Европейский дендизм XIX века: Литературная традиция и поэтика поведения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, доктор филологических наук Вайнштейн, Ольга Борисовна

  • Вайнштейн, Ольга Борисовна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 432
Вайнштейн, Ольга Борисовна. Европейский дендизм XIX века: Литературная традиция и поэтика поведения: дис. доктор филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2005. 432 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Вайнштейн, Ольга Борисовна

Введение.

Глава

Зарождение традиции европейского дендизма.

1.1. Денди: история слова.

1.2. Исторические предшественники дендизма.

1.2.1. Английские «красавцы».

1.2.2. Макарони.

1.2.3. Щеголи эпохи Великой Французской Революции.!.

1.2. Генеалогия дендистского стиля.

1.3. Дендизм и романтизм.

1.3.1. Жизнетворчество в культуре европейского романтизма.

Примечания.

Глава

Джордж Браммелл как основатель традиции европейского дендизма.

2.1. Легенда о Браммелле.

2.2. Биография Браммелла как источник моделей дендистского жизнетворчества.

2.2.1. Семейная история.

2.2.2. Период светских триумфов Браммелла в Англии.

2.2.3. Браммелл во Франции

2.3. Лейтмотивы дендистского сценария.

2.3.1 Конструирование дендистской легенды.

2.3.2. Взгляд биографа: Браммелл перед зеркалом.

2.3.3. Новации Браммелла в костюме.

2.3.4. Мотив бабочки в жизнетворчестве Браммелла.

2.3.5. Поэтика аристократического поведения.

Примечания.

Глава

Дендизм как литературная традиция XIX века.

3.1. Формирование литературной традиции европейского дендизма.

3.2. Дендистская литературная традиция во Франции.

3.2.1. Концепция «элегантной жизни» у Бальзака.

3.2.2. Дендизм в жизнетворчестве Бальзака.

3.2.3. Проблематика дендизма в романе

Красное и Черное» Стендаля.

3.2.4. Философия дендизма в очерках

Художник современной жизни» Бодлера.

3.2.5. О дендизме и Барбе д'Оревильи.

3.2.6. Граф Робер де Монтескью: денди декаданса.

3.3. Литературный дендизм в Англии: дискуссии и традиция.

3.3.1 .Сатирические образы денди 1810-х годов.

3.3.2. Антидендистские настроения в викторианскую эпоху.

3.3.3. Оскар Уайльд: денди-эстет.

3.3.4. Английский дендизм после Оскара Уайльда.

Примечания.

Глава

Модели дендистского поведения.

4.1. Дендистские манеры.

4.2. Денди-хамелеон: метафорика изменчивости в европейской культуре.

4.3. Денди и джентльмен в творчестве Джейн Остен.

4.4. Об исторических смыслах вульгарности.

4.5. Поэтика фланирования.

4.6. Дендистское зрение: визуальные стратегии модерна.

Примечания.

Глава

Российский дендизм.

5.1. Становление щегольской культуры в России.

5.2. Дендизм в России XIX столетия.

5.3. Российский дендизм Серебряного века.

Примечания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Европейский дендизм XIX века: Литературная традиция и поэтика поведения»

Диссертация посвящена европейскому дендизму XIX века. Европейский дендизм представляет из себя комплексный культурный феномен, охватывающий как литературную традицию, так и поэтику бытового поведения. В исследовании анализируется генезис и развитие дендистской традиции в европейской словесности, особенности формирования жанра «модного» романа в английской литературе.

Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что она вписывается в магистральную линию развития современного литературоведения и гуманитарного знания: повышенное внимание исследователей к социальным аспектам литературы, движение от изучения отдельных авторов к общим закономерностям развития европейской литературы в широком культурном контексте.

Новизна исследования определяется тем, что в диссертации впервые делается попытка рассмотреть литературную традицию европейского дендизма исходя из парадигмы романтического жизнетворчества. Дан исторический анализ текстов дендистской традиции в Англии, Франции и России; сделаны обобщения по эстетике минимализма, обуславливающей типологическое сходство различных национальных вариантов дендизма в европейской культуре, выделены три периода развития европейского дендизма. Подобные интердисциплинарные исследования по данной теме отсутствуют в западной и отечественной критической литературе последних десятилетий.

Цель работы - дать современную теоретическую и историко-литературную интерпретацию дендистской традиции XIX столетия, выявить закономерности и логику функционирования моделей дендистского жизнетворчества.

Объектом исследования послужили основные тексты дендистской традиции: художественные произведения Байрона, Д. Остен, Э. Бульвера-Литтона, Стендаля, Бальзака, Барбе Д'Оревильи, Ш. Бодлера, Ж.-К. Гюисманса, О. Уайльда. Дополнительными материалами для исследования послужили теоретические трактаты о моде, очерки, мемуарная и биографическая литература.

Методологическую основу диссертации составляют труды отечественных ученых, представляющих семиотическую школу: ряд работ Ю.М. Лот-мана, посвященные поэтике поведения1, И. Паперно2, С.Ю.Неклюдова3, М.Б. Ямпольского4.

В цикле статей по культуре и программам поведения Ю.М. Лотман заложил основы анализа поэтики поведения, оперируя такими понятиями, как «жизненное амплуа», «сюжетный подход к жизни», «поведенческий текст». Это направление получило развитие в исследованиях, продолжающих традиции Московско-Тартусской школы. В книге Ирины Паперно «Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма» был произведен структурный анализ биографии Чернышевского с точки зрения осуществления идеологической программы. В трудах С.Ю. Неклюдова5 разобран

1 Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. - Таллинн, 1992. - Т. 1. - С. 248-269; Лотман Ю.М Декабрист в повседневной жизни (бытовое поведение как историко-психологическая категория). Там же. - С. 296-337; Лотман Ю.М Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора). Там же. - С. 365-377; Лотман Ю.М. Русский дендизм // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., Искусство-СПб, 1994. - С. 123-136.

2 Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма. -М.: НЛО, 1996.

3 Неклюдов С.Ю. Ночной гость // Живая Старина, 1996. № 1. - С. 4-8. ^Ямпольский М.Б. Наблюдатель. -М.: Ad Marginem, 2000.

5Неклюдов С.Ю. «Сценарные схемы» жизни и повествования// Русская антропологическая школа. Труды. - Вып. 2. - М., 2004. - С. 26-36; механизм функционирования «сценарных схем», регулирующих взаимодействие жизненного и литературного материала.

Важные теоретические идеи о поэтике поведения разработаны Л.Я. Гинзбург в книге «О психологической прозе». «Предела своего символическое поведение достигает тогда, когда в нем выражается обобщенный исторический характер. Исторический характер встречается с индивидуальным, эмпирическим человеком и формирует его на свой лад - с разными поправками на данную индивидуальность»6. Тип денди как раз и является таким историческим характером, возникшим на рубеже XVIII-XIX веков, и оттого поэтика дендистского поведения отличается особой семиотической насыщенностью и может интерпретироваться как текст. Ю.М. Лотман в статье «Русский дендизм» отметил такие типичные для дендизма аспекты поведения, как позу разочарования и пресыщенности, издевательскую вежливость, оптические игры с лорнетом и очками.

Жизненная символика отчетливо проступает в периоды переломные, когда рождаются «новые люди», с новыми принципами поведения»7, - отмечает Л.Я. Гинзбург. Подобной переломной эпохой в культуре был европейский романтизм. В эстетической деятельности Новалиса, Ф. Шлегеля, С.Т. Колриджа налицо интенсивная рефлексия по поводу возможности «универсального искусства», включающего на равных правах как биографические коллизии, так и литературные тексты. Несколько поколений писателей этой эпохи «занимались "моделированием" своего исторического. характера в самой крайней форме, в форме романтического жизнетворчества — преднамеренного построения в жизни художественных образов и эстетически организованных сюжетов»8. В нашем исследовании стратегии романтического жизнетворчества рассматриваются как исходная посылка, объединяющая

6 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - М.: Интрада, 1999. - С. 18.

7 Гинзбург Л.Я. Там же. - С. 19.

8 Гинзбург Л.Я. Там же. - С. 23. парадигму дендизма и европейского романтизма. Другими общими константами этих двух систем для нас являлись программный индивидуализм (включая комплекс мировой скорби и демонизм) и установка на иронию. Концепция романтической иронии, в частности, позволяет найти ключ к таким традиционным культурным архетипам, как метафора хамелеона, весьма существенная для дендизма, и понять стилистику дендистского самопародирования и язвительного остроумия.

