Эвтаназия как общественный феномен: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ивченко, Инна Александровна

  • Ивченко, Инна Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 149
Ивченко, Инна Александровна. Эвтаназия как общественный феномен: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2009. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ивченко, Инна Александровна

Введение.

Глава I. Основные подходы к осмыслению эвтаназии в истории философской мысли.

§1. Эвтаназия и онтология смерти.

§2. Эвтаназия в свете принципов гуманистической философии.

§3. Эвтаназия как выражение свободы воли и права на смерть.

Глава II. Эвтаназия как объект социально-философского анализа.

§1. Эвтаназия: сущность, содержание, виды.

§2. Медико-биологические и социальные аспекты эвтаназии: взаимосвязь и противоречия.

§3. Эвтаназия: соотношение социального и личностного.

Глава III. Эвтаназия как социальный феномен.

§1. Социально-философский анализ причин изменения отношения к эвтаназии в истории общества.

§2. Эвтаназия как объект дискуссий в современном обществе: вариативность философских оснований.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эвтаназия как общественный феномен: социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Возросшее внимание философии к эвтаназии, как древнейшему, много веков назад возникшему общественному феномену, связано не только с достижениями медицинской науки, но и с изменениями в системе ценностных ориентаций личности и общества, актуализацией проблемы приоритетности прав человека, ситуацией, когда, по данным социологических опросов, нередко значительная часть населения разных стран считает эвтаназию допустимой, несмотря на то, что против эвтаназии жестко и последовательно выступают представители самых разных религий, а также целый ряд государств в лице законодателя. Очевидно, что эвтаназия является посягательством на самое святое - человеческую жизнь. Но даже среди истинно верующих немало таких, которые считают нравственно оправданным и целесообразным прекратить мучения ближнего из сострадания к нему, не задумываясь о том, что эвтаназия - это, прежде всего, лишение жизни другого человека, а за стремлением избавить от страданий другого нередко скрывается банальный эгоизм - избавить от лишних волнений и забот самого себя.

Одновременно с этим наблюдается и постепенная медикализация смерти, которая становится делом исключительно врачей, менеджеров в сфере здравоохранения и представителей бурно развивающейся и весьма доходной индустрии ритуальных услуг. В обществе активно обсуждаются технические, медицинские и юридические детали эвтаназии. Но нельзя отрицать, что она по-прежнему остается умышленным деянием по умерщвлению безнадежно больных людей.

Смысл эвтаназии заключается не в том, каким образом умертвить больного, а в принятии решения об умерщвлении. Как показывает история человечества, и раньше многократно возникали ситуации, когда людям приходилось решать дилемму: обрекать ли своих собратьев на мучительную смерть или разом прекратить их страдания. Однако предметом дискуссий и жгучего общественного интереса проблемы эвтаназии стали только в последнее время. Раньше такого рода ситуации и обусловленные ими отношения, как правило, рассматривались как случайность. В настоящее время они приобретают закономерность постольку, поскольку следуют из достижений научно-технического прогресса, прогресса в области медицины, биотехнологий и непосредственно детерминируются ими. Преимущественно возникая в рамках системы здравоохранения, они требуют учета всех без исключения аргументов, как «pro», так и «contra» эвтаназии, их глубокого философского осмысления, достижения сбалансированной аксиологической, морально-нравственной, правовой позиции (консенсуса) и адекватного нормативно-правового регулирования.

Хотя эвтаназия затрагивает медицинские, биологические, правовые и прочие аспекты, следует подчеркнуть, что это, в первую очередь, актуальная социально-философская проблема. Проблему эвтаназии нельзя решать по частям, необходимо дать ее целостное видение, что под силу только социально-философскому анализу. Именно данный анализ позволяет исследовать проблему комплексно, всесторонне раскрывая эвтаназию как явление общественной жизни, имеющее глубокие социальные причины и последствия.

Степень разработанности проблемы. В философской и научной литературе создан определенный фундамент для изучения эвтаназии как общественного феномена.

Прежде всего, следует отметить, что эвтаназия стала предметом изучения целого ряда наук. Так, выделяются работы, раскрывающие медико-биологические аспекты темы (Ю.Г.Бойко, А.А.Глашев, Г.Джилетт, А.Я.Иванюшкин, А.Кэмпбелл, А.Н.Моховиков, Н.Ф.Силяева, И.В.Силуянова,

A.В.Трофимов, Б.Г.Юдин и др.). Существует обширная литература, посвященная правовым аспектам проблемы (Г.Н.Борзенков, С.В.Бородин,

B.А.Глушков, Н.В.Кальченко, О.С.Капинус, Н.Е.Крылова, Е.К.Фомичев и ДР-)

Наибольший интерес для раскрытия темы диссертационного исследования представляют те работы, которые непосредственно посвящены осмыслению эвтаназии в истории философской мысли. Это достаточно многочисленная группа, так как благодаря своей значимости данный общественный феномен традиционно вызывал особый интерес у мыслителей разных времен и народов. Анализ этих работ показывает, что эвтаназия восходит к религиозным культам и обычаям добровольно-принудительной преждевременной смерти человека, ставшего в тягость себе и другим, вследствие уродства, увечий, наступления старости, во избежание утраты физических и интеллектуальных сил, рабства, плена, пыток (Гесиод, Диоген Лаэртский, Плутарх, Светоний, Софокл, Тацит).

Проблематика эвтаназии традиционно рассматривалась в связи с проблемой смерти. Неудивительно, что один из философских подходов к эвтаназии лежит в области онтологии и связан с постижением смерти (Аристотель, Ф.Арьес, Х.Борхес, Г.Гегель, Конфуций, С.Кьеркегор, Платон, З.Фрейд, М.Хайдеггер, Й.Хёйзинга, А.Шопенгауэр, Ф.Энгельс и др.).

Другая достаточно многочисленная группа работ - произведения авторов, прямо и опосредованно исследовавших морально-этические и социально-философские аспекты системы социальной регуляции в целом и эвтаназии как элемента этой системы, в частности (И.Бентам, Ф.Бэкон, М.Вебер, Дж.Вико, Вольтер, Т.Гоббс, Дж.К.Гэлбрейт, Э.Дюркгейм, И.А.Ильин, А.Камю, К.Ламонт, Н.Макиавелли, Т.Мальтус, Т.Мор, Ф.Ницше, Ж.Ж.Руссо, Сенека, П.А.Сорокин, Б.Спиноза, П.Тейяр де Шарден, О.Тоффлер, А.Турен, Л.Фейербах, С.Л.Франк, В.Франки, Э.Фромм, Ф.Фукуяма, Ю.Хабермас, О.Шпенглер, Г.Эйкен, К.Юнг, К.Ясперс и др.).

