февраль-март. № 44. Адар. 5764.// http ://www.migdal.ru/times/44/

162. Фолль, Клер Jle. Шагал и еврейское искусство: сложные взаимоотношения.// Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. // http://chagal-vitebsk.com/node/101.

163. Фолль, Клер Ле. Киевская Культур-лига и Витебская художественная школа: два подхода к проблеме еврейского искусства и национального самосознания.// Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 14. Витебск, 2006. // http://chagal-vitebsk.com/node/101.

164. Шатских А. Евреи в русском авангарде.// Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-1X Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. //http://chagal-vitebsk.com/node/101.1. Архивные источники

165. Российский государственный исторический архив1. Фонд Академии художеств:

166. Ф. 789. Оп. 10. 1876. Д. 38. О стипендиатах посторонних мест и лиц, обучающихся в Академии.

167. Ф. 789. Оп. 10. 1877. Д. 28. Выдача ученикам Академии премий и пособий.

168. Ф. 789. Оп. 10. 1877. Д. 43. Стипендиаты посторонних мест и лиц, обучающиеся в Академии.

169. Ф. 789. Оп. 10. 1878. Д. 41. По сообщению разных сведений о стипендиатах посторонних мест и лиц, обучающихся в Академии.

170. Ф. 789. Оп. 10. 1879. Д. 9. О выдаче ученикам Академии премий и пособий.

171. Ф. 789. Оп. 10. 1879. Д. 198. Дело о завещанном Бароном Горацием Гинцбургом капитале в 6 тысяч рублей на учреждение в Академии стипендии, в память покойного сына его, художника, Барона Марка Гинцбурга.

172. Ф. 789. Оп. 10. 1879. Д. 234. О помещении учеников на казённые квартиры.

173. Ф. 789. Оп. 11. 1881. Д. 114. О выдаче премий и пособий.

174. Ф. 789. Оп. 11. 1882. Д. 50. О выдаче ученикам Академии премий и пособий.

175. Ф. 789. Оп. 13. 1905. Д. 7. Дело о расходах по библиотеке Академии, приобретении специальных предметов, имущества, материалов и проч. Переписка по библиотеке.

176. Ф. 789. Оп. 13. 1909. Д. 7. Дело о расходах по библиотеке Академии, приобретении специальных предметов, имущества, материалов и проч. Переписка по библиотеке.

177. Ф. 789. Оп. 18. Д. 10. Списки вольнослушающих учеников, прошения их по разным вопросам.

178. Ф. 789. Оп. 19. 1876-77. Д. 1759. Журналы заседаний Совета Академии.

179. Ф. 789. Оп. 19. 1891 1893. Д. 960. Алфавитные списки учеников со сведениями о Постановлениях Совета Академии.

180. Ф. 789. Оп. 19. 1855-1874. Д. 758. Список учащихся.

181. Ф. 789. Оп. 19. 1860-1867. Д. 774. Список вольнослушателей Академии.

182. Ф. 789. Оп. 19. 1874-1882. Д. 837. Список учащихся Академии художеств.

183. Ф. 789. Оп. 19. 1874-1882. Д. 837. Список учащихся и вольнослушателей, получающих стипендии.

184. Ф. 789. Оп. 19. 1876-1894. Д. 846. Список учащихся, награждённых золотыми и серебряными медалями.

185. Ф. 789. Оп. 19. 1870-1896. Д. 815. Экзаменационные списки поступающих в Академию художеств.

186. Ф. 789. Оп. 19. 1880-е 1917. Д. 940. Формулярные списки учащихся. Ч. 1. (А-В).

187. Ф. 789. Оп. 19. 1880-е 1917. Д. 941. Формулярные списки учащихся. Ч. 2. (Г-И). .

188. Ф. 789. Оп. 19. 1880-е 1917. Д. 942. Формулярные списки учащихся. Ч. 3. (К-О).

189. Ф. 789. Оп. 19. 1880-е 1917. Д. 943. Формулярные списки учащихся. Ч. 4. (П-Т).

190. Ф. 789. Оп. 19. 1880-е 1917. Д. 944. Формулярные списки учащихся. Ч. 5. (У-Я).

191. Ф. 789. Оп. 19. 1897-1901. Д. 993. Экзаменационные списки поступающих в Академию художеств.

192. Ф. 789. Оп. 19. 1905-1907. Д. 1024. Экзаменационные списки поступающих в Академию художеств.

193. Ф. 789. Оп. 19. 1907-1909. Д. 1030. Экзаменационные списки поступающих в Академию художеств.

194. Ф. 789. Оп. 19. 1915-1916. Д. 1051. Экзаменационные списки поступающих в Академию художеств.