Для изучения европейского романтизма XIX века особенно продуктивными для нас были идеи А.В. Карельского9, А.Б. Ботниковой10, И.А. Терте-рян11. Эти исследователи заложили основы типологического рассмотрения романтизма как эстетической системы. В концепции романтизма А.В. Карельского методологическое значение имеет трактовка «широкого неоромантизма» как «субъективного принципа» в искусстве, развивающего романтическую традицию авторского самовыражения12. Эта тема постоянно возникает в современных литературоведческих дискуссиях, когда речь заходит о критериях определения и хронологических границах «продленного» или «большого» романтизма. Концепция «широкого неоромантизма», в частности, позволяет проследить развитие дендистской литературной традиции в рамках XIX столетия и закономерную актуализацию поэтики дендизма в декадансе конца века.

9Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. -Вып. 1. Сост. О.Б. Вайнштейн. -М.: изд-во РГГУ, 1998.

ЮБотникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. — Воронеж: изд-во ВГУ, 2003.

11 Тертерян И.А. Романтизм // История всемирной литературы. В 9 томах. — М.: Наука, 1989.-Т. 6.-С. 16-27.

12 Карельский А.В. Немецкая литература начала XX века в европейском духовном контексте // Диалог культур — культура диалога. Сборник научных статей к 70-летию Н.С. Павловой. - М.: Изд-во РГГУ, 2002. С. 273-307 / Подг. к печати О.Б. Вайнштейн и Е.В. Войналович.

Из западных исследований европейской литературы XIX столетия мы опирались на труды П. Хэмилтона13, автора теории «метаромантизма»;

A. Меллор14, описавшей феномен английской романтической иронии, и Д. Пайпера15, который показал закономерности функционирования образа поэта в культуре XIX столетия.

В теоретическом обеспечении диссертации важную роль играли труды

B. Беньямина16, Р. Ганье17, К. Гинзбурга18. Эти ученые исследовали историю литературы в широком культурном контексте, успешно применяя интердисциплинарные методы. Последнее время подобная методология получила особое распространение благодаря американской школе «Нового историзма»19, представители которой (С. Гринблатт, Л. Монроз) активно практиковали текстуальный анализ во взаимодействии исторических, социальных и собственно литературных аспектов. Наконец, в диссертации был учтен методологический опыт французской школы Анналов: четырехтомный труд «История частной жизни» под редакцией Ж. Дюби и Ф. Арьеса20.

Особый интерес в связи с нашей темой представляют семиотические исследования, выполненные на стыке литературы и истории костюма. Пионер

Hamilton P. Metaromanticism. - Chicago and London: Chicago U.P., 2003.

14MellorA. English Romantic irony. — Cambridge, Mass.: Harvard U.P., 1980.

15 Piper D. The image of the Poet. - Oxford: Clarendon press, 1982.

Benjamin W. Arcades project. - Cambridge, Mass.: Harvard U.P., The Belknap press, 2002.

17 Gagnier R. Idylls of the Marketplace: Oscar Wilde and the Victorian Public. Stanford: Stanford University Press, 1986.

18 Гинзбург К. Мифы - эмблемы — приметы: морфология и история. М.: Новое издательство, 2003.

19 См. , например, Greenblatt S. Renaissance self-fashioning. - Chicago: Chicago U.P., 1984.

20 Aries Ph., Duby G., eds. A History of private life. Vol. 4. From the fires of revolution to the great war. M. Perrot, Editor, transl. A. Goldhammer. The Belknap press of Harvard U.P, 1990. ской в этой области можно считать книгу Ролана Барта «Система моды»21; в России данное направление разрабатывается P.M. Кирсановой22, проанализировавшей в своих фундаментальных трудах семиотику костюмных реалий в художественной литературе. Британский ученый Джон Харви23 посвятил свои изыскания исторической символике черного цвета в костюме и в художественной словесности. Мода в широком культурном контексте — тема научных работ известных исследователей В. Стал24, К. Бруарда2^, Э. Уил-сон26.

Еще ближе к нашей проблематике труды о роли моды в литературном творчестве отдельных писателей. Такова, к примеру, книга Ж.-П. Лесеркля «Малларме и мода»27. Взаимодействию французской литературы и моды в XIX столетии посвящена информативная монография Р. Фортасье28. В 1997 году в Государственном музее А.С. Пушкина проходила выставка «Оноре де Бальзак: денди и творец», и по следам этой выставки был выпущен сборник

21 Барт Р. Дендизм и мода // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. С.Н. Зенкина. -М., 2003.

22 Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре. - М.: Российская энциклопедия, 1995.

Кирсанова P.M. Сценический костюм и русская публика в России XIX века. - Калининград: Янтарный сказ; М.: Артист, Режиссер, Театр, 1997.

23 Harvey J. Men in black. - Chicago: Chicago U.P. 1995.

24 SteeleV. Paris Fashion: A Cultural History. - New York: Oxford, 1988.

Breward C. The hidden consumer: Masculinities, fashion and city life 1860-1914. -Manchester U.P., 1999.

Wilson E. Adorned in dreams: Fashion and Modernity. - London: Virago Press, 1985.

2^Lecercle J.-P. Mallarme et la mode. P.: Librarie Seguire, 1989.

2^Fortassier R. Les ecrivains fran9ais et la mode. P.: PUF, 1978. статей российских и французских исследователей29. Дендизму Бальзака также посвящена кандидатская диссертация А.П. Скуратовской30. Как это ни парадоксально, но в отечественной науке не было аналогичных исследований по дендизму на материале английской литературы.

В западной критике начало систематическим исследованиям дендизма как культурной традиции положила уже ставшая классикой книга Э. Мерс31. С тех пор дендизм неоднократно привлекал внимание исследователей, начиная с классического очерка Р. Барта «Дендизм и мода» (1962) и далее в трудах Д. Лавера32, Р. Кемпфа33, М. Лемэр34 и др. Только основоположнику дендизма Д.Б. Браммеллу посвящено несколько книг, причем последняя вышла в ноябре 2005 года35. Предметом специального анализа становились такие аспекты дендизма, как тендерная проблематика 36, вклад денди в развитие мужского костюма37, аристократический культурный дискурс38, городское фланирование39.

29Оноре де Бальзак. Денди и творец. Исследования и материалы. М.: Государственный Музей А.С. Пушкина, 1997.

3® Скуратовская А. П. Дендизм у Бальзака: персонажи и ситуации. Дис. канд. филол. наук. М., 2002.

31 Moers Е. The Dandy. - New York, 1960.

32Laver J. Dandies. - London: Weidenfeld & Nicolson, 1968.

33 Kempf R. Dandies. Baudelaire et compagnie. - P.: Seuil, 1977.

34 Lemaire M. Le Dandysme de Baudelaire a Mallaime. - Montreal: Presses de l'Universitite de Montreal, 1978.

Kelly I. Beau Brummell: the ultimate dandy. - London: Hodder & Stoughton, 2005.

36Feldman J. Gender on the divide. - Ithaca, New York, Cornell U.P., 1993.

3^Breward C. The hidden consumer. Masculinities, fashion and city life 1860-1914. -Manchester: Manchester U.P., 1999.

38 Stanton D. The aristocrat as art. - New York: Columbia U.P., 1980.

39 Tester K., ed. The flaneur. - London; New York: Routledge, 1994.

В настоящее время проблематика дендизма представляется особенно актуальной. В ней явно выделяются вопросы социальных техник (репрезентация знаменитостей)40, соотношения дендизма и массовой культуры41. Однако, несмотря на обширность библиографии по дендизму, до сих пор нет систематических исследований по дендистской литературной традиции, отсутствуют обобщающие труды по поэтике поведения денди. Не получила достаточного освещения в современной критике и традиция русского дендизма: после классической статьи Лотмана по этой теме появлялись лишь отдельные очерки42. Данное исследование призвано восполнить эти пробелы.

Следует дополнительно описать источники, на основании которых велось исследование. Самые редкие источники для изучения истории дендизма — документальные. К ним относятся костюмные коллекции, портновские трактаты, журналы мод, дневники денди, альбомы модников и модниц. Особенно информативны специальные альбомы, в которых хранились образцы тканей и фиксировались варианты туалета. Раньше это был достаточно распространенный жанр, гибрид дневника и хозяйственной книги. Так, в музее Виктории и Альберта сохранился альбом Барбары Джонсон, относящийся ко второй половине XVIII века. Эта дама наклеивала в свой альбом лоскутки тканей, кратко отмечая фасон платья, расход материала и стоимость шитья, а попутно записывала туда и события своей жизни 43.