В истории философской мысли проблема эвтаназии поднималась и в связи с такими проблемами, как свобода выбора, соотношение социального и личностного, смысл жизни и страданий (Н.Бердяев, Т.Гоббс, Г.Лейбниц, Сократ, Вл.Соловьев и др.). Особое значение тема эвтаназии получила в религиозно-философской литературе (Аврелий Августин, Фома Аквинский, М.Лютер и ДР-)

Наконец, в связи с настоящим всплеском общественного интереса к эвтаназии за рубежом, а равно в нашей стране в период кардинальных социально-экономических и политических преобразований общества и государства появилось множество работ, авторы которых исследовали разнообразные аспекты данного социального явления, его исторические предпосылки, нынешнее состояние и перспективы. В этих работах, так или иначе, затрагиваются философские аспекты проблемы (Е.С.Богомяткова, Г.Вольфсласт, Ю.А.Дмитриев, М.И.Ковалев, Б.И.Крусс, Э.В.Кузнецов, А.Н.Орлов, В.П.Сальников, О.Э.Старовойтова, Е.В.Шленова, Ф.Фут, Р.Вич, А.Даунинг, А.Миллер, Д.Хамфри и др.).

Среди современных отечественных авторов, непосредственно анализирующих проблему эвтаназии в рамках социально-философского анализа, Р.Г.Апресян, С.В.Бородин, И.В.Вишев, В.А.Глушков, А.А.Гусейнов, Л.В.Коновалова, Г.Д.Левин, А.П.Огурцов, Г.Б.Романовский, В.Ш.Сабиров, П.Д.Тищенко и др.

Хотя в работах указанных авторов поднимаются многие аспекты эвтаназии, в них отсутствует комплексный социально-философский анализ данного общественного явления, что и обусловило выбор темы исследования.

Объектом исследования выступает эвтаназия как феномен общественной жизни.

Предметом исследования являются сущность, содержание и виды эвтаназии, а также отношение к этому феномену со стороны общества, рассмотренные в концептуальных рамках социально-философского анализа.

Целью исследования является раскрытие средствами социально - философского анализа сущностных характеристик эвтаназии как общественного феномена и причин изменения отношения общества к данному феномену в процессе исторического развития.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - определить основные подходы к осмыслению эвтаназии в истории философской мысли;

- проанализировать феномен эвтаназии в свете принципов гуманистической философии;

- выделить специфику социально-философского подхода к изучению эвтаназии в современном обществе; средствами социально-философского анализа раскрыть сущность, содержание и виды эвтаназии;

- исследовать взаимосвязь медико-биологических и социальных аспектов эвтаназии, выявить имеющиеся противоречия;

- раскрыть феномен эвтаназии в аспекте соотношения социального и личностного;

- проанализировать причины изменения отношения к эвтаназии в истории общества;

- изучить вариативность философских оснований отношения к эвтаназии в современном обществе.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляет большой круг источников, к числу которых относятся монографии и статьи, отражающие результаты медико-биологического, правового, социокультурного, социально-психологического, социально-философского изучения феномена эвтаназии. Поскольку данная тема затрагивает широкий спектр проблем истории и теории общества, государства, права, общественной и индивидуальной психологии, медицины, постольку в работе присутствуют ссылки на многочисленные публикации и по этим вопросам.

Среди упомянутых изданий - публикации отечественных и зарубежных философов, социологов, медиков, психологов, правоведов, внесших большой вклад в изучение тех или иных аспектов эвтаназии.

Методологической основой исследования выступают положения философских и общенаучных методов (диалектический метод, методы системного и структурно-функционального анализа, конкретно-исторический, сравнительный методы и др.). Среди принципов, также составляющих методологическую основу работы, выделяются принципы объективности, единства исторического и логического, всеобщей связи, единства практического и теоретического. Отдельную группу примененных в исследовании методов составили эмпирические методы (использование статистических данных, анализ нормативных правовых актов и документов, наблюдение и др.).

Эмпирической и информационной базой исследования выступили результаты контент-анализа материалов периодической печати, прямо и опосредованно посвященных проблеме эвтаназии; нормативных правовых актов и документов, принятых отечественным и зарубежными законодателями в части легализации эвтаназии; итоги обобщения данных российской и иностранной справочно-статистической литературы по соответствующей проблематике.

Научная новизна исследования заключается в результатах социально-философского анализа эвтаназии как общественного феномена. Конкретно научная новизна выражается в следующем:

- определены основные подходы к осмыслению эвтаназии в истории философской мысли: в связи с онтологией смерти; проблемой гуманизма; свободой воли; выявлена неоднозначная оценка эвтаназии в названных подходах;

- с позиций социально-философской методологии раскрыта сущность эвтаназии как феномена, связанного с отношением к ценности человеческой жизни в обществе, и ее содержание как прекращение жизни человека другими людьми, как правило, по его собственному желанию (по просьбе близких ему людей и их замещающими) с целью пресечь его мучения, обусловленные неизлечимой болезнью, иными исключительно неблагоприятными жизненными обстоятельствами (унизительный плен, рабство, пытки и т.п.);

- рассмотрено видовое разнообразие эвтаназии: добровольная (активная и пассивная) и принудительная (активная и пассивная); выделены их сущностные признаки с точки зрения социально-философского анализа;

- исследована взаимосвязь медико-биологических и социальных аспектов эвтаназии, а именно: определение моментов начала жизни и смерти человека, медикаментозного поддержания жизни, раскрыты случаи противоречий между медико-биологическими и социальными аспектами эвтаназии (в частности, роль экономических факторов в принятии решения о прекращении лечения тяжелобольного);

- проанализирована взаимосвязь индивидуально-личностных и социальных аспектов при решении проблемы эвтаназии (право человека на смерть, право общества на решение о смерти человека);

- выделены основные этапы, а также причины изменения в отношениях личности и общества к эвтаназии в исторической ретроспективе, показано влияние культурологических факторов на отношение к эвтаназии;