195. Ф. 789. Оп. 19. 1916. Д. 1053. Экзаменационные списки поступающих в Академию художеств.

196. Ф. 789. Оп. 19. 1917. Д. 1055. Экзаменационные списки поступающих в Академию художеств.

197. Ф. 789. Оп. 19. 1894. Д. 520. Главная книга депозитов. Личные дела

198. Ф. 789. Оп. 10. 1879. Д. 142. Абрамович Рахиль Соломоновна.

199. Ф. 789. Оп. 12. 1900. Д. «И» 21. Абугов Шемон Лейбович.

200. Ф. 789. Оп. 13.1906. Д. 95. Аксельрод Арье-Лейба Зальманов.

201. Ф. 789. Оп. 12. 1900. Д. «И» 22. АнисфельдБер Срулевич.

202. Ф. 789. Оп. 8. 1873. Д. 178. Анолик Моисей Израилевич.

203. Ф. 789. Оп. 7. 1870. Д. 143. Аскназий И.

204. Ф. 789. Оп. 11. 1883. Д. 138. Бакст (Розенберг) Лейб Хаим Изриалевич.

205. Ф. 789. Оп. 14. Д. 22 «б». Бахман Лев Исаков.

206. Ф. 789. Оп. 2.1859. Д. 68. Бахман Лев Исаков.

207. Ф. 789. Оп. 12. 1901. Д. 54 «и». Берлин Абрам Есель-Лейбов.

208. Ф. 789. Оп. 12. 1894. Д. 22 «и». Бершадский Иоиль Рувин.

209. Ф. 789. Оп. 13. 1906. Д. 97. Блох Мошек Фебов.

210. Ф. 789. Оп. 12. 1895. Д. «И» 2. Браз Осип Эммануилович.

211. Ф. 789. Оп. 10. 1879. Д. 145. Бродская ЕкатеринаИсаевна.I

212. Ф. 789. Оп. 12. 1902. Д. «И» 84. Бродский Исаак Израилевич.

213. Ф. 789. Оп. 12. 1897. Д. 28 «и». Вигдорчик Абрам Моисеев.

214. Ф. 789. Оп. 11. 1885. Д. 66. Габович Мошка-Герш.

215. Ф. 789. Оп. 10. 1878. Д. 119. Геллер Пётр Идкович.

216. Ф. 789. Оп. 10.1878. Д. 62. Гинцбург, барон Марк.

217. Ф. 789. Оп. 12. 1901. Д. 55 «и». Гипштейн (Гепштейн) Соломон Калманов.

218. Ф. 789. Оп. 9.1875. Д. 182. Гиршович Борух Евнович.

219. Ф. 789. Оп. 10. 1878. Д. 120. Гольдблат Янкель Шимемов.

220. Ф. 789. Оп. 9. 1874. Д. 137. Гольдман Илья Беркович.

221. Ф. 789. Оп. 10. 1877. Д. 41. Гольдштейн Мордко.

222. Ф. 789. Оп. 12. 1893. Д. 19 «и». Гохштейн Меер Михель Кивович.

223. Ф. 789. Оп. 6. 1&68. Д. 132. Грилихес Авраам-Шмерко.

224. Ф. 789. Оп. 9. 1874. Д. 136. Замечек Вигдор Гиршов.

225. Ф. 789. Оп.12. 1901. Д. 56 «и». Иофан Шмуль Шлиомов.

226. Ф. 789. Оп. 11. 1881. Д. 148. Иоффе Мордух Берка Симонович.

227. Ф. 789. Оп. 11. 1890. Д. 1. Иоффе Мордух Берка Симонович.

228. Ф. 789. Оп. 13. 1909. Д. 121. Кац Янкель-МовшаЕвелевич.

229. Ф. 789. Оп. 12. 1897. Д. «И» 62. Кругер Янкель Мордухов.

230. Ф. 789. Оп. 13. 1907. Д. 90. Лангбард Иосиф Гешелевич.

231. Ф. 789. Оп. 13. 1904. Д. 110. Лаховский Арон Беркович.

232. Ф. 789. Оп. 13. 1905. Д. 125. Лаховский Нута Беркович.

233. Ф. 789. Оп. 11. 1880. Д. 121. Маймон Мовша Лейбович.

234. Ф. 789. Оп. 11. 1882. Д. 139. Манылам Авраам Пинхас Мордкович.

235. Ф. 789. Оп. 11. 1883. Д. 162. Манылам Моисей Мордкович.

236. Ф. 789. Оп. 11. 1890. Д. 137. Магид Давид Рубин Гилелевич.