Особая разновидность источников — трактаты о моде. Порой это чисто технические руководства для портных с выкройками и указаниями как сни

40 Garelick R. Rising star: dandyism, gender, and performance in the fin de з1ёс1е. - New Jersey: Princeton U.P., 1998.

41 Dandies. Fashion and Finesse in Art and Literature. Ed. S. Fillin-Yeh. - New York and London: New York U.P., 2001.

42 Cm. , например: Демиденко Ю. Русские денди // Родина, 2000. № 8. — С. 111-114.

43 См. A lady of fashion: Barbara Johnson's album of styles and fabrics. Ed. N. Rothstein. -New York: Thames and Hudson, 1987. мать мерки44, порой - обстоятельные наставления для модников, содержащие, к примеру, инструкции, как завязывать шейный платок45. Но нередко эти трактаты создавались с глобальным замахом - как универсальная энциклопедия для желающих хорошо выглядеть. Типичный пример — английский трактат 1830 года «The Whole art of dress or, the road to elegance and fashion», написанный неким кавалерийским офицером. Его полное название звучит весьма внушительно: «Всеобщее искусство одеваться или путь к элегантности и моде, с колоссальной скидкой 30%. Трактат о существенном и необходимом атрибуте современности - костюме джентльмена. Посредством превосходных иллюстраций четко определяет самые подходящие сочетания цветов, многообразные стили формальной и неформальной одежды; изъясняет, что носить людям разных возрастов и различного цвета лица, чтобы представить фигуру наиболее симметрической и приятной для глаза. Советы по приобретению разнообразных предметов одежды, сопровождаемые рекомендациями по туалету, содержащими ценные и оригинальные рецепты, а также указания, как исправить недостатки внешности и осанки. С прибавлением рассуждения о форменной одежде и о выборе изящного платья»46.

44Например, «Дружеские наставления портному»: Wyatt J. The Taylor's Friendly Instructor. - London, 1822,1830.

45Neckclothitania; or Tietania: being an essay on starches. By one of the cloth. London, 1818. Псевдоним автора — «один из шейных платков».

46The Whole art of dress or, the road to elegance and fashion, at the enormous saving of thirty per cent! Being a treatise upon that essential and much-cultivated requisite of the present day, gentlemen's costume. Explains and clearly defines, by a series of beautifully engraved illustrations, the most becoming assortments of colours, and style of dress and undress in all varieties; suited to different ages and complexions, so as to render the human figure most symmetrical and imposing to their eyes. Also, directions in the purchase of all kinds of wearing apparel: accompanied by hints for the toilette, containing a few valuable and original recipes; likewise, some advice to the improvement of defects in the person and carriage. Together with a dissertation on uniform in general and the selection of fine dress. By a cavalry officer. London: E. Wilson, 1830.

Такие трактаты, по сути, представляют собой очерки нравов, что позволяет в полной мере ощутить атмосферу эпохи. Еще больше этот оттенок субъективности чувствуется в биографиях, письмах и мемуарах, дневниках и путевых заметках. Сплошь и рядом основу текста составляет молва, зафиксированная внимательным современником. Однако подобные материалы требуют особой научной бдительности, поскольку порой возникает эффект многократного повторения, создающий иллюзию фактической точности. К примеру, исследователь Питер МакНил, добросовестно изучая историю макарони, английских щеголей XVIII столетия, долго старался установить местоположение клуба макарони, о котором упоминают источники того времени. В итоге он выяснил, что этот гипотетический клуб - или ироническое название реального клуба Олмакс, или, что наиболее вероятно, просто обозначение модного сообщества47. Апокрифический статус отличает и некоторые дендистские легенды, что служит предметом анализа в нашем исследовании.

Городские легенды составляют существенный слой культурного жизне-творчества и могут быть интерпретированы как разновидность фольклорных текстов. В этом отношении существенным подспорьем для нас послужили методы анализа постфольклора, разработанные в Центре типологии и семиотики фольклора под руководством С.Ю. Неклюдова48.

Наиболее массивный корпус текстов составляет дендистская традиция в художественной литературе XIX века. Это, собственно, и есть основной материал нашего исследования. Известно, что многие писатели отдали дань дендизму: Байрон, Э. Бульвер-Литтон и О. Уайльд в Англии; А. Пушкин и М. Лермонтов в России; Стендаль, Бальзак, Барбе д'Оревильи, Ш. Бодлер, Ж.-К. Гюисманс, М. Пруст во Франции. Они изображали героев-денди в своих романах (классика жанра - «Наоборот» Гюисманса и «Портрет Дориа

47 McNeil Р. Macaroni Masculinities // Fashion Theory, 2000, vol.4, issue 4. - P. 377-378.

48 Cm. http://www.ruthenia.ru/folklore/ на Грея» Оскара Уайльда); сочиняли философские трактаты о дендизме (Бальзак, Барбе д'Оревильи и Бодлер) и, наконец, практиковали дендизм как стиль жизни. Применительно к дендистской литературной традиции наиболее продуктивно работают филологические методы анализа истории литературы.

Содержание работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. В первой главе диссертации анализируется зарождение европейского дендизма и взаимосвязи дендизма с литературой романтизма. Дается краткая характеристика исторических и национальных типов щеголей, предшественников дендизма. Во второй главе диссертации рассматривается конкретная реализация выделенных закономерностей на примере биографии Джорджа Браммелла (1778-1840) как основателя традиции европейского дендизма. Третья глава диссертации представляет базовый корпус литературных текстов европейского дендизма XIX века и содержит детальный анализ их структурных особенностей и ключевых лейтмотивов. Предметом четвертой главы диссертации является поэтика поведения, выработанная в дендизме: манеры и правила, парадигма сопротивления вульгарности, оптические игры, городское фланирование, денди-хамелеон. Пятая глава диссертации посвящена российскому дендизму и истории щегольской культуры в России. В заключении дается итоговая периодизация и суммарная характеристика литературной традиции европейского дендизма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Вайнштейн, Ольга Борисовна

Заключение

Периоды развития европейского дендизма XIX века

Подводя итоги исследования, мы выделяем три основных периода развития европейского дендизма. Первый период — британский дендизм первых десятилетий XIX века. Центральной фигурой здесь является, безусловно, Бо Браммелл, вплоть до его отъезда во Францию в 1816 году. Именно Браммеллу удалось создать образ денди, завершенный во всех сферах — телесности, костюма и поведения. Главная заслуга Браммелла - утверждение новой экономно-аскетической эстетики мужского костюма, ориентированной на неоклассицизм. Благодаря своему авторитету лидера моды он сумел закрепить важнейшую тенденцию «великого мужского отказа», которая стала доминирующей в первой трети XIX столетия.

Однако столь же существенно, что Браммелл изобрел особую дендист-скую «риторику», превращающую его жесты и поступки в текст культуры, благо эстетика позднего романтизма полностью подготовила почву для подобного восприятия поэтики индивидуального поведения. Его остроумные реплики и неожиданные стилевые новации автоматически перекодировались в многочисленные анекдоты и легенды, образовавшие устойчивый слой городского фольклора. Эту программу речевого поведения и жизнетворчест-ва затем воспроизводили его поклонники и последователи. В эпоху Регентства были сформулированы основные «правила» дендизма. Британский дендизм первого периода реализовался в основном на уровне социальной практики, где демонстрировались и оттачивались стилистика внешности и костюма, владение манерами и, в конечном счете, весь образ жизни.

Литературная традиция дендизма зародилась в начале XIX века в культуре романтизма и приобрела массовый характер к концу 1820-х годов, когда была запущена серия «модных» романов издателя Генри Коулберна. Эти романы, в которых денди были главными героями, воспринимались как учебники хорошего тона и светских манер. Благодаря их сенсационному успеху денди быстро превратился уже не только в социальный, но и в литературный тип, а дендистские хронотопы - салон, клуб, бал, опера - в привычные декорации этого жанра. В «модных» романах была детально отработана система дендистских ценностей и стиля, что сделало возможным массовое подражание книжным героям в обыденной жизни. В то же время денди неоднократно становятся объектом сатиры в гравюрах Д.Крукшенка, в произведениях Джейн Остен и позднее - Диккенса.Дендизм непрерывно взаимодействует с литературой, подпитываясь от нее и, в свою очередь, обогащая ее.