- изучена вариативность философских оснований при решении проблемы легализации эвтаназии; обоснована авторская позиция по этому вопросу.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. На основе проведенного исследования обосновано, что трактовка проблем эвтаназии в истории философской мысли во многом зависела от понимания онтологии смерти, ценности человеческой личности, свободы воли человека в аспекте его права на жизнь и права на смерть. 2: Аргументировано, что с позиций социально-философского анализа эвтаназия по своей сути представляет социальный феномен, отношение к которому в обществе предопределено, прежде всего, пониманием ценности человеческой жизни; по содержанию эвтаназия - деяние (действие или бездействие), продиктованное состраданием к человеку (как выраженным мотивом, хотя скрытые мотивы могут быть и иными), направленное на ускорение его смерти по его собственному желанию (согласию его близких или иных лиц в их отсутствие), с целью пресечь его мучения, обусловленные тяжелой болезнью, иными исключительно неблагоприятными жизненными обстоятельствами (плен, рабство, пытки и т.п.). 3. Авторская позиция в отношении к эвтаназии заключается в том, последняя может рассматриваться: во-первых, как убийство из жалости, сострадания, по иным заслуживающим внимания социально-значимым и морально-положительным мотивам, в том числе с целью избавить потерпевшего, его близких и общество от тяжести переживания и сопереживания не достойной человека жизни; во-вторых, в ряде случаев эвтаназия близка к самоубийству, ассистируемому врачом или иными лицами.

4. Обосновано, что легализация эвтаназии в современном обществе преждевременна в виду нерешенности целого ряда проблем медико-биологического (определения моментов возникновения права на жизнь, а также самого момента смерти; момента, когда человек необратимо теряет свои качества как личность; расплывчатости понятий «неизлечимость», «испробованность всех средств при лечении» и пр.), а также социального характера (недостаточность правовых гарантий в обеспечении права на жизнь, влияние экономических факторов на решение проблемы прекращения лечения тяжелобольного и пр.).

5. Результаты проведенного исследования подтвердили, что при решении проблемы эвтаназии переплетаются не только медико-биологические и социальные аспекты, но и аспекты, связанные с соотношением личного и социального (речь идет, в первую очередь, о тех ситуациях, когда человек решает для себя вопрос об эвтаназии, он вынужден принимать решение о конце собственной жизни, тем самым, брать на себя ответственность за установление пределов своего существования).

6. Итоги изучения причин изменения отношения общества к эвтаназии показали, что возможно выделить три основных этапа в истории, в которых наблюдается разное отношение к эвтаназии:

- первый этап связан с древними обществами, функционировавшими в условиях ограниченных жизненных ресурсов: в них эвтаназия не только допускалась, но и поощрялась постольку, поскольку неразрывно была связана с выживаемостью, выступая в качестве одного из элементов системы социальной регуляции; постепенно указанная система утрачивала эффективность и не могла защищать эти общества от деградации, распада и исчезновения;

- второй этап связан со средневековьем, когда широкое распространение получает христианство (ислам на Востоке), в котором формируется устойчиво отрицательное отношение к эвтаназии. Эвтаназия начинает восприниматься как деяние, направленное против Бога, что неминуемо утверждало идею греховности этого деяния; - третий этап начинается в эпоху Возрождения и связан с признанием индивидуальной ценности отдельной личности, а затем продолжается в Новое и Новейшее время. Личность обретает не только установленное право на жизнь, но и борется за право на смерть. Возросшее внимание современной философии к эвтаназии связано не только с достижениями медицины, но и с изменениями в системе ценностных ориентаций личности и общества, постановкой вопроса о приоритетности прав человека. 7. Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующий вывод: легализация эвтаназии в современном обществе не способствует расширению прав и свобод человека, более того, она способна породить целый ряд негативных явлений общественной жизни. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью рассмотренных в диссертационной работе проблем и обоснованностью содержащихся в ней положений, выводов и рекомендаций. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы, полученные на его основе, углубляют и расширяют существующие в философской и научной литературе представления об эвтаназии. Основные направления и выводы диссертации могут быть использованы в качестве базы для дальнейшего исследования этого феномена.

Результаты исследования найдут практическое применение при чтении лекций по курсам социальной философии, онтологии и теории познания, этики, деонтологии, религиоведения, правоведения. Исследование дало также возможность предложить ряд конкретных рекомендаций, адресованных отечественным законодателям и медицинским работникам, занимающимся проблематикой биоэтики и, в частности, эвтаназией.

Апробация работы. Основные положения, результаты и выводы были апробированы и изложены на научно-практических конференциях, семинарах, в научных статьях и учебно-методических пособиях. Автор принимал активное участие в работе Ломоносовских чтений на кафедре философии естественных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова, на которых были апробированы главные итоги исследования.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в процессе преподавания философских дисциплин в Московском новом юридическом институте. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ «СТАНКИН» и рекомендована к защите. Положения диссертации отражены в научных публикациях общим объемом 2,0 п.л.

Структура диссертации. Логика достижения цели исследования определяет структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ивченко, Инна Александровна

Заключение

Сформулируем обобщающие выводы по теме исследования:

1. Социально-философский анализ проблемы эвтаназии исходит из ее комплексного видения, раскрывающего роль и значение этого феномена в истории общества. В отличие от частных наук философия выявляет предпосылки возникновения этого феномена, делает акцент на рассмотрении его сущности и содержания, таксономических характеристиках и динамике развития. Одновременно социально-философский анализ отнюдь не исключает привлечения данных медицины, биологии, права, социологии при исследовании этого явления.

2. Феномен эвтаназии уже изначально изучался в истории философской мысли в нескольких направлениях. Следует выделить, в первую очередь, осмысление эвтаназии в свете онтологии смерти. В зависимости от того, как трактовался феномен смерти, какая при этом использовалась аксиологическая оценка этого феномена, так понималась и эвтаназия.

Например, в античной философии в учениях Сократа, Платона смерть рассматривалась как отделение души от тела, где она пребывала в земной жизни. Поэтому эвтаназия полагалась в принципе допустимой, поскольку способствовала освобождению души из темницы тела.

В древнееврейской философии смерть, с одной стороны, воспринималась как естественное завершение пути индивида, а с другой стороны, - как кара, постигшая человека за грехи, совершенные его далеким предком - Адамом.

В философии протестантсткого толка (М.Лютер, С.Кьеркегор) считалось, что тяжесть первородного греха вынуждает человека чувствовать себя игрушкой в руках непостижимых сил, отсюда смерть - это переход либо к блаженному бытию (в Рай), либо к последнему, ужасному, в ничто (в ад). Но в любом случае эвтаназия отвергалась.

Однако и в древнееврейской, а позднее христианской философии, как и религиозной философии вообще, эвтаназия рассматривалась как проявление гордыни человека и решительно осуждалась.