237. Ф. 789. Оп. 8. 1873. Д. 173. Миколаевский Файбель-Лейбович.

238. Ф. 789. Оп. 11. 1885. Д. 131. Нейман Тувиель Мовшевич.

239. Ф. 789. Оп. 10. 1876. Д. 32. Нисельсон Шахна Хаймович.

240. Ф. 789. Оп. 10. 1877. Д. 121. Пас Израель Абрамов.

241. Ф. 789. Оп. 11.1881. Д. 88. Пен Юдель Мовшевич:11:Ф. 789. Оп. 12. 1898. Д. «И» 50. Пятигорский Александр Лейбович.

242. Ф. 789. Оп. 12. 1900. Д. 67 «и». Синявер Моисей Мотелев.

243. Ф. 789. Оп. 12. 1901. Д. 120 «и». Троупянский Яков-Мовша Абрамович.

244. Ф. 789. Оп. 11. 1892. Д. 143. Троупянский Файвель Мовша Абрамович.

245. Ф. 789. Оп. 10. 1879. Д. 154. Циммерман Азик Мовшевич.

246. Ф. 789. Оп. 12. 1895. Д. «И» 53. Шлуглейт Иегошуа Мойшович.

247. Ф. 789. Оп. 10. 1877. Д. 40. Шпигель Мошко. Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий.

248. Ф. 821. Оп. 8. Д. 247. Доклад члена Высшей комиссии для пересмотра всех действующих о евреях в Империи законов А. И. Георгиевского «По вопросу о мерах относительно образования евреев».

249. Ф. 821. Оп. 9. Д. 96. Отчёты общества распространения просвещения между евреями в России за 1871 — 1872.

250. Ф. 821. Оп. 9. 1874 — 1877. Д. 114. Дело о предоставлении евреям, имеющим высшее образование, права поступления на государственную службу на общих основаниях и повсеместного жительства.

251. Ф. 821. On. 9. 1883 1888. Д. 184. Записки еврейских экспертов Высшей комиссии для пересмотра действующих о евреях в Империи законов. и других лиц по вопросам образования евреев.

252. Ф. 821. Оп. 9. 1883 1887. Д. 188. Дело по вопросу об ограничении приёма евреев в государственные учебные заведения.

253. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга:

254. Фонд Еврейского общества поощрения художеств.

255. Ф. 1722. On. 1. 1916. Д. 1. Из архива Еврейского общества поощрения художеств.

256. Ф. 1722. On. 1. 1916-19. Д. 2. Протоколы общих собраний членов общества.

257. Ф. 1722. On. 1. 1916. Д. 3. Протоколы художественной секции.

258. Ф. 1722. On. 1. 1916. Д. 4. Еврейское общество поощрения художников.

259. Ф. 1722. On. 1. 1918. Д. 5. Протоколы заседаний Правления Еврейского общества поощрения художников.

260. Ф. 1722. On. 1. Д. 6. Из архива еврейского общества поощрения художников.

261. Фонд Петроградского особого городского по делам об обществахприсутствия.

262. Ф.287. On. 1. 1908-15. Д. 69. О еврейском художественном обществе «Бецалель».

263. Ф.287. On. 1. 1911-16. Д. 225. О деятельности еврейского литературно-научного общества.

264. Фонд Еврейского литературно-художественного общества.

265. Ф. 1720. On. 1. 1919. Д. 2. Еврейское литературно-художественное общество. Протоколы.

266. Ф. 1720. On. 1. 1919. Д. 3. Еврейское литературно-художественное общество. Договора.

267. Фонд Еврейского историко-этнографического общества.

268. Ф. 2129. Оп. 1. 1903 — 1919. Д. 75. Отчёт о работе уполномоченного общества в Петрограде.

269. Ф. 2129. Оп. 1. 1903 1919. Д. 77. Протоколы заседаний комитета за январь-май 1917 г.

270. Ф. 2129. Оп. 3. Д. 30. Библиографический указатель статей в журнале «Восход» за 1890 — 1905 гг.

271. Ф. 2129. Оп. 3. 1916. Д. 204. Переписка комитетов общества.

272. Фонд Канцелярии Петроградского градоначальника

273. Ф. 569. Оп. 13. 1911 1912. Д. 6336. О деятельности сионистских организаций.

274. Ф. 569. Оп. 13. 1916. Д. 1601. О разрешении на проведение собраний Еврейского общества поощрения художеств.

275. Ф. 2075 (Канцелярия Петроградского генерал-губернатора). Оп. 3. 1905. Д. 22. О правах жительства евреев в столице.

276. Ф. 113. Оп. 1. 1906 1915. Д. 1231. Секретная переписка.216

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.