Однако в Англии с 30-х годов XIX столетия развитие дендизма начинают блокировать консервативные настроения, которые исходят от журнала «Fraser's magazine». И хотя дендистские типажи еще мелькают на страницах романов середины века, в целом щегольская культура утрачивает общественную значимость. Дендизм становится объектом сатиры Карлайля в его романе «Перекроенный портной» и затем в произведениях Теккерея. Викторианский пуризм обеспечивает окончательное «торможение» дендизма в Англии вплоть до 1880-х годов, открывающих эпоху декаданса.

В 1830-е годы эстафета европейского дендизма переходит во Францию, тем самым открывая второй период. Под влиянием перевода «модных» романов и англомании во Франции зарождается свой вариант дендизма, характерные особенности которого - интеллектуализм и непосредственная связь с процессами оформления европейского общества модерна. Дендизм превращается в философию городской жизни. В нем возникают такие мотивы, фланирование, оптические игры, жизнетворчество через моду. Взамен прежней британской стратегии «исключительности» будущие денди получают набор рациональных рецептов элегантности. Браммелловский черный фрак, изначально бывший атрибутом его личного уникального стиля, становится для среднего класса повседневным костюмом, чему способствует ширящееся производство готовой одежды. В связи с этим перестраиваются механизмы визуального восприятия: знаковые детали костюма отныне воспринимаются как главные «улики» при определении социального статуса.

В это время дендизм обретает солидную теоретическую базу в рамках особого жанра — трактата о моде. Ключевые тексты этой традиции - «Трактат об элегантной жизни» Бальзака (1830), книга Барбе д'Оревильи «О дендизме и Джордже Браммелле»(1845), статья Теофиля Готье «О моде» (1858 г.) и очерки Бодлера «Художник современной жизни» (1863), в которых происходит выработка нового эстетического и литературного канона. В них денди уже предстает как герой модерна со своей продуманной программой на стыке литературы и моды. Этот новый персонаж городской повседневности исследует неизведанные ранее возможности самовыражения: осваивает пространство кафе и бульвара; тренируется в костюмно-социальных метаморфозах; фланируя, отрабатывает «теорию походки»; анализирует случайных прохожих; с восхищением описывает дамские кринолины и косметику, усматривая в них торжество искусственности. В этих стратегиях утверждается новая культура городского модерна, но одновременно актуализируются такие традиционные архетипы, как метафорика хамелеона или принцип «мнимой небрежности». В результате образ денди приобретает черты богемного художника, а дендистская модель поведения, изначально основанная на джентльменском кодексе, демократизируется за счет вольного артистизма парижской богемы.

Третий период развития дендизма непосредственно связан с европейским декадансом. Литературный канон дендизма продолжают романы «Наоборот» Гюисманса (1884), «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда (1891) и «Зулейка Добсон» Макса Бирбома (1911). В этих текстах герой-денди завершает свою эволюцию от богемного художника до утонченного эстета. Основные лейтмотивы - искусственность, лицо и маски, борьба против вульгарности и дурного вкуса. Денди-эстет активно проповедует свою идеологию (просветительские лекции Уайльда) или выступает в роли покровителя художников: Робер де Монтескью постоянно патронировал многих деятелей

Art Nouveau. Эстетская поза подразумевает обостренную восприимчивость, тренировку в различных видах чувственного восприятия — отсюда вытекают увлечение экзотикой и барочная поэтика «каталогов» в романах Уайльда и Гюисманса. В этот же период появляются самые значительные живописные портреты денди (творчество Уистлера, Болдини и Сарджента). Образ денди балансирует на грани идеальной эмблемы человека-вещи, вновь актуализируются тенденции сознательное романтического жизнетворчества. Связи между искусством и жизнью становятся как никогда прозрачными и обратимыми: граф Робер де Монтескью - прототип Дез Эссента в «Наоборот», а этот роман, в свою очередь, послужил одним из источников для «Портрета Дориана Грея». Книга Оскара Уайльда тоже порождает массу подражателей — образ денди, описав полный круг, возвращается в реальность. В эстетике дендизма окончательно торжествует принцип иронии и искусственности, который выводит на первый план романтический индивидуализм. Парадоксальным образом это возвращает дендизму первоначальный протестный потенциал, напоминая о ресурсах романтической иронии и демонизме бай-роновских героев. Именно на этой волне неоромантических настроений уже в XX столетии денди отождествляется с «бунтующим человеком» (формула Альбера Камю) и - шире — маргиналом, наследником богемных свобод.

В первые десятилетия XX века развитие литературной традиции европейского дендизма отчасти продолжается в творчестве Марселя Пруста: прототипом образа барона де Шарлю в романе «В поисках утраченного времени» является Робер де Монтескью. Однако в XX столетии дендизм утрачивает цельность как единый феномен культуры, охватывающий литературную традицию, поэтику поведения и моду. Применительно к культуре XX века в интересах научной корректности само слово «денди» надо заключать в кавычки и пользоваться им с большой осторожностью.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Вайнштейн, Ольга Борисовна, 2005 год

1. ИСТОЧНИКИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

2. Addison, J. Selections from Addison's papers contributed to the Spectator. Oxford: Clarendon Press, 1925.

3. Austen, J. Emma. London: Penguin, 1985.

4. Baillie-Cochrane, A., lord Lamington. In the days of the dandies. London, 1890.

5. Balzac, H. Traite de la vie elegante. Clermont-Ferrand: Presses Universitaires Blaise Pascal, CRLMC, 2000.

6. Barbey d'Aurevilly, J. Du dandysme et de George Brummell. Un dandy d'avant les dandys // Barbey d'Aurevilly J. Oeuvres romanesques completes. Paris: Bibliotheque Ple-iade, 1966. Vol. II. -P. 667-733.

7. Beerbohm, M. Dandies and dandies // The Works of Max Beerbohm. In one volume. With a Bibliography by John Lane. Albany, 1896.

8. Blanc, H. le. The Art of tying the cravat. London, 1827, 1828 // Late Georgian Costume: Mendocino, R.L. Shep, 1991. - P. 121-154.

9. Bulwer-Lytton, E. Godolphin. London, n.d.

10. Bulwer-Lytton, E. Pelham, or adventures of a gentleman. London: Kessinger, 1999.

11. Carlyle, Th. Sartor Resartus. London and Glasgow, n.d.

12. Carlyle, J.W. Count d'Orsay calls on Mrs. Carlyle // The portable Victorian reader, London: Penguin, 1977. P. 20-22.

13. Coleridge, S.T. Table-talk. London: Dent, 1884.

14. The Dandies ball, or High life in the city. London: Jonh Marshall, 1819.

15. De Quincey T. Confessions of an English Opium-eater. London: Dent, 1982.

16. Deriege, F. Physiologie du Lion. Paris, 1841.

17. Disraeli, B. Vivian Grey. London: Longman's, Green and Co., 1892.

18. Disraeli, B. Henrietta Temple. New York: P.F. Collier, n.d.

19. Du Maurier, G. Trilby. London: Penguin, 1994.

20. Edgeworth M. Belinda. Oxford: Oxford U.P., 1994.

21. Egan, P. Boxiana; or, Sketches of Ancient and Modern Pugilism, from the Days of the Renowned Broughton and Slack, to the Championship of Cribb. London, 1811-1813.

22. Egan, P. Life in London, or Days and Nights of Jerry Hawthorne and his Elegant Friend Corinthian Tom, accompanied by Bob Logic, the Oxonian, in their Rambles and Sprees through the Metropolis. London, 1821.

23. The Exclusives. New York, 1830,2 vols.

24. Followers of fashion. Graphic satires from the Georgian period / Ed. Diana Donald. London: Hayward gallery publishing, 2002.

25. Fouque, C. de la Motte. Geschichte der Moden 1785-1829. Berlin: Union, 1987.

26. Goede, C. The Stranger in England. London, 1807.

27. Gronow, R.H. Reminiscences of Captain Gronow being anecdotes of the camp, the court and the clubs at the close of the last war with France. London: Smith, Elder and Co, 1862.

28. Hazlitt, W. Essays. Selected and edited by Frank Carr. London: Walter Scott, n.d.

29. Hazlitt, W. Table-Talk.- London, Toronto: W. Dent, 1908.

30. Hazlitt, W. Brummelliana // Hazlitt W. The complete works in 22 volumes. New York: P. Howe, 1934. Vol. 20. - P. 152-154.