Пантеистическая философия, неоплатонизм (Дж.Бруно) воскресили рационализм в осмыслении смерти. Эта традиция, идущая через Т.Мора, Ф.Бэкона, Б.Спинозу, отрицала онтологический смысл смерти как перехода из имманентного в трансцендентный мир. В связи с формированием права на жизнь, поднимался и вопрос о праве на смерть, который в эвтаназии находил свое практическое разрешение. Вот почему в работах авторов этого периода такое большое внимание уделено эвтаназии.

С XVIII века развитый пантеистической философией принцип имманен-тизма с его перенесением смыслового центра на посюсторонний мир трансформировался в идею прогресса, представленную, по меньшей мере, двумя вариантами - позитивистским (О.Конт, Г.Спенсер), и идеалистическим (И.Фихте, Г.В.Ф.Гегель). Кризис идеи прогресса привел к переосмыслению смерти на основе античной традиции в философских произведениях А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, О.Шпенглера, Й.Хёйзинги, Ортеги-и-Гасета, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю. Своеобразное отношение к смерти представлено также у З.Фрейда, Э.Фромма, в диалектической теологии (К.Барт, Р.Бультман, П.Тиллих), русском и немецком вариантах экзистенциализма (Л.И.Шестов, Н.А.Бердяев, К.Ясперс), у Г.Марселя, М.Бубера и др. В марксизме человек и после смерти остается жить в результатах своего творчества, и в этом он обретает бессмертие.

3. Проблема эвтаназии неоднократно поднималась в истории философии и в связи с проблемой гуманизма. Высшая ценность в гуманистической философии - это жизнь человека. Поэтому эвтаназия, покушаясь на самое святое, -жизнь человека, не может быть разрешена юридически и морально оправдана.

Однако гуманистическая философия оказалась противоречивой применительно к практическому решению целого ряда проблем: гуманно ли, например, сохранив человеку жизнь, заставлять его страдать или гуманнее все-таки совершить эвтаназию? В ней был выявлен целый ряд дилемм, которые обсу ждаются в современной философии и в настоящее время.

Так, Сократ и Платон, стоики считали, что если страдания становятся нестерпимыми и унизительными, у человека всегда есть выход - добровольно самостоятельно или с помощью других уйти из жизни. Напротив, переход от сей жизни к лучшей не во власти человеческого произвола, а во власти Божьей, не дозволено человеку убивать себя, дабы попасть в лучший мир (Ф.Аквинский).

4. Еще один аспект изучения проблемы эвтаназии в истории философской мысли - это эвтаназия как проявление свободы воли человека. Так, теория естественного права, разработанная Аристотелем, Дж.Локком, Т.Гоббсом, Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, И.Кантом, Г.В.Ф.Гегелем и др., утверждала, что у человека от природы есть право не быть подвергнутым пыткам, право на достойную жизнь, право на отдых, право на смерть и пр.

Но был обозначен и подход, исходивший из предположения, что никто и ничто не могут лишать человека жизни, какой бы несчастной она ни была и которая, являясь важнейшим благом, должна поддерживаться до естественного конца, в любое проявление свободы воли в отношении своей жизни -это, прежде всего, грех, выступление против воли Господа.

Таким образом, историко-философский анализ показал, что проблема эвтаназии не нашла в истории философии однозначного решения. В связи с разными аспектами темы в ней четко сформировались направления, допускающие эвтаназию, считающие ее вполне возможной и даже необходимой в обществе, и те, которые относились крайне отрицательно к этому феномену.

5. В русской философской традиции проблематика эвтаназии обсуждалась достаточно редко, поскольку считалось, что жизнь человека является высшей ценностью и человек не волен распоряжаться ею. Даже в случае нетерпимых страданий жить надо до конца.

6. В современной философии проблема смерти стала объектом рассмотрения специального раздела философского и общенаучного знания танатологии, а морально-этические проблемы, связанные с эвтаназией, отошли в соответствующие разделы биоэтики, которая провозгласила, что в ряде случаев ценность смерти может выше ценности жизни.

7. С позиций социально-философского анализа сущность эвтаназии состоит в выявлении тех ситуаций, когда смерть является большей ценностью по отношению к ценности жизни. Содержанием же эвтаназии выступают действие и (или) бездействие, приводящие к преждевременной смерти человека, имеющих целью устранение боли и страдания в безнадежных для него ситуациях и с его согласия (согласия родственников или людей, их заменяющих). По своей социальной сути эвтаназия - это преднамеренное убийство или ассистируемое самоубийство, совершенные «из жалости» для того, чтобы положить конец невыносимым страданиям, или для того, чтобы избежать трудностей жизни, которая считается «нечеловеческой», «не достойной человека».

8. В зависимости от наличия или отсутствия проявленной вовне и очевидной для окружающих воли человека на наступление его преждевременной смерти принято выделять две основные формы эвтаназии: добровольную и принудительную. В зависимости от характера действий или бездействия, направленных на наступление преждевременной смерти человека, эвтаназия может осуществляться еще в двух основных формах: активной («помочь человеку умереть» или «метод наполненного шприца») и пассивной («дать человеку умереть» или «метод отложенного шприца»).

В научной литературе используются иные классификации форм эвтаназии; например, в странах, где эвтаназия легализирована, принято выделять криминальную (подлежащую уголовной ответственности и наказанию) и легальную (допустимую при соблюдении предусмотренных законодателем условий) эвтаназию. Перечисленные формы (виды) эвтаназии характерны для современного общества Западного типа, в котором бывшая некогда распространенной героическая эвтаназия приобрела латентную форму, а также для общества переходного типа.

9. Авторская позиция по отношению к легализации эвтаназии заключается в следующем: легализация эвтаназии в современном обществе преждевременна в виду нерешенности целого ряда проблем.

Во-первых, это проблемы медико-биологического характера (определения моментов возникновения права на жизнь, а также самого момента смерти; момента, когда человек необратимо теряет свои качества как личности; расплывчатости понятий «неизлечимость», в также «испробованность всех средств при лечении» и пр.).

Во-вторых, проблемы социального характера (недостаточность правовых гарантий в обеспечении права на жизнь, влияние экономических факторов на ч решение проблемы прекращения'лечения тяжелобольного, коммерциализация медицины и пр.).

В-третьих, проблемы морально-этического плана (неоднозначность с морально-этических позиций понятий «убийство из милосердия», «легимиро-ваннре убийство» и пр.).

10. При решении проблемы эвтаназии переплетаются не только медико-биологические и социальные аспекты, но и аспекты, связанные с соотношением личного и социального.