31. Jesse, W. The life of George Brummell, Esq. In 2 volumes. London: Saunders and Otley, 1844.

32. Lady Morgan. France en 1829-1830. Paris: H. Fournier jeune. Vol. 1-2.

33. Late Georgian costume. Mendocino: R.L. Shep, 1991.

34. Life, high and low. By the author of «Fashion».-London, 1819.

35. Montesquiou, R. Les pas effaces. Memoirs. Paris, 1923. Vol. 1-3.

36. Neckclothitania; or Tietania: being an essay on starches. By one of the cloth. London, 1818.

37. Newman, J.H. What is a University? // Essays English and American. New York: Collier, 1969.

38. Newman, J.H. A definition of a gentleman //The portable Victorian reader. / Ed. G.S. Haight. London: Penguin, 1977. - P. 464-468.

39. Novalis. Dichtungen und Prosa. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1975.

40. Raikes, Т. France since 1830. 2 vols. London, 1841.

41. Raisson, H. Code de la toilette. Manuel complet d'elegance et d'hygiene. Paris, 1829.

42. Rilke, R.M. Werke. Frankfurt am Main: Insel, 1959, Bd. 1-2.

43. Robert de Montesquiou et l'art de paraitre. Catalogue par Philippe Thiebaut et Jean-Michel Nectoux. Paris, 1999.

44. Robinson, M. Beaux and Belles of England. London: Lightning source, 2004.

45. Schlegel, F., Werke in zwei Banden. В.: Aufbau Verlag, 1980.

46. Shakespeare, W. The complete works. London, Glasgo: Collins, 1968.

47. The Spectator, № 631,10 December 1714.

48. Town and Country Magazine 1772.

49. Trelawny, E.J. Records of Shelley,Byron and the author / Introduction by D. Wright. -London: Penguin, 1973.

50. Wilde, O. Selected letters of Oscar Wilde. / Ed. Rupert Hart-Davis. Oxford: Oxford University Press, 1979.

51. Wilde, O. Interviews and recollections. Vol. 1-2. London: Macmillan, 1979.

52. Wilde, O. Essays and Lectures. London: Methuen and Co, 1913.

53. Woolf, V. Beau Brummell // Common Reader. Second series. London: Hogarth Press, 1935. P. 148-156.

54. Wyatt, J. The Taylor's Friendly Instructor. London, 1822, 1830 // Late Georgian Costume: Mendocino, R.L. Shep, 1991. - P. 1-120.

55. ИСТОЧНИКИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

56. Арнольд, Ю.К. Воспоминания. М., 1892.

57. Байрон, Д.Г. Дневники. Письма. М.: Изд-во Академии Наук, 1963.

58. Бальзак, О. Собрание сочинений в 15 томах. — М.: Гос. изд. Художественная литература, 1953.

59. Бальзак, О. Физиология брака. Патология общественной жизни. Пер. В.А. Миль-чиной.-М.: НЛО, 1995.

60. Бальзак в воспоминаниях современников. — М.: Художественная литература, 1986.

61. Барбе д'Оревильи, Ж. О дендизме и Джордже Браммелле. — М.: Независимая газета, 2000.

62. Барбе д'Оревийи, Ж. Дьявольские повести. СПб., Лениздат, 1993.

63. Бенуа, А. Мои воспоминания. В пяти книгах. М.: Наука, 1980.

64. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Художественная литература, 1976.

65. Бодлер, Ш. Цветы зла. М.: Наука, 1970.

66. Бодлер, Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986.

67. Блок, А. Сочинения в одном томе. М.; Л.: ОГИЗ, Гослитиздат, 1946.

68. Брюсов, В. Литературное наследство. М.: Наука, 1976.

69. Бульвер-Литтон, Э. Последние дни Помпей. Пелэм, или приключения джентльмена. -М.: Правда, 1988.

70. Вигель, Ф.Ф. Воспоминания.-М.: Захаров, 2000.

71. Винкельман, И. Избранные произведения и письма. М.: Ладомир, 1996.

72. Во, И. Собр. соч.: в 5 тт. М.: Эхо, 1996.

73. Вудхаус, П.Г. Так держать, Дживз! Полный порядок, Дживз! СПб.: Янус, 1999.

74. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений в 6-ти тт. — М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1949.

75. Гонкур, Э., Гонкур, Ж. Дневник. В двух томах. — М.: Изд-во Художественная литература, 1964.

76. Гончаров, И.А. Письма столичного друга к провинциальному жениху // Фельетоны сороковых годов. Журнальная и газетная проза И.А. Гончарова,

77. Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева / Под ред. Ю.Г. Оксмана. М.; Л.: Academia, 1930.

78. Готье, Т. Мадемуазель де Мопен. М.: Терра, 1997.

79. Готье, Т. Мода как искусство // Иностранная литература, 2000, № 3.

80. Готье, Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1990.

81. Гофман, Э.Т.А. Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Художественная литература, 2000.

82. Греч, Н.И. Путевые письма из Англии, Германии и Франции. СПб., 1839.

83. Гюисманс, Ж.-К. Наоборот // Наоборот: три символистских романа. — М.: Республика, 1995.

84. Даррелл, Л. Александрийский квартет. Бальтазар. — СПб.: Инапресс, 1996.

85. Добужинский, М. Воспоминания. М.: Наука, 1987.86. Дэнди (журнал). М., 1910.

86. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981.

87. Зольгер, К.-В.-Ф. Эрвин. М.: Искусство, 1978.

88. Золя, Э. Нана. Бальзак О. Озорные рассказы. Калининград: Книжное изд-во, 1994.

89. Иванов, В.И. Стихотворения и поэмы. Д.: Советский писатель, 1978.

90. Кантемир, А. Собрание стихотворений. — JL: «Советский писатель», Библиотека поэта, 1956.

91. Карлайль, Т. Новалис. М., 1901.

92. Конан Дойль, А. Собрание сочинений в 10 тт. — М.: Слог, 1994.

93. Констан, Б. Адольф. М.: Гос. Изд-во худ. лит-ры, 1959.

94. Мандельштам, О.Э. Стихотворения. М.: Советский писатель, 1973.

95. Лафайет, М.М. Принцесса Киевская. М.: Россмэн, 2003.

96. Леопарди, Д. Этика и эстетика. — М.: Искусство, 1978.

97. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. — М.: Изд-во МГУ, 1980.

98. Мерсье, Л.-С. Картины Парижа. М.: Прогресс-Академия, 1995.

99. Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Гру-зинова. М.: Московский рабочий, 1990.

100. Мок-Бикер, Э. Коломбина десятых годов. Париж СПб.: Изд-во Гржебина, 1993.

101. Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб.: Евразия, 1995.

102. Одоевцева, И. На берегах Сены. М.: Художественная литература, 1989.

103. Одоевцева, И. На берегах Невы. М.: Художественная литература, 1989.

104. Остен, Д. Собрание сочинений. В 3-х томах. — М.: Художественная литература, 1989.

105. Панаев, И.И. Литературные воспоминания. М.: Правда, 1988.

106. Панаева (Головачева), А.Я. Воспоминания. М.: Правда, 1986.

107. Петрарка, Ф. Эстетические фрагменты. -М.: Искусство, 1982.

108. Платон. Сочинения в трех томах. М.: Мысль, 1970.

109. Плутарх. Застольные беседы. — Л.: Наука, 1990.

110. Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2-х тт. -М.: Правда, 1987.

111. По, Э.А. Полное собрание рассказов. М.: Наука, 1970.113. «Представь мне щеголя». Мода и костюм России в гравюре XVIII века. М.: Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. 2002.

112. Пруст, М. Письма. -М.: Гласность, 2002.

113. Пруст, М. У Германтов. Пер. Н. Любимова. М.: Художественная литература, 1980.

114. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах, Л.: Наука, 1978.

115. Пыляев, М. Замечательные чудаки и оригиналы. — М.: Интербук, 1990.

116. Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. — М.: Художественная литература, 1987.

117. Расселл, Б. Автобиография / Пер. Т.Я. Казавчинской // Иностранная Литература, 2000. № 12.

118. Рёскин, Дж. Сезам и лилии. Пер. О.М. Соловьевой М., 1901.

119. Рильке, Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М.: Искусство, 1971.

120. Русская проза XVIII века. В 2-х тт. М.; Л.: Гослитиздат, 1950.

121. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи. Мемуары современников. — М.: Изд-во МГУ, 1989.

122. Северянин, И. Сочинения в пяти томах. СПб.: Logos, 1996.