С одной стороны, решение об эвтаназии, особенно если речь идет о добровольной эвтаназии принимается самим индивидом. В случае, когда человек решает для себя вопрос об эвтаназии, он вынужден принимать решение о конце собственной жизни, тем самым, брать на себя ответственность за установление пределов своего существования.

С другой стороны, само общество берет на себя ответственность в случае легализации эвтаназии. Но и в том, и в другом случаях морально-этические и социальные оценки не однозначны.

11. Возможно выделить три основных этапа в истории, в которых наблюдается разное отношение к эвтаназии.

Первый этап берет начало в древних обществах, функционировавших в условиях ограниченных жизненных ресурсов: в них эвтаназия не только допускалась, но и поощрялась, поскольку неразрывно была связана с выживаемостью, выступая в качестве одного из элементов системы социальной регуляции. Постепенно такая система утрачивала свою эффективность и не могла сохранить эти общества от деградации, распада и исчезновения.

Второй этап связан со средневековьем, когда широкое распространение получает христианство (ислам на арабском Востоке), в котором формируется устойчиво отрицательное отношение к эвтаназии. Эвтаназия начинает восприниматься как деяние, направленное против Бога, что неминуемо утверждало идею его греховности.

Третий этап начинается в эпоху Возрождения и связан с признанием индивидуальной ценности отдельной личности, а затем продолжается в Новое и Новейшее время. Личность обретает не только установленное „ право на жизнь, но и борется за право на смерть.

Возросшее внимание современной философии к эвтаназии связано не только с достижениями медицины, но и с изменениями в системе ценностных ориентаций личности и общества, постановкой вопроса о приоритетности прав человека.

С одной стороны, в обществах Западного типа существенно изменилась морально-нравственная оценка эвтаназии от зафиксированного в «клятве Гиппократа» запрета до обсуждения и официального признания технических, медицинских и юридических деталей данного феномена.

С другой стороны, аргументируется несостоятельность и вредность эвтаназии для морально-нравственных устоев медицины и общества в целом, в связи с чем эвтаназия не может быть немедленно внедрена в практику как система.

12. Основной вывод проведенного исследования следующий: легализация эвтаназии в современном обществе не способствует расширению прав и свобод человека, более того, она способна породить целый ряд негативных явлений общественной жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ивченко, Инна Александровна, 2009 год

1. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппон-ского ДТер. с лат. М.Е.Сергеенко, вст. ст. А.А.Столярова. М.: Изд-во «Ренессанс», СП ИБО - СиД, 1991.-488 с.

2. Аквинский Фома. Сумма теологии. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1996. - 596 с.

3. Акопов В.И., Бова A.A. Юридические основы деятельности врача. М.: Юристь, 1997. - 298 с.

4. Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1998. - 330 с.

5. Антипенко Э. Слово об эвтаназии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 296 с.

6. Антисери Д., Реале С., Мальцева С.А. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. СПб.: Изд-во «Пневма», 2005. - 880 с.

7. Аристотель. Никомахова этика //Аристотель: Соч.: В 4 т. Т.4. М.:Мысль, 1984.-611 с.

8. Аркадьев Р.К. В защиту совести. М., 1994. - 314 с.

9. Бентам И. Избранные сочинения. Т.1. СПб., 1867. - 618 с.

10. Ю.Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учебное пособие. М.: Норма, 2006. - 320 с.

11. П.Биксон Т.К., Пепло Л.Э., Рук К.С., Гудчайлдс Ж.Д. Жизнь старого и одинокого человека //Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. М.: Прогресс, 1989. - С.485-511.

12. Битва со страхом. Как сегодня в России решается проблема лечения онкологических больных //Коммерсантъ Деньги. 2006. - №38. - 25 сентября -1 октября.

13. Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь благая смерть. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2006. - 232 с.

14. Н.Богомяткова Е.С. Эвтаназия как социальная проблема: Автореф. дис. канд. социол. наук. СПб., 2006. - 30 с.

15. Бойко Ю.Г., Силяева Н.Ф. Клинико-анатомический анализ врачебных ошибок. Минск, 1994. - 402 с.

16. Борзенков Г.Н. Квалификация преступлений против жизни и здоровья. -М.: ИНФРА-М, 2005. 421 с.

17. Бородин C.B. Преступления против жизни. СПб., 2003. - 311 с.

18. Бородин С. Эвтаназия в России //Российская юстиция. 2001. - №9. - С.10-18.

19. Бородин C.B., Глушков В.А. Убийство из сострадания //Общественные науки и современность. 1992. - №4. - С.140-145.

20. Борхес Х.Л. Письмена Бога. М.: Прогресс, 1992. - 612 с.

21. Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1993. - 708 с.

22. Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Логос, 1996. - 512 с.

23. Бумке О. Культура и вырождение. Пер. с нем. Л., 1926. - 344 с.

24. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1971.-564 с.

25. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т.2. 2-е изд., испр. и доп. /Сост., ред. и вст. ст.

26. A.Л.Субботина. М.: Мысль, 1978. - 575 с.

27. Вебер М. Избранные произведения. М.: Республика, 1990. - 658 с.

28. Основания новой науки об общей природе наций. М.: Госполитиздат, 1947.-398 с.

29. Вилкова И. Запчасти для homo sapiens //Российская газета. 2006. - 7 апреля.

30. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958. - 286 с.

31. Винер Н. Творец и робот. М.: Наука, 1966. - 380 с.

32. Вишев И.В. Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы, решения: Автореф. дис.д-ра филос. наук. Свердловск, 1990. - 46с.

33. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: Учебник М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2006. - 480 с.

34. Вольтер. Философские сочинения /Отв. ред., сост. и авт. вст. ст.

35. B.Н.Кузнецов. Пер. с фр. С.Я.Шейнман-Топштейн. М.: Наука, 1989. - 750 с.

36. Гайденко П.П. Смерть //Философский энциклопедический словарь. М., 1983.-С.617.

37. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа /Отв. ред. Е.П.Ситковский. Ред. коллегия: Б.М.Кедров и др. М.: Мысль, 1977. - 471 с.

38. Гесиод. О происхождении богов (теогония). Пер. с древнегреч. В.В.Вересаева. М.: Просвещение, 1963.

39. Глашев A.A. Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков М.: Волтерс Клувер, 2004. - 156 с.

40. Глушков В.А. Ответственность за преступления в области здравоохранения. Киев, 1987. - 211 с.

41. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т.1 /Пер. с лат. и англ.; сост., ред. изд., авт. вступ. ст. В.В.Соколов. М.: Мысль, 1989. - 622 с. Т.2. - 575 с.

42. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Просвещение, 1980.-446 с.

43. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики /Под ред. Ф.М.Рудинского. Волгоград, 2004. - 496 с.

44. Григулевич И.Р. Инквизиция. 3-е изд. М.: Политиздат, 1985. - 448 с.

45. Гуревич П.С. Дальше тишина? //Жизнь после смерти: Сборник. - М., 1991.-255 с.

46. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000. - 472 с.

47. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. Курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. - 768 с.

48. Денисов В. Медикаментозная недостаточность //Российская газета. 2006.- 10 ноября.

49. Диоген Лаэртский. Жизнь, учение и изречения мужей, прославившихся в философии. М.: Мысль, 1986. - 503 с.

50. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии //Государство и право. 2000. - №11. - С.50-65.

51. Дмитриева A.A. История Германского государства. М.: Просвещение, 1990.-528 с.

52. Доссе Ж. Научное знание и человеческое достоинство //Курьер ЮНЕСКО.- 1994.-№11.-С.5-7.

53. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М.: Логос, 1994. -386 с.

54. Ефременко Т. Росстат обнародовал последние данные по численности населения страны //Российская газета. 2006. - 22 ноября.

55. Жигарев Е.В. Личность. Преступность. Религия. М.: Наука, 2004. - 456 с.

56. Жизнь после смерти: Сборник /Под ред. П.С.Гуревича. М.: Советский писатель. Олимп, 1991. - 318 с.

57. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. - 499 с. 57.Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. - М.: Дело, 2002. - 512 с.

58. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX начала XX вв.: Учебное пособие для философских факультетов университетов.- М.: Высшая школа, 1988. 520 с.

59. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века: Учебное пособие. М.: «Проспект», 1998. - 432 с.

60. Иванюшкин А.Я., Юдин Б.Г. Введение в биоэтику: Учебное пособие. М.: Медицина, 1998.-304 с.

61. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи /Под ред. Н.П.Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. - 368 с.

62. Иноземцев В.Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: ИНФРА-М, 2003. - 344 с.

63. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия /А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. Минск.: Харвест, 1998. - 832 с.

64. История Древнего мира. Древний Рим /А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. Минск: Харвест, 1998. - 864 с.

65. Кальченко H.B. Право человека и гражданина на жизнь и его гарантии в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1995. -28 с.

66. Кальченко Н.В. Право человека на жизнь. Волгоград, 2003. - 213 с.

67. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

68. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.2. М.: Мысль, 1964. - 516 с.

69. Капинус О.С. Эвтаназия в свете права на жизнь. Монография. М.: Издательский дом «Камерон», 2006. - 480 с.

70. Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление. М.: ООО Издательский дом «Буквовед», 2006. - 400 с.

71. Ковалев М.И. Право на жизнь и право на смерть //Государство и право. -1992.-№7.-С.61-76.

72. Ковалевский М.А. Блага «жизнь» и «здоровье»: конституционно-правовое значение и элементы правовой охраны //Кодекс-info. 2003. - №1-2. -С.80-87.

73. Козлова H.H. Эвтаназия: уголовно-правовые проблемы. Проблемы применения нового уголовного законодательства //Сборник научных трудов.-Уфа, 1999.-С.50-56.

74. Кони А.Ф. Собр. соч. в 8 т. Т.4. М.: Юрид. лит., 1967. - 610 с.

75. Конищева Т. Порок бедности //Российская газета. 2006. - 21 сентября.

76. Коновалова Л.В. Прикладная этика. М.: Просвещение, 2001. - 356 с.

77. Конфуций. Избранное. Ташкент, 1978. - 410 с.

78. Коныгина Н., Брынцева Г. О том, что заставляет россиянина выбирать между детьми и комфортом //Российская газета. 2006. - 7 ноября.

79. Коран /Перевод и комментарий И.Ю.Крачковского. М.: Наука, 1986. -680 с.

80. Крусс Б.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном философско-правовом измерении: к постановке проблемы //Государство и право. 2000. - №10. - С.35-45.

81. Крылова Н.Е. Уголовное право и биоэтика: проблемы, дискуссии, поиск решений. М.: Гелиос, 2006. - 312 с.

82. Крылова Н.Е. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект //Вестник МГУ. Серия 2. Право. 2002. - №2. - С.25-30.

83. Кузьмин В. Кремль готовит беби-бум //Российская газета. 2007. - 3 апреля.

84. Кураев А. Неамериканский миссионер. М.: Логос, 2005. - 296 с.

85. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993. - 383 с.

86. Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - 400 с.

87. Ламонт К. Сочинения. М.: Мысль, 1984. - 478 с.

88. Лашкина Е. На грани помешательства. Правительство РФ рассмотрит программу по борьбе с социально значимыми заболеваниями //Российская газета. 2007. - 22 февраля.

89. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд //Вопросы философии. -2000. №6. - С.45-57.

90. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т.2. М., 1982.

91. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 17. М.: Издательство политической литературы, 1961. - 516 с.

92. Леонтьев К.Н. Собрание сочинений: В 8 т. Т.6. М., 1912. - С.384 с.

93. Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986. - 382 с.

94. Локк Дж. Два трактата о правлении //Соч.: В 3 т. Т.З. М., 1988. - 422 с.

95. Лютер М. Избр. соч. в 10 т. Т.7 /Пер. с нем. М., 1928. - 458 с.

96. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1996. - 639 с.

97. Малеина М.Н. О праве на жизнь //Аргументы и факты. 1997. - №3. -С.58-59.

98. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Т.1-2. М., 1868.

99. Материалисты Древней Греции. М., 1955. - 511 с.

100. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Издательство политической литературы, 1960. - Т.1. - С.555. Т.17. - С.418. Т.20. - С.495-496. Т.42.-С.119.

101. Матузов Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов //Правоведение. 1998. - №1. - С.10-16.

102. Медицина и права человека. М., 2001. - 344 с.

103. Медицина на пороге XXI века. М., 1999. - 267 с.

104. Мельцер Э. Право на убийство (Борьба с вырождением). Пер. с нем. Л.М.Василевского. Л., 1926. - 416 с.

105. Мифологический словарь /Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

106. Монтень М. Опыты: В 3 т. Т.1. М., 1979-1980. - 690 с.

107. Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия. М.-Л.: Госполитиздат, 1939.-318 с.

108. Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда III. М.: Мысль, 1973. - 356 с.

109. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. - 468 с.

110. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы //Зеленый мир. 1994. - №4. - С.5-10.

111. Моруа А. Отель «Танатос». М.: Изд-во «Вагриус», 2000. - 198 с.

112. Мысли великих людей: В 3 т. Т. 1. Екатеринбург, 2000. - 279 с.

113. Мысли великих людей /Под ред. А.А.Авдюченко. М., 1999. - 246 с.

114. Неговский В.А. Очерки по реаниматологии. М., 1983. - 276 с.

115. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1994. - 456 с.

116. Нестерова О. Стресс в большом городе //Российская газета. 2007. - 6 декабря.

117. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888) /Под ред. Г.Рачинского и Я.Бермана. М.: ТОО «Транспорт», 1995. - 302 с.

118. Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.1. Литературные памятники /Сост., ред., вст. ст. и прим. К.А.Свасьяна. Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. - 829 с.

119. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т.2. М.: Юрид. лит., 1951.-608 с.

120. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы //Вопросы философии. 1994. - №3. - С.40-45.

121. Онищенко Г. Непозволительно из врача делать палача //Российская газета. 2003. - 2 февраля.

122. Орлов А.Н. Милосердна ли легкая смерть. Этюды биоэтики. Красноярск, 1995.- 148 с.

123. Оруэлл Дж. 1984 и эссе разных лет. М.: Прогресс, 1989. - 445 с.

124. Павлов А. Комета уничтожит США? //Московский комсомолец. 2006. - 11 мая.

125. Павлов А. Причуды эвтаназии //Московский комсомолец. 2005. - 10 июня.

126. Памятники Римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Диге-сты Юстиниана. М., 1997. - 322 с.

127. Паскаль Б. Мысли о религии. М.: Логос, 1992. - 322 с.

128. Петровский Б.В. Хирург и жизнь М., 1989. - 211 с.

129. Писарев Д.И. Основные проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии. М.: Наука, 1969. - 268 с.

130. Платон. Собр. соч.: В 4 т. /Пер. с древнегреч. Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. -Т.1.- 860 с. Т.2. - 528 с. Т.З. - 654 с.

131. Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. T.I /Пер. с древнегреч. /Сост., вступ. ст., прим. М.Томашевской. М.: Правда, 1990. - 592 с.

132. Помпонацци П. Трактаты «О бессмертии души» и «О причинах естественных явлений или о чародействе». М., 1990. - 322 с.

133. Птичкин С. Бизнес на младенцах //Российская газета. 2006. - 5 мая.

134. Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия //Этическая мысль: научно-публицистические чтения. 1990. М.: Мысль, 1990. - С.201-212.

135. Роксин К. Уголовно-правовая оценка эвтаназии //Современное медицинское право в России и за рубежом: Сб. науч. тр. /РАН, ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. и др. Отв. ред. О.Л.Дубовик, Ю.С.Пивоваров. М.: ИНИОН, 2003. - С.373-389.

136. Романовский Г.Б. Гносеология права на жизнь. СПб., 2003. - 248 с.

137. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. Перевод Ч.Вогана. М.: Политиздат, 1969. - 612 с.

138. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании //История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И.Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 130-131.

139. Сабиров В.Ш. О мировоззренческих основах современной западной танатологии //Человек. 2002. - №5. - С. 11-23.

140. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Мысль, 1988. - 568 с.

141. Сенека JI.A. Нравственные письма к Луцилию. М.: Мысль, 1977. - 421 с.

142. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. М.: Наука, 1998.-384 с.

143. Силуянова И.В. Этика врачевания. Современная медицина и православие. М.: Наука, 2001. - 396 с.

144. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебное пособие для философских факультетов университетов. М.: Высшая школа, 1984.-448 с.

145. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Брюссель, 1982. - 311 с.

146. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1988. - 548 с.

147. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. - 432 с.

148. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /Общ. ред., сост., пре-дисл. А.Ю.Согомонов. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

149. Софокл. Антигона. М.: Логос, 2000. - 378 с. ;

150. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1957. -608 с.

151. Столпы мудрости. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 436 с.

152. Суицидология: прошлое и настоящее. Сост. А.Н.Моховиков. М.: Наука, 2001.-270 с.

153. Сумерки богов. М.: Мысль, 1989. - 432 с.

154. Тарновский В. Гладиаторы. Пер. с нем. Б.И.Залесской. М.: Слово, 1995. - 50 с.

155. Тарновский В. Самураи рыцари Дальнего Востока. Пер. с нем. А.В.Волкова. - М.: Слово, 1997. - 48 с.

156. Тасаков С. Запрет эвтаназии унижает человеческое достоинство //Российская юстиция. 2003. - №2. - С.20-31.

157. Тацит Корнелий. Сочинения. Т.1. Л.: Мысль, 1969. - 388 с.

158. Творения Блаженного Августина. Кн.7. М., 1997. - 354 с.

159. Те Е. Некоторые правые, морально-этические и другие аспекты эвтаназии в России //Сборник научных трудов. Уфа, 1999. - С.56-60.

160. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Мысль, 1987. - 356 с.

161. Тищенко П.Д. К началам биоэтики //Вопросы философии. 1994. - №3. - С.62-67.

162. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. /Сост. Огурцов А.П. -М.: Прогресс, 1991.-736 с.

163. Тоффлер О. Футурошок: Пер. с англ. СПб., 1997. - 426 с.

164. Трофимов A.B. Врач. М.: Медицина, 1994. - 290 с.

165. Трубецкой E.H. Лекции по энциклопедии права. М., 1913. - 618 с.

166. Турен А. Возвращение человека действующего. М.: Мысль, 1998. -282 с.

167. Туршук Л.Д. Право на защиту жизни и эвтаназия //Кодекс-info. 2004. -Январь-февраль. - С.99-112.

168. Уиклер Д., Брок Д. На грани жизни и смерти (краткий очерк современной биоэтики в США). М.: Медицина, 1989. - 314 с.

169. Умов H.A. Собр. соч. Т.З. М., 1916. - 411 с.

170. Уолкер А.Э. Смерть мозга. М.: Медицина, 1988. - 316 с.

171. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т.2. М.: Политиздат, 1955. - 644 с.

172. Фойницкий И.Я. Курс уголовного права. СПб., 1916. - 678 с.

173. Фомичев Е.К. Эвтаназия как форма реализации права на смерть: общетеоретический аспект: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тамбов, 2006. -32 с.

174. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Мысль, 1989. -С.148.

175. Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию. Париж, 1930. - 249 с.

176. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. - 452 с.

177. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник: Пер. с англ. и нем /Общ. ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

178. Фрейд Зигмунд, психоанализ и русская мысль /Сост. и авт. вст. ст. В.М.Лейбин. М.: Республика, 1994. - 384 с.

179. Фолкнер У. Речь при получении Нобелевской премии (1949 г.) //Писатели США о литературе. М.: Сов. писатель, 1982. - Т.2. - С. 190192.

180. Фромм Э. Душа человека. М.: Мысль, 1992. - 396 с.

181. Фромм Э. Революция надежды. СПб.: «Ювента», 1999. - 245 с.

182. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии. 1990. - №3.

183. Фут Ф. Эвтаназия //Философские науки. 1990. - №6.- С.60-70.

184. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Мысль, 1992. -436 с.

185. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка. Новая индустриальная волна на Западе. М.: Мегапир, 1999. -360 с.

186. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах /Пер. Д.В.Сильвестрова. Отв. ред. С.С.Аверинцев. М.: Наука, 1988. - 539 с.

187. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Сост. З.М.Черниловский. М.: Юридическая литература, 1984. - 745 с.

188. Хрестоматия по истории отечественного государства и права /Под ред. О.И.Чистякова. М.: Юристъ, 1997. - 698 с.

189. Цицерон. О законах. М.: Юридическая литература, 1984. - 311 с.

190. Чхартишвши Г. Писатель и самоубийство. М.: Логос, 2001. - 384 с.

191. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Логос, 1992. - 672 с.

192. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 5 т. Т.1 /Сост., вст. ст.

193. A.А.Чанышева. Пер. с нем. Ю.И.Айхенвальда М.: «Московский Клуб», 1992. - 395 с.

194. Шпенглер О. Закат Европы /Авт. вступит, статьи А.П.Дубнов. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.

195. Эвтаназия и человеческое достоинство. Сборник документов, принятых на конференции католических епископов Голландии 20 апреля 2002 г. /Пер. А.Трунова. Нидерланды, 2002. - 110 с.

196. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907.-610 с.

197. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1953. - 352 с.

198. Эразм Роттердамский. Философские произведения /Отв. ред.

199. B.В.Соколов. Перевод и комментарий Ю.М.Каган. М.: Наука, 1987. - 702 с.

200. Юнг К. Архетип и символ. М.: Просвещение, 1991. - 425 с.

201. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.г

202. Литература на иностранных языках

203. Almond G. Verba S. The Civic Culture. Princeton, 1963. - 211 p.

204. Alpers A., Lo B. Physician assisted suicide in Oregon: A bold experiment //JAMA. - 1995. - V.274. - №6. - P.21-43.

205. Annales de Bretagne. T.90. - 1983. - №1. - 344 p.

206. Aries F. L'Homme devant la mort. P., 1985. - 352 p.

207. Barnard C. Good life good death. A doctor's case for euthanasia and suicide. -Prentice-Hall, 1980. 322 p.

208. Binding K., Hoche A. Die Freigabe der Vernichtung lebensunwerten Lebens. Ihr Mass und ihre Form. Zweite Auflage. Leipzig, 1922. - 254 s.

209. Boklage C.E. Survival probability of human conception from fertilization to term //International Journal Fertilization. 1990. - Vol.35. - P.75-94.

210. Croix A. Culture et religion en Bretagne aux 16 et 17 sickles. Rennes, 1995. -311 p.

211. Downing A.B. Euthanasia and the right to death. London, 1971. - 254 p.

212. Galbraith J.K. The New Industrial State. 2 ed. London, 1991. - 376 p.11 .Gormally L. Against voluntary euthanasia //Principles of Health Care Ethics /Ed. R.Gillon. Chichester, 1994. - P.763-773.

213. Griffiths J. Assisted suicide in the Netherlands the Chabot case //Modern Law Rev, 1995. - March. - P.232-248.

214. Heidegger M. Sein und Zeit Tubingen, 1967. - 422 s.

215. Heidegger M. Wegmarken. Fr. a/M., 1976. - 321 s.

216. Herder I. Samtliche Werke. Bd.XIII. - 452 s.

217. Humphry D. Dying with dignity: understanding euthanasia. New York: Barich Jane Press, 1992.-345 p.

218. Humphry D. Final exit: The practicalities of self-deliverance and assisted suicide for the dying. Berryville, 1991. - 145 p.

219. Humphiy D., Wicketl A. The right to die: Understanding euthanasia. L., 1986. - 295 p.

220. Jonas H. Pravo do smierci //Etyka. W-wa; Poznan. - 1988. - №23.

221. Kenis Y. L'euthanasie, le droit, la deontologie et la morale //Bioethigue et libre-examen. Bruxelles, 1988. - 366 p.

222. Langarek E.A. Abortion listening to the middle //Hastings Cent. Rep. 1979. -Vol.9. - №5. - P.24-30.

223. Llano-Escobar A. In Colambia, dealing with death and technology //Hasting Cent. Rep. 1988. - Vol.18. - №4. - P.23-29.

224. Mann E. Die Erlosung der Menschheit vom Elend. Weimar, 1922. - 225 s.

225. Menghistu T. The Satisfaction of Survival Requirements. N.Y., 1999. - 377 p.

226. Miller A.R. Miller's Court. Boston, 1982. - 257 p.

227. Moussa M., Shannon T.A. The search for the new pineal gland brain life and personhood //Hastings Cent. Rep. 1992. - Vol.22. - №2. - P.30-37.

228. O'Brien R. Global Financial Integration. The End of Geography. London, 1992.-327 p.

229. Panin D. The Notebooks of Sologdin. L., 1976. - 122 p.

230. Prevention of suicide. W.H.O. Paper №35. Geneva: W.H.O., 1968. - 147 p. 30.Sahler O.J.Z. The child and death. - Saint Louis, 1978. - 276 p.

231. Schweitzer A. Sein Denken und sein Weg. Tub., 1972. - 125 s. 32.Szawarski Z. Samobojstwo: W poszukiwaniu definicii //Etyka. - W-wa; Poznan. - 1988. -№23.

232. Toffler A. The Third Wave. New York, 1984. - 177 p.

233. Tooley M. Abortion and infanticide. Oxford, 1983. - 322 p.

234. Veatch R.M. Death dying and the biological revolution. London, 1976. - 1991. P

235. Weisman A. Appropriate and Appropriated (Suiside) Death. In: Death: Current Perspectives. - California, 1976. - 502 p.

236. Williams R.H. To live and to die: when, why and how. New York, 1973. - 2711. P

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.