123. Сен-Симон, Л. Мемуары. В 2-х книгах. М.: Прогресс, 1991.

124. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х тт. — М.: Изобразительное Искусство, 1982.

125. Смоллет, Т. Путешествие Хамфри Клинкера. М.: Художественная литература, 1972.

126. Сологуб, Ф. Мелкий бес. М.: Олма-Пресс, 2000.

127. Стендаль. Записные книжки. М.: Вагриус, 2001.

128. Стендаль. Избранные произведения. — М.: Гос. изд-во Художественной литературы, 1952.

129. Сэй Сенагон. Записки у изголовья. М.: Художественная литература, 1988.

130. Сю, Э. Парижские тайны. В 2-х тт. М.: Художественная литература, 1989.

131. Танцы, их история и развитие. По изданию Г. Вюилье. — СПб., 1902.

132. Теккерей, В. Собрание сочинений в 10-ти тт. СПб.: Тип-я бр. Пантелеевых, 1894-1895.

133. Уайльд, О. Полное собрание сочинений в 4-х тт. СПб.: Изд-во А. Маркс, 1912.

134. Уайльд, О. Избранное. М.: Художественная литература, 1986.

135. Уайльд, О. Письма. СПб.: Азбука, 2000.

136. Фирбенк, Р. Искусственная принцесса. — М.: Митин журнал, Тверь: Kolonna Publications, 2004.

137. Форстер, Э.М. Морис. -М.: Глагол, 2000.

138. Хатчесон, Ф., Юм, Д., Смит, А. Эстетика. М.: Искусство, 1973.

139. Хоггарт, У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987.

140. Честертон, Г.К. Писатель в газете. М.: Прогресс, 1984.

141. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. Л.: Наука, 1971.

142. Чуковский, Н. Литературные воспоминания. -М.: Советский писатель, 1989.

143. Шатобриан, Ф.Р. Замогильные записки. М.: Изд-во Сабашниковых, 1995.

144. Шекспир, У. Исторические хроники. М.: Правда, 1987.

145. Шекспир, У. Трагедии. -М.: Правда, 1983.

146. Шекспир, У. Трагедии. Сонеты. — М.: Художественная литература, 1968.

147. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 тт. М.: Искусство, 1983.

148. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

149. Aries, Ph., Duby, G., eds. A History of private life. Vol. 4. From the fires of revolution to the great war. M. Perrot, Editor, transl. A. Goldhammer. The Belknap press of Harvard U.P, 1990.

150. Abrams, M.H. The mirror and the lamp. New York, 1953.

151. Batterberry, M., Batterberry A. Mirror, mirror. A social history of fashion. New York: Chanticleer press, 1977.

152. Benjamin, W. Arcades project. Harvard U.P., The Belknap press, 2002.

153. Bertrand, A. Les curiosites esthetiques de Robert de Montesquiou. Geneve: Droz, 1996.

154. Blanchot, M. Faux pas.-Paris: Gallimard, 1943.

155. Bohmig, M. Das Motiv der lebenden Statue in der deutschen und russischen Literatur der Romantik // Ricerche Slavistische. Vol. XXXIX-XL, 1992-1993, № 1, S.429-447.

156. Breward, C. Fashioning London. Clothing and the modern Metropolis. Oxford; New York: Berg, 2004.

157. Breward, C. The hidden consumer. Masculinities, fashion and city life 1860-1914. Manchester U.P., 1999.

158. Bronfen, E. Over her dead body. Manchester U.P., 1992.

159. Campbell, K. Beau Brummell. London: Hammond & Hammond, 1948.

160. Carassus, E. Le Mythe du dandy. Paris: A. Colin, 1971.

161. Carre, J. L'Espace du club londonien au XIX siecle // Les espaces de la civilite. Editions InterUniversitaires, 1995.

162. Cavell, S. In quest of the ordinary: Lines of skepticism and romanticism. Chicago; London: Univ. of Chicago Press, 1988.

163. Chenoune, F. A History of man's fashion. Paris; New York: Flammarion, 1993.

164. Cicolini, A. The English dandy. London: Thames and Hudson, 2005.

165. Classen, C., Howes, D., Synnott, A. Aroma. The cultural history of smell. London: Routledge, 1994.

166. Coblence, F. Le Dandysme, obligation d'incertitude. Paris: Presses Universitaires de la France, collection «Recherches politiques», 1988.

167. Cole, H. Beau Brummell. London: Granada publishing, 1977.

168. Corbin, A. The foul and the fragrant: odor and the french social imagination. Harvard U.P., 1986.

169. Crary, J. Techniques of the observer: on vision and modernity in the XIX century. -Cambridge; London: МГГ Press, 1996.

170. Curtius, E.R. European Literature and the Latin Middle Ages. L, Routledge and Kegan Paul, 1979.

171. Dandies. Fashion and Finesse in Art and Literature / Ed. S. Fillin-Yeh. New York and London: New York U.P., 2001.

172. Delbourg-Delphis, M. Masculin singulier. Le dandysme et son histoire. Paris: Hachette, 1985.

173. De Man, P. The Rhetoric of romanticism. New York: Columbia U.P., 1984.

174. Derrida, J. De l'hospitalite. Anne Dufourmantelle invite Jacques Derrida a repondre sur l'hospitalite. Paris: Calmann Levy, 1997.

175. Driver, S. Pushkin: literature and social ideas. Columbia U.P., 1989.

176. Day, A. Romanticism, the new critical idiom. London, 1996.

177. Elias N. The civilizing process: the history of manners. New York: Pantheon, 1982.

178. Espagne, M. Werner M. Vom «Passagen-Werk» zum «Baudelaire». Neue Hand-schriften zum Spatwerk Walter Benjamins // Deutsche Vierteljahrschrift 58 (1984). P. 593657.

179. Favardin, P., Bouxiere L. Le dandysme. Paris: La manufacture, 1988.

180. Feldman, J. Gender on the divide. Ithaca; New York: Cornell U.P., 1993.

181. Fliigel, J.C. Psychology of clothes. London: Hogarth Press, 1930.

182. Fortassier, R. Les ecrivains fran?ais et la mode. Paris: PUF, 1978.

183. Forty, A. Objects of desire. London: Thames and Hudson, Cameron books, 1992.

184. Foucault, M. Moi, Pierre Riviere, ayant egorge ma mere, ma soeur et mon frere. -Paris: Gallimard, 1973.

185. Foulkes, N. Last of the dandies: The scandalous life and escapades of Count d'Orsay. London: Little Brown, 2003.

186. Frisby, D. Fragments of Modernity: Theories of Modernity in the work of Simmel, Kracauer and Benjamin. Cambridge: Polity Press, 1985.

187. Frye, N. A study of English romanticism. Brighton, 1983.

188. Gusdorf, G. Le romantisme. Paris: Ed. Payot et Rivages, 1993. Vol. 1-2.

189. Fyvel, T.R. The Insecure Offenders: Rebellious Youth in the Welfare State London: Chatto & Windus, 1961.

190. Gagnier, R. Idylls of the Marketplace: Oscar Wilde and the Victorian Public. Stanford: Stanford University Press, 1986.

191. Garelick, R. Rising star: dandyism, gender, and performance in the fin de siecle. -New Jersey: Princeton U.P., 1998.

192. Garber, M. Vested interests. London: Penguin, 1993.

193. Goldstein, L., ed. The Male Body: Features, Destinies, Exposures. University of Michigan Press, 1995.

194. Greenblatt, S. Renaissance self-fashioning. Chicago: Chicago U.P., 1980.

195. Hamilton, P. Metaromanticism. Chicago and London: Chicago U.P., 2003.

196. Harvey, J. Men in black. University of Chicago press, 1995.

197. Hollander, A. Seeing through clothes. University of California press, 1993.

198. Hollander, A. Sex and suits. New York: Alfred A. Knopf, 1995.

199. Holmes, R. Shelley: the pursuit. New York: Viking, 1974.

200. Horrocks, R. Male Myths and Icons: Masculinity in Popular Culture. New York: St. Martin's press, 1995.

201. Johnson, P. The birth of the modern. New York: Harper Collins, 1992.

202. Jullian, P. Prince of aesthetes: count Robert de Montesquiou. New York: The Viking press, 1968.

203. Kelly, I. Beau Brummell: the ultimate dandy. London: Hodder & Stoughton, 2005.

204. Kempf, R. Dandies. Baudelaire et compagnie. Paris: Seuil, 1977.

205. Kitson, P. (ed.) Romantic criticism. 1800-1825.-London, 1989.

206. Klessmann, E. Die Deutsche Romantik. Koln: Du Mont, 1979.

207. Lacoue-Labarthe, Ph. The literary absolute: the theory of literature in German romanticism. New York: New York U.P., 1988.

208. Langlade, J. Brummell, ou le prince des dandys. Paris: Presses de la Renaissance, 1985.

209. Laver, J. Costume and fashion. London: Thames and Hudson, 1988.

210. Laver, J. Dandies. London: Weidenfeld & Nicolson, 1968.

211. Lecercle, J.-H. Mallarme et la mode. Paris: Librarie Seguire, 1989.

212. Lemaire, M. Le Dandysme de Baudelaire к Mallarme. Montreal: Presses de l'Universitite de Montreal, 1978.

213. Lestringuez, P. Le chevalier d'Orsay. Montrouge, 1944.

214. Levillain, H. L'esprit dandy de Brummell a Baudelaire. P: Jose Corti, 1991.

215. Lewenhaupt, Т., Lewenhaupt C. Crosscurrents: art fashion - design. - New York: Rizzoli, 1989.

216. Lurie, A. The language of clothes. L: Bloomsbury, 1992.

217. McDowell, C. The man of Fashion. London: Thames and Hudson, 1997.

218. McNeil, P. «That doubtful gender»: macaroni dress and male sexualities //Fashion Theory, 1999. Vol. 3, issue 4. P. 411^449.

219. McNeil, P. Macaroni Masculinities // Fashion Theory, 2000. Vol. 4, issue 4. P. 373405.

220. Mellor, A. English Romantic irony. Cambr; Mass.: Harvard U.P., 1980.

221. Melville, L. The Beaux of the Regency. London, 1908, 2 vols.

222. Melville, L. Beau Brummell. New York: G. H. Doran, 1925.

223. Merleau-Ponty, M. Le visible et l'invisible. Paris: Gallimard, Tel, 1964.

224. Mirzoeff, N. Bodyscape: art, modernity and the ideal figure. L, Routledge, 1995.

225. Moers, E. The Dandy. New York: The Viking Press, 1960.

226. Montandon, A. Sociopoetique de la promenade. Clermont-Ferrand: Presses Universi-taires Blaise Pascal, 2000.

227. Munhall, E. Whistler et Montesquiou. Paris: Flammarion, New York: The Frick Collection, 1995.

228. Natta, M.-C. La Grandeur sans convictions: essai sur le dandysme. Paris: Editions du Felin, 1991.

229. O'Neil, M. Literature of the Romantic period, a bibliographical guide. Oxford: Clarendon U.P., 1998.

230. Parrinder, P. Authors and authority 1750-1800. A study of English literary criticism and its relation to culture. London, 1977.

231. Perrot, P. Les dessus et les dessous de la bourgeoisie. Bruxelles: Editions Complexe, 1984.

232. Piper, D. The image of the Poet. Oxford: Clarendon press, 1982.

233. Pointon, M. The case of the dirty beau: symmetry, disorder and the politics of masculinity // The body imaged / Ed. K. Adler, M. Pointon. Cambridge: Cambridge U.P., 1993. -P. 175-189.

234. Pool, D. What Jane Austen ate and Charles Dickens knew. New York: Touchstone, 1993.

235. Poovey, M. «Scenes of an indelicate character»: the medical «treatment» of Victorian women // The making of the modern body. California U.P., 1987. P. 137-169.

236. Pyle, F. The ideology of imagination: Subject a. society in the discourse of Romanti-cis. Stanford: Stanford U.P., 1995

237. Roche, D. La culture des apparences. Une histoire du vetement XVII-XVIII siecle. -Paris: Fayard, 1989.

238. Sadleir, M. Blessington d'Orsay: a masquerade. - London: Constable, 1933.

239. Scaraffia, G. Le petit dictionnaire du dandy. Paris: Sand, 1981.

240. Simone, F. Le dandysme et Marcel Proust: de Brummel au Baron de Charlus. Brux-elles: Palais des academies, 1956. Simpson M. Male Impersonators: Men Performing Masculinity.-London: Cassell, 1994.

241. Sontag, S. Notes on Camp // Sontag S. Against Interpretation and other essays. New York: Noonday, 1966.

242. Stafford, B. Body criticism. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1993.

243. Stafford, B. Artful science. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1994.

244. Stanton, D. The aristocrat as art. Columbia: Columbia U.P., 1980.

245. Teignmouth Shore, W. D'Orsay or the complete dandy. London, 1912.

246. Tester, K., ed. The flaneur. London; New York: Routledge, 1994.

247. Timbs, J. Clubs and club life in London. London: Chatto and Windus. 1872.

248. Tomes, N. The Gospel of germs: Men, Women and the Microbe in American Life. -Harvard: Harvard U.P., 1998.

249. Vainchtein, O. La subversion de l'hospitalite et les jeux visuels dans le dandysme // Mythes et representations de l'hospitalite. / Ed. A. Montandon. Universite Blaise Pascal, 1999. -P. 267-281.

250. Vainshtein, O. Russian dandyism: Constructing a man of fashion // Russian Masculinities in history and culture / Ed. B. Evans Clements, R. Friedman and D. Healey. London: Routledge, 2002. - P. 51-76.

251. Vigarello, G. Le propre et le sale: I'hygiene du corps depuis le Moyen Age. Paris: Editions du Seuil, 1985.

252. Walden, G. Who is a Dandy? // Barbey d'Aurevilly J. On dandyism and George Brummell (translated by George Walden). Gibson Square books, 2002.

253. Warren, A.H. English poetic theory. 1825-1865. Princeton, 1985.

254. Ward, G. (Editor). A guide to romantic literature /Bloomsbury guides to romantic literature/. London: Bloomsbury, 1994.

255. Watson, J.R. English poetry of the romantic period 1789-1830. London; New York: Longman, 1985.

256. Wedgewood, A. The Athenaeum // The romantic age in Britain. The Cambridge cultural history of England. / Ed. Boris Ford. Vol.6. Cambridge: Cambridge U.P., 1992.1. P. 254-262.

257. Werner, M. L'elaboration d'un plan: les manuscrits parisiens de Walter Benjamin: du projet des «Passages» a «Charles Baudelaire» // Walter Benjamin et Paris. / Ed. H. Wis-mann.-Paris: Ed. du Cerf, 1986. P. 849-867.

258. White, E. The flaneur: A stroll through the paradoxes of Paris. London: Bloomsbury, 2001.

259. Wilson, E., Taylor L. Through the looking glass. London: BBC Books, 1989.

260. Wolf, J. The invisible Flaneuse: women and the literature of modernity // Theory, Culture and Society. 1985. Vol. 2, № 3. P. 37^16.

261. Wu, D. A companion to romanticism. Oxford: Blackwell Publishers, 1998.

262. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

263. Агамбен, Д. Станцы. Слово и фантазм в культуре Запада. Предисловие и перевод Б. Дубина // Искусство кино, 1998, № 11. С. 141-155.

264. Ароматы и запахи в культуре. Сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Изд-во Новое Литературное Обозрение, 2003. - Т. 1-2.

265. Барт, Р. Дендизм и мода / Пер. С.Н. Зенкина // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во Сабашниковых, 2003.

266. Барт, Р. Мифологии. М.: Изд-во Сабашниковых, 1996.

267. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.

268. Бегунова, А.И. Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I. — М.: Молодая гвардия, 2000.

269. Беньямин, В. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.

270. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Л.: Лениздат, 1992.

271. Бодрийяр, Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995.

272. Ботникова, А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.

273. Вайнштейн, О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. — М.: Новое литературное обозрение, 2005.

274. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств. — СПб.: Мифрил, 1994.

275. Винокур, Г. Биография и культура. М., 1927.

276. Волошин, М. Лики творчества. — Л.: Наука, 1988.

277. Геллер, Л. Печоринское либертинство. Логос, № 2, 1999. С. 98-111.

278. Гинзбург, К. Мифы эмблемы — приметы: морфология и история. - М.: Новое издательство, 2003.

279. Гинзбург, Л .Я. О психологической прозе. -М.: Интрада, 1999.

280. Гинзбург, Л. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб.: Искусство-СПб., 2002.

281. Гроссман, Л. Пушкин и дэндизм // Собрание сочинений в четырех томах. — М., 1928. Т. 1.-С. 14-45.

282. Делез, Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1998.

283. Демиденко, Ю. Русские денди // Родина, 2000, № 8. С. 111-114.

284. Добродомов, И.Г. Двадцать лет спустя (о слове шаматон из «Капитанской дочки») // Статьи о Пушкине. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. М.: Прометей, 1999.

285. Жирмунский, В.М. Из истории западно-европейских литератур. — Л.: Наука, 1981.

286. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин. — Л., 1978.

287. Зенкин, С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1999.

288. Зенкин, С.Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: Изд-во РГГУ, 2002.

289. Зенкин, С.Н. Стратегическое отступление Ролана Барта //Ролан Барт. Фрагменты речи влюбленного. М.: Ad Marginem, 1999. - С. 5-77.

290. Зиммель, Г. Избранное. В 2-х томах. М.: Юрист, 1996.

291. Иванов, С.Л. История щегольской лексики в русском языке ХУП1-ХХ вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 2003.

292. Историческая поэтика. — М.: Наследие, 1994.

293. История всемирной литературы. В 9 томах. — М.: Наука, 1989. — Т. 6.

294. Камю, А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.

295. Карельский, А.В. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1993.

296. Карельский, А.В. От героя к человеку. М.: Советский писатель, 1990.

297. Карельский, А.В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Сост. О.Б. Вайнштейн. -М.: Изд-во РГГУ, 1998.

298. Кестлер, А. Анатомия снобизма // Иностранная литература. 2001, № 4. — С. 242256.

299. Кирсанова, P.M. Костюм в русской художественной культуре. — М.: Российская энциклопедия, 1995.

300. Кирсанова, P.M. Сценический костюм и русская публика в России XIX века. Калининград: Янтарный сказ. — М.: Артист, Режиссер, Театр, 1997.

301. Кирсанова, P.M. Человек в зеркале века // Русская галерея, 1998, № 2. — С. 48-49.

302. Кон, И.С. Мужское тело в истории культуры. М.: Слово, 2003.

303. Комарова, Е.А. Роман «Наоборот» в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса. Дис. . канд. филол. наук. Иваново, 2003.

304. Коршунова, Т.Т. Костюм в России XVIII начала XX века из собрания государственного Эрмитажа. -JI.: Художник РСФСР, 1970.

305. Котляревский, Н.А. Мировая скорбь в конце XVIII и в начале XIX века, ее основные этические и социальные мотивы и их отражение в художественном творчестве. — СПб., 1914.

306. Лавджой, А. Великая Цепь бытия. М.: Дом Интеллектуальной Книги, 2001.

307. Ливен, Д. Аристократия в Европе 1815-1914. СПб.: Академический проект, 2000.

308. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство-СПБ., 1994.

309. Лотман, Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Таллинн: Александра, 1992.

310. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Гнозис, 1992.

311. Малви, Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф //Антология тендерной теории. Сост. Е. Гапова, А. Усманова. — Минск: Пропилеи, 2000. — С. 280297.

312. Мамардашвили, М. Лекции о Прусте. М.: Ad Marginem, 1995.

313. Мартен-Фюжье, А. Элегантная жизнь или как возник «весь Париж». — М.: Изд-во Сабашниковых, 1998.

314. Марсель Пруст в русской литературе / Сост. О.А. Васильева, М.В. Линдстрем, вступ. ст. А.Д. Михайлова. М.: Рудомино, 2000.

315. Мерцалова, М.Н Костюм разных времен и народов. Т. 1-3. - М.: Академия моды, 1996.

316. Михайлов, А.Д. Восприятие творчества Марселя Пруста в России: От пантеона к античности // Литературный пантеон: национальный и зарубежный. М., Наследие, 1999.-С. 237-251.

317. Михайлов, А.Д. Содом и Гоморра // Пруст М. Содом и Гоморра. М.: Художественная литература, 1987. - С. 5-18.

318. Михайлов, А.Д. Литературная судьба Марселя Пруста // В сторону Пруста. — М.: Художник и книга, 2001. С. 5-16.

319. Московичи, С. Машина, творящая богов. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

320. Муравьева, О.С. Как воспитывали русского дворянина. — СПб.: журнал «Нева», Летний сад, 1998.

321. Неклюдов, С.Ю. Ночной гость // Живая Старина, 1996, № 1. — С. 4-8.

322. Неклюдов, С.Ю. «Сценарные схемы» жизни и повествования // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 2. - М.: Изд-во РГГУ, 2004. — С. 26-36.

323. Ницше, Ф. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1990.

324. Оноре де Бальзак. Денди и творец. Исследования и материалы. — М.: Государственный Музей А.С. Пушкина, 1997.

325. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды. — М.: Изд-во Весь мир, 1997.

326. Паперно, И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма.-М.: НЛО, 1996.

327. Пизани, В. Этимология. М., 1956.

328. Проскурин, О.А. Поэзия Пушкина или подвижный палимпсест. -М.: НЛО, 1999.

329. Райх, В. Характероанализ. -М.: Республика, 1999.

330. Ривош, Я. Время и вещи. — М.: Искусство, 1990.

331. Розенбоом, Э., Грунбах Л. Силы природы и пользование ими. — СПб., 1902.

332. Романтизм: вечное странствие / отв. ред. Н. А. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина; -М.: Наука, 2005.

333. Ротиков, К.К. Другой Петербург. СПб.: Лига плюс, 2000.

334. Русский костюм 1750-1917 / Под ред. В. Рындина. Текст Е. Берман, Е. Курбатова. -М.: ВТО, 1960-1972. Вып. 1-5.

335. Сартр, Ж.П. Бодлер // Ш. Бодлер. Цветы зла. М.: Высшая школа, 1993. -С. 318-450.

336. Сеннет, Р. Падение публичного человека. — М.: Логос, 2003.

337. Скуратовская, А.П. Дендизм у Бальзака: персонажи и ситуации. Дис. . канд. филол. наук. М., 2002.

338. Славкин, В.И. Памятник неизвестному стиляге. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996.

339. Стрэчи, Л. Королева Виктория. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

340. Тертерян, И.А. Романтизм // История всемирной литературы. В 9 томах. М.: Наука, 1989. - Т. 6. - С. 16-27.

341. Тодоров, Ц. Теории символа. М.: Дом Интеллектуальной книги, 1999.

342. Трухановский, В.Г. Бенджамин Дизраэли или история одной невероятной карьеры. М.: Наука, 1993.

343. Успенский, Б.А. Избранные труды. М.: Гнозис, 1994.

344. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.

345. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.

346. Фуко, М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.

347. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху. — СПб.: Университетская книга, 1997.

348. Хренов, Н.А. Рубеж XIX-XX веков: элита возвращает утраченный контакт со сверхчувственным (русские символисты) // Искусство versus литература. — М.: ОГИ, 2005. С. 279-302.

349. Чужак, Н. Под знаком жизнестроения // ЛЕФ. 1923. № 1. С. 12-39.

350. Шепелев, Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л.: Наука, 1991.

351. Шервин, О. Шеридан. -М.: Искусство, 1978.

352. Эллман, Р. Оскар Уайльд. М.: Независимая газета, 2000.

353. Ямпольский, М.Б. Наблюдатель. — М.: Ad Marginem, 2000.

354. Ямпольский, М.Б. О близком. М.: НЛО, 2001.1. Справочная литература.

355. Бабичев, Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов. — М.: Русский язык, 1988.

356. Виноградов, В.В. История слов. М., 1999.

357. Власов, В.Г. Стили в искусстве. СПб.: Кольна, 1995. - Т. 1.

358. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. В 4-х тт. -М., 1978.

359. Кирсанова, P.M. Костюм в русской художественной культуре. — М.: Российская Энциклопедия, 1995.

360. Толль, Ф.Г. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. — СПб., 1864.

361. Johnson, S.A dictionary of the English language. In 2 volumes. Heidelberg: Joseph Engelmann, 1828.

362. Kenyon, J.P. The Wordsworth Dictionary of British History. London: Wordsworth editions, 1994.

363. Larousse. Grand Dictionnaire universel du XIX siecle. Paris, 1866-1879.

364. The Merriam-Webster book of word histories. New York: Merriam, 1976.

365. Montandon, A. (ed.). Dictionnaire raisonne de la politesse et du savoir-vivre. Paris: Seuil, 1995.

366. Onions, C.T. A Shakespeare Glossary. Enlarged by R.D. Eagleson. Oxford: Clarendon Press, 1986.

367. The new Roget's Thesaurus in dictionary form. Revised by Norman Lewis. New York, 